Рейтинг 5,0 на основе 505 оценок и 180 отзывов о мечети «Мечеть Святой Софии», Сиркеджи, Стамбул, Фатих, махалле Джанкуртаран, площадь Айя-София, 1. Напишите свой отзыв о мечети.
Музей или храм? Есть ли смысл в борьбе за светский статус Святой Софии
Как отмечает телеканал, решение турецкого руководства вызвало бурю негодования, особенно - за пределами Турции. Айя-София была основана христианским императором Юстинианом и была открыта 27 декабря 537 года. Собор более тысячи лет был самым большим храмом в христианском мире. После захвата Константинополя османами и падения Византийской империи в 1453 году собор был переделан в мечеть, но с 1934 года здание по декрету основателя современного турецкого государства Кемаля Ататюрка стало музеем и было включено в список всемирного наследия ЮНЕСКО. В ноябре 2020 года сообщалось о смерти кошки по кличке Гли , которая прожила в религиозном сооружении 16 лет и была одним из символов Стамбула.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации. Москва, ул.
Касса в Айя София закрывается на один час ранее времени закрытия. Время указано местное. Обеденного перерыва в этом музейном учреждении нет. Запомните - музей работает в любой из дней недели, другими словами, у музея Айя София нет выходных дней. Однако, он недоступен для посещения в первые дни Рамадана и жертвоприношений правда, только в течение перовой половины рабочего времени. Кто может войти на территорию музея бесплатно? Это: Турецкие дети и подростки младше 18 лет Иностранные дети младше 8 лет Граждане Турецкой Республики от 65 лет и старше Ветераны, супруги и дети мучеников и ветеранов Инвалиды с одним сопровождающим Владельцы карт ИКОМОС, ЮНЕСКО и ИКОМ Владельцы пресс-карт Зарубежные официальные гости, приглашенные государственными учреждениями и их сопровождающими лицами Профессиональные туристические гиды с лицензией Министерством культуры и туризма Купить экскурсию в музея Айя София Святая София по российской карте Церковь, мечеть и музей - шедевр истории архитектуры Собор с его инновационной архитектурой, богатой историей, религиозным значением веками сражался с разрушительным временем и до сих пор является крупнейшей восточно-римской церковью в Стамбуле. Возведенный трижды на одном и том же месте, это самый старый собор мировой истории. Его захватывающие дух купола, висящие в воздухе, монолитные мраморные колонны и бесподобные мозаики сделали это сооружение одним из чудес мировой истории архитектуры. В османском периоде сооружение продолжало функционировать в качестве мечети. Сегодня Святая София - это третье по счету сооружение, возведенное на одном фундаменте, но каждый раз с несколько другим архитектурным решением, чем его предшественники.
Инициаторами выступали как различные религиозные организации, так и отдельные политики, которые подавали петиции в Государственный совет. Этот орган, выполняющий функцию Высшего административного суда страны, регулярно отклонял такие заявления из-за возможности возникновения политических последствий и ввиду туристического значения этого исторического объекта. Однако в марте 2019 года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что статус собора может быть изменен. Такой шаг он назвал ответом на признание Соединенными Штатами Иерусалима столицей Израиля в декабре 2017 года и суверенитета этого государства над Голанскими высотами в марте 2019 года. Представители Русской православной церкви считают, что попытки изменить статус музея приведут к нарушению "хрупких межконфессиональных и межрелигиозных балансов". Недовольство планами превратить Айя-Софию в мечеть высказали греческие власти. Так, министр иностранных дел Греции Йоргос Катрунгалос 2019 заявил, что Афины считают оскорблением как христиан, так и международного сообщества идею превратить собор из музея в мечеть. Несмотря на международную критику, в 2020 году Турция поменяла статус Айя-Софии с музея на мечеть.
Мечеть Айя-София в Стамбуле защитят от землетрясения
Источник: РИА "Новости" «Госсовет Турции отменил решение от 1934 года о превращении Айя-Софии в музей», — передает телеканал, отмечая, что теперь Айя-София может использоваться как мечеть. Турецкий президент Тайип Эрдоган ранее заявлял, что ждет решения Госсовета по возможности изменения статуса собора Святой Софии и превращении его из музея в мечеть и поступит в зависимости от него. Глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу ранее заявил, что его страна вправе изменить статус собора, превратив его в мечеть, без учета мнений других государств.
Был завешен ряд христианских мозаик, которым 1000 лет, потому что они не должны быть в мечети. В алтаре была богоматерь с младенцем, теперь там висит похожая на парус тряпочка, которая и закрывает. И был закрыт вход на второй ярус, где в основном и находятся все ключевые византийские мозаики». В чем суть изменений — иностранец, который попадает в Айя-Софию , покупает билет только на второй этаж, который в течение этих четырех лет был закрыт.
Таким образом, можно будет наконец-то увидеть эти мозаики и вид на убранство мечети со второго яруса. И в его цену также заложена колоссальная турецкая инфляция. Второй после Софии Константинопольской главный памятник византийского искусства — Монастырь Хора — также сначала стал мечетью, фрески были замазаны, потом он был отреставрирован и в 1945 году превратился в музей Карийе, а в 2020-м — храм Христа Спасителя монастыря Хора, или, как его называют, «Сикстинская капелла Византии», снова стал мечетью. Однако пока она не действует — все стены в росписях и мозаиках с ликами святых, которые запрещены в исламе. До сих пор разрабатываются визуальные решения, как их закрыть. Во всем мире вход в главные соборы свободны во время богослужений.
В остальное время туристам чаще всего приходится платить, но в билет обычно входит и экскурсия.
Advertisement Advertisement Advertisement cookies are used to provide visitors with relevant ads and marketing campaigns. These cookies track visitors across websites and collect information to provide customized ads. Others Others Other uncategorized cookies are those that are being analyzed and have not been classified into a category as yet.
Наша цель — обеспечить более чистую среду для богослужений для граждан, посещающих мечеть», — отметил он. Махья — это традиционная форма турецкого исламского искусства вывешивания светящихся посланий между минаретами мечетей во время священного месяца Рамадан. Читайте также.
Стамбул религиозный: Айя-София и Голубая мечеть
После подавления восстания, в процессе которого было убито более 35 тысяч человек, император Юстианиан задумывает амбициозный проект — возведение крупнейшего в мире собора. Строительство началось в 532 году и продолжалось 5 лет. Работами руководили лучшие архитекторы того времени. Ежедневно над возведением Айя-Софии трудились около 10 тысяч рабочих.
Стоимость работ составила три годовых дохода Византийской империи. Из книги «Сто великих храмов мира» М. Губарева, А.
Низовский — Москва, Вече, 1999 : Когда строительство окончилось, мир был ошеломлён: по словам Прокопия Кесарийского, «этот храм царил над городом, как корабль над волнами моря». Казалось, что купол Святой Софии «покоится не на камнях, а спущен на золотой цепи с высоты небес». Входящий в него чувствовал, что это «не создание людского могущества и искусства, но скорее дело самого божества», и душа молящегося в храме чувствовала, что «Бог здесь, близко от неё, и что ему нравится этот дом, который он сам избрал для себя».
Предание рассказывает, что строители храма Софии соревновались со своими предшественниками, некогда создавшими легендарный храм Соломона в Иерусалиме, и когда собор Святой Софии был закончен, Юстиниан воскликнул: «Я превзошёл тебя, Соломон!!! Помещение собора представляет собой продолговатый прямоугольник, примерно 75 на 70 метров. Венчает храм купол диаметром в 30 метров.
Высота от верхней точки купола до пола — 51 метр. Во время строительства использовались лучшие материалы, привозимые со всех концов Восточной Римской империи — мрамор и яшма, золото и серебро, слоновая кость и жемчуг... За время своего существования собор неоднократно страдал от пожаров и землетрясений, сильнейшее из которых произошло в конце X века — тогда храм был очень сильно повреждён — обрушился купол и частично стены.
Как раз в это время снаружи появились наклонные контрфорсы, выполняющие роль подпорок для здания. В 1453 году Константинополь завоёвывается османскими войсками.
По словам Эрдогана, вход в мечеть во все дни будет бесплатным, «двери мечети Святой Софии будут открыты для всех». Изображения не являются препятствием для молитвы мусульман, считает Высший совет по делам религий. Однако во время молитвы мозаики с изображениями людей будут заслоняться экранами и будут затемнены соответствующими методами. Но ничего из убранства не будут удалять или переносить в другое место. Мы считаем, что оказали важную услугу нашему народу, вновь открыв этот храм — без ущерба для его самобытности как культурного объекта, — и вернув ему статус, соответствующий его предназначению», — цитирует издание Эрдогана. Оппозиционная аналитика Левая оппозиционная газета BirGun, отвечая на вопрос, в чем смысл того, что молитва в соборе Святой Софии начнется именно сейчас, называет несколько причин.
Во-первых, правительственный фронт, который хочет вырваться из треугольника экономического, политического и социального кризиса в стране, считает, что он может сместить повестку и отвлечь внимание на дебаты о статусе собора Святой Софии. Вторая цель властей, по мнению издания, состоит в том, чтобы способствовать консолидации общества, создавая напряжение в вопросах, связанных с религией и политикой. Общество воспринимает изменение статуса собора как победу и проявление суверенитета страны. Также этим шагом Эрдоган, по мнению издания, актуализирует напряжение с Грецией, которая считается «историческим врагом» в националистически-консервативном восприятии. События с собором Святой Софии — способ показать свою силу в конфликте с Грецией, связанном с конкуренцией за поиск месторождений нефти и газа в Восточном Средиземноморье. Не секрет, что в последний период «Народный альянс» часто поднимал религиозные дискуссии, создавая раскол на противоположном фронте. До дебатов, касающихся собора Святой Софии, таким поводом для раскола стало широкое обсуждение высказываний президента по делам религий Али Эрбаша против гомосексуалистов. Однако на данный момент события развиваются так, что искусственная повестка, которую должно было создать изменение статуса собора Святой Софии, не оказывает существенного давления на линию оппозиции.
Один из турецких аналитиков, доктор Азак, в своем интервью назвал изменение статуса собора Святой Софии «ответом на кемалистскую вестернизацию». Ататюрк хотел, чтобы роль ислама не слишком доминировала в национальной идентичности, которую пытались тогда сформировать для граждан Республики. Согласно кемалистскому национализму и секуляризму, реформа в религии необходима для построения новой национальной идентичности. Так что могло быть источником этой гордости? Следовало ответить на вопрос: почему турки великая нация? В то время писатель Нихат Сами Банарлы объясняет важность собора Святой Софии так: «Нам нужен Фатих Султан Мехмед как национальный герой — только такие воспоминания вызовут наше чувство национального доверия, в котором мы нуждаемся как в хлебе и воде». Собор Святой Софии находится на перекрестке тюркизма и исламизма — это точка, в которой сходятся эти две идеологии. Самое красивое в турецкой истории то, что когда мы захватывали какую-то территорию, мы превращали священные места в мечети» На данный момент общий курс в стране, особенно экономика, отношения с Западом и, в частности, с Грецией не радуют.
В такие времена правители стремятся утвердить свои позиции в мире, повышать лояльность внутри страны, чтобы отвлечь внимание от основных проблем. С точки зрения власти нужна новая победа — но мечта Святой Софии также имеет историческое значение. Тайип Эрдоган, конечно, хотел быть лидером, который осуществил бы эту мечту. С другой стороны, мы знаем, что эта символика очень важна для националистических, консервативных и исламистских групп. Но нельзя быть уверенными, что она имеет такое же значение и для масс.
Ученый Омер Фарук Явашчай утверждал, что на «дверном коробе», расположенном под «жертвенной» мозаикой, он увидел «двусторонние повреждения». На опубликованных фотографиях действительно видны следы частичной утраты бронзовых пластин, которыми обиты дверные створки. Правда, понять, о каких именно вратах идет речь, оказалось непросто. В соборе как минимум две похожие двери расположены под мозаиками. Есть так называемые Царские врата, на тимпане которых изображен император Лев VI, склонившийся перед благословляющим его Иисусом, а справа и слева от Христа расположены фигуры Девы Марии и Архангела Гавриила в круглых медальонах. На других вратах можно увидеть Богоматерь и византийских императоров Константина Великого и Юстиниана I, приносящих Марии в дар город Константинополь и собор. Эти двери расположены чуть поодаль от главного входа и ведут в один из трех нефов некогда христианской базилики. Волею судеб буквально через несколько дней после публикации новости о повреждениях я оказалась в Стамбуле и вечером уже стояла перед Святой Софией, или, как ее теперь называют, мечетью Айя София. В прошлые годы я несколько раз бывала в этом величественном храме-музее. Один из визитов — с патриархом Кириллом, который после своего избрания на предстоятельский престол посетил Константинопольский патриархат в июле 2009 года. Тогда же нам устроили долгую и подробную экскурсию по знаменитому собору. Мы неспешно обходили все нефы, поднимались на хоры верхней галереи, рассматривали частично утраченные исторические мозаики. Тогда впервые столь близко я увидела знаменитое панно «Последний суд», где в самом центре изображен Христос, слева — Богоматерь, справа — Иоанн Креститель. Они просят Иисуса Христа о том, чтобы Он спас людской род. Дотронуться до Плачущей колонны, которую еще называют колонной Святого Григория. Ее нижняя часть покрыта медными пластинами. Считается, что если загадать желание, просунуть большой палец в небольшое углубление в пластинах и прокрутить ладонь три раза по кругу, не отрывая от поверхности медных листов, то можно ощутить влагу — и тогда задуманное сбудется. Удалось нам постоять и около омфалиона, который символизирует «пуп земли». Здесь некогда находился трон императора.
Эта мечеть останется открытой для всех верующих", — сказал Эрдоган. Решение об отмене статуса музея Айя-Софии было утверждено 10 июля президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом. Строительство собора Святой Софии началось в 532 году. В течение 916 лет собор считался самым большим православным храмом в мире, а после завоевания города в 1453 году седьмым султаном Мехметом II стал главной мечетью Османского государства.
Эрдоган сделал собор Святой Софии мечетью. Это поссорит его с христианскими странами
В мечети Айя-София в Стамбуле в ночь на 2 апреля прошел первый за последние 88 лет таравих-намаз. Святая София в роли 3272-й мечети Стамбула: прецеденты, символы и пророчества. Собор Софии в Стамбуле — снова мечеть Айя-София. Начался второй этап реставрационных работ в стамбульской мечети Айя-София, цель которого – защита здания от землетрясения.
В Турции открыли восстановленное при мечети Айя-София медресе
Таравих на Рамадан здесь прошёл впервые за 88 лет. Священный месяц Рамазан для мусульман Азербайджана начался со 2 апреля. По данным Управления мусульман Кавказа, в ночь с 1 на 2 апреля в небе показалась новая луна, что ознаменовало наступление первого дня месяца Рамазан. Отметим, что точное время начала месяца прослеживается по запросу Управления в Шамахинскую обсерваторию.
В отличие от них Россия заявила, что это - внутреннее дело Турции. И правильно сделала. Анкара нам нужна как союзник. При этом ничего экстраординарного не случилось. Собор Святой Софии уже пять столетий - мечеть. С тех пор как тюркские кочевники захватили Константинополь. Хотя впоследствии оккупанты сами стали наследниками Византийской цивилизации. В крови нынешних османов тюркской крови не больше пяти процентов. Остальное - кровь ассимилированных греков, армян, славян, грузин, итальянцев и других народов. Этот разноплеменный союз, сварившийся в плавильном котле, всегда объединяла религия. А потом - общий язык, который стал силой насаждаться с начала XX века.
Исследование подземной части собора Айя-София. Подводники нашли места, предназначенные для захоронения. Хорошо был исследован 12-метровый колодец у главного входа. А в колодце в центральной части храма были найдены обломки очень большого светильника. В стенах были обнаружены плотно закрытые двери, открыть которые они не пытались. Возможно, за этими дверьми находятся большие цистерны для сбора воды, о которых писали путешественники прошлого. Это подтверждает и сканирование пола собора на предмет пустот. Это сканирование показало, что под полом есть огромные пустые пространства! Также был совершен спуск в сухой каменный туннель. Из коридора идут два хода: один к площади Ипподром, второй — к дворцу Топкапы. Эти коридоры раздваиваются, и некоторые рукава заканчиваются тупиками. Но один из рукавов имеет выход во двор дворца Топкапы. Туристы входят в собор через Императорские ворота. Рекомендации по посещению и осмотру Общие рекомендации Приходить лучше всего либо к открытию музея ранним утром, либо уже ближе к закрытию, вечером, потому что днем посетителей бывает очень много. Ещё лучше посещать музей в будни, так как в выходные, особенно в высокий сезон, просто не протолкнуться. В пик посещения очередь у касс в несколько десятков метров — обычное дело. После покупки билета надо пройти проверку: каждый турист проходит через рамку металлоискателя, а рюкзак проверяют, как в аэропорту, рентгеном. Внутри уже давно идет реставрация: часть собора Айя-София в Стамбуле от пола до потолка закрывают строительные леса. Это несколько портит впечатление. Небольшая очередь у входа в музей Айя-София. Последовательность осмотра Осмотр начинаем с первого этажа. Сначала входим через большие ворота в первый притвор, а затем — во второй притвор. Притвор — это пристройка к храму. Перед входом в собор обратите внимание на вырытый слева от входа «котлован». Это следы более древнего строения, которое находилось здесь ещё до строительства собора. Первый притвор. Эта пристройка лишена отделки — мраморные плиты уже давно сняты. В левой части притвора находятся каменная чаша для крещения 5 младенцев и большой экран, на котором идет фильм об истории Айя-Софии на английском. Перед экраном — стулья, можно посидеть и посмотреть фильм. В правой части притвора у стены стоит огромный саркофаг 4 , напротив него колокол 3 , а далее — сувенирный магазин. Купель для крещения в первом притворе. Второй притвор. Эта пристройка сохранила отделку с момента строительства — потолок выложен золотой мозаикой, на стенах — мрамор с зеркальным узором. В левой части второго притвора расположена лестница рампа 2 на второй этаж. Эта лестница не имеет ступеней. Так было сделано специально, для того чтобы проще было вносить императрицу на паланкине специальных носилках на второй этаж в императорское ложе. В правой части притвора такая лестница тоже есть, но она закрыта. Там же в правой части находятся ворота, через которые можно выйти во двор к фонтану для омовений 6. Над воротами, которые называются Красивые ворота, расположена одна из самых известных мозаик собора, где изображен строитель храма император Юстиниан, Богоматерь на троне и император Константин, основатель города. Мозаика видна по ходу движения из двора в собор, а не из собора во двор. Вторая мозаика находится над императорскими воротами 9. Называется она Иисус Панкратор. Подробное описание всех мозаик и информацию о том, где их найти, смотрите ниже. Императорские ворота 9 , по преданию, переделаны из фрагментов Ноева Ковчега. Раньше в них мог входить только сам император, а теперь и вы можете. В соседние двери входили особо приближенные к императору. Над императорскими воротами на втором этаже расположено императорское ложе. Про него подробнее будет написано ниже. Схема музея Айя-София в Стамбуле. Красным цветом обозначены особо интересные места в соборе. Внутренний дворик крестильни баптистерий. Попасть туда можно через второй притвор идем в правую его часть , потом, сразу при выходе, заходим в дверь слева. Во дворике находится каменная купель, которая была перемещена непосредственно из помещения крестильни баптистерия. Купель большая, со ступенями. В ней крестили обращали в веру сразу несколько человек в зрелом возрасте. Позже, когда православие было достаточно распространено, для крещения стали использовать купели меньшего размера для младенцев. Посмотреть маленькую купель 5 можно в левой части первого притвора. В свое время двор и крестильня баптистерий использовались турками для хранения масла для ламп, которые освещали собор. Сосуды для масла расставлены вдоль стен дворика баптистерия. Каменная купель во внутреннем дворике крестильни. Крестильня баптистерий. Сейчас это гробница султанов Мустафы I и Ибрагима I. Из дворика крестильни баптистерия через застеклённую дверь можно увидеть саму крестильню, но попасть туда из дворика не получится. Посетить гробницу можно бесплатно, но для этого надо выйти с территории музея Айя-София и подойти к собору с его правой восточной стороны. Подробнее см. Гробницы Айя-Софии. Сосуды для хранения масла во внутреннем дворике крестильни. Основное пространство собора. Из второго притвора через императорские ворота 9 входим в основное пространство собора Святая София в Стамбуле. Центральная часть первого этажа. Идём в самый центр собора, под купол. Напомню, что диаметр купола — 30 метров, а высота — 56 метров. Кстати, этот купол в 557 году был разрушен землетрясением, а потом отстроен вновь.
В преобразованной из музея в мечеть Айя-Софии в Турции впервые за 86 лет провели пятничный намаз 24 июля 2020, 22:38 350 тысяч верующих мусульман заполнили здание мечети и прилегающую территорию. Четыре имама вознесли молитвы с четырёх минаретов мечети. К верующим с проповедью обратился глава управления по делам религии Турции Али Эрбаш. В руках он держал меч султана Мехмета II.
В Турции открыли восстановленное при мечети Айя-София медресе
В данный момент вход в мечеть Айя-София свободный, но уже с середины января следующего года проход для иностранных граждан, в том числе и россиян, будет платным. Вход в стамбульскую мечеть Айя-София станет платным для иностранных туристов с 15 января 2024 года. Новости Мировые новости Мусульмане Стамбула совершили молитву перед мечетью Айя София, требуя вернуть ее верующим. Власти Турции решили с января 2024 года сделать платным вход в мечеть Айя-София (собор Святой Софии) в Стамбуле для иностранцев. Малая Айя София — это достопримечательность Стамбула, которая не так сильно известна туристам.
Мечеть Айя-София в Стамбуле
По данным Управления мусульман Кавказа, в ночь с 1 на 2 апреля в небе показалась новая луна, что ознаменовало наступление первого дня месяца Рамазан. Отметим, что точное время начала месяца прослеживается по запросу Управления в Шамахинскую обсерваторию. Согласно календарю, представленному обсерваторией, 2-3 мая будут объявлены временем завершения поста, то есть праздничными днями Рамазан.
Они пришли поддержать решение государства: на кадрах с места видно, как группа мужчин выкрикивает мусульманские религиозные лозунги. Реджеп Тайип Эрдоган 2 Святая София останется доступной для туристов Турецкий президент отдельно подчеркивал, что Айя-София, наряду с другими историческими мечетями столицы, будет доступна для туристов. Представитель Эрдогана ранее заверил, что «иконы» храма останутся нетронутыми — имелись в виду православные мозаики и росписи на стенах. Как это будет сочетаться с исламскими богослужениями, не сообщается — вероятно, их скроют специальными ширмами. Предполагается также, что из-за религиозного статуса здания некоторые части бывшего музея все же станут недоступны для посетителей.
Глава отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда назвал решение сугубо политическим и непродуманным. Ранее митрополит Илларион заявил, что подобный ход недопустим, нарушает свободу вероисповедания и оскорбляет чувства верующих.
Первый намаз был совершён 24 июля 2020 года. В сентябре 2023 года в мечети начались реставрационные работы для усиления сейсмоустойчивости, вход для верующих и туристов при этом не ограничен. Стамбул стал одним из популярных направлений для отдыха в новогодние праздники. Стамбул: единственный город на двух континентах, достопримечательности, которые любит Голливуд, и отели на любой бюджет Понравилась статья?
Академик Виктор Лазарев также датировал мозаику с изображением Богородицы IX веком и так характеризовал её [77] : Архангел Гавриил мозаика свода вимы Вместо того чтобы подчинить фигуру плоскости, мозаичист располагает её так, как будто она выступает из золотого фона. В подобной трактовке живо чувствуются пережитки того античного понимания формы, которое можно было бы назвать статуарным. И столь же сильны античные отголоски в прекрасном, полном женственности лике Марии. Мягкий овал, правильной формы нос, сочные губы — всё придаёт ему земной характер. Но в то же время он подкупает своей одухотворённостью. Не менее высоко он оценил мозаику с архангелом Гавриилом на южном своде вимы: он считал, что «рядом с никейскими ангелами этот изумительный образ представляет одно из высших воплощений византийского гения» и датировал эту мозаику IX веком. Отмечают, что мозаичист передал в изображении порывистую духовную силу, но пропорции изображения являются вытянутыми и теряются правильные очертания изображения [75]. На мозаике левое плечо архангела, чуть меньше половины ореола, верхняя часть обоих крыльев и вершина посоха не сохранились [80].
Мозаики в помещении над южным вестибюлем[ править править код ] К первому периоду создания мозаичного украшения относятся изображения в сводчатом помещении в юго-западном углу над южным вестибюлем собора. Входная стена была украшена деисусом фигура Иоанна Крестителя не сохранилась. На своде были помещены 12 фигур, из которых сохранились и могут быть идентифицированы только пророк Иезекииль , первомученик Стефан в позе оранта и император Константин. В люнетах боковых стен помещены полуфигуры двенадцати апостолов и четырёх святых константинопольских патриархов периода иконоборчества: Германа , Тарасия , Никифора и Мефодия. Лазарев отмечает низкий уровень данных мозаик и предполагает, что их создали мастера из монашеских кругов, а сам их период создания сразу после окончания периода иконоборчества обуславливает влияние на них народного творчества [77]. Святитель Иоанн Златоуст Около 878 года в южном и северном тимпанах собора были созданы мозаики с изображением шестнадцати ветхозаветных пророков и четырнадцати святителей. Из них полностью сохранились мозаики северного тимпана с изображением Игнатия Богоносца , Иоанна Златоуста и Игнатия, патриарха Константинопольского. Мозаики этих святителей были раскрыты в 1939—1948 годах.
В дальнейшем в северном тимпане были раскрыты остатки фигуры святителя Афанасия Александрийского. Остальные мозаики не сохранились. Уровень мозаичистов, работавших над их созданием, В. Лазарев оценивает как невысокий, но отмечает [77] : Фигуры широкие и приземистые, черты лица крупные, ещё лишённые характерной для позднейших мозаик сухости и заострённости, одеяния ниспадают спокойными складками, в которых нет ничего от каллиграфической измельчённости. Розоватого тона лица обработаны зелёными тенями, палитра строится на светлых, главным образом серых и белых, оттенках, так что в ней отсутствуют плотность и насыщенность цвета, которые отличают мозаики XI века. Входная мозаика нарфика[ править править код ] Император Лев VI преклоняет колени перед Иисусом Христом В правление императора Льва VI 886—912 люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием , открытом на словах «Мир вам. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила.
Слева от Иисуса изображён коленопреклонённый император Лев VI. Несмотря на то, что композиция несимметрична фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа , мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна. Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению» [76]. Андрей Грабар отмечает, что данная композиция является весьма редкой для императорской иконографии [82]. Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию [75]. Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного « О церемониях » торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии. Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем, прежде чем войти в неф собора, трижды склонялся перед этой дверью. Также находят параллели между сюжетом мозаики и стихотворением Льва VI, в котором он описывает Страшный Суд , припадает к ногам Христа и взывает о заступничестве к Богородице и небесным силам [77].
Академик В. Лазарев так охарактеризовал мозаику поклонения императора Льва Иисусу Христу [77] : По фактуре выполнения мозаика люнеты занимает промежуточное место между мозаиками апсиды и вимы и мозаикой вестибюля св. В фигурах есть ещё типичная для искусства IX века грузность: большие, довольно массивные головы, приземистые пропорции, крупные конечности. Рисунок, особенно в трактовке тканей, порою сбит, лица лишены тонкой одухотворённости, в белёсой колористической гамме есть нечто вялое и даже безличное. Австрийский искусствовед Отто Демус указывает, что эту мозаику можно рассмотреть только снизу и под очень большим углом зрения. Это вызвано тем, что кубики мозаики размещены в стене наклонно, чтобы составлять со взглядом зрителя прямой угол [83]. Мозаика императора Александра[ править править код ] Император Александр На северо-западном столбе северной верхней галереи собора находится мозаичный портрет императора Александра. Он был открыт в ходе реставрационных работ 1957—1960 годов и имеет точную датировку 912 годом [84].
Мозаика относится к типу вотивных изображений и является прижизненным портретом императора. Фигура изображена во фронтальной позе, Александр представлен в драгоценном облачении, перепоясанном лором , украшенным драгоценными камнями, и короне с подвесками. В правую руку помещён предмет цилиндрической формы акакия или анаксикакия , а в левую — держава. Мозаика изображает императора за Пасхальным богослужением. Согласно книге «О церемониях», в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию по сообщению Георгия Кодина , это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй [85] , и перепоясывался лором. По сторонам от изображения помещены медальоны , содержащие имя императора и монограммы , расшифровывающиеся как «Господи, помоги Твоему слуге, православному благоверному императору» [77]. На арках, примыкающих к мозаике с изображением императора Александра, сохранились фрагменты мозаик с орнаментом, выполненных в одно время с портретом [84]. Однако среди них были открыты два фрагмента изображения побегов аканфа , датируемых периодом Юстиниана I.
Также в отдельных местах например, большом пальце и на ладони левой руки оставлена непокрытой кубиками подготовительная фресковая живопись. Мозаика южного вестибюля[ править править код ] Императоры Константин и Юстиниан перед Богородицей Мозаика люнета над дверью из южного вестибюля в нарфик собора датируется последней четвертью X века [86]. На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам — императоры Константин справа , приносящий в дар город Константинополь, и Юстиниан слева , приносящий Богородице собор Святой Софии. Сам сюжет, по мнению В. Лазарева, был заимствован из античного искусства, поскольку известны монеты Смирны, Лесбоса и Филиппополя с изображением римских императоров стоящих с макетом храма перед изображением богини-покровительницы [87]. По мнению искусствоведа В. Лихачёвой , эта мозаика напоминает о ктиторских портретах Юстиниана и Феодоры в базилике Сан-Витале [88]. Помещение на одной мозаике Константина и Юстиниана не находит аналогов в византийском искусстве [89].
Андрей Грабар отмечает, что, возможно, мозаичист скопировал некий древний образец, так как императоры, хотя и изображены в парадных одеждах XI века, но не имеют бород, хотя они были в моде на момент создания мозаики. Мозаику отличает попытка передать пространство — плоскость земли и перспектива в изображении трона придают ей глубину; также и сами фигуры обладают объёмом. Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров [75]. Лазарев пишет, что эта мозаика уступает другим примерам позднемакедонского искусства, а по сравнению с мозаикой вестибюля отличается использованием любимых при императорском дворе фиолетового, золотого и серебряного цветов [77]. Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями [75]. Мозаика является самым поздним произведением константинопольской монументальной живописи XI века и датируется 1028—1042 годами. На мозаике император Константин и императрица Зоя преподносят дары для Святой Софии. Император Константин преподносит мешочек с золотом, императрица Зоя — свиток, символизирующий пожертвования, которые она сделала церкви [90].
Айя-София: самый известный музей Турции, ставший мечетью
После решения Реджепа Тайипа Эрдогана переделать собор Святой Софии из музея в мечеть против выступили многие западные лидеры, включая Дональда Трампа. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подписал указ, по которому собор Айя София в Стамбуле, с 1934 года сохранявший статус музея, стал мечетью, сообщает Anadolu. Голубая мечеть, расположенная прямо напротив Айя-Софии, — крупнейшая мечеть Стамбула. Айя-София — символ завоевания Стамбула, теперь он возвращен. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подписал указ, по которому собор Айя София в Стамбуле, с 1934 года сохранявший статус музея, стал мечетью, сообщает Anadolu. бывшего патриаршего православного собора, ранее называвшегося собором Святой Софии, сообщает во вторник агентство "Анадолу".
В мечети Айя-София в Стамбуле совершили первый за 88 лет таравих-намаз
Собор Святой Софии станет действующей мечетью. Государственный совет Турции — высший административный суд — единогласно объявил незаконным и отменил решение кабинета министров от 1934 года, присваивающее православной святыне статус музея. Таким образом, мечеть Айя София снова становится мечетью, которой она была на протяжении последних полтысячелетия (с 30 мая 1453 года). Превращение Айя-Софии в мечеть настроит христиан против ислама? Святая София превратилась в мечеть Айя-Софья. Вход в стамбульскую мечеть Айя-София станет платным для иностранных туристов с 15 января 2024 года.