На сайте епархии появилось заявление о том, что одна из преподобных матерей нарушила обет целомудрия со священником. Журналист сообщил, что он не собирается нарушать обет целомудрия. 13 марта 1995 года датский кинорежиссер, обладатель многих престижных призов, Ларс фон Триер и его единомышленник Томас Винтерберг составили сенсационный манифест «Обет. Депутат добавил, что принуждать к соблюдению обета целомудрия опасно, так как такие меры могут привести к правовому нигилизму. целомудрие. Женщина дает обет, что никогда не будет замужем и даже не допустит мысли об этом.
Обеты иноческие
Публицист и политический консультант Анатолий Вассерман рассказал программе "Правда 24", почему не может отказаться от обета целомудрия, когда в последний ра. «Целомудрие — главный фактор репродуктивного здоровья подростков, эту дисциплину надо преподавать в школах», — заявил Игорь Аксенов. отмечает автор статьи Тереза Тэмкинс.
Давший себе обет целомудрия депутат ГД Вассерман высказался о признании ЛГБТ-меньшинств
отмечает автор статьи Тереза Тэмкинс. Развод с Курбаном Омаровым позволил ведущей продемонстрировать, что, несмотря на наличие двоих детей, она умеет «зажигать» и «уходить в отрыв». Но сейчас пришло время для. Депутат Государственной Думы Анатолий Вассерман заявил, что принуждать подростков к соблюдению обета целомудрия, идею которого ранее предложил священник из Выборга Игорь. Между Мексикой и Эквадором разгорелся скандал. В Выборгской епархии предложили распространять среди подростков обеты безбрачия и кольца целомудрия. Однако монах, произнося обет целомудрия, отрекается от возможности вступать в брачные отношения.
Вассерман готов нарушить обет целомудрия ради спасения человечества
Конечно, кроме брака в истории было много всего, в некоторых странах царил чудовищный разврат, в Римской империи существовал конкубинат — узаконенное сожительство, но браком это никто не считал. Конечно, и формы самих браков были разными, иногда совершенно неприемлемыми для христиан например, многоженство. Но даже при многоженстве были законные жены, статус которых был весьма отличен от положения наложниц, любовниц. Кроме того, что «гражданский брак» — явление ложное и обманчивое и является только иллюзией семьи, но он еще и не позволяет партнерам выстраивать свои отношения. Иногда «гражданский брак» называют бесплодным. Во-первых, потому, что сожители, как правило, боятся иметь детей: они и в своих отношениях никак не могут разобраться, зачем им еще лишние проблемы, хлопоты и ответственность? Во-вторых, «гражданский брак» не может родить ничего нового, он бесплоден в духовном и даже душевном плане. Когда люди создают законную семью, они берут на себя ответственность. Вступая в брак, человек принимает решение прожить со своим супругом всю жизнь, пройти вместе все испытания, делить пополам и радость, и горе.
Он уже не ощущает себя отдельным от своей половинки, и супруги волей-неволей должны прийти к единству, научиться носить тяготы друг друга, строить свои отношения, взаимодействовать и — главное — научиться любить друг друга. Как у человека есть родители, братья, сестры, и с ними он, хочешь — не хочешь, должен научиться ладить, находить общий язык, иначе жизнь в семье станет невыносима, так и в браке — между мужем и женой. Один современный отечественный психолог назвал «гражданский брак» билетом с открытой датой: «Партнеры всегда знают, что билетик у них есть, поэтому, если что не так, в любой момент — махнул, и будь здоров, счастливо оставаться. С таким подходом нет мотива вкладываться в отношения по полной программе, ведь это все равно что ремонтировать съемную квартиру». Поэтому так мало «гражданских браков» завершаются регистрацией. Люди изначально не воспринимают свой союз как нечто значимое, серьезное и постоянное, их отношения неглубоки, свобода и независимость для них дороже. И даже годы, проведенные вместе, не прибавляют им уверенности, а их союзу прочности. Люди собрались без всяких обязательств, не понравилось — разбежались: дверь для каждого открыта.
Партнеры сошлись для взаимного безответственного удовольствия, а не для «ношения тягот друг друга». Никто никому ничего не должен. И сами отношения не предполагают никакой глубины. Жизнь в «гражданском браке» можно сравнить с увеселительной поездкой на автобусе, где на любой остановке можно сойти. Но бывает, что «гражданский брак» превращается и в некое психологическое рабство. Больше всего от «гражданского брака» страдают, конечно, женщины. Они часто попадают в весьма унизительное положение. Казалось бы, каждый свободен и может в любой момент уйти, но получается, что сойти с этого «автобуса» для женщины психологически бывает иногда очень непросто.
По своей природе женщины — существа более зависимые и менее решительные, чем мужчины. И их недобросовестные сожители этим пользуются. Известно, что подавляющее большинство женщин, находящихся в состоянии сожительства, хотели бы узаконить отношения. Любая женщина ищет стабильности и надежности для себя и для своих детей. Но решение, как всегда, остается за мужчинами. И вот иные «рабыни любви» годами мучаются, ждут и просят партнеров оформить законный брак, а те лишь кормят их обещаниями и говорят красивые слова об их «высоких неформальных отношениях». И вот уже где-то после 35 женщина начинает понимать, что у нее все меньше шансов выйти замуж, но и бросить сожительство часто не хватает сил: а вдруг больше уже никого не встретит и останется на всю жизнь одинокой? И получается, что ненормальное, подвешенное состояние сожительства не позволяет ей построить нормальные отношения со своим мужчиной и также не дает найти, быть может, настоящую любовь, создать семью, родить детей и быть счастливой.
Семейный православный психолог И. Рахимова, чтобы показать людям, находящимся в «гражданском браке», ложность и бессмысленность их состояния, предлагает таким парам тест: чтобы проверить свои чувства, на некоторое время скажем, на два месяца прекратить телесные отношения. И если они соглашаются на это, то обычно варианта два: либо они расстаются — если их связывали только страсть, либо вступают в брак, что тоже бывает. Воздержание, терпение позволяет по-новому взглянуть друг на друга, полюбить без примеси страсти. Я обычно тоже даю подобный совет. Объясняю, почему сожительство без брака — грех и какие он имеет последствия, и предлагаю: если у вас нет серьезных намерений вступить в брак, лучше расстаньтесь: такое состояние ни к чему хорошему не приведет. Если же молодые люди хотят узаконить свои отношения, я советую им прекратить интимное общение до брака. Ведь не все же этим ограничивается, можно дружить, общаться, проявлять свою нежность и привязанность как-то по-другому.
Вот тогда, действительно, лучше можно узнать друг друга. Большинство современных молодых людей, к сожалению, не имеет навыка самостоятельного мышления. Живут по инерции, по навязанным извне стандартам. Как пел в свое время В. Высоцкий: «Что мы видим, говорит, кроме телевидения? Ксюша Собчак и другие гламурные дивы рассказывают, как нам жить. Молодежь это все потребляет и совершенно не задумывается, что, «взяв от жизни все» в 20 лет, в среднем возрасте ты уже ничего взять не сможешь.
Сейчас идёт регистрация на рейс. Международный рейс в Соединенные штаты Америки с пересадкой в Стамбуле — сейчас для Джозефа это единственно возможный маршрут домой.
Знают ли там о проделках грешного пастора в далекой России неизвестно. Но в любом случае въезд в нашу страну для него теперь закрыт. Копирование материалов с сайта разрешено только с письменного согласия администрации сайта.
Еще в молодости Анатолий Вассерман дал обет целомудрия. Сейчас телеведущему и многократному победителю интеллектуальных телеигр уже 67 лет, и он, как утверждает, верен своему слову. Анатолий Вассерман родился 9 декабря 1952 года в Одессе. Там же окончил Технологический институт по специальности «инженер-теплофизик». Став журналистом, Вассерман начал принимать участие в телевизионных интеллектуальных играх, где стал абсолютным победителем.
А вот принуждать к чему-то подобному, на мой взгляд, опасно, ибо может способствовать так называемому правовому нигилизму, то есть представлению именно о том, что законы соблюдать необязательно», — пояснил парламентарий. Ранее Аксен ов пред ложил внедрить среди подростков торжественный обет и кольца целомудрия.
«Брак честен и ложе непорочно». Размышления о супружеском целомудрии
Ларс фон Триер составил сенсационный манифест «Обет целомудрия» | Позже по причине обета целомудрия я завел коллекцию эротики и порнографии: попытался отсутствие практики компенсировать усиленным изучением теории. |
«Брак честен и ложе непорочно». Размышления о супружеском целомудрии | Развод с Курбаном Омаровым позволил ведущей продемонстрировать, что, несмотря на наличие двоих детей, она умеет «зажигать» и «уходить в отрыв». Но сейчас пришло время для. |
Сестричество кольца непорочности / / Независимая газета | Получается, что он нарушал не только закон, но и целибат – то есть католический обет целомудрия и безбрачия, который должен был неукоснительно соблюдать. |
В США монахини жестко наказали епископа
Вот почему мы считаем его главной основой монашества, в которой заключены два других обета, целомудрия и нестяжания, как некое естественное следствие». Новости обо всем. По мнению Аксенова, для старших классов нужно подготовить программу по стимулированию подросткового целомудрия. «Лично я имел глупость еще в юности дать обет целомудрия, который, к сожалению, по своему неизбывному упрямству соблюдаю по сей день.
РПЦ предлагает ввести обет целомудрия в школах
И будут обращать внимание не только на телесную привлекательность, но и на душевные качества. На Гиппократовском форуме передо мной выступал академик Олег Иванович Аполихин. Он обращал внимание на то, что беспорядочные половые связи среди подростков катастрофически сказываются на их способности к деторождению. Он говорил именно о мальчиках. Так вот, беспорядочные связи, даже если не приводят к венерическим заболеваниям, связаны с обменом биотой. И если таких обменов происходит очень много, это сильно сказывается на здоровье людей. На порядок больше, чем клеток нашего собственного тела. Работа нашего организма связана с этой микробиотой.
Мы не сможем переваривать пищу без определенных бактерий в желудке. Микробиота помогает нашему организму существовать. И у нас у всех она отличается. Поэтому беспорядочные половые связи резко негативно сказываются на будущей фертильности. Всплеск обращений к экстракорпоральному оплодотворению и другим вспомогательным репродуктивным технологиям во многом связан с очень плохим здоровьем молодых людей, причем не только девушек, но и юношей. И это — важная причина сохранять целомудрие до брака. В южных республиках возраст может снижаться в связи с культурными традициями и более ранним созреванием организмов.
Но вопрос ведь не в возрасте, а именно в сохранении целомудрия до вступления в брак. Я на своем опыте вижу большую пользу от этого. Например, у меня в алтаре третий священник имеет пятерых детей, его матушка воспитывалась в нашем же храме. Оба супруга имеют высшее образование, он ФИНЭК и богословский факультет Свято-Тихоновского университета окончил, она — специалист по древним языкам. А в семье диакона тоже пятого ребенка ждут. В семье псаломщика — четверо детей. Семьи очень крепкие, и при этом это молодые современные семьи.
RU — Общемировая тенденция сейчас — вступать в брак, когда оба супруга уже получили образование и устроились на работу. То есть понимают, на что будут содержать семью. А целомудренные браки, как правило, ранние. Как жениться людям, которые еще не могут себя обеспечить? Это и материнский капитал, и ипотечные программы. Плюс к этому в любой семье родители всегда поддерживают своих детей. Сразу после школы обязательно окончить институт — это стереотип, сохранившийся с советского времени.
Дети, которые получают высшее образование сразу после школы, как правило, еще не понимают, где бы хотели реализовать себя. Сейчас есть много возможностей, чтобы после окончания школы сначала поработать, получить специальное образование, а потом, когда ты уже сориентируешься в жизни, идти получать высшее. Я преподаю в Русской христианство-гуманитарной академии имени Достоевского. И я вижу, что у вчерашних школьников отношение к учебе гораздо более легкомысленное, чем у тех, кто пришел учиться в сознательном возрасте. То есть там студенты учатся только на коммерческой основе? Я считаю, нет ничего страшного, если молодой человек после школы получит специальность, сможет содержать семью, а затем повысит свою квалификацию и получит высшее образование. И у него не будет каких-то колебаний, поиска бесконечных удовольствий, желания в кафешку пойти или на дискотеку каждый вечер.
У наших подростков такая молодость, знаете, бывает затягивается до 30 лет и старше. И всё никак они не могут повзрослеть. Если вы посмотрите на биографии людей, которые возглавляют очень серьезные государственные компании, вы увидите, что среди них многие начинали именно с получения специальности, а уже потом получали высшее образование и вырастали до генеральных директоров. Сегодня молодые люди ставят для себя ложные цели, гоняются за иллюзией блага, но не за подлинным благом. Есть примитивные иллюзии блага: алкоголь, наркотики, ранний секс. А есть и более сложные: карьера или высокая должность. А для женщины, с моей точки зрения, вообще сложно говорить о счастье, если у нее нет твердой опоры в лице любящего мужа и нет детей.
Она может быть кем угодно, хоть гендиректором, хоть Госдуму возглавлять, но не будет счастлива без крепкой семьи и любящего мужа. И у современных детей нет ощущения полноты жизни, нет ощущения достижения собственного блага. Они дезориентированы, из-за этого и подростковые суициды, и ранняя половая жизнь. Если бы у вас была дочь, вы бы захотели, чтобы она в 15 лет занялась сексом?
Однако сейчас он признает бисексуальность каждого человека. Своими соображениями по этому поводу он поделился с журналистами Газета. Знаток "Что, где, когда" и общественный деятель утверждает, что ЛГБТ-привычкам и образу жизни легко обучиться.
И по сотворении жены привел их в один супружеский союз. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю, и обладайте ею» Быт. Тем самым Он возвел союз брака в число Таинств Церкви Своей и подтвердил нерасторжимость сего союза, сказав: «В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» Мк. И святые апостолы, свидетельствуя о важности сего великого Таинства, возводят его в образ духовного союза «Христа с Церковью» Еф. Супружеский союз — одно из высших благ в земной жизни человека. Он является основанием семьи, которая строится на взаимной любви супругов. Семья есть малая Церковь Христова. Христианское воспитание детей составляет задачу и радость семьи, дает смысл и оправдание браку. Но и при бездетности брак не теряет своего смысла, облегчая супругам, при взаимной любви и взаимной помощи, путь христианской жизни. Основная цель этого союза состоит в том, чтобы супруги помогали друг другу и дополняли друг друга. Памятуя о том, что вся наша жизнь направлена в конце концов на спасение души, муж и жена для того и даны друг другу, чтобы спастись вместе. Тогда Божие благословение пребудет на супругах, их брак будет счастливым и послужит к утешению и радости их обоих. Древние учители Церкви прекрасно изображают достоинство и счастье христианского супружества. Тертуллиан пишет: «Как изобразить счастье супружества, которое заключает сама Церковь , которое утверждает молитва , запечатлевает благословение, объявляют Ангелы и окончательно утверждает Отец! Как приятно иго двух сердец, соединенных одною надеждою, одним учением, одним законом. Они как дети одного Отца, как рабы одного Господа; нет между ними никакого раздора ни в душе, ни в теле. Они два в одной плоти. Где плоть одна, там и дух один. Они вместе молятся, вместе преклоняют колена, вместе постятся, взаимно наставляют и увещевают друг друга. Они вместе присутствуют в церкви и на трапезе Господней, вместе терпят гонения, вместе наслаждаются и спокойствием. Они ничего не таят друг от друга, не бывают в тягость один другому. Свободно посещают больных, без стеснения раздают милостыню, без развлечения стоят в молитвенных собраниях; вместе поют псалмы и гимны и взаимно возбуждают друг друга к прославлению Господа». Супружество и малосильного делает вдвое сильным, доставляет великую радость благожелателям и печаль недоброжелателям. Общие заботы супругов облегчают для них скорби; общие радости для них обоих восхитительнее. Для единодушных супругов богатство приятнее, а в скудости само единодушие приятнее богатства. Для них супружеские узы служат ключом целомудрия и пожелания, печатью необходимой привязанности. У них одно питие из домашнего источника, которого не вкушают посторонние, которое не вытекает ниоткуда и ниоткуда не притекает. Составляя одну плоть, они имеют и одну душу, и взаимною любовью одинаково возбуждают друг в друге усердие к благочестию. Ибо супружество не удаляет от Бога, а, напротив, более привязывает, потому что больше имеет побуждений», — так говорит святитель Григорий Богослов. Святой епископ Антиохийский Игнатий Богоносец так писал о браке: «Те, которые женятся или выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти». Освящение епископом или священником брака было свидетельством того, что брак совершается в Церкви, поскольку именно в лице епископа действует здесь вся полнота церковная. О взаимных обязанностях супругов Священное Писание об отношениях мужа и жены говорит так: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» Еф. А женам советует: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» Еф. Апостол Петр в своем Первом послании наставляет жен подражать жизни древних праведных жен, быть примером кротости; мужей наставляет обращаться «благоразумно со своими женами, как с немощным сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни» 1Пет. Где есть это, там есть всякое богатство, всякое счастье; а, напротив, если нет сего, то другое ничто не помогает, но все превращается, все полно неприятности и расстройства. Итак, сего станем искать преимущественно пред всем». Все благополучие брака основывается на взаимной любви, на взаимном доверии и уважении, и отсюда происходящем согласии супругов. Ибо тот, кто соблюдает в нем законы, находит в доме и жене своей утешение и облегчение от всех неприятностей, встречаемых в других местах. А тот, кто неблагоразумно и случайно приступает к сему делу, хотя и наслаждается спокойствием в судах или других местах, встречает неприятности и огорчения в своем доме». Так говорил о браке святитель Иоанн Златоуст. По взаимной любви к друг другу, ради общего благополучия каждый из супругов должен быть снисходителен к недостаткам другого, должен запастись терпением на случай самых горьких неудовольствий, обид и взаимных огорчений. Златоуст говорит: «А что делать, если муж будет кроток, жена же беспокойна, злоречива, болтлива, расточительна это общий их всех недуг , и если она будет выказывать много других слабостей? Как ему, несчастному, вынести такую каждодневную неприятность, гордость, бесстыдство? Что делать, если, напротив, она будет скромна и тиха, а он дерзок, подозрителен, сердит, сильно будет надмеваться, то богатством, то властью, когда с нею — свободною — будет обращаться, как с рабою, и не больше будет расположен к ней, как к служанке? Как вынести ей такое унижение и притеснение? В другом месте Златоуст, для прекращения всяких раздоров, советует мужу вооружаться снисходительною терпеливостью, а жене совершенною покорностью. Переноси терпеливо все. Затем ты и занимаешь место главы, чтобы уметь врачевать тело. Сказано: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела». Этот закон дан и женам». Не будет ни согласия, ни любви между супругами, когда каждый из них станет требовать любви и преданности от другого, не стараясь сам об исполнении своих обязанностей. Это служит основанием не мира и согласия, а раздора, ибо в этом выказывается не любовь и снисходительность, а упорство и надменность. Потому лучшее средство сохранить супругам мир есть взаимное уважение к своим обязанностям и старание неукоснительно исполнять их. Таков брак о Христе, брак духовный. Итак, пусть жена не ожидает наперед добродетели от мужа, чтобы потом уже показать ему свою, потому что это будет неважное дело. Равным образом и муж пусть не ожидает благонравия от жены прежде, чтобы потом уже пещись о ней, потому что и с его стороны это не будет уже добродетелью. Но каждый, как я сказал, пусть наперед исполняет свои обязанности». Апостол Павел в Первом послании к коринфянам так пишет относительно брачных обетов: «Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем. Если же разведется, то должна оставаться безбрачною или примириться с мужем своим; и мужу не оставлять жены своей... Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее. И жена, которая имеет мужа неверующего и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, а жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» 1Кор. Эти слова апостола имеют особое значение сегодня, когда так часто бывают браки, где только одна сторона является верующей или православной» 4. С точки зрения православной церковный развод невозможен. Об этом говорится в Евангелии. Иисус Христос говорит, что от начала развод не был разрешен, потому что Бог сотворил мужа и жену, а то, что Бог сочетал, человек да не разлучает. Муж и жена соединяются навечно на основе взаимной любви друг к другу и к Богу, их союз не должен разрушаться, развод не может иметь Божьего благословения. От супругов требуется, чтобы они хранили «брак честен и непорочен», жили целомудренно: или в чистоте девства, или в честности брака, в том и другом случае с отвержением мирских похотей, и, в особенности, плотских похотей, «яже воюют на душу» 1Пет. Следовательно, супруги «должны убегать плотской нечистой любви». Под именем целомудрия Спаситель учит более, нежели одной телесной чистоте: что «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» Мф. Равным образом и словами заповеди — «не пожелай жены ближнего твоего» — запрещаются мысли и желания сладострастные или внутреннее прелюбодеяние, не говоря уже и о прелюбодействе Еф. Супружество имеет очень важное значение, ведь Бог , сотворив первых людей, им самим и их потомкам вверил дальнейшее рождение других, вверил как бы продолжение Своего творческого действия. И можно ли думать, что Провидение Божие оставит без внимания злоупотребление таким великим даром и что нарушителей не постигнет наказание Божие? Наставление мужу. По поучениям святителя Иоанна Златоуста Любовь мужа к жене должна быть постоянна и так тверда, чтобы могла устоять против всех несчастий, огорчений и искушений. Златоуст говорит мужу: «Заботься о своей жене, как Христос о Церкви. Хотя бы нужно было отдать за нее душу свою, хотя бы пришлось испытать многократные потери, претерпеть что-нибудь тяжкое, ты не должен отказываться, ибо, претерпев все это, ты еще не сделаешь ничего, подобного тому, что сделал Христос для Церкви». Хотя бы ты все потерял. Но нет ничего прискорбнее, как иметь в доме жену, которая живет с мужем без доброго к нему расположения. На какой бы проступок со стороны жены ты ни указал, ты ничего не можешь представить такого, что бы более причиняло скорби, чем раздор с женою. Посему-то любовь к ней должна для тебя быть драгоценнее всего. Если каждый из нас должен носить тяготы друг друга, то тем более муж обязан поступать так по отношению к своей жене. Хотя бы она была бедна, не унижай ее за то; хотя бы она была глупа, не нападай на нее, но лучше исправляй ее; она — часть тебя, и ты составляешь с нею одно тело. Если же ты станешь бить и угнетать жену, то болезнь сим не излечится, потому что жестокость усмиряется кротостью, а не другою жестокостью. Вместе с сим помышляй еще и о том, что за кроткое обхождение твое с женою тебя ожидает награда от Бога. Говорят, что некто из языческих философов имел жену сварливую, злую и дерзкую. Когда его спросили, для чего он, имея такую жену, терпит ее, — мудрец ответил, что в ней он имеет в своем доме как бы школу и училище любомудрия. Вас удивляет это? А я тяжко вздыхаю, когда вижу, что язычники поступают мудрее нас, коим заповедано подражать Ангелам, или лучше, коим повелевается подражать самому Богу в рассуждении кротости. Говорят, что философ потому сам и не изгонял злой жены своей, что она имела дурной характер, а некоторые утверждают, что он даже и взял ее по причине такого ее характера. Если ошибешься в выборе невесты и введешь в дом жену недобрую, несносную — в таком случае, по крайней мере, подражай языческому философу и всячески исправляй свою жену, а худого ничего ей не делай. А когда станешь переносить супружеское иго в согласии с нею, то через сие приобретешь по своему желанию и другие выгоды, и в духовных делах весьма легко успеешь». Вообще, по учению Златоуста, любовь мужа к жене должна быть чувством разумным. Основанная на душевных качествах жены, она должна иметь в виду ее нравственное исправление и усовершенствование. Поэтому муж виновен и перед самим собою, и перед женою своей, и пред судом Божиим, если он остается равнодушным к слабостям и недостаткам жены и не обращает на них никакого внимания. Но, с другой стороны, он не должен и раздражаться ими и с жестокостью преследовать за них жену свою. Кроткое, растворенное разумной снисходительностью и любовью обращение мужа с женою есть наиболее надежное средство к ее исправлению. Чтобы утвердить и навсегда сохранить нравственное влияние на жену, муж должен начать образование ее с первого дня супружества и продолжать его при всяком удобном случае. Во всех обстоятельствах жизни должен внимательно наблюдать за ее поведением, указывать ее обязанности и через исполнение их — путь к нравственному усовершенствованию. Златоуст, вместе с общими наставлениями, представляет и образец поучений такого рода. Если хочешь сделать обед или пиршество, не зови того, кто известен благочестием, кто мог бы благословить дом ваш и своим входом низвести на него благословение Божие. Искореняй из ее мысли слова «мое, твое». Если скажет она: «Это мое», скажи ей: «Что такое твое? Я не знаю этого, я не имею ничего собственного. Как же ты говоришь «мое, когда все «твое. Таким образом ты можешь утишить гнев ее, удалить из души ее огорчения. Не безрассудно говори с нею, но с ласкою, с уважением, с любовью. Почитай ее — и она не будет иметь нужды в почете других. Она не будет иметь нужды и в славе от других, если будет пользоваться уважением от тебя. Учи ее страху Божию, и все потечет, как из источника, и дом ваш будет изобиловать благами». Взаимная любовь супругов не должна зависеть от степени красоты каждого из них и не должна погасать в том случае, если кто-либо из них по каким-нибудь причинам сделается некрасивым и даже безобразным. Это в особенности Златоуст внушает мужьям, так как у некоторых из них любовь к их женам ослабевает в той мере, в какой исчезает красота жен, их прежде прельщавшая, или в какой они сами начинают замечать их телесные недостатки. Жена — творение Божие, не ее ты оскорбишь, но Создавшего ее. Что же делать с женою? Не хвали ее за красоту внешнюю: и похвала, и ненависть, и любовь такого рода свойственны душам нецеломудренным. Ищи красоты души, подражай Жениху Церкви». Нарушение супружеской верности есть преступление самое тяжкое. И потому Златоуст со всею силою обличает этот порок, и обличения святителя сохраняют все свое значение и для современного общества, в котором этот порок значительно распространяется в мужьях и женах. Обличая мужа, нарушающего верность к своей супруге, святитель говорит: «Чем извинится он? Не говори мне о страсти природы. Потому и установлен брак, чтобы ты не преступал границ. Ибо Бог , промышляя о твоем спокойствии и чести, для того и дал тебе жену, чтобы ты удовлетворял разжжение природы чрез свою супругу и освободился от всякой похоти. А ты неблагодарною душою наносишь Ему бесчестие, отвергаешь всякий стыд, преступаешь назначенные тебе границы, бесчестишь свою собственную славу. Зачем обращаешь взоры на чужую красоту? Зачем рассматриваешь лицо, не принадлежащее тебе? Зачем нарушаешь брак — бесчестишь свое ложе? А если бы не имел сего намерения, то сказал бы просто: кто воззрит на жену. А Он сказал не так, а «кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею» Мф. Похотливо взирая на чужую красоту, ты оскорбишь и жену свою, так как отвращаешь от нее свои взоры, а вместе и ту, на которую смотришь, ибо касаешься ее вопреки закону. Хотя ты и не коснулся ее рукою, но коснулся своими глазами, почему и это названо прелюбодеянием». Если жена напрасно подозревает тебя, успокаивай ее и уговаривай. Не с ненавистью и надмением обращайся к ней; она делает сие по чрезмерной заботливости своей о тебе, она опасается за право своего обладания, ибо ее владение — тело твое, и это владение драгоценнее всего». Скажи мне, зачем ты на целый день отдаешь себя друзьям, а жене только на вечер? Поступая так, ты не можешь отклонить подозрения. И если жена обвиняет тебя, не обижайся — это дело дружбы, а не дерзости, это обвинения пламенной любви, горячего расположения и опасения. Она боится, чтобы кто не окрал ее ложа, чтобы кто не отнял у нее ее высшего блага, не лишил ее главы».
Со стороны родителей должны быть проявлены максимальные тактичность и терпение по поводу поведения, важные не только для девочек, будущих женщин, но и в не меньшей степени для подрастающих мужчин. Религиозное понятие. Это добродетель, направленная на победу над вожделением, особенно интимным, так как вожделеть человек может и материальные ценности, а не только плотские удовольствия. В религии понятие целомудрия тесно связано с понятием греха. Защититься от греха добродетельному и религиозному человеку помогает обет или зарок. Обет существует как стимул для выполнения задуманного, будь то победа на бранном поле или духовное развитие. Обет целомудрия Обет целомудрия дается непосредственно Богу и считается невозвратным. Давший подобный обет уже не имеет права вступать в брак и иметь детей, а также заниматься интимом навсегда. Обет целомудрия могут давать и мужчины и женщины, и в монашестве и в миру. Обет целомудрия, возможно, один из самых сложных обетов, так как он идет в разрез с самой природой человека. Выбравший этот путь столкнется с множеством соблазнов и сложностей в обуздании своих естественных желаний. Понятие «пояс целомудрия» упоминается впервые в древнегреческих текстах. Якобы он был создан для того, чтобы уберечь рабынь от нежелательной беременности, которая мешала бы использовать их труд. Исторически сложилось, что упоминаний о поясе целомудрия больше всего приходится на эпоху средневековья. Когда муж отлучался из дома, чтобы его жена не подвергалась соблазну измены, ей на бедра одевался кожаный или металлический пояс, спереди крепилась полоска металла или кожи, проводилась через промежность и закреплялась сзади. Ключ от пояса вручался мужу. Сегодня считается, что пояс верности — это выдумка, если опираться на логику и представления, сколько можно проходить в кожаных или металлических «стрингах», не повредив кожных покровов, не говоря уже о невозможности соблюдать хотя бы частичную гигиену. Но история знает массу примеров истязания людей, особенно во имя сохранения целомудрия женщины.