Новости шнитке кончерто гроссо

В данной статье рассматривается жанр concerto grosso в творчестве Альфреда Шнитке с точки зрения сочетания, взаимодействия характерных черт жанра эпохи барокко и его обогащения за счет современных тенденций музыкального искусства XX века. Арка же с музыкой к кинофильмам возьмёт своё начало от одного из самых известных и значимых произведений Альфреда Шнитке — Кончерто Гроссо №1. В музыке Concerto grosso № 1 (1976—1977) Шнитке удается убедительно воплотить художественную концепцию, суть которой состоит в многомерности сегодняшнего мира. А саму музыкальную тему («на разбитом пианино»), словно хриплую музыку часов, Шнитке провел через все Concerto grosso в качестве фатального рефрена.

Содержание

  • Альфред Шнитке. Кончерто гроссо № 1: iskusstvo_zvuka — LiveJournal
  • Telegram: Contact @u103news
  • Concerto Grosso No. 1 (Schnittke) - Concerto Grosso No. 1 (Schnittke)
  • Альфред Шнитке Concerto Grosso № 1 : nepro100 — LiveJournal
  • «Вещь в себе»: Первый Concerto grosso Шнитке в Московской филармонии (13 ноября 2022)
  • Альфред Шнитке - Concerto Grosso No. 1 / Symphony No. 9 (2006)

«Здесь… нет ничего»: Почему музыка современных композиторов такая страшная?

Десятилетие, которое его нет с нами, пролетело незаметно, память о композиторе свежа, его творческие современники и исполнители первых произведений много и успешно выступают, в программах афиш Московской консерватории имя Шнитке повторяется почти ежедневно.

По мнению композитора, этот метод обобщал всё известное в музыке от Баха до современности и позволял решать «задачу всей жизни» — преодолеть разрыв между серьёзной музыкой и музыкой развлекательной. Concerto grosso N1 соединяет старое и новое звучание, спор и органичное единство солистов и оркестра. От части к части развивается сложная драматургия, однако через весь концерт проходит музыкальная тема, которую автор определил как «тема часов». Работа над Concerto grosso N1 была закончена зимой 1977 года. Уже течение первого года после премьеры это сочинение, тоже родившееся из музыки к кинофильмам, прозвучит в шести разных городах и будет записано Лондонским симфоническим оркестром.

Так, лирическая тема вступления сменяется бравурным «концертированием». Но уже вскоре — в момент всеобщего динамического подъема — у солистов на fortissimo проходит вариант темы вступления, который затем станет основой второй части. Стихия концертирования, игры, соревнования вдруг неожиданно «захлебывается», пропадает, подобно галлюцинации.

Вторая часть, начинающаяся на застывших, окаменевших ритмах Allegro, поначалу напоминает сицилиану. Но Шнитке не случайно пишет здесь: Pesante. Поступь второй части с самого начала кажется жесткой, неумолимой, тяжелой. Именно в ней разыгрываются подлинно драматические, трагические события: монологи и диалоги солистов наполняются повышенной, обостренной экспрессией. В конце концов, когда напряжение достигает предела, силы героев иссякают. И тут же активизируется зло: мрачнейшая низкая медь словно непосильным грузом «придавливает», припечатывает все живое. Но вместо катастрофы происходит чудо, преображение: герои-солисты словно «воспаряют» в высочайшем флажолетном регистре, становясь неподвластными тяжести, весу всего происшедшего. Начало третьей части призрачно, ирреально. Подобно видению, у трех флейт проходит «возрожденная из пепла» тема Allegro первой части, как бы завуалированная гибкими, текучими пассажами солистов.

Музыка здесь удивительно напоминает начало Скерцо из Симфонии Л. Берио, которая, в свою очередь, базируется на Скерцо из Второй симфонии Малера. Все зыбко, быстротечно, непостоянно, эфемерно. Звучание, однако, постепенно крепнет. В увеличении у меди слышна тема второй части.

В данном контексте, содержание получается достаточно пестрым, даже острым, однако единым! Прелюдия Открывается темой-заставкой у подготовленного рояля. Шнитке называет ее «темой часов» Эту тему можно трактовать как Время, сливающее в единое целое разные эпохи и стили в один целый поток. По звучанию напоминает охрипшую музыкальную шкатулку. Реакция на первую тему — вторая, принадлежащая уже к «авторскому» пласту.

Ее ведут две скрипки, это симметричный т. Доходит до своей экспрессивной кульминации, которая переходит в кластерный речитатив альтов. Далее появляется тема у клавесина, которая вырастает из секундовой темы-реакции солирующих скрипок, ее называют как бы дополнением к теме времени она будет появляться еще в 4-й части. Занавес открыт, вопрос задан. Токката Начинается темой-аллюзией на барокко у скрипок по тому же принципу канона. Принцип «консонанс — диссонанс», туттийное звучание оркестра сменяется ансамблем, — в некоторой мере это есть стилистическая черта. Последний раздел ее — генеральная кульминация, в которой все темы связываются в один узел. Резкий обрыв — и начинается следующая часть. Речитатив и 4. Каденция Объединяются в одно целое — внутренний напряженный диалог.

В третьей части важное значение имеет оркестр и соотношение соло и тутти. В четвертой части скрипки звучат самостоятельно, это кульминация напряжения в цикле, которая получает прорыв в пятой части части идут атака. В этих частях идет возвращение материала первой части. Секунда — интонационная основа, тут обостряется как расширением интервала до ноны, так и сужением его с использованием микрохроматики. Здесь нам встретится искаженная тема из скрипичного концерта Чайковского, точнее, аллюзия на нее. Достигая высшей точки напряжения, Речитатив передает слово Каденции, которая воспринимается как апогей напряжения в цикле. Наконец, статика этих номеров прорывается — и звучит Рондо.

Suite im alten Stil и Concerto grosso № 1 А.Шнитке в МЗК: оркестр "Entre nous", дир. Азим Каримов

Concerto for Piano and String Orchestra. Композитор: Альфред Гарриевич Шнитке. Concerto Grosso No. 1 / Symphony No. 9 (2006). В 1977 году Альфред Шнитке получает заслуженную известность. «Concerto Grosso №1» принес своему создателю долгожданную популярность. Concerto Grosso No. 1 / Symphony No. 9 (2006). Альферд Шнитке: Concerto Grosso No. 1 (Live).

Шнитке - Concerto Grosso no. 1 listen online

Альфред Шнитке Concerto Grosso № 1 : nepro100 — LiveJournal В компании считают, что особый интерес представляет запись московской премьеры Кончерто гроссо № 4 / Симфонии № 5 со вступительной речью Геннадия.
Альфред Шнитке - Concerto Grosso No. 1 / Symphony No. 9 (2006) В 1977 году Альфред Шнитке получает заслуженную известность. «Concerto Grosso №1» принес своему создателю долгожданную популярность.
Альфред Шнитке. Политстилистика и concerto grosso Conerto Grosso №6» на канале «Танцы на грани возможностей и смелости» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 26 декабря 2023 года в 6:20, длительностью 00:12:49, на видеохостинге RUTUBE.

В Красноярске впервые прозвучит «Кончерто Гроссо» Альфреда Шнитке

Concerto Grosso No.1 Г. Кремер, Т. Гринденко, Ю. Семенов (клавесин, ф-но). Concerto Grosso № 2 Альфред Шнитке. Concerto Grosso No. 1 / Symphony No. 9 (2006).

Рекомендованные альбомы

  • Альфред Шнитке. Политстилистика и concerto grosso
  • Concerto grosso Шнитке в Большом зале
  • Concerto grosso Шнитке в Большом зале
  • Читайте так же:
  • Альфред Шнитке - Concerto Grosso № 2
  • Альфред шнитке concerto grosso

Выберите страну или регион

В компании считают, что особый интерес представляет запись московской премьеры Кончерто гроссо № 4 / Симфонии № 5 со вступительной речью Геннадия Рождественского. С 1977 по 1993 Альфред Шнитке написал 6 Concerto Grosso для разных составов, но определяющими для них были тембры солирующей скрипки, струнного оркестра и клавишного инструмента (клавесина или фортепиано). В музыке Concerto grosso № 1 (1976—1977) Шнитке удается убедительно воплотить художественную концепцию, суть которой состоит в многомерности сегодняшнего мира. Concerto grosso № 1 (1977) стал своего рода визитной карточкой Альфреда Шнитке, одного из крупнейших отечественных композиторов второй половины ХХ столетия. Шнитке был не первым композитором двадцатого века, обратившимся к барочному жанру – концерто гроссо.

Альфред Шнитке. Кончерто гроссо № 1

На него, правда, часто наезжают, как говорят нынче. Не знаю, где появилось это мнение — в композиторских кругах или в западной прессе, но его считают слишком банальным композитором. А я этого не вижу, я чувствую, что в его партитурах лишних нот нет. Вроде бы Шостакович, вроде бы Шнитке, все узнаваемо, иногда озорно, иногда с юмором, иногда псевдотрагично. И все это понятно, но на самом деле… Ну, это фантики какие-то! Я не хочу превращаться в сноба, который считает, что только непонятная или сложная музыка обладает ценностью. Безусловно, есть!

У Альфреда есть много сочинений, где он доказывает не только владение стилем, но идет навстречу публике или режиссеру, его задумке. Слава богу, что этот Альфред существовал, потому что это делает его очень милым, человечным и своим. Но я в то же самое время думаю, что... Не то что эти сочинения им не стоили труда или фантазии, но было бы как-то... Потому что это — прикладная музыка. И вдруг она звучит на концерте и претендует на самоценность… Ведь чувствуешь, что ей не хватает — ролика, танцоров, режиссера!

Впрочем, пятерка — тоже символ советской эпохи: пятилетка! Пярта хотя он из другой страны, как бы из другого мира, но все равно принадлежит к тому же поколению, тому же ряду композиторов. И, наверное, я сейчас еще кого-нибудь забываю, кто достоин стоять рядом! Потому что иногда трудно это! Телеман был популярнее Баха. Не будем судить, мы слишком малы для того, чтобы вершить суд.

Грехи у большинства вышеназванных были похожи, значимость у каждого своя. Что останется, что сохранится — не знаю. Но как же я могу подумать, что такое действительно выдающееся сочинение, как Offertorium Губайдулиной, не сохранится? Я думаю, Альфред подтвердил бы сейчас мои слова, потому что ему тоже это было очень близко. Свет ведь тоже может быть в разных измерениях — детский, наивный, божественный, незамутненный. Мудрость ребенка, его непосредственность… А если говорить о свете в музыке — да и не только в музыке, но и в живописи, литературе, — этот свет нередко достигается в конце пути.

К нему ведут испытания, искушения, загроможденность, шум — бог знает что.

Он включает в себя все певческие голоса: сопрано, альты, тенора и басы. Внутри каждой партии возможно деление голосов по высоте, которое придает звучанию полноту и дополнительные краски. Этот прием называется divisi. Кликая на изображения ниже, вы можете прослушать звучание этих голосов в исполнении артистов хора musicAeterna. Привычные нам названия хоровых партий закрепились лишь к XVI в.

Мелодии, входящие в официальный канон, утвержденный папой Григорием I, стали основой для большинства сочинений, так как хоровая музыка была монополией церкви. Позднее, под названием cantus firmus с лат. Голос, исполнявший этот напев, называли тенор с лат. Сопрано — итальянизированный вариант латинского superius, самый высокий голос, женский с конца XVIII в. В гармонии, которую образует сочетание голосов в смешанном хоре, сопрано занимает верхнюю позицию, зачастую именно сопрано ведут мелодию.

Думаю, в этом могли убедиться все, кто просмотрел наши ролики о его эпохальных произведениях «Вооруженный человек» и «Миротворцы».

Сегодня мы завершаем цикл «Война и мир» рассказом о другом великом музыкальном философе, умеющим писать музыку так, что искореженные души складываются в правильный духовный паззл, и суетное, мелочное, уже не имеют над ней власти. Альфред Шнитке.

И действительно, это получается: звучит 18:54 - Rondo - Рондо. На первый взгляд тема рондо может показаться цитатой. Но на самом деле автор не стремится здесь цитировать Вивальди. Эта тема вобрала в себя многовековый опыт барочной музыки, но одновременно с этим она стоит над эпохой, ибо она принадлежит нашему времени. Она врывается в напряженную атмосферу каденции как свежий порыв ветра в широко распахнувшееся окно.

Кажется, уже ничто не может ее испортить, но тут же возникают искажающие ее наплывы, словно напоминая о том, что зеркала нашего «королевства» все-таки кривые. Тема a la Вивальди - рефрен, чередующийся с противоположными по стилям и по смыслу темами. Как говорил Шнитке, «в наше время гармонические диссонансы уже не впечатляют. Надо искать диссонансы психологические». Во втором эпизоде звучит обольстительное танго, создающее такой стилистический шок: пошленькая «музычка» противопоставляется «высокому искусству» барочной темы, тем самым показывая, что банальная сфера может угрожать духовной сфере как ржавчина металлу. Как контраст звучит в одном из эпизодов и тема Бабочки, после которой сразу же появляются часы, но не тихо тикающие, а с поддержкой всего оркестра. Они словно заставляют очнуться от кошмарного сна, вернуться в реальность, выпрыгнуть из зазеркалья, ведь уже наступил рассвет!

И вот...

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий