Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет. Также соборование может совершаться индивидуально над тяжелобольным человеком. Цель Соборования не только в обретении здоровья, но и в приобщении к праведности и миру и радости во Святом Духе.
Беседы с батюшкой. Всё, что вы хотели знать о Соборовании, но боялись спросить
Последование таинства Елеосвящения (Соборования) - Переводы богослужений | Масло, освященное во время Соборования, и рис (или другое зерно), в который ставили свечи во время совершения Елеосвящения, верующие часто по распространившейся традиции уносят домой. |
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА | Исторически обряд помазания (не надо его путать с соборованием или Таинством Елеосвящения, а также с Таинством Миропомазания) соотносится с помазанием священным маслом Аарона и его сыновей. |
Что такое таинство соборования, как к нему подготовиться и в чем смысл
Современный чин Соборования — пространный и сложный. Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем уж совершается сам чин. Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения молитвенное обращение к Богу, произносимое диаконом от имени молящихся с поминанием имен тех, кто принимает таинство. Затем читается молитва на освящение елея и совершается само помазание. Затем второй священник приступает к участию в таинстве, и опять следует подобный же цикл. Так повторяется семь раз. В конце чина на головы приступивших к таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы. После службы верующие могут забрать домой оставшийся после таинства елей и употреблять его для помазания. Этот же елей используют и при погребении христианина — его выливают в гроб перед тем, как закрыть крышкой. Так что это таинство напоминает нам о вечной жизни и готовит нас к ней.
Соборование: как не надо Порой у людей бывают довольно странные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления. Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования. Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Когда видишь толпы людей, приходящих в храм на Соборование, то можно задуматься: а все ли они исповедуются, причащаются? Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет... Последствия тут могут быть весьма печальными — не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нет! В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви.
Исцеление — это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни таинству Покаяния.
Поскольку в греческих церквях исповедь принимают только заслуженные монашествующие священники и, как правило, после продолжительной епитимии в монастыре , то верующим дозволяется приступать к причащению без исповеди. Поэтому для облегчения бремени грехов у греков может использоваться таинство елеосвящения, которое традиционно совершается накануне массового причащения в Великий четверг и в Великую субботу в качестве средства воссоединения с Православной церковью накануне Пасхи [5].
Кроме собственно исцеления от болезней, в таинстве елеосвящения у Бога испрашивается отпущение больному грехов, которые больной забыл но не сознательно утаил на исповеди. Прецеденты такого толкования прослеживаются со второй половины XIX века, но в те времена этот смысл не считался главным, таинство совершалось прежде всего во исцеление души и тела и было сопряжено с таинством Покаяния. В настоящее время в практике Русской православной церкви оно часто преподносится как избавление от забытых грехов, и такое толкование начинает доминировать над остальными [6]. Протоиерей Вадим Леонов так оценил данное понимание елеосвящения: «Если в таинстве Елеосвящения отпущение грехов возможно без сознательных покаянных усилий со стороны человека, но лишь в силу того, что над ним прочитали молитвы и помазали святым маслом, то не только таинство Покаяния, но и в целом принцип покаяния как основа христианской духовной жизни ставится под большое сомнение.
Выставляя ее на вид больному, св.
Церковь в утешение его как бы так говорит: «как в этой иссохшей по виду пшенице есть начало жизни, и оно может в свое время дать от себя росток, так и в иссохшем от болезни теле твоем есть начало жизни, которая, по воле Божией, может расцвести теперь же на земле или после всеобщего суда и воскресения». Больной помазуется не только маслом, но и вином, по примеру милосердного самарянина, который врачевал раны избитого разбойниками иудея маслом и вином Лк. Важное значение в этом таинстве имеет седмеричное число: его совершают 7 священников однако в реальной жизни такое число клириков удается собрать крайне редко, поэтому, как правило, таинство совершается одним или двумя священниками , читается 7 евангелий, 7 посланий апостольских и 7 молитв, в которых испрашивается больному разрешение от грехов и исцеление от болезней; больной 7 раз помазуется. Все это имеет отношение к ветхозаветному событию с Иерихоном. Как крепкие стены Иерихона пали от семикратного обхода вокруг их с Кивотом завета, так, по желанию св.
Церкви, и над крепкой болезнью тела должен совершиться перелом после духовного, так сказать, обхода вокруг одра болезни, состоящего в семикратном чтении Евангелия, посланий апостольских и молитв и в семикратном помазании больного. В состав Таинства Елеосвящения входят: молебное пение, освящение елея и помазание елеем. Молебное пение состоит из канона о здравии и прощении грехов больного. Освящение елея состоит из великой ектении, молитвы и пения тропарей во славу Спасителя, в честь Божией Матери и святых.
И болезнь, и страдания делаются для него тогда одним из благодатных условий его Спасения. И происходит это потому, что человек, страдая — причем, страдая во Христе, — подлинно очищается и освящается. При совершении Таинства Елеосвящения определяется Божественная воля о человеке: надлежит ли ему исцелиться или умереть. И дальше человеку уже надлежит эту Божественную волю только принять. Богословские основания Таинства Елеосвящения: прежде всего, отрывок из Евангелия от Марка, где говорится о том, что апостолы, посланные Спасителем в мир, «проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» Мк. Наверное, речь о Таинстве Елеосвящения в этом отрывке напрямую еще не идет: здесь только его прообраз.
Следом за этим фрагмент из Евангелия от Матфея, в котором Спаситель заповедует апостолам: «…Больных исцеляйте, прокаженных очищайте» Мф. Именно эти слова Христа как раз и реализуются в Таинстве Соборования, предназначенном для исцеления человека. Самое главное новозаветное основание Таинства Елеосвящения находится в Послании апостола Иакова, в его пятой главе. Этот отрывок читается и при совершении самого Таинства Соборования. Он звучит так: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» Иак. Именно в этом новозаветном фрагменте указывается и способ совершения Таинства, и его соборный характер, и его неразрывная связь с Покаянием, с возможностью освободиться от груза «давящего» на человека греха. Наконец, что касается символического смысла используемых в Таинстве Елеосвящения веществ. В Таинстве Соборования елей — это символ церковной молитвы и одновременно символ изливающейся на больного Божественной милости.
Вино и елей также являются и символами исцеляющей больного благодати. Как известно, оба эти вещества в древности использовались в медицине, — считалось, что вино дезинфицирует раны, а елей обладает обезболивающим эффектом. В Таинстве Соборования также используется всыпанное в сосуд зерно: в которое принято вставлять горящие семь свечей. Эти зерна служат символом новой жизни, причем символом, обладающим двойственным смыслом, двояким духовным прочтением — в зависимости от того, какая судьба постигает болящего человека в дальнейшем. Если он выздоравливает, то зерна для него означают ту прорастающую новую жизнь, к которой он возрождается. Если же он умирает, то эти зерна становятся символом залога будущей новой жизни в его грядущем воскресении из мертвых. История и чинопоследование Таинства Елеосвящения В первые века бытия Христианской Церкви чин Таинства Елеосвящения был совсем кратким: звучали несколько псалмов, читались молитвы при освящении елея и при помазании им больного. До VI века Соборование совершалось в домах, затем — преимущественно в храмах, а с XIV столетия — и в домах, и в храмах, как это происходит и сегодня.
Помазание в церкви – что это, зачем и как проводится
В ветхозаветную пору им помазывались Скиния, первосвященники, пророки и цари. Жены-мироносицы шли ко гробу Христа именно с таким миром. Миром помазуют при совершении Таинства Миропомазания. Миро употребляют и для освящения новых престолов в храмах. Святое миро есть великая святыня, которая обычно хранится на престоле. Миропомазание Установление Таинства Миропомазания восходит к апостольским временам. В первоначальной Церкви каждый новокрещеный получал благословение и дар Святого Духа через возложение рук апостола или епископа. Впоследствии с умножением христиан из-за невозможности личной встречи каждого новокрещеного с епископом рукоположение было заменено Миропомазанием. В Православной Церкви Миропомазание совершает священник, однако само миро благовонное масло приготовляется епископом, и в современной практике правом приготовления мира обладает только глава автокефальной Церкви Патриарх, Митрополит. В Москве, например, Патриарх Московский и всея Руси совершает чин мироварения один раз в год и затем раздает освященное миро на приходы, таким образом благословение Патриарха получает каждый, кто становится членом Церкви. Таинство Миропомазания, как и Крещение, совершается над человеком единственный раз в жизни.
Также совершается это таинство над лицами, присоединяющимися к Церкви из еретических обществ. В Таинстве Миропомазания подается Божественная благодать для нашего духовного возрастания, которая приобщает человека к жизни Церкви и делает возможным его участие в других таинствах. Таинство Соборования, или Елеосвящение Это одно из семи таинств Церкви, состоящее в помазывании священниками больного человека освященным елеем, с чтением Евангелия, Апостола и молитв, призывающих Божественную благодать. Помазуются крестообразно чело, ноздри, щеки, уста, грудь, внешняя и тыльная сторона ладоней. Таинство Елеосвящения установлено Господом Иисусом Христом и совершалось уже в апостольские времена. Оно служит благодатным врачеванием недугов телесных и душевных и дарует больному прощение забытых неисповеданных грехов. Елей в таинстве знаменует милость Божию, а добавляемое в него в небольшом количестве вино — искупительную Кровь Спасителя. Таинство Елеосвящения совершается в храмах Великим постом для всех болящих; в остальное время священника можно пригласить к больному домой.
Тверь, 1888. Таинство Е. Ранний вариант формулы благословения елея нач. Сам обряд помазания представлен 3 типами. В древнейшем, зафиксированном в кон. VIII в. Обычно помазываются 5 органов чувств. Далее читается молитва «Domine Deus qui per apostolorum... Болящий преклоняет колени, на него возлагают руки пресвитеры с чтением 2 молитв и пением 2 антифонов. Затем совершаются крестообразные помазания от 5 и больше, включая помазание больного места с формулой «Ungo te oleo sanctificato... В заключение читаются 2 молитвы и благословение, больному преподается Св. Обряд повторяется в течение 7 дней при необходимости. Долгое время 1-м подробным описанием таинства Е. Однако сейчас его авторство оспаривается, а чин, описанный в Капитулярии, историки относят к кон. X-XI в. В Капитулярии Е. Если позволяет болезнь, болящего моют, облачают в белые одежды и приносят в церковь. Приносятся также крест и освященная вода, в к-рую вливается освященный елей. С пением антифонов пресвитер окропляет болящего св. Затем на голову и грудь болящего в форме креста полагается освященный пепел, читается 7 покаянных псалмов. Если болящий в состоянии, он преклоняет колени и голову. После литании читается молитва помазания, и при пении антифонов совершается 15 крестообразных помазаний автор памятника отмечает, что нек-рые делают 20 помазаний, апостолы же делали всего 3, но точно так же поступают греки, сохраняющие апостольский чин и возливающие елей крестообразно трижды на болящего - PL. После помазания читаются молитва «Отче наш» и Символ веры, а затем больной причащается. Обряд определенно предназначен для готовящихся к смерти. В XIII в. Для него характерны значительное упрощение чина в целом и использование просительных молитвенных формул. Церкви до реформ II Ватиканского Собора. Особые формулы благословения елея и помазания больных встречаются в галло-испан. Целый ряд лат. В 48-м прав. Иакова и предание св. При этом предписывается не считать таинство разновидностью медицины. II Ахенский Собор 836 г. В 26-м прав. I Майнцского Собора 847 говорится о том, что больные в случае смертельной опасности должны прибегать к таинствам Покаяния, Е. В 8-м прав. Синода в Павии 850 предписывается совершать Е. При этом отмечается, что мн. Тем, кто не прошли публичного покаяния и отлучены от Евхаристии, запрещается прибегать к этому таинству. Эгберт , архиеп. Йоркский, писал, что помазание елеем необходимо для исцеления, но если помазанный умрет, то его душа будет так же чиста, как душа ребенка, умершего сразу после Крещения Egbert. В 71-м прав. Хродеганга , еп. Мецского, и 72-м прав. Вормского Собора 868 приводятся почти дословные цитаты из послания свт. Иннокентия I. В частности, упоминание в Послании ап. Иакова пресвитеров объясняется занятостью епископов. Если же они могут, то должны посещать больных. Кающиеся в таинстве участвовать не могут. В то же время уже Пасхазий Радберт IX в. De corp. Иона , еп. Орлеанский IX в. Иннокентия, отмечал, что помазание елеем помогает не только телу, но и душе Jonas Aurelianus. De instit. Согласно его толкованию, исцеляет в таинстве молитва, елей же является знаком веры и благодати Христовой и исцеляет тех, кто причащались недостойно Amalar. Укрепление связи Е. Реймсского нач. VII в. Тридентский чин Е. В основу положен чин посещения больных. Последование начинается с приветствия «Мир дому сему», затем читается 3 молитвы «Introeat...
После причащения священник умывает уста и руки, а затем принимает антидор и запивку — вино, разбавленное горячей водой. По существующей традиции младшие священнослужители подходят к старшему и поздравляют с принятием Святых Тайн. Причащение мирян начинается открытием царских врат и завесы. Из алтаря выходит диакон, неся в руках евхаристическую Чашу и возглашая: «Со страхом Божиим и верою приступите». Хор поет: «Благословен Грядый во имя Господне. Бог Господь и явися нам». Священник читает молитвы: «Верую, Господи, и исповедую», «Вечери Твоея тайныя» и «Да не в суд или во осуждение». В храмах некоторых Поместных Православных Церквей эти молитвы читаются вслух всей общиной; в последнее время такой обычай начал входить в употребление и в некоторых храмах Русской Церкви. Во время причащения мирян хор многократно поет: «Тело Христово приимите, источника безсмертнаго вкусите». В современной православной практике священнослужители причащаются, принимая частицу Тела Христова в правую руку и отпивая из евхаристической чаши три глотка Крови Христовой. В Древней Церкви миряне причащались точно так же.
По-особенному звучат слова Таинства Соборования в день празднования Воскрешения Лазаря. В православном катехизисе говорится: Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божья, исцеляющая немощи душевные и телесные. То есть совершаемое в этом Таинстве исцеление человека не ограничивается восстановлением его физического здоровья, но меняет само отношение к болезням и страданиям. Цель Соборования не только в обретении здоровья, но и в приобщении к праведности и миру и радости во Святом Духе.
Таинство Соборования
– Соборование (Елеосвящение) часто путают с Миропомазанием и с помазанием во время всенощного бдения. Такие суеверы боятся Соборования, считая, что это «последнее Таинство» и оно ускорит кончину их самих или родственников, его принимающих. для наших любимых читателей.
Соборование: выздороветь и воскреснуть
Кратко о важном. Что такое соборование? | В таинстве святого елея (соборования) через семикратное помазание врачуется душа и тело. |
Лекарство Великого поста. Что такое соборование и зачем здоровым людям нужно это таинство | Тем более нельзя сравнивать Таинство миропомазания с помазанием освященным маслом (елей — по-славянски, отсюда елеопомазание), которое бывает во время праздничного вечернего богослужения. |
Чинопоследование Таинства Соборования
Во время совершения таинства Соборования мы обращаемся к ним, испрашивая их молитвенной поддержки. Соборование совершается (согласно требнику) собором семи священников (отчего и называется Соборованием); но в случае необходимости может быть совершено и одним священником. молитвомаслие (святой елей)], одно из 7 церковных таинств, в к-ром при помазании тела больного специально освященным елеем. Однако существует чин сокращенного соборования, который служат в исключительных случаях, когда у священника нет времени или возможности проводить полный чин.
Помазание в церкви – что это, зачем и как проводится
В своем видеоролике «Нужно ли идти на соборование здоровому? Следовательно, повсеместно совершаемое Великим Постом в Русской Православной Церкви Общее Соборование, где в большинстве участвуют здоровые прихожане, противоречит учению Церкви и канонически противозаконно. Хотя прямо отец Георгий так не говорит, но об этом красноречиво свидетельствует его вступление, видеоряд и общий смысл ролика. Это кажется в высшей степени странным, так как священноначалие на заседании Священного Синода уже касалось этого вопроса и признало практику Общего Соборования в Великий Пост каноничным журнал 130 от 26. В частности, в справке «О чинопоследовании Елеосвящения», подготовленной к этому заседанию комиссией по вопросам богослужения и церковного искусства Межсоборного присутствия, говорилось: «Но если прощение грехов также составляет содержание таинства Елеосвящения, то позволительно ли прибегнуть к нему и тем, кто не является тяжелобольным? Церковное предание свидетельствует в пользу подобной практики, хотя и с оговорками. По причине благодатного действия таинства не на тело лишь, но и на душу человека, отцы Церкви находили возможным совершать его не только над страждущими телесными недугами… Именно этим обусловлено совершение общего Елеосвящения над всеми желающими накануне праздника Пасхи, когда Церковь особенно призывала грешников примириться с ней» Журналы заседания Священного Синода от 25-26 декабря 2012 года. Однако священник-блогер, видимо, не согласен с выводами комиссии Межсоборного присутствия и полностью их игнорирует. Но насколько соответствуют действительности выводы самого отца Георгия? Выступая с критикой других, иерей Георгий Максимов всегда пытается подчеркнуть, что именно его позиция основана на святоотеческом наследии, поэтому очень странно, что в данном случае он изменяет своему принципу и выборочно подходит к ссылкам на источники, не удосужившись как следует их изучить.
Так, например, сущей несуразицей оказывается его ссылка на 163 правило Номоканона при «Большом требнике»: «Маслосвящение не бывает за канон, разве точию за недужных, по апостольскому уставу», которое отец Георгий, вслед за протоиереем Михаилом Архангельским, ошибочно трактует в следующем смысле: «Елеосвящение бывает по канону правильным, законным лишь тогда, когда совершается, по апостольскому установлению Иак. Дело в том, что слово «канон» здесь имеет смысл «епитимии», о чем говорит известный канонист А. Павлов, и что зафиксировано в этом правиле в других редакциях Номоканона: «канон, сиречь за епитемию» Номоканон при Большом Требнике. Номоканон при Большом Требнике. Отдел юридический. Более того, если бы отец Георгий хорошо был знаком с трудом протоиерея Михаила Архангельского, на которого он ссылается, то знал бы, что отец Михаил как раз признавал возможность соборовать здоровых людей: «Из общего правила о несовершении Елеосвящения над здоровыми существует одно следующее исключение. В Православной Церкви совершалось и ныне, по местам, совершается Елеосвящение над всеми, над целым собранием верующих, без отделения здоровых от больных, торжественным образом, в св. О тайне святого елея. И действительно, из древних «уставов», «обиходов» и «чиновников» мы знаем о бытовании на Руси еще с XVI века уставной, то есть официальной, богослужебной практики Общего Соборования в Великий Четверг и Великую Субботу.
Причём, исследователи утверждают, что на Руси общее елеосвящение было позаимствовано именно у греков, а у последних оно развилось из древнехристианских представлений о маслопомазании, как средстве для отпущения грехов Красносельцев Н. К истории православного богослужения по поводу некоторых церковных служб и обрядов ныне не употребляющихся. В этом контексте цитаты вероучительных документов Православной Церкви и святых отцов, приведённых иереем Георгием Максимовым, просто неуместны, так как никто и не отрицает, что само про себе Таинство Елеосвящение предназначено, прежде всего, для исцеления больных, но при этом оно издревле, в качестве исключения, Великим Постом совершалось и над телесно здоровыми ради уврачевания душевных недугов. О том, что в последнем факте Святые Отцы не видели нарушения канонов, убедительно засвидетельствовал в своём Катехизисе святитель Димитрий Ростовский: «Вопрос: В каких случаях преподается сие Таинство Елеосвящения?
Таинство Соборования в Православной Церкви Однако участвовать в Соборовании разрешено на только страждущим от недугов, но и тем, кто желает укрепить духовные и телесные силы в ежедневной битве со страстями и искушениями. Исключение составляют только дети до 7 лет и люди, находящиеся в неосознанном состоянии.
Однако, иной раз, соборуют и младенцев, если те тяжело болеют. Главным условием таинства является то, что помазуемый должен быть верующим. Потому что как бы хорошо не молились о нем другие, без его личной веры и молитвы таинство не окажет должного действия. Обычно общие Соборования в храмах проводят в период Великого поста. В чинопоследовании таинства церковнослужители испрашивают у Господа отпущение грехов соборующимся. Имеются ввиду те грехи, которые человек забыл по своей немощи и не принес за них покаяния.
Ведь даже самый малый и незначительный грех наносит душе рану, отделяя ее от Бога. Учителя Церкви говорят, что такие грехи словно «греховная пыль покрывают людские души, и когда этот греховный слой становится очень ощутимым, дыхание человеческой жизни затрудняется». Однако ни в коем случае нельзя считать, что соборование может заменить таинство исповеди. Как проходит Соборование? Традиция массового Соборования появилась во второй половине прошедшего столетия. До этого оно проводилось лишь раз в году в Великий Четверг.
Это четверг Страстной Седмицы. Многие думают, что Чистый Четверг называется так потому, что в этот день нужно перед Пасхой убрать дом: вымыть пол, смести паутину, вытереть пыль на иконах. Это, разумеется, не так. Чистый Четверг называется так потому, что в дореволюционных соборах именно в этот день совершалось таинство духовного исцеления для всех желающих соборование. Этот обычай существовал до 1917 года, и народ прозвал этот обычай Чистым соврем. Интересный факт Известно, что в Х столетии в Византии елей освящали в каждую из 7 недель Великого поста.
Этот обычай переняла и Древняя Русь, но со временем вместо 1 помазания каждую неделю поста стали совершать 7 помазаний за один раз. О том как совершается таинство вышеназванный священнослужитель рассказывает: «Из чего состоит таинство Соборования? Из чтения ряда молитв, в которых мы просим Господа освятить елей… Далее мы семь раз читаем фрагменты из Посланий Апостольских, семь раз читаем Евангелие и многократно читаем молитвы об исцелении болящих. Произносим Ектеньи, в которых просим Бога исцелить болящих. И, знаете, результат, действительно, есть. Все это не символические действия.
Это реально сильные молитвы об исцелении, и мы, священники, видим эти исцеления». В центре храма устанавливают аналой с Евангелием. Рядом столик с сосудами, в которых находятся елей и пшеница. В пшеницу, зерна которой символизируют обновленную жизнь, вставляют 7 зажженных свечей и 7 кистей для помазания — по числу священнослужителей, участвующих в таинстве. Прихожане также держат горящие свечи, свидетельствующие о том, что Христос являет Собой Свет Вечной Жизни. Соборование в Донском мужском монастыре г.
Москвы Священнодействие начинается с обыкновенных начальных молитв, после которых произносятся псалом, тропари и мирная ектенья. Церковнослужители возносят прошения Создателю освятить елей и избавить собравшихся от их немощей. Затем следуют канон, Апостольское Послание и фрагмент Евангелия, после которых звучат вновь прошения об освящении масла и о здравии немощных при этом произносятся их имена. Собравшимся крестообразно помазывают следующие участки на теле: чело чтобы освятить помыслы , уши для освящения слуха , нос чтобы освятить осязание , рот ради освящения языка , руки для освящения трудов , грудь для освящения чувств. После этого снова следует чтение посланий апостолов, Евангелия и молитв. Потом очередное помазывание.
Подобное чередование следует 7 раз. После 7-го помазания каждому из собравшихся на голову возлагают Евангелие, читая при этом разрешительную молитву. После этого произносятся тропари святым целителям: свт. Николаю , мчч. Косьме и Дамиану , вмч. Пантелеимону , после которых следует отпуст.
Молящиеся прикладываются к Кресту с тем, чтобы через несколько дней согласно древней христианской традиции вновь вернуться в храм для причастия.
Если вы станете очевидцем чрезвычайного происшествия или чего-то необычного, вы можете делиться с нами новостями! Добавляйте в свои телефоны наш номер 8953-878-90-10 WhatsApp и подписывайтесь на аккаунт в Instagram. Напомним, делиться новостями вы по-прежнему можете на странице Курьер.
Прежде всего, это оформившаяся органичная связь Таинства Елеосвящения с последованием Литургии, совершаемой к тому времени почти исключительно в храмах. Строительство больниц при храмах еще более способствовало укоренению обычая совершать Елеосвящение в стенах церкви. Если до этого времени чинопоследование Таинства было жестко привязано к службам суточного круга к вечерне, утрене и Литургии , то начиная с описываемого периода оно становится «самостоятельным». Это значит, что Таинство совершается после вышеозначенных служб суточного круга. Об этом свидетельствует рукопись XIII века Лавры святого Афанасия на Афоне: «В тот же день, когда полагается Елеосвящение, собираются семь пресвитеров и совершают вечерню с панихидой и поют канон.
По окончании утрени семь пресвитеров литургисают 76 в различных церквах, а затем собираются в одну и здесь совершают последование святого елея». Древнейшие русские списки чина Елеосвящения относятся к XIV веку. Вот как выглядит в них Таинство Елеосвящения. Накануне Елеосвящения пелась вечерня, приспособленная к совершению Таинства. В частности, стихиры на «Господи, воззвах» и стихиры «на стиховне» 77 содержали в себе моление о болящем; после «Ныне отпущаеши» и «Отче наш» пели тропарь бессребреникам, которые считались целителями телесных недугов. На сугубой ектеньи также возглашались моления за болящего. Во время канонов, после 3-й, 6-й и 9-й песней возглашались малые ектеньи и читались особые молитвы о больном и на освящение елея; б на утрене, совершаемой обычным порядком, присоединялось также несколько молений за болящего; в на Литургии одна из трех используемых на проскомидии просфор предназначалась для больного. После великой ектеньи посредине церкви ставили стол и на нем сосуд; предстоятель после каждения произносил великую ектенью с прошениями о болящем и молитвы над елеем, потом вливал часть елея в приготовленный сосуд. То же делали и другие 6 священников.
Священники возжигали свечи; прочитывались 7 Апостолов, 7 Евангелий и 7 молитв. После 7-й молитвы на голову больного возлагали Евангелие, а священники — свою правую руку. Семикратное от каждого священника особо помазание происходило в конце Литургии, после «Отче наш». Затем семь раз прочитывалась молитва: «Отче Святый, Врачу душ и телес. По всей вероятности, больной на той же Литургии приобщался Святых Таин. Очевидно, что такая практика совершения Таинства Елеосвящения имела ряд практических неудобств: это и значительные расстояния до храмов; и физическая невозможность для тяжелобольного человека выстаивать многочасовые богослужения одно из которых — накануне вечером , предваряющие совершение самого Таинства. К тому же не всегда и не везде могли собираться семь священников на целые сутки для Елеопомазания одного больного. Ввиду всего этого Елеосвящение иногда отделялось от общественного богослужения и совершалось особо или в церкви, или в частном доме. В одном из сербских источников указано, как именно совершалось помазание в описываемый период: «по главе и по сердцу, и по всем суставам, иже болети».
К XV-XVI векам относятся списки различных редакций, содержащих некоторые неизвестные теперь подробности совершения Таинства. В частности, существовала особенная краткая редакция на случай Елеопомазания в смертной опасности, в которой не сохранена даже обычная седмеричность ни в чтениях в молитвах, в Апостолах, в Евангелиях , ни в количестве помазаний. Были списки, в которых полагались особые Апостолы и Евангелия при Елеопомазании женщин об исцелении тещи Петровой См. Взыдут попове вси, вземше палицы своя, еже есть списки, и обыщут все келии и помазуют над дверьми и внутрь на всех стенах, написующе крест, глаголя: благословение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на дому сем, всегда, ныне…». Отмеченный в этом списке обычай помазывать елеем двери и стены домов, несомненно, имел свое значение: изображенный елеем крест воспринимался как щит против болезней и искушений, которые приписывались действию злого духа. Можно предположить, что этот обычай является отражением ветхозаветного события: помазания дверей, которые совершали евреи в ночь перед исходом из Египта для предохранения своих первенцев от Ангела смерти. В длинный период своего существования оно разделило общую со всеми другими чинопоследованиями Таинств судьбу, то осложняясь и расширяясь в своем составе, то сокращаясь. Совершители Таинства Елеосвящения Как уже отмечалось, Таинство Елеосвящения должно совершаться собором священников, который составляется из семи человек. Число семь в данном случае, по мнению блаженного Симеона Солунского , определяется следующими библейскими прообразованиями.
Седмеричным числом даров Святого Духа, упоминаемым у пророка Исаии. Седмеричным числом обхождений вокруг Иерихона иудейских священников, после чего стены осаждаемого города рухнули. Седмеричным числом молитв и поклонений пророка Елисея при воскрешении отрока вдовы соманитянки. Седмеричным числом молитв пророка Илии, после которых отверзлось небо и пролился дождь. Седмеричным числом погружений Неемана Сирианина в воду Иорданскую, после чего он очистился.
Соборование: вопросы и ответы
Во время соборования в храме не совершается помазывание елеем ног, даже если они болят – это возбраняется Уставом. Во время оно, законник некий приступи ко Иисусу, искушая Его, и глаголя: Учителю, что сотворив живот вечный наследую? Во время оно, законник некий приступи ко Иисусу, искушая Его, и глаголя: Учителю, что сотворив живот вечный наследую? Иногда прихожане поют слова во время помазания: «услыши мя, Господи, услыши мя, Владыко, услыши мя, Святый», затем: «исцели мя, Господи».
О Соборовании тяжко болящего человека
На Соборование приносят оливковое масло, крупу (пшеницу или рис), свечу для возжигания во время чтения Евангелия (свечу зажигают перед очередным чтением Священного Писания и тушат перед помазанием). (Во время помазания на общем соборовании хор обычно поет. Поэтому Соборование может совершаться и над физически здоровыми, но подверженными таким состояниям людьми. В народе встречается суеверие, что соборование — последнее таинство перед смертью и что выздоровевший после соборования как бы исключается из числа живых. Таинство Соборования точнее раскрывается в послании апостола Иакова, где указаны совершители его: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. Во время помазания на общем соборовании хор обычно поет.