Впервые «Хованщина» была исполнена 9 февраля 1886 года силами Музыкально-драматического кружка любителей в Зале Кононова (Санкт-Петербург). В реальных событиях Хованщины 1682 года 10-летний царь Пётр не принимал никакого участия. Музыкальный театр свою «Хованщину», премьера которой состоялась в 2015 году, исполняет в редакции Дмитрия Шостаковича.
Впервые исполнена опера «Хованщина»
Этот день в истории. 21 февраля / ИА REX | В 1911 году "Хованщина" впервые была поставлена на императорской сцене в Петербурге (дирижер Коутс, режиссер Шаляпин, среди солистов Шаляпин, Ершов, Збруева и др.). |
Мусоргский. Опера «Хованщина» | это народная музыкальная драма Модеста Петровича Мусоргского. |
Опера Модеста Мусоргского - «Хованщина»
Представляем Вам фрагмент оперы Модеста Мусоргского «Хованщина». Показать больше.
В доме Голицына собираются противники Петра. Беседа Голицына и Хованского — скрытых соперников, ненавидящих и боящихся друг друга, переходит в ссору, которую прекращает Досифей. Он призывает их смирить кичливую гордость, подумать о спасении Руси. Вбегает взволнованная Марфа. Она рассказывает о покушении на ее жизнь и чудесном спасении, пришедшем от петровцев.
С тревогой слышат заговорщики имя Петра. Но еще страшней весть, принесенная Шакловитым: царь Петр узнал о заговоре, заклеймил его хованщиной и велел с ним покончить. Стрелецкая слобода в Замоскворечье. Тяжело переживает Марфа измену князя Андрея. Досифей ласково утешает ее. Проснувшиеся пьяные стрельцы предаются буйному, бесшабашному веселью. Его прерывает насмерть перепуганный подъячий.
Стряслась беда: нещадно побивая жителей слободы, приближаются петровские рейтары наемные всадники. Стрельцы ошеломлены.
Вот эти события, о которых Модест Мусоргский узнал от своего друга, критика Владимира Стасова, и отражены в опере «Хованщина». Либретто этой оперы, в отличие от других опер Мусоргского, не имеет литературного первоисточника и целиком написано самим композитором, причём сделано это в литературном отношении не менее талантливо, чем музыка оперы. Опера заканчивается эпической сценой самосожжения раскольников.
В одиночестве скорбит Досифей. Он сознает обреченность раскольников. Исполненный мужественной решимости, он обращается к братии с призывом сгореть в огне во имя святой веры. Из леса доносятся звуки труб. Раскольники с молитвой проходят в скит и поджигают себя», — читаем мы в описании спектакля.
Правда, трагедия блюстителей «истинного православия» трогает сегодня не всех. Так ли уж важно, горит или не горит раскольничий скит. Мне кажется, здесь должен гореть оркестр», — заявил директор и главный режиссёр Мариинского театра Валерий Гергиев. Кстати, заканчивал оперу «Хованщина» Николай Римский-Корсаков. Именно он дописал последнее действие и оркестровал всё произведение.
Сейчас, наверное, опера «Хованщина» не задевает чьи-либо религиозные чувства. Но так было не всегда.
Она рассказывает о приказе Голицына убить ее и о том, что солдаты «потешных войск» молодого Петра помогли ей спастись. Заговорщики с тревогой реагируют на это. Но еще страшней новость, которую приносит боярин Шакловитый: царь узнал о заговоре, «обозвал хованщиной и велел сыскать». Но, обуреваемая сомнениями в правильности своего решения, девушка сопротивляется. В отчаянии она убегает.
Появляется Шакловитый, погруженный в размышления о многострадальной Родине. Спрятавшаяся неподалеку Эмма слышит эти слова и проникается к боярину доверием. Шакловитый, решив воспользоваться удачным случаем, вкладывает в руки девушки нож. Эмма готова служить верой и правдой своему новому «защитнику» и не подозревает, что вновь стала пешкой в борьбе власть имущих. Доносятся разгульные песни подвыпивших стрельцов. На площадь прибегает подьячий. Он рассказывает о нападении солдат Петра на Стрелецкую слободу.
Это известие ошеломляет стрельцов. Они взывают к своему начальнику Ивану Хованскому. Однако Хованский сам в растерянности: стрелецкое дело накануне гибели. Чтобы отвлечься, он приказывает крепостным девушкам развлечь его. Входит Шакловитый.
Мариинский театр показал оперу «Хованщина» в Псковской филармонии
Оперу «Хованщина» покажут артисты Мариинского театра в Пскове | В 1911 году благодаря Шаляпину, поставившему оперу в качестве режиссера и исполнившему партию Досифея, «Хованщина» появилась в Мариинском театре. |
Опера о русском Холокосте | 9 февраля 1886 года в Петербурге состоялась премьера оперы Модеста Петровича Мусоргского «Хованщина». |
Хованщина (опера) | Первая профессиональная постановка «Хованщины» состоялась в Русской частной опере Саввы Мамонтова в 1897 году. |
Оперу «Хованщина» покажут артисты Мариинского театра в Пскове | В зале Кононова (ныне там находится кинотеатр «Баррикада») силами членов Музыкально-драматического кружка впервые исполнена опера Модеста Петровича Мусоргского «Хованщина». |
Батя, батя, выйди к нам
подробная информация, 12+. Легендарной (без всякого преувеличения) постановке Леонида Баратова в 2015 году исполнилось 55 лет — ровно столько она идёт на сцене Мариинского театра. Сценографию «Хованщины», одной из самых «церковных» опер в истории русской музыки, пришлось развернуть от главного храма и ориентировать на другие визуальные доминанты исторического места. В Пскове впервые прозвучала легендарная опера Мусоргского «Хованщина» в исполнении артистов Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.
Последние события
- Хованщина - Khovanshchina
- Опера о русском Холокосте · Родина на Неве
- М. П. Мусоргский. Опера «Хованщина». - musicseasons
- Хованщина: стрельцы против Софьи
М.П.Мусоргский - Хованщина (В.А.Гергиев, Мариинский театр, 2012)
Опера «Хованщина» посвящена более поздним событиям русской истории, чем «Борис Годунов»: ее действие начинается в 1682 году во время Стрелецкого бунта. Снимок в открытие статьи: сцена из оперы композитора Модеста Мусоргского «Хованщина» в постановке режиссера Александра Лазарева на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко/ Фото: Дмитрий Лекай/Коммерсантъ. «Хованщина» показывает страшные события относительно небольшого временного периода 1682 года, время дикого и насыщенного событиями стрелецкого бунта и захвата власти, возглавляемого князем Хованским – начальником стрелецких войск. Опера с богатой историей — первая постановка состоялась 122 года назад. пятый спектакль, осуществлённый в рамках проекта «Русские оперы в Астраханском кремле».
М.П.Мусоргский - Хованщина (В.А.Гергиев, Мариинский театр, 2012)
Это то, чего так часто ждут от постановок зрители, — и то, что в современном театре так редко встречается. Татьяна Ногинова — художник по костюмам, работавший вместе с Юрием Александровым над восстановлением постановки. Её мастерство стоит отдельного упоминания: великолепно выполненные костюмы окончательно погружают зрителя в атмосферу XVII века, церковного раскола и стрелецкого бунта, вокруг которых строится сюжет оперы.
Упорно добиваясь выпуклости драматургического развития, сочиняя текст и музыку, он постоянно советуется со Стасовым, которому посвятил свой творческий труд. Опера всецело поглотила его мысли и думы, он с полным основанием говорил: «живу в «Хованщине», как жил в «Борисе»». Постепенно, один за другим, складывались номера новой оперы. В августе 1875 года композитор закончил первое действие. Однако в дальнейшем работа шла с перерывами, вплоть до последних дней жизни Мусоргского.
Впереди предстояла громадная работа по оркестровке, но композитору оставалось уже меньше года жизни. После его кончины Римский-Корсаков закончил, отредактировал и оркестровал оперу, и в этом виде она стала известна всему миру. В советское время Шостакович заново оркестровал «Хованщину» по авторскому клавиру. Композитор вольно отнесся к хронологии, соединив события, разделенные промежутком в шестнадцать лет, однако это не помешало ему написать правдивую картину русской жизни. Образы оперы Так же, как и в «Борисе Годунове», действие «Хованщины» развертывается в двух плоскостях: с одной стороны князья Хованские, Голицын, раскольничий вождь Досифей. С другой — народ: стрельцы, раскольники. На первый план здесь выступают то власный старик Иван Хованский, не знающий предела в упрямстве и своеволии, то Досифей.
Досифей не только фанатик-старообрядец, но и человек большого сердца, в чьей душе находят отклик страдания народа. Рядом с ним Марфа-раскольница, с ее глубоким душевным чувством, непреклонной честностью и непримиримостью ко лжи и обману, один из самых поэтических образов Мусоргского. Все они раскрыты во всей полноте своих жизненных проявлений с той удивительной правдивостью, которая так свойственна Мусоргскому.
В опере много плавных, свободно льющихся мелодий, часто напоминающих протяжные народные песни. Главные герои получили яркие музыкальные характеристики, и значительное место в произведении отведено хоровым сценам, показывающим то стрельцов, то раскольников, а то простых обитателей Москвы. Сюжет оперы сложен по мотивам известных исторических событий 1682 года. На фоне разгара и подавления стрелецкого бунта во главе с князем Иваном Хованским, пытавшимся посадить на престол своего сына Андрея, проходит как личная трагедия брошенной любимым Андреем староверки Марфы, так и драма всего движения старообрядничества, когда упорные верующие предпочитали смерть в огне жизни во грехе.
Выходят пришлые люди. Кто же теперь тебя, родимую утешит, успокоит?.. Ипполитовым-Ивановым, «Борис Годунов» претерпел две авторские редакции и, тем не менее, должен был быть доработан Н. Римским-Корсаковым, а в наше время Д. Шостаковичем; «Сорочинская ярмарка» закончена Ц. Исключительная по своим художественным достоинствам «Хованщина» — не исключение в этом списке незавершенных творений: ее тоже закончил по авторским материалам дописал последнее действие и оркестровал оперу бесконечно заботливый и благородный Н. Либретто этой оперы, в отличие от других опер Мусоргского, не имеет литературного первоисточника и целиком написано самим композитором, причем сделано это в литературном отношении не менее талантливо, чем музыка оперы. Мусоргский заинтересовался периодом стрелецкого восстания и церковного раскола еще в 1870 году, то есть когда работал над «Борисом Годуновым».
Написать оперу об этой эпохе в русской истории композитору посоветовал В. Стасов, которому Мусоргский и посвятил оперу. Их переписка — бесценный источник сведений о ходе работы над этим шедевром. Композитор делился со Стасовым мельчайшими деталями сюжета, когда разрабатывал его. Вот лишь один пример их переписки: «Вступление к «Хованщине» почти готово, рассвет на восходе солнца красив, довел до того пункта, где донос диктуется, то есть с маленькою сценкою Шакловитого. Выработка идет изрядная, шесть раз отмеришь и один раз отрежешь: нельзя иначе, таково что-то внутри сидящее подталкивает на строгость. Подчас рванешься, ан нет, стой: внутренний повар говорит, что суп кипит, но на стол подавать рано — жидок будет, может, придется еще какой корешок или соли подкинуть; ну, повар лучше меня свое дело знает: жду. Зато уж попади только суп на стол — зубы съем» из письма Мусоргского от 2 августа 1873 года.
На сценическую судьбу оперы всегда оказывали сильное влияние идеологические соображения. Римский-Корсаков, завершив ее, впервые предложил к постановке в 1883 году. Показателен инцидент с нею, о котором рассказывается в мемуарах Марка Рейзена, выдающегося исполнителя партии Досифея. В 1928 году певец гастролировал в Свердловске ныне Екатеринбург и должен был петь Досифея в нескольких спектаклях. В дирекции театра мне сообщили, что среди городских и окрестных жителей, оказывается, много староверов. И вот, спектакль, в котором воссоздается одна из страниц истории раскола и одна из центральных фигур которого глава раскольников, для них был источником не только музыкальных эмоций... Слух о «Хованщине» быстро распространился, и на следующий день толпы бородачей потянулись к кассе театра... Дирекция очутилась перед ситуацией, когда едва ли не весь зал оказался закуплен верующими.
Вопрос об антирелигиозной пропаганде стоял в те годы остро, в тех глухих местах — в особенности, а тут — какая уж «анти»?.. Почли за благо «Хованщину» на некоторое время из репертуара исключить». Да и в наше время каждая постановка «Хованщины» в России превращается в акт не только художественный, но и в определенной мере политический. Майкапар Мусоргский не завершил свою последнюю оперу. Остался недописанным финал, не сделана инструментовка. Работу закончил Римский-Корсаков. Путь сочинения на сцену был сложным по цензурным соображениям. Церковь запрещала изображение на сцене религиозных распрей.
После ряда спектаклей на частных и провинциальных сценах с весьма посредственным исполнением состоялась историческая премьера в Московской частной опере Мамонтова 1897, Шаляпин в партии Досифея , сыгравшая большую роль в сценической истории сочинения. В 1911 году "Хованщина" впервые была поставлена на императорской сцене в Петербурге дирижер Коутс, режиссер Шаляпин, среди солистов Шаляпин, Ершов, Збруева и др. В 1913 состоялась парижская премьера оперы силами дягилевской антрепризы в редакции Стравинского и Равеля дирижер Купер, режиссер Санин. Сочинение пользуется огромной популярностью во всем мире. Новую редакцию осуществил в 1959 году Шостакович. Среди постановок последних лет спектакли Ковент Гардена 1963 , Ла Скала 1967 , Венской оперы 1989, дирижер Аббадо , Гамбургской оперы 1994, режиссер Купфер и другие. В 1995 году была осуществлена новая постановка в Большом театре дирижер Ростропович, режиссер Покровский. Цодоков Князь Иван Хованский, начальник стрельцов……А.
Кривченя бас Князь Андрей Хованский, его сын…………………В. Пьявко тенор Князь Василий Голицын……………………………А. Масленников тенор Шакловитый, боярин………………………………В. Нечипайло баритон Досифей, глава раскольников………………………А. Огнивцев бас Марфа, раскольница…………………………………И. Архипова меццо-сопрано Эмма, девушка из Немецкой слободы……………Т. Сорокина сопрано Подъячий……………………………………………………Г. Ефимов тенор Варсонофьев, приближённый Голицына…………Ю.
Королёв бас Сусанна, старая раскольница………………………Т. Тугаринова сопрано Кузька, стрелец………………………………………Ю. Григорьев баритон Стрешнев, как герольд Петра………………………А. Федосеев Хор и оркестр Государственного академического Большого театра. Хормейстер Александр Хазанов. Дирижёр Борис Хайкин. Запись 1949 года.
Хованщина: стрельцы против Софьи
Купить официальные билеты на оперу Хованщина (гастроли Мариинского театра) в Государственный академический Большой театр России. Впервые «Хованщина» была исполнена 9 февраля 1886 года силами Музыкально-драматического кружка любителей в Зале Кононова (Санкт-Петербург). Действие происходит в Москве и её окрестностях в 1682 году. Как известно, Мусоргский не успел закончить "Хованщину" и партитуры оперы практически не существует, отчего опера подвергалась многочисленным редакциям разных композиторов. Финальный хор, сочинённый не Мусоргским, исполняется в воздушной оркестровке Игоря Стравинского – третьего из выдающихся русских композиторов, при участии которых «Хованщина» стала великой оперой на все времена.
Хованщина (опера)
Из суховатой, холодноватой оркестровки Шостаковича дирижер, словно кивая в сторону первого интерпретатора Мусоргского — Римского-Корсакова, азартно извлекает яркий цвет, оркестр звучит, как будто отбросив сурдину, палитра играет, и нет такой кульминации, на которую не нашлась бы своя, еще большая кульминация. Движение плотно, парадно, ритмично, темпы не стоят на месте. Тут бы иногда вздохнуть, особенно певцам, но нет. Всеми отмеченное великолепие хора — в его готовности петь фортиссимо, не поддаваясь другим нюансам. И те же героические качества здесь проявляют все — от солистов до оркестровых групп, в каковой динамике нелегко выстроить баланс и не разойтись, но Лазарев подхватывает сорвавшихся на лету. Форсированная укрупненность вокальных рисунков — логичное следствие трактовки, гениальной в своем торжествующем динамизме. Музыка звучит в тителевском спектакле с ударной силой аргумента, не знающего возражений, с грохотом уходя в черноту финала, в немую пропасть открытой структуры, в горечь безнадежности. Удивительно, как ловко и мягко новая кобекинская версия концовки недописанной оперы избегает даже видимости точки в разговоре об актуальности и состоятельности существующих редакций.
Ее финальные такты пронзительно жалобны. И, отменяя закругленную логику Шостаковича с ее абстрактно-философской медитативностью, а вместе с ней только что на глазах отстроенный гордый пафос бессилия, они достраивают миф страдания сочувствием. Подпевают ему тонким голосом фольклорного мотива, улетающего под потолок, словно искра. Своей ненадежной призрачностью они обнажают незавершенность конструкции Мусоргского и отстаивают ее как состоявшуюся в своей открытости. А это принципиально ново и важно. И хорошо слышно, как вечно актуальная, вечно не законченная «Хованщина» Мусоргского, требуя, подобно эпохальной тителевской «Войне и миру», наблюдателя и соучастника, все же ищет главным образом собеседника, способного перейти от героизации жертвы к состраданию и продолжать разговор дальше.
Во дворце Олега прошла беседа на тему «Хованщина. Взгляд в прошлое», зрителям показали отрывки из одноименного фильма. На территории Кремля военно-исторические клубы Москвы и Тулы показали реконструкторское шоу «Стрельцы и Петровцы». Апогеем фестиваля стал показ оперы «Хованщина» Модеста Мусоргского в полной версии, протяженностью трех с половиной часов. Постановка московского режиссера Александра Тителя 2015 года получила широкую известность и завоевала премию «Золотая маска» как лучший спектакль в опере. Более того — она была показана под открытым небом! На это событие собрались около 3500 рязанцев и гостей из Воронежа, Ульяновска, Липецка, Тамбова, Москвы и многих других городов. Двор Рязанского кремля превратился в уютный зрительный зал под куполами храмов, с импровизированными местами на лужайках, кубах из сена, дачных креслах. Действо происходило на огромной сцене, вмещавшей одновременно более ста человек. Репетиции проводили под дождем, но в день спектакля погода не подвела.
Соблюдение авторских прав: Все права на материалы, опубликованные на сайте mk-pskov. Использование материалов, опубликованных на сайте mk-pskov. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал mk-pskov. За достоверность информации в материалах, размещенных на коммерческой основе, несет ответственность рекламодатель.
Перерастающий в ссору спор останавливает пришедший на княжеский совет Досифей. Удалившийся от мира, в прошлом тоже князь, Досифей корит Хованского в потворстве стрелецкому пьянству и разгулу, а Голицына в пристрастии к европейским обычаям. Глава раскольников призывает князей подумать, как охранить Русь от нововведений царя Петра, как сберечь старую веру. Вбегает Марфа. Она напугана покушением на её жизнь и рассказывает, что была спасена солдатами царя Петра, петровцами. Вошедший Шакловитый сообщает, что царю Петру поступил донос на Хованских, которые «на царство покусились». Пётр назвал заговор «хованщиной» и велел сыскать зачинщиков. Со старообрядческим песнопением крестным ходом через слободу идут раскольники. Марфа тяжело переживает измену князя Андрея, вспоминает их счастливые дни. Ей кажется, что есть только один утешительный выход: вместе с возлюбленным покончить с собой самосожжением. Досифей ласково вразумляет её: «Гореть!.. Страшное дело!.. Не время, не время, голубка». В мрачном раздумье появляется Шакловитый. Он твёрд в борьбе с «хованщиной», но его гнетут мысли о многострадальной Руси, о том, сколько она претерпела и сколько еще ей предстоит вытерпеть. Просыпаются хмельные стрельцы. Они кутят и веселятся, не слушая брани своих жён. Неожиданно появившийся подьячий сообщает о приближении петровского войска. Стрельцы ошеломлены и просят Хованского вести их в бой. Но Хованский понимает, что его дело погибло. Приказав стрельцам идти по домам и ждать решения судьбы, он прощается со своим войском. Четвёртая картина В своём тереме Иван Хованский пытается отвлечься от мрачных предчувствий песнями крепостных девушек. Клеврет князя Голицына сообщает, что Хованскому грозит беда.