И одной из самых значимых побед русского оружия стало взятие Парижа в 1814 году.
При взятии Парижа в 1814 году погибли более 6 тысяч русских солдат
Комаровского, генерал от инфантерии П. Капцевич 12 лет находился во главе отечественных войск правопорядка и весьма преуспел в их совершенствовании. Участие внутренней стражи, первой встретившей огнём наступающие войска Наполеона ещё на берегах Немана в июне 1812 года, отмечено многими боями с неприятелем. Эти войска деятельно участвовали в создании Резервной армии и ополчения, но по характеру возложенных на них служебных задач к заграничному походу не привлекались.
Идти в него довелось, насколько известно из документов, лишь немногим офицерам, среди которых наиболее ярко отмечены в истории имена генералов Ивана Гладкова и генерала князя Николая Урусова Урусова 1-го. Они не штурмовали Париж, но всецело — и каждый на своём месте в заграничном походе — приблизили окончательную победу над врагом. Генерал-лейтенант Иван Васильевич Гладков, служивший с 1811 года окружным генералом 2-го округа внутренней стражи, с началом Отечественной войны был поставлен на формирование для армии новых гренадёрских и пехотных частей.
В 1813 году он возглавил 2-й резервный корпус.
Русская армия выбрала тактику отступления, которая продолжалась до конца августа. И Кутузов, и Наполеон объявили о своей победе. И хотя спустя несколько дней русская армия оставила Москву, прав оказался Кутузов: через три месяца Великая армия растаяла. Простые люди, как и сам император Александр I считали, что победа была достигнута не без Божией помощи. В 1814 году русская армия в составе армии союзников первый раз прошла по улицам французской столицы. В отличие от французов, осквернивших московские святыни, русские вели себя предельно корректно.
Ныне лежащий у ног наших Париж напоминал весь ряд побед от Тарутина до Сены! С вечера солдаты чистили оружие и конскую сбрую, офицеры примеривали лучшие мундиры свои; все готовились встретить день, которому подобного не бывало в нашей Истории. Вступление русских войск в Париж в 1814 году. На заре прекраснейшего утра, 19 марта, начали сходиться на обширном дворе, перед замком Бонди, генералы и офицеры, принадлежавшие к свите Государя; встречаясь, мы жали друг у друга руку и безмолвствовали. Ровно в восемь часов подвели Государю серую лошадь, называемую Марсом, и мы поехали... Версты за три от города начали показываться парижане; они спрашивали: "Где император Александр? Воины, порываемые любопытством, едва оставались в рядах своих; они горели нетерпением войти в город, который долгое время давал уставы во вкусе, в модах и в просвещении, город, в котором хранились сокровища наук и художеств, который вмещал в себе все утонченные наслаждения жизни, где недавно писали законы народам и ковали для них цепи, откуда выступали ополчения, проходившие все концы Европы, и который, одним словом, почитался столицею мира. К довершению двухлетних побед, недоставало Русским только быть в Париже; до сей желанной минуты нельзя еще было насладиться плодами столь многих кровопролитных битв, завоеванных крепостей и ниспроверженных Царств.
Каждый шаг, от оного отделявший, не позволял еще вкусить в полной мере чувства, что Россия отомщена... Утро было прекрасное, и час от часу воздух становился яснее и благораствореннее. Необозримые толпы народа наполняли улицы, кровли и окна домов; сначала казалось, будто жители чего-то опасаются, ибо радостные восклицания не были еще общими; изумление их продолжалось несколько минут, в течение которых они спрашивали беспрестанно у нас и друг у друга: "Где Государь? Похвалы Русским загремели повсюду, женщины из окон и с балконов махали белыми платками, приветствовали нас движением рук, и мгновенно раздалось от одного конца Парижа до другого восклицание: "Да здравствует Александр! Да здравствуют Русские! Лейб-гвардии конный полк в Париже. Между тем мы прошли Монмартрское предместье и поворотили направо по бульварам, где ликования, возрастая беспрестанно, превзошли всякую меру.
В шесть часов утра 30 марта наступление на Париж началось. Одновременно генерал Николай Раевский с 1-м пехотным корпусом и кавалерией Палена пошел на штурм высот Роменвиля.
Постепенно подтянулись и пруссаки Блюхера. Кроме боевых действий была предпринята психологическая операция. Александр I предложил французам капитулировать, написав в ультиматуме "волею или неволею, на штыках или церемониальным маршем, на развалинах или в чертогах, но сегодня же Европа должна ночевать в Париже". Однако русских парламентеров атаковали, и они едва уцелели. Французы отчаянно оборонялись и переходили в контратаки, чтобы продержаться до подхода Наполеона или получить помощь от 700-тысячного Парижа. Однако численное преимущество союзников давало о себе знать.
Увидеть Париж и остаться в живых. Блеск и нищета русской армии 1814 года
Однако союзные монархи, вопреки ожиданиям Наполеона, 12 24 марта 1814 г. Город на тот момент насчитывал до 500 тыс. Обороной французской столицы руководили маршалы Э. Мортье, Б. Верховным главнокомандующим обороны города был старший брат Наполеона, Жозеф Бонапарт. Войска союзников состояли из трех основных колонн: правую русско-прусскую армию возглавлял фельдмаршал Блюхер, центральную — российский генерал М. Барклай-де-Толли, левой колонной руководил кронпринц Вюртембергский.
Мармон вынужден был согласиться, чтобы предотвратить бомбардировку Парижа и массовую гибель мирного населения. В ночь на 31 марта в деревне Лавилет был подписан акт о капитуляции французской столицы. Оставшиеся французские части должны были немедленно покинуть город. Сражение под Парижем стало одним из самых кровопролитных за всю кампанию 1814 года. Союзники потеряли убитыми и ранеными более восьми тысяч солдат и офицеров, шесть тысяч из которых были русскими. Потери французов составили более четырёх тысяч человек. Так что ни о какой «мирной» сдаче Парижа говорить не приходится. Триумф Ровно в полдень 31 марта союзные войска под предводительством императора Александра I и короля Пруссии Фридриха Вильгельма через ворота Сен-Мартен вошли в Париж. Парижане, боясь мести русских, затаились. Генерал-майор Михаил Фёдорович Орлов, один из тех, кто подписал капитуляцию, вспоминал о первой поездке по взятой столице: «Мы ехали верхом и медленно, в глубочайшей тишине. Слышен был только раздававшийся стук копыт лошадей, и изредка несколько лиц с тревожным любопытством являлись в окнах, которые быстро открывались и быстро закрывались». Битва за Париж стала одним из самых кровопролитных сражений кампании 1814 года Правда, участник Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии полковник Александр Краснокутский описывает события совершенно иначе. Якобы все улицы и даже крыши домов вдоль следования победоносной армии были заполнены ликующими парижанами, будто не было кровавой битвы под стенами столицы, завершившейся лишь сутки назад. Есть много свидетельств того, что парижане весьма тепло относились к русским воинам, которые, в отличие от пруссаков и австрийцев, вели себя достойно и не притесняли жителей французской столицы. Все были упоены живейшим восторгом: одни старались перекрикивать других, толпились под лошадей, — как будто считали за счастье быть попранными конями победоносного войска! По всей видимости, Краснокутский, вспоминая о вступлении в Париж, не стал вдаваться в детали. Действительно, атмосфера в Париже изменилась после того, как на улицах домов появилась прокламация русского царя, обещавшая жителям особое покровительство и защиту, и многие жители бросились к северо-восточным границам города, чтобы хоть одним глазком взглянуть на русского императора. Так или иначе, Париж, как ветреная женщина, слегка поколебавшись, бросился на шею победителя. Русские во французской столице Запрет Александра I запрет «чинить обиды» местному населению в целом соблюдался. Тем более, что по приказу императора солдатам и офицерам русской армии было выплачено годовое жалованье в тройном размере. Если русских солдат и офицеров нельзя было отличить от пруссаков и австрийцев только по форме , то бородатые казаки, в шароварах с лампасами, словно сошли с карикатур французских газет.
К слову — о кухне: есть бытовые привычки, которые считаются чисто русскими, но на самом деле имеют парижское происхождение. Речь, например, о примете не ставить пустые бутылки на стол — «денег не будет». Дело в следующем: официанты во французских питейных заведениях не учитывали количество отпущенных клиентам да-да, солдаты ещё и платили! Смекалистые казаки отметили такой способ подсчётов и часть бутылок переправляли под стол. Определённая экономия была, действительно, налицо. Коль скоро речь зашла о казаках, о них нельзя не упомянуть подробнее хотя в рядах русской армии были и более экзотические ингредиенты, например, калмыки на верблюдах, при одном взгляде на которых — и калмыков, и верблюдов — чувствительные парижанки падали в обморок-с. Казаки произвели форменный фурор: они купались в Сене совершенно без обмундирования, купали и поили там же своих коней. Парижские мальчишки целыми толпами бегали за «завоевателями», выпрашивали на память сувениры. Казаки являлись главной достопримечательностью Парижа в течение двух месяцев. Накануне взятия Парижа по всему городу были расклеены лубочные карикатуры-страшилки: казаков изображали в виде чудовищных тварей в мохнатых шапках, они были увешаны кошмарными ожерельями из человеческих ушей. Пьяные мерзавцы жгли дома, а сотворив своё чёрное дело, валились в скотском беспамятстве в лужу, et cetera. Реальные казаки разительным образом не соотносились с карикатурными. Хотя первоначально их боялись: бородачи разводили костры на берегу Сены и жарили мясо, и кто знает, чьё мясо подрумянивалось на огне?.. Генерал Платов долгое время не мог понять, что кричит ему обезумевшая женщина, и только немного погодя разобрал, что та просит его «не есть её дочь»! С одной стороны, это комично, с другой — печально особенно если учесть, что наши в Париже никогда не позволяли себе таких штучек, как союзники по 6-й антинаполеоновской коалиции. И однако нелепые ходульные страшилки о русских пережили века и перекочевали в наше время… Тем не менее пребывание русских в Париже обросло легендами куда более благодарного толка, и взятие французской столицы окончательно закрепило за Россией статус сверхдержавы. Понятие «русские в Париже» приобрело архетипическое звучание, и на нём строились иные исторические шутки типа знаменитой императорской: так, в 1844-м в Париже готовились к постановке откровенно антироссийской пьесы «Павел I», и узнавший об этом Николай I, сын «главного героя» пьесы, направил в Париж письмо.
Глинки, лапти гораздо удобнее, чем сабо, но в России все бы стали восхищаться этими деревянными башмаками — ведь они привезены из прекрасной Франции. Русские мемуаристы упрекают французов и в безбожии на месте одной церкви выстроен цирк, на месте другой — рынок , и в неумеренной любви к зрелищам впрочем, тот же Глинка отмечает и положительную черту — страсть французов к чтению. На основе приведенных примеров докладчица высказала предположение о необходимости пере-смотреть традиционные представления историков о том, что декабристское движение зародилось под влиянием впечатлений, вынесенных русскими офицерами из пребывания во Франции в 1814 году. По мнению Мельниковой, мемуары свидетельствуют: далеко не все из увиденного вызывало их одобрение. Впрочем, во время дискуссии было высказано предположение, что этот тезис следовало бы уточнить, приняв во внимание, во-первых, дату написания мемуаров — по свежим следам или через десятилетия, а во-вторых, не только визуальные впечатления русских офицеров, но и их круг чтения до, во время и после пребывания во Франции. Что касается визуальных впечатлений, им был посвящен следующий доклад — «История в картинках, русский Париж, 1814»; его прочла Брижит де Монкло главный хранитель культурного наследия Франции. Доклад этот можно назвать визуальным комментарием к известной по историческим документам и мемуарным свидетельствам последовательности событий: вступление союзных войск в Париж, посещение союзными монархами парижской Оперы, совместное богослужение представителей разных христианских конфессий 10 апреля 1814 года, в день католической и православной Пасхи, общение русских военных с парижанками тут Брижит де Монкло продолжила тему, начатую в докладе Клайд Плюмозиль — все это и многое другое было представлено на экране. Докладчица показала, как в гравюрах отражаются мелкие бытовые детали «Кухня казаков», «Казаки на бивуаке» и как авторы гравюр обыгрывают свои зрительные впечатления от русских «пришельцев»: на одной из гравюр огромный казак объясняется в любви француженке, которая едва ли не в два раза меньше его ростом Майя Губина продолжила эту тему, переведя ее из фривольного регистра в политичес-кий: она напомнила о существовании французской гравюры, на которой крохотный русский офицер бьет палкой огромного солдата, взобравшись на табуретку. Закончился доклад демонстрацией гравюры «Отъезд в Россию», с подписью «Прошли те радостные дни…»: на ней казак так сильно стремится на родину, что уезжает туда верхом на раке, то есть задом наперед… Гийом Нику Практическая школа высших исследований определил тему своего доклада как «Русские покоряют французских художников». Главными «героями» доклада стали три знаменитых французских живописца: Жирард, Жироде и Гро по-французски фамилии всех троих начинаются с буквы G, поэтому их так и называют «три G». Франсуа Жирару — портретисту французской и, шире, европейской элиты — император Александр позировал в Париже весной 1814 года; это широко известно, однако Нику напомнил и о факте менее известном: начало «знакомства» Жерара с Александром восходит к 1805 году, когда Жерар изобразил не только Наполеона в костюме императора, но также и Александра в аналогичном наряде сейчас местонахождение этого полотна неизвестно. Антуан-Жан Гро был бонапартистом, и его мастерскую, так же как и мастерскую «цареубийцы» Давида, учителя всех «трех G» он в 1793 году голосовал в Конвенте за казнь Людовика XVI , Александр в Париже не посетил, однако русские знакомства имелись и у Гро: когда он в 1808 году выставил в Салоне портрет Жеро-ма Бонапарта, работа эта так понравилась известному богачу и коллекционеру князю Н. Юсупову, что он заказал французу портрет своего сына Бориса в аналогичной позе. Наконец, третий Ж — Жироде, приверженец либеральных идей и любитель экзотизма в живописи, оставил только наброски портрета им-перато-ра Александра; намеревался он также изобразить русскую армию в Париже в виде войска древних скифов, но этого намерения не исполнил. Зато еще раньше, в 1806 году, его знаменитое полотно «Сцена во время потопа» было обыграно в одной из тогдашних карикатур, которая высмеивала терпящую поражение анти-наполеоновскую коалицию. Русскую тему эксплуатировали в 1814 году и други-е художники, причем нередко беря за основу совсем другие изображения, с Россией не связанные. Так, Луи-Леопольд Буайи в другой, менее точной транксрипции — Буальи пишет в 1814 году полотно «Триумф Александра», композиция которо-го в точности воспроизводит гравюру Прудона «Триумф Бонапарта» 1801. Он задался целью проанализировать, какой образ России создается на страницах мемуаров, написанных ветеранами наполеоновской армии, насколько он совпадает со стереотипами, а насколько от них отличается. Оказалось, что образ этот начиная с конца XVIII века, когда французские солдаты впервые встретились на поле боя с русскими это произошло в Швей-царии , претерпел немалую эволюцию. Вначале французские военные видели в русских исключительно варваров, дикарей докладчик назвал это частью общего процесса «криминализации противника»; французы весьма нелицеприятно отзываются в мемуарах и об англичанах, и об испанцах, и об итальянцах, и о неграх из колонии Сан-Доминго, хотя, конечно, претензии каждой нации предъявляются различные. Однако после 1807 года французы, во-первых, начинают признавать за русскими некоторые достоинства прежде всего храбрость , а во-вторых, начинают отличать собственно русских солдат от калмыков или татар. Более того, некоторые французские военные доходят до того, что ставят русских воинов в пример французам. Так, верный сподвижник Наполеона граф Шарль де Лабедуайер в 1815 году, после окончательного падения императора он поплатился жизнью за эту верность в 1807 году писал брату, что цивилизованным французам стоило бы поучиться у так называемых варваров — скромных и набожных донских казаков. Впрочем, это «потепление» в отношениях двух армий продлилось недолго, и начиная с 1812 года русские вновь превращаются в жестоких северных варваров так они именуются в наполеоновских прокламациях , которые вдобавок ко всему воюют оружием, не принятым у цивилизованных народов башкирские луки и стрелы ; никаких различий между русскими гвардейцами и казаками или калмыками французы в это время вновь не замечают. Так видели ситуацию французские солдаты и офицеры во время самой кампании, и эта точка зрения в основном сохраняется в их мемуарах, которые создавались, как правило, в 1820—1840-е годы, а опубликованы были в большинстве своем уже при Третьей республике. Докладчик подчеркнул, что эпоха написания мемуаров существенно влияла на изображение мемуаристами русской армии. Дело в том, что как раз в это время ветераны начинают заботиться о пенсиях, они подают прошения в военное министерство и стараются в рассказах о прошлом не только приукрасить собственные подвиги, но и описать в самых ярких красках силу русской армии чем сильнее враг, тем почетнее роль того, кто не побоялся с ним сразиться. Министерство, со своей стороны, оценивало участие в русской кампании очень высоко; дело доходило до случаев почти анекдотических: некий французский военный в 1812 году в России допустил серьезную оплошность — сообщил своему командованию, что мост, по которому французы намеревались отступить, сожжен, а на самом деле он в это время был еще цел. Но в 1844 году эти детали уже не имели никакого значения, важно было, что человек сражался в России; ошибка тридцатилетней давности не помешала ему стать кавалером ордена Почетного легиона. Николай Промыслов Институт всеобщей истории РАН сделал доклад на тему «Изображение русской армии во французской прессе с 1805 по 1814 год». Газеты в начале XIX века были главным источником информации; Наполеон это прекрасно понимал и потому уделял большое внимание контролю над прессой. Россия на страницах французских газет в исследуемый период упоминалась достаточно часто: реже Англии, но чаще Австрии и Пруссии. Французов особенно интересовала военная сторона дела, они постоянно пытались хотя бы приблизительно определить русскую военную мощь. Впрочем, парадоксальным образом, в 1812—1814 годах количество информации о передвижениях русской армии во французских газетах сильно уменьшилось, — то ли оттого, что французская цензура стала действовать еще строже, то ли оттого, что русские начали тщательнее охранять свои секреты. Разумеется, изображение России и русских на страницах французских газет изменялось в зависимости от геополитической ситуации: во время русско-французского альянса французы докладывали читателям только о победах русских в войне против турок, а о поражениях умалчивали; когда же Франция и Россия вновь сделались врагами, французские газеты стали подробно писать обо всех поражениях русской армии, а всех русских представлять варварами-казаками. Наполеоновская пропаганда насаждала эти представления вплоть до весны 1814 года, а когда император пал, отрицательные стереотипы вновь уступили место стереотипам положительным. Никола Дюжин Университет Париж-I Пантеон-Сорбонна в докладе «Русские полки и 1814 год: память, самосознание и национальная гордость» дополнил визуальные впечатления публики впечатлениями звуковыми. Аудитория выслушала сначала Преображенский марш, для которого Сергей Марин в 1805 году написал слова, предвещавшие поход русских на Париж «За французом мы дорогу и к Парижу будем знать» и приобретшие новую актуальность в 1812 году. Говорил докладчик и о тех памятных знаках, которые получали русские полки и которые остались в полковой культуре до 1917 года, — серебряных трубах или георгиевском штандарте с Андреевской юбилейной лентой и надписями: «За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России 1812 года». Таким образом, память о кампании 1812—1814 годов сохранялась и в музыке, и в особых полковых атрибутах. Доклад В. Мильчиной ИВГИ РГГУ, Москва назывался «Память о 1814 годе в нравоописательных очерках 1830—1840-х годов»; докладчица, впрочем, начала свое выступление с указания на цитату, которую, пожалуй, следовало бы также включить в название: «Мне нужна кровь казаков… много крови! Оказалось, что воспоминания эти отнюдь не благостные. Порой авторы просто упоминают 1814 год как эпоху, когда чужестранцы, вступившие в Париж, произвели огромные разрушения в Булонском лесу, где стояли лагерем.
Читайте также
- Париж, 1814. Великий триумф России
- Взятие Парижа в 1814: как вели себя русские войска в охваченном паникой городе
- Русские войска в Париже в 1814 году: как это было
- Русские в Париже в 1814 году: освобождение или оккупация?
- Взятие Парижа русскими войсками в 1814: история и участники: Оружие: Наука и техника:
- «Кончить войну не военным способом, а политическим»
Русская оккупация Парижа: галантные офицеры и «страшные» казаки
Русские казаки в Париже в 1814 г. — пост пикабушника AlexKap2015. «Вступление российских войск в Париж. день подписания капитуляции – Самые лучшие и интересные новости по теме: Войны, факты на развлекательном портале
Вежливые казаки в Париже. К 210-й годовщине взятия столицы Франции на «русский штык»
Сражение за Париж стало одной из самых кровопролитных битв для союзных войск, потерявших за один день более 8 тыс. Наступление началось 18 30 марта в 6 ч. Воронцова, а русский корпус генерала А. Ланжерона начал наступление на Монмартр. Видя с Монмартра гигантские размеры наступающих войск, командующий французской обороной Жозеф Бонапарт покинул поле боя, оставив Мармону и Мортье полномочия для сдачи Парижа. В течение 18 30 марта все пригороды французской столицы были заняты союзниками.
Видя что падение города неизбежно и стараясь уменьшить потери, маршал Мармон отправил парламентера к русскому императору.
А покинула гостеприимную столицу Франции армия Александра I уже через два месяца, в конце мая 1814 года, оставив после себя не только благоприятное впечатление, но и многочисленное потомство. Дела амурные Капитан-лейтенант Николай Бестужев, будущий декабрист, в своих воспоминаниях о Париже называл его городом, где «…надобно молодому человеку всего более сохранять кошелек и нравственность». Француженки поразили русских военных манерой одеваться и свободно держать себя в обществе. Многие офицеры удивлялись длине их юбок: если в России и дворянки, и крестьянки носили платье почти до пола, то парижанки были менее скромны, мужчины могли увидеть ножки прелестниц. Разумеется, только лодыжки и часть икры, но горячим казакам и статным гренадерам этого было более чем достаточно, чтобы закипела молодецкая кровь. На ухаживания и заигрывания русских военных парижанки часто смотрели благосклонно. Так, в книге «Поход во Францию 1814 года», основанной на воспоминаниях прапорщика лейб-гвардии Семеновского полка Ивана Казакова, говорится о предпочтении, которое местные женщины отдавали русским военным, тогда как о французских офицерах презрительно говорили, что от них несет казармой.
То есть, галантность и манеры гвардейцев армии Александра I были выше всяких похвал. Интересна гравюра, на которой немецкий художник Георг Эмануэль Опиц, посетивший Париж в 1814 году, запечатлел уличную торговку, предлагающую казакам купить презервативы прямо перед дворцом Пале-Рояль. На пакетике с прообразом современного резинового изделия написано: rob antisifilitique, что можно перевести с французского как «одежда против сифилиса». Офицер артиллерийских войск А. Баранович оставил свои воспоминания — записки «Русские солдаты во Франции в 1813-1814 годах». Он утверждает, что за время Заграничных походов из армии Александра I дезертировали примерно 40 тысяч человек. Впрочем, большинство современных историков полагают, что эта цифра завышена, как минимум, в 4 раза.
Monsieur est de bonne famille! Месье учтив! Месье из хорошей семьи и прочее.
Сокуров рассказывает об удивительном эпизоде пасхального молебна в первые дни оккупации Парижа русской армией. Враг, принёсший столько бед России, был побеждён в своём логове. В обычае европейцев было бы разграбить и сжечь его столицу, однако русское воинство во главе с императором поступило в корне иначе. Армия собралась, чтобы воздать благодарность Господу за эту победу. На берегу Сены был установлен помост с алтарём. Вокруг выстроились войска. На помост поднялся русский император Александр I в сопровождении прусского короля и православных священников. Пехотинцы обнажили головы и опустились на колени. Кавалеристы опустили вниз свои сабли. Священники в золотых ризах начали торжественное богослужение.
Зазвучали древние византийские мелодии и славянское пение. Эффект от красоты службы и благочестия русских был настолько велик, что французы, забыв о своём католическом вероисповедании, прониклись величием момента. Это писал император Александр I в своём письме в Петербург. В соборах Кремля были устроены конюшни, возле иконостасов расстреливали мирных жителей, Новодевичий монастырь чудом не был взорван при отступлении французов: одна из монахинь сумела добраться до подожжённого запала и потушить его. Наполеон вывез из Италии великолепную коллекцию античных древностей.
Несмотря на большое численное превосходство, союзники не смогли разгромить врага. После упорного 12-часового сражения Наполеон отступил к Труа никем не преследуемый. Такая нерасторопность оппонентов позволила французскому императору перегруппироваться и начать бить армию Блюхера по частям. У Шампобера он с 30-тысячным войском набросился на русский корпус З.
Олсуфьева 3,7 тысячи пехотинцев. Несмотря на отчаянное сопротивление, корпус был разгромлен, потеряв только пленными около двух тысяч человек вместе с раненым в сражении командиром. Уже на следующий день Наполеон атаковал под Монмирайлем 18-тысячный русско-прусский корпус Ф. Остен-Сакена, шедший на выручку Олсуфьеву, и одержал над ним решительную победу. После этого успеха французский император радостно воскликнул: «Я нашел свои сапоги Итальянской кампании! Потеряв примерно 3700 человек французы потеряли всего тысячу бойцов , Остен-Сакен отступил к Шато-Тьери. Там он соединился с прусским корпусом И. В подчинении у русского и прусского генералов оказалось 30 тысяч солдат, но это не помешало Наполеону атаковать их меньшими силами 22 тысячи человек и одержать при Шато-Тьери полную победу. Союзники вынуждены были отступить за реку Марну и взорвать за собой мост, чем оградили себя от преследования.
Не зная об этом, Блюхер устремился на Наполеона, рассчитывая ударить в тыл французам, преследующим Остен-Сакена и Йорка. В распоряжении прусского фельдмаршала было не более 20 тысяч бойцов. Они разбили выставленный Наполеоном заслон до 8 тысяч солдат во главе с маршалом О. Мармоном , но в сражении с главными силами французов при Вошане потерпели жестокое поражение. От полного разгрома Блюхера спасло начатое Шварценбергом наступление на Париж. Наполеон вынужден был переключиться на Главную армию. Как и его прусский коллега, австрийский фельдмаршал допустил разделение своих войск. Из-за этой ошибки французский император смог одержать еще одну громкую победу. Выдвинувшийся слишком далеко вперед корпус кронпринца Фридриха Вильгельма Вюртембергского около 18 тысяч вюртембергских, баварских, австрийских и русских солдат был атакован 40-тысячной армией французов и потерпел тяжелое поражение.
Наполеон решил, что после столь блестящей серии побед сможет удержать за собой Париж и, возможно, даже перейти потом в контрнаступление. Но он глубоко заблуждался. Дни Французской империи были уже сочтены! На Париж! Сначала Наполеону не удалась попытка еще раз разгромить Блюхера. Зная, что прусский фельдмаршал отходит на соединение с подходящими с востока подкреплениями, он решил занять Лаон и преградить ему путь. Но на пути самого Наполеона стеной стали русские дивизии генералов М. Воронцова и П. Строганова до 18 тысяч человек.
В сражении при Краонне они целый день стойко отбивали атаки 30-тысячной армии французов, а затем, выполнив поставленную задачу, организованно отошли на соединение с главными силами Блюхера. Потеряв 5 тысяч бойцов, русские положили перед своими позициями 8 тысяч французов. Их доблесть позволила прусскому фельдмаршалу стянуть к Лаону превосходящие силы и нанести наполеоновским войскам в битве около этого города чувствительное поражение.
Русская весна 1814 года в Париже
Русская армия вступает в Париж | К довершению двухлетних побед, недоставало Русским только быть в Париже; до сей желанной минуты нельзя еще было насладиться плодами столь многих кровопролитных битв, завоеванных крепостей и ниспроверженных Царств. |
30 марта — день казачьей славы | 30 марта 1814 года союзные войска (главным образом русские корпуса) антинаполеоновской коалиции взяли штурмом Париж, тем самым положив конец Наполеоновским войнам. |
Увидеть Париж и остаться в живых. Блеск и нищета русской армии 1814 года | Аргументы и Факты | В Париже русские ходили по дворцам и музеям, но ни один экспонат от их рук не пострадал и не был вывезен. |
Русские в Париже в 1814 году: освобождение или оккупация? | Согласно легенде «бистро» появились после того, как в 1814 году русские солдаты заняли Париж. |
Сколько русских солдат осталось в Париже в 1814 году из-за любви
«Вступление российских войск в Париж. 31 марта 1814 года русские войска торжественно вступили в сдавшийся Париж. Да, русские войска занимали Париж не единожды, а дважды: многие знают и помнят взятие Парижа русскими и союзными войсками в 1814 году, но мало кто знает, что уже в следующем 1815 году российские войска вновь вошли в столицу побеждённой Франции. Поскольку у русских военных не было проблем с деньгами, как раз накануне они получили жалование за всю кампанию 1814 года аж в тройном размере, щедрых молодых красавцев Париж встретил с распростертыми объятиями. Бивак казаков на Елисейских полях в Париже в 1814г. с гравюры Г.Э. Опица. 31 марта 1814 г. русские войска под командованием императора Александра I вступили в Париж.
Двести лет тому назад
- Новые публикации
- РУССКИЕ В ПАРИЖЕ. ТАК БЫЛО | Захар Прилепин | Дзен
- От Березины до Парижа: зарубежный поход русской армии - 31.03.2024 Украина.ру
- Благородство Александра I и казацкие лошади в Сене
- Николай Стариков
«Знаковое событие»: историк Сергей Перелыгин — о вступлении русских войск в Париж в 1814 году
Разбив немногочисленный отряд, Наполеон понял, что его провели: «Это превосходный шахматный ход! Никогда бы не поверил, что какой-нибудь генерал у союзников способен это сделать». Всем Парижем Больше всего парижане боялись мести русских. Ходили истории о том, что солдаты обожают насилие и забавляются варварскими играми. Например, гнать людей голыми на порку в мороз.
Генерал-майор Михаил Федорович Орлов, один из тех, кто подписал капитуляцию, вспоминал о первой поездке по взятому городу: «Мы ехали верхом и медленно, в глубочайшей тишине. Слышен был только раздававшийся стук копыт лошадей, и изредка несколько лиц с тревожным любопытством являлись в окнах, которые быстро открывались и быстро закрывались». Когда на улицах домов появилась прокламация русского царя, обещавшая жителям особое покровительство и защиту, многие горожане бросились к северо-восточным границам города, чтобы хоть одним глазком взглянуть на русского императора. Особенный энтузиазм высказывали парижские барышни, которые хватали за руки иностранных воинов и даже взбирались им на седла, чтобы лучше рассмотреть входивших в город завоевателей-освободителей.
Русский император выполнил свое обещание перед городом, остановив малейшие преступления. Казаки в Париже Если русских солдат и офицеров нельзя было отличить от пруссаков и австрийцев разве что по форме , то казаки были бородатые, в шароварах с лампасами - такие же, как на картинках во французских газетах. Только реальные казаки были добрые.
Все, что мы видели и чувствовали, было столь изящно и велико, что воображению ничего не оставалось приобщить или украсить: мы были обессилены радостью.
Медаль "За взятие Парижа". Сон бежал моих глаз. Почти в полночь я вышел из дома; никого из жителей не было видно на улицах; там, где остановился Государь, расположен был батальон Преображенского полка. Огни в домах угасли...
Посреди ночной тишины я достиг неприметно до Пале-Рояля... В саду и в галереях оного волновались тысячи народа, обуреваемого различными страстями: иные смотрели на небо и тяжко вздыхали, но большая часть толпилась около стоявших в разных местах ораторов, из коих одни славили Бурбонов, под скипетром которых предки их жили несколько столетий; а другие, превознося прежние победы свои, полагали не предпринимать ничего решительного в ожидании прибытия Наполеона с армией. То, что я тут видел, дало мне первое, настоящее понятие о революционных явлениях и народных совещаниях. Сколь ни разнообразны были излагаемые ими мнения, но они все почитали Русский мундир: я ходил по всему Пале-Роялю, становился в толпы парижан и был повсюду принимаем с вежливостью.
Я вошел в кофейный дом и не успел сесть, как присутствующие начали пить единогласно за здоровье Русского офицера. Наконец я возвратился домой. Порядок нашей армией был соблюден до того, что никакое бесчиние не напоминало, что в Париже находилось более ста тысяч иностранных войск; глубокое безмолвие на улицах прерывалось только окликами Русских часовых. Со второго дня занятия Парижа в театрах начались представления, почты восприняли свое действие и разослали по принадлежности сотни тысяч писем, назначенных за границу, а также привезенных из чужих краев, но три года задержанных в почтовом управлении; отворили городские ворота, позволили всем по произволу из города уезжать, дороги в окрестностях столицы приведены в безопасность, и в самом скором времени банк производил по-прежнему платеж Государственного долга и выдачу пенсионов.
Словом сказать, предприняты все меры к восстановлению общего спокойствия; даже приглашали жителей приносить жалобы на притеснения, неразлучные с военным постоем. Источник: Михайловский-Данилевский А.
Они боялись их, полагая, как им натолковали, что мы северные варвары, а казаки совершенно дикие, полунагие, с пленных сдирают кожу, а по деревням, где им попадаются малые дети, они их жарят и едят. Однако удостоверившись, что они ничуть не звери, а напротив, кротки и обходительны, они стали поближе их рассматривать и, видимо, любовались красотою и костюмами наших донских молодцов. Глинка: «Женщины в пленительных одеяниях и истощают все искусства к оживлению важности своего лица! С томными глазами бросают они сладострастные взгляды на мимо ходящих, мнимой невинностью обвораживают неопытность, и буйственная молодость с пламенными чувствами покоряется власти соблазнительных прелестниц! Трудно и старикам оставаться здесь равнодушными«. В квартале Пале-Рояль, в который превратился бывший дворец последнего его владельца Филиппа Эгалитэ, с апреля 1814 его практически ежедневно посещали офицеры союзников , в т. Это было одновременно и веселое, и пагубное место по мнению К. Батюшкова — «средоточие шума, бегания, девок, новостей, роскоши, нищеты, разврата«.
Батюшков писал Н. Гнедичу о том, что в Пале-Рояле было «множество барышень, которых бесстыдство превышает все. Не офицеры за ними бегали, а они за офицерами. Это продолжалось до полуночи при шуме народной толпы, при звуке рюмок в ближних кофейных домах и при звуке арф и скрыпок …» Краснокутский А. Они расхаживают с подпрыжками, затрагивают всех мимоходящих, припевая неблагопристойные песни, и толпятся между множеством мужчин, собирающихся в сие время кучами на поприще беззаконных распутств! Все наглые способы употребляются, дабы пленять зрителей, все дышат нахальством, нравственность заглушается сладострастием, и источник заразительных болезней брызжет как водопад на обвороженную прелестями неосторожность! Не только молодые, но часто и старые вязнут в сей тине смертоносной гнилости! Казаки немало поразили жителей города — особенно парижанок, сбежавшихся посмотреть на доселе невиданное действо, — тем, что будучи в исподнем или в совсем обнаженном виде, купали своих лошадей в Сене. Глинка тогда же напечатал перевод некоего французского произведения, якобы купленного им на улице и написанного от имени русского офицера, отбывающего на Родину: «Прощайте, поля Елисейские, прощай и ты, Марсово поле! Мы расположили на вас биваки свои, застроили вас хижинами, шалашами, будками и жили в них как в палатках.
Нередко милые городские красавицы навещали кочующих соседей своих. Они не пугались ратного шуму и прыгали зефирами по грудам оружия… Мы никогда не забудем ваших чудесных трактирщиков, купцов и конфетчиков…Актеры и актрисы, певцы и певицы, прыгуны и прыгуньи, прощайте! Мы уже не будем более есть апельсинов в Комеди, восхищаться прыжками в Опере, забавляться ухватками плутоватых гаеров? Забудем мы ваши прелести, ласки, ваше постоянство! С берегов Невы и Дона будем мы посылать к вам страстные вздохи свои. Вы смотрели не на лицо, но на достоинство… Бородатый казак и плосколицый башкир становились любимцами сердец ваших — за деньги! Вы всегда уважали звенящие добродетели! Прощайте, Софии, Эмелии, Темиры и Аглаи! Прощайте, резвые пламенные смуглянки, томные белянки, прощайте, черные и голубые глаза, мы не имели ни средства, ни времени списывать портреты ваши, но мы имеем другие памятники — ваши стрелы у нас в сердцах и полученные от вас раны долго будут напоминать нам о вас«. Император Александр I распорядился выдать жалование в тройном размере, в т.
Следовательно, деньгами русские военнослужащие были обеспечены и, кроме различных карточных игр, в которые они играли в России, здесь они пристрастились к новой игре — в рулетку. Проигрывались очень большие деньги и многие офицеры наделали в Париже много долгов. Когда русская армия окончательно оставляла Францию, все офицерские долги составляли 1,5 миллиона! Этот долг из своего кармана оплатил генерал-лейтенант граф М. Воронцов, герой Бородинского сражения. Русские казаки в Париже 1814 г. Акварель, выставка в ГИМ 1999г. У статуи Аполлона в музее 3. Выступление уличного фокусника 4. Казаки на рынке — Cosaques au marche 5.
Прогулка казаков по галерее, лавки и магазины 6. Игра в карты в казино 7. Казак спорит со старой парижанкой на углу улицы Рис. Казаки в саду Тюильри возле Лувра 9. Конный казак на улице Парижа 10. Казачья пляска ночью, Елисейские поля 11. Декларация Императора Александра I 12. Рисунки, гравюры, карты, блошиные рынки 13. Приготовление ужина, русская кухня Продолжение или взятие Парижа в 1815 году В следующем году Париж вновь услышал гром орудий. После поражения при Ватерлоо французские части, преследуемые Нижнерейнской прусской и Англо-голландской армиями, отступали к столице, куда и прибыли к 18 30 июня 1815 года.
Всего у военного министра маршала Л. Даву состояло свыше 70 тысяч человек, из которых почти 60 тысяч прибыли из-под Ватерлоо. Войска прусского 4-го корпуса г-л Ф. В тот же день утром прусская 2-я кавалерийская бригада 2-го армейского корпуса генерал-майора фон Пирха 1-го под командованием подполковника фон Зора 3-й Бранденбургский и 5-й Померанский гусарские полки — всего 8 эскадронов начала движение с целью перерезать коммуникационную линию Парижа с Орлеаном. В тот же день, но позднее, командир 2-го кавалерийского корпуса див. Экзельманс во главе 4, 5, 12, 13, 14, 15, 17 и 20-го драгунских, 1-го конно-егерского, 5-го и 6-го шеволежер-уланских полков, 1 батальона 44-го линейного полка бригады бригадного генерала Туссэна 14-й пех. Но по получении приказа об отступлении Экзельманс вернулся обратно к Парижу, а Версаль заняла прусская пехота. Здесь произошел 2-часовой бой, в процессе которого французы начали спешно отступать к Парижу. Позднее Цитен захватил селение Мулино, которое французы под командованием дивизионного генерала Д. Вандамма пытались безуспешно отбить.
Поздно вечером пруссаки Цитена захватили селение Исси. В 7 часам утра Даву приказал всем французским войскам и в 21 час представители французов, пруссаков и англичан подписали капитуляцию французских войск, действующую до заключения мирного договора. Она была ратифицирована в Париже в 6 часов утра 22 июня 4 июля. Союзные войска вступили в столицу Франции 25 июня 7 июля , а на следующий день в нее въехал король Людовик 18-й. Иногда работы подписывал как Богемиус. Из семьи чиновника-финансиста. В 1789 году окончил академическую гимназию в Праге, недолго изучал юриспруденцию и занимался искусством. В 1793 году поступил изучать рисунок и живопись в Дрезденскую академию художеств, ученик Джованни Казанова. В 1798 году отправился в Карлсбад, где писал портреты богатых отдыхающих. В 1800 году работал в Гамбурге и Бремене, в 1803 году — в Вене, изображая в своих работах в том числе сцены уличной жизни города.
В 1805 году переселился в Лейпциг, где сосредоточился на портретной миниатюре. В 1814 году, считается, что посещал Париж после победы союзников над Наполеоном и создал по мотивам происходивших событий два масштабных офорта. В 1814—1815 годах работал в Гейдельберге, в Лейпциг вернулся в конце 1817 года и начал сотрудничать как гравёр с издательством Брокгауза: в частности, в 1819—1830 годах рисовал гравюры для издававшегося этой фирмой журнала «Урания» С 1820 года преподавал в Лейпцигской академии художеств; В 1820-х годах, как предполагается, совершал поездки в Россию и Османскую империю.
Французские войска имели около 150 орудий. Наступление на Париж началось в 6 часов утра 30 марта с атаки селения Пантен 2-м пехотным корпусом принца Вюртембергского.
Одновременно генерал Раевский с 1-м пехотным корпусом и кавалерией Палена пошёл на штурм высот Роменвиля. Гвардия осталась в резерве. Французы предприняли сильную контратаку на Пантен, так что Евгений Вюртембергский, потеряв только убитыми до 1500 солдат, запросил подкреплений. Барклай-де-Толли послал две дивизии 3-го гренадерского корпуса, которые помогли переломить ход боя. Французы отступили от Пантена и Роменвиля к селению и возвышенности Бельвилю, где их прикрывали сильные артиллерийские батареи.
Барклай-де-Толли приостановил продвижение, ожидая вступления в дело запоздавших Силезской армии Блюхера и войск кронпринца Вюртембергского. В 11 часов утра Блюхер смог атаковать левый фланг французской обороны. По воспоминаниям генерала Мюффлинга, Силезская армия запоздала из-за канала, который не был нанесён на карты — его с трудом удалось форсировать. К укреплённому селению Лавилет приблизились прусские корпуса Йорка и Клейста с корпусом Воронцова, русский корпус Ланжерона пошёл на Монмартр, господствующую возвышенность над Парижем. Убедившись в превосходстве сил союзников, командующий французской обороной Жозеф Бонапарт решил покинуть поле боя, оставив Мармону и Мортье полномочия для сдачи Парижа ради спасения города.
Русские в Париже в 1814 году
- Мгновение великой славы: 205 лет назад русские войска вошли в Париж
- Что еще почитать
- 31 марта 1814 года. Взятие Парижа.
- Бедственное положение
- Как русские Париж брали в марте 1814-го
Взятие Парижа. 31 марта 1814 года
Сам он Париж не брал, хотя его повесть «Русский в Париже 1814 года» и написана, что называется, «по реальным событиям». И уже в полдень русские войска под предводительством императора Александра I триумфально вступили в Париж. Русские в Париже, или Описание происшествий, бывших во время вступления и пребывания в Париже Российских войск с Союзными под предводительством Его Величества Императора Александра I 1814 года. 31 марта 1814 года в полдень в Париж торжественно вступили отборные части союзных войск во главе с императором Александром I и командующими союзными войсками.
РУССКИЕ В ПАРИЖЕ. ТАК БЫЛО
Click to enlarge image 1. Vstuplenie Russkoj armii v Вступление Русской армии в Париж Вступление Русской армии в Париж. 31 марта 1814 года в полдень в Париж торжественно вступили отборные части союзных войск во главе с императором Александром I и командующими союзными войсками. В этот день в 1814 году русские войска во главе с императором Александром I триумфально вступили в Париж. 365 дней ТВ представляет | Историада | Выпуск № 45Русские в Париже в 1814 году: освобождение или оккупация?#365днейТВ #История #Историада #ИсторическиеФакты.
Русская армия вошла в Париж
В мае в Париж прибыл Людовик XVIII, и Временное правительство, назначенное российским императором, постепенно передало бразды правления новому французскому королю. В начале 1814 года войска шестой антинаполеоновской коалиции наступали на Париж одновременно с севера, востока и юга. Русские казаки в Париже в 1814 г. — пост пикабушника AlexKap2015. Русский на другой день вступления в Париж, имеющий надобность до маркиза, в ту же минуту был допущен. 31 марта 1814 года, союзная армия во главе с русским императором Александром I вошла в Париж. 31 марта 1814 года русская армия Александра I во главе союзных войск торжественно вступила в Париж.