Хотя у «Новатэка» имеется собственная технология «арктического каскада», опробованная на четвертой очереди «Ямал СПГ». Планы по строительству "Арктик СПГ 2" осложнились в прошлом году, когда компания была включена в санкции Запада в связи с конфликтом России на Украине, что заставило иностранных акционеров заморозить участие, а "Новатэк" объявить форс-мажор. Сложности у "Арктик СПГ 2" начались уже вскоре после случившихся в 2022 году геополитических изменений.
«Наша цель — убить этот проект»: США объяснили санкции против российского «Арктик СПГ 2»
Это было первым случаем, когда санкции вводили против какого-то месторождения. По мнению американских аналитиков, в 2035 году мир будет выглядеть так же, как и в 2023-м, но напряжённость между США, Россией и Китаем значительно возрастёт, даже в самых неожиданных регионах. По мнению Юшкова, подобные прогнозы больше похожи на страшилки от Соединённых Штатов, поскольку военные столкновения в Арктике между Пекином, Москвой и Вашингтоном практически невозможны. Все эти месторождения нужно развивать. Активно разрабатывается и транспортный проект — Северный морской путь. Однако с ним сложнее, нужно развивать круглогодичный транзит для запуска этого пути», — пояснил эксперт. При этом он допускает, что в случае большой войны между Китаем и Соединёнными Штатами Вашингтон попытается перекрыть Пекину все южные транспортные пути.
Но поставить оборудование как минимум для первой и второй линий «Арктик СПГ» успели, плюс искали аналоги в дружественных странах. Единственная проблема была в газовых турбинах: американская Baker Hughes отказалась поставлять законтрактованные газовые турбины.
Однако проблему решили за счет установки электропривода. Со строительством третьей линии, которое только началось, могут быть проблемы, так как для нее поставить западное оборудование не успели. Но здесь, возможно, будет использоваться собственная технология «Новатэка» «Арктический микс», полагают аналитики «БКС Мир инвестиций». Так как остановить стройку не получилось, США решили зайти с другой стороны — запретить поставки газа с этого завода. Однако западные эксперты все же рано хоронят «Арктик СПГ». Однако полная остановка проекта выглядит маловероятной. Дополнительные действия со стороны США могут привести к увеличению транспортных расходов, затруднить страхование перевозок и, что более важно, приобретение танкеров ледового класса для СПГ, необходимых для проекта.
В частности, речь идет о санкциях против российского сжиженного газа, заводов по его производству и реэкспорта данного вида топлива через ЕС. Так, западные СМИ пишут, что Евросоюз обсуждает со странами-участницами предложения по введению санкций против ключевых российских СПГ-проектов, а также запрета на использование портов ЕС для реэкспорта СПГ в третьи страны. По информации Bloomberg, обсуждения находятся на раннем этапе, и некоторые страны ЕС настроены скептично в отношении указанных предложений. Ранее в СМИ также появились сообщения о том, что санкции в некоторой степени могут коснуться и экспорта российского трубопроводного газа. Логично, что они добрались и до газовой сферы, потому что все остальные отрасли уже под санкциями. Из отраслей, которые еще не попали под санкции, - это ядерная и газовая. Хотя в некотором роде и по этим отраслям уже действуют некоторые ограничения", - сказал Юшков Sputnik Азербайджан. Так, например, отметил эксперт, с 2022 года действует запрет на поставку в Россию оборудования и технологий для строительства заводов по сжижению газа, но тем не менее импорт в ЕС ни ядерного топлива, ни газа не запрещен.
В документе говорится, что проект предусматривает разработку месторождения, строительство терминала Утренний и трех технологических линий по производству СПГ производительностью 6,6 млн тонн в год каждая, суммарной мощностью 19,8 млн тонн, на основаниях гравитационного типа ОГТ и объектов производства СГК [стабильный газовый конденсат] общей мощностью до 1,6 млн тонн в год. Кроме того, в нем сообщается, что на конец 2023 года доказанные запасы углеводородов компании по стандартам SEC составили 17,598 млрд баррелей нефтяного эквивалента, в том числе 2,432 трлн куб. Обеспеченность компании доказанными запасами по состоянию на конец 2023 года составила 27 лет", - добавили в компании.
Бей своих. США обнаружили слабое звено российского СПГ
Министр финансов Франции Брюно Ле Мэр говорил, что американские санкции сейчас «не представляют серьезного риска для поставок газа в Европу». При этом министр промышленности Японии Ясунори Нисимура, как пишет FT, назвал неизбежной «определенную степень» воздействия ограничений на Токио. На каждом ОГТ размещается 14 технологических модулей общим весом около 160 000 т и с весом единичного модуля до 17 000 т. Он отметил, что для достижения этой цели реализуются несколько проектов, в том числе строительство завода «Арктик СПГ — 2» в Ямало-Ненецком автономном округе.
Как отмечается в материале, до сих пор Вашингтон старался избегать давления на страны Запада, которые столкнулись с энергетическим кризисом после остановки поставок по российским газопроводам. Тем не менее теперь Штаты пытаются ограничить доступ для ЕС к производимому проектом газу. Такие действия Вашингтона приведут к сужению энергетического рынка, считают в консалтинговой компании Energy Aspects.
В то же время «Коммерсантъ» указывает, что первая линия «Арктик СПГ-2» успешно проходит пусконаладку и в начале следующего года коммерческие отгрузки могут стартовать. Статья по теме: Санкционная война: охота за русским СПГ Санкции Вашингтона против «НоваТЭКа» не нуждаются в объяснениях: отрезав Европу от российского трубопроводного газа, американцы, которым, естественно, не нужны российские конкуренты, хотят сделать то же самое и с российским сжиженным газом, поставки которого растут рекордными темпами. Американцы уже давно вставляли палки в колеса «Арктик СПГ-2». Так что если цены на сжиженный газ пойдут вверх, потребители должны знать, кого они должны благодарить за платежки с увеличившимся цифрами. Объявление форс-мажора не означает, что «НоваТЭК» точно не совершит отгрузки клиентам, отмечает «Коммерсантъ».
Скорее, оно защищает компанию от возможных претензий в случае, если поставок все-таки будут на какое-то время отложены.
Он добавил, что к 2030 году страна планирует выйти на уровень производства СПГ порядка 100 млн т. Кроме того, 11 октября президент России Владимир Путин на пленарном заседании Российской энергетической недели заявил, что Россия уже практически нашла альтернативу европейскому газовому рынку. Так, РФ будет расширять поставки своих энергоресурсов в Азию , для этого будут прокладываться новые маршруты и приводиться в порядок уже существующие, подчеркнул российский лидер. По его словам, производство СПГ комплексно влияет на развитие всей экономики российского государства. Ожидается, что проект «Арктик СПГ — 2» будет запущен в конце 2023 — начале 2024 года.
Турецкая альтернатива: «Новатэк» нашел решение проблемы с «Арктик СПГ-2»
Новый партнер О планах «Новатэка» рассказали знакомые с ситуацией источники. По их словам, для энергоснабжения первой линии строящегося завода «Арктик СПГ-2» компания хочет купить плавучую электростанцию у турецкой Karpowership. К такому решению «Новатэку» пришлось прибегнуть после санкций, которые против России ввела американская Baker Hughes. Компания отказалась поставлять в страну газовые турбины, которые нужны для энергоснабжения линий и сжижения газа. Источники отмечают, что «Новатэк» рассчитывает установить на бирже газопоршневые двигатели. Мощность плавучей станции составит от 300 до 400 МВт. За сколько ее удастся построить, собеседники «Коммерсанта» не уточняют. По их словам, не исключено, что к такой же стратегии «Новатэк» прибегнет в случае со второй и третьей линиями «Арктик СПГ-2». В самой компании эти данные пока не комментировали.
Ресурсная база завода — природный газ Утреннего месторождения на Гыдане.
Планировалось, что они будут строиться в Финляндии, где был разработан проект ледокола, использующий сжиженный газ в качестве топлива. Потом сказали, что они должны быть построены в России, и сейчас идет борьба между ОСК и «Звездой» по поводу того, кому строить эти ледоколы, и кто будет их собственником — только «Росатом» или совместная структура с «Новатэком». Кроме того, сначала компания должна была сама все оплачивать. А потом появились одни субсидии, потом другие, теперь средства будут идти из ФНБ. Внутри этих проектов идет активная лоббистская борьба. Конечно, «Новатэку» не хочется ничего самостоятельно тратить, поэтому они стремятся затащить эти проекты как можно больше иностранцев.
Читайте также Бизнес-джет из Ту-160: «Стратега» оставили в покое Олигархам предложат сверхзвуковой 19-местный самолет «СП»: — Как они могут избежать трат? То есть на этом этапе свои деньги компания еще не вкладывает. Но кредиты государству все равно нужно отдавать. Поэтому они приглашают участвовать в проекте иностранцев. Естественно, не бесплатно, так как те покупают свою долю участия в проекте. За счет этих денег «Новатэк» сможет отдавать государству кредиты. Поэтому в итоге для компании создание этого флота может получиться вообще бесплатным.
Во всяком случае, именно так вышло с «Арктик СПГ-2». Пока что «Новатэк» всех запутал и не совсем понятно, какое СП чем будет заниматься. Не исключаю, что у компании просто растут аппетиты, и если раньше они думали, что будут довозить СПГ только до Камчатки, то теперь захотели выходить на конечные рынки сбыта.
Но поставить оборудование как минимум для первой и второй линий «Арктик СПГ» успели, плюс искали аналоги в дружественных странах. Единственная проблема была в газовых турбинах: американская Baker Hughes отказалась поставлять законтрактованные газовые турбины. Однако проблему решили за счет установки электропривода. Со строительством третьей линии, которое только началось, могут быть проблемы, так как для нее поставить западное оборудование не успели. Но здесь, возможно, будет использоваться собственная технология «Новатэка» «Арктический микс», полагают аналитики «БКС Мир инвестиций». Так как остановить стройку не получилось, США решили зайти с другой стороны — запретить поставки газа с этого завода. Однако западные эксперты все же рано хоронят «Арктик СПГ». Однако полная остановка проекта выглядит маловероятной. Дополнительные действия со стороны США могут привести к увеличению транспортных расходов, затруднить страхование перевозок и, что более важно, приобретение танкеров ледового класса для СПГ, необходимых для проекта.
По мнению американских аналитиков, в 2035 году мир будет выглядеть так же, как и в 2023-м, но напряжённость между США, Россией и Китаем значительно возрастёт, даже в самых неожиданных регионах. По мнению Юшкова, подобные прогнозы больше похожи на страшилки от Соединённых Штатов, поскольку военные столкновения в Арктике между Пекином, Москвой и Вашингтоном практически невозможны. Все эти месторождения нужно развивать. Активно разрабатывается и транспортный проект — Северный морской путь. Однако с ним сложнее, нужно развивать круглогодичный транзит для запуска этого пути», — пояснил эксперт. При этом он допускает, что в случае большой войны между Китаем и Соединёнными Штатами Вашингтон попытается перекрыть Пекину все южные транспортные пути. Тогда Северный морской путь станет актуален, и в него могут вложить больше сил и финансов.
Арктик СПГ 2
Хотя у «Новатэка» имеется собственная технология «арктического каскада», опробованная на четвертой очереди «Ямал СПГ». Вид на первую линию завода «Арктик СПГ 2» со стороны Кольского залива. Французская энергетическая компания TotalEnergies считает, что строительство третьей линии «Арктик СПГ-2» приостановлено, в то время как вторая линия будет запущена. Иностранные участники второго арктического проекта СПГ в России, который должны начать запускать в начале следующего года, объявили из-за санкций США форс-мажор по своим контрактам.
Российский СПГ-проект развивает СМП (Окончание)
Какие трудности ждут "Арктик СПГ-2" после санкций? | ИнфоТЭК | Французская энергетическая компания TotalEnergies считает, что строительство третьей линии «Арктик СПГ-2» приостановлено, в то время как вторая линия будет запущена. |
«Наша цель — убить этот проект»: США объяснили санкции против российского «Арктик СПГ 2» | Пуск первой линии проекта «Арктик СПГ2» запланирован приблизительно на 2023 год. |
«Новатэк» мог приостановить производство на «Арктик СПГ — 2» | Иностранные акционеры проекта «Арктик СПГ-2» решили выйти из него, объявив форс-мажор. |
Почему США хотят остановить российский проект "Арктик СПГ 2" - Российская газета | Повестка совета теперь, уверен Мухин, будет также соответствующей — она будет вести прежде всего к ограничениям деятельности российских военных в Арктике. |
Арктический манёвр: смогут ли США помешать работе российского проекта по производству СПГ | В условиях санкций проблемы возникли только с TotalEnergies, в результате чего работы по второй и третьей очередям «Арктик СПГ — 2» приостановились и были возобновлены только в январе, когда французы передали свои обязательства по контракту дубайскому Gydan LNG SNC. |
Поставка для Арктик СПГ-2
Иностранные участники второго арктического проекта СПГ в России, который должны начать запускать в начале следующего года, объявили из-за санкций США форс-мажор по своим контрактам. Одной из главных проблем «Арктик СПГ-2» также остается нехватка танкеров арктического класса Arc7. Рассказываем о том, как добывают газ в Арктике на плавучих платформах ЦСКМС и Арктик СПГ 2.
«Наша цель — убить этот проект»: США объяснили санкции против российского «Арктик СПГ 2»
Проект реализуется международным консорциумом во главе с компанией «Новатэк», напоминают журналисты pronedra. Строительство завода на Гыданском полуострове в Ямало-Ненецком автономном округе включает в себя создание 3 линий по сжижению газа мощностью 6,6 миллионов тонн в год каждая. Однако, в 2022 г. DSME объявила о расторжении контракта на три газовоза, не назвав заказчика.
Все эти месторождения нужно развивать. Активно разрабатывается и транспортный проект — Северный морской путь.
Однако с ним сложнее, нужно развивать круглогодичный транзит для запуска этого пути», — пояснил эксперт. При этом он допускает, что в случае большой войны между Китаем и Соединёнными Штатами Вашингтон попытается перекрыть Пекину все южные транспортные пути. Тогда Северный морской путь станет актуален, и в него могут вложить больше сил и финансов. По теме:.
Именно в этих точках планируется переливать сырье с ледовых танкеров на обычные. Строительством газовозов ледового касса займется судоверфь «Звезда». Финансирование должно быть организовано по лизинговой схеме с участием ВЭБ. Каждый танкер будет стоить примерно 330 миллионов долларов. Строительство еще двух судов может быть обеспечено по той же схеме. Ставка по кредиту ВЭБ. Читайте также Орешкин подал сигнал рублю: Плохо дело Глава Минэкономразвития намекнул, что нужно избавляться от «деревянного» в пользу доллара Стоит отметить, что в июне на ПМЭФ «Новатэк» уже договорился о создании совместного предприятия МАРТ «Морской арктический транспорт» с участием того же «Совкомфлота», а также китайской Cosco Shipping и Фонда Шелкового пути.
Впрочем, это не значит, что арктический флот точно останется без иностранного участия. Запуск первой линии завода «Арктик СПГ-2» запланирован на 2023 год, с поэтапным вводом объекта в эксплуатацию в 2023—2025 годах. Планируется годовое производство 18,3 млн. В январе 2019 года «Новатек» заключил в общей сложности контракты на поставку оборудования на сумму более 5 млрд. Как рассказал «СП» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, новости о создании совместного предприятия СМАРТ стали неожиданностью, учитывая, что ранее уже было создано похожее СП, но с участием иностранного капитала. Похоже, что именно он и стал камнем преткновения. Читайте также Российский спутник-киллер подобрался к секретному аппарату США Новая война начнется в космосе Вероятно, государство, которое выдаст кредит на строительство арктического флота, не готово делиться им с иностранными компаниями.
Хотя, по словам эксперта, сейчас вокруг «Арктик СПГ-2» идет очень напряженная лоббистская борьба, и все еще может не раз поменяться. Изначально компания создала совместное предприятие МАРТ для покупки и управления арктическим флотом.
В рамках проекта «Новатэк» рассчитывает построить три линии по производству СПГ. Мощность каждой составит 6,6 млн тонн в год.
Первую линию планируется запустить в 2023 году, вторую — в 2024-м, а третью — в 2025-м. Строительство СПГ-линий происходит на верфи в Мурманске на основаниях гравитационного типа. Впоследствии их морем перевезут к месту установки на терминале «Утренний». Для последнего американцы должны были поставить порядка 20 газовых турбин LM9000.
Это оборудование создается на основе двигателя для Boeing 777. По плану Baker Hughes должна была поставить «Новатэку» шесть машин, однако, как утверждается, отгрузила всего четыре. Источники газеты отмечают, что турбины LM9000 являются передовыми в своей линейке. Они довольно сложны в обслуживании, а потому без контакта с производителем и без поставок запчастей у «Новатэка» могут возникнуть проблемы.
США хотят отнять у России Север: Вашингтон намерен уничтожить проект «Арктик СПГ-2»
Одной из главных проблем «Арктик СПГ-2» также остается нехватка танкеров арктического класса Arc7. Несмотря на серьезные логистические проблемы, в 2024 г. не исключены хорошие новости для «Арктик СПГ – 2». Акции НОВАТЭКа (взгляд нейтральный) торгуются с прогнозным мультипликатором P/E на 2024 г. в размере 5,4x. В России затормозился запуск крупнотоннажных заводов по производству СПГ. В России затормозился запуск крупнотоннажных заводов по производству СПГ.
Ъ: Иностранные акционеры заморозили участие в проекте "Арктик СПГ-2"
Строительство газовозов усиленного ледового класса Arc7 для "Арктик СПГ 2" отодвигается на год, сообщает телеграм-канал "МашТех". Делягин: Ликвидировать проект «Арктик СПГ-2» США вряд ли смогут, потому что в нем заинтересованы очень многие участники мировых рынков, в частности, Китай. Дополнительные ограничения в отношении Арктик СПГ-2 не стали сюрпризом.