Новости в чем проявляется нравственная ответственность ученых

В чём проявляется нравственная ответственность учёных?

Этика и наука. Ответственность ученого

Нравственная ответственность ученых также проявляется в публичном обсуждении и анализе результатов исследований. Ученые должны вести открытый и объективный диалог, разделять свои знания и опыт с другими учеными и широкой публикой. Это позволяет ученым обсуждать свои идеи и гипотезы, проверять их на прочность и продвигать науку вперед, в ходе коллективной работы с коллегами. Важность нравственной ответственности ученых Во-первых, нравственная ответственность ученых проявляется в том, что они должны соблюдать научную этику. Это включает в себя честность в отчетности о результатах исследования, серьезность в подходе к сбору и анализу данных, а также уважение к правам и достоинству участников исследования. Во-вторых, ученые должны быть ответственными за использование своих научных достижений. Они должны обладать сознательностью и нести ответственность за возможные последствия своих исследований для общества и окружающей среды. Например, в случае разработки новых технологий или лекарств они должны тщательно оценивать их потенциальные риски и преимущества, а также добросовестно информировать общественность о возможных опасностях и ограничениях. В-третьих, нравственная ответственность ученых включает в себя соблюдение принципов прозрачности и открытости. Они должны быть готовы делиться информацией и знаниями со своими коллегами и широкой общественностью, так как это способствует развитию науки и прогрессу.

Косвенно ученые несут ответственность за свои открытие, в том числе, когда они используются во вред. Особенно, учитывая тот факт, что научно-технический прогресс создают потенциальную опасность для всего человечества ядерная физика, биотехника ит. Похожие вопросы.

Заметим, что в любом случае полученные научные результаты всегда так или иначе адресованы другим людям. Весьма важную сторону проявления нравственной ответственности ученого составляет его участие в роли эксперта. Очень часто ученому приходится выступать в роли преподавателя. Многие ученые выделяют два распространенных способа передачи новичкам и усвоения ими норм и ценностной науки. Именно таким образом осуществляется преемственность принципов нормативно-ценностной системы научного сообщества. Нетрудно представить, что выполнение ученым роли преподавателя требует от него весьма существенных затрат времени и сил, которые приходится отвлекать от собственно исследовательской деятельности.

Охарактеризуй науку как особую систему знаний. Какие черты отличают науку как систему государственных и общественных организаций, вырабатывающих, хранящих и распространяющих научные знания? Какую роль играет наука в современном обществе? В чем проявляется нравственная ответственность ученых?

В чем проявляется нравственная ответственность ученых

В отношении чести имени в большинстве своём учёные очень взыскательны, им не индифферентно, каким образом добыта правда. История и современность дают много образцов преданности учёных собственной науке, готовности жертвовать ради истины комфортом, свободным временем, а часто здоровьем и самой жизнью. Честное имя в науке ценится ничуть не меньше результата исследования.

Конечно, если рассматривать науку как систему знаний, то она действительно нейтральна, лишена ценностных факторов, потому что научное знание объективно: оно не может быть ни нравственным, ни безнравственным, ни добрым или злым; оно существует безотносительно к нашей оценке научного факта. Такой подход предполагает безучастность ученого к практическому применению его открытия и в какой-то степени безучастность к тому, как повлияют новые знания на судьбы человечества. В том случае, если рассматривать науку как профессиональную человеческую деятельность или как определенную систему взаимосвязи научных организаций, членов научного сообщества то есть социальный институт , то мы неизбежно придем к выводу, что она подвержена влиянию на нее ценностных включающих в себя и нравственные факторов, которые принимаются как членами научного сообщества, так и общества в целом. Мы разделяем мнение многих ученых, которые подчеркивают изначально ценностно-ориентированный характер научной деятельности исследователя, независимо от времени его жизни. Поскольку научная деятельность - это род человеческой деятельности, то она не может не ориентироваться на человеческие ценности. Это значит, что деятельность ученого всегда связана с его определенным сознательно-ценностным выбором. Известная всем нам заповедь «Не навреди! Особое значение моральная и этическая сторона деятельности ученого обрела в 20 веке, когда основное достижение атомной и ядерной физики -создание атомной бомбы - стало явлением не только научным, но и политическим.

Открытие нового оружия изменило в целом всю политическую структуру мира, потому что с его открытием изменилось содержание понятия «независимая нация»: нация, не обладающая таким оружием, оказывается в зависимости от наций и государств, которые обладают таким оружием. Изобретение атомного оружия поставило новые проблемы и перед самими учеными, и перед наукой. Это обстоятельство наложило двойную ответственность на ученых. С одной стороны, ученый в результате важности своей деятельности для общества может участвовать в управлении государством. А это уже приводит к тому, что он обязан взять на себя ответственность не только перед научным сообществом, но и перед человечеством. С другой стороны, ученый может сохранить за собой право отказа от участия в решении политических вопросов. В этом отношении нам кажется очень трагичной судьба академика Андрея Дмитриевича Сахарова - создателя водородной бомбы. Являясь величайшим ученым, он осознавал и губительные последствия своего открытия для человечества. К концу жизни он стал одним из самых ярких правозащитников. В подобных случаях перед ученым встает серьезная нравственная проблема: продолжать ли исследования той области реальности, познание законов которой может нанести вред отдельным людям и человечеству в целом.

Научно-технический прогресс, связанный с деятельностью ученых последних десятилетий, не только развивает общество, но и является одной из главных причин развития экологического кризиса в мире. Например, в России имеется 10 атомных электростанций АЭС , которые в основном размещены в наиболее населенной европейской части страны. В 30-километровой зоне этих атомных станций проживает более 4 млн. На территории Европы расположены наиболее мощные АЭС в мире. Всего с момента начала эксплуатации атомных станций в 14 странах мира произошло более 150 аварий различной степени сложности.

По мнению отечественных и зарубежных социологов и психологов, ученый, работающий в организации, выполняет примерно 4-5 взаимосвязанных социальных ролей: ученый профессионал, служащий, член коллектива, руководитель администратор.

Первая и основополагающая социальная роль заключается в том, что, выступая в качестве профессионала, ученый выполняет определенные исследовательские операции, теоретические или экспериментальные, в соответствии с общепринятой научной методологией традицией, парадигмой , обеспечивающей получение истинного, достоверного знания. В этой своей ипостаси ученый идентифицирует себя с научным сообществом в целом, и в этом своем качестве он, конечно же, разделяет и все требования научного этоса. Главная его задача состоит в том, чтобы добиваться получения новых знаний, фактов, решать «головоломки» актуальные научные проблемы , системптизировать и развивать научное знание. Работая в определенном учреждении, будь это НИИ или университет, ученый трудится на основе определенного контракта, является работником по найму, хотя, как известно, в научных учреждениях и вузах существует конкурсный прием на работу и организации подобного рода значительно отличаются от обычных формальных организаций производственное предприятие, банк и т. Тем не менее как работник учреждения он обязан выполнять определенные обязанности, подчиняться официальным, служебным требованиям, выполнять распоряжения руководителей различного ранга. Одно из самых важных формальных требований — регулярный отчет о проделанной научной работе.

Здесь уместно отметить, что в нашей стране, особенно в вузовской среде, до сих пор довольно сильны старые бюрократические традиции, согласно которым профессор и доцент являются в первую очередь служащими и должны прежде всего следовать распоряжениям министерств и ведомств, хотя эти распоряжения могут тормозить развитие его творческого потенциала. В США, например, давно сложилась практика пожизненного избрания на должность профессора так называемая «тенюра» , гарантирующая ему определенные независимость и самостоятельность. Работая в конкретном коллективе кафедра, лаборатория , ученый не может не принимать тех норм, ценностей и традиций межличностных отношений, которые здесь сложились. Особенно важную роль здесь играет организационно-психологический климат, психологическая среда коллектива. В научных коллективах чрезвычайно высоко ценится роль экспертного знания, и поэтому наиболее продуктивные в научном плане ученые обладают, как правило, высоким авторитетом, являются неформальными лидерами. Административная роль руководителя связана с тем, что управлять научным коллективом может только ученый профессионал, одних способностей и талантов руководителя здесь недостаточно.

Поэтому администраторы обычно выделяются из самой научной среды, но они должны обладать при этом определенными организаторскими навыками и способностями, уметь решать возникающие проблемы. В старые советские годы и эта традиция, к сожалению, осталась до сего дня ученый-администратор должен был уметь справляться со множеством хозяйственных и материальных задач: доставать необходимое оборудование, «пробивать» дополнительные ставки, осуществлять ремонтные работы и т. Достаточно очевидно, что из всех социальных ролей, выполняемых ученым в социальной организации, наиболее значительна роль профессионала-исследователя, поскольку именнно она обеспечивает получение новых научных результатов и, следовательно, прогресс науки в целом. Неудивительно поэтому тщательное внимание к этой фигуре социологов и психологов. Специальные исследования показали, что ученый-исследователь в научном коллективе, занятый осуществлением определенной научно-исследовательской программы, имеет своеобразный «ролевой профиль». Это означает, что ученый-исследователь как некая усредненная личность а именно таковая является итогом статистической обработки результатов опросов и интервью концентрирует в себе ряд доминантных свойств.

Среди них особенно выделяются такие, как «генератор идей», «эрудит» и «критик». В то же время исследования обнаружили, что в творческих научных коллективах действительно можно выделить эти три типа личности ученого, взаимно дополняющие друг друга. Генерирование нового знания он склонен рассматривать как доминанту своего поведения в коллективе. Его характеризуют также некая отрешенность и глубокая погруженность в предмет исследования. Он умеет находить и обобщать нужную информацию, анализировать ее и систематизировать. Он свободно ориентируется в информационном поле науки и постоянно стремится к обогащению своих знаний.

В научном коллективе он ориентирован в большей мере на оценочную деятельность. В указанном исследовании было обнаружено, что в эффективных группах имеет место «активный ролевой профиль», то есть существуют более или менее ярко выраженные носители этих ролей. В группах с пассивным ролевым профилем, где нет подобной ролевой специализации, научная эффективность ниже.

Мораль влияет на другие формы общественного ценностного сознания. Существует связь морали и политики. Известно, что моральный фактор в войне играет особую роль. Мораль влияет на право. Например, проблема гуманизации законов, вопрос о правовом обеспечении эвтаназии. Во всех религиях можно выделить нравственное содержание— заповеди Моисея, Нагорная проповедь Иисуса Христа, нравственные основы конфуцианства и других религий.

Связь морали и науки ставит в современном обществе такие проблемы, как ответственность науки за использование научных открытий, этика ученого. Общественное мнение осуждает различного рода отступления от этических норм науки. Например, плагиат, т. В таком случае встает проблема ответственности ученого. Наука же сама по себе нравственно нейтральна. Законы природы не затрагивают интересов человека. Они не могут нам нравиться или не нравиться. Наука объективна, бесстрастна. Другое дело, в чьих руках она находится. Может ли быть наука объектом моральной оценки?

Как связаны этика и наука? Споры по этим вопросам велись на всем протяжении развития науки. Представляет интерес повествование Плутарха об Архимеде III век до Новой эры , который отказывался изложить свои математические открытия по причине опасности их инженерных приложений. В эпоху Возрождения Леонардо да Винчи писал в своих тетрадях, что он не будет публиковать и разглашать свои чертежи подводной лодки «…из-за злой природы человека, который может использовать лодку как средство разрушения на дне моря» [2]. Френсис Бэкон, который провозгласил свой тезис «Знание — сила», вместе с тем подчеркивал в «Новой Атлантиде», что могущество знания следует охранять от широких слоев общества. Глава Дома Соломона сообщества мудрецов, исследовательского центра проводил консультацию по вопросу о том, какое из изобретений будет опубликовано и какое нет. Они давали присягу, что будут сохранять в тайне то, что они полагали секретным. Можно выделить и более поздние примеры такой позиции: известный немецкий физик, создатель «матричной квантовой механики», которая называется именем Вернера Гейзенберга, в 1941 г. В 1945 г. Американский ученый, которого называют отцом кибернетики, Норберт Винер в 1947 г.

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что всегда были ученые, которые осознавали, что возможны двоякие последствия научных открытий. Они могут быть использованы как во благо человека, так и против человека, т. Еще один подход к решению проблемы этики науки связан с именем Галилея, который считал, что научное исследование не может быть ничем ограничено. На полях своего экземпляра «Диалог о двух главнейших системах мира» имелись в виду две системы — Птолемея и Коперника он написал: «Наихудшие расстройства беспорядки наступают тогда, когда разум, созданный свободным… вынужден рабски подчиняться внешней воле» [2]. Ученые имеют право добывать научную истину, не заботясь о возможных отрицательных последствиях. Этой точки зрения придерживались Ньютон, Вольтер, Спиноза. Последний повторял, что в науке человек имеет нечто чистое, бескорыстное, самодостаточное и благословенное. Однако ситуация изменилась с высвобождением атомной энергии. Цель этого издания — прояснить ответственность ученых в отношении проблем, связанных с освобождением ядерной энергии. Если раньше ответственность ограничивалась обязанностью хорошо выполнять свою работу, без фальсификации экспериментов, то теперь ученые должны показать миру те опасности, которые связаны с беспрецедентным ростом науки.

Речь идет о проблемах экологии, генной инженерии и т. Призывом к ответственности ученых стало Пагуошское движение.

ГДЗ Обществознание 8 класс Боголюбов

  • Ответы: В чём проявляется нравственная ответственность учёных?...
  • Социальная и нравственная ответственность ученого - Философия -
  • Ответы: В чём проявляется нравственная ответственность учёных?...
  • В чем проявляется нравственная ответственность ученых

Доклад на тему «Социальная и нравственная ответственность ученого»

Нравственная ответственность ученых заключается в том, чтобы при получении знаний не причинять никакого ущерба или вреда как участникам эксперимента. Ответственность ученого является оборотной стороной свободы его научного творчества. Гораздо шире становится ответственность ученого, когда вопрос встает о формах и результатах использования его трудов через посредство техники и Новости Новости. Нравственная ответственность учёных должна проявляться, в первую очередь, в осознании того факта, что научно-технический прогресс может приносить не только пользу, но и нанести вред человечеству.

§ 11. Наука в современном обществе — Проверим себя — 4 — стр. 93

В чем проявляется нравственная ответственность ученых? В чем Ответ или решение1 1. Наука - главный двигатель прогресса, поэтому играет очень большую роль в развитии современного общества. Функции науки: 1.

Ученые в своей профессиональной деятельности имеют особую ответственность перед обществом и будущим поколением.

Одним из проявлений нравственной ответственности ученых является честность и правдивость в своих исследованиях. Ученые должны представлять результаты своей работы без искажений и манипуляций, давая возможность обществу получать достоверную информацию о мире. Такой подход способствует развитию науки и помогает принимать рациональные решения в различных областях жизни. Другим важным проявлением нравственной ответственности ученых является этичность их исследований.

Ученые должны соблюдать этические принципы при работе с живыми организмами, человеческими пробами и конфиденциальными данными. Такой подход не только защищает права и интересы участников исследований, но и способствует созданию доверия общества к научным исследованиям. Нравственная ответственность ученых также проявляется в публичном обсуждении и анализе результатов исследований. Ученые должны вести открытый и объективный диалог, разделять свои знания и опыт с другими учеными и широкой публикой.

Это позволяет ученым обсуждать свои идеи и гипотезы, проверять их на прочность и продвигать науку вперед, в ходе коллективной работы с коллегами.

Вы можете не влиять на науку, но наука будет воздействовать на вас. К примеру, наука сделала современное общество постиндустриальным, а это большой путь от традиционного и индустриального. Кроме того, современное состояние медицины, благосостояние государств и их граждан, робототехника, популяризация высоких технологий, и в целом, стремительное эволюционное развитие общества было бы невозможным без непосредственного участия науки.

Проблему можно рассмотреть с двух сторон. Как и в любом трудовой сфере, в научной — высоко поставлен вопрос этики и морали. Одно дело, когда мотивацией ученого служит бескорыстная приверженность к науке, страсть к познанию, жажда сделать мир и жизнь людей лучше — то есть высоконравственные мотивы. Другое, когда тщеславный порыв к славе, желание увековечить свое имя или же наладить карьеру затуманивает рассудок, что, в свою очередь, приводит к формировании лженауки, присвоению чужих достижений и т.

Вторую сторону стоит связать с особенностями научной сферы. Косвенно ученые несут ответственность за свои открытия, в том числе, когда они используются во вред. Особенно, учитывая тот факт, что научно-технический прогресс создают потенциальную опасность для всего человечества ядерная физика, биотехника и т.

Не менее, а может быть, более важна отмена цензуры — что, конечно, больше всего должно быть заботой ученых и интеллигенции именно тоталитарных стран. Особое значение имеет, по моему мнению, поддержка требования «Эмнести интернейшнл» всеобщей всемирной амнистии узников совести. Политическая амнистия была уже проведена в последние годы в ряде стран и во многом способствовала улучшению обстановки. Амнистия узников совести в СССР, в странах Восточной Европы и во всех других странах, где есть политзаключенные — узники совести, имела бы не только большое гуманистическое значение, но и в огромной степени способствовала бы международному доверию и безопасности.

Именно в решении всех этих задач может оказаться особенно важен всемирный характер научного сообщества. Вместе с тем, защищая права человека в международном масштабе, в том числе репрессированных ученых, но и не только их, а и всех, чьи права нарушены, — научное сообщество защищает и подтверждает свой международной статут, столь необходимый для успешной деятельности в науке и для служения обществу. Ученым на Западе известны многие имена тех их коллег в СССР, которые подверглись незаконным репрессиям в силу большей осведомленности я буду ниже говорить об СССР, хотя серьезные нарушения прав человека имеют место и в других странах, в частности в Восточной Европе. Все те, о ком я говорю, никогда не призывали к насилию и не применяли его, считая гласность единственно допустимой, эффективной и свободной от пагубных последствий формой защиты прав человека. Таким образом, все они — узники совести в том смысле этого слова, который применяет «Эмнести интернейшнл». Очень много общего и в их дальнейшей судьбе. Суд над каждым проходил с вопиющими нарушениями гласности и других требований закона, а также простого здравого смысла.

Так, мой друг Сергей Ковалев осужден в 1975 г. Во время суда над Орловым его адвокат был насильно заперт в комнате рядом с залом суда и не мог присутствовать на части заседания, а жена подвергнута грубому личному обыску со срыванием одежды в поисках записей и магнитофона, настолько велик страх раскрытия гротескной тайны суда. В лагере все узники совести подвергаются жестокому обращению, произвольным заключениям в карцер — на пытку холодом и голодом, произвольно лишаются и без того крайне ограниченных свиданий с близкими и права на переписку. Они разделяют всю недостойную современности тяжесть режима уголовных заключенных в СССР, при этом от них требуют еще «встать на путь исправления», то есть отказа от убеждений; хочу напомнить, что ни разу ни одна международная организация, в том числе юридические и Красный Крест, не добилась возможности видеть советские лагеря. Очень часты повторные осуждения политзаключенных, часто на чудовищный срок — 10 лет лагеря и 5 — ссылки. В эти дни я потрясен повторным пятым! Повторно осуждены рабочие Михаил Кукобака и Юрий Гримм.

Все еще в заключении Алексей Мурженко и Юрий Федоров.

Остались вопросы?

В чем проявляется нравственная ответственность ученых Проблема ответственности ученого перед обществом за результаты научных исследований, за их использование на благо или во вред человеку является одним из наиболее показательных моментов взаимосвязи науки и морали.
Нравственная ответственность ученого | Понятия и категории Решение проблемы вознаграждения труда ученого явилось итогом длительного процесса институционализации науки, когда она отделилась от общества, превратившись в относительно независимый от него социальный институт.

В чем проявляется нравственная ответственность ученых

Гораздо шире становится ответственность ученого, когда вопрос встает о формах и результатах использования его трудов через посредство техники и экономики. Наивно думать, что действия, поведение отдельного ученого скажутся на возникновении или протекании того или иного кризиса.

Однако при попытке определить понятие «ответственность» обнаруживается, что оно не раскрыто и не эксплицировано до конца в гуманитарном знании, трактуется односторонне, под специфическим для каждой науки углом зрения, а в общественной практике применяется часто как метафора. В связи с этим представляется важным обратиться к вопросу о сущности и методологическом статусе категории «ответственность». Понятие имеет сложное содержание, что обусловлено включенностью ответственности и во все сферы человеческой деятельности, и во все формы индивидуального и общественного сознания. Сам термин был впервые узаконен в науке английским философом и экономистом Дж. Стюартом Миллем лишь во второй половине XIX в. Ученый напрямую связывал понятие «ответственность» с санкцией и наказанием и такая трактовка полностью соответствовала этике утилитаризма, систематизатором которой и был Милль. Он далек от понимания ответственности как механизма саморегуляции, меры принуждения, наказания человека, чей поступок препятствует достижению всеобщего блага. В современном Миллю секуляризированном общественном сознании, трансформировавшемся в правосознание благодаря тому, что естественная свобода понимается как естественное право, ответственность становится регулятивным механизмом социальных отношений и ключевой категорией права, каковой она и остается до сих пор. В правовой науке ответственность и определяется как мера государственного принуждения, когда наличие вины — необходимое онтологическое основание ответственности.

Понятие достаточно широко используется и в других науках: этике, философии, психологии, социологии и имеет в них статус категории. Психологи, характеризуя ответственность как личностное свойство, исходят из презумпции социальности, где личность рассматривается как феномен, целиком производный от культуры и социума и практически исключающий возможность нравственной свободы индивида в действиях и формах осмысления происходящего. Как категория этики ответственность отражает степень участия личности и социальных групп, как в их собственном нравственном совершенствовании, так и в совершенствовании общественных отношений и характеризует личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований. Ответственность находится в органическом единстве с такими категориями этики, как «долг» и «совесть», но, на наш взгляд, не является рядоположенной с ними, а выступает как интегрирующая категория, поскольку совесть — это прежде всего ответственность перед собой и не всегда ответственность перед другим. Долг же выражает обязанность, продиктованную внешним объективным требованием. Интегрирующая роль ответственности заключается в субъективации долга и объективации совести. Иное звучание проблема ответственности имеет в социальной психологии и социологии, где личность изучается только в контексте группы, и значит, чтобы понять действия личности, нужно анализировать общественные отношения, в которые она вовлечена. Ответственность в этом случае считается важным условием стабильности общественной системы, период же нестабильности выражается в низкой степени воздействия социальных норм на индивида. В социологии выделяются два вида атрибуции ответственности: диффузная или коллективная, когда ответственность распространяется на всех представителей сообщества и является выражением внешнего воздействия на сознание и поведение, и фокусированная — как результат размежевания общества на виновных и невиновных. В философской литературе проблема ответственности также значительно социологизирована.

Ответственность рассматривается как часть общественных отношений, а субъектами ее могут выступать и отдельные личности, и исторические общности. Предлагается рассматривать ответственность на двух уровнях: как общественную, в виде системы ответов общества на поведение индивида, и личную, как систему ответов личности на требования общества. В рамках такого подхода ответственность классифицируется и по видам: политическая, правовая, производственная, семейная, моральная и пр. Личность существует и ответственно действует постольку, поскольку она усваивает и воспроизводит в своей деятельности формы отношений, типичные для социума. Исключением можно назвать философскую традицию экзистенциализма, провозглашающую абсолютную, безусловную природу свободы и ответственности. В том же проблемно-смысловом поле находятся и взгляды М. Бахтина, ответственность у которого всегда мотивирована изнутри, но направлена вовне и реализуется в поступке, вне которого ответственность всего лишь «теоретическое долженствование». Разноречивость толкования ответственности обуславливает необходимость выработки нового методологического подхода к проблеме, ведь разрешать острые противоречия в социокультурном пространстве может личность не нормативная и послушная, но свободная и самостоятельная. Данное положение распространяется и на область научной деятельности, разговор об ответственности ученого окажется более основательным при наличии содержательно наполненной дефиниции. Одним из испытанных приемов проникнуть в сущность понятия является семантический и этимологический анализ, который, по мнению Г.

Гадамера и многих известных философов, заключается в «выявлении скрытого истока философских слов-понятий, осмыслении самоорганизующейся природы языка, через соотношение заложенного в слове скрытого историко-понятийного фона и его онтологических импликаций» Гадамер. Для выяснения происхождения слова можно обратиться к богатому арсеналу справочных изданий. Оказывается, само слово «ответственность» появилось в русском языке сравнительно недавно. Даже в словаре Брокгауза и Ефрона есть только слово «ответ» — совокупность средств защиты, которые противопоставляются иску [13, с. Корень слова, происходящего от латинского «вето» — запрет, определяет и его смысловое значение. В «Толковом словаре русского языка» Д. Ушакова такое слово уже есть и определяется как «положение, при котором лицо, выполняющее какую-либо работу, обязано дать полный отчет в своих действиях и принять на себя вину за могущие возникнуть последствия в исходе порученного дела» [9, с. В четырехтомном «Словаре русского языка» ответственность обозначена как «необходимость давать отчет в своих действиях и поступках» [10, с. Здесь уже обнаруживается ключевое для нас понятие «поступок», на наш взгляд, нетождественное любой человеческой деятельности, в том числе и социально значимой. Это действие, мотивированное изнутри и направленное вовне, представляющее собой единство внутреннего мира и жизнедеятельности.

Такое действие выводит личность из рамок нормативности и расширяет сферу репрезентативности ответственности. Ответственная личность, таким образом, это человек поступающий, и ответственность не сводится только к внешним регулятивам, но прежде всего выражает внутреннее самоопределение личности и является фундаментальной характеристикой человеческого бытия. Осмысление сущности ответственности приводит к постановке трех важнейших вопросов: — Кто отвечает? Первый вопрос предполагает выяснение субъекта ответственности. По мнению многих исследователей, ответственность может быть представлена как в индивидуальной, так и в коллективной форме существования и проявления, причем индивидуальная выступает как степень осознания требований общества и активность в их исполнении. По нашему мнению, ответственность должна характеризовать личность не как исполняющую либо не исполняющую общепринятое, но как способную или неспособную принять самостоятельное решение, осуществить выбор одной из альтернатив, руководствуясь внутренней убежденностью, могущей противоречить нормам сообщества. В этом смысле ответственность может быть только индивидуальной. Второй вопрос предполагает определение предмета и пространства выбора. Мы полагаем, что предмет решения должен располагаться в рамках мира личности как той части реальности, которую человек понимает и воспринимает как значимую и ценную и действует в ней свободно. В такой реальности выбор зависит только от самой личности, в ней нет «когнитивного алиби», снисходительности к незнанию.

Предмет решения можно представить как процессную взаимосвязь следующих моментов: 1. Познавательного — ответственность за адекватное отражение объективных условий. Аксиологического — ответственность за правильную оценку существующих возможностей и альтернатив деятельности. Рефлексивного — ответственность за адекватную оценку своих возможностей. Инструментального — ответственность за правильный выбор средств и методов реализации цели. Практического — ответственность за цель, воплощенную в практической деятельности. Рамками личностного мира определяется и пространство решений, принимаемых субъектом, и здесь мы неизбежно выходим на проблему свободы, которая в философской традиции издавна считается главной сущностной силой человека. В отличие от классической трактовки Спиноза — Гегель — Маркс современные исследователи определяют свободу как имманентную, внутренне присущую потребность человека в самостоятельном выборе и решении. Утвердилась традиция деления свободы на объективную, как предполагающую наличие в самой объективной реальности условий, необходимых для решения задачи, и субъективную как личное внутреннее чувство. Главным элементом структуры является, несомненно, внутренний компонент, причем свобода как личное чувство не детерминируется и витальной основой.

Человек может идентифицироваться и с витальностью, и с социальной средой, но он не идентичен им, поскольку сам акт идентификации — это выбор, который может быть и рациональным, и эмоционально-интуитивным. Третий вопрос в логике нашего рассуждения — перед кем или перед чем отвечает человек — предполагает определение инстанции. Думается, что первичную инстанцию следует искать в тех же рамках личностного мира. Эта инстанция — «Я-сам», человек, обладающий совестью. Для личности, свободно осуществляющей свое «Я», эта инстанция первична, но процесс самореализации не будет завершен, не приобретет личностного смысла, если не последует отклик извне, со стороны другого. Необходимость ответа перед другим выражает не столько социальную обусловленность личности, сколько ее социальную направленность. Исходя из сказанного попытаемся сформулировать определение. Ответственность есть внутренняя основа личности, способной осуществить свободный выбор, свободное решение, свободное действие, определитель меру и качество свободы самореализации личности. Можно назвать ответственность и социальным действием. Ответственность как социальное действие — это осмысленная направленность на самоосуществление в способах общения с другими и миром в целом, направленность на реализацию свободно избранного смысла при готовности дать отчет себе и другим за свой выбор.

Однако, называя ответственность внутренней основой личности, мы неизбежно подходим к вопросу, который с неизменностью воспроизводится в философии от Ницше до Деррида: «Нравственно ли и ответственно ли было бы действовать в силу обладания чувством долга и ответственности? Деррида [2, с. И здесь мы разделяем мнение В. Библера, утверждающего, что поступок не имеет однозначной детерминации и нормативной добродетельности. Бессмысленно требовать — живи, как Эдип! Жизнь в таких образцах, включенная в эти нравственные перипетии не может дать образец истинно доброго поведения» [1, с.

Наивно думать, что действия, поведение отдельного ученого скажутся на возникновении или протекании того или иного кризиса.

Они должны соблюдать принципы защиты персональных данных и не разглашать информацию без разрешения. Соблюдение этих принципов нравственной ответственности поможет ученым создавать и поддерживать доверие в научном сообществе и обществе в целом. Такие ученые способствуют развитию науки и росту технологий, сознательно учитывая этические аспекты своей работы. Важность открытого и прозрачного обмена результатами исследований Прозрачность в обмене результатами исследований означает честность и объективность в представлении данных. Ученые должны предоставлять полную информацию о методах исследования, использованных данных, анализе результатов и возможных ограничениях. Это помогает исключить возможные искажения и предвзятость в исследованиях, а также обеспечивает объективную оценку и интерпретацию результатов. Открытый и прозрачный обмен результатами исследований также играет важную роль в этическом аспекте научной работы. Он позволяет избежать плагиата и незаконного использования результатов исследований, а также помогает предотвратить возможные нарушения прав и интересов участников исследования. В целом, открытый и прозрачный обмен результатами исследований способствует развитию научного сообщества, улучшению качества научных исследований и повышению доверия к науке.

§ 2. Этические проблемы науки и ответственность ученого

§ 2. Этические проблемы науки и ответственность ученого Главная ственность учёных стоять на страже науки и научного прогресса.
16.2. Наука и нравственная ответственность ученого Развернутый ответ на вопрос: В чём проявляется нравственная ответственность учёных? по предмету Обществознание.
В чём проявляется нравственная ответственность учёных? - Univerkov - образовательный сайт про то, как тема ответственности учёного вошла в интеллектуальный оборот.
ГДЗ Обществознание 8 класс Боголюбов. §9. Проверим себя. Номер №4 Ответственность ученого является оборотной стороной свободы его научного творчества.

Профессиональная ответственность учёного

Но существует опасность и другого их использования: создания людей с заранее заданными свойствами люди-ученые, люди-роботы и т. Именно это заставляет некоторых ученых требовать запрета исследований в области генной инженерии. Однако это выход из положения и вот почему: во-первых, невозможно и нецелесообразно искусственно сдерживать научный прогресс; во-вторых, нельзя отказываться от того, что может принести не только вред, но и пользу; в-третьих; пока не ясны результаты исследований, трудно четко разграничить, какой род исследований можно вести, а какой - нет. Подобные нравственные проблемы возникают сегодня и в связи с глобальными достижениями психиатрии, нейрохирургии и нейробиологии, в связи с проникновением науки в глубь структуры сознания личности, в связи с возможностью вмешиваться в эту структуру и влиять на нее.

Серьезного этического подхода требует и решение вопросов о трансплантации органов человека, о допустимых пределах его реанимации, заставивших ученых многих профессий и не только медиков вновь обратиться к нравственным аспектам проблемы жизни и смерти. Множество этических проблем возникло в связи с опасностью надвигающегося на планету экологического кризиса. Еще Фридрих Энгельс предупреждал: «Не будем...

За каждую такую победу она нам мстит». Действительно, в результате бурного роста науки и техники, овладения тайнами и силами природы и использования этих сил на благо человека, среда нашего обитания значительно истощилась и загрязнилась. Немного статистики: по данным экологов, за последние 500 лет люди извлекли из земли более 50 млрд.

В настоящее время человечество ежегодно потребляет более 5 млрд. Земля деградирует со скоростью 44 гектара в минуту. Огромную опасность представляет загрязнение окружающей среды: 30 млрд.

Резко истощаются ресурсы питьевой воды. За последние десятилетия XX века вымерло 34 вида млекопитающих. Сегодня под угрозой вымирания - почти 1000 позвоночных и 25 тыс.

В результате человечество оказалось перед серьезной угрозой экологического кризиса. Ответственность ученых в этих условиях проявляется в ряде моментов: - прежде всего, в необходимости изменения сложившегося в сознании ученых стереотипа: в переходе от привычных антропоцентристских представлений о том, что человек - «царь природы», завоевывающий и покоряющий ее, к представлению о том, что он - часть природы и должен поэтому способствовать ее расцвету и гуманизации; - в связи с этим актуальной становится необходимость формирования у ученых - будущих и настоящих - экологического стиля мышления; повышения роли экологического воспитания молодых научных кадров; - ученым диктуется необходимость в первую очередь заняться изысканием и созданием искусственных материалов и новых видов энергии, способных заменить истощающиеся природные ресурсы. Таким образом, постижение таких сложных объектов, как атомная энергия, уникальные объекты экологии, генной инженерии, микроэлектроники и информатики, кибернетики и вычислительной техники, в которые включен сам человек, широкое внедрение роботов и компьютеров в самые различные сферы жизни человека и общества ставят под сомнение тезис об «этической нейтральности» современной науки.

Нет сомнения, что в случае возникновения глобальных проблем, кризисов ученым не раз придется обращаться к своей совести, призывать чувство ответственности, чтобы найти правильный путь преодоления возникающих угроз. Вероятно, самым главным выводом можно считать следующее: новое знание не должно увеличивать риск существования и выживания человека, а должно служить благу человечества, его интересам. Литература 1.

Виноградова Т.

Наивно думать, что действия, поведение отдельного ученого скажутся на возникновении или протекании того или иного кризиса. Речь идет здесь об ином — о голосе содружества ученых, об их профессиональной позиции.

И скорее всего, те ценности, которые принято считать общечеловеческими сегодня, формировались и развивались в рамках различных религиозных систем. А истина религии, лежит не просто в плоскости знаний или аргументов, она богаче, поскольку допускает присутствие некого Божества и чудес.

Верующие находят Бога и признают его как собственного судью, олицетворение вечного бытия, в котором люди могут ощущать свою значимость и сопричастность к чему-то высшему, наполненному глубоким смыслом. Религия предлагает человеку картину мира, наполненную прежде всего морально-ценностным смыслом, способствует зарождению мировозренческих зерен. Одна из главных функций религии, мировозренческая. В картине мира, которую она предлагает человеку, обозначено место человека в ней. Картина базируется на первичности Бога, относительно мира человеческого, его способности вмешиваться во все процессы и события. Благодаря такой целостной картине, религия способствует формированию основных направлений деятельности человека, его системы ценностей моральных и нравственных, жизненных ориентиров.

Возникновение религиозного сознания стало возможным с появлением человечества, во-первых потому, что человек является предком созданного Богом человека, а во-вторых, потому что с появлением первых общин на земле, у них стали появляться различные божества.

Ученый стремится прославиться даже изменяя в нужную сторону полученные результаты или сам процесс изучения. Применение полученных результатов исследования. В 20 веке появилась проблема — потенциальная угроза существования жизни на Земле в связи с многочисленными открытиями в области генной инженерии, ядерной физики.

Проявления нравственной ответственности ученых в исследованиях

  • Предметы за 8 класс
  • в чём проявляется нравственная ответственность учёных
  • Социальная и нравственная ответственность ученого
  • Похожие вопросы

В чем проявляется нравственная ответственность ученых

Нравственная ответственность ученого — проблема этики науки, профессиональной этики ученого — исследователя, изобретателя, проектировщика, конструктора и др. Ученый в своей деятельности естественным образом несет ответственность общечеловеческого характера. Проблема нравственной ответственности ученого особенно остро встает в таких областях научного знания как генная инженерия, биотехнологии, биомедицинские и генетические исследования человека. Обществознание в чём проявляется нравственная ответственность учёных? в чём проявляется рост влияния науки на современное общевство? Мне кажется, что ученые должны нести нравственную ответственность за свои изобретения и открытия. В чём проявляется нравственная ответственность учёных? Ответственность ученого является оборотной стороной свободы его научного творчества.

Нравственная ответственность ученых: важность для общества

Развернутый ответ на вопрос: В чём проявляется нравственная ответственность учёных? по предмету Обществознание. 1) Проблема ответственности ученого перед обществом уже давно привлекает к себе большое в своей деятельности естественным образом несет ответственность, если можно так выразиться, общечеловеческого характера. Нравственная ответственность ученых проявляется в нескольких аспектах: 1. Исследовательская этика: Ученые должны придерживаться высоких стандартов этики при проведении исследований.

Этика и наука. Ответственность ученого

Проблема нравственной ответственности ученого перед обществом существует очень давно и тесно переплетается с этической функцией науки. Нравственная ответственность ученых заключается в том, чтобы при получении знаний не причинять никакого ущерба или вреда как участникам эксперимента. Нравственная ответственность ученых также означает стремление к справедливости и равноправию. Нравственная ответственность ученого — проблема этики науки, профессиональной этики ученого — исследователя, изобретателя, проектировщика, конструктора и др. Ученый в своей деятельности естественным образом несет ответственность общечеловеческого характера. Косвенно ученые несут ответственность за свои открытие, в том числе, когда они используются во вред. Главная ственность учёных стоять на страже науки и научного прогресса.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий