Новости синдром вахтера в психологии

Как бороться с больными синдромом вахтера? Синдрому вахтера наиболее подвержены люди с низкой самооценкой и общей неудовлетворенностью жизнью. Почему некоторые страдают от «синдрома вахтёра» и как вести себя с такими людьми. Почему некоторые страдают от «синдрома вахтёра» и как вести себя с такими людьми. Отличить синдром вахтера позволит общее наблюдение за поведением человека и его отношением к другим.

Психолог Миросенко: человек с синдромом вахтера не ожидает, что с ним согласятся

Самое интересное, что в начале XXI века настоящие вахтёры синдрому вахтёра обычно не подвержены. Так называемым «синдромом вахтера» могут страдать и охранник на проходной, и консьерж в подъезде, и секретарь, и мелкий офисный клерк, контролер в метро, кондуктор в автобусе и даже санитарка или уборщица. И у "маленького" человека возникает "синдром вахтера". Как проявляется синдром вахтера в жизни, где его чаще можно встретить и как от него избавиться, читайте дальше. В психологии синдром вахтера считается деформацией личности, обусловленной стремлением «маленького» человека к власти над другими людьми. Синдром вахтера – это негативное поведение, которое выражается в стремлении человека командовать.

Что такое синдром вахтера и как с ним бороться?

«Синдром вахтёра» (синдром гардеробщика, королевы регистратуры) – поведение, выражающееся в стремлении «маленького человека» самоутвердиться, компенсировать свои психологические проблемы, придавая особую важность своей социальной роли. А заодно с ними всех страдающих синдромом вахтера. Сколько еще молодых людей по всей стране и миру были отшиты в аналогичных ситуациях библиотекарями, получили ответ «тебе это рано знать» от бездарей-учителей, словили «отстань» от родителей. Как пишет , люди с «синдромом вахтера» всеми способами стараются выразить собственное превосходство, используя служебное положение. Многие стараются отплатить людям с «синдромом вахтера» той же монетой — презрением, хамством, грубостью.

Синдром вахтера: причины, признаки, лечение

Внимательный официант ответит в духе: «Любой каприз за ваши деньги — даже в этом случае мы не перестанем вас любить». Если же ответом будет возмущение, знайте: этот человек будет пристально наблюдать за вами и наверняка не упустит случая ткнуть вас носом. Как нивелировать: не задумываясь меняйте официанта, а то и заведение. Как правило, хозяева таких ресторанов полагают, что клиенты существуют для них, а не они для клиентов. Вот что об этом синдроме говорит Леонид Якубович: Иногда даже теряюсь: если со своей известностью оказываюсь бессилен, каково остальным, не мелькающим еженедельно на телеэкране? Все меняется, кроме великого чиновного класса.

Скорее всего, ваш вопрос будет тут же решен. Сварливая жена Этот комплекс назван по имени супруги Сократа — Ксантиппы. Она прославилась дурным характером: могла вылить ведро помоев на голову философа или изорвать его одежду в клочья на виду у всех. Женщины, имеющие комплекс Ксантиппы, воспитывались, как правило, в строгих пуританских семьях, где интимные отношения считались чем-то грязным и отвратительным. Поэтому выполнение супружеского долга эти дамы подсознательно воспринимают как насилие и ненавидят мужа за это. У таких женщин отсутствует чувство юмора, а любые шутки с фривольным содержанием вызывают у них возмущение. Постоянная неудовлетворенность Ксантиппы делает ее сварливой и придирчивой. Как правило, все свои силы такая женщина направляет на наведение чистоты: без конца что-то моет, чистит, стирает. А также — на борьбу за нравственность: ее до глубины души возмущают влюбленные, целующиеся на улице; молодежная мода, эпатажное поведение медийных персон. Мужчины обычно долго не выдерживают такого союза. Поэтому если вы заметили в себе черты Ксантиппы, старайтесь воспитывать в себе терпимость. Чаще думайте о том, что все люди разные и у каждого — свои представления о правильном и неправильном.

Чаще бывайте на природе, гуляйте в парке. Также против синдрома вахтера хорошо помогает выращивание растений и уход за ними. Если у вас нет дачи, можно завести небольшую грядку или клумбу прямо на подоконнике. Заключение Синдром вахтера — серьезная деформация личности, свойственная представителям многих профессий. Взаимодействовать с такими людьми неприятно как по их службе, так и вообще. Но ещё неприятнее — самому быть «вахтером». Поэтому, обнаружив у себя признаки данного синдрома, необходимо сразу начинать бороться с ним. К счастью, всё исправимо. Желательно хорошо отдохнуть и сделать свою жизнь более насыщенной, заняться спортом и проявлять больше активности.

Внимательный официант ответит в духе: «Любой каприз за ваши деньги — даже в этом случае мы не перестанем вас любить». Если же ответом будет возмущение, знайте: этот человек будет пристально наблюдать за вами и наверняка не упустит случая ткнуть вас носом. Как нивелировать: не задумываясь меняйте официанта, а то и заведение. Как правило, хозяева таких ресторанов полагают, что клиенты существуют для них, а не они для клиентов. Вот что об этом синдроме говорит Леонид Якубович: Иногда даже теряюсь: если со своей известностью оказываюсь бессилен, каково остальным, не мелькающим еженедельно на телеэкране? Все меняется, кроме великого чиновного класса.

Что такое синдром вахтера и как общаться с «невозможными» людьми

Излечим ли "синдром вахтера" в частной охране? Это является проявлением синдрома вахтера, но подобным образом могут себя вести и представители других профессий.
Что такое синдром вахтера и как общаться с «невозможными» людьми что такое синдром консьержа Простыми словами, синдром линчевателя в психологии – это форма поведения человека, при которой он стремится командовать и контролировать все вокруг себя, тем самым самоутверждаясь.

Синдром вахтера: причины, признаки, лечение

Люди с «синдромом вахтера» всеми способами стараются выразить собственное превосходство, используя служебное положение. Сформировалось даже понятие так называемого синдрома вахтера – стремление маленького человека продемонстрировать свою маленькую власть, самоутвердиться за счет того, кто в данном случае зависим или слабее: не пустить, не дать, заставить собирать кучу ненужных. Лучше всего сотрудников с синдромом вахтёра вообще не принимать на работу, а из работников нижнего звена выбирать исключительно флегматиков. Синдром вахтера (гардеробщика, королевы регистратуры, генерала калитки) Выражается в стремлении «маленького человека» максимально воспользоваться своей маленькой властью и самоутвердиться за счет этого. Синдром вахтера – это поведение, которое выражается в стремлении человека, занимающего низкую должность, самоутвердиться, компенсировать какие-то свои личные проблемы путем придания своей социальной роли особой важности.

Что такое Синдром вахтера: описание и примеры проявления

Синдром вахтёра СВ — это что-то среднее между психологическим состоянием и паттерном поведения, для которых характерны повышенная агрессивность и негативное отношение к окружающим. Люди с СВ часто проявляют желание контролировать и ограничивать действия других людей, особенно в общественных местах или виртуальном пространстве. Содержание Этот феномен несёт в себе элементы психологии власти и социального взаимодействия. Он может проявляться в различных обстоятельствах, будь то рабочая среда, общественные места или другие социальные контексты. Те же бабушки на лавочке у подъезда, которые могут испортить репутацию, писать обращения, жалобы и заявления на соседей в разные органы власти — тоже зачастую носители этого синдрома. Своим поведением они как бы говорят: «Я обладаю властью здорово испортить тебе жизнь, проявляй ко мне больше уважения, чтобы я не сделала этого». Не все люди, у которых есть власть, проявляют СВ. Это явление не универсально. Однако, когда оно проявляется, то портит жизнь как носителю, так и окружающим. Катализатором проявления СВ может стать то, что человек получает немного власти в связи с получением какой-то должности или обязанности. Она может быть совсем незначительной, почти эфемерной, но всё равно её наличие ставит окружающих в зависимость от него.

Да, санитарка не принимает решения и не влияет на лечение, но она может так громыхать деревянной шваброй по ножкам кровати пациента, когда он спит, что это будет здорово отравлять ему жизнь и сильно портить настроение. Притом формально она будет права, ведь выполняет свои обязанности, но делает это так, что причиняет пациентам неудобство. Определение и ключевые черты Синдром вахтёра — это психологическое состояние, когда человек, обладающий минимальной властью, стремится продемонстрировать её при любом удобном случае. Это не медицинский термин, а социальное явление, которое связано с низким социальным статусом и уровнем агрессии по отношению к окружающим. Синдром вахтёра может проявляться у людей разных профессий. Они могут быть ведущими специалистами в своей области, а могут занимать незначительные должности и заниматься низкоквалифицированным трудом. Ключевая черта — все они считают свой вклад исключительно важным и неприкосновенным, а также обладают небольшой властью, которую старается демонстрировать окружающим. Это может проявляться в различных формах, таких как: Установка бесполезных запретов, правил. Например, охранник в магазине может запрещать приносить с собой воду или еду, хотя это не запрещено правилами. Стремление контролировать.

Вахтёр в общежитии проявляет нездоровую настойчивость и любопытство, чтобы узнать больше о личных делах жильцов. Придирки к мелким ошибкам, нарушениям. Например, кассир в супермаркете может требовать, чтобы покупатель предъявил паспорт для покупки алкоголя или табачных изделий, хотя покупатель явно старше 18 лет.

Иногда быть терпимее к чужим ошибкам и промахам, вроде забытого дома пропуска или опечатки в документе, человеку мешает то, что себя он считает значимым и важным. Это доказал эксперимент ученых из Калифорнийского университета. Они предложили 363 добровольцам пройти тест , который показал, насколько сильно их ощущение собственной власти. После этого их спросили, как поступить с сотрудником, сорвавшим дедлайн из-за загруженности другими задачами. Участники эксперимента с сильным ощущением власти советовали лишить сотрудника премии и не обращать внимания его оправдания.

В транзактном анализе принято выделять особую категорию игр: повторяющихся паттернов при взаимодействии, имеющих как внешнюю форму, так и скрытый психологический подтекст. У каждого человека есть свой набор игр, и чаще всего они нами не осознаются. В случае с человеком с синдромом вахтера можно говорить о психологической игре "Изъян". Она заключается в том, что человек постоянно ищет изъяны в других, тем самым порождая поводы для конфликтов. Подсознание человека с этой игрой содержит установку "я никуда не гожусь", но осознавать это слишком больно, поэтому через защитные механизмы психики она обретает внешнюю направленность и превращается в атакующую позицию "они никуда не годятся". Игра "вахтера" заключается в доказательстве последнего тезиса через принижение других", — сказала психолог. Для выстраивания грамотного взаимодействия с "вахтером" важно понимать, откуда на самом деле идет его агрессивность, отметила Миросенко.

А когда гражданин пришёл в канцелярию, чтобы отдать жалобу, она ему заявила, что начался обеденный перерыв, дополнив ответ гневными словами: «вообще-то здесь я решаю, кого впускать в мой кабинет», хотя до обеденного перерыва оставалось буквально две минуты и она спокойно могла у него принять заявление и поставить штамп. В тот день, когда мне довелось с ней поработать, я поняла, почему сотрудники ей дали такое прозвище. Дело в том, что задания, которые приходили из области, она раздавала сотрудникам, будто она отдала приказ на их исполнение. Без комментариев, конечно, не обходилось: «шеф прислал задание, которое необходимо выполнить в срочном порядке в установленный срок, ты меня понял? Менеджер с важным видом — Когда я училась на втором курсе, мне предложили подработку — регистрировать участников на экономической конференции. В процессе работы к нам с важным видом подошёл какой-то молодой парень: в костюме, галстуке, с зализанными волосами, и он постоянно что-то требовал. Я решила посмотреть в список — и выяснилось, что он менеджер по продажам какой-то мелкой фирмы. Следом за ним подошёл мужчина в джинсах, свободной рубашке, свитере, который не торопил и очень вежливо с нами разговаривал. Он спросил у нас: «Девчонки, а где тут туалет? Смотрю в список — а это был генеральный директор крупного банка, — рассказывает Александра. Что делать, если у сотрудника синдром маленького начальника? Какова причина поведения линейного специалиста, который стремится воспользоваться своей маленькой властью, какие действия предпринимать руководителю по отношению к такому сотруднику и как ужиться в коллективе с работником, который возомнил себя большим боссом, — об этом рассказали профессиональные HR-специалисты и опытные психологи. Любовь Малиновская, HR-директор интернет-сервиса «Помогатель. Это может быть ящик обращений, либо мини-анкета на бумаге или онлайн, либо кнопка хорошее или плохое обслуживание , также это может быть книга отзывов на видном месте. При подсчёте отзывов можно премировать и депремировать сотрудников; в небольших коллективах можно использовать приватную беседу, на которой руководитель или HR-специалист вежливо и спокойно объяснит, как принято общаться в компании, и укажет на некоторые нюансы поведения сотрудника, который чувствует свою неоправданную власть; перевести такого подчинённого на должность, не связанную с общением если он интроверт и тяготится внешними контактами. Читайте также: Гормон стресса кортизол: влияние на организм, что вызывает у человека, чем опасен — Во многих компаниях есть незаменимые сотрудники, в случае ухода которых нарушается весь рабочий процесс. Так, сотрудник очень быстро осознаёт свою незаменимость и в одночасье превращается в «хозяина положения», который считает возможным отказываться от каких-то дел, оказывать давление на сотрудников и даже шантажировать коллектив. Чтобы подобных ситуаций не происходило, руководителю следует распределять задачи и обязанности между работниками равномерно. Например, в США активно используют понятия узкой специализации и взаимозаменяемости, — делится директор кадрового центра «Агентство 21 век» Светлана Петровичева. Если это не подействует, то ситуацию нужно обсудить со своим руководителем. Выявить склонность к вахтёрству на рабочем месте довольно просто, для этого применяют тест одного вопроса с очевидным ответом. Тест полностью описывается его названием: притворитесь клиентом фирмы и задайте сотруднику вопрос по работе, ответ на который очевиден. Например, кассиру, который сейчас занят покупателем, стоящим перед вами: «Скажите, вы работаете? Лучше всего сотрудников с синдромом вахтёра вообще не принимать на работу, а из работников нижнего звена выбирать исключительно флегматиков. Во-первых, сотрудников с явной склонностью к синдрому вахтёра следует нагрузить дополнительными функциями за небольшую доплату — это повысит их ступеньку в общественной иерархии и отвлечёт от напряжённого ничегонеделания. Во-вторых, для профилактики или даже исправления начального вахтеризма их следует, как это ни парадоксально, хвалить. Премировать тоже можно, но похвалить словами в присутствии других сотрудников, поместить на доску почёта — жизненно важно, — утверждает врач-психиатр и психотерапевт Сергей Горин. Глубоко в душе такие люди чувствуют свою незначительность, в крайних случаях — ничтожность. Весь мир для них выглядит враждебным, где нет друзей и хороших понимающих фигур, где лучшая защита — это нападение. Такое восприятие реальности формируется в раннем детстве, — рассказывает Марина Смовж, аналитический психолог. Марина Смовж отмечает, что сотрудник данного типа компенсирует бессознательное ощущение тем, что он выбирает разместиться поближе к фигурам, наделённым властью в компании, таким образом, ореол власти руководителя попадает и на его голову, либо парочка известных персон в клиентском списке маленького начальника дают повод ощущать власть, поэтому с другими людьми сотрудник будет общаться как с недостойными и на них он спроецирует свою внутреннюю несостоятельность. Для такого человека столкнуться с сотрудниками, которые враждебно к нему настроены, — лишнее доказательство того, что мир плох и вести в нём себя надо нападая. Поэтому только обратная стратегия доброжелательности его коллег будет иметь результат, — делится Марина Смовж, аналитический психолог. Несмотря на всю комичность, за этими названиями кроются серьезные психологические проблемы и личная неустроенность этих людей. Что такое синдром вахтера? Синдром вахтера — это не заболевание, а паттерн поведения, присущий людям с незначительной, а иногда и вовсе никому не нужной, должностью. Но это нисколько не мешает им «раздувать щеки» от важности и всячески показывать, «кто здесь главный», тем самым максимально используя свою маленькую власть для компенсации большого недовольства жизнью. Как правило, при невысокой должности и нехитрых обязанностях такие люди умудряются изображать видимость такой кипучей деятельности, что создается впечатление — его работу курируют из самого Кремля, не иначе! Справедливости ради стоит отметить, что синдромом вахтера страдают не только и не обязательно именно вахтеры — это могут быть и мелкие госслужащие, официанты, работники поликлиник, кондукторы, консьержи, охранники, социальные работники, секретари и т. Признаки синдрома вахтера Человека с синдромом вахтера очень легко узнать, не нужно даже особенно напрягаться — он сам себя проявит во всей красе: Его профессиональный лексикон ограничен категоричными фразами: «Не положено! Очень уверенно чувствует себя на своей территории: это не я к вам пришел, а вы ко мне, поэтому вы — в моей власти! Упивается своей возможностью говорить людям «нет», часто в хамоватой и презрительной манере. В своем стремлении соответствовать должностным инструкциям и приказам может дойти до полнейшего абсурда. Создает видимость бурной деятельности, при этом жутко раздражается, когда его отвлекают по всяким «пустяковым» вопросам. Не гнушается стукачества — «Обязан сигнализировать! Перед вышестоящими лебезит и всячески «прогибается» — в общем, лизоблюд редкий! Безынициативен, въедлив, дотошен в деталях, придирчив, злопамятен. Нередко является энергетическим вампиром и имеет завышенное ЧСВ. Как вести себя с человеком с синдромом вахтера Ни в коем случае! Для него это будет великолепной возможностью поиграть перед вами в большого начальника. Также, вопреки избитым советам, не стоит пытаться проявлять дружелюбие по отношению к нему, если вам этого не хочется. Другая крайность — говорить с ним на «одном языке», то есть опускаясь до оскорблений, истерик и грубости. Этим вы можете нажить себе врага, пусть мелкого, но жутко вредного и с хорошей памятью, который в отместку, в силу собственной гадливости, при каждой встрече будет «выносить» мозг. Соблюдайте подчеркнутую вежливость и излучайте холодное спокойствие. Если так получилось, что вы вынуждены обратиться к нему по какому-то вопросу, то это совсем не повод «растопыривать» перед вами пальцы. Итак, при контакте с человеком с синдромом вахтера следует придерживаться трех универсальных правил: не провоцировать его ни словами, ни своим поведением, тем самым не давая повод для конфликта; если человек откровенно «включает босса», то в корректной форме дайте понять, что вы тоже не с «подворотни»; в случае тяжелой клиники не тратьте время и требуйте встречи с вышестоящим начальником. И всё! К чему усложнять? А по какому вопросу? И не важно, кто перед вами: консьерж, охранник или мелкий клерк — эти люди оскорбляют нас одинаково умело. Наш автор выяснила, как с этим бороться. Термин, обозначающий злобного человека у проходной, появился в постперестроечные годы. Выполняли свои функции в стиле «шаляй-валяй» и с ними всегда можно было договориться», — поясняет психолог Ольга Маховская, автор книги «Зависть, как повод для нежности». Долгое время такой труд оплачивался намного выше, чем работа учителя или врача». Это, в общем, все и испортило: люди этих профессий осознали свою значимость и возможность управлять другими. Корни этого явления, по мнению психологов, стоит искать в принципах воспитания. Мы мало уделяем внимания тому, как объяснить ребенку поэтапно те или иные механизмы действия, зато регулярно контролируем и наказываем», — рассуждает Маховская. Вспомните, как подростки описывают свою будущую карьеру: «Стану большим начальником, буду командовать». Не «соберу свою команду и сделаю классный проект». Ключевые слова «буду командовать», то есть запрещать. Часть из этих подростков действительно становится руководителями высокого ранга. Но уделом многих остается должность «начальника шлагбаума». Там они и реализовывают свои карьерные амбиции: демонстрируют свою важность, оскорбляют людей. Как его распознать? Типичный человек с синдромом вахтера — это «мистер «нет». Его лексикон небогат: «не пущу», «не дам». Он нуждается в эмоциональном доноре. Обычно это одинокий человек без детей или внуков, и все его собеседники — это проходящие мимо люди». Учитывая нашу ментальность, было бы странно, если бы такие люди утоляли жажду общения по хорошему поводу.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий