Иеромонах Никон (Белавенец), клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста, в течение 10 лет был иподиаконом митрополита Питирима (Нечаева). Иеромонах РПЦ Никон (Белавенец) совершил чин освящения одного из пунктов выдачи маркетплейса OZON. Иеромонах Никон (Белавенец) для меня всегда был и остается человеком не только духовного звания, но и безграничной духовной и человеческой отваги. 382464178 - в медиаплатформе МирТесен. настоятель храма игумен Георгий (Хлебников), настоятель Михайло-Архангельского монастыря г. Юрьев-Польский игумен Афанасий (Селичев), насельник Свято-Смоленской Зосимовой пустыни иеромонах Никон (Белавенец).
Воспоминания о митрополите Питириме
Originally posted by nikolaevec at Иеромонах Никон (Левачев-Белавенец): «Господин Семенов сам попирает евангельские принципы». Духовник Общероссийского общественного движения "За Веру и Отечество» иеромонах Никон Белавенец. Духовник общественного движения «За веру и Отечество», иеромонах Никон Белавенец рассказывает корреспонденту «Комсомолки» Екатерине Рожаевой и ведущему Арташесу Антоняну, почему для изгнания бесов лучше не ходить к молодым священникам. и церемонии передачи святыни поучаствовал специально прибывший из Москвы участник закладки Храма-памятника в 1991 году, присутствовавший при ней вместе со Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием Вторым, – иеромонах Никон Белавенец. У нас в гостях: Иеромонах Никон (Белавенец) – представитель Канцелярии Главы Российского Императорского Дома. В этот день советник Патриарха Московского и всея Руси, настоятель храма Воскресения Словущего на Успенском вражке протоиерей Николай Балашов и эконом Смоленской Зосимовой пустыни иеромонах Никон (Белавенец).
Расшифровка нашей беседы на Радио КП
Людмилы, а также передал благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла клиру и прихожанам Свято-Никольского храма. Во исполнение благословения Блаженнейшего митрополита Ростислава представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Московском Патриаршем Престоле архимандрит Серафим Шемятовский вручил церковные награды.
Епископ Ялтинский Нестор награжден удостоверением и знаком действительного члена Императорского Православного Палестинского Общества Епископ Ялтинский Нестор награжден удостоверением и знаком действительного члена Императорского Православного Палестинского Общества 14 октября 2023 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, по окончании Божественной литургии в престольный праздник в Покровском храме в Нижней Ореанде член Совета Императорского Православного Палестинского Общества иеромонах Никон Белавенец по поручению Председателя Общества Сергея Степашина вручил викарию Симферопольской епархии Преосвященному епископу Ялтинскому Нестору удостоверение и знак действительного члена Императорского Православного Палестинского Общества. Источник: сайт Императорского Православного Палестинского Общества.
Я думаю, если каждый активный член Церкви подумает, повспоминает, то он сможет назвать с десяток имен, даже не обязательно старцев. Нам всё дается по Писанию: «род лукавый и прелюбодейный ищет знамения... Нам обязательно подавай старцев, подавай особенных духовников! А что, нам непонятно, как надо жить? Ведь всё написано в Священном Писании, все написано в канонах Церкви... Ведь всё написано в Священном Писании — Но с ними было как-то все-таки спокойнее и надежнее... Житие человека — «70, аще в силах, 80 лет» Пс. Да, конечно, я немножечко скорблю о том поколении тоже. У меня был пример — митрополит Питирим Нечаев , я помню очень хорошо и ярко Патриарха Пимена Извекова , встречался с митрополитом Иоанном Разумовым , келейником Патриарха Сергия Страгородского , однажды видел в Новгороде архимандрита Иосифа Сапронова , современника Патриарха Тихона Беллавина , ему было тогда около 90 лет где-то в начале 1990-х. Да, мне было на кого равняться. И сейчас я думаю: неужели кто-то из современников будет судить о Церкви по мне, грешному! О подлинной и мнимой свободе — Вместе с тем в 1990-е Церковь получила свободу. А какую несвободу она имела в советское время? Понятно, что в храмы не всех пускали, за нами, детьми, например, бегали одноклассники с учительницей, чтобы посмотреть — идем ли мы на службу в лавру, а потом перед классом была «проработка». А что еще? И даже богослужебная деятельность была ограничена. Да, в Москве была более комфортная обстановка. А в епархиях уполномоченные по делам религий могли чудить, как только хотели. Порой даже священников преследовали за то, что их собственные дети прислуживали в алтаре! Понимаете, когда священника могли снять с регистрации только за то, что он дал 3 рубля какому-то нуждающемуся человеку, это было что-то! Была вообще запрещена благотворительность, Священное Писание издавалось мизерными тиражами. На огромные области вместо храмов служили в каких-то крохотных кладбищенских церквушках, чудом уцелевших. В новых городах вообще не было храмов! Ну, такое мощное государство! Неужели Священное Писание и труды отцов Церкви могли его «идеологически разрушить»? Это не мои слова, а слова Спасителя: если строить дом на песке, то он ведь не устоит ср. Если отрицать духовное начало в человеке, если сосредотачивать все его чаяния лишь на земной жизни, то это тупик... А цитаты там в основном совершенно антихристианские и, тем самым, античеловеческие. Кстати, митрополит Питирим Нечаев крестил очень многих представителей советской элиты. Очень часто говорил мне приготовить купель, воду это происходило в Издательском отделе и удалиться. Это был знак того, что у него будет кто-то, кого-то он будет крестить. По сути, мы с вами, отец Никон, не являемся ведь непримиримыми противниками Советского Союза, правда? Может быть, мы противники советской системы, но не советского периода в целом я, во всяком случае. Что же касается гонений на Церковь — да, они были, мы это признавали. Но сегодня мне назовут массу архиереев и священников, которые сосуществовали с тем режимом и жили прекрасно. И более того, совершали в полноте свое служение — и партийных крестили, да и сами партийные очень многие внутренне были расположены к Церкви. В чем тут парадокс? Действительно, может быть, после войны Церковь получила некую свободу в том числе от нашего «вождя всех народов» Сталина? Как вы к этому относитесь? Но потом, когда я увидел плоды молодой российской демократии, ее звериную улыбку, для меня настало время задуматься и о многом другом. С другой стороны, я скажу, что все активные деятели режима 1990-х годов — они же ведь не с Марса спустились! Это плоть от плоти партийной элиты. Ведь романтики-демократы — они все, в общем-то, оказались не у дел. Сахаров, например, умер в 1989-м году, а другие не удержались во властной элите. Наибольшего успеха достигла партийная бюрократия. Давайте посмотрим: Борис Николаевич Ельцин — кандидат в члены Политбюро, Гайдар — редактор журнала «Коммунист», Бурбулис — преподаватель научного коммунизма. Мне кажется, в общем, что эти «внуки комиссаров в пыльных шлемах» мало чем обладали. Если у их предков была хотя бы какая-то романтика, пусть не христианская и даже антихристианская, но все же ими двигали какие-то отвлеченные понятия, скажем так, то у их внуков уже проявлялось только лишь желание жить хорошо, больше брать и меньше отдавать. Расстрел Дома правительства Российской Федерации из танков — То есть спустя несколько поколений система начала приносить конкретные плоды? Но многие вам сегодня возразят: ведь сегодня у нас не расстреливают, а в те времена люди очень серьезно привлекались за критику... А чего стоят Бутовский полигон или, например, Беломорканал и пр.? Гонения были настоящими. Меня, например, 4 октября 1993 года расстреливали из танков в Белом доме... Тогда я был, наверное, не таким толстым, поэтому не попали... Нет, критикуя существующий порядок вещей, я в то же время вовсе не хочу возвращать 1988 год. Потому что для меня свобода мысли, свобода выражения значат очень многое. Я не хочу даже того, чтобы у нас в Церкви кто-то мне говорил, как правильно верить, какая линия «истинная», а какая — «антинародная». Допустим, священник Алексий Уминский — мой хороший друг, несмотря на наше разное, очень разное отношение к тем или иным событиям в нашей стране и к тем или иным людям. Но когда кто-то позволяет себе говорить: «Этот священник — не священник! Хотя раздражаться монаху не пристало, но я несовершенен. И с отцом Алексием я предпочитаю дискутировать в открытую, а не повторять чьи-то цитаты. Даже если они исходят из уст чиновников синодальных отделов.
И в этот знаменательный день, накануне 75-летия освобождения территории Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и в год 20-летия подписания Договора о создании Союзного государства, он обрел новую святыню — у которой можно помолиться за укрепление Союзного государства и единение народов Беларуси и России, которой могут поклониться друзья и союзники наших народов со всего мира, посещающие Минск и его миротворческую площадку, поддержать единство Православной Церкви, получить благословение. Торжественная церемония передачи святыни состоялась после праздничной литургии, которую провел в Храме-памятнике Патриарший Экзарх Всея Беларуси, митрополит Минский и Заславский Павел, благословивший обретенной иконой всех присутствующих. Святой образ принял настоятель Всехсвятского прихода г. Минска протоиерей Федор Повный. В церемонии передачи приняла участия большая делегация членов Общественной Палаты Союзного государства как из России, так и из Беларуси, которую по поручению коллег возглавили Руководитель Аппарата Общественной Палаты Союзного государства, член Международного Общественного Оргкомитета мероприятий к 75-летию Великой Победы Александр Сергеевич Ольшевский и Председатель правления Союза писателей Беларуси, Почетный гражданин Минска, генерал-лейтенант Николай Иванович Чергинец. Минска Василий Васильевич Мартецкий, доктор политических наук, профессор Флюра Ибрагимовна Храмцова, Муфтий Мусульманского религиозного объединения в Республике Беларусь Абу-Бекир Шабанович, член-корреспондент Белорусской академии образования Юрий Александрович Быкадоров, декан факультета довузовской подготовки Белорусской государственной академии связи Юрий Александрович Степанчук, председатель ОО «Белорусская ассоциация молодых христианских женщин» Светлана Никифоровна Бурова.
КОГДА МЫ ПОХОРОНИМ ЛЕНИНА?
Зато мне на подмогу пришел молодой иеромонах Никон (Белавенец), который надеялся, что его слово способно будет удержать людей от опрометчивых шагов. Можно ли православным носить серьги, браслеты и прочие украшения, изображающие крест, и является ли это святотатством, Общественной службе новостей рассказал иеромонах Никон Белавенец, эконом Богородице-Смоленской Зосимовой пустыни Александровской епархии. Им оказался иеромонах Никон (Белавенец), начальник Управления Канцелярии Главы Дома Романовых по историко-мемориальной деятельности. Можно ли православным носить серьги, браслеты и прочие украшения, изображающие крест, и является ли это святотатством, Общественной службе новостей рассказал иеромонах Никон Белавенец, эконом Богородице-Смоленской Зосимовой пустыни Александровской епархии.
Благочинный сослужил епископу Тихону в храме у Салтыкова моста
Клирик Московской епархии, ризничий при храме Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве, иеромонах Никон (Белавенец). Священник иеромонах Никон (Белавенец) освятил надгробную плиту "Дочерям России павшим в войнах ХХ века", посвященную сестре милосердия Любови Константиновой. Иеромонах Никон (Белавенец): Я бы сказал, что Господь дал ему перед смертью как бы подняться на Патриарший уровень.
Сергей Степашин поздравил с днём рождения члена Совета ИППО иеромонаха Никона (Белавенца)
Потом, во многом, по своей глупости, я вылетел с 4-го курса Автодорожного института - в армию. И на два года очное общение с Владыкой прервалось, хотя я писал письма. И его сотрудники, по его благословению, мне на них отвечали. И когда в 1988 году я вернулся, то принял решение уже не восстанавливаться в институте, а поступить в семинарию, и на работу — в Издательский Отдел. Николай Бульчук: 1988 год... Я помню, что только пришел из армии и как раз попал в Лавру на торжественное Пасхальное богослужение в первый день Святой Пасхи. А в самом центре лета — по-моему, 16 июня, состоялось торжественное богослужение на открытом воздухе на центральной соборной площади в Даниловом монастыре в Москве — вновь впервые открытом, восстановленном, куда приехали Первоиерархи Православных Церквей.
Отец Никон, как вы вспоминаете 1000-летие Крещения Руси, когда вы вновь встретились с Владыкой Питиримом? Ведь это был по-настоящему «прорыв церковный»: Церковь наша как бы обрела не то что полнокровную жизнь, было такое чувство, будто она пробилась откуда-то к нам ко всем — и к верующим, и к неверующим. И все услышали, что жива в России Православная Церковь! Какие вы тогда переживали чувства и как дальше происходило ваше общение с владыкой? Иеромонах Никон Белавенец : Прежде всего, помню чувство обиды за то, что меня не отпустили из армии на неделю раньше, чтобы я попал на Торжества. Потому что я был довольно взрослый сержант, мне было почти 22 года.
У нас должен был состояться визит начальника железнодорожных войск в Ужгород, где я проходил службы, и шла подготовка к его визиту. Я работал в службе главного инженера, и там надо было все приводить в порядок. И командир батальона сказал: «Визит начальника войск раз в жизни бывает, поэтому давай!.. И вот, помню, я прямо с поезда, не заходя домой, прямо с Киевского вокзала отправился в Издательский Отдел благо там практически другая сторона речки. Явился туда прямо в форме, Владыка благословил меня, и у меня было уже твердое убеждение, что надо поступать в семинарию. И вот, период после Тысячелетия, после июня, у меня был связан с поступлением в семинарию и устройством на работу в Издательский Отдел.
Конечно, такое счастье, что я поступил в духовные школы, надел семинарский китель, переполняло меня очень сильно. Владыка написал мне очень трогательную характеристику. Я ему говорил, что у меня верующей была только бабушка, но он написал, что я «из церковной семьи», «племянник иеродиакона Даниила из Троице-Сергиевой Лавры». И я погрузился в службы, которых тогда было много... Было чувство какого-то подъема небывалого! Когда я получил удостоверение сотрудника редакции Московской патриархии, сразу подумал: «Ну, вот — теперь я тут уже на законных основаниях, а не где-то на птичьих правах...
Николай Бульчук: А вот Издательский Отдел: вы сказали, что «другая атмосфера», дружелюбная, такая особая... Мне Господь судил там поработать совсем мало — тоже, по своей глупости, я практически сам ушел. Пришел туда после армии, искал, где поработать, отец устроил. Они с Владыкой близко были знакомы... Это был прекрасный период, как он сейчас вспоминается: месяц я там проработал, а потом подумал: «Ну, как же так? После армии, не отдохнув, опять работать, ездить в командировки...
И на следующую я уже не согласился... Спустя многие годы, когда я уже был на «Радонеже», мы с Владыкой встретились: наметили массу планов, но не все они сбылись... Отец Никон, но ведь обстановка в Отделе не только была непринужденной и особой — я бы сказал, что она была вообще какой-то своеобразной. И когда ты встречался с сотрудниками внутри стен на Погодинской, - то попадал как на другую планету! Это даже была по ощущениям «другая страна»! Иеромонах Никон Белавенец : Совершенно верно, совершенно верно!
И, собственно, вот эта атмосфера спасла меня от погружения в диссидентские круги! Уже потом я познакомился с христианскими диссидентами, но мне они уже ничего не могли дать. Потому что все, что я мог получить, я получал в Издательском Отделе. У нас там я еще до армии с радостью их посещал были так называемые «редакционные среды», когда вечером после работы Владыка приглашал каких-то интересных людей, которые делали лекции или сообщения. Например, я помню, приходил иподиакон, уже престарелый, Патриарха Алексия I, и показывал слайд-фильмы о Патриархе Алексие I. В этом фильме на некоторых кадрах появлялся молодой Костя Нечаев с такими знаменитыми впоследствии «питиримовскими усами».
Приходили философы, художники, такая творческая интеллигенция. Я помню, там я увидел архимандрита Клавдиана Моденова — он не выступал, он просто приезжал в Издательский Отдел. И вот пот ом я уже узнал про подвижническую судьбу этого человека. Вообще, я с благодарностью вспоминаю про уже ушедших людей, например, про архимандрита Иннокентий Просвирнина. Он был непростым человеком — немножко замкнутым, немножко суховатым, но глубоко церковным человеком, который очень переживал за порученные ему послушания. Мы потом с ним бок о бок где-то трудились: он В Иосифо-Волоцком монастыре, а я — на подворье монастыря, в селе Язвище.
Вспоминаю Вячеслава Петровича Овсянникова, одного из старейших по сроку службы иподиаконов Владыки Питирима. Он так навсегда и остался чтецом, и вот, я передал в храм Воскресения Словущего Чиновник Владыки Питирима, который мы ему собирали на 65-летие. Просто мы, иподиаконы и воспитанники Владыки Питирима решили собрать деньги и заказать в Софринских мастерских оклад для Чиновника Архиерейского богослужения. И там Вячеслав Петрович подписался: «чтец Вячеслав Овсянников». Вспоминаю женщин отдельных из Отдела: его секретаршу Нину Николаевну, заведующую его канцелярией Надежду Никитичну... Отец Леонид Емельянов уже где-то в 1982 году стал иеромонахом Тихоном, потом игуменом, потом архимандритом и наместником Данилова монастыря, но я его помню иподиаконом...
Потом — протоиерей Иоанн Сирота, отец Виктор Казанцев, мои старшие наставники... Всех не перечислишь, потому что это не просто перечисление, а благодарность. Молодой Сева Чаплин: он меня на четыре года моложе, поэтому эта разница в четыре года когда тебе до 30 лет очень была значительной. Он меня уже тогда поражал своей серьезностью и пунктуальностью. Это был иподиакон, на которого можно положиться было. Дело в том, что в 1989 году мой друг Алексей Воложанин а ныне архимандрит Алексий, благочинный Петропавловского округа Москвы принял постриг.
А он был заведующий ризницей, и неожиданно это послушание легло на меня. А кто такой ризничий? Это тот, кто готовит облачения на каждую службу. А постепенно на меня легло и послушание собирать иподиаконский коллектив.
Сейчас монастырь находится на территории, в настоящее время расформированной воинской части в посёлке Аракси Владимирской области. В ходе встречи стороны обсудили ряд вопросов, касающихся передачи в собственность монастыря объектов недвижимости, расположенных на его территории. Монастырь обратился с просьбой о помощи в решении вопросов, связанных с трудностями переселения проживающих на территории его объектов людей для дальнейшего получения в собственность монастыря объектов недвижимости в соответствии с Федеральным Законодательством.
Тут и прекрасные Евангельские зачала, и прекрасные Апостольские зачала... Они не против Христа, но разве это христианство? Прочел недавно книгу покойного игумена Андроника Трубачева , посвященную епископу Антонию Флоренсову. В предисловии отец Андроник пишет, что владыка Питирим одобрил эту работу, а потом отметил, что и сам владыка Питирим во многом был похож на приснопамятного епископа Антония, который жил в начале XX столетия в Донском монастыре и обладал «подлинной церковностью». Что же это такое: настоящая церковность? Без ханжества, без каких-то таких вещей, которые могут оттолкнуть паству от пастыря? Как бы вы ее охарактеризовали? А костюм, подобранный случайно, будь он хотя бы от самых «передовых брендов», будет висеть на тебе как «на корове седло». Так и церковность: это, прежде всего, гармоничное соединение молитвы с жизнью. Церковный человек и молится по-настоящему, и старается, чтобы его жизнь соответствовала христианским заповедям. Не всегда это получается, он спотыкается, но он по-настоящему старается! И у церковного человека в центре его жизни обязательно находится Христос. Не национальная идея, не культурная традиция... Глубоко церковный человек не занимается мелочной суетой, у него нет задачи «всех загнать в счастье пинками» или плетками, или дубиной. Просто он своей жизнью свидетельствует, что он — знает Христа. Такие люди, во-первых, сами к себе притягивают, а во-вторых, они притягиваются к себе подобным и с большим уважением и тактом относятся к другим людям. Протопресвитер Александр Киселев Сейчас мне вспомнилось, как владыка Питирим однажды отметил одну черту Святейшего Патриарха Алексия Симанского , своего учителя: «Святейший Алексий говорил не против своего собеседника, а выше собеседника. Как бы предлагая тому подняться выше, над собственным уровнем». Помню свою первую встречу с отцом Александром Киселевым, священником из эмиграции которому будущий Патриарх Алексий II подавал кадило в Таллине. Так вот, отец Александр Киселев это был 1990-й год молился у нас в храме Воскресения Словущего за всенощной по служебнику читал молитвы светильничные — не помню, на вечерне или на утрене. Владыка Питирим меня подозвал и, показывая на батюшку, сказал: «Смотри, как стоит настоящий русский священник! Кстати, 20 лет уже будет со дня кончины протопресвитера Александра Киселева... Мне довелось, слава Богу, с ним много общаться. Могу даже взять смелость на себя сказать, что мы с ним были друзьями, несмотря не огромную разницу в возрасте. Протоиерей Димитрий Смирнов Конечно, меня всегда поражало, что передо мной стоит человек, который вот уже 60 лет совершает Божественную литургию перед Престолом Божиим... Так вот, отец Александр обладал большим чувством юмора. В последние годы жизни уже после кончины его супруги он плохо ходил, его в колясочке возили по Донскому монастырю. И не потому, что я его не уважаю и не почитаю, а просто потому, что в первый раз я его увидел примерно в 1983-м году в Издательском отделе. К отцу Михаилу Дронову, в отдел проповеди, зашел странный субъект — в хромовых сапогах и в синем галифе, в рубашке — высокий, рыжий, худощавый. Немножко поговорили, я спросил, где он служит; Оказалось, в крошечном храмике в Алтуфьево... А когда он ушел, я спросил: «А кто это? Он, брат ты мой, слегка юродствующий!.. Протоиерей Всеволод Чаплин — Да. Поэтому, хотя я понимаю, что он дожил до семидесяти, что это популярнейший проповедник и для многих маститый старец, — для меня он навсегда остался «слегка юродствующим». Я считаю, что его гомилетические приемы имели свое оправдание. Его и, например, отца Всеволода Чаплина некоторые обвиняли в том, что они эпатируют. Ну, а я скажу: как еще общаться с нашим ленивым и ничем не интересующимся внешним миром? Во всяком случае, эти люди заставляли этот самый мир обсуждать серьезные темы. Потому что раньше, когда те же самые проблемы поднимались достаточно обтекаемо и достаточно дозированно, мир их просто не замечал. А озвученные — где-то на грани фола — они привлекали внимание, люди начинали их тиражировать и говорить: «Ну, посмотрите, что эти мракобесы говорят! Они цитировали их и запрашивали мнение других, в том числе и представителей Церкви. А те отвечали: «Ну, может быть, не стоило так резко! Но вообще, проблема существует же... И сами говорили на эту тему — по сути, те же вещи, но более утонченным языком, чем отец Димитрий Смирнов и отец Всеволод Чаплин. Когда скончался отец Всеволод, то встал вопрос, какой памятник поставить ему на могиле. Я предложил, и со мной согласились, начертать со стороны Голгофы на кресте слова апостола Павла: «Мы проповедуем Христа Распята — иудеям соблазн, эллинам же безумие... И эти слова практически за 2000 лет не потеряли своей актуальности. Потому что подлинное христианство — это соблазн для людей, для которых Бог — это какая-то, например, национальная идея. Да, они считают себя христианами, но Христос для них — это средство, средство построить сильное, мощное Российское государство... Подлинное христианство — это соблазн для людей, для которых Бог — это, например, национальная идея — Добавлю: ещё страшнее, что государство хотят построить немножко «красноватое», почти «советское», — ностальгия у многих сегодня зашкаливает... Но не будем забывать, что самым большим «государственником» был сатана, потому что он предложил Христу Спасителю мировую гармонию! Все царства земные, всемирную империю! С одним лишь условием: поклониться ему. И ведь не где-то публично, а в пустыне. Но Христос Спаситель почему-то отверг это предложение и ответил: «Отойди от меня, сатана! Им нужно что-то комфортненькое. Они не против Христа, но разве это будет христианство?.. Возвращусь к началу нашей беседы. Скажу, что когда я был молодым, я был лучше. Это юношеское горение, эта радость от каждого богослужения — это всё не зависит от внешних факторов, а от настроя человека, прежде всего. Самым большим «государственником» был сатана, потому что он предложил Христу Спасителю всемирную империю — Можете привести примеры? Заканчивается литургия, духовенство причащается в алтаре, на клиросе в это время обычно читают молитвы ко Святому Причащению.
На торжественное богослужение собрались участники клуба, их друзья и гости, а также прихожане храма. По приглашению настоятеля храма протоиерея Михаила Прокопенко общую молитву возглавил эконом Богородице-Смоленской Зосимовой мужской пустыни Александровской епархии иеромонах Никон Белавенец , много лет пастырски окормляющий участников мотообъединения. Предлагаем вашему вниманию фоторепортаж.
Духовник расстрелянного парламента: "Депутаты приняли крещение, думая, что умрут"
Мы молимся, чтобы Господь услышал молитвы всех, кто зайдет в этот храм и будет возносить в нем свои молитвы в радости и в скорби», — приводятся в сообщении слова епископа Парамона. На богослужении присутствовал наследник Главы Российского Императорского Дома — Великий князь Георгий Михайлович Романов с невестой Викторией Романовной, который передал в дар храму старинное распятие. В освящении храма приняли также участие: благочинный Всехсвятского церковного округа протоиерей Сергий Дикий, благочинный Знаменского церковного округа протоиерей Сергий Куликов, настоятель храма святых Царственных страстотерпцев протоиерей Сергий Стрекалин, иеромонах Никон Белавенец , приглашенное духовенство и клирики храма.
Сейнов: - Совершенно верно. Кто у нас, помимо половой принадлежности, более склонен к фанатизму? Это люди социально не адаптированные. Простите, с низким интеллектом. Потому что мало прочитать Библию, надо понять, что там написано. Боева: - Такие люди более внушаемы. Сейнов: - Они не внушаемы.
Нужно просто правильную трактовку иметь. Если бы у нее был религиозный фанатизм, как это мы обсуждаем, она бы никогда в жизни не покончила с собой. Это самый большой грех, по-моему. Белавенец: - Да. Сейнов: - Она ходила и молилась в надежде на помощь Бога. И не получала ее. В нашей стране это еще усугубляется и тем, что коммунистическая идея, которая у нас процветала 70 лет, она с точки зрения теории, постулатов, весьма привлекательна. Всеобщее равенство и братство. И так далее.
И когда у нас после перестройки эту идеологию вышибли, а религиозной подпорки у нас нет… Вот почему в западном мире так развита именно церковь? Потому что западный образ жизни — это, если хотите, поклонение золотому тельцу. И церковь уравновешивает своими морально-этическими посылами и постулатами этот дисбаланс. У нас перекос. У нас нет морально-этической платформы. Не создана она еще. И не знаю, когда будет. Судя по тому, как ведет себя церковь, она не очень стремится свою паству привлечь и продемонстрировать себя, как опору, место, где можно получить даже психологическую помощь. Я считаю, что хороший священник должен быть психологом.
Боева: - Отец Никон, разве церковь не старается привлечь паству? Мне кажется, настолько старается, что даже рады, что такие гиперфанаты появляются. Белавенец: - Нет. Фанатам церковь не рада. Боева: - А вы способны определить просто верующего человека от человека, который с болезненным фанатизмом относится к вере? Человек, который одержим псевдорелигиозным фанатизмом, он вещает. Он не в состоянии тебя слушать. Он не нуждается в твоих советах. Он с тобой беседует с желанием получить подтверждение уже сформировавшейся у себя внутри позиции.
Расстрел Дома правительства Российской Федерации из танков — То есть спустя несколько поколений система начала приносить конкретные плоды? Но многие вам сегодня возразят: ведь сегодня у нас не расстреливают, а в те времена люди очень серьезно привлекались за критику… А чего стоят Бутовский полигон или, например, Беломорканал и пр.? Гонения были настоящими. Меня, например, 4 октября 1993 года расстреливали из танков в Белом доме… Тогда я был, наверное, не таким толстым, поэтому не попали… Нет, критикуя существующий порядок вещей, я в то же время вовсе не хочу возвращать 1988 год. Потому что для меня свобода мысли, свобода выражения значат очень многое. Я не хочу даже того, чтобы у нас в Церкви кто-то мне говорил, как правильно верить, какая линия «истинная», а какая — «антинародная». Допустим, священник Алексий Уминский — мой хороший друг, несмотря на наше разное, очень разное отношение к тем или иным событиям в нашей стране и к тем или иным людям.
Но когда кто-то позволяет себе говорить: «Этот священник — не священник! Хотя раздражаться монаху не пристало, но я несовершенен. И с отцом Алексием я предпочитаю дискутировать в открытую, а не повторять чьи-то цитаты. Даже если они исходят из уст чиновников синодальных отделов. Кто ловит масонов под кроватью — Мне бы хотелось отметить этот спектр интересов, если можно так выразиться, которые стали тоже причастны церковной жизни. К сожалению или к счастью , или по необходимости — не мне судить — вот эти социальные сети, различные платформы, порталы церковные в том числе , что касается вот этого всего… Ведь сейчас принято в том или ином приходе, в том или ином храме, скажем так, «вести отчет»: о богослужении, о проделанной приходской работе, фотоотчет, видеоотчет… Совершается богослужение, его фотографируют, записывают, потом выкладывают в Интернет и т. Что это: современная необходимость?
И могла ли Церковь успешно этого избежать, поскольку духовная жизнь, по определению, не предполагает, наверное, «демонстрации проводимых мероприятий», если можно так выразиться? Как вам кажется? Я до недавнего времени был ответственным за миссионерскую работу на приходе, и меня жутко раздражали, например, шаблоны того, как надо писать отчеты: количество «вовлеченных людей» и т. То есть получалось, что либо ты реально работаешь, и тогда тебе просто некогда писать отчеты, либо ты красиво пишешь отчеты и изображаешь активную работу. К сожалению, на самом деле жизнь совсем другая: ведь отчет направлен в адрес священников для того, чтобы они не почивали на лаврах. Известно, что батюшки обычно очень озабочены своим благосостоянием, благосостоянием своей семьи, своих детей и родственников — и часто им просто некогда заниматься делами паствы. И чтобы дело шло, все идет по народной пословице: «На то и щука, чтобы карась не дремал».
Тогда нашу Святую Церковь контролировали другие учреждения. Знаете, мы постоянно слышим о том, чтобы «кто-то нам создал такую-то и такую-то Церковь... К сожалению, у меня нет времени на содержательную полемику с отцом Андреем Кураевым, но если представить, что его точка зрения на активную роль мирян в Церкви победит, и миряне реально захватят власть в Церкви, то первым делом они на ближайшей березе повесят и отца Андрея Кураева, и Сергея Чапнина, и многих-многих других сегодняшних «реформаторов». Потому что существует такая точка зрения, что тогда будут избраны самые образованные, самые духовно «продвинутые», самые «удобные» для большинства нашей паствы. А ведь на самом деле «большинство нашей паствы» пока еще только приближается к христианству! Не подумайте неправильно: я терпеть не могу никаких литургических реформ, мне даже мелкие русификации богослужения режут ухо. Она часто обыгрывается как «дом милосердия».
Которые по-настоящему не знают ни истории Церкви, ни истории богослужения. Простейший пример: если я на Пасху не переоблачусь в красное облачение, то, боюсь, меня обругают «модернистом» и т. И ведь большинство людей не догадывается, что до революции в России, да и в первые годы советской власти, пасхальное облачение у духовенства было белым, а никак не красным! Но уже есть «традиция»… Большинство православных ревнителей не подозревает, боюсь, что столь любимые народом «Пассии» появились только в XX веке в Москве. Я не изучал специально этот вопрос, но такое впечатление, что, когда во время Первой мировой войны были заняты часть западных губерний, и священники были вынуждены их покидать, то они принесли с собой некоторые традиции западного края. Я, например, очень люблю, когда соборуются Великим постом. Просто важно это таинство совершать с благоговением, четко… Приходилось иногда бывать в храмах, где, во-первых, его безбожно сокращают, а, во-вторых, так невнятно читают Апостол и Евангелие, что, конечно же, стоять при этом в храме прихожанину довольно тоскливо.
Тут и прекрасные Евангельские зачала, и прекрасные Апостольские зачала… Они не против Христа, но разве это христианство? Прочел недавно книгу покойного игумена Андроника Трубачева , посвященную епископу Антонию Флоренсову. В предисловии отец Андроник пишет, что владыка Питирим одобрил эту работу, а потом отметил, что и сам владыка Питирим во многом был похож на приснопамятного епископа Антония, который жил в начале XX столетия в Донском монастыре и обладал «подлинной церковностью». Что же это такое: настоящая церковность? Без ханжества, без каких-то таких вещей, которые могут оттолкнуть паству от пастыря? Как бы вы ее охарактеризовали? А костюм, подобранный случайно, будь он хотя бы от самых «передовых брендов», будет висеть на тебе как «на корове седло».
Так и церковность: это, прежде всего, гармоничное соединение молитвы с жизнью. Церковный человек и молится по-настоящему, и старается, чтобы его жизнь соответствовала христианским заповедям. Не всегда это получается, он спотыкается, но он по-настоящему старается! И у церковного человека в центре его жизни обязательно находится Христос. Не национальная идея, не культурная традиция… Глубоко церковный человек не занимается мелочной суетой, у него нет задачи «всех загнать в счастье пинками» или плетками, или дубиной. Просто он своей жизнью свидетельствует, что он — знает Христа. Такие люди, во-первых, сами к себе притягивают, а во-вторых, они притягиваются к себе подобным и с большим уважением и тактом относятся к другим людям.
Протопресвитер Александр Киселев Сейчас мне вспомнилось, как владыка Питирим однажды отметил одну черту Святейшего Патриарха Алексия Симанского , своего учителя: «Святейший Алексий говорил не против своего собеседника, а выше собеседника. Как бы предлагая тому подняться выше, над собственным уровнем». Помню свою первую встречу с отцом Александром Киселевым, священником из эмиграции которому будущий Патриарх Алексий II подавал кадило в Таллине. Так вот, отец Александр Киселев это был 1990-й год молился у нас в храме Воскресения Словущего за всенощной по служебнику читал молитвы светильничные — не помню, на вечерне или на утрене. Владыка Питирим меня подозвал и, показывая на батюшку, сказал: «Смотри, как стоит настоящий русский священник! Кстати, 20 лет уже будет со дня кончины протопресвитера Александра Киселева… Мне довелось, слава Богу, с ним много общаться. Могу даже взять смелость на себя сказать, что мы с ним были друзьями, несмотря не огромную разницу в возрасте.
Подмосковный омбудсмен Фаевская встретилась в Озёрах с жителями Белгородчины 26 апреля 2024, 22:18 Фото: пресс-служба уполномоченного по правам человека в МО Омбудсмен Подмосковья Ирина Фаевская проверила условия проживания эвакуированных из Белгородской области в пункте временного размещения в городе Озёры. Об этом сообщили в пресс-службе уполномоченного по правам человека в Московской области. Делегация привезла гуманитарную помощь и подарки детям и их мамам. Всего в Озёрах живут 30 взрослых и 42 ребёнка, в том числе 36 детей-инвалидов. Все довольны условиями, они соответствуют всем стандартам. Питание здесь — не только по обычному меню, но и по специальному, которое необходимо некоторым детям.
«Сережа, ты даже не представляешь себе, как все сложно!»
А тут ушлый сынишка набирает номер телефона и отцу дают два года. И что мы получаем? Какого гражданина мы получаем в будущем? Наказание необходимо в том случае, если это единственный способ объяснить и научить ребёнка не совершать подобных действий в будущем, полагает отец Никон. Ведь все проблемы возникают не тогда, когда родители понимают, что для того, чтобы у ребёнка закрепилось, что какие-то вещи нельзя делать, взяли ремень и пару раз ударили по мягким частям тел.
Он жег серу и бил себя? Белавенец: - Можно сказать, медитацией.
И вот это в корне всегда отрицала православная аскетика. В православной церкви недаром нет такого понятия, как стигматизм, когда появляются раны на руках и ногах. А в католической практике сплошь и рядом. Не случайно культ сладчайшего сердца Иисуса, сердца Божьей матери. Это все то, что не было, во-первых, в неразделенной церкви до 1054 года. Это все возникло во втором тысячелетии в западной церкви.
И то, что происходит в католической мистике, это, с очки зрения православной церкви. Очень далеко от подлинно христианского понимания аскетики. Я не буду анализировать католический экзорцизм. Что же касается нашей церкви, я считаю, что проблема у нас не в том, что у нас нет таких летучих отрядов по борьбе со злыми духами, а проблема в том, что люди не хотят, ленятся всерьез заняться своей духовной жизнью. Они ленятся регулярно посещать богослужения в своем приходском храме. Ведь многих проблем удалось бы избежать конкретным людям, если бы они просто упорядочили свою духовную религиозную жизнь.
А ведь, как бывает, человек может месяц не появляться в храме, по полгода не причащаться, не исповедаться. Но кто-то сказал, что где-то, какой-то батюшка отчитывает или исцеляет, и вот надо устремиться куда-то за тридевять земель. Это понятно человеку — он вроде совершил некое такое физическое усилие, и считает, что ему… А каждодневное усилие над собой совершать, чтобы научиться молиться. Я даже, как священник, могу сказать, что это нелегко. Потому, что начинаешь молиться, тут усталость какая-то появляется еще чего-то. Надо над собой сделать усилие.
А это так часто бывает, всегда не хочется. Антонян: - Это тоже проверка — появление усталости? Белавенец: - Дьявол, это враг рода человеческого. Он желает нас погубить. Соответственно, любая наша слабость, это уступка дьяволу. Поэтому подкидывает всякие мысли, что ты устал сегодня.
Отложи назавтра. И помогает с этим бороться упорядоченная религиозная жизнь. Когда ты знаешь, что воскресный день для тебя, это день. Который ты должен провести в храме с утра, так же, как и вечер накануне. И не пойти в храм, допустим, в воскресенье, это ЧП, это к трагедии, если ты только не лежишь с температурой 40.
Им сослужили: представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Московском Патриаршем Престоле архимандрит Серафим Шемятовский , представитель Православной Церкви в Америке при Московском Патриаршем Престоле протоиерей Даниил Андреюк, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Лищенюк, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Игорь Якимчук, смотритель Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре г.
Москвы иеромонах Митрофан Матыцин , клирик Сурожской епархии, благочинный приходов в Шотландии и Северной Ирландии протоиерей Георгий Завершинский, эконом Свято-Смоленской Зосимовой пустыни иеромонах Никон Белавенец , а также клирики храма. Диаконский чин возглавил диакон Тимофей Щипачев.
RU - Духовник российского монархического движения "За веру и Отечество" иеромонах Никон Белавенец отслужил в среду заупокойную службу по российским военным, погибшим в результате действий турецких ВВС и обстрела террористов. Надеюсь, их жертва не будет напрасной, и мировому терроризму будет нанесен серьезный, а может быть, и окончательный удар", - сказал священник по окончании литии. Отец Никон выразил недоумение тем, что Турция "до сих пор не принесла извинений, а пытается переложить с больной головы на здоровую", и сказал, что такое поведение "недостойно мужчин".
Недавно освященному храму в Новоподмосковном передали в дар старинное распятие
Иеромонах Никон (Белавенец) для меня всегда был и остается человеком не только духовного звания, но и безграничной духовной и человеческой отваги. Служат: иеромонах Никон (Белавенец), иерей Николай Конюхов, иеродьякон Филарет (Трунин), иеродьякон Софроний (Михальский). Об этом говорили в эфире радио «КП» духовник монархического движения «За Веру и Отечество», иеромонах Никон (Белавенец) и богослов, муфтий Фарид Салман Хайдаров.
Приостановлен суд над лишённым сана священником Вернигором
У нас в гостях: Иеромонах Никон (Белавенец) – представитель Канцелярии Главы Российского Императорского Дома. Подсудимый утверждает, что его оговорили епископ Никон и секретарь пермской Епархии Андрей Литовка. Им оказался иеромонах Никон (Белавенец), начальник Управления Канцелярии Главы Дома Романовых по историко-мемориальной деятельности.
Иеромонах Никон (Левачев-Белавенец): «Господин Семенов сам попирает евангельские принципы»
С 2001 по 2005 гг. С 2007 года член редколлегии общероссийской православно-монархической газеты «Царский вестник» Самара. Наши партнеры.
В 1981—1982 годах работал в Книжной палате. В 1982—1986 годах учился в Московском автодорожном институте , из которого был отчислен. В 1988 году поступил в Московскую духовную семинарию окончил в 1996 году и начал работать в издательском отделе Московского патриархата ; одновременно был иподиаконом председателя издательского отдела митрополита Питирима Нечаева и его референтом.
Все иностранные принцессы, выходя замуж за российских великих князей и принимая для этого православие, по традиции именно в честь благословляющей их Феодоровской иконы получали новое отчество «Федоровна». Образ известен многочисленными чудесами, исцелениями, помощью в благих делах.
Переданный список иконы XVII века долгое время хранился в одной из частных коллекций, а в 2019 году на совместном заседании Президиума Общественной Палаты Союзного государства и Международного Общественного Оргкомитета мероприятий к 75-летию Великой Победы было принято решение передать ее в Храм-памятник в Минске в качестве благословенного подарка белорусам и россиянам, одного из святых для обоих народов символов. Передача произошла в престольный праздник великого православного Храма-памятника, созданного одним из самых заслуженных белорусских священнослужителей — протоиереем Федором Повным по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго и при активной личной поддержке Президента Республики Беларусь А. Сегодня это один из главных храмов Союзного государства, центр притяжения и паломничества для многих глав государств и правительств, государственных и общественных деятелей, граждан всего славянского мира. И в этот знаменательный день, накануне 75-летия освобождения территории Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и в год 20-летия подписания Договора о создании Союзного государства, он обрел новую святыню — у которой можно помолиться за укрепление Союзного государства и единение народов Беларуси и России, которой могут поклониться друзья и союзники наших народов со всего мира, посещающие Минск и его миротворческую площадку, поддержать единство Православной Церкви, получить благословение.
И кем он был на самом деле? Обсудили с гостями в нашей студии.
Мы поговорили о наследии Владимира Ленина и о том, почему спустя 100 лет после его смерти почитатели искусственно-созданного культа этой личности возражают против его захоронения.