Единственный хлебный продукт, разрешенный в Песах, – это маца, которую изготавливают с тщательным соблюдением всех предписаний еврейского закона. исходе евреев из Египта, когда освобожденный от рабства народ был вынужден 40 лет скитаться по. Во вторник, 23 апреля, в день начала Песаха мировые лидеры традиционно поздравляют Израиль и евреев с праздником свободы.
Песах в 2023 году отмечается с 5 по 13 апреля – главные традиции еврейской Пасхи
В отличие от христианской Пасхи, которая посвящена Воскрешению Иисуса, еврейская Пасха знаменует начало исхода евреев из Египта. Пасха в еврейской религии по их интерпретации символизирует исход сынов Израиля из Египта, чтобы спастись от Фараона во главе с Пророком Мусой (Моисей), мир ему. Разобрали, когда отмечается еврейская Пасха (Песах) в 2024 году: история, традиции, чем отличается от Пасхи, что нельзя делать. Дело в том, что иудейскую Пасху начинают отмечать строго в 14 день месяца нисан, который в привычном представлении соответствует марту-апрелю. Почему иудейский праздник Песах называют еврейской Пасхой в чем суть этого торжества? Рассказываем, какого числа Песах будет в 2024 году, какова его история и традиции. Еврейская община района Сокол-Аэропорт.
«ПЕСАХ И ПАСХА!» Прямой эфир из Иерусалима
Гости и участники седера собирались в холле , переговаривались, поздравляли друг друга с праздником. Были и дети — на седер приходят семьями. На столе в Песах должны обязательно стоять определённые блюда. Генеральную уборку проводят за день до наступления праздника. Найденный квасной хлеб хамец сжигают.
Удаление квасного символизирует избавление от «духовной закваски» — гордыни и высокомерия. В течение недели Песаха евреи едят только пресный хлеб — мацу. Создание этого хлеба имеет свою историю. Евреи покидали Египет в спешке, и хлеб, опару на который поставили женщины, не успел подняться.
Ни один другой праздник не оказал столь мощного влияния на мировую культуру, как еврейская Пасха. Пасхальный Седер На Песах обязательно проводится Седер — ритуальная ночная трапеза, к которой приступают 14 нисана незадолго до конца дня, после появления звезд новый день у евреев начинается с вечера. Все атрибуты праздника — свечи, посуда, пища, вино — должны быть правильно подготовлены до наступления 15 нисана.
Перед началом трапезы жилище еще раз проверяется на наличие квасного. Затем хозяйка дома должна зажечь как минимум две свечи и прочитать над ними благословение. Сам Седер проводится в следующем порядке: Глава семьи произносит молитву, после чего каждый из присутствующих выпивает первый бокал вина; Затем совершается омовение рук, после чего все снова возвращаются за стол.
Глава семейства при этом не встает — все нужное для омовения ему подают близкие; После едят картофель и овощи. Картофелины предварительно обмакивают в соленой воде; Далее наступает очередь мацы. Лепешку разделяют на две части: малую и большую.
Первую съедают сразу, вторую — под конец вечера; Следом идет второй бокал вина; Затем проводится еще одно омовение рук. В это же время все собравшиеся наслаждаются общением друг с другом. Яд Вашем - мемориал жертвам холокоста Мемориальный комплекс Яд ва-Шем располагается в Иерусалиме В последующие дни праздника евреи стараются посвящать как можно больше времени общению с родными и друзьями — ходят в гости, устраивают пикники, отправляются в совместные путешествия.
В праздничную неделю жители страны или отдыхают, или работают неполный день. Еда на Песах Каждый продукт, который вкушают на еврейской Пасхе, служит символом событий, связанных с Исходом израильтян из Египта. Мы уже поговорили о значении пресной мацы.
Вместе с ней на столе также присутствуют: Зроа небольшой кусок мяса ягненка с косточкой, выступающий напоминанием о жертвенных агнцах, кровь которых спасла первенцев евреев от Ангела Смерти Соленая вода она символизирует слезы израильтян, пролитые за долгие века угнетения.
Так должно обстоять дело лехатхила — то есть изначально. Однако если некоторые из участвующие в поисках бедиавад — ввиду сложившихся обстоятельств — не слышали благословения, они не должны произносить его сами. Поскольку обязанность искать хамец возложена на хозяина дома, а прочие домочадцы свободны от этой заповеди в случае, если хозяин присутствует и исполняет ее, им не остается ничего другого, кроме как помогать ему. Однако если сам хозяин дома не осуществляет поиски, а поручает их кому-то другому, тот становится его представителем, исполняющим заповедь, и обязан произнести благословение. Не имеет значение, живет представитель в этом доме или нет — в любом случае он представляет хозяина дома. Тот, кому принадлежат много домов или любых иных помещений, например, офисы или магазины , обязан осуществить поиски хамеца во всех них. Он произносит благословение в одном из домов, и оно распространяется на поиски во всех остальных.
Если же он сам намеревается выполнить заповедь только в одном месте, а во все другие послать своих представителей, то он произносит благословение в их присутствии там, где собирается искать хамец сам, распространяя это благословение на их поиски в других домах, после чего представители расходятся каждый в тот дом, где им предстоит исполнить заповедь. Когда бы ни производились поиски — в начале вечера 14-го Нисана, с опозданием, то есть утром 14-го Нисана, после полудня этого дня или даже непосредственно в Песах, — перед их началом необходимо произнести благословение. Исключением является случай с человеком, отправляющимся в дальнее плавание или в далекое путешествие или съезжающим с квартиры, не будучи уверенным, что в нее вселится еврей, который произведет там поиски хамеца, менее, чем за 30 дней до Песаха. Как мы уже упоминали, он обязан произвести эти поиски перед отъездом — но без благословения. Не произносит его и тот, кто производит поиски хамеца уже после окончания праздника Песах. Даже если известно, что хамеца там нет, поиски все равно должны быть произведены. Где следует искать? Везде, где есть хотя бы опасение, что кто-либо мог принести сюда хамец, в том числе и в комнатах, куда хамец обычно не вносят — поскольку его могли принести туда случайно.
Поэтому должны быть обследованы все помещения в доме, даже чердаки — потому что иногда люди заходят сюда с куском хлеба в руках. Дырки в стенах, расположенные очень высоко, так, что нет никакой возможности их использовать для какой-либо цели, обследовать не обязательно. Это же относится и к дыркам, расположенным слишком низко и потому неудобно — ниже, чем в трех тефахах по мнению многих авторитетов — около 24 сантиметров от пола. Однако если известно, что этими дырками безразлично, низкими или высокими все же пользовались, они должны быть обследованы. Если в доме есть маленькие дети, низкие дырки должны быть обследованы, поскольку дети могли занести туда хамец. Верхняя часть шкафов, которую в наше время иногда используют, необходимо обследовать. Хлев, в котором живут коровы, так же как и курятник, должны быть обследованы в случае, если в них вносили хамец в последние тридцать дней перед Песахом, несмотря на то, что этот хамец, по всей вероятности, был съеден животными — поскольку возможное но не вполне достоверное уничтожение вполне достоверного хамеца не освобождает нас от обязанности произвести поиски. Однако если хамец не вносился туда в последние тридцать дней, нет необходимости обследовать эти помещения, поскольку в таком случае у нас есть сразу два смягчающих обстоятельства: во-первых, животные или птицы могли съесть этот хамец, во-вторых, даже если он остался цел, он мог заплесневеть и стать негодным до такой степени, что от него отказалась бы собака это критерий непригодности хамеца — и в таком случае нет необходимости его уничтожать.
Тот, кто в ходе поисков в хлеве или курятнике обнаружил хамец и решил скормить его животным, должен наблюдать за ними до тех пор, пока они съедят его полностью, и проследить, чтобы они не выбросили часть хамеца в укромное место, где он мог бы пролежать до начала праздника Песах — ведь в таком случае хозяин нарушил бы запреты Торы. Синагоги и ешивы должны быть обследованы. Служитель, следящий за ними, обследует их и произносит благословение на поиски, однако он не произносит формулу аннулирования после завершения поисков, так как не является владельцем помещения и не может аннулировать хамец, который никогда ему не принадлежал. Хамец, заваленный землей или камнями, считается уничтоженным и должен быть только аннулирован в случае, если высота слоя земли или камней над ним — более трех тефахов. Но если этот слой тоньше, необходимо разгрести его и уничтожить хамец. Необходимо обследовать пространство под шкафами, кроватями и всеми другими предметами в доме, поскольку под ними случайно может оказаться хамец. То место в доме, которое было выделено для хамеца, проданного нееврею или для хамеца, который будет продан ему наутро , нет необходимости обследовать. Необходимо вывернуть и тщательно проверить все карманы на своей одежде и одежде детей, поскольку иногда хамец попадает в карманы.
Однако эту проверку следует проводить позже, утром 14-го Нисана, после последней трапезы, в ходе которой едят хамец, из опасения, что он может попасть в карман после вечерней проверки. Существует точка зрения, согласно которой карманы должны быть проверены дважды — сначала во время общих поисков хамеца вечером 14-го Нисана, а потом еще раз утром, перед уничтожением остатков хамеца. Не следует стирать одежду с крахмалом, содержащим хамец, в последние тридцать дней перед Песахом. Следует помнить, что заповедью является поиск хамеца, а не его обнаружение. Поэтому тот, кто искал его в соответствии с правилами и ничего не нашел, выполнил заповедь. Несмотря на это, существует обычай раскладывать куски хамеца в различных местах в доме и собирать их в процессе поисков. Необходимо следить за тем, чтобы «подложенный» хамец был твердым и не крошился, и чтобы его раскладывали в местах, где он не попадет в руки детей, которые могут перенести его в любое другое место. Необходимо тщательно пересчитать раскладываемые куски хамеца, чтобы быть уверенным, что в ходе поисков все они были подобраны.
По мнению великого Ари, следует разложить десять кусков хамеца. Принято использовать в ходе поисков нож или перо, которые можно ввести в любую дыру или щель. Он произносит следующую формулу: «Весь хамец и вся закваска, находящиеся в моем владении, которые я не разглядел и не уничтожил и о которых я ничего не знаю, — да будут они аннулированы и станут никому не принадлежащими, как прах земной». Некоторые повторяют эту формулу трижды. Тот, кто производил поиски хамеца как представитель хозяина дома, произносит эту формулу в третьем лице: «Весь хамец и вся закваска, находящиеся во владении такого-то — и т. Все это потому, что представитель назначается лишь для исполнения заповеди, однако право собственности в любом случае сохраняется исключительно за владельцем, так что если в итоге в доме в Песах останется хамец, именно хозяин нарушает заповеди «да не будет видно» и «да не будет находиться». Поскольку согласно еврейскому закону право собственности принадлежит мужу, именно муж, а не жена может оказаться нарушителем заповеди, стало быть, она может аннулировать хамец только от его имени. Хамец, найденный в ходе поисков, равно как и хамец, оставленный для утренней трапезы, сохраняется в надежном месте, куда не могут добраться дети, равно как и нежелательные гости — крысы, мыши и другие животные, которые могут оказаться в доме.
Остатки этого хамеца сжигаются утром 14-го Нисана не позже конца пятого солнечного часа то есть пяти двенадцатых солнечного дня. Упомянутый пятый солнечный час — это не пять часов утра или дня, к которым мы привыкли в обиходе. Солнечный час — это одна двенадцатая солнечного дня, поэтому он может составлять меньше 60 минут в год, когда солнечный день 14-е Нисана продолжается менее 12 обычных часов. Крайний срок сжигания хамеца можно установить только если известно время восхода и захода солнца е этот день. Для того, чтобы не пропустить этот срок и не нарушить таким образом важный запрет, рекомендуется заблаговременно справиться в календаре и проделать необходимые вычисления. Несмотря на то, что, как уже отмечалось, хамец аннулируется сразу после завершения поисков, необходимо снова аннулировать его после сжигания остатков хамеца, то есть в конце пятого солнечного часа 14-го Нисана. Ведь первое аннулирование относилось только к необнаруженному и неизвестному хамецу, но не распространялось на хамец, оставленный на утро. Однако можно предположить, что какая-то часть его не была съедена или уничтожена и, не аннулированная, сохранилась в укромном месте, где и обнаружится в Песах.
В таком случае окажется, что хозяин нарушил заповеди «да не будет видно» и «да не будет находиться». Поэтому наши мудрецы обязали нас аннулировать хамец во второй раз. Формула второго аннулирования аналогична формуле первого с одним важным отличием. Аннулирующий произносит: «Весь хамец и вся закваска, находящиеся в моем владении, которые я разглядел или не разглядел, которые я уничтожил или не уничтожил, о которых я знаю или не знаю — да будут они аннулированы и станут никому не принадлежащими, как прах земной», — ведь на этот раз аннулируется весь хамец, который может оказаться в его владении. Второе аннулирование хамеца производится после сжигания его остатков — поскольку это сжигание представляет собой отдельную заповедь. Тот, кто по ошибке или иной не зависящей от него причине не произвел поиски хамеца и его аннулирование вплоть до начала шестого солнечного часа 14-го Нисана, должен немедленно произвести эти поиски и уничтожить найденный хамец, однако уже не должен аннулировать его. Дело в том, что с начала шестого часа хамец уже запрещен для какого-либо использования и поэтому как уже отмечалось уже не полностью принадлежит своему владельцу. Поэтому он уже просто не может его аннулировать, так как никто не может отказаться от того, что не является его собственностью.
Правильно поступает тот, кто тщательно полощет рот после последней хамецной трапезы утром 14-го Нисана. В таком случае он не нарушает заповеди «да не будет видно» и «да не будет находиться», поскольку находящийся в его владении хамец принадлежит нееврею. Однако он должен собрать весь этот хамец в строго определенном хранилище и передать это хранилище нееврею с тем, чтобы оно принадлежало ему до тех пор, пока он не заберет приобретенный им хамец после завершения Песаха. Это должно быть укромное и четко определенное место, чтобы никто из домочадцев не мог по ошибке войти туда и забрать часть хамеца. Договор о продаже хамеца должен включать следующие условия: 1. Продавец уступает покупателю весь свой хамец по установленной цене; 2. Продавец получает определенный задаток денежный или иной и с этого момента хамец становится собственностью покупателя; 3. Покупатель обязуется прийти к продавцу на исходе Песаха, заплатить остаток оговоренной суммы и вступить во владение хамецем; 4.
Стороны соглашаются, что если покупатель не выполнит предыдущее условие, то есть не придет к покупателю на исходе Песаха и не заплатит остаток полной цены, хамец в определенный час вновь переходит в собственность продавца. Запрещается аннулировать заключенную сделку изначально. Тот, кто совершает такую продажу, не нарушает заповеди Торы, так как его бывший хамец в течение всего праздника находится во владении нееврея. Хотя, в принципе, совершенно ясно, что нееврей не выполнит третий пункт договора, то есть не явится на исходе праздника, не заплатит остаток оговоренной суммы и не заберет хамец, продавец должен в момент продажи искренне рассматривать его как окончательную, реальную и необратимую. Ведь все купли-продажи завершаются не иначе, как в сознании человека, и приобретенные предметы переходят из собственности одного человека в собственность другого после того, как они мысленно одобряют эту перемену. Другими словами, человек перестает быть владельцем проданной вещи лишь после того, как решает для себя, что с этого момента она принадлежит другому. Если же сделка сопровождалась реальным действием — вручением денег, передачей проданного предмета новому владельцу и т. В случае, если продажа хамеца нееврею совершается с выполнением всех этих условий, Тора рассматривает ее как полностью совершившуюся, и продавец-еврей, в доме которого находится этот хамец в Песах, не нарушает заповеди.
Поэтому если, например, проданные виды хамеца подорожают и покупатель-нееврей придет в указанный срок для того, чтобы завершить сделку, еврей должен выполнить все ее условия, если же он воспротивится этому — покупатель имеет право отнять купленный хамец по закону Торы. Продажу хамеца нееврею можно осуществить при посредстве специально назначенного представителя. В наше время принято продавать весь свой хамец представителю бейт-дина еврейского суда — каждый, имеющий хамец для продажи, является в бейт-дин и передает ему права на хамец и на место, в котором он собран, с тем, чтобы бейт-дин продал хамец всей общины нееврею на условиях, которые сам установит. Такая сделка является абсолютно законной согласно законам Торы о купле-продаже. Уничтожению или продаже подлежит только видимый глазу хамец. Хамец, впитанный посудой, не продается. Посуду, стенки которой содержат хамец, достаточно тщательно вымыть и сложить в специально отведенном месте до конца праздника. В некоторых общинах принято рассматривать вопрос о ха-мецной посуде более строго и также продавать ее нееврею.
В таком случае продают не саму посуду, а только хамец, который содержат ее стенки — дабы избежать необходимости окунать посуду в микву после праздника, как приобретенную у нееврея. Продажу хамеца нееврею можно совершить до тех пор, пока этим хамецем разрешено пользоваться еврею, то есть до конца пятого солнечного часа 14-го Нисана. Тот, кто пропустил этот час, уже не может продать свой хамец, поскольку он больше ему не принадлежит. Более того, если он и попытается осуществить такую сделку после конца пятого солнечного часа, она не будет иметь силу. В таком случае он должен уничтожить весь свой хамец, даже если это приведет к большим убыткам — нет никакого другого способа предотвратить нарушение заповедей. Этот обычай объяснялся тем, что в пасхальную ночь всегда возникает множество вопросов, связанных с кашерностью тех или иных предметов — ведь запреты, связанные с мацой и хамецем — одни из самых суровых в Торе. Однако Галаха запрещает преподавать Тору или отвечать на галахические вопросы тому, кто выпил более, чем ревиит примерно 130 миллилитров вина или другого алкогольного напитка. Стало быть, этот запрет распространяется даже на того, кто сделал праздничный Кидуш.
Поэтому раввины и знатоки Торы откладывали возвращение домой и Кидуш до того часа, когда большинство членов общины уже приступали к пасхальной трапезе, завершающей Седер. К этому моменту все вопросы, возникавшие у членов общины, уже были заданы, а все проблемы разрешены. О рабби Шмуэле Саланте, главном раввине Иерусалима, рассказывают, что он создал новый мудрый обычай для того, чтобы в течение всей пасхальной ночи в городе было к кому обратиться с галахическим вопросом. Он собирал в своем доме миньян из десяти человек, которые очень быстро завершали вечернюю молитву. Затем он немедленно приступал к Седеру и завершал его так быстро, как мог. Сразу после завершения Седера он шел спать и проводил в постели с полчаса. В большинстве еврейских домов еще продолжали читать Пасхальную Агаду, а рабби Салант уже вставал с постели, освеженный сном. Согласно Галахе, после этого он уже мог преподавать Тору и отвечать на вопросы.
Что же до тех, у кого вопросы возникали раньше, то они обращались с ними к знатокам Торы, которые еще не сделали Кидуш. Однако все остальные — даже те, кто обычно посвящает много времени подготовке к исполнению заповедей — должны в эту ночь спешить домой и немедленно приступить к Седеру. Только так можно исполнить заповеди пасхальной ночи самым полным образом. Хотя в субботу и другие праздничные дни разрешается присоединять часть будня к празднику и начинать трапезу еще до захода солнца, в Песах дело обстоит по-другому. Дело в том, что Тора определила, что мацу, так же как и мясо пасхальной жертвы, можно есть для исполнения заповеди только ночью. О пасхальной жертве в Торе говорится: «И будете есть ее мясо в эту ночь», а исполнение заповеди о маце связано с пасхальной жертвой, как сказано: «С мацой и горькими овощами будете есть ее». А поскольку заповедь о маце, предписанная Торой, может быть исполнена только ночью, заповедь, обязывающая выпить четыре бокала вина , введенная еврейскими мудрецами, также может быть исполнена только ночью, — ведь условия, поставленные мудрецами для выполнения заповедей, введегных ими в дополнение к тем или иным заповедям Торы, всегда совпадают с условиями, поставленными самой Торой. Поэтому и бокал, выпиваемый при Кидуше и являющийся одним из этих четырех бокалов, может быть выпит только после наступления ночи, то есть после появления звезд.
Заповедь обязывает нас выпить четыре бокала вина, которое должно быть самым лучшим, которое только можно достать. Однако оно не должно быть настолько крепким, чтобы усыпить пьющего прежде, чем закончится Седер. Следует предпочесть красное вино белому, — если только белое вино не является явно и намного лучшим. Необходимо запастись «оберегаемой» мацой самого высокого качества. Те, кто исполняют эту заповедь особенно ревностно, едят в ночь Седера три мацы, испеченные в послеполуденные часы в канун Песаха. Если от этой мацы не была отделена хала, необходимо сделать это еще до захода солнца и наступления праздника. Для этого вся маца заворачивается в скатерть и от одной из мацот отделяется хала сразу за все имеющееся количество мацы — все это при условии, что общее количество мацы, от которой хала не была отделена, достаточно велико, чтобы такое отделение было обязательным, или же, если количество мацы недостаточно велико, она была испечена из теста, вес которого был достаточным для этого, то есть оно было замешано на не менее, чем на 1,680 граммах муки. Если ни одно из этих условий не выполняется, отделение халы производится без благословения.
Следует помнить, что отделение халы — женская заповедь, поэтому выполнение ее муж должен предоставить жене. Затем три выбранные мацы помещаются в специальный футляр одна под другой. Разрешается просто завернуть их — одну под другой — в чистую сложенную салфетку. Оно должно быть достаточно большим, чтобы на нем разместилимсь все шесть установленных законом и обычаем предметов. Эти предметы должны быть размещены в установленном порядке и не прикасаться друг к другу. Берется кусок мяса с костью внутри и жарится на огне еще до захода солнца. Очень важно, чтобы это было сделано до наступления праздника. Дело в том, что в пасхальную ночь запрещено есть жареное мясо, похожее на мясо пасхальной жертвы.
Из этого запрета следует другой: в эту праздничную ночь запрещено жарить мясо которое запрещено есть , если оно с самого начала не предназначено для утренней трапезы. Этот кусок мяса с костью, зроа, размещается в правой части блюда. Вареное, печеное или печеное уже после варки. Часто кладут яйцо из чолнта, то есть после длительной варки вкрутую, поэтому его скорлупа имеет темную окраску. Яйцо размещается в левой части блюда, напротив зроа. Оба они — и зроа, и яйцо — призваны напоминать о жертвоприношениях: зроа — о пасхальной жертве, яйцо — о Хагиге. Поскольку эти жертвы были непосредственно связаны с заповедями пасхальной ночи, зроа и яйцо размещаются во главе блюда — как мы уже говорили, соответственно, справа и слева. В качестве марора берутся листья или стебли но не корни хасы салат-латук , цикория или иного горького овоща, при употреблении которого в пищу произносится благословение «Сотворивший плоды земли».
Существует обычай использовать листья для исполнения заповеди о мароре, а стебли — для исполнения заповеди о корехе «бутерброде». Овощи тщательно проверяются на наличие червей и иных насекомых. Если таковых не обнаружено, овощи тщательно моют и размещают на блюде между яйцом и зроа, только чуть ниже последнего, поскольку марор сопутствует пасхальной жертве, как сказано: «С мацой и горькими травами будете есть ее». Поэтому марор размещается чуть ниже зроа, напоминающего о пасхальной жертве. Он готовится из протертых яблок впрочем, некоторые готовят его из протертых фиников с добавками из толченого миндаля, грецких орехов, корицы и имбиря, смешанных с вином. Внешне он напоминает глину, смешанную с соломой и водой. Харосет приготовляется в канун Песаха, однако тот, кто забыл или не успел приготовить его вовремя, может сделать это и после захода солнца. Принято готовить его густым и вязким и разбавлять вином с тем, чтобы он стал почти жидким уже ночью, перед началом Седера, чтобы в него можно было макать марор.
Его ставят в правой части блюда, сразу за зроа, чуть ниже марора. Ведь харосет изготовляется для того, чтобы обмакивать в него марор — значит, марор должен располагаться выше. Отметим, что харосет — это арамейское слово, обозначающее это кушанье. Еврейская традиция утверждает, что это название содержит важный намек: харосет напоминает глину и кирпичи, которые евреи изготовляли во время египетского рабства, и не случайно это слово перекликается с еврейским словом харсит — «глина». Это один из овощей с таким названием в современном значении — сельдерей , картофель, свежая редька или другой съедобный негорький овощ. Карпас размещается в левой части блюда, позади яйца и напротив харосета. Поскольку карпас как бы «обслуживает» марор, так же как и харосет об этом мы еще будем говорить , он располагается в одном ряду с харосе-том — слева от него. Это листья салата-латука или любого другого овоща, который может быть марором, независимо от того, использован ли он в этом качестве за данным столом.
Хазерет располагается на другом конце блюда — между харосетом и карпасом, под ними и за марором. Все, что может использоваться в качестве марора, годится для хазерета и наоборот, так что они отличаются только названиями. Дополнительное название для горького овоща — хазерет — было введено для того, чтобы отличить марор, с которым связана заповедь, от другого горького овоща, введенного в Седер мудрецами в качестве напоминания о чуде об этом ниже. Таким образом, шесть предметов, расставляемых на пасхальном блюде, располагаются на нем двумя треугольниками, один над другим. В верхний треугольник входят зроа, яйцо и марор, в нижний — харосет, карпас и хазерет. Предметы, входящие в верхний треугольник, связаны с выполнением заповедей, предметы, входящие в нижний треугольник, являются вспомогательными и сопровождают их. Три мацы, завернутые в скатерть или помещенные в футляр, как уже было объяснено, кладутся под блюдо или рядом с ним. Ведь в наше время только с мацой связано действительное исполнение заповеди Торы, в то время, как все предметы, размещенные на блюде, к сожалению, связаны сегодня либо с заповедью, установленной мудрецами марор , либо с воспоминаниями о чуде.
Поэтому принято размещать мацу отдельно, а не рядом с предметами, располагаемыми на блюде. Впрочем, существует и другой обычай, в соответствии с которым мацу также располагают на блюде. Кроме всего этого, заранее готовят сосуды с соленой водой, в которую обмакивают карпас, а также крутые яйца — в тех домах, где следуют обычаю есть их в ходе Седера. Если 15-е Нисана выпадает на субботу, а соленая вода не была заготовлена до захода солнца в канун праздника, ее делают относительно слабой, поскольку в субботу запрещается смешивать соль и воду в пропорции два к одному и выше, — поэтому вода должна составлять более трети смеси. Принято споласкивать всю посуду, которую ставят на праздничный стол, еще в канун праздника. Существует обычай использовать в качестве «приправы» к карпасу вместо соленой воды воду, смешанную с лимонным соком. Ее также готовят до начала праздника. Закончив приготовления к Седеру, мы отправляемся в синагогу, где читаются две молитвы — Минха и Маарив.
Во многих общинах читают Минху раньше обычного, поскольку в нее включается дополнение — «Порядок принесения пасхальной жертвы», чтение которого занимает немало времени, а также из опасения, что многочисленные и трудоемкие обязанности, исполняемые в канун Песаха, могут стать причиной того, что молитва не будет прочитана вовремя. Все многочисленные заповеди, связанные с этим днем, исполняются дома, за пасхальным столом. В молитве они не отражены. Тем не менее, особенности этого дня накладывают свой отпечаток и на происходящее в синагоге. Если первый праздничный день праздника Песах выпадает на субботу, из вечерней молитвы исключается фрагмент Маген авот «Защитник отцов» , поскольку он был введен специально для того, чтобы несколько удлинить молитву. Ведь евреи, работающие далеко в поле, иногда опаздывают на молитву, и если она закончится слишком рано, они могут застать синагогу пустой, — а заходить в пустую синагогу считается небезопасным, ибо там можно столкнуться с бесами.
В 2023 году празднование начнется с вечера 5 апреля, а завершается уже ночью 13 апреля. Он объединяет всех почитателей иудаизма, напоминает о библейском событии, оказавшем влияние на ход истории еврейского народа, — Исходе из египетского рабства», — поздравил иудеев премьер-министр РФ Михаил Мишустин.
В первый день Песаха запрещаются все виды работ, а в синагоге проводится торжественное богослужение.
Регистрация на сайте
«Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. Песах – один из главных иудейских праздников в память об освобождении евреев от рабства в Египте. Песах, или еврейская Пасха, — один из главных иудейских праздников в память об освобождении евреев от рабства в Древнем Египте. главный еврейский праздник, символизирующий исход еврейского народа из египетского рабства. Песах, один из наиболее значимых еврейских праздников, приходится на 15-21 Нисана (в Израиле) или 15-22 Нисана (в диаспоре).
В столице пройдет празднование иудейского Песаха
Поэтому в Песах отмечается не только физическое искупление израильтян, но и духовное — исторически важнейшее событие в нашей истории. Православная Пасха (5 мая), как и иудейский Песах (22-30 апреля), отмечается весной. Самый значимый праздник для еврейского народа – Песах – в 2023 году начинают отмечать с заходом солнца в среду, 5 апреля, а закончится празднование с наступлением ночи в четверг.
Праздник освобождения: у евреев наступает Песах - "День рождения народа"
В среду, 24 апреля, начинается пасхальная неделя «холь ха-моэд Песах». Она продлится до 28 апреля и завершится вторым праздничным днем в понедельник, 29 апреля. В этой статье изложена вся информацию о празднике: о его смысле, обычаях и особых правилах первого вечера — пасхального Седера. Он отмечается в память об исходе евреев из Египта. Всевышний миновал еврейские дома, уничтожив первенцев Египта в виде наказания за 400-летние жестокие притеснения евреев египетскими властями, в том числе за эксплуатацию при строительстве пирамид. Есть у этого праздника и другие названия: Хаг ха-мацот «праздник мацы» — в память о том, что во время быстрого выхода евреев из Египта их тесто не успело закваситься; Хаг ха-херут «праздник свободы» — в память об избавлении от рабства; Хаг ха-авив «праздник весны». В диаспоре праздник продолжается на день дольше и длится 8 дней. Нерабочими днями в Израиле обычно считаются только первый и седьмой дни Песаха в 2024 году — 23 апреля и 29 апреля, выпадающие на вторник и понедельник. Возвращаются к работе и учёбе в этом году во вторник, 30 апреля. В диаспоре верующие евреи не работают также во второй и восьмой дни Песаха.
Праздничный ужин В еврейской традиции главные праздники связаны с древними историями. Они пронесены через века, но многие заветы и обычаи продолжают соблюдаться и являются важной частью жизни еврейского народа в наши дни. Каждый из семи основных праздников имеет глубокий смысл и повествует о тысячелетней истории иудаизма. Особо почитаемым праздником является еврейская пасха — Песах. Он установлен в память библейского события — освобождения евреев из египетского рабства в XIII веке до н. Про историю и традиции Песах подробно расскажем дальше. Хотите переехать в Израиль на ПМЖ и стать частью еврейского этноса? Мы помогаем получить израильское гражданство. Каждый случай репатриации уникален, поэтому наши специалисты по гражданству актуально и профессионально консультируют, с учетом вашей конкретной ситуации. Итог нашей работы — более 2000 семей, получивших израильское гражданство. История праздника Песах — самый древний иудейский праздник. Это один из трех праздников, которые все евреи по велению Бога должны отмечать ежегодно. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во [все] роды ваши; как установление вечное празднуйте его Ветхий Завет, Исход, глава 12. История празднования связана с одним из важнейших библейских событий — исходом евреев из Египта и освобождением от многолетнего рабства. С древнееврейского «песах» переводится как «уходить» или «проходить мимо». История празднования связана с одним из важнейших библейских событий — исходом евреев из Египта и освобождением от многолетнего рабства Пророк Моисей получил право пойти к фараону Рамсесу II и назваться представителем Бога. Он обратился к правителю Египта с просьбой отпустить народ Божий. В результате его страну постигло 10 бедствий. Перед каждой последующей египетской казнью Моисей приходил к фараону с той же просьбой. И только после 10-й фараон дал свое согласие. После этого началось скитание евреев по пустыне, которое продлилось 40 лет. Столь долгое возвращение в Израиль связано с волей Божьей — среди скитальцев не должно было остаться тех, кто помнил о рабстве. Долгий путь домой был наполнен невероятными чудесами, например, когда каждый день, кроме субботы, сыпалась «манна небесная». Для каждого она имела свой вкус, дети думали, что это масло, молодым людям казалось, что они едят хлеб, а старикам чувствовался вкус меда. Квалифицированное сопровождение со стороны наших специалистов по гражданству заключается в поиске и сборе документов, подготовке к консульской проверке и решении других важных вопросов, относящихся к получению гражданства и оформлению израильского паспорта. Значение еврейской пасхи В самом празднике заложен глубокий смысл. Его можно считать днем рождения еврейского народа. Из-за того, что фараон не пожелал отпустить евреев из рабства, на Египет обрушилось 10 казней. Последняя, самая страшная — смерть первенца в каждой семье.
CLARY С тех пор на Песах евреи не едят дрожжевые продукты, а также тщательно к этому празднику убирают в домах — чтобы не осталось в жилище ни крошки квасного. У евреев продукты с дрожжами называются "хамец". Есть даже традиция — на время Песаха, весь хамец — макароны, хлеб, даже виски — они отдают на время из дома, а потом опять забирают. Подробнее о традициях еврейской Пасхи читайте на Sputnik.
В полночь в синагогах и в религиозных учебных заведениях устраивается церемония «разделения морских вод». Восьмой день Песаха отмечается только в регионах диаспоры, где праздничными являются первые два дня и заключительные два дня.
{{commentsCount}}
- Еврейская Пасха (Песах) в 2024 году: традиции и запреты
- Песах 2024: чем "иудейская Пасха" отличается от христианской
- «Как отмечается Песах в Израиле в 2024 году: даты, обычаи, ограничения» |
- Время нашего освобождения
- Наступает праздник Песах. Главный раввин России поздравил с еврейской пасхой
- Баранья косточка и много мацы. Как отмечают еврейский праздник Песах
Еврейский праздник Песах
Иудеи даже не пишут тексты. Песах для иудейского народа - символ свободы. Добавьте новости Весь Искитим — главные новости в избранное - и Яндекс будет показывать их выше остальных. Выбор редакции.
В Езд. Также о Песахе упоминает пророк Иезекииль Иез. После разрушения Храма в 70 году н. Центральным блюдом праздничной трапезы вместо мяса пасхального агнца стала маца, соответствующие изменения внесли в текст читаемых за столом молитв. Во время праздника Песах к обычным правилам кашрута добавляются специфические запреты, связанные с квасным хамец. Во все дни праздника запрещено не только есть, но и владеть квасным в любом виде. Пригодные для Песаха продукты кошер ле-песах , можно есть круглый год. Устранение квасного[ править править код ] Религиозные еврейские семьи обычно проводят недели до праздника в домашней уборке. Цель — устранить квасное хамец из всех шкафов и углов дома.
Поиск квасного часто превращается в генеральную уборку, детские комнаты и кухни обыскиваются в поисках остатков в буфетах, под кроватями. Даже в нерелигиозных семьях Песах — повод провести генеральную уборку. Хотя галаха требует устранения квасного размером крупнее оливки, многие вычищают дом от квасного до последней крошки. Параллельно семья старается доесть к началу праздника все наличные запасы квасного хлеб, макароны, печенье, суповые смеси. Продажа квасного[ править править код ] Хамец, который представляет материальную ценность например, спиртные напитки , изготовляемые из злаков , разрешается продать перед Песахом нееврею. Продажа квасного организуется местным раввином, который становится «агентом» всех религиозных евреев общины, через процедуру, называемую мехират хамец «продажа квасного».
Фараон ужаснулся и отпустил евреев из Египта. Отмечают Песах иудеи уже много сотен лет.
Почему без хлеба Традиция гласит: в доме на Песах не должно быть хлеба, испеченного на закваске или дрожжах. Евреи в эти дни едят только пресную мацу, сухие лепешки из злаков. Это могут быть зерна пшеницы, ржи, ячменя, овса или полбы. Такой запрет — отсылка к исходу. Евреи настолько спешили уйти из Египта, что не дождались, когда подойдет тесто для хлеба, не испекли свежий, а всю дорогу питались пресными лепешками. Так что Песах празднуют без каких-либо намеков на любые закваски и продукты брожения. Называют это общим словом квасное — хамец. Перед праздником проводят генеральную уборку и удаляют из дома все продукты брожения и, конечно же, хлеб.
Запрещены также пиво и другие солодовые напитки. Но вино можно. Седер Седер — это порядок.
Главным моментом праздника является вечерняя трапеза, которая носит название седер в переводе с иврита «порядок». Она устраивается в первый вечер Песаха, а в странах диаспоры — в два первых вечера. Празднование начинается после прихода семьи из синагоги и когда последний луч солнца скроется за горизонтом. Во время седера читают молитвы, произносят традиционные благословления, поют псалмы.
Путин поздравил живущих в России евреев с праздником Песах
Песах Праздник Песах отмечает цепь событий, вследствие которых евреи стали народом (Фото: Noam Armonn, по лицензии ). В отличие от христианской Пасхи, которая посвящена Воскрешению Иисуса, еврейская Пасха знаменует начало исхода евреев из Египта. Это главный иудейский праздник, который совершается в память об исходе евреев из Египта. Евреев это несчастье обошло, так как Бог повелел иудеям помазать кровью ягнят косяки дверей, и ангел смерти прошел мимо.
Какие 6 обязательных блюд готовят евреи на Песах, что они означают
Главный раввин России Берл Лазар поздравил еврейскую общину с праздником Песах, напомнив о том, что в праздник нужно понять важность обретения внутренней свободы. Песах требует соблюдать строгий ритуал, и даже подготовка – ответственное дело для каждого иудея, сообщает корреспондент «МИР 24» Алексей Жидких. Еврейский праздник Песах в 2024 году начинается вечером 22 апреля.
Еврейская пасха (Песах) в 2024 году
Песах отмечается в память о библейском событии — исходе еврейского народа из Египта. Празднование начинается накануне 15 дня месяца нисана по еврейскому календарю март — апрель и продолжается в Израиле семь дней. Первый и последний дни — «йом тов» — праздничные, остальные — «холь ха- моэд», или «будни праздника», — являются рабочими. Иудеи, находящиеся за пределами Израиля, традиционно отмечают Песах восемь дней.
Фото: сайт Кремля Президент РФ Владимир Путин поздравил российских евреев с праздником Песах, отметив вклад еврейских организаций в сохранение межнационального и межконфессионального мира. Телеграмма главы государства опубликована сегодня, 5 апреля, на сайте Кремля. Еврейские организации уделяют большое внимание благотворительной, просветительской деятельности, вносят весомый вклад в сохранение межнационального и межконфессионального мира, участвуют в воспитании молодежи, в приобщении ее к бесценному духовно-нравственному, историческому наследию предков», — говорится в телеграмме. Как подчеркнул Путин, этот праздник обращает последователей иудаизма к событиям глубокой древности, к освобождению еврейского народа от рабства.
На следующий день, когда отмечался Песах, он был распят, а на третий день воскрес. Как принято отмечать Песах Это очень традиционный праздник, расписанный до деталей. Подготовка к нему начинается заранее, нужно убрать и украсить дом, уничтожить все остатки пищи, содержащие дрожжи или солод, приготовить праздничные блюда. Праздничный ужин называется седер. В Песах традиционно ставят на стол следующие: зроа — кусочек жареного мяса на кости, напоминающий о жертвоприношении марор — горькая трава, карпас — любая зелень с огорода, харосет — смесь из перетертых яблок, орехов и фиников, символизирующая глину, из которой евреи в рабстве делали кирпичи, хазерет — тертый хрен, бейца — вареные яйца. Зелень нужно обмакивать в соленую воду, которая символизирует слезы, которые проливали евреи в рабстве, и море, которое им пришлось перейти, когда бежали из Египта. Также по традиции нужно выпить четыре бокала вина, по одному в честь обещаний Бога израильскому народу: «И выведу вас из-под ига египтян…»; «И избавлю вас…»; «И спасу вас…»; «И приму вас…». Пятый бокал наполняют вином и оставляют нетронутым для пророка Элияха Илии. Он вернулся накануне Песаха и предсказал наступление великого и страшного дня Господня.
Патриарх Антиохийский Феодор Вальсамон в толковании на 7-е Апостольское правило пишет: «Божественные апостолы не хотят, чтобы мы праздновали вместе с иудеями, и посему определяют, чтобы Пасха Господня совершалась у насъ после совершения иудеями законной Пасхи, и поелику они празднуют Пасху прежде весеннего равноденствия. Весеннее же равноденствие бывает не 25 марта месяца, как некоторые говорят, или 20, или в другой какой определенный день, но когда случится. Ибо от кругового вычисления солнечного и лунного течения так и иначе бывает весеннее равноденствие. Моисей законоположил, чтобы иудеи ежегодно совершали Пасху, или прехождение от зла, в воспоминание избавления от работы египетской, и сие не иначе как, но прежде весеннего равноденствия, когда луна в первом месяце, т. Празднуем и мы Пасху Господню, или освобождение наше от работы диаволу, которое Христос и Бог наш даровал нам Своим страданием. Но мы празднуем Пасху не тогда, когда совершается Пасха иудейская, а после нее, т. Известный толкователь канонов епископ Никодим Милаш поясняет: «Поводом к изданию этого правила послужила, по всей вероятности, иудеохристианская секта евионитов, утверждавшая между прочим, что воспоминание Христова Воскресения должно праздноваться в 14-й день еврейского месяца нисана, когда празднуется и иудейская Пасха, так как ни одним законом, по учению этой секты, не было отменено для христиан постановление о дне празднования Пасхи Ветхозаветной Церкви. Но иудеи употребляли для исчисления времени не солнечный год, а лунный, и месяц нисан начинали новолунием, ближайшим к весеннему равноденствию. Так как лунный год на несколько дней короче солнечного, то при таком исчислении большей частью случалось, что иудеи праздновали свою Пасху раньше весеннего равноденствия. Для указания на различие между Пасхой ветхозаветной и новозаветной, не имеющих между собой ничего общего, и для устранения всякой общности в священных обрядах между христианами и иудеями, к тому же чтобы осудить обычай, проникший от евионитов и к некоторым православным священным лицам, правило предписывает всем наблюдать весеннее равноденствие и только после него праздновать воспоминание Христова Воскресения, а отнюдь не вместе с иудеями» Правила святой Православной Церкви с толкованиями. Как видим, соборные определения запрещают праздновать Воскресение Христово в день, когда иудеи совершают свою Пасху, то есть 14 нисана. Никакого совпадения, как уже отмечалось, нет. В продолжении первых двух веков после Рождества Христова не было общего согласия относительно времени празднования христианской Пасхи. Малоазийские церкви праздновали ее в одно время с иудеями и Пасха приходилась в различные дни недели, что не соответствовало христианскому понятию о дне Воскресения Спасителя. В Риме и других церквах Пасха праздновалась не в одно время с иудеями, а после полнолуния мартовского весеннего равноденствия и непременно в воскресение. Такое разногласие было поводом споров и пререканий между восточными и западными Церквами. Вселенский Никейский Собор, бывший в 325 г. Так текст 1-го послания отцов Никейского Собора к Церкви Александрийской содержит следующие строки: «Все наши восточные братья, которые до сих пор не были в согласии с римлянами, с вами, и всеми теми, кто изначала поступает, как вы, будут отныне совершать Пасху в то же время, что и вы». А участник Собора свт. Евсевий Кесарийский в книге «О Жизни блаженного василевса Константина» свидетельствует: «Для согласного исповедания Веры спасительное празднование Пасхи надлежало совершать всем в одно и то же время. Поэтому сделано было общее постановление и утверждено подписью каждого из присутствовавших», — и приводит слова равноап. Константина: «Мы, конечно, не потерпим, чтобы наша Пасха праздновалась в одном и том же году в другой раз. Итак, да размыслит благоразумие вашего преподобия, как худо и неприлично то, что в известное время одни соблюдают пост, а другие совершают пиры, и что после дней Пасхи одни проводят время в празднованиях и покое, а другие держат положенные посты. Посему, божественный Промысел благоволил, чтобы это надлежащим образом было исправлено и приведено к одному порядку, на что, думаю, все согласятся» Евсевий Кесарийский Жизнь Константина книга 3 гл. В александрийской пасхалии православная Пасха в силу её астрономического запаздывания всегда позже иудейской. Вселенский учитель свт.