В России с 1 июля вступил в действие закон «о навозе». Утвержден закон о штрафах до 600 тысяч рублей за неправильное обращение с побочными продуктами животноводства в России: Что предусмотрено? Пользователи соцсетей удивились новости о разработке законопроекта, который будет регулировать обращение навоза. Комитет по бюджету Совета Федерации РФ займется разработкой закона, который будет регулировать обращение навоза в стране, пишет РИА Новости со ссылкой на пресс-службу комитета. По наводке Константина Гультяева обратил внимание на внесенный перед самым Новым годом в парламент законопроект, регулирующий правоотношения по поводу экскрементов домашних животных, сиречь проект разработан и внесен сенаторами (!).
Дачники, внимание: за навоз на вашем участке можно получить штраф, Путин подписал новый закон
Статья 4. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области обращения побочных продуктов животноводства К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области обращения побочных продуктов животноводства относятся: 1 разработка и реализация в Российской Федерации единой государственной политики в области обращения побочных продуктов животноводства; 2 утверждение требований к обращению побочных продуктов животноводства; 3 утверждение порядка, сроков и формы направления уведомлений об отнесении веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства; 4 утверждение перечня нарушений требований к обращению побочных продуктов животноводства, в результате которых побочные продукты животноводства признаются отходами; 5 иные полномочия в области обращения побочных продуктов животноводства в соответствии с настоящим Федеральным законом. Статья 5. Отнесение веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства и ведение их учета 1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, крестьянские фермерские хозяйства без образования юридического лица, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, самостоятельно осуществляют отнесение веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства или отходам независимо от факта включения таких веществ в федеральный классификационный каталог отходов. О принятом в соответствии с частью 1 настоящей статьи решении об отнесении веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства, об объемах побочных продуктов животноводства, о дате образования побочных продуктов животноводства, планируемых сроках использования побочных продуктов животноводства в производстве или передаче побочных продуктов животноводства иным лицам и результатах таких использования или передачи юридические лица, индивидуальные предприниматели, крестьянские фермерские хозяйства без образования юридического лица, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, уведомляют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю надзору в сфере ветеринарии и в сфере земельного надзора в отношении земель сельскохозяйственного назначения.
Порядок и сроки направления уведомлений, указанных в части 2 настоящей статьи, а также их форму устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса. Собственники побочных продуктов животноводства осуществляют учет побочных продуктов животноводства отдельно от учета основной продукции и отходов. Побочные продукты животноводства не являются отходами, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи. Побочные продукты животноводства признаются отходами в случае установления в рамках федерального государственного контроля надзора в сфере ветеринарии и или федерального государственного земельного контроля надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", нарушений требований к обращению побочных продуктов животноводства, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации. Датой признания побочных продуктов животноводства отходами является дата вступления в законную силу акта контрольного надзорного мероприятия в рамках федерального государственного контроля надзора в сфере ветеринарии и или федерального государственного земельного контроля надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", вынесенного при выявлении указанных нарушений.
В случае, предусмотренном частью 6 настоящей статьи, собственник побочных продуктов животноводства, признанных отходами, обязан исчислить и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду с учетом следующих особенностей: 1 плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится по месту выявления нарушений, указанных в части 6 настоящей статьи; 2 платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса побочных продуктов животноводства, признанных отходами в соответствии с частью 6 настоящей статьи; 3 размер платы за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется в порядке, установленном пунктом 1 статьи 16.
Закон каждый гражданин уже может прочесть на официальном портале правовой информации. Согласно документу, наказуемым будет несоблюдение норм и при хранении, и при транспортировке, и при обработке, и при реализации навоза. Правда, в законе нет ни слова о наказаниях, которые грозят простым гражданам, — санкции будут применимы к должностным лицам, предпринимателям или юридическим лицам. При этом суммы взыскания достаточно существенны.
Так, животным присваивается уникальный номер, который заносится в единую базу данных.
Помимо коров, свиней, коз и овец, в список по обязательной маркировке вошли куры, верблюды, олени и пчёлы. При этом отмечалось, что обычные домашние питомцы обязательной маркировке не подлежат. Такие действия нужны для того, чтобы предотвратить распространение болезней и оперативно выявлять их источники. Учёт животных Россельхознадзор будет вести бесплатно, при этом маркировать их гражданам придётся уже за свой счёт.
Цель настоящего Федерального закона Целью настоящего Федерального закона является повышение эффективности вовлечения побочных продуктов животноводства в сельскохозяйственное производство, в том числе для обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Статья 2. Статья 3. Предмет настоящего Федерального закона 1.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области обращения побочных продуктов животноводства. Отношения, связанные с обращением веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных и не используемых в сельскохозяйственном производстве, регулируются Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в части регулирования обращения побочных продуктов производства и другими федеральными законами. Статья 4. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области обращения побочных продуктов животноводства К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области обращения побочных продуктов животноводства относятся: 1 разработка и реализация в Российской Федерации единой государственной политики в области обращения побочных продуктов животноводства; 2 утверждение требований к обращению побочных продуктов животноводства; 3 утверждение порядка, сроков и формы направления уведомлений об отнесении веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства; 4 утверждение перечня нарушений требований к обращению побочных продуктов животноводства, в результате которых побочные продукты животноводства признаются отходами; 5 иные полномочия в области обращения побочных продуктов животноводства в соответствии с настоящим Федеральным законом. Статья 5. Отнесение веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства и ведение их учета 1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, крестьянские фермерские хозяйства без образования юридического лица, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, самостоятельно осуществляют отнесение веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства или отходам независимо от факта включения таких веществ в федеральный классификационный каталог отходов. О принятом в соответствии с частью 1 настоящей статьи решении об отнесении веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства, об объемах побочных продуктов животноводства, о дате образования побочных продуктов животноводства, планируемых сроках использования побочных продуктов животноводства в производстве или передаче побочных продуктов животноводства иным лицам и результатах таких использования или передачи юридические лица, индивидуальные предприниматели, крестьянские фермерские хозяйства без образования юридического лица, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, уведомляют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю надзору в сфере ветеринарии и в сфере земельного надзора в отношении земель сельскохозяйственного назначения.
Неправильное обращение с навозом обойдется недешево
Лариса Кумышева, руководитель регионального отделения АККОР Красноярского края: - Законопроект разработан в целях эффективного вовлечения побочных продуктов животноводства в сельскохозяйственное производство и для восстановления плодородия земель. Действующее до этого законодательство в области охраны окружающей среды относило навоз к «опасным» отходам. Это не позволяло использовать его в сельхозобороте, а фермеры получали крупные штрафы, если побочный продукт не утилизирован и не лицензирован. Принятый Федеральный Закон комплексно регулирует вопросы образования побочных продуктов. Кроме того, он устанавливает прямую норму в том, что побочный отход животноводства не является отходом, а может быть сырьем. Отмечу, что обращение с побочными продуктами животноводства одновременно регулировались законом об обращении с пестицидами и агрохимикатами, санитарными и ветеринарными законодательствами. Это создавало правовую неопределенность, что приводило к неоднозначной правоприменительной судебной практике. Вследствие чего происходило затруднение эффективного ведения сельхозпроизводства, создавались лишние административные и финансовые нагрузки на аграриев.
К ним относятся навоз, помет и стоки, которые образуются при содержании сельхозживотных, а также подстилка, если такие продукты используются в сельскохозяйственном производстве.
Кого коснется новый закон, какие требования предъявляет он к животноводам, куда сообщить, что навоз и помет — это побочные продукты животноводства, будут ли штрафовать за нарушения и другие нюансы регуляторики объясняем простыми словами. Что случилось и кого это коснется? Президент РФ подписал Федеральный закон от 14. Новый закон распространяется на правоотношения по обращению с навозом и пометом, которые возникают у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей ИП и крестьянско-фермерских хозяйств КФХ. Он не распространяется на личные подсобные хозяйства, которые могут ориентироваться в своей деятельности на требования закона и подзаконных актов. Требования не распространяются на случаи содержания животных в условиях круглогодичного или сезонного пастбищного содержания. Проблема обращения навоза и помета, решаемая законом, стоит только перед хозяйствами, где концентрируются, собираются и перерабатываются побочные продукты животноводства. Что теперь будет?
Согласно новому закону, сельхозпроизводители получили право самостоятельно принимать решение, что делать с навозом и пометом. Если они не будут перерабатывать навоз и помет, то обращение с этими веществами контролируется законом «Об отходах производства и потребления», а это значит, надо будет вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду». Если же навоз и помет перерабатываются для использования в сельхозпроизводстве, тогда они признаются побочными продуктами животноводства и обращение с ними регулируется уже новым законом и соответствующими постановлениями правительства. Главное, что в этом случае навоз и помет уже не считаются отходами и плату за негативное воздействие вносить не нужно. Как было до этого? Причиной принятия закона стала правовая неопределенность при отнесении навоза и помета сельхозживотных то ли к отходам производства III—V класса опасности, то ли к продукции для повышения плодородия почв. С одной стороны, существуют разъяснения Минсельхоза и Минприроды, согласно которым, если предприятие перерабатывает навоз в органические удобрения по всем стандартам и техническим условиям, то не нужно лицензировать эту деятельность и платить за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку в этом случае де-факто навоз не является отходом. С другой стороны, существует точка зрения Росприроднадзора, согласно которой навоз в любом случае признается отходом, а значит, нужно получать лицензию и вносить плату за вредное воздействие на окружающую среду.
В противном случае хозяйство может быть оштрафовано. А что в мире? Навоз и помет исключены из Директивы ЕС по отходам — они регулируются отдельно как «побочные продукты животноводства» animal by-products. При этом свежий навоз может вноситься в почву без предварительной обработки.
Правила обращения установлены законом, вводится право собственности на побочные продукты животноводства. Ранее на хранение, перевозку навоза и т. Принятие этого закона необходимо, так как в ФЗ-248 введены новые правила работы с продуктами животноводства, ответственность за нарушение которых в КоАП РФ не предусмотрена. Какие штрафы предлагается ввести: за несоблюдение требований по хранению, транспортировке, обработке, реализации — для должностных лиц от 30 до 40 тысяч рублей, для ИП от 50 до 60 тысяч рублей, для юридических лиц от 250 до 350 тысяч рублей. ИП и юрлицам также грозит приостановка деятельности до 90 дней; за повторное в течение года правонарушение лимиты штрафов увеличиваются для должностных лиц и ИП на 10 тысяч рублей, для юрлиц вилка штрафов составляет от 350 до 450 тысяч рублей. Также возможна приостановка деятельности на срок до 90 дней.
Для должностных лиц он составит от 30 до 40 тыс. За повторное нарушение штраф увеличится и достигнет для должностных лиц от 40 до 50 тыс. Если действия по несоблюдению требований привели к причинению вреда здоровью людей, окружающей среде и к возникновению эпидемии, то штраф для должностных лиц составит от 50 до 60 тыс.
Штраф за неправильное обращение с навозом в 2023 году – что говорит закон?
Комитет Госдумы одобрил 18 января введение штрафов за неправильное обращение с навозом. О внесении изменения в Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами". Чтобы российский навоз и помёт стали товаром, предложенный проект закона также закрепляет права собственности на продукты жизнедеятельности сельскохозяйственных животных. Это вещества, которые образуются при содержании сельскохозяйственных животных и применяются в сельхозпроизводстве (навоз, помет, стоки и пр.).
Эксперт разъяснил, как будет действовать новый закон о побочных продуктах животноводства
Сенатор также уточнял , что сейчас утилизация отходов жизнедеятельности животных — настоящая головная боль для аграриев , так как законодательство предписывает «оформлять паспорта отходов, лицензии на обращение с отходами, проходить государственную экологическую экспертизу, отчитываться о не превышении установленного в разрешении лимита». До этого сенаторы планировали повторно внести в ГД проект закона об использовании продуктов жизнедеятельности сельскохозяйственных животных в качестве удобрений. Как подчёркивала спикер СФ Валентина Матвиенко, многие регионы жалуются на отсутствие чётких федеральных норм по обороту отходов животных, из-за чего предприятия получают миллиардные штрафы за нарушение норм утилизации отходов, которые, по сути, являются удобрением. Глава верней палат призвала урегулировать вопрос законодательно как можно скорее.
Есть факты наложения на сельхозпредприятия штрафов за неправильное обращение с навозом. Следуя букве действующего закона, производители должны разработать паспорт отходов в соответствии с классом опасности, провести экологическую экспертизу проектной документации, получить лицензию на деятельность и внести навозохранилища в государственный реестр объектов размещения отходов. Затраты предприятий на переработку отходов могут доходить до 400 рублей — 1 тыс.
А уведомление на текущий год надо подать до 1 мая 2023 года, потому что этот год переходный в реализации нового закона.
Если не уведомить, что будет? Максим Синельников: Законодательство допускает несколько статусов в отношении навоза и помета. Никто не отменял действующий режим в рамках законодательства о техническом регулировании, можно работать по нему. Для этого необходимо разработать стандарт организации или технические условия, разработать технологический регламент и проводить оценку соответствия продукта на требования, установленные в технической документации. Однако, как показала правоприменительная практика, есть риски разночтений со стороны контрольно-надзорных органов. Еще один статус — можно сразу признать навоз и помет отходами и работать с ними как с отходами, то есть оформить лицензию на обращение с такими отходами, вносить установленную плату за негативное воздействие на окружающую среду при их размещении и выполнять иные требования, установленные в отношении отходов. Но там другие требования и другие риски.
Выбор есть. Важно, что именно закон о побочных продуктах животноводства учитывает специфику сельского хозяйства. Что еще немаловажно, это работа с Россельхознадзором, который уже сегодня контролирует содержание животных с точки зрения ветеринарии, использование удобрений на землях сельхозназначения, поэтому очевидно, что надзор за побочными продуктами животноводства должен быть в руках этого ведомства. На официальном сайте Россельхознадзора размещены все нормативные акты и закон, а также пояснения Минсельхоза России о реализации требований к обращению побочных продуктов животноводства. В каком случае внесение навоза будет считаться нарушением? Максим Синельников: Если побочные продукты животноводства вносятся в непереработанном виде. По требованиям, прописанным в постановлении правительства, непереработанный навоз и помет нельзя вносить в почву.
Какие технологии и методы переработки существуют? К ним относится и выдерживание, и компостирование, и переработка с применением специальных препаратов. Способ переработки для себя определяет каждый владелец животных самостоятельно. Отмечу, что теперь в нормативном регулировании установлены нормативные показатели безопасности к переработанному продукту.
В частности, этот закон запрещает использование навоза без лицензии. Он предписывал всем юрлицам и индивидуальным предпринимателям до 1 июля 2016 года сертифицировать деятельность по сбору, обработке, транспортировке и утилизации отходов 1-4 классов опасности. ГОСТ отнес навоз к отходам 3-го умеренно опасные и 4-го малоопасные класса. Отсутствие лицензий на обращение с навозом карается штрафом до 250 тыс.
Путин подписал закон о штрафах за работу с навозом
Между тем в прошлом году был принят закон о правилах хранения и использования навоза, который фермеры очень ждали. Согласно требованиям № 248-ФЗ, для отнесения навоза или помета к побочным продуктам животноводства, производству нужно соответствовать ряду критериев. По их мнению, новым законом мы разрешаем животноводам бесконтрольное обращение с навозом, но это не так», – пояснил сенатор. Путин подписал закон, вносящий поправки в КоПА и устанавливающий серьезные административные штрафы для тех, кто неправильно хранит, перевозит, перерабатывает и продает навоз или помет.
Закон о навозе и новые правила выплаты компенсаций: какие новшества ждут аграриев с 1 марта
Несоблюдение требований по хранению, транспортировке, обработке, переработке и реализации навоза и помета обойдется должностным лицам в 30-40 тысяч, индивидуальным предпринимателям — в 50-60 тысяч, а юридическим лицам — в 250-350 тысяч. За повторное нарушение штраф достигнет 40-50 тысяч рублей, 60-70 тысяч и 350-450 тысяч соответственно. До максимума штрафы доходят, помимо эпидемии, в случае вреда здоровью людей или окружающей среде. Тогда должностные лица заплатят 50-60 тысяч рублей, ИП — от 80-90 тысяч, юридические лица — 500-600 тысяч рублей.
Специализированные площадки не являются объектами размещения отходов и не подлежат включению в государственный реестр объектов размещения отходов. Передача побочных продуктов животноводства допускается только юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, крестьянским фермерским хозяйствам без образования юридического лица, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции. Требования к обращению побочных продуктов животноводства устанавливаются Правительством Российской Федерации. Статья 8. Оценка соблюдения обязательных требований в области обращения побочных продуктов животноводства 1.
Оценка соблюдения обязательных требований, установленных в требованиях к обращению побочных продуктов животноводства, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при хранении, обработке, переработке, транспортировке и реализации побочных продуктов животноводства осуществляется в рамках федерального государственного ветеринарного контроля надзора. Оценка соблюдения обязательных требований, установленных в требованиях к обращению побочных продуктов животноводства, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при использовании побочных продуктов животноводства осуществляется в рамках федерального государственного земельного контроля надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Статья 9. Ответственность за нарушение законодательства в области обращения побочных продуктов животноводства За нарушение законодательства в области обращения побочных продуктов животноводства устанавливается ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 10.
Статья 11. О внесении изменения в Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" Абзац третий статьи 1 Федерального закона от 19 июля 1997 года N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 29, ст.
Для должностных лиц штраф составит от 40 до 50 тысяч рублей, для предпринимателей — от 60 до 70 тысяч, а для юридических лиц — от 350 до 450 тысяч рублей. Если же неправильное обращение с навозом и пометом приведет к ущербу здоровью людей или окружающей среде, вызовет эпидемию или эпизоотию, штрафы увеличиваются до 50—60 тысяч для должностных лиц, 80—90 тысяч для ИП и 500—600 тысяч рублей для юридических лиц. В таких случаях также возможно приостановление деятельности.
Например авторские стиль и форма сохранены : «Соседний колхоз просит навоз. Нет, сами съедим! Наверное, нелегально, на чёрном рынке». И тому подобное… закон о навозе 2023 Так о чём же он, этот нашумевший закон? На самом деле, это Федеральный закон от 14. И говорит он вовсе не о том, что продавать навоз запрещено. Во-первых, касается он только фермерских хозяйств и сельхозпредприятий, которые производят мясо и молоко, а не владельцев личных подсобных хозяйств и садовых участков.
Во-вторых, закон говорит о том, что отныне фермеры и предприятия смогут самостоятельно решать, что относить к побочным продуктам животноводства ППЖ , а что - к отходам производства.
В Совфеде разработают законопроект о навозе
Согласно ст. 2 Закона № 248 побочные продукты животноводства – вещества, образуемые при содержании сельскохозяйственных животных, включая навоз, помет, подстилку, стоки, и используемые в сельскохозяйственном производстве. Североморское межрегиональное управление Россельхознадзора информирует о новом законе об использовании навоза. Новый закон «о навозе» помогает фермам и грозит катастрофой тем, кто живет рядом. Закон также определяет условия оборота навоза, например запрещено загрязнять им почву, воду и лес, а хранить его до переработки можно лишь на специализированных площадках. С 1 марта 2023 года в России вступит в силу новый закон о побочных продуктах животноводства.
Дачники, внимание: за навоз на вашем участке можно получить штраф, Путин подписал новый закон
В случае с птицефабрикой «Ново-Барышевской» ущерб был определен в сумме 550 млн руб, а оштрафовали фабрику на 55 тыс. На данный момент природоохранная прокуратура обратилась в суд о восстановлении нанесенного вреда, а предприятие разрабатывает проект рекультивации земель и готовится к возмещению вреда в натуральном виде. Последняя громкая история касается инцидента в Колывани — компании «Сибагро» сначала был вменен ущерб в 23 млн руб. Надзорные органы, требуя денежную компенсацию за негативное воздействие на окружающую среду, определяют ее размер слишком абстрактно — от десятков тысяч до миллиардов рублей, отметил старший юрист юридического бюро Sollars Евгений Карпов. По его словам, существует два сценария развития событий. В первом случае предприятие получает чрезмерно завышенное требование денежной компенсации, которое не соответствует негативным последствиям. Это приводит к громким судебным процессам и дополнительным издержкам. Однако в итоге суд принимает решение: достаточно рекультивировать почву или осуществить другие восстановительные мероприятия. Во втором — размер компенсации нанесенного вреда окружающей среде во время судебного дела многократно повышается, а итоговая сумма определяется судом. Заместитель генерального директора Национального Союза свиноводов Владимир Курленко уверен, что громкие заявления правоохранительных органов приносят агропредприятиям серьезные репутационные потери. Фото: Виталий Головань Виной этому, считает Курленко, несовершенство методик, например, Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной Приказом Минприроды России от 08.
Это приводит к отсутствию четкого понимания порядка возмещения вреда окружающей среде и подхода к определению вреда, соразмерного его последствиям и реальной стоимости восстановительных мероприятий.
По её словам, если законопроект будет принят, фермерам жить станет проще. Она отметила, что удобрение земли навозом — традиционный метод, в котором нет ничего плохого.
Для нашей страны, стремящейся к возвращению сельхозлидерства, это правильная поправка, которая позволит более смело идти новым людям в фермерство. Чем меньше ограничений для маленьких фермеров, препон, тем будет больше людей, которые будут хотеть заниматься этим и так сложным делом, — уверена она. Битва лоббистов Сейчас навоз перерабатывают при помощи специальной методики: его длительное время хранят в котловане из водонепроницаемого материала — лагуне.
Это обеззараживает навоз, что позволяет в дальнейшем использовать его в качестве удобрения. Согласно позиции Минприроды, деятельность по обеззараживанию навоза, как и дальнейшее использование его в качестве удобрения, не требуют наличия лицензии на работу с опасными отходами. Лисовский называет технологию обеззараживания в лагунах современным методом, который при хранении дольше полугода делает получающееся удобрение более эффективным.
При этом метод позволяет сократить негативные эффекты для живущих вокруг хозяйства людей — при использовании обычного навоза они могут страдать от неприятного запаха, а обеззараженная масса его не издаёт. Проектный директор российского отделения Greenpeace Владимир Чупров , напротив, считает эту систему недостаточно совершенной. По его мнению, наиболее правильная технология — использование биогазовых станций.
Строительство самих станций стоит «как построить АЭС», однако на выходе фермер получает не только высококачественное удобрение — лучше, чем в лагунах, — но и производство электричества и тепла за счёт выхода метана из навоза. Кроме того, сами лагуны издают неприятный запах, которого не будет при использовании таких станций. По его мнению, это выгодно фермерам, но крупные агропромышленные компании заняли оборонительную позицию.
У них есть, у них есть лоббистские возможности, судя по тому, что они обратились к этим сенаторам. Они не хотят просто тратить деньги на более дружественные экологии и климату технологии. У них бизнес — продать мясо.
Удобрения ни к чему. Дешёвую энергию и тепло они тоже найдут где купить, — сказал он. Лисовский же предположил, что экологи, которые выступают против инициативы, могут быть «кем-то мотивированы» — например, производителями минеральных удобрений, у которых «яхты круче, чем у арабских шейхов».
Я уважаю настоящих экологов, которые сохраняют окружающую среду, но с насторожённостью отношусь к экологам, которые мотивированы. Конечно, такие мотивированные экологи начнут поднимать шум. Но мы для того и существуем, профессиональное сообщество, правительство и депутаты, чтобы отсекать настоящее от мотивированного.
У нас есть что ответить экологам, — сказал он. В свою очередь Чупров обратил внимание, что производителям минеральных удобрений было бы выгоднее помогать агрохолдингам и поддерживать законопроект, потому что обеззараженный при помощи биогазовых станций навоз начал бы конкурировать с ними на рынке удобрений.
Где найти грань? Я не знаю». А вот директор сельхозпредприятия «Галкинское» из Свердловской области Василий Мельниченко говорит, что у него нет возможности каждый раз соблюдать все новые требования законодателей и чиновников, предъявляемые к фермерам, а при таких штрафах он пригрозил пустить всех своих коров под нож: Василий Мельниченко директор сельхозпредприятия «Галкинское» «Это закончится единственным — тем, чем все заканчивается в России. Мы ликвидируем последних коров. Я не знаю, как с этим будут справляться свинокомплексы и птицеводческие комплексы, где самый вредный навоз. Но коров мы точно вырежем. Я не могу платить штраф. Зачем мне, чтобы корова была виновата?
Я лучше сдам ее на мясокомбинат — и никаких забот у меня не будет. Вот к чему приводят необдуманные принятые законы. Нам же пообещали, что с 24 февраля мы будем жить в другой стране и все будет по-другому — только в интересах народа. Я уже не говорю, что это в интересах коров.
При обращении с побочными продуктами животноводства не допускается загрязнение окружающей среды и ее компонентов, в том числе почв, водных объектов, лесов. Хранение побочных продуктов животноводства до их обработки, переработки допускается только на специализированных площадках. Специализированные площадки не являются объектами размещения отходов и не подлежат включению в государственный реестр объектов размещения отходов. Передача побочных продуктов животноводства допускается только юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, крестьянским фермерским хозяйствам без образования юридического лица, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции. Требования к обращению побочных продуктов животноводства устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 8. Оценка соблюдения обязательных требований в области обращения побочных продуктов животноводства 1. Оценка соблюдения обязательных требований, установленных в требованиях к обращению побочных продуктов животноводства, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при хранении, обработке, переработке, транспортировке и реализации побочных продуктов животноводства осуществляется в рамках федерального государственного ветеринарного контроля надзора. Оценка соблюдения обязательных требований, установленных в требованиях к обращению побочных продуктов животноводства, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при использовании побочных продуктов животноводства осуществляется в рамках федерального государственного земельного контроля надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Статья 9. Ответственность за нарушение законодательства в области обращения побочных продуктов животноводства За нарушение законодательства в области обращения побочных продуктов животноводства устанавливается ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 10.