1 марта 2021 протоиерей Александр Усатов. usatov Опубликована работа священника Александра Усатова «Оглашение на современном этапе», подготовленная по благословению Председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополита Ростовского и Новочеркасского. Опубликованный в «Снобе» монолог бывшего священника Александра Усатова, в котором он объясняет мотивы своего отказа от сана и веры, уже вызвал отклики со стороны клириков, оценивающих совершенный им поступок.
Экс-священник из Ростова-на-Дону совершил каминг-аут и обвинил митрополита в травле
Протоиерей Александр Усатов, служивший в Ростовском кафедральном соборе в своем блоге на сайте «Сноб» признался в своей гомосексуальной ориентации и рассказал о том, почему был вынужден уйти из РПЦ и покинуть Россию. Бывший клирик Ростовского кафедрального собора, запрещенный в служении протоиерей Александр Усатов, в беседе с корреспондентом RostovGazeta рассказал, что для восстановления некоторых храмов выделяются бюджетные средства. Служивший в Ростовском кафедральном соборе и семинарии протоиерей Александр Усатов признался в своей нетрадиционной сексуальной ориентации и рассказал о якобы существовании гей-лобби в РПЦ. Опубликованный в «Снобе» монолог бывшего священника Александра Усатова, в котором он объясняет мотивы своего отказа от сана и веры, уже вызвал отклики со стороны клириков, оценивающих совершенный им поступок.
Священник из Ростова стал атеистом, признался в нетрадиционной ориентации и уехал в Голландию
Бывший ростовский священник сделал каминг-аут и эмигрировал из страны | Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий Иванов, как и другие священники, не были в курсе нетрадиционной ориентации протоиерея Александра Усатова, совершившего каминг-аут и уехавшего в Нидерланды, сообщил РИА Новости. |
Признавшийся в гомосексуализме ростовский протоиерей покинул РоссиюПолитема.ру | | Протоиерей Александр Усатов. Штатный клирик Ростовского кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы и руководитель духовно-просветительского центра имени святителя Димитрия Ростовского при соборном храме. |
«Святых в РПЦ нет. Ни одного» Ростовский священник совершил каминг-аут | Бывший ростовский священник протоиерей Александр Усатов на «Сноб» опубликовал статью, где заявил об унижении и угрозах со стороны митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, который знал о его нетрадиционной сексуальной ориентации. |
Бывший священник рассказал о доходах церквей в Ростове-на-Дону и области
Александр Николаевич Усатов — российский богослов, священнослужитель. Протоиерей Русской православной церкви, в 2020 году подал заявление о выходе из сана по причине. Протоиерей Ростовской епархии Александр Усатов официально заявил о своей нетрадиционной ориентации. протоиерей Александр Усатов сообщил, что большие храмы «живут» за счет спонсоров, сельские приходы – ограничиваются тем, что. бывший священник РПЦ (лишен сана решением патриарха Кирилла), теолог по образованию, сторонник светского гуманизма, блогер-атеист, беженец. Протоиерея Александра Усатова обвинили во всех грехах.
Блог Александра Усатова
Рассылка новостей. usatov Опубликована работа священника Александра Усатова «Оглашение на современном этапе», подготовленная по благословению Председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополита Ростовского и Новочеркасского. За персоной якобы разуверившегося священника Александра Усатова – нравственный извращенец, бросивший жену и детей ради европейского паспорта. 43-летний протоиерей Александр Усатов, служивший в Ростовском кафедральном соборе, уехал из страны после того, как стал получать угрозы из-за своей нетрадиционной ориентации. Бывший священник Александр Усатов об уходе из РПЦ, изменении взглядов и отношении к церкв.
Трагедия русского священника гея.
Усатов был штатным клириком ростовского кафедрального собора, руководил Духовно-просветительским центром при соборе и преподавал богословие в Донской Духовной семинарии. Автор ряда учебных пособий, обладатель Патриаршего знака «За труды по духовно-нравственному просвещению». Весной 2020 года был уволен со всех постов и вскоре покинул Россию. Сейчас живет в Нидерландах.
Многие из них ничего не умеют, кроме требоисполнительства, и почти каждый прошел через фильтр т. Есть хорошее сравнение русской Церкви с франшизой. Надеваешь черный халат с ювелирным украшением в виде креста.
Теперь люди начнут нести тебе пожертвования. Кроме власти и денег, ее администраторов мало что интересует» из апрельского манифеста Александра Усатова. Насколько правдива такая финансовая модель внутри РПЦ? В условиях экономического кризиса и падения доверия к Церкви многие священники находятся на грани нищеты. При этом отчисления в епархию регулярно повышаются. Почему выбрали именно эту страну?
В каком статусе там находитесь, чем занимаетесь? Здесь никому в голову не придет контролировать сексуальную жизнь взрослого человека или дискриминировать его по религиозному признаку. В отличие от юга Европы, здесь умеренный климат. Страница Александра Усатова в Facebook Я получил статус резидента-беженца и начал процесс интеграции, включающий изучение языка и местной культуры. Смешно читать, будто мой каминг-аут — это попытка выслужиться перед властями Нидерландов — ведь я уже прошел все процедуры, мое дело рассмотрено и решение принято. У меня свой дом с газончиком и гаражом для велосипеда.
Я не курю марихуану, не предаюсь распутству и не посещаю гей-клубы — мне это не нужно. Такова диалектика жизни: люди, пытавшиеся мне навредить, наоборот, помогли освободиться и обрести новую, более полноценную жизнь. Обид на них я не держу, теперь мои мысли занимают тюльпаны, мельницы и научные идеи» публикация Александра Усатова от 1 марта 2021 года на «Снобе». По словам понтифика, нужно издать законы о гражданском союзе, таким образом гомосексуалы будут юридически защищены. Как вы можете это прокомментировать? Папа Римский лишь признал законность этой процедуры в современном мире.
Но даже в таком виде его позиция мне кажется прогрессивной и свидетельствует о последовательном отказе католиков от средневековых методов подавления личности и ее прав. И пришел к выводу, что это оформленные ожидания и гадания иудеев, прикрытые высокими словами «так говорит Господь». Мои представления о богодухновенности каждой йоты Писаний рухнули. Теперь я не верю и в богодухновенность новозаветных текстов. Они не учитывают достижения современного научного знания, порой ему противоречат. В итоге я превратился в агностика атеистического толка, а сегодня уже отвергаю сам концепт теизма.
В соответствии с нынешней доктриной католической Церкви, гомосексуальность считается «девиантным поведением». В православной Церкви де-юре осуждается гомосексуальность. По вашему мнению, может ли гей быть священником, а, например, монахиня — лесбиянкой? Исключением является анальный секс — это запрещено даже в отношениях с супругой будущего священнослужителя «Номоканон» включен в Большой требник, который можно найти почти в каждом алтаре. Монахом или монахиней может стать любой человек, независимо от его ошибок в прошлом.
После 15 лет священнического служения я полностью разочаровался в религии и решил оставить сан священника». Мне хотелось бы начать со сходных хронологических констатаций, но, может быть, с меньшим пафосом «горел верой и стремился нести свет Христов людям». Я тоже служу в Церкви больше 30 лет. После 20 лет священнического служения с уверенностью говорю о том, что ни дня не разочаровывался в своем решении стать священником. И эта разница в подходах, мне кажется, дает право попробовать взглянуть на ситуацию, изложенную господином Усатовым, с отличающейся от его точки зрения. Не полемизировать с ним, потому что, если честно, я не вижу здесь каких-то серьезных оснований для полемики, но предложить иную перспективу. Странствующие ренегаты Те аргументы, которые высказывает в своей статье господин Усатов, конечно, абсолютно не новы. Именно поэтому я говорю, что здесь нет почвы для дискуссии — это «хорошо забытое старое» унылого антирелигиозного агитпропа середины прошлого столетия. Если вы возьмете брошюрки и книжки против Церкви, написанные в 1950—1960-х годах, то увидите то же утомительное единообразие подходов, стиля и аргументов. Вообще феномен такого «странствующего ренегата» — человека, обменивающего свой отказ от религии на лекции, деньги, признание, славу, — совершенно не уникален. Такой отказ, как и в случае Александра Усатова, не тих, а нарочито декларативен и сопровождается шумными цветистыми манифестами. История знает тому немало примеров. В 1958 году, например, священник П. Дарманский уходит из Церкви. Другой знаменитый ренегат, А. Осипов, который тоже придерживается идеи антинаучности религиозного мировоззрения, одну за другой печатает статьи под названиями «Отказ от религии — единственный правильный путь», «Разум против мистики» и т. Общий посыл всех этих материалов один и тот же, он содержит два главных пункта. Первый: «Я раньше был не такой умный, но теперь прочел книжки, и они озарили мой путь. И второй: «Я раньше видел, как ужасна церковная действительность, но мирился с этим. А теперь мириться не хочу и не могу». На этих тезисах и строится деятельность ренегатов-вагантов — тех людей, которые путешествовали в 1950—1960-е годы по райцентрам, выступали в клубах перед колхозниками и рассказывали, как они порвали с религией. Я думаю, что это, в общем, путь любого человека, который ставит в центр мироздания самого себя и свои интересы, а не что-то значительно большее. Такой человек, конечно, заинтересован в том, чтобы каким-то образом обратить себе на пользу историю разрыва с религией. Я не хочу говорить об этической стороне дела своими словами, а лучше дам возможность сказать тем, кто имеет значительно больше моральных прав на это. Знаменитый религиозный публицист и писатель XX века А. Левитин-Краснов, говоря о ренегатах и их произведениях, пишет: «Сначала самыми черными красками рисуется духовная среда, причем выясняется, что автор очередной "исповеди" был единственным исключением из правила: был искренне верующим, бескорыстным, морально чистым человеком. Затем следует рассказ о "противоречиях" в Евангелии — эти так называемые "противоречия" вроде того, что неизвестно, в котором году умер Христос уже давным-давно всем известны. Однако наш "праведник" только сейчас их заметил и "прозрел"». Другой человек, о котором никто не скажет, что он был низких убеждений или что он не находился в очень глубоком и содержательном интеллектуальном и духовном поиске, — это священник Сергий Желудков. Каков поп?
Я тоже служу в Церкви больше 30 лет. После 20 лет священнического служения с уверенностью говорю о том, что ни дня не разочаровывался в своем решении стать священником. И эта разница в подходах, мне кажется, дает право попробовать взглянуть на ситуацию, изложенную господином Усатовым, с отличающейся от его точки зрения. Не полемизировать с ним, потому что, если честно, я не вижу здесь каких-то серьезных оснований для полемики, но предложить иную перспективу. Странствующие ренегаты Те аргументы, которые высказывает в своей статье господин Усатов, конечно, абсолютно не новы. Именно поэтому я говорю, что здесь нет почвы для дискуссии — это «хорошо забытое старое» унылого антирелигиозного агитпропа середины прошлого столетия. Если вы возьмете брошюрки и книжки против Церкви, написанные в 1950—1960-х годах, то увидите то же утомительное единообразие подходов, стиля и аргументов. Вообще феномен такого «странствующего ренегата» — человека, обменивающего свой отказ от религии на лекции, деньги, признание, славу, — совершенно не уникален. Такой отказ, как и в случае Александра Усатова, не тих, а нарочито декларативен и сопровождается шумными цветистыми манифестами. История знает тому немало примеров.
Странствующие ренегаты
- Александр Дворкин: Унесенный Эрманом. Какая книга заставила священника Усатова отречься от веры
- Telegram: Contact @meduzalive
- Донская митрополия прокомментировала каминг-аут священника
- Российский священник совершил каминг-аут и обвинил митрополита
Трагедия русского священника гея.
Позже с аналогичным заявлением выступили семинаристы Московской духовной академии — их открытое письмо опубликовала сергиевопосадская «Альтернативная газета». Среди прочего сообщалось, что усиленное внимание учащимся уделяют проректор по воспитательной работе игумен Вассиан Змеев , игумен Пётр Еремеев , ставший затем ректором Российского православного университета св. Иоанна Богослова, а также иеромонах Николай Ашимов , якобы имеющий прозвище Машенька — позже он станет епископом Приамурской митрополии. Кураев уделил внимание ещё многим священникам и архиереям, удивляясь тому, что многие стремительно сделавшие карьеру клирики отличаются паточной внешностью.
Всего же, по словам протодьякона, в «голубое лобби» РПЦ входят 50 из 300 епископов! Таким образом протодьякон перемывал косточки церковным «дапирасам» по выражению самого Кураева почти шесть лет, пока с него не решили снять сан. Впрочем, считается, что сильнее всего мятежный клирик разозлил руководство РПЦ всего одной публикацией.
В профессиональном церковном сленге давно устоялось выражение «никодимов грех». Оно позволяет деликатно описать страсть, которая, как считается, мучила митрополита Никодима Ротова — одного из самых ярких деятелей РПЦ советской эпохи, воспитанниками которого были многие нынешние князья церкви, включая самого патриарха Кирилла. Именно после этой публикации Кураева изгнали из Московской духовной академии.
Следы ведут к спецслужбам? Наличие в РПЦ гомосексуалистов одних беспокоит с точки зрения веры — каноны относят содомию к смертным грехам. Другие же тревожатся оттого, что геи в рясах, образуя особую касту, фактически подминают под себя церковное управление.
Это усугубляет кризис соборности, когда многие решения принимаются в рамках узких групп со своими определёнными симпатиями и антипатиями». А вот Андрей Кураев копает ещё глубже — по его мнению, проблема гомосексуализма появилась далеко не сама по себе. Раз скомпрометированы, то хорошо управляемы.
Автор не привёл ссылку на источник, которая послужила поводом к статье по теме транссексуалов; пришлось найти наиболее свежую и близкую по смыслу. В ролике ниже митр. Иларион конкретно высказывается, что после операции по замене вторичных половых признаков, смены пола всё равно не происходит, а утверждающим обратное ордам психологов, хирургов, фармацевтов и прочих интересантов это просто выгодно, поэтому они так говорят. Это утверждение не вызывает сомнений. Обманутые люди, которые перенесли операцию, не находят в этом счастья, и большинство горько сожалеет о содеянном, вплоть до крайнего отчаяния в виде самоубийства, — это просто статистика.
Всё это подробно раскрывает публицист Владимир Маслов в своём ошеломляющем исследовании «Новый Содом. ЛГБТ-движение как политическая проблема» о нём подробно напишу позже. Зато Александр Усатов не согласен, и считает необходимым вступаться за права транссексуалов, которые "попирает" митрополит Иларион своим предложением запретить пропаганду подобных извращений среди наших детей, вплоть до уголовной ответственности. Приведу мнение нидерландского нейробиолога Дика Свааба, специализирующегося в области исследований головного мозга, профессора Амстердамского университета, директора Нидерландского института головного мозга при Нидерландской королевской академии наук... И как на основание для сомнений ссылается на нидерландского нейробиолога нидерландского, Карл!
Транссексуалы убеждены в том, и часто уже с пятилетнего возраста, что родились в неправильном теле, и готовы на всё, чтобы изменить свой пол…» Учёный амстердамец сразу заходит с козырей — с гендерной идентичности, и на эту мякину ведётся наш любитель зарубежной «научной» мысли, которая готова сегодня «научно» оправдать любое непотребство ради проповеди содомской и педофильской идеологии. Учёный муж ссылается на убеждённость некоторых пятилетних детей в природной ошибочности собственной половой принадлежности.
Оно позволяет деликатно описать страсть, которая, как считается, мучила митрополита Никодима Ротова — одного из самых ярких деятелей РПЦ советской эпохи, воспитанниками которого были многие нынешние князья церкви, включая самого патриарха Кирилла. Именно после этой публикации Кураева изгнали из Московской духовной академии. Следы ведут к спецслужбам? Наличие в РПЦ гомосексуалистов одних беспокоит с точки зрения веры — каноны относят содомию к смертным грехам. Другие же тревожатся оттого, что геи в рясах, образуя особую касту, фактически подминают под себя церковное управление. Это усугубляет кризис соборности, когда многие решения принимаются в рамках узких групп со своими определёнными симпатиями и антипатиями». А вот Андрей Кураев копает ещё глубже — по его мнению, проблема гомосексуализма появилась далеко не сама по себе.
Раз скомпрометированы, то хорошо управляемы. Это не значит, что гомосексуалисты специально засылались в церковь. Просто спецслужбы относились к ним доброжелательно, подставляли плечо для карьерного роста». Возможно, это и правда домыслы. Но вот какая история: незадолго до Нового года Священный синод без особого шума лишил сана бывшего епископа Череповецкого и Белозерского Флавиана Митрофанова «за духовное падение». Ранее стало известно, что ФСБ провела обыск в питерском особняке епископа, обнаружив там наркотики и… 22-летнего Каина Монтанелли — бывшего работника гей-эскорта. Флавиан рассказал следователям, что наркотики не его, а Каина он просто пожалел как падшую душу. После чего рванул в Лондон — там у него оказалась квартира и британский паспорт. Уже из Англии епископ написал, что сбежал, поскольку ФСБ вовсю вербовала его.
Но найти такого мецената — большая удача. В сельских условиях приход существует за счет бабушек и еле сводит концы с концами. Хорошо, если у него сложились дружеские отношения с руководителем колхоза или иной местной организацией. Но даже в богатых приходах обычный священник может влачить нищенское существование. Так бывает, когда клирик не находит уважения у настоятеля, а доход прихода распределяет именно он», — рассказывает Александр Усатов. Он отмечает, что выручка в сельском храме в воскресенье может составить от 2 до 10 тысяч рублей. Для сравнения, ежемесячный доход в кафедральном соборе Ростова-на-Дону — порядка 10 миллиона рублей. Сейчас всё изменилось. Священников стало очень много, а количество прихожан постоянно снижается.
Среди моих учеников ни один священник не владеет мерседесом», — делится мнением Усатов. Куда уходят деньги Александр Усатов рассказывает, что настоятель храма сам решает, куда направить вырученные за крещение, венчание или отпевание средства: на покупку автомобиля для жены, на ремонт крыши храма или на иные цели. Однако в обязательные расходы входят взносы в епархию, оплата коммунальных услуг и выплата зарплаты сотрудникам и клирикам храма. А их число в храме может превышать 100 человек. Источник — бывший ростовский священник Александр Усатов. В выгодном положении по получаемому доходу оказываются священники, которые имеют возможность дополнительного дохода. В итоге обычный священник может получать до 45 тысяч рублей», — поясняет Усатов. Многие люди работают в храмах и бесплатно. Часто с такими людьми настоятель заключает договор о работе в качестве волонтера.
Но таких волонтеров недостаточно, чтобы покрыть главные позиции. По его словам, некоторые храмы в Ростове работают на грани катастрофы. Их настоятели сокращают зарплату сотрудников или задерживают ее выплату. Иногда приходится увольнять. Но, по мнению Усатова, митрополита Меркурия это мало беспокоит. Взносы после временного ослабления продолжают расти. Также эксперт, знакомый с внутрицерковной ситуацией, замечает, что большое количество храмов в Ростове и их новое строительство увеличит конкуренцию за верующих и их пожертвования. Ведь прихожан больше не становится, а храмы вынуждены будут конкурировать между собой. Однако источник поясняет, что от прихожан не поступает достаточно средств для покрытия всех расходов прихода.
Даже «свечной» бизнес имеет значение только в том случае, если храм ежедневно посещает большое количество людей. А чем больше и значительнее храм, тем больше средств уходит на его обслуживание.
Мимикрия под Православие среди неохаризматиков и современных обновленцев
Бывший клирик Ростовского кафедрального собора, запрещенный в служении протоиерей Александр Усатов, в беседе с корреспондентом RostovGazeta рассказал, что для восстановления некоторых храмов выделяются бюджетные средства. Его Преосвященству сослужили: секретарь епархиального управления иерей Антоний Чуть, благочинный Кольчугинского церковного округа протоиерей Анатолий Балыкин, настоятель храма протоиерей Вячеслав Буланов и духовенство благочиния. бывший священник РПЦ (лишен сана решением патриарха Кирилла), теолог по образованию, сторонник светского гуманизма, блогер-атеист, беженец. Бывший священник Александр Усатов об уходе из РПЦ, изменении взглядов и отношении к церкв.
Священник Александр Усатов. “ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ”
Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий (Иванов), как и другие священники, не были в курсе нетрадиционной ориентации протоиерея Александра Усатова, совершившего каминг-аут и уехавшего в Нидерланды, сообщил РИА Новости пресс-секретарь главы Донской. 1 марта 2021 протоиерей Александр Усатов. Уже год экс-протоиерей из Ростова-на-Дону Александр Усатов живет в Нидерландах – он сбежал из России после каминг-аута. 43-летний протоиерей Александр Усатов, служивший в Ростовском кафедральном соборе, уехал из страны после того, как стал получать угрозы из-за своей нетрадиционной ориентации. Проблемы у Александра Усатова начались после конфликта с «самым известным священником-геем в Ростовской епархии».
Донская духовная семинария уволила священника-гея
Чтобы пребывать на иждивении гей-сообщества, объект субсидий должен заинтересовать их каким-то ярким "каминг-аутом"». Александр Усатов до 25 марта 2020 года служил в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Ростова-на-Дону, возглавлял образовательный центр и преподавал богословие в Донской духовной семинарии. В апреле 2020 года священник опубликовал на сайте «Сноба» манифест, где рассказывал о разочаровании в РПЦ и утрате веры. После этого, как утверждает Усатов, ему стали поступать угрозы расправой. В мае 2020 года экс-священник связался с гей-активистами из Нидерландов и покинул Россию.
Отмечу, что к Навальному и политическим движениям я не имею никакого отношения. Сайт ростовской епархии «Многие священники находятся на грани нищеты» — Вы наверняка слышали про уголовное дело в Оренбургской области в отношении настоятеля Свято-Троицкой обители милосердия Николая Стремского, которого обвиняют в растлении детей.
Пожалуй, это самое громкое за последнее время дело, которое касается представителя РПЦ. Вы более 30 лет жизни отдали РПЦ, насколько реальна и масштабна проблема педофилии в нашей Церкви? Не думаю, что это распространено. Как вы считаете, должна РПЦ стать полноценным налоговым лицом? К слову, в своем манифесте вы сравнивали русскую Церковь с франшизой. Под шумок там продают серебро, кагор, мучные и керамические изделия. Думаю, на продажу книг, икон и пожертвования за требы можно закрыть глаза, а обычную торговлю взять под контроль.
В любом случае финансовая прозрачность Церкви крайне необходима. Многие из них ничего не умеют, кроме требоисполнительства, и почти каждый прошел через фильтр т. Есть хорошее сравнение русской Церкви с франшизой. Надеваешь черный халат с ювелирным украшением в виде креста. Теперь люди начнут нести тебе пожертвования. Кроме власти и денег, ее администраторов мало что интересует» из апрельского манифеста Александра Усатова. Насколько правдива такая финансовая модель внутри РПЦ?
В условиях экономического кризиса и падения доверия к Церкви многие священники находятся на грани нищеты. При этом отчисления в епархию регулярно повышаются. Почему выбрали именно эту страну? В каком статусе там находитесь, чем занимаетесь? Здесь никому в голову не придет контролировать сексуальную жизнь взрослого человека или дискриминировать его по религиозному признаку. В отличие от юга Европы, здесь умеренный климат. Страница Александра Усатова в Facebook Я получил статус резидента-беженца и начал процесс интеграции, включающий изучение языка и местной культуры.
Смешно читать, будто мой каминг-аут — это попытка выслужиться перед властями Нидерландов — ведь я уже прошел все процедуры, мое дело рассмотрено и решение принято. У меня свой дом с газончиком и гаражом для велосипеда. Я не курю марихуану, не предаюсь распутству и не посещаю гей-клубы — мне это не нужно. Такова диалектика жизни: люди, пытавшиеся мне навредить, наоборот, помогли освободиться и обрести новую, более полноценную жизнь. Обид на них я не держу, теперь мои мысли занимают тюльпаны, мельницы и научные идеи» публикация Александра Усатова от 1 марта 2021 года на «Снобе». По словам понтифика, нужно издать законы о гражданском союзе, таким образом гомосексуалы будут юридически защищены. Как вы можете это прокомментировать?
Папа Римский лишь признал законность этой процедуры в современном мире. Но даже в таком виде его позиция мне кажется прогрессивной и свидетельствует о последовательном отказе католиков от средневековых методов подавления личности и ее прав.
Общий посыл всех этих материалов один и тот же, он содержит два главных пункта. Первый: «Я раньше был не такой умный, но теперь прочел книжки, и они озарили мой путь. И второй: «Я раньше видел, как ужасна церковная действительность, но мирился с этим. А теперь мириться не хочу и не могу». На этих тезисах и строится деятельность ренегатов-вагантов — тех людей, которые путешествовали в 1950—1960-е годы по райцентрам, выступали в клубах перед колхозниками и рассказывали, как они порвали с религией.
Я думаю, что это, в общем, путь любого человека, который ставит в центр мироздания самого себя и свои интересы, а не что-то значительно большее. Такой человек, конечно, заинтересован в том, чтобы каким-то образом обратить себе на пользу историю разрыва с религией. Я не хочу говорить об этической стороне дела своими словами, а лучше дам возможность сказать тем, кто имеет значительно больше моральных прав на это. Знаменитый религиозный публицист и писатель XX века А. Левитин-Краснов, говоря о ренегатах и их произведениях, пишет: «Сначала самыми черными красками рисуется духовная среда, причем выясняется, что автор очередной "исповеди" был единственным исключением из правила: был искренне верующим, бескорыстным, морально чистым человеком. Затем следует рассказ о "противоречиях" в Евангелии — эти так называемые "противоречия" вроде того, что неизвестно, в котором году умер Христос уже давным-давно всем известны. Однако наш "праведник" только сейчас их заметил и "прозрел"».
Другой человек, о котором никто не скажет, что он был низких убеждений или что он не находился в очень глубоком и содержательном интеллектуальном и духовном поиске, — это священник Сергий Желудков. Каков поп? Вот как Александр Усатов видит церковную реальность — через запятую: «инфантилизм», «невротизм», «некомпетентность», «комплексы», «средневековье», «франшиза», «из книг по психологии я узнал», «суеверия». Но, спрашивается, 15 лет был человек священником. Что мешало ему создать прекрасную общину? Кто препятствовал честному и искреннему слову? Какой священноначальник ограничивал Вас в борьбе с суевериями?
Я за 20 лет своего священства абсолютно всегда говорил с амвона и в личных разговорах то, что считал необходимым. Я веду еженедельную программу на телеканале «Спас», где в том числе полемизирую с известными атеистами, выступаю на светских теле- и радиоканалах. И там, где я хотел бы не согласиться с какими-то аспектами церковной деятельности, я прямо и ясно не соглашаюсь. Я высказываюсь — и за все эти годы меня никто не цензурировал. Если говорить о приходской жизни, то община доверяет мне, а я ей. Всем нам нелегко, все мы ошибающиеся люди. Но признаков некомпетентности, невротизма и взлелеивания комплексов вины и неполноценности я не замечаю, признаться, ни в малейшей степени — ни в своих прихожанах, ни в себе самом.
Мне-то как раз суждения Александра Усатова представляются путаными, демонстрирующими растерянность и непонимание жизни Церкви. Какое именно отношение должна иметь современная Церковь к историческому Иисусу? Что Вы понимаете под «историческим Иисусом»? Или, например: «С IV века Церковь стала совсем другой» — и из-за этого, дескать, Владимирскую икону написал не апостол Лука.
Ежемесячно писал какие-то пасквили в адрес церкви. И вот сейчас мы увидели, что причина ухода была в процессах, которые происходили не в его голове, а гораздо ниже». Петровский предположил, что с помощью этого каминг-аута ростовчанин пытается заинтересовать "гей-сообщество", чтобы пребывать на его иждивении.