Экспорт российской нефти в 2024 году ожидается в 240 млн тонн, нефтепродуктов — 131 млн тонн. 1. Динамика добычи нефти по России и экспорта нефти и нефтепродуктов из России. Нефть и нефтепродукты. Таблица Если смотреть экспорт России по годам, то заметно, что в 2023 году показатель отправленных за рубеж товаров составил чуть более 425 млрд долларов.
Сделано в России
Экспорт нефти из России. (тыс. баррелей/сутки). 1980. Нефтяной экспорт России за месяц с начала военной операции на Украине сократился почти на 40%, или на 2 млн баррелей в сутки. По состоянию на 24 марта, страна поставляет около 1 млн баррелей сырой нефти в день по трубопроводам в Европу и Азию и всего 2,3 млн. Доходы России от нефтяного экспорта в августе 2023 года увеличились на $1,8 млрд, до $17,1 млрд за счет роста цен, который компенсировал снижение объема поставок. Россия по итогам 2022 года получит рекордную прибыль от экспорта нефти и газа.
Минэкономразвития ожидает рост экспорта нефти из РФ в 2024 году на 0,8%, до 240 млн тонн
Суммарный объем поставок нефти в дальнее зарубежье, включая транзитные ресурсы, в 2021 году сократился на 7 млн т и составил 231,8 млн т. Из них по трубопроводной системе АК "Транснефть" отгружено 191,7 млн т, в том числе 174,3 млн т российской нефти. Трансграничные поставки нефти трубопроводным транспортом осуществляются в западном нефтепроводы "Дружба", "Сургут — Горький — Полоцк" и в восточном ВСТО, транзитные поставки через Казахстан направлениях. Строительство системы магистральных нефтепроводов "Дружба" началось в 1960 году, ввод в эксплуатацию первой нитки нефтепровода состоялся в 1964 году. Протяженность российского участка данного нефтепровода составляет около 5,5 тыс. Маршрут начинается в Самарской области, проходит через территорию Белоруссии, где разделяется на северный и южный участки, мощностью 49,8 млн т и 16,7 млн т в год соответственно. По северному маршруту нефть поставляется в Польшу и Германию. Южный маршрут проходит по территории Украины, Словакии, Чехии и Венгрии.
В последнее десятилетие экспорт через систему магистральных нефтепроводов "Дружба" имеет тенденцию к снижению. Также по нефтепроводу "Дружба" осуществляется часть экспорта российской нефти в Белоруссию, сырье идет на переработку на Мозырский НПЗ. По оценкам, в 2020 году поставки российской нефти через нефтепровод "Дружба" на Мозырский НПЗ составили 8,1 млн т. Магистраль "Восточная Сибирь — Тихий океан" — крупнейший инфраструктурный проект, реализованный в последние годы. В ноябре 2019 года мощность этой ключевой магистрали для поставок нефти в восточном направлении достигла максимального проектного уровня — 80 млн т на участке "Тайшет — Сковородино". Несмотря на падение мирового спроса на нефть в 2020-2021 годы, загрузка ВСТО продолжает планомерно расти. Второй маршрут трубопроводных поставок российской нефти в Китай — транзит через Казахстан.
В начале 2022 года "Роснефть" и китайская компания CNPC продлили до 31 декабря 2033 года соглашение о поставках 10 млн тонн российской нефти ежегодно. Также прорабатывается возможность увеличения экспорта нефти в Китай по данному маршруту. Кроме того, по территории России проходит трубопроводная система Каспийского трубопроводного консорциума КТК. Она соединяет нефтяные месторождения Западного Казахстана с морским терминалом в Новороссийске. Также через систему КТК экспортируется российская нефть, в том числе с месторождений на шельфе Каспийского моря. Протяженность магистрального нефтепровода "Тенгиз — Новороссийск" составляет 1511 км, мощность — 67 млн т в год. Это, однако, ниже уровня докризисного 2019 года см.
Что касается морских перевозок нефти, то в последние месяцы они столкнулись с рядом рисков, связанных с отказами от страхования судов под российским флагом или непосредственно от закупки российской нефти. Поскольку заместить поставки нефти из России в кратчайшие сроки невозможно, ряд компаний использует метод смешения различных сортов нефти для снижения доли российского сырья в объеме поставок и предотвращения ответственности за транспортировку товаров из подсанкционных стран. Региональная структура экспорта нефти Освоение новых районов нефтедобычи на востоке страны и строительство транспортной инфраструктуры в азиатском направлении приводят к устойчивому изменению региональной структуры экспорта нефти. В течение десяти последующих лет происходило поэтапное развитие трубопроводной системы ВСТО, увеличение мощности магистрального нефтепровода и подключение новых районов нефтедобычи, расширение портовой инфраструктуры СМП "Козьмино". Максимальный уровень поставок нефти из России на мировой рынок был достигнут в предкризисном 2019 году и, по данным ФТС, составил 269,2 млн т.
Недостача нефтегазовых доходов относительно базового уровня, согласно бюджетному правилу, должна компенсироваться из ФНБ. В связи с этим Банк России начал продажу юаней из Фонда, чтобы передавать Минфину рубли на покрытие дефицита. Рациональный подход к ведению хозяйства В 2023 году объем нефтегазовых доходов в бюджете России будет снижаться. В этой связи нужно более рационально вести свое хозяйство, сообщил глава бюджетного комитета Совета Федерации Анатолий Артамонов. Артамонов отметил, что по нефтепродуктам «понятно, что произойдет сокращение» в тех условиях, которые сейчас существуют.
Значит, оттуда мы меньше доходов получим», — добавил сенатор. По его мнению, в итоге это может привести к снижению государственных инвестиций в экономику. Три варианта развития для нефтяной и газовой отрасли Центр развития энергетики Центр РЭ представил три варианта прогноза для газовой и нефтяной отрасли России на 2023 год — пессимистичный, базовый и оптимистичный. Эксперты Центра РЭ исходят из предпосылки, что российские нефтяные компании в 2023 году продолжат полагаться в большей степени на внутренний рынок, как и в 2022 году. Они попытаются сохранить текущие объемы переработки, поскольку внутри страны получают прогнозируемые субсидии по демпферу, а также не имеют сложностей с логистикой. Очевидно, что в условиях санкций поставки на внутренний рынок оказываются порой более прибыльными и более надежными, чем экспорт. Вторая предпосылка заключается в том, что российские нефтяные компании смогут перенаправить как минимум часть объемов нефти, которые экспортируются в страны Европейского Союза, на другие рынки. Прогноз по газу В базовом сценарии Центра РЭ поставки газа через Украину в 2023 году сохранятся на нынешнем уровне. Поставки по «Турецкому потоку» продолжатся, а остальные маршруты в Европу не будут работать. Если говорить о направлениях, то 32 млрд куб.
Внутреннее потребление газа в России начнет восстанавливаться в 2023 году, учитывая продолжающийся спад в экономике. В рост потребления газа заложено увеличение спроса на него на присоединенных территориях в пределах 5 млрд куб. Рост производства газа зависит от создания новой инфраструктуры на востоке. При этом Китай, как главный потенциальный покупатель нашего трубопроводного газа в регионе, как отмечают эксперты, постарается получить максимальную выгоду из политической ситуации в мире.
По итогам 2022 г. Сейчас Россия экспортирует нефть только в те страны ЕС, которые получили исключение из эмбарго: в Болгарию 0,1 мбс по морю и в Чехию, Словакию и Венгрию 0,3 мбс по трубопроводу «Дружба».
Болгария получила отсрочку от эмбарго российской нефти до конца 2024 г. Чехия сможет импортировать российскую нефть до июня 2024 г. Экспорт российской нефти перенаправлен в Китай и Индию по морю Из-за эмбарго экспорт нефти по трубопроводу «Дружба» снизился с 0,7-0,8 мбс в 2021-2022 г. Россия перенаправила экспорт нефти из ЕС в азиатские страны за счет морских поставок. При этом за тот же период морской экспорт в ЕС и другие западные страны снизился примерно с 1,9 мбс до 0,1 мбс, а в Азию вырос с 1 мбс до 3,3 мбс.
Есть определенные новшества, но они, скорее, косметические. А технологии движутся вперед и требуют новых возможностей от батарей.
Периодически публикуются новые работы в этом направлении, но, к сожалению, практического применения они не получают. Сейчас корейские ученые предложили еще один вариант, и, возможно, он таки получит реализацию. Подробности под катом! Ранее стало известно о пожаре на нефтезаводе 11:02 КоммерсантЪ Славянский НПЗ на Кубани частично приостановил работу после атаки беспилотников Нефтеперерабатывающий завод, расположенный в Славянске-на-Кубани, частично приостановил работу после массированной атаки беспилотниками. Об этом со ссылкой на представителя предприятия сообщает ТАСС. По его словам, атака производилась при помощи 10 беспилотных летательных аппаратов. В результате возник пожар, который уже потушили.
В настоящий момент работа предприятия частично приостановлена. США исключили из санкционного списка по России базирующуюся в Турции компанию и связанный с ней нефтяной танкер под флагом Маршалловых... De В Краснодарском крае после атаки дронов поврежден нефтезавод На Славянском НПЗ повреждена сепаративная установка, на площади 5 квадратных метров произошло возгорание.
Новак: экспорт нефти из России в 2023 году снизился на 3,3%
При этом экспорт нефтепродуктов может сохраниться примерно на прошлогоднем уровне - 131,3 млн тонн по сравнению с 131,2 млн тонн в 2023 году. Согласно базовому сценарию прогноза, экспорт нефти из РФ в 2025 году вырастет до 247 млн тонн, в 2026 году - до 257 млн т, в 2027 году - до 269,8 млн тонн.
Из них 48,2 млрд куб. На третьем месте была Белоруссия 19,8 млрд куб. Также в первой десятке по объему поставок были Дания 18,4 млрд куб. Всего природный газ по трубопроводам поставлялся в 32 страны.
С 2022 года она не приводит данные о том, сколько именно Китай импортировал природного газа по трубам, обратил внимание RTVI. С сжиженным природным газом СПГ ситуация иная. Также крупными статьями российского экспорта являются антрациты, алюминий, лесоматериалы, целлюлоза, никель, железная, медная, свинцовая и никелевая руды. Следующими в топе по денежному объему импорта идут дорожные тягачи для полуприцепов, микроавтобусы и смартфоны — последних в России привезли в количестве более 19 млн штук. Также в Россию активно ввозят китайские экскаваторы, электронные телевизоры, пневматические шины, одежду. Примечательны и другие статьи китайского экспорта в Россию. В 2023 году наблюдался эффект замещения основных поставок из Европы Китаем, отметил Цыплаков. Рано или поздно этот эффект будет исчерпан, китайцы уже нарастили свою долю, которую скоро будет некуда наращивать». В этих условиях в силу вступят фундаментальные факторы — объем платежеспособного спроса в России, возможности российских импортеров закупать продукцию с учетом низкого курса рубля. Исходя из этого эксперт допускает, что в 2024 году темп роста импорта из Китая снизится.
Также через систему КТК экспортируется российская нефть, в том числе с месторождений на шельфе Каспийского моря. Протяженность магистрального нефтепровода "Тенгиз — Новороссийск" составляет 1511 км, мощность — 67 млн т в год. Это, однако, ниже уровня докризисного 2019 года см. Что касается морских перевозок нефти, то в последние месяцы они столкнулись с рядом рисков, связанных с отказами от страхования судов под российским флагом или непосредственно от закупки российской нефти. Поскольку заместить поставки нефти из России в кратчайшие сроки невозможно, ряд компаний использует метод смешения различных сортов нефти для снижения доли российского сырья в объеме поставок и предотвращения ответственности за транспортировку товаров из подсанкционных стран. Региональная структура экспорта нефти Освоение новых районов нефтедобычи на востоке страны и строительство транспортной инфраструктуры в азиатском направлении приводят к устойчивому изменению региональной структуры экспорта нефти. В течение десяти последующих лет происходило поэтапное развитие трубопроводной системы ВСТО, увеличение мощности магистрального нефтепровода и подключение новых районов нефтедобычи, расширение портовой инфраструктуры СМП "Козьмино". Максимальный уровень поставок нефти из России на мировой рынок был достигнут в предкризисном 2019 году и, по данным ФТС, составил 269,2 млн т. В том числе экспорт нефти в атлантическом направлении равнялся 149,5 млн т, в тихоокеанском — 101,7 млн т. Несмотря на диверсификацию направлений экспорта российской нефти, основным регионом поставок остается Европа см. Около трети поставок в Европу осуществляется трубопроводным транспортом. Крупнейшие покупатели на европейском рынке — Нидерланды и Германия. Азиатско-Тихоокеанский регион — второй по объему экспорта нефти. Однако учитывая емкость рынка и перспективы увеличения спроса на энергетические ресурсы в АТР, а также развитие новых центров нефтедобычи в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, данный рынок становится стратегически значимым для нефтедобывающей промышленности России. Спрос на российскую нефть в АТР во многом обусловлен ее более высоким качеством и более комфортными для переработчиков химическими характеристиками. До 2012 года крупнотоннажные поставки нефти осуществлялись на Украину, до 2014 года — в Казахстан, однако в настоящее время их единственным направлением остается Белоруссия. Относительно небольшие партии нефти отправлены в Казахстан 492 т и Узбекистан 60,4 тыс. При этом в течение последних четырех лет экспорт российской нефти туда вырос более чем в четыре раза. Среди отдельных стран крупнейший импортер российской нефти — Китай см. Нидерланды — вторая страна по объему экспорта российской нефти. В 2021 году продолжилась тенденция к увеличению поставок российской нефти в Соединенные Штаты. Спрос на нее в США вырос на фоне введения санкций в отношении нефтедобывающей компании PDVSA в январе 2019 года и существенного снижения поставок венесуэльской нефти. В то же время экспорт российской нефти в США вырос с 1,8 млн т в 2018 году до 4,7 млн т в 2019-м. По итогам 2021 года поставки нефти из России в США составили 7,4 млн т. Крупнейшие импортеры данного вида нефтепродуктов — Кыргызстан с объемом более 0,6 млн т и Монголия 0,5 млн т. По итогам 2021 года в европейские страны было отгружено 87,6 млн т нефтепродуктов. Среди отдельных стран крупнейший импортер нефтепродуктов из России — Нидерланды.
Российский рынок нефти до СВО и после
Структура экспорта нефти и нефтепродуктов из России в разрезе стран через год с начала СВО. Экспорт нефти из России. (тыс. баррелей/сутки). 1980. Россия за 2022-2023 годы вывела экспорт нефти из зоны контроля Запада. Сегодня ежемесячный доход России от экспорта нефти в 2023 году оказался выше, чем до начала спецоперации на Украине. Несмотря на хорошие показатели экспорта, Россия в этом году сокращала добычу нефти. «Это были не производственные проблемы, а политическое решение», – поясняет ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Если рассматривать ежедневные поставки нефти России по морю, то они составляли около 2 млн. баррелей в день. Вице-премьер РФ Александр Новак заявил о возможном продлении добровольного сокращения экспорта нефти из России на октябрь.
Минэкономразвития ожидает рост экспорта нефти из РФ в 2024 году на 0,8%, до 240 млн тонн
Сильнее всего вырастут поставки российской нефти через Приморск. Снижение ожидается только в порту Усть-Луга. Там в апреле будет погружено на танкеры 2,7 млн т, из них российскими компаниями — 2,2 млн т. Еще по теме Новак рассказал, что происходит с российской нефтью после санкций В начале марта вице-премьер Александр Новак сообщал о трудностях с контрактацией поставок российской нефти на апрель. Есть вопросы, касающиеся использования судов, страховщики тоже взяли паузу, поэтому по отдельным поставкам в ручном режиме решаются вопросы касательно наличия танкерного флота», — рассказал он. Также в марте было объявлено о введении эмбарго на поставки нефти и нефтепродуктов из России в США, что поставило перед российскими компаниями задачу замещения выпадающих объемов экспорта другими потребителями. Судя по планам на апрель, все эти проблемы удалось успешно решить, не в последнюю очередь благодаря азиатским рынкам.
Поставки из тихоокеанских портов страны также увеличились.
Основной объем российского экспорта пришелся на страны Азии. Агентство объясняет рост объемов поставляемой сырой нефти сокращением трубопроводных поставок в Европу, но не учитывает сокращение поставок на фоне теплого декабря и начала января в Европе. Несмотря на рост объемов, поступления в бюджет страны от экспортных пошлин на сырую нефть показали менее значительный рост. Все грузы, отправленные на прошлой неделе, облагались пошлиной по низкой январской ставке, в то время как несколько грузов облагались налогом по декабрьской ставке, которая была в два с половиной раза выше. Кроме того, дешевеет и сама российская нефть. Это связано с тем, что России на фоне европейского эмбарго приходилось продавать нефть Индии и Китаю со скидками, чтобы конкурировать с Ближним Востоком. Читайте также Турецкий «all inclusive» отменяется, а русский ждать бесполезно Владельцы отелей на Черноморском побережье хотят получать сверхприбыли и ничего не вкладывать Правда, официальные цифры немного выше.
По данным Минфина РФ, средняя цена за баррель за месяц упала с 57,5 доллара до 46,82. При этом бюджет на 2023 год рассчитан на основе стоимости нефти в 70 долларов за баррель, следовательно, по итогам января казна может недополучить свыше 50 млрд рублей. Аналитик «Золотого монетного дома» Дмитрий Голубовский считает, что в связи с санкциями не российская нефть стоит слишком дешево, а остальная — переоценена. Кроме того, покупателям приходится платить «премию за риск» посредникам, особенно покупателям на Западе, которые есть, несмотря на санкции. Насколько мне известно, англичане насоздавали посреднические фирмы в Индии, и российская нефть, которая формально идет в эту страну, фактически идет в Великобританию. Просто танкер идет из Приморска в какой-то британский порт и там разгружается, а расчеты проводят через индийские банки или даже через Дубаи. Расчеты в рупиях у нас так и не наладились.
Индусы не захотели полностью открывать свой рынок, на котором действует полузакрытая валютная система. Они не готовы повышать степень конвертируемости рупии, в отличие от Китая, у которого есть госпрограмма по продвижению юаня. Юань уже входит в корзину МВФ, но рупия — более закрытая валютная зона. Повышение поставок российской нефти объясняется просто.
Такие данные обычно не идентифицируют вас напрямую, но могут помочь вам получить более индивидуализированный опыт работы в интернете. Вы можете отказаться от использования ряда cookie-файлов, однако вы должны понимать, что отказ от некоторых видов cookie-файлов может повлиять на ваш опыт использования сайта, ограничив его функционал и предлагаемые нами сервисы. Обязательные cookie-файлы Эти cookie-файлы всегда включены и нужны для работы сайта, они не могут быть отключены в наших системах. Как правило, эти cookie-файлы сохраняются только после ваших действий по использованию функционала сайта, например, при выборе настроек cookie-файлов, входе в личный кабинет или заполнении форм. Вы можете настроить свой браузер таким образом, чтобы он блокировал эти cookie-файлы или уведомлял вас об их использовании, но в таком случае некоторые разделы сайта могут не работать.
Это около 80 миллионов тонн, приблизительно треть всего нашего экспорта нефти всего в 2023 году в Китай ушло 109 млн тонн, а весь экспорт - 234 млн тонн. Остальное добирается с Сахалинских проектов и поставками из других портов - Балтики и Черного моря. Надо ли говорить, что стоимость доставки нефти, например, из Усть-Луги, в обход всей Европы и Азии а сейчас в период нестабильности на Ближнем Востоке, возможно, и в обход Африки зашкаливает. Эксперт по энергетике Кирилл Родионов считает, что инфраструктурные и технологические ограничения, так или иначе, связаны с фактором санкций, даже несмотря на отсутствие прямых запретов. Один из примеров - перевозка российских нефти и нефтепродуктов. Формального запрета на их транспортировку из РФ нет, однако из-за необходимости "обхода" ценового потолка 60 долларов за баррель российские нефтяники вынуждены использовать танкеры, зарегистрированные вне стран "Большой семерки" и ЕС, а также Австралии, Швейцарии и Норвегии. А танкеры из этих стран, как правило, отличаются более высоким сроком эксплуатации. С углем другая история. Китай добывает его больше всех в мире, но ему все равно не хватает, он также и крупнейший импортер угля, а нам наиболее удобен географически. Но поставить больше, чем можно провести по железной дороге, не получается. А издержки российских угольных компаний и без этого возросли. А ведь есть еще Индия, Вьетнам, Пакистан и другие страны - импортеры нашего угля, куда доставка обходится "в копеечку", а объемы поставок опять же ограничены возможностями инфраструктуры. Чтобы у России была возможность наращивать экспортные поставки угля и сохранить долю на мировом рынке, требуется своевременная и масштабная модернизация железнодорожной инфраструктуры.
Экспорт российской нефти на уровне в 240 млн тонн ожидает в своих прогнозах Минэкономразвития РФ
В какие страны Россия экспортирует нефть и газ | Экспорт РФ по годам. |
Экспорт нефти по морю был сокращен Россией, — аналитики Bloomberg | Таблица Если смотреть экспорт России по годам, то заметно, что в 2023 году показатель отправленных за рубеж товаров составил чуть более 425 млрд долларов. |
Нефть - Главное за день. Новости, обзоры СМИ, аналитика | Изначально экспорт нефти из России по итогам 2023 года ожидался на уровне не ниже 247 млн тонн — против 242 млн тонн в 2022. Но по факту поставки нефти из страны в прошлом году сократились на 3,3%, до 234 млн тонн. |
Экспорт ресурсов: России мешают не санкции, а старые проблемы с инфраструктурой
Это происходит ещё и потому, что все участники рынка ожидают, что очередная лазейка поставок может быть ограничена новыми санкциями. Практика санкций последних трёх лет показывает, что западные страны почти всегда находятся «в одном шаге позади» и вводят новые санкции только после масштабного проявления инструментов обхода тех ограничений, который были предприняты ранее. Важно принимать во внимание, что европейские компании-потребители при таком раскладе не отказываются от импорта нефтепродуктов, произведённых в Индии и Турции, и это означает, что эти компании заинтересованы в продолжении работы с Россией.
Госаудиторы объяснили такую динамику нефтегазовых доходов снижением средней цены на нефть марки Urals и на природный газ, а также налоговым маневром в нефтегазовой отрасли [2]. Как менялась доля нефтегазовых доходов в федеральном бюджете Нефтегазовые доходы федерального бюджета включают в себя не все налоговые сборы с нефтегазовых компаний, а только те налоги, которые прямо зависят от цены нефти. До 2018 года включительно они определялись как сумма налогов на добычу полезных ископаемых НДПИ в отношении нефти, газа и газового конденсата и экспортных пошлин на нефть, газ и нефтепродукты. С 2019 года в расчет добавились налог на дополнительный доход НДД и возвратный акциз на нефтяное сырье с демпфирующей компонентой налоговый вычет, компенсирующий нефтепереработчикам негативное влияние снижения экспортной пошлины в рамках налогового маневра в отрасли; демпфер дополнительно компенсирует нефтяникам сдерживание внутренних цен на топливо. Для повышения бюджетных доходов в 2023 году в очередной раз было увеличено НДПИ для добывающих компаний. Единственная цель повышения налоговой нагрузки — снижение маржинальности добычи нефти.
Данная мера позволила компенсировать через демпферный механизм потери нефтеперерабатывающих компаний от поставок нефтепродуктов на внутренний рынок по ценам ниже мировых и увеличила поступление НДПИ в бюджет в 2023 году. В 2023 году была продлена до 2025 года корректировка демпфирующего механизма, введенная в качестве временной меры в 2022 году. Связано это с тем, что российская нефть, находясь под давлением санкций, продавалась по цене ниже рыночной или со значительным дисконтом. Существенное влияние на объем и структуру нефте-газовых доходов оказало изменение налогового и таможенного законодательства в рамках налогового маневра, в результате которого ставки вывозной таможенной пошлины на нефть и нефтепродукты уменьшились в два раза по сравнению с 2022 годом. На снижение нефтегазовых доходов повлияло изменение структуры добычи нефти, а также продолжение процесса перехода ряда месторождений на режим НДД, которое изменило не только поступления НДД, но и НДПИ, отмечают аудиторы. Так, если за девять месяцев 2022 года доходы бюджета по НДД достигали 1,37 трлн руб. Система НДД применяется с 1 января 2019 года к пяти группам месторождений. Транспортировка нефти Россия за 2022-2023 годы вывела экспорт нефти из зоны контроля Запада. Сегодня ежемесячный доход России от экспорта нефти в 2023 году оказался выше, чем до начала спецоперации на Украине.
На рынке перевозок нефти, помимо собственно российского танкерного флота, появилось множество зарубежных торговцев и судоходных компаний, перевозящих морем российскую нефть. Так называемый «теневой флот» и альтернативы западному морскому страхованию сами по себе не новость. Иран пользуется ими уже много лет. Но теперь, когда к ним прибегла Россия, эти меры стали еще более распространенными. Как сообщает МЭА, суточный объем морского экспорта нефтепродуктов из России вырос на 110 000 барр. Как долго это будет продолжаться, неизвестно. В этом году отечественные нефтегазовые компании начали тестировать транспортировку — в том числе и нефти — в Китай по СМП.
Поэтому, если мы посмотрим показатели за апрель-май 2020 и 2021 годов, то здесь скорее будет обратная ситуация, то есть в этом году объем добычи и, соответственно, экспорта в 2021 году был больше, чем в 2020-м, но за счет того, что существенное обрушение добычи экспорта произошло в апреле-мае 2020 года, и получаются разночтения. Сейчас же пока мировой рынок, европейский в частности, еще до конца не восстановились, и Россия не экспортирует свои стандартные объемы, поэтому подобное распространяется в годовых соотношениях. Но если мы посмотрим целиком на 2020-2021 год, то в итоге в 2021 году, я думаю, показатели будут лучше, чем в 2020-м, и добыча, и экспорт нефти у нас будут больше. Поэтому экономически ситуация относительно лучше и для компаний, и для бюджета, к тому же от средней цены государство высчитывает экспортную пошлину и НДПИ, поэтому и доходы бюджета у нас сейчас даже больше, чем запланированы. В прошлом году в январе-феврале цены были такие же, как сейчас, но в марте-апреле они существенно снизились, мы видели падение в апреле чуть ли не до 30 долларов за баррель.
Она просто сократится в разы и перестанет приносить баснословные прибыли. Плюс в этом есть — обстоятельства вынуждают слезть с сырьевой иглы и начать диверсифицировать экономику, как неизбежное условие для выживания. Вот здесь точно нет выбора», - резюмировал экс-советник президента. Кроме того, многие специалисты отмечают, что в 2023 году у России могут начать формироваться новые торговые отношения и цепочки поставок сырья. Зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев в разговоре с газетой « Известия » заявил, что не исключены наращивание торговли России с Азией, резкое снижение отечественного экспорта в ЕС и нехватка сырья для европейцев, что будет приводить к колебаниям цен. Так, президент России Владимир Путин еще в июле предупреждал, что западные страны в ситуации с потолком цен на нефть наступают «на те же самые грабли», что и с российским газом, потому что в итоге цены «взлетят до небес», напоминает Telegram-канал «Радиоточка НСН».
Экспорт топливно-энергетических ресурсов из России
Данных по экспорту нефти из России, по которым можно сделать вывод о динамике после 5 декабря, нет, но сектор хорошо подготовился к эмбарго и ценовому потолку, поставляя в Азию более 80% нефти. это наиболее реалистичный сценарий по году, учитывая что постепенно часть поставок будет перенаправлено в Индию и Китай. Внешняя торговля Росси́и — торговля Российской Федерации с 1992 года товарами со странами мира. Торговля не учитывает трансграничное движение валют по нетоварным операциям.
О предварительных итогах транспортировки нефти и нефтепродуктов в 2023 году
Вице-премьер РФ Александр Новак заявил о возможном продлении добровольного сокращения экспорта нефти из России на октябрь. Основу экспорта нефти из России на 2013 год составляла перевалка именно через морские порты, откуда танкеры развозили топливо по всему миру. Сокращение объема экспорта нефти объясняется в первую очередь участием России в соглашении ОПЕК+, которое действует с мая 2020 года и направлено на сокращение общемировой добычи нефти и газового конденсата. РФ нарастила объем экспортируемой нефти на 30%, несмотря на ограничения, и покупают ее не только в Азии. Россия по итогам 2022 года получит рекордную прибыль от экспорта нефти и газа. Объем морских поставок нефти из РФ в Азию также достиг аналогичного максимума, что неудивительно, учитывая, что почти все потоки направлены на Китай и Индию.
Минэкономразвития ожидает рост экспорта нефти из РФ в 2024 году на 0,8%, до 240 млн тонн
То, что европейцы переплачивают за нефть в принципе, это результат санкций, которые они ввели. Кстати, то, что сейчас выросли объемы, тоже связано с тем, что финансовые потоки выстроились заново. До этого они отлаживались, и пока это происходило, у нас произошло затоваривание нефтью внутри страны. Сейчас она вылилась на рынок и продается с высоким дисконтом. Когда нефтяная пробка рассосется, разница между Brent и Urals будет сокращаться. Но это не обязательно значит, что цена на Urals будет расти. Вполне возможно, что стоимость Brent будет сокращаться, если нефти на рынке станет больше, и европейцы не будут себя заставлять за нее переплачивать. Но при нынешней динамике макроэкономических показателях и при том, что многие ждут рецессию в США уже в феврале, я бы на это не особенно надеялся. К концу этого года мы можем войти в кризис, аналогичный 2008 году.
Поэтому не стоит ожидать, что ситуация с ценами на нефть для нас сильно улучшится. Зато цена на западные сорта тоже будет падать. На самом деле, пока до кризиса действовало бюджетное правило, мы вообще жили при цене 42 доллара за баррель — вся валютная выручка свыше этого направлялась в резервы, половину которых мы теперь потеряли. Бюджет из расчета цены 70 долларов за баррель слишком позитивный, думаю, эти прогнозы не оправдаются. У Минфина будет тяжелое положение, так как у него всего два варианта справиться с бюджетным дефицитом. Первый — наращивать долг, выпуская ОФЗ, которые будут выпускать банки, потому что больше некому. Но это означает, что рублевая доходность будет держаться на высоком уровне, а это не очень хорошо для кредитования. Второй — делать то, что он делает сейчас, то есть продавать юани из резервов.
Но здесь есть негативный эффект — пока Минфин продает валюту, у нас крепкий рубль, а крепкий рубль сокращает доходы экспортеров, в том числе и нефти. А это сокращение налогооблагаемой базы.
С углем другая история. Китай добывает его больше всех в мире, но ему все равно не хватает, он также и крупнейший импортер угля, а нам наиболее удобен географически. Но поставить больше, чем можно провести по железной дороге, не получается. А издержки российских угольных компаний и без этого возросли. А ведь есть еще Индия, Вьетнам, Пакистан и другие страны - импортеры нашего угля, куда доставка обходится "в копеечку", а объемы поставок опять же ограничены возможностями инфраструктуры. Чтобы у России была возможность наращивать экспортные поставки угля и сохранить долю на мировом рынке, требуется своевременная и масштабная модернизация железнодорожной инфраструктуры. Как отмечает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, вопросы с внутренней инфраструктурой могут быть решены собственными силами.
Необходимо только расставить приоритеты. И это станет хорошим противодействием санкциям, а мы сейчас больше сосредоточены на том, как их обойти. Но также есть вопросы с вывозом нефти трубопроводным транспортом. В контексте борьбы с нашим танкерным флотом эта тема обязательно будет выплывать. Нас будут пытаться и дальше ограничить в морских перевозках. И в этом плане логично рассмотреть варианты расширения трубопроводной инфраструктуры, в том числе экспортной, в Китай", - говорит эксперт.
Королевство с 1 мая сократило добычу нефти на 500 000 барр. Кроме того, в августе Россия решила снизить экспорт на 500 000 барр. В целом можно констатировать, что добыча нефти за девять месяцев 2023 года снизилась по сравнению с прошлым годом, но снижение было незначительным. Во всяком случае, результат разочаровал ожидания недоброжелателей и пессимистов.
Суммарные поставки российской нефти в ЕС, Турцию, Японию и США по итогам девяти месяцев 2023 года снизились в годовом сравнении на 67-68 млн тонн. В свою очередь, суммарный прирост поставок в Индию и Китай за тот же период составил около 63 млн тонн. При этом следует учитывать, что помимо Китая и Индии, российские компании осваивали в 2023 году и другие рынки сбыта. В частности, были поставлены первые партии российской нефти в Пакистан. В то же время произошло заметное увеличение поставок нефти на внутренний рынок. Доходы Доля нефтегазовых доходов в российском бюджете снизилась в этом году см. Среди причин — снижение мировых цен на нефть и регуляторные новации. В результате вклад нефтегазовых доходов в совокупные поступления федерального бюджета стал минимальным, по крайней мере с 2007 года. Госаудиторы объяснили такую динамику нефтегазовых доходов снижением средней цены на нефть марки Urals и на природный газ, а также налоговым маневром в нефтегазовой отрасли [2]. Как менялась доля нефтегазовых доходов в федеральном бюджете Нефтегазовые доходы федерального бюджета включают в себя не все налоговые сборы с нефтегазовых компаний, а только те налоги, которые прямо зависят от цены нефти.
До 2018 года включительно они определялись как сумма налогов на добычу полезных ископаемых НДПИ в отношении нефти, газа и газового конденсата и экспортных пошлин на нефть, газ и нефтепродукты. С 2019 года в расчет добавились налог на дополнительный доход НДД и возвратный акциз на нефтяное сырье с демпфирующей компонентой налоговый вычет, компенсирующий нефтепереработчикам негативное влияние снижения экспортной пошлины в рамках налогового маневра в отрасли; демпфер дополнительно компенсирует нефтяникам сдерживание внутренних цен на топливо. Для повышения бюджетных доходов в 2023 году в очередной раз было увеличено НДПИ для добывающих компаний. Единственная цель повышения налоговой нагрузки — снижение маржинальности добычи нефти. Данная мера позволила компенсировать через демпферный механизм потери нефтеперерабатывающих компаний от поставок нефтепродуктов на внутренний рынок по ценам ниже мировых и увеличила поступление НДПИ в бюджет в 2023 году. В 2023 году была продлена до 2025 года корректировка демпфирующего механизма, введенная в качестве временной меры в 2022 году. Связано это с тем, что российская нефть, находясь под давлением санкций, продавалась по цене ниже рыночной или со значительным дисконтом. Существенное влияние на объем и структуру нефте-газовых доходов оказало изменение налогового и таможенного законодательства в рамках налогового маневра, в результате которого ставки вывозной таможенной пошлины на нефть и нефтепродукты уменьшились в два раза по сравнению с 2022 годом.
Что касается морских перевозок нефти, то в последние месяцы они столкнулись с рядом рисков, связанных с отказами от страхования судов под российским флагом или непосредственно от закупки российской нефти. Поскольку заместить поставки нефти из России в кратчайшие сроки невозможно, ряд компаний использует метод смешения различных сортов нефти для снижения доли российского сырья в объеме поставок и предотвращения ответственности за транспортировку товаров из подсанкционных стран. Региональная структура экспорта нефти Освоение новых районов нефтедобычи на востоке страны и строительство транспортной инфраструктуры в азиатском направлении приводят к устойчивому изменению региональной структуры экспорта нефти. В течение десяти последующих лет происходило поэтапное развитие трубопроводной системы ВСТО, увеличение мощности магистрального нефтепровода и подключение новых районов нефтедобычи, расширение портовой инфраструктуры СМП "Козьмино". Максимальный уровень поставок нефти из России на мировой рынок был достигнут в предкризисном 2019 году и, по данным ФТС, составил 269,2 млн т. В том числе экспорт нефти в атлантическом направлении равнялся 149,5 млн т, в тихоокеанском — 101,7 млн т. Несмотря на диверсификацию направлений экспорта российской нефти, основным регионом поставок остается Европа см. Около трети поставок в Европу осуществляется трубопроводным транспортом. Крупнейшие покупатели на европейском рынке — Нидерланды и Германия. Азиатско-Тихоокеанский регион — второй по объему экспорта нефти. Однако учитывая емкость рынка и перспективы увеличения спроса на энергетические ресурсы в АТР, а также развитие новых центров нефтедобычи в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, данный рынок становится стратегически значимым для нефтедобывающей промышленности России. Спрос на российскую нефть в АТР во многом обусловлен ее более высоким качеством и более комфортными для переработчиков химическими характеристиками. До 2012 года крупнотоннажные поставки нефти осуществлялись на Украину, до 2014 года — в Казахстан, однако в настоящее время их единственным направлением остается Белоруссия. Относительно небольшие партии нефти отправлены в Казахстан 492 т и Узбекистан 60,4 тыс. При этом в течение последних четырех лет экспорт российской нефти туда вырос более чем в четыре раза. Среди отдельных стран крупнейший импортер российской нефти — Китай см. Нидерланды — вторая страна по объему экспорта российской нефти. В 2021 году продолжилась тенденция к увеличению поставок российской нефти в Соединенные Штаты. Спрос на нее в США вырос на фоне введения санкций в отношении нефтедобывающей компании PDVSA в январе 2019 года и существенного снижения поставок венесуэльской нефти. В то же время экспорт российской нефти в США вырос с 1,8 млн т в 2018 году до 4,7 млн т в 2019-м. По итогам 2021 года поставки нефти из России в США составили 7,4 млн т. Крупнейшие импортеры данного вида нефтепродуктов — Кыргызстан с объемом более 0,6 млн т и Монголия 0,5 млн т. По итогам 2021 года в европейские страны было отгружено 87,6 млн т нефтепродуктов. Среди отдельных стран крупнейший импортер нефтепродуктов из России — Нидерланды. Существенное влияние на структуру производства и экспорта нефтепродуктов продолжает оказывать изменение налогового режима. Так, с 1 апреля 2020 года все темные нефтепродукты, в том числе мазут, отнесены к средним дистиллятам и признаны подакцизным товаром. Завершение налогового маневра планируется к 2024 году.