Новости бухарские евреи

В новом ресторане восточной кухни Loomi состоялся ужин, посвященный гастрономическим традициям бухарских евреев – «Путешествие из Тель-Авива в Бухару». В проекте «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций», который в Еврейском музее сделали кураторы Григорий Казовский и Борис Хаймович, объединено около 200 предметов. Бухарские евреи в русской культуре» не только восполнили этот пробел, но и воссоздали смысловой контекст того времени. Бухарские евреи откуда есть они пришли в Бухару Благородную?После публикации моих статей по саманидам я получил большое число откликов, разделившихся.

Бухарские евреи на пороге третьего тысячелетия

«Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций»: редкие экспонаты в Еврейском музее С 1 марта по 18 июня 2023 года в Еврейском музее и центре толерантности пройдет выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций».
Бухарские евреи - одна из древнейших еврейских общин В Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка "Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций".
Гости «бухарского» ужина в новом ресторане Loomi | Posta-Magazine Описание: Предпоказ выставки «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций» в Еврейском музее и центре толерантности.

Бухарские евреи

В нем оговаривается обязанность мужа содержать и одевать жену, а также то, что в случае развода или смерти мужа она получает содержание, равное сумме в 200 зузов условная денежная единица. Эта часть ктубы приобрела сугубо ритуальный характер. Кроме того, в ктубе часто записываются реальные обязательства денежные и иные мужа перед женой. Эта двухчастная структура ктубы четко видна в данном случае. Внизу, как и положено, находятся подписи двух свидетелей и жениха.

Сведения об этой волне переселенцев даёт Иосиф Флавий в произведении «Иудейские древности». В книге XII в главе 3 Иосиф Флавий описывает в каком необыкновенном почёте были иудеи у эллинистических царей и добавляет «таким же уважением пользовались они в глазах прочих царей Азии после того, как приняли участие в их походах. Селевк I Никатор удостоил их во всех основанных им в Азии и Нижней Сирии городах, равно как в самой столице, Антиохии , права гражданства и сделал их равноправными с македонянами и греками, что осталось в силе по настоящее ещё время». Одним из городов, который был основан в Азии при Селевке I Никаторе и в котором иудеям он предоставил права гражданства был город Антиохия-Маргиана, основанный примерно в 288 году до новой эры его сыном-соправителем Антиохом I Сотером на месте разрушенной греческой колонии, основанной Александром Великим в Мервском оазисе.

Первые археологические свидетельства проживания иудеев на территории среднеазиатского региона были обнаружены советскими исследователями во время раскопок в Мервском оазисе в 1954 году. Были обнаружены остатки древней синагоги, а также черепки с еврейскими надписями и именами. Обнаруженное относилось к периоду от II века до новой эры до I века новой эры [9]. Эти археологические свидетельства подтверждают проживание иудеев в Мервском оазисе со времён Селевка I Никатора, Антиоха I Сотера и Антиоха II Теоса , которым они даровали права гражданства, как и упомянул Иосиф Флавий в произведении «Иудейские древности».

Парфянская империя[ править править код ] Около 115 года до новой эры при представителе парфянской династии Аршакидов Митридате II был захвачен Мервский оазис вместе с его населением и иудеи из Мервского оазиса постепенно стали переселятся в парфянскую столицу Нису. Прожив в Нисе более 100 лет, иудеи Нисы со временем перешли на парфянский язык для общения в повседневном быту. О таких парфяноязычных иудеях из среднеазиатского региона упомянуто в книге «Деяния Апостолов» , где они представляны иностранными паломниками в Иерусалиме на праздник Пятидесятницу Шавуот в 33 году новой эры, общающимися с двенадцатью апостолами, ближайшими учениками Иисуса Христа. Часть из паломников крестилась после общения с апостолами.

Таким образом, благодаря деятельности апостолов, в Парфянской империи появилось довольно много иудеохристиан — евреев христианского вероисповедания, включая в столице Нисе. Вторая Иудейская Война[ править править код ] Парфянские иудеи приняли активное участие во Второй Иудейской Войне в 115—117 годах против римлян во главе с императором Траяном , бои которой велись и на территории Месопотамии, и окончившейся решительной победой римлян. Можно предположить, что отдельные иудейские подкрепления поступали на войну и из среднеазиатских областей Парфянской империи. Государство Сасанидов[ править править код ] В 224 году новой эры вместо парфянской державы Аршакидов возникает персидское государство Сасанидов.

На языке персов государства Сасанидов термин иудей передаётся как джахуд. В это время получил широкое распространение прозелитизм [10]. Это явление связано с тем, что в государстве жило много иудеев, которые привлекали своей уникальной религией новых приверженцев. В начале 300-х годов новой эры об иудеях в среднеазиатском Мервском оазисе содержится упоминание в Вавилонском Талмуде Ав.

Несомненно, что это была та самая иудейская община, которая проживала в области со времён первых Селевкидских царей. Собственно, с шахиншахом Бахрамом — сыном иудейки Шошандухт, связано основание еврейской общины в районе города Бухары. Это произошло, когда Бахрам V в 427 году выступил на военное сражение с эфталитами [12]. Как рассказывает Абу Ханифа ад-Динавари в «Книге связных рассказов» «эфталиты изъявили ему покорность и попросили его, чтобы он установил им определенную границу между ним и ими, которую они обязались бы не преступать.

Бахрaм в качестве границы избрал место, глубоко вдающееся в их сторону, приказал построить там башню и её назначил границей. Место, глубоко вдающееся в их сторону, которое избрал Бахрам V в качестве границы между эфталитами и Персией, это район города Бухары, где поселились персидские пограничники, иудеи в среде которых не были исключением. О том, что Бухара служила границей на долгие годы между Персией и эфталитами, видно из дальнейшего абзаца в «Книге связных рассказов», где описывается завоевание среднеазиатского региона тюрками. Пока тюрки не приближались к Бухаре, Персия не вступала в войну с тюрками «Тогда царь турок, хaкaн Синджибу, собрал свой народ, снарядился и пошел походом против земли Хорасанской; он овладел Шашем, Ферганой, Самаркандом, Кешем и Несефом и дошел до самой Бухары.

Узнав об этом, Хосрой поставил своего сына и наследника Ормузда во главе многочисленного войска и отправил его на войну с турецким хaкaном. Ормузд отправился в поход, но когда он приблизился к хaкaну, тот покинул захваченные им области и вернулся восвояси, а Хосрой отправил Ормузду послание с приказом вернуться обратно». Бахрам V поселил иудейских и персидских пограничников на долгие годы на границу в Бухаре. Более того, шахиншах назначил своего младшего брата Нарсэ наместником провинции Хорасан то есть Средней Азии с резиденцией в городе Балх.

Собственно, с Нарсэ связано основание еврейской общины в городе Хорезм — столице провинции Хорезм. Как сказано в книге о правителях, основавших города в Персии, называемой «Города Ирана» «Город Хорезм основал Нарсэ сын иудейки» [14]. В этой книге иудейское происхождение Нарсэ приводится для того, чтобы объяснить источник наличия иудеев в городе. Иудеи продолжили жить в провинции Хорасан вплоть до арабского завоевания Мерва в 652 году, пережив и Сасанидскую Персию и Тюркский каганат.

Арабский халифат и Хазарский каганат[ править править код ] Ещё до завоевания арабами столицы Хорасана — города Мерва в 652 году, в нём проживали с Сасанидского времени иудеи, христиане и зороастрийцы. А уже через 87 лет они упомянуты Ат-Табарием в книге «История пророков и царей», где он рассказывает, что после того, как наместник Хорасана Наср ибн Сияр вернулся в Мерв после похода в Мавераннахр в 739 году, он произнёс речь перед людьми: «Ведь Бахрамсис заботился об огнепоклонниках , защищая их и возлагая наложенные на них подати на мусульман? Ведь Ишибдад, сын Грегора, заботится о христианах, а Акиба ал-Яхуди — об иудеях, делая то же самое? И я позабочусь о мусульманах и защищу их и переложу тяготы их на язычников.

Упомянутая подать, так называемая джизья , налагалась на население обладающее статусом зимми , в которое входили; зороастрийцы, христиане и иудеи. Зиммии упомянуты и в Бухаре между 715 и 724 годами при предыдущем наместнике Хорасана Асаде сыне Абдуллы Кушайри. Как рассказывает Наршахи в книге «История Бухары», при бухархудате Тахшаде I «появился один человек, который стал проповедовать ислам жителям Бухары. Жители Бухары большею частью были зиммиями и платили подушную подать.

Можно предположить, что среди зиммиев Бухары были не только зороастрийцы и христиане, но и иудеи. А тем временем в соседнем с Арабским халифатом Хазарском каганате хазары под влиянием своего полководца Булана перешли в иудаизм. В середине 700 годов часть Средней Азии, в частности Хорезм, входил на несколько десятилетий в состав Хазарского каганата, куда мигрировали иудеи из мусульманских Хорасана и Мавераннахра. Оставшиеся иудеи Хорасана и Мавераннахра осуществляли связь с Хазарским каганатом посредством торговой корпорации « Раданиты », о которой упомянул в 800 годах Ибн Хордадбех в «Книге путей и стран», где он пишет, что раданиты путешествовали в Хорасан и Мавераннахр через Хазарский каганат из славянских земель: «Путь еврейских купцов ар-Разанийа, которые говорят по-арабски, по-персидски, по-румийски, по-франкски, по-андалузски, по-славянски.

Они в самом деле путешествуют от ал-Машрика до ал-Магриба и от ал-Магриба до ал-Машрика по суше и по морю… Иногда они держат путь по ту сторону севернее Румийи, в страну славян, затем в Хамлидж — главный город хазар, далее по морю Джурджан, затем в Балх и Мавараннахр, затем в Урт тугузгуз, затем в ас-Син. Столицей Мавераннахра в этот период был город Самарканд, в котором правил эмир Наср I правнук Саман-худата , и тогда в 800 годах, благодаря раданитам, в городе возникает большая иудейская община. Более 2 веков исповедовали хазары иудаизм и за это время иудейские общины распространились через Хазарский каганат из Персии и среднеазиатского региона до земель восточных славян. В ней много евреев, мало христиан, и есть разные виды магов…» [18].

Газневиды, Караханиды, Сельджукиды, Каракитаи, Хорезмшахи[ править править код ] В дальнейшем на протяжении более 200 лет в среднеазиатском регионе правили различные династии; Караханиды , Газневиды , Сельджукиды , Каракитаи и Хорезмшахи. На протяжении всего этого периода иудеи продолжали жить на среднеазиатских землях. В 1000 годах об иудеях в среднеазиатском регионе сообщает поэт Унсури , который упомянул о них в своей касыде во славу султана Махмуда Газневи. В первой половине 1100 годов об иудеях в Самарканде упоминает ан-Насафи в книге «Кандия малая», где он пишет, что в Самарканде у синагоги: «В настоящее время место это носит прозвище еврейской улицы.

В этой книге приведён рассказ из более раннего источника «Известия» об иудее построившем в Самарканде свинцовый акведук «Джуй Арзиз» [19].

Этот масштабный совместный проект Еврейского музея и Музея истории евреев в России представит историю и культуру бухарских евреев как феномен особой еврейской идентичности в контексте культур Центральной Азии", - отмечает пресс-служба. Выставка включает более 200 экспонатов, многие из которых ранее не выставлялись. Ядром проекта станут различные элементы декора традиционных еврейских домов из Самарканда и Бухары конца XIX века - первой трети XX века. Большинство экспонатов - из коллекции Музея истории евреев в России.

Это образцы народного искусства и предметы быта, изделия ремесленников, ритуальные предметы, амулеты, уникальные исторические документы и фотографии. Большинство произведений являются частью коллекции Музея истории евреев в России и собраны в еврейских семьях в ходе музейных экспедиций в Среднюю Азию. Также на выставке представлены экспонаты из собрания Российского этнографического музея, Фонда Марджани и частных коллекций. Фонд Марджани предоставил 5 графических работ Разумовской Ю.

Разумовская Юлия Васильевна 1896-1987 — живописец и график. В середине 1920-х жизнь связала Разумовскую с древними городами Узбекистана, с узбеками, таджиками, бухарскими евреями, представителями других народов. В это время в Узбекистане работало много русских художников: В.

Выставка - Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций (03 марта 2023 )

До 18 июня в Еврейском музее и центре толерантности проходит экспозиция «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Читайте последние новости дня по теме бухарские евреи: В Москве открылась выставка, рассказывающая о жизни бухарских евреев, Камилов и Всемирный конгресс бухарских. Вот почему евреев Центральной Азии в основном называют бухарскими евреями. Духовно-религиозная жизнь общины строится вокруг синагог и йешив: бухарским евреям в Израиле принадлежит 140 синагог.

Лазарь Борухов: «Мусульмане сожалеют, что евреи уезжают из Бухары»

Выставка о культуре бухарских евреев проходит в Москве - Россия 24 этнос, сформировавшийся в XVIII веке на территории центральноазиатских мусульманских государств: Бухарского эмирата, Кокандского и Хивинского ханств.
CМИ: Бухарские евреи могут исчезнуть навсегда - Бухарские евреи — так называют евреев, переселившихся на территорию Таджикистана и соседних государств Среднеазиатского региона после разрушения Второго Храма.
Бухарские евреи | Энциклопедия иудаизма онлайн на Толдот.ру Бухарские евреи – этнос, сформировавшийся в XVIII веке на территории центральноазиатских мусульманских государств: Бухарского эмирата, Кокандского и Хивинского ханств.
Бухарские евреи выражают соболезнование - Описание: Предпоказ выставки «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций» в Еврейском музее и центре толерантности.

В Петербурге состоялся съезд бухарских евреев

Если театр начинается с вешалки, то выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций», открывшаяся в Еврейском музее и центре толерантности в Москве, начинается. В Еврейском музее и центре толерантности российской столицы развернулась выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Эта тесно спаянная община бухарских евреев ведет свою историю с момента своего изгнания из Иерусалима 2,5 тысячи лет тому назад.

СРЕДНЕАЗИА́ТСКИЕ ЕВРЕ́И

На церемонии присутствовали: президент Всемирного конгресса бухарских евреев Лев Леваев, высокопоставленные представители Азербайджана, посол Израиля, а также руководители. 2 марта в Еврейском музее и центре толерантности состоялось открытие выставки «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Бухарские евреи обратились с жалобой на певицу, назвав ее слова антисемитскими и попросив обратить внимание на агрессивную риторику. Бухарские евреи — так называют евреев, переселившихся на территорию Таджикистана и соседних государств Среднеазиатского региона после разрушения Второго Храма. До 18 июня в Еврейском музее и центре толерантности проходит экспозиция «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Если театр начинается с вешалки, то выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций», открывшаяся в Еврейском музее и центре толерантности в Москве, начинается.

Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций» | Куда сходить в Москве

Конечно, в Бухарском эмирате они испытали и гонения и унижения. В отношении их проявлялись религиозная неприязнь, их положение было унизительным. Нередко богатых евреев избивали за требование вернуть долг. Нередко бухарские эмиры бывали должны крупные суммы денег и вместо уплаты избивали своих кредиторов, чтобы те не напоминали о долге. Это отношение к евреям перешло и в обычное право и в законодательство. Эмиры издали ограничительные постановления, по которым евреи не имели права ездить верхом на лошадях а лишь на ишаках, обязаны были при встрече с мусульманами слезать, не имели право носить пояса, а должны были подпоясываться веревкой и др. Тем не менее бухарские евреи хранили верность своей вере, традициям образу жизни, безропотно подчинялись всем предписаниям, но стремились жить в дружбе с узбеками. Они не роднились, но жили единой семьей. Будучи от природы наделенными талантами в искусстве они стали артистами, певцами, танцорами. Они стали и выдающимися учеными. Давид Очилдыев, профессор Ферганского университета С.

Мавашев, сотрудник АН РУ и другие. Они вносили достойный вклад в научную жизнь республики. Откровенно я любил эту "майда миллат", то есть маленькую нацию. Большая часть сапожников, чистильщиков, парикмахеров Ташкента были бухарские евреями, но не было среди них нищих и бродяг, не числились среди клиентов наркодиспансеров и медвытрезвителей. Какая-то нечистая сила сдула их всех за рубеж. Я с пониманием относился к Шаломаевым и Сулеймановым, которые эмигрировали в Израиль. Это их историческая родина и наверное никто никогда не сможет понять какая же сила таиться в чувстве родины, любви к ее истории, национальной психологии, которые передаются через поколения. Но никак не мог постигнуть тех, кто рванулись в Америку. Они устроились неплохо. Живут в Нью-Йорке в Квинсе, компактной общиной со своим раввином и синагогой.

Работа, неплохие деньги и шемящая душу болезнь тоски по родине. Никак не могут избавиться от тоски по Узбекистану. В 1990 году будучи в США в командировке по приглашению Вашингтонского университета в Сиэттле, я нашел время посетить своих старых друзей бухарских евреев в Квинсе. У всех одно и то же- тоска по Узбекистану. Илюша Маллаев выразил эти чувства в своих стихах "Зачем я это сделал", написанных на узбекском языке. Мы еще помним его псевдоним. Старшее поколение граждан Узбекистана помнит Мухаббат Шамаеву с ее знаменитой песней "Кучалар, кучалар, ойдин кучалар" и Илюшу Маллаева с его отдельными концертами. Они были популярными , носили титулы народных артистов, участвовали в правительственных концертах, каждый день передавали их песни по телевидению и радио по всей республике. Они были известны всей республике, а там они неизвестны даже соседям. Бухарские евреи были первой волной ираноязычного населения Бухары.

Другая волна была связана административно- политическими преобразованиями в Бухарском ханстве XVII в. Кушбеги в Бухаре. В XI Иран был завоеван , пришедшими из Центральной Азии тюрками-сельджуками и с тех пор вплоть до 1923 года он управлялся династиями тюркского или монгольского происхождения. Династии иранского происхождения управляли лишь в отдельных областях страны. Политической и военной силой были тюрки, но в гражданском управлении правители пользовались услугами персов; многие из них оказывали покровительство персидской литературе и наукам. Кроме того в средние века в Азии господствовали три могущественных государств- Иран под властью династии Сеффевидов и Каджаров, Афганистан. Дуррани и Индия под властью бабуридов, где государственным языком считался фарси. В связи растущими связями Бухары с этими государствами бухарские правители также стремились шире внедрять в делопроизводство иранский язык и использовать на государственной службе людей иранского происхождения, для которых персидский язык был бы родным языком. В Бухаре при хане джанидской династии аштарханиды Абдал-Азизе 1645-1680 была утверждена должность кушбеги, премьер. Он непременно должен был быть лицом иранского происхождения.

Кроме того, Абдал-Азиз пожелал, чтобы кушбеги был назначен из бывших рабов, у которых не было бы родственников в ханстве и которые не были бы склонны к родственности и решению государственных вопросов под влиянием родственных отношений. Полное отсутствие всякого родства у пленного раба, взятого во время одного из набегов туркмен на персидский Хорасан еще ребенком, создавало эти гарантии, а освобождение затем от тяжелой рабской доли и возведение на высшую должность в ханстве предоставлением огромной власти служил залогом беззаветной преданности такого лица. Первый опыт видимо оказался удачным и затем постепенно в государственную жизнь вошел обычай, ставший впоследствии как бы обязательным , что на должность кушбеги непременно назначался бывший раб- перс по происхождению. Но постепенно отсутствие родства кушбеги утратилось , так как они обзаводились семьями и их потомки , занимая совершенно изолированное положение, старались не смешиваться с узбеками, оставаясь по вере шиитами, тогда как узбеки были суннитами. Да и узбеки сами издавна относились с презрением к персам. Раскол мусульман на шиитов и суннитов привел к формированию в исламе двух враждебных лагерей, что в особенности было заметно в Бухаре, считавшейся "куполом ислама" и где бухарские богословы даже объявляли шиитов "харом" то есть нечистыми. А в народе персов называли "эрони" и мишхор" , то есть мышеедами. Персы стали занимать высокие государственные должности. Кушбеги стали покровительствовать не только своим родственникам, но и этническим персам, назначая их на должности беков, зякятчи, амлякдоров. Родственные связи многочисленных административных лиц персидского происхождения привели к формированию особой социальной прослойки эрони, к их общей солидарности и коллективной психологии.

Это создало тяжелое положение для населения, которое не могло найти против них защиты. В стране начались волнения против произвола эрони. В январе 1911 года они переросли в массовые выступления, когда кушбеги Астанакул попытался произвести административное деление эмирата на вилайеты и расширить функции беков, назвав их хакимами, то есть перестроить административное деление эмирата по персидскому типу вилайеты и хакимы чисто иранское административные звенья государственного устройства. Кушбеги были главными проводниками иранизации Бухары и именно им принадлежит традиции иранской цивилизации и иранского языка в Бухаре. Эмир Сайид Алимхан вынужден был уволить Астанакула, а также лишить должностей всех его родственников и его назначенцев. Но эти эрони никогда не считались таджиками, да и сами они отвергали всякую попытку связать их с ними потому что считали таджиков людьми низкого социального происхождения, низкой культуры. В Бухаре и Хиве , как известно, были крупные невольничьи рынки, где торговали живым товаром, то есть рабами. Они здесь всегда были в большом количестве и на выбор. В Бухаре , как и во всей Центральной Азии, рабовладельческого способа производства не было и рабов покупали для домашних работ в качестве прислуги, подмастерьев, сопровождающих в поездку в Мекку или другими святым местам. Рабов доставляли главным образом из Ирана, большей частью из Хорасана, куда туркменские племена совершали частые рейды с целью грабежа и захвата людей в рабство.

Международный фонд «Коканд», основанный выходцами из этого города в США, много сделал для того, чтобы связь поколений бухарских евреев, проживающих в разных странах с родными местами, не была потеряна. Теперь здесь созданы все условия для того, чтобы родители могли не только рассказать, но и показать своим детям город, в котором они родились, учились, работали и не позволить разорвать тонкую связь времен и поколений. Честь и хвала представителям фонда «Коканд», бухарским евреям, которые так бережно хранят память о своих предках. В своей речи координатор Конгресса бухарских евреев США и Канады, главный редактор известной нью-йоркской газеты «Бухариан Таймс» Рафаэль Некталов сказал, что «…люди приехали на свою историческую родину по зову сердца, чтобы здесь, на месте воздать должное памяти своих незабываемых родных и близких. Такое стало возможным после масштабной реконструкции кладбища основными инвесторами в реализацию этой идеи — президентом фонда «Коканд» Давидом Абрамовым и Романом Мататовым, другими активистами фонда».

Теплые слова благодарности были сказаны также и в адрес руководителей хокимиятов Ферганской области и города Коканда, которые также поддержали такой проект. Для нас — эта память священна, где бы мы ни были, в какой бы стране ни находились.

Именно они легли в основу специально созданной инсталляции, рассказывающей о жилище бухарско-еврейской семьи.

Значительное место в экспозиции отведено традиционной одежде, образцам ткачества и золотого шитья. Большинство произведений из коллекции Музея истории евреев в России и собраны в ходе музейных экспедиций в Среднюю Азию.

Важно: Гостей также ждала увлекательная мини-лекция с представлением самой выставки от Олега Меламеда — блестящего историка и экскурсовода Еврейского музея. Юлия и Алексей Акимовы.

Выставка об истории и культуре бухарских евреев открылась в Москве

Какие бы события не происходили в жизни бухарских евреев, радостные или горестные, братья Ниязовы, невзирая на время и расстояния, всегда старались принять в них участие. Они продолжают опекать бухарско-еврейскую общину Таджикистана, оказывая ей всяческую поддержку и благотворительную помощь, принимают участие в охране и благоустройстве кладбища в Душанбе, широко и щедро принимают всех своих гостей, демонстрируя верность дружбе, отзывчивость и гостеприимство. Мы, бухарские евреи, разбросанные по миру, дорожим, ценим и гордимся дружбой с семьей Ниязовых, искренне благодарны за их добрые богоугодные дела и глубоко скорбим по поводу ухода из жизни нашего большого дорогого друга Шерали Ниязова. Светлая память о нем сохранится в наших сердцах. Конгресс бухарских евреев России и СНГ выражает свои глубокие соболезнования всем родным и близким покойного.

Адрас, тесьма, шелк в технике «шои», хлопчатобумажная ткань. Фото пресс-служба музея Экспозиция выставки развернется в центральном лобби музея и продолжится в левой галерее, увлекая зрителей в захватывающее историческое и культурно-этнографическое путешествие, включающее подразделы «Дом и традиционная бытовая культура», «Религиозные обычаи», «Жизненный цикл», «Традиционные занятия и ремесла, музыка, танец, театр», «Традиционная одежда». Кульмос указка для чтения Торы.

Фото пресс-служба музея Как особый еврейский субэтнос бухарские евреи окончательно сформировались в XVIII веке на территории центральноазиатских мусульманских государств: Бухарского эмирата, Кокандского и Хивинского ханств. Однако их культура наследовала и продолжила традиции гораздо более раннего времени, корни которых восходят к эпохе Персидской империи. XIX в.

Семейный проект «На языке правил и исключений. Наука и искусство» посвящен взаимоотношениям двух важнейших видов человеческой деятельности: науки и искусства. Проект организован совместно с Политехническим музеем и проходит в рамках объявленного в России Десятилетия науки и технологий 2022—2031. Значительную часть экспозиции занимают интерактивные зоны: «космическая» песочница с кинетическим песком, цифровая биография «Fish Making», комната Эймса, и звуковая стена «Природные явления». Выставочный проект сопровождает масштабная программа мероприятий.

Культурная программа включала в себя выступления таких известных израильских артистов, таких как Егуда Саадо и Хай Давидов. В понедельник участники Конгресса отправились в учебный комплекс "Ор Авнер" в Кфар Ситрине на съезд бухарских раввинов. На съезд прибыли более 1000 раввинов со всего мира. В присутствии главного сефардского раввина Израиля Шломо Амара, главного раввина всемирной бухарской общины Пинхаса Хакоэна Рабина, главного раввина Узбекистана и Центральной Азии Давида Гуревича и многих других влиятельных религиозных деятелей, президент Всемирного Бухарского Конгресса Леви Леваев вручил стипендии восьмистам лучшим ученикам, посвятившим себя изучению Торы, на общую сумму более полмиллиона шекелей.

Бухарские евреи на пороге третьего тысячелетия

Однако их культура наследовала и продолжила традиции гораздо более раннего времени, корни которых восходят к эпохе Персидской империи. Уже в эпоху Средневековья Бухара и Самарканд стали заметными центрами еврейской учености и религиозной поэзии на фарси и иврите. Несмотря на дискриминацию и религиозные гонения, которым они подвергались в Центральной Азии, бухарские евреи играли важную роль в развитии местной музыкальной культуры и традиционных ремесел. С середины XIX века они заняли видное место в системе международной торговли между Россией и странами Востока. Успешные еврейские купцы выдвинули из своей среды деятельных предпринимателей, просветителей и меценатов, которые стали пионерами промышленности, внедрения новых систем образования, становления театра и современного книгоиздательства в регионе.

Их усилиями в конце столетия был также создан Бухарский квартал в Иерусалиме, ставший очагом бухарско-еврейской культуры и одним из центров новой экономической активности в Святой земле. В появившихся после революции центральноазиатских республиках бухарские евреи были вовлечены в различные формы социалистической модернизации и атеистического воспитания: создавали национальные колхозы, новые школы, служили в Красной армии, сражались на фронтах Великой Отечественной войны, составили значительный процент ученых и профессионалов разных специальностей, а также творческой интеллигенции Узбекистана и Таджикистана.

У конгресса два основных отдела: в Израиле и в США. В каждом отделе есть несколько комитетов, ведающих делами общин бухарских евреев во всем мире.

Также у конгресса есть раввинат. Подробнее о бухарских евреях и их жизни читайте тут Вконтакте.

Их усилиями в конце столетия был также создан Бухарский квартал в Иерусалиме, ставший очагом бухарско-еврейской культуры и одним из центров новой экономической активности в Святой земле. В появившихся после революции центральноазиатских республиках бухарские евреи были вовлечены в различные формы социалистической модернизации и атеистического воспитания: создавали национальные колхозы, новые школы, служили в Красной армии, сражались на фронтах Великой Отечественной войны, составили значительный процент ученых и профессионалов разных специальностей, а также творческой интеллигенции Узбекистана и Таджикистана. Сегодня в результате массовой миграции из традиционных мест проживания большая часть бухарских евреев оказалась в Западной Европе, Израиле и США.

Однако на всех этапах своей истории и в различных интеграционных процессах, несмотря на внешние влияния в разных странах, бухарские евреи сумели сохранить свою уникальную культуру, свои особые обычаи и обряды, верность иудаизму. Презентация именно этого феномена — сохранение собственной идентичности и культурного своеобразия в контексте культур окружающих народов на протяжении всего исторического пути бухарских евреев — станет главной темой выставки. Кураторы: Григорий Казовский, Борис Хаймович.

Бухарских евреев как этнолингвистическую группу на выставке представляют через дом, костюм, свадьбу, профессии, синагоги помимо утвари здесь показывают изданную в Польше таблицу шивити, или, как пишут в зале, лубок с популярным и в синагогах, и в домах сюжетом о жертвоприношении Исаака и магию с амулетами, — параллелью всему этому тянется линия таймлайна, обозначающая вехи общинной жизни в Средней Азии. Тексты и архивные источники не менее важны, чем декоративно-прикладное искусство, хотя именно оно через эффектную инсталляцию с бухарским домом с резными дверями, колоннами и резным потолком, с развешанными возле всего этого яркими бухарскими халатами в экспозицию втягивает. Сколь бы ни казались похожими эти одежды на традиционные среднеазиатские, в них есть существенные отличия. Например, именно бухарские евреи в отличие от местных мусульман многое шили из шелка: шелк и ввозили, и изготавливали в самой общине, а у каждой женщины должно было быть шелковое платье. Знаменитые синие ткани, ценившиеся и мусульманами, красили только в еврейской общине живописные «Красильщики» Елены Коровай из Нукусского музея, которых нет на нынешней выставке, но привозили в 2017-м в Пушкинский музей, отражают как раз этот обычай. А расцветки тканей с доминантой желтого и зеленого цветов или с рисунком в клетку использовались именно бухарскими евреями: среди развешанных в музейном лобби халатов есть один в желто-зеленую клетку.

Культура бухарской общины привлекает большое внимание не только здесь и сейчас — бухарскую одежду вспоминали в Музее Израиля в Иерусалиме на выставке об израильской моде см.

Коканд – один из центров поклонения бухарских евреев в Узбекистане

Приоритетными направлениями деятельности Конгресса являются сохранение духовного наследия и национальной культуры бухарских евреев, возвращение к своим историческим корням. Оказывается социальная и финансовая помощь нуждающимся, поддержка подрастающего поколения в том числе в виде стипендий для талантлиых студентов. Конгресс издает газету "Менора", которая объединяет десятки тысяч читателей во всем мире.

Совести же у Юлдуз Усмановой никогда не было и не будет. А Бога или Аллаха она упоминает только чтобы на этом получить денежки, Коран она на арабском читать не умеет и не знает, имамам перечит считая себя умной. Это просто склочная и скандальная старушка и если она и дальше будет таким образом себя проявлять, то рано или поздно её просто увезут в психиатрический диспансер и поставят диагноз о её нездоровье и что ей нужно лечение. Нормальный человек так глупо не ведёт себя среди общества. Я боюсь что ей навредят или рано или поздно накажут за её поганный язык и куриные мозги. Поэтому лучше будет, если ей психиатры поставят точный диагноз и быть может хотя бы это спасёт её жизнь и здоровье.

Большинство экспонатов — из коллекции Музея истории евреев в России. Часть артефактов была собрана в еврейских семьях в ходе музейных экспедиций в Среднюю Азию.

Остальные предметы были предоставлены Российским этнографическим музеем, Фондом Марджани и частными коллекционерами. Бухарские евреи — этнос, сформировавшийся в XVIII веке на территории центральноазиатских мусульманских государств: Бухарского эмирата, Кокандского и Хивинского ханств.

В лобби-баре гостей ждали заботливо приготовленные традиционные блюда еврейско-бухарской кухни. По словам создателей проекта, экспозиции подобного масштаба и наполнения еще не было ни в одном этнографическом, еврейском или художественном музее. Нашим читателям также любопытно будет узнать о бухарских евреях чуть побольше. Не секрет, что до 1970-х годов бухарские евреи жили в Средней Азии, главным образом — в Узбекистане и Таджикистане. Словосочетание «бухарские евреи» закрепилось за членами общины потому, что до завоевания Россией Средней Азии значительная часть общины жила на территории Бухарского ханства. Сами бухарские евреи называют себя «исроил» или «яхуди».

Лазарь Борухов: «Мусульмане сожалеют, что евреи уезжают из Бухары»

Шестого сентября в Коканде собралась большая делегация бухарских евреев, приехавших из разных стран мира. Масштабный проект посвящен культуре бухарских евреев как феномену особой еврейской идентичности в контексте культур Центральной Азии. Масштабный проект посвящен культуре бухарских евреев как феномену особой еврейской идентичности в контексте культур Центральной Азии.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий