Статус иноагента разрешено было присваивать физическим лицам – так под удар попали блогеры, общественные деятели и любые мало-мальски медийные личности (подробнее об этом – в новости «Принят закон, позволяющий признавать физлиц СМИ-иноагентами»). Иностранные агенты (далее — иноагенты) — специальный статус, в связи с которым на организации и физические лица налагаются дополнительные обязанности и ограничения. Новости и статьи.
Путин подписал закон о запретах для иноагентов
После признания иностранным агентом, как правило, следуют ограничения на работу СМИ, некоммерческой организации или человека. 4. Иноагенты — иностранные СМИ. Так, иноагентами могут быть признаны международные и иностранные организации, включая их представительства (филиалы) на территории России, что раньше запрещалось Конституционным Судом РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства. Если коротко, то любое приведение информации иностранного агента требует упоминание его специфического статуса. Но самое главное — в тексте законопроекта появились определения «иностранный агент» и «иностранное влияние».
Иноагенты: как безопасно писать о них в СМИ и соцсетях
За последнее время Минюст снял статус иноагентов более, чем с 60-и человек и юридических лиц. Что такое инагент, история создания и его применение в законодательстве России. Иностранными агентами в России могут быть признаны лица и организации, получающие поддержку из-за рубежа или находящиеся под иностранным влиянием, осуществляющие при этом определенную деятельность. О том, что это значит, кто может получить статус иноагента.
Как работает статус иноагента в России и почему вокруг него столько споров?
С этой даты государственные органы и органы местного самоуправления, юрлица, а также физлица граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства должны учитывать при осуществлении своей деятельности ограничения, указанные в ст. Предметом государственного контроля теперь является не деятельность иноагентов, а соблюдение законодательства РФ об иностранных агентах всеми лицами. Во время рассмотрения проекта текст документа был дополнен новыми положениями. Так, например, законом установлено, что в отношении лица могут применяться внеплановые проверки, если они своими действиями бездействием способствовали нарушению агентами законодательства об иноагентах.
Обеспокоенность новым российским законом и его возможным негативным влиянием на деятельность правозащитников выражали также различные органы ООН, в том числе Комитет против пыток , Комитет по правам ребёнка и Комитет по ликвидации расовой дискриминации [ уточнить ]. Комиссар Совета Европы по правам человека не раз выражал российским властям озабоченность законом, «который содержит очень широкое и неясное определение политической деятельности», а также серией проверок НКО и официальной негативной риторикой в их отношении [53]. Европарламент «выразил разочарование» российским законом и призвал власти России прекратить регистрацию НГО как «иностранных агентов» [54]. В ходе июньской сессии 2014 года Венецианская комиссия при Совете Европы в своём заключении жёстко раскритиковала российские законы об НКО — «иностранных агентах», государственной измене и шпионаже, которые «взаимно усиливают негативное воздействие на обеспечение в РФ свободы объединения и выражения мнений». ВК призвала Россию отказаться от порочащего НКО «клейма» «иностранного агента», так как и «без специального российского исторического контекста» такая НКО будет воспринята с «недоверием, страхом и враждебностью», ведь даже российские госорганы «не имеют чёткого и единого понимания, что такое политическая деятельность».
Критике подверглись и поправки в закон, позволяющий Минюсту вносить в реестр НКО как «иностранных агентов» без их согласия [55]. Полномочным представителем Госдумы в Конституционном суде Дмитрий Вяткин назвал решение Венецианской комиссии «политической заказухой [56] ». Совет при президенте Российской Федерации по правам человека счёл закон «совершенно избыточным и юридически бессмысленным» [57]. Суд в апреле решил не предоставлять приоритета рассмотрению жалобы; в июле 2013 года к жалобе присоединились ещё три заявителя [61]. В феврале 2016 года Комитет гражданских инициатив предложил не причислять к «иностранным агентам» НКО за проведение круглых столов, конференций на политические темы, соцопросов — для этого им были разработаны поправки к соответствующему закону [62] : политической деятельностью можно считать только выдвижение кандидатов на выборах, участие в предвыборной агитации, организацию сбора средств в избирательные фонды или содействие в этом, а также продвижение в общественном мнении положительного или негативного образа кандидатов, списков кандидатов на выборах и политических партий и информационное, консультационное и организационное сопровождение кандидатов на выборах Аргументы сторонников[ править править код ] Сторонники закона утверждают, что он полностью воспроизводит положения американского закона FARA, из чего, по их мнению, следует соответствие российского закона международным демократическим нормам [48] [63]. Президент России Владимир Путин лично высказывался о высокой схожести российского закона с американским [64]. Плеханова, заявил о том, что российский закон мягче закона FARA: Цель закона — сократить влияние иностранных государств на политику страны. При этом наш закон значительно мягче американского.
Он вообще ничего не запрещает, но он говорит, что если вы НКО и одновременно получаете от иностранных государств, фондов и т.
Если же кто-либо будет содействовать нарушению законов иноагентами, то ему вынесут предупреждение. На то, чтобы устранить это нарушение, будет даваться не менее месяца. Кроме того, у документа есть законопроект-спутник, в котором предусмотрена административная ответственность в случае, если нарушение так и не было устранено. Обычным людям грозит штраф от 30 до 50 тысяч рублей, должностным лицам — от 70 до 100 тысяч рублей либо дисквалификация запрет занимать должность на срок до двух лет, юридическим лицам — от 200 до 300 тысяч рублей. Само же понятие «третьи лица» появилось с подачи замминистра юстиции Олега Свириденко, который 11 мая анонсировал появление законопроекта, выступая на Петербургском международном юридическом форуме. По словам Свириденко, комитет Госдумы уже поддержал законопроект, который будет касаться «любых третьих лиц, не являющихся иноагентами»: — Они даже не аффилированы с иноагентами, но они как третьи лица могут оказывать определенное влияние волей-неволей и помогать иноагентам нарушать 255-й закон закон о контроле за деятельностью иноагентов.
Как не стать «третьим лицом» Юрист Андрей Конышев отметил, что действие законопроекта будет распространяться на каждого россиянина в случае, если он каким-либо образом взаимодействует с иноагентами с нарушением закона: например, размещает у себя на странице материалы иноагентов без соответствующей маркировки, отправляет им деньги или помогает получать информацию любым другим образом. Кроме того, даже если человек не принимает участие в распространении информации, но каким-либо образом спонсирует, поддерживает деятельность иноагента, это тоже попадает под действие законопроекта.
Но люди, которые продвигали весь этот тренд с иностранными агентами, имели абсолютно четкую цель.
Они понимали, что организации, которые будут вноситься в реестр, не захотят работать под этим ярлыком. Таким образом, НКО пытаются поставить в ситуацию, когда мы должны все время объяснять: мы не плохие, а хорошие. Коннотация словосочетания «иностранный агент» абсолютно отрицательная, - считает юрист Центра Защиты прав СМИ тоже признан иностранным агентом Светлана Кузеванова.
Что характерно, сильнее всего от действия закона пострадали вовсе не настоящие иностранные агенты, получающие финансирование от правительств других государств на явную политическую деятельность, а именно мелкие региональные организации, для которых иностранные гранты были основным средством выживания. Попадая в реестр иностранных агентов, такие организации разом лишались доверия партнеров, теряли возможность заниматься заявленной деятельностью и, как следствие, прекращали свое существование. Кто-то пытался спорить с Минюстом о своем статусе, кто-то пытался играть по его правилам и полностью отказывался от иностранных денег в своем бюджете.
Но большинство НКО, признанные иностранным агентом предпочли самый простой вариант — попросту закрыться. Для справки, в 2016 году в реестре Минюста было 154 НКО-иноагента. Сейчас это число сократилось более чем вдвое.
В первую очередь из-за закрытия организаций.
Значение слова «иноагент»
Основанием для возбуждения дела может стать даже упоминание, которое было сделано до 26 января. Участием в деятельности могут признать подписку на платные рассылки издания, комментарий для статьи или покупку футболки с логотипом. Как проверить посты в своих соцсетях Кто такие экстремистские организации С ними все еще серьезнее. Их в реестр вносят уже по решению суда , но любое сотрудничество запрещено. Такой организации нельзя работать в России, она ликвидируется автоматически. Последствия могут наступить для всех, кто перечислял такой организации деньги, был ее сторонником или как-то еще причастен к ее деятельности — наказания очень строгие.
Что все это значит для НКО, журналистов, правозащитников и государства в целом? Своим мнением делится член СПЧ и ОНК Москвы Ева Меркачева: Ева Меркачёва правозащитник «Они не смогут проводить образовательные мероприятия для детей, они не имеют права претендовать на доступ к бюджетным средствам и не смогут теперь воспользоваться упрощенной системой налогообложения — и так далее. Это означает, что все НКО, которые занимаются самой разной деятельностью, получив статус иноагента, просто свернут свою деятельность, поскольку посчитают, что риски для них слишком велики. Мне кажется, что в принципе высказывать любую критичную мысль становится опасным и мы рискуем жить в некоем иллюзорном пространстве, в котором журналисты, правозащитники, адвокаты и кто угодно еще будут говорить только то, что от них хотят услышать, а не реальную ситуацию. И это очень опасно для власти, потому что она потеряет ощущение реальности и не будет понимать, что происходит в стране». При этом принятый в третьем чтении законопроект предусматривает возможность выхода из соответствующего реестра. Раньше такая возможность прописана не была. Оснований для выхода из списка два. Первое: если иностранный агент в течение года не получал иностранное финансирование и не занимался «иноагентской» деятельностью.
На сайте Госдумы поясняют , что запрет касается любых ресурсов иноагентов: сайтов, YouTube- и Telegram-каналов, аккаунтов в запрещенных соцсетях и т. Согласно новому закону, например, бизнесу запрещено покупать рекламную интеграцию в видео популярного блогера с соответствующим статусом. А СМИ могут нарушить закон, если не просто процитируют какое-то высказывание иноагента с упоминанием статуса , но и поставят активную ссылку на его блог. Эти критерии достаточно широкие, поэтому даже ссылку на Telegram-канал иноагента можно при желании трактовать как рекламу. Справедливо и в обратную сторону: если иноагенту понравится какой-то продукт и он решит похвалить его в блоге, надзорные органы могут расценить такой контент как рекламу. Причем ответственность грозит всем: и рекламодателю, и рекламораспространителю. Как жить с законом о маркировке рекламы в 2024 году Так, а что будет, если нарушить эти запреты на иноагентскую рекламу? Тем, кто размещает рекламу на ресурсах иноагентов или сам рекламирует такие ресурсы, грозит административная ответственность. Часть 42 ст. Наказание самих иноагентов описано уже в ст. Правда, повторные нарушения уже могут привести к уголовному преследованию, и в таком случае иноагентам грозит до 2 лет лишения свободы ч.
Полномочным представителем Госдумы в Конституционном суде Дмитрий Вяткин назвал решение Венецианской комиссии «политической заказухой [56] ». Совет при президенте Российской Федерации по правам человека счёл закон «совершенно избыточным и юридически бессмысленным» [57]. Суд в апреле решил не предоставлять приоритета рассмотрению жалобы; в июле 2013 года к жалобе присоединились ещё три заявителя [61]. В феврале 2016 года Комитет гражданских инициатив предложил не причислять к «иностранным агентам» НКО за проведение круглых столов, конференций на политические темы, соцопросов — для этого им были разработаны поправки к соответствующему закону [62] : политической деятельностью можно считать только выдвижение кандидатов на выборах, участие в предвыборной агитации, организацию сбора средств в избирательные фонды или содействие в этом, а также продвижение в общественном мнении положительного или негативного образа кандидатов, списков кандидатов на выборах и политических партий и информационное, консультационное и организационное сопровождение кандидатов на выборах Аргументы сторонников[ править править код ] Сторонники закона утверждают, что он полностью воспроизводит положения американского закона FARA, из чего, по их мнению, следует соответствие российского закона международным демократическим нормам [48] [63]. Президент России Владимир Путин лично высказывался о высокой схожести российского закона с американским [64]. Плеханова, заявил о том, что российский закон мягче закона FARA: Цель закона — сократить влияние иностранных государств на политику страны. При этом наш закон значительно мягче американского. Он вообще ничего не запрещает, но он говорит, что если вы НКО и одновременно получаете от иностранных государств, фондов и т. Те, кто выступают против этого закона, делают это по двум причинам: первая — либо они хотят захватить власть в России в интересах иностранных государств и против интересов России, и вторая — либо они получают западные деньги и хотят их пограбить. Российский закон, в отличие от американского, а также от венгерского, не определяет минимальный объём финансирования, за который можно признавать иностранный агент. Закон FARA устанавливает минимальную сумму в 10 000 долларов США, а также требует, чтобы финансирование осуществлялось иностранным принципалом в большей части. Венгерский закон устанавливает минимальную сумму в 24 тысячи евро. Отсутствие в российском законе минимальной планки финансирования позволяет судам признавать иноагентами за ничтожные суммы денег из-за рубежа [69]. Возможно, этот раздел содержит оригинальное исследование.
Новый закон об иноагентах: объясняют юристы
Знакомство россиян с маркировкой иноагента произошло 23 апреля, когда в список внесли популярное издание «Медуза»*. Базируется такое «голосование» на звучащих из уст звездных личностей негативных высказываниях, касающихся не только СВО, но и своих соотечественников. В пометке должно сообщаться, что такое средство массовой информации создано иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента.
Закон об иноагентах: что это такое?
Важно: если лицо не находится под иностранным влиянием и не финансируется из-за рубежа, но распространяет информацию или участвует в политике, то такое лицо тоже не может быть признано иностранным агентом. В пометке должно сообщаться, что такое средство массовой информации создано иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента. Принят закон, закрепляющий понятие «иностранного агента» и указывающий, какие функции иноагент не вправе выполнять. За что ещё в России могут признать иноагентом и возможно ли снять с себя клеймо? Следующий критерий, которому должен отвечать иноагент, – это определенный вид деятельности, который осуществляет лицо, находящееся под иностранным влиянием.