Режиссер Римас Туминас, который был художественным руководителем Театра имени Евгения Вахтангова с 2007 года, покидает свою должность из-за болезни, сообщили в пресс-службе театра.
Швыдкой: Семье Римаса Туминаса угрожали в Литве
Тогда же, 10 лет назад на выпуске «Улыбнись нам, Господи», стало известно, что Римас Туминас болен. 6 марта в реанимации итальянской клиники после тяжелой болезни в возрасте 72 лет умер театральный режиссер Римас Туминас. «Приглашенный гость «Шоу ВиЛ» писатель и публицист Михаил Шахназаров представил Вовану и Лексусу аудиозапись разговора своего знакомого и Римаса Туминаса», – рассказали в пресс-службе шоу. Римас Туминас в детстве с семьёй Настоящий театр Римас увидел в Вильнюсе, когда ему было четырнадцать лет, но представление не произвело на него впечатления.
В 72 года скончался экс-худрук Театра Вахтангова Римас Туминас
Умер Римас Туминас. Он 15 лет возглавлял театр имени Вахтангова | Ушел из жизни большой художник, экс-худрук Театра Вахтангова, любимый всеми режиссер Римас Туминас. |
О «вишнёвых садах» Римаса Туминаса – Telegraph | Римас Туминас сегодня — Мишустин отменил распоряжение о награждении премией правительства РФ Римаса Туминаса. |
В «Балтийском доме» почтили память режиссера Римаса Туминаса | 6 марта в реанимации итальянской клиники после тяжелой болезни в возрасте 72 лет умер театральный режиссер Римас Туминас. |
Римас Туминас. Великий режиссёр мирового театра
Он горел огромным пламенем, и рядом с ним нам было так тепло и хорошо. Мы сделали всё так, как он велел. Гроб из обычных досок, а тело завёрнуто в белый саван. Он год тщательно готовился, везде возил с собой книгу. Я так и не осмелилась сказать ему в лицо, что эксперты по культуре не подтвердили и отвергли его замысел. Мы планировали начать репетиции в апреле у нас в усадьбе. Сейчас мы хотим сообщить, что с прахом возвращаемся в Литву и последнее прощание запланировано на 20 марта в Вильнюсском Малом театре.
Яреме ранее были предъявлены заочные обвинения за решения о начале так называемой антитеррористической операции в Донецкой и Луганской народных республиках. СК в марте прошлого года возбуждал уголовные дела в отношении Друзенко и Мосейчук по ч. Гулько обвинили в пропаганде и демонстрации нацистской атрибутики, ему назначили наказание в виде административного ареста на срок 12 суток. Перед этим Гулько был задержан полицией за то, что не предъявил паспорт при проверке документов. За это Никулинский суд дал ему еще 10 суток ареста. Также за публикации экстремистских лозунгов в других соцсетях суд назначил Гулько дважды по 12 суток административного ареста. Сам студент не признал вину. Были сбиты украинские беспилотники над несколькими населенными пунктами региона и пунктом пропуска «Крупец» Рыльского района. Также ВСУ нанесли удар по двум селам Брянской области, в результате повреждения получили машина, бульдозер и трактор, сообщил губернатор региона Александр Богомаз. На месте происшествия работают оперативные и экстренные службы. Удары наносились оружием большой дальности морского и воздушного базирования, в том числе гиперзвуковыми ракетами «Кинжал». Также удары наносились беспилотниками, указало ведомство в своем Telegram-канале. В ходе этих ударов поражались объекты энергетической отрасли, предприятия ВПК, железнодорожной инфраструктуры, средства ПВО, базы горючего, цеха производства и ремонта дронов и безэкипажных катеров Украины. Также поражались пункты временной дислокации националистических формирований и иностранных наемных боевиков, скопления живой силы и техники ВСУ на железнодорожных станциях погрузки. Также отражены девять контратак украинских штурмовиков 12-й бригады спецназа «Азов» признан террористическим и запрещен в России , 3-й штурмовой, 63-й механизированной бригад, 12-й и 18-й бригад нацгвардии Украины у Червоной Дибровы, Нововодяного ЛНР , Григоровки и Терн ДНР. Администрации Джо Байдена нужны победные реляции к предстоящим президентским выборам. Белый дом хочет, чтобы к дню голосования все говорили об успехах Украины. По всей видимости, Белый дом решил сосредоточиться на последнем варианте, так как в стране сейчас много проблем: миграция, инфляция и рост преступности», — подчеркивает он. Вероятно, американцы пришли к выводу, что украинские вооруженные силы имеют проблемы с количеством солдат, а также подготовкой и мотивацией бойцов.
Утешает только то, что Федерико Феллини тоже родился 20 января. Но пока работаю в Италии, мне придётся продолжать лечение. Лекарства с собой не возьмёшь и не попросишь. Они должны провести свои исследования. Поэтому на один день придётся возвращаться из Венеции в Литву, пройти процедуры и уехать обратно. Сказали, что нельзя прерывать двухгодичный цикл процедур. Я улыбнулся, услышав это, — значит, ещё два года обязан жить. Наверное, сотни гудящих мыслей. Может, о том двухлетнем обещании? Давным-давно вы пророчески говорили: «Актёр — это только половина театра. Другая сторона — это постоянная борьба со смертью». Эта борьба — точка разлома и в вашем творчестве? Я хотел бы продолжить распространение этого посыла. Мне потребуется ещё несколько лет, чтобы полностью понять, что это такое, дать этому название и, подобно миссионеру, распространять это понимание, осознание, открытие того, что значимо, может быть, только для меня, того, к чему я стремился, к чему шёл, чего боялся… Того, что я победил этих демонов, вернувшись к жизни после реанимации, пребывания в полной темноте. Неужели зрители поверят, что театр такой — как можно больше грязи, наглости, шума?.. Я думал — уйду, неужели так и останется? Ведь есть театр! Хотелось сказать — есть чистота, есть боль, есть ценности. Не нужны камни, экраны, инсталляции». Вы всё ещё верите в театр, который создавали 45 лет? И какой театр вы хотели бы после себя оставить, какой продолжать создавать? Я последовательно шёл по этому пути, не обращая внимания на успехи, сопровождавшие меня в Москве. Это был всего лишь конец долгого пути, начавшегося в Литве. Когда уже можно подойти к воротам загадки театра. Их ещё не открыть, возможно, и не нужно открывать, а нужно только подойти к этим воротам, к тайне этого так называемого чёрного ящика. Сейчас я, кажется, подошёл к этим воротам. И уже есть мотивация вернуться в Литву, хочется делиться этим, быть миссионером. Художник, учёный и мыслитель. Его анализ человека, исследование его анатомии, строения. Я понял, что миссия театра — тоже исследование человека. Я и раньше робко говорил, что театр — это лаборатория, в центре которой — человек. Но я всё боялся отойти от преследовавшего меня академизма. Боялся отойти от этого, потому что тогда, возможно, я ничего не сделаю. Я ведь никогда не был авангардистом. Но это понимание сейчас пришло ко мне. Я понял, что могу построить человека и исследовать его. Как Леонардо да Винчи. И я испытал такое удовольствие! Мне больше ничего не нужно. Я отказался от используемых в театре средств изображения, инструментов, которыми я умею управлять. Я просто заставил себя отказаться от них. Мне показалось, что они уже не те. Я сам сделал новые. И понял, как легко и весело с ними работать. Я никогда не репетировал так легко, как спектакль «Война и мир». Его реакция, история, строение психики. Через него смотреть на историю, связанную с культурой, общественным устройством, политикой, природой. Только через него. Не вносить театр в человека, а идти от человека. Не вкладывать в актёра знания, мудрость и потом управлять им. Актёр, даже самый талантливый, не может всё воспринять. Нужна одна нота, чтобы он мог зазвучать и не задохнуться. Инструменты — это те, кто связан с жизнью человека. Театральные средства, эффекты, экраны я всегда игнорировал. Отказавшись от всего, я заново открыл для себя человека, которого видел и Леонардо да Винчи. Я чувствовал, что иду по непривычному для себя пути. Рисковать я не боялся. В это время, как я уже говорил, меня мучили страшные боли, голос почти пропал, я говорил в микрофон. Я лишился возможности кричать, а боль не давала выбегать на сцену и показывать актёрам. Всё здесь переплелось. И Литва, и литовские полки, и Наполеон. Через этого человека, ставя его в ситуацию войны, понимаешь боль, несправедливость, презрение, которые ему нужно пережить. Я увидел человека великим и уже не могу от него отказаться. Только могу найти то, что показало бы его ещё более великим, высоким, мудрым. Вы сейчас по-другому понимаете миссию актёра? Смотрел не на то, что сделал я, а на то, что делают актёры. Я, пожалуй, впервые наблюдал воочию, как актёр-человек становится творцом и творит прямо здесь, без всяких вспомогательных средств, режиссёрских приспособлений. Статичность была моим коньком, моим Богом. Но сейчас всё было приведено в движение — и история, и судьбы. Мне трудно рассказать об этом словами. Но я достиг того, что критики сейчас называют в рецензиях новым театральным действием, которое, по их словам, должно быть проанализировано. Я совершил некое преступление в театре, и теперь неизвестно, что с ним делать. Но это случилось, с крахом и, может быть, с гордостью. И неважно, что это произошло в том спектакле, в Москве. Главное, что я уже знаю, что делать дальше. Я понял, что нашёл путь, который назвал бы путём человека. Может быть, слишком поздно, но таков теперь мой путь. Без метаний.
Премия Золотая маска 2014 — за лучшую работу режиссёра спектакль «Евгений Онегин» [36] Премия Фигаро 2015 — «За служение русскому репертуарному театру» Почётная грамота Московской городской Думы 15 февраля 2017 — за заслуги перед городским сообществом и в связи с юбилеем [38]. Премия Золотая маска 2022 — в номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» [39].
Оруэлл отдыхает: русофоб Туминас как «агент русского мира» в Литве
Заявление художественного руководителя Театра имени Вахтангова Римаса Туминаса о том, что в его семье никогда не считали русских людей оккупантами, вызвало ярость в его родной. Режиссёр Римас Туминас был вынужден уехать из РФ из-за угроз его семье. Два дня назад не стало Римаса Туминаса, который на протяжении 15 лет был художественным руководителем Московского театра имени Евгения Вахтангова, но в 2022 году потерял свой пост. В возрасте 72 лет умер известный театральный режиссер Римас Туминас.
О «вишнёвых садах» Римаса Туминаса
Он понимал, как это важно для артистов», — отмечает Кирилл Игоревич. Худрук театра Вахтангова Римас Туминас лечит рак в Китае и ставит «Фауста» Как отмечает «Московский Комсомолец», ни сам Крок, ни другие друзья режиссера из России не могут поехать на церемонию прощания. И дело здесь не только в закрытии границ. Сегодня было раскрыто завещание Римаса Владимировича, в котором он детально описал процесс похорон.
Его постановки русской классики войдут в историю мирового театра. Сергей Шуб, генеральный директор театра-фестиваля «Балтийский дом», заслуженный деятель искусств России: «Он действительно был добрым волшебником театра. Он был необыкновенно точен и нежен по отношению к каждому актеру. Я думаю, то, что его спектакли, хотя они были поэтические, образные, музыкальные, пластичные, они прежде всего адрессовывались душе человека через актера».
Перед театром стоит его именное памятное кресло.
И только сейчас я сформулировал настоящую причину возвращения в Вильнюс, в Малый театр. Работать с другими театрами, если они согласятся. Делиться тем, что я сейчас понял. Раньше мне нечего было предложить театру. Как сок вытекает из дерева, так и жизнь вытекает из нас. Вот почему нужно прощаться с достоинством, мудро», — говорили вы, когда вам было всего 40 лет. Что бы вы хотели создать за то время, которое ещё отведено вам для творчества?
Недаром режиссёры моего возраста начинают ставить оперы. Там музыка... Я уже ставил оперы в Большом театре. Впервые я почувствовал себя «вторым». Потому что «первый» там дирижёр. Как мне приятно быть «вторым», с каким удовольствием я покорялся дирижёру! И подумал — почему люди в жизни так трудно подчиняются, сопротивляются? Зависть, борьба, конфликты.
Люди, как приятно служить! И если делаешь это честно, заслужишь доброе имя слуги. Спектакль от А до Я сильно выматывает, пока ты рассказываешь зрителю историю. С возрастом это становится не просто физически тяжело. Ты чувствуешь, что всё вроде бы ясно, но продолжаешь мусолить эту историю, этот сюжет, мусолишь, мусолишь, снова и снова. Кажется, надо бы спешить, а спешить не можешь, вдруг что-нибудь разрушишь. Это превращается в мучение, бессмысленность. Часовой продолжительности, прикоснуться ими к автору.
И часто эскизы бывают интереснее самого спектакля. Поэтому режиссёры с мировым именем и занимаются эскизами, раздумьями о театре, искусстве. Или преподают, открывают школу. Ведь вы говорили: «Я здесь как враг». Мы заложники — и Востока, и Запада. И те и другие бряцают оружием. И перед лицом этого безумия размышляешь о человеке — как его защитить. Может быть, возвысив человека, мы не пошлём его на эту войну?
Может быть, мы научимся любить и уважать себя? Эта нелепость привела меня к человеку. А не к поиску врагов. Ведь раньше, когда ставили спектакли, мы все были диссидентами. Наше поколение постоянно боролось. А потом, когда врагов вроде бы не стало, мы стали искать врагов в своей среде. Чтобы чем-то питаться. Вернулись к литовскому характеру, стали душить сосед соседа.
Кто разрушает нашу гармонию? Те или эти? И те, и эти. Просто нужно послать всё это как можно подальше от себя. Потому что всегда ведь — надо не надо, но найдут, тебя в чём-то заподозрят, обвинят, увидят то, чего нет и не было. Истолкуют так, как им нужно. Не нужно обращать внимание, потому что они всё равно будут видеть так, как им хочется видеть. Давайте отстранимся от этого и найдём человека, давайте услышим его, пусть даже это сизифов труд.
Я и пытаюсь это сделать. Из Москвы в Вильнюс вы возвращаетесь с наградами и творческими победами, но тянете за собой российский шлейф. Из Литвы в Москву — с ярлыком врага Литвы. Вам не трудно работать, творить, думать и сохранять любовь к театру, к человеку, даже физические силы в такой ситуации? В театре не может быть войны. В Москве я живу совсем рядом с театром Вахтангова. Если нужно пойти на какую-нибудь премьеру коллег или юбилей, — такая мука. Москва агрессивная, когда в неё выходишь.
Выходить в неё нет никакого желания, разве что на какую-нибудь выставку, юбилей. Но юбилеев этих становится всё меньше. Похорон больше. Не успеваю встретиться с друзьями, актёрами, режиссёрами, поговорить о развитии театра, о наболевшем, о студентах… А их уже нет. Олег Табаков, который тоже, будучи больным, учил меня: «Римас, врачи говорят, что нужно есть много манго». Я начал их есть, но так и не успел сказать Олегу, знаешь, они мне не нравятся, слишком сладкие. А он умер с манго в руках. Мы всегда в жизни опаздываем.
Но смерть была. Ушёл не один талантливейший актёр театра. Год назад — и ваш постоянный соратник композитор Фаустас Латенас. Их уход был ударом для вас. Смогли ли вы оправиться от этих горьких потерь? Я был возмущён. Кто позволил? Ушли, не попрощавшись, не предупредив, поэтому и не могу их простить.
Фаустас так и остался для меня живым. Я его не похоронил. Он отправился в Вечный путь, и я по-прежнему с ним. Пауза была очень тяжёлой. Я думал, что это конец. Но Фаустас, его смерть, когда я это пережил, помог мне. Я был за него и с ним. Он постоянно меня подталкивал.
Кавалерский крест ордена Заслуг перед Республикой Польша 2006 [23] Орден Дружбы 15 октября 2010, Россия — за большой вклад в развитие культурных связей с Российской Федерацией, сохранение и популяризацию русского языка и русской культуры за рубежом [24] Благодарность Президента Российской Федерации 10 августа 2012 — за заслуги в развитии театрального искусства и укреплении российско-литовского культурного сотрудничества [25] Орден Почёта 25 мая 2017, Россия — за большой вклад в развитие театрального искусства и многолетнюю плодотворную деятельность [26] Почётная грамота Президента Российской Федерации 20 сентября 2021 — за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность [27] Премия Правительства Российской Федерации за значительный вклад в развитие российской культуры 17 декабря 2021 — за постановку спектакля «ЦАРЬ ЭДИП» [28]. Отозвана 16 мая 2022 [29].
Римас Туминас назвал умершего Василия Ланового талантливейшим творителем
Театральные страсти: режиссер Туминас окончательно покинул пост худрука Театра имени Вахтангова | Многолетнего художественного руководителя театра имени Вахтангова Римаса Туминаса экстренно госпитализировали в Москве. |
Римас Туминас — последние и свежие новости сегодня и за 2024 год на | Известия | Римас Туминас занял пост худрука Вахтанговского театра в богатом и благоденственном 2007-м году — под ворчание ветеранов труппы, впоследствии полюбивших его. |
Стало известно, что оставил в завещании Римас Туминас
Тогда СМИ писали, что худрук принял решение об уходе из Вахтанговского театра, а литовские власти потребовали от Римаса Туминаса покинуть Вильнюсский малый театр. Здесь можно почитать комментарий Римаса Туминаса. Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях В этой статье.
Этот уход сопровождался громким скандалом, связанным с публичным оскорблением российской власти Римасом Туминасом. Однако Кирилл Крок уверен, что запись, на которой Римас ругает власть, была фальшивой, и все это можно объяснить местью псевдорежиссера Сергея Германа. Жизнь с раком, это огромный вызов, и многие люди не знают, как с ним справиться. Для Римаса Туминаса это стало большим испытанием, как для профессионала в своем деле, так и для человека, который может в любой момент покинуть этот мир.
Но его коллеги поддерживают его и верят в его победу над этим страшным заболеванием.
Это как же нужно прожить, через что пройти - чтобы воспитать в себе такое желание жить только с правдой? Это очень тяжело. Нас же с самого детства окружают обман и ложь. Вот и главная героиня искренне мечтает о семейном благополучии, но не понимает, что истинного благополучия никогда и не было. Это всего лишь иллюзия. А иллюзия правды - еще не правда. У Ибсена все начинает рушиться прямо со второго действия: иллюзии разбиваются вдребезги, жестокая правда выходит наружу.
Он будто говорит нам: перестаньте играть в семейное благополучие. Каждый член семьи - это уникальный и свободный человек. А перейти к свободе можно только через преодоление иллюзий. И Элен Арвинг станет свободной, как и другие героини Ибсена. Но прежде она должна совладать со своими призраками. Они повсюду, здесь, вокруг нас - страх, боязнь за себя, недоверие, обман. Эти призраки живут в нас, освободиться от них можно только пожертвовав чем-то по-настоящему важным. На такую жертву способен только сильный человек, такой, как Элен Арвинг.
Эта пьеса о том, как развенчиваются идолы и рушится мир иллюзий. Главную роль в вашей постановке сыграет австрийская актриса Андреа Йонассон. Вместе с ней на сцене итальянские актеры. Легко найти общий язык с таким пестрым интернациональным коллективом? Римас Туминас: Конечно. Все встало на свои места уже на третий день репетиций. Всем стало понятно, кто есть кто. Разные языки, национальные особенности - с этим несложно работать.
А вот нужную интонацию постановки мы ищем до сих пор. И этот поиск в хорошем смысле интригует.
Вахтангова трудился в России 15 лет. Он поставил более десяти спектаклей, завоевал престижные награды. Однако Римасу пришлось оставить Россию и уехать на родину.
Спецпредставитель президента РФ по международным культурным отношениям Михаил Швыдкой заявил, что режиссер принял решение вынужденно, под давлением. Он вернулся. Он вынужден был уехать, потому что в Литве угрожали его семье», — объяснил Швыдкой. Телеведущий заверил, что в России от деятелей культуры никто не требует обозначения своей позиции. В Европе ситуация обстоит иначе: чтобы вернуться на сцену и работать дальше, необходимо выразить личное мнение.
Римас Туминас: «У меня ещё впереди самое большое событие – смерть»
Римас Туминас (Rimas Tuminas). Имя: Римас Туминас (Rimas Tuminas). Мы поздравляем Римаса Туминаса с юбилеем и хотим, чтобы в день рождения прозвучал его собственный голос, поэтому открываем интервью с ним Марины Дмитревской годичной давности. Римас Туминас занял пост худрука Вахтанговского театра в богатом и благоденственном 2007-м году — под ворчание ветеранов труппы, впоследствии полюбивших его. Римас Туминас занял пост худрука Вахтанговского театра в богатом и благоденственном 2007-м году — под ворчание ветеранов труппы, впоследствии полюбивших его. Римас Туминас ушел из жизни 6 марта 2024 года в возрасте 72 лет после продолжительной болезни. В общей сложности Римас Туминас возглавлял театр 15 лет и покинул его «в связи с необходимостью лечения» <BR>На фото: актер Василий Лановой и режиссер Римас Туминас (справа) на пресс-показе спектакля «Последние Луны». Римас Владиморович Туминас появляется в этом зале спустя несколько минут после начала спектакля.
Римас Туминас - биография, новости, личная жизнь
Художественный руководитель Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова Римас Туминас отвечает на вопросы Владимира Познера об искусстве и рассказывает о спектакле «Война и мир» по одноименному роману Льва Толстого. Режиссер Римас Туминас Режиссер Туминас уехал из России из-за угроз семье в Литве, заявил Швыдкой. Новость о смерти Римаса Туминаса, экс-руководителя театра имени Вахтангова. Многолетнего художественного руководителя театра имени Вахтангова Римаса Туминаса экстренно госпитализировали в Москве. Театральный режиссер Римас Туминас был вынужден покинуть Россию из-за угроз его семье в Литве. Художественный руководитель театра имени Вахтангова Римас Туминас встретился с воронежскими зрителями в субботу, 3 июня. Известный режиссер пообщался с публикой перед показом постановки «Царь Эдип» в рамках седьмого Платоновского фестиваля искусств.
9 дней как нет с нами Римаса Туминаса.
Сначала, как вспоминал Туминас, занимался он без энтузиазма, потом втянулся. Ему легко давались этюды. Появился азарт к учебе. Его заметили, позвали на телевидение. Однако к тому моменту он увлекся Чеховым , поэтому связывать жизнь с кино и журналистикой ему уже не хотелось.
Как не хотелось и репетировать в Молодежном театре, куда его пригласили в качестве актера. На фоне Чехова, которого в Литве в ту пору не знали и не ставили, все казалось блёклым. Первым его спектаклем стал «Январь», поставленный на сцене Литовского государственного академического театра драмы. Годом позже он поставил первый спектакль для московской аудитории — в театре им.
Постановка называлась «Мелодия для павлина». С 1979 по 1990 год он был режиссёром Национального драматического театра Литвы. В 1994 Туминас стал его главным режиссером, до того успев создать Малый театр Вильнюса и став его художественным руководителем. На этой сцене он поставил немало спектаклей по русской классике, в том числе и по Чехову.
Римас Туминас в молодости Зрителя подкупал — либо вводил в шок — оригинальный взгляд режиссера на проверенные временем произведения. Подход Туминаса привлек внимание к его работам не только на родине, но и за рубежом. Он ставил спектакли в странах Европы, в Китае. В 2002 году режиссер начал сотрудничать с театром Вахтангова в Москве, сперва поставив там «Ревизора».
Поработать его пригласил Михаил Ульянов , занимавший тогда пост художественного руководителя театра, а спустя пять лет, когда Ульянов умер, Туминас занял его должность. У меня действительно тогда был некий период, когда казалось, что жизнь прожита — как у Чехова, и что дальше ничего не будет. И я тогда хотел уехать в хутор, я же до восемнадцати лет жил на хуторе, безвыездно, и вот хотел туда вернуться. Но вместо того чтобы поехать на хутор, чтобы убить в себе сомнения, я поехал в Театр Вахтангова, в котором я продолжаю существовать, как на хуторе: я хочу, чтобы были разные растения, чтобы они радовали, я мастерить хочу, где-то беседку сделать, где-то пруд, где-то камни навалить.
В 2012 он создал Первую студию театра, в которой свое творческое мастерство оттачивали студенты театральных вузов, лично отбиравшихся режиссером. Студия стала чем-то вроде промежуточного звена между профессиональными учебными заведениями и сценой Вахтанговского театра. В 2016-17 годах Римас Туминас сотрудничал с Большим театром, поставив на его сцене спектакли «Катерина Измайлова» и «Пиковая дама». Римас Туминас в программе «Детский недетский вопрос» За время своей творческой деятельности стал обладателем большого количества всевозможных наград и государственных премий, включая госпремию РФ 2000 , «Чайку» 2000 самую престижную российскую театральную премию «Золотая маска» 1998, 2014 , премию им.
Среди его постановок: «Кошка на раскаленной крыше» Т. Уильямса; «Снежная королева» Е. Шварца; «Тихая ночь» Г.
С 1979 года преподавал на актерско-режиссерском факультете Литовской государственной консерватории, доцент 1998. В 1990 году основал и возглавил Малый драматический театр Вильнюса. Там он поставил спектакли: «Здесь не будет смерти» пьеса написана Р.
Туминасом в соавторстве с поэтом В. Кукуласом ; «Вишневый сад» А. Чехова; «Галилей» Б.
Брехта; «Улыбнись нам, Господи» Г. Кановича; «Маскарад» М. Лермонтова; «В ожидании Годо» С.
Беккета; «Мадагаскар» М. Ивашкявичюса; «Три сестры» Чехова; «Мистрас» М.
Я понял, что миссия театра — тоже исследование человека. Я и раньше робко говорил, что театр — это лаборатория, в центре которой — человек. Но я всё боялся отойти от преследовавшего меня академизма. Боялся отойти от этого, потому что тогда, возможно, я ничего не сделаю. Я ведь никогда не был авангардистом. Но это понимание сейчас пришло ко мне.
Я понял, что могу построить человека и исследовать его. Как Леонардо да Винчи. И я испытал такое удовольствие! Мне больше ничего не нужно. Я отказался от используемых в театре средств изображения, инструментов, которыми я умею управлять. Я просто заставил себя отказаться от них. Мне показалось, что они уже не те. Я сам сделал новые.
И понял, как легко и весело с ними работать. Я никогда не репетировал так легко, как спектакль «Война и мир». Его реакция, история, строение психики. Через него смотреть на историю, связанную с культурой, общественным устройством, политикой, природой. Только через него. Не вносить театр в человека, а идти от человека. Не вкладывать в актёра знания, мудрость и потом управлять им. Актёр, даже самый талантливый, не может всё воспринять.
Нужна одна нота, чтобы он мог зазвучать и не задохнуться. Инструменты — это те, кто связан с жизнью человека. Театральные средства, эффекты, экраны я всегда игнорировал. Отказавшись от всего, я заново открыл для себя человека, которого видел и Леонардо да Винчи. Я чувствовал, что иду по непривычному для себя пути. Рисковать я не боялся. В это время, как я уже говорил, меня мучили страшные боли, голос почти пропал, я говорил в микрофон. Я лишился возможности кричать, а боль не давала выбегать на сцену и показывать актёрам.
Всё здесь переплелось. И Литва, и литовские полки, и Наполеон. Через этого человека, ставя его в ситуацию войны, понимаешь боль, несправедливость, презрение, которые ему нужно пережить. Я увидел человека великим и уже не могу от него отказаться. Только могу найти то, что показало бы его ещё более великим, высоким, мудрым. Вы сейчас по-другому понимаете миссию актёра? Смотрел не на то, что сделал я, а на то, что делают актёры. Я, пожалуй, впервые наблюдал воочию, как актёр-человек становится творцом и творит прямо здесь, без всяких вспомогательных средств, режиссёрских приспособлений.
Статичность была моим коньком, моим Богом. Но сейчас всё было приведено в движение — и история, и судьбы. Мне трудно рассказать об этом словами. Но я достиг того, что критики сейчас называют в рецензиях новым театральным действием, которое, по их словам, должно быть проанализировано. Я совершил некое преступление в театре, и теперь неизвестно, что с ним делать. Но это случилось, с крахом и, может быть, с гордостью. И неважно, что это произошло в том спектакле, в Москве. Главное, что я уже знаю, что делать дальше.
Я понял, что нашёл путь, который назвал бы путём человека. Может быть, слишком поздно, но таков теперь мой путь. Без метаний. В созданный вами Малый театр, который своими спектаклями вы превратили в Большой. Вы всё время говорили о возвращении в Литву, но так и не возвращались. Поставить спектакль? Может быть, и неплохой, долговечный, интересный, о человеческой судьбе… Да, но всё же казалось — не то. И только сейчас я сформулировал настоящую причину возвращения в Вильнюс, в Малый театр.
Работать с другими театрами, если они согласятся. Делиться тем, что я сейчас понял. Раньше мне нечего было предложить театру. Как сок вытекает из дерева, так и жизнь вытекает из нас. Вот почему нужно прощаться с достоинством, мудро», — говорили вы, когда вам было всего 40 лет. Что бы вы хотели создать за то время, которое ещё отведено вам для творчества? Недаром режиссёры моего возраста начинают ставить оперы. Там музыка… Я уже ставил оперы в Большом театре.
Впервые я почувствовал себя «вторым». Потому что «первый» там дирижёр. Как мне приятно быть «вторым», с каким удовольствием я покорялся дирижёру! И подумал — почему люди в жизни так трудно подчиняются, сопротивляются? Зависть, борьба, конфликты. Люди, как приятно служить! И если делаешь это честно, заслужишь доброе имя слуги. Спектакль от А до Я сильно выматывает, пока ты рассказываешь зрителю историю.
С возрастом это становится не просто физически тяжело. Ты чувствуешь, что всё вроде бы ясно, но продолжаешь мусолить эту историю, этот сюжет, мусолишь, мусолишь, снова и снова. Кажется, надо бы спешить, а спешить не можешь, вдруг что-нибудь разрушишь. Это превращается в мучение, бессмысленность. Часовой продолжительности, прикоснуться ими к автору. И часто эскизы бывают интереснее самого спектакля. Поэтому режиссёры с мировым именем и занимаются эскизами, раздумьями о театре, искусстве. Или преподают, открывают школу.
Языки: русский и английский. Главный редактор Бабаян Роман Георгиевич. Email: [email protected]. Информация, размещенная на портале, а именно: текстовые материалы, элементы дизайна, логотипы, товарные знаки, фотографии, видео и аудио охраняются законодательством Российской Федерации и международными нормами права и не могут быть использованы без разрешения правообладателей.