Сергей Васильевич Ряховский (18 марта 1956, Щёлково, Московская область) — российский религиозный и общественный деятель, председатель пятидесятнического Российского объединенного Союза христиан веры евангельской. Сергей Ряховский родился в 1962 году в Балашихе.
Ряховский сергей васильевич. Ряховский, сергей васильевич (росхве)
Сергей Васильевич Ряховский (29 декабря 1962, Салтыковка — 12 ноября 2007, Сосновка) — советский и российский серийный убийца, совершивший в период с 1988-го по 1993-й годы 18 доказанных убийств. Сергей Васильевич Ряховский родился в г. Щелково Московской области в 1956 году в семье пятидесятников. Сергей Васильевич Ряховский (18 марта 1956) — лидер российских христиан-пятидесятников, председатель Российского объединенного Союза христиан веры евангельской [1].
Ряховский: не может быть христианского государства — только светское
А благодаря активности и актуальности поступающих предложений, ожидаем большое продвижение в области государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений, в вопросах социального характера и в теме традиционно-нравственных ценностей». Кроме того, к Собору обратились: заместитель руководителя Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы, начальник Управления по связям с религиозными организациями, Блаженов Константин Леонидович; первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, Лагкуев Владимир Магометович; сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Иеродьякон Петр Ахматханов ; дид Хамбо Лама, руководитель постоянного представительства Буддийской традиционной Сангхи России в г. В ближайшее время Союзу предстоит выработать не только вектор развития на ближайшие четыре года, но и в целом пересмотреть систему управления, позволяющую Российскому объединенному Союзу христиан веры евангельской пятидесятников не просто удерживать достигнутый уровень, но и перейти на новый этап развития.
Всего он убил 19 человек, ещё 6 человек смогли спастись. В большинстве своём его жертвы были пожилыми женщинами, хотя он также убил 5 мужчин и 2 подростков, демонстрируя характерную для дезорганизованных асоциальных убийц неразборчивость в жертвах. После смерти он наносил повреждения мёртвым телам, и в его действиях наблюдалось нарастание жестокости в течение серии убийств.
Излюбленным методами убийства Ряховского были нож или удушение голыми руками. Арест и суд В 1993 году он убил и изнасиловал пожилую женщину в районе Рублёвского водозаборника. В заброшенном сарае неподалёку была обнаружена верёвочная петля под потолком, по мнению следствия это было приготовление к следующему убийству. Через месяц в этом районе появился крупный мужчина, соответствующий фотороботу. Он был задержан милицией, в его кармане был обнаружен кусок верёвки.
А следователи получили первый след Ряховского — смазаный отпечаток пальца маньяка на лыжной палке. Уже на основании этой зацепки сыщики поняли: нападение совершил высокий мужчина крупного телосложения — рост Ряховского составлял 195 сантиметров. Позже это предположение подтвердилось, когда на месте очередного убийства нашли мужскую перчатку, которую маньяк в спешке обронил. Несмотря на это преступления поначалу даже не связали в серию — слишком разным был типаж его жертв. Между тем через некоторое время после расправы над подростком Ряховскому захотелось вернуться на место убийства. Неподалеку от 11-го километра МКАД, на автобусной остановке, он заметил одинокую пенсионерку. Ряховский набросился на нее и ударил ножом, но женщину спасли несколько слоев одежды, из-за которых ранение оказалось несерьезным. Спасаясь от Ряховского, женщина выбежала на проезжую часть, а преступник сбежал. Другую жертву выручила ее находчивость: Ряховский напал на пенсионерку, катавшуюся на лыжах, и начал ее душить. Но та не растерялась и сильно укусила его за палец.
От болевого шока маньяк ослабил хватку, женщина вырвалась и убежала. Некоторым жертвам он отрезал головы. Затем решил вернуться к истреблению гомосексуалистов. В 1992 году он выбрал местом новой охоты Измайловский парк, где встречались или искали пару столичные и подмосковные гомосексуалисты. Маньяк ловил жертв на живца — притворялся геем, который ищет приятеля. И уже 7 сентября к нему с предложением уединиться в кустах обратился 60-летний мужчина. Ряховский убил жертву несколькими ударами ножа, а потом надругался над телом. Полтора месяца спустя в том же Измайловском парке в сети маньяка попал 38-летний мужчина, которого Ряховский тоже зарезал и изнасиловал. Презервативами он не пользовался — и в распоряжении экспертов оказались образцы его спермы. А в январе 1993 года в подмосковном лесу рядом с городом Электроугли случайные прохожие нашли обезображенное тело 73-летнего мужчины.
У жертвы были отрезаны голова, рука и нога. Пенсионер случайно столкнулся с Ряховским, когда отправился в лес за хворостом. Увидев, что на него надвигается великан, мужчина пытался пригрозить тому топором, но силы были неравны: Ряховский задушил и изнасиловал свою жертву, а потом расчленил тело. Причем поначалу маньяк отсек только голову и руку, а уже на следующий день почему-то вернулся в лес с ножовкой и отпилил ногу. В том же январе 1993 года у следствия наконец появился достоверный фоторобот предполагаемого маньяка. Составить его помогла одна из выживших жертв Ряховского: женщина обладала фотографической памятью и подробно описала внешность нападавшего. Теперь оперативники с фотороботом дежурили в электричках и автобусах, прочесывали лесные массивы. Круг поисков Балашихинского потрошителя — под этой кличкой Сергей Ряховский вошел в историю криминалистики — постепенно сужался. В марте 1993 года маньяк расправился с 55-летней женщиной у Рублевского водозаборника Одинцовский район Подмосковья. Он затащил свою жертву в заброшенный сарай и жестоко пытал: взорвал у нее во влагалище петарду, воткнул в лицо штопор, сжег волосы.
С собой Ряховский забрал сумку и наручные часы погибшей. Изучая окрестности на предмет улик, оперативники наткнулись на другой заброшенный сарай, в котором висела приготовленная кем-то петля. Милиционеры предположили, что наткнулись на виселицу, которую маньяк обустроил для очередной жертвы, и установили за сараем круглосуточное наблюдение. А на очках погибшей в соседнем сарае эксперты нашли отпечаток пальца подозреваемого, но результаты экспертизы никак не помогли следствию, хотя отпечатки Ряховского были в базе данных после его первой судимости. Тем временем в апреле 1993 года Ряховский совершил новое убийство.
В тюрьме за изнасилование 1882 год,первое попадание в тюрьму прошёл процедуру "опущения",после чего пришёл к выводу,что жертв нельзя оставлять в живых и в первую очередь стоит убивать гомосексуалов. Ряховский считал,что должен бороться с проститутками и гомосексуалами. У Сергея были обнаружены такие расстройства,как: некрофилия половое влечение к трупам и геронтофилия половое влечение к лицам пожилого возраста. В тюрьме читал книги фантастов Азимов,Брэдбери,Шекли и др. Вёл дневник с подсчётом жертв.
Сочинял фантастическую повесть «Старфал». Его последними словами на суде были: «Я ещё вернусь, татарская морда». Молчание ягнят Русский вариант. Фильм 2000 года, кадры 1995 года.
Епископ Сергей Ряховский об истории своей семьи, обращении к Богу и служении сегодня
12 ноября 2007) был советско-российским серийным убийцей, осужденным за убийство 19 человек в Подмосковье в период с 1988 по 1993 год. Сергей Ряховский: биография, фото, проповеди Сергей Васильевич Ряховский – председатель РОСХВЕ, доктор богословия, верный служитель церкви и просто. Сергей Ряховский: биография, фото, проповеди Сергей Васильевич Ряховский – председатель РОСХВЕ, доктор богословия, верный служитель церкви и просто. Сергей Васильевич Ряховский (род. 18 марта 1956, Щёлково, Московская область, СССР) — российский религиозный и общественный деятель, председатель пятидесятнического Российского объединённого Союза христиан веры евангельской. Ряховский Сергей Владимирович – Глава Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников).
Сергей Ряховский
лидер российских пятидесятников, председатель Российского объединенного Союза христиан веры евангельской. If you have Telegram, you can view and join Епископ Сергей Ряховский right away. Ряховский Сергей Васильевич – биография. Ryahovskiy Sergey Vasilievich. 18 марта 1956 года. Кто такой Сергей Васильевич Ряховский – люди, хотя бы немного интересующиеся религиозной ситуацией в стране, хорошо знают.
"Я ещё вернусь!": прокричал Ряховский после оглашения приговора
Еще одной организацией, вышедшей тогда на столичных пятидесятников, была действовавшая с 1974-го миссия «Ковчег» «Arche» из немецкого города Гамбурга, которую возглавлял старший пастор Вольфганг Вегерт. По его приглашению в апреле 1990 года Сергей Ряховский с папой-епископом и еще несколькими коллегами посетили ФРГ30. Наконец, параллельно свою дружбу московским единомышленникам предложили некие «христиане» из Финляндии — и туда выехал опять С. В это же время впервые на «евангельских» горизонтах появляется его младший брат — Владимир Васильевич Ряховский. Сейчас сектантская пропаганда любит лгать, что дети из семей пятидесятников не могли получить при Советской власти приличного высшего образования. Известно, однако, что в 1980-м, когда Василий Ряховский обзавелся саном епископа «нерегистрированного братства», а Сергей Ряховский служил там диаконом — Владимир Ряховский спокойно поступил во Всесоюзный заочный юридический институт. Закончив его в 1985 г. Затем, видимо, что-то случилось, и с 1990 года Владимир Васильевич, образно говоря, оказался в одном окопе с отцом и старшим братом. По-крайней мере, к этому времени судьей он уже не был и стал появляться на разных «христианских» мероприятиях.
Активизация контактов Сергея Ряховского с иностранцами, организация их приемов в Москве и ответные визиты за рубеж не прошли даром. Его, что называется, «заметили» уже не только единоверцы, но и другие «либералы от религии». Например, зимой 1990 года в Москве при активном участии баптистов А. Семченко и П. Абрашкина, православного экумениста А. Его президентом стал священник РПЦ Александр Борисов, жена которого состояла в «церкви» пятидесятников, а вице-президентом утвердили пастора евангельских христиан-баптистов Алексея Бычкова. Членами правления общества были избраны братья Сергей и Владимир Ряховские32. Про создание самого общества заговорили газеты, перечисляя участников и рекламируя таким образом обоих Ряховских.
Тогда же, в 1990-м, Сергей Васильевич закончил свой таинственный «заочный библейский институт», а через год получил сан старшего пресвитера. Между тем, дела у «нерегистрированных» пятидесятников шли вяло. Экономические условия изменились — и если при Советской власти община вполне могла обойтись без круглой печати и расчетного счета в банке, то теперь это стало затруднительным. Однако поступиться принципами «старые» пятидесятники не могли. Вскоре был найден выход. Сами оставаясь незарегистрированными, общины начали создавать христианские миссии и ассоциации, против регистрации которых уже не возражали. В июне 1991 года московское «братство» учредило Межрегиональную Христианскую Ассоциацию «Ковчег», куда вошли 14 пятидесятнических объединений. Название, видимо, было не случайным, отражая партнерские связи, уже установленные с немецким «Ковчегом» пастора Вегерта.
Понятно, почему текущее руководство новой организацией было поручено как раз побывавшему в Германии пресвитеру Сергею Ряховскому. Создав Ассоциацию, ее зарегистрировали по следующему адресу: Москва, улица Матросская тишина, дом 20. На первый взгляд, выбор нелепый — что может быть смешнее Христианской ассоциации, которая работает на базе психиатрической клиники? Следует, однако, помнить, что даже в 1991 году найти для новой организации место в Москве было проблематично. Поэтому часто люди, регистрирующие ту или иную структуру, старались «прописать» ее, используя свои служебные связи. Почему я это сообщаю? Потому, что до недавних пор было неясно, чем с 1982 года — времени получения диплома инженера-электрика, — зарабатывал на хлеб Ряховский. Это сейчас «церковная» должность приносит верный кусок хлеба с маслом — а раньше, чтобы не попасть под статью о тунеядстве, дьяконы и пресвитеры пятидесятнических общин должны были где-то работать.
Сам Ряховский вспоминает, что служил тогда «каждый вечер, каждое воскресенье». Следовательно, днем он действительно был занят чем-то другим. В какой же сфере трудился Сергей Васильевич? И почему, все-таки, «Ковчег» был зарегистрирован именно при психиатрической больнице? Оба вопроса Ряховскому не задавали — но он на них сам ответил в интервью ярославской областной газете «Золотое кольцо» 22 февраля 2003 г. Человек, который, как мы помним, был по образованию инженером-электриком, сказал вдруг буквально следующее: «У меня несколько специальностей. Основная — психиатр. Я много лет проработал в больнице «Матросская тишина», рядом со знаменитой тюрьмой»34.
А далее Ряховский озвучил еще одно откровение. Нам предлагали его «полечить». Это было вскоре после ГКЧП, в начале сентября 1991 года. В «Матросской тишине» тогда сидели гэкачеписты. Однажды к нам в больницу позвонили и сказали, что сейчас к тюрьме подъедут на грузовике люди — будут митинг проводить и надо взять их главного оратора. Я взял с собой несколько санитаров, и мы отправились к месту митинга. Жириновский тогда еще был никому не известен. Мы подождали, пока он закончит свою речь, а потом объяснили цель своего прихода.
Он обратился ко мне примерно с такими словами: «Я вижу, вы тут старший. А вы уверены, что поступите правильно?! Я вам не советую этого делать и не только потому, что наших больше, чем ваших». Я стал думать, что же мне делать. Отошел в сторонку и помолился. А потом сказал санитарам, чтобы не трогали его. Вот с тех пор мы и знакомы. Безусловно, он не был больным человеком, а роль шута или провокатора — это всего лишь была его роль».
Любопытно, помнит ли «шут» и «провокатор», ныне вицеспикер Государственной Думы РФ Владимир Жириновский, этот знаменательный момент? Что до внезапно открывшейся «основной специальности» Ряховского — здесь остаются нестыковки. В официальных биографиях она у него по-прежнему одна: инженер-электрик. Между тем теперь выясняется, что человек «по основной специальности — психиатр». Еще в одном интервью журналу «Лица» Ряховский тоже заявлял: «Я имею инженерное, техническое, медицинское образование»35. Откуда взялось последнее, совершенно неясно. Видимо, Сергей Васильевич пользуется метафорами и понимает под ним не диплом врача, а, например, «университеты жизни» в виде работы санитаром, или, как максимум, старшим над другими санитарами. Тем же «Лицам» Ряховский, кстати, сообщал: «До 1995 года, помимо служения церкви, я работал на светской работе: на заводе, в институте, в больнице..
Можно предположить, что психиатрическая клиника и была тем местом, с которого Сергей Васильевич перешел на освобожденную «церковную» должность. Если, конечно, ответственные сотрудники этого учреждения сами не поддались евангельским чарам и ту карточку не «потеряли». Но вернемся к событиям в «нерегистрированном братстве», где тогда служил Сергей Васильевич. С 1992 года американская «Церковь Божия» уже не скрывала, что мечтает включить российских пятидесятников в свои ряды. Летом того же 1992-го они провели в Москве даже совместный вербовочный проект «100 церквей за 100 дней», когда для агитации среди населения было арендовано 14 кинотеатров. Координатором этой программы стал Ряховский. Присмотревшись к деятельности пресвитера, иностранцы сочли его перспективным для продвижения своих интересов в России. Понятно, почему тогда же, в 1992-м, Сергей Васильевич поступил в аспирантуру теологической семинарии «Церкви Божьей» города Кливленда.
Тем временем «нерегистрированное» пятидесятническое братство решило поменять название, и с августа стало именоваться «Объединенной Церковью Христиан веры евангельской» ОЦ ХВЕ. Сразу после этого Международная «Церковь Божья» опять принялась намекать, что готова включить в свой состав эту организацию, а 25 октября 1992 года на совместном совещании в Сергиев-Посаде сделала также предложение официально. Но пятидесятники, подумав, решили не терять самостоятельность и ответили отказом. В ходе встречи было подписано всего лишь соглашение о сотрудничестве, что иностранцев, естественно, не удовлетворило. Вместе с ними, наверное, переживал и Сергей Ряховский, который после поступления в кливлендскую семинарию стал горячим сторонником слияния. Это постепенно начало сказываться на его отношениях с епископами «Объединенной церкви». Однако, учитывая заслуги отца, Сергею Васильевичу все еще продолжали доверять, и в феврале 1993 года назначили его руководителем международного отдела ОЦ ХВЕ36. Вскоре, закончив годичное обучение в семинарии «Церкви Божией», он получил там степень магистра богословия, а в 1994 году Ряховского рукоположили в епископа «Объединенной Церкви христиан веры евангельской».
Между тем, сам Сергей Васильевич продолжал оставаться сторонником слияния этой организации с «Церковью Божией» и, видимо, все активнее лоббировал данный вопрос. В результате напряжение между ним и другими епископами росло до тех пор, пока не вылилось в открытый конфликт. Международная «Церковь Божия» была, вероятно, заинтересована в углублении такого раскола, полагая, что Ряховский не выдержит, перейдет в ее ряды и уведет сюда хотя бы часть российских пятидесятников. Чтобы убыстрить процесс, вскоре была устроена провокация. По соглашению, существовавшему между «Церковью Божией» и ОЦ ХВЕ, члены одной организации не могли одновременно становиться членами другой, и, тем более, получать там какие-то духовные звания. Однако летом 1995 года новый европейский координатор этой организации Дитрих Кноспе рукоположил Сергея Васильевича, уже являвшегося епископом российской «Объединенной церкви», в епископы международной «Церкви Божией». Дальше пятидесятники терпеть уже не стали. Сергей Васильевич прекрасно знал, что, имея сан в одной организации, недопустимо получать аналогичный сан в другой — да и его бесконечные восхваления американцев всем, похоже, надоели.
В результате, как сообщал журнал «Евангелист», летом 1995 года Совет Епископов «освободил С. Проще говоря, Сергей Васильевич был лишен сана и изгнан из «Объединенной Церкви», утратив таким образом право относить себя к классическим российским пятидесятникам, которых она представляла. Как бы подчеркивая серьезность оскорбления, нанесенного Ряховским «Объединенной церкви», журнал добавлял: «Не все служители оказались способными к разумному общению с зарубежными церквами. Поэтому, учитывая издержки сотрудничества с зарубежными объединениями, 8 июля 1995 г. Правление Совета Епископов приняло решение о приостановлении широких контактов с зарубежными объединениями, школами и миссионерами»38. Итак, летом 1995 года пятидесятник Сергей Ряховский кончился. Начался другой Ряховский, представляющий харизматическое движение «Церковь Божия». Поэтому все заявления, что Сергей Васильевич до сих пор является пятидесятником, лишены оснований.
Что было дальше? Так говорится в одних источниках. В других, более поздних, Сергей Васильевич стал уверять, что в 1995-м Союз был не основан, а «возрожден»39. Это делается ради того, чтобы добавить ему лишних четыре года истории, отсчет которой предлагается вести с момента появления в 1991-м Ассоциации «Ковчег», на чьей базе, мол, уже тогда стал оформляться будущий Союз. Подтасовка вроде бы смешная. Но эти 4-ре года крайне важны, чтобы убедить всех, что создание Российского Союза ХВЕ «Церковь Божья» не было связано с изгнанием Сергея Васильевича из «Объединенной церкви» и произошло куда раньше. Отсюда возникает и подлог в поздних биографиях Ряховского, где говорится, что уже в 1991 году он стал «начальствующим епископом Российского Союза Христианской Веры Евангельской «Церковь Божья»40. Поэтому вести отсчет основания Союза с момента появления «Ковчега» — значит, грешить против истины.
Он был именно создан. Создан в результате изгнания Ряховского из рядов классических пятидесятников. Видимо, к этому у Сергея Васильевича накопилась немалая обида на бывших единоверцев — и, соответственно, желание их «догнать и перегнать». Поэтому его Союз широко открыл двери не только для тех редких пятидесятнических общин, которые вышли из ОЦ ХВЕ следом за Ряховским, но и для харизматов. Причем последних, не имевших до этого времени какой-то общей «крыши», оказалось куда больше. К ним прибавились основанные харизматами организации, выдающие себя в целях маскировки за пресвитерианские. Иными словами, как грубо, но точно выразился один деятель, Ряховский «быстро набрал к себе всякого отребья». Благо, сам Сергей Васильевич этого даже не отрицает.
Конкретное количество организаций, которыми таким образом стал «прирастать» Союз, неизвестно. На 1996 год, например, в России значилась зарегистрированной 351 община пятидесятников42. Счет тех общин, что встали «под Ряховского», шел тогда, наверное, лишь на десятки. При этом отношение к детищу Сергея Васильевича у «старых» христиан веры евангельской-пятидесятников оставалось сугубо критическим. Характеризуя эту структуру, автор фундаментальной работы «Классическое пятидесятничество» Виталий Рысев писал: «Союз со времени зарождения не определял доктринальные границы для присоединяющихся общин. Возникает ощущение, что костяк этой так называемой «пятидесятнической» деноминации составляют харизматические общины без всяких полутонов. Движение склонно к экуменическим контактам, неразборчиво в средствах благовествования и, если и представляет пятидесятничество, то в его крайне либеральном выражении»43. Самым страшным для них стал так называемый «15-летний ценз».
Закон гласил, что зарегистрироваться и получить широкие права смогут лишь те организации, что существуют в стране не менее 15 лет или входят в более крупные централизованные структуры союзы, ассоциации и т. Поскольку абсолютное большинство сект образовалось после перестройки и этот барьер «перепрыгнуть» не могло — началась паника. Например, 7 октября у Центрального парка культуры прошел митинг против принятого закона с участием сайентологов, кришнаитов, баптистов, представителей «Истинно-православной церкви», ну и, конечно, председателя РС ХВЕ «Церковь Божья» Сергея Ряховского44. Покричали, разошлись. Однако спасаться все же как-то надо. Поэтому всякого рода мелкие и недавно созданные «евангельские» культы стали панически искать централизованные организации, которые существуют свыше 15 лет и готовы были взять новеньких в свои ряды. Часть пятидесятнических, полноевангельских и харизматических организаций пустил «к себе» Союз христиан веры евангельской-пятидесятников СХВЕП. А между тем, он и сам находился в столь же трагическом положении, поскольку существовал всего 2 года.
Ряховский мог принять к себе сколько угодно организаций, но при этом сам не обладал правами в прежнем виде. Для их получения следовало любым путем доказать, что Союз придерживается вероисповедания, которому более 15 лет. Вскоре нашелся уникальный выход — Ряховский «вспомнил», что раньше был классическим пятидесятником. Кроме него, о том же «вспомнили» руководители и члены различных харизматических общин, многие из которых начинали свою карьеру в пятидесятничестве, но затем оттуда ушли. Поэтому было принято простое решение.
На торжественную церемонию закрытия Большого Собора поздравить избранного Начальствующего епископа пришли представители государственной власти, религиозные и общественные деятели. Другими словами, мы смело можем говорить о том, что протестанты - это традиционная конфессия России» - сказал главный советник Управления Президента РФ по внутренней политике, Терентьев Александр Александрович. А благодаря активности и актуальности поступающих предложений, ожидаем большое продвижение в области государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений, в вопросах социального характера и в теме традиционно-нравственных ценностей».
Как известно, 14 марта 1996 года Президент Б. Ельцин подписал Указ «О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий». Однако мне ни разу не довелось слышать, чтобы Сергей Ряховский, постоянно говорящий о трех отсидках отца, сказал бы про его последующую реабилитацию. А он бы, поверьте, не забыл про такой блестящий пропагандистский ход. Что это значит? Что, скорее всего, новая власть сочла приговоры в отношении Василия Ряховского, вынесенные прежней властью, вполне справедливыми и реабилитировать его отказалась. Теперь стоит перейти и к главному герою моего исследования — Сергею Васильевичу Ряховскому. Он родился 18 марта 1956 года в г. Щелково Московской области[17], то есть еще до громкого процесса над отцом, и стал первым из десяти детей - семерых сыновей и трех дочерей[18], которыми вообще обзавелась семья. Вскоре, 5 мая 1957 года, у Сергея появился брат — Владимир Васильевич Ряховский, тот самый, который ныне известен в качестве «христианского юриста», защищающего от претензий государства интересы РОС ХВЕ и иных близких по духу объединений. Формирование внутреннего мира детей проходило на фоне пятидесятнических бдений «Выставочной группы», которая, как мы помним, собиралась в доме Ряховских. Не исключено, что на глазах Сергея арестовали отца. По-крайней мере, он сообщал: «Я помню, как его забирали, даже помню, как однажды человек из спецслужб оттолкнул меня сапогом - а было мне тогда четыре года»[19]. Правда, к шестидесятым «люди из спецслужб» сапогам предпочитали ботинки - ну да что возьмешь с маленького ребенка? В 1964 году, когда Василий Васильевич освободился из колонии и приехал домой, семья насчитывала уже троих детей. Сам он вернулся в «братство», где был рукоположен в пресвитеры и введен в Совет московской церкви пятидесятников. Ребят глава семейства воспитывал, видимо, в характерных для пятидесятников традициях. Я подошел к учительнице и написал на бумажке я тогда не мог разговаривать, потому что нас травили собаками, и я на шесть лет лишился дара речи , что я живой, и папа не делал этого, но меня никто не хотел слушать. Но это воспоминание содержит массу интересных подробностей — от ситуации в семье, где, видимо, не всё шло гладко, до факта о нездоровье самого Сергея Васильевича, который, оказывается, в течение шести лет не владел речью. Раньше детско-юношеский период его жизни представлялся как время неуклонного укрепления пятидесятнической веры. Однако недавно Ряховский порадовал всех удивительным откровением. Это множество трудов отцов церкви, православное богословие, литургия. Что до книг - видимо, они собирались как раз отцом Сергея Васильевича в период его таинственной «истовой православности». Получив аттестат о среднем образовании, Ряховский учился в Московском электромеханическом техникуме, который закончил в 1975 году. Тогда же, - гласит последняя по времени официальная биография, - он был призван в армию и до 1977 проходил срочную военную службу. Любопытно, что эти данные появились лишь недавно, когда РОС ХВЕ стал экспонировать себя в качестве законопослушной организации. Раньше об армейском этапе жизни Ряховского в доступных мне биографиях ничего не сообщалось[23]. Еще интереснее, что с 2004 года Сергей Васильевич начал уверять, будто исполнял долг не просто в армии, а в весьма элитном и уважаемом роде войск. То же самое - «я служил в воздушно-десантных войсках» — Ряховский сообщил ярославской газете «Власть. Отец Сергея Васильевича занимал в «нерегистрированном братстве» слишком высокий пост, чтобы разменивать авторитет, отпуская в армию ненавистного государства своего собственного сына. Даже если допустить, что Ряховского все-таки призвали — не верится, чтобы он попал служить в Воздушно-десантные войска. Ведь сюда брали лишь людей с безупречными комсомольскими характеристиками, а верующий сын дважды сидевшего сектантского пресвитера уже по определению не мог быть членом ВЛКСМ. Однако никакой информации, что Ряховский посещал перед армией подобное заведение, найти не удалось. Узнать, насколько соответствует информация о военной службе человека реальности, можно только одним способом - подняв личное дело Сергея Ряховского, которое все еще находится в архивах Щелоковского райвоенкомата и Министерства обороны. Или заглянув в военнный билет «епископа» - если таковой найдется. В 1978 году Сергей Васильевич был рукоположен в дьяконы московской общины «нерегистрированного братства». Осенью 1980-го пошел на повышение и его отец, который стал там епископом. Параллельно с «дьяконическим служением» Ряховский работал — правда, не уточняется, где именно, - и учился «в Вечернем институте повышения квалификации Мосгорисполкома»[26]. Так сказано в старых вариантах его биографии. А в новом варианте на личной Интернет-страничке Сергея Васильевича мы видим уже другую формулировку: «учился на вечернем отделении института повышения квалификации руководящих работниковМосгорисполкома»[27]. Именно так — «руководящих работников». Почувствуйте разницу. Однако при этом и старые, и новые биографии дружно сообщают, что в 1982 году он получил здесь диплом инженера-электрика. Остается загадкой, какое отношение имел Ряховский к руководящим работникам Мосгорисполкома, и какое отношение имел Институт повышения квалификации таких руководящих работников к подготовке электриков. Из справочного материала удалось выяснить, что вообще-то этим занимался Институт повышения квалификации инженерно-технических работников Мосгорисполкома. Видимо, за давностью лет Сергей Васильевич запамятовал, где именно он получил свой первый и последний в жизни полноценный светский диплом… Пробыв семь лет диаконом, в 1985-м Ряховский поднялся на следующую ступеньку - его рукоположили в пресвитеры «нерегистрированной» общины пятидесятников. Тогда же, как заявляют официальные биографы, Сергей Васильевич поступил в некий «заочный библейский институт». Здесь надо отметить, что в 1985-м у советских пятидесятников не существовало никаких институтов. Следовательно, речь идет об иностранном учебном заведении. С 1986 года советские и партийные органы существенно ослабили контроль за ситуацией в стране. Одновременно была объявлена «политика открытых дверей», и в СССР устремились представители иностранных религиозных организаций. Они шли двумя путями: или создавали здесь «церкви» с нуля, или искали уже существовавшие, близкие по убеждениям общины, которые начинали усиленно курировать. При этом особым вниманием иностранцев пользовались не те российские организации, которые в свое время зарегистрировались, - а те, что от регистрации отказались, продемонстрировав таким образом пренебрежение к законам собственного государства. Понятно, почему нерегистрированным пятидесятническим «братством», одним из епископов которого был Василий Ряховский, а одним из пресвитеров - его сын Сергей, заинтересовалась американская «Церковь Божья» Church of God, сокр. Она была создана в 1884 году по инициативе восьмерых бывших баптистов и долго влачила жалкое существование. Лишь в 1907 году у организации появился руководящий центр, разместившийся в городе Кливленде штата Теннеси - то есть в самом центре так называемого американского «библейского пояса», отличающегося огромным количеством всяких сект. Затем один из идеологов организации А. Томлинсон попал под влияние набиравшего силу пятидесятничества, которое и стало официальной идеологией «Церкви Божьей». Сама она пережила ряд расколов[28] , но все же росла и ко времени начала нашей перестройки имела около 400 тысяч американских последователей, представительства на территории 72 стран мира[29], собственный Lee-университет с подшефной теологической семинарией, несколько школ и 8 изданий. Примечательно, что здесь он вышел сперва именно на Сергея Ряховского, а уже тот организовал эмиссару встречу со столичными пятидесятническими епископами. Так началось сближение двух сектантских образований - американского и советского. Еще одной организацией, вышедшей тогда на столичных пятидесятников, была действовавшая с 1974-го миссия «Ковчег» «Arche» из немецкого города Гамбурга, которую возглавлял старший пастор Вольфганг Вегерт. По его приглашению в апреле 1990 года Сергей Ряховский с папой-епископом и еще несколькими коллегами посетили ФРГ. Сейчас сектантская пропаганда любит лгать, что дети из семей пятидесятников не могли получить при Советской власти приличного высшего образования. Известно, однако, что в 1980-м, когда Василий Ряховский обзавелся саном епископа «нерегистрированного братства», а Сергей Ряховский служил там диаконом - Владимир Ряховский спокойно поступил во Всесоюзный заочный юридический институт. Закончив его в 1985 году, следующую пятилетку он, несмотря на пятидесятническое происхождение и три отсидки папы, работал судьей. Затем, видимо, что-то случилось, и с 1990 года Владимир Васильевич, образно говоря, оказался в одном окопе с отцом и старшим братом. По-крайней мере, к этому времени судьей он уже не был и стал появляться на разных «христианских» мероприятиях. Активизация контактов Сергея Ряховского с иностранцами, организация их приемов в Москве и ответные визиты за рубеж не прошли даром. Его, что называется, «заметили» уже не только единоверцы, но и другие «либералы от религии». Например, зимой 1990 года в Москве при активном участии баптистов А. Семченко и П. Абрашкина, православного экумениста А. Его президентом стал священник РПЦ Александр Борисов, жена которого состояла в «церкви» пятидесятников, а вице-президентом утвердили пастора евангельских христиан-баптистов Алексея Бычкова. Членами правления общества были избраны братья Сергей и Владимир Ряховские[32]. Про создание самого общества заговорили газеты, перечисляя участников и рекламируя таким образом обоих Ряховских. Тогда же, в 1990-м, Сергей Васильевич закончил свой таинственный «заочный библейский институт», а через год получил сан старшего пресвитера. Между тем, дела у «нерегистрированных» пятидесятников шли вяло. Экономические условия изменились - и если при Советской власти община вполне могла обойтись без круглой печати и расчетного счета в банке, то теперь это стало затруднительным. Однако поступиться принципами «старые» пятидесятники не могли. Вскоре был найден выход. Сами оставаясь незарегистрированными, общины начали создавать христианские миссии и ассоциации, против регистрации которых уже не возражали. В июне 1991 года московское «братство» учредило Межрегиональную Христианскую Ассоциацию «Ковчег», куда вошли 14 пятидесятнических объединений. Название, видимо, было не случайным, отражая партнерские связи, уже установленные с немецким «Ковчегом» пастора Вегерта. Понятно, почему текущее руководство новой организацией было поручено как раз побывавшему в Германии пресвитеру Сергею Ряховскому. Создав Ассоциацию, ее зарегистрировали по следующему адресу: Москва, улица Матросская тишина, дом 20. Следует, однако, помнить, что даже в 1991 году найти для новой организации место в Москве было проблематично. Поэтому часто люди, регистрирующие ту или иную структуру, старались «прописать» ее, используя свои служебные связи. Почему я это сообщаю? Потому, что до недавних пор было неясно, чем с 1982 года - времени получения диплома инженера-электрика, - зарабатывал на хлеб Ряховский. Это сейчас «церковная» должность приносит верный кусок хлеба с маслом - а раньше, чтобы не попасть под статью о тунеядстве, дьяконы и пресвитеры пятидесятнических общин должны были где-то работать. Сам Ряховский вспоминает, что служил тогда «каждый вечер, каждое воскресенье». Следовательно, днем он действительно был занят чем-то другим. В какой же сфере трудился Сергей Васильевич? И почему, все-таки, «Ковчег» был зарегистрирован именно при психиатрической больнице? Оба вопроса Ряховскому не задавали - но он на них сам ответил в интервью ярославской областной газете «Золотое кольцо» 22 февраля 2003 года. Человек, который, как мы помним, был по образованию инженером-электриком, сказал вдруг буквально следующее: «У меня несколько специальностей. Основная - психиатр. Я много лет проработал в больнице «Матросская тишина», рядом со знаменитой тюрьмой. Нам предлагали его «полечить». Это было вскоре после ГКЧП, в начале сентября 1991 года. В «Матросской тишине» тогда сидели гэкачеписты. Однажды к нам в больницу позвонили и сказали, что сейчас к тюрьме подъедут на грузовике люди - будут митинг проводить и надо взять их главного оратора. Я взял с собой несколько санитаров, и мы отправились к месту митинга. Жириновский тогда еще был никому не известен. Мы подождали, пока он закончит свою речь, а потом объяснили цель своего прихода. Он обратился ко мне примерно с такими словами: «Я вижу, вы тут старший. А вы уверены, что поступите правильно?! Я вам не советую этого делать и не только потому, что наших больше, чем ваших». Я стал думать, что же мне делать. Отошел в сторонку и помолился. А потом сказал санитарам, чтобы не трогали его. Вот с тех пор мы и знакомы. Безусловно, он не был больным человеком, а роль шута или провокатора - это всего лишь была его роль». Любопытно, помнит ли «шут» и «провокатор», ныне вице-спикер Государственной Думы РФ Владимир Жириновский, этот знаменательный момент? Что до внезапно открывшейся «основной специальности» Ряховского - здесь остаются нестыковки. В официальных биографиях она у него по-прежнему одна: инженер-электрик. Между тем теперь выясняется, что человек «по основной специальности - психиатр». Еще в одном интервью журналу «Лица» Ряховский тоже заявлял: «Я имею инженерное, техническое, медицинское образование. Видимо, Сергей Васильевич пользуется метафорами и понимает под ним не диплом врача, а, например, «университеты жизни» в виде работы санитаром, или, как максимум, старшим над другими санитарами. Тем же «Лицам» Ряховский, кстати, сообщал: «До 1995 года, помимо служения церкви, я работал на светской работе: на заводе, в институте, в больнице...
Его, что называется, «заметили» уже не только единоверцы, но и другие «либералы от религии». Например, зимой 1990 года в Москве при активном участии баптистов А. Семченко и П. Абрашкина, православного экумениста А. Его президентом стал священник РПЦ Александр Борисов, жена которого состояла в «церкви» пятидесятников, а вице-президентом утвердили пастора евангельских христиан-баптистов Алексея Бычкова. Членами правления общества были избраны братья Сергей и Владимир Ряховские 32. Про создание самого общества заговорили газеты, перечисляя участников и рекламируя таким образом обоих Ряховских. Тогда же, в 1990-м, Сергей Васильевич закончил свой таинственный «заочный библейский институт», а через год получил сан старшего пресвитера. Между тем, дела у «нерегистрированных» пятидесятников шли вяло. Экономические условия изменились — и если при Советской власти община вполне могла обойтись без круглой печати и расчетного счета в банке, то теперь это стало затруднительным. Однако поступиться принципами «старые» пятидесятники не могли. Вскоре был найден выход. Сами оставаясь незарегистрированными, общины начали создавать христианские миссии и ассоциации, против регистрации которых уже не возражали. В июне 1991 года московское «братство» учредило Межрегиональную Христианскую Ассоциацию «Ковчег», куда вошли 14 пятидесятнических объединений. Название, видимо, было не случайным, отражая партнерские связи, уже установленные с немецким «Ковчегом» пастора Вегерта. Понятно, почему текущее руководство новой организацией было поручено как раз побывавшему в Германии пресвитеру Сергею Ряховскому. Создав Ассоциацию, ее зарегистрировали по следующему адресу: Москва, улица Матросская тишина, дом 20. На первый взгляд, выбор нелепый — что может быть смешнее Христианской ассоциации, которая работает на базе психиатрической клиники? Следует, однако, помнить, что даже в 1991 году найти для новой организации место в Москве было проблематично. Поэтому часто люди, регистрирующие ту или иную структуру, старались «прописать» ее, используя свои служебные связи. Почему я это сообщаю? Потому, что до недавних пор было неясно, чем с 1982 года — времени получения диплома инженера-электрика, — зарабатывал на хлеб Ряховский. Это сейчас «церковная» должность приносит верный кусок хлеба с маслом — а раньше, чтобы не попасть под статью о тунеядстве, дьяконы и пресвитеры пятидесятнических общин должны были где-то работать. Сам Ряховский вспоминает, что служил тогда «каждый вечер, каждое воскресенье». Следовательно, днем он действительно был занят чем-то другим. В какой же сфере трудился Сергей Васильевич? И почему, все-таки, «Ковчег» был зарегистрирован именно при психиатрической больнице? Оба вопроса Ряховскому не задавали — но он на них сам ответил в интервью ярославской областной газете «Золотое кольцо» 22 февраля 2003 г. Человек, который, как мы помним, был по образованию инженером-электриком, сказал вдруг буквально следующее: «У меня несколько специальностей. Основная — психиатр. Я много лет проработал в больнице «Матросская тишина», рядом со знаменитой тюрьмой» 34. А далее Ряховский озвучил еще одно откровение. Нам предлагали его «полечить». Это было вскоре после ГКЧП, в начале сентября 1991 года. В «Матросской тишине» тогда сидели гэкачеписты. Однажды к нам в больницу позвонили и сказали, что сейчас к тюрьме подъедут на грузовике люди — будут митинг проводить и надо взять их главного оратора. Я взял с собой несколько санитаров, и мы отправились к месту митинга. Жириновский тогда еще был никому не известен. Мы подождали, пока он закончит свою речь, а потом объяснили цель своего прихода. Он обратился ко мне примерно с такими словами: «Я вижу, вы тут старший. А вы уверены, что поступите правильно?! Я вам не советую этого делать и не только потому, что наших больше, чем ваших». Я стал думать, что же мне делать. Отошел в сторонку и помолился. А потом сказал санитарам, чтобы не трогали его. Вот с тех пор мы и знакомы. Безусловно, он не был больным человеком, а роль шута или провокатора — это всего лишь была его роль». Любопытно, помнит ли «шут» и «провокатор», ныне вицеспикер Государственной Думы РФ Владимир Жириновский, этот знаменательный момент? Что до внезапно открывшейся «основной специальности» Ряховского — здесь остаются нестыковки. В официальных биографиях она у него по-прежнему одна: инженер-электрик. Между тем теперь выясняется, что человек «по основной специальности — психиатр». Еще в одном интервью журналу «Лица» Ряховский тоже заявлял: «Я имею инженерное, техническое, медицинское образование» 35. Откуда взялось последнее, совершенно неясно. Видимо, Сергей Васильевич пользуется метафорами и понимает под ним не диплом врача, а, например, «университеты жизни» в виде работы санитаром, или, как максимум, старшим над другими санитарами. Тем же «Лицам» Ряховский, кстати, сообщал: «До 1995 года, помимо служения церкви, я работал на светской работе: на заводе, в институте, в больнице.. Можно предположить, что психиатрическая клиника и была тем местом, с которого Сергей Васильевич перешел на освобожденную «церковную» должность. Если, конечно, ответственные сотрудники этого учреждения сами не поддались евангельским чарам и ту карточку не «потеряли». Но вернемся к событиям в «нерегистрированном братстве», где тогда служил Сергей Васильевич. С 1992 года американская «Церковь Божия» уже не скрывала, что мечтает включить российских пятидесятников в свои ряды. Летом того же 1992-го они провели в Москве даже совместный вербовочный проект «100 церквей за 100 дней», когда для агитации среди населения было арендовано 14 кинотеатров. Координатором этой программы стал Ряховский. Присмотревшись к деятельности пресвитера, иностранцы сочли его перспективным для продвижения своих интересов в России. Понятно, почему тогда же, в 1992-м, Сергей Васильевич поступил в аспирантуру теологической семинарии «Церкви Божьей» города Кливленда. Тем временем «нерегистрированное» пятидесятническое братство решило поменять название, и с августа стало именоваться «Объединенной Церковью Христиан веры евангельской» ОЦ ХВЕ. Сразу после этого Международная «Церковь Божья» опять принялась намекать, что готова включить в свой состав эту организацию, а 25 октября 1992 года на совместном совещании в Сергиев-Посаде сделала также предложение официально. Но пятидесятники, подумав, решили не терять самостоятельность и ответили отказом. В ходе встречи было подписано всего лишь соглашение о сотрудничестве, что иностранцев, естественно, не удовлетворило. Вместе с ними, наверное, переживал и Сергей Ряховский, который после поступления в кливлендскую семинарию стал горячим сторонником слияния. Это постепенно начало сказываться на его отношениях с епископами «Объединенной церкви». Однако, учитывая заслуги отца, Сергею Васильевичу все еще продолжали доверять, и в феврале 1993 года назначили его руководителем международного отдела ОЦ ХВЕ 36. Вскоре, закончив годичное обучение в семинарии «Церкви Божией», он получил там степень магистра богословия, а в 1994 году Ряховского рукоположили в епископа «Объединенной Церкви христиан веры евангельской». Между тем, сам Сергей Васильевич продолжал оставаться сторонником слияния этой организации с «Церковью Божией» и, видимо, все активнее лоббировал данный вопрос. В результате напряжение между ним и другими епископами росло до тех пор, пока не вылилось в открытый конфликт. Международная «Церковь Божия» была, вероятно, заинтересована в углублении такого раскола, полагая, что Ряховский не выдержит, перейдет в ее ряды и уведет сюда хотя бы часть российских пятидесятников. Чтобы убыстрить процесс, вскоре была устроена провокация. По соглашению, существовавшему между «Церковью Божией» и ОЦ ХВЕ, члены одной организации не могли одновременно становиться членами другой, и, тем более, получать там какие-то духовные звания. Однако летом 1995 года новый европейский координатор этой организации Дитрих Кноспе рукоположил Сергея Васильевича, уже являвшегося епископом российской «Объединенной церкви», в епископы международной «Церкви Божией». Дальше пятидесятники терпеть уже не стали. Сергей Васильевич прекрасно знал, что, имея сан в одной организации, недопустимо получать аналогичный сан в другой — да и его бесконечные восхваления американцев всем, похоже, надоели. В результате, как сообщал журнал «Евангелист», летом 1995 года Совет Епископов «освободил С. Проще говоря, Сергей Васильевич был лишен сана и изгнан из «Объединенной Церкви», утратив таким образом право относить себя к классическим российским пятидесятникам, которых она представляла. Как бы подчеркивая серьезность оскорбления, нанесенного Ряховским «Объединенной церкви», журнал добавлял: «Не все служители оказались способными к разумному общению с зарубежными церквами. Поэтому, учитывая издержки сотрудничества с зарубежными объединениями, 8 июля 1995 г. Правление Совета Епископов приняло решение о приостановлении широких контактов с зарубежными объединениями, школами и миссионерами» 38. Итак, летом 1995 года пятидесятник Сергей Ряховский кончился. Начался другой Ряховский, представляющий харизматическое движение «Церковь Божия». Поэтому все заявления, что Сергей Васильевич до сих пор является пятидесятником, лишены оснований. Что было дальше? Так говорится в одних источниках. В других, более поздних, Сергей Васильевич стал уверять, что в 1995-м Союз был не основан, а «возрожден» 39. Это делается ради того, чтобы добавить ему лишних четыре года истории, отсчет которой предлагается вести с момента появления в 1991-м Ассоциации «Ковчег», на чьей базе, мол, уже тогда стал оформляться будущий Союз. Подтасовка вроде бы смешная. Но эти 4-ре года крайне важны, чтобы убедить всех, что создание Российского Союза ХВЕ «Церковь Божья» не было связано с изгнанием Сергея Васильевича из «Объединенной церкви» и произошло куда раньше. Отсюда возникает и подлог в поздних биографиях Ряховского, где говорится, что уже в 1991 году он стал «начальствующим епископом Российского Союза Христианской Веры Евангельской «Церковь Божья» 40. Поэтому вести отсчет основания Союза с момента появления «Ковчега» — значит, грешить против истины. Он был именно создан. Создан в результате изгнания Ряховского из рядов классических пятидесятников. Видимо, к этому у Сергея Васильевича накопилась немалая обида на бывших единоверцев — и, соответственно, желание их «догнать и перегнать». Поэтому его Союз широко открыл двери не только для тех редких пятидесятнических общин, которые вышли из ОЦ ХВЕ следом за Ряховским, но и для харизматов. Причем последних, не имевших до этого времени какой-то общей «крыши», оказалось куда больше. К ним прибавились основанные харизматами организации, выдающие себя в целях маскировки за пресвитерианские. Иными словами, как грубо, но точно выразился один деятель, Ряховский «быстро набрал к себе всякого отребья». Благо, сам Сергей Васильевич этого даже не отрицает. Конкретное количество организаций, которыми таким образом стал «прирастать» Союз, неизвестно. На 1996 год, например, в России значилась зарегистрированной 351 община пятидесятников 42. Счет тех общин, что встали «под Ряховского», шел тогда, наверное, лишь на десятки. При этом отношение к детищу Сергея Васильевича у «старых» христиан веры евангельской-пятидесятников оставалось сугубо критическим. Характеризуя эту структуру, автор фундаментальной работы «Классическое пятидесятничество» Виталий Рысев писал: «Союз со времени зарождения не определял доктринальные границы для присоединяющихся общин. Возникает ощущение, что костяк этой так называемой «пятидесятнической» деноминации составляют харизматические общины без всяких полутонов. Движение склонно к экуменическим контактам, неразборчиво в средствах благовествования и, если и представляет пятидесятничество, то в его крайне либеральном выражении» 43. Самым страшным для них стал так называемый «15-летний ценз». Закон гласил, что зарегистрироваться и получить широкие права смогут лишь те организации, что существуют в стране не менее 15 лет или входят в более крупные централизованные структуры союзы, ассоциации и т. Поскольку абсолютное большинство сект образовалось после перестройки и этот барьер «перепрыгнуть» не могло — началась паника. Например, 7 октября у Центрального парка культуры прошел митинг против принятого закона с участием сайентологов, кришнаитов, баптистов, представителей «Истинно-православной церкви», ну и, конечно, председателя РС ХВЕ «Церковь Божья» Сергея Ряховского 44. Покричали, разошлись.
Сергей Ряховский
умер в тюрьме в 2005 году) - известный российский серийный убийца, в период с 1988 по 1993 годы убивший 19 человек. умер в тюрьме в 2005 году) - известный российский серийный убийца, в период с 1988 по 1993 годы убивший 19 человек. Сергей Васильевич Ряховский родился в пос. Загорянка Щелковского района Московской области 18 марта 1956 года в семье верующих, старший из 10 детей в семье епископа Василия Васильевича Ряховского.
Ряховский Сергей Васильевич – биография
Епископ Ряховский Сергей Васильевич вспоминает с особой теплотой и восхищением о крепкой вере своих родителей. Сергей Ряховский родился в 1962 году в Балашихе. Сергей Васильевич Ряховский родился на свет 29 декабря 1962 года.