Учитывая, что Казахстан председательствовал в СНГ в 2022‑м, он подвел итоги этого периода и обозначил наиболее актуальные задачи по развитию сотрудничества в рамках Содружества. межправительственная организация, состоящая из постсоветских государств по всей Евразии. Какие страны СНГ есть в составе содружества?
Исполнительный комитет СНГ
Путин указывал, что главная цель СНГ состояла в цивилизованном разводе бывших советских республик, и данная цель была достигнута. Кроме того, были заключены соглашения в самых разных сферах сотрудничества между странами, которые позволили сохранить интеграционный потенциал региона. Перспективы СНГ В настоящее время СНГ чаще оценивается не как геополитическое, а скорее, как культурно-географическое пространство, обладающее собственной спецификой в силу общности условий исторического развития, так как страны СНГ имеют общую историю не только советского периода, но еще со времен Российской Империи. Вместе с тем рассматривая перспективы традиционно выделяют три пути развития СНГ: интеграцию; создание региональных объединений; создание системы двусторонних соглашений. Первый путь является наименее вероятным в настоящее время. Возможности действительной интеграции стран-участниц Содружества оцениваются крайне пессимистично, что связано как с разницей в темпах развития самих стран, так и различием во внешнеполитических подходах и ориентациях.
Перспективы содружества В стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года запланирован рост объемов взаимной торговли в 2,5-3 раза и рост реальных доходов на душу населения в 3,3-3,7 раз. Страны планируют сотрудничество не только в экономической сфере, но и к космической отрасли, в информатизации, межгосударственных инновационных технологий.
Предполагается поэтапное сближение таможенного законодательства государств-участников СНГ на базе требований ВТО и подготовка предложений по унификации форм и методов налогового контроля. В будущем планируется взаимный допуск банков-резидентов стран-участников объединения на валютные рынки друг друга в целях проведения конверсионных операций для обслуживания ВЭД. Заключение В СНГ входит 11 государств с разным торговым оборотом.
Однако в него входят далеко не все страны СНГ, и, следовательно, экономическая составляющая продолжает оставаться в рамках Содружества одним из важнейших направлений его деятельности. Для реализации целей экономической интеграции и для проведения консультаций по этому вопросу в апреле 1999 г. В состав Экономического совета входят заместители председателей правительств государств СНГ, а в его заседаниях с правом совещательного голоса участвует Исполнительный секретарь СНГ. При Экономическом совете на постоянной основе действует Комиссия по экономическим вопросам, в которую включены полномочные представители государств СНГ при Экономическом совете. Заседания Совета проводятся не реже одного раза в квартал, а Комиссии - раз в месяц. Во взаимоотношениях государств СНГ могут возникать споры и разногласия. В международной практике сложилось правило создания наднациональных судебных органов для разрешения подобных споров.
В СНГ эти функции выполняет Экономический суд [17]. В 2011 году Председателем Экономического суда была избрана судья от Белоруссии Л. К компетенции Экономического суда относится разрешение межгосударственных экономических споров, возникающих при исполнении экономических обязательств. Кроме того, суд осуществляет толкование нормативно-правовых актов, принятых в рамках СНГ, разъясняет порядок их применения [20]. Одновременно с этим Экономический Суд СНГ осуществляет экспертно-аналитическую деятельность, проводя, в частности, обзор судебной практики по подсудным ему делам. Таким образом, на пороге своего тридцатилетнего юбилея СНГ демонстрирует достаточно высокую степень жизнеспособности - в рамках Содружества действует более восьмидесяти органов, более шестидесяти структур и органов отраслевого сотрудничества. СНГ на современном этапе На нынешнем этапе СНГ в целом сохранило основные черты и направления деятельности, которые были характерны для этой организации в предшествующие десятилетия. Практически неизменной остается как структура Содружества, о которой речь шла выше, так и основные нормативно-правовые акты и, в частности, Устав СНГ, в которые были внесены лишь незначительные изменения. В итоге митингующим и организаторам митингов не удалось добиться поставленных целей и расшатать обстановку в стране. Однако все эти факты свидетельствуют о том, что на пространстве СНГ существует ряд очень сложных проблем, которые необходимо решать в ближайшее время, причем как силами отдельных стран, так и Содружества в целом.
Введенные в связи с ней многочисленные ограничения и необходимость преодоления ее негативных последствий стали в 2020-2021 гг. Одним из видимых изменений, которые имели место в этой ситуации, стал перевод всех переговоров, встреч и консультаций, в том числе и на высшем уровне, в режим онлайн. Многие государства СНГ коронавирус буквально накрывал волнами, парализовав в них нормальную жизнь, особенно в Таджикистане, Киргизии и Молдове. Примакова РАН академик А. Дынкин, «... Эта угроза оказалась гораздо опаснее, чем опасность климатических изменений. На ближайшие десять лет политика национальных правительств и международных организаций будет держать эту тему в фокусе пристального внимания» [19]. Начиная с осени 2020 г. В немалой степени этому способствовало создание в России вакцин от коронавируса, которые поставляются в том числе и союзникам РФ по СНГ. По словам президента, этой центральноазиатской республики Ш.
Мирзиёева, «СНГ для Узбекистана - это не просто "площадка" для диалога, обмена мнениями и "сверки часов". Для нас - это важнейший институт практического взаимодействия в приоритетных сферах, а страныучастницы Содружества - наши естественные партнеры, соседи и друзья» [16]. Председательство Узбекистана в СНГ имело особую значимость, учитывая специфику внешней политики этой республики и ее особую позицию по многим вопросам, затрагивающим Содружество, что отличало Узбекистан времен президентства И. Тогда республика часто уклонялась от участия в делах СНГ, что во многом делало ее похожей на самоизолировавшийся Туркменистан, придерживающийся официально признанного внешнеполитического нейтралитета. Политика Узбекистана при новом руководстве резко изменилась, причем эти перемены затронули не только взаимоотношения Узбекистана с его соседями, с которыми были урегулированы многие спорные проблемы, но и позицию в отношении Содружества и интеграционных процессов в нем в частности, Узбекистан стал государством - наблюдателем в ЕАЭС. Значимость председательства Узбекистана в СНГ состояла в том, что республика в 2020 г. Под председательством Узбекистана в 2020 г. Помимо этого, в 2020 г. Наиболее значимыми мероприятиями, которые были проведены в рамках СНГ в 2020 г. В этот же период были утверждены обновленная Концепция дальнейшего развития СНГ, Концепция военного сотрудничества государств-участников СНГ до 2025 года, Стратегия экономического развития СНГ до 2030 года и ряд других документов [17].
Затем саммит прошел в расширенном составе уже с членами делегаций. В 2023 г. Премьер-министр Армении Никол Пашинян в Бишкек не приехал. О работе в рамках СНГ Выступая на саммите в узком составе, где были лишь главы государств, Путин заявил, что взаимодействие в рамках СНГ развивается на фоне сложной геополитической обстановки.
При этом СНГ остается «надежным и востребованным» форматом сотрудничества, а отношения развиваются на принципах партнерства, взаимной выгодны и учета интересов друг друга, сказал Путин. После этого президент раскритиковал «страны, которые, может быть, сегодня еще и числятся в составе СНГ, [но] не работают в этом формате». В их числе он назвал Грузию, Украину и Молдавию. Последняя, по его словам, «практически утрачивает свою идентичность» из-за выбора нынешнего руководства Молдавии, которые называют себя румынами, — и, по его мнению, никто этому не может помешать, кроме народа страны.
Затем Путин вернулся к плюсам работы в формате СНГ. По его мнению, несмотря на санкционное давление и угрозы применить вторичные санкции в отношении тех, кто продолжит работать с Россией и Белоруссией, экономические связи между странами СНГ расширяются. Тут он отметил, что ситуация с российской экономикой устойчивая, а рост ВВП в 2023 г.
СНГ – последние новости
План было решено разработать 17 марта 2023 года на заседании Экономического совета СНГ. По его словам, эти организации построены на основе одинаковой мировоззренческой и жизненной философии, в связи с чем идет последовательное укрепление сотрудничества. Логвинов также заявил, что в условиях глобальной трансформации мира нужно разработать совместный план действий, наращивать мероприятия и осуществлять политическую координацию.
По его словам, структуры СНГ «бесполезны» для республики. Игорь Гросу, председатель парламента Молдавии, лидер правящей партии «Действие и солидарность»: «В качестве председателя парламента, после многочисленных разговоров с народом, с представителями партии, с президентом и правительством сообщаю, что мы решили принять решение о выходе из МПА СНГ». Спикер добавил, что «это первый шаг», позднее «на уровне правительства и парламента» будут предприняты «и другие шаги».
Российский парламент ратифицировал документ подавляющим большинством голосов: «за» — 188 голосов, «против» — 6 голосов, «воздержались» — 7 [6] , тем самым он нарушил ст. В апреле 1992 года Съезд народных депутатов России трижды отказался ратифицировать Беловежское соглашение [8] [9] [10] , вплоть до своего разгона в октябре 1993 года он так и не ратифицировал документ [11] [12]. Итогом стало заявление, в котором страны выразили согласие войти в организацию, но при условии обеспечения равноправного участия субъектов распадающегося Союза и признания всех государств СНГ в качестве учредителей [13] [14]. Впоследствии президент Казахстана Н. Назарбаев предложил собраться в Алма-Ате для обсуждения вопросов и принятия совместных решений. В организованной специально для этих целей встрече приняли участие главы 11 бывших союзных республик: Азербайджана , Армении , Белоруссии , Казахстана , Киргизии , Молдавии , России , Таджикистана , Туркмении , Узбекистана , Украины из бывших союзных республик отсутствовали Латвия , Литва , Эстония и Грузия. Результатом стало подписание 21 декабря 1991 года Алма-Атинской декларации , в которой излагались цели и принципы СНГ.
В ней закреплялось положение о том, что взаимодействие участников организации «будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни над государственным образованием».
По завершении саммита, примерно после 20:00, гостей лично проводил Владимир Путин. Кадр видео. Среди гостей, покидавших дворец, не видно президентов Узбекистана и Беларуси. По данным Life. Общение Путина и Лукашенко длилось около часа, после чего президент Беларуси выехал в аэропорт, сообщил близкий к пресс-службе белорусского президента Telegram-канал «Пул первого». Фото: Пресс-служба президента Узбекистана. Пресс-служба президента Узбекистана не писала об отдельных переговорах с главой России, ограничившись кратким сообщением. В нём отмечается, что на встрече «рассмотрены актуальные вопросы в контексте подготовки к очередному заседанию Совета глав государств-участников СНГ» в Астане и «важные аспекты многостороннего сотрудничества и регионального взаимодействия». Пресс-служба президента Казахстана также не сообщила детали саммита, отметив только, что «руководители стран СНГ обсудили приоритетные направления деятельности организации, планы по укреплению и дальнейшему развитию взаимовыгодного сотрудничества».
СНГ: история, проблемы и перспективы развития – лекция по Международным отношениям
Помощник президента по международным вопросам Юрий Ушаков заявил журналистам, что президент Азербайджана Ильхам Алиев планирует принять участие в саммите СНГ, который. В этом контексте отмечалось, что в реализации внешнеполитического курса нейтрального Туркменистана большое значение придаётся плодотворному сотрудничеству со странами СНГ. Президент Киргизии Садыр Жапаров поприветствовал лидеров стран СНГ, которые прибыли в Бишкек на заседание совета глав государств Содружества. Аббревиатура СНГ расшифровывается как Содружество Независимых Государств. Конференция «Строительная отрасль государств — участников СНГ: строим будущее вместе» прошла в рамках МЭФ СНГ 2024.
СНГ: история, проблемы и перспективы развития – лекция по Международным отношениям
1991 Содружество независимых государств(СНГ). Флаги стран Содружества России. мощнейшего государства мира во второй половине. Белорусский лидер убежден: мудрость, знания и опыт Лебедева в его работе позволят и далее эффективно реализовывать новые форматы сотрудничества в рамках СНГ.
СНГ: последние новости
Перспективы СНГ В настоящее время СНГ чаще оценивается не как геополитическое, а скорее, как культурно-географическое пространство, обладающее собственной спецификой в силу общности условий исторического развития, так как страны СНГ имеют общую историю не только советского периода, но еще со времен Российской Империи. Вместе с тем рассматривая перспективы традиционно выделяют три пути развития СНГ: интеграцию; создание региональных объединений; создание системы двусторонних соглашений. Первый путь является наименее вероятным в настоящее время. Возможности действительной интеграции стран-участниц Содружества оцениваются крайне пессимистично, что связано как с разницей в темпах развития самих стран, так и различием во внешнеполитических подходах и ориентациях. Вполне возможно, что дальнейшая интеграция будет развиваться именно в рамках данных организаций. Наконец некоторые страны-участницы СНГ например, Туркменистан придерживаются политики дистанцирования от общих интеграционных процессов и соглашений СНГ, но в тоже время активно развивают систему партнерства и двусторонних соглашений в рамках Содружества.
Однако за минувшие тридцать лет после распада СССР произошли масштабные изменения в политическом устройстве, экономике и обществе постсоветских стран. Национальное развитие стало превалировать над общесоветским прошлым, на историческую сцену вступает новое поколение, не имеющее советского опыта. Не только в странах Центральной Азии с их высокой рождаемостью, но и в других государствах СНГ количество граждан, родившихся после 1991 года, близится к половине населения. Нарастает расхождение республик бывшего СССР по их внешнеполитическим ориентирам, что порождает большие разрывы, как в уровне жизни, так и в политической культуре и бытовых практиках.
Если внимательно посмотреть на события, происходившие в СНГ за последнее время, то нетрудно заметить, что значительной эрозии подверглись все три базовых «скрепы», соединявшие постсоветские страны с Россией. Все это заставляет думающих политиков предельно серьезно отнестись к необходимости назревших перемен в проекте Содружества. Новая перезагрузка Каким должен быть адекватный ответ со стороны СНГ на возникающие вызовы? Если внимательно присмотреться к тем демаршам, которые совершают страны прозападного выбора, то можно заметить как ими последовательно обрубаются все три базовые «скрепы» СНГ.
К примеру, Украина, открыто обозначившая себя как «Анти-Россия», прекращает энергетическое сотрудничество и грузовой транзит, запрещает русский язык и культуру, стремительно переходит на вооружение и стандарты НАТО. Это значит, что в первую очередь участникам Содружества надо найти свежие подходы к укреплению трех базовых «скреп» и к расширению сферы своей совместной деятельности. Сегодня в области транспортно-логистической инфраструктуры Россия и её союзники по СНГ реализуют ряд масштабных проектов по модернизации транспортной сети, строительству скоростных магистралей и прокладки новых транзитных коридоров, таких, например, как МТК «Север — Юг». В энергетической сфере мы видим расширение системы газопроводов в Центральной Азии и программу строительства новых АЭС.
Все это создает дополнительную коммуникационную связанность среди участников Содружества. В области военно-технического сотрудничества рассеялись многие опасные и мирные иллюзии, поскольку гегемония Запада продолжает провоцировать локальные войны, раздувает очаги застарелых конфликтов и создает новые. Внутри СНГ появилось четкое понимание, что только сильные и современные армии стран Содружества могут обеспечить мирное и стабильное развитие государств-участников. Взаимодействие в военной сфере, безусловно, является надежным стабилизирующим фактором на всем пространстве СНГ.
Опыт Азербайджана в ходе успешной Второй Карабахской войны и недавних антитеррористических мероприятий показал всю значимость постоянной переподготовки и своевременной модернизации вооруженных сил. Деятельность Совета министров обороны СНГ и его координационных комитетов сегодня направлена на анализ угроз и вызовов, а также инкорпорирование передового военного опыта Баку. По словам генерального секретаря СНГ Сергея Лебедева, государства Содружества предпринимают практические шаги для укрепления стабильности и безопасности. За время, прошедшее после распада СССР, ареал распространения русского языка в мире уменьшился на треть.
По экспертным оценкам, если в мире в 1990 году на русском языке говорили порядка 350-400 миллионов человек, то сегодня их число сократилось на 150 миллионов. Такие профильные организации как Россотрудничество и фонд «Русский мир» не смогли переломить эту опасную тенденцию и ограничивались в своей работе в основном пропагандистскими акциями. Это потребовало создания новой международной организации по поддержке и продвижению русского языка под эгидой СНГ. Напомним, что предложение о создании в Содружестве такой структуры озвучил казахстанский президент Касым-Жомарт Токаев в декабре 2021 года на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным.
Все страны-участницы саммита в Бишкеке признают, что русский язык является ключевым для Содружества. Знание русского языка сегодня помогает гражданам стран-участников СНГ свободно общаться, работать, торговать и получать образование. Эта ведущая роль русского языка будет закреплена расширением сети русских школ и филиалов ведущих российских вузов в странах Содружества.
Прошлякова» Министерства обороны Российской Федерации и другие. В совещании приняла участие Исполнительный директор Союза юристов, заместитель руководителя, медиатор, тренер учебно-практического учреждения «Центр «Медиация и право» - Орловская Ирина Владимировна. Участники мероприятия обменялись опытом и практикой работы базовых организаций, конструктивно обсудили проблемы и пути их устранения, вопросы совершенствования подготовки кадров и повышения популяризации деятельности базовых организаций.
ШОС — постоянно действующая межправительственная международная организация, которая содействует эффективному сотрудничеству участников в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурной областях, а также в сфере образования, энергетики, транспорта, туризма, защиты окружающей среды и других. СНГ — международная организация, регулирующая отношения сотрудничества между некоторыми государствами, входившими ранее в состав СССР.
Она не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе.
Заседание Совета глав правительств СНГ в Москве
Документ обеспечит переход к сутевой работе между Союзом и СНГ, а также наполнение конкретикой сотрудничества между ЕЭК и Исполкомом СНГ. Международный экономический Форум государств – участников СНГ проводится на основании Решения Совета глав государств СНГ от 18 декабря 2020 года, пункта. В текущем году исполняется 25 лет со дня образования Содружества Независимых Государств. Об участии АТЦ СНГ в 39-м заседании рабочей группы по Афганистану при Совете министров ОДКБ. Все новости Структура Противодействие коррупции Открытые данные Контакты Пресс-служба. 06.03.2024 (23:45) В Международном военном центре состоялась рабочая встреча руководителей структур органов СНГ, осуществляющих сотрудничество в сфере безопасности.
Исполнительный комитет СНГ
В июле 2006 на неформальном саммите глав государств Содружества президент Казахстана Нурсултан Назарбаевпредложил свой вариант — он считает, что СНГ следует сосредоточиться на следующих областях сотрудничества: согласованная миграционная политика, взаимодействие в научно-образовательной и культурно-гуманитарной сферах сотрудничество при борьбе с трансграничной преступностью. Как отмечали некоторые СМИ, в 2006 году скептицизм в отношении жизнеспособности и эффективности СНГ был связан ещё и с торговыми войнами между Россией, с одной стороны, и Грузией, Молдавией, Украиной — с другой, но особенно — с резким обострением отношений между Россией и Грузией см. Российско-грузинский шпионский скандал 2006. Последние события, по мнению некоторых наблюдателей, поставили СНГ на грань выживания, поскольку российские санкции против страны, которая входит в СНГ, оказались беспрецедентными.
Кроме того, как отмечают многие обозреватели, к концу 2005 года политику России в отношении стран СНГ и вообще постсоветских государств стала «формировать» российская газовая монополия « Газпром », как бы заменившая собой Министерство иностранных дел. Цены на поставляемый природный газ превратились в действенный инструмент поощрения и наказания стран СНГ в зависимости от их политики в отношении России: В сентябре 2005 было объявлено об увеличении цены на газ для Грузии в 2006 с 62,5 до 110 долл. На 2007 год «Газпром» предлагает газ Грузии уже по 235 долл.
В ноябре 2005 было объявлено об увеличении цен для Армении до 110 долл. Руководство Армении — стратегического союзника в России в Закавказье — высказало опасение, что республика не сможет позволить себе покупать газ по такой цене. Россия предложила предоставить Армении беспроцентный кредит для компенсации возросших цен на газ.
В качестве альтернативного выхода было предложено передать в собственность России один из энергоблоков Разданской ТЭС и всю газотранспортную систему республики. Несмотря на предупреждения армянской стороны, что подобные шаги могут иметь негативные последствия для армяно-российских отношений, удалось лишь добиться отсрочки повышения цен до 1 апреля 2006. В ноябре 2005 было объявлено об увеличении цен для Молдавии в 2006 году до 160 долл.
В 2005 году «Газпром» поставлял Молдавии газ по 80 долл. На 2007 согласовано увеличение цены российского газа уже до 170 долл. В декабре 2005 «Газпром» и Азербайджан договорились о переходе на оплату поставок и транзита газа по рыночным ценам.
В 2006 году Азербайджан получал газ «Газпрома» уже по 110 долл.
В мае 2022 г. Украина окончательно разорвала три соглашения с СНГ: о мигрантах , аграрном рынке и памятниках. Соглашение об увековечивании военной памяти в 2011 г. В документе, в частности, говорилось, что народы СНГ внесли решающий вклад в победу над фашизмом, а целью данного соглашения является увековечивание памяти о мужестве и героизме этих народов. Фактически в 2022 г. Лебедева , к июню 2022 г. Украина «де-юре не вышла из СНГ, но де-факто свернула свою деятельность в Содружестве».
Дата публикации: 16 июня 2022. В 2008 г. Основная идея этого документа сводится к анализу нормативно-правовой базы СНГ и ОДКБ в сфере обеспечения региональной безопасности, порядка принятия решений в этой области, путей взаимодействия здесь данных международных структур. В 2018 г. В частности, были расширены границы взаимодействия международных структур в сфере таможенного регулирования, защиты прав потребителей цифровой экономики, налоговой политики и т. В декабре 2022 г.
По словам генерального секретаря СНГ Сергея Лебедева, государства Содружества предпринимают практические шаги для укрепления стабильности и безопасности. За время, прошедшее после распада СССР, ареал распространения русского языка в мире уменьшился на треть. По экспертным оценкам, если в мире в 1990 году на русском языке говорили порядка 350-400 миллионов человек, то сегодня их число сократилось на 150 миллионов. Такие профильные организации как Россотрудничество и фонд «Русский мир» не смогли переломить эту опасную тенденцию и ограничивались в своей работе в основном пропагандистскими акциями. Это потребовало создания новой международной организации по поддержке и продвижению русского языка под эгидой СНГ. Напомним, что предложение о создании в Содружестве такой структуры озвучил казахстанский президент Касым-Жомарт Токаев в декабре 2021 года на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным. Все страны-участницы саммита в Бишкеке признают, что русский язык является ключевым для Содружества. Знание русского языка сегодня помогает гражданам стран-участников СНГ свободно общаться, работать, торговать и получать образование. Эта ведущая роль русского языка будет закреплена расширением сети русских школ и филиалов ведущих российских вузов в странах Содружества. Наше Содружество — это не только гуманитарный, лингвистический, военный, но и во многом экономический союз — заключает эксперт. Сегодня есть реальная потребность в свободной экономической зоне, причем шире рамок ЕАЭС, которая будет полноценно охватывать не только Кыргызстан и Казахстан, но и Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан. Эксперты также особо выделяют учреждение статусов наблюдателя и партнера в СНГ. Это предоставит дополнительные возможности для углубления сотрудничества Содружества с государствами, не являющимися участниками СНГ, а также с международными организациями. И в сегодняшней сложной ситуации в мире как раз взаимодействие в рамках Содружества помогает нам преодолевать многие трудности, решать многие проблемы», — заявил Сергей Лебедев в Бишкеке. Содружество становится новым форматом «мягкой» интеграции вокруг России и объединяет ряд дружественных нам стран, которые пока не могут быть в составе ЕАЭС или ОДКБ по санкционным или иным соображениям. Новый статус наблюдателя и партнера позволит Содружеству выйти за тесные постсоветские рамки и стать центром притяжения для других, подлинно независимых государств незападного выбора. Еще одним новым направлением для СНГ может стать предоставление силовых и международных гарантий для логистических и энергетических маршрутов. Речь может идти о транснациональном соглашении в энергетической и транспортной сферах по типу соглашения о международных проливах, которые были приняты в прошлом веке и до сих пор работают. Все это заметно расширит потенциал Содружества и поспособствует дальнейшему повышению его роли на международной арене. Документы, принятые на заседании Совета глав государств СНГ. Президент России - официальный сайт, 14. Юрий Солозобов. Непризнанная Евразия. Саммит ШОС как вариант «евразийской доктрины Монро». Каспийский институт стратигических исследований, 07. СНГ: двадцать лет спустя после «развода». Постсоветское пространство на пороге перемен.
Реальными же интеграционными инструментами, по его мнению, сейчас являются такие объединения, как ЕврАзЭс и создаваемое Единое экономическое пространство ЕЭП. Что же касается СНГ, то оно, по словам Путина, играет роль «весьма полезного клуба для выявления взглядов руководителей государств на имеющиеся проблемы гуманитарного и экономического характера». В связи с нарастанием центробежных процессов в СНГ, в последние годы неоднократно поднимался вопрос о необходимости его реформирования. При этом отсутствует единство мнений о возможных направлениях этого процесса. В июле 2006 на неформальном саммите глав государств Содружества президент Казахстана Нурсултан Назарбаевпредложил свой вариант — он считает, что СНГ следует сосредоточиться на следующих областях сотрудничества: согласованная миграционная политика, взаимодействие в научно-образовательной и культурно-гуманитарной сферах сотрудничество при борьбе с трансграничной преступностью. Как отмечали некоторые СМИ, в 2006 году скептицизм в отношении жизнеспособности и эффективности СНГ был связан ещё и с торговыми войнами между Россией, с одной стороны, и Грузией, Молдавией, Украиной — с другой, но особенно — с резким обострением отношений между Россией и Грузией см. Российско-грузинский шпионский скандал 2006. Последние события, по мнению некоторых наблюдателей, поставили СНГ на грань выживания, поскольку российские санкции против страны, которая входит в СНГ, оказались беспрецедентными. Кроме того, как отмечают многие обозреватели, к концу 2005 года политику России в отношении стран СНГ и вообще постсоветских государств стала «формировать» российская газовая монополия « Газпром », как бы заменившая собой Министерство иностранных дел. Цены на поставляемый природный газ превратились в действенный инструмент поощрения и наказания стран СНГ в зависимости от их политики в отношении России: В сентябре 2005 было объявлено об увеличении цены на газ для Грузии в 2006 с 62,5 до 110 долл. На 2007 год «Газпром» предлагает газ Грузии уже по 235 долл. В ноябре 2005 было объявлено об увеличении цен для Армении до 110 долл. Руководство Армении — стратегического союзника в России в Закавказье — высказало опасение, что республика не сможет позволить себе покупать газ по такой цене. Россия предложила предоставить Армении беспроцентный кредит для компенсации возросших цен на газ. В качестве альтернативного выхода было предложено передать в собственность России один из энергоблоков Разданской ТЭС и всю газотранспортную систему республики. Несмотря на предупреждения армянской стороны, что подобные шаги могут иметь негативные последствия для армяно-российских отношений, удалось лишь добиться отсрочки повышения цен до 1 апреля 2006. В ноябре 2005 было объявлено об увеличении цен для Молдавии в 2006 году до 160 долл.