Самолет X-59, разработанный в рамках сотрудничества NASA с компанией Lockheed Martin, обещает стать прорывом в области сверхзвуковой авиации. «При работе ТРД, использующего криогенное топливо, происходит разгон самолета до гиперзвуковой скорости. У ведущего программы «Военная приемка» появилась уникальная возможность полетать на настоящем боевом истребителе МиГ-29. Вчера появились данные о том, что отечественный сверхзвуковой пассажирский самолёт будет называться «Стриж», а сейчас приводим больше подробностей о нём.
Видео дня: сверхзвуковой самолет нового поколения XB-1 совершил первый полет
Сверхзвуковой самолет НАСА X-59, способный преодолеть звуковой барьер "в тишине", скоро поднимется в небо. Компания Venus Aerospace недавно представила концепт гиперзвукового самолета, который передвигается со скоростью 9 Махов (≈11 025 км/ч). Феномен Ту-144: инженерные особенности и его отличия от британо-французского сверхзвукового самолета Concorde. Новый сверхзвуковой самолет способен достигать скорости 1488 километров в час со сниженным уровнем шума.
9 самых быстрых и мощных действующих истребителей
При этом, как утверждает Солозобов, цена СГС будет чуть выше дозвукового узкофюзеляжного двухдвигательного самолёта Ту-214. Об этом свидетельствуют предварительные результаты стоимостного проектирования, которое провели в ПАО «Туполев». В сентябре прошлого года министр промышленности и торговли России Денис Мантуров в интервью газете «Ведомости» сообщил, что ведомство намерено поддержать проект компактного сверхзвукового джета на 16—19 мест. Он рассказал, что на исследования по вопросу создания СГС в 2017—2019 годах было направлено 1,4 млрд рублей.
В середине апреля 2020 года Минпромторг объявил тендер на формирование концепции сверхзвуковой гражданской машины под шифром СГС-Т1. Работы должны завершиться к 15 декабря 2021 года. Разработчик получит 213 млн в 2020 году и почти 505 млн в 2021 году.
Ожидается, что эти деньги позволят нивелировать дефицит знаний и технологий в сфере гражданского сверхзвука. Значительный технический риск, а также отсутствие норм по допустимому уровню звукового удара и шума в районе аэропорта требуют развития, численной и экспериментальной отработки новых технических решений и технологий», — говорится в тендерной документации. Бесфорсажный режим Как заявили опрошенные RT эксперты, создание сверхзвукового гражданского самолёта представляет собой чрезвычайно сложную задачу.
Новый самолёт должен значительно превзойти машины первого поколения по уровню комфорта и экономичности. Речь идёт об англо-французском Concorde и советском Ту-144, которые были выведены из эксплуатации в 2003 и 1999 годах. Причинами отказа авиаперевозчиков от этих самолётов послужили аварии и высокая стоимость билетов.
Важно отметить, что эта модель чуть ли не ежегодно модернизируется, поэтому в будущем его значения могут существенно вырасти. Кстати, по маневренности самолет также входит в мировые топы. Это второй мировой показатель. Однако и этот самолет больше не производится, а в скором времени оставшиеся летательные аппараты этой серии скорее всего спишут с эксплуатации. Бомбардировщики Бомбардировщики используются для уничтожения наземных объектов противника, например, заводы военной техники, военные части. Операции проводятся при помощи бомб. Поэтому наиболее важной характеристикой бомбардировщиков является грузоподъемность.
Тем не менее, среди них также огромное количество моделей, которые могут за максимально короткий срок преодолеть огромное расстояние. Ту-160 Ту-160 или «Белый лебедь» — это бомбардировщик российского производства, который известен по всему миру. У него есть несколько преимуществ: маневренность, дальность перелета и скорость. Он способен транспортировать бомбы большого размера, так как изначально создавался для размещения на нем ядерных боеголовок. Но потом на него поставили обычное вооружение, и он по-прежнему эксплуатируется ВВС Соединенных Штатов. Уже в 1981 году был принят на вооружение, где по-прежнему и состоит во многих странах. В особенности много самолетов этой серии у Российской Федерации.
Как правило, пассажирские авиалайнеры не летают с более высокой скоростью, чтобы обеспечить максимальный комфорт и безопасность. Однако это не значит, что они не могут быстрее. Рассмотрим самые быстрые в мире пассажирские самолеты. Boom Supersonic Сразу отметим, что на этом самолете пока что нельзя полетать, так как он находится на этапе разработки и тестирования. В отличие от всех остальных сверхзвуковых пассажирских самолетов, эта модель является бюджетным проектом. Кстати, управлять им будут 2 пилота, как и в обычных лайнерах. Cessna Citation X Этот самолет относится к категории бизнес-класса и долгое время удерживал рекорд по скорости среди пассажирских авиалайнеров.
Airbus A380 Airbus A380 является одним из самых крупных и вместительных самолетов. Если же говорить только о серийных пассажирских авиалайнерах, то он и вовсе может претендовать на звание одного из самых быстрых в мире. Самолет Airbus A380 появился в 2005 году и по-прежнему является одним из самых популярных.
Пока настолько быстрые путешествия невозможны, но лет через десять наверняка для кого-то станут обычным делом. Если, конечно, эксперты и регуляторы из разных стран не передерутся. Почему Ту-144 и "Конкорд" ушли в историю? Сверхзвуковой пассажирский транспорт когда-то уже существовал. Их было ни с чем не перепутать: узкий вытянутый фюзеляж с заостренным носом, по бокам - длинные дельтовидные крылья, как оперение стрелы, снизу - еле заметные двигатели угловатой формы, чем-то напоминающие старые камеры видеонаблюдения. Это были самолеты будущего, способные разогнаться более чем до 2 тыс. Но это будущее толком не наступило. Скорость звука не просто красивое сравнение. Если лететь еще быстрее, возникает дополнительное сопротивление воздуха. Необычные субтильные силуэты "Конкорда" и Ту-144 позволяли преодолеть звуковой барьер, но дорогой ценой: несмотря на конструкторские ухищрения, оба самолета расходовали непомерно много топлива, а вмещали лишь чуть больше сотни пассажиров. Билеты стоили соответствующе. Места в последних рейсах "Конкорда" между Лондоном и Нью-Йорком стоили 4350 в одну сторону с поправкой на инфляцию по нынешнему курсу это около 540 тыс. Расход топлива - половина беды: "Конкорд" и Ту-144 были настоящей напастью для людей на земле. Чтобы получше в этом разобраться, я отправился в подмосковный город Жуковский - 40 минут на метро и полчаса на электричке - к научному руководителю ЦАГИ и проекта по разработке концепции сверхзвукового пассажирского самолета второго поколения. Волна, идущая от носа корабля, распространяется на огромное расстояние, на это уходит энергия", - заходит издалека академик РАН Сергей Чернышев. Со сверхзвуковыми самолетами получается то же самое, только вместо воды - воздух: ударная волна от летательного аппарата уносит часть энергии двигателя. Там, где ударная волна касается земли, раздается взрыв. На самом деле ничего не взрывается - громкий хлопок обусловлен перепадом давления. Этот перепад составляет всего несколько десятитысячных долей атмосферного давления, но ухом воспринимается как отдаленный раскат грома будто из ниоткуда. Ночью они просыпаются, да и днем из-за внезапности это неприятно", - рассказывает Сергей Чернышев. А были случаи, когда из-за низко летевших Ту-144 и боевых машин лопались стекла, по зданиям шли трещины. Причем звуковой удар возникает не только под пролетающим самолетом - он накрывает землю ковром шириной в десятки километров, который стелется под воздушным судном, пока скорость остается сверхзвуковой. В Америке грохот самолетов будущего так встревожил чиновников, что Федеральное управление гражданской авиации США запретило полеты "Конкордов" над сушей еще до того, как те впервые поднялись в воздух с пассажирами на борту ооновская Международная организация гражданской авиации, или ИКАО, позже приняла резолюцию, где говорится, что сверхзвуковые самолеты не должны создавать "неприемлемые ситуации для людей". Потенциально популярные маршруты между Восточным и Западным побережьем страны отпали, а поскольку мир в 1970-х был не настолько глобализованным и богатым, как сейчас, франко-британским самолетам оставалось летать над Атлантикой из Нью-Йорка в Париж, Лондон и в обратном направлении. Перевозчики терпели убытки, несмотря на дорогие билеты, в 2000-м один "Конкорд" разбился, погибло больше 100 человек, вскоре для гражданской авиации наступили непростые времена из-за терактов 11 сентября и дорожающей нефти - в 2003 году "Конкорд" совершил последний рейс. О Ту-144 к тому моменту никто не вспоминал: советский самолет был снят с эксплуатации спустя всего семь месяцев после первого коммерческого полета. Сверхзвуковые самолеты остались только у Министерства обороны и научно-исследовательских институтов. Что общего у самолетов и качелей? Еще пока "Конкорды" летали в небе над Атлантикой, начались разработки сверхзвуковых пассажирских самолетов второго поколения. Ими занимаются государственные агентства и институты ЕС, США, Японии, России, корпорации с долгой историей в авиастроении и недавно открытые фирмы.
При этом билет на Boeing стоил примерно в десять раз дешевле, а на борт американский лайнер принимал в пять раз больше пассажиров. После контрольной проверки в небе возле российского города Егорьевск экземпляр новой модификации Ту-144Д должен был перейти на пассажирские перевозки. Во время полета приборы показывали возрастающую разницу между количеством топлива в баках и значением израсходованного горючего, но бортинженеры не сообщили об этом командиру воздушного судна. При включении вспомогательной силовой установки произошло воспламенение разлитого топлива. В дальнейшем выяснится, что протекал топливопровод. Экипажу удалось посадить работавший на одном двигателе из четырех самолет в поле. Из восьми человек погибло двое. Салон Ту-144. Изображение: volh. Также есть сведения о разрушении двигателя в еще одном экземпляре самолета. Это позволяет сделать предположение о «сырости» новых модификаций. В дальнейшем Ту-144 приспособили под летающие лаборатории, пассажиров самолет больше не перевозил. Теория хаоса против Concorde Совсем другое будущее было у Concorde. Самолет, несмотря на высокую стоимость и сложность обслуживания, продолжали эксплуатировать British Airways и Air France. Изначально планы были более масштабными: заявки на приобретение лайнеров подали 16 авиакомпаний, всего планировалось построить более 70 моделей. Но постепенно заказчики отказывались от покупок: разработка Concorde затягивалась, топливо дорожало, а массовым этот самолет не мог стать при всем желании — слишком дорог в эксплуатации. Некоторые пассажиры отмечали, что салон Concorde тесен, но на популярности лайнера это не сказалось. Изображение: everystockphoto. Concorde до последнего противостоял современным лайнерам, которые расходовали значительно меньше топлива, обходились дешевле и тоже довольно быстро доставляли пассажиров до пунктов назначения — правда, все равно медленнее сверхзвукового лайнера. Музей техники в Зинхайме Германия хранит и Concorde, и Ту-144. Изображение: airlinereporter. С другой стороны, комфорт и уровень сервиса соответствовал такой цене: первым пассажирам Concorde предлагали икру, стейки, лобстеры и шампанское Dom Perignon 1969 года. Большие затраты на Concorde до поры до времени не останавливали авиакомпании от использования сверхзвукового самолета. Как и в случае с Ту-144, крест на эксплуатации Concorde поставило авиационное происшествие. На протяжении 24 лет самолету удавалось обходиться без серьезных инцидентов. Случившаяся 25 июля 2000 года катастрофа — «эффект бабочки» в чистом виде. Механик Джон Тейлор, некачественно прикрепивший пластину к двигателю пассажирского McDonnell Douglas DC-10-30 авиакомпании Continental Airlines, и представить не мог, что станет виновником падения Concorde и гибели 113 человек. Место крушения рейса 4590 Air France. При взлете у Concorde со 109 людьми на борту лопнула одна из покрышек на левой стойке шасси. Разорвавшиеся куски резины повредили пятый топливный бак всего их 17 общей емкостью 119 тысяч литров и проводку. Горючее мгновенно воспламенилось, экипаж выключил один двигатель из-за пожарной сигнализации. Штатная система пожаротушения Concorde не справилась с таким возгоранием. Изображение: roblox.
Над Краснодаром раздался сильный хлопок. Рассказываем, что такое «сверхзвук»
Сверхзвуковые самолеты возвращаются. Одни этого ждут, другие боятся | Появление не боевой ракеты, а именно пассажирского гиперзвукового самолета, который будет летать со скоростью не меньше 6 тысяч км/час, ожидается где-то к 2050 году. |
Хождение за пять Махов | Разработка европейского сверхзвукового самолета шла публично: макеты и концепты демонстрировали на выставках, а научные проблемы обсуждали в открытых журналах. |
Ту-144: опережая звук и весь мир | Overture сможет перевозить от 65 до 80 пассажиров со сверхзвуковой крейсерской скоростью 1,7 Маха на расстояние до 7870 километров без применения форсажного режима двигателей. |
Сверхзвуковые самолеты возвращаются. Одни этого ждут, другие боятся | В Луганске объяснили звук взрыва переходом самолета на сверхзвуковую скорость. |
Ведущий России 1 спросил, как диспетчер свяжется с самолётом на сверхзвуке | Между звуками перехода самолета на сверхзвуковую скорость и взрыва крайне трудно найти разницу. |
Ведущий «России 1» пытался понять, как летчики слышат диспетчера, когда самолёт на сверхзвуке
9 самых быстрых и мощных действующих истребителей | Российские учёные подготовили техническое предложение на демонстратор перспективного сверхзвукового гражданского самолёта (СГС) «Стриж». |
Сверхдальний Bombardier Global 8000 со сверхзвуковой скоростью | Однако просто поднять скорость в 2-2,5 раза еще полдела: новый сверхзвуковой пассажирский самолет должен быть тихим. |
Новое поколение авиации: когда снова полетим на "сверхзвуке"? - Российская газета | РИА Новости, 21.10.2019. |
Boom Airliner — по мотивам «Конкорда»
- В США представили новый сверхзвуковой самолет X-59
- Что известно о самолете?
- Сверхзвуковые самолеты возвращаются. Одни этого ждут, другие боятся
- В США представили новый сверхзвуковой самолет X-59
- Общие сведения
Сверхзвуковой пассажирский самолет: что это такое, на какой высоте летают
Ведущие авиационные державы мира напряженно работают над проектами новых сверхзвуковых пассажирских самолетов. Сегодня в 00:00 по московскому времени NASA и Lockheed Martin впервые показали экспериментальный сверхзвуковой самолёт проекта X-59. Лайф разбирался, зачем сверхзвуковым пассажирским самолётам дают вторую жизнь и для чего "наследника" Ту-144 проектируют в России. В итоге был разработан самолет, способный достигать скорости свыше 3000 км/час и вести бой на высоте около 20–25 км. Самолет был вооружен. Ведущие авиационные державы мира напряженно работают над проектами новых сверхзвуковых пассажирских самолетов.
«Туполев» запатентовал гиперзвуковой самолет с комбинированным двигателем
Не тот самолет, который планировался Но есть нюанс: это не тот самолет, который канадский авиаконструктор планировал выпустить в начале программы. Когда Bombardier впервые рекламировала двухдвигательный сверхдальний реактивный самолет, он планировался как уменьшенный на 2,6 м по сравнению со своим 33,8-метровым собратом Global 7000, способным летать на 500 морских миль дальше, преодолев отметку в 7900 морских миль. Однако, в то время как 7000 миль прогрессировали, в конечном итоге превратившись в Global 7500 с диапазоном 7700 миль, 8000 так и остался на чертежной доске. Оглядываясь на своего конкурента Gulfstream Тем временем рынок изменился, в частности, с запуском компанией Gulfstream в начале этого года своего G800 с дальностью полета 8000 морских миль, который должен появиться в 2023 году. Bombardier нуждался в вызове, но, создание самолета, способного пролететь всего на 200 миль больше за счет объема салона или двух пассажирских сидений, было неправильным подходом. Салон самолета Bombardier Glomal 8000 Новый Global 8000 — это «два самолета в одном» По его словам исполнительного директора Bombardier на выставке EBACE 2022, новый Global — это «два самолета в одном», обеспечивающий «все, что может предложить Global 7500», но с «уровнем производительности, которого никогда раньше не было в бизнес-авиации».
Экономика 28 декабря 2020 22:00 От Москвы до Владивостока за полтора часа: станут ли обыденностью полеты быстрее звука Наша страна когда-то одной из первых создала сверхзвуковой самолет — тот самый, который все видели в «Мимино».
Почему же современные лайнеры никак не возьмут звуковой барьер? Поделиться Так предположительно будет выглядеть лайнер, который домчит из Лондона в Нью-Йорк за два часа. Да хотя бы в два-три раза сократить время перелетов было бы совсем неплохо. И не обязательно в Нью-Йорк — у нас своя страна огромная. Технически, как утверждают ученые, это возможно — для этого самолеты должны летать на гиперзвуковых или хотя бы сверхзвуковых скоростях. Разработки такого рода давно ведутся, в том числе и в России.
Фантастика — или мир авиации скоро изменится? Детали оставим компетентным органам. Но благодаря этой новости стало известно, что гиперзвуковой пассажирский самолет — это не из фантастического романа, а предмет сегодняшних научных разработок. В международном проекте по созданию такого самолета Hexafly-Int участвует российский Центральный аэрогидродинамический институт им. Жуковского ЦАГИ , сотрудником которого и был наш ученый. А вот сверхзвуковой самолет нового поколения «старое» поколение — это «Конкорд» и российский ТУ-144 ученые ЦАГИ надеются создать уже буквально завтра.
Его летные испытания, если финансирование позволит, предполагается начать в 2023 году. Планируемая скорость — в два с лишним раза быстрее, чем у нынешних лайнеров. Научную базу под проект будет подводить научный центр мирового уровня «Сверхзвук» консорциум из десятка ведущих российских институтов - на это выделено госфинансирование в рамках нацпроекта «Наука». Но и у России так или иначе есть огромный задел, - оценивает перспективы исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. Проработаны некоторые вопросы, связанные с особенностями конструкции. Как делать силовую схему, какие использовать материалы.
Так, во время одного из испытаний в таком режиме он был протестирован пилотами. Предназначение аппарата X-15 — исследование специфики гиперзвуковых полетов, оценка тех или иных конструкторских решений, новых материалов, особенностей управления подобными машинами в различных слоях атмосферы. Примечательно, что концепция проекта была утверждена еще в 1954 году. Летает X-15 со скоростью более 7 тыс. Дальность его полета — более 500 км, высота превышает 100 км. Самые быстрые серийные самолеты Изученные нами выше гиперзвуковые аппараты фактически относятся к категории исследовательских. Полезно будет рассмотреть некоторые серийные образцы самолетов, приближенных по характеристикам к гиперзвуковым или являющихся по той или иной методологии ими.
В числе подобных машин — американская разработка SR-71. Данный самолет некоторые исследователи не склонны относить к гиперзвуковым, поскольку его предельна скорость составляет порядка 3,7 тыс. В числе наиболее примечательных его характеристик — взлетная масса, которая превышает 77 тонн. Длина аппарата — более 23 м, размах крыльев — более 13 м. Одним из самых быстрых военных самолетов считается российский МиГ-25. Аппарат может развивать скорость более 3,3 тыс. Максимальный взлетный вес российского самолета — 41 тонна.
Таким образом, на рынке серийных решений, приближенных по характеристикам к гиперзвуковым, РФ — в числе лидеров. Но что можно сказать о российских разработках в части «классических» гиперзвуковых самолетов? Российские гиперзвуковые аппараты В данный момент российский гиперзвуковой самолет находится в стадии разработки. Но идет она достаточно активно. Речь идет о самолете Ю-71. Его первые испытания, судя по сообщениям в СМИ, были проведены в феврале 2015 года под Оренбургом. Предполагается, что самолет будет использоваться в военных целях.
Так, гиперзвуковой аппарат сможет при необходимости осуществлять доставку поражающих средств на значительные расстояния, вести мониторинг территории, а также задействоваться как элемент штурмовой авиации. Некоторые исследователи полагают, что в 2020-2025 гг. В СМИ есть сведения о том, что рассматриваемый гиперзвуковой самолет России будет размещаться на баллистической ракете «Сармат», которая также находится на стадии проектирования. Некоторые аналитики считают, что разрабатываемый гиперзвуковой аппарат Ю-71 — это не что иное, как боеголовка, которая должна будет отделяться от баллистической ракеты на конечном участке полета, чтобы затем, благодаря высокой, характерной для самолета маневренности, преодолевать системы ПРО. Проект «Аякс» В числе наиболее примечательных проектов, связанных с разработкой гиперзвуковых самолетов, — «Аякс». Изучим его подробнее. Гиперзвуковой самолет «Аякс» — концептуальная разработка советских инженеров.
В научной среде разговоры о ней начались еще в 80-е годы. В числе наиболее примечательных характеристик — наличие системы тепловой защиты, которая призвана защищать корпус от перегрева. Таким образом, разработчики аппарата «Аякс» предложили решение одной из «гиперзвуковых» проблем, обозначенных нами выше. Традиционная схема тепловой защиты летательных машин предполагает размещение на корпусе особых материалов.
Например, полёт из Москвы в Париж будет длиться не 4 часа, а всего 2. Когда-то такие самолёты в гражданской авиации уже существовали.
Рассказываем, что с ними случилось, когда они снова вернутся в небо и будут ли доступны полёты на них всем желающим. С чего все началось Первые сверхбыстрые самолёты в мире использовались для исследовательских и военных целей: это были разведчики-бомбардировщики, перехватчики, истребители, перехватчики-бомбардировщики. В 60-ых годах XX века появились два сверхзвуковых самолёта для регулярных пассажирских рейсов. Использование таких самолётов позволяло не только уменьшить время перелёта на дальние расстояния, но и использовать незанятые воздушные линии на высотах около 20 км. Высоты 9-12 км, которые использовали другие пассажирские лайнеры, были сильно загруженными. Самолёты будущего были запоминающимися: узкий вытянутый корпус с заострённым носом, длинные крылья, снизу — еле заметные двигатели угловатой формы.
Почему Ту-144 и «Конкорд» перестали летать Можно назвать три основные причины, по которым сверхзвуковые самолёты больше не используются в гражданской авиации. Самолёт взорвался во время демонстрационного полёта и упал на жилые районы городка Гуссенвиль. Расследование продолжалось больше года, но точную причину так и не смогли определить. Комиссия установила, что все системы лайнера были работоспособны. Второй несчастный случай произошёл под Егорьевском в Московской области 23 мая 1978 года. Во время контрольного полёта на борту произошел пожар, и при посадке погибли 2 члена экипажа.
Причиной стали недоработки топливной системы новых двигателей, а сам самолёт продемонстрировал хорошую управляемость и маневренность.
2. General Dynamics F-111
- В США представили экспериментальный сверхзвуковой самолет X-59
- Звуковой удар похож на взрыв. Эксперт объяснил процесс перехода самолета на сверхзвук | 360°
- Планер с удлинённой носовой частью
- Вы точно человек?
- История и проблемы сверхзвуковых лайнеров
Когда мы будем летать на сверхзвуковых самолётах? Это в 2 раза быстрее обычного
Облететь планету за два часа: все, что известно о самом быстром реактивном самолете | Новый сверхзвуковой самолет способен достигать скорости 1488 километров в час со сниженным уровнем шума. |
Telegram: Contact @news161ru | Первые проекты сверхзвуковых гражданских самолетов появились в послевоенные годы на волне успеха с преодолением скорости звука боевыми истребителями и позже − сверхзвуковыми бомбардировщиками. |
Эксперт: Россия через два года покажет новый гражданский сверхзвуковой авиалайнер
Когда заходит речь о сверхзвуковых или гиперзвуковых скоростях, вместо привычных большинству людей километров (или миль) в час начинают фигурировать какие-то странные «Махи». Например — «скорость самолета превысила 5,2 Маха». Фото: Boom Technology Сверхзвуковой скорости самолет достиг скорости только 455 км/ч (0,368 Маха) на высоте 2170 метров. Максимальная скорость самолета составит 1,7 Маха (2083 км/ч). Сверхзвуковой пассажирский самолет NASA стоимостью 247,5 миллиона долларов будет запущен в 2021 году. Когда самолет переходит на сверхзвуковую скорость, происходит динамический звуковой удар, который может восприниматься как звук взрыва. Как заметили в компании, максимальная скорость XB-1 составляла не больше 440 км/ч.
Новое поколение авиации: когда снова полетим на "сверхзвуке"?
По словам руководителя программы по разработке X-59 компании Lockheed Martin Дэвида Ричардсона, первый тестовый вылет запланирован на "конец весны - начало лета" 2024 года. Позднее будет также совершен первый тестовый сверхзвуковой полет X-59. По завершении тестовых полетов NASA рассчитывает приступить к сверхзвуковым полетам X-59 над территорией США для сбора данных о том, какой звук он издает при движении и как на него реагирует население.
В беседе с корреспондентом 161. RU Даниилом Солодьковым опытный летчик рассказал, как ощущается движение на сверхзвуке и почему пилотам рекомендуют не разгоняться на низких высотах и вблизи городов. После перехода от дозвукового полета к сверхзвуковому возникает ударная волна, конус которой распространяется на километры вслед за самолетом. Когда волна достигает земли, можно услышать хлопок и почувствовать удар. Это не единичное событие — ударная волна следует за самолетом всё время, пока он летит на сверхзвуке, и ощущается в каждой точке, через которую он проходит. Он как бы не протыкает воздушную поверхность, а загибает ее. Происходит сжимание.
Это и есть момент, когда возникает ударная волна. Образуется конус, который уходит симметрично вверх и вниз. Когда до земли доходит эта плотная воздушная масса, она производит удар, близкий к разрыву мощного снаряда. Конечно, будет слышимость большая, и если человек попадает под зону распространения сжатия воздушной массы от самолета на сверхзвуке, он получит сильный звуковой удар по перепонкам. Тело почувствует небольшую вибрацию. Потом [ударная волна] распространяется уже по-другому, уравновешивается разница давлений перед идущим фронтовым сжатием и за ним. Бьет, и даже можно захлебнуться воздушной массой, которая происходит в дыхательном аппарате, в легких, альвеолах. В кабине самолета, конечно, чуть проще ощущается. Пилот ничего этого не слышит, у нас в кабине всё абсолютно спокойно. Источник: 161.
RU — Насколько может быть сильной ударная волна?
МиГ-25 Большой такой. Перехватчик американских разведчиков. Именно так позиционировался в свое время МиГ-25. Максимальная скорость этой машины в 3. По иронии судьбы, ни одного разведчика за все время 25-ый так и не перехватил, зато прекрасно показал себя в нескольких вооруженных конфликтах. Lockheed YF-12 Быстрая машина. Этот самолет нельзя путать с «Blackbird». Данная машина разрабатывалась исключительно, как прототип для взятия новых скоростных режимов в воздухе. Максимальная скорость составляет 3.
SR-71 Blackbird Настоящая легенда скорости. Всего было сделано 32 таких. Кстати, это был первый самолет с технологией «стелс». Максимальная скорость — 4102. North American X-15 Быстрее его в мире нет.
Самый быстрый перелет между Нью-Йорком и Лондоном на Concorde — сверхзвуковом пассажирском самолете, который эксплуатировался British Airways и Air France до его выхода на пенсию в 2003 году — занял всего 2 часа 53 минуты, что вдвое меньше, чем у дозвукового пассажирского самолета. Это означает, что сверхзвуковой полет между Нью-Йорком и Лос-Анджелесом, который в настоящее время занимает около 5 часов 30 минут, может быть сокращен примерно до 2 часов 30 минут или даже меньше. X-59, однако, может привести к появлению множества новых и более быстрых маршрутов не только в США, но и во всем мире, хотя, сможете ли вы позволить себе место, это совсем другой вопрос.
Новый гиперзвуковой самолет впервые испытан в полете и почти в пять раз превысил скорость звука
И там могут появиться законодательные ограничения на регулярные полеты. Поэтому вопрос перспективы сверхзвуковых пассажирских самолетов неоднозначный. Он связан и с ограничением, и с экономикой, потому что на таких скоростях нагревается конструкция, значит, обычное топливо не подходит, звуковые параметры, уровень шума — я думаю, что все равно этот вопрос остается. Но самое главное, конечно, там большие имеют значение эксплуатационные затраты, стоимость билетов, обслуживания и так далее. В наше время даже с точки зрения бизнеса — насколько это актуально?
Я нахожусь в Москве, партнер находится в Бразилии, заключили договор, провели переговоры по видеосвязи. Несколько десятилетий назад такого не было, поэтому «Конкорд» прежде всего был необходим для бизнесменов: например, надо слетать в Нью-Йорк, заключить договор. Билеты на «Конкорд», я сейчас не могу точную цифру сказать, но мне кажется, что полет Париж — Нью-Йорк на «Конкорде» был порядка 10 тысяч долларов.
Причиной катастрофы признана, по сути, нелепая случайность — Конкорд при разгоне наехал на небольшую металлическую деталь, оторвавшуюся от другого самолета. Но тут-то и стало гораздо понятнее, насколько сверхбыстрые лайнеры «ранимее» обычных самолетов в случае каких-то ЧП. Еще один реально летавший с пассажирами сверхзвуковой самолет был наш, советский — Ту-144 все советские люди его видели в «Мимино», именно на нем работала стюардессой так желанная герою Лариса Ивановна. Советский конкорд летал между Алма-Атой и Москвой, билет стоил на 22 рубля дороже обычного, пассажирам подавали черную икру и коньяк.
Но продлилось все это недолго — с 1975 по 1978 год. Тоже не обошлось без громких ЧП. Первое из них произошло еще в 1973 году, Ту-144 рухнул на дома во время показательного полета на авиасалоне в Ле Бурже правда, в последующие годы он там дважды летал уже успешно. Второе случилось в 1978 году в Подмосковье — с опытным образцом новой модификации погибли пилоты. После него от самолета на пассажирских линиях отказались. Помимо проблем с безопасностью, к суперсамолетам был еще длинный ряд претензий. В частности, к их запредельной шумности.
Когда лайнер преодолевает сверхзвуковой барьер, с земли это воспринимается как очень громкий хлопок. А еще эти самолеты жрали слишком много авиакеросина и вообще оказались крайне дорогими и категорически не рентабельными. Над тем, как сделать полеты быстрее звука достаточно безопасными и для пассажиров, и для окружающей среды, сейчас работают и в нашем ЦАГИ, и за рубежом. Благо опыт накоплен, а современные технологии позволяют на многое взглянуть уже по-другому. Но главная проблема так и остается — с дороговизной. В лучшем случае разница будет двукратной. Но возможно, и большей.
А для большинства пассажиров увеличение стоимости полета раза в три едва ли приемлемо, - говорит Олег Пантелеев.
Сообщения об этом появились в местных Telegram-каналах. RU рассказали, что сообщений о взрыве к ним не поступало, и пообещали уточнить информацию. Глава городского округа Кашира Николай Ханин поспешил успокоить жителей. По его словам, это переход самолетов на гиперзвуковую скорость.
Учитывая нынешнюю ситуацию, разделяю вашу обеспокоенность относительно услышанного, но спешу успокоить: нет никаких поводов для паники.
Теперь его выкатили из ангара и готовят к наземным и летным испытаниям тестам в Палмдейле. Его скорость будет в 2 раза больше стандартной, которая есть у пассажирских лайнеров сейчас. Он сможет подниматься в небо на высоту 17 км, создавая низкий уровень звукового давления, на уровне 75 воспринимаемых децибел, т.