ОСАДА ДОРОСТОЛА. Бой у Доростола 22 июля 971 г. Второе положение.
Русско-византийская война 970—971 годов
Город Силистра Доростол сегодня. К 969 году вопрос с Болгарией был решен и Святослав закрепился в своей резиденции, в том самом Переяславце на Дунае. Однако изменилась и ситуация. В Византии пришел к власти новый император - Иоанн Цимисхий. Блестящий правитель, который решил все накопившиеся проблемы и начал он именно с Балкан. В общем Святослав получил противника под стать себе подробнее о Цимисхии и его правлении здесь. Личности Как ни странно, но два этих человека - рус Святослав и армянин Иоанн он был родом из армянской знати Византии - были похожи. Блестящие правители принесшие много нового для своих стран, прекрасные полководцы выигравшие немало сражений и , что редкость для правителей, бесстрашные и умелые воины, которые всегда лично участвовали в боях. Передадим слово хронистам. Вот Святослав в "Повести временных лет" - быстрым был, словно пардус, и много воевал. Вот Иоанн Цимисхий в описании современника Льва Диакона: - Он был малого роста, но с широкой грудью и спиной; в нём таилась гигантская сила, руки обладали ловкостью и непреодолимой мощью.
Он один нападал на целый отряд. Иоанн Цимисхий. В общем мужчины стоили друг друга и все последующие события были, по сути, борьбой этих двух блестящих стратегов и великих полководцев. Они по всем параметрам были достойны друг друга. События Понятно, что укрепление русов в Болгарии никак не устраивало византийцев. Начались дипломатические игры. Цимисхий отправил к Святославу посольство с предложением выплатить все по договору с прежним императором, но русы должны уйти из Болгарии. Святослав не то чтобы отказался, но выдвинул в ответ заведомо неприемлемые условия и когда Цимисхий отказался, то предложил Византии вообще уйти с Балканского полуострова и отдать ему еще и Фракию или он сам придет в Константинополь. В 1970 году русские войска вместе с союзными венграми и печенегами перешли Балканский хребет и вторглись во Фракию. Началась горячая фаза конфликта.
Там было много разного. Война шла с переменным успехом. Все решилось в битве под Аркадиополем в том же 970 году. Однако если судить по дальнейшим событиям, то все таки победа осталась за Византией. После этой битвы Святослав уходит обратно в Болгарию и о Константинополе и Фракии уже и речи нет. Ну а 971 году уже византийцы переваливают горы и вторгаются в Болгарию. Причем передовой отряд в 5000 человек ведет лично император. Они с ходу берут столицу Болгарии Преславль и византийская армия двинулась дальше, навстречу основным силам Святослава. Решающая битва Они встретились в апреле 971 года, там же где все и начиналось - под Доростолом. Чаша весов клонилась то в одну, то в другую сторону.
Поначалу инициатива была у русов. Святослав лично повел в атаку своих воинов и центр был прорван.
В 988 году князь Владимир напал на Корсунь Херсон - греческий город на Азове и захватил его.
Византийцы просили у Владимира мира, и он просил императора Василия II убийцу болгар отдать ему в жены свою сестру Анну. Император согласился при условии, что князь Владимир примет христианство. Тем временем князь Владимир заболел в Корсуни глазной болезнью и обещал креститься.
Как только он крестился, случилось чудо: он выздоровел и с приставленными к нему многими греческими священниками вернулся в Киев, где приказал крестить всех своих подданных. Греческие священники совершали крещение в реке Почайне сегодня Днестр. Еще Василий Никитич Татищев - один из первых русских историков 1686-1750 выразил сомнение в том, что "Басня об испытании вер" в "Повести временных лет" не сочинена монахом Нестором.
Согласно Татищеву, монах Нестор был подделан и вставлен автором, находящимся под сильным греческим влиянием. Так думали и Август Людвиг Шлетцер 1735-1808 , П. Новоструев, барон Розенкампф, Измаил Иванович Срезневский и другие.
Михаил Петрович Погодин видит в Повести "много странного и невероятного"... Но чьего авторства является упомянутая «Повесть»? Само его содержание говорит нам, кто он такой.
Болгарский автор справедливо отмечает, что две идеи пронизывают всю переработанную и интерполированную грекофильской или непосредственно греческой рукой «Повесть времен»: а для оправдания господства варягов над русскими славянами, и б для оправдания духовного господства византийцев над Русью. Аналогичного мнения, хотя и в несколько ином варианте, придерживается и академик Дмитрий Лихачев. Профессор Валерий Погорелов находит, что в Киевской Руси шла постоянная борьба между славянским и греческим духовенством.
И обращение князя Владимира и его подданных упомянутым ранее образом является поистине «апофеозом греко-христианской византийской политики». Собственно говоря, Евгений Евсигнеевич Голубинский считает, что эта Повесть «есть чисто греческий вымысел», а автор ее «…не русский, а грек, то есть один из многих греков, живших на Руси в домонгольский период». Но профессор Евгений Голубинский не заметил в этой греческой беллетристике другого, а именно болгарофобии греческого автора и интерполятора "Повести временных лет"!
Это справедливо отмечает наблюдательный болгарский автор Всеволод Николаев в своей работе «Участие славяно-болгарского фактора в преобразовании Киевской Руси» С. Действительно, в большинстве списков «Повести о времени» заметна странная тенденция — смешение дунайских болгар с волжскими болгарами. В Лаврентьевской летописи читаем: «Я пришел от Скуфа, сказал Козар, рекомии Булгары и пришли по Дунаю и жители словенской биши».
Четкой классификации дунайских и волжских болгар не производится. Так и в тексте под 858, 898, 902, 915, 941, 942, 967, 971, 985 и так далее годами. Почему эту тенденцию подтолкнули?
Чтобы обмануть читателей и слушателей «Повест временных лет», что болгары вообще исповедуют ненавистную, нечестивую веру: надо было вычеркнуть из сознания киевских русских людей, имевших не мало контактов с болгарскими славянами , всякая мысль о независимом славянском государстве типа дунайских болгар, о независимой от Византии славянской церкви, типа Преслава или Охрида, а также забыть и упомянуть о том, что христианство пришло в Киевскую Русь от некогда живых отношений между болгарами и русские, и много священнослужителей, и большая литература! Это единственное объяснение той необузданной удочки, с которой византийский интерполятор бросается на болгар в своем произведении. А если к этому добавить, что именно в этот период царь Симеон подверг Византию в лице ее императора и патриарха величайшему унижению и беспокойству, то традиционная византийская ненависть к болгарам станет несколько яснее, дойдя до того, что император Никифор Фока 963-969 называл гонцов царя Петра по Льву Диакону "посланцами беднейшего и грязнейшего скифского народа", а самого Петра называл "кожекусом, одетым в овечью шкуру"!
Не буду описывать оскорбительного отношения Иоанна Цимишия к болгарскому царю Борису II, поведения Василия Болгароубийцы по отношению к воинам Самуила, или даже не напоминать Феофилакту высказывания Охридского о болгарах, что они «вонючие жабы», "обезглавленные трупы... На эту болгарофобию обратили внимание и русские историки Федор Иванович Успенский, Викентий Васильевич Макушев и другие. По словам интерполятора, у болгар такие гнусные и отвратительные обычаи, что даже князь Владимир, выслушав болгарских миссионеров, с отвращением плюнул: болгары представлены как почитатели «Бомиты» или «Бафомета», то есть божества- идол сатаны!
Но этот термин «Бафомет» был неизвестен в 10, 11 и 12 веках и прославился инквизиционными процессами Запада против тамплиеров в 13 и 14 веках. А тут - и это доказательство позднего происхождения вставки в Повести. Однако интересно еще и то, что болгары всегда на первом месте: сначала они приходят к князю Владимиру, сначала князь Владимир отправляет к ним посольство для изучения их веры и так далее.
А волжские болгары, которые были магометанами, по сравнению с дунайскими болгарами, были слишком далеко от Киева. Наоборот - киевские славяне в одной из своих частей, юго-западной части, так называемых угличах и тверцах, по выражению Бориса Александровича Рыбакова, были даже "политически зависимы от Болгарии"! Естественно предположить, что речь идет о посланниках дунайских болгар, но интерполятор смешивает их с волжскими, чтобы стереть и полностью уничтожить в памяти русского народа память о том, что христианская религия была принята Русские славяне через болгар.
Греческий философ Кирилл, присланный из Константинополя для разъяснения им истинной и лучшей веры, сыграл большую роль у князя Владимира и киевских славян. Интерполятор, зная важность и авторитет св. Кирилла среди славян, использовал его имя в своих целях!
Но св. Кирилл умер на целый век с четвертью раньше князя Владимира, и греческий впал в грубейший анахронизм. Кстати, академик Борис Дмитриевич Греков, говоря о «Повести времен», писал: «В источниках смешаны дунайские и волжские болгары».
Крайне предвзятый и грубо тенденциозный византийский интерполятор говорит и о том, что, по его мнению, князь Владимир до своего обращения был типом крайне отрицательным. Он: прелюбодей, обжора, пьяница и развратник, у него пять законных жен и 800 наложниц — больше, чем у Соломона! Эти данные о "владимирских гаремах" не имеют ничего общего с истиной: и у норманнов, и у славян таких обычаев не было и нравы их были слишком строги.
Иными словами, и болгары, и русские являются для византийского интерполятора «варварами», «скифами» и стоят на неизмеримо более низкой ступени, чем византийцы. В заключение этой части моей статьи указываю также, что князь Владимир напал на Корсунь, чтобы получить власть с христианскими священниками, то есть завоевать христианство для себя и своего народа. И здесь цель автора состоит в том, чтобы придать еще большую ценность византийскому христианству.
Князя Владимира крестили в Корсуни греческие священники, затем они крестили его народ в водах Днепра. Церемония была совершена на греческом языке, и князь передал церковь «Св.
Одни советовали убежать незамеченными ночью, другие — заключить с греками перемирие. Но Святослав убедил военачальников и дружину принять последний бой, так как русы никогда не спасались от врага бегством.
Четвертый и последний бой Последний бой под Доростолом состоялся 22 июля. Когда войско Святослава вышло в поле, князь велел запереть врата города, чтобы никто не смог убежать с поля боя. Греческое войско тоже выстроилось в боевой порядок. Сначала русы атаковали греков, и к полудню те отступили.
Греки не смогли воспользоваться своим численным преимуществом, так как войско Святослава все время держалось вблизи городских стен. Цимисхий задумал хитрый маневр: одна половина войска греков во время боя с русами должна была увести их подальше от города, а другая половина должна была с тыла отрезать противника от Доростола. Хитрость удалась, но не принесла победы грекам. Во время боя начался ливень, и буря со стороны греков принесла груды песка, застилавшие глаза воинам Святослава.
Сжимаемые врагом и спереди, и сзади, посекаемые ливнем и песком, обессилевшие русы мужественно сражались и с большим трудом прорвались к воротам Доростола. Русы выдержали 3-месячную осаду и не сдали Доростол, не проиграли ни одного боя, хотя и числом, и техникой греки имели преимущество. Цимисхий пошел на все условия Святослава: он должен был обеспечить продовольствием русов и позволить им уплыть на своих ладьях на родину, а также подтвердил право русов беспрепятственно торговать с Византией. Печенеги, предупрежденные Цимисхием, ждали Святослава с богатыми трофеями у днепровских порогов.
В результате почти все воины и сам Святослав погибли. Утверждаясь на Балканах, Святослав стремился усилить могущество Руси, расширить ее территории.
А поскольку в разных условиях и ситуациях эти правила могут отличаться, то и значение понятия «комильфо» бывает разным. То есть это может касаться как правил поведения, так и формы одежды.
Ну а когда говорят «не комильфо», в зависимости от ситуации хотят сказать, что такое поведение, манеры или поступки не приняты в приличном обществе. Шарашкина контора Фраза «шарашкина контора» или шарага возникла в живой разговорной речи как символ ненадежного и подозрительного предприятия или организации, с которой не стоит связываться. А истоки этого выражения в тюремном жаргоне СССР. Слово «шарашка» произошло из диалектного «шарань» — шваль, голытьба, жулье.
Условия содержания работников мало чем отличались от тюремных, да и за невыполнение плана грозило не лишение премии,а новый срок или расстрел. Через шарашки прошли многие выдающиеся советские учёные и конструкторы. Основным направлением ОТБ была разработка военной и специальной используемой спецслужбами техники.
Оборона Доростола.
А Киевская земля далеко и печенеги с нами враги — то кто нам поможет? Заключим же мир с цесарю, потому что он же согласился нам на дань, — и этого пусть будет довольно нам. Если он перестанет нам сдавать дань, то снова, собравши воинов больше даже чем было у нас сначала, придем к Цесареграду». Речь Святослава была по душе дружине, и они послали лучших мужей к цесарю. Придя к императорскому владению, они на второй день были приняты Иоанном I Цимисхием. Он сказал: «Пусть говорят послы русов». Тогда послы сказали: «Так говорит князь наш: «Хочу я иметь истинную дружбу с цесарем греческим на все грядущие времена». Император велел писарю писать на хартию все речи Святославовы.
И начали говорить послы, и их слова записал писарь. На страницах Летописи сохранился текст договора великого князя с византийским импереатором. Я, Святослав, великий князь киевский, как клялся, так и утверждаю настоящим договором присягу свою, что хочу вместе с русами, которые подо мной, боярами и другими людьми, иметь мир и крепкую дружбу с большим цесарем греческим и с Василием, и с Константином, и с другими боговдохновенными цесарями, и со всеми людьми вашими до во веки веков. Никогда я не буду посягать на землю вашу, не собирать людей против нее, ни приводить другой народ на землю вашу, ни на другие края, которые находятся под властью греческой, ни на волость Корсунскую и на города ее, сколько их есть, ни на землю болгарскую. А если другой кто-нибудь посягнет на землю вашу, то я буду противником ему и буду биться с ним. Как и клялся я цесарям греческим, а со мной бояре и русы, будем мы соблюдать предыдущие договора. Если же мы не соблюдем чего из того, что было сказано раньше, то я и все, кто со мной и подо мной, пусть будем проклятые богом, кто в какого верует — у Перуна и Волоса, бога скота, своим оружием пусть мы посеченные будем и пусть мы умрем.
Вы же имейте это за истину, которую ныне совершил я вам и написал на хартии этой, а мы своими печатями запечатали». Встреча состоялась на берегу Дуная после подписания мирного договора, о чем подробно рассказал Лев Дьякон. Святослав прибыл по реке на лодке. Он сидел на веслах и греб вместе со своими воинами, ничем не отличаясь от них. Выглядел великий князь так: среднего роста, ни слишком высокий, ни слишком мал, с густыми бровями, голубыми глазами, ровным носом, бритой головой и с густыми длинными усами. Глава у него была совсем голая и лишь на одном ее боку висела прядь волос, который означал знатность рода. У него была крепкая шея и широкие плечи, а все телосложение довольно стройное.
Приятна ли жизнь для тех, которые спасли ее бегством? И не впадем ли в презрение у народов соседственных, доселе ужасаемых именем Русским? Наследием предков своих мужественные, непобедимые, завоеватели многих стран и племен, или победим Греков, или падем с честию, совершив дела великие! Он велел запереть городские ворота, чтобы никто не мог думать о бегстве и возвращении в Доростол. Сражение началося утром: в полдень Греки, утомленные зноем и жаждою, а более всего упорством неприятеля, начали отступать, и Цимиский должен был дать им время на отдохновение. Скоро битва возобновилась. Император, видя, что тесные места вокруг Доростола благоприятствуют малочисленным Россиянам, велел Полководцам своим заманить их на обширное поле притворным бегством; но сия хитрость не имела успеха: глубокая ночь развела воинства без всякого решительного следствия. Цимиский, изумленный отчаянным мужеством неприятелей, вздумал прекратить утомительную войну единоборством с Князем Святославом и велел сказать ему, что лучше погибнуть одному человеку, нежели губить многих людей в напрасных битвах. Святослав ответствовал: «Я лучше врага своего знаю, что мне делать.
Если жизнь ему наскучила, то много способов от нее избавиться: Цимиский да избирает любой! Греки всего более хотели смерти Героя Святослава. Один из их витязей, именем Анемас, открыл себе путь сквозь ряды неприятелей, увидел великого Князя и сильным ударом в голову сшиб его с коня; но шлем защитил Святослава, и смелый Грек пал от мечей дружины Княжеской.
Это вынудило русичей скрыться в стенах Доростола. Оборона Доростола фото К городу со стороны реки Дунай 25 апреля был выстроен византийский флот и тем самым заблокировал подходы к Доростолу. Цимисхий вышел на поле битвы, но Святослав не вывел войска, а начал с башен обстрел стрелами и камнями.
К концу дня конница Руси вышла из стен города, но византийцы не атаковали и они вернулись в укрытие. Готовясь ко второй схватке, сомкнувшись в пеший строй и соединив длинные копья, приготовились к атаке. Бой длился долгое время. Загородив судами выход к морю, Святослав и его войска засели в крупную осаду. Пораженный дерзостью Святослава, Цимисхий приказал усилить бдительность и наблюдение за противником. В крепости же начался голод и многие болгары начали переходить на сторону византийцев.
Святослав жестко отреагировал - казнил несколько сотен знатных горожан, чтобы устрашить людей и остановить бегство. После обеда 19 июля, Святослав и его войска подожгли осадные сооружения и убили главнокомандующих.
На переднем плане — сцены жертвоприношения пленных жителей крепости, включая младенцев, богу Перуну, а в правой части полотна — сцена гадания: воин держит в руке петуха, и когда отрубленная голова птицы упадет в воду, жрец сосчитает круги, расходящиеся от нее. В центре картины изображен сам князь Святослав на белом коне. Карамзин Николай Михайлович. История государства Российского. Том I. Уже более двух месяцев продолжалась осада; счастие совсем оставило Россиян. Они не могли ждать никакой помощи. Отечество было далеко - и, вероятно, не знало их бедствия.
Народы соседственные волею и неволею держали сторону Греков, ибо страшились Цимиския. Воины Святославовы изнемогали от ран и голода. Напротив того, Греки имели во всем изобилие, и новые Легионы приходили к ним из Константинополя. В сих трудных обстоятельствах Святослав собрал на совет дружину свою.
Война с Цимискием. [Русско-Византийская война за Болгарию. Часть 3: Осада Доростола]
- Осада Доростола.
- Вторжение полководца Ганнибала в Италию
- Регистрация на сайте
- ВАРЯГИ: О ВОЙНЕ С РУСЬЮ ИМПЕРАТОРОВ НИКИФОРА ФОКИ И ИОАННА ЦИМИСХИЯ
Князь Святослав и император Цимисхий или битва при Доростоле, война двух великих
Героическая оборона Доростола Великий князь Святослав Храбрый. Героическая оборона Доростола Великий князь Святослав Храбрый. В ролике показали осаду крепости, массовые сражения армий и процесс тренировки воинов. Текст, приведённый в «Повести временных лет» под 6479 (971) годом, считается полным текстом русско-византийского мирного договора, заключённого в июле 971 года после осады Доростола. Чтобы Иоанн Цимисхий сам предложил мир Светославу, нужно доказать, что русское войско еще сильно и что осада Доростола может затянуться до бесконечности. В открытом бою у Доростола рать Святослава держалась стойко.
ПОХОДЫ РУССКОГО КНЯЗЯ СВЯТОСЛАВА ИГОРЕВИЧА 942—972 гг.
Самые жены их ополчались и, как древние Амазонки, мужествовали в кровопролитных сечах. Малейший успех давал им новую силу. Однажды в счастливой вылазке, приняв Магистра Иоанна, свойственника Цимискиева, за самого Императора, они с радостными кликами изрубили сего знатного сановника и с великим торжеством выставили голову его на башне.
Здесь в распоряжении Льва Диакона были официальные документы, где имелось четкое указание, на какое количество воинов Святослав должен был получить продовольствие при возвращении домой.
Возможно, что именно в этот момент киевский князь и завысил численность своего войска на 10 000 воинов, как об этом свидетельствует Повесть временных лет 31, 104. Информацию Скилицы о том, что «насчитывалось их триста тридцать тысяч» 7, 127 , всерьез воспринимать не стоит. Гибель Иоанна Куркуаса. Миниатюра из «Истории» Иоанна Скилицы 23 апреля передовой отряд ромеев попал в засаду и был разбит.
Император приказал прочесать окрестности, пойманных дружинников привели к Цимисхию и изрубили мечами на глазах у базилевса. После этого на равнине у Доростола в бой вступили главные силы противников. Святослав выстроил войско обычным боевым порядком: «Тавроскифы плотно сомкнули щиты и копья, придав своим рядам вид стены, и ожидали противника на поле битвы» 7, 73. Это были воины, «защищенные кольчугами и доходившими до самых ног щитами» 7, 76.
Цимисхий поставил в центре боевых порядков тяжеловооруженную пехоту, за ней поставил легковооруженных воинов, на флангах расположил панцирную кавалерию катафрактариев. Возникает вопрос о наличии у Святослава конницы. Лев Диакон постоянно напоминает читателям о том, что русские не умели сражаться на конях: «Они всегда прежде шли в бой в пешем строю, а ездить верхом и сражаться с врагами [на лошадях] не умели» 7, 75. И даже не умели управлять лошадьми при помощи поводьев.
Это преувеличение. Русские постоянно воевали со степняками, что было невозможно без сильной и хорошо подготовленной конницы. Поэтому можно говорить о том, что конная дружина у Святослава была, пусть и немногочисленная. Битва долго имела неясный исход, «стена щитов» до самого вечера успешно отражала атаки византийской пехоты.
Тогда Цимисхий повел в атаку панцирную кавалерию. Святослав отступил в Доростол, поле боя осталось за ромеями. На рассвете имперская армия подошла к городу и расположилась лагерем на холме. Цимисхий опасался вражеских атак и поэтому распорядился окружить расположение войск рвом и валом.
Напротив восточных ворот Доростола расположился стратопедарх Петр с воинами из Фракии и Македонии, у западных ворот стоял Варда Склир с войсками из восточных провинций. На следующее утро ромеи пошли на штурм. Русские удачно использовали стоявшие на городских стенах и башнях болгарские метательные машины, нанесли противнику большие потери и заставили отступить обратно в лагерь. Рассказ Льва Диакона о дальнейших событиях противоречив.
Историк пишет о том, как русские вышли сражаться против ромеев в конном строю, хотя перед этим внушал читателям, что они этого не умеют делать. Скилица просто констатирует сам факт появления русских всадников и ничего не пишет, что воины Святослава не умели сражаться в конном строю: «Вышли они, выстроившись в боевой порядок, и тогда в первый раз появились верхом на лошадях, в предшествующих же сражениях бились пешими» 7, 128. Вряд ли Святослав повел в конную атаку воинов, не умеющих ездить на лошадях, да и сам ход боя в изложении Скилицы об этом не свидетельствует. После продолжительного сражения панцирная кавалерия Империи отбросила русскую конницу обратно в город.
В этот же день по Дунаю поднялись огненосные дромоны ромеев и корабли с продовольствием для сухопутной армии. Опасаясь греческого огня, Святослав распорядился вытащить ладьи на сушу. Началась тесная блокада Доростола. Киевский князь не прятался за городскими укреплениями, он всё время пытался навязать Цимисхию свою тактику ведения войны.
Вечером 26 апреля русская рать под командованием воеводы Сфенкела вышла из Доростола и выстроилась на равнине перед городом. Цимисхий вызов принял, покинул лагерь и развернул армию в боевые порядки. Битва свелась к лобовому столкновению и долго шла с переменным успехом, чаша весов клонилась то на одну, то на другую сторону. Переломным моментом стала гибель Сфенкела, сражавшегося в первом ряду и погибшего в рукопашной схватке.
Также была осада города —29 апреля. Византия выстроилась в две линии: первая линия состояла из пехоты по центру и конницы по флангу, а во второй выстроились, непрерывно стреляя, лучники и пращники. Отстояв 12 атак византийцев, на вымотанные войска Святослава Цимисхий бросил всю свою конницу. Это вынудило русичей скрыться в стенах Доростола. Оборона Доростола фото К городу со стороны реки Дунай 25 апреля был выстроен византийский флот и тем самым заблокировал подходы к Доростолу. Цимисхий вышел на поле битвы, но Святослав не вывел войска, а начал с башен обстрел стрелами и камнями. К концу дня конница Руси вышла из стен города, но византийцы не атаковали и они вернулись в укрытие. Готовясь ко второй схватке, сомкнувшись в пеший строй и соединив длинные копья, приготовились к атаке.
Бой длился долгое время. Загородив судами выход к морю, Святослав и его войска засели в крупную осаду. Пораженный дерзостью Святослава, Цимисхий приказал усилить бдительность и наблюдение за противником.
Еще Василий Никитич Татищев - один из первых русских историков 1686-1750 выразил сомнение в том, что "Басня об испытании вер" в "Повести временных лет" не сочинена монахом Нестором. Согласно Татищеву, монах Нестор был подделан и вставлен автором, находящимся под сильным греческим влиянием.
Так думали и Август Людвиг Шлетцер 1735-1808 , П. Новоструев, барон Розенкампф, Измаил Иванович Срезневский и другие. Михаил Петрович Погодин видит в Повести "много странного и невероятного"... Но чьего авторства является упомянутая «Повесть»? Само его содержание говорит нам, кто он такой.
Болгарский автор справедливо отмечает, что две идеи пронизывают всю переработанную и интерполированную грекофильской или непосредственно греческой рукой «Повесть времен»: а для оправдания господства варягов над русскими славянами, и б для оправдания духовного господства византийцев над Русью. Аналогичного мнения, хотя и в несколько ином варианте, придерживается и академик Дмитрий Лихачев. Профессор Валерий Погорелов находит, что в Киевской Руси шла постоянная борьба между славянским и греческим духовенством. И обращение князя Владимира и его подданных упомянутым ранее образом является поистине «апофеозом греко-христианской византийской политики». Собственно говоря, Евгений Евсигнеевич Голубинский считает, что эта Повесть «есть чисто греческий вымысел», а автор ее «…не русский, а грек, то есть один из многих греков, живших на Руси в домонгольский период».
Но профессор Евгений Голубинский не заметил в этой греческой беллетристике другого, а именно болгарофобии греческого автора и интерполятора "Повести временных лет"! Это справедливо отмечает наблюдательный болгарский автор Всеволод Николаев в своей работе «Участие славяно-болгарского фактора в преобразовании Киевской Руси» С. Действительно, в большинстве списков «Повести о времени» заметна странная тенденция — смешение дунайских болгар с волжскими болгарами. В Лаврентьевской летописи читаем: «Я пришел от Скуфа, сказал Козар, рекомии Булгары и пришли по Дунаю и жители словенской биши». Четкой классификации дунайских и волжских болгар не производится.
Так и в тексте под 858, 898, 902, 915, 941, 942, 967, 971, 985 и так далее годами. Почему эту тенденцию подтолкнули? Чтобы обмануть читателей и слушателей «Повест временных лет», что болгары вообще исповедуют ненавистную, нечестивую веру: надо было вычеркнуть из сознания киевских русских людей, имевших не мало контактов с болгарскими славянами , всякая мысль о независимом славянском государстве типа дунайских болгар, о независимой от Византии славянской церкви, типа Преслава или Охрида, а также забыть и упомянуть о том, что христианство пришло в Киевскую Русь от некогда живых отношений между болгарами и русские, и много священнослужителей, и большая литература! Это единственное объяснение той необузданной удочки, с которой византийский интерполятор бросается на болгар в своем произведении. А если к этому добавить, что именно в этот период царь Симеон подверг Византию в лице ее императора и патриарха величайшему унижению и беспокойству, то традиционная византийская ненависть к болгарам станет несколько яснее, дойдя до того, что император Никифор Фока 963-969 называл гонцов царя Петра по Льву Диакону "посланцами беднейшего и грязнейшего скифского народа", а самого Петра называл "кожекусом, одетым в овечью шкуру"!
Не буду описывать оскорбительного отношения Иоанна Цимишия к болгарскому царю Борису II, поведения Василия Болгароубийцы по отношению к воинам Самуила, или даже не напоминать Феофилакту высказывания Охридского о болгарах, что они «вонючие жабы», "обезглавленные трупы... На эту болгарофобию обратили внимание и русские историки Федор Иванович Успенский, Викентий Васильевич Макушев и другие. По словам интерполятора, у болгар такие гнусные и отвратительные обычаи, что даже князь Владимир, выслушав болгарских миссионеров, с отвращением плюнул: болгары представлены как почитатели «Бомиты» или «Бафомета», то есть божества- идол сатаны! Но этот термин «Бафомет» был неизвестен в 10, 11 и 12 веках и прославился инквизиционными процессами Запада против тамплиеров в 13 и 14 веках. А тут - и это доказательство позднего происхождения вставки в Повести.
Однако интересно еще и то, что болгары всегда на первом месте: сначала они приходят к князю Владимиру, сначала князь Владимир отправляет к ним посольство для изучения их веры и так далее. А волжские болгары, которые были магометанами, по сравнению с дунайскими болгарами, были слишком далеко от Киева. Наоборот - киевские славяне в одной из своих частей, юго-западной части, так называемых угличах и тверцах, по выражению Бориса Александровича Рыбакова, были даже "политически зависимы от Болгарии"! Естественно предположить, что речь идет о посланниках дунайских болгар, но интерполятор смешивает их с волжскими, чтобы стереть и полностью уничтожить в памяти русского народа память о том, что христианская религия была принята Русские славяне через болгар. Греческий философ Кирилл, присланный из Константинополя для разъяснения им истинной и лучшей веры, сыграл большую роль у князя Владимира и киевских славян.
Интерполятор, зная важность и авторитет св. Кирилла среди славян, использовал его имя в своих целях! Но св. Кирилл умер на целый век с четвертью раньше князя Владимира, и греческий впал в грубейший анахронизм. Кстати, академик Борис Дмитриевич Греков, говоря о «Повести времен», писал: «В источниках смешаны дунайские и волжские болгары».
Крайне предвзятый и грубо тенденциозный византийский интерполятор говорит и о том, что, по его мнению, князь Владимир до своего обращения был типом крайне отрицательным. Он: прелюбодей, обжора, пьяница и развратник, у него пять законных жен и 800 наложниц — больше, чем у Соломона! Эти данные о "владимирских гаремах" не имеют ничего общего с истиной: и у норманнов, и у славян таких обычаев не было и нравы их были слишком строги. Иными словами, и болгары, и русские являются для византийского интерполятора «варварами», «скифами» и стоят на неизмеримо более низкой ступени, чем византийцы. В заключение этой части моей статьи указываю также, что князь Владимир напал на Корсунь, чтобы получить власть с христианскими священниками, то есть завоевать христианство для себя и своего народа.
И здесь цель автора состоит в том, чтобы придать еще большую ценность византийскому христианству. Князя Владимира крестили в Корсуни греческие священники, затем они крестили его народ в водах Днепра. Церемония была совершена на греческом языке, и князь передал церковь «Св. Божией Матери» Корсуни греческие священники служили в нем на греческом языке. По этому поводу профессор Валерий Погорелов писал: «Куда делись все эти греческие книги, эти греко-русские литераторы?
И подчеркивает: «Нет никаких следов того, что когда-либо на Руси было греческое богослужение, что были греческие книги и что русские пользовались греческой письменностью. Самые древние книги, привезенные на Русь и сохранившиеся там, были не греческие, а болгарские. Преобразование Киевской Руси шло снизу вверх, а не сверху вниз, как это было в Болгарии. Христианство, уже принятое большей частью славянских масс, стихийно и отовсюду вторгалось в варяжскую группу и проникало в нее различными путями.
ПОХОДЫ РУССКОГО КНЯЗЯ СВЯТОСЛАВА ИГОРЕВИЧА 942—972 гг.
Тесно окружив магистра, они зверским образом изрубили его вместе с доспехами своими мечами и секирами, насадили голову на копье и стали потешаться над ромеями, крича, что они закололи их императора, как жертвенное животное»[371]. Русы собирались было поджечь осадные машины, но подоспевшие ромеи отстояли их. Ободренные этой победой, русы наутро это было 20 июля, по славянскому языческому календарю — Перунов день вышли из города и построились в боевой порядок. Ромеи «также выстроились в глубокую фалангу и двинулись им навстречу». В этом бою русов возглавлял некий Икмор возможно, воевода таврических русов. По словам Льва Диакона, это был «храбрый муж гигантского роста, первый после Сфендослава предводитель войска, которого [скифы] почитали по достоинству вторым среди них. Окруженный отрядом приближенных к нему воинов, он яростно устремился против ромеев и поразил многих из них. Увидев это, один из телохранителей императора, сын архига [эмира] критян Анемас[372], воспламенился доблестью духа, вытащил висевший у него на боку меч, проскакал на коне в разные стороны и, пришпорив его, бросился на Икмора, настиг его и ударил мечом в шею — голова скифа, отрубленная вместе с правой рукой, скатилась на землю. Как только Икмор погиб, скифы подняли крик, смешанный со стоном, а ромеи устремились на них. Скифы не выдержали натиска противника; сильно удрученные гибелью своего предводителя, они забросили щиты за спины и стали отступать к городу, а ромеи преследовали их и убивали».
По сведениям Скилицы, среди убитых русов было несколько женщин, переодетых в мужское платье. Ночью русы вышли из города и начали подбирать своих павших воинов. Лев Диакон довольно подробно описал жуткую картину языческих похорон: русы нагромоздили трупы перед стеной, «разложили много костров и сожгли, заколов при этом по обычаю предков множество пленных, мужчин и женщин. Святослав совещается с дружиной миниатюра из рукописи Иоанна Скилицы Совершив эту кровавую жертву, они задушили несколько грудных младенцев и петухов, топя их в водах Истра [Дуная]». На рассвете Святослав держал совет со старейшей дружиной о том, что делать дальше. Согласно Льву Диакону, мнения разделились. Одни воеводы настаивали на том, чтобы ночью погрузиться в ладьи и попробовать тайком проскользнуть мимо ромейских кораблей, «потому что невозможно сражаться с покрытыми железными доспехами всадниками, потеряв лучших бойцов». Другие опасались греческого огня и советовали предварительно помириться с ромеями, взяв с них клятву не препятствовать уходу русской флотилии. Скилица пишет, что все высказались за то, чтобы так или иначе прекратить войну.
Речи сторонников мира Повесть временных лет передает так: «аще не сотворим мира со царем, а увесть [узнает] царь, яко мало нас есть, пришедшие оступят ны [блокируют нас] во граде.
Во время 2-го похода Святослава в Болгарию в 970—971-м русское войско прошло Балканы и заняло Македонию, но под натиском сил узурпировавшего власть и ставшего византийским императором Иоанна I Цимисхия отошло к Доростолу. После тяжелых и кровопролитных сражений с сильными дружинами Цимисхия 23 и 25 апреля 971-го Святослав вынужден был отступить в крепость. Около 3 месяцев осажденные обороняли город, осуществляя смелые вылазки, чтобы уничтожить осадную технику византийцев, нанести им урон в живой силе и пополнить запасы продовольствия. К 65-му дню осады их положение стало тяжелым: скопилось много раненых, начался голод.
Он заявил: «Волей или неволей мы должны драться. Не посрамим же земли русской, но ляжем костьми, мертвые бо сраму не имут«.
Так главные силы русов находились в Доростоле, а отряд под командованием Сфенкела был расположен в Преславе там же находился и болгарский царь Борис II. Бой у Преслава[ править править код ] На рассвете 13 апреля [7] византийское войско, построившись «густыми рядами», начало подходить к Преславу. Русы успели выстроиться в боевой порядок, прикрывшись большими щитами до пят, и сами бросились на греков.
Бой был упорным без явного преимущества сторон, пока император не приказал гвардии «бессмертных» атаковать левый фланг русов. Не выдержав напора бронированной конницы, русы отошли в крепость. На следующий день к грекам подошли осадные орудия, и они пошли на приступ Преслава. Греки подожгли его, выкуривая засевших там русов. Те вынуждены были выйти на открытое место, где греки окружили их и в упорной битве практически всех уничтожили.
Однако, небольшой части войска под командованием воеводы Сфенкела удалось уйти к Доростолу где находился Святослав с основными силами. После празднования Пасхи 17 апреля Иоанн Цимисхий двинулся к Доростолу, заняв по пути ряд болгарских городов, «которые отложились от русов и пристали к римлянам». Силы сторон[ править править код ] Лев Диакон утверждает [9] , что при переходе Балкан Цимисхий имел 15 тысяч гоплитов и 13 тысяч всадников, кроме того отборный отряд «бессмертных» и большой обоз с прочим войском, а у Святослава в походе в Болгарию было 60 тысяч человек. По его мнению под Доростолом у русов по-прежнему было 60 тысяч воинов. По сообщению [10] Скилицы Цимисхий захватил перевалы с отрядом в 5 тыс.
По мнению Н. Шефова [11] при Доростоле византийские войска составляли 40—45 тысяч человек, в том числе 15 тысяч конницы, а войска Святослава — около 20 тысяч человек. Венгерские и печенежские союзники, по-видимому, к этому времени покинули Святослава [8] и не успевали прийти к нему на помощь [3]. Это подтверждает сообщение Скилицы о том, что Святослав в Доростоле не надеялся «ни на какую помощь», что «собственная их страна находилась очень далеко, а соседние варварские народы, боясь ромеев, не соглашались помочь им» [10] и повесть временных лет : «А Руска земля далеча, а печенези с нами ратьни, а кто ны поможеть? Они уничтожили этот отряд, но и сами погибли.
Русы ожидали основные силы византийцев на ближних подступах к Доростолу, «сомкнув щиты и копья, наподобие стены» см. Боевой порядок византийского войска состоял из двух линий: в первой линии в центре стояла пехота, а по флангам конные латники, составлявшие два крыла; во второй линии построились непрерывно стреляющие лучники и пращники. В упорном бою русы отразили 12 атак византийцев. Вечером Цимихсий, собрав всю свою конницу, бросил её против истощенных русов, что вынудило их укрыться за стенами Доростола. Святослав приказал вытащить свои ладьи на берег, чтобы их не сжег враг.
В тот же день Цимисхий подступил к городу, но русы не вышли в поле, а только со стен и из башен бросали в противника камни и метали стрелы. Вскоре византийцы возвратились в лагерь. К вечеру дружина Святослава в конном строю выступила из города [14] , но Цимисхий не решился атаковать дружину Святослава, и она возвратилась в Доростол. Второй бой 26 апреля [ править править код ] 26 апреля произошёл второй бой под Доростолом. Войско Святослава вышло в поле и выстроилось в пешем строю в своих кольчужных бронях и шлемах, сомкнув длинные, до самых ног, щиты и выставив копья.
Византийцы атаковали русов, после чего завязался упорный бой, в котором погиб воевода Сфенкел. По сообщению византийского историка Кедрина , русы сохранили за собой поле боя и оставались там всю ночь с 26 на 27 апреля.
Мертвые сраму не имут. Если побежим, осрамим себя. Станем же крепко. Если моя голова ляжет, промышляйте о себе». В ответ ему его воины отвечали: «Где твоя голова ляжет, там и мы свои головы сложим». Доблестный воин Святослав оставался язычником в отличие от своей матери княгини Ольги, принявшей христианство. Нужно обратить внимание на то, что под словом «тризна» подразумевался не поминальный пир, а священные жертвы в честь мертвых, призванные отводить смерть от живых. Эту трактовку Семирадский почерпнул из сочинения А.
Котляревского «О погребальных обычаях языческих славян» 1868.
Князь Святослав и император Цимисхий или битва при Доростоле, война двух великих
Бой у Доростола 22 июля 971 г. Второе положение. 3.3 Осада Доростола. После трехмесячной осады Доростола и, особенно после последней битвы, он ее потерял. Битва при Доростоле (971 г.) В 968-971 годах киевский князь Святослав как союзник Византии совершил серию походов на Балканы, против Болгарии. Постепенно, день за днем, греки с помощью стенобитных и камнеметных машин разрушали стены и валы.
Походы Святослава, взлет язычества, Византия и Киевская Русь
Второй болгарский поход Великого князя Светослава - 6478-6479 ЛѢТЪ Ѿ С.М.З.Х. (970-971 ГОДЫ Ѿ Р.Х.) | Осаду Доростола он не начинал, дожидаясь прихода флота. |
Князь Святослав и император Цимисхий или битва при Доростоле, война двух великих | Том I. Глава VII. Святослав. Осада Доростола. Отрывок из сочинения Николая Карамзина «История государства Российского» читает народный артист России Валерий Баринов. |
Князь Святослав и император Цимисхий или битва при Доростоле, война двух великих | В ночь на 29 апреля вокруг Доростола был вырыт глубокий ров, чтобы осаждающие не могли близко подойти к крепостной стене и установить осадные машины. |
Оборона Доростола | это... Что такое Оборона Доростола? | Затем византийцы окружили Доростол. Осада продолжалась в течение трех месяцев, сопровождаясь периодическими битвами, в которых стороны несли серьезные потери. |
Битва под Доростолом в 971 г.
Успехи России встревожили её соседей - против неё выступили Литва и Польша, объединившиеся в Речь Посполитую, а затем и Швеция. Россия стала терпеть поражения. Талантливый полководец, польский король Стефан Баторий свёл на нет все завоевания Ивана Грозного в Ливонии. В 1581 году Баторий осадил Псков, намереваясь в случае успеха идти на Новгород и Москву, но отчаянная 5-месячная оборона Пскова спасла Россию от тяжких бедствий. Баторий, потерпев неудачу, пошёл не на Москву, а на мирные переговоры. Россия отказывалась в пользу Речи Посполитой от всех своих завоеваний в Ливонии, но и Речь Посполитая возвращала царю захваченные в течение войны русские земли. Если бы Псков не выстоял, Ливонская война могла бы закончиться для России куда более катастрофично.
Битва при Роченсальме 1790 г. Несчастное для России второе роченсальмское сражение произошло в ходе Русско-шведской войны 1788-1790 годов. Воспользовавшись тем, что основные русские силы воевали с Турцией, Швеция начала войну, рассчитывая на быструю и лёгкую победу. Но что-то пошло не так. Бои происходили, в основном, на море, и русский флот наносил шведам поражение. На второй год войны на горизонте уже маячил выгодный для России мир, с аннексиями и контрибуциями...
И тут случился второй морской бой при Роченсальме.
Они дошли до Фессалоник. Грекам пришлось мобилизовать значительные силы, чтобы вытеснить противника. В результате Константинополь и Киев обменялись ударами. Подкупленные византийцами печенежские вожди впервые привели войска к Киеву. А Святослав, зная или догадываясь, кто виноват в печенежском нашествии, направил послов в Буду и попросил венгерских вождей ударить по Византии. Теперь маски были сброшены. Греки, убедившись, что ни золото, ни набеги печенегов не поколебали решимости Святослава остаться на Дунае, предъявили ультиматум, русский князь ответил отказом. Болгары заключили союз со Святославом.
Русы разоряли приграничные области империи. Дело шло к большой войне. Однако время для схватки со Святославом было неудобное. Арабы отвоевывали занятые Никифором Фокой территории, пытались отбить Антиохию. Варда Фока поднял мятеж. Империю уже третий год терзал голод, особенно обострившись к весне 970 года, вызывая у населения недовольство. Раскололась Болгария. От Преславы отделилось Западно-Болгарское царство, которое стало проводить антивизантийскую политику. В этих крайне невыгодных условиях новый византийский басилевс проявил себя искушенным политиком и решил выиграть время у Святослава, чтобы собрать войска, разбросанные по фемам военно-административные округа Византийской империи.
К русскому князю весной 970 года было отправлено новое посольство. Русские потребовали от греков выплатить дань, которую Константинополь должен был обязан выплачивать согласно прежним соглашениям. Греки, видимо, поначалу согласились. Но тянули время, стали собирать мощную армию. Одновременно греки потребовали ухода русских войск с Дуная. Князь Святослав Игоревич, по информации византийского хрониста Льва Диакона, был готов уйти, но потребовал огромный выкуп за оставляемые на Дунае города. В противном случае, заявил Святослав, «да переселятся они греки из Европы, им не принадлежавшей, в Азию; да не мечтают, что тавроскифы русы без сего примирятся с ними». Понятно, что Святослав и не собирался уходить, предъявляя грекам трудновыполнимые требования. Русский князь не планировал уходить из Подунавья, которое хотел сделать центром своей державы.
Но переговоры продолжались. Византийцы выгадывали время. Святославу оно также было необходимо. В то время как греческие послы пытались улестить и обмануть Святослава Игоревича в Переяславце, посланцы русского князя уже отправились в печенежские и венгерские владения. Венгры были старыми союзниками Руси и постоянными врагами Византии. Их отряды регулярно угрожали Византийской империи. Венгерские отряды поддерживали войска Святослава в 967 году и в 968 году атаковали византийские земли по его просьбе. И теперь князь Святослав Игоревич снова звал союзников на бой с Византией. О послах Святослава к уграм знал византийский хронист Иоанн Скилица.
Сообщил об этом союзе и Татищев. В «Истории Российской» он сообщил, что когда шли переговоры между послами Цимисхия и Святославом, у русского князя было всего 20 тыс. О поляках другие источники не сообщают, но в тот период вражды между Русью и Польшей не было, поэтому какие-то польские воины вполне могли выступить на стороне Святослава. За печенежских вождей шла борьба. В Константинополе прекрасно знали цену и значение союза с ними. Ещё император Константин VII Багрянородный, автор сочинения «Об управлении империей», писал, что когда римский император в Константинополе считали себя наследниками Рима живет в мире с печенегами, то ни русы, ни венгры не могут совершать нападения на ромейскую державу. Однако на печенегов как на своих союзников смотрели и в Киеве. Нет никаких данных о боевых действиях между Русью и печенегами за период с 920 по 968 год. А это в условиях постоянных боестолкновений на границе «леса и степи» в тот период истории довольно редкое, даже можно сказать уникальное явление.
Более того, печенеги видимо, такой же обломок скифо-сарматского мира, как и Русь регулярно выступают как союзники русов. В 944 году великий князь Игорь Рюрикович ведёт на Византийскую империю «Великую Скуфь Скифию », печенеги входят в состав союзной армии. Когда с Константинополем заключен почетный мир, Игорь отправил печенегов воевать с враждебными болгарами. О союзе русов и печенегов сообщают и восточные авторы. Арабский географ и путешественник X века Ибн-Хаукаль называет печенегов «шипом русиев и их силой». В 968 году византийцы смогли подкупить часть печенежских родов, и они подошли к Киеву. Однако Святослав наказал дерзких. К началу войны с Византией печенежские отряды снова влились в войско Святослава Игоревича. Готовясь к войне с Византийской империей, русский князь позаботился и о внешнеполитическом курсе Болгарии.
Правительство царя было привязано к политике Святослава. Об этом говорят многочисленные факты. Болгары выступали в роли проводников, болгарские воины сражались с греками в составе русской армии. Русы и болгары вместе обороняли города от противника. Болгария стала союзницей Руси. Вполне возможно, что в этот период в окружении царя Бориса возобладали те вельможи, которые видели катастрофичность соглашательской, грекофильской линии политики Преславы. Болгария по вине провизантийской партии раскололась и была на грани гибели. Византия дважды подставила Болгарию под удар Руси. Причём Святослав Игоревич, когда совершил второй Дунайский поход и снова занял Переяславец, мог легко захватить и Преслав.
Но русский князь великодушно прекратил боевые действия против болгар, хотя мог захватить всю страну: болгарская армия была разгромлена, а руководство деморализовано. Святослав Игоревич видел эти сомнения и шатания, он старался ликвидировать «пятую колонну» в Болгарии, которая была ориентирована на Византию. Так, он уничтожил заговорщиков в Переяславце, из-за них воевода Волк был вынужден оставить город. Уже во время войны с Византией, Святослав жестоко расправится с частью пленных видимо, греками и провизантийски настроенными болгарами в Филиппополе Пловдив , который располагался на границе с Византией и был оплотом провизантийской партии. На втором этапе войны будет подавлен заговор в Доростоле, во время осады его ромеями. Пока шли переговоры, русские отряды тревожили греческие земли, проводили разведку боем. Ромейские военачальники, которые командовали войсками в Македонии и Фракии, не могли их остановить. В армию Святослава влились союзные венгерские и печенежские отряды. К этому моменту обе стороны были готовы к войне.
Полководцы Варда Склир и патрикий Пётр — он разбил арабов у Антиохии, получили приказ выступить европейские владения Византии. Империя получила возможность перебросить основные силы на Балканский полуостров. Император Иоанн Цимисхий пообещал выступить со своей гвардией против «скифов», так как «не может более сносить их необузданную наглость». Лучшие византийские полководцы получили приказ охранять границу и вести разведку, отправляя через границу лазутчиков в «скифском платье». Был подготовлен флот. В Адрианополе стали сосредотачивать запасы оружия, продовольствия и фуража. Империя готовилась к решительному наступлению. Переговоры были прерваны. Послы Цимисхия стали от имени византийского басилевса угрожать русскому князю: в частности, напомнили Святославу о поражении его отца Игоря в 941 году, когда часть русского флота была уничтожена с помощью т.
Ромеи угрожали уничтожить русское войско. Святослав немедленно ответил обещанием разбить шатры у Константинополя и вступить в бой с врагом: «мы храбро встретим его и покажем ему на деле, что мы не какие-нибудь ремесленники, добывающие средства к жизни трудами рук своих, а мужи крови, которые оружием побеждают врага». Русская летопись также описывает этот момент. Направил Святослав к грекам людей со словами: «Хочю на вы ити и взяти градъ вашь, яко и сей», то есть Переяславец. Меч "варяжского" типа обнаруженный в реке Днепр у острова Хортица 7 ноября 2011 года. Вес около 1 кг, имеет длину 96 см. Датирован серединой X века. Первый этап войны. Битва при Аркадиополе В Константинополе хотели ударить по врагу весной, начав поход через Балканы в Северную Болгарию, когда горные перевалы освободятся от снега, а дороги начнут подсыхать.
Однако получилось обратное, русские войска перешли в наступление первыми. Князь Святослав получая сведения о приготовлениях противника от передовых сил, лазутчиков-болгар, предупредил вражеский удар. Князь-воитель сам двинулся в поход на Царьград-Константинополь. Это известие было для Цимисхия и его полководцев как удар грома. Святослав Игоревич перехватил стратегическую инициативу и смешал врагу все карты, не дав завершить подготовку к походу. Вскоре выяснилось, что стремительное наступление русских воинов и их союзников остановить просто невозможно. Весной 970 года войска Святослава Игоревича молниеносным броском прошли от низовьев Дуная через Балканские горы. Русы, пользуясь помощью болгарских проводников, разметали или обошли ромейские заставы на горных перевалах и перенесли войну во Фракию и Македонию. Русские войска захватили несколько приграничных городов.
Отбили и захваченный ранее греками стратегически важный город во Фракии — Филиппополь. По сообщению византийского историка Льва Диакона, здесь русский князь казнил тысячи «грекофилов». Также во Фракии были разгромлены войска патрикия Петра, с момента войны византийские хронисты «забыли» об этом полководце. Русская армия стремительным маршем двинулась на Константинополь. Пройдя около 400 километров, войска Святослава подошли к крепости Аркадиополь современный Люлебургаз , на этом направлении оборону держал Варда Склир. По другим данным, решающая битва первого этапа русско-византийской войны произошла у крупного византийского города Адрианополь нынешний Эдирне. По данным Льва Диакона у Святослава было 30 тыс. Русская летопись говорит о 10 тыс. По словам византийского хрониста, обе стороны проявили упорство и доблесть, «успех битвы склонялся то в пользу одного, то в пользу другого войска».
Греки смогли разгромить печенежский отряд, обратив его в бегство. Дрогнули и русские войска. Тут князь Святослав Игоревич обратился к своим воинам со словами, которые стали легендарными: «Да не посрамимъ земле Руские, но ляжемъ костьми, мертви бо срама не имамъ. Аще ли побегнемъ, срамъ имамъ. Не имамъ убежати, но станемъ крепко, азъ же предъ вами поиду: аще моя глава ляжеть, то промыслите собою». И исполчились русские, и была сеча великая, и одолел Святослав. По словам же Льва Диакона убедительную победу одержали греческие войска. Однако есть много доказательств, что византийский хронист искажает историческую правду, поставив политику выше объективности. Надо сказать, что информационная война — это далеко не современное изобретение.
Ещё древние хронисты Рима и Константинополя всячески принижали «варваров» с востока и севера, приписывая все достоинства и победы «высокоразвитым» грекам и римлянам. Достаточно сказать о несоответствии и откровенном вранье Льва Диакона. Хронист говорит о том, что бились огромные массы войска и «успех битвы склонялся то в пользу одного, то в пользу другого войска», то есть битва была ожесточенная, а затем ниже сообщает о потерях — 55 убитых ромеев! Видимо, «скифов» из пулемётов расстреливали?! Очевидное вранье. К тому же есть свидетельство непосредственного участника событий — греческого епископа Иоанна. Церковный иерарх в момент приближения русских войск к Константинополю обратился с горькими словами к убитому императору Никифору Фоке, выражая полное недоверие успехам полководцев Цимисхия: «…восстань теперь, император, и собери войска, фаланги и полки. На нас устремляется русское вторжение». Надо думать, что Повесть временных лет, хоть и описывает события этой войны крайне скупо, более достоверна, когда сообщает о том, что Святослав после этой жестокой битвы пошел к Царьграду, воюя и разбивая города, что и до сих пор стоят пусты.
В такой ситуации, когда победоносная армия Святослава стояла в примерно 100 километрах от Константинополя, греки попросили мира. В летописном рассказе, греки снова хитрили, испытывали Святослава, прислав ему разные дары. Князь остался равнодушен к золоту и драгоценным камням, но похвалил оружие. Византийские советники дали совет платить дань: «Лют будет сей муж, ибо богатством пренебрегает, а оружие берет». Это ещё одно доказательства греческого обмана о победе в решительном сражении. Ромеи могли одержать вверх в одной из стычек, над вспомогательным отрядом, но не в решающей битве. Иначе зачем им просить мира. Если бы основная часть русских войск 20 тыс. Император Иоанн Цимисхий должен был в такой ситуации организовать преследование врага, пленение его воинов, пройти балканские горы и на плечах воинов Святослава ворваться в Великий Преслав, а затем Переяславец.
А здесь греки умоляют Святослава Игоревича о мире. Первый этап войны с Византийской империей завершился для Святослава победой. Но князь Святослав не имел сил для продолжения похода и штурма огромного Константинополя. Войско понесло тяжелые потери и нуждалось в пополнении и отдыхе. Поэтому князь дал согласие на мир. Константинополь был вынужден выплатить дань и согласиться с закреплением Святослава на Дунае. Святослав «…възратися в Переяславецъ с похвалою великою». Русы, болгары, венгры и печенеги покинули Фракию и Македонию. Фактически Русь и Византия вернулись к состоянию соглашения 967 года, заключенного между Святославом и Никифором Фокой.
Византийская империя возобновляла уплату ежегодной дани Киеву, соглашалась с присутствием русов в Подунавье. Русь отказывалась от претензий на северопричерноморские и крымские владения Византии. В остальном сохранялись нормы русско-византийского договора 944 года. Византийские источники об этом соглашении не сообщают, что понятно. Византийская империя потерпела тяжелое поражение от «варваров», но скоро возьмет реванш. А историю, как известно, пишут победители. Ромеям не нужна была правда о поражениях их могучей армии от «скифского» князя. Константинополь пошел на мир, чтобы подготовиться к новой войне. Не доверять информации русской летописи в данном случае нет никаких оснований, поскольку те же византийские источники сообщают, что военные действия были приостановлены, и Варду Склира отозвали с балканского фронта в Малую Азию для подавления восстания Варды Фоки.
В Константинополе расценивали мирное соглашение, как паузу в боевых действиях, военную хитрость, а не долгосрочный мир.
Бой был упорным без явного преимущества сторон, пока император не приказал гвардии «бессмертных» атаковать левый фланг русов. Не выдержав напора бронированной конницы, русы отошли в крепость. На следующий день к грекам подошли осадные орудия, и они пошли на приступ Преслава. Греки подожгли его, выкуривая засевших там русов. Те вынуждены были выйти на открытое место, где греки окружили их и в упорной битве практически всех уничтожили. Однако, небольшой части войска под командованием воеводы Сфенкела удалось уйти к Доростолу где находился Святослав с основными силами. После празднования Пасхи 17 апреля Иоанн Цимисхий двинулся к Доростолу, заняв по пути ряд болгарских городов, «которые отложились от россиян и пристали к римлянам». Силы сторон Лев Диакон утверждает [8] , что при переходе Балкан Цимисхий имел 15 тысяч гоплитов и 13 тысяч всадников, кроме того отборный отряд «бессмертных» и большой обоз с прочим войском, а у Святослава в походе в Болгарию было 60 тысяч человек. По его мнению под Доростолом у русов по-прежнему было 60 тысяч воинов.
По сообщению [9] Скилицы Цимисхий захватил перевалы с отрядом в 5 тыс. По мнению Шефова Н. Венгерские и печенежские союзники, по-видимому, к этому времени покинули Святослава [7] и не успевали прийти к нему на помощь [2]. Это подтверждает сообщение Скилицы о том, что Святослав в Доростоле не надеялся «ни на какую помощь», что «собственная их страна находилась очень далеко, а соседние варварские народы, боясь ромеев, не соглашались помочь им» [9] и повесть временных лет : «А Руска земля далеча, а печенези с нами ратьни, а кто ны поможеть? Они уничтожили этот отряд, но и сами погибли. Русы ожидали основные силы византийцев на ближних подступах к Доростолу, «сомкнув щиты и копья, наподобие стены». Боевой порядок византийского войска состоял из двух линий: в первой линии в центре стояла пехота, а по флангам конные латники, составлявшие два крыла; во второй линии построились непрерывно стреляющие лучники и пращники. В упорном бою русы отразили 12 атак византийцев. Вечером Цимихсий, собрав всю свою конницу, бросил её против истощенных русов, что вынудило их укрыться за стенами Доростола. Святослав приказал вытащить свои ладьи на берег, чтобы их не сжег враг.
В тот же день Цимисхий подступил к городу, но руссы не вышли в поле, а только со стен и из башен бросали в противника камни и метали стрелы. Вскоре византийцы возвратились в лагерь. К вечеру дружина Святослава в конном строю выступила из города [14] , но Цимисхий не решился атаковать дружину Святослава, и она возвратилась в Доростол. Второй бой 26 апреля 26 апреля произошёл второй бой под Доростолом.
Святослав отошел на зимние квартиры в Переяславец. В его войске чувствовался недостаток живой силы. Многие солдаты были ранены и измучены мытарствами в чужой стране. Князь отправил гонца в Киев с приказанием собрать новую дружину. К весне 971 года подкрепления действительно прибыли к Святославу. В первый год войны Византийская империя не смогла нанести консолидированный удар по противнику из-за того, что в стране разгорелось восстание военачальника Варды Фоки. Когда оно, наконец, было подавлено, сам правитель Иоанн Цимисхий отправился в Болгарию чтобы сокрушить русское войско. Святослав отступил к Доростолу. Эта крепость стала его главным бастионом. Именно оборона Доростола оказалась коренным эпизодом той войны, когда решилось, какая из сторон конфликта победит. Художник В. Эстамп Первое столкновение Святослав не успел полностью подготовиться к грядущей битве. Оборона Доростола стала для него вынужденной мерой, на которую он идти не хотел. Следует отметить, что в это время большая часть болгарского населения была на стороне киевского князя. Византийский император смог быстро перебраться через болгарские горные перевалы. Когда под стенами Доростола завязался настоящий бой, наступавшая греческая армия двинулась на славян, построившись в две линии. В первом ряду находились пехотинцы и кавалерия. Сзади их прикрывали лучники. Всего защитники крепости отразили 12 атак, после чего ослабленный гарнизон отступил за стены города. Византийцы добились этого благодаря завершающему удару конницы. Из осадных орудий показан камнемёт. Миниатюра из хроники Иоанна Скилицы. Византийский лагерь Стало ясно, что оборона Доростола продлится как минимум несколько дней. Тогда Иоанн Цимисхий отдал приказ о строительстве укрепленного лагеря под стенами города, где осаждающие могли бы с удобством разместиться.
Война с Цимискием. [Русско-Византийская война за Болгарию. Часть 3: Осада Доростола]
- Оборона Доростола (KQkjkug :kjkvmklg)
- Вторжение полководца Ганнибала в Италию
- Первое столкновение
- Русско-византийская война 970—971 годов
- Походы Святослава, взлет язычества, Византия и Киевская Русь
- Силы сторон
КОЛЬЦО СОЛОМОНА. ОСАДА РОДОСА
На Доме работников дивизии установлена театральная польская поэзия осада крепости арифарна картинки. Более 30 тыс. человек эвакуируют из районов, которым угрожает огонь, разбушевавшийся в лесных массивах на греческом острове Родос. Об этом в субботу, 22 июля, сообщил глава. Задания ЕГЭ по истории, линия заданий 3. Оборона Доростола — сражения в апреле-июле 971 года между войском Святослава, князя Киевского, и армией Византийской империи у крепости Доростол.
Русско-византийская война 970—971 годов
Русы выдержали 3-месячную осаду и не сдали Доростол, не проиграли ни одного боя, хотя и числом, и техникой греки имели преимущество. 22 июля 971 года у византийской крепости Доростол, расположенной на территории современной Болгарии, произошло сражение между войском великого князя Святослава. Началась осада Доростола, вокруг которого византийцы выкопали глубокий ров и насыпали высокий вал, в котором были устроены ворота. Осада цитадели со стороны моря была невозможна, а благодаря хорошо защищенной бухте крепость могла снабжаться морским путем. Кульминацией войны была осада Доростола на протяжении 3 месяцев.
КОЛЬЦО СОЛОМОНА. ОСАДА РОДОСА
Усилия русов обезопасить стены Доростола от разрушительных действий ромейских инженерных машин дали свои плоды лишь отчасти. Рассказ о сражении русских с византийцами в 971 у города Доростол. Часть 3: Осада Доростола] Император осадил его [Князя Святослава в Доростоле]. С суши Доростол был плотно обложен сухопутной армией ромеев, путь по Дунаю перекрывали огненосные дромоны Империи. Том I. Глава VII. Святослав. Осада Доростола. Отрывок из сочинения Николая Карамзина «История государства Российского» читает народный артист России Валерий Баринов.