Порядок выборов Президента России определяется ст. 81 Конституции, а также Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» (1999 г.). 1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президент Российской Федерации избирается гражданами на шестилетний срок на основе избирательного права, которое является всеобщим, равным и прямым. 3. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется решением Конституционного Суда РФ. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 7 декабря 2023 г. № 678-СФ «О назначении выборов Президента Российской Федерации».
Выборы президента в 2024 году: где голосовать и как правильно заполнить бюллетень
В сети ходят слухи, что точная информация по этому вопросу появится не ранее 13 декабря 2023 года, когда Совет Федерации намерен объявить конкретную дату выборов президента РФ. Порядок выбора главы государства в России, в том числе правила определения даты выборов, закреплены в Федеральном законе «О выборах Президента Российской Федерации». Узнайте, что какие поправки в закон о выборах президента утвердил глава РФ Владимир Путин и что изменится из-за этого, читайте подробнее на ФедералПресс. 1. Открепительное удостоверение для голосования на выборах Президента Российской Федерации является документом строгой отчетности, степень защиты которого определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. 25 октября Госдума приняла поправки в закон «О выборах Президента Российской Федерации».
Основы российского права
Судебную систему Российской Федерации составляют Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые судьи субъектов Российской Федерации. Создание чрезвычайных судов не допускается. Судьям судов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета вклады , хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет: а по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан — конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах «а» и «б» части 2 настоящей статьи, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты; б по запросам судов — конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах «а» и «б» части 2 настоящей статьи, подлежащих применению в конкретном деле. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.
Акты или их отдельные положения, признанные конституционными в истолковании, данном Конституционным Судом Российской Федерации, не подлежат применению в ином истолковании. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации либо Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Конституционный Суд Российской Федерации осуществляет иные полномочия, установленные федеральным конституционным законом. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Председатели, заместители председателей и судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.
Порядок осуществления гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства регулируется также соответствующим процессуальным законодательством. Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются федеральным законом. Прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Прокурорам в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета вклады , хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
Прокуроры субъектов Российской Федерации, прокуроры военных и других специализированных прокуратур, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации, назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации. Иные прокуроры могут назначаться на должность и освобождаться от должности Президентом Российской Федерации, если такой порядок назначения на должность и освобождения от должности установлен федеральным законом. Если иное не предусмотрено федеральным законом, прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации. Местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях, виды которых устанавливаются федеральным законом. Территории муниципальных образований определяются с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации, установленными федеральным законом.
Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом. Изменение границ территорий, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий в порядке, установленном федеральным законом. Особенности осуществления публичной власти на территориях городов федерального значения, административных центров столиц субъектов Российской Федерации и на других территориях могут устанавливаться федеральным законом. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения, а также в соответствии с федеральным законом обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи. Органы местного самоуправления могут наделяться федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации отдельными государственными полномочиями при условии передачи им необходимых для осуществления таких полномочий материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории. Статья 2 1. Общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, предусмотренных статьей 1 настоящего Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации далее соответственно — общероссийское голосование, настоящий Закон , проводится после вступления в силу настоящего Закона и в случае дачи Конституционным Судом Российской Федерации в соответствии со статьей 3 настоящего Закона заключения о соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений настоящего Закона и о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 настоящего Закона. Инициатива проведения общероссийского голосования принадлежит Президенту Российской Федерации. Президент Российской Федерации назначает общероссийское голосование своим указом. В указе Президента Российской Федерации о назначении общероссийского голосования содержится вопрос, который выносится на общероссийское голосование, и определяется день общероссийского голосования в соответствии с частью 5 настоящей статьи.
Указ Президента Российской Федерации о назначении общероссийского голосования подлежит официальному опубликованию не позднее дня, следующего за днем его подписания. В целях обеспечения наиболее благоприятных условий для участия граждан в общероссийском голосовании общероссийское голосование не может состояться ранее чем через 30 дней со дня официального опубликования указа Президента Российской Федерации о его назначении. Если днем общероссийского голосования определен рабочий день, этот день в силу настоящего Закона является нерабочим днем. Оплата работникам за этот день осуществляется в соответствии с положениями, установленными Трудовым кодексом Российской Федерации применительно к оплате за нерабочие праздничные дни. В общероссийском голосовании вправе принимать участие граждане Российской Федерации, достигшие на день проведения общероссийского голосования 18 лет, за исключением граждан, признанных судом недееспособными или содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда. Граждане Российской Федерации участвуют в общероссийском голосовании на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
Участие гражданина Российской Федерации в общероссийском голосовании является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в общероссийском голосовании, а также препятствовать его свободному волеизъявлению. Подготовка и проведение общероссийского голосования осуществляются открыто и гласно. Подготовку и проведение общероссийского голосования осуществляют: 1 Центральная избирательная комиссия Российской Федерации организующая и обеспечивающая подготовку и проведение общероссийского голосования избирательная комиссия ; 2 избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; 3 территориальные избирательные комиссии; 4 участковые избирательные комиссии. Деятельность Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, иных избирательных комиссий по подготовке и проведению общероссийского голосования осуществляется исходя из необходимости создания максимальных удобств для участников общероссийского голосования. Решения вышестоящих избирательных комиссий по вопросам подготовки и проведения общероссийского голосования, принятые в пределах их компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий.
Решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и решения иных избирательных комиссий по вопросам подготовки и проведения общероссийского голосования, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, граждан Российской Федерации. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обеспечивает открытость и гласность при подготовке и проведении общероссийского голосования, в том числе в соответствии с частью 16 настоящей статьи создает условия для осуществления наблюдения за подготовкой и проведением общероссийского голосования, установлением его итогов и определением результатов. Для наблюдения за проведением голосования и подсчетом голосов участников голосования, за установлением итогов голосования Общественная палата Российской Федерации и общественные палаты субъектов Российской Федерации назначают наблюдателей.
Претендентов на высший пост в стране также обязали сообщать сведения о заграничной недвижимости и обязательствах имущественного характера. В 2014 году, в соответствии с постановлением Конституционного суда РФ от 10 октября 2013 года, было отменено положение о пожизненном лишении пассивного избирательного права лиц, осужденных когда-либо к лишению свободы за совершение тяжких и или особо тяжких преступлений. Взамен установлено, что такое ограничение перестает действовать через 10 лет со дня снятия или погашения судимости для совершивших тяжкие преступления, через 15 лет для совершивших особо тяжкие преступления.
Кроме того, в закон о выборах главы государства была внесена поправка, позволяющая перенести дату выборов на неделю вперед. В результате появилась возможность назначить выборы президента 2018 года на 18 марта — день, когда в 2014 году был подписан договор о воссоединении Крыма с Россией. Изменения в законодательстве в 2020-е годы 14 марта 2020 года президент РФ Владимир Путин подписал закон о внесении в Конституцию РФ изменений, одобренных впоследствии в ходе общероссийского голосования 1 июля. В результате были ужесточены требования к кандидатам на пост президента РФ. Ценз оседлости был увеличен с 10 до 25 лет. Кроме того, у кандидатов не должно быть иностранного гражданства или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории другого государства, не только на момент выборов, но и когда-либо ранее.
При этом требование об отсутствии иностранного гражданства не распространяется на граждан РФ, имевших ранее гражданство государств, которые полностью или частично вошли в состав России. Один и тот же человек, согласно поправкам в конституцию 2020 года, не может быть избран президентом более двух раз ранее — двух раз подряд. Однако это ограничение не распространяется на лиц, занимавших пост главы государства до или во время вступления в силу поправок в основной закон. Число президентских сроков до 2020 года для них не учитывается. Документом было установлено, что решение о применении ДЭГ на федеральных выборах принимает Центризбирком, он же устанавливает требования для электронных систем голосования. Также 23 мая 2020 года в законы были внесены поправки о запрете баллотироваться на пост президента гражданам, осужденным к лишению свободы за совершение преступлений, предусмотренных 50 различными статьями Уголовного кодекса РФ преступления средней тяжести, в частности связанные с экстремизмом.
Участие в выборах Президента является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на избирателей с целью принудить их к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать свободному волеизъявлению; исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. ФЗ от 26 апреля 2007 г. Право избирать Президента, а также участвовать в выдвижении кандидатов на должность Президента, в предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов и работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, установленном законом, имеют граждане РФ, достигшие на день голосования 18 лет. Необходимо отметить существенное изменение нормативного регулирования в сфере выдвижения кандидатов в Президенты по сравнению с периодом проведения выборов Президента, состоявшихся 14 марта 2004 г. В тот период право выдвижения кандидатов принадлежало избирателям, избирательным объединениям и избирательным блокам. В соответствии с действующим избирательным законодательством кандидат на должность главы государства может быть выдвинут лишь политической партией и в порядке самовыдвижения при условии поддержки самовыдвижения группой избирателей. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление регистрации политических партий, составляет список политических партий, имеющих законное право принимать участие в выборах Президента, публикует данный список в общероссийских государственных периодических печатных изданиях, размещает его в сети Интернет, а также направляет его в Центральную избирательную комиссию ст.
Подготовку и проведение выборов Президента осуществляют Центральная избирательная комиссия РФ, другие избирательные комиссии, образуемые в соответствии с законом. Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании; данное число определяется по числу избирательных бюллетеней, обнаруженных в ящиках для голосования. Официальное опубликование результатов выборов Президента, а также данных о числе голосов избирателей, полученных каждым из зарегистрированных кандидатов, осуществляется Центральной избирательной комиссией в течение трех дней со дня подписания ею протокола о результатах выборов. Конституцией и на ее основе ФЗ "О выборах Президента РФ" установлены дополнительные условия приобретения гражданами пассивного избирательного права - Президентом РФ может быть избран лишь гражданин не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Закона от 24 мая 1991 г. Этот возраст составлял 65 лет. Действующая Конституция эту норму не воспроизводит. Конституция не выдвигает требования о том, чтобы кандидат в президенты был гражданином Российской Федерации по рождению.
После того как Центральная избирательная комиссия РФ примет данные документы она обязана в течение 10 дней принять решение о регистрации кандидата или отказать ему в регистрации с помощью мотивированного решения [12, с. Финансовое обеспечение, которое необходимо для организации и проведения выборов российского лидера, предоставляется за счет денежных средств федерального бюджета. В соответствии с российским избирательным законодательством граждане РФ, выдвинувшие свои кандидатуры на выборы, обязаны создавать собственные избирательные фонды для осуществления финансирования своих избирательных кампаний. Данное условие способствует обеспечению прозрачности избирательной кампании кандидатов, уравниванию их положения, позволяет Центральной избирательной комиссии РФ более полно осуществлять контроль над соблюдением законодательства о выборах [2, ст. Граждане РФ, выдвинувшие свои кандидатуры на должность российского лидера, имеют право на проведение собственной предвыборной агитации.
Они могут начать предвыборную агитацию с момента выдвижения собственной кандидатуры и продолжать ее до дня, который предшествует дате выборов. Финансовое обеспечение, которое необходимо для проведения предвыборной агитации, предоставляется за счет денежных средств избирательных фондов самих кандидатов. Российское законодательство закрепляет санкции за нарушение данного условия в виде отказа им в регистрации или ее отмены. Максимальная денежная сумма, которую может потратить кандидат из собственного избирательного фонда, равна 400 миллионам рублей. Данная сумма формируется из: - собственных денежных средств кандидатов; - денежных средств политических партий, выдвинувших этих граждан РФ кроме случаев самовыдвижения ; - добровольных пожертвований граждан и юридических лиц [1, ст.
Российское избирательное законодательство устанавливает методы, которыми может осуществляться предвыборная агитация: - каналы организаций телерадиовещания и периодические печатные издания. Данный метод имеет различные формы реализации: агитационный процесс сопровождается публичными дебатами, дискуссиями, «круглыми столами», пресс-конференциями, интервью, выступлениями, показами телеочерков, видеофильмами о кандидатах и иными не запрещенными законом формами в период, начинающийся за 28 дней до даты выборов и прекращающийся за сутки до дня голосования [4, ст. Граждане РФ, выдвинувшие свои кандидатуры на должность Президента РФ, вправе сами определить содержание, формы и методы собственной предвыборной агитации. Они могут проводить ее лично или привлекать к ее реализации других лиц в соответствии с избирательным законодательством. Согласно данной позиции к ней не предъявляются требования объективности, однако требования достоверности должны быть предъявлены [6, ст.
Предвыборная агитация в день избрания российского лидера и предшествующий ему день запрещена российским избирательным законодательством. В Российской Федерации существуют некоторые особенности избирательных кампаний, которые присуще только ей: предвыборные гонки кандидатов имеют много оригинальных агитационных действий, штабы кандидатов отлично осведомлены о положении дел избирателей, они усердно привлекают дополнительные средства и ресурсы, в процессе предвыборной агитации кандидаты умело проводят политические игры с соперниками. Иногда кандидатами на пост главы государства применяются нестандартные методы предвыборной агитации [18, с. Негативной особенностью избирательных кампаний является применение оскорбительных или некорректных лозунгов, которые призывают к агрессивной деятельности. Наиболее часто это осуществляется в средствах массовой информации.
На данный момент за рамками закона остается проблема фиксации факта неоднократности совершения ими правонарушений и поэтому фактически их возможно привлечь к административной ответственности лишь при повторном совершении подобных правонарушений. Чтобы разрешить эту проблему российскому законодателю нужно устранить данный правовой пробел - закрепить в законодательстве способы фиксации фактов неоднократного совершения правонарушений в СМИ. В день президентских выборов избиратели идут на избирательные участки, чтобы проголосовать за поддерживаемых ими кандидатов. Выборы в Российской Федерации являются Проблемы экономики и юридической практики альтернативными, тоесть количество зарегистрированных претендентов должно быть не меньше двух и избиратель должен иметь возможность выбора среди кандидатур. Если за 35 дней до даты голосования зарегистрированных кандидатов будет меньше этого количества, то Центральная избирательная комиссия РФ своим решением отложит их проведение на 60 дней.
В течение этого срока будет осуществляться регистрация новых претендентов на должность главы государства. Выборы российского лидера проходят по единому одномандатному избирательному округу. Избиратели голосуют на избирательных участках, их голоса подсчитываются и заносятся в протоколы участковыми избирательными комиссиями. Далее протоколы отправляются в территориальные избирательные комиссии. Они проверяют правильность оформления данных протоколов, производят собственный подсчет голосов на основе имеющихся у них сведений и закрепляют результаты в собственных протоколах.
После этого они направляются в избирательные комиссии субъектов РФ, которые осуществляют такие же процедуры, но только на своем уровне. Затем они отправляют свои протоколы в Центральную избирательную комиссию РФ. Центральная избирательная комиссия РФ осуществляет проверку правильности составления протоколов избирательными комиссиями субъектов РФ. После этого она не позднее 10 дней с момента проведения голосования определяет результаты выборов главы государства. Для этого используется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства.
Если ни один претендент не наберет необходимое количество голосов, то Центральная избирательная комиссия РФ признает выборы несостоявшимися и назначит повторное голосование через 21 день после первоначального голосования. На повторном голосовании избиратели будут голосовать за двух кандидатов, которые ранее набрали наибольшее количество голосов. В данном случае для определения победителя будет применяться мажоритарная избирательная система относительного большинства. Избранным станет тот кандидат, который наберет наибольшее количество голосов избирателей, чем его оппонент.
ГЛАВА 4. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков. Положение части 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации, ограничивающее число сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность Президента Российской Федерации, применяется к лицу, занимавшему и или занимающему должность Президента Российской Федерации, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и или занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции Российской Федерации, вносящей соответствующее ограничение, и не исключает для него возможность занимать должность Президента Российской Федерации в течение сроков, допустимых указанным положением. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.
Перед выдачей избирательного бюллетеня член участковой избирательной комиссии обязан удостовериться в том, что избирателю не было выдано открепительное удостоверение, избиратель не проголосовал досрочно, заявление обращение избирателя о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования не зарегистрировано в реестре, указанном в пункте 2 статьи 67 настоящего Федерального закона, и к нему не направлены члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса для проведения голосования вне помещения для голосования. Если установлено, что избирателю было выдано открепительное удостоверение, такой избиратель дополнительно включается в список избирателей, у него изымается отрывной талон открепительного удостоверения, а при проведении повторного голосования - открепительное удостоверение. Изъятые у избирателя отрывной талон и открепительное удостоверение погашаются. При получении избирательного бюллетеня избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа и расписывается. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего его документа могут быть проставлены в списке избирателей членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается в получении избирательного бюллетеня.
В случае, если избиратель не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов избирательной комиссии, зарегистрированных кандидатов, их уполномоченных представителей по финансовым вопросам и доверенных лиц, уполномоченных представителей избирательного объединения, избирательного блока, инициативной группы избирателей, выдвинувших зарегистрированного кандидата. Лицо, оказавшее избирателю помощь, расписывается в графе "Подпись избирателя о получении избирательного бюллетеня" списка избирателей, указывая свои фамилию, имя, отчество, серию и номер паспорта или заменяющего его документа. Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других избирателей не допускается. Избирательный бюллетень заполняется в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования, где присутствие других лиц недопустимо. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, вправе воспользоваться помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, его уполномоченным представителем по финансовым вопросам либо доверенным лицом, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, инициативной группы избирателей, выдвинувших зарегистрированного кандидата, наблюдателем, иностранным международным наблюдателем. В таком случае избиратель устно извещает избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью другого лица для заполнения избирательного бюллетеня. При этом в соответствующей соответствующих графе графах списка избирателей указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, оказывающего помощь избирателю.
В избирательном бюллетене избиратель ставит любой знак в пустом квадрате, расположенном справа от фамилии того зарегистрированного кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном справа от строки "Против всех кандидатов". В случае, если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делает соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии данного избирателя и расписывается. Испорченный избирательный бюллетень незамедлительно погашается, о чем составляется акт. Заполненный избирательный бюллетень избиратель опускает в опечатанный опломбированный стационарный ящик для голосования. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Распоряжения председателя участковой избирательной комиссии, отданные в пределах его компетенции, обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В отсутствие председателя участковой избирательной комиссии его полномочия исполняет заместитель председателя участковой избирательной комиссии, а в его отсутствие - секретарь участковой избирательной комиссии или иной член данной комиссии с правом решающего голоса, уполномоченный ею.
При проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протоколов об итогах голосования участковыми избирательными комиссиями на избирательных участках вправе находиться лица, указанные в пункте 5 статьи 21 настоящего Федерального закона. Список лиц, осуществлявших наблюдение за ходом голосования и подсчетом голосов избирателей, составляется участковой избирательной комиссией на основании представленных данными лицами документов. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они пытаются воспрепятствовать работе избирательной комиссии либо осуществлению гражданином Российской Федерации своих избирательных прав, а также нарушить тайну голосования. Решение об этом принимается участковой или вышестоящей избирательной комиссией. При этом комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о привлечении отстраненного члена участковой избирательной комиссии, удаленного наблюдателя и иных лиц к ответственности, предусмотренной федеральными законами. Зарегистрированным кандидатам, их уполномоченным представителям и доверенным лицам, избирательным объединениям, избирательным блокам, выдвинувшим зарегистрированных кандидатов, а также организациям, учредителями, собственниками, владельцами и или членами органов управления или органов контроля которых являются указанные лица и организации, иным физическим и юридическим лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций, запрещается предпринимать любые действия, направленные на обеспечение доставки избирателей для участия в голосовании. Статья 66. Досрочное голосование 1.
Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации вправе разрешить провести досрочно, но не ранее чем за 15 дней до дня голосования голосование всех избирателей на одном или нескольких избирательных участках, образованных на судах, которые в день голосования будут находиться в плавании, а также на полярных станциях, в отдаленных и труднодоступных местностях. В этом случае досрочное голосование проводится по правилам, установленным статьей 65 настоящего Федерального закона, и сразу по его окончании проводится подсчет голосов избирателей и устанавливаются итоги голосования в соответствии с требованиями статей 68 и 69 настоящего Федерального закона. В случае, если отдельные группы избирателей, включенных в список избирателей на соответствующем избирательном участке, находятся в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено на полярных станциях, в отдаленных или труднодоступных местностях и тому подобное , и в связи с этим невозможно провести досрочное голосование по избирательному участку в целом в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе разрешить провести голосование этих групп избирателей досрочно, но не ранее чем за 15 дней до дня голосования, в течение нескольких дней в порядке, установленном пунктами 3 - 9 настоящей статьи. Для проведения досрочного голосования в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи используются переносные ящики для голосования, количество которых определяется соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации. До проведения досрочного голосования пустые переносные ящики для голосования предъявляются в помещении участковой избирательной комиссии большинству ее членов, а также присутствующим лицам, указанным в пункте 5 статьи 21 настоящего Федерального закона, о чем составляется акт. После этого пустые переносные ящики для голосования опечатываются пломбируются. На лицевой стороне избирательного бюллетеня, выдаваемого голосующему досрочно избирателю, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии. Досрочное голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный опломбированный в участковой избирательной комиссии переносной ящик для голосования, необходимое количество избирательных бюллетеней установленной формы, выписку из списка избирателей, содержащую сведения об избирателях, к которым они выезжают для проведения досрочного голосования, либо список избирателей, а также необходимые письменные принадлежности за исключением карандашей для заполнения избирателем избирательного бюллетеня.
Избиратель, голосующий досрочно, расписывается в получении выдаваемого ему избирательного бюллетеня в выписке из списка избирателей либо в списке избирателей. В указанных выписке либо списке члены участковой избирательной комиссии, проводящие досрочное голосование, делают отметку о том, что избиратель проголосовал досрочно, проставляют дату и время голосования. Если избиратель расписывался в выписке из списка избирателей, то указанные отметки, а также серия и номер паспорта или заменяющего его документа после окончания проведения досрочного голосования вносятся в список избирателей. Указанная выписка из списка избирателей хранится вместе со списком избирателей. Избиратель заполняет избирательный бюллетень и опускает его в переносной ящик для голосования в порядке, предусмотренном статьей 65 настоящего Федерального закона. О проведении досрочного голосования составляется акт, в котором указываются дата и время голосования, количество избирателей, получивших избирательные бюллетени для участия в досрочном голосовании, фамилии членов избирательной комиссии и других лиц, присутствовавших при голосовании. Указанный акт хранится вместе с переносным ящиком для голосования. С момента окончания досрочного голосования прорези для избирательных бюллетеней в переносных ящиках для голосования опечатываются председателем участковой избирательной комиссии.
Хранение переносных ящиков для голосования обеспечивается секретарем участковой избирательной комиссии. Переносные ящики для голосования не вскрываются до начала подсчета голосов избирателей на избирательном участке. Переносные ящики для голосования с избирательными бюллетенями, опущенными досрочно проголосовавшими избирателями, запрещается использовать для проведения голосования в день голосования. При проведении досрочного голосования вправе присутствовать лица, указанные в пункте 5 статьи 21 настоящего Федерального закона. При проведении досрочного голосования с использованием переносных ящиков для голосования участковая избирательная комиссия должна обеспечить не менее чем двум лицам из числа членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, назначенных разными зарегистрированными кандидатами, равные с выезжающими для проведения досрочного голосования членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения досрочного голосования. Досрочное голосование проводится только в установленное решением соответствующей участковой избирательной комиссии время, что должно быть доведено до сведения избирателей и лиц, указанных в пункте 5 статьи 21 настоящего Федерального закона, через средства массовой информации и или иным образом. При проведении досрочного голосования участковая избирательная комиссия обязана обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателей, обеспечить сохранность избирательных бюллетеней и учет голосов избирателей при установлении итогов голосования. Статья 67.
Порядок голосования в день голосования вне помещения для голосования 1. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, которые имеют право быть внесенными или внесены в список избирателей на данном избирательном участке и не могут по уважительным причинам по состоянию здоровья, инвалидности и другим причинам самостоятельно прибыть в помещение для голосования. Участковая избирательная комиссия вправе признать причину вызова неуважительной и отказать в проведении голосования вне помещения для голосования. Голосование вне помещения для голосования, за исключением случаев, предусмотренных статьей 66 настоящего Федерального закона, проводится только в день голосования на основании письменного заявления или устного обращения в том числе переданного при содействии других лиц избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Заявление обращение может быть подано сделано избирателем в любое время после формирования участковой избирательной комиссии, но не позднее чем за четыре часа до истечения времени голосования в день голосования. Участковая избирательная комиссия регистрирует все указанные заявления обращения в специальном реестре. При регистрации устного обращения избирателя в реестре в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи указываются время его поступления, фамилия, имя, отчество члена участковой избирательной комиссии, который принял обращение телефонограмму, сообщение и тому подобное и заверил эти сведения своей подписью, а также фамилия, имя, отчество лица, передавшего обращение. По прибытии членов участковой избирательной комиссии к избирателю обращение избирателя подтверждается письменным заявлением, которое регистрируется с указанием времени его вручения.
В письменном заявлении избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования должна быть указана причина, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосования, и должны содержаться те же сведения об избирателе, что и в списке избирателей. Председатель участковой избирательной комиссии обязан объявить о том, что члены участковой избирательной комиссии будут проводить голосование вне помещения для голосования, не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда выхода для проведения такого голосования.
Рейган, Ф. Миттеран и др. Кандидат в президенты должен быть гражданином России, хорошо знать страну и ситуацию, в которой она находится.
Вот почему непременным условием занятия должности Президента является проживание в Российской Федерации не менее 10 лет. Выдвигать кандидата в президенты вправе избирательное объединение, избирательный блок и непосредственно избиратели, образовавшие инициативную группу в количестве не менее 100 человек. Субъекты, выдвинувшие кандидата, обязаны собрать в его поддержку не менее 1 млн. Избранным считается кандидат, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Глава 4.
Президент Российской Федерации Статья 80 1. Президент Российской Федерации является главой государства. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, поддерживает гражданский мир и согласие в стране , обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Выборы президента назначены. Что дальше?
Шестилетний срок полномочий не распространяется на Президента РФ в данный момент осуществляющего полномочия главы государства срок его полномочий 4 года. Установлены конституционные требования к кандидатам на должность Президента России. Из Конституции РФ следует, что главой государства может быть избран гражданин Российской Федерации вне зависимости от основания приобретения им российского гражданства не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Поскольку одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд, то не имеет права быть избранным Президентом гражданин РФ, занимающий на день официального опубликования публикации решения о назначении выборов Президента должность Президента второй срок подряд. Также согласно Конституции РФ гражданин РФ, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда не имеет права быть избранным Президентом статья 32. Это конституционные требования. Гражданин, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, если такое наказание предусмотрено федеральным законом, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата на должность Президента России, если голосование на выборах Президента Российской Федерации состоится до истечения установленного судом срока. Выборы Президента проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования.
Днем голосования на выборах Президента является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента и в котором четыре года тому назад был избран Президент. В случае досрочного прекращения Президентом РФ исполнения своих полномочий, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий назначает досрочные выборы Президента Российской Федерации. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом РФ. Если Совет Федерации не назначит выборы Президента, то выборы назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией РФ. Кандидаты на должность Президента могут быть выдвинуты политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения. Политическая партия вправе выдвинуть только одного кандидата, решение о выдвижении кандидата принимается на съезде политической партии.
По предъявлении открепительного удостоверения избиратель должен быть включен в список избирателей на любом другом избирательном участке.
При проведении голосования на общих выборах Президента Российской Федерации у избирателя, предъявившего открепительное удостоверение, изымается отрывной талон, а в случае проведения повторного голосования - открепительное удостоверение. Избиратель, получая на основании открепительного удостоверения избирательный бюллетень, указывает в списке избирателей адрес своего места жительства. В случае проведения повторного голосования неиспользованные отрывные талоны открепительных удостоверений, выданных избирателям в период со дня назначения Центральной избирательной комиссией Российской Федерации повторного голосования до дня, предшествующего дню повторного голосования, погашаются. В день повторного голосования до наступления времени голосования неиспользованные открепительные удостоверения вместе с отрывными талонами погашаются. Соответствующая территориальная или участковая избирательная комиссия составляет акты о погашении неиспользованных отрывных талонов и открепительных удостоверений. В случае, если Президент Российской Федерации был избран в результате общих выборов либо общие выборы Президента Российской Федерации были признаны несостоявшимися или недействительными, неиспользованные открепительные удостоверения вместе с отрывными талонами погашаются избирательной комиссией на третий день после официального опубликования результатов общих выборов. Статья 65.
Порядок голосования 1. Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного голосования в соответствии со статьей 66 настоящего Федерального закона - не позднее чем за пять дней до дня досрочного голосования. На избирательных участках, образованных на судах, находящихся в плавании, в воинских частях, на полярных станциях, в труднодоступных и отдаленных местностях, участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным раньше времени, установленного пунктом 1 настоящей статьи, если проголосовали все избиратели, включенные в список избирателей. В 8 часов в день голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет помещение для голосования открытым и предъявляет к осмотру членам участковой избирательной комиссии, присутствующим избирателям, лицам, указанным в пункте 5 статьи 21 настоящего Федерального закона, пустые переносные и стационарные ящики для голосования, которые вслед за этим опечатываются печатью участковой избирательной комиссии пломбируются. Председатель участковой избирательной комиссии предъявляет указанным лицам также опечатанные переносные ящики для голосования с избирательными бюллетенями, заполненными в соответствии с пунктами 2-9 статьи 66 настоящего Федерального закона досрочно проголосовавшими избирателями, если таковые имеются. После этого председатель участковой избирательной комиссии приглашает избирателей приступить к голосованию.
Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса получают от председателя участковой избирательной комиссии избирательные бюллетени для выдачи избирателям и расписываются в их получении. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или заменяющего его документа военного билета или удостоверения личности для лиц, которые проходят военную службу, справки, иного документа установленной формы, выдаваемых органами внутренних дел Российской Федерации, заграничного паспорта гражданина Российской Федерации для лиц, постоянно проживающих либо находящихся за пределами территории Российской Федерации, паспорта моряка. Каждый избиратель имеет право получить один избирательный бюллетень. Исключение составляют случаи, предусмотренные пунктом 12 настоящей статьи. Перед выдачей избирательного бюллетеня член участковой избирательной комиссии обязан удостовериться в том, что избирателю не было выдано открепительное удостоверение, избиратель не проголосовал досрочно, заявление обращение избирателя о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования не зарегистрировано в реестре, указанном в пункте 2 статьи 67 настоящего Федерального закона, и к нему не направлены члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса для проведения голосования вне помещения для голосования. Если установлено, что избирателю было выдано открепительное удостоверение, такой избиратель дополнительно включается в список избирателей, у него изымается отрывной талон открепительного удостоверения, а при проведении повторного голосования - открепительное удостоверение. Изъятые у избирателя отрывной талон и открепительное удостоверение погашаются.
При получении избирательного бюллетеня избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа и расписывается. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего его документа могут быть проставлены в списке избирателей членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается в получении избирательного бюллетеня. В случае, если избиратель не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов избирательной комиссии, зарегистрированных кандидатов, их уполномоченных представителей по финансовым вопросам и доверенных лиц, уполномоченных представителей избирательного объединения, избирательного блока, инициативной группы избирателей, выдвинувших зарегистрированного кандидата. Лицо, оказавшее избирателю помощь, расписывается в графе "Подпись избирателя о получении избирательного бюллетеня" списка избирателей, указывая свои фамилию, имя, отчество, серию и номер паспорта или заменяющего его документа. Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других избирателей не допускается.
Избирательный бюллетень заполняется в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования, где присутствие других лиц недопустимо. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, вправе воспользоваться помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, его уполномоченным представителем по финансовым вопросам либо доверенным лицом, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, инициативной группы избирателей, выдвинувших зарегистрированного кандидата, наблюдателем, иностранным международным наблюдателем. В таком случае избиратель устно извещает избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью другого лица для заполнения избирательного бюллетеня. При этом в соответствующей соответствующих графе графах списка избирателей указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, оказывающего помощь избирателю. В избирательном бюллетене избиратель ставит любой знак в пустом квадрате, расположенном справа от фамилии того зарегистрированного кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном справа от строки "Против всех кандидатов". В случае, если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делает соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии данного избирателя и расписывается.
Испорченный избирательный бюллетень незамедлительно погашается, о чем составляется акт. Заполненный избирательный бюллетень избиратель опускает в опечатанный опломбированный стационарный ящик для голосования. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Распоряжения председателя участковой избирательной комиссии, отданные в пределах его компетенции, обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В отсутствие председателя участковой избирательной комиссии его полномочия исполняет заместитель председателя участковой избирательной комиссии, а в его отсутствие - секретарь участковой избирательной комиссии или иной член данной комиссии с правом решающего голоса, уполномоченный ею. При проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протоколов об итогах голосования участковыми избирательными комиссиями на избирательных участках вправе находиться лица, указанные в пункте 5 статьи 21 настоящего Федерального закона. Список лиц, осуществлявших наблюдение за ходом голосования и подсчетом голосов избирателей, составляется участковой избирательной комиссией на основании представленных данными лицами документов.
Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они пытаются воспрепятствовать работе избирательной комиссии либо осуществлению гражданином Российской Федерации своих избирательных прав, а также нарушить тайну голосования. Решение об этом принимается участковой или вышестоящей избирательной комиссией. При этом комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о привлечении отстраненного члена участковой избирательной комиссии, удаленного наблюдателя и иных лиц к ответственности, предусмотренной федеральными законами. Зарегистрированным кандидатам, их уполномоченным представителям и доверенным лицам, избирательным объединениям, избирательным блокам, выдвинувшим зарегистрированных кандидатов, а также организациям, учредителями, собственниками, владельцами и или членами органов управления или органов контроля которых являются указанные лица и организации, иным физическим и юридическим лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций, запрещается предпринимать любые действия, направленные на обеспечение доставки избирателей для участия в голосовании. Статья 66. Досрочное голосование 1. Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации вправе разрешить провести досрочно, но не ранее чем за 15 дней до дня голосования голосование всех избирателей на одном или нескольких избирательных участках, образованных на судах, которые в день голосования будут находиться в плавании, а также на полярных станциях, в отдаленных и труднодоступных местностях.
В этом случае досрочное голосование проводится по правилам, установленным статьей 65 настоящего Федерального закона, и сразу по его окончании проводится подсчет голосов избирателей и устанавливаются итоги голосования в соответствии с требованиями статей 68 и 69 настоящего Федерального закона. В случае, если отдельные группы избирателей, включенных в список избирателей на соответствующем избирательном участке, находятся в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено на полярных станциях, в отдаленных или труднодоступных местностях и тому подобное , и в связи с этим невозможно провести досрочное голосование по избирательному участку в целом в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе разрешить провести голосование этих групп избирателей досрочно, но не ранее чем за 15 дней до дня голосования, в течение нескольких дней в порядке, установленном пунктами 3 - 9 настоящей статьи. Для проведения досрочного голосования в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи используются переносные ящики для голосования, количество которых определяется соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации. До проведения досрочного голосования пустые переносные ящики для голосования предъявляются в помещении участковой избирательной комиссии большинству ее членов, а также присутствующим лицам, указанным в пункте 5 статьи 21 настоящего Федерального закона, о чем составляется акт. После этого пустые переносные ящики для голосования опечатываются пломбируются. На лицевой стороне избирательного бюллетеня, выдаваемого голосующему досрочно избирателю, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии. Досрочное голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный опломбированный в участковой избирательной комиссии переносной ящик для голосования, необходимое количество избирательных бюллетеней установленной формы, выписку из списка избирателей, содержащую сведения об избирателях, к которым они выезжают для проведения досрочного голосования, либо список избирателей, а также необходимые письменные принадлежности за исключением карандашей для заполнения избирателем избирательного бюллетеня.
Избиратель, голосующий досрочно, расписывается в получении выдаваемого ему избирательного бюллетеня в выписке из списка избирателей либо в списке избирателей. В указанных выписке либо списке члены участковой избирательной комиссии, проводящие досрочное голосование, делают отметку о том, что избиратель проголосовал досрочно, проставляют дату и время голосования. Если избиратель расписывался в выписке из списка избирателей, то указанные отметки, а также серия и номер паспорта или заменяющего его документа после окончания проведения досрочного голосования вносятся в список избирателей. Указанная выписка из списка избирателей хранится вместе со списком избирателей. Избиратель заполняет избирательный бюллетень и опускает его в переносной ящик для голосования в порядке, предусмотренном статьей 65 настоящего Федерального закона. О проведении досрочного голосования составляется акт, в котором указываются дата и время голосования, количество избирателей, получивших избирательные бюллетени для участия в досрочном голосовании, фамилии членов избирательной комиссии и других лиц, присутствовавших при голосовании. Указанный акт хранится вместе с переносным ящиком для голосования.
При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации. Статья 921 1. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, обладает неприкосновенностью.
Иные гарантии Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, устанавливаются федеральным законом. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, может быть лишен неприкосновенности в порядке, предусмотренном статьей 93 Конституции Российской Федерации. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности, а Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, лишен неприкосновенности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации, как действующего, так и прекратившего исполнение своих полномочий, признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности, о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа соответственно сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности, о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента Российской Федерации.
Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента Российской Федерации, Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, считается отклоненным. Отправить Обработка персональных данных.
Те, кто получает зарубежное финансирование, обязаны информировать избирателей о выполнении ими функций иностранных агентов. Это требование также действует в отношении лиц, аффилированных с иноагентами. Кроме того, кандидаты должны информировать избирателей о наличии судимостей. Выдвижение и регистрация кандидатов Кандидаты в президенты РФ могут участвовать в выборах в порядке самовыдвижения или от одной из официально зарегистрированных политических партий в списке Минюста по состоянию на 13 марта 2024 года числится 25 партий, допущенных к участию в выборах. Каждая партия имеет право выдвинуть только одного кандидата, при этом он не может состоять в другой политической партии или идти на выборы в качестве самовыдвиженца. Для участия в выборах путем самовыдвижения необходимо создать и зарегистрировать в ЦИК инициативную группу граждан в свою поддержку численностью не менее 500 человек.
ЦИК регистрирует претендентов на высший государственный пост на основании подписей избирателей, собранных в поддержку кандидатов. Самовыдвиженцам необходимо собрать от 300 тыс. От сбора подписей освобождены выдвиженцы от партий, представленных в Госдуме РФ, а также в заксобраниях не менее чем в одной трети субъектов России. С начала президентской кампании свои кандидатуры на высший пост в стране выдвинули 15 человек 6 самовыдвиженцев и 9 кандидатов от партий. Трем самовыдвиженцам ЦИК отказал в регистрации инициативных групп, созданных в их поддержку, еще двое не смогли собрать необходимое число подписей. Из девяти кандидатов от партий шестеро выбыли из избирательной кампании: один был снят с выборов из-за нарушений при организации партийного съезда, двое отозвали свои кандидатуры, еще один претендент не смог собрать подписи, двум кандидатам ЦИК отказал в регистрации из-за брака в предоставленных подписях. В результате в президентских выборах 2024 года участвуют четыре кандидата. Трое из них выдвинутыми парламентскими партиями без сбора подписей избирателей. Еще один кандидат - действующий президент РФ Владимир Путин - баллотируется в качестве самовыдвижения, в его поддержку было представлено 315 тыс.
На предыдущих президентских выборах в 2018 году на высший государственный пост баллотировались восемь кандидатов, семь их них были выдвинуты политическими партиями, один - Владимир Путин - шел как самовыдвиженец. Многодневное голосование Впервые в истории президентских выборов в РФ голосование на них пройдет в течение трех дней. Соответствующая законодательная норма была закреплена в законе "О выборах президента Российской Федерации" 14 марта 2022 года. Решение о проведении голосования в течение нескольких дней, но не более трех, принимает Центральная избирательная комиссия РФ. Досрочное голосование Избирательное законодательство разрешает проведение досрочного голосования на участках в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях, а также в странах, где нет российских представительств. За 20 дней до выборов могут проголосовать сотрудники полярных станций, экипажи судов, находящихся в плавании, жители труднодоступных и удаленных районов. За 15 дней возможно проведение досрочного голосования на избирательных участках, образованных за рубежом. Кроме того, за 15 дней до основных выборов может быть разрешено досрочное голосование группам избирателей, которые находятся "в населенных пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено". На выборах 2018 года, по данным ЦИК, в досрочном голосовании приняли участие 268 163 человека.
Организация голосования В день выборов граждане могут проголосовать на избирательных участках по месту жительства и по месту фактического нахождения с 08:00 до 20:00 часов по местному времени. На территории участков, где расположены предприятия с непрерывным циклом работы например, ведущейся вахтовым методом , разрешено начинать голосование на два часа раньше. Для того, чтобы проголосовать по месту фактического пребывания, граждане могут использовать механизм "Мобильный избиратель", который уже применялся на президентских выборах в 2018 года.
Статья 81 Конституции РФ.
Глава IX. Голосование и определение результатов выборов Президента Российской Федерации | Статья 7. Подготовка и проведение выборов Президента Российской Федерации избирательными комиссиями. |
Статья 81 Конституции Российской Федерации | Выборы президента России — 2024 — восьмые по счёту выборы президента Российской Федерации, которые, предположительно, пройдут в середине марта 2024 года. |
Выборы президента в 2024 году: где голосовать и как правильно заполнить бюллетень | Статья 7. Подготовка и проведение выборов Президента Российской Федерации избирательными комиссиями. |
В Госдуме назвали измененные правила выборов президента России - МК | 1. Открепительное удостоверение для голосования на выборах Президента Российской Федерации является документом строгой отчетности, степень защиты которого определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. |
Президентские выборы: 10 важных вопросов
порядок выборов Президента РФ определяется федеральным законом. Выборы Президента Российской Федерации — процедура прямого, тайного, равного и всеобщего голосования по определению Президента России на ближайшие 6 лет. О Разъяснениях порядка работы со списками наблюдателей, представляемыми в территориальные избирательные комиссии при проведении выборов Президента Российской Федерации. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОНО выборах Президента Российской Федерации С изменениями на 14 ноября 2023 года Документ с изменениями, внесенными: Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ (Российская газета, № 161, 26.07.2005).
Основы российского права
Порядок выборов Президента России определяется ст. 81 Конституции, а также Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» (1999 г.). «Законодательное регулирование выборов президента Российской Федерации» Вопрос об учреждении поста Президента России решался на основе референдума, который состоялся 17 марта 1991 года. Правила проведения выборов определяются законодательством Российской Федерации о выборах, а также нормативными актами ЦИК России. ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" предоставляет кандидату в президенты ряд гарантий, в том числе материального характера, обеспечивающих его независимость. 4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.". Выборы Президента Российской Федерации проходят один раз в шесть лет в марте.
Изменения в статье 81 Конституции РФ
Выборы Президента Российской Федерации | 4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.»; 16) часть 2 статьи 82 изложить в следующей редакции. |
В Госдуме назвали измененные правила выборов президента России | Порядок выборов Президента России определяется ст. 81 Конституции, а также Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» (1999 г.). |
В Госдуме назвали измененные правила выборов президента России - МК | 4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.»; 16) часть 2 статьи 82 изложить в следующей редакции. |
Президентские выборы: 10 важных вопросов
Чтобы принять участие в таком голосовании необходимо до 24:00 11 марта 2024 года подать заявку на портале Госуслуг. Также предусмотрено голосование по месту нахождения «Мобильный избиратель», порядок которого регламентирован постановлением ЦИК России от 22. Механизм «Мобильный избиратель» дает возможность избирателю на выборах Президента Российской Федерации проголосовать в любой точке нашей страны вне зависимости от места регистрации.
Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом РФ. Если Совет Федерации не назначит выборы Президента, то выборы назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией РФ. Кандидаты на должность Президента могут быть выдвинуты политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения. Политическая партия вправе выдвинуть только одного кандидата, решение о выдвижении кандидата принимается на съезде политической партии.
Политическая партия не вправе выдвигать кандидатом гражданина Российской Федерации, являющегося членом иной политической партии. Гражданин РФ может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей в количестве не менее 500 граждан РФ, обладающих активным избирательным правом. Избиратель может входить только в одну группу избирателей, созданную для поддержки самовыдвижения кандидата. О месте и времени проведения собрания группы избирателей должна быть оповещена Центральная избирательная комиссия либо избирательная комиссия субъекта РФ, на территории которого планируется проведение указанного собрания. Также сообщаются сведения о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга за четыре года, предшествующие году назначения выборов Президента Российской Федерации, об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности в том числе совместной собственности , о вкладах в банках, ценных бумагах, об обязательствах имущественного характера кандидата и его супруга. Кандидат вправе указать свою принадлежность к политической партии, зарегистрированной в установленном федеральным законом порядке, либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в данной политической партии либо ином общественном объединении при условии представления документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом соответствующей политической партии, иного общественного объединения.
В поддержку выдвинутого кандидата для его регистрации необходимо собрать не менее двух миллионов подписей избирателей. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 50 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Избирательный залог на выборах Президента не использовался, а в соответствии с последними изменениями его использование на выборах вообще исключается. Политическая партия, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов на последних, предшествующих данным выборам Президента выборах депутатов Государственной Думы, вправе не собирать подписи избирателей в поддержку выдвинутого ею кандидата. Центральная избирательная комиссия РФ не позднее чем через 10 дней после приема необходимых для регистрации кандидата документов обязана принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в его регистрации. При регистрации кандидата, выдвинутого политической партией, в решении Центральной избирательной комиссии РФ о его регистрации отмечается факт выдвижения кандидата соответствующей политической партией.
Комментируемое положение во взаимосвязи с п. Суд установил, что два срока полномочий подряд, о чем идет речь в ч. Имеющий переходный характер п. Принципиальна также констатация Суда, что сам Президент на тот момент - Б. Ельцин , являясь согласно ч. Конституционный Суд производство по делу о толковании указанных положений Конституции прекратил в связи с отсутствием неопределенности в их понимании Определение КС РФ от 05. При досрочном прекращении исполнения Президентом своих полномочий по основаниям, указанным в ч. Президент является постоянно действующим органом государственной власти и осуществляет свои полномочия как единоличный глава государства ч. Конституция устанавливает, что никто не может присваивать власть в Российской Федерации; захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону ч. Следовательно, никто не может присваивать властные полномочия Президента, осуществляемые им единолично Постановление КС РФ от 11.
В Российской Федерации до 2008 г. Не знают такой практики и большинство зарубежных государств. Конституция и вся практика ее реализация до 2007-2008 гг. После вступления в должность нового Президента РФ 7 мая 2008 г. Примечательно, что партия конституционного большинства на одном из последних съездов изъяла из своего устава положения, указывающие на партийную принадлежность председателя партии. В итоге складывается может сложиться модель с двумя центрами власти - сильный Президент и сильный Председатель Правительства, возглавляющий указанную партию. Как будет функционировать эта система власти, может показать только практика, и что принципиально важно - насколько адекватна ее нынешняя конституционная основа. Сегодня есть различные мнения: одни полагают, что высокая партийная должность в соединении с премьерством обеспечивает Председателю Правительства РФ реальные рычаги власти в стране - под его контролем оказывается и исполнительная власть, и законодательная. Другие считают, что указанная партия важна для Председателя Правительства лишь на определенный период, что подтверждается тем, что даже в качестве партийного лидера он отказался от членства в данной партии. Вопрос остается прежним: означает ли указанная конструкция начало политической, а значит и конституционной, реформы в России и трансформацию президентской республики?
Президент РФ Д. Медведев, выступая 5 ноября 2008 г. Действующая Конституция закрепляет разграничение полномочий, как и основы взаимодействия, прежде всего между Президентом РФ и Правительством РФ как коллегиальным органом, осуществляющим исполнительную власть в Российской Федерации см. Конституционные полномочия последнего персонифицируются только в части представления Президенту предложений о структуре федеральных органов исполнительной власти и кандидатур в состав Правительства, определения основных направлений деятельности Правительства и организации его работы в рамках основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ и в соответствии с его указами см. В случаях и пределах, установленных Конституцией, Председатель Правительства временно исполняет обязанности Президента РФ, а также ставит перед Госдумой вопрос о доверии Правительству см. Принятие решения об отставке Правительства, а значит и его Председателя - полномочия Президента РФ п. За период осуществления полномочий первого и второго Президентов РФ обязанности Председателя Правительства осуществляли 10 человек. В отличие от Президента именно Правительству РФ как коллегиальному органу власти Конституцией предоставлено право принимать обязательные к исполнению в Российской Федерации правовые акты, которые могут быть отменены Президентом РФ ст.
Проголосовать дистанционно можно при помощи компьютера или смартфона. Принять участие в ДЭГ могут избиратели, имеющие подтвержденную учетную запись на интернет-портале "Госуслуги" www. Избирателям, зарегистрированным в столице, необходимо иметь учетную запись на портале государственных и муниципальных услуг Москвы mos. Проголосовать онлайн можно будет с 08:00 15 марта до 20:00 17 марта по местному времени на портале vybory. При желании избиратели смогут проголосовать онлайн непосредственно на избирательных участках или в иных помещениях, оборудованных для ДЭГ. В Москве на избирательных участках, оборудованных терминалами электронного голосования, смогут без бумажного бюллетеня проголосовать иногородние избиратели, не зарегистрированные в столице. Для этого им необходимо подать за три дня до первого дня голосования заявления с помощью механизма "Мобильный избиратель". Агитация, представители СМИ При многодневном голосовании т. При этом проведение агитации в дни голосования запрещено. Предвыборная агитация должна быть завершена в 00:00 по местному времени первого дня голосования - 15 марта 2024 года. На избирательном участке могут присутствовать заранее аккредитованные журналисты. Закон разрешает представителям СМИ и наблюдателям производить фото- и видеосъемку в местах для голосования, предварительно уведомив об этом членов избирательной комиссии. На выборах 2018 года для работы на участках в день голосования были аккредитованы почти 13 тыс. Участие наблюдателей, видеонаблюдение В ходе голосования на избирательных участках могут присутствовать общественные и международные наблюдатели. Они имеют право вести фото- и видеосъемку, наблюдать за подсчетом голосов, а также обжаловать действия бездействие избирательной комиссии в вышестоящих комиссиях или суде. Наблюдателей может направить каждый зарегистрированный кандидат, его доверенное лицо, а также выдвинувшая кандидата партия. Кроме того, право назначать своих наблюдателей имеют субъекты общественного контроля - Общественная палата РФ, региональные общественные палаты и другие. Иностранные агенты, согласно решению пленума Верховного суда РФ от 27 июня 2023 года, не могут быть наблюдателями на выборах. На избирательных участках, а также в помещениях территориальных избиркомов при установлении ими итогов голосования по закону может вестись видеонаблюдение с трансляцией изображения через интернет. Согласно постановлению Центризбиркома "О порядке применения средств видеонаблюдения при проведении выборов президента Российской Федерации" от 24 января 2024 года, трансляция изображения с избирательных участков будет доступна ЦИК России, избиркомам субъектов РФ, территориальным и участковым избирательным комиссиям, Минцифры России, членам Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, уполномоченному по правам человека в РФ, уполномоченным по правам человека в субъектах РФ, техническому оператору, а также зарегистрированным кандидатам, выдвинувшим их политическим партиям, представителям центров наблюдения за выборами и иным участникам избирательного процесса по решению ЦИК России. Во время выборов 2018 года на избирательных участках работали 287 782 наблюдателя, из них 141 303 были назначены кандидатами и их доверенными лицами, 112 783 - субъектами общественного контроля, 33 696 - политическими партиями. Установление итогов выборов Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования. ЦИК устанавливает общие результаты выборов в течение 10 дней после голосования. Для победы на выборах в первом туре кандидату необходимо получить более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если же ни один из кандидатов не наберет такого количества голосов, то через 21 день проводится второй тур выборов. В нем участвуют два кандидата, получившие наибольшее число голосов в первом туре. Победитель определяется простым большинством голосов.
Порядок выборов Президента России
Таким образом, выборы Президента Российской Федерации представляют определенную совокупность стадий или процедур, сроки и порядок осуществления которых регламентированы законодательством Российской Федерации. Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству поддержал поправки в закон о выборах президента РФ. Выборы президента России — 2024 — восьмые по счёту выборы президента Российской Федерации, которые пройдут 15-17 марта 2024 года. и впервые в истории будут длиться три дня. В ЦИК назвали дату, когда будут определены результаты выборов президента РФ. На выборах Президента РФ ДЭГ будет применяться в 28 регионах на федеральной платформе , а в Москве – на региональной платформе
Президентские выборы: 10 важных вопросов
Глава 4. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Требование к кандидату на должность Президента Российской Федерации об отсутствии у него гражданства иностранного государства не распространяется на граждан Российской Федерации, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным конституционным законом, и постоянно проживавших на территории принятого в Российскую Федерацию государства или территории принятой в Российскую Федерацию части государства. Президенту Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета вклады , хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков. Положение части 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации, ограничивающее число сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность Президента Российской Федерации, применяется к лицу, занимавшему и или занимающему должность Президента Российской Федерации, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и или занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции Российской Федерации, вносящей соответствующее ограничение, и не исключает для него возможность занимать должность Президента Российской Федерации в течение сроков, допустимых указанным положением. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом. Комментарий к ст.
Конституция 1993 г. Соответствующая поправка была внесена в Конституцию на основе Закона РФ о поправке к Конституции РФ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы", проект которого был рассмотрен в соответствии со ст. Предусмотренные поправкой сроки полномочий распространяются на Президента и Государственную Думу, которые будут избраны после вступления данного Закона в силу. Увеличение срока полномочий обосновывалось прежде всего тем, что оно позволит Президенту и Государственной Думе не только определить направление дальнейшего развития страны и начать осуществление намеченных целей, но и во многом реализовать задуманное в течение одного срока полномочий. Тем самым повышается ответственность главы государства и парламента перед гражданами и обществом в целом за результаты своей деятельности. Установление более продолжительного срока полномочий Президента по сравнению со сроком полномочий Государственной Думы связывалось с необходимостью стабильного, поступательного развития страны и преемственности государственной политики. Исчисление конституционного срока полномочий Президента ведется со дня вступления его в должность. Начало исполнения полномочий знаменуется принесением торжественной присяги вновь избранным Президентом см.
День голосования на выборах нового Президента назначается Советом Федерации.
Дистанционное электронное голосование планируется провести в 29 субъектах Российской Федерации. Чтобы принять участие в таком голосовании необходимо до 24:00 11 марта 2024 года подать заявку на портале Госуслуг. Также предусмотрено голосование по месту нахождения «Мобильный избиратель», порядок которого регламентирован постановлением ЦИК России от 22.
Поэтому окончательное решение о выборах президента — 2024 будет принято сенаторами в декабре 2023 года. Выборы президента при военном положении Законодатели прописали правила проведения выборов в регионах, где введено военное положение.
Если же на территории всей страны вводят военное положение, то решение о назначении выборов откладывается и голосование должно состояться через три месяца после отмены военного положения. Поправки дали ЦИК права менять правила подготовки к выборам президента в случае военного положения. Как именно — не уточняется.
Политическая партия вправе выдвинуть только одного кандидата, являющегося членом этой политической партии. Политической партией не может быть выдвинут кандидат, выдвинувший свою кандидатуру в порядке самовыдвижения. Регистрация кандидата, выдвинутого политической партией, представленной в действующей Государственной Думе осуществляться без сбора подписей избирателей. Кандидат, выдвинутый политической партией, не может выдвинуть свою кандидатуру в порядке самовыдвижения.
Гражданин после официального опубликования решения о назначении выборов Президента РФ вправе выдвинуть свою кандидатуру на должность Президента России. Гражданин может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей. Группа избирателей должна включать не менее 500 граждан РФ, обладающих активным избирательным правом. Она вправе поддержать самовыдвижение только одного кандидата. В поддержку кандидата необходимо собрать не менее двух миллионов подписей избирателей. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 50 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Документы для регистрации кандидата представляются в ЦИК не ранее чем за 80 дней и не позднее, чем за 45 дней до дня голосования - до 18 часов по московскому времени.
Регистрация кандидата осуществляется ЦИК не позднее чем через 10 дней после приема необходимых для регистрации кандидата документов. Отказ в регистрации должен быть мотивированным. Жалоба должна быть рассмотрена в течение пяти дней. Предвыборная агитация.
Конституционное право
Узнайте, что какие поправки в закон о выборах президента утвердил глава РФ Владимир Путин и что изменится из-за этого, читайте подробнее на ФедералПресс. Этим же законом определяется, в какие сроки дату проведения выборов президента России должен утвердить Совет Федерации: «Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования». 3. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется решением Конституционного Суда РФ. 4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.". 4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом. После избрания Президента осуществляется предусмотренная Конституцией процедура его вступления в должность, которое происходит на 30-й день со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией о результатах выборов.