Отрарская катастрофа имела серьезные последствия не только для местных жителей, но и для всего региона. Международный день памяти жертв радиационных аварий и катастроф, согласно постановлению Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 22 апреля 1993 года. Ответ: Отрарская катастрофа – событие, которая имело разрушительные последствия для Чингисхана. #отрар#отрарская_катастрофаМало кто знает о существовании города Отрар, а уж, тем более, о его храбрых защитниках, которые сумели ПОЛГОДА противостоять монго.
НАШЕСТВИЕ ЧИНГИЗ-ХАНА
Кожа Кожа, работающий главным научным сотрудником Института археологии Международного казахско-турецкого университета им. Ходжа Ахмеда Ясави. Ныне городище Отрар занимает площадь более 250 га. В центре развалин выделяется пятиугольный в плане бугор высотой 15-18 метров. Археологические исследования показали, что нижние слои городища относятся к первым векам нашей эры». Стоит отметить, что средневековый город Отрар имел богатую событиями историю. Некоторые из них имели влияние на ход всемирной истории. Так, в 1218 году здесь был уничтожен богатый торговый караван, прибывший от самого Чингисхана. Указанное событие вошло в мировую историю под названием «Отрарская катастрофа» и послужило поводом для начала похода Чингисхана на Запад. В городе Отраре 18 февраля 1405 года скончался знаменитый Тимур. Шахматная фигура из слоновой кости, найденная в Отраре.
Впервые развалины города тот самый бугор привлекли внимание русских исследователей в конце XIX века. Первый разведочный шурф на территории городища заложил в 1884 году академик-востоковед Николай Веселовский.
Многовековое культурное и образовательное наследие было уничтожено, а население подверглось массовым беженствам и гибели.
Этот трагический эпизод оставил неизгладимый след в истории Центральной Азии, формируя коллективную память народа и внушая остерегаться политических и военных конфликтов. В мировой истории Отрарская катастрофа занимает особое место, подчеркивая разрушительные последствия амбиций властителей и войн. Хорезм стал жертвой политической слабости, внутренних конфликтов и жестокости военных действий.
Эти события имели широкие геополитические последствия, открыв новую эру монгольского господства в регионе и влияя на ход истории Восточной Европы и Ближнего Востока. Уроки для Настоящего и Будущего Отрарская катастрофа оставляет нас с мудрыми уроками, которые остаются актуальными и в современном мире. Этот трагический эпизод напоминает нам о ценности мира, дипломатии и уважения к разнообразию культур.
Он призывает общество относиться с осторожностью к войне и амбициям, предостерегая от разрушительных последствий агрессивной политики. Геополитические Последствия и Утрата Культурного Наследия Отрарская катастрофа не только сокрушила великую империю Хорезма, но и сыграла ключевую роль в формировании геополитической карты региона. После разрушения Хорезма, Монгольская империя заняла центральное место в политической истории Центральной Азии, оставив глубокий след в культуре и общественном устройстве этих земель.
Культурные утраты, вызванные Отрарской катастрофой, трудно переоценить. Библиотеки, университеты и архитектурные шедевры были стерты с лица земли, что лишило человечество бесценного знания и наследия. Урок этого периода напоминает нам об уязвимости культурных ценностей в условиях войны и политических конфликтов.
В 1216 Чингис-хан послал своего старшего сына Джучи до конца разбить меркитов, откочевавших в кыпчакские степи. Давние противники сошлись в ближнем бою около Иргиза, в степных просторах Тургайского края Казахстана. Меркиты потерпели полное поражение и рассеялись в разные стороны; Джучи со своими подчиненными торжествовали над поверженным врагом. Но тут произошло непредвиденное. На рассвете следующего дня после победы дня перед монголами вдруг объявилось 60- тысячное войско хорезмшаха Мухаммада- султана, который из Дженда, с нижнего течения Сырдарьи, в свою очередь выступил в поход против кипчаков. Монгольские военноначальники решили не вступать в бой с хорезмшахом и объявили, что они посланы Чингиз- ханом только против меркитов и что у них нет разрешения на войну с хорезмшахом. Но султан не внимал их словам и своими действиями принудил таки Джучи вывести своих воинов на поле боя. Монголы сражались отчаянно смело. Даже был момент, когда хорезмшах чуть было не угодил в плен, и лишь смелый бросок его сына Джалал ад- Дина, отрезавшего нападение, спас султана из гибельного положения. За световой день ни одна из противоборствующих сторон не добилась решительного успеха.
Быстро сгустились сумерки, и на ковыльную степь опустилась чернота южной ночи. Оба войска отошли на свои стоянки, чтобы вновь начать войну на завтрашнее утро. Монголы зажгли сторожевые Вы можете абсолютно на бесплатной основе полностью просмотреть эту работу через наше приложение. Похожие работы.
Когда-то Отрар был одним из крупнейших центров Великого Шелкового пути. Отрар - крупный земледельческий регион, расположенный у Сырдарьинского спуска Арыса был оплотом кочевников, так как находился в предгорьях Каратау. С давних времен город, занимавший территорию в 200 га на правом берегу реки Арыс, был одним из крупных центров науки и культуры, торгового производства, земледелия и животноводства. Отрар был знаменит собственным монетным двором, роскошными восточными банями с оригинальной системой отопления, огромной библиотекой, не уступающей самым известным библиотекам древности.
Здесь обосновались ученые, мудрецы, искусные музыканты, предсказатели, ювелиры. В городе было большое медресе, базар, мастерская-кузница, гурт-хана место, где распивали вино , мечети, лавки, магазины. Как и другие средневековые города, город Отрар состоит из трех частей: цитадели, шахристана и рабада. В 1219 году Отрар подвергся нападению монгольских войск Чингисхана. На протяжении шести месяцев жители города героически держали осаду и оборонялись, однако в результате предательства Отрар был захвачен врагом и сожжен. В XV веке город был отстроен заново, но после вновь разрушен уже джунгарами, а в начале XIX века был окончательно заброшен.
Какова причина отрарской катастрофы?
Чингиз-хан со своей стороны также направил на запад посольство. Весной 1218 г. Послы передали ему ценные подарки, состоящие из дорогих и редкостных вещей, и письмо Чингиз-хана, в котором тот извещал хорезмшаха о завоевании монголами Северного Китая и «стран тюрков» и предлагал заключить мирный договор с гарантиями безопасности торговых сношений между обоими государствами. Султан Мухаммад выразил свое согласие на мирный договор с владыкой Монголии.
Всего в караване, состоявшем из 500 верблюдов, нагруженных золотом, серебром, шелком, мехами и другими предметами, было 450 человек, включая и монголов-лазутчиков, по приказу Чингиз-хана присоединенных к среднеазиатским купцам. Многолюдный караван в своем необычном составе прибыл в середине 1218 г. Правитель Отрара, наместник султана Мухаммада, Гайр-хан Йиналчук, очевидно, обеспокоенный странным для торговцев поведением людей этого каравана, объявил, по словам ан-Насави, что прибывшие в Отрар, хотя и прибыли в обличье купцов, но не купцы.
Самовольно он задержал купцов, а затем истребил их. Караван был ограблен, все богатство убитых перешло к Йиналчуку. Удалось бежать только одному человеку из состава каравана, который и доставил весть об Отрарской резне Чингиз-хану.
Повелитель монголов отправил к хорезмшаху посольство во главе с Ибн-Кафрадж Богра в сопровождении двух татар, с требованием выдачи Гайр-хана Йиналчука и с обещанием в этом случае сохранить мир. Хорезмшах не только не исполнил этого требования, но велел убить неповинных послов, вероятно, считая войну с Чингиз-ханом неизбежной. Война между Чингиз-ханом и султаном Мухаммадом действительно была неизбежной, и причиной тому был не поступок хорезмшаха или его отрарского вассала Йиналчука.
Для крупных скотоводческих хозяйств необходимы обширные пастбища, и стремление кочевой знати приобрести новые пастбища неизбежно порождало завоевательные войны. Война, приносившая наряду с завоеванием новых земель и богатства в виде военной добычи, являлась как бы частью производственной деятельности. Кроме того, она служила для знати средством хотя бы временно ослабить социальные противоречия в монгольском обществе, посулив зависимым кочевникам некоторую долю военной добычи.
Чингиз-хан понимал, что только завоевательная политики может обеспечить ему верность монгольской знати, удержать ее от измен, заговоров, междоусобий, а созданную империю — от быстрого распада. В этой политике, которую монгольские феодалы осуществляли на протяжении десятилетий, поход на земли Казахстана и Средней Азии был лишь одним звеном в общей цепи запланированных обширных завоеваний. Как показывают данные источников, Чингиз-хан и не думал ограничиваться захватом империи хорезмшах; в его планы входили завоевание всей Западной Азии и Восточной Европы, и он заранее отдал в удел своему старшему сыну Джучи еще не покоренные страны к западу от Иртыша и Аральского моря.
Чингиз-хан придавал походу в мусульманские страны большое значение и готовился к нему с особой тщательностью. Началу военных действий предшествовал подробный, сбор посредством мусульманских купцов и перебежчиков, находившихся на службе у монголов, сведений о внутреннем состоянии и военных силах государства хорезмшаха. Изучив добытые сведения и составив на их основе глубоко-продуманный план действий, Чингиз-хан и люди его окружения сумели так подготовить войну, что имели возможность даже в глазах мусульман-современников возложить вину на хорезмшаха.
К началу войны Чингиз-хан собрал большое войско. Точная численность его неизвестна; наиболее вероятной считается число 120-150 тысяч человек вместе с ополчением семиреченского Арслан-хан карлукский, Сукнак-тегин и восточно-туркестанского уйгурский идикут Барчук вассальных владетелей. Поход начался в сентябре 1219 г.
Судя по данным источников, он вел свои орды от Иртыша до Дарьи тем же путем, что и прежние завоеватели, а именно не через безотрадные степи к северу от Балхаша, а через Семиречье. При подходе к Отрару предводитель монголов разделил свои силы: несколько туменей во главе с сыновьями Чагатаем и Угедеем он оставил для осады Отрара другую часть во главе с Джучи отправил вниз по Сыр Дарье на Дженд и Янгикент; третий отряд был назначен для покорения городов по верхнему течению Сыр-Дарьи. Сам Чингиз-хан и его младший сын Тулуй с главным силами пошли на Бухару.
Источники не дают нам точного определения времени, когда монгольские войска появились перед стенами Отрара. Правитель Отрара Гайр-хан, знавший, что ему нечего ждать пощады от монголов, защищался отчаянно, до последней возможности. Под его началом, согласно ан-Насави, было 20 тысяч воинов.
По Джувайни, хорезмшах дал ему 50 тысяч «внешнего войска». На исходе пятого месяца героической обороны Отрара Караджа-хаджиб, незадолго перед осадой посланный хорезмшахом на помощь Гайр-хану с десятитысячным отрядом, пал духом и, покинув город через ворота «Суфи хане», сдался со своим войском монголам. Но Чагатай и Угедей сказали ему: «Сегодня ты предал Гайр-хана, завтра ты предашь нас!
Но монголы успели ворваться в город и, выгнав из города всех жителей «словно стадо баранов», начали повальный грабеж. Однако Отрар еще упорно защищался; Гайр-хан с 20 тысячами воинов укрепился в цитадели, для взятия которой монголам понадобился еще месяц. Разрушив крепость и сравняв стены с землей, Чагатай и Угедей с толпами пленных жителей Отрара и окрестных сел в феврале 1220 г.
Чингиз-хан приказал расплавить серебра и влить ему в уши и глаза, и тот был умерщвлен в наказание за его «безобразное деяние и мерзкий поступок». Завоевание остальной территории Казахстана Старший сын Чингиз-хана, Джучи, выделенный для покорения городов по нижнему течению Сыр-Дарьи, прежде всего, подошел к Сыгнаку, с жителями которого начал на переговоры. В качестве своего представителя он отправил в город мусульманского купца Хасан-хаджжи, еще до войны поступившего на службу к монголам, с тем, чтобы он уговорил жителей сдаться без боя, но «злодеи, чернь и бродяги возмутились и, умертвив предателя, приготовились к «великой, священной войне».
Монголы семь дней и непрерывно осаждали город, наконец, взяли его приступом, «закрыв врата пощады и милосердия», перебили все население. Управляющим той местности был назначен сын убитого Хасан-хаджжи. На дальнейшем пути монголы взяли Узгенд и Барчылыгкент, население которых не оказало сильного сопротивления, и потому всеобщей резни не было.
Затем монгольский отряд подошел к Ашнасу; город, «большинство воинства которого составляли бродяги и чернь», оказал упорное сопротивление, но пал в неравной борьбе, и множество жителей было перебито. После этого монголы подступили к Дженду, который к тому времени был покинут войсками хорезмшаха во главе с Кутлук-ханом, бежавшим в Хорезм. Узнав об этом, Джучи отправил в город для переговоров Чин-Тимура.
Посланник монголов, однако, был дурно принят жителями и получил возможность вернуться живым только потому, что напомнил джендцам о печальней судьбе, постигшей Сыгнак из-за убийства Хасан-хаджжи, и обещал им удалить монголов от города. Выпустив Чин-Тимура, жители заперли ворота, но не оказали никакого сопротивления. Монголы, подготовив предварительно осадные орудия, приставили лестницы, спокойно взошли на лени и без кровопролития заняли город; затем всех жителей выгнали в поле, где они оставались в течение девяти дней, пока продолжалось разграбление города.
Убиты были только несколько лиц, которые своими речами оскорбили Чин-Тимура. Управляющим городом был назначен бухарец Али-Ходжа, который уже много лет назад перешел на службу к монголам. Тогда же корпус в один тумен, посланный Джучи, занял Янгикент, и монголы посадили там своего шихнэ — «блюстителя порядка».
Все это произошло в течение зимы 1219-1220 гг. Столь же успешно действовал и главный корпус монгольской армии во главе с Чингиз-ханом; к маю 1220 г. Летом и осенью 1220 г.
В результате зимней кампании 1220-1221 гг. Весной 1221 г. Чингиз-хан переправил свое войско через Аму-Дарью, и война сместилась на территорию Хорасана, Афганистана и Северной Индии.
Угроза здоровью населения Выпуск опасных химических веществ в атмосферу и окружающую среду вызвал серьезное отравление, что стало причиной множества заболеваний и проблем со здоровьем людей, населяющих близлежащие территории. Возникли проблемы дыхательной системы, кожных заболеваний и другие заболевания, связанные с поступлением вредных веществ в организм человека. Экономические потери Отрарская катастрофа существенно повлияла на экономику региона. В результате происшествия многие предприятия были вынуждены приостановить свою деятельность, что привело к значительным экономическим потерям. Большое количество людей осталось без работы, возникли проблемы с поставками товаров и услуг, а также сельскохозяйственного производства.
Социальные последствия Катастрофа оказала серьезное воздействие на жизнь и благополучие людей в регионе. Была нарушена социальная сфера: ухудшились условия проживания, образования и здравоохранения. Многие жители потеряли своих близких и близких, что вызвало социальное и психологическое напряжение. В целом, отрарская катастрофа оказала долгосрочное и многогранный негативное воздействие на окружающую среду, здоровье и социально-экономическое развитие региона. Это продолжает ощущаться на протяжении многих лет после происшествия.
Анализ и выводы Отрарская катастрофа, которая произошла 12 декабря 1984 года, была одной из самых трагических промышленных катастроф в истории.
В канун Дня археолога — профессионального праздника, отмечаемого 15 августа историками-изыскателями России, Казахстана и Белоруссии — расскажем подробности об этих уникальных изысканиях. Город-герой Отрар Место рождения мыслителя было известно ещё в древности, поскольку научные изыскания аль-Фараби получили признание уже в Средневековье. Так, географ Ибн Хаукал, написавший через 27 лет после смерти аль-Фараби «Книгу путей и государств», указал город Фараб-Отрар, где родился учёный: «Из него происходит Абу Насра аль-Фараби, автор книг по комментированной логике, восходящей к книгам древних авторов. В этом он авторитет для всех, кто творил в наше время, в нашу эпоху и в наши дни». Другой восточный писатель Ибн Халликан, автор книги «Даты кончин знаменитых людей и сведения о сынах времени» дал жизнеописание Абу аль-Фараби, указав в своём сочинении, что «прославленный философ, автор трудов по логике и музыке, а также по другим наукам, являющийся крупнейшим философом мусульман, и нет среди них [никого], кто бы достиг его ранга в науках... Таким образом, средневековый город Фараб-Отрар, где родился Абу аль-Фараби, располагается на юге современного Казахстана при впадении реки Арысь в Сырдарью ныне это Туркестанская область. Кожа Кожа, работающий главным научным сотрудником Института археологии Международного казахско-турецкого университета им. Ходжа Ахмеда Ясави.
Ныне городище Отрар занимает площадь более 250 га. В центре развалин выделяется пятиугольный в плане бугор высотой 15-18 метров. Археологические исследования показали, что нижние слои городища относятся к первым векам нашей эры». Стоит отметить, что средневековый город Отрар имел богатую событиями историю. Некоторые из них имели влияние на ход всемирной истории.
Каждая тысяча воинов делилась на сотни, сотни — на десятки. Система управления войсками начиналась с десятков. Аймаками и туменами, а также тысячами правили ближайшие родственники Чингисхана и поддерживающие его нойоны — представители монгольской знати. В военном отношении вся Монголия и ее население подразделялись на три военно-административных улуса: Правое крыло Барунгар , Левое крыло Жонгар и Центральное крыло Кул. Столицей стал город Каракорум.
Основным законом государства являлась «Яса». Она состояла из двух частей. Первая часть включала в себя слова-назидания Чингисхана и условия по управлению страной. Вторая часть содержала общие законы по военным и гражданским делам. По «Ясе» высшим органом государства был курултай — учредительное собрание. Он созывался раз в год в летнее время. После победы в 1204—1206 гг. В 1207—1208 гг. В 1207—1209 гг. Чингисхан лично руководил захватом Тангутского государства и Турфанского уйгурского княжества.
Напав на Китай в 1211—1215 гг. В 1217 г. Чингисхан направил в Жетысу, которым владел найманский хан Кучлук, войско во главе с Джебе-нойоном. Прибыв сюда, нойон объявил свободу религии, а найманский хан Кучлук, наоборот, запретил отправление мусульманских обрядов местным населением. Используя эту обстановку, вызванную межрелигиозным противостоянием, в 1218 г. Джебе-нойон объявил указ, по которому монгольским воинам запрещалось грабить местное население, поэтому сопротивления монголам в Жетысу не было оказано. Город Баласагун сдался без боя, за это монголы его прозвали «Гобалык» — «Кроткий». Поводом к нападению на юг Казахстана и Среднюю Азию стала «Отрарская катастрофа».
Катастрофа Израиля и мечеть Аль-Акса. Потаённая причина палестино-израильского конфликта
Понимает о том, что город Отрар был значительным среди средневековых городов Обозначает место расположения города Отрар. Оценивает вклад жителей Отрар в сохранении города. Цели обучения: Тема урока: Монгольские завоевания в Казахстане.
На что здесь стоит посмотреть, и какие тайны хранит средневековый город, читайте в материале NUR. История Отрара Городище Отрар входит в список общенациональных сакральных мест Казахстана. Оно расположено в 57 км от города Туркестан. Неразрывно с городом связано имя всемирно известного Амира Темира, ведь именно по его приказу был воздвигнут мавзолей в честь великого наставника и учителя Ходжи Ахмеда Яссави — Арыстан-Баба. Когда-то Отрар был одним из крупнейших центров Великого Шелкового пути. Отрар - крупный земледельческий регион, расположенный у Сырдарьинского спуска Арыса был оплотом кочевников, так как находился в предгорьях Каратау.
Фото: Turkistan Tourism Center С давних времен город, занимавший территорию в 200 га на правом берегу реки Арыс, был одним из крупных центров науки и культуры, торгового производства, земледелия и животноводства. Отрар был знаменит собственным монетным двором, роскошными восточными банями с оригинальной системой отопления, огромной библиотекой, не уступавшей самым известным библиотекам древности. Здесь обосновались ученые, мудрецы, искусные музыканты, предсказатели, ювелиры. В городе было большое медресе, базар, мастерская-кузница, гурт-хана место, где распивали вино , мечети, лавки, магазины.
Прежде всего они подошли к селению [касаба] Отрар... Его [Чингиз-хана] царственный шатер разбили напротив цитадели. Султан выделил Гайр-хану пятьдесят тысяч человек внешних 12 войск и послал ему в подкрепление Карача-хас-хаджиба с другими десятью тысячами. И укрепили они как следует цитадель и крепостные стены, и башни города и собрали много военного снаряжения. И Гайр-хан внутри города занимался подготовкой к военным действиям и назначил воинов и отряды ко [всем] воротам.
И поднялся сам он в башню, глядел на врага и кусал себе локти из-за необдуманного поступка своего, так как громадное войско и скопище людей образовало в степи море бушующее и воздух, наполненный ревом и криками, из-за ржания скрытых под латами коней и рыкания львов, облаченных в панцири: Воздух посинел, [а] земля стала черной как уголь, Возникло волнение в море под звон литавр. Пальцем указал он на войско в степи, На рать, которой края не было. И [монгольское] войско обложило крепость несколькими кольцами. И когда собрались все войска, [Чингиз-хан] назначил каждого предводителя в какую-либо сторону. Старшего сына с несколькими туманами отважных воинов и храбрых мужей [направил] на рубежи Дженда и Барчлыгкента, группу эмиров — в сторону Ходженда и Фенакета, а сам пошел на Бухару. Чагатая и Угэтэя он поставил во главе войска, которое было выделено для осады Отрара. И вот, когда люди Чингиз-хана приступили к осаде, [осажденные] проявили рвение в боях и [их] сопротивление продолжалось в течение пяти месяцев. Наконец, когда положение начальников Отрара оказалось безвыходным, Карача начал нащупывать почву у Гайр-хана относительно капитуляции и сдачи города тому обществу 13. Татарское войско также [той же] ночью входило в город через те [самые] ворота, оно задержало Карачу до тех пор, пока Восток не разорвал темноту.
Пока луч вертикальный рассвета не воссиял, тогда доставили его с группой предводителей к царевичам, и сняли с них все необходимые показания и [получили] сведения. В конце концов они сказали: «Ты не проявил верности в отношении своего господина, несмотря на столько стародавних прав, которыми он обладает в отношении тебя. Не может быть желания единодушия от тебя и в отношении нас», — и со всеми сподвижниками его обрекли на степень мученической кончины. И всех развратников и праведников Отрара, из облачающихся в покрывало и носящих кулах 14 и чалму, выгнали из города наружу как стадо баранов и разграбили все, что было из тканей и товаров. Гайр же с двадцатью тысячами отважных мужей и подобных львам витязей укрылся в цитадели... И пока хоть в одном из них теплилась жизнь, они продолжали биться. По этой причине много из монгольского войска было убито. Но он стойко продолжал отважное сопротивление и не показал спины и не отвернул лица. И монгольское войско вошло в цитадель и окружило его на крыше.
А он с теми двумя друзьями не дал связать [себе] руки. И так как был приказ, чтобы взять его живым и не убить в бою, то, соблюдая приказ, не делали попыток убить его. И друзья его также обрели степень мученической кончины.
В 1219—1220 гг. Монгольское нашествие стало величайшим бедствием для Казахстана. Города и поселения Жетысу и Южного Казахстана были опустошены. До сих пор неизвестно даже место расположения Баласагуна. Произошел упадок оседлой и городской культуры.
Была нарушена система землепользования. Были прерваны связи между странами. Был нарушен этнический состав населения и отброшено на многие годы формирование казахской народности. Нашествие сопровождалось массовым истреблением людей, разрушением производительных сил, уничтожением материальных и культурных ценностей. Завоеванные территории Чингисхан в 1227 году поделил между своими четырьмя сыновьями. Территория Казахстана полностью перешла в руки трех его сыновей. Эти земли стали называться улусами. На территории Казахстана к улусу Жоши относились восточная часть Дешт-и-Кыпчакской степи, Приаралье, нижнее течение Сырдарьи и северо-восточная часть Жетысу, весь Центральный, Северный и Западный Казахстан.
Судя по некоторым источникам, центр улуса находился на берегу Иртыша, а по другим — у слияния рек Сарысу и Кенгир. По всей вероятности, вторая версия ближе к истине, потому что захоронение Жошы Джучи находится в местности этого междуречья. Центром улуса являлся город Алмалык. Летняя ставка Чагатая располагалась в местности Куяш на берегу реки Или. После получения титула хана он жил в Каракоруме на берегу реки Орхон. Младший сын Чингисхана Тулуй правил Монголией. Чингисхан умер 18 августа 1227 года. При дворе кереитского хана Торы воспитывался будущий предводитель монголов Чингисхан.
Основатель монгольской империи Чингисхан родился в 1155 г. При рождении основателю монгольской империи Чингисхану было дано имя Темучин.
Как трагедия 800-летней давности привела к высыханию Аральского моря
Отрарская катастрофа также повлияла на сознание людей, вызвав всплеск интереса к безопасности и защите от терроризма. Отрарская катастрофа краткое содержание | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей. Отрарская катастрофа была вызвана цепью бедствий, начавшейся с неисправности в системе контроля пусковых блоков и закончившейся взрывом. Инфоурок › Другое ›Презентации›Презентация по истории Казахстана на тему "Отрарская катастрофа". Вопросы по тексту: 1. Дайте определение “Отрарская катастрофа” 2. Почему Кайрхан приказал убить торговцев? История Отрара Городище Отрар входит в список общенациональных сакральных мест Казахстана.
Report Page
- Что такое отрарская катастрофа
- Другие вопросы:
- Другие вопросы:
- Гиссарская катастрофа
- как началась Отрарская катастрофа?
Отрар – город, где решилась судьба мусульманского мира
Это событие в историй получило название «Отрарская катастрофа» и послужило поводом для вторжения Чингисхана на территорию Казахстана и Средней Азии. В 1218 году здесь был уничтожен торговый караван, направленный Чингисханом, который после «Отрарской катастрофы» предпринял поход на Запад. Отрарская катастрофа, произошедшая в 1220 году, оказала огромное влияние на историю Золотой Орды и весь Восток. один из крупнейших городов Средней Азии, ныне городище в Отырарском районе Туркестанской области Казахстана. Расположено в низовьях реки Арысь.
Какова причина отрарской катастрофы?
В арабских источниках город называется Фараб. Первые поселения на месте города возникли в VIII веке. Слайд 6 Работа в группах Задание 1 1-группа: Приводя факты, объясняют основные причины нападения монголов на город Отрар; 2-группа: Используя источник описывают основные , значимые факты; 3-группа: Определяют какие факторы повлияли на укрепление власти монголов; Дескрипторы Приводя факты, объясняют основные причины; Используя источник описывают основные и значимые факты; Определяют какие значимые факторы повлияли на укрепление власти монголов; Задание 2: Исследование и анализ Основные причины завоевания Монголами Средней Азии, оценка героизму населения защищавшего город Отырар Дескрипторы:.
Ходжа Ахмеда Ясави. Ныне городище Отрар занимает площадь более 250 гектаров.
В центре развалин выделяется пятиугольный в плане бугор высотой 15-18 метров. Археологические исследования показали, что нижние слои городища относятся к первым векам нашей эры». В 1218 году здесь был уничтожен торговый караван, направленный Чингисханом, который после «Отрарской катастрофы» предпринял поход на Запад. В 1405 году здесь скончался знаменитый завоеватель Тимур.
В свете анализа получены представления о ремеслах, торговле и духовной культуре горожан, — продолжает археолог Мухтар Кожа.
Влияние на здоровье: утечка нефти и других химических веществ негативно влияла на здоровье людей, животных и растений. Загрязнение воздуха и воды привело к возникновению различных заболеваний и экологических проблем.
Социальное воздействие: катастрофа оказала серьезное влияние на местные сообщества. Многие люди потеряли своих близких, дома и источники дохода, что привело к ухудшению их жизненных условий и уровня жизни. Международное внимание: Отрарская катастрофа привлекла внимание не только местных, но и международных СМИ, экологических организаций и правозащитников, что стимулировало проведение ряда расследований и мероприятий для предотвращения подобных катастроф в будущем.
Особенности Отрарской катастрофы 1. Фаталистический сценарий: Отрарская катастрофа была одной из самых трагических событий в истории Средней Азии. Она произошла в 1219 году, когда войска чингизидов войска великого вождя Чингиз-хана вторглись в город Отраджау ныне Отрар, Казахстан.
Были затронуты не только жители города, но и окружающие районы. Чингиз-хан имел непримиримую позицию в отношении города: «Если бы ты дошил до Китая, ты бы получил смерть» — заявил Чингиз-хан одному из своих военных.
В то время Казахстан находился на пути завоевания империи Чингисхана, который планировал захватить все земли Центральной Азии и перейти к завоеванию новых территорий. Однако, его первый шаг не оправдал надежд, ибо казахстанский правитель Хорезма Шах сумел выдержать его нападение, хотя с большим трудом. Естественно, это не понравилось Чингисхану, и он решил наказать тех, кто сопротивлялся его завоевательской воле. И вот, в 1219 году монгольские войска под предлогом торговой миссии посетили г. Отрад, находившийся на территории Казахстана.
Катастрофа Израиля и мечеть Аль-Акса. Потаённая причина палестино-израильского конфликта
Он предупредил, что авария на объекте может привести к ядерной катастрофе, сообщает ТАСС. Космическая катастрофа, случившаяся в конце мелового периода, является предметом многочисленных научных исследований. Президент Палестины заявил о гуманитарной катастрофе в секторе Газа. Отрарская катастрофа не только сокрушила великую империю Хорезма, но и сыграла ключевую роль в формировании геополитической карты региона.
Шахматы и дракон. Как казахстанские археологи ищут следы аль-Фараби
Монгольская война. Часть 3. Отрарская катастрофа Среда, 10 Февраля 2021 г. Жестом ответной учтивости Чингисхан отправляет торговое посольство в Хорезм. Караван останавливают в городе Отрар. Заподозрив неладное, местный правитель Инальчик Каир — хан убивает монгольских торговцев и забирает товары себе.
Долю с награбленного получает и Хорезмшах Мухаммед. Когда от голода и жажды потемнело в глазах, купец выбрался на большую дорогу. Будь что будет. Все лучше чем так.. Путника заметили.
Десяток всадников с гиканьем помчался на встречу. Едва разглядев лисьи треухи и овчинные малахаи, купец захохотал радостным смехом. Один из немногих, кому встреча с монгольским разъездом сулила благо… Золотая пайцза с соколом утаенная от хорезмийской охраны привела уцелевшего к Джучи. Джучи хан воюет с детства Домчали за день. Купца спрятали в люльку меж двух коней и едва он раскрывал глаза, вливали горячего чая с заправкой из бараньего сала.
Можно жить! Выслушав рассказ, наследник Чингиза задумчиво покивал головой. Такие вести не поручить туаджи, да и жалко гонца.. Отряд в тысячу монгольских всадников погнал на Восток. В юрте Чингисхана На солнце, золотой шатер Повелителя Восточных земель блестел за 10 тысяч шагов.
Джэбе — нойон раздобыл его штурмуя Дунцзин и преподнес в подарок Единственному. Чингисхан был…доволен. Бросив поводья кешиктену, Джучи подошел к порогу. Заколебавшись не хотелось первым сообщать это , старший сын завоевателя решительно одернул порог. Счастье человека в семейном кругу В юрте царила безмятежность.
В войне с кара-китаями хорезмшах попал даже в плен, но сумел бежать. Он платил дань кара-китайскому гур-хану. Но сила уже была не на стороне кара-китаев.
В 1209 г. Его наглое поведение он уселся на султанский престол рядом с хорезмшахом кончилось для него смертью, посол и его свита были изрублены и брошены в Амударью. Враги сошлись в Иламышской степи, и Аллах даровал правоверным победу над неверными.
Кара-китаи бежали, жители столицы гур-хана города Баласагуна закрыли городские ворота и не пускали своих правителей-поработителей. В течение пятнадцати дней гур-хан осаждал свою собственную столицу. Тысячи знатных горожан поплатились жизнями за непокорство, а все жители города были ограблены.
Исламский мир оценил победу хорезмша-ха как победу ислама над безбожниками, и хорезмшаху был дарован титул Второго Александра Македонского Искандер-и Сани и Двурогого Зул-Карнайна [44]. К этому титулу был добавлен еще один — имя сельджукского султана XI в. Санджар, а на печати для подписи указов и документов хорезмшаху вырезали «скромный» текст — «тень Аллаха на земле».
В 1212 г. Хорезмшах казнил Усмана и убил десять тысяч своих новых подданных. В 1211 г.
Кучлук, сын найманского Таян-хана, взял в плен и лишил власти кара-китайского гур-хана. До этого Кучлук пользовался доверием последнего гур-хана Чжилугу и даже был женат на его дочери. Кунку, дочь гур-хана, была женщиной волевой и заставила Кучлука сменить веру и из христианства перейти в буддизм.
Кучлук видел, что многие в государстве кара-китаев тяготятся властью гур-хана. Да и хорезмшах, узнав о новом фаворите при дворе гур-хана, вступил с ним в контакт. Когда Кучлук узнал о поражении гур-хана от меча хорезмшаха, «он, со всею поспешностью выступив, напал на него гур-хана.
Так как гур-хан не имел другого выхода, он захотел смиренно преклониться перед ним. Кушлук этого не допустил и смотрел на него как на отца, внешне оказывая ему почтение, сам же… захватил в свои руки области Туркестана, которыми владел гур-хан, и его царский сан. Гур-хан спустя два года отдал богу душу от горя, а казнохранилища, имущество, войска и движимое достояние, которые были собраны и накоплены в течение трехсот пяти лет, — все это попало в руки Кушлука» [Рашид-ад-дин, т.
Так Кучлук овладел троном кара-китайских гур-ханов и стал соперником хорезмшаха. Кучлук повел негибкую внутреннюю политику. Сам ренегат, сменивший христианство на буддизм, он стал преследовать мусульман, «раскрыл над подданными длань насилия и вымогательства» [там же].
Кучлук требовал от мусульман Хотана сменить веру на христианскую или буддийскую. Он вступил в «диспут» с мусульманскими богословами Хотана, который кончился тем, что один из них, имам Ала-ад-дин Мухаммед-и Хотани, оскорбил государя, сказав Кучлуку: «Да будет прах тебе в рот, о враг истинной веры» [там же, с. С тех пор Кучлук стал сидеть в своих владениях, как на угольях.
Мы уже упоминали, что Субетай-баатур был послан в поход на меркитов. И хотя Рашид-ад-дин сообщает, что все меркиты были поголовно истреблены, тем не менее часть их бежала в Кыпчакские степи, в нынешний Казахстан. Ближе всех к этим местам оказался Чжочи, правитель «лесных народов».
Как сказано в «Юань ши», «в период становления государства [Чжочи] являлся великим князем цинь ваном , и ему был выделен и пожалован северо-запад. Эти земли крайне отдаленны, находятся в нескольких десятках тысяч ли от столицы. При скорой езде на почтовых перекладных лошадях, чтобы доехать туда, требуется более 220 дней» [Юань ши, цз.
Чжочи и было приказано добить меркитов, и приказ, видимо, поступил к нему вовремя, несмотря на расстояния. Итак, монгольский отряд под командованием Чжочи преследовал меркитов. В это же время в поход на север против кыпчаков отправился и хорезмшах.
Когда хорезмшах появился на поле битвы, монголы уже покончили с меркитами. Чжочи не хотел вступать в сражение с хорезмшахом и объявил, что Чингис-хан послал его только против меркитов. Мухаммед надменно заявил, что он считает своими врагами всех неверных, т.
По сведениям Ибн-аль-Асира, «длилась битва три дня да столько же ночей, и убито было с обеих сторон столько, что и не сочтешь, но не обратился в бегство ни один из них… Дошло дело у них до того, что иной из них слезал с коня и пеший бился со своим противником. Дрались они на ножах, и кровь текла по земле до такой степени, что лошади стали скользить по ней от множества ее. Наконец, обе стороны истощили свои силы в терпении и в бою» [Ибн-аль-Асир, с.
Исход сражения был неясен. Когда же на следующее утро мусульмане решили продолжать бой, они не обнаружили монголов: монголы отступили ночью, оставив, как это делали обычно, зажженные ими костры, которые и обманули мусульман. А надо сказать, что в душе хорезмшаха давно уже таилась мысль о походе в Монголию и в Китай и о завоевании этих стран.
Он постоянно расспрашивал купцов о богатствах восточных стран. Алчность его росла, а его успехи способствовали тому, что в известной мере из него постепенно вызревал новый Чингис-хан. Джузджани сообщает: «Мы, его слуги и придворные, пытались отговорить хорезмшаха от этой навязчивой идеи, мотивируя свои соображения дальностью расстояний, трудностями пути и другими препятствиями, но хорезмшах стоял на своем.
А когда до него дошли слухи о том, что Чингис-хан завоевал Китай, он решил узнать, достоверны ли эти слухи, и отправил в Китай посольство во главе с благородным сейидом Беха аддином ар-Рази» см. Чингис-хан принял послов хорезмшаха приветливо, одарил их, послал дары хорезмшаху и сказал послу: — Передай хорезмшаху: «Я — владыка Востока, а ты — владыка Запада. Пусть между нами будет твердый договор о дружбе и мире, и пусть купцы и караваны обеих сторон отправляются и возвращаются, и пусть дорогие изделия и обычные товары, которые есть в моей земле, перевозятся ими к тебе, а твои в таком же порядке пусть перевозятся ко мне!
Бартольд, когда писал: «Едва ли Чингис-хан мечтал в то время о всемирном владычестве» [Бартольд. Туркестан, с. Но этот договор походил на своеобразный «раздел мира», видимого и досягаемого для обоих.
Это первое и важное свидетельство того, что Чингис после побед над Цзинь уже не думал ограничить свое государство пределами Монголии, а мыслил категориями стран света. Он считал себя «владыкой Востока», присваивая на Востоке все то, до чего только был способен добраться его воин на выносливом степном коне. В ответ на посольство хорезмшаха Чингис отправил к нему свое с богатыми дарами, в числе которых был кусок золота величиной с верблюжий горб его везли на отдельной телеге , нефрит, мускус, ткани из верблюжьей шерсти.
Мухаммед принял послов в Бухаре. Послы передали Мухаммеду, что Чингис-хан слышал о его победах, славе и могуществе, что он предлагает ему мирный договор и готов считать его «наравне с самым дорогим из своих сыновей», т. Чингис — отец, старший, сюзерен.
В подтверждение этого предложения Чингис высказывал надежду, что и Мухаммеду известно о его победах в Китае, т. Не в тайне и для тебя, что я завладел Китаем и соседними странами тюрок, уже покорились мне их племена» [Буниятов, с. Что ответил хорезмшах послам Чингис-хана, неизвестно.
Но ночью он тайно призвал во дворец главу посольства Чин-гиса хорезмийца Махмуда. Махмуду было предложено стать соглядатаем при дворе Чингис-хана и был задан ряд вопросов: — Правду ли сказал мне Чингис-хан, заявляя, что он владыка Китая и что он захватил город Тамгадж. Так ли это на самом деле?
Такое великое дело не может оставаться тайной, и скоро султан сам убедится в этом. Кто же он, этот проклятый, чтобы называть меня своим сыном? Какое же у него войско?
Поначалу Махмуд предостерег хорезмшаха — «скоро султан сам убедится в этом», но потом он, как говорят мусульманские авторы, «отказался от искренности» и дал хорезмшаху дезинформацию об армии Чингис-хана. Может быть, купец испугался и решил, что если скажет правду, то не выйдет из дворца хорезмшаха живым. Хорезмшах подарил ему драгоценный камень и просил помнить, что он хорезмиец.
Договор был заключен, послы возвратились к Чингису, а ночные показания Махмуда, вольные или невольные, имели самые тяжкие последствия для его родины. Петрушевский считал, что допрос Махмуда показал, что «хорезмшах не имел никакого понятия о действительном положении империи Чингис-хана, ни о его военных силах» [Петрушевский, с. Чингис же поддерживал тесные связи со среднеазиатскими купцами, в его орде имелись перебежчики из Средней Азии, и потому «нельзя представить себе, чтобы Чингис-хан от этих лиц не мог получить необходимой для него информации за год-два до начала войны» [там же].
Думается, что и хорезмшах имел кое-какие сведения и от посольства Беха ад-дина, и от других своих посольств и беглых из Китая и Монголии, от уйгуров и карлуков, от Кучлука, наконец. Не мог он поверить и в то, что Чингис с ничтожной армией завоевал Китай. Хитрый купец угадал тайное желание хорезмшаха и сказал ему то, что было приятно его сердцу.
Хорезмшах желал услышать неправду, и он ее услышал. В те годы мусульманские купцы держали в своих руках всю торговлю между Средней Азией и Ближним Востоком, с одной стороны, и Монголией и Китаем — с другой. Чингисхан отправил во владения хорезмшаха огромный торговый караван — 450 мусульманских купцов везли на 500 верблюдах товары Чингиса, награбленные в стране тангутов и государстве чжурчжэней: золото и серебро, китайские шелка, собольи и иные меха из Южной Сибири и северных областей Цзинь.
В составе каравана помимо купцов были монголы, с караваном прибыл и посол Чингиса Ухуна. Официально прибывшие с караваном люди имели задание «отправиться в земли хорезмшаха, заняться там торговлей и приобрести редкие и ценные товары того края». В послании, которое вез Ухуна, говорилось: «Купцы являются опорой страны.
Это они привозят владыкам диковинки и драгоценности, и нет нужды препятствовать им в этом. Я, со своей стороны, не намерен мешать нашим купцам торговать с вами. Надо, чтобы мы оба действовали совместно ради процветания наших краев.
Поэтому мы приказали, чтобы отныне между всеми странами на земле установился мир, чтобы купцы безбоязненно направлялись во все края. Богатые и бедные будут жить в мире и благословлять Аллаха» [Буниятов, с. В послании был один изъян, который не могли не заметить в государстве хо-резмшаха, — Чингис «приказал», чтобы между всеми странами на земле установился мир.
В послании Чингис-хан заявлял себя уже владыкой мира! Караван Чингиса прибыл на границу владений хорезмша-ха в город Отрар. О дальнейших событиях арабский историк Ибналь-Асир рассказывает следующее: «Пришли они купцы в один из тюркских городов, называемый Отраром и составлявший крайнее владение хорезмшаха, у которого там был наместник.
Когда к нему прибыл этот татарский отряд, то он наместник послал к хорезмшаху уведомить его об их прибытии и сообщить ему об имуществе, которое было при них. Хорезмшах прислал ему приказание убить их, отобрать имущество, находящееся при них, и прислать его к нему. Он наместник убил их и отослал, что при них было, а вещей было много.
Когда посланное прибыло к хорезмшаху, то он разделил его между купцами Бухары и Самарканда и взял с них стоимость его розданного товара » [Ибналь-Асир, с. Есть и иные в деталях версии этого события.
По его словам, повезло, что на ЗАЭС пока не произошло масштабных аварий. При этом глава МАГАТЭ подчеркнул, что рано или поздно авария все-таки может произойти, что приведет к катастрофическим последствиям для жителей России , Украины , а также соседних государств.
Управляющим городом был назначен бухарец Али-Ходжа, который уже много лет назад перешел на службу к монголам. Тогда же корпус в один тумен, посланный Джучи, занял Янгикент, и монголы посадили там своего шихнэ — «блюстителя порядка». Все это произошло в течение зимы 1219-1220 гг. Столь же успешно действовал и главный корпус монгольской армии во главе с Чингиз-ханом; к маю 1220 г. Летом и осенью 1220 г. В результате зимней кампании 1220-1221 гг. Весной 1221 г. Чингиз-хан переправил свое войско через Аму-Дарью, и война сместилась на территорию Хорасана, Афганистана и Северной Индии. Но вернемся в Южное Приаралье. Джучи оставался весь 1220 г. Передовые отряды монгольского войска подступили к Гургенджу город у Аму-Дарьи в северной части Хорезма , военной хитростью заманили хорезмийцев в западню, перебили до тысячи человек и следом за беглецами ворвались в город, но под напором горожан вынуждены были отступить. Тем временем подоспели основные войска монголов, численностью до 50-ти тысяч воинов. Город был обложен со всех сторон, и осада началась. Жители города не только защищались с большим упорством, но при случае сами переходили в атаку. Действуя таким образом, хорезмийцы перебили множество вражеского войска. Главной причиной неудачи монголов были, по словам мусульманских авторов, раздоры между братьями Джучи и Чагатаем. Первый старался спасти от разрушения цветущий город, а второй желал быстрейшей победы любой ценой. Когда эта весть дошла до Чингиз-хана, он рассердился на старших своих сыновей и назначил начальником всего войска Угедея, который являлся их младшим братом. После этого монгольские воины «дружно направились» на штурм и в течение семи дней захватили весь город целиком. Жителей вывели в степь, отделили от них ремесленников, малолетних детей и молодых женщин, чтобы угнать в плен, а остальные люди были перебиты. Покинув поле, усеянное изрубленными телами, войско завоевателей занялось разграблением и разрушением домов и кварталов. Завершив операцию на берегах нижнего течения Аму-Дарьи, Чагатай и Угедей вернулись к своему отцу, а Джучи с вверенным ему корпусом, со всеми чадами и домочадцами остался в Приаралье. Последние годы Чингиз-хана. Начало распада империи Зиму 1222-1223 гг. Чингиз-хан провел в Самарканде. В начале 1223 г. Джучи получил приказ пригнать диких куланов из Кипчака. Во исполнение приказания отца, он пригнал табуны онагров и, кроме того, в виде подарка еще 20000 белых коней. Встреча Джучи с отцом и братьями произошла на равнине Кулан-баши, в переездах от Сайрама. Устроили курултай, состоялась грандиозная облавная охота с участием всех царевичей, и все лето 1223 г. Затем выступили из степи Кулан-Баши, шли медленно от стоянки к стоянке, пока не достигли Иртыша. Там они провели лето 1224 г. Воздавая долг их верности, мужеству и отваге, устроил курултай с пирами. Осенью того же 1224 г. Чингиз-хан возвращался из западного похода в свод Монголию триумфатором, будучи в то же время в глубокую скорбь. Дело в том, что сравнительно ему стало ведомо, что он, повелитель мира, властелин вселенной, перед смертью — обыкновенный, рядовой человек. А поведал ему об этом китайский философ-отшельник Чан-чунь. Мы все, живые, явились в этот мир, чтобы уйти в небытие навсегда. Эта грустная истина, и она стара как мир. Однако в каждую эпоху находились люди, которые верил в вечную жизнь, и желали себе бессмертия. Чингиз-хан был из их числа. Небо — вечно, Земля — вечна, время — вечно, а люди смертны. Чингиз-хан не желал принимать мир таким, какой он есть. Он уверовал в свою исключительность и ожидал, что однажды, что вот-вот Тэнгри ниспошлет ему вечность, и вот случилось так, что как-то раз очевидно, во время пребывания Чингиз-хана в Китае ему доложили об основах даосизма — одном из направлений древнекитайской философии, суть учения которого — поиски вечного счастья, достигаемого десятью добродетелями. Чингиз-хан буквально понял даосское учение о вечном счастье и еще летом 1219 г. Но в начале осени Чингиз-хан отправился со своими ордами покорять западные страны, так что Чан-чуню пришлось совершить долгое путешествие от Китая через Монголию, Уйгурию, Кульджинский край, Семиречье я Мавераннахр до Гиндукуша. Встреча монгольского хана и китайского отшельника, намеченная на осень 1219 г. Описание удивительного путешествия Чан-чуня, сделанное одним из его спутников-учеников дошло до нас. Русскоязычному читателю доступно в переводе Кафарова Архимандрита Палладия. Нижеследующий диалог взят из этого перевода. Чан-чунъ со своими спутниками-учениками наконец-то прибыл в ханскую ставку, находившуюся то время в четырех днях пути от места переправы через Аму-Дарью; устроился, затем отправился на аудиенцию. Чингиз-хан пригласил его сесть и приказал слугам подать ему кушанье; потом, через переводчика, спросил его: «Святой муж! Чингиз-хан ничем не проявил своего разочарования и только похвалил учителя за чистосердечие и прямоту. Он приказал приготовить две юрты для его помещения, на востоке от ханской. Затем три раза 20, 24 и 28 сентября 1222 г. Чингиз-хан слушал наставления Чан-чуня и приказал записать его речи. Во время всех бесед Чан-чуня с Чингиз-ханом переводчиком служил Ахай, который происходил из каракитаев и был в то время наместником Самарканда. Наступает осень 1224 г.