ДнепроГЭС, по которой русские войска впервые нанесли удар, является мощнейшей гидроэлектростанцией на Украине. 18 августа 1941 года, отступающими частями Красной Армии, в Запорожье была взорвана плотина ДнепроГЭСа и выведены со строя турбины.
Вечерний Излучатель: ДнепроГЭС
Но самым, пожалуй, болезненным для Украины стало выведение из строя машинных залов Днепровской ГЭС: в результате полученных повреждений электростанция остановила свою работу. Почему так? Дело в том, что ДнепроГЭС выполняла роль критически важного суточного регулятора мощности потребления в энергосистеме. И в этой роли она была незаменима, поскольку, например, снижение или набор номинальной мощности на угольной теплоэлектростанции занимает в среднем 10-12 часов, ядерный реактор тем более нельзя быстро включить или выключить, а на гидроэлектростанции подъем или опускание гидрозатвора занимает считанные минуты. Поэтому самой, пожалуй, важной ее функцией было распределение электроэнергии в моменты пиковых нагрузок. Это не считая обесточенных промышленных предприятий, многие из которых работают на украинский военно-промышленный комплекс. Отметим, что это уже третье разрушение Днепровской ГЭС за время ее существования. Сама электростанция была построена в 1930-х годах в рамках реализации плана ГОЭЛРО и на протяжении еще пары десятилетий оставалась самой крупной в Европе.
То, что операция по взрыву плотины была секретной, позволило нашим недоброжелателям вылить ушаты грязи в виде иллюстрации бесчеловечности советского руководства и в отношении своих граждан. Приказ о взрыве плотины отдало командование Юго-Западного направления в лице Семена Буденного. Приказ приняли от отчаяния, что не могут остановить немецкое наступление. По данным наших доброжелателей, взрыв плотины стал трагедией и для войск Красной Армии, и для местных жителей. Образовавшийся 30-метровый вал сметал все на своем пути, особенно досталось двум отступающим армиям и кавалерийскому корпусу, которые пострадали во время потопа, потом попали в окружение и плен. Искусственное цунами хлынуло вниз по Днепру. Гигантской волной были смыты все прибрежные села с местными жителями, разрушены понтонные переправы, по которым отступали советские войска. По их подсчетам в плавнях погибло около 20 000 красноармейцев и до 100000 жителей, которые и предупреждены не были. Немцы не пострадали, они наблюдали за всем в бинокли. Действительно, даже в условиях войны все это представляется жуткой трагедией. Самое интересное, что эти искаженные события еще долго и успешно тиражировались и у нас в стране, и за рубежом — мол, вот он, цинизм сталинского режима. Теперь нам остается только рассказать, как все было на самом деле. Действительно, угроза прорыва и захвата города была очень реальной, но взрыв плотины остановил движение противника, и Красная Армия еще 46 дней защищала город. Чрезвычайные меры по взрыву Днепрогэса рассматривались задолго до настоящих событий, и необходимая подготовка тоже была проведена. Сама операция была проведена на основании шифровки, полученной из Генерального штаба. В документе четко говорилось, что в случае опасности занятия плотины немцами, ее надо будет вывести из строя. Несколько слов о погибших двух армиях и кавалерийском корпусе. Отвод этих войск начался 17 августа по приказу командующего Южным фронтом, и переводились они на рубеж обороны вдоль реки Ингулец. Для них были подготовлены понтонные переправы, и 22 августа войска были успешно переправлены, а это состоялось уже через несколько дней после взрыва плотины.
Подрыв Днепрогэса был произведён согласно распоряжению Генштаба. Согласно боевым донесениям от 19 августа штаба Южного фронта Верховному Главнокомандующему, подрыв осуществили начальник Отдела военно-инженерного управления штаба Южного фронта подполковник А. Петровский и представитель Генштаба, начальник отдельного научно-исследовательского военно-инженерного института военный инженер 1-го ранга Б. Число жертв, вызванных взрывом Днепровской плотины, дискуссионно, так как подсчётов сразу не велось. В современной литературе встречаются цифры от 20 до 100 тыс. Эти цифры не подкрепляются никакими документами.
Ленина на Днепре, у города Запорожья, ниже днепровских порогов. Этот день принято считать официальной датой ввода станции в эксплуатацию, хотя первую электроэнергию Днепрогэс выдал 1 мая 1932 года, когда в 6 часов 30 минут был пущен первый агрегат гидростанции. Днепрогэс был построен согласно ленинскому плану государственной электрификации. В его разработке принимали участие свыше 200 инженеров и ученых во главе с Глебом Кржижановским.
Цунами и ядерная катастрофа: к чему приведет подрыв дамбы ДнепроГЭС, который готовят ВСУ
Согласно ему, все военнообязанные до 18 июля должны являться в территориальные центры комплектования ТЦК, аналог военкоматов для уточнения учетных данных. Законопроект вызвал большой резонанс и был встречен с критикой со стороны общества. К нему было подано рекордное количество правок — более 4,2 тыс. В частности, предлагалось прописать четкие сроки демобилизации военных, многие из которых находятся на фронте уже два года, однако этот вопрос был исключен из обсуждения. Кроме того, МИД Украины велел не оказывать консульские услуги мужчинам призывного возраста за границей, им можно будет только оформить документы для возвращения на родину. Таким образом офис Зеленского планирует выманить потенциальных солдат из-за границы.
На этом фоне среди граждан страны стали набирать популярность видеоролики «ухилянтов», которые уехали из страны, а теперь язвительно отзываются о ВСУ и службе. Согласно информации на сайте компании, распространяемая информация не соответствует действительности, все торги по реализации авиационной техники проведены в соответствии с законодательством, при этом иностранные компании к торгам не допускались. Отмечается, что списанная техника ликвидируется и вывозится с территории предприятия только в виде лома цветных металлов. Ранее Австралия отказалась отдать старые вертолеты для ремонта и передачи Киеву и предпочла их утилизировать. По его словам, это, конечно, касается хода военной операции, но у всех есть родственники и друзья среди участников СВО, которые также рассказывают о панике украинцев, передает ТАСС.
По данным представителей монастыря, атака произошла утром, когда священники и монахи с гуманитарной помощью застряли на разбитой дороге, не доехав 500 метров до монастыря, передает РИА «Новости». После этого за сломавшейся машиной выехала монастырская машина белого цвета. Как только первый автомобиль потянул второй на буксире, появился дрон-камикадзе и пытался атаковать автомобили на подъезде к обители, но не успел. Известно также, что после неудачной попытки уничтожить гуманитарный конвой последовала повторная атака. Ранее стало известно о попытке ВСУ ударить по детсадам в Запорожской области.
По его словам, он проинформировал участников коалиции про сложную оперативно-стратегическую обстановку на поле боя для украинских войск, передает ТАСС со ссылкой на Telegram-канал Сырского. Сырский сообщил, что речь также шла о состоянии энергетической инфраструктуры Украины, а также о потребностях ракет для ПВО. К встрече дистанционно присоединились президент Украины Владимир Зеленский и министр обороны Рустем Умеров. Ранее сообщалось, что украинская разведка прогнозирует тяжелую ситуацию для ВСУ с середины мая. Опросы проводили с 22 по 24 апреля и с 23 по 24 апреля.
В них приняли участие около 5 тыс.
Это дало возможность раздвинуть стены сооружения, достигнув необычайной широты и простора в помещении, площадь которого не шире 20 метров, при длине в 250 метров. Подрыв был произведён по указанию советского руководства, согласно распоряжению Генштаба. Взрыв 20 тонн аммонала частично разрушил плотину, вызвав многометровую волну, оборудование машинного зала было уничтожено. В результате взрыва в плотине возникла пробоина длиной 135 или 165 метров, через которую хлынула вниз тридцатиметровая волна, вызывая разрушения и гибель людей, оказавшихся в береговой зоне. В зону наводнения попали как немецкие войска, так и красноармейцы, которые осуществляли переправу через Днепр, а также мирные жители острова Хортица и прибрежной зоны. Для восстановления переправы через Днепр и электростанции разрушенная часть плотины была восстановлена немецкими строительными частями, а летом 1942 года вместо выведенного из строя заработало новое, немецкого производства, оборудование гидроэлектростанции. Осенью 1943 года при отступлении немцев плотина Днепрогэса снова была взорвана, но план полного уничтожения плотины не был реализован полностью, поскольку советским сапёрам и разведчикам удалось повредить часть проводов, шедших к детонаторам. Подрыв плотины Днепрогэса был среди пунктов обвинения немецких военных деятелей в ходе Нюрнбергского процесса.
Мероприятия советских солдат, не допустивших подрыва, увековечены в памятнике, установленном на могиле Неизвестного солдата. Политическая оценка Работы по строительству ГЭС начались только в марте 1927 года — причиной отсрочки были недостаток средств и политическая борьба среди советской партийной верхушки. Сперва идею строительства гидроэлектростанции на Днепре поддержал Троцкий в 1926 — и Сталин эту идею достаточно жёстко раскритиковал и высмеял, причиной было то, что проект потребует слишком больших средств для его осуществления. Но через пару лет Днепрострой превратился в программный проект советского правительства, средства нашлись. Одним из источников были иностранные кредиты — и источником очень важным, потому что для покупки высокотехнологичного оборудования и механизмов требовалась валюта. Летом 1926 года целая группа инженеров из «Купер Компани» прибыла на берега Днепра и начала обследовать выбранный советским правительством и Днепростроем участок на предмет его пригодности для сооружения ГЭС. Затем американцы ознакомились с проектом Александрова и — скорее в британских традициях — выразили некоторые сомнения вместо того, чтобы его раскритиковать. После этих сомнений в 1927 Александрову пришлось отправиться в США, в тур по проектным бюро, плотинам и электростанциям.
Совет народных комиссаров принял решение освободить земли вблизи г. Александровска, которые подлежали затоплению в результате строительства гидроэлектростанции.
Автором и руководителем разработки проекта строительства Днепрогэс был известный экономист, географ и инженер Иван Гаврилович Александров 1875-1936. Выходец из московской интеллигентной семьи его родители были врачами , Иван Александров окончил Московское инженерное училище путей сообщения и долгое время работал в сфере железнодорожного строительства, занимаясь проектированием железных дорог и железнодорожных мостов. Ему довелось участвовать в проектировании Среднеазиатской железной дороги, Финляндского моста через Неву и Бородинского моста в Москве и т. Но, помимо практической деятельности в сфере железнодорожного строительства, с 1912 года Александров очень интересовался и изучением проблем ирригации засушливых земель. Еще тогда он начал проектировать строительство оросительных каналов для среднеазиатских территорий, которые были построены уже в советское время. В 1920 г. Иван Александров заинтересовался вопросами строительства гидроэлектростанции на Днепре. Именно он предложил вместо создания нескольких электростанций соорудить крупную плотину и построить огромную гидроэлектростанцию с колоссальной по тем временам мощностью. Александров был приглашен к участию в составлении плана ГОЭЛРО, при этом продолжив заниматься другими интересными проектами, включая экономическое районирование страны. В 1921 г.
Разработчики проекта анализировали и учитывали передовой опыт того времени — строительства гидроэлектростанций в других странах мира, на крупных реках. В январе 1921 г. Перед работниками Днепростроя была поставлена задача проанализировать все материалы проводившихся на Днепре геодезических и гидрологических изысканий. В летнее время работники Днепростроя выезжали непосредственно на место предполагаемого строительства, где также проводили изыскательские работы. В качестве главного консультанта выступил Хью Купер — известный в то время американский инженер — гидростроитель, который предложил использовать ряд эффективных мер, помогающих увеличить темпы строительства и снизить стоимость материалов. Однако, непосредственно в 1922 г. Поэтому в начале 1920-х гг. В 1923-1926 гг. Медленные темпы подготовки к строительству были связаны, в том числе, и с особенностями экономического положения советской страны в начале 1920-х гг. В первые годы после революции страна находилась в международной изоляции, а собственная промышленность еще не производила оборудование, необходимое для строительства электростанции.
Ситуация изменилась ближе к середине 1920-х гг. Американская компания «General Electric» обратилась к советскому руководству с предложением запустить полный цикл строительства гидроэлектростанции, но к этому времени СССР уже справился с задачей разработки плана строительства самостоятельно.
В буклетах утверждается, что при взрыве Днепрогэса погибли исключительно гитлеровцы. Гражданское население, жившее ниже по течению Днепра, видимо, было заранее оповещено о скором подрыве 60-метровой плотины. Решение о восстановлении Днепрогэса было принято в начале 1944 года. Для начала предстояло расчистить завалы, масса которых составляла четверть миллиона тонн раздробленного бетона. Инструменты в основном были все те же — кирка и лопата. Но уже 7 июля 1944 года в разрушенную плотину был уложен первый кубометр бетона. Его опять месили ногами, причем на стройке преимущественно работали женщины.
Рабочий день продолжался 12 — 15 часов. Выходных не было. За смену бригада из 15 девчат укладывала до двухсот кубометров бетона. Бывший бригадир бетонщиц Полина Павловна Шило вспоминала: "Мы как бетонщицы получали в день по 1 кг хлеба. Это больше, чем получали, скажем, подсобные рабочие, но работа же очень тяжелая была. А еще карточки нам выдавали, которые мы отоваривали сухим пайком. Ни сахара, ни мяса, конечно, не было. На работу еще привозили горячее — какую-то баланду. Вот и все питание.
Зарплату еще получали, копейки какие-то. Но купить на них ничего мы не могли. В магазине ничего не было, а на базаре дорого". Очередной датой рождения Днепрогэса стало 3 марта 1947 года, когда был пущен первый гидроагрегат станции мощностью 72 МВт. В завершении же стоит рассказать, в каком состоянии находится ДнепроГЭС в нынешнее время. В 80х годах турбины Днепрогэса начали разваливаться. Был, как и полагается, подготовлен проект, предполагавший полную замену оборудования — турбин, генераторов, металлоконструкций, плотинных кранов. В итоге мощность Днепрогэса должна была возрасти с 650 до 800 МВт. Однако пока проект согласовывали, СССР прекратил свое существование.
Пришлось отложить модернизацию ГЭС до лучших времен. Таковые наступили лишь в 1997 году, да и то лишь отчасти. От прежних масштабов модернизации пришлось отказаться, ограничившись более экономичным вариантом: заменили только турбины, трансформаторы остались старые, генераторы тоже. Интересно, что на этот раз закупили французские турбины, причем позаимствовали у французских инженеров, осуществлявших монтаж, обычай называть агрегаты женскими именами. Так что сейчас на Днепрогэсе работают "Надежда", "Людмила", "Виктория" и реконструированная турбина "Валентина". Фото Днепрогэса днем Фото Днепрогэса ночью В настоящее время действует ограничение скорости движения по мосту —30 км в час. К такому решению пришли из-за вердикта ученых столичного института "Проектстальконструкция", которые после экспертизы бетонного гидроисполина пришли к выводу, что часть автоперехода находится в предаварийном состоянии. А ведь именно по этим транспортным полосам плотины движутся троллейбусы и большегрузные автомобили. В последнее время у жителей города достаточно поводов для волнений за дальнейшую судьбу "гордости советской электрофикации".
Время от времени в его бетонном теле появляются трещины, что говорит о пошатнувшемся здоровье "старика". Но одно из последних заявлений ученых Днепропетровского Национального горного университета способно повергнуть в шок не только запорожцев, но и всю Украину. Якобы, геологи "по косвенным признакам" установили, что под Днепрогэсом может находиться геологический разлом. И есть угроза, что плотина разрушится от малейшего движения земной коры. Последствия, которые предрекают ученые от возможного техногенного происшествия, покруче фильмов ужасов. Хотя запорожские мостовики опровергают информацию о возможном катаклизме, и убеждают, что местные специалисты эксплуатационной службы неусыпно следят за техническим состоянием Днепрогэса, местные власти решили перестраховаться и с помощью украинских и иностранных специалистов выяснить точно: есть ли разлом под плотиной. А пока веских доказательств тектонического разлома под плотиной нет, запорожские власти просят не создавать бурю в стакане, и не пугать людей зря. По словам директора Днепрогэса, плотина гидроэлектростанции отвечает всем эксплуатационным требованиям. Решением межведомственной комиссии она допущена к эксплуатации с оценкой "нормальное состояние".
Станция работает в проектных режимах, поддерживая на должном уровне экологические, технологические и судоходные нормы, заверил он. Начальник управления Государственной инспекции гражданской защиты и техногенной безопасности Главного управления МЧС Украины в Запорожской области Евгений Соловьев отметил, что поскольку плотина относится к перечнютехногенноопасных объектов, разработаны планы ликвидации чрезвычайной ситуации. Согласно проекту, АЭС сооружена на возвышенности". Стоит ли верить словам чиновников, или нет, я не берусь решать. По словам чиновников, в аварийном состоянии находится лишь проезжай часть плотины, разрушение которой не приведет к разрушению самой дамбы. В любом случае, необходимы деньги на ремонт самой проезжей части, а так же на строительство новых мостов, с целью разгрузки движения по плотине. На удивление, материала по истории строительства Днепрогэс довольно мало. Часть информации я откопал на сайте первой крымской 1k. Если тема вам интерестна, в дополнении интересные свидетельства очевидца стройки.
Выдержки из дневника участника строительства плотины — Бориса Вейде. Материал, предлагаемый читателям, написан "по мотивам" дневниковых записей Бориса Вейде, который участвовал в великой стройке от начала и до конца, пройдя путь от рабочего до солидного уровня "кадровика". После завершения строительства в Запорожье был переведен в Пермь на сооружение Камской ГЭС, где продолжал вести дневники. Свои записи и фотоальбом Борис Вейде оставил сыну Феликсу недавно умершему , который жил в Ивано-Франковске. Понимая значение документов, Феликс передал их в Запорожье своему другу Арику Печерице. Чтоб получить должность в аппарате Днепростроя, нужно было иметь протекцию Проработав более четырех лет на Запорожском авторемонтном заводе, в сентябре 1927 года Борис Вейде ушел на строительство гидростанции. Он пишет: "На территории колонии Кичкас, куда я пришел устраиваться на работу, моим глазам предстала такая картина: бараки, палатки, сотни людей, подвод, тачанок, дымящиеся костры. Три дня ходил я по многочисленным отделам Днепростроя, но безуспешно. Надо было иметь протекцию, чтобы получить какую-нибудь работу в аппарате.
У меня не было протекции, поэтому я поступил каменоломом в земельно-скальный отдел. Вручную мы кололи гранит на берегу Днепра. Норму на 2 рубля 50 копеек в день я выполнял. Возвращался домой в Запорожье пешком за шесть километров. Здорово уставал. Вскоре перевелся рабочим железнодорожных путей. Это была более осмысленная работа, и ее результаты мы видели ежедневно. Здесь я проработал месяц". Постройком гидротехнического отдела начал выпускать стенгазету "Плотина", Вейде был и корреспондентом, и оформителем.
Инициативного рабочего заметили и перевели в контору земельно-скального отдела. Будасси, отличный инженер по строительству дорог, свою команду привез с собой. Все пронизывала атмосфера угодничества, подхалимажа, протекционизма. Гидротехническим отделом руководили опытные инженеры-гидротехники Г. Веселаго и Ф. На стройке говорили, что оба они — сыновья царских адмиралов. В аппарате работали надменные Александров, Партельман, Берг, Растопчина — недобитые аристократы Растопчина — бывшая графиня. На местных жителей они смотрели, как на туземцев.
Главная навигация
- Вечерний Излучатель: ДнепроГЭС
- Мифы и факты про взрыв ДнепроГЭСа 18 августа 1941 года / Назад в СССР / Back in USSR
- Главная навигация
- Днепрогэс открылся 87 лет назад
- Вызов для Страны Советов
- Состоялось торжественное открытие Днепровской гидроэлектростанции - Знаменательное событие
Мифы и факты про взрыв ДнепроГЭСа 18 августа 1941 года
На Днепрогэсе осуществил оригинальную схему производства работ, ускорившую и облегчившую строительство. После завершения возведения Днепрогэс начальника строительства Александра Винтера избрали академиком АН СССР, хотя он не имел опубликованных научных работ. История Днепрогэса начинается с утвержденного в 1920 г. плана ГОЭЛРО, который предусматривал строительство гидроэлектростанции ниже порогов Днепра мощностью 500 тыс. Военэксперт Матвийчук: удар по Днепрогэсу сорвет ротацию ВСУ и ремонт техники. ДнепроГЭС — Днепровская гидроэлектростанция — пятая,старейшая, ступень каскада гидроэлектростанций на реке Днепр.
Как строили Днепрогэс и как гуляли, когда построил
По мосту через старое русло Днепра немцы смогли прорваться на остров Хортицу и начали обстреливать плотину из орудий и минометов. И вот теперь начинается самое интересное. То, что операция по взрыву плотины была секретной, позволило нашим недоброжелателям вылить ушаты грязи в виде иллюстрации бесчеловечности советского руководства и в отношении своих граждан. Приказ о взрыве плотины отдало командование Юго-Западного направления в лице Семена Буденного. Приказ приняли от отчаяния, что не могут остановить немецкое наступление. По данным наших доброжелателей, взрыв плотины стал трагедией и для войск Красной Армии, и для местных жителей. Образовавшийся 30-метровый вал сметал все на своем пути, особенно досталось двум отступающим армиям и кавалерийскому корпусу, которые пострадали во время потопа, потом попали в окружение и плен.
Искусственное цунами хлынуло вниз по Днепру. Гигантской волной были смыты все прибрежные села с местными жителями, разрушены понтонные переправы, по которым отступали советские войска. По их подсчетам в плавнях погибло около 20 000 красноармейцев и до 100000 жителей, которые и предупреждены не были. Немцы не пострадали, они наблюдали за всем в бинокли. Действительно, даже в условиях войны все это представляется жуткой трагедией. Самое интересное, что эти искаженные события еще долго и успешно тиражировались и у нас в стране, и за рубежом — мол, вот он, цинизм сталинского режима.
Теперь нам остается только рассказать, как все было на самом деле. Действительно, угроза прорыва и захвата города была очень реальной, но взрыв плотины остановил движение противника, и Красная Армия еще 46 дней защищала город. Чрезвычайные меры по взрыву Днепрогэса рассматривались задолго до настоящих событий, и необходимая подготовка тоже была проведена. Сама операция была проведена на основании шифровки, полученной из Генерального штаба. В документе четко говорилось, что в случае опасности занятия плотины немцами, ее надо будет вывести из строя. Несколько слов о погибших двух армиях и кавалерийском корпусе.
Возле ГЭС достаточно высокий подъем идет, и поэтому затопление там будет распространяться уже когда волна будет не 18 метров высотой, а все-таки ниже. Плюс, нужно понимать, что на в нижнем бьефе создано Каховское водохранилище с достаточно большим буферным объемом, поэтому в случае подрыва дамбы Днепровской ГЭС возможен аварийный сброс Каховского водохранилища. Таким образом, можно частично купировать катастрофические последствия подрыва ДнепроГЭС», — считает эксперт. Накануне член главного совета администрации Запорожской области Владимир Рогов в эфире радио КП сообщил о том, что украинские военные заминировали основные мосты в городе Запорожье, а также плотину ДнепроГЭС.
Причем сделали они это, по его словам, еще с первых дней марта. Ранее 5-tv.
Работы велись в три смены, сверхурочно. Впрочем, и здесь были пределы человеческим возможностям. Нередки случаи, когда некоторых из них находят спящими на производстве", — сообщала газета "Правда". Благодаря ударным методам строительства еще в конце сезона 1928 года удалось начать первые работы по возведению плотины в русле реки.
Весной 1929 года строители Днепрогэса приступили к укладке рабочих путей, по которым бетон с заводов должен был поступать к плотине. В этом же году началось возведение всех основных сооружений электростанции. В июле из котлованов была откачана вода, очищено дно реки и начаты работы по возведению бетонной плотины. В 1930 году было завершено возведение дамбы. Главный инженер Днепростроя А. Винтер в интервью корреспонденту ТАСС заявил, что строители "уже в этом году в темпах и качестве работ на Днепрострое сравнились с темпами Америки, оставив далеко позади европейскую технику.
В дальнейшем мы должны значительно опередить и американские темпы". Темпы действительно были впечатляющими. Если первоначально строительство планировали закончить за семь лет, что подтверждали и американские специалисты, то впоследствии сроки сдачи ГЭС корректировались в сторону ускорения. Наряду с комплексом Днепрогэса проектировались и возводились предприятия, которые должны были стать основными потребителями его энергии: металлургический, коксо-бензольный, ферросплавный заводы и завод спецсталей. Кроме того, тем же документом утверждалась необходимость соединения строящегося Днепрогэса линиями электропередач с Донбассом. Строительство гидроэлектростанции было завершено к 1 мая 1932 г.
Была возведена плотина длиной 760 метров, поднявшая уровень воды на 37 метров — на 4 метра выше самых высоких порогов.
Ведь усилиями политики Коммунистической партии, Советской власти, трудящихся СССР был создан развитый энергетический комплекс, бесперебойно функционировавший в интересах народного хозяйства, транспорта, Вооружённых сил, объектов социальной инфраструктуры. Однако открытие и пуск в эксплуатацию Днепрогэса символизировало прогрессивный характер социалистической системы.
В то время как в упомянутый период весь мир корчился в муках жёсткого финансово-экономического кризиса, Страна Советов поразила всё человечество не просто способностью сохранять устойчивые темпы роста производительных сил, но и осваивать новые горизонты. С тех пор практически всем стало очевидно, что СССР способен достигнуть небывалых вершин прогресса даже в тяжёлых условиях. Публикуем подробный материал , посвящённый данной теме.
Подготовка к строительству мощнейшей электростанции на Днепре началась задолго до символической церемонии водружения флага. Если обратиться к истории гидроэлектростанции на Днепре, то можно установить, что первые проекты использования днепровской воды появились еще в конце XIX — начале ХХ вв. Правда, тогда инженеры в большей степени были озадачены обеспечением свободного судоходства по Днепру, которое было серьезно затруднено наличием порогов.
Но к возможности использования «даром текущей» воды они также обращались. Однако, все задумки инженеров так и оставались на стадии благих намерений вплоть до 1920-х годов. История строительства Днепрогэса напрямую связана с планом электрификации всей страны, предложенным В.
Лениным практически сразу же после прекращения масштабных сражений Гражданской войны. Уже 21 февраля 1920 года была создана Государственная комиссия по электрификации России ГОЭЛРО , которая тут же приступила к разработке плана электрификации страны. Такую оперативность в былые времена сложно было представить.
Уже в декабре 1920 г. Теперь, при наличии нормативно-правовых оснований, оставалось лишь приступить к непосредственной разработке проектов и строительству. Поэтому станцию называли Александровской, однако вскоре появилось и другое ее название — Днепровская гидроэлектрическая станция ДнепроГЭС.
Строительство гидроэлектростанции вблизи Александровска было жизненно необходимым, поскольку помогало решить сразу целый комплекс серьезных экономических проблем. Во-первых, благодаря строительным работам по возведению плотины ликвидировались препятствия для судоходства по Днепру. Стокилометровая порожистая часть Днепра становилась пригодной для судоходства, что позволяло крупным морским судам заходить и подниматься по Днепру от Черного моря до Киева.
Это становилось серьезнейшим прорывом на пути к развитию транспортной инфраструктуры, особенно — перевозки грузов. Во-вторых, промышленные районы Екатеринославщины, рудники Криворожья, Херсонщина и Николаевщина нуждались в дешевой электроэнергии. Поскольку в самом Александровске собирались построить машиностроительный комплекс, то и здесь было необходимо дешевое электричество.
Создание гидроэлектростанции на Днепре сразу же решало перечисленные проблемы.
Символ Советского индустриального прорыва
Торжественно открыта Днепрогэс | Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина | Подрыв Каховской ГЭС совершила украинская сторона, этому предшествовал масштабный сброс воды на Днепрогэс. |
Кто финансировал Днепрогэс и Магнитку? | Днепрогэс был построен согласно ленинскому плану государственной электрификации. |
Мифы и факты про взрыв ДнепроГЭСа 18 августа 1941 года
Основной акцент в разработке проектов делался на развитие судоходства; гидроэнергетика в этих проекта присутствовала в свете рачительного «использование даром протекающей воды». Регулирование расхода воды не предусматривалось [3] [4]. Но при царской власти эти проекты оставались неосуществленными. В декабре 1920 года выработанный комиссией план электрификации всей страны был одобрен VIII Всероссийским съездом Советов. Запорожье, Украина планировалось строительство крупной гидроэлектростанции — Александровской станции.
Станция должна была разрешить ряд народо-хозяйственных проблем юга Украины: обепечить сквозную навигацию вдоль всей протяженности реки. Для этого с помощью плотины затоплялась порожистая часть реки, растянувшаяся почти на 100 км от Екатеринослава до Александровска ныне — Днепропетровск и Запорожье и рядом с плотиной создавался внутренний каботажный порт, позволяющий плавание крупным морским судам от Чёрного моря до Киева. Александровске планировалось создать крупный металлургический, машиностроительный комплекс. В музее В.
Ленинский лозунг «коммунизм — это советская власть плюс электрификация всей страны» был движущей идеей в выполнении плана ГОЭЛРО [8]. Земли под затопление освобождались в соответствии с проектом, созданным И. Александровым по заданию на проектирование, которое было выдано 5 марта 1921 года [9]. В проектировании и строительстве использовался опыт таких ГЭС, как «Куинстон англ.
Лаврентия [10]. Место под строительство станции выбрали у колонии Кичкас, в пяти километрах от тогдашнего города [11]. В условиях 1922 года немедленно приступить к воплощению в жизнь проекта было невозможно, поэтому в плане ГОЭЛРО на 1921—1922 годы были намечены только предварительные изыскания и подготовительные работы, а на 1923—1926 годы была запланирована постройка Александровской плотины [7]. Промышленность не производила энергоагрегатов требуемой мощности, а экономическая изоляция Советской России ещё не была полностью преодолена.
Надвигающийся мировой экономический кризис , который не затронул СССР, помог решить проблему с поставкой оборудования — американская компания «General Electric» предложила полный цикл строительства ГЭС, однако в СССР уже была сделана разработка гидроэлектростанции, а у американской компании докупили только недостающее оборудование [10]. Этапы создания Днепровской гидроэлектростанции: [7] Александровская станция на Днепровских порогах г. Александровск : Предварительные изыскания и подготовительные работы — 1921—1922 гг.
Да и вообще, это был едва ли не последний конкурс на советское промышленное здание если конечно, конкурс на один фасад, где конфликт развернулся исключительно вокруг декора, вообще можно считать промышленным конкурсом. С большой долей уверенности можно предположить, что конкурс был санкционирован на самом высоком уровне, скорее всего самим Сталиным, который по какой-то причине заинтересовался ситуацией. Возможно - случайно. Енукидзе ни в коем случае не был самостоятельной фигурой. Кроме того, три проекта — Жолтовского, Щуко и Веснина — были выставлены на проходившей в декабре 1929 г. Это означало, скорее всего, что, во-первых, в задачи организаторов конкурса входило столкнуть между собой именно эти три фигуры, проекты остальных даже не рассматривались в партийных кругах, а во-вторых, что публичному обсуждению конкурсных работ в январе 1930 г. Через два с половиной года Жолтовский и Щуко стали победителями конкурса на Дворец советов в разных турах и тем самым ведущими советскими специалистами по части архитектурной эстетики.
Веснины же, после нескольких неудачных попыток на разных конкурсах начала и середины тридцатых годов спасти хоть что-то из своих недавних художественных убеждений, ушли в тень и перестали играть какую-либо явную роль в советской архитектурной жизни, сохранив таинственным образом формально очень высокое положение в иерархии. Но в 1930 г. Так, например, отозвался о них работавший в Москве Бруно Таут в 1932 г. Сам факт организации конкурса на фасад турбинного зала в 1929 г. Иначе невозможно объяснить, каким образом Жолтовскому и Щуко удалось бы вмешаться в далекое от них, находившееся в ведении братьев Весниных и подконтрольное Политбюро промышленное строительство. Конкурс совпал по времени с проектированием и строительством каменного мавзолея Ленина, чем занимался Алексей Щусев. Судя по скорости проектирования и таинственности процедуры утверждения щусевского проекта в 1929-30 гг,7 контролировал этот процесс лично Сталин. Мавзолей был, видимо, первым архитектурным проектом, привлекшим внимание Сталина. Можно предположить, что и конкурс на Днепрогэс он приказал организовать одновременно с проектированием мавзолея, чтобы ближе познакомиться с архитектурной проблематикой и присмотреться к ведущим архитектурным кадрам. Во всяком случае, по результатам конкурса совершенно очевидно, что склонность высшего начальства к классическому декору проявилась уже тогда.
В этом смысле конкурс на Днепрогэс можно считать прямым предшественником конкурса на Дворец советов и первым, еще не очевидным для внешнего мира шагом к смене общегосударственного стиля в 1932 г. Хан-Магомедов рассматривает конкурс на Днепрогэс как борьбу конструктивизма с «неоренессансной школой». Но, учитывая ситуацию 1929-30 гг. О борьбе, протекавшей по инициативе и под контролем партийного верхушки. Возможно, что это был один из самых ранних открытых эпизодов такой борьбы уже в сталинское время. Смысл этой борьбы понять довольно трудно. Хан-Магомедов пишет: «Анализ конкурсных проектов с очевидностью выявляет, что при решении фасада главное внимание все конкуренты уделили художественно-композиционным вопросам. Больше того, на общественном обсуждении проектов споры шли, прежде всего, вокруг проблем образного решения фасада». Для конструктивистов Весниных такой подход был изначально неприемлем, для классициста Жолтовского — естественен. Получается, что Весниных заставили играть и позволили им победить!
По словам Хан-Магомедова, «... В центре внимания на обсуждении оказались два проекта — веснинский и «ренессансный» вариант Жолтовского. Веснинский проект был одобрен, причем, что важно подчеркнуть, не за его функционально-конструктивные или технико-экономические качества, а прежде всего за художественные достоинства, при этом фактически не принимались во внимание конструктивные и экономические преимущества других проектов»9. О том, чьи проекты обладали большими, чем проект Весниных «конструктивными и экономическими преимуществами», Хан-Магомедов не упоминает. Более того, его вывод выглядит убийственным для Весниных, как конструктивистов. Художественные принципы конструктивистов изначально исключали проектирование фасадов вне связи с решением конструктивных, функциональных и экономических проблем. Однако, Хан-Магомедов ставит проекты Жолтовского и Весниных на одну доску, причем именно с точки зрения разрыва между конструктивной основой здания и фасадным декором: «Позднее и сами Веснины, и другие авторы, писавшие о Днепрогэсе, противопоставляя проекты Жолтовского и бригады В. Веснина, подчеркивали функционально-конструктивную целесообразность веснинского проекта и декоративную бутафорность проекта Жолтовского. Однако такая оценка во многом не соответствует действительности. В проекте Жолтовского была неприемлема тогда, прежде всего его стилевая сторона, что же касается функционально-конструктивных вопросов, то в проекте Жолтовского они были решены на очень высоком уровне.
Если отвлечься от борьбы творческих течений тех лет, а оценивать оба проекта с точки зрения соответствия фасадного решения принятой автором на функционально-конструктивной основе, то еще не известно, какой из проектов Жолтовского или веснинский можно было бы признать более органичным». Это само по себе означает неудачу Весниных как конструктивистов, по существу их поражение. Однако, Хан-Магомедов подчеркивает, что конкурс был эпизодом борьбы конструктивизма с «неоренессансной школой», в которой победил конструктивизм. Странная это борьба и странная победа, если конструктивистам пришлось отказаться от главных принципов свое движения. А что же удалось сохранить? Хан-Магомедов так описывает проект Весниных: «В веснинском проекте в данных конкретных условиях был выбран исключительно удачный художественно-композиционный прием. Вместо ритмического членения фасада была подчеркнута его монолитная крупная форма, всякий намек на ритм на фасаде был убран. Фасад решен предельно лаконично: облицованная камнем стена прорезана в нижней части горизонтальным эркером. Такое решение было подсказано авторской бригаде, возглавлявшейся В. Весниным, Александром Александровичем Весниным, который создал первоначальный эскиз на кальке, положенный затем в основу разработки конкурсного проекта».
В том, что фасад лишен ритма и подчеркнута его монолитность? Совершенно неясно, почему это хорошо. Еще менее ясно, в чем удачность решения фасада как стены, облицованной рустованным камнем и прорезанной посередине горизонтальным окном во всю длину стены? Вообще-то, это довольно дикая идея, причем с точки зрения обеих, якобы противоборствующих художественных систем - и конструктивизма, и неоклассики в вариантах Жолтовского и Щуко. Скорее всего, разгадка кроется в оговорке Хан-Магомедова: «в данных конкретных условиях был выбран исключительно удачный художественно-композиционный прием». То есть, это не вообще удачный прием, а именно в данных конкретных условиях. Веснины были вынуждены на него пойти. Александр Веснин подсказал авторской бригаде не столько удачный художественный, сколько удачный тактический прием. О том, какой именно проект обладал большими конструктивными и экономическими достоинствами, чем веснинский, можно судить по книге Чинякова. Жолтовским и В.
Щуко, и в проекте, выполненном американскими консультантами Днепростроя под руководством инженера Купера, получили отражение две диаметрально противоположные концепции архитектуры промышленного сооружения. В американском проекте все внимание было сосредоточено на разработке конструктивно-технической стороны сооружения и полностью игнорировались художественно-эстетические требования к его архитектуре. Широкое общественное обсуждение проектов, устроенное в январе 1930 г. Гинзбург резко и обоснованно критиковал в своем выступлении американский проект. В то же время академик Щусев, защищая проект Жолтовского от ожесточенной критики со стороны архитектурной молодежи во главе с И. Это мастерство и мастерство высокой марки. Просто нам оно не подходит. Веснин решил лучше, а Жолтовский — хуже"»12 Стоит обратить внимание на фразу: «В американском проекте... На языке сталинского и постсталинского архитектуроведения это означало отказ от неоклассического декорирования фасадов. Именно за «игнорирование художественно-эстетических требований к архитектуре» и поносили в 30 и 40-е годы конструктивизм.
Получается, что конкурирующих сторон было не две, а три. И что, скорее всего, конструктивистские ценности — конструктивную и экономическую осмысленность — защищали не Веснины, а американцы с совершенно не известным нам проектом. Любопытен отзыв о проекте Купера в выступлении Луначарского: «Критикуя техницизм американского проекта, он Луначарский — Д. Если по тому или иному поводу существовало мнение высшего начальства, он озвучивал именно его. Противопоставление красивой, заботящейся о рабочем советской архитектуры западной, которая этого не делает, было идеологически развито чуть позже, в эпоху наступившего сталинского ампира. Главной причиной якобы естественного краха конструктивизма в начале тридцатых всегда называлось в советских публикациях то, что народу стало жить лучше, веселее и потому его перестала удовлетворять аскетическая конструктивистская архитектура. То, что такого рода риторика использовалась уже в 1929 г.
Прямо на плотине, для укладки бетона, провели железнодорожные пути. И строили качественно: до сих пор бетон станции, уложенный в тридцатые годы, крепок. Строители Днепрогэса укладывают бетон на плотине с помощью железнодорожных кранов Фото: РИА Новости Многое пришлось закупать за рубежом — турбины, генераторы. Но Винтер оказался не только замечательным «толкачом», но и талантливым конструктором. Все американские консультанты ахнули, когда он предложил вместо строительства в две очереди с установкой турбин мощностью по 30 тыс. И это оказалось не авантюрой! Всё удалось построить и наладить на ленинградском заводе «Электросила». Винтеровская сварная конструкция генератора и ротора оказалась настоящим открытием мирового уровня. И к концу лета 1932 года стало ясно, что проект состоялся, что вот-вот станция даст энергию. Академик предупредил об опасности ударов по Днепрогэсу Строительство крупнейшей гидроэлектростанции с плотиной и рабочим городком заняло пять лет — гораздо меньше, чем предполагали скептики. Советский Союз получил крупнейшую в Европе электростанцию. Этот статус Днепрогэс сохранял долго — четверть века. Себестоимость киловатт-часа электроэнергии, которую вырабатывала Днепровская ГЭС, оказалась самой низкой в мире. Вода пошла К октябрю 1932 года гидроагрегат был готов к работе. Торжественное открытие сначала наметили на 4 октября. Но Иосиф Сталин решил особо отметить товарища Винтера. Он знал, что директор Днепростроя 10 октября отмечает день рождения, и дал совет совместить два праздника. И отметить как следует, с размахом. Когда в день своего рождения в торжественной обстановке Винтер взял рубильник, чтобы включить ток, американский инженер Хью Томпсон сказал по-русски: «Ну что ж, мистер Винтер, суп готов». Они обнялись, оба прослезились. Все запомнили эту минуту. А ток пошел бесперебойно. Заработали все пять генераторов станции. Некоторое время собравшиеся смотрели на ее конструкцию как завороженные. А потом грянуло «Ура! Возможно, ему нездоровилось, возможно, нашлись дела поважнее праздников, но не исключено, что он уже в то время старался избегать многолюдных собраний, опасаясь покушений. Главными посланцами Москвы стали «всесоюзный староста» Михаил Калинин и «нарком индустриализации» Серго Орджоникидзе. Выступил перед строителями Днепрогэса и французский писатель Анри Барбюс, в то время большой поклонник советской системы. А все-таки наша взяла, все-таки здесь, на Днепре, они увидели то новое, чего нет у них и не может быть в условиях капиталистического хозяйства», — сказал в тот день Винтер. В этих словах — настроение того дня. А орден Красного Знамени получил, кроме нескольких советских героев стройки, и Хью Купер.
Монтаж всего оборудования был завершён 16 апреля 1939 года. После запуска девятого гидроагрегата станция вышла на проектную мощность — 560 тыс. На базе Днепровской ГЭС выросли завод «Коммунар», заводы листовой стали, инструментальных сталей, алюминиевый, магниевый, ферросплавный, коксохимический, электродный. Сегодня фальсификаторы истории всеми силами пытаются нивелировать величие трудовых подвигов советского народа и обвинить СССР во всех смертных грехах.
Последние новости
- Подпишитесь на ежемесячную рассылку новостей и событий российской науки!
- Что случилось на станции
- На Днепрогэс произошел взрыв - Российская газета
- Больше об истории
- 10 октября 1932 года состоялось торжественное открытие ДнепроГЭСа
- Восстановление Днепрогэса: new_rabochy — LiveJournal
Пьянство, воровство и паранойя. Что скрывалось за фасадом первой великой стройки
Дело в том, что ДнепроГЭС выполняла роль критически важного суточного регулятора мощности потребления в энергосистеме. И в этой роли она была незаменима, поскольку, например, снижение или набор номинальной мощности на угольной теплоэлектростанции занимает в среднем 10-12 часов, ядерный реактор тем более нельзя быстро включить или выключить, а на гидроэлектростанции подъем или опускание гидрозатвора занимает считанные минуты. Поэтому самой, пожалуй, важной ее функцией было распределение электроэнергии в моменты пиковых нагрузок. Это не считая обесточенных промышленных предприятий, многие из которых работают на украинский военно-промышленный комплекс. Отметим, что это уже третье разрушение Днепровской ГЭС за время ее существования. Сама электростанция была построена в 1930-х годах в рамках реализации плана ГОЭЛРО и на протяжении еще пары десятилетий оставалась самой крупной в Европе.
Первое разрушение произошло в августе 1941 года — плотина ДнепроГЭС была взорвана по приказу советского командования, чтобы электростанцией не смогли пользоваться наступавшие немецко-фашистские войска. Во второй раз ее взорвали уже фашисты — при своем отступлении осенью 1943 года.
В январе 1921 г. Несколько техников и инженеров во главе с И. Александровым, две небольшие неотапливаемые комнаты в старом московском переулке — так начиналось проектирование Днепровской ГЭС. Сотрудники этой организации изучали найденные в архивах Петрограда и Киева материалы ранее проведенных на Днепре геодезических и гидрологических изысканий, а летние месяцы проводили на месте будущего строительства [14]. Этот одноплотинный вариант и был принят при окончательной разработке проекта, в котором участвовал коллектив специалистов И. Александров, В.
Веснин и другие. В 1926 году в советском правительстве было принято решение отправить делегацию в США с несколькими целями: обсудить с ведущими американскими специалистами проект строительства ДнепроГЭСа, выбрать компании для закупки оборудования необходимого для реализации планов строительства Днепростроя и найти инвесторов для этого строительства [16]. В 1920-х годах американская электротехническая промышленность значительно превосходила [15] промышленность любой другой страны. Переговоры проводились с известным американским гидростроителем Хью Купером англ. Среди его достижений было строительство Торонтской электростанции англ. Купер был очень впечатлён проектом Александрова, дал ему высокую оценку [16]. В случае успеха строительства Днепровского промышленного узла эта политика получила бы дальнейшее распространение на всей территории Советского Союза. На ранних этапах проектирования между Купером и советскими разработчиками станции велась оживленная дисскусия, за которой пристально наблюдал Сталин.
Сохранилось письмо Сталина к Куйбышеву, где он настоятельно рекомендует прислушиваться к мнению американского специалиста. Перед тем как Купер был утвержден главным консультантом проекта, советское правительство выбирало между ним и специалистами из немецкого концерна Сименс. Инженеры Сименса были сильны в расчётах, но имели существенно меньший опыт строительства гигантских гидроэлектростанций. Одним из решающих факторов в выборе консультантов из США сыграло влияние Сталина, кто определял суть ленинизма как «русский революционный размах и американская деловитость» [21]. В конце концов победил Купер [22]. Оборудование, поставляемое на строительство станции.
С 1920 г. Александров начал разрабатывать проект строительства ГЭС на Днепре, предложив вместо создания нескольких станций малой мощности построить на днепровских порогах одну крупную плотину с ГЭС сверхбольшой для того времени мощности в 560 МВт. Автором архитектурного проекта был В. На стройке постоянно находились американские консультанты — представители фирм поставщиков оборудования. Шестой генератор для станции изготовили специалисты ленинградского завода «Электросила». В мае 1932 г. Калинин и нарком тяжёлой промышленности Г. В 1939 г. На основе дешёвой электроэнергии был создан Запорожский промышленный комплекс. Днепровские пороги были затоплены и обеспечено сквозное судоходство по Днепру. В августе 1941 года, отступая, красноармейцы взорвали плотину. А осенью 1943 года, навсегда оставляя Запорожскую область, гитлеровцы попытались стереть Гидроцентраль с лица земли.
Монтаж всего оборудования был завершен 16 апреля 1939 года. После запуска девятого гидроагрегата станция вышла на проектную мощность — 560 тыс. На базе Днепровской ГЭС выросли заводы «Коммунар», листовой стали, инструментальных сталей, алюминиевый, магниевый, ферросплавный, коксохимический, электродный. Сегодня Днепровская гидроэлектростанция Днепрогэс — это крупная гидроэлектростанция, она обеспечивает электроэнергией Донецко-Криворожский промышленный район.
Что известно о самой мощной украинской гидроэлектростанции?
- JavaScript is Disabled in your browser. Please Enable the JavaScript to continue.
- Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
- Комментарии
- Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
На Днепрогэс произошел взрыв
В результате взрыва большевиками плотины ДнепроГЭСа, от образовавшейся гигантской днепровской волны, погибло тогда около 100 000 (ста тысяч). «Чтобы приостановить наступление врага, я получил приказ взорвать электростанцию Днепрогэс», – рассказал он на допросе. Сильный пожар начался на подстанции в районе ДнепроГЭС после авиаудара, сообщают очевидцы.
Цунами и ядерная катастрофа: к чему приведет подрыв дамбы ДнепроГЭС, который готовят ВСУ
На основе ДнепроГЭСа в Запорожье был создан металлургический, химический и машиностроительный промышленный комплекс. Стоимость проекта ДнепроГЭС изначально оценивалась в 50 миллионов долларов, а затем увеличилась до более внушительной цифры — 100 миллионов. ДнепроГЭС-1 был первоначально построен в 1927-1932 годах, но был разрушен во время Второй мировой войны, чтобы затруднить форсирование реки наступающими немецкими. После полного освобождения Запорожья восстановлением ДнепроГЭС займется Россия.
Украина планирует в мае начать восстановление ДнепроГЭС
18 августа 1941 года, отступающими частями Красной Армии, в Запорожье была взорвана плотина ДнепроГЭСа и выведены со строя турбины. так днепрогэс, получается, по мощности вполне сопоставим с далеко не самой мощной новосибирской ГЭС? Я уже писал, ч то ДнепроГЭС, потому и получился несколько слабеньким, для своего времени, что проектировался двадцатью годами ранее. 25 марта украинские власти заявили, что восстановление 5-й ТЭС в Харькове и ДнепроГЭС займет годы. Днепрогэс был построен согласно ленинскому плану государственной электрификации. «Чтобы приостановить наступление врага, я получил приказ взорвать электростанцию Днепрогэс», – рассказал он на допросе.