С оперой Чайковского «Не только любовь» сближает жанровое определение — «лирические сцены».
Краткое описание
- О мероприятии
- Как купить билеты?
- «Не только любовь». Опера Родиона Щедрина | Александр Филюрин. Ежедневные заметки
- Лирические сцены в синеве - Статьи - Театр - РЕВИЗОР.РУ
- Telegram: Contact @culturerus
- «Не только любовь» Театр «Санктъ-Петербургъ Опера»
Лирические сцены в синеве
Но уже там, в колхозно-частушечной опере, слышен модус беспросветности, увязания в непросыхающей грязи, слышна мечта о свободе, свете, чистом воздухе, избавлении от гнета коллективизма в пользу обостренно индивидуального, критического сознания. Валерий Гергиев вместе с великолепно подобранным ансамблем солистов, хором превосходная, высококлассная работа хормейстера Павла Теплова и оркестром исполнил ее невероятно философски, с ощущением замедления и без того не очень быстрых темпов, чтобы как можно глубже понять то, что произошло тогда и происходит сегодня с нами. Надо обладать гением Щедрина, чтобы из вполне обыкновенных историй, описанных в советских рассказах Сергея Антонова и переработанных в либретто Василием Катаняном, создать нечто шедевральное и ввести в великую оперную традицию. Из заурядного сделать незаурядное, захватывающее, способное удерживать внимание на протяжении двух часов, — на такое оказался способен дерзкий 39-летний композитор. Дерзости в этой опере с годами не убавилось, судя по тому, что несколько сезонов назад на ее премьере в «Санктъ-Петербургъ Опере» постановка Юрия Александрова к композитору подбежала пожилая раскрасневшаяся дама и начала клеймить его позором за «очернение жизни советского колхоза». Мариинскому театру на сей раз очень крупно повезло с режиссером, который не сделал из оперы ни перченую историю, ни агитку, а очень грамотно, точно, красиво и строго поставил историю о том самом конфликте чувства и долга, о которых писали свои классицистские оперы еще Глюк со Спонтини и Керубини как бы высокопарно ни прозвучали в этом контексте их имена.
Дебютант в оперном жанре, но давно не новичок в жанре драматическом ярославец Александр Кузин ухватил корневую суть лирической оперы Щедрина и дал возможность слушателю разделить с ним его «открытие» Щедрина. Режиссерская работа ценится тем выше, чем больше слияния с музыкой, словом, движением, жестом, чем стройнее этот союз получается, рождая то, что и называется музыкальным театром.
Все его оперы и балеты созданы исключительно на сюжеты крупнейших русских писателей: Гоголя, Чехова, Толстого, Набокова, Лескова. Опера «Не только любовь» написана по мотивам рассказов Сергея Антонова, с включением в либретто текстов частушек и посвящена его жене — великой русской балерине — Майе Плисецкой. Несмотря на то, что опера изначально предназначалась для Большого театра, Щедрин стремился уйти от принятых тогда на этой сцене монументальных массовок со знаменами в камерную сферу, к переживаниям обыкновенных людей.
Но хотя, премьерный спектакль оформлял художник Александр Тышлер, а дирижировал Евгений Светланов, переломить обычаи академического театра композитору, все же, не удалось.
Бармака обратились к этому произведению, чтобы поговорить о судьбе человека в нашей стране. Несмотря на то что действие в опере происходит в середине прошлого века, те человеческие проблемы, чувства и мысли героев близки и актуальны для нас сегодня. И главным, конечно, остается вопрос: «Не только любовь. А что же еще?
В нем мастерски обрисованы картины и образы советского колхоза. Склад и характер музыки в опере Щедрина нов и самобытен. При первом «взгляде» музыка очень проста. Но при близком рассмотрении зритель может увидеть всё богатство чувств и музыкальных красок, заложенных в ней. Герои и их образы выглядят очень естественно.
Текст понятен, а пластика прозрачна.
Билеты на оперу «Не только любовь»
Сам писатель называл свое произведение колхозный Евгений Онегин, но режиссер постановки Евгений Писарев уверен, что по драматургии и силе чувств оперу можно сравнить не только с романом в стихах Пушкина, но и с Леди Макбет Мценского уезда Лескова. Сам композитор признается, что всегда стыдился оперы «Не только любовь». Эта опера не вызвала интереса в своё время 60-х годов прошлого века. Сценография решена таким образом, что сейчас идёт дождь, но будет солнце. Не только любовь. лирическая опера в 3 действиях с эпилогом. Феликс мечтал поставить первую оперу Родиона Щедрина "Не только любовь": его завораживает музыка.
Действующие лица
- Опера Не только любовь | Сайт отзывов покупателей
- Опера Не только любовь
- Оперу «Не только любовь» поставят на сцене БКЗ филармонии вечером
- МАМТ. Весенняя премьера оперы Родиона Щедрина "Не только любовь".
- Лирические сцены в синеве - Статьи - Театр - РЕВИЗОР.РУ
- Блоги-спутники
Не только любовь 07 июля 19:00
Щедрин написал свою первую оперу «Не только любовь» в 1961 году на либретто Василия Натаняна по мотивам рассказов Сергея Антонова. Как говорил сам автор, в сюжете оперы «Не только любовь» его привлек «фольклор, помноженный на жизнь». Тихо и незаметно в Петербурге, на камерной сцене особняка на Галерной, состоялась премьера оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» в постановке режиссера Юрия Александрова. Не только любовь, заказ билетов на оперу онлайн или по телефону в Москве 7(499)110-72-91.
Оперу «Не только любовь» поставят на сцене БКЗ филармонии вечером
Как говорил сам автор, в сюжете оперы «Не только любовь» его привлек «фольклор, помноженный на жизнь». Любовный треугольник в опере олицетворяют в опере председатель передового колхоза Варвара Васильевна, городской пижон Володя Гаврилов и его деревенская невеста Наташа. подробная информация, 12+. Мариинка представляет первую оперу Родиона Щедрина, увидевшую свет в 1961 году. Другие новости все новости. Астраханский театр оперы и балета приглашает на праздник красоты и грации!
Опера «Не только любовь» в Концертном зале Мариинского театра
Родион Щедрин, посетивший премьеру постановки театра «Санктъ-Петербургъ Опера», вспомнил о разгромном спектакле 1961 года: «Знаете, почему провалился тот спектакль? Потому что убоялись секса. А вот здесь сегодня не убоялись. И все получилось.
Неприметный сюжет из колхозной жизни — герои переживают любовную историю на фоне картин народных гуляний, кутежей, танцев и драматических сцен. Однако, по определенным причинам композитор назвал именно эту постановку Юрия Александрова лучшей за все полвека существования оперы на сцене. Вот что сам режиссер говорит о спектакле: «Тема любви вечна и актуальна всегда, независимом от того, разворачивается ли она в привычных романтических декорациях или в советском колхозе. Мы вместе с художником Вячеславом Окуневым старались уйти от привычной сельской бутафории, сделать так, чтобы помимо унылого колхозного пейзажа показать еще прелесть и красоту простой жизни». Самая сильная сторона спектакля — это музыка. Мастерство режиссера и постановочной группы заключалось именно в том, чтобы бережно переработать критично «скучные» затянутые места либретто, состоящие из сухих диалогов и наполнить это время новой динамикой. Было удивительно, к примеру, наблюдать, что сюжетная кульминация, приходящаяся на вторую картину, практически полностью состоит из танцевальных номеров.
И как оказывается мастерски можно показать это драматическое «натяжение» с помощью двух оркестров одного симфонического, настоящего, другого духового, бутафорского и танцевальной импровизации актеров. Трагическая линия любви Варвары Васильевны прописана в постановке также детально, многообразно и, можно сказать, эстетично. На наш взгляд, эта задача у постановщиков была одной из самых сложных, ведь в опере были также и сцены откровенного характера, которых в свое время так «убоялась» советская публика. Была и опасность упростить народные образы до уровня «деревенских посиделок» и не достигнуть роскошной кульминации в конце третьей картины.
И в развязке своей нелюбовной истории она выходит под струи не нарисованного уже дождя — то ли растворяясь, будто дворжаковская Русалка, то ли символически топясь, как Катя Кабанова.
Дилеммы оперы «Не только любовь» живут, хотя в вечность канули ее реалии и контекст ее создания. А ведь она — дитя оттепели, эпохи иллюзорного оптимизма и несбывшихся надежд, ныне еще и отфотошопленной фильтром ностальгии по этой иллюзии. И автор ее был человеком своей эпохи, членом с 1962 Советского комитета защиты мира — такого же иллюзорного по своей значимости объединения за ядерное разоружение. Благостный эпилог его оперы, где все наслаждаются тем, как «солнце светит над Россией», — скорее дань эпохе, недаром Генюшас в своей записи заменил его на репризу открывающего оперу женского хора, в котором Щедрин эффектно демонстрирует, какой путь прошли «девицы-красавицы, душеньки-подруженьки» к середине XX века. У Коробова же оригинальный акапельный эпилог из первой редакции убраны только не нужные в интерпретации Писарева разговорные реплики поддерживает балалайка — как писк первого одинокого лунохода.
А солнце еле светит сквозь тучи. Ушедшую эпоху невозможно рассматривать без знания о том, что было дальше. А дальше был застой, перестройка, хаос дикого капитализма — и в борьбе за выживание мы выгрызли себе безопасность ледяного космического отчуждения. Из космоса — в омут. Как положено орбитальной станции.
Станиславского и Немировича-Данченко Жизнь, какой ее изобразил 28-летний Родион Щедрин в своей опере, написанной в 1960—1961, на излете оттепели — никакого отношения к реальной колхозной жизни тех лет, скорее всего, не имеет. В опере — веселье, иногда перемежающееся с колхозными буднями. То, что показано на сцене — не более чем красивая картинка, обложка журнала «Крестьянка». Хотя, конечно, опере Щедрина далеко до фильмов-сказок первых послевоенных лет «Кубанские казаки» и «Свадьба с приданым». Опера написана всего лишь через 15 лет после войны, а рассказы Сергея Антонова — еще раньше.
Как на самом деле жили в послевоенных колхозах, где если и были мужчины, то либо старики, либо инвалиды, либо мальчишки, а женщины тянули на себе самые тяжелые работы? Об этом книги Астафьева, Абрамова, Овечкина, других «деревенщиков»… «Я своими глазами видел российские села, оставшиеся с военных годин без мужчин», — писал Родион Щедрин в книге «Автобиографические записи». Премьера оперы состоялась через неделю после завершения XXII съезда КПСС, по постановлению которого в ночь с 31 октября на 1 ноября 1961 тело Сталина было вынесено из Мавзолея и захоронено у Кремлевской стены. Вчера я советовалась с Ильичем, будто бы он передо мной как живой стоял и сказал: мне неприятно быть рядом со Сталиным, который столько бед принес партии». Но только в 1974 колхозникам стали выдавать паспорта.
Хотя кому-то везло по рекомендации правления уехать в город, вырваться из беспросветного круговорота колхозной жизни. Возвращались единицы. Отучившись и поработав в городе, возвращается герой оперы Володя — к своей невесте Наталье. Ему всего 21 год, но он человек свободного поведения, успевший вкусить красивой городской жизни и — можно предположить — с паспортом. Хотя опера называется «Не только любовь», главное в ней именно любовь.
Опера насквозь пронизана эротикой, если не сказать вожделением.
Об изломанности души сильных людей. Люди эти изломаны войной, задушены жестокой реальностью колхозного быта. И тем не менее гармоничны и полны желания жить и любить». Над оформлением спектакля работают сценограф Максим Обрезков и художник по костюмам Мария Данилова. Источниками вдохновения стали фильмы «Дело было в Пенькове» и «Космос как предчувствие», а также подлинные фотографии того времени.
«Не только любовь» Театр «Санктъ-Петербургъ Опера»
Родион Щедрин. Опера "Не только любовь" - 19 Декабря 2009 - Погружение в классику | Опера «Не только любовь» была создана талантливым русским композитором Родионом Щедриным. В основу ее либретто легли рассказы Сергея Антонова. |
Опера «Не только любовь» в Концертном зале Мариинского театра | Московский академический музыкальный театр (МАМТ) имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко представит премьеру оперы Родиона Щедрина "Не только любовь", сообщили ТАСС в пресс-службе театра. |
Официальный билетный оператор: ⭐ Купить билеты на Опера «Не только любовь» в | 8 (812) 380-80-50 | В театре Санктъ-Петербуръ Опера поставлена опера «Не только любовь». |
Ещё один Щедрин на Мариинской сцене | МАМТ представил новую постановку оперы Родиона Щедрина «Не только любовь». |
Спектакль «Не только любовь» в Санктъ-Петербургъ Опера | «Не только любовь» — яркий, искрометный спектакль, приближенный к жанру мюзикла. |
Не только любовь
Состав действующих лиц, к сожалению, идеальным образом не сложился. Как правило, Родион Щедрин зачастую сам утверждает исполнителей главных партий, но на этот раз театр решил взять всю ответственность на себя. Дирижер-постановщик Феликс Коробов отнесся к партитуре с большим уважением и аккуратностью, а также с фантазией: например, в хоровом эпилоге на сцене исполнению частушек аккомпанировал балалаечник Никита Говоров, и это было интересно. Однако нельзя сказать, что оркестр звучал с должной степенью тонкости и музыкальным разнообразием. Гениальность щедринских тембровых и динамических «изюминок» можно было бы расслышать и воплотить гораздо изящнее, несмотря на то, что жанровая драматургия оперы постепенно меняется от лирико-комической почти до экспрессионистской, что требует ближе к финалу более напористого и мощного звучания — но точно не в каждой сцене. Меццо-сопрано Лариса Андреева в образ Варвары Васильевны через драматическую игру всячески старалась вложить максимум эмоциональных сил, труда. Однако артистка находится не в лучшей вокальной форме, сам тембр не обладает ясностью и выразительностью, техника не дает возможности петь мягкое пиано или красиво озвучивать нижний регистр. Опера есть опера, и даже самая талантливая драматическая интерпретация образа не может компенсировать отсутствие качественного вокала. Кирилл Матвеев в партии Володи Гаврилова также смотрелся убедительно актерски — не переигрывал, излишне не комиковал, хотя сам рисунок роли на это постоянно провоцирует. Щедрин воплощение образа «рубахи-парня» поручил, что называется, мощному тенору — лирический здесь не подойдет, хотя сложность партии как раз в том, что возможности его амплуа тоже иногда нужны. Например, в речитативе перед «Песней про елочку» нужно мягко фальцетом брать высокие ноты и недурно петь в малой октаве: нюансировки на таком уровне премьерный тенор предложить пока не смог.
Наташа, невеста Володи, получилась у Марии Макеевой ровно так, как это предполагает сюжет оперы: героиня находится всегда на втором плане и много на себя не берет, примерно соответствующе сказанному прозвучала ее ария, хотя при желании и самой певицы, и режиссера образ можно было бы укрупнить. Кстати, эту «процедуру» хорошо получилось применить относительно образа разведенки Катерины — Вероника Вяткина пела и играла харизматично. Квартет трактористов во главе с их бригадиром в исполнении Феликса Кудрявцева и Иваном Трофимовым, роль которого играл Станислав Ли, звучал прилично и, главное, без того самого «производственного» пафоса. Комическую линию наравне с хором замечательно воплотили музыканты «духового симфонического эстрадного самодеятельного оркестра» под руководством Кондурушкина, чей образ примерил Максим Осокин. Если пересмотреть исполнительский состав, спектакль однозначно окажется выигрышным.
В середине оперы плащи сбрасываются и остаются яркие одежды радующие взгляд. Сама опера очень скучная, прерывающаяся на нелепые частушки. Для глаз ничего интересного на сцене не происходит, для слуха только музыка.
Пение удовольствия не доставляет. Не зря наверно в 1961 году вместо трех запланированных спектаклей дали только один, и на долгие годы про нее все забыли. Ожить в 2017 году опере "не только любовь" не удалось. Недостатки: скучно.
Оркестр под управлением Александра Гойхмана в опере звучит ярко и сочно. На фоне полотен советских времён это и газеты, и лозунги течёт беззаботная жизнь простых колхозников. Народные гуляния, танцы, драматические сцены и любовь составляют жизнь героев. Главная идея оперы - нравственность. В образе председателя колхоза Варвары Васильевны воплощается мысль о пути человека к счастью, а портрет Володи Гаврилова весь построен на контрастах. Он ветреный, задиристый парень, напевающий заводные мотивы, у которого в глубине души спрятаны самые нежные чувства.
Посередине сцены непонятный силуэт какой то развалившейся машины, по периметру сцены стоят скамейки. При этом вся сцена черная. Во первых смотрелось не эстетично, пакеты шуршали затмевая пение актеров, и в советское время откуда полиэтилен???. На мой взгляд лучше бы этих советских людей одели в фуфайки. В середине оперы плащи сбрасываются и остаются яркие одежды радующие взгляд. Сама опера очень скучная, прерывающаяся на нелепые частушки. Для глаз ничего интересного на сцене не происходит, для слуха только музыка.
На петербургской премьере оперы Щедрина нашлись недовольные
Сочинение получилось очень живым, жанровым, по-настоящему очаровательным и полным ярких лирических мелодий. Начало спектакля — в 18:00. Вход свободный!
По режиссёрскому замыслу Евгения Писарева спектакль полностью привязан к описанной в либретто исторической эпохе. Импрессионистическая сценография и почти документальные костюмы будут отражать двойственность музыки, в лирическую ткань которой вплетены современные авторам частушки и напевы. Люди эти изломаны войной задушены жестокой реальностью колхозного быта.
Варвара влюбилась, она заслужила женского счастья. Но жаль, что любовь вспыхнула к этому ветренному парню Володе. Вовремя остановилась.
И в её судьбе будет солнце.! Обратить бы ей внимание на Федота Петровича.
После «антракта» Денис Мацуев и Симфонический оркестр Мариинского театра исполнят Второй фортепианный концерт. Видео будет опубликовано на 24 часа, отмечается в сообщении. Гергиев посвятил трансляцию всем поклонникам Московского Пасхального фестиваля. Мы часто туда приезжаем, почти ежегодно, и этот город с великими музыкальными традициями всегда тепло встречает наши выступления.
Опера «Не только любовь»
Сам писатель называл свое произведение колхозный Евгений Онегин, но режиссер постановки Евгений Писарев уверен, что по драматургии и силе чувств оперу можно сравнить не только с романом в стихах Пушкина, но и с Леди Макбет Мценского уезда Лескова. «Не только любовь» – первая опера Родиона Щедрина, написанная им еще в 1961 году и посвященная супруге композитора Майе Плисецкой. В концертной практике большую популярность получила симфоническая сюита, сделанная на материале оперы в 1964 году. Начинается опера 'не только любовь" с большого колличества народа которые в беспорядке ходит по сцене в больших плащах сшитых из черных пакетов для мусора (здесь я сразу поставила минус художнику по костюмам). Московский академический музыкальный театр (МАМТ) имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко представит премьеру оперы Родиона Щедрина "Не только любовь", сообщили ТАСС в пресс-службе театра.