Свежие новости в России и мире. Оценка ВС РФ антимонопольного дела о картеле, обновление списка случаев, когда ФАС России может не публиковать информацию о сделках, приостановление в США сделки Microsoft с Activision.
В Таиланде преступный картель из РФ незаконно обналичил 468 млн рублей
ФАС возбудила 24 дела против участников нацпроектов, общая сумма контрактов составила 10,8 млрд рублей. Также по материалам ФАС в 2023 году возбудили 39 уголовных дел, 13 из которых с признаками заключения картеля ст. В федеральный бюджет от штрафов, наложенных центральным аппаратом ФАС, поступило больше 1 млрд рублей.
Девизом, как и в предыдущий раз, стало "За мир, безопасность и развитие". Организатором мероприятий выступает Фонд Росконгресс. ТАСС является фотохост-агентством и информационным партнером саммита и форума, а также проводит Второй медиафорум Россия - Африка.
Общая сумма начальных цен контрактов составила 2,8 миллиарда рублей. В случае установления вины компаниям грозят оборотные штрафы, добавили в ФАС. В декабре прошлого года ФАС раскрыла картель на 1,9 миллиарда с участием петербургской компании. Сговор выявили на торгах по поставке продуктов питания в медицинские и бюджетные учреждения Москвы, Московской и Калужской областей.
После смены руководства в ФАС пообещали отказаться от карательного подхода и сместить фокус на обеспечение роста экономики — для этого, в частности, служба снизила штрафы для представителей МСП. Исполняющий обязанности директора Института конкурентной политики и регулирования рынков НИУ ВШЭ Олег Москвитин признает нынешнее несоответствие штрафов за препятствование проверкам наносимому ущербу. При этом он указывает на потребность в тщательном доказывании ФАС таких нарушений при рассмотрении административных дел. Антимонопольный эксперт Вадим Новиков предупреждает, что изменения не столько ужесточают наказание за картели, сколько снижают требования к их доказыванию, исключая требования доказывать наличие ограничения конкуренции. Законопроект же предлагает убрать этот элемент доказывания»,— обращает внимание эксперт. По его мнению, повышение порогов крупного дохода не существенно для практики, поскольку существует конструкция «покушения на получение крупного дохода», а потому привлекать можно и за неполученный доход.
ФАС обнаружила картельный сговор при реализации нацпроектов
В ФАС пояснили, что законопроект призван повысить эффективность выявления и пресечения картельных соглашений. Там также отметили, что речь идет об усилении санкций за совершение противоправных действий, которое не затронет добросовестных предпринимателей и не увеличит административную нагрузку на них. При этом торги — это особый механизм, который создавался с целью эффективного использования бюджетных средств", — заключили в ведомстве.
Такси» и ГК « Везет » в 2021 году: в целях защиты конкуренции и интересов граждан она могла быть предметом рассмотрения антимонопольного органа по причине превышения порога согласования с ФАС России в 7 млрд рублей, если бы этот законопроект был принят. ФАС теперь будет согласовывать сделки между компаниями стоимостью более 7 млрд рублей Закон также дополняется новой статьей, которая запрещает монополистическую деятельность для владельцев программ, позволяющих проводить сделки между продавцами и покупателями в электронном виде. Требования будут применяться к цифровым платформам, занимающим доминирующее положение, в случае их недобросовестного поведения на рынке.
ФАС ранее приводила примеры подобного недобросовестного поведения: необоснованный отказ в доступе к цифровой платформе, навязывание невыгодных условий для потребителей, создание дискриминационных условий для предпринимателей, реализующих товар на маркетплейсе. Требования не будут препятствовать работе компаний, однако в случае их доминирования установят запрет на дискриминацию клиентов и монопольно высокую цену на оказываемые услуги, указывали в ФАС. Кроме того, в законе «О защите конкуренции» появляется понятие «сетевой эффект»: свойство товарного рынка, при котором потребительская ценность цифровой платформы, обеспечивающей возможность сделок между продавцами и покупателями, меняется в зависимости от изменения количества таких продавцов и покупателей. Соответствующий документ на сайте правовой информации был опубликован 4 августа 2023 года. Как поясняет Федеральная антимонопольная служба ФАС РФ , закон устанавливает применение цифровых алгоритмов в картельных соглашениях как отягчающее обстоятельство при привлечении к административной ответственности.
Необходимость нововведения связана с участившимися случаями использования таких алгоритмов при заключении и реализации антиконкурентных соглашений, отметили в ведомстве. Владимир Путин Документ входит в так называемый «пятый антимонопольный пакет» и признает применение цифровых алгоритмов в картельных соглашениях, а именно программ для ЭВМ, позволяющих принимать решения и совершать действия в рамках таких соглашений в автоматическом режиме, без участия человека, отягчающим обстоятельством при привлечении к административной ответственности. Согласно пояснительной записке, используемые в противоправных целях компьютерные программы приводят к получению незаконных доходов и повышению размера ущерба от реализации антиконкурентных соглашений. При этом в правоприменительной практике последних лет наблюдается рост количества правонарушений с использованием компьютерных программ в этих целях. Помимо этого, закон вводит удвоенный размер административного штрафа за повторное неисполнение предписания антимонопольного органа.
Речь идет о случаях, когда компания-нарушитель уже была привлечена к административной ответственности за то, что не исполнила такое предписание и не прекратила нарушение во вновь установленные для этого сроки.
В одних и тех же районах разные торги выигрывали все три подрядчика, в доказательство чего суду представлены сводные таблицы с информацией обо всех торгах, в которых они участвовали. Кроме того, УФАС не учло, что управляющие компании в спорный период менялись и что в один аукцион включались жилые дома под управлением двух, трех и даже четырех УК. Мнение антимонопольного органа о реализации сговора на 1 млрд рублей не соответствует реальной стоимости заключенных подрядчиками договоров: в 2019-2020 годах три организации выиграли торги на общую сумму почти в 1,5 млрд рублей. При этом важно отметить, что чиновники не устанавливали, в какой период исполнялись контракты, заключенные по итогам этих торгов, и исполнялись ли вообще. Ведомство допустило принципиальное противоречие в описании объективной стороны антимонопольного нарушения: на момент проведения спорных телефонных разговоров 26-27 марта 2019 года те торги, по которым УФАС указывает на раздел рынка, объективно не существовали — лоты с конкретными жилыми домами были сформированы муниципалитетами гораздо позднее, осенью 2019 года. А значит, ответчики не могли договориться о разделе рынка по этим 34 торгам: сама возможность заключить картельное соглашение по участию или неучастию в объективно несуществующих торгах исключена. В спорных телефонных разговорах обсуждалась не разработка проектно-сметной документации ПСД , а ее корректировка.
Все три компании давно являются участниками рынка капремонта общего имущества МКД, поэтому им известна системная проблема: ПСД была разработана в 2016 году, в течение трех лет не актуализировалась и к 2019 году не соответствовала фактическому состоянию МКД, подлежащих ремонту. Это неизбежно влечет за собой необходимость корректировки ПСД уже на стадии исполнения контрактов. Ни решение УФАС, ни апелляционная жалоба не проясняют вопрос, как могут три хозяйствующих субъекта самостоятельно осуществить раздел рынка, на котором работают еще 185 компаний.
Путин оценил вклад строительной отрасли в ВВП страны 8 августа 2023, 16:40 Ранее в среду издание РБК сообщило о том, что Федеральная антимонопольная служба ФАС разработала поправки к законопроекту об усилении ответственности за деяния, ограничивающие конкуренцию путем заключения картельных соглашений. В частности, для нарушителей с отягчающими обстоятельствами минимальным наказанием станут принудительные работы, а не штраф. По словам эксперта, данные меры соответствуют общему тренду — повышению эффективности использования и защите бюджетных средств, а это имеет особое значения на крупных и сверхкрупных торгах и позволит "добросовестным участникам рынка пользоваться своими конкурентными преимуществами".
Против участников картельных сговоров завели 287 дел
Также на картельный сговор часто указывают ассоциации разных компаний, потому что велика вероятность, что цель их объединения — это продвижение общих интересов. Но самое пристальное внимание уделяется госзакупкам. Государственные закупки — способ государственных компаний и бюджетных учреждений приобрести товары и услуги по оптимальной стоимости. В зависимости от вида торгов выигрывает участник с самой низкой стоимостью или с лучшим предложением по выполнению контракта. Чаще всего схемы выглядят так. Таран Объединяются два участника. Один из них снижает сумму контракта настолько, что это становится невыгодным для остальных конкурентов, и они покидают торг. После этого на арену выходит второй участник, который ненамного снижает начальную максимальную цену договора.
В итоге заказчик рассматривает заявки двух оставшихся участников, которые находятся в сговоре. И тут оказывается, что один из них тот, который дал меньшую цену заполнил заявку неверно. Таким образом второй участник остается победителем, а заказчик остается с носом — торги прошли, а ему попалась не лучшая компания с невыгодной стоимостью. Например, начальная цена контракта на поставку товаров — 20 миллионов рублей. Из-за тарана выигрывает участник, предложивший 19,5 миллионов рублей. Заказчик теряет деньги, ведь при честной конкуренции он получил бы товары по более низкой стоимости. Договоренность не снижать цену Заказчику нужно снизить стоимость тендера, но компаниям это невыгодно.
Поэтому они объединяются, чтобы не снижать цену ниже обозначенной. Так заказчику не удается сэкономить на закупках. Например, начальная цена контракта 5 миллионов рублей. Все участники договариваются не сбивать цену ниже 4,5 миллионов.
В ходе следствия фирмы признали, что заранее сговорились между собой. Им грозят оборотные штрафы в размере до половины от начальной стоимости торгов. Кроме того, в правоохранительные органы направлены материалы для возбуждения уголовного дела по ст.
В одних и тех же районах разные торги выигрывали все три подрядчика, в доказательство чего суду представлены сводные таблицы с информацией обо всех торгах, в которых они участвовали. Кроме того, УФАС не учло, что управляющие компании в спорный период менялись и что в один аукцион включались жилые дома под управлением двух, трех и даже четырех УК. Мнение антимонопольного органа о реализации сговора на 1 млрд рублей не соответствует реальной стоимости заключенных подрядчиками договоров: в 2019-2020 годах три организации выиграли торги на общую сумму почти в 1,5 млрд рублей. При этом важно отметить, что чиновники не устанавливали, в какой период исполнялись контракты, заключенные по итогам этих торгов, и исполнялись ли вообще. Ведомство допустило принципиальное противоречие в описании объективной стороны антимонопольного нарушения: на момент проведения спорных телефонных разговоров 26-27 марта 2019 года те торги, по которым УФАС указывает на раздел рынка, объективно не существовали — лоты с конкретными жилыми домами были сформированы муниципалитетами гораздо позднее, осенью 2019 года. А значит, ответчики не могли договориться о разделе рынка по этим 34 торгам: сама возможность заключить картельное соглашение по участию или неучастию в объективно несуществующих торгах исключена. В спорных телефонных разговорах обсуждалась не разработка проектно-сметной документации ПСД , а ее корректировка. Все три компании давно являются участниками рынка капремонта общего имущества МКД, поэтому им известна системная проблема: ПСД была разработана в 2016 году, в течение трех лет не актуализировалась и к 2019 году не соответствовала фактическому состоянию МКД, подлежащих ремонту. Это неизбежно влечет за собой необходимость корректировки ПСД уже на стадии исполнения контрактов. Ни решение УФАС, ни апелляционная жалоба не проясняют вопрос, как могут три хозяйствующих субъекта самостоятельно осуществить раздел рынка, на котором работают еще 185 компаний.
В Уголовном кодексе можно встретить минимум три подхода к определению преступного дохода. Например, по относительно новой статье 185. Такого же подхода, по нашему убеждению, следует придерживаться и при определении дохода, полученного участниками картеля. Не может признаваться незаконно полученным весь доход от поставленного в соответствии с условиями контракта качественного товара, если в результате картельного сговора цена на торгах была снижена меньше, чем могла бы. Еще пять лет назад для определения дохода обязательно проводилась экспертиза, но в текущих реалиях для возбуждения уголовного дела по ст. Это приведет к существенному снижению стандартов доказывания состава преступления. Андрей Цариковский, статс-секретарь, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Идея определения излишне полученного дохода — даже не знаю, как она всплыла в статье Уголовного кодекса о манипулировании рынком — выглядит очень прогрессивной, но не знаю, реализуема ли она. Будет требоваться большое количество сложных оценок, они будут разными, мы не сможем создать параллельный экономический контур в стране. Поэтому везде используется понятие валового дохода. Но, возможно, стоит идти по другому пути, повышая сумму ущерба от преступления, при котором наступает уголовная ответственность. Антимонопольные органы и чуть в меньшей степени суды исходят из того, что при запрете per se не важно, была ли из-за картеля ограничена конкуренция или была ли такая угроза. Ограничение конкуренции вообще не входит в предмет доказывания по картельным делам. С моей точки зрения, такой подход не соответствует смыслу закона «О защите конкуренции», который посвящен созданию основ для защиты конкуренции: все, что не ограничивает ее, к этому закону отношения не имеет. Как объяснить запрет per se? Можно считать, что законодатель создал юридическую фикцию — любое картельное соглашение ограничивает конкуренцию, доказывать противоположное невозможно. То, чего нет на самом деле, законодатель считает существующим. Фикции — достаточно редкие явления в праве, хотя правовые фикции существуют. Но мне кажется, необходимы убедительные доказательства, что законодатель действительно хотел ввести юридическую фикцию, поскольку это все-таки нетрадиционный прием. Есть еще один подход — понимать per se как опровержимую презумпцию. Иными словами, предполагается, что картель во всех случаях ограничивает конкуренцию. Но эту презумпцию можно опровергнуть: хозяйствующий субъект при рассмотрении дела вправе привести доказательства, что, хотя соглашение отвечает формальным признакам картеля, ограничения конкуренции не произошло, возможности такой не было. А потому это соглашение не запрещено антимонопольным законодательством. Мне кажется, такой подход, если он будет воспринят антимонопольной службой и судами, в наибольшей степени отвечает принципу обеспечения баланса интересов, а также целям и задачам антимонопольного законодательства: государство вмешивается только там, где есть ограничение конкуренции. Андрей Тенишев Я начинал работать следователем в прокуратуре, в маленьком городе. Приходилось раскрывать и расследовать убийства. Судят условно освобожденного. Старый адвокат, продремав весь процесс, говорит: прошу оправдать моего подзащитного. Судья в недоумении, поскольку доказательства говорят против подсудимого. А адвокат в ответ: вы посмотрите на потерпевшего — он четырежды судим, особо опасный рецидивист, хронический алкоголик и лишен родительских прав — какую ценность для общества он представлял, в чем опасность для общества от этого убийства? Избавив общество от этого типа, мой подзащитный принес только благо обществу. Общественная опасность — это необходимый элемент состава преступления.
Антимонопольный клуб обсудил антикартельные кейсы
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сообщила в четверг о раскрытии самого массового картеля в России на торгах для нужд МВД, ФСБ и Федеральной таможенной службы (ФТС) на сумму более 3,5 млрд руб. Так, в России усилят уголовную ответственность за картельные соглашения, а также введут наказание за препятствие антимонопольным проверкам. Ущерб, который картели наносят российской экономике, достигает 2% ВВП, поэтому такие соглашения представляют угрозу национальной безопасности2.
Актуальные торги
- ФАС выявила картель на 2,8 млрд рублей при реализации нацпроектов «Демография» и «Образование»
- Знакомые лица: ФАС заподозрила картельный сговор при реализации нацпроектов
- Что такое монополия
- Картелям накинули срок: за антиконкурентный сговор накажут жестче
- ФАС выявила в 2023 году почти 3 тыс. картельных госзакупок на 174 млрд рублей
Антимонопольный клуб обсудил антикартельные кейсы
УФАС Ингушетии раскрыло крупнейший в России картельный сговор на торгах со стороны производителей медицинского оборудования. ФАС возбудила дело о картеле на торгах на поставку продуктов в больницы, пишут РИА Новости. В 2023 году Федеральная антимонопольная служба возбудила 287 дел в отношении соглашений, которые ограничивали конкуренцию и приводили к образованию картелей. Ответственность за картель в Индии включает в себя штрафы, в том числе оборотные. объединение усилий ФАС России и других ведомств (Генеральная прокуратора РФ, МВД России, СК РФ, ФСБ России, Росфинмониторинг) для борьбы с картелями.
В Таиланде преступный картель из РФ незаконно обналичил 468 млн рублей
Сейчас потолок штрафов для юрлиц — 10 тыс. В ФАС считают, что действующие штрафы не сдерживают противоправное поведение проверяемых компаний. Потребность в нововведениях в ФАС объясняют тем, что сговоры на торгах составляют наибольшую часть нарушений, тогда как торги создавались для эффективного использования бюджетных средств. Отметим, впрочем, что ранее ФАС массово наказывала за картели и мелкие предприятия, в реальности не способные повлиять на уровень конкуренции. После смены руководства в ФАС пообещали отказаться от карательного подхода и сместить фокус на обеспечение роста экономики — для этого, в частности, служба снизила штрафы для представителей МСП. Исполняющий обязанности директора Института конкурентной политики и регулирования рынков НИУ ВШЭ Олег Москвитин признает нынешнее несоответствие штрафов за препятствование проверкам наносимому ущербу. При этом он указывает на потребность в тщательном доказывании ФАС таких нарушений при рассмотрении административных дел.
Но если картели привели к изменению цен на обязательных торгах, штрафы составят уже от 600 тыс. Альтернатива — лишение свободы на срок до пяти лет либо принудительные работы.
Для бенефициаров и руководства компаний или при причинении особо крупного ущерба штраф составит от 2 млн до 4 млн руб. Проект вдвое увеличивает пороговые значения крупного дохода — до 100 млн руб. При этом доходом в новой редакции признается выручка от реализации всех товаров, извлеченная всеми участниками картеля без вычета расходов. Второй законопроект — поправки к КоАП — вводит штрафы за препятствование антикартельным проверкам. Для граждан он составит 15—30 тыс.
Так, в России пороги крупного дохода и ущерба для признания нарушения уголовно наказуемым значительно выше, чем в других странах союза. Если в РФ речь идет о доходе более 50 млн и ущербе более 10 млн руб. При этом в законодательстве Белоруссии картельный состав сформулирован как формальный: для перехода дела в уголовно-правовую плоскость не требуется доказывать размер дохода или ущерба.
Выступающий также сопоставил меры ответственности за картели и основания для освобождения от нее. В частности, только в Казахстане в качестве наказания применяют конфискацию имущества у физических лиц. Остальные виды санкций в странах ЕАЭС симметричны, что обусловлено схожим историческим путем развития этих государств. Специальные основания для освобождения от ответственности за монополистические действия предусмотрены в уголовных кодексах Киргизии и Казахстана, хотя и сформулированы не так детально, как в примечании к ст. Так, лицо освобождается от уголовной ответственности в случае добровольного возмещения ущерба, причем в Казахстане уточнено, что деяние должно быть совершено впервые. В Армении и Белоруссии специальных оснований нет. В завершение Антон Тесленко отметил, что уголовное законодательство государств ЕАЭС в части регламентации оснований уголовной ответственности за антиконкурентные соглашения на сегодня не приведено к единому знаменателю и, несмотря на многие сходства, обладает весьма существенными различиями. Предметом активной дискуссии на встрече клуба стал вопрос представления и оценки экономических доказательств в делах о картелях на торгах.
В настоящее время такие доказательства нередко играют решающую роль как при рассмотрении дела в административном порядке, так и при обжаловании решения антимонопольного органа в суде.
Регулятор возбудил дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении компаний «Парк Инвест», «Гардарика» и двух индивидуальных предпринимателей по факту нарушения ст. Их подозревают в заключении и реализации картельного сговора с целью поддержания цен в рамках пяти аукционов на общую сумму 2,86 млрд руб. ФАС предупреждает, что в случае установления их вины организациям грозят оборотные штрафы по ч.
ФАС заподозрила две топливные компании из Краснодарского края в организации картеля
Раскрыть схему работы картеля удалось благодаря признаниям некоторых участников, согласившихся дать показания в обмен на освобождение от ответственности. За картельный сговор, совершенный при участии в государственных торгах, ответственность предусмотрена п. 2 ст. 14.32 КоАП РФ. Пресечены картели в сферах ремонта автомобильных дорог, строительства, жилищно-коммунального хозяйства (Новгородская, Тамбовская, Самарская области и др.). 20 апреля 2023 года Конституционный Суд РФ указал на высокую степень общественной опасности картелей. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России зафиксировала в 2023 году 2,9 тысячи госзакупок на 174 миллиарда рублей, в которых были найдены нарушения антимонопольного законодательства — картели на торгах и сговор с заказчиком. Специалисты ФАС обнаружили картельный сговор при внедрении нацпроектов «Образование» и «Демография» на 2,8 млрд рублей.
Новости по тегу: Картель
По словам заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы Сергея Пузыревского, в новой редакции статьи УК РФ будут ужесточены наказания за заключение картеля и участие в нем, если это деяние причинило крупный ущерб. Сроки принудительных работ и лишения свободы за эти деяния увеличены с трех до четырех лет. Также устанавливается квалифицированный состав преступления для картелей на торгах с уголовной ответственностью до пяти лет лишения свободы.
Хотите быть в курсе всех главных новостей ХМАО? Подписывайтесь на telegram-канал « Ханты, деньги, нефтевышки »! Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку! Подписаться На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
ФАС возбудила дело о нарушении антимонопольного...
Часть компаний в последствии отошла зятю Куц — Павлу Рогачкину, некоторые предприятия по сей день находятся в ведении Ларисы Куц. ФАС неоднократно выявлял картельные сговоры с участием дорожных предприятий, принадлежащих одной семье. Клан занимался дорожным бизнесом с начала нулевых, но расцвет бизнеса начался с 2020 года, когда на пост министра транспорта Ростовской области пришел Владимир Окунев. Он пришел на эту должность из дорожного бизнеса. Фото: База "Спарк" «Известно, что в период с 2017 по 2020 год, когда Окунев возглавлял «РостовАвтоДор», которым сейчас активно интересуется ФАС, тогда было проведено множество незаконных процедур. Сейчас министерство отдает «жирные» дорожные контракты, даже несмотря на все репутационные риски», - говорит источник в Минтрансе Ростовской области. Последние пару лет, несмотря на все трудности, с которыми столкнулась страна, так же дали почву для размышлений контролирующим органам.
Так в 2021 году Министерство транспорта региона провело несколько любопытных электронных конкурсов. Например, контракт на ремонт автодорог регионального и межмуниципального значения на сумму 1,1 млрд был распределен без снижения начальной цены с единственным участником — «РостовАвтоДор». Ранее этой компанией руководил нынешний министр транспорта Владимир Окунев. Вторым участником торгов стала компания «Ростовское ДСУ». Оба предприятия связаны с Павлом Рогачкиным. Тоже произошло с закупкой на 1,6 млрд. Очевидно, что конкуренция в закупках на дорожные работы в Ростовской области отсутствует как явление. Жалобы и недовольство Возможно, эта неприглядная картина, не так бросалась бы в глаза, если дороги действительно хорошо содержали.