Эстонский певец Тынис Мяги заявил о завершении своей музыкальной карьеры еще до распада СССР, в 1987 году. Эстонский певец Тынис Мяги заявил о завершении своей музыкальной карьеры еще до распада СССР, в 1987 году.
Роза Рымбаева — лицо итальянского Дома моды, воспитала двух приёмных дочерей
- Самое популярное
- Читайте также
- Начало карьеры знаменитых советских звезд эстрады
- Умер советский певец, исполнитель шлягера «Городские цветы» Виталий Билоножко |
- Скончался советский певец Александр Востряков
- Пятидесятые. Музыкальные феномены СССР
Скончался советский певец Александр Востряков
Таксист вызвал скорую. Мартынова отвезли в больницу, но ничего сделать уже было нельзя. Заключение гласило — острая сердечная недостаточность. Казалось бы, житейское дело, однако позже стали выясняться странные обстоятельства, при которых умер Мартынов.
Убийство… Первое, что наводит на подозрения в неестественной смерти, — здоровье певца было в порядке. Близкие Евгения Мартынова утверждали, что композитор никогда не жаловался на проблемы с сердцем. А ведь острая сердечная недостаточность не возникает на пустом месте, этот диагноз сопровождается длительными, постоянными заболеваниями сердечно-сосудистой системы.
Кадр из документального фильма «Евгений Мартынов. Заговор судьбы», 2006 г. Второе: перед смертью Мартынов вернулся с гастролей, и организаторы были должны ему крупную сумму.
Гонорар составлял 10 тысяч рублей — тогда это были очень серьезные деньги. Было похоже на то, что ему не собираются выплачивать заработанный гонорар, и тогда Мартынов подал на непорядочных организаторов в суд. После его смерти долг был списан, дело закрыли.
Сопровождающий, глядя в иллюминатор, зовет всех: «Вон на земле валяется сбитый самолет! Это вчера американец рис своим сбросил, а они же его и сбили!.. И мы вместе с певицей Надеждой Аполлинарьевной Казанцевой решили подготовить музыкальную фантазию на тему его песен. Успех был таков, что принц Сианук наградил меня золотой медалью за популяризацию его музыки. Но самым главным достижением визита наших музыкантов в Камбоджу стало то, что принц Сианук больше не предпринимал решительно никаких мер против создания лагерей вьетнамских партизан на территории его страны, и в дальнейшем именно с территории Камбоджи наносились самые ощутимые удары по американским войскам… Мы были людьми, которые торили дорогу, в том числе и в политике.
Потому что отношение ко всем советским дипломатам и журналистам там было одно: все они разведчики. А нас-то они видели на сцене. Ну какие мы разведчики? Мы обычные, нормальные музыканты…» Осенью 1976 года на гастроли в Соединенные Штаты Америки, в самое «логово империализма» отправился советский ансамбль «Песняры». Американская пресса поначалу встретила советских артистов в штыки, газеты запестрели заголовками: «Русские идут», «Русское вторжение на западном фронта рока».
Американских журналистов интересовала отнюдь не музыка, они пытались угадать, кто же из советских музыкантов является агентом КГБ? Но широкую американскую публику интересовала не политическая, а рок-н-ролльная составляющая. Все выступления наших артистов прошли при полных залах. Эта история началась в январе 1976 года, когда «Песняры» отправились во французский город Канны, на фестиваль МИДЕМ, на который приглашались исполнители, выпустившие в своей стране наибольшее количество пластинок. К 1976 году ансамбль «Песняры» выпустил около 45 миллионов пластинок.
В Каннах была биржа артистов — сюда приезжали менеджеры со всего мира за новыми именами, здесь заключались контракты на выпуск пластинок и организацию турне. Наши ребята к такому приёму не привыкли, и настроение у них, естественно, упало. Второй была песня «Реченька», которую «Песняры» исполнили а-капелла, без инструментов. В зале — мёртвая тишина, вообще ни единого хлопка! Но длилась эта тишина всего лишь несколько секунд, как вдруг эта чопорная, сверкающая бриллиантами публика не просто взорвалась аплодисментами, а взвыла, завопила и начала колотить ладонями, не жалея холёных пальцев.
Музыканты не верили своим глазам и ушам. Но всё-таки в зале сидели профессионалы шоу-бизнеса, которые оценили «Песняров» по достоинству, не скрывая своих эмоций. На фестивале в Каннах «Песняры» познакомились с американским продюсером Сидом Гаррисоном, которому в конце 1976 года удалось организовать советскому ансамблю гастроли по США. Мало кто тогда верил, что гастроли в Америку возможны. Наши эстрадные исполнители много путешествовали по Африке, Азии или Латинской Америке, но в Европу и Северную Америку не пускали никого, кроме циркачей и артистов балета.
И всё-таки Сиду Гаррисону удалось каким-то образом уломать Госконцерт, который заведовал гастролями наших артистов за рубеж, и в декабре «Песняры» отправились в США. В первом отделении наших музыкантов «разогревала» популярная американская кантри-группа New Christie Minstrels, которую также продюсировал Сид Гаррисон.
Через два года после смерти мужа певица взяла на воспитание двух его племянниц, потерявших родителей, которые стали для нее родными дочками. Привлекательную внешность артистки высоко оценили в Италии, пригласив Розу Рымбаеву стать лицом одного из Домов моды. Начиная с 2001 года, она живет в Москве. Конечно, выступления стали не такими частыми, как прежде, но все же периодически гастролирует по городам России и других стран.
Кстати, у этой певицы есть достойная уважения традиция: выступая на сцене за границей, она обязательно исполняет хотя бы одну песню на языке этой страны. Словом, ее творческая жизнь била ключом. Но после смерти мужа Надежда практически исчезла со сцены и из светских хроник. Впрочем, через несколько лет он возобновил свои выступления, но уже только в Эстонии. Вернувшись из Швеции, где он жил несколько лет, Тынис проникся религиозными идеями и позднее признавался, что погружение в религию помогло ему справиться с давней алкогольной зависимостью. Тынис очень тяжело переживал потерю, по его словам, только вера спасла ему жизнь.
Спустя годы он женился в четвертый раз, в этом браке родились еще две дочери — Лиида уже взрослая, ей 22 года, Мирти 17.
В 1948 году семья переехала в Курск, где его отец работал художественным руководителем и режиссером драматического кружка Курского Дома культуры железнодорожников. С детства пел в хоре Дома культуры, где работал отец. В 1961-1965 годах учился на дирижерско-хоровом отделении Курского музыкального училища, после окончания которого поступил в Харьковский институт искусств имени Котляревского, где получил образование на дирижерском и вокальном факультетах.
Пятидесятые. Музыкальные феномены СССР
Обаятельный артист, который прославился хулиганским джазом ещё в 1920-е, превратил эту сентиментальную балладу в неофициальный гимн Одессы. Эпизод с поющим «У Чёрного моря» Утёсовым есть в сериале «Ликвидация», хотя по сюжету эпизод происходит за пять лет до сочинения песни. Музыке Людмила Гурченко «Пять минут» 1956 Однозначная новогодняя классика. Песенке про «пять минут — это много или мало» уже почти 65 лет, а она по-прежнему служит музыкальным сопровождением для зимних праздников. Стоит лишь зазвучать «Пяти минутам», и уже слышен звон кремлёвских курантов! Слушайте Пять минут — Людмила Гурченко на Яндекс. Он и работяга, и весельчак, и добряк, и на гитаре может сыграть.
Собирали стадионы и огромные залы. Не было такой эстрадной площадки, где бы мы в те годы не играли. Это и шахты, и заводы, и передовые колхозы. Жители Донбасса гордились и обожали сою звезду», — рассказывает саксофонист Юрий Волошин. При этом лично упоминались лишь 2 исполнителя — звезды тех лет Валерий Ободзинский и Тамара Миансарова. Чуть позже Валерия Ободзинского даже приняли в «шахтерскую семью» и как тогда было принято повсеместно, зачислили в бригаду коммунистического труда, которую возглавлял передовик шахты «Октябрьская» комбината «Донецкуголь» Виктор Мартынов. Музыканты с блеском выступали в Красноярске, Хабаровске, Владивостоке. Но до сих пор в репертуаре Обдзинского оставалась лишь одна собственная песня — «Луна», так что ему приходилось петь композиции, написанные для других эстрадных исполнителей. При этом творчество Ободзинского находилось под пристальным вниманием партийных деятелей и художественного совета филармонии, на котором его часто «разбирали». К примеру, на заседании худсовета филармонии в феврале 1969 года в очередной раз обсуждался репертуар Валерия Ободзинского и его эстрадного ансамбля. Отдельные члены художественного совета считали, что исполнитель использует много западных штампов, часто поет в миноре, не знает чувства меры, «пережимает». А директор филармонии Алексей Омельченко признался, что некоторые песни до него «просто не доходят». В свою очередь Обдзинский вновь посетовал на нежелание именитых авторов писать для провинциальных исполнителей. С Валерием работали лишь начинающие авторы и композиторы, которые дарили ему свои произведения. Справа от певца донецкий саксофонист Юрий Волошин. Так, в 1968 году композитор Давид Тухманов написал свою знаменитую «Восточную песню». Как вспоминал потом Тухманов, вначале была одна мелодия, без слов. Их немного позже по просьбе Ободзинского написал его друг Онегин Гаджикасимов. Чутье его не подвело. Лирическая «Восточная песня» до сих пор остается хитом. А исполнить ее так, как это сделал Ободзинский, не смог до сих пор ни один исполнитель. Вскоре песня прозвучала на Всесоюзном радио. Ободзинский мгновенно стал кумиром миллионов советских девушек и женщин. А вышедший в следующем году миньон маленькая пластинка с несколькими песнями на двух сторонах всесоюзной фирмы «Мелодия» разошелся миллионными тиражами. В 1970 году Тухманов написал второй свой бессмертный хит — «Эти глаза напротив». Песня остается визитной карточкой Ободзинского и по сей день и вряд ли на просторах бывшего Союза есть человек, который бы ее не слышал. В том же 1970 году «Мелодия» выпустила первую большую пластинку Валерия Ободзинского. Невероятный тираж в 13 миллионов был полностью распродан за несколько месяцев, пластинка стала раритетом. При этом прибыль государства от продаж составила почти 30 миллионов рублей в магазинах пластинка стоила стандартные по тем временам 2 рубля 50 копеек, с рук ее продавали в 2-3 раза дороже. Сам же исполнитель получил свой гонорар в 150 рублей. Исполнитель получал копейки. Ежемесячно 4-5 тысяч рублей Сейчас много говорят о баснословных заработках звезд советской эстрады. Мол, за счет «левых» концертов они шиковали, не знали, куда девать деньги. Никто их не осуждает. А в те годы много зарабатывать было нельзя. Это считалось даже неприличным, как-то не по-советски. Но мы же работали как проклятые, государство на нас зарабатывало миллионы», — рассказывает Юрий Волошин. По его словам, никаких «левых» концертов Ободзинский не давал. Все было официально. Заработать музыканты могли за счет концертов, которые оплачивались из комсомольских фондов, в те годы так все и поступали. Волошин вспоминает, что музыканты ансамбля за концерт получали стандартную ставку — около 9 рублей. У Ободзинского официальная ставка была 13. Но давая по нескольку «фондовых» концертов ежедневно певец в те годы зарабатывал по 4-5 тысяч рублей в месяц. Для сравнения — зарплата советского инженера составляла 120 рублей. Но при этом он был очень скромен в быту. К примеру, любимым его блюдо была жареная картошка с яичницей, он всегда ее заказывал в ресторанах. Ведь питались мы во время гастролей, естественно, в ресторанах и кафе. А вот называли Ободзинского его музыканты исключительно по имени отчеству — Валерий Владимирович. Уважали», — говорит Волошин. Он вспоминает один случай во время гастролей Ободзинского в Тольятти. Тогда директор завода АвтоВАЗ провел музыкантов по цехам и предложил выбрать и купить прямо с конвейера любой из автомобилей «Жигули». По словам Волошина, все музыканты, которым тогда было в среднем по 25 лет, лишь недоуменно пожали плечами. Мол, что во время гастролей с этой машиной делать. А вот Ободзинский и администратор группы Павел Шахнарович от предложения не отказались. Естественно в те годы мы этой разницы не различали. Что такое 5-6 лет. Но все же, жизненный опыт и здоровый прагматизм у них присутствовал», — вспоминает саксофонист. За свои «фондовые» заработки Обдзинский даже получил взыскание от руководства Донецкой филармонии. В 1970 году приказом ему объявили выговор, за то, что, находясь в отпуске в Красноярском крае, он умудрился за 40 дней дать более сотни «фондовых» концертов. Недополученная прибыль сильно волновала руководство музыкального учреждения. Судите сами, средняя цена билета на концерт составляла 3 рубля. А музыканты могли собрать несколько стадионов или дворцов спорта за один день — а это 20-30 тысяч зрителей. И все же работая в Донецке Ободзинский мечтал о Москве и собственной квартире в столице, на которую собирал тогда деньги. В конце концов, он смог приобрести кооперативное жилье, но это случилось лишь во второй половине 1970-х годов. Немилость власть имущих Несмотря на любовь миллионов простых граждан отношения с партийными работниками и деятелями культуры у Ободзинского были очень сложные. Его все чаще критикуют за манеру исполнения, неподобающий репертуар.
Примечательно, что Волошин также опровергает байки и домыслы о многочисленных любовных похождениях Ободзинского во время гастролей. По его словам, в те годы в поездках певца сопровождала супруга, в которой он души не чаял. А он буквально задаривал ее дорогими подарками, модными вещами, украшениями», — рассказывает Юрий Волошин. Известно, что свадьбу с Нелли Кучкильдиной Валерий Ободзинский отмечали три раза. Дело в том, что однажды в Одессе, купаясь в море, молодая супруга потеряла обручальное кольцо, оно просто соскочило в воде с пальца. Чтобы избежать возможной беды и разлада в семье Валерий, который в принципе не страдал суевериями, предложил жене купить новые кольца и повторно отпраздновать свадьбу. Через год, уже в Ялте обручальное кольцо на пляже потерял и сам певец. Пришлось снова покупать «обручалки» и в третий раз приглашать друзей на семейное торжество. Но этот обряд не спас семью. В конце концов, супруги развелись, но это случилось намного позже, перед этим были долгие годы счастливой семейной жизни. Первое покорение столицы В 1964 году 22-летний Валерий Ободзинский получил сразу два предложения переехать в Москву. Первое от знаменитого оркестра Эдди Рознера, второе от легенды советского джаза Олега Лундстрема. Естественно, Валерий выбрал второй вариант и не прогадал. Именно в оркестре Лундстрема талант певца получил окончательную огранку, и он заявил о себе уже на международной арене. Кстати, в том же оркестре вместе с Ободзинским выступала никому неизвестная тогда певица Алла Пугачева. Но пела она, как сейчас говорят, на разогреве публики. Слева от него еще никому неизвестная и скромная певица Алла Пугачева. Приехав в Москву Ободзинский тут же вошел в музыкальную тусовку, обзавелся новыми связями. Он познакомился, в том числе, с известной болгарской певицей Лили Ивановой, которая свела его с болгарским композитором Борисом Карадмичевым. Он от всего сердца подарил молодому певцу одну из своих песен — «Луна на солнечном берегу». По просьбе Ободзинского русский текст к ней написал его хороший друг поэт и переводчик Онегин Гаджикасимов, который в зрелые годы оставил светскую жизнь и стал монахом в монастыре Оптина Пустынь. В том же 1964 году Ободзинский спел «Луну» на знаменитом международном песенном конкурсе в польском городе Сопот. Успех был ошеломляющий. И Ободзинский и авторы песни тут же стали популярными. Тем не менее, именитые композиторы и поэты песенники считали молодого певца с необычной манерой исполнения пижоном и выскочкой. Ободзинский сильно страдал от отсутствия своего собственного репертуара, ведь в программе оркестра Лундстрема он исполнял лишь несколько песен, а певец мечтал выступать уже с собственной сольной программой. К тому же на него постоянно оказывает давление партийное руководство — в отличие от всех популярных певцов тех лет, в репертуаре Ободзинского нет песен, прославляющих партию, комсомол, да и всю советскую власть. В репертуаре певца преобладают лирические песни и песни о любви, от которых буквально сходили с ума его многочисленные поклонницы. В итоге Валерий Ободзинский принял приглашение переехать в Донецк. Директор донецкой филармонии Александр Омельченко сразу предложил ему сольную программу и отдельную квартиру. Ведь все годы жизни в Москве певец с молодой женой ютились в коммуналке и мечтали о собственных квадратных метрах. Отметим, что в этой квартире в центре Донецка певец так и не жил, а передал ее двум семьям своих музыкантов. Почетный шахтер Донбасса Документы певца о приеме на работу и его заявление с просьбой об увольнении бережно хранятся в Донецкой филармонии. Заработную плату назначили согласно тарификации. Вместе с Валерием на работу приняли и его жену. Пара была счастлива. Ведь уже через месяц Ободзинского одобрил художественный совет учреждения, и он получил право выступать с сольными концертами. Так сбылась очередная мечта звезды советской эстрады. На доходы от гастрольной деятельности Ободзинского сильно рассчитывало руководство филармонии. Все эти годы певец постоянно гастролировал. Давали как минимум по два концерта в день. Собирали стадионы и огромные залы. Не было такой эстрадной площадки, где бы мы в те годы не играли. Это и шахты, и заводы, и передовые колхозы. Жители Донбасса гордились и обожали сою звезду», — рассказывает саксофонист Юрий Волошин. При этом лично упоминались лишь 2 исполнителя — звезды тех лет Валерий Ободзинский и Тамара Миансарова. Чуть позже Валерия Ободзинского даже приняли в «шахтерскую семью» и как тогда было принято повсеместно, зачислили в бригаду коммунистического труда, которую возглавлял передовик шахты «Октябрьская» комбината «Донецкуголь» Виктор Мартынов. Музыканты с блеском выступали в Красноярске, Хабаровске, Владивостоке. Но до сих пор в репертуаре Обдзинского оставалась лишь одна собственная песня — «Луна», так что ему приходилось петь композиции, написанные для других эстрадных исполнителей. При этом творчество Ободзинского находилось под пристальным вниманием партийных деятелей и художественного совета филармонии, на котором его часто «разбирали». К примеру, на заседании худсовета филармонии в феврале 1969 года в очередной раз обсуждался репертуар Валерия Ободзинского и его эстрадного ансамбля. Отдельные члены художественного совета считали, что исполнитель использует много западных штампов, часто поет в миноре, не знает чувства меры, «пережимает». А директор филармонии Алексей Омельченко признался, что некоторые песни до него «просто не доходят». В свою очередь Обдзинский вновь посетовал на нежелание именитых авторов писать для провинциальных исполнителей. С Валерием работали лишь начинающие авторы и композиторы, которые дарили ему свои произведения. Справа от певца донецкий саксофонист Юрий Волошин. Так, в 1968 году композитор Давид Тухманов написал свою знаменитую «Восточную песню». Как вспоминал потом Тухманов, вначале была одна мелодия, без слов. Их немного позже по просьбе Ободзинского написал его друг Онегин Гаджикасимов. Чутье его не подвело. Лирическая «Восточная песня» до сих пор остается хитом. А исполнить ее так, как это сделал Ободзинский, не смог до сих пор ни один исполнитель. Вскоре песня прозвучала на Всесоюзном радио. Ободзинский мгновенно стал кумиром миллионов советских девушек и женщин. А вышедший в следующем году миньон маленькая пластинка с несколькими песнями на двух сторонах всесоюзной фирмы «Мелодия» разошелся миллионными тиражами. В 1970 году Тухманов написал второй свой бессмертный хит — «Эти глаза напротив».
Наследница Наталья выросла и уехала за границу, в то время как его первая жена уже умерла. После утраты первой супруги Будилин вступал в брак еще три раза. Его последняя жена Светлана скончалась незадолго до начала пандемии. Затем о легендарном артисте стало некому заботиться, и соседи стали помогать Валентину. Когда известный певец заразился COVID-19, они обратились в госпиталь, где ему удалось побороть болезнь.
"Певцы советской эстрады"
Конфеты и пирожные вместо спиртных напитков. Новости. Эфир 27 апреля 1986 г. Алла Пугачева, Лайма Вайкуле, Лев Лещенко и другие. Лучшие отечественные исполнители 40-х годов ХХ века» (Разные артисты) в Apple Music. Алла Пугачева, Лайма Вайкуле, Лев Лещенко и другие. Лучшие отечественные исполнители 40-х годов ХХ века» (Разные артисты) в Apple Music. Режиссер. Исполнитель. СССР. Владимир Высоцкий.
Рассылка новостей
- В печатном номере
- О компании
- Сборник - 300 знаменитых хитов ВИА СССР [15CD] (1970-1989) - Listen online. Music
- Эстрада СССР
- Наш Пантеон. Советский Союз. Певцы (Руслан Богатырев) / Проза.ру
Эстрада СССР
Жизнь советского певца А. И. Окаёмова отмечена печатью подвига— творческого, человеческого, гражданского. Популярные певицы советских времен обеспечили себе известность на долгие годы. Биография певицы Лидии Руслановой: личная жизнь, арест и заключение в тюрьме с мужем Владимиром Крюковым, связи с Георгием Жуковым, покупка бриллиантов, срок в ГУЛАГе. 1 февраля 1942 года на свет появился Лев Валерьянович Лещенко – эстрадный певец, народный артист РСФСР.
Пластические операции, религия, алкозависимость: жизнь певцов из республик СССР
С 1981 года артист трудился на Гостелерадио Украины, а в 1999 году вместе с супругой, украинской артисткой Светланой Белоножко, основал регулярный международный творческий фестиваль «Мелодия двух сердец». В начале нулевых вокалист стал преподавателем на кафедре эстрадного пения в Национальном университете культуры и искусств в Киеве. Также у артиста есть антология собственного творчества и 12 аудиокассет.
Бахрушина За исполнение народных песен в Советском Союзе платили щедро: ставка за один концерт была в несколько раз выше, чем у тех, кто пели современные шлягеры.
В начале 80-х за один концерт Людмила Зыкина только официально получала 300 рублей. Если же концерты были «черными», то ставка могла быть еще выше. Неудивительно, что певица в итоге собрала «шкатулочку» — коллекцию уникальных драгоценностей, стоимость которой оценили в почти 200 миллионов современных рублей.
Он ведь ездил на гастроли один, в отличие от Магомаева с оркестром и другими членами коллектива, соответственно, делиться ни с кем не надо было. Рассказывали, как однажды Юрию Антонову понравилось в ювелирном магазине дорогое кольцо. Оно стоило, как трёхкомнатная квартира в Москве.
Но певец запросто достал портмоне, отсчитал нужную сумму и надел кольцо на палец.
В 1961-1965 годах он учился на дирижерско-хоровом отделении Курского музыкального училища, а затем поступил в Харьковский институт искусств имени Котляревского, где получил образование на дирижерском и вокальном факультетах. Востряков выступал на сцене Харьковского театра оперы и балета, а также в театрах других городов Украины и зарубежных стран. Он исполнил около пятидесяти партий в оперных постановках украинских, русских и зарубежных композиторов.
Так и существуют параллельно в 70 —е годы ВИА и рок — команды, участники которых частенько перебегают из одного лагеря в другой и обратно. Цель этих мероприятий — некое упорядочение рок - движения, временами действительно выходящего из под контроля. Появляется телепередача «Музыкальный ринг», в которой позволено выступать некоторым рок — группам. Накатывает вторая мощная волна русского рока: буквально взрывают рок-олимп группы « Кино», « Алиса» и др. Стиль их исполнения определяется как «нью — вэй». На пике популярности — «Наутилус Помпилиус» и «Зоопарк». Время идет, порядки в стране меняются. Рок — музыкантам даже удается принять участие в съемках фильмов, кстати, очень неплохих и ставших впоследствии культовыми « Игла», «Асса», « Взломщик». Отдельные ВИА и рок — группы до сих пор успешно выступают, собирают большие залы.
Наш Пантеон. Советский Союз. Певцы
Ниже представлено 135 выдающихся вокальных исполнителей Советского Союза (с указанием лет жизни, звания и года его присвоения). 4-го октября умер народный артист России, и всемирно известный советский певец Константин Лисовский, объездивший за свою карьеру более 30 стран. самые актуальные и последние новости сегодня. В этом мюзик-холле были собраны многие советские звезды — и вокалисты, и народные исполнители. Базовой труппой являлся танцевальный коллектив Юрия Невзорова.
Статья в "Правде", посвященная советской песне
После распада СССР украинский певец, какое-то время был всё также популярен, но потом всё реже стал появляться на экранах, давать концерты. Лента новостей. Лента новостей. 20 апреля ушел из жизни советский и азербайджанский певец, заслуженный артист Азербайджана Джаваншир Мамедов. 1 февраля 1942 года на свет появился Лев Валерьянович Лещенко – эстрадный певец, народный артист РСФСР.