Описание картины Даная, выполненой Рембрандтом Харменсем Ван Рейном в 1636 году. В одном разговоре мне довелось услышать, что пострадавшая в середине 1980-х эрмитажная картина Рембрандта «Даная» полностью восстановлена реставраторами. Рембрандт начал работу над Данаей в 1636-ом, через два года после женитьбы на горячо им любимой Саскии ван Эйленбрюх.
Рентген, стекло, серная кислота и другие прелести реставрации
В результате войны за независимость от испанской империи, Голландия получила и духовную свободу. Появились буржуа, которых называли бюргеры, желающие украшать свои жилища картинами, был большой спрос на живопись. Рембрандт отличался от своих собратьев по цеху, современники называли его «еретиком от искусства». Сюжеты он трактовал в соответствии со своим характером - живым и не терпящим фальши. Рембрандт Харменс ван Рейн 1606-1669. Напомню вкратце, в чем тут дело. В основе лежит древнегреческая легенда, по которой царю Акрисию оракул предсказал смерть от руки внука. Царь не стал тихо ждать развития событий, а предпринял весьма энергичные действия — заключил единственную дочь в башню. Фрагмент: лицо женщины.
Ну и мы давайте перенесемся в чертоги царевны, посмотрим, как обстоят дела по версии Рембрандта. Даная окружена роскошью, соответствующей ею статусу.
Найдя «Данаю», мужчина выплеснул на полотно склянку серной кислоты. Краска стала менять цвет и пузыриться. После злоумышленник успел сделать несколько надрезов ножом. Окружающие были ошеломлены столь дерзким поступком. Реставраторы заявляли, если бы картина была перевёрнута вниз изображением, серьёзных повреждений удалось бы избежать. Пострадала самая важная часть — фигура Данаи.
Кислота проделала глубокие борозды в слое краски. Цвета перемешались. Полностью растворилась драпировка, прикрывавшая ноги девушки. Были утрачены мелкие детали. На допросе Майгис сослался на политические мотивы. Суд признал жителя Литвы невменяемым. Преступник провёл 6 лет в ленинградской психлечебнице, затем был переведён в аналогичное учреждение своей республики. Реставрация заняла 12 лет.
Восстановление шло в несколько этапов: Сначала остановили химическую реакцию. Картину опрыскали водой, краску защитили осетрово-медовым клеем, предотвратив отслоение. Три дня спустя была сформирована комиссия, куда входили специалисты по реставрации живописи. Расматривалось два варианта. Первый — сохранить картину в текущем виде. Второй — сделать копию на основе оригинального полотна.
Здесь художник использовал широкие мазки и свою любимую золотисто-коричневую, теплую гамму, которая присуща его поздним работам. Говорят, для большего эффекта он добавлял в краску толченый янтарь. Многие детали шедевра вызывают недоумение. Кто позировал художнику? Почему рыдает Купидон? Отчего безымянный палец незамужней Данаи украшает обручальное кольцо? Рембрандт начал писать «Данаю» через пару лет после женитьбы на обожаемой им Саскии. Супруга часто выступала моделью для художника, в том числе и для «Данаи». Но на этом шедевре ее черты гораздо менее узнаваемы, чем на других. Дело в том, что для картины позировали две женщины. Их образы художник и попытался совместить в фигуре древнегреческой царевны.
Может быть, поэтому картина «Жертвоприношение Авраама», где отец почти приносит в жертву своего единственного сына по указанию Бога, получилась у него такой личной и живой. Полотно было написано в 1635 году сразу после смерти первенца Рембрандта. В центре композиции молодой человек, лежащий на жертвеннике со связанными за спиной руками и старец с полубезумным взглядом, закрывающий лицо сына огромной рукой, чтобы он не видел, кто его убьёт. И чтобы не видеть его глаз. В этом читается не рвение религиозного фанатика, а боль и даже как будто удивление, что он должен принести в жертву собственного ребёнка. Но он сделает это, потому что верит, что так надо. В последнюю минуту ангел остановил его, мягко схватив за руку и старик изображён в полуповороте, а его пальцы, выпустившие детально прорисованный кинжал, всё ещё напряжены. Но мы, зрители, выдыхаем с облегчением. В Эрмитаж картина попала в 1779 году, благодаря покупке коллекции премьер-министра Англии сэра Роберта Уолполла. Здесь он в полной мере использовал свой талант смешивать божественное и земное с помощью игры с тенями и светом, которые оживляют его работы и подчёркивают самое главное. Ввзгляд сразу же падает на мирно спящего в колыбели младенца. Потом на мать, поправляющую его одеяло. Лицо молодой женщины светится заботой и любовью — в прямом смысле слова светится. Дальше взгляд перебегает на тёмную, скрытую тенями, фигуру мужчины. И всё это, будто выхваченная сценка из обычного вечера самой простой голландской семьи. Ничего не говорит о том, что перед нами — Мария с Иисусом, кроме спускающихся с левого угла картины ангелочков. Они гармонично вписываются в общее умиротворённое настроение полотна и подчёркивают спокойствие и любовь, царящую в комнате. Поделиться с друзьями.
Одна из самых знаменитых работ Рембрандта -Даная
Безудержно скупавший произведения искусства, старинные доспехи, музыкальные инструменты и превративший купленный в Амстердаме особняк в подобие антикварной лавки или небольшого музея, Рембрандт израсходовал на эти цели немалые средства, включая наследство любимой жены. Статус модного живописца с обилием хорошо оплачиваемых заказов уравновешивал эту невоздержанность в тратах. Но после смерти Саскии, фиаско с «Ночным дозором», постепенной утрате интереса к нему публики, разлюбившей его «тёмную» живопись, банкротство оказалось неминуемым. Среди арестованного за долги имущества оказалась и «Даная». Один из самых состоятельных французов, оказывавший вместе со старшим братом финансовую помощь монархам, он, подобно Рембрандту, израсходовал колоссальные средства на приобретение произведений искусства. Часть наследства, в которой как раз и находился шедевр гениального голландца, отошла к его сыну — Луи Антуану. Приобретенные у его семьи картины положили начало огромной коллекции Эрмитажа. Для одной из главных своих картин Рембрандт выбрал сюжет о царе Акрисии и дочери его Данае. Испуганный предсказанием прорицателя о том, что его убьёт родной внук, принял радикальное решение. Уберечь дочь от нежелательной беременности можно, спрятав её от чужих глаз.
Так Даная оказалась в подземном доме с медным чертогом под присмотром бдительной служанки. Избежать предсказания не удалось. В подземелье пролился золотой дождь, возвестивший о посещении невинной дочери царя великим Зевсом. В результате непорочного зачатия на свет появился Персей. Рождение младенца не осталось незамеченным. Реакция «счастливого» дедушки последовала незамедлительно: служанку за халатное отношение к своим обязанностям казнили. Вместо медного дома под землёй — тесный деревянный ящик, в котором её и сына сбросили в море. Внимательный поклонник творчества Пушкина проведёт очевидные аналогии между невзгодами Данаи и злоключениями оболганной царицы в «Сказке о царе Салтане», которую вместе с сыном Гвидоном посадили в деревянную бочку и отправили на верную смерть в морскую пучину. Александр Сергеевич мог познакомиться с мифом о дочери Акрисия во время учёбы в Лицее благодаря великолепному педагогу и знатоку античной истории и культуры Николаю Федоровичу Кошанскому.
Краткий сюжет мифа о Данае, Персее и Медузе Горгоне Даная, дочь царя которому было предсказана погибель от рук внука. Что бы пророчество не сбылось, царь посадил красавицу дочку в подземную "золотую темницу", но очарованный красотой девушки громовержец Зевс, превратившись в золотой дождь, просочился в темницу и девушка родила от него сына Персея. Узнав об этом царь посадил дочь с внуком в бочку и бросил в море. Бочку прибило к чужому берегу где Персей вырос при дворе, а Даная стала объектом страсти местного царя. Желая избавиться от Персея он отправил его убить саму Медузу Горгону, но полу-бог справился с заданием и вернувшись с головой Горгоны превратил похотливого царя в камень. После этого они вернулись в царство отца Данаи где мирно жили пока однажды, во время спортивных игр, в голову царя случайно попал бронзовый диск запущенный мощной рукой Персея. Так предсказание исполнилось. Даная после этого добровольно вернулась в свою темницу где прожила всю оставшуюся жизнь молясь за отца, а Персей отправился на подвиги и стал известен на весь мир.
Источник: ru. Первый вариант был написан в 1544-1545 годах по заказу кардинала Алессандро Фарнезе.
Сюжет очень характерен для его творчества. Мифология с самого начала привлекала Рембрандта — его первые из сохранившихся шедевры тоже посвящены теме мифов.
Стоит вспомнить «Крещение евнуха», «Давида перед Саулом» и другие. Детали краев холста тщательно проработаны. В их колорите преобладают холодные оттенки, но центральная часть выписана иначе. Здесь художник использовал широкие мазки и свою любимую золотисто-коричневую, теплую гамму, которая присуща его поздним работам.
Говорят, для большего эффекта он добавлял в краску толченый янтарь. Многие детали шедевра вызывают недоумение. Кто позировал художнику? Почему рыдает Купидон?
Отчего безымянный палец незамужней Данаи украшает обручальное кольцо?
Образ Данаи мастер завершил достаточно быстро, после чего перешёл к работе над обстановкой, окружающей красавицу. Как мне кажется, по замыслу Рембрандта, эта картина должна была стать гимном взаимной любви — он вложил всю душу в изображение прекрасной Саскии. Но, увы, семейное счастье живописца оказалось недолгим.
Из-за слабого здоровья женщина не могла родить здорового ребёнка — все младенцы умирали в раннем возрасте. Единственным выжившим ребёнком Саскии стал Титус, родившийся в 1642 году. Но его появление на свет стоило матери жизни. Саския умерла, а кормилицей малыша стала служанка Гертье Диркс.
Своенравная и капризная женщина нередко ревновала возлюбленного — причём не к живым женщинам, а к покойной Саскии. Особенно раздражала любовницу мастера работа над «Данаей». В главной героине слишком явно проступали черты Саскии, а потому Гертье потребовала, чтобы художник переписал Данаю — под неё. Тот согласился и начал переделывать уже почти завершённое творение.
Рембрандт часто писал портреты жены. В Данае также угадываются её черты Рембрандт Харменс ван Рейн «Портрет Саскии в красной шляпе», 1633-1634 годы Местонахождение: Картинная галерея, Кассель, Германия Современный рентгенографический анализ картины показал, что Рембрандт действительно вносил изменения в свою работу приблизительно через десять лет после начала написания. В лице Данаи причудливо сочетаются черты жены и любовницы художника, но если вы полагаете, что Гертье осталась довольна, то сильно ошибаетесь. Она потребовала изменить позу Данаи, причём внести коррективы в её фигуру.
Атака на Данаю: Зачем Бронюс Майгис покусился на шедевр?
Описание картины Даная, выполненой Рембрандтом Харменсем Ван Рейном в 1636 году. Знаменитая картина Рембрандта "Даная" вызывает интерес не только мастерской работой голландского художника, но и своей непростой судьбой. Создавая этот автопортрет, Рембрандт отказался от театральных приёмов, свойственных его ранним автопортретам, и изобразил себя очень просто. Картина даная Рембрандта в Эрмитаже является настоящим сокровищем и символом музейной коллекции.
Картины Рембрандта в Эрмитаже
Великолепный портретист, художник раскрывал самые глубокие чувства солдат, умудрённых опытом стариков и надорванных жизнью старух. Красноречивы серии портретов апостолов и автопортретов. На сегодня исследователям известно 346 картин кисти живописца, а также около 100 рисунков и 300 офортов. Описание картины Рембрандта «Даная» По центру полотна роскошная постель, на которой лежит обнажённая молодая женщина. Поза её непринуждённа: опершись левой рукой на пышную подушку и приподняв голову, она лежит на боку, приподняв правую руку в приветственном или прощальном жесте. Запястья её украшают браслеты из белых и розовых бус, на безымянном пальце левой руки колечко. Волосы, ранее убранные в причёску, теперь распушились. Взгляд женщины устремлён в сторону от зрителя, она чуть улыбается — спокойна и мила. Тёплый и яркий солнечный свет мощным потоком освещает мягкие контуры тела женщины.
О соответствии её фигуры каким-то канонам судить излишне — во все времена красота и женственность превыше всего. Массивные ножки кровати — золотые орлы, над изголовьем — плачущий золотой ангел, выделенный светом, вокруг — мягкие драпировки в коричнево-золотистых оттенках. За дальней шторой наполовину открытый силуэт служанки — она внимательно и строго глядит в ту же сторону, что и Даная.
Некоторые из картин сегодня выставлены в Эрмитаже. Основная часть полотен голландского художника поступила в Эрмитаж еще при Екатерине II. Остальные были переданы из домашних собраний графа фон Брюля, канцлера Саксонского и многих других. В зале представлены 24 работы голландского художника. Сюжет взят из мифологии, но автор трактовал его по-своему. Здесь Даная возлежит на роскошном ложе. Ее изображение не отвечает представлениям об античной красоте и гармонии стиля ренессанс.
Её муж Николай признался, что продал 70 ценностей из коллекции Эрмитажа, а во время обыска у него нашли 50 залоговых билетов из ломбардов. Завадского посадили на пять лет. В наши дни подобная живопись не пользуется популярностью, поэтому 22 марта 2001 года залы Барбизона и Салона были закрыты. Именно в этот день таинственный вор пробрался к Жерому мимо охранника и вырезал картину из рамы. Кражу обнаружили, музей заперли, всех обыскали, но о полотне ничего не было слышно ещё пять лет. В 2006 году Геннадию Зюганову в Госдуму позвонил неизвестный. Он сказал, что если кто-то из сотрудников аппарата встретится с ним в метро, то «получит бесценную картину». Свёрток забрали. В нём оказалось полотно Жерома. Жан-Леон Жером, Бассейн в гареме. Правда, сильно повреждённый: сложенная вчетверо картина еле держалась на нитях холста. К слову, личность преступника всё ещё остаётся загадкой и предметом спекуляций. Кражи египетской чаши и польской вазы В 1994 году с выставки «Культура и искусство народов Кавказа» пропала небольшая египетская стеклянная чаша III века до нашей эры. Год спустя её нашли в квартире бывшего электрика Эрмитажа. А в 2006-м на Украине обнаружили польскую стеклянную вазу, оправленную в бронзу и серебро. Она пропала с выставки «Художественное оформление русского интерьера».
Во многих музеях есть копии скульптуры. В Георгиевском зале открылась выставка к 250-летию учреждения Ордена Святого Георгия. О репутации Эрмитажа «В профессиональной среде у Эрмитажа хорошая репутация, — сказал Пиотровский, — и Роттердамский центр поставил нас в своем списке на 4-е место, между Лувром, музеями Ван Гога и Британским. А занялись в Европе подсчетом репутаций после того, как министр культуры Голландии заявил, что «музей — хобби для леваков». Социологи обиделись, и теперь мы знаем, что удерживать репутацию лучше всего наступательной открытостью». Репутация Эрмитажа складывается из его коллекций и научных изысканий, и, как в спорте, ее надо поддерживать. Пиотровский рассказал, что его коллеги одними из первых в России изучили экономический эффект от существования собраний художественных коллекций в городе, и на материалах Эрмитажа в Колумбийском университете опубликована книга «антропологии музея». Через пару лет в Эрмитаже планируют провести конгресс по репутации музеев. Тени, как у Шварца, должны знать свое место По формуле Пиотровского, люди начинают чаще посещать музеи во времена кризисов, но это не значит, что музей должен становиться местом досуга и развлечений, идею эту ученый назвал «губительной». Не случайно на конгрессе в Киото определение это отвергли. И определил место мультимедийных вещей в музее как дополнительных средств. И призвал срочно гуманизировать генную инженерию и искусственный интеллект, подобно физике и химии в XX веке, представляющим опасность для человека в веке XXI-ом. О бюджете и демонстрациях протеста Когда Михаил Пиотровский начинал работать директором Эрмитажа, его американские друзья шутили, что он самый эффективный директор мира: огромный музей функционирует, а в Ассоциацию американских музеев его бы не приняли.
«Золотые монеты» - не главная загадка «Данаи» Рембрандта?
Первоначально «Даная» была гимном взаимной любви – в этом образе Рембрандт написал свою молодую жену – Саскию. В образе Данаи Рембрандт показал большое чувство, проявляющееся так непосредственно и откровенно. Пройдёт десять лет, и Рембрандт уничтожит всё, что так радовало и восхищало его.
Одна из самых знаменитых работ Рембрандта -Даная
Невеселая судьба «Данаи» Рембрандта | В одном разговоре мне довелось услышать, что пострадавшая в середине 1980-х эрмитажная картина Рембрандта «Даная» полностью восстановлена реставраторами. |
Скандалы Эрмитажа | Кроме «посмертной» консервации останков рассматривался и другой вариант: реконструировать картину за Рембрандта, по возможности правдоподобно и красиво. |
У «еретика от искусства» Рембрандта, Даная не так проста и наивна. | Но потом Рембрандт, сгорающий от страсти к Гертье, как полагают те же биографы, наделил Данаю чертами свей любовницы. |
Атака на Данаю: Зачем Бронюс Майгис покусился на шедевр?
Геннадий Широков, Александр Рахман и Евгений Герасимов. «„Даная“ Рембрандта не пассивная патрицианка Тициана и не шаловливая жеманница Корреджо, а здоровая женщина, которая вся замлела от восторга, увидав своего супруга. Картину Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга», известную как «Ночной дозор», с начала XX века. Рембрандт начал писать «Данаю» через пару лет после женитьбы на обожаемой им Саскии. Например, «Даная» Фервилта и «Даная» Рембрандта. Эль Греко (Доменикос Теотокопулос). Рембрандт начал писать «Данаю» в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх.
Иван Грозный под колпаком: как шедевры мировой живописи восстанавливали после вандалов
Рентгенограммы участков картины Рембрандта «Даная», из которых виден творческий поиск художника. Самая известная картина Рембрандта – «Даная» – с момента своего создания и до наших дней попадала в такие истории, что ее сохранность можно считать чудом. В одном разговоре мне довелось услышать, что пострадавшая в середине 1980-х эрмитажная картина Рембрандта «Даная» полностью восстановлена реставраторами. Документальный фильм рассказывает о покушении на картину Рембрандта "Даная" в Эрмитаже и об истории ее восстановления. Новости прошедшего "Времени". 221 видео.