До 1991 было единое государство СССР В 26 декабря 1991 СССР распался Дата основания СНГ 8 декабря 1991 г. СНГ был основан главами РСФСР, Беларуси и Украины путём подписания 8 декабря 1991 года в Вискулях (Беловежская пуща). Дата ратификации Протокола к Соглашению о создании СНГ (от 21 декабря 1991). 8 декабря исполняется 30 лет со дня образования Содружества Независимых Государств (СНГ). СНГ расшифровывается как Содружество Независимых Государств. Данной аббревиатурой называется круг стран, которые ранее, до декабря 1991-го года были членами СССР.
30 лет со дня основания Содружества Независимых Государств
Акаев, за Республику Молдова М. Ельцин, за Республику Таджикистан Р. Набиев, за Туркменистан С. Ниязов, за Республику Узбекистан И. Каримов, за Украину Л. Под общей редакцией С. Изд-во "Кучково поле", 2016 г.
Соглашение о создании Содружества Независимых Государств вступает в силу для каждой из Высоких Договаривающихся Сторон с момента его ратификации. На основе Соглашения о создании Содружества Независимых Государств и с учетом оговорок, сделанных при его ратификации, будут выработаны документы, регламентирующие сотрудничество в рамках Содружества. Настоящий Протокол является составной частью Соглашения о создании Содружества Независимых Государств. Подписали: За Азербайджанскую Республику А. Муталибов, За Республику Армения Л. Шушкевич, За Республику Казахстан Н.
Назарбаев, За Республику Кыргызстан А. Акаев, За Республику Молдова М. Ельцин, За Республику Таджикистан Р. Набиев, За Туркменистан С. Ниязов, За Республику Узбекистан И. Каримов, За Украину Л.
Свернуть Из протокола совещания глав СНГ 21 декабря о поручении Шапошникову командовать Вооруженными Силами "Исходя из закрепленного в Соглашении о создании Содружества Независимых Государств и в Алма-Атинской Декларации положения о сохранении под объединенным командованием общего военно-стратегического пространства и единого контроля над ядерным оружием, Высокие Договаривающиеся Стороны согласились о нижеследующем: До решения вопроса о реформировании Вооруженных Сил поручить командование Вооруженными Силами маршалу Шапошникову Е. Ядерные вооружения, входящие в состав Объединенных стратегических вооруженных сил, обеспечивают коллективную безопасность всех участников Содружества Независимых Государств. Статья 2.
Совет глав правительств координирует взаимодействие органов власти государств Содружества в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. Совет министров иностранных дел — основной исполнительный орган, обеспечивающий сотрудничество во внешнеполитической деятельности государств — участников СНГ по вопросам, представляющим взаимный интерес. Межпарламентская Ассамблея проводит межпарламентские консультации, обсуждает вопросы сотрудничества в рамках Содружества, разрабатывает предложения в сферах деятельности национальных парламентов. Единым постоянно действующим исполнительным, административным и координирующим органом определен Исполнительный комитет СНГ со штаб-квартирой в Минске и Отделением в Москве. Молодежное сотрудничество в рамках СНГ осуществляется в двустороннем и многостороннем форматах в соответствии с целями и задачами, зафиксированными в Соглашении государств — участников СНГ о сотрудничестве в сфере работы с молодежью от 25 ноября 2005 года и Стратегии международного молодежного сотрудничества государств — участников СНГ на период до 2030 года, а также планами мероприятий по реализации данной Стратегии. Основными целями международного молодежного сотрудничества в СНГ являются: создание условий для успешной самореализации, социализации и всестороннего развития молодёжи, направление ее потенциала на укрепление дружбы, взаимопонимания и взаимодействия государств — участников СНГ, а также поддержание и устойчивое развитие сотрудничества в СНГ.
Активное вовлечение российской молодежи в процесс укрепления общего гуманитарного пространства СНГ является одной из приоритетных задач международного сотрудничества Российской Федерации в сфере молодежной политики Основы государственной молодежной политики в РФ на период до 2025 года.
Страна начала продвигаться к многоукладной экономике, которая начала поворачиваться к рынку. Горбачев отмечал, что в мире также произошли значимые изменения. Было покончено с холодной войной и остановлена гонка вооружений, государство открылось миру. Горбачев поблагодарил граждан и своих сторонников, государственных, политических и общественных деятелей. Напоследок он выразил надежду, что общие усилия дадут плоды, а народы смогут сосуществовать в процветающем и демократическом обществе.
Следующий шаг — передача ядерного чемоданчика президенту России Борису Ельцину. Это командное устройство должно было всегда оставаться при высших руководителях ядерных держав. Чемоданчик, он же абонентский комплекс "Чегет", стоял на боевом дежурстве с 1979 года. Разрабатывали его под генсека Леонида Брежнева, однако опытная эксплуатация началась только в 1983 году при Юрии Андропове. Год спустя "Чегет" получил Константин Черненко, став первым генсеком, которому вручили систему управления ядерным оружием, а следом чемоданчик передали Горбачеву. Процедуру условились проводить в кабинете Горбачева, расположенном в Кремле.
Там уже находились министр обороны Евгений Шапошников, генералы и офицеры, приставленные к ядерному чемоданчику. Сам чемоданчик на время достался Шапошникову, через несколько минут система контроля над ядерным оружием обрела нового владельца. Красное полотно уступило место российскому триколору, а сама процедура проходила перед Сенатским дворцом Кремля и заняла около 10 минут.
Сотрудничество в решении глобальных проблем, таких как изменение климата, экологические проблемы, бедность и неравенство. Содействие развитию и укреплению культурных связей и обмену между государствами-участниками. Организационная структура СНГ СНГ имеет сложную организационную структуру, которая включает в себя несколько уровней и органов управления. В него входят главы государств-участников СНГ. Совет глав государств проводит регулярные встречи для обсуждения важных вопросов и принятия решений по различным аспектам сотрудничества в рамках СНГ. В него входят представители правительств государств-участников СНГ. Совет глав правительств занимается координацией и реализацией решений, принятых Советом глав государств. Он также осуществляет оперативное управление и контроль за выполнением решений. Секретариат занимается подготовкой и проведением встреч, совещаний и других мероприятий, а также обеспечивает связь и координацию между государствами-участниками. Комитеты и комиссии В рамках СНГ созданы различные комитеты и комиссии, которые занимаются конкретными аспектами сотрудничества. Например, есть Комитет по экономическому сотрудничеству, Комитет по безопасности, Комитет по культуре и другие. Каждый комитет или комиссия отвечает за разработку и реализацию программ и проектов в своей сфере деятельности. Таким образом, организационная структура СНГ обеспечивает координацию и управление сотрудничеством между государствами-участниками, а также обеспечивает эффективное принятие и реализацию решений. Сотрудничество стран-участниц СНГ Сотрудничество стран-участниц СНГ осуществляется в различных сферах, таких как экономика, политика, безопасность, культура и другие. Главная цель сотрудничества — укрепление взаимодействия и развитие взаимовыгодных отношений между государствами. Экономическое сотрудничество Одной из основных сфер сотрудничества является экономика. Страны-участницы СНГ стремятся развивать торгово-экономические связи, совместные проекты и программы. Они сотрудничают в области энергетики, транспорта, сельского хозяйства, инфраструктуры и других отраслях. Такое сотрудничество способствует развитию экономики каждой страны и укреплению их взаимозависимости. Политическое сотрудничество Страны-участницы СНГ также сотрудничают в политической сфере. Они проводят регулярные встречи и консультации на высшем уровне, обсуждают вопросы международной политики, безопасности и сотрудничества. Такие встречи способствуют укреплению доверия и взаимопонимания между странами и помогают решать общие проблемы и вызовы. Безопасность Одной из важных сфер сотрудничества является безопасность. Страны-участницы СНГ сотрудничают в борьбе с терроризмом, организованной преступностью, наркотрафиком и другими угрозами. Они проводят совместные учения и операции, обмениваются информацией и опытом. Такое сотрудничество способствует обеспечению стабильности и безопасности в регионе. Культурное сотрудничество Страны-участницы СНГ также сотрудничают в культурной сфере. Они организуют обмены студентами, культурными делегациями, проводят совместные культурные мероприятия и фестивали. Такое сотрудничество способствует укреплению культурных связей и взаимопонимания между народами. Таким образом, сотрудничество стран-участниц СНГ охватывает различные сферы и направлено на развитие взаимовыгодных отношений и укрепление взаимодействия между государствами.
ДОСЬЕ: К 30-летию Содружества Независимых Государств
Как появилось СНГ | Для вступления в силу Соглашения о создании Содружества Независимых Государств необходима была его ратификация парламентами стран. |
Базовые документы Содружества независимых государств | Содружество Независимых Государств или СНГ межгосударственное объединение стран бывшего Советского Союза. |
СНГ — «цивилизованный инструмент развода»? — VATNIKSTAN | СНГ существовало на основании Устава, утвержденного 22 декабря того же года. |
Базовые документы Содружества независимых государств | Официальное начало истории СНГ положило подписание 8 декабря 1991 года Соглашения о создании Содружества Независимых Государств, ныне известного как «Беловежские соглашения» или «Беловежские договоренности». |
21 ДЕКАБРЯ 1991 г. БЫЛО СОЗДАНО СНГ - | Содружество Независимых Государств — Запрос «СНГ» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Содружество Независимых Государств Флаг СНГ Эмблема СНГ члены СНГ юридически не член СНГ, фактически член СНГ (Украина) ассоциированный член СНГ. |
Мероприятия, связанные с организацией
- 30 лет со дня основания Содружества Независимых Государств
- СНГ — что это такое (расшифровка) и какие страны входят в Содружество Независимых Государств
- Страны СНГ: список на 2024 год
- Историческая справка о создании Содружества
- Страны СНГ
- Бывшие страны участники
СССР прекратил существование, 11 республик вступают в СНГ
Наблюдатели — страны, не входящие в состав СНГ. Но их представители имеют право присутствовать на заседаниях Содружества при одобрении со стороны участников СНГ.
В Армении «Газпром» получил в собственность магистральный газопровод из Ирана. Место пребывания — Санкт-Петербург. Критика В новейшей истории стран — участниц СНГ не раз происходили конфликты и даже открытые военные столкновения, как внутригосударственные, так и межгосударственные см. Горячие точки на постсоветском пространстве. До сих пор далека от разрешения проблема ксенофобии и нетерпимости на национальной почве, а также проблема нелегальной иммиграции. Распространены экономические конфликты, например между Белоруссией и Россией, Украиной и Россией по поводу сырьевых тарифов. Россию, как наиболее крупную и имеющий наивысший военный и экономический потенциал участницу СНГ, неоднократно обвиняли в нарушении фундаментальной договоренности по СНГ — неведении разведдеятельности внутри СНГ.
С точки зрения геополитики СНГ формально не имеет целью какой-либо возврат к прошлому, когда все современные суверенные государства входили в состав сначала Российской Империи, а позже СССР, однако на деле официальная власть России, как в собственных речах, так и через СМИ очень часто озвучивает критику властей других стран-участниц. Наиболее часто им приписывается неуважение к общему с Россией прошлому, действия под диктовку развитых стран Запада прежде всего США , реваншистские настроения представление событий Второй Мировой войны в противоречащем официальной советской, российской и общепризнанной мировой историографии свете.
Активное вовлечение российской молодежи в процесс укрепления общего гуманитарного пространства СНГ является одной из приоритетных задач международного сотрудничества Российской Федерации в сфере молодежной политики Основы государственной молодежной политики в РФ на период до 2025 года. В рамках практики проведения тематических годов на пространстве СНГ 2009 год был объявлен «Годом молодежи». План мероприятий Года молодежи, сформированный на основе предложений государств — участников СНГ и утверждённый на заседании Совета по делам молодёжи государств — участников СНГ, включал более 30 масштабных проектов, направленных на развитие молодежного сотрудничества в СНГ. Совет по делам молодежи государств — участников СНГ был создан в соответствии с Соглашением государств-участников СНГ о сотрудничестве в сфере работы с молодежью от 25 ноября 2005 года. Российскую Федерацию в Совете по делам молодежи государств — участников СНГ представляют Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и Ассоциация общественных объединений «Национальный Совет молодежных и детских объединений России ». Федеральное агентство по делам молодежи участвует в развитии молодежного сотрудничества на пространстве СНГ в рамках реализации двусторонних межведомственных соглашений. Цель Базовой организации государств - участников СНГ по работе с молодежью - совершенствование научно-аналитического, информационного и методического обеспечения специалистов по работе с молодежью в целях повышения эффективности молодежной политики в государствах - участниках СНГ.
Статья 4[ править ] Высокие Договаривающиеся Стороны будут развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействовать широкому информационному обмену, добросовестно и неукоснительно соблюдать взаимные обязательства. Стороны считают необходимым заключить соглашения о сотрудничестве в указанных областях. Статья 5[ править ] Высокие Договаривающиеся Стороны признают и уважают территориальную целостность друг друга и неприкосновенность существующих границ в рамках Содружества. Они гарантируют открытость границ, свободу передвижения граждан и передачи информации в рамках Содружества. Статья 6[ править ] Государства — члены Содружества будут сотрудничать в обеспечении международного мира и безопасности, осуществлении эффективных мер сокращения вооружений и военных расходов. Они стремятся к ликвидации всех ядерных вооружений, всеобщему и полному разоружению под строгим международным контролем. Стороны будут уважать стремление друг друга к достижению статуса безъядерной зоны и нейтрального государства. Государства — члены Содружества будут сохранять и поддерживать под объединенным командованием общее военно-стратегическое пространство, включая единый контроль над ядерным оружием, порядок осуществления которого регулируется специальным соглашением.
Содружеству Независимых Государств исполнилось 30 лет
Занимательно, что Верховный Совет России утвердил документ при 188 голосах «за», 6 голосах «против» и 7 «воздержались», тем самым нарушив ст. Позже, СНД трижды отказывался ратифицировать Беловежские соглашения, а потом был разогнан октябрь 1993 г. Позже по инициативе казахстанвского президента Н. В частности, в ней устанавливалось равноправие участников через работу институтов на паритетной основе, объединенное управление военно-стратегическими силами, сотрудничество в формировании единого экономического пространства. Алма-Атинская декларация стала значимым этапом в истории постсоветского пространства, так как завершила процесс трансформации бывших союзных республик в независимые государства.
По предложению мэра города Анатолия Собчака штаб-квартирой Межпарламентской Ассамблеи СНГ стал Таврический дворец, в котором в начале прошлого века работала Государственная дума Российской империи — первый в истории страны демократический институт, объединивший представителей русских, кавказских и среднеазиатских земель. Уже 28—29 декабря 1992 года здание впервые распахнуло двери перед депутатами Содружества, которые собрались здесь на второе пленарное заседание МПА СНГ. Мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак справа и нынешний Президент Российской Федерации Владимир Путин в Таврическом дворце С тех пор Межпарламентская Ассамблея СНГ провела пятьдесят три пленарных заседания с участием ведущих политиков стран-участниц и зарубежных государств, на которых было принято около 600 различных документов. В 1999 году к Алма-Атинскому соглашению присоединилась Украина, а в 2019 году ратификационные процедуры завершились в Республике Узбекистан. В настоящее время в состав организации входят парламенты 10 стран Содружества, еще одна палата — Волеси джирга Национальной Ассамблеи Исламской Республики Афганистан — с 2006 года участвует в деятельности МПА СНГ в качестве наблюдателя.
Основные векторы работы стран Содружества на 2024 год: Поддержка демографической ситуации в странах. Развитие институтов семьи и семейных ценностей. Борьба с дискриминацией и религиозной нетерпимостью. Развитие товарооборота, который постоянно растет. Следствием этого становится повышение ВВП, увеличение прироста производства и промышленности.
Унификация основ функционирования налоговой, валютной, финансовой систем. Деятельность Таможенного союза и Зоны свободной торговли направлена на снижение налогов. Разработка нормативно-правовой базы, которая улучшит экономическое сотрудничество между странами и предоставление многим компаниям преференциальных условий торговли. В гуманитарную сферу входит культура, наука, образование, где происходит реализация крупных проектов, программ обмена, повышения квалификации, внедрения инновационных разработок и технологий. Создание условий для приема и адаптации мигрантов, в связи с чем принимаются постоянно правоохранительные меры и действия в сфере безопасности. Проведение активной внешней политики со странами Евросоюза, Азии, Америки, Австралией. Внешнеполитическая деятельность сводится к торговле, проведению совместных экономических форумов, реализации инвестиционных и строительных проектов. Внутренняя политика стран СНГ Главное внимание уделяется развитию экономического сотрудничества, поскольку не все члены СНГ развиты одинаково. Самая богатая страна Содружества Россия.
Спустя два дня после подписания Беловежского соглашения Верховные Советы Белоруссии и Украины утвердили соглашение, а 12 декабря оно было утверждено Верховным Советом России. Было принято окончательное решение о прекращении существования СССР. В 1993 г.
Образование СНГ
Базовые документы Содружества независимых государств | Поэтому из частей СССР возникло Содружество Независимых Государств. Удалось ли СНГ стать новой площадкой для сотрудничества постсоветских республик, рассказывает Клим Шавриков. |
СНГ закрывается, объявили члены союза на его 30-летие | В резиденции Вискули в Беловежской Пуще на территории Белоруссии было принято так называемое «Беловежское соглашение», которое констатировало прекращение существование Союза Советских Социалистических Республик и провозглашало создание Содружества. |
Базовые документы Содружества независимых государств | Содружество независимых государств (СНГ), созданное 8 декабря 1991, утратило все полезные функции: ни механизма мирного разрешения конфликтов, ни прозрачных границ больше нет. |
Образование СНГ | Перечисляем страны СНГ, раскрываем историю создания СНГ, делимся характеристикой. |
Образование СНГ
Освобождение и снижение сбора финансов при перемещении продукции через Таможенный союз. Улучшение и принятие новых норм, правовых основ для развития экономической сферы бизнеса, привлечения инвестиционных вложений. Развитие гуманитарной деятельности — качества образования культурных ценностей, научных знаний, для создания различных масштабных проектов путем внедрения инноваций и современных технологий. Улучшение условий миграции и последующей адаптации для беженцев из неблагополучных стран. В связи с чем происходит развитие безопасности. Следует учесть, что основное внимание сосредоточено на экономической составляющей, поскольку не все государства входящие в состав СНГ располагают большим количеством финансов и ресурсов.
Ввиду того, что Россия является наиболее богатой страной, из-за чего трудовые мигранты для получения повышенной заработной платы, приезжают именно на данную территорию. Беднейшими странами считаются Кыргызстан, Молдова, и Таджикистан. В основном рабочие места располагаются в сфере строительства недвижимых объектов, складских помещений и инфраструктуры. Для того, чтобы предоставить мигрантам хорошие условия, разрабатываются определённые нормативные акты по обеспечению людей пособиями по выплатам. Страны, располагающие более высоким экономическим положением, стараются предпринять все меры для улучшения менее развитых в финансовом плане государств.
Это достигается путем установления доступных цен на необходимые продукты, сырье, таможенных пошлин. Богатые страны активно развивают производственные отрасли, расширяют рабочие места и вакансии, создают крупные проекты.
Пора дать понять Среднеазиатским элитам, что мы не дадим им укреплять независимость своих государств, ничего не отдавая взамен используемых российских средств, ресурсов и войск. Решение в Закавказье: антироссийская ось или подконтрольная дуга нестабильности С конца 1994 года для российской дипломатии появилась новая головная боль, так как ситуация в регионе радикально изменилась. Главным координатором проекта выступил контролируемый американо-английским капиталом Азербайджанский международный операционный консорциум АМОК. За первым контрактом века последовали другие, также с преимущественным участием западных нефтяных компаний. Таким образом, к этому времени российская дипломатия потерпела тройное поражение. Во-первых, не удалось добиться укрепления ориентированных на Россию политических сил в Азербайджане. Ставка на Алиева оказалась ошибочной вообще ставка на бывших членов Политбюро пока что приносит российскому МИДу одни огорчения.
Хоть и не самые способные люди занимали в советские годы высшие ступени партийно-государственной власти, однако они реально оказались более искушенными в премудростях захвата и удержания власти. Именно в Закавказье, в двух ключевых республиках — в Азербайджане и Грузии — высшие чиновники бывшей советской партийной иерархии легко переигрывают в отношениях с Россией политических игроков из второго и третьего эшелона советской номенклатуры, прорвавшихся сегодня в первые ряды российской политики. Во-вторых, несмотря на все еще продолжающиеся усилия МИД России поставить под сомнение юридическую значимость заключенных контрактов, ссылаясь на неясность правового режима Каспийского моря, участие российской нефтяной компании «Лукойл» в этих суперпроектах фактически дезавуирует официальную позицию России по вопросу о статусе Каспийского моря. В-третьих, не удалось предотвратить реальный приход мощнейших западных компаний в Азербайджан с большими деньгами, что естественно будет способствовать ослаблению роли и влияния России в регионе. Затем последовали и другие столь же драматические поражения России в регионе. Россия в долгосрочном плане проиграла борьбу за трубопроводы. Хотя она все еще располагает контрольным пакетом акций в Каспийском трубопроводном консорциуме КТК , однако усилиями западных компаний и при активном участии Азербайджана, Грузии и Турции было принято решение о прокладке южной ветки трубопровода в обход России: то ли Баку-Поти, то ли Баку-Джейхан. АМОК с конца 1995 г. Таким образом, сложилась совершенно иная ситуация для России в контексте реализации каспийских нефтяных «суперпроектов» и не только в Закавказье.
Нефтяной контракт добыча и транспортировка в состоянии на деньги иностранных инвесторов объединить большинство стран Средней Азии и Закавказья на антироссийской основе. Для западных геостратегов сложившаяся ситуация выходит далеко за пределы чисто нефтяной сделки. Впервые создается реальная возможность воспользоваться слабостью России, чтобы: а экономически укрепиться в этих геополитически очень чувствительных для России зонах, б способствовать горизонтальной консолидации государств Центральной Азии и Закавказья вокруг новых коммуникационных артерий ориентированных друг на друга, лишив Россию контроля над товаропотоками, в через инвестиции способствовать укреплению хрупкой государственности бывших советских республик, г создать мощный экономический и военно-политический союз в качестве противовеса России и, в результате всего этого, на многие десятилетия, а возможно, и столетия, вытеснить Россию из Закавказья и Центральной Азии. Поражение в Чеченской войне, прямое и активное вовлечение Азербайджана и Турции на стороне Чечни и массированная поддержка западными странами чеченских сепаратистов стали звеньями в реализации данной стратегии. Созданная в результате этого поражения психологическая атмосфера, наложенная на безрадостное состояние экономики и развал армии дают определенный временной простор для реализации данной стратегии странами Запада и некоторыми бывшими республиками Союза. Чтобы препятствовать подобному развитию событий следует рассмотреть имеющиеся у России возможности, ресурсы для противодействия. Как уже отмечалось выше, бывшие республики Средней Азии и Закавказья находятся в стадии государствостроения. Многие имеют серьезные межэтнические, межклановые и межрегиональные противоречия. Степень уязвимости Средней Азии и Казахстана и факторы дисциплинирующего воздействия на них со стороны России уже изложены.
Остановимся здесь лишь на слабостях Грузии и Азербайджана, как ключевых звеньев антироссийской оси Ташкент-Баку-Тбилиси-Киев. Специалисты помнят, что Азербайджан и Грузия вошли в СНГ после серьезных неудач в своем становлении, тяжелых военных поражений и территориальных потерь. С тех пор они старались использовать связи в СНГ, и в первую очередь Россию, для решения своих проблем по восстановлению территориальной целостности. Грузия и Азербайджан попытались выработать по отношению к России такую внешнеполитическую стратегию, согласно которой с одной стороны вынудить Россию помочь им с восстановлением территориальной целостности, а с другой, использовать международные политические институты и общественность, чтобы компенсировать влияние России и гарантировать свою независимость от нее. Одновременно эти страны использовали свое вхождение в СНГ, чтобы не дать России повода для более активных действий по недопущению консолидации этих государств на антироссийской основе. Нейтрализуя активность России в регионе, они всячески поощряли процесс интернационализации межэтнических конфликтов, что вело к уменьшению посреднической роли России политика Азербайджана в минской группе по Карабахскому урегулированию, попытки Грузии привлечь ООН и НАТО к абхазскому урегулированию. Реализация каспийских суперпроектов с привлечением иностранных капиталов, помогла этим странам обеспечить более активную поддержку со стороны Запада в решении своих проблем в военно-политической сфере. Алиев и Шеварднадзе пока что успешно проводят свою линию, умело переигрывая российскую дипломатию, которая на закавказском направлении в течении последних лет, и особенно после начала чеченской войны, полностью потеряла как инициативу, так и ориентиры. На многих направлениях, координируя свои усилия с Турцией и ведущими западными странами Грузия и Азербайджан, добились ощутимых результатов консолидация режимов, нефтяные суперпроекты, решение о транспортировке нефти через Грузию, использование российской дипломатии для давления на Армению, Карабах, Абхазию, Южную Осетию.
С недавних пор заинтересованные круги из этих стран пытаются создать в Москве совершенно ложные представления об интересах России в регионе. В многочисленных публикациях ставится вопрос об окончательном уходе России из Закавказья с эвакуацией российских военных баз с территории Армении. При этом отмечается, что хорошие отношения с Грузией и Азербайджаном на долгосрочной основе Россия может установить, только лишь идя на усиление своего давления на Карабах и Армению, на Абхазию, способствуя Азербайджану и Грузии в восстановлении своей территориальной целостности. Таким образом, нынешняя российская политика в Закавказье подошла к критической черте. Перед Россией стоит дилемма: либо принять логику Шеварднадзе, Алиева, Турции и Запада, озвученную за последние годы российскими масс-медиа, поверхностными политиками вроде Тулеева и Рохлина и уйти безвозвратно из Закавказья, а в дальнейшем и из Северного Кавказа вслед за Чечней Москва в самое ближайшее время рискует потерять Ингушетию и Дагестан. При выборе второго варианта России придется активно способствовать ослаблению позиции антироссийски настроенных сил в Азербайджане и Грузии и одновременно демонстративно усилить свое экономическое и военно-политическое присутствие в Армении, пока Запад и соседние с Арменией страны не нашли средств для переориентации Армении на страны Запада спекуляции вокруг послевыборных внутриполитических проблем в Армении показывают, что такой поиск начался. Следует незамедлительно снять блокаду с Абхазии это важно еще и во внутриполитических целях: нужно найти стимулы к недопущению объединения российского Северного Кавказа на прочеченских основаниях. Учитывая, что чеченское руководство уже пришло к необходимости особых отношений с Грузией — единственным внешним пограничьем Чечни — снятие блокады с Абхазии, а затем меры по ее экономическому возрождению позволят объединить весь невайнахский Северный Кавказ вокруг целей российской политики, за счет Грузии , содействовать укреплению связей между Северной и Южной Осетией, стимулировать сепаратистские тенденции в Аджарии. Помимо этого возможно дать понять Армении, что в случае продолжения Грузией антироссийской линии, Армения сможет де факто присоединить Ахалкалакский и Ахалцихинский районы к Армении, пробить в дальнейшем коридор, обеспечивающий прямые комуникации Армении с Россией.
Угроза столь серьезной дестабилизации Грузии, подкрепленная демонстрацией решимости России идти до конца по этому пути, стала бы серьезным отрезвляющим фактором для нынешнего грузинского руководства. Что касается противодействия усилиям Азербайджана вытеснить Россию из региона, то следует и здесь более эффективно использовать имеющиеся у Москвы ресурсы. Во-первых, нужно поддерживать военное превосходство армянской армии над азербайджанской. Во-вторых, стимулировать процесс объединения разделенного лезгинского народа, что сразу же создаст новую ситуацию на севере Азербайджана и в Дагестане, переживающем после выборов в Чечне сложные времена. Подтолкнуть федерализацию Азербайджана. И, наконец, актуализировать проблему Талышской автономии. Все эти факторы в совокупности должны быть направлены на создание такой ситуации, при которой риск капиталовложений в добычу и транспортировку нефти был бы нестерпимо высоким. Кроме Армении в качестве союзника России в регионе мог бы выступить и Иран, который хотя и имеет свои собственные интересы, но в силу внутренних, межэтнических проблем и международной изоляции может ограничить себя ролью стратегического партнера России. Подводя итоги, можно констатировать, что в настоящее время только перспектива дестабилизации в Грузии и Азербайджане в состоянии предотвратить консолидацию государственной власти в этих республиках на антироссийской основе.
Только тогда можно заблокировать приход больших денег в регион. И только в этом случае можно предотвратить окончательное вытеснение России из Закавказья и нарушение сложившегося равновесия в этой части земного шара. Некоторые выводы «Россия сосредотачивается», — утверждал в своем циркуляре канцлер Горчаков после жестокого поражения в Крымской войне. Российская Федерация не может, не способна сосредоточиться в границах, определенных ей в удел, после еще более жестокого поражения в мирное послевоенное время. Если, конечно, она не придет к однозначному выводу из переживаемого ей кризиса самоидентификации: Россия — это для русских, а не для всех, кто в ней живет строительство этнократических государств везде на границах России, за исключением Белоруссии, подталкивает именно к этому выводу. Однако победа тезиса «Россия для русских» означала бы поражение основной, державной и наднациональной идеи, на базе которой в течение тысячи лет организовывалось евразийское пространство. Новое, ближнее для России зарубежье — не просто сфера ее влияния, это арена борьбы за выживание и консолидацию России на основе многовекового опыта такой консолидации. Первая и главная дилемма в том, что новое зарубежье или гарантирует территориальную целостность нынешней России, поддерживает ее системой союзов, сдержек и противовесов — или является фактором, дезинтегрирующим Россию. Не только и не столько от Чечни, сколько от будущего наших взаимоотношений с основными соседями, Белоруссией, Украиной и Казахстаном, Китаем зависит судьба Российской Федерации.
Вторая, не менее глубокая проблема России: мы — русские, русскоязычные — разделенный народ 17 процентов одних только русских находится в ближнем зарубежье, за пределами Российской Федерации. Проблема диаспоры не имеет окончательного решения в рамках одного государственного образования, Российской Федерации, потому что решить эту проблему полностью — это объединить русский народ. Проблема диаспоры существует и будет постоянно корректировать все наши усилия, потому что сегодня судьба этнороссиян на Украине, в Казахстане и др. Следовательно, любое министерство иностранных дел России должно трудиться над разрушением любых попыток создания многоцентрия или двоецентрия на постсоветском пространстве. И значит любое Правительство, МИД РФ должны иметь в виду как фактор в ближнем зарубежье наличие огромной российской диаспоры, от которой уехало государство. Российскому руководству следует недвусмысленно дать понять всем своим партнерам-соперникам вблизи и вдали, что Россия скорее поощрит широкий передел всего постсоветского пространства, используя для этого все возможности, политизацию своей диаспоры, чем допустит образование множества центров силы на антироссийской основе, с вытеснением России из нового зарубежья. Пять проблем, которые мы обсудили, будут на будущее определять нашу внешнюю политику в ближнем зарубежье, исходя из факта разделенности русского народа и важности ближнего зарубежья как ахиллесовой пяты нашей безопасности: прорыв в объединении с Белоруссией, принуждение Украины к дружбе, Каспийское нефтяное искушение, угроза взрыва в Казахстане и Средней Азии, а также поиск системы союзов и противовесов на Дальнем Востоке, чтобы гарантировать государственную общность европейской части России с ее азиатской частью последняя проблема — предмет особого разговора. На фоне этих проблем судьба несовершенного, задуманного бракоразводным механизма под названием Содружество Независимых Государств является подробностью, хотя и символической. Сам факт подписания около 800 документов в рамках Содружества очень двусмысленен.
Ясно, особенно после саммита ОБСЕ в Лиссабоне, что подписание этих документов не ликвидирует разобщенности политических и военных усилий и устремлений стран СНГ. Однако, при наличии с российской стороны определенной политической воли, СНГ вправе продолжить свое существование как «круглый стол» бывшей советской историко-культурной общности, как механизм посредничества и как трибуна — поле для инициатив интеграции. Критически важной для СНГ является судьба его наднациональных органов. До тех пор, пока работа в наднациональном органе не станет более престижной и влиятельной, чем в национальном, не будет сделано ничего существенного для того, чтобы решения в рамках СНГ стали дееспособными. Мы исходим из необходимости и естественности доминантной роли России в наднациональных органах СНГ. Иначе зачем России настаивать на их создании? Однако до сих пор мы сталкиваемся с недостаточным выражением российских интересов в практике деятельности межгосударственных органов СНГ — из-за растраты Россией своих сил на обеспечение формального председательства. Вместо того, чтобы формулировать и проводить свою линию, Россия растворяет себя в кадровых компромиссах и бумажных согласованиях в органах СНГ — таково следствие принципа «одна страна — один голос». Впору настаивать на обязательном разделении лиц, отвечающих за выработку политики России в Правительстве РФ и работающих от ее имени в межгосударственных органах СНГ.
Нам кажется, что в настоящее время, когда Россия и ее Президент не вполне оправились от болезни, у нас нет другого способа удержать свое влияние в органах СНГ, а само СНГ от развала, кроме как вызвав превентивный кризис в вопросе об избрании нового Председателя Совета Глав Государств Содружества Б.
Но его тоже удалось отстоять благодаря плотной работе с западными державами. Воронцов говорил, что американская сторона подсказала "отличный юридический вариант", который делал дальнейшие споры беспредметными. Тогда именно слово "продолжатель" сыграло важную роль. Впрочем, еще в течение года про РСФСР не забывали — в первую очередь старое название дозволялось использовать в официальных документах. В Конституции новое название появилось только спустя несколько месяцев.
В Основной закон ввели пакет поправок, которые отражали появление России после распада СССР в качестве самостоятельного государства. Принимаю это решение по принципиальным соображениям", — с этих слов начал свое телевыступление первый и единственный президент СССР Михаил Горбачев. За два часа до этого, около 17:00 по московскому времени, Горбачев побеседовал с иностранными лидерами. Он предупредил Буша об отставке и выразил надежду, что накопленный в советско-американских отношениях капитал будет приумножен. Американский лидер заверил коллегу, что Штаты намерены помогать России, а Вашингтон постарается строить отношения с руководителями России и других бывших советских республик "на прогрессивной основе". Он заявил, что попытки частичных реформ "терпели неудачу одну за другой".
При этом он отметил, что общество сумело раскрепоститься духовно и политически, а на пути демократических преобразований был совершен прорыв. Страна начала продвигаться к многоукладной экономике, которая начала поворачиваться к рынку. Горбачев отмечал, что в мире также произошли значимые изменения.
Резиденция Вискули в Беловежской пуще была построена как охотничья правительственная усадьба еще при Хрущеве. Но в те годы белоснежная двухэтажная дача, выстроенная в стиле «сталинский ампир», обычно использовалась для встреч лидеров государств Варшавского договора. Тем более что это самая западная правительственная дача СССР: от Вискули до границы с Польшей всего 8 километров, и лидерам стран Восточной Европы было удобнее всего добираться до нее. На этот раз планировалась, что главы России, Белоруссии и Украины поохотятся и обсудят вопросы снабжения соседей российским газом. И охота, и баня, и пир горой в сплошь покрытой богатыми коврами резиденции действительно были, но днем. А вот начавшееся после этого обсуждение газового вопроса пошло по неожиданному сценарию.
Позже Станислав Шушкевич так рассказывал об этом журналистам: «Собрались мы вообще не для этой цели, а мы собрались, чтобы решить топливные проблемы зимние в Белоруссии и Украине. Я пригласил Ельцина на охоту в Беловежскую пущу. Потом решили, что надо уговорить его помочь нам нефтью и газом. И тут мы выяснили, что над ним еще есть начальник, избранный съездом народных депутатов СССР — над президентом России, избранным всем народом. И мы можем просить только Горбачева». Так решение рядового в общем-то хозяйственного вопроса, а главное — интересы чиновников высшего уровня, которые хотели вырваться из-под центрального управления и стать полновластными хозяевами в своих независимых государствах — повлек за собой государственный переворот. Оказалось, что более логично решать топливный вопрос, решая главный политический вопрос. Так мы и поступили. Так, вообще-то, и должны поступать нормальные политики».
От «парада суверенитетов» до распада страны Конечно, к тому времени дошло до максимума стремление союзных республик — а точнее их национальных элит — к государственной и экономической независимости от союзного центра. Начался «парад суверенитетов»: к 1991 году все союзные республики в том числе РСФСР приняли Декларации о суверенитете, в которых заявили о приоритете республиканского законодательства над союзным. А к осени 1991 года Верховные Советы большинства союзных республик придали декларациям о суверенитете статус конституционных законов. События в резиденции Вискули показали, что желание граждан огромной страны остаться вместе и жить под управлением единого союзного центра не было принято во внимание.
Создание Содружества Независимых Государств
В – 7. История создания снг, цели и принципы снг, членство и система органов снг. | 8 декабря 1991 года на встрече глав России, Украины и Белоруссии было заключено соглашение о создании СНГ. |
Ответы : Какие страны входят в состав СНГ в 1991 году и в настоящее время? | Соглашения о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) было подписано главами РСФСР, Белоруссии и Украины — Борисом Ельциным, Станиславом Шушкевичем и Леонидом Кравчуком — 8 декабря 1991 года. |
Базовые документы Содружества независимых государств | Соглашение о создании Содружества Независимых Государств было подписано 8 декабря 1991 года в селе Вискули в Беловежской пуще в Беларуси. |
Беловежские соглашения
Стоит отметить, что согласно Уставу предусмотрены две категории: ассоциированные члены, которые могут принимать участие в обозначенных направлениях деятельности, и наблюдатели, имеющие возможность посещать заседания органов Содружества. Перечень государств-участников 2009 год ознаменовался выходом Грузии из Содружества из-за вооружённого столкновения в Южной Осетии, а в 2014 год и Украина заявила о намерении выйти. Однако есть государства, выразившие желание присоединиться к Содружеству, при этом не являясь республиками бывшего СССР: Монголия и Афганистан. Итак, учитывая назревающий вопрос о том, какие страны входят в СНГ в 2017 году, констатируется, что юридически в состав СНГ включены 9 государств. А две таких страны, как Туркменистан и Украина, являются ассоциированными членами и ещё две — Монголия и Афганистан, имеют статус наблюдателей.
Советские граждане, которые окончательно запутались в происходящих событиях, воспринимали оба Союза примерно одинаково. Проблема в том, что СССР был надгосударственное надстройкой, а СНГ это подгосударственная надстройка, причем с крайне хрупким фундаментом. Это не тот случай где перемена мест значение не меняет. Ведь в первом случае мы говорим о едином государстве, которое состоит из множества других. А во втором случае о конкретном государстве, которое теоретически контактирует с другими представителями посредством союзного договора. Заявление о подписании документа После подписания беловежских соглашений, руководители стран выступили с совместным заявлением. Оно было достаточно коротким, поскольку там было всего 4 пункта, объясняющих причины произошедшего: Подписание нового союзного договора продвигалось низкими темпами Коммунистическая партия в ее текущем составе правления привела к масштабному кризису в стране. В стране огромное количество межнациональных конфликтов. Назрела необходимость проведения преобразований. Заявление о подписании беловежских соглашений Подобное заявление не дает конкретных ответов на поставленные вопросы. Фактически было сказано, что органы управления СССР не справляются со своими обязанностями, в результате чего в стране возникло огромное количество противоречий, решить которые можно только созданием отдельных независимых государств, каждое из которых будет проводить более эффективную внутреннюю политику по сравнению с политикой, проводимой в СССР. Изначально в политический альянс входили Россия, Украина и Белоруссия. Всего через 13 дней документ был расширен. Произошло это по Протоколу от 21. Он представлял собой дополнение к Соглашению. Для различных государств этот протокол обрел юрсилу в разное время, в зависимости от его ратификации. Быстрее всего документы были ратифицированы в Казахстане, где это произошло уже 23. Позже всего в Таджикистане, где это произошло 26. Чтобы это понять достаточно рассмотреть заявление Комитета конституционного надзора СССР от 11 декабря 1991 года. Это заявление было сделано в результате обращения граждан и различных госструктур, которые просили комитет дать правовую оценку соглашения от 8 декабря 1991 года. Основные моменты заявления комитета следующие: Все союзные государства имеют право подписывать между собой и другими государствами международные соглашения. В этой связи соглашение об организации Содружества независимых государств является легитимным. С другой стороны, целый ряд положений этого документа - незаконны. В республиках прекращают действовать законы любых третьих государств, включая СССР - является заявлением недопустимым и незаконным. Подобные процессы должны происходить строго по Конституции, где прописаны все нормы и механизмы. Россия, Белоруссия и Украина действительно подписали Союзный договор 1922 года. Однако вместе с ними этот исторический документ подписали страны Закавказской Федерации Армения, Грузия и Азербайджан.
Говоря о природе СНГ, следует обратить внимание на возможность любого государства произвольно определять круг областей международного сотрудничества в рамках СНГ и степень своего участия в нем статья 10 Соглашения 1991 года, статья 23 Устава. Иными словами, объем международных обязательств каждого члена СНГ может быть различным, что привело на практике к появлению уже внутри Содружества отдельных союзов и объединений государств. В качестве примеров можно назвать белорусско-российский Договор о создании Союзного государства 1999 года и Договор о создании Единого экономического пространства 2003 года. Объективное несовпадение интересов членов СНГ детерминирует ситуацию, когда большая часть из более чем двухсот принятых в рамках Содружества соглашений не выполняются или выполняются ограниченным числом участников. Так, львиная доля вопросов экономического сотрудничества рассматривается в рамках Экономического союза, который вообще не предусмотрен в Уставе СНГ. Участниками таких важных соглашений, как Договор об углублении интеграции в экономической, социальной и культурной областях 1996 года, Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве являются только четыре государства Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия. К последнему договору позже присоединились Таджикистан и в январе 2006 года Узбекистан. В научной литературе высказывается точка зрения о необходимости значительного повышения эффективности СНГ как инструмента интеграции.
Рассказываем, какие события привели к подписанию соглашения. Союзные республики стремились к независимости, между ними и центром нарастали противоречия. В 1990 году все республики приняли декларации о государственном суверенитете, пишет РИА Новости. Весной-летом того же года назначенная властями рабочая группа, т. Ново-Огаревского процесса, разработала проект по заключению договора федерации "О Союзе Суверенных Республик".
Переименование РСФСР в Российскую Федерацию
- Содружество Независимых Государств - Энциклопедия России
- Список стран СНГ
- Подписано соглашение о распаде СССР и создании СНГ
- Переименование РСФСР в Российскую Федерацию
- мировая экономика
Как появилось СНГ
Содружество Независимых Государств (СНГ) – региональная международная организация. 8 декабря 1991 г. Белоруссия, Россия и Украина подписали Соглашение о его создании. Расшифровка СНГ означает «Содружество Независимых Государств» (на английский эта аббревиатура переводится как CIS Countries, а не SNG, как думают некоторые). В силу сложившейся ситуации с образованием Содружества Независимых Государств я прекращаю свою деятельность на посту Президента СССР. Официальное начало истории СНГ положило подписание 8 декабря 1991 года Соглашения о создании Содружества Независимых Государств, ныне известного как «Беловежские соглашения» или «Беловежские договоренности».
30 лет со дня основания Содружества Независимых Государств
В статье рассмотрим, как историю возникновения СНГ, состав стран, входящих в содружество. Статья СНГ (Содружество независимых государств), Информационные технологии в СНГ, 2021 Правительство РФ одобрило соглашение стран СНГ о сотрудничестве в сфере кибербезопасности, Мишустин утвердил соглашение о сотрудничестве стран СНГ в области. Содружество Независимых Государств (СНГ). Объединились в Содружество Независимых Государств. Казахстан с самых первых дней создания СНГ, принимал в этой работе самое активное участие. Официальное начало истории СНГ положило подписание 8 декабря 1991 года Соглашения о создании Содружества Независимых Государств, ныне известного как «Беловежские соглашения» или «Беловежские договоренности».
Страны СНГ
Соглашение о создании Содружества Независимых Государств вступает в силу для каждой из Высоких Договаривающихся Сторон с момента его ратификации. Статья рассматривает создание, структуру, цели и задачи Содружества Независимых Государств (СНГ), а также его важные достижения, проблемы и перспективы. СНГ существовало на основании Устава, утвержденного 22 декабря того же года. Содружество Независимых Государств, скрывающееся под аббревиатурой СНГ — это международная организация, миссия которой – регулировать взаимодействие между странами, ранее входившими в могучую державу под названием СССР.