Сабантуй – ежегодный народный праздник окончания весенних полевых работ у татар и башкир – обычно отмечается в июне. Смотрите видео онлайн «10 Календарные праздники башкирского народа» на канале «БГПУ им. М. Акмуллы» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 11 апреля 2022 года в 12:53, длительностью 00:00:57, на видеохостинге RUTUBE. Также башкиры чтут и отмечают все мусульманские праздники, традиционные для всех приверженцев ислама: это и Ураза-байрам (окончание поста), и Курбан-байрам (праздник окончания хаджа, в который обязательно нужно приносить в жертву барана, верблюда или.
Ураза-байрам – время радости. Как отмечают праздник мусульмане Башкирии
Сначала праздник проходит в селах и деревнях республики, затем — в крупных городах, и заканчивается в Казани, где проходит главный Сабантуй, на который приглашаются почетные гости. Самым популярным состязанием остается борьба куреш. На майдане также соревнуются в подъеме тяжестей, беге, прыжках, устраивают конные скачки и состязания певцов и танцоров, достают ртом монеты из катыка кефир и ловят руками живую рыбу. С 2001 года в российских городах проходит ежегодный Федеральный Сабантуй, при этом место проведения праздника меняется из года в год. Первый фестиваль состоялся в Саратове, в другие годы — в Нижнем Новгороде, Астрахани, Пензенской области.
В 2023 году Федеральный Сабантуй должен состояться 1 июля в Кемеровской области. А 27 мая в Астраханской области впервые прошел Всероссийский сельский Сабантуй. Расписание Сабантуев в 2023 году По словам председателя исполкома Всемирного конгресса татар Даниса Шакирова, на 2023 год запланировано 388 Сабантуев в 59 регионах России и 37 странах мира. В открытых источников указано следующее расписание празднования Сабантуя в этом году: Татарстан — 10—11 июня села и районные центры , 17 июня Набережные Челны , 24 июня Казань ; Москва и Московская область — 1 июля местом проведения мероприятия традиционно является парк музея-заповедника "Коломенское" ; Нижний Новгород — 8 июля; Нижегородская область — 3 июня г.
Дзержинск , 11 июня с. Базлово, Спасский муниципальный округ , 17 июня с. Уразовка, Краснооктябрьский МО , 24 июня с. Татарское Маклаково, Спасский МО , 15 июля с.
Кочко-Пожарки, Сергачский МО , 22 июля с. Камышла ; Ульяновск — 17 июня. Городов, куда можно отправиться за зрелищным мероприятием, большое количество: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара и другие.
Централизованная система массовых библиотек г. Уфы присоединяется к празднованию и приготовила для уфимцев и гостей столицы ряд мероприятий, которые пройдут с 7 по 13 сентября в офлайн - и онлайн-форматах. Спектакль поставил режиссер Азат Зиганшин. Начало в 18:00. Начало в 11. Салаватский государственный башкирский драматический театр на официальной странице в социальной сети ВКонтакте представит тематический видеоролик с участием актёров. Начало в 16. Республиканский центр народного творчества объявляет акцию, приуроченную ко Дню национального костюма "Носители культуры". В рамках проекта организаторы проведут опрос жителей Уфы об их знаниях о национальных костюмах народов республики. Результат опросов-интервью видеоролик , будет опубликован в социальной сети "Вконтакте".
Впервые он был описан в 921 году в трудах знаменитого исследователя Ибн Фадлана, который прибыл в Булгары послом из Багдада. Начало традиции праздновать окончание весенних полевых работ положил культовый обряд: люди задабривали духов плодородия, чтобы следующий год выдался урожайным. Сабантуй: обряды и традиции В старину Сабантуй включал в себя несколько обрядов. Дату праздника называли старики-аксакалы, и к нему готовились заранее. Так, в татарских поселениях девушки на протяжении нескольких месяцев расшивали узорами платки, полотенца, рубашки — призы для участников праздничных состязаний. Незадолго до Сабантуя дети отправлялись по домам и собирали крупу, масло и яйца, из которых потом варили кашу в большом котле. После этого ребята постарше ходили собирать яйца, окрашенные в отваре луковой кожуры. Их отдавали торговцу, и на вырученные деньги устраивали угощение в поле. Вторая часть праздника состояла из праздничных состязаний — скачек, бега, борьбы на кушаках. Последнее состязание было самым популярным, оно называлось "национальная борьба куреш". Ее суть заключалась в том, что двое участников пытались повалить друг друга на землю с помощью полотенца или широкого кушака. Победитель получал ценный приз, например живого барана. Во время Сабантуя также поднимали гири и штанги, перетягивали канат и палки, балансировали на подвешенном в воздухе бревне, взбирались на высокий гладкий столб. Были и шуточные соревнования, например гонки с полными ведрами на коромыслах, скачки в мешках, бег с яйцом на ложке, которую надо удержать зубами. Кроме того, на празднике выступали чтецы, певцы и танцоры. А вечером проводились игрища для молодежи: юноши и девушки пели песни, водили хороводы и танцевали.
Старики обыкновенно садятся пить кумыз, приготовленный к этому времени, и смотрят на резвящуюся молодежь, которая поет, пляшет, играет на чибизгах прим. К вечеру вся эта суматоха стихает и на следующий день начинаются обычные занятия. Кочевые башкиры с этого времени начинают перебираться на кочевку». Несмотря на факт фиксации праздника «сабантуй» у башкир уже в 17-18 вв. Современные формы праздника возникли на основе более древней традиции народных собраний буквально с башк. Исследователями фиксировались схожие праздники у башкир и родственных им тюркоязычных народов с развитой кочевой культурой, которые проводились в день откочевки на летние пастбища. Есть все основания полагать, что башкирский сабантуй сформировался на основе древних представлений и верований башкир, а не был привнесен из других культур и не появился с массовым земледелием. Последние исследования ученых четко доказали, что древние башкиры и существовавшие до них народы и культуры саки и скифы занимались земледелием, что выразилось в наличии культа плуга, поклонении ему. Виды и формы состязаний также не случайны, а служат сакральным целям; обязательное наличие высокого шеста в центре площадки для сабантуя, например, символизирует мировое дерево, древний архетип народного сознания. Борьба на кушаках куреш символизирует борьбу двух начал, светлого и темного, добра и зла, зимы и весны. Например, еще в XX веке у якутов борьба открывалась схваткой специально одетых людей, и победить должен был именно представитель светлых сил. У башкир до принятия ислама было так же. Большинство праздников у башкир приходится на весенне-летнее время.
БАШКИРСКИЙ НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК “ҠАРҒА БУТҠАҺЫ” (ВОРОНЬЯ КАША)
Измена является самых страшным грехом женщины. Мужчина же мог брать в жёны несколько женщин, однако предварительно нужно было посоветоваться со старшей супругой. Именно её слово являлось решающим, старшая жена оставалась самой авторитетной среди женщин, независимо от того, сколько их было — две или три. В жизни современных башкир семья играет не менее важную роль, чем для их предков. С детства в подрастающем поколении воспитывают уважение к пожилым людям, молодёжь стремится помогать своим старшим родственникам. Многие башкиры знают свою родословную до седьмого колена а то и дальше. Это — не просто дань традиции и интерес к своему происхождению. Готовясь к бракосочетанию, каждая родословная тщательно проверяется, ведь жених и невеста не должны оказаться родственниками.
Не менее значимое событие — появление ребёнка в башкирской семье. Его наречение сопровождается сложным ритуалом. Если отец знает правила чтения молитвы, то имя даёт малышу он, в ином случае для обряда приглашают имама. В день появления ребёнка на свет башкиры приносят жертву, корбан. Если родилась девочка, режут одного барана, мальчик — двух. Башкирская семья За долгое время в традициях башкир произошло не так много перемен. Конечно, современная жизнь и её особенности нашли отражение в некоторых обрядах, однако большинство ритуалов продолжают оставаться неизменными уже несколько столетий.
Такая преданность своей культуре достойна искреннего уважения.
Национально-культурные орг. Это наша традиция, национальное развлечение и в то же время сельское событие, которое посещают не только местные, но и все желающие. Раньше этот праздник был долгожданным вестником весны и новых надежд. Так же это праздник единства сельчан.
Вечером после Никаха устраивают праздник, во время которого невеста сбегает от мужа и прячется в доме брата. Жених должен найти ее, ведь в противном случае он не может претендовать на первую брачную ночь. Обряд шуточный, но в то же время очень символичный. Когда мужчина находит «пропажу», он обязан дать выкуп снохам в виде красивых платков. Они же в ответ протягивают ему красную ткань, которую жених рвет ногой, что символизирует получение права на лишение девственности своей суженной. Еще один шуточный обычай — топить баню для молодых. Делают это также снохи, подбавляя как можно больше жара. В ответ жених оставляет им подарок: кладет деньги в полотенце и завязывает его на тугой узел как символ мужской силы. Сама же свадьба, или обряд Туй, праздновалась после полной выплаты калыма. Гуляли ее три дня: первый в доме невесты, второй — у жениха, а на третьи сутки девушка отправлялась в новый дом. Праздники Самый известный национальный праздник башкирского народа — сабантуй, традиции которого складывались на протяжении многих веков. В оригинале название звучит как «хабантуй» и означает «хабан» — плуг и «туй» — праздник. Отмечают его по завершении посевных работ в течение целого месяца с конца мая по конец июня. В культуре башкиров традиции праздника имеют большое значение: на сабантуй собирается много людей, показывая свое единство между собой. Изначально же его отмечали для задабривания духов, которые покровительствовали хорошему будущему урожаю. Во время праздника устраивают различные игры и конкурсы, участие в которых принимают мужчины. Самые популярные: скачки на лошадях, борьба на кушаках, бег разного вида, лазание на столб, борьба мешками сена верхом на бревне. Есть и творческие задания для певцов, состязания для спортсменов, среди которых в особом почете борьба. Победитель конкурсов получает ценный приз, ранее это была туша целого барана. Пока мужчины проявляют свои таланты, женщины в поставленных рядом юртах палатках готовят в казанах обед. Обычаи взаимопомощи Башкирский народ очень гостеприимный и отзывчивый. Особенно это ощущается в деревнях. Стоит хозяйке кинуть клич о помощи, как к ней тут же тянутся соседки. Интересна традиция Каз Умахэ, или Гусиной помощи. Это общее приготовление к какому-либо празднику. Хозяин одного дома забивает гусей, после чего женщины садятся их дружно ощипывать.
Закон Башкортостана «О праздничных и памятных днях, профессиональных праздниках и иных знаменательных датах в Республике Башкортостан» был принят 27 февраля 1992 года Верховным Советом республики.
В Башкирии утвердили даты празднования Ураза-байрама и Курбан-байрама в 2024 году
Башкиры в этот день просят природу о благосклонности, хорошем урожае. Народные гулянья в этот день состоят не только из танцев и песен, но и включают различные состязания мужчин в силе и ловкости. Завершается праздник пышной трапезой из национальных блюд. Новый год у башкир – Нардуган (Нардуған) проводился два раза в год. Тогда “приходил” к народу “Селлә бабай”. - все о праздниках и празднованиях. Башкортостан славен своими народными праздниками, насыщенными традициями и обычаями. Празднество вели аксакалы, занимавшие на праздничном майдане самые почётные места. Батыры прежних сабантуев приносили на праздник лоскутки тканей, которые они получили за победу на состязаниях на прежних сабантуях.
Башкирские праздники
Какие интересные обычаи башкир стоит выделить? Во время праздников башкиры исполняют народные танцы Запреты в традициях башкир Богатая многовековая башкирская культура сложилась на основе древних верований и ислама, что в наши дни является господствующей религией. У башкиров существует ряд запретов, о которых важно знать не только жителям их края, но и гостям. Например, зимой запрещено копать землю.
Считается, что почва отдыхает в это время, а потому не стоит её беспокоить. Что-либо передавать друг другу, браться за предметы можно лишь правой рукой. У башкир есть поверье, что начинать любое дело следует с правой руки — тогда всё пройдёт успешно.
Сдержанно и скромно нужно вести себя в мечети. Интересно, что переступать порог священного места следует с правой ноги, а вот выходить — с левой. Обычаи гостеприимства Во время трапезы башкиры берут пищу тремя пальцами двумя нельзя.
Представители этого народа не употребляют спиртного, не едят свинину. Даже для гостей за столом существует особое правило: хлеб нельзя резать — его можно только разламывать. Уже много веков башкиры придерживаются старинных и, несомненно, чудесных традиций гостеприимства.
У этого народа есть даже поговорки о том, что гость — посланник самого Бога, а неподобающе встретить гостя — стыд для хозяина. Хозяева стремятся угостить гостей самым лучшим, что есть в доме. Особое значение уделяется молочным продуктам.
В современное время Сабантуй отмечается разными народами — татарами, башкирами, казахами, нагайбаками и другими. Сабантуй — это древний архаичный праздник, сохранивший и в наше время множество языческих представлений татар, основной хозяйственной деятельностью которых испокон веков являлось пашенное земледелие. Это праздник «первой борозды», аналоги его встречаются и у других народов, например, у марийцев — праздник «Ага пайрем».
До последнего времени Сабантуй имел четко установленное время проведения, но не был приурочен к определенному дню, к конкретной дате. Точкой отсчета были весенние условия для сева, готовность земли к севу яровых культур. Отсюда и название его — «Сабан туе» — «праздник плуга».
Раньше Сабантуй проводили весной, предваряя посевные работы, праздник включал и обрядовые моменты продуцирующей магии, способствующей хорошему урожаю. В XX веке эти смыслы стали утрачиваться, Сабантуй отмечается в летнее время после проведения посевных работ, как завершающий этап в посевных работах. Готовиться к празднику начинали заранее: парни и мужчины выезжали лошадей, тренировались в скачках, особым обрядовым моментом был сбор подарков и яиц для борцов и наездников.
Кульминацией праздника было проведение конных скачек, состязаний в беге, проверка ловкости в лазании по гладкому шесту и выявление самого сильного борца года. Сабантуй, как праздник всей общины, собирал и старых, и малых, и мужчин, и женщин.
Это военизированные состязания в стрельбе из лука в цель, в борьбе, беге, скачках. Из музыкальных инструментов на праздниках часто звучит башкирский курай — башкиская флейта, которой очень гордятся. Башкиры добились того, чтобы курай стал называться исключительно башкирским инструментом. Джиин йыйын Джиин, как летний праздник, был известен всем этнографическим группам башкир. Празднество джиин было распространено на более значительной территории, чем сабантуй и майзан. Джиины собирались не только межродовые, но и более мелкие, локальные. Например, по случаю приезда гостя. Такой джиин являлся поводом для общения, обмена информацией отдельного родового подразделения или рода.
В древности джиины собирались во время поминок влиятельного при жизни члена рода. Так, например, юго-восточный джиин проводился на летней кочевке в начале июня. А северо-восточный проводился непосредственно после сева. Во всех вариантах праздника неизменными являлись: 1 подготовка к празднику сбор средств, для проведения праздника, украшение площадки ; 2 проведение соревнований, награждение победителей, 3 вечерние молодежные игрища. На джиинах в прошлом решались и брачные вопросы. Не случайно свадьба у юго-восточных башкир называлась туй йыйьмы или баллы йыйын. Праздник майзан был известен в некоторых селениях северо-восточной Башкирии, а также в Аргаяшском, Кунашакском районах Челябинской области. Следует отметить, что в северо-восточной Башкирии был известен и праздник джиин, но в селениях, где он праздновался, не проводился праздник майзан. В группу «приглашающих» входили обычно самые лучшие танцоры аула, так как они должны были встречать гостей азартной пляской. Они же оповещали соседние деревни о дне празднества.
Обычно гости приезжали непосредственно в день празднования майзана. Многие шли пешком. Праздничную одежду несли в узелках. Остановившись у реки, гости умывались, переодевались в праздничные одежды, а затем шли к майдану. Лица отбеливали или мазали глиной. На головы надевали шапку из березовой коры, сшитую в форме папахи. В таких одеяниях ряженые поджидали гостей где-нибудь в укромном месте. Завидев приближение гостей из соседних деревень, ряженые выскакивали из своего убежища и начинали приближаться к гостям в азартном танце. Танцующие изображали всадников, скакали на палках. Площадь на празднике майзан также устраивалась в форме круга.
Раньше на месте празднества устанавливались юрты или временные шалаши. В центре площади устанавливали гладко выструганный столб длиной приблизительно в 10 метров. Вокруг него на расстоянии 20—25 м от центра очерчивали круг, который и назывался майдан площадь. Отличительной особенностью праздника майзан было то, что он был известен на ограниченной территории, о нем нет упоминаний в эпических сказаниях, легендах, народных песнях. Основными элементами майзана северо-восточных башкир были: 1 сбор призов; 2 сбор денег на покупку мяса; 3 подготовка площади праздника; 4 проведение соревнований в беге, борьбе, скачках под руководством старшины, старосты; 5 совместная трапеза, угощение гостей; 6 пляска ряженых во время встречи приглашенных гостей; 7 исполнение песен, плясок; 8 вечерние игры молодежи. Женская площадка была украшена более красочно, ярко. Женщины соревновались в беге, прыжках, стрельбе из лука,борьбе. В старину женщины участвовали и в скачках. К празднику примыкал и цикл обрядов, совершавшихся в период весенних полевых работ сабанная помощь, сабанная вода, сабанная каша. Многие исследователи считали, что название праздника произошло от слова сабан — плуг.
Для празднования сабантуя чаще выбиралась пятница. Кочевые башкиры в прежнее время, по окончании праздника, начинали готовиться к выезду на кочевку, а оседлые другие к севу. У кочевников рядом с полями оставались дети и старики, чтобы следить за птицами и урожаем. Известно, что у многих тюркоязычных народов аналогичное празднество проводилось в день откочевки на летние пастбища и знаменовало собой приход весны. Некоторые группы юго-восточных башкир засевали небольшие поля до откочевки на летние пастбища. О древности традиций земледелия у башкир-кочевников говорит наличие блюд из яровых злаков. Среди них особое место занимали обрядовые кушанья из проса, ячменя, дробленой пшеницы. Можно предположить, что эти празднества родились в древности на тюркской основе, чем и объясняется большое сходство татарского сабантуя с башкирским. В центре очищенной от камней площади вбивался длинный шест, на вершине которого развевались тканые полотенца, вышитые платки, рубахи. Участники празднества садились, образуя большой круг.
В центре этого круга происходили различные спортивные состязания, юмористические игры борьба, прыжки, бой горшков, бег в мешках, бег с наполненными водой ведрами и др. В центре круга исполнялись песни, пляски, игра на музыкальных инструментах. Праздник этот справляется по деревням так: сегодня здесь,завтра в другой ближней деревне, послезавтра в третьей и т.
Главное значение на празднике придавалось военно-спортивным играм, выявлению молодых батыров, защитников рода, племени, народа. Празднество вели аксакалы, занимавшие на праздничном майдане самые почётные места. Батыры прежних сабантуев приносили на праздник лоскутки тканей, которые они получили за победу на состязаниях на прежних сабантуях. В случае новой победы лоскутки, нашитые на ленту, показывали зрителям.
Так вёлся счет победам. Старики в день праздника ходили молиться в мечеть, прося у Бога богатого урожая. На сабантуе не было строгих правил, старики обыкновенно садились пить кумыс, а остальные веселились — каждый по своему возрасту.
Национальный праздник татар и башкир "Сабантуй"
Воронья каша (Ҡарға буткаһы) самый известный древний праздник башкир, который не имеет точной даты, но обычно отмечается в конце марта, когда прилетают вороны. башкирские народные праздники. Праздничные и бытовые обряды. У башкир существует четкое разграничение праздников и повседневности. Народный праздник сабантуй у татар и башкир появился в глубокой древности. Традиционные национальные праздники. bashkiry 5. Существуют 5 основных праздников у башкир, которые празднуются как издревле и так в настоящее время: Ураза-байрам. Традиционно башкиры украшают в этот день деревья лентами, серебром, бусами, платками.
Национальные праздники народов башкирии
Также обязательно готовится и раскладывается повсюду пища для птиц. Башкиры в этот день просят природу о благосклонности, хорошем урожае. Народные гулянья в этот день состоят не только из танцев и песен, но и включают различные состязания мужчин в силе и ловкости. Завершается праздник пышной трапезой из национальных блюд. Если многие праздники башкирского народа возникли под влиянием других культур, то Йыйын — это исконный, очень древний праздник именно этого народа. Отмечается он в день летнего солнцестояния. Праздник произошел из народного собрания, на котором решались все важные вопросы общины. Участвовали в нем только мужчины, позже эта традиция была ослаблена. Для проведения торжества оформлялась площадка в виде круга, где могли рассесться все уважаемые мужчины села.
Сегодня праздник перестал быть своеобразным народным вече, но остался сходом, в ходе которого юноши доказывали свою состоятельность как ловкие, умелые и сильные члены общины. Для них проводятся разнообразные испытания. Нередко в ходе Йыйына принимаются решения о будущих свадьбах. Мусульмане отмечают его с глубокой древности. Этот праздник приурочен ко дню весеннего равноденствия 20-21 марта. Праздник имел огромное значение для земледельцев. Кроме того, по мусульманскому календарю этот день является точкой отсчета Нового года. Встреча весны Кякук сяйе - это татарский и башкирский праздник, который символизирует встречу весны.
Это торжество берет свое начало еще в тот период, когда имели место доисламские верования. Оно неразрывно связано с башкирским культом птиц. Праздник, обычно, проводится в период с апреля до июля. Точная дата устанавливалась по времени прилета кукушек. Сабантуй Многие татарские праздники связаны с сезонными сельскохозяйственными циклами, Сабантуй или праздник плуга — один из них. Он обозначает завершение весенних работ в поле. Люди молятся о хорошем урожае и стараются умилостивить богов. Гулянья проводятся на больших площадях, где может собраться все население села.
Принято приходить на этот праздник семьями.
Лауреат III степени 1. Народный башкирский эстрадно-фольклорный коллектив «Замана» рук. Народный башкирский фольклорный ансамбль «Кабырсак» рук. Дипломант 1. Народный фольклорный ансамбль «Юрматы» рук.
Народный башкирский фольклорный коллектив «Хазина» рук. Народный фольклорный коллектив «Хатира» рук. Народный фольклорный ансамбль «Ахираттар» рук. Фольклорно-танцевальный ансамбль «Хазина» рук. Народный фольклорный ансамбль «Узян» рук. Башкирский фольклорный коллектив «Актирэк» рук.
За 16 лет работы в должности министра просвещения Фатима Мустафина была проводником школьных реформ 60-70-х годов в республике. Также помогла многим землякам получить качественное образование. За многолетний труд на благо республики Фатиму Хамидовну удостоили множеством наград, в том числе она награждена Орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени. Салимкирей Хазеев — уроженец с. Утекаево Большечерниговского района Самарской области, выпускник народного университета им. Работая более 20 лет на севере, отдавал всё свободное время живописи. Выставлялся в Самаре, Тюмени, Когалыме и других городах. В экспозиции выставки представлены пейзажи российского севера, Крыма, Башкортостана, натюрморты.
Также незадолго до праздника по домам отправлялись дети: собирали крупу, масло и яйца, из которых под присмотром взрослых варили кашу в большом котле. Затем наступала очередь ребят постарше: они собирали яйца, заранее окрашенные в отваре луковой кожуры.
В дом следовало заходить с пожеланием хорошего урожая, предваряя его фразой «Пусть легкой будет моя нога»: примета гласила, что это сулит благополучный год. Собранные яйца сдавали торговцу, а на вырученные деньги устраивали угощение прямо в поле. Вторая часть праздника включала в себя скачки и другие состязания: бег, борьбу на кушаках. Соревновались не только в серьезных, но и в шуточных дисциплинах: в беге с яйцом на ложке, которую надо было удержать зубами, в гонках с полными ведрами на коромыслах, в скачках в мешке, а также в парной эстафете, связывая вместе ноги участников. Молодые люди сражались мешками с сеном на бревне, а также с завязанными глазами старались разбить палкой горшок. Самым популярным видом состязаний была национальная борьба куреш: двое участников пытались повалить друг друга на землю с помощью полотенца или широкого кушака. По традиции ее начинали два мальчика, затем юноши и мужчины соревновались по старшинству. Кульминацией становился поединок двух батыров — самых сильных соперников.
Россия – общий дом: как башкиры отмечают весенний праздник Каргатуй
Во вторую пятницу сентября в Башкирии отмечают День национального костюма народов республики. Праздник послужил поводом для концерта, который сегодня планируется в парке «Кашкадан». Илимбетова - Самарский научный вестник как выглядит. День национального костюма в Башкортостане отмечают с 2020 года.
Приглашаем на Областной башкирский национальный праздник «ЙЫЙЫН»
Пятый вариант праздника западный : 1 сбор крупы любой ; 2 приготовление каши; 3 совместное угощение; 4 купание в реке, обливание водой. Праздник проводился перед сенокосом. Одним из главных ритуалов празднества считалось пожелание дождя. Во время празднества огромное значение придавалось спортивным соревнованиям: прыжки через яму, перетягивание полотенца, борьба на кушаках, бег на различные дистанции, погоня за платком и т.
Почти все игры сопровождались четверостишиями, речетативом, скороговорками. На празднестве исполнялись песни, в которых воспевались красота природы родной деревни, с детства знакомых мест. Это женское празднество было широко известно в восточной Башкирии, как встреча лета..
Проводилось оно на горе или у реки. Одним из составных элементов празднества было загадывание будущего участниками празднества. Загадав что-либо о себе или о близких, женщины обращались к кукушке.
Причём, загадывание вслух не произносилось. Если «в ответ» кукушка куковала звонко и долго без перерыва, женщины радовались, считая это хорошим предзнаменованием. В течение дня на месте празднества не смолкали песни, игры на кубызе, исполнялись пляски, игры.
Женщины раскладывали пищу на листья, камни, приговаривая: «Вот тебе, кукушка, твою долю отдаём». По словам информаторов, кукушка кукует ровно 60 дней: примерно с 18 мая по 18 июля. Особенно звонким становится её голос в начале июня.
С этого времени кукушка «зовёт» особенно настойчиво. Вот тогда женщины с угощением для кукушки выходят на природу. К этому времени расцветают луга, душистые травы покрывают долины и горы.
Женщины должны полюбоваться на цветы, деревья, травы, послушать пение птиц, кукушек, покормить их. Женщины на празднике усаживались все вместе и исполняли популярные в данной местности песни. Также на празднике исполнялись различные игры и хорооды.
Были популярны такие игры: «капка» - «ворота», «борсак сясеу» - «посев гороха», «самовар», «Наза», «арпа тапау» - «молотить ячмень» и т. За 2-3 дня до праздника хозяйка обходила дома родственниц, соседей, подруг, приглашая принять участие в ощипывании и потрошении гусей.
Какие интересные обычаи башкир стоит выделить? Во время праздников башкиры исполняют народные танцы Запреты в традициях башкир Богатая многовековая башкирская культура сложилась на основе древних верований и ислама, что в наши дни является господствующей религией. У башкиров существует ряд запретов, о которых важно знать не только жителям их края, но и гостям.
Например, зимой запрещено копать землю. Считается, что почва отдыхает в это время, а потому не стоит её беспокоить. Что-либо передавать друг другу, браться за предметы можно лишь правой рукой. У башкир есть поверье, что начинать любое дело следует с правой руки — тогда всё пройдёт успешно. Сдержанно и скромно нужно вести себя в мечети.
Интересно, что переступать порог священного места следует с правой ноги, а вот выходить — с левой. Обычаи гостеприимства Во время трапезы башкиры берут пищу тремя пальцами двумя нельзя. Представители этого народа не употребляют спиртного, не едят свинину. Даже для гостей за столом существует особое правило: хлеб нельзя резать — его можно только разламывать. Уже много веков башкиры придерживаются старинных и, несомненно, чудесных традиций гостеприимства.
У этого народа есть даже поговорки о том, что гость — посланник самого Бога, а неподобающе встретить гостя — стыд для хозяина. Хозяева стремятся угостить гостей самым лучшим, что есть в доме. Особое значение уделяется молочным продуктам.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии , проверенной 21 сентября 2016 года; проверки требуют 16 правок. Перейти к навигации Перейти к поиску Праздники Башкортостана башк.
В 2023 году Федеральный Сабантуй должен состояться 1 июля в Кемеровской области. А 27 мая в Астраханской области впервые прошел Всероссийский сельский Сабантуй. Расписание Сабантуев в 2023 году По словам председателя исполкома Всемирного конгресса татар Даниса Шакирова, на 2023 год запланировано 388 Сабантуев в 59 регионах России и 37 странах мира. В открытых источников указано следующее расписание празднования Сабантуя в этом году: Татарстан — 10—11 июня села и районные центры , 17 июня Набережные Челны , 24 июня Казань ; Москва и Московская область — 1 июля местом проведения мероприятия традиционно является парк музея-заповедника "Коломенское" ; Нижний Новгород — 8 июля; Нижегородская область — 3 июня г. Дзержинск , 11 июня с. Базлово, Спасский муниципальный округ , 17 июня с. Уразовка, Краснооктябрьский МО , 24 июня с. Татарское Маклаково, Спасский МО , 15 июля с. Кочко-Пожарки, Сергачский МО , 22 июля с. Камышла ; Ульяновск — 17 июня. Городов, куда можно отправиться за зрелищным мероприятием, большое количество: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара и другие. Но ощутить на себе истинную атмосферу веселого народного праздника можно только в татарском или башкирском селе. Сабантуй — отличная площадка для общения людей разных возрастов и национальностей. При всей своей зрелищности и массовости фестиваль может привлекать большое количество туристов. Интересные факты о Сабантуе В древности в соревнованиях по борьбе на Сабантуе участвовали не только мужчины, но и женщины, которых не всегда можно было назвать слабым полом. На Сабантуй красили яйца, почти как на православную Пасху.