Новости интересные факты про бажова

Свердловские власти объявили 2019-й годом писателя Павла Бажова: в январе ему исполнилось 140 лет.

Сообщить об опечатке

  • Биография Бажова: творчество и личная жизнь писателя
  • Биография — Павел Бажов
  • Бажов в деталях
  • Биография Бажова

12 интересных фактов из жизни Бажова

Его жизнь полна интересных фактов, связанных не только с работой, но и личной жизнью. Павел Петрович Бажов (1879 — 1950) — русский писатель, фольклорист и революционер, автор легендарного сборника «Малахитовая шкатулка». Павел Бажов родился 27 января 1879 год в семье рабочего горного мастера Петра. Главная» Новости» Бажов юбилей 2024 для детей.

Интересные факты о жизни Павла Бажова, биография, семья, творчество

Павел Бажов — на странице автора вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, а также отзывы читателей. Интересен факт, что в 20-летнем возрасте Павел Бажов успешно окончил Пермскую духовную семинарию, после чего несколько лет работал учителем русского языка в двух духовных училищах. Читай также: Интересные факты о жизни Александра Блока, биография, творческое наследие, личная жизнь.

Начало творческого пути

  • Хранитель уральских сказов. К 145-летию со дня рождения Павла Бажова
  • Читайте также:
  • Факты из биографии бажова
  • Военная история Урала и местный фольклор

Полосатая жизнь Павла Бажова

Этот неопровержимый факт, как считал Бажов, говорил лишь об одном – нет и никогда не было никакого «уральского языка», а существует смесь различных говоров единого русского языка, горячо писателем любимого. Бажов активно участвовал в становлении новой власти, руководил красными партизанскими отрядами во время Гражданской войны, а после посвятил себя журналистике и литературе. Павел Бажов — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг. В заключение перечислим ещё ряд интересных фактов из жизни замечательного уральского писателя. У биографов Бажова нет точных данных о первой любви публициста, хоть в мемуарах он отмечает факт, что первое романтическое увлечение случилось с ним в 15 лет. Павел Бажов — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг.

Интересные факты о жизни Павла Бажова, биография, семья, творчество

Павел Бажов родился 27 января 1879 год в семье рабочего горного мастера Петра. При написании сказов Бажов руководствовался определенными установками, в ряде случаев отступая от исторических фактов. Факт 2. В биографии Павла Бажова отмечается, что он проучился в духовной семинарии целых шесть лет.

Бажов, Павел Петрович

В Усть-Каменогорске с первых же дней восстановления советской власти стала выходить газета «Известия Усть-Каменогорского ревкома». Облачившись для солидности в парадный вицмундир, директор предстал наконец перед ясным взором редактора газеты — Павла Петровича Бахеева. Павел Петрович встретил его приветливо, с добродушной улыбкой. Водники долго потом вспоминали эту историю с музыкальным инструментом». Он часто и безотказно выступал. Когда надо было убедить, растолковать, разъяснить, призывали Бахеева.

И тот, негромко, улыбаясь, ни в коем случае не свысока, говорил, убеждал, находил необходимые аргументы. Ему, педагогу и словеснику, сделать это было не так уж и трудно. Однажды он читал доклад о выступлении Ленина на Восьмом съезде. Речь шла о необходимости электрификации всей страны, о тех неисчислимых выгодах и расцвете, которые сулит электричество. Доклад проходил зимой, в нетопленом клубе, но все же расстарались: пустили ток, и над головами сияла, как доказательство, лампочка Ильича.

Но вдруг она зашипела и погасла — на электростанции кончились сухие дрова, а сырые гореть не желали. Доклад про электричество, заливающее светом всю Россию, вплоть до самых отдаленных уголков, продолжился при свечах, взятых в соседней церкви. Ни докладчика, ни слушателей это не смутило. И когда Бажова обвиняли в том, что он фантазер, тот спокойно парировал, что фантазии для революционера — вещь необходимая. В июне 1920 года состоялся выпуск на организованных им курсах: в казахские школы отправились восемьдесят семь учителей-казахов, и это была решительная победа.

Но самым дорогим и важным детищем для Бажова стал Крестьянский Алтайский университет. В Усть-Каменск, где было все-таки посытнее и полегче, чем в других уголках растерзанной страны, съезжались измученные представители старой интеллигенции — и попадали под опеку Бажова. В Усть-Каменске закипела культурная жизнь. Оказавшаяся в Усть-Каменске неплохая театральная труппа ставила спектакли, несмотря на жуткую нехватку бумаги, выпускался литературный журнал, а в новообразованном Крестьянском университете читали столичные профессора, которых судьба закинула в Усть-Каменск. Увы, долго оставаться здесь Бажов не смог.

Он заболел малярией, та дала легочные осложнения. Врачи настоятельно потребовали, чтобы он сменил климат. Вместе со своей верной помощницей и лучшим другом — Валентиной Александровной — и детьми Бажов получил мандат на поездку в Москву, на 4-й всероссийский съезд профсоюзов. Но в дороге к малярии и воспалению легких прибавился тиф. От тифа в дороге сгорел трехлетний Ваня, спасти малыша не удалось.

Надежд на то, что Бажов поправится, не было ни у кого, Валентина Александровна хотела лишь одного: довезти мужа до Камышлова. Умирать — так дома, на Урале. Но в Камышлове Бажов неожиданно для всех выжил. Его, совсем слабого, выносили в сосновый лес и клали на солнце. Видимо, это и спасло его.

Кроме того, в Семипалатинске на легендарного Бахеева постепенно стал копиться компромат — пошли доносы. Основное обвинение было: недостаточно активные действия в период Колчаковой оккупации. Очевидно, не всех устраивал Павел Петрович, «дельный работник», по отзывам омской парторганизации. В 1923 году семья Бажовых перебирается в Екатеринбург… но их дом оказывается занят и заселен. Все, на что Бажовы могли претендовать, — одна комнатка, в которой им предлагалось разместиться с детьми, там же и работать.

Новые жильцы были настроены решительно, и доказывать свои права хозяевам пришлось через суд. Возможно, и суд бы ничего не смог сделать, если бы не заслуги Павла Петровича перед революцией и советской властью. Больше Бажовы места своего жительства не меняли, оставаясь по прежнему адресу. В Екатеринбурге жизнь пошла, как обычно: журналистская работа в «Крестьянской областной газете», в отделе крестьянских писем, публикации практически на любую тему, школа селькоров, доклады, выступления, организация курсов… Но кое-что новое все же было. В 1924 году были изданы «Уральские были» — первая художественная проза Бажова.

Сам он в шутку отзывался о своем «литературном почине» так: «Согрешил книгой «Уральские были», впервые со мной случилось. Показалось удивительно легко. Над словом не думал. Запас слов был. Писать так, как у нас говорят.

Когда пишешь на материнском и отцовском языке да о том, что сам видел, — легко работать». Тот особенный язык, который мы привыкли связывать с Бажовым, еще не проявился. Это живые, яркие очерки о жизни рабочих до революции, скорее, напоминающие рассказы Мамина-Сибиряка. Разумеется, эти «воспоминания» далеки от мемуаров. Их цель совершенно ясна: показать «вот, что было в прежние годы, когда не было свободы».

Личная интонация здесь не только не нужна, но и неуместна, «Уральские были» — это высокохудожественная агитка, таковой она и была. Но самое главное в них — то удовольствие, которое неожиданно для себя испытал Бажов, казалось бы, за столько лет поточной работы приучивший себя выдавать столько текстов, сколько надо, работавший в газете, как в забое. Следующие книги — «За Советскую правду», «Пять ступеней коллективизации» и т. Но никаких сказов, никакой демонологии нет и в помине. Сказка считалась чем-то избыточным, подозрительным, вредным.

Сам Бажов вспоминал: демонологию вполне могли приравнять к религиозному дурману. Поп в книге мог быть только глупым, жадным и хитрым. Религиозные воззрения — вредным и тупым пережитком. Между прочим, Горький, которому в Сорренто попались в руки очерки Бажова, написал автору, чтобы тот перестал размениваться на журналистскую поденщину и занимался уже своим прямым делом — литературой. Иллюстрация к сказке Малахитовая шкатулка Летом 1930 года в газете произошли определенные перемены, отдел Бажова упразднили, а сам он был назначен цензором в Облит.

Ни одна книга, брошюра или плакат не проходили мимо него, требовали его одобрения. Еще через два года он был переведен в качестве полит. Михаил Степанович Кашеваров, участник боев Гражданской войны, работавший сперва милиционером, а потом поступивший в Шадринский архив, представил рукопись «История Шадрина». Бажов, прочитав рукопись, «не согласился на выпуск его густо-черносотенной «Истории Шадрина» и вообще протестовал против издания там политически безграмотных краеведческих сборников». Михаил Степанович дважды писал на Бажова доносы, и дважды Бажов был по их результатам ошельмован, вычищен из партии и уволен с занимаемой должности.

По данным исследовательницы Нины Кузнецовой, уничтожением одного только Бажова Кашеваров не ограничивался, донося и на других людей — и на организации. Сам же Кашеваров напечатал пару статей в журнале «Уральский следопыт», был отмечен как составитель сборника «Песни уральского революционного подполья» и, по результатам работы в Шадринском архиве, составил описание Далматовского боя 11 июля 1918 года. В 1947 году Кашеваров сам был репрессирован. Но в 1933 году он обвинил Бажова в махинациях с партийным стажем. Членом партии Бажов стал лишь в 1918 году, но партийной работой занимался существенно раньше — с Февральской революции, о чем и было указано в его партбилете.

Кашеваров в своем доносе подверг критике и сомнению этот факт. Доносу был дан ход: начиналось время чисток. Бажов был снят со всех своих должностей, изгнан из партии и фактически ошельмован. Через некоторое время, впрочем, его восстановили, ограничившись строгим выговором и снятием дореволюционного стажа. Для Павла Петровича это было глубоким ударом.

Но худшее было впереди. В 1935 году Бажову было поручено написать книгу об истории Камышловского полка 29-й дивизии, в которой он и состоял как редактор «Окопных известий». Материалом для нее послужили опубликованные воспоминания, роль Бажова сводилась к литературной их обработке, общему сведению и проверке фактов. Он был выбран, потому что был, как говорят, «в материале». К тому времени, когда книга была написана, история опять оказалась пересмотрена.

Теперь бывшие герои, руководители 29-й дивизии М. Васильев и В. Грушецкий, и другие деятели этого периода оказались разоблаченными и изобличенными врагами-троцкистами, прославлять их было ни в коем разе нельзя — и весь труд Бажова тоже оказывался чрезвычайно антисоветским, троцкистским и вредным. Очевидно, М. Кашеваров пристально следил за своим обидчиком, удар был нанесен исключительно вовремя.

Бажов опять остался без работы и без партбилета, который у него буквально вырвали из рук; он был выброшен отовсюду, несмотря на славное революционное прошлое а может, и благодаря ему. Такой подарок под новый, 1938 год припасла ему судьба. В 1938 году Бажов вспомнил, как «проветривали» его отца. Работы для него не было. Из дома он старался не выходить, да и к Бажовым гости теперь не заглядывали.

Вся немалая семья жила на скромную зарплату библиотекаря — сестры Валентины Александровны, да на то, что приносил огород, вскопанный и перекопанный хозяином. Как и его отец, он почел за лучшее не пытаться добиваться справедливости, привлекать к себе внимание, пытаться доказать, что он ни в чем не виноват. Возможно, это было наилучшей стратегией. Бажов уже видел, как раскручивается маховик репрессий, и понимал, что лучше всего не делать ничего. В этот год он, махнув на все рукой, занимался хозяйством и писал сказы.

Так появилась на свет «Малахитовая шкатулка». Говор дедушки Слышко, рассказывавшего сказки и бывальщины сысертским ребятишкам между прочим, реальный дедушка Слышко, Василий Хмелинин, приходился Бажову троюродным дедом , зазвучал в полную силу. Еще до этого Бажов попробовал было перейти от бытописательных очерков и полуприключенческих повестей из собственной жизни и затронуть пласт фольклора. Собирал он свою «коллекцию народных сокровищ» с детства — еще Смородинцев приучил его относиться к этому «даровому золоту» с уважением и вниманием. К сожалению, все наработки и карточки с диалектными словами, над которыми он работал, еще будучи учителем, погибли в Гражданскую, и теперь приходилось все начинать снова.

Да он и сам был плотью от плоти этих удивительных мастеров, творцов каменной красоты, истории и легенды эти хранил в себе. И не только Сысерть, Полевая — Алтай тоже подарил ему своё золото. Урал, Сибирь, Алтай гармонично дополняли друг друга. В 1934 году на Первом Всесоюзном съезде советских писателей провозгласили, что фольклор — — часть литературы и перед ним стоят те же задачи, что и перед литературой, а значит, можно и нужно руководить фольклорным процессом. Сам М.

Горький призвал собирать, изучать и пропагандировать фольклор народов СССР, поскольку после революции малые народы обрели все условия для подлинного творчества. Начался настоящий фольклорный бум.

Среди других заметных произведений писателя - автобиографическая повесть "Зеленая кобылка" 1939 и книга мемуаров "Дальнее - близкое" 1949. Сочинения Павла Бажова переведены на английский, французский, исландский, сербский, японский и другие языки. По его произведениям сняты художественные фильмы "Каменный цветок" 1946, режиссер Александр Птушко , "Степанова памятка" 1976, Константин Ершов , "Золотой полоз" 2007, Владимир Макеранец и др. В 1950 г. В 1942-1950 гг. В 1946-1950 гг. Павел Бажов скончался 3 декабря 1950 г. Похоронен на Ивановском кладбище в Екатеринбурге.

В 1961 г. За книгу "Малахитовая шкатулка" был удостоен Сталинской премии II степени 1943 и награжден орденом Ленина 1944. Был женат на выпускнице Екатеринбургского епархиального училища Валентине Александровне Иваницкой 1892-1971. Имел семерых детей, трое умерли в раннем возрасте. Сын Алексей погиб в 17 лет.

На гербе города Полевской Свердловской области на фоне зеленого малахитового цветка изображена ящерица в короне — Хозяйка Медной Горы. Ребята путешествовали по сказам П. Бажова и отгадывали достопримечательности города Полевской. В процессе викторины ребята узнавали что-то новое, поэтому им было интересно и увлекательно. По сказам ребята показали очень хорошие знания. Занятие прошло в дружеской обстановке в сплоченном детском коллективе, после чего ребята получили сладкий сюрприз.

Сувенир - миниатюрная коллекция уральских самоцветов, с символикой Бажовского фестиваля, до сих пор греет душу при одном взгляде на него. А в 95-м году, уже без меня, фестиваль собрал, говорят, уже более 5000 человек! Хозяйка медной горы - центральный символ встреч «рериховцев». Они издавали свою газету «Атлантида», сочинили гимн. Есть там такие складные слова: «... Зовет Урал-магнит, давайте соберемся и сопоставим все, что время нам дает. Бажов и Аркаим , преданья Зороастра, и все, о чем душа тебе поет». Заратустра или Зороастр древнегреч. Большинство ученых признают его реальным лицом и относят к 10-6 векам до н. Первоначально выступал с проповедями на родине, в Иране, но был изгнан своей общиной, в изгнании убит своим преследователем. В одних текстах 3. Главное в его проповедях - учение о зависимости миропорядка и справедливости от свободного выбора человека, о необходимости активного участия человека в борьбе добра со злом. Встречи, о которых я вспоминаю, проходили в живописных предгорьях Урала, где люди просто отдыхали на лоне природы, у чудного озера Чебаркуль... Нет, не просто: они изучали эзотерический смысл бажовских сказов. А также создавали свои тексты на их темы, творческие композиции в разных жанрах. Прочесть и использовать сказы по-новому надоумил организаторов, конечно, «гуру» - Николай Рерих. Еще в 1943 году он писал: «Интересны Уральские сказы. Целина необъятной земли открывает несчетные сокровища. Сказочная хозяйка Урала знает, что пришло время возвысить народы, помыслившие об общем благе... Вам что-нибудь напоминает? Ну, конечно, бажовский сказ «Иванко Крылатко». Есть и легенда про племя чудь, ушедшее под землю. А тут еще Зороастр. На очень патриотичный рериховский текст хорошо ложится миф о том, что где-то на Урале рожден мудрый Зороастр - пророк Заратустра. Эпиграфом же на приглашении участникам была выбрана цитата из Бажова: «... Будет и в нашей стороне такое времячко, когда ни купцов, ни царя даже званья не останется. Вот тогда и в нашей стороне люди большие да здоровые станут. Один такой подойдет к Азов-горе и громко скажет «дорогое имячко»... И тогда выйдет Чудь из-под земли со всеми сокровищами человеческими... Так вот казак этот мысль мудрую изрек перед своей кончиной: «Отнимут, поди-ка, люди у золота его силу». Все смешалось в бажовском родном доме. На языке «рериховцев» это, однако, называется: взаимопроникновение культур Востока и Запада. Современные богоискатели, приземлившиеся на заброшенную «духовную полосу» Павла Бажова, на самом деле помышляют «прорвать хрестоматийный глянец», отказавшись от социального толкования уральских сказов. Наверное, про них сказано у Бажова: «Были они не руськи и не татара, а какой веры-обычая и как прозывались, про то никто не знат! Фамилия-то писателя произошла от этого словечка - «бажить», «божиться». Об этом сообщила мне дочь Бажова, Ольга Павловна, с которой мы беседовали в Свердловске в 1970-е годы. Оказывается, в предках у них был священник, а отец будущего сказителя стал мастеровым, но иконы в сысертском доме висели, вспоминала дочь. Она, правда, добавила, что учиться в духовное училище родители отдали Павла потому, что обучение там меньше всего стоило. Не отдали бы, если б были безбожниками. Так мне думается сейчас... Использованные источники: Собрание сочинений П. Бажова в 3-х т. Свердловск, 1949. Павел Бажов. СП, 1947. Сказы- старины заветы. Е-бург, 2000. Воспоминания о П. Глазами дочери. Журнал «Огонек», 1951 год, 16-м номер. Про водолазов. Архив Краснокамского бумкомбината.

Интересные факты о Павле Бажове

Договорились до того, что скоро книги уподобятся лекарствам, нужным только отдельным особям, которые жить без них не могут, тогда как все остальные от книжного «недуга» вылечатся. Но столь апокалиптический прогноз в текущем столетии, надеюсь, не сбудется. Обозначение Года театра, Года литературы, Года Бажова — также попытка стимулирования внимания к той или иной творческой сфере, тому или иному писателю. Но хочется верить, что театр, литература, Бажов — это навсегда. Человек сам выбирает, когда ему идти в театр, когда брать книгу, когда читать Бажова, а когда — Прилепина или Улицкую.

Возможно, желание перечесть какой-нибудь бажовский сказ возникло и у тех, кто смотрел эти видеоролики. Всем известна формула Аполлона Григорьева: Пушкин — наше все. Бажов, может, это не все наше уральское, но без Бажова Урал представить уже нельзя. Как нельзя представить уральца, незнакомого с Бажовым, даже если человек никогда не открывал «Малахитовую шкатулку».

Этот человек проезжает по улице имени писателя, ходит мимо памятника Бажову и дома-музея Бажова. Он видит на афишах названия бажовских произведений, замечает, как бажовские строчки так или иначе обыгрываются создателями сувенирной продукции. Бажов нас притягивает, потому что он знает об Урале все, он объясняет нам нас именно как уральцев. Мы живем в космополитическом мире, это данность, нравится нам она или нет.

Премьеры американских фильмов у нас идут в тот же день, что и на родине создателей этих лент. Мы носим те же одежды, что весь мир, потребляем примерно одни и те же продукты. Но в этой большой планетарной деревне очень хочется ощущать свою индивидуальность. А индивидуальность — и человеку, и местности, и времени — даруется прежде всего художником.

Бажов — уралец во всем: в выборе тем, сюжетов, героев, ситуаций, но главное, он уралец в языке. Действие сказов Бажова связано с уральскими горами, но парадокс в том, что он вместе с героями устремляется не вверх, в горы, а в гору, в недра. Его персонажи живут в рудничных поселках, работают в шахте, в забое, возвращаются оттуда — и становятся крестьянами. У жителя Урала связь с землей многожильная, глубинная в буквальном смысле слова.

А это очень важно для Бажова.

Он стал затем важным политическим деятелем. Именно, таким было его прозвище в детстве.

На протяжении 1938 -1945 годы им было написано целый ряд произведений специально для детей. Среди них — «Серебряное копытце», «Золотой волос», «Голубая змейка». За всю свою жизнь Бажов написал около 50 сказов.

Мировую известность писателю принесла повесть «Малахитовая шкатулка».

Ребята путешествовали по сказам П. Бажова и отгадывали достопримечательности города Полевской. В процессе викторины ребята узнавали что-то новое, поэтому им было интересно и увлекательно. По сказам ребята показали очень хорошие знания. Занятие прошло в дружеской обстановке в сплоченном детском коллективе, после чего ребята получили сладкий сюрприз.

Писательством он занялся, работая в газетах, а первая его книга «Уральские были» вышла из печати в 1924 году, в то время, когда он служил в редакции екатеринбургской «Крестьянской газеты». В последующие годы им будут написаны и подготовлены для опубликования книги «К расчету», «Пять ступеней коллективизации», «Бойцы первого призыва», «Формирование на ходу», «Зеленая кобылка».

А с 1936 года начнут публиковаться и его первые сказы: «Дорогое имячко», «Про Великого Полоза», «У караулки на Медной горе». Они, эти три первые сказа, положат начало и прекрасной «Малахитовой шкатулке», состоявшей уже из четырнадцати сказов и увидевшей свет тремя годами позже. К концу же своей жизни Бажов в общей сложности напишет свыше сорока сказов, составивших, по существу, основное его литературное наследие. Практически одновременно с «Малахитовой шкатулкой» Бажов писал и книгу для детей «Зеленая кобылка», вышедшую отдельным изданием в 1940 году. В издательстве посмеялись над оконфузившимся рецензентом. Я, действительно, молодой детский писатель. Первые шаги в детской литературе делаю. Кроме Колдункова, у Павла Петровича был еще ряд псевдонимов: Осинцев, Старозаводский, Деревенский и, наконец, Чипонев, что означало: читатель поневоле. Этим псевдонимом он подписывал свои рецензии, как правило, резко обличительные».

Конечно, Бажов не кривил душой, когда говорил о том, что стал детским писателем. К детям он относился трепетно, с огромной отцовской любовью и ему было, о чем им в своих книгах поведать. Любила его и детвора, зачитывавшаяся «Малахитовой шкатулкой» и другими произведениями писателя. Являлся он и почетным пионером. Участие же в мероприятиях свердловской пионерии Бажов считал для себя делом важным, ответственным, ко многому обязывающим. Об отношении же детей к Павлу Петровичу красноречиво говорят строки, написанные о нем одной свердловской школьницей, тяжело заболевшей и направленной на лечение в Москву, увы, не увенчавшееся успехом.

Бажов интересно

Екатеринбургские историки пытаются восстановить принадлежность некоторых могил, но часто это невозможно. Решение проблемы историки видят в объединении усилий государства и общественности: если Екатеринбургу нужен некрополь, которым можно гордиться — его надо обустраивать. Руководитель пресс-службы Екатеринбургской епархии Анжела Тамбова с одной стороны кладбище примыкает к Храму Иоанна Предтечи признает: «Запущенные кладбища — это всегда боль. Что до Ивановского кладбища, то, несмотря на то, что это зона ответственности муниципалитета, Церковь не может оставаться в стороне: мы, насколько хватает сил, стараемся благоустраивать территорию, ухаживать за заброшенными захоронениями. Например, работы по восстановлению некрополя купцов Телегиных проводятся силами епархии». RU По словам Тамбовой, темой кладбища занимаются и православные историки, например, руководитель молодежного отдела епархии Алексей Соловьев, разработавший свой экскурсионный маршрут по кладбищу. RU» сообщили, что состояние кладбищ и проведение на них работ по благоустройству относятся к компетенции администрации Екатеринбурга. Ответ из мэрии города на запрос агентства к моменту публикации не поступил. Самые знаменитые уральцы, похороненные на Ивановском кладбище Арестованная монахиня В самом начале главной аллеи Ивановского кладбища похоронена последняя настоятельница Ново-Тихвинского монастыря Магдалина до его закрытия в XX веке. В дореволюционные времена, да и в первые советские годы женский монастырь был мощным, процветающим «предприятием» из 70 тысяч населения Свердловска тысяча человек жила в монастыре. Но в 1922 году его закрыли.

RU Настоятельницу монастыря арестовали, но она прикинулась блаженной, повторяя все время фразу, с которой вошла в историю: «Мы платочки складывали — раскладывали». Все подумали, что она немного тронулась умом, и от нее отстали. RU По традиции, у церковной ограды всегда хоронили или священников, служивших в храме, или людей, особо важных для города. На Ивановском кладбище эта традиция сохранена: в начале погоста покоятся священнослужители и городские VIP. В 1960-х годах Ивановское кладбище было закрыто для захоронений, но священников здесь хоронят до сих пор: у церкви есть особое разрешение. На снимке — двойная могила и двойной памятник : здесь покоятся протоиерей Бессонов и его супруга Тамара. Надгробие Тамары Бессоновой редкое — в виде колонны: обычно памятники бывают усечены в знак безвременной кончины. Церковь Иоанна Предтечи здесь построили купцы Телегины, членов этой семьи впоследствии хоронили сразу за церковной оградой. Постепенно образовался «семейный некрополь» — таких крупных родственных захоронений сразу на несколько поколений в городе больше нет. Неподалеку от Телегиных захоронен и один из екатеринбургских градоначальников Василий Кривцов — автор идеи моста, названного впоследствии Макаровским.

RU Смешная старуха из музкомедии Аллеи артистов есть на двух екатеринбургских кладбищах: до войны их хоронили здесь, после — на Широкореченском. В начале центральной аллеи Ивановского кладбища можно увидеть могилу артистов театра музыкальной комедии Алексея Закаткина и Валентины Пимеенок. Алексей ушел из жизни очень рано в 1960 году в возрасте 38 лет , а его супруга Валентина Пимеенок скончалась недавно — в 2014 году. Она была одной из лучших в стране «комических старух» — специально для нее в спектакль «Девичий переполох» ввели роль невесты-перестарка Матрены, которой не было больше ни в одном российском театре. RU Первооткрыватель уральского золота Одна из могил по левую руку от центральной аллеи — могила горного инженера Льва Брусницына. RU Брусницын умер и был захоронен на Ивановском кладбище в 1857 году, когда фотографий еще почти не было. Уже в наше время краеведу и меценату из Березовского Валерию Лобанову пришла идея, что мир должен знать, как выглядел человек, научивший человечество мыть золото. Нашли потомков Брусницына, договорились об эксгумации и по методу Герасимова восстановили его портрет.

Во второй половине 20-го года Бажов был главой продовольственного отряда, особым уполномоченным уездного продовольственного комитета, заведующим комитетом народного образования. На последнием посту Бажов стал организатором учительских курсов и ликбеза. Он занимался восстановлением Риддерского рудника, решал другие важные вопросы, связанные с работой народного хозяйства. В этот период на Бажова стали поступать доносы, его обвиняли в долгом бездействии во время переворота в Усть-Каменогорске. Павел Петрович возвратился на урал. Творчество Доносы преследовали его на протяжении 15 лет, Бажова дважды исключали из партии, но оба раза восстанавливали уже через год. Его обвиняли и «за приписывание партийного стажа». В Камышлове Бажов занимался литературной деятельностью, работал в «Уральской областной крестьянской газете». Он был главой редакторского комитета по написанию книг, посвященных строительству Краснокамского бумажного комбината, истории Камышловского полка. Произведения не были опубликованы, их герои попали под репрессию. Павел Бажов в творческом процессе Книга Бажова «Уральские были» увидела свет в 1924 году. Через 12 лет писатель опубликовал первый сказ — «Девку Азовку». В начале 30-х годов прошлого века советские фольклористы получили важное задание, им нужно было собирать «Колхозно-пролетарский» фольклор. Историк Владимир Бирюков был в затруднении, он не нашел на Урале рабочего фольклора. Историка выручил Бажов, написавший специально для него три сказа, которые рассказывал ему в детстве дедушка Слышко. Однако никакого дедушки Слышко не существовало, сказы придумал сам Бажов. Но эти прекрасные уральские легенды были столь достоверны и хороши, что их напечатали уже в 1939 году. Так советские люди познакомились с книгой «Малахитовая шкатулка». Через четыре года писатель за свой труд получил Сталинскую премию 2-й степени. В книге поражало все — неповторимый язык, рассказывающий о красоте урала и его богатствах, вкрапление волшебства в обыденное повествование. Короткие уральские легенды в пересказе Бажова великолепны, это маленькие шедевры гениального автора. Их с большим удовольствием читали и читают взрослые и дети.

Факт 3. Причём в его основу легли сказки и предания, которые он собирал по деревням, общаясь с людьми, особенно со стариками, кто помнил много народных сказок. Полученный от них материал Бажов обрабатывал и подавал в ином виде. Факт 4. В течение жизни Павел Бажов написал полсотни сказов. Это довольно внушительная цифра, если учесть, что он впервые попробовал свои силы в качестве писателя, когда ему исполнилось уже 57 лет. При этом после Великой Отечественной зрение у него сильно ослабело, но работать он не прекращал. Факт 5. Горячо поддерживая большевистскую революцию и идеи коммунизма, Павел Бажов, однако, был довольно упрямым человеком, к тому же прямолинейным. Из-за этого у него не раз возникали конфликты с вышестоящими лицами, и его дважды исключали из коммунистической партии.

В 1939 году вышло первое издание уральских сказов - «Малахитовая шкатулка». Эта книга при жизни автора неоднократно пополнялась новыми сказами. Мифологические персонажи сказов Бажова делятся на антропоморфных и зооморфных. Весьма образны персонификации природных сил. Хозяйка медной горы - хранительница драгоценных пород и камней, иногда предстает перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой - в виде ящерицы в короне. Происхождение свое ведет, скорее всего, от «духа местности». Существует также гипотеза, что это преломленный народным сознанием образ богини Венеры, знаком которой на протяжении нескольких десятков лет в XVIII веке клеймилась полевская медь. Великий Полоз - ответственен за золото «он тут всему золоту полный хозяин». Его фигура создавалась Бажовым на основе поверий древних хантов, манси и башкир, уральских легенд и примет горщиков и рудознатцев. Фигурируют также многочисленные дочери Полоза - Змеевки или Медяницы. Одна из них - Золотой Волос - выведена в одноименном сказе. Бабка Синюшка - персонаж, родственный Бабе-Яге, персонификация болотного газа, который на Урале и называли «синюшкой». Перед «гораздыми да удалыми» бабка Синюшка «красной девкой оборачивается»: именно такой ее видит Илья - герой сказа «Синюшкин колодец». Огневушка-поскакушка, «девчоночка махонькая» - танцующая над месторождением золота связь между огнем и золотом. Серебряное копытце - волшебный «козел», у которого на одной ноге серебряное копыто, там, где он этим копытом топнет - появится драгоценный камень. Голубая змейка - волшебная маленькая змейка, персонификация самородного золота: «Когда она этак-то бежит, вправо от нее золотая струя сыплется, а влево черная-пречерная… Наверняка верховое золото окажется, где золотая струя прошла». Земляная кошка - персонаж сказа «Кошачьи уши», персонификация сернистого газа: по словам автора, «образ Земляной кошки возник в горняцких сказах опять-таки в связи с природными явлениями. Сернистый огонек появляется там, где выходит сернистый газ. Он имеет широкое основание и поэтому напоминает ушко». При написании сказов Бажов руководствовался определенными установками, в ряде случаев отступая от исторических фактов. Бажов при написании сказов изучал исторические документы, но если в исторических исследованиях по какому-то вопросу было разногласие, то писатель отвергал все, что, по его мнению, было не в пользу России, Урала, и не в интересах простого народа. Сказы оказали большое влияние на уральскую фольклористику, хотя сами по себе не являются фольклорным материалом. Павел Бажов собирал фольклор как писатель, не записывая того, что должен записывать ученый-фольклорист и не проводя паспортизации. Сказы и деятельность Бажова оказали значительное влияние на уральскую фольклористику, на десятилетия определив направление ее развития - сбор «рабочего фольклора». Немало способствовал этому сам Бажов, который часто посещал преподавателей и студентов Уральского государственного университета УрГУ , наставляя их на собирание рабочего фольклора, инициировал фольклорные экспедиции в города и поселки городского типа для сбора «рабочего фольклора», давал методические советы по его записи и называл населенные пункты, где его надо собирать. При этом отбрасывалась значительная часть фольклора населения Урала, прежде всего крестьянский фольклор. С 1940 года возглавлял Свердловскую писательскую организацию. Павел Бажов умер 3 декабря 1950 года в Москве от рака легких. Похоронен в Свердловске на Ивановском кладбище 10 декабря 1950 года. Могила писателя находится на холме, на центральной аллее кладбища. В 1961 году на могиле установлен гранитный памятник. Авторы памятника - скульптор А. Степанова и архитектор М. Писатель изображен сидящим на камне в спокойной, непринужденной позе, руки лежат на коленях, в правой руке - курительная трубка. Высота памятника - 5 метров. У подножия его на каменной плите высечена надпись: «Бажов Павел Петрович. Памятник окружен цветником. Топуридзе, скульптор П. На пьедестале памятника символическое изображение каменного цветка. Монументы Бажову П. В 1967 году в Екатеринбурге, в доме, в котором жил Павел Петрович Бажов, основан его музей. В 1979 году в Екатеринбурге в честь 100 - летия П. Бажова на угловом доме улиц Бажова и Ленина была открыта большая мемориальная доска с горельефом писателя автор В. Полевской называют родиной бажовских сказов, сердцем «бажовского Урала». Павел Бажов жил в Полевском в 1892-1895 годах. Памятник в его честь был установлен в 1983 году, выполнен Ленинградским монументальным объединением. Материал - родонит, постамент из розового гранита. В 1984 году в селе Бергуль Северного района Новосибирской области в честь Павла Бажова был открыт дом-музей. Писатель проживал в селе несколько месяцев в 1919 году. Образы из сказов Павла Бажова - Каменный цветок и Хозяйка Медной горы в виде коронованной ящерицы - изображены на гербе города Полевской, с окрестностями которого связаны многие сказы. К 120-летию писателя в 1999 году учреждена Премия имени П. Бажова, ежегодно вручаемая в Екатеринбурге. Имя писателя носит ежегодный Бажовский фестиваль народного творчества в Челябинской области. Познакомился с ней, когда в 1907-1913 годах преподавал русский язык в Екатеринбургском епархиальном женском училище.

Павел Петрович Бажов

Родителям не хотелось отпускать от себя ребёнка, но всё-таки они желали для него лучшего будущего, чем заводской рабочий или смотритель. Поэтому рискнули, и десятилетний Паша уехал в Екатеринбург. Оплата за обучение в этом заведении была самой низкой в городе, тем не менее денег, чтобы снять для Павла жильё, у родителей не оказалось. На первое время его приютил у себя в доме Николай Семёнович Смородинцев. Мужчина не только предоставил мальчишке кров, но и стал в его жизни лучшим товарищем.

Причём впоследствии их дружественные отношения были испытаны временем и сохранились надолго. В Екатеринбурге Павла удивила железная дорога, которая в то время звалась «чугункой», культурная бурная жизнь, каменные дома в несколько этажей. Земский преподаватель хорошо позанимался со своим лучшим учеником. Бажов легко сдал экзамены и поступил в духовное училище.

Немного проучившись, Павел перебрался от Николая Семёновича на съёмное общежитское жильё. От училища для студентов снимали несколько комнат в квартире у одного хозяина, там за ребятами следил специально приставленный инспектор. Этого человека писатель впоследствии вспоминал с добротой, хотя поначалу за его постоянные нотации, строгость и замечания ребята инспектора не слишком любили. Уже будучи взрослыми, мальчишки поняли, как ответственно он выполнял свою работу — следил, чтобы хозяева не обижали студентов по вопросу обслуживания и питания, чтобы старшие студенты не издевались над младшими.

Именно благодаря усилиям инспектора в общежитском жилье никогда не процветала дедовщина. А ещё инспектор устраивал с мальчиками чтения, прививая тем самым любовь и вкус к хорошей литературе. Часто он читал им классические произведения сам: «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. Гоголя; рассказы А.

Куприна; «Севастопольские рассказы» Л. Четырёхлетнее обучение давалось Павлу без проблем, из одного класса в другой он переходил с первым разрядом. Летом ездил на каникулы домой, где по вечерам с ребятами убегал на дровяные склады. Там они слушали байки о «старинном жилье», которые очень интересно рассказывал сторож — Василий Алексеевич Хмелинин.

Мальчишки прозвали старичка «дедушка Слышко», именно его занятные полубытовые-полумистические рассказы сильно интересовали Пашу. Впоследствии это стало главным увлечением Бажова, всю жизнь он собирал фольклор — мифы, словесные обороты, легенды, сказы, пословицы. Семинария Окончив училище на «отлично», Павел получил возможность дальнейшего обучения в духовной семинарии. Огорчало лишь то, что надо было уезжать ещё дальше от родного дома — в Пермь.

Выпускникам Пермской духовной семинарии предоставлялось очень качественное и многостороннее образование. Кроме Бажова в этом заведении учились также писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк и известный русский изобретатель Александр Попов. Павел окончил учёбу в 1899 году. Он попал в тройку лучших выпускников, и ему предоставили место в духовной академии.

Ему опять повезло: Павел Бахеев получил место учителя в селе Бергуль Каннского уезда сейчас — Новосибирская область , где и в самом деле учил детей, получив для этой цели бумагу, карандаши и какой-то примитивнейший раздаточный материал. Учил — и при этом устанавливал связь с партизанами. После чего продолжил конспиративную жизнь в качестве организатора подполья и связного. Под видом страхового агента он, немолодой, невысокий, с густой пышной бородой, разъезжал по Алтаю и Сибири, устанавливая связь с партизанскими отрядами, координируя их действия. Наконец удалось связаться с семьей и послать им хоть какую-то весточку. Валентина Александровна, взяв детей, покинула Камышлов и отправилась к нему в Усть-Каменск Семипалатинской губернии. Теперь это Казахстан. Валентина Александровна с детьми жила в том же городке, но встречаться им было категорически запрещено — из конспирации. Задание Бажова было по возможности способствовать восстановлению партийной ячейки, разгромленной Колчаком.

Надо было отыскать тех, кто поддержал бы повстанцев-антиколчаковцев. Власть в Усть-Каменске переходила из рук в руки — то Колчак, то Красная армия, то бандиты, вся политическая программа которых заключалась в грабежах и насилии. Бажов снова был брошен в тюрьму, но казнить арестованных банда не успела — их вышибли из города. Так пишет про это время Н. Анов, писатель и очевидец: «Впервые тогда прозвучало никому не известное имя атамана Козыря. Он пришел в город с буйной вольницей анархистов. Козыревцы разъезжали по улицам верхом, и красные ленты, прикрепленные к их шапкам, ниспадали чуть ли не до земли. Показывая свою «революционность», они в первый же день вывели из домов протоиерея Дагаева, бывшего владельца типографии Горлова и городского голову Сидорова и «для острастки другим буржуям» зарубили всех троих шашками. Атаман Козырь, в прошлом царский поручик, командовал Четвертым крестьянским корпусом в армии знаменитого руководителя партизанского движения на Алтае Ефима Мамонтова.

Одиннадцатый полк корпуса расположился в деревне Согра, в десяти километрах от города; он и поднял мятеж, подхваченный козыревцами. Задача перед Бахеевым стояла чрезвычайно сложная. Он знал, что партизанский полк шемонаихинский в борьбе с колчаковцами выполнит любой его приказ. Но… ведь атаман Козырь привел с собой не белогвардейцев, а тоже партизан, успешно воевавших против Колчака. Надо было проявить большой такт при разоружении крестьянского корпуса. Павел Петрович решил устроить митинг. В нем приняли участие козыревские партизаны из армии Мамонтова и красные партизаны. Очевидцы митинга в Усть-Каменогорске, на котором председательствовал Бахеев, рассказывали мне, как искусно выступал Павел Петрович, затрагивая самые больные вопросы о власти, волновавшие партизан обоих лагерей. Против Колчака воевали не только бедняки, сочувствовавшие большевикам, но и зажиточные мужики, соблазненные программой эсеров.

Павел Петрович блестяще разоблачил авантюрную сущность бывшего поручика царской армии Козыря. Митинг закончился полной победой Бахеева. Крестьянский корпус принял решение отправиться на польский фронт, помогать Красной армии громить Пилсудского. Все обошлось без кровопролития». Гражданская война в России 1917-1922 гг. Запись добровольцев в Красную Армию. Выступления, пропаганда, работа в ЧК, истребление контрреволюции, организация типографии при отступлении колчаковцев Горлов утопил станки — и добыть их из реки и снова запустить было задачей более чем нетривиальной поглощали все силы Бажова. Занимался он и продразверсткой — оставив себе «подпольную» фамилию Бахеев, и культурой, и решением всяких возникающих вопросов. После установления в Усть-Каменске советской власти Бажов был загружен работой полностью.

Не обходилось без курьезов. Вот один из таких случаев, о котором вспоминает Николай Рахвалов, еще один свидетель той поры: «Вскоре после освобождения города Усть-Каменогорска от колчаковских банд была проведена регистрация коммунистов. Налицо оказалось всего 28 человек членов и кандидатов РКП б , включая руководящий состав советских и партийных организаций. Как распределить кадры?! Приходилось каждому активному партийцу занимать по нескольку ответственных постов, пока не были выявлены кадры сочувствующих, способных вести определенную работу. Коммерческим агентом этого общества был некий Н. Мелихов На пароходе, сразу же национализированном советской властью, имелось пианино. Предвидя национализацию имущества, Мелихов снял с парохода инструмент и поставил его в квартиру своих приятелей. Про это узнал Николай Степанович Гавриленко — художественный руководитель самодеятельного драмколлектива водников, где, между прочим, принимала участие в качестве суфлера и Валентина Александровна Бажова.

Гавриленко стал добиваться, чтобы пианино было отдано клубу водников. Мелихов укрыл пианино в другом месте — на квартире директора городского училища. Гавриленко, взяв в военкомате двух латышей-красноармейцев, явился к директору училища. Но тот заартачился. Латыши, не долго думая, — к председателю ЧК. Тот, конечно, предложил директору передать инструмент клубу, а самому явиться наутро в ЧК для объяснений. У директора от страха, говорят, тряслись колени. Но все же он нашел в себе силы попросить предчека отсрочить возврат пианино и разрешить ему проконсультироваться у заведующего отделом народного образования, коему по службе подчинен. Предчека разрешил.

Павел Петрович Бахеев, заведующий отделом народного образования, принял жалобщика приветливо, сказал ему, что и сам бывший учитель, понимает его с полуслова, но пианино, сказал он, клубу водников нужнее, чем супруге директора училища. Раздосадованный неудачей директор решил найти управу на Бахеева в профсоюзе. В то время явочным порядком было уже создано упрофсоюза работников просвещения. Директор очутился лицом к лицу с председателем упрофбюро… П. Директор был зол и настойчив. Он решил обратиться к прессе. В Усть-Каменогорске с первых же дней восстановления советской власти стала выходить газета «Известия Усть-Каменогорского ревкома». Облачившись для солидности в парадный вицмундир, директор предстал наконец перед ясным взором редактора газеты — Павла Петровича Бахеева. Павел Петрович встретил его приветливо, с добродушной улыбкой.

Водники долго потом вспоминали эту историю с музыкальным инструментом». Он часто и безотказно выступал. Когда надо было убедить, растолковать, разъяснить, призывали Бахеева. И тот, негромко, улыбаясь, ни в коем случае не свысока, говорил, убеждал, находил необходимые аргументы. Ему, педагогу и словеснику, сделать это было не так уж и трудно. Однажды он читал доклад о выступлении Ленина на Восьмом съезде. Речь шла о необходимости электрификации всей страны, о тех неисчислимых выгодах и расцвете, которые сулит электричество. Доклад проходил зимой, в нетопленом клубе, но все же расстарались: пустили ток, и над головами сияла, как доказательство, лампочка Ильича. Но вдруг она зашипела и погасла — на электростанции кончились сухие дрова, а сырые гореть не желали.

Доклад про электричество, заливающее светом всю Россию, вплоть до самых отдаленных уголков, продолжился при свечах, взятых в соседней церкви. Ни докладчика, ни слушателей это не смутило. И когда Бажова обвиняли в том, что он фантазер, тот спокойно парировал, что фантазии для революционера — вещь необходимая. В июне 1920 года состоялся выпуск на организованных им курсах: в казахские школы отправились восемьдесят семь учителей-казахов, и это была решительная победа. Но самым дорогим и важным детищем для Бажова стал Крестьянский Алтайский университет. В Усть-Каменск, где было все-таки посытнее и полегче, чем в других уголках растерзанной страны, съезжались измученные представители старой интеллигенции — и попадали под опеку Бажова. В Усть-Каменске закипела культурная жизнь. Оказавшаяся в Усть-Каменске неплохая театральная труппа ставила спектакли, несмотря на жуткую нехватку бумаги, выпускался литературный журнал, а в новообразованном Крестьянском университете читали столичные профессора, которых судьба закинула в Усть-Каменск. Увы, долго оставаться здесь Бажов не смог.

Он заболел малярией, та дала легочные осложнения. Врачи настоятельно потребовали, чтобы он сменил климат. Вместе со своей верной помощницей и лучшим другом — Валентиной Александровной — и детьми Бажов получил мандат на поездку в Москву, на 4-й всероссийский съезд профсоюзов. Но в дороге к малярии и воспалению легких прибавился тиф. От тифа в дороге сгорел трехлетний Ваня, спасти малыша не удалось. Надежд на то, что Бажов поправится, не было ни у кого, Валентина Александровна хотела лишь одного: довезти мужа до Камышлова. Умирать — так дома, на Урале. Но в Камышлове Бажов неожиданно для всех выжил. Его, совсем слабого, выносили в сосновый лес и клали на солнце.

Видимо, это и спасло его. Кроме того, в Семипалатинске на легендарного Бахеева постепенно стал копиться компромат — пошли доносы. Основное обвинение было: недостаточно активные действия в период Колчаковой оккупации. Очевидно, не всех устраивал Павел Петрович, «дельный работник», по отзывам омской парторганизации. В 1923 году семья Бажовых перебирается в Екатеринбург… но их дом оказывается занят и заселен. Все, на что Бажовы могли претендовать, — одна комнатка, в которой им предлагалось разместиться с детьми, там же и работать. Новые жильцы были настроены решительно, и доказывать свои права хозяевам пришлось через суд. Возможно, и суд бы ничего не смог сделать, если бы не заслуги Павла Петровича перед революцией и советской властью. Больше Бажовы места своего жительства не меняли, оставаясь по прежнему адресу.

В Екатеринбурге жизнь пошла, как обычно: журналистская работа в «Крестьянской областной газете», в отделе крестьянских писем, публикации практически на любую тему, школа селькоров, доклады, выступления, организация курсов… Но кое-что новое все же было. В 1924 году были изданы «Уральские были» — первая художественная проза Бажова. Сам он в шутку отзывался о своем «литературном почине» так: «Согрешил книгой «Уральские были», впервые со мной случилось. Показалось удивительно легко. Над словом не думал. Запас слов был. Писать так, как у нас говорят. Когда пишешь на материнском и отцовском языке да о том, что сам видел, — легко работать». Тот особенный язык, который мы привыкли связывать с Бажовым, еще не проявился.

Решив, что Бажов просто записал фольклор, Бедный решил переложить эти сказы стихами. Узнав, что он ошибся и он перекладывает чужой труд, поэт расстроился и уничтожил свою трёхмесячную работу. Автор: Павел Дата: 2015-12-18 22:18:50 Многие из сказов т. Дед Слышко — рассказчик в «Малахитовой шкатулке».

В 1933 году по ложному доносу Бажов исключен из партии. Семья Бажовых живёт очень бедно, спасаясь натуральным хозяйством. В самые трудные дни жена Бажова вынуждена обменять на муку обручальные кольца. Супруги Бажовы прожили вместе душа в душу 40 лет. Валентина Александровна в свою очередь говорила что любила мужа в последний день его жизни так же сильно, как в день свадьбы.

145 лет Бажову. Почему автор "Малахитовой шкатулки" стал одним из символов своей родины

Бажова отличало уважение к поэзии (особенно высоко он ценил поэму Ершова «Конёк-горбунок»), любил Мельникова-Печерского и недолюбливал Лескова. Полная биография писателя Павла Бажова. Личная жизнь, фотографии, портреты, книги, интересные факты из жизни на портале «». Сказочник Павел Бажов и его ученица: Кем на самом деле была Хозяйка медной горы. Интересные факты из жизни Бажова расскажут вам о главных качествах и достижениях талантливого писателя. Попадал в плен и был женат на своей ученице: неожиданные факты о легендарном писателе Бажове. Сказочник Павел Бажов и его ученица: Кем на самом деле была Хозяйка медной горы.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий