Новости ямщик что такое

а виноват смотритель. За исключением "казённых ямщиков", поскольку однодворцы пользовались свободой выбора своего жизненного занятия, а ямщицкие сёла обязаны были обслуживать тракты. Статья автора «История События и Рассказ» в Дзене: Ямщиками в нашей стране называли кучеров, которые выполняли ямскую повинность – перевозку почты, государственных служащих, грузов.

КТО ТАКОЙ ЯМЩИК ? - Как отважные люди перевозили важные вещи на Руси?

Впоследствии на ямщиков была возложена обязанность поддержания почтовой связи (ямской гоньбы). Ямщик, не гони лошадей. Остановка в якутском селе Синск. согласно указу, каждый ямщик должен был быть "человеком достойным, добрым, и семейным". Ямщик Ямщик — представитель особой межклассовой прослойки в составе тяглового населения Руси, назначенный в установленном порядке из крестьян либо. Впоследствии ямщиков перевели в сословие государственных крестьян, «государев ямщик», что обязывало иметь трех лошадей («держать ему на выти три мерена»). Из какого языка пришло слово «ямщик» – Самые лучшие и интересные новости по теме: Александр Пушкин, Культура, вяземский на развлекательном портале

Значение слова «Ямщик»

Возницам платили жалованье и выдавали землю, освобождая от уплаты налогов. Их нельзя было записать в крепостные. Неудивительно, что многие крестьяне хотели попасть на ямскую службу. Фото: hitrovka. Одна лишь одежда, согласно документам 1628 года, обходилась ямщику в 6,4 рублей: зипун лазорев астрадинный 2,5 руб.

Он не только должен быть хорошим наездником, но и знать, как держать поводья, управлять лошадью и заботиться о ней. Ямщики были также ответственны за обслуживание повозок, их ремонт и поддержку в хорошем состоянии. Вам также может понравиться.

Вспоминали их старинные названия. И далее, если вам не надоело мое исследование относительно дорог на Руси: «Сообщение города с внешним миром до начала сороковых годов девятнадцатого века — замечание мое — А.

Дмитрий Смирнов. Сравните: «Паромщик», «Каменщик», «Краснодеревщик», «Суконщик»… Как видите, этот суффикс часто указывал на занятие человека, либо промысел. Поэтому слово «Ямщик» - русского происхождения и обозначает буквально «возчик по ямам». Слова с суффиксами «щик» и «чик» образовывались буквально на ходу, по потребности. Если бригада шабашников приезжала в колхоз для прокладки коммуникаций и начинала копать канаву, то местные жители между собой сразу же начинали называть их «канавщиками» Колей, Степаном и Мишей. Хоть были они один ученым, второй — инженером, а третий — водителем. Стоит человеку изготовить прялку одной бабульке, а потом другой, его тут же прозывают «пряльщиком».

Первыми здесь поселились мокшаны, затем мордва.

Постепенно мордовский язык стал забываться, и село стало русскоязычным. Ямщики, проезжая по Оренбургскому тракту, меняли здесь лошадей. Так он ещё до отмены крепостного права даровал ямашинцам вольную грамоту. И село стали называть Вольными Ямашами. Сегодня, кроме Ямашей, в наше сельское поселение входят деревни Красная горка и Рокашево. Сама Анна Александровна родилась в городе Брежнев. Но все её предки всегда жили на этой земле. Да так здесь и остались.

Здесь я училась, здесь и пригодилась… Тот же зов крови предков — вольных ямашинцев, вероятно, вселился в сегодняшних молодых ребят из села. Всё больше среди них появляется любителей горных мотоциклов. Даже нынешний День Победы они отметили мотопробегом. Зимой эти ребята пересаживаются на снегоходы и покоряют дальние заснеженные расстояния. И теперь во многих деревнях жители временные — дачники, живущие в старых родительских домах с весны по осень. Садись, поболтаем. Поболтать и мы не прочь. Присоединяемся к дачницам.

Слушаем: — Раньше-то здесь жизнь кипела. Детей полно было. Теперь чуть больше ста в местной средней школе учится. Да и те не все ямашинские, привозят детишек из Борискино, Берёзовки. Детский сад тоже есть, но детей всё меньше становится, к сожалению. Приезжаем сюда, на свежий воздух, подальше от города весной и живём до осени.

На ямах и в ямских слободах

Ямщики были также ответственны за обслуживание повозок, их ремонт и поддержку в хорошем состоянии. Вам также может понравиться.

Производил впечатление и сам факт существования государственной почтово-пассажирской службы, поскольку в это время в Европе доставкой почты занимались частные лица, и качество этих услуг было невысоким. Верстовой отмечающий версты столб на почтовой дороге между станциями Воевали против Наполеона Служили ямщики и в русской армии, причем в составе особых воинских подразделений. Так, Тверской ямской казачий полк был сформирован из ямщиков Тверской и Московской губерний перед Отечественной войной 1812 г. Полк принимал участие в боевых действиях на территории Пруссии, Саксонии, Франции. После заключения мира полк был расформирован, но память о героизме его воинов осталась в веках. Однако слово «ямщик» не исчезло из обихода.

Перевозка людей и грузов по российским дорогам в те годы была небезопасна. Так, сбившись с пути холодной ночью, можно было замерзнуть насмерть. А еще приходилось опасаться набегов разбойников.

Дышловые лошади жались от колей на дышло, но ловкий ямщик, боком сидевший на козлах, держал дышлом по колее, так что колеса бежали по… … Толковый словарь русских существительных Что значит слово «ямщик»? Ямщик — это человек, перевозящий пассажиров или груз на почтовых лошадях. Древнерусское слово «ямъщикъ» образовано от тюркского существительного jam «ям» , что значит «почтовая станция» или «почтовая лошадь». Оно вошло в употребление в XIV веке и в наши дни из-за исчезновения профессии считается устаревшим. Изначально ямщиком назвали государственного служащего, который собирал налоги за дорожные перевозки и отвечал за доставку корреспонденции. Он содержал почтовую станцию и лошадей. Фото: golos. Создавались ямские слободы, вводился специальный ямской налог на содержание станций.

Все остальных извозчиков длительное время называли только ямщиками. Происхождение слова ямщик Сегодня бытует интересная теория, будто термин ямщик происходит от слова «ямы», которых и сегодня на отечественных дорогах превеликое множество. Но больше чем доброжелательной улыбки данная теория не заслуживает. На самом деле ямщик происходит от слова «ям», и именно так назывались почтовые отделения, расположенные через определенное количество верст пути. Ямские службы использовали для того, чтобы менять лошадей на более свежих, что было особенно важно при доставке важных донесений. Слово отличается татарскими корнями, где оно и сегодня означает остановку или место для отдыха. До 18 столетия данное слово повсеместно используют в отношении стоянок, которые обеспечивали отдых для путников во время путешествий. Также ямы выполняли и почтовые функции. Только в конце 18 столетия ямы заменяют почтами. Данная частица и сегодня встречается в названии многих населенных пунктов, к примеру, Ям-Ижора, что в Ленобласти. Слово использовали и в отношении особой повинности, существовавшей в княжеский период.

Ямщик, не гони лошадей. Остановка в якутском селе Синск

Поэтому гипотеза о происхождении его из русского языка выглядит неестественной. Дальнейшее распространение слова Позднее татарское иго ослабело, но надобность в почтовой службе лишь возросла. Реформация почтового ведомства породила особую группу государевых служащих, которые исполняли различные поручения и перевозили почту. Так, царские гонцы доставляли почтовые донесения из Смоленска в Москву за десять дней. Для обычных людей почта работала гораздо медленнее. Отправка писем и пакетов производилась приблизительно раз в месяц.

Отвечали за сохранность писем специальные служащие - ямщики. Им было положено отдельное жалование, которое собиралось как дополнительный налог с жителей России. Служащие неторопливо доставляли в далекие города личные письма и небольшие посылки от родных и близких. А поскольку пассажирских перевозок в те времена не существовало в принципе, такие работники за небольшую оплату подсаживали на телегу всех желающих и подвозили.

В 1617 г. В тот же год ямщики завладели посадской землей, прилегавшей к слободе. Только в 1627 г. Но ямщики «указу учинились непослушны землей не межевались и с межеванья разбежались» [38], Д. Пожарский приложил немало усилий, чтобы примирить охотников с посадом.

Обычно ямским слободам нарезали землю единым куском, стараясь избежать чересполосицы с другими хозяевами. У правительства был печальный опыт организации двух новгородских слобод в 1586 г. Это послужило причиной почти двухсотлетней войны между ямщиками и их соседями. Дело доходило до того, что охотники отказывались возить грузы своих врагов даже за двойные прогоны. Очень часто ямщикам выделяли наделы из монастырских владений. За изъятые угодья правительство или платило деньгами, или давало в обмен «порожние земли». Но случалось и так. В 1589 г. Взамен монастырю ничего не дали.

Мало того, он еще до 1653 г. Монахини утверждали, что слобода создана на их землях, что у них даже была грамота «да сгорела». А Ямской приказ, в свою очередь, говорил, что про то у них «в книгах не написано». И до тех пор, пока не обмерили монастырские земли, монахини продолжали платить лишнюю подать. Правительство признавало, что за отобранную землю надо что-то давать взамен. И вместе с тем оно обязывало стройщиков вести дело «с пользой для государя», другими словами, не обижать и ямщиков. Если после организации слободы оказывались недовольными и бывшие владельцы земельных угодий и охотники, то объявляли выговор воеводам и дьякам — не умеют они сделать никакого дела, не умеют избавить государя от докуки, одних опустошают, а по отношению к другим забывают государеву пользу. Но если жаловались одни ямщики, стройщиков наказывали без всякой пощады — чаще всего их штрафовали на крупные суммы. Поэтому сотрудники Ямского приказа искренне отстаивали интересы охотников.

Они знали, что им будет прощена любая неправда, лишь бы хорошо действовала скорая гоньба. Избы, в которых жили ямщики со своими семьями, чаще всего были курными, отапливаемыми по-черному печами без труб. Печь занимала пол-избы. Даже в яркий солнечный день свет с трудом проникал сквозь малюсенькие оконца, затянутые мутным бычьим пузырем. Мебели в избе было мало: широкие лавки вдоль стен, да в красном углу под прокопченным ликом иконы большой стол. На полках по стенам расставлялась немудрящая глиняная и деревянная утварь. В длинные зимние вечера вся семья собиралась вокруг стола, мастерили нужные для хозяйства вещи, рукодельничали, пряли. Потрескивала лучина в железном поставце, мигающим светом освещая эту картину. Зимой вся семья спала на полатях под потолком.

К избе примыкал обширный двор, где содержались лошади, коровы, овцы, хранилась «гонебная рухлядь»: телеги, сани, хомуты. Каждый ямской двор — своеобразная крепость. Мало ли какой люд бродит по проезжей дороге! От них и от диких зверей берегли рачительные хозяева свое добро. В местах, где частые заносы и обильные снегопады, над дворами возводилась крыша. На дорогах с интенсивным движением устраивались станы по 50 и более дворов. Среди них Бронницкий ям на Новгородском тракте. В XVI же столетии в крупных городах создается особый тип поселения — ямская слобода. Население некоторых из слобод доходило до нескольких сотен человек.

Например, в Тобольске в 1619 г. В Москве конца XVI в. Путешественник, выезжая из Москвы через Смоленские Арбатские ворота Белого города, попадал в Дорогомиловскую ямскую слободу. Правее, к северо-западу у Тверских ворот, там, где теперь Тверские-Ямские улицы и переулки, стояла слобода охотников, ездивших в Тверь и Новгород. Возле Дмитровских ворот, в районе современной Селезневской улицы, находилась Иверская ямская слобода. И почти рядом с ней за селом Напрудным раскинулась по Ярославской дороге Переславская слобода. Ее огороды были разбросаны вдоль современного проспекта Мира до Сретенских ворот. Дворы и пашни Рогожской ямской слободы тянулись по современным Ульяновской и Тулинской улицам вдоль Владимирской дороги. Одна из московских улиц теперь носит имя большевика Ивана Константиновича Дубинина.

А раньше ее называли Коломенская-Ямская. Здесь жили гонщики, ездившие в Коломну и Рязань. Их дома стояли до нынешнего Краснохолмского моста. Создание московских слобод связывают с именем Бориса Годунова, который, по словам современника, не только расширил, но и «… град Москву, яко некую невесту, преизрядно лепотою украси» [41]. Московские ямские слободы, как, впрочем, слободы других городов, были самоуправляющимися административными единицами. Слобожане выбирали старосту, окладчиков, дававших ямщикам наряды на поездки, сотских, десятских и других должностных лиц. Центром общественной жизни слободы была съезжая изба, в которой помещались канцелярия и небольшая тюрьма. Работа слободского старосты и его помощников контролировалась объезжим головой — дворянином, назначенным Разрядным приказом. Слободские дела решались сходами на братском дворе, который строился на общий счет обычно вблизи приходской церкви, причем трапезная церкви иногда также служила местом собрания, На братских дворах происходили выборы лиц, исполнявших различные службы.

Здесь выбирали целовальников, раздававших ямщикам «государево жалованье» [42]. Самым сложным делом, вызывавшим бесконечные споры и жалобы, была раскладка повинностей. Слободские староста и окладчики устанавливали для каждого ямщика число поездок. Затем эту раскладку утверждал сход. При распределении повинности соблюдалась пропорциональность обложения, а именно: двор «лучшего» слободского человека нес тягло, вдвое большее, нежели двор среднего, а двор последнего — вдвое большее по сравнению с двором «молодшего» слобожанина.

Поэтому не надо путать ямщика с извозчиком если вопрос был про это. А также с кучером - как более общим термином. Ямщик не был аналогом "таксиста", как пишут в некоторых ответах. Правильнее провести аналогию с военным водителем - срочником или сверхсрочником. В самом младшем звании - рядовой, ефрейтор. Престижно ли это?

Не взирая на угрожавший наказанием указ Петра о порядке подаче челобитных, ямщики шли на его нарушение и пытались искать в Сенате правду. В своем доношении переведенцы писали, что они «самые скудные, одинокие и безлошадные люди»; что «ныне в С. Не зная, что делать со скопившимися в Петербурге ямщиками, А. Меньшиков 15 марта 1715 года пишет в Сенат, что «царское Величество указал изо всех ямщиков», прибывших в столицу «на переведение, оставить здесь треть, а достальных отпустить в домы их до того времяни, как на здешних ямах дворы им построены будут; а для строения дворов их нарядить изо всех губерний», «из ямщиков, которые на переведение сюда не написаны», «со всякою плотничною снастью, и с подмогою и с провиантом до того времени, как они на здешних ямах все домы переведенцам построят»! Причем, построить эти дома должны были их же земляки, которым надо было прибыть в Петербург с плотниками и «плотничною снастью». Потом эти ямщики-«непереведенцы» должны были вернуться в свои губернии, а переведенцы снова возвращаться в Петербург! Такие решения Петра Первого и его помощников в комментариях не нуждаются. Можно только посочувствовать русским людям, добравшимся до новой столицы в столь сложное время и вынужденным возвращаться назад без средств к существованию. Вот так и ходила Русь-матушка туда и сюда по «прешпективной» большой дороге. Ходила и умывалась слезами. Часть ямщиков из Азовской губернии осела в Чудово, также претерпев немало. Челобитные ямских людей в Сенат красноречиво рисуют картину обустройства в новом крае, по которой отчасти можно судить, как заселялся и Тосненский Ям. Он выделил дворянина Д. Шамшева для расселения ямщиков «на Волхове на Соснинке реке на новоочищенной большой дороге». А местные «крестьяне в скасках написали, что на том месте» ямщикам «жить и селиться невозможно, потому что то место ниско, вода… стоит на том месте многое число». А «хлеба пахать и сена косить негде, потому что подошли вблизости болота». Тогда дворянин Шамшев отвел ямщикам «под дворы землю на Чудове на Кересте реке на новоочищенной большой дороге». Место лежало «от реки Керести до деревни Чудова до сельца Куртова», где представитель власти «пашенную землю и сенных покосов и лесных угодий» ямщикам отвел и «приказал им на дворовое строение лес подряжать и самим рубить, кому что пригодно». Ямщики взялись за работу, и «на том месте себе строения хоромы сторговали и лес подряжали и сами рубили и на то место возили и клали, кому что надобно». Казалось бы, все устраивалось благополучно. Однако через несколько месяцев в 1715 г. Ямщики обратились к Меньшикову с просьбой оставить их на указанном месте, для чего «послать добраго человека… а его майора Путилова, ложному его челобитью не поверить». Через месяц, 16 февраля 1715 года, сенаторы «приказали: вышеписанных городов Касимова, Воронежа выборным ямщиком Андрея Симонова, Анисима Фролова с товарищи об отводе для поселения под дворы и пашенныя земли и сенных покосов и лесных угодий… указ учинить». Показательно в этом смысле прошение ямщиков Московской губернии, прибывших в Петербург числом 73 выти. Поселили московских ямщиков «от С. Упуская многие подробности их мытарств, все же предоставим им самим возможность хотя бы вкратце рассказать о своем устройстве в столице. И обратились они в Сенат потому, что «стало ныне пить и есть им нечего, и взять негде, помирают они, маломочные, голодною смертию, и во всем ином великую нужду имеют , а подмоги им… не дано», да «и его царскаго величества жалованья в С. Далее ямщики пишут о том, что им, ямщикам, «в новоучиненной их Ямской слободе» дворы строят и «с 50 фатер построено, и в тех избах их братья, ямщики, с жеребья ныне живут, а на другие выти достальных фатер еще не построено». А подрядчики, которые должны были строить ямщицкое жилье согласно договора, «без денег квартер им не строят и идут врознь…» «Для пребудущей ямской гоньбы и для исправления запасу и всякой своей нужды» ямщики просились у Сената отпустить их «в свои домишки, в которых ныне жены и детишки с достальными их пожитками без их такожде в нужде пребывают». А так как от Московской губернии до Санкт-Петербурга «их жен и малолетних детей их, опричь их… сберечь и допроводить некому», а сами ямщики «без указу из С. И потому это надо сделать, объясняли ямщики «товарищам» из Сената, «чтобы живучи при С. Ведь первыми и главными почтальонами в то время были именно ямщики. Они общались друг с другом на постоялых дворах, были невольными свидетелями разговоров едущих по подорожным чиновников, многое видели своими глазами. Ямщики считались на Руси людьми не только добропорядочными, но и смышлеными, предприимчивыми, тороватыми … Они умели наблюдать за происходящим в стране, сравнивать нововведения с прежними порядками, делать выводы… Независимая жизнь на русском просторе при дорогах взращивала в ямщиках дух вольный, хотя и не бунтарский в силу их государева служения. Поэтому и неудивительно, что с переселением ямщиков из Нижегородской губернии на Тосненский Ям возникли осложнения. Переселение на реку Тосну ямщиков из Нижегородской губернии В доношении, посланном Нижегородским вице-губернатором Степаном Путятиным Сенату 20 января 1715 года, говорится, что «в Нижегородской губернии ямщиков в переведение выбрано: с Нижняго 3 выти, с Мурома 6, с Алатаря пол-6 выти, с Арзамаса 3 выти, и того 17 вытей, дворов 81 двор, людей в них мужеска пола 272 человека, лошадей 144 лошади». Он и явился в столицу с доношением князя Степана Ивановича Путятина. Рассмотрев письмо нижегородского губернатора, Сенат «1715 года февраля в 10 день» вынес приговор «об отводе мест для оного поселения к генералу-фельт-маршалу, светлейшему князю писать и при том с имянной росписи список послать». В Петербург нижегородские ямщики прибыли только осенью 1715 г. С ним было послано «в Санкт-Петербург ямщиков, которым быть на вечном житье, 62 человека без жен». В сознании ямщиков, оставивших на родине 81 дом на 17 вытей, не укладывалось, как они могут поместиться теперь в 17 небольших, хотя и двухэтажных домах. Ведь ямщиков, намеченных к переселению, только «мужеска пола» насчитывалось 272 человека, не считая женской половины! Русский народ, воспитанный в благочестии, в своей основной массе был застенчивым, понимал стыд и совесть, и «на людях» жить не умел. Семьи вели довольно замкнутый образ жизни, женщины с детьми появлялись в общественных местах лишь на церковных службах. А судя по вышеприведенному документу из Нижнего Новгорода на Тосну ехало 62 многодетные семьи ямщиков посылали «семьянистых». Получается, что власть предполагала поселить в одном доме в среднем 3-4 семьи! В официальных документах появилось слово «квартира»: «фатеры», «квартеры» называли переселенческие дома в своих челобитных ямщики. Вот так при Петре Первом в России заводились предшественницы советских коммуналок. Конечно, такое плотное заселение семей в те годы, когда на Руси еще был широко распространен обычай жить мужской и женской половиной, чтобы чужой глаз не наблюдал за семейной жизнью людей, особенно женщин и детей, не могло не вызывать в ямщиках протеста. Однако с их представлениями о том, как должен быть устроен быт, со сложившимся за целые века образом жизни ямщиков, уже никто не считался: царь Петр строил империю не по русскому, а по иноземному образцу. Раздраженные бегством нижегородских ямщиков сенаторы, 6 июня 1716 года вынесли приговор: «…О сыску и о высылке беглых ямщиков послать в Нижегородскую губернию указ…» [103] Судя по всему, вернули на Тосненский Ям не многих. Здесь через три года после прибытия ямщиков насчитывалось всего 30 домов. По «скаске» первого Тосненского священника Леонтия Титова в 1720 г. Как свидетельствуют архивные документы, бежавших с «прешпективной» дороги ямщиков разыскивали долго, а пойманных наказывали беспощадно. Всего на реке Тосне в общей сложности из Казанской и Нижегородской губерний поселилось несколько десятков человек. И это почти из полутора тысяч ямских охотников и членов их семей, сдвинутых «имянными» указами с коренных мест своего проживания на реку Тосну! Здесь, на Тосненском Яму, остались лишь те, кому некуда было деваться, кто вынужденно принял свою судьбу, покорившись переменам, кто был обременен больными родственниками или сам хворал. Хотя, конечно, не исключено, что кому-то стала нравиться жизнь на петровский лад. Так была заселена дорога между Петербургом и Волховом — жизненное пространство тосненских ямщиков. Этнически ямская слобода Тосна была русским поселением и оставалась таковой в течение почти двух веков. Помимо Тосненского Яма в те годы в окрестностях Петербурга русскими переселенцами были устроены также ямщицкие слободы Московская, Смоленская, Вологодская, сёла Стрельна, Пулково, Красное, слобода Рыбацкая, деревня Купчино и ряд других. В дальнейших документах они обозначаются как «вновь привезенные». Итак, на основании вышеизложенного можно заключить, что переселение ямщиков на Тосненский ям было совершено из Казанской и Нижегородской губерний. Протекало оно в тяжелейших условиях военного времени и перестройки русской жизни на новый лад, непонятный большинству населения страны. Переселявшиеся семьями ямщики заселялись в квартиры, к проживанию в которых не были привычны. Потеря не только прежнего места жительства, материального достатка, но и сложившегося за века уклада жизни вынуждали многих ямщиков к побегам. Поэтому на Тосненском Яму оказалось вместо полутора тысяч жителей всего шестьдесят человек, включая женщин и отроков без учета младенцев до семи лет. Остальные ямские охотники ушли в бега или погибли во время переселения. На тех, кто всё-таки закрепился здесь, выпала вся тяжесть обустройства на новом месте в условиях болотистой бесплодной земли и сурового климата. На плечи поселившихся на реке Тосне ямщиков, по числу людей не более двух вытей, легло бремя несения ямской службы, которое должны были разделить ямские охотники сорока двух вытей по плану царя Петра и Сената. Но несмотря ни на что жизнь на Тосненском яму затеплилась, ямская служба наладилась, селение постепенно разрасталось, превратившись в середине XX века в город Тосно, датой основания которого, кстати сказать, уместно считать 1714 год по сложившейся в мире традиции датировки населенных пунктов по первому упоминанию в письменном источнике. В 1715 году здесь образовалась церковная община, пришел на Тосну первый священник, был построен храм во имя Пресвятыя Богородицы Казанския. Но это уже следующая страница в истории города Тосно и Православия в Тосненском крае. Список использованных источников и литературы Выскочков Л. Изд «Наука», 1989. Главная дорога России Москва-Петербург.

Когда я на почте служил ямщиком…

Ямщик — Википедия. Что такое Ямщик За исключением "казённых ямщиков", поскольку однодворцы пользовались свободой выбора своего жизненного занятия, а ямщицкие сёла обязаны были обслуживать тракты.
Что значит слово «ямщик»? Что такое ЯМЩИК? Человек, перевозящий почту и/или пассажиров на почтовых (станционных) лошадях (см. лошадь*).Слово ямщик образовано от существительного тюркского происхождения ям, имеющего значение ‘почтовая станция, на которой меняют лошадей’.
Как быстро гоняли ямщики в России - Узнай Россию Между прочим, наша Ямская слобода была когда-то крупнейшей в государстве — как по своим размерам, так и по количеству охотников-ямщиков.

Ямщик — значение и сущность этой профессии

Существует много мифов и неточных представлений о работе почты, ямщиков и всей системы транспорта дореволюционной России. Ямщик то и дело появлялся в художественных произведениях, эдакий Харон простых человеческих отношений. Что такое ямщик? В результате профессия ямщика стала почетной и переходящей от поколения к поколению. Хотя слово «ямщик» считается устаревшим, оно не вышло из употребления благодаря целому пласту песенной культуры. За исключением "казённых ямщиков", поскольку однодворцы пользовались свободой выбора своего жизненного занятия, а ямщицкие сёла обязаны были обслуживать тракты. За свой труд ямщики получали от государства жалование, а также земельные наделы и покосы.

Ямщик, не гони...

русского происхождения и обозначает буквально «возчик по ямам». а виноват смотритель. Смотреть что такое «Ямщик» в других словарях: Ямщик: особая каста среди русских.

Приморская Мариинка впервые представляет Дальневосточный Пасхальный фестиваль

  • Лучшая почта — в России
  • Русский ямщик – а вы знали, что…
  • Целовальник - одна из самых загадочных древних профессий на Руси.
  • Почтовые станции и станционные смотрители: ru_oldrussia — LiveJournal
  • Определение и задачи
  • Трудности рабочих будней

Разбираемся, что такое ямщик

Вот русские так и называли их с юмором, то есть везущего от ямы к яме, или просто по ямам. Ямские станции располагали на расстоянии друг от друга в зависимости от дневного прогона лошадей. От 40 до 60 км. В зависимости от рельефа местности, по которому шла дорога. А желающих наняться в ямщики было хоть отбавляй. Работа была не из легких, но зато почетная. Да и льготы ямщикам полагались.

Их освобождали от податей, выделяли землю под постройку своего жилья. Платили немалое жалованье. При поступлении на службу будущий ямщик давал чуть-ли не присягу перед всем мирским сообществом. Не пить, не воровать, от службы не отлынивать и лошадей беречь как свое око. По указу Петра I , которым организовывалась доставка корреспонденции между Москвой на Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Вологду и Вагу, ямщикам строго-настрого наказывалось беречь перевозимый груз. Не дай Бог если ямщик попортит поклажу, вымокнет она у него или, что еще хуже, потеряет, то пиши пропало.

Ожидали его розги и плети. Строго наказывалось нарушение целостности сургучной печати на государственных письмах. За час опоздания полагался удар плети. Никого не волновало, что произошло у тебя в дороге. Колесо сломалось или лошадь пала. Опоздал на пять часов, получи пять ударов по спине.

Перед нами Ямская слобода, которая в начале XVIII столетия уже не вполне оправдывала свое историческое имя: вобрав в себя население нескольких слившихся с ней подгородных слободок, она к этому времени успела превратиться в немаленький пригород, населенный отнюдь не только ямщиками и их семьями, но не в меньшей степени и цеховыми, ремесленниками, крестьянами на оброке, бобылями и нищими. С восточной стороны территория слободы ограничивалась линией посадских укреплений, с юга — доходила до Варламовских ворот и Тихвинского озера, с севера у нынешнего вокзала граничила с Мокрой слободой, и наконец, своей западной частью выходила в волжские пойменные луга. Наивысшей точкой поселения была макушка Троицкого холма, географически соответствующая нынешнему перекрестку улиц Тази Гиззата и Нариманова, где над окрестностями доминировала Троицкая церковь и откуда разрезая по диагонали нынешний квартал "Нариманова — Тази Гиззата — Бурхана Шахиди — Чернышевского" , кривулила в сторону места небезызвестной галереи "Смена" Бурхана Шахиди, 1 1-я Троицкая улица. Вторая же Троицкая шла со стороны современного железнодорожного вокзала с небольшим смещением к югу от нынешней улицы Чернышевского и сходилась с 1-й Троицкой в той же точке — у галереи "Смена". Главная артерия слободы — Большая Ямская улица — начиналась от Ямских ворот и шла далее вдоль подошвы Троицкого холма, огибая территорию слободы с северо-запада — вдоль кромки лугов. При этом участки трех Троицких улиц Поперечно-Троицкой, 2-й Троицкой и просто Троицкой сходились непосредственно на вершине Троицкого холма, образуя своим взаимным пересечением большую церковную площадь треугольной формы, от которой двумя переулками можно было попасть на Московский почтовый тракт, идущий вдоль левого берега Волги — он показан на плане 1730 года А. Сациперова пунктирной линией, выходящей в промежуток между двумя пойменными озерами Рогожским и Прилуцким. Свое название слобода получила от тюркского слова "ям", первоначально означавшего повинность, установленную в ХIII веке монгольскими завоевателями, обязывавшую население участвовать в перевозках людей и грузов гужевым транспортом — другого, как вы сами понимаете, в ту пору не было. На Руси "Ямская гоньба" была учреждена при Иоанне III для осуществления регулярной почтовой службы, при нем же слово "ям" приобрело новый смысл — "ямами" стали называть низовые учреждения ямского ведомства, к которым прирезывались пашенные и сенокосные угодья, а иногда даже и деревни, доходы с которых шли на их содержание.

В середине XVI века в русских городах появилась отдельная социальная группа ямских охотников, предназначенная осуществлять "гоньбу" по правительственным надобностям, а вблизи ямских приезжих дворов для проживания ямских охотников стали устраивать специальные слободы. Соответственно "ямы" стали прообразами будущих почтовых станций, "ямская повинность" — предтечей фельдъегерской службы, ну а ямщики — прямыми предшественниками нынешних почтальонов или, если сказать точнее, фельдъегерей. Между прочим, наша Ямская слобода была когда-то крупнейшей в государстве — как по своим размерам, так и по количеству охотников-ямщиков. Интересно, что словосочетание "охотник-ямщик" в данном случае трактуется в своем изначальном смысловом толковании — оно подразумевает, что человек согласился на повинность по своей охоте, то есть по собственному желанию. По данным писцовых книг, в 1566 году охотников-ямщиков в Казани было 62 человека — для середины ХVI века огромное количество.

Впоследствии, начиная с 19 столетия, целовальниками стали называть торговцев винных лавок, которые на кресте клялись не разбавлять водку и в подтверждение клятвы его целовали. Ямщик Тройка резвых. Эта профессия пользовалась большой популярностью вплоть до начала 20 века, которая также со временем трансформировалась. В переводе на современный лад: ямщики — это вроде водителей междугородних маршрутов, которые также занимались почтовыми и товарными перевозками. Извозчик старой Москвы.

А вот извозчики — водители городского такси. Они также классифицировались. К примеру, "ваньки", предоставлявшие услуги "Эконом-класса", были выходцами из деревень, арендовавшие лошадей и коляски. Они брали за поездку от 30 до 70 копеек. Богачи же брали себе "лихачей", имевших красивых лошадей и удобные коляски, а клиентов они доставляли к месту уже за три рубля. Городской извозчик. Однако еще были среди городских извозчиков, одетых в фирменную одежду - "голубчики" и "резвые". Они имели номерной знак и их можно было заказать через специальную биржу, а поездка стоила в пределах рубля. Бондарь Бондарь. Автор: С.

В давние времена широко была распространена профессия бондаря, которая почти сошла на нет в 20 столетии, а на сегодняшний день их практически не осталось. Однако в свое время количество бондарей доходило 1000 человек в каждой губернии. Сколачивать бочки довольно кропотливое и сложное дело: дощечки должны прилегать настолько плотно друг к другу, чтобы они не пропускали воду. Поэтому профессиональные бондари в старину ценились очень высоко. Автор: Игнатий Щедровский. Жгон или каталь. Автор: Кугач Ю. Хорошие мастера по валянию качественных валенок всегда на Руси пользовались уважением. За их работу платили достойные деньги.

Поэтому профессиональные бондари в старину ценились очень высоко. Автор: Игнатий Щедровский. Жгон или каталь. Автор: Кугач Ю. Хорошие мастера по валянию качественных валенок всегда на Руси пользовались уважением. За их работу платили достойные деньги. Артели жгонов-каталей ходили из деревни в деревню и валяли валенки из местного сырья. До наших дней дошёл и жгонский словарь, так как общались на своем, понятном только им языке, тем самым охраняя от посторонних профессиональные секреты. Шорник Шорник. Автор: Михаил Клодта. Шоры - это наглазники прикрывающие боковой обзор глаз лошади. Шорник изготавливал не только шоры, но и всю конскую сбрую: седла, уздечки, стремена, которые были уникальными. Первые шорники появились еще с древних времен, а в наши дни лишь единицы мастеров изготавливают амуницию для породистых коней для скачек. Это ремесло было кропотливым и трудоемким и требовало высокого мастерства от шорника, работавшего вручную самыми простыми инструментами. Автор: Николай Кошелев. На Руси начиная с конца 17 столетия существовало огромное множество бродячих торговцев, продававших по деревням мелкий товар, книги, лубочные изделия, бумагу, ткань. В основном они были выходцами из крестьян и в некоторых губерниях их звали офенями, а в иных - коробейниками. Главной чертой этих торговцев был звучный голос, чтобы зазывать покупателей и умение "лицом" показать товар. Бурлаки Бурлака. Автор: В. Бурлаки - сезонные наемные рабочие, объединенные в артели, перетягивали судна против течения, буквально на своих плечах. Тяжелый каторжный труд в России был отменен в 1929 году. Однако в некоторых странах он востребован и поныне. Фонарщик «Утро у трактира».

Считалась ли профессия ямщика престижной и денежной?

С открытием в России первых железных дорог потребность в услугах ямщиков стала уменьшаться, по своему положению они стали все более приближаться к государственным крестьянам. Ямщики были кучерами, на государственной службе, выполнявшие ямскую повинность, установленную в XVII веке в Русском царстве для почтовых перевозок, перевозок чиновников, казённых грузов и прочих государственных нужд[4]. — Ямщики с XVI столетия были освобождены от податей и повинностей ради сосредоточения на гоньбе – главной их служебной обязанности. Хотя слово «ямщик» считается устаревшим, оно не вышло из употребления благодаря целому пласту песенной культуры. Ямщик — представитель особой межклассовой прослойки в составе тяглового населения Руси, назначенный в установленном порядке из крестьян либо горожан для исполнения ямской повинности, включая извоз и почтовую гоньбу[1]. Существует много мифов и неточных представлений о работе почты, ямщиков и всей системы транспорта дореволюционной России.

Ямщик сообщение о профессии

И только к концу XVIII века ямщики наконец нашли интересное для себя сигнальное новшество: специальные колокольчики, называвшиеся по месту крепления поддужными. Их звон, по хроникам тех лет, был слышен уже за пару верст, а также служил своеобразной "магнитолой" как вознице, так и пассажирам. Интересно, что в Европе такие колокольчики практически не применялись. След в культуре: эй, ямщик, поворачивай к черту! Немного найдется столь старых профессий, которые воспеваются до сих пор. Помимо вынесенной в заголовок строчки из песни, про ямщиков сложили множество историй и стихов.

И помимо жалования получали от власти земельные наделы, а также льготы: не платили подати и не служили в армии. Трудности рабочих будней Льготы, привилегии и освобождение от службы давались ямщикам не просто так: работа была трудной и опасной. На дорогах тех лет ямщик должен был уметь не только мастерски управлять лошадью, но и ехать весьма быстро, чтобы доставить пассажиров или груз вовремя. Из дневников Пушкина до нас дошел комичный случай: как-то раз князь Потемкин отправил своего курьера в царский дворец с ямщиком.

Тот гнал лошадей так, что шпага курьера отстукивала ритм по верстовым столбам, как по забору. Кроме того, в обязательные умения ямщика входила и самооборона. Лихие люди часто выбирали своей целью ямщицкие экипажи, поскольку в них порой находилось немало ценного.

Руководитель «Ямщицкого подворья» Лидия Яйлиян — человек в Якутии известный. Она художественный руководитель народного самодеятельного ансамбля «Реченька» села Синск, Почетный потомок государевых ямщиков, лауреат премии Главы Республики Саха Якутия в области сохранения, изучения и развития родных языков им. Кроме того, Лидия Андреевна — потомок известного ямщицкого рода Фёдоровых. Два первых гостевых дома новой туристической базы, беседки и хозяйственные постройки построены на родовых землях. Для развития проекта Аресу и Лидии потребовалась дополнительная территория. В 2020 году семья оформила «дальневосточный гектар», примыкающий к землям подворья. Сейчас на полученном по программе участке строится третий гостевой дом — самый крупный, вместимостью на 12 человек, и работает русская баня.

Я родом из Синска, поэтому каждый уголок здесь мне хорошо знаком. Выйдя на пенсию, мы с мужем переехали из Якутска сюда, в родное село.

Не зря иностранцы, будучи проездом, так боялись ездить с ямщиками. Первый российский паровоз отставал от них. Буду вам благодарен, если вы меня поддержите и подпишитесь на канал!

Ямщик, или кучер, который исполнял ямскую повинность то есть возил различные грузы, в том числе почту и госслужащих , происходит от татарского корня "дзям", который переводится как "дорога". Служба и жизнь ямщиков Появление и массовое распространение ямщиков связано с московским князем Василием Ивановичем, который в 1516 году реализовал указ о создании Ямского приказа. Отвечал новый приказ изначально за почтовые транзитные перевозки. Отбирали в ямщики весьма строго - согласно указу, каждый ямщик должен был быть "человеком достойным, добрым, и семейным". Преимущество имели те кандидаты, предки которых занимались ямщицкой работой ранее.

В результате профессия ямщика стала почетной и переходящей от поколения к поколению. Нелишним было и умение громко свистеть. Награждали за работу соответственно строгости отбора - жили ямщики с семьями в специальных слободах, располагавшихся вдоль оживленных трактов. И помимо жалования получали от власти земельные наделы, а также льготы: не платили подати и не служили в армии. Трудности рабочих будней Льготы, привилегии и освобождение от службы давались ямщикам не просто так: работа была трудной и опасной.

На дорогах тех лет ямщик должен был уметь не только мастерски управлять лошадью, но и ехать весьма быстро, чтобы доставить пассажиров или груз вовремя. Из дневников Пушкина до нас дошел комичный случай: как-то раз князь Потемкин отправил своего курьера в царский дворец с ямщиком. Тот гнал лошадей так, что шпага курьера отстукивала ритм по верстовым столбам, как по забору. Кроме того, в обязательные умения ямщика входила и самооборона. Лихие люди часто выбирали своей целью ямщицкие экипажи, поскольку в них порой находилось немало ценного.

С приходом Петра I ямщики получили почтовые рожки, которыми должны были сигналить о прибытии.

Что такое ямщик? Кратко о профессии

Промысел этот был настолько труден, опасен и важен, что ямщики получали государево жалованье и освобождались, говоря современным языком, от налогов. Постепенно ямщики превратились в особое сословие наподобие стрельцов, они совмещали ведение своего хозяйства с выполнением обязанностей перед государством. Постепенно ямщики превратились в особое сословие наподобие стрельцов, они совмещали ведение своего хозяйства с выполнением обязанностей перед государством. Ямщик – это человек, занимающийся управлением лошадей во время передвижения транспортного средства, особенно в античной и средневековой эпохах. Ямщики были кучерами, на государственной службе, выполнявшие ямскую повинность, установленную в XVII веке в Русском царстве для почтовых перевозок, перевозок чиновников, казённых грузов и прочих государственных нужд[4].

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий