Новости что влияет на выбор метода коррекционного воздействия

Описание случаев, когда применяют КПТ, а также методы и техники когнитивно-поведенческой психотерапии. При выборе метода коррекционного воздействия необходимо учитывать влияние окружающей среды и создавать условия, которые будут способствовать благоприятному воздействию на индивида или группу. Основными механизмами коррекционного воздействия в игротерапии являются [200].

Что влияет на выбор коррекционного воздействия

Описание случаев, когда применяют КПТ, а также методы и техники когнитивно-поведенческой психотерапии. Эффективность коррекционного воздействия может быть оценена. Факторы, влияющие на выбор метода коррекционного воздействия в процессе решения проблем.

Факторы, определяющие эффективность психокоррекции

Приемы коррекционной педагогики Психолог и клиент обсуждают правила и содержание психо-коррекционной работы, особенности воздействия психокоррек-ционных методов, предполагаемый результат.
Основные принципы психокоррекционной работы Данный принцип задает способы коррекционных мероприятий путем организации соответствующих видов деятельности.
Методы коррекционной работы При выборе метода коррекционного воздействия особое внимание необходимо обратить на психологические аспекты, которые могут оказать существенное влияние на эффективность выбранного метода.
Психокоррекция – что это в психологии, методы, виды По характеру направленности психокоррекционных воздействий можно выделить два вида: симптоматическую и каузальную, а по способу коррекционных воздействий выделяются директивные и недирективные виды коррекции.

Приемы коррекционной педагогики

Психокоррекционные мероприятия направлены на исправление отклонений в развитии. В практике коррекционной работы выделяют различные модели объяснения причин трудностей в развитии. Биологическая модель - объясняет этиологию отклонений в развитии снижением темпа органического созревания. Медицинская модель - выносит проблемы, трудности и отклонения в развитии в область аномального развития. Интеракционистская модель - подчеркивает значения сбоев и нарушений взаимодействия между личностью и средой для возникновения проблем развития и, в частности, вследствие дефицитарности среды, сенсорной и социальной депривации ребенка. Педагогическая модель - усматривает причины отклонений в явлениях социальной и педагогической запущенности ребенка, вписывающаяся в систему повседневных жизненных отношений клиента.

Деятельностная модель - ставит во главу угла несформированность ведущего типа деятельности и других, типичных для данной возрастной стадии видов деятельности. Выделяют три основных направления и области постановки коррекционных целей: 1. Оптимизация социальной ситуации развития. Развитие видов деятельности ребенка. Формирование возрастно-психологических новообразований.

Цели коррекции должны формулироваться в позитивной, а не в негативной форме. Определение целей коррекции не должно начинаться со слова «не», не должно носить запретительного характера, ограничивающего возможности личностного развития и проявления инициативы клиента. Негативная форма определения целей коррекции представляет собой описание поведения деятельности, личностных особенностей, которые должны быть устранены, описание того, чего не должно быть. Позитивная форма представления коррекционных целей, напротив, включает описание тех форм поведения, деятельности, структур личности и познавательных способностей, которые должны быть сформированы у клиента. Цели коррекции должны быть реалистичны.

Требования, предъявляемые к психологу, осуществляющему психокоррекционные мероприятия Основные компоненты профессиональной готовности к коррекционному воздействию: теоретический компонент: знание теоретических основ коррекционной работы, способов коррекции и т. Личностная готовность: психологическая проработанность у психолога собственных проблем в тех сферах, которые он предполагает корректировать у клиента. Теоретический компонент предполагает: знание общих закономерностей психического развития в онтогенезе; знание периодизации психического развития; знание проблемы соотношения обучения и развития; представление об основных теориях, моделях и типах личности; знание о социально-психологических особенностях группы; знание условий, обеспечивающих личностный рост и творческое развитие. В общей профессиональной подготовке возможны три основных подхода: приверженность одной теории, одному подходу; эклектизм - приверженность многим подходам; общий континуальный подход. Приверженность одному подходу позволяет глубже проникнуть в предмет, получить исчерпывающие знания теории и практики, но в то же время накладывает определенные ограничения, связанные как раз с возможностями одного подхода, одного метода.

Эклектизм ведет к тому, что специалист знает кое-что выборочно из различных теорий и практик. Общий континуальный подход - это профессиональный подход, при котором специалист первоначально является последователем одной теории и изучает все, что известно в данной области, а затем, приобретя профессиональный фундамент и профессиональный опыт, начинает выходить за пределы базовой для него теории. Практический компонент подготовки заключается в овладении конкретными методами и методиками коррекции. Глубокое овладение конкретными методами и методиками позволяет избежать как непрофессионализма, так и профессиональной деформации личности. К последним можно отнести «синдром сгорания».

Характеризуется он эмоциональным, когнитивным и физическим истощением. Профилактика развития указанного синдрома состоит в принятии на себя ответственности за свою работу, свой профессиональный результат и в делегировании части ответственности клиентам, в умении не спешить и давать себе время для достижений в работе и в жизни. Каждый психолог может получать от своих клиентов негативные чувства, которые имеют свойства накопления и вытеснения. Поэтому так важно свободное выражение чувств; возможность выполнять только свои желания. Если психолог аффективен, он не может продуктивно работать с клиентами, имеющими проблемы аффективной сферы, корректировать до тех пор, пока не выяснит причины и особенности собственной аффективности.

Если психолог обладает слабыми волевыми усилиями, его коррекция волевой активности детей будет носить формальный характер. Если взрослый чувствует себя нелюбимым и одиноким, ему будет трудно воспитать счастливых и любящих детей. Личностная неподготовленность может проявиться в виде психологических барьеров к требованиям коррекционного общения. Личностная готовность осуществлять коррекцию предполагает наличие у взрослого потребности идти не от себя, а от ребенка и его проблем. Может существовать вариант центрации на модели личности, когда коррекционное воздействие осуществляется после соотнесения особенностей переживания и поведения ребенка с определенным образцом возрастным, половым, культурным, национальным и т.

В данном случае взрослый займет как бы нейтральную позицию по отношению к содержанию образца, но способы воздействия опять же будут зависеть от особенности его личности. В процессе естественного общения взрослого и ребенка должна постоянно осуществляться взаимокоррекция, то есть взрослый должен проявлять гибкость, непредвзято относиться к реакциям ребенка в процессе взаимодействия и постоянно предлагать ему разнообразные варианты реагирования, проводить работу над собой. Принципы составления и основные виды психокоррекционных программ Составляя различного рода коррекционные программы, необходимо опираться на следующие принципы: 1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. Принцип единства коррекции и диагностики.

Принцип приоритетности коррекции каузального типа 4. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента. Принцип комплексности методов психологического воздействия. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе. Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов.

Принцип программированного обучения. Принцип возрастания сложности. Принцип учета объема и степени разнообразия материала. Принцип учета эмоциональной сложности материала. Принцип системное» коррекционных, профилактических и развивающих задач.

Указывает на необходимость присутствия в любой коррекционной программе задач трех видов: коррекционных, профилактических и развивающих.. Цели и задачи любой коррекционно-развивающей программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней: коррекционного - исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития; профилактического - предупреждение отклонений и трудностей в развитии; развивающего - оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития. Этот принцип отражает целостность процесса оказания психологической помощи в развитии клиента как особого вида деятельности практического психолога. Принцип приоритетности коррекции каузального типа. В зависимости от направленности выделяют два типа коррекции: 1 симптоматическую и 2 каузальную причинную.

Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешней стороны трудностей развития, внешних признаков, симптомов этих трудностей. Напротив, коррекция каузального типа предполагает устранение и нивелирование причин, порождающих сами эти проблемы и отклонения в развитии клиента. Принцип приоритетности коррекции каузального типа означает, что приоритетной целью проведения коррекционных мероприятий должно стать устранение причин трудностей и отклонений в развитии клиента. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей. Согласует требования соответствия хода психического и личностного развития клиента нормативному развитию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития личности - с другой.

Утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии. Определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии клиента. Принцип опоры на разные уровня организации психических процессов. При составлении коррекционных программ необходимо опираться на более развитые психические процессы и использовать методы, их активизирующие. Принцип программированного обучения Наиболее эффективно работают программы, состоящие из ряда последовательных операций, выполнение которых сначала с психологом, а затем самостоятельно приводит к формированию необходимых умений и действий.

Принцип усложнения. Каждое задание должно проходить ряд этапов: от минимально простого - к максимально сложному. Учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации коррекционной программы необходимо переходить к новому объему материала только после относительной сформированности того или иного умения. Увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно.

Учет эмоциональной сложности материала. Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Виды коррекционных программ. Общая модель коррекции - это система условий оптимального возрастного развития личности в целом. Типовая модель коррекции основана на организации практических действий на различных основах; Индивидуальная модель коррекции включает в себя определение индивидуальной характеристики психического развития клиента, его интересов, типичных проблем; Существуют стандартизированные и свободные коррекционные программы.

Свободную программу психолог составляет самостоятельно, определяя цели и задачи этапов коррекции, продумывая ход встреч, намечая ориентиры результата достижений для перехода к следующим этапам психокоррекции. Целенаправленное воздействие на клиента осуществляется через психокоррекционный комплекс, который включает в себя четыре основных блока: 1. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Диагностический блок. Цель: диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.

Установочный блок. Цель: побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности клиента в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни. Коррекционный блок. Цель: гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, определенными способами деятельности. Цель: измерение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.

Основные требования к составлению психокоррекционной программы: при составлении психокоррекционной программы необходимо учитывать следующие моменты: четко формулировать цели коррекционной работы; определить круг задач, которые конкретизируют цели коррекционной работы; выбрать стратегию и тактику проведения коррекционной работы; четко определить формы работы с клиентом; отобрать методики и техники коррекционной работы; определить общее время, необходимое для реализации всей коррекционной программы; определить частоту необходимых встреч; определить длительность каждого коррекционного занятия; разработать коррекционную программу и определить содержание коррекционных занятий; планировать формы участия других лиц; подготовить необходимые материалы и оборудование. По завершении коррекционных мероприятий составляется психологическое или психолого-педагогическое заключение о целях, задачах и результатах реализованной коррекционной программы с оценкой ее эффективности. Эффективность коррекционного воздействия может быть оценена с точки зрения разрешения реальных трудностей развития; постановки целей и задач коррекционной программы. Оценка эффективности коррекции может меняться в зависимости от того, кто ее оценивает, поскольку позиция участника коррекционного процесса в значительной мере определяет итоговую оценку ее успешности. Например, для клиента основным критерием успешности своего участия в программе будет эмоциональное удовлетворение от занятий и изменение эмоционального баланса в целом в пользу положительных чувств и переживаний.

Для психолога, ответственного за организацию и осуществление коррекционной программы, главным критерием оценки станет достижение поставленных в программе целей. Для лиц из окружения клиента эффективность программы будет определяться степенью удовлетворения их запроса, мотивов, побудивших обратиться за психологической помощью, а также особенностью осознания ими проблем и стоящих перед ними задач, непосредственно связанных с проблемами клиента. Анализ факторов и условий, влияющих на эффективность коррекционной работы, показал, что существенное значение для достижения запланированного эффекта имеет интенсивность коррекционных мероприятий. Коррекционные занятия должны проводиться не менее 1 раза в неделю продолжительностью 1-1,5 ч. Интенсивность коррекционной программы определяется не только продолжительностью времени занятий, но и насыщенностью их содержания, разнообразием используемых игр, упражнений, методов, техник, а также мерой активного участия в занятиях самого клиента.

На успешность коррекционной работы влияет пролонгированность коррекционного воздействия. Даже после завершения коррекционной работы желательны контакты с клиентом с целью выяснения особенностей поведения, сохранения прежних или возникновения новых проблем в общении, поведении и развитии. Желательно осуществлять контроль и наблюдение каждого случая хотя бы в течение 1-2 месяцев после завершения коррекционных мероприятий. Эффективность коррекционных программ существенно зависит от времени осуществления воздействия. Чем раньше выявлены отклонения и нарушения в развитии, чем раньше начата коррекционная работа, тем большая вероятность успешного разрешения трудности развития.

Факторы, определяющие эффективность психокоррекции 1. Ожидания клиента. Значение для клиента освобождения от имеющихся проблем. Характер проблем клиента. Готовность клиента к сотрудничеству.

Ожидания психолога, осуществляющего коррекционные мероприятия. Профессиональный и личностный опыт психолога. Специфическое воздействие конкретных методов психокоррекции. Оценка эффективности коррекционного воздействия требует четкого определения методов. В практике зачастую очень трудно выделить какой-то один метод, так как в коррекционных целях большинство психологов используют сочетание различных методов; даже один и тот же метод в руках специалистов разной квалификации дает разные результаты.

Понятие психологического здоровья, его структура, критерии нарушений Термин «психологическое здоровье» был введен Дубровиной. При этом под психологическим здоровьем ею понимаются психологические аспекты психического здоровья, т. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. В последнее время выделилось такое новое научное направление, как психология здоровья - «наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития». В рамках этого направления подробно изучается влияние психических факторов на сохранение здоровья и на появление болезни.

Психологически здоровый человек - это прежде всего человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи. Основная функция психологического здоровья - это поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности. Дубровина утверждает, что основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза.

Таким образом, можно говорить о том, что психологическое здоровье - это прижизненное образование, хотя, безусловно, его предпосылки создаются еще в пренатальном периоде. Компоненты психологического здоровья - положительные самоотношения и отношения к другим людям, личностная рефлексия и потребности в саморазвитии. Выделение компонентов психологического здоровья позволяет определить следующие задачи психологического консультирования и коррекции: обучение положительному самоотношению и принятию других; обучение рефлексивным умениям; формирование потребности в саморазвитии. Таким образом, можно увидеть, что в психологическом консультировании и коррекции основной акцент делается на обучении, на предоставлении человеку возможности изменений, а не на принудительном изменении в соответствии с той или иной теоретической моделью. Для психологического здоровья норма - это, присутствие определенных личностных характеристик, позволяющих не только адаптироваться к обществу, но и, развиваясь самому, содействовать его развитию.

Норма - это некий образ, который служит ориентиром для организации педагогических условий ее достижения. Факторы риска нарушения психологического здоровья. Общеизвестно, что наиболее значимым фактором нормального развития личности младенца является общение с матерью и дефицит общения может привести к различного рода нарушениям развития ребенка. Однако помимо дефицита общения можно выделить и другие, менее очевидные типы взаимодействия матери с младенцем, неблагоприятно сказывающиеся на его психологическом здоровье. Так, дефициту общения противоположна 1.

Чередование сверхстимуляции с пустотой отношений, т. Формальное общение, т. Этот вид может реализовать мать, стремящаяся полностью построить уход за ребенком по книгам, советам врача, или же мать, находящаяся рядом с ребенком, но по тем или иным причинам например, конфликты с отцом эмоционально не включенная в процесс ухода. К неблагоприятным типам взаимодействия матери с ребенком можно отнести: а слишком резкое и быстрое отделение, которое может быть следствием выхода матери на работу, помещения ребенка в ясли, рождения второго ребенка и т. Важную роль в становлении психологического здоровья играет и то, как осуществляется воспитание опрятности ребенка.

Это «основная сцена», где разыгрывается борьба за самоопределение: мать настаивает на соблюдении правил - ребенок защищает свое право делать то, что хочет. Поэтому фактором риска можно считать излишне строгое и быстрое приучение к опрятности маленького ребенка. Место взаимоотношений с отцом для становления автономности ребенка. Отец должен быть физически и эмоционально доступен ребенку, поскольку: а подает ребенку пример отношений с матерью - отношений между автономными субъектами; б выступает прообразом внешнего мира, т. Дошкольный возраст от 3 до 6-7 лет столь значим для формирования психологического здоровья ребенка и столь многогранен, что трудно претендовать на однозначное описание факторов риска внутрисемейных взаимоотношений, тем более что здесь уже сложно рассматривать отдельное взаимодействие матери или отца с ребенком, а необходимо обсуждать факторы риска, исходящие от семейной системы.

Самым существенным фактором риска в семейной системе является взаимодействие по типу «ребенок - кумир семьи», когда удовлетворение потребностей ребенка превалирует над удовлетворением потребностей остальных членов семьи. Следующий фактор риска - это отсутствие одного из родителей или же конфликтные отношения между ними. Вызывает глубокий внутренний конфликт у ребенка, может привести к нарушениям половой идентификации или, более того, обусловить развитие невротических симптомов: энуреза, истерических приступов страха и фобий. У некоторых же детей - привести к характерным изменениям в поведении: сильно выраженной общей готовности к реагированию, боязливости и робости, покорности, склонности к депрессивным настроениям, недостаточной способности к аффектам и фантазированию. Но, как отмечает Г.

Фиг-дор, чаще всего изменения в поведении детей обращают на себя внимание лишь тогда, когда перерастают в школьные трудности. Следующее явление родительского программирования, которое может влиять на него неоднозначно. С одной стороны, через явление родительского программирования происходит усвоение нравственной культуры - предпосылки духовности. С другой стороны, вследствие чрезвычайно выраженной потребности в любви родителей ребенок стремится адаптировать свое поведение, чтобы соответствовать их ожиданиям. Наиболее существенным фактором риска нарушения психологического здоровья может стать школа.

Условно можно выделить следующие этапы в процессе снижения самооценки. Сначала ребенок осознает свои школьные неумения как неумение «быть хорошим». Но на этом этапе у ребенка сохраняется вера, что он сможет стать хорошим в будущем. Далее пропадает вера, но ребенок еще хочет быть хорошим. В ситуации стойкого длительного неуспеха ребенок может не только осознать свою неспособность «стать хорошим», но уже потерять к этому стремление, что означает стойкую депривацию притязания на признание.

Подростковый возраст от 10-11 до 15-16 лет. Это важнейший период для становления самостоятельности. Во многом успешность достижения самостоятельности определяется семейными факторами, а точнее тем, как осуществляется процесс отделения подростка от семьи. Бодров три основные характеристики устойчивости: контроль, самооценка и критичность. При этом контроль определяется как локус контроля.

По их мнению, экстерналы, видящие большинство событий как результат случайности, не связывающие их с личным участием, более подвержены стрессам. Интерналы же обладают большим внутренним контролем, более успешно справляются со стрессами. Самооценка здесь - это чувство собственного предназначения и собственных возможностей..

Поэтому, метод ответа должен быть адаптирован к индивидуальным особенностям и учитывать потребности конкретного человека или организации. Кроме того, важным фактором является характер проблемы. Некоторые проблемы могут быть временными и требующими незамедлительного решения, в то время как другие могут быть более сложными и требовать долгосрочного воздействия. В зависимости от характера проблемы могут использоваться различные методы, начиная от консультации и наставничества, до комплексных программ развития и реабилитации. Итак, при выборе метода коррекционного воздействия необходимо учитывать природу и характер проблемы, суть самой проблемы, индивидуальные особенности и потребности человека или организации, а также характер проблемы — временный или долгосрочный. Только при грамотном и осознанном подходе к выбору метода ответа можно добиться максимального эффекта и решить проблему наиболее эффективно. Доступность и экономические возможности В первую очередь необходимо учитывать доступность выбранного метода для целевой аудитории. Он должен быть достаточно доступным и понятным для ребенка или человека с ограниченными возможностями. Необходимо учесть, насколько просто он может быть освоен самостоятельно или с помощью родителей, учителей или специалистов. Более доступные и понятные методы будут более эффективными, так как помогут учащимся лучше понять и применить новые знания и навыки. Кроме того, стоимость выбранного метода играет важную роль. Некоторые коррекционные методы могут быть довольно дорогостоящими, требовать специального оборудования или услуг профессионалов. В таких случаях необходимо учитывать экономические возможности семьи или образовательного учреждения, чтобы выбрать метод, который будет приемлемым с финансовой точки зрения. Таким образом, доступность и экономические возможности являются важными критериями, которые должны быть учтены при выборе метода коррекционного воздействия. Они помогают обеспечить эффективность и результативность образовательного процесса для детей и людей с ограниченными возможностями. Познавательные предпосылки и мотивация Познавательные предпосылки означают последовательное исследование и анализ проблемного поведения, чтобы выяснить его источник и основные механизмы. Это требует использования специализированных методов и инструментов, таких как наблюдение, тестирование, интервьюирование и аналитический подход к сбору данных. Мотивация является ключевым фактором выбора метода коррекционного воздействия. Она влияет на то, насколько успешно будет применен выбранный метод и насколько долговременным будет его эффект. Необходимо учитывать интересы и потребности исправляемого лица, его внутренние мотивации и возможность сформировать положительную мотивацию для изменения своего поведения. Познавательные предпосылки позволяют определить причины и механизмы проблемного поведения.

Роджерса найти психологические средства, позволяющие оптимизировать процесс поиска клиентом решения проблемной ситуации. Такими средствами стали реализация терапевтом принципа эмпатического принятия клиента и поведения рефлексивно-вербализующего типа. Принцип эмпатического принятия клиента включает три базисных компонента: безусловное принятие клиента и эмоциональная теплота по отношению к нему; эмпатия как понимание чувств и переживаний клиента и сопереживание им; подлинность и конгруэнтность терапевта в процессе коммуникации с клиентом. Принцип эмпатического принятия обеспечивает наиболее благоприятные условия для самоисследования и самопознания клиента. Фокусом исследования выступают чувства, переживания и эмоциональные состояния клиента. Главная задача терапевта состоит в том, чтобы помочь клиенту осознать эти чувства, увидеть их взаимосвязь с трудностями поведения и общения и выработать конструктивные способы преодоления конфликтных и проблемных ситуаций. Могущественным средством психологической помощи клиенту становится вербализация терапевтом чувств и переживаний клиента по типу эмпатического или «активного» слушания. Третий этап развития клиент-центрированной терапии характеризуется дальнейшим поиском средств и условий оптимизации терапевтических отношений для повышения эффективности терапии. Итогом этого поиска стала дальнейшая разработка техник конгруэнтной коммуникации, включающих помимо эмпатического слушания конфронтацию, метод разрешения конфликтных ситуаций. Применительно к практике работы с детьми усиленно разрабатывается игровая терапия [95; 212] и семейная терапия, где в центре внимания оказываются детско-родительские отношения и способы коммуникации. В теории и практике игровой терапии, основанной на идеях клиент-центрированной терапии, мы находим реализацию всех указанных выше принципов и требований. В основе игровой терапии, центрированной на ребенке, лежит представление о спонтанности психического развития ребенка, обладающего внутренними источниками саморазвития и потенциальными возможностями самостоятельного разрешения проблем личностного роста. Вместе с тем процесс личностной самореализации и саморазвития может быть нарушен или ограничен вследствие неблагоприятных средовых условий либо нарушений взаимодействия и общения со значимыми другими и, в первую очередь, с родителями и близкими взрослыми. Отношение и связь с другим человеком составляет необходимое условие личностного развития. Основная задача коррекции состоит в создании или восстановлении значимых отношений между ребенком и взрослым с целью оптимизации процесса личностного роста и развития. Игра как деятельность, свободная от принуждения, подчинения, страха и зависимости ребенка от мира взрослых, представляет для него, по мнению сторонников недирективной терапии, единственную возможность свободного беспрепятственного самовыражения, исследования и изучения собственных чувств и переживаний. Игра позволяет ребенку освободиться от эмоциональной напряженности и фрустрации, изначально предопределенной антагонизмом реальных жизненных отношений между ребенком и взрослым. Таким образом, игра является эффективным средством для решения не только коррекционных, но и профилактических задач, что позволяет рекомендовать игротерапию к использованию во всех детских учреждениях и коллективах. В то время как представители психоаналитического подхода связывают коррекционные возможности игры с ее символическим характером, сторонники недирективной, центрированной на ребенке терапии главное значение придают практике реальных взаимоотношений ребенка и взрослого в процессе игры. Взрослый в игротерапии реализует как бы «двойную функцию»: выступая в качестве «идеального родителя», терапевт посредством эмпатического принятия обеспечивает ребенку переживание чувства самоценности и облегчает самопринятие; выступая в качестве партнера по игре, терапевт открывает возможности приобретения нового позитивного опыта равноправного сотрудничества и кооперации, где каждый участник взаимодействия имеет свободу выбора поступка и право принятия на себя ответственности. Принципиально новый характер и содержание отношений между ребенком и взрослым уничтожают традиционную для нашей системы воспитания дистанцию между ними и в значительной степени приводят к возрастанию социальной компетентности ребенка. Как указывает Д. Эльконин, трудности поведения, которые подвергаются коррекции этого вида терапией, в большинстве своем вызываются конфликтными отношениями между взрослыми и детьми, — именно поэтому практика отношений нового типа со взрослыми может быть выделена из практической деятельности по установлению и построению этих межличностных отношений. Оптимальной формой для моделирования, исследования этих отношений и ориентировки в них является ролевая игра, позволяющая объективировать их в материализованной форме в виде игровых действий и выполнения ролей, в форме, наиболее благоприятствующей разрешению проблемной ситуации, стоящей перед ребенком. Одной из центральных линий развития дошкольного возраста является «децентрация» Ж. Пиаже как преодоление жестко фиксированной познавательной позиции по отношению к предметному миру и миру социальных отношений и переход к учету и соотнесению многообразия позиций, мнений и точек зрения по отношению к объекту или событию. Эгоцентрическая, т. Игра, по мнению Д. Эльконина, — это «деятельность, преодолевающая эгоцентризм». Ее основное противоречие — "вся во власти желаний", следовательно, максимально эгоцентрическая, но вместе с тем и преодолевающая эти желания. Подстановка вместо одних желаний других — не своих» [183, с. Главным механизмом, обеспечивающим преодоление эгоцентризма в игре, является принятие ребенком роли и выполнение ее. Основная функция ролевой игры состоит в преодолении «центрации» за счет предоставления ребенку широкой практики изменения позиции в игре. Развитие у ребенка способности к более эффективному разрешению проблемных ситуаций за счет децентрации, то есть умению увидеть и проанализировать ситуацию с различных точек зрения, выделить новые свойства и значения условий разрешения проблемной ситуации, повышает степень его социальной и когнитивной компетентности. Ролевая игра предоставляет существенные возможности для организации условий эмоционально-личностной и интеллектуальной децентрации ребенка. Объяснительным принципом генезиса и развития психологических новообразований в отечественной психологии выступает закон интериоризации, выступающий в виде закона развития высших психических функций у Л. Выготского и закона планомерно-поэтапного формирования действия у П. Психологическое содержание интериоризации составляет переход от внешних форм действия к внутренним через ряд последовательных преобразований. Ролевая игра имеет существенное значение для формирования внутреннего плана действия. По мнению Л. Выготского, процесс формирования внутреннего плана действия представляет собой переход ребенка в игре от внешних действий с предметами к действиям в смысловом поле, к действиям со значениями предметов. С другой стороны, внутренний план действий возникает только там и тогда, где возникает необходимость ориентировки на действие другого человека, результат этого действия в условиях совместной деятельности при наличии общей цели [183]. Ролевая игра в ее индивидуальном, а тем более — групповом варианте, исполняет желание, пропускает через переживание основные категории действительности [183, с. Отражение и вербализация психологом чувств ребенка в соответствии с принципом «конгруэнтной коммуникации» объективирует эти чувства для ребенка, позволяя осознать их и посредством этого выделить социальные значения и личностный смысл проблемных ситуаций и событий, то есть сориентироваться в ситуации и осуществить адекватный выбор способа ее разрешения. Отражение эмоций, переживаемых ребенком в процессе игры в ходе выполнения принимаемых на себя ролей, моделирование реальных, значимых для него межличностных отношений дает ему возможность прочувствовать последствия своих поступков, выявить новые смыслы и значения своей деятельности, обеспечить формирование новых социальных мотивов деятельности. При организации коррекционной работы предпочтение, как правило, отдается групповым формам игровой коррекции. Более того, подавляющее большинство теоретиков и практиков игровой терапии настаивают на проведении групповых занятий. Психологический смысл этого обстоятельства связан с той ролью, которую имеют игровые и реальные отношения детей в игре. Как указывал Д. Эльконин, в игре есть два центра: 1 взрослый и «идеальная форма» развития; в первую очередь здесь имеется в виду роль взрослого и 2 общение детей друг с другом, их реальная связь. Если значение отношений «ребенок — общественный взрослый», то есть значение собственно игровых отношений, достаточно полно проанализировано в психологической литературе, то значение реальных отношений еще только предстоит выявить. Вместе с тем в исследовании С. Карповой и Л. Лысюк [69] представлена модель соотношения реальных и игровых отношений детей в игре и их роли для психического развития ребенка. Авторы полагают, что функция игровых отношений состоит в ориентировке в системе социальных смыслов, мотивов, норм и правил. Отсюда становится понятной необходимость существования двух центров в детской коррекционной игре. Роль взрослого состоит в организации ориентировки детей в проблемных и конфликтных ситуациях, а функция отношений между сверстниками определяется необходимостью организации усвоения новых способов деятельности и поведения в психологически благоприятной атмосфере игровых коррекционных занятий. Игровая комната. Ее оборудование Успешность коррекционной работы в значительной мере определяется организацией необходимых условий проведения игровой терапии и, в первую очередь, специально оборудованным для игровых занятий помещением. Игровая комната должна быть оборудована таким образом, чтобы обеспечить: возможность организации и проведения самых разнообразных видов игр: сюжетно-ролевых игр и игр-драматизаций, подвижных игр с правилами например, «салочки», «жмурки», «прятки» , игровых упражнений под музыку, занятий рисованием и лепкой; возможность осуществления как групповых, так и индивидуальных форм игровых занятий; физическую и личностную безопасность всех, кто принимает участие в занятиях. В игровой комнате должна быть исключена либо сведена к минимуму угроза физическому здоровью и безопасности детей. Для обеспечения личностной безопасности — чувства комфорта и отсутствия тревожности — участники игровых занятий должны иметь возможность уединения и «интимизации» своей деятельности, пространственного отделения от участников группы и психолога, ведущего игровые занятия, при желании в любой момент изменить позицию участия в игре — от активного участника до позиции наблюдателя за игрой сверстников. Предоставление ребенку свободы выбора характера своего участия в игре, права самому определять и регулировать формы игровой активности обеспечивают чувство его безопасности и являются важным условием формирования способности регулировать свою деятельность. И наконец, в игровой комнате должна быть атмосфера уюта, комфорта, что стимулирует творческую активность ребенка, обеспечивает условия для свободного самовыражения личности. Размеры игровой комнаты должны быть таковы, чтобы в зависимости от числа участников обеспечить всем детям возможность свободно взаимодействовать друг с другом и в то же время возможность в любой момент перейти к индивидуальной игре. Слишком маленькие размеры комнаты создают тесную пространственную близость участников занятий и вызывают фрустрацию и возбуждение. Кроме того, небольшие размеры комнаты не позволяют создать необходимые для эффективной работы зоны игр — для сюжетно-ролевой игры с куклами, для подвижных игр с правилами и игр-упражнений на релаксацию, для занятий изобразительной деятельностью. Напротив, если комната слишком велика, она провоцирует неорганизованную, нецеленаправленную активность ребенка — бегание, прыжки, лазание, крики и т. Традиционный набор мебели для игровой комнаты включает: шкафы с открытыми и закрытыми полками для игрушек, игр, бумаги, красок, карандашей, мячей, хранения документации и методических материалов психолога; длинный низкий вытянутый стол с расположенным на нем кукольным домом для игры «в семью»; круглый стол, покрытый клеенкой или пластиком, для занятий рисованием и лепкой если нет круглого стола, то его с успехом можно заменить двумя сдвинутыми столами, расположенными таким образом, чтобы дети размещались лицом друг к другу для облегчения кооперации и сотрудничества , небольшой стол для психолога, детские стулья и стул для психолога, большая доска с мелом на стене, раковина с водой, ковер на полу. Желательно иметь также большое зеркало на стене, которое в случае необходимости можно задернуть занавеской. В ряде случаев бывает полезно а психоаналитики настаивают на этом иметь ящик с песком размером 1 х 1 м, позволяющим по воле и желанию ребенка конструировать свой мир и населять его различными персонажами. Ящик с песком может быть размещен на клеенке на полу или на специальном низком столе и снабжен необходимыми совками, лопатками, ведерком. На стенах размещаются детские рисунки и картинки с любимыми персонажами детей из сказок и мультфильмов. При расстановке мебели необходимо запланировать «уголок уединения», например отдельно стоящий детский стол со стулом, который мог бы с равным успехом использоваться как при желании самого ребенка уединиться, выйти на время из игры, занять более пассивную позицию наблюдателя, так и в случае необходимости для временной изоляции ребенка психологом или ограничения его агрессивности и чрезмерной неорганизованной активности. Важным элементом хорошо оборудованной игровой комнаты является окно Гезелла, прозрачное лишь со стороны наблюдателя, позволяющее, во-первых, осуществлять наблюдение за детьми с диагностическими целями в отсутствие психолога в комнате; во-вторых, реализовать при необходимости супервизию и иметь возможность профессионального обсуждения наиболее трудных случаев; в-третьих, оно незаменимо при работе с родителями, предоставляя возможность объективировать в игре детей, сделать очевидным для родителей некоторые особенности детско-родительских отношений, моделируемые в игре ребенком, и остро нуждающиеся в коррекции; пролить свет на характер взаимоотношений ребенка со сверстниками, часто скрытый для родителей; выявить некоторые личностные особенности ребенка, остающиеся не отрефлексированными родителями в процессе рутинного ежедневного общения с ребенком. В состав оборудования игровой комнаты входят также магнитофон или проигрыватель с необходимым набором пластинок или аудиозаписей. Даже краткое перечисление необходимого оборудования вполне однозначно свидетельствует о насыщенном стимульно-средовом окружении ребенка. Поэтому, как ни банально прозвучит рекомендация не перегружать игровую комнату излишними с точки зрения коррекционных целей предметами, ее следует повторить еще раз. Любой новый предмет обладает определенной притягательной силой, «валентностью» К. Левин , стимулирует желание ребенка опробовать предмет, реализовать специфичный для него способ действия.

Группа позволяет ему отличаться от других членов группы, от норм общества и никто его не осуждает. Положительный психокоррекционный эффект на ребенка может оказывать не только поддержка и помощь, получаемая от других, но и то, что он сам помогает другим, сочувствуя им, вместе обсуждая их проблемы. Альтруизм помогает преодолеть болезненную направленность на себя, повышает чувство принадлежности к остальным, чувство уверенности и адекватной самооценки. Этот механизм специфичен для групповой психокоррекции. Он отсутствует в индивидуальной психокоррекции, так как там ребенок находится исключительно в позиции человека, которому помогают. В групповой психокоррекции все дети играют психокоррекционные роли по отношению к другим членам группы. Отреагирование, или катарсис. Сильное проявление аффектов -важная составная часть коррекционного процесса. Этот механизм является универсальным. Он срабатывает и в индивидуальной, и в групповой психокоррекции. Эмоциональное отреагирование приносит значительное облегчение детям и поддерживается и психологом, и участниками коррекционной группы. По мнению И. Ялома, отреагирование грусти, травматических переживаний и выражение сильных, важных для индивида эмоций стимулирует развитие групповой сплоченности. Этот механизм в большей степени присутствует при групповой психокоррекции, стимулирует откровенность, проявление скрытых мыслей, желаний, переживаний. Кроме различных переживаний и отношений, связанных с чувством вины, сюда относятся события и поступки, которых ребенок просто стыдится. Существует, однако, риск, что если ребенок раскроется и не получит поддержки, то это окажется для него болезненным и нанесет психотравму. Обратная связь, или конфронтация. Обратная связь означает, что ребенок узнает от других членов группы, как они воспринимают его поведение, как оно на них воздействует. Этот механизм имеет место и в индивидуальной психокоррекции, и в групповой, но в групповой его значение во много раз увеличивается. Обратная связь - главный фактор групповой психокоррекции. Другие люди могут быть источником той информации о нас самих, которая нам не совсем доступна. В обыденной жизни мы часто сталкиваемся с людьми, проблемы которых прямо написаны у них на лице, и люди, вступающие с таким человеком в контакт, не указывают ему на его недостатки, так как боятся показаться бестактными и обидеть его. А ведь именно эта информация представляет материал, с помощью которого он мог бы измениться. Термин «конфронтация» часто применяют для отрицательной обратной связи. Некоторые психологи считают конфронтацию в форме конструктивной критики очень полезным психокоррекционным фактором. Одновременно они указывают, что при преобладании одной только конфронтации критика перестает восприниматься как дружелюбная и конструктивная, что ведет к усилению психологической защиты.

Что влияет на выбор метода коррекционного воздействия — правильный подход к выбору метода ответа

При выборе метода коррекционного воздействия особое внимание необходимо обратить на психологические аспекты, которые могут оказать существенное влияние на эффективность выбранного метода. Выбор методов и техник коррекционной работы, определение критериев оценки ее успешности в конечном счете будут определяться ее целями. Влияние симптомов на выбор метода коррекционного воздействия.

Методы и методики коррекционного воздействия.

Сам термин «коррекция психического развития» впервые стал использоваться в дефектологии применительно к различным вариантам аномального развития ребёнка. Под «коррекцией», в отличие от медицинской помощи, понималось определённая форма психолого-педагогической деятельности, то есть совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление недостатков в развитии ребёнка. В зарубежной психологии аналогом понятия «коррекция» выступает понятие «интервенция», содержание которого обоснованно теоретическими представлениями о природе онтогенетического развития, как процессе, обусловленном взаимодействием наследственности, среды и проявлением активности самой личности. В наиболее широком смысле интервенция понимается как систематическое вмешательство в процесс развития с целью повлиять на него, поддержав или улучшив потенциал развития ребёнка. Определяя интервенцию как последовательность процедур вмешательства в процесс развития, воздействия на развитие с целью изменения характеристик развития, можно свести к интервенции фактически любую психологическую и образовательную программу, однако, специальное значение интервенции как вида психологической практики, в контексте проблемы оптимизации психического развития ребёнка фактически совпадает со значением термина «коррекция развития». Основное различие этих понятий связано с акцентированием различных сторон психологического воздействия: «интервенция» акцентирует момент вмешательства в ход развития, понимаемый как естественный, а «коррекция» подчёркивает целевой аспект психологического воздействия - преодоление отклонений в развитии и обеспечение достижения уровня возрастных норм развития. В теоретических исследованиях Д.

Эльконина, Л. А, Венгера уточнено представление о норме развития. Норма психического развития - это оптимальный с точки зрения общества уровень, соотнесённый с индивидуальными особенностями ребёнка.

Например, если целевой аудиторией являются школьники с особыми образовательными потребностями, то необходимо выбрать метод коррекционного воздействия, который соответствует их возможностям и учитывает особенности их состояния. Также важно учитывать социальные и культурные особенности целевой аудитории.

Разные группы людей могут иметь различные предпочтения и традиции, поэтому необходимо выбирать метод коррекционного воздействия, который будет адаптирован под их потребности. В целом, выбор метода коррекционного воздействия должен основываться на анализе задачи и аудитории, чтобы обеспечить наиболее эффективное и удовлетворительное решение проблемы. Доступные ресурсы и ограничения При выборе метода коррекционного воздействия в подходе к выбору метода ответа необходимо учитывать доступные ресурсы и ограничения. Ресурсы включают в себя финансовые, технические, человеческие и информационные ресурсы. Финансовые ресурсы определяют бюджет, выделенный на реализацию коррекционного воздействия.

Технические ресурсы могут включать в себя необходимое оборудование, программное обеспечение и доступ к интернету. Человеческие ресурсы определяют наличие специалистов с необходимыми навыками и опытом для проведения коррекционного воздействия. Информационные ресурсы означают наличие достоверных и актуальных данных для разработки и реализации метода коррекционного воздействия. Ограничения могут быть обусловлены физическими, социальными, временными или правовыми факторами. Физические ограничения могут включать в себя доступность инфраструктуры или географические ограничения.

Социальные ограничения могут возникать из-за культурных или социальных норм и ценностей, которые необходимо учитывать при разработке метода коррекционного воздействия. Временные ограничения могут быть связаны с ограниченным временем или сроками выполнения задач.

Возможны усложнения игр дифференцировка более сложных форм, величины предметов и пр. На третьем этапе психокоррекции можно перейти от манипулятивной игры к сюжетно-манипулятивной. Важным является формирование игровых штампов у детей с помощью многократных повторений игр с последовательным включением новых игровых действий. Психотехнические приемы: Цель: формирование у детей игровых манипулятивных действий. Оборудование: игрушка «Кот Мурзик» и различные объемные предметы в специальном полиэтиленовом мешке. Ход игры проводится с небольшой подгруппой детей : психолог показывает детям Кота Мурзика, надетого на руку. Кот Мурзик здоровается с каждым ребенком.

Затем Мурзик показывает детям прозрачный полиэтиленовый мешок с предметами, которые он принес, и предлагает каждому ребенку взять любое количество фигурок и расставить их на столе. Следует отметить, что многие дети с РДА, как правило «хватают» большое количество предметов. Не следует им делать замечание, а в процессе занятия обратить внимание на детей, которые успешно справились с заданием. На последующих занятиях рекомендуется менять игрушки, предлагать детям машинки, маленькие куклы, кубики и пр. В процессе действий с предметами здоровый ребенок учится различать форму, величину и другие признаки предмета. У ребенка-аутиста наблюдаются стереотипные действия с предметами подкидывание, катание, стучание и пр. В процессе занятий психолог должен учитывать эти особенности и обучать ребенка восприятию формы в контексте этих действий. С этой целью можно использовать следующие психотехнические игры: Игра «Поймай игрушку» Цель: обучение ребенка различению формы. Оборудование: круглые летающие тарелки, шары, пластмассовые кубы и бруски.

Ход игры: психолог или помощник психолога встает на стул, держит предмет за веревку и предлагает ребенку поймать предмет или покачать его. В процессе выполнения ребенком задания психолог называет форму предмета. После этого ребенку предлагается выбрать названную психологом фигуру и покидать ее. Задания можно усложнить и предложить ребенку поймать плоскостную форму. В зависимости от особенностей стереотипии у ребенка можно видоизменить занятия, а именно: предложить ребенку постучать по пойманной фигуре, поводить рукой по ее контуру и пр. Решение этих задач осуществляется в процессе подвижно-ролевых, подвижно-соревновательных и сюжетных игр. Важным является обучение детей навыкам принятия решений. С этой целью используются правила выбора игры и распределение игрушек с помощью жребия, очередности. Психолог должен увидеть и поощрить любую инициативу и активность ребенка: похвалить его в присутствии группы, дать ему возможность выполнить роль ведущего.

Освоение новых форм является чрезвычайно сложной задачей. Развитие речевых функций. У детей с ранним детским аутизмом наблюдается широкий спектр речевых нарушений. Несмотря на это, у аутичных детей не наблюдается выраженных нарушений понимания речи. Они достаточно полно воспринимают речь, способны соотносить звуки и слова с объектами, понимать смысл сказанного.

Значение для клиента освобождения от имеющихся проблем. Характер проблем клиента. Ожидания психолога, осуществляющего коррекционные мероприятия. Профессиональный и личностный опыт психолога. Специфическое воздействие конкретных методов психокоррекции. По мере распространения психокоррекционной помощи вопрос об оценке ее эффективности становится все более актуальным. Это относится как к временным аспектам работы психолога быстрое и эффективное воздействие , так и к качеству коррекционной работы. При оценке эффективности воздействия могут использоваться объективные психофизиологические методы, регистрирующие вегетативно-соматические, физиологические и психические функции. Поиск критериев эффективности психокоррекционного воздействия всегда будет требовать учета своеобразия механизмов нарушений, используемых методов воздействия и тех целей, которые стремятся реализовать с их помощью. Выводы Современный этап развития теории и практики психологии, нейропсихологии, коррекционной педагогики и специальной психологии характеризуется усилением внимания к углубленному изучению различных особенностей психического развития детей, что имеет важное научно-практическое значение. Последнее время стало все больше уделяться внимания проблеме изучения и коррекции различных психических расстройств у детей. Исследования подтверждают ведущую роль коррекции в обеспечении развития детей и подготовки их к жизни, труду.

Что влияет на выбор метода коррекционного воздействия?

Что влияет на выбор метода коррекционного воздействия ответ на тестирование Основными механизмами коррекционного воздействия в игротерапии являются [200].
Факторы эффективности психологической коррекции - Психология - Методы коррекционного воздействия могут быть разными.

Какие факторы определяют выбор метода коррекционного воздействия на ответ

По типу решаемых задач Деление происходит на коррекцию семейного и индивидуального типа. В первом случае решаются проблемы, связанные с взаимодействием с родителями, детьми, супругами. При индивидуальном подходе рассматривается психика конкретного человека. По направленности и продолжительности Согласно этой классификации, работа психолога направлена на устранение симптоматики купирование негативных поведенческих реакций, эмоциональных проявлений в течение трёх-пяти сеансов и реализацию каузального подхода. Второй вариант предполагает систематическое взаимодействие со специалистом — 10-15 встреч, в результате которых психолог выявит причины дискомфорта и поможет в их устранении. По характеру воздействия По формату коррекционного воздействия различают прямое и косвенное влияние. При прямом воздействии психолог сосредотачивается на сферах психики, нуждающихся в коррекции. Косвенное влияние предполагает работу с сильными сторонами человека.

Цели коррекционного воздействия: Каждая методика имеет свои цели и направленность. Некоторые методики направлены на развитие речи, другие — на развитие мелкой моторики и координации движений. Правильный выбор методики зависит от конкретных целей, которые ставятся перед ребенком. Доступность и доступность: Необходимо учитывать, насколько методика доступна для ребенка и его семьи. Некоторые методики требуют специальных материалов, оборудования или дополнительных финансовых затрат. Не все родители могут позволить себе определенные методики, поэтому важно выбрать методику, которая будет доступна и реализуема для ребенка. Опыт и квалификация педагога: Успех и эффективность применения методики во многом зависят от опыта и квалификации педагога. Некоторые методики требуют специальных знаний и навыков, поэтому имеющийся опыт и квалификация педагога могут оказаться определяющими факторами при выборе методики. Научные и практические обоснования: Важным фактором является состоятельность и научная обоснованность выбранной методики. Отсутствие научных и практических обоснований может снизить эффективность методики и ослабить ее значимость. Возможности индивидуализации: Коррекционное воздействие должно быть адаптировано к индивидуальным особенностям ребенка. Поэтому важно выбрать методику, которая предоставляет возможности для индивидуализации и адаптации под конкретные потребности ребенка.

У мужчин эти составляющие условно разделяются: 1 на половое влечение либидо , 2 сексуальную возбудимость, 3 эрекцию, 4 эякуляцию, 5 оргазм. Выпадение всех указанных функций встречается крайне редко и в современной терминологии обозначается как импотенция. Сегодня термин «импотенция» в случае длительной более 6 мес неспособности мужчины «достигать и поддерживать эрекцию» заменен на более благозвучный и менее обидный — «эректильная дисфункция», «сексуальная дисфункция».

Метод учит управлять своими мыслями, состоянием, настроением, видеть в окружающей среде больше хорошего, строить добрые отношения с коллегами и многое другое. Метод группового тренинга — это большое разнообразие приемов воздействия на индивида, но все они используют принцип обучающего воздействия группового фактора. Метод опирается на социальную составляющую личности, подчиненную сфере общественных интересов, ценностей, правил и норм поведения. Чем больше индивид включен в общественную жизнь, тем большее влияние на него оказывают эти факторы. Особенностью метода является то, что поиск решений в ситуациях группового выбора возлагается на самих участников без какого-либо давления или подсказок со стороны психолога. Метод реализуется в таких формах, как групповые дискуссии, ролевые игры, групповые упражнения, решения конкретных ситуаций и др. При этом практикуется видеозапись процесса решения групповых задач. Участники тренинга приобретают коммуникативные навыки, способность глубоко понимать других людей, повышают эффективность работы своих регулятивных механизмов поведения и т. Метод нейролингвистического программирования НЛП. Прежде всего, о самом названии. Слово «ней-ро» говорит о том, что в технике метода задействованы нейрологические процессы восприятия через слух, зрение, обоняние и др. Слово «лингвистика» указывает на то, что метод основан на использовании важнейшего элемента психики — языка. Слово «программирование» свидетельствует об особом способе организации работы обоих полушарий головного мозга, об упорядочивании мыслительных и чувственных процессов. Коль речь идет о методах психологии, то нелишне подчеркнуть, что один из авторов метода Р. Бэндлер — психолог и математик по образованию, второй Д. Гриндер — лингвист. НЛП — способ неуловимого проникновения в подсознание собеседника и эффективного воздействия на него через неосознаваемые процессы. Технология НЛП базируется на четырех основных практических положениях: на наличии у индивида доминирующих каналов приема информации; на эффекте рефлекторного перемещения глаз; на процедуре «калибровки» реакций собеседника; на приеме манипулятивного подражания собеседнику. Доминирующий канал приема информагщи питает индивида основными сведениями, поступающими из окружающего мира. По этому критерию информационной «модальности» людей подразделяют на: визуалистов, у которых связь с внешней средой реализуется преимущественно через зрительные образы; аудиалистов, отношения со средой у которых осуществляются преимущественно через речь; кинестетиков, у которых информационное взаимодействие с окружением осуществляется преимущественно через мышечные ощущения, обоняние, вкус. В повседневной жизни их можно распознать по характерным для них ключевым словам, манерам поведения и движениям глаз. Если в общении с собеседником придерживаться терминов его доминирующего информационного канала «модальности» , то его подсознание окажет неоценимую помощь в установлении взаимопонимания. И наоборот, разговор на языке разных модальностей воздвигает невидимые, но существенные барьеры на пути к доверительному общению и согласию. Эффект рефлекторного перемещения глаз основан на открытии непроизвольного перемещения взгляда человека под воздействием информации различного содержания. Оказывается, эти перемещения не случайны, а вполне закономерны. Другими словами, перемещения глаз также имеют свои приоритетные направления сектора. Например: если информация образ извлекается из прошлого опыта человека, то зрачки глаз отправляются «на работу» в сектор воспоминания и представления; если человек фантазирует, формирует новый образ или просто лжет , то взгляд устремляется в сектор конструирования образа. Эффект рефлекторного перемещения глаз помогает определить текущие скрытые намерения собеседника, его чувства и ход мыслей, систему работы с информацией и тем самым незаметно оказывать влияние в нужном направлении. Процедура «калибровки» реакций собеседника основана на константности поведенческих реакций человека и их подсознательной природе. Идея созвучна операции калибровки измерительных приборов в технике. Прежде чем что-то измерять, нужно нанести на шкалу отсчета «нулевое» положение допустим, это середина шкалы. Отклонение стрелки влево и вправо будет соответствовать изменению измеряемого процесса в одну или другую сторону. Так и здесь. Через серию «невинных» вопросов к собеседнику, включенных в контекст разговора, выявляются его типовые реакции например, едва заметные кивки головой, наклоны головы вперед или назад, выпячивание губы при ответах.

Эффективные методы и формы используемые на коррекционных занятиях

Факторы, определяющие эффективность психокоррекции 2. Значение для клиента освобождения от имеющихся проблем. Характер проблем клиента. Готовность клиента к сотрудничеству. Ожидания психолога, осуществляющего коррекционные мероприятия. Профессиональный и личностный опыт психолога. Специфическое воздействие конкретных методов психокоррекции.

Характер проблем клиента. Готовность клиента к сотрудничеству. Профессиональный и личностный опыт психолога. По мере распространения психокоррекционной помощи вопрос об оценке ее эффективности становится все более актуальным.

Таким образом, игра является эффективным средством для решения не только коррекционных, но и профилактических задач, что позволяет рекомендовать игротерапию к использованию во всех детских учреждениях и коллективах. В то время как представители психоаналитического подхода связывают коррекционные возможности игры с ее символическим характером, сторонники недирективной, центрированной на ребенке терапии главное значение придают практике реальных взаимоотношений ребенка и взрослого в процессе игры. Взрослый в игротерапии реализует как бы «двойную функцию»: выступая в качестве «идеального родителя», терапевт посредством эмпатического принятия обеспечивает ребенку переживание чувства самоценности и облегчает самопринятие; выступая в качестве партнера по игре, терапевт открывает возможности приобретения нового позитивного опыта равноправного сотрудничества и кооперации, где каждый участник взаимодействия имеет свободу выбора поступка и право принятия на себя ответственности. Принципиально новый характер и содержание отношений между ребенком и взрослым уничтожают традиционную для нашей системы воспитания дистанцию между ними и в значительной степени приводят к возрастанию социальной компетентности ребенка. Как указывает Д. Эльконин, трудности поведения, которые подвергаются коррекции этого вида терапией, в большинстве своем вызываются конфликтными отношениями между взрослыми и детьми, — именно поэтому практика отношений нового типа со взрослыми может быть выделена из практической деятельности по установлению и построению этих межличностных отношений. Оптимальной формой для моделирования, исследования этих отношений и ориентировки в них является ролевая игра, позволяющая объективировать их в материализованной форме в виде игровых действий и выполнения ролей, в форме, наиболее благоприятствующей разрешению проблемной ситуации, стоящей перед ребенком. Одной из центральных линий развития дошкольного возраста является «децентрация» Ж. Пиаже как преодоление жестко фиксированной познавательной позиции по отношению к предметному миру и миру социальных отношений и переход к учету и соотнесению многообразия позиций, мнений и точек зрения по отношению к объекту или событию. Эгоцентрическая, т. Игра, по мнению Д. Эльконина, — это «деятельность, преодолевающая эгоцентризм». Ее основное противоречие — "вся во власти желаний", следовательно, максимально эгоцентрическая, но вместе с тем и преодолевающая эти желания. Подстановка вместо одних желаний других — не своих» [183, с. Главным механизмом, обеспечивающим преодоление эгоцентризма в игре, является принятие ребенком роли и выполнение ее. Основная функция ролевой игры состоит в преодолении «центрации» за счет предоставления ребенку широкой практики изменения позиции в игре. Развитие у ребенка способности к более эффективному разрешению проблемных ситуаций за счет децентрации, то есть умению увидеть и проанализировать ситуацию с различных точек зрения, выделить новые свойства и значения условий разрешения проблемной ситуации, повышает степень его социальной и когнитивной компетентности. Ролевая игра предоставляет существенные возможности для организации условий эмоционально-личностной и интеллектуальной децентрации ребенка. Объяснительным принципом генезиса и развития психологических новообразований в отечественной психологии выступает закон интериоризации, выступающий в виде закона развития высших психических функций у Л. Выготского и закона планомерно-поэтапного формирования действия у П. Психологическое содержание интериоризации составляет переход от внешних форм действия к внутренним через ряд последовательных преобразований. Ролевая игра имеет существенное значение для формирования внутреннего плана действия. По мнению Л. Выготского, процесс формирования внутреннего плана действия представляет собой переход ребенка в игре от внешних действий с предметами к действиям в смысловом поле, к действиям со значениями предметов. С другой стороны, внутренний план действий возникает только там и тогда, где возникает необходимость ориентировки на действие другого человека, результат этого действия в условиях совместной деятельности при наличии общей цели [183]. Ролевая игра в ее индивидуальном, а тем более — групповом варианте, исполняет желание, пропускает через переживание основные категории действительности [183, с. Отражение и вербализация психологом чувств ребенка в соответствии с принципом «конгруэнтной коммуникации» объективирует эти чувства для ребенка, позволяя осознать их и посредством этого выделить социальные значения и личностный смысл проблемных ситуаций и событий, то есть сориентироваться в ситуации и осуществить адекватный выбор способа ее разрешения. Отражение эмоций, переживаемых ребенком в процессе игры в ходе выполнения принимаемых на себя ролей, моделирование реальных, значимых для него межличностных отношений дает ему возможность прочувствовать последствия своих поступков, выявить новые смыслы и значения своей деятельности, обеспечить формирование новых социальных мотивов деятельности. При организации коррекционной работы предпочтение, как правило, отдается групповым формам игровой коррекции. Более того, подавляющее большинство теоретиков и практиков игровой терапии настаивают на проведении групповых занятий. Психологический смысл этого обстоятельства связан с той ролью, которую имеют игровые и реальные отношения детей в игре. Как указывал Д. Эльконин, в игре есть два центра: 1 взрослый и «идеальная форма» развития; в первую очередь здесь имеется в виду роль взрослого и 2 общение детей друг с другом, их реальная связь. Если значение отношений «ребенок — общественный взрослый», то есть значение собственно игровых отношений, достаточно полно проанализировано в психологической литературе, то значение реальных отношений еще только предстоит выявить. Вместе с тем в исследовании С. Карповой и Л. Лысюк [69] представлена модель соотношения реальных и игровых отношений детей в игре и их роли для психического развития ребенка. Авторы полагают, что функция игровых отношений состоит в ориентировке в системе социальных смыслов, мотивов, норм и правил. Отсюда становится понятной необходимость существования двух центров в детской коррекционной игре. Роль взрослого состоит в организации ориентировки детей в проблемных и конфликтных ситуациях, а функция отношений между сверстниками определяется необходимостью организации усвоения новых способов деятельности и поведения в психологически благоприятной атмосфере игровых коррекционных занятий. Игровая комната. Ее оборудование Успешность коррекционной работы в значительной мере определяется организацией необходимых условий проведения игровой терапии и, в первую очередь, специально оборудованным для игровых занятий помещением. Игровая комната должна быть оборудована таким образом, чтобы обеспечить: возможность организации и проведения самых разнообразных видов игр: сюжетно-ролевых игр и игр-драматизаций, подвижных игр с правилами например, «салочки», «жмурки», «прятки» , игровых упражнений под музыку, занятий рисованием и лепкой; возможность осуществления как групповых, так и индивидуальных форм игровых занятий; физическую и личностную безопасность всех, кто принимает участие в занятиях. В игровой комнате должна быть исключена либо сведена к минимуму угроза физическому здоровью и безопасности детей. Для обеспечения личностной безопасности — чувства комфорта и отсутствия тревожности — участники игровых занятий должны иметь возможность уединения и «интимизации» своей деятельности, пространственного отделения от участников группы и психолога, ведущего игровые занятия, при желании в любой момент изменить позицию участия в игре — от активного участника до позиции наблюдателя за игрой сверстников. Предоставление ребенку свободы выбора характера своего участия в игре, права самому определять и регулировать формы игровой активности обеспечивают чувство его безопасности и являются важным условием формирования способности регулировать свою деятельность. И наконец, в игровой комнате должна быть атмосфера уюта, комфорта, что стимулирует творческую активность ребенка, обеспечивает условия для свободного самовыражения личности. Размеры игровой комнаты должны быть таковы, чтобы в зависимости от числа участников обеспечить всем детям возможность свободно взаимодействовать друг с другом и в то же время возможность в любой момент перейти к индивидуальной игре. Слишком маленькие размеры комнаты создают тесную пространственную близость участников занятий и вызывают фрустрацию и возбуждение. Кроме того, небольшие размеры комнаты не позволяют создать необходимые для эффективной работы зоны игр — для сюжетно-ролевой игры с куклами, для подвижных игр с правилами и игр-упражнений на релаксацию, для занятий изобразительной деятельностью. Напротив, если комната слишком велика, она провоцирует неорганизованную, нецеленаправленную активность ребенка — бегание, прыжки, лазание, крики и т. Традиционный набор мебели для игровой комнаты включает: шкафы с открытыми и закрытыми полками для игрушек, игр, бумаги, красок, карандашей, мячей, хранения документации и методических материалов психолога; длинный низкий вытянутый стол с расположенным на нем кукольным домом для игры «в семью»; круглый стол, покрытый клеенкой или пластиком, для занятий рисованием и лепкой если нет круглого стола, то его с успехом можно заменить двумя сдвинутыми столами, расположенными таким образом, чтобы дети размещались лицом друг к другу для облегчения кооперации и сотрудничества , небольшой стол для психолога, детские стулья и стул для психолога, большая доска с мелом на стене, раковина с водой, ковер на полу. Желательно иметь также большое зеркало на стене, которое в случае необходимости можно задернуть занавеской. В ряде случаев бывает полезно а психоаналитики настаивают на этом иметь ящик с песком размером 1 х 1 м, позволяющим по воле и желанию ребенка конструировать свой мир и населять его различными персонажами. Ящик с песком может быть размещен на клеенке на полу или на специальном низком столе и снабжен необходимыми совками, лопатками, ведерком. На стенах размещаются детские рисунки и картинки с любимыми персонажами детей из сказок и мультфильмов. При расстановке мебели необходимо запланировать «уголок уединения», например отдельно стоящий детский стол со стулом, который мог бы с равным успехом использоваться как при желании самого ребенка уединиться, выйти на время из игры, занять более пассивную позицию наблюдателя, так и в случае необходимости для временной изоляции ребенка психологом или ограничения его агрессивности и чрезмерной неорганизованной активности. Важным элементом хорошо оборудованной игровой комнаты является окно Гезелла, прозрачное лишь со стороны наблюдателя, позволяющее, во-первых, осуществлять наблюдение за детьми с диагностическими целями в отсутствие психолога в комнате; во-вторых, реализовать при необходимости супервизию и иметь возможность профессионального обсуждения наиболее трудных случаев; в-третьих, оно незаменимо при работе с родителями, предоставляя возможность объективировать в игре детей, сделать очевидным для родителей некоторые особенности детско-родительских отношений, моделируемые в игре ребенком, и остро нуждающиеся в коррекции; пролить свет на характер взаимоотношений ребенка со сверстниками, часто скрытый для родителей; выявить некоторые личностные особенности ребенка, остающиеся не отрефлексированными родителями в процессе рутинного ежедневного общения с ребенком. В состав оборудования игровой комнаты входят также магнитофон или проигрыватель с необходимым набором пластинок или аудиозаписей. Даже краткое перечисление необходимого оборудования вполне однозначно свидетельствует о насыщенном стимульно-средовом окружении ребенка. Поэтому, как ни банально прозвучит рекомендация не перегружать игровую комнату излишними с точки зрения коррекционных целей предметами, ее следует повторить еще раз. Любой новый предмет обладает определенной притягательной силой, «валентностью» К. Левин , стимулирует желание ребенка опробовать предмет, реализовать специфичный для него способ действия. Если это новое действие идет вразрез с логикой программы коррекционных занятий, то это может привести к дезорганизации деятельности участников группы, возрастанию хаотичности и случайности их действий, к типичному «полевому» поведению. В силу этого при организации игровой комнаты и ее оборудовании правилом должно стать, взыскательное ограничительное. Адекватная организация среды и игровых предметов поможет свести к минимуму запрещения, ограничения активной деятельности детей в процессе игровых занятий. Игрушки и игровые предметы включают сюжетные игрушки, игровые предметы с фиксированной функцией, неоформленные игровые предметы, которые могут быть использованы и как предметы-заместители для сюжетно-ролевой игры, и как игровые предметы для неструктурированных игр игр-манипуляций, не имеющих четко структурированного сюжета и роли. Приведем примерный перечень игрушек и игровых предметов, отвечающих указанным выше требованиям [95; 200]. Рекомендуется также включать в набор игрушек куклу с непрорисованным «пустым» лицом, позволяющим ребенку осуществить идентификацию с любым значимым другим или самим собой в условиях актуализации защитных механизмов, сопротивления, а также на ранних стадиях реализации игровой коррекции. В случае наличия специальных физических дефектов или хронических заболеваний ребенка целесообразно включать в набор игрушек куклу, обладающую тем же дефектом куклу на костылях, с сильными шрамами на лице, в очках и пр. Игрушки не должны быть слишком большими — ребенку должно быть легко и удобно держать их в руке и манипулировать ими. Куклы должны быть гибкими, что позволит ребенку свободно придавать им желаемую позу, не хрупкими, не ломаться при легком увеличении усилия. Для игры «в детский сад» «в школу» необходим аналогичный набор кукол, предназначенный для изображения учителей, воспитателя, родителей, сверстников, парты столы , кровати для игры в «детский сад» , доску с мелом для игры «в школу». Для игры «в больницу» «в доктора» кроме набора кукол и необходимой мебели нужно иметь игрушечный набор «Айболит» — шприцы, термометр, бинты и пр. Для всех указанных сюжетных игр полезно иметь набор кукольных животных, которые могли бы заменить людей при наличии, например, барьеров, препятствующих разыгрыванию семейных отношений. Разнообразие набора животных позволит ребенку осуществить выбор соответствующего персонажа для идентификации и даст психологу, наблюдающему за игрой, ценный диагностический материал для выявления личностных особенностей ребенка и особенностей переживания им своих отношений со значимыми людьми. В состав набора необходимо включить «диких» агрессивных животных, позволяющих ребенку выразить агрессию в социально приемлемой форме. Широко используются также наборы животных, позволяющие разыграть драматизации известных сказок в коррекционных целях, таких как «Репка», «Теремок» и др. Помимо обычных кукол весьма полезно оказывается использовать и кукол, надевающихся на руку. Само физическое действие — надевание на руку этих кукол ребенком для разыгрывания сюжета — облегчает принятие роли и идентификацию с персонажем, с которым ребенок теперь составляет как бы одно физическое целое, служа «мостиком», соединяющим мир реальности и мир воображения.

Приходя в группу, дети полагают, что у них особые исключительные проблемы и что они вряд ли смогут поделиться своими мыслями и переживаниями. Когда же в группе они видят, что у других членов те же самые опасения и что у других есть такие же проблемы, им становится значительно легче. Принятие, или акцепция. Кратохвил называет этот фактор эмоциональной поддержкой. При эмоциональной поддержке большое значение имеет создание климата психологической безопасности. Безусловное принятие ребенка группой, наряду с эмпатией психолога и его конгруэнтностью, - одна из составляющих позитивного отношения, которое стремится построить психолог. Эта триада К. Роджерса имеет огромное значение в индивидуальной коррекции и не меньшее - в групповой. В самой простой форме эмоциональная поддержка проявляется в том, что психолог в индивидуальной психокоррекции или участники группы при групповой психокоррекции слушают человека и пытаются понять его. Далее следует принятие и сочувствие. Если ребенок является членом группы, то его принимают без оглядки на его положение, особенности поведения, прошлое. Он принимается таким, каков он есть, с собственными мыслями и чувствами. Группа позволяет ему отличаться от других членов группы, от норм общества и никто его не осуждает. Положительный психокоррекционный эффект на ребенка может оказывать не только поддержка и помощь, получаемая от других, но и то, что он сам помогает другим, сочувствуя им, вместе обсуждая их проблемы. Альтруизм помогает преодолеть болезненную направленность на себя, повышает чувство принадлежности к остальным, чувство уверенности и адекватной самооценки. Этот механизм специфичен для групповой психокоррекции. Он отсутствует в индивидуальной психокоррекции, так как там ребенок находится исключительно в позиции человека, которому помогают. В групповой психокоррекции все дети играют психокоррекционные роли по отношению к другим членам группы. Отреагирование, или катарсис. Сильное проявление аффектов -важная составная часть коррекционного процесса. Этот механизм является универсальным. Он срабатывает и в индивидуальной, и в групповой психокоррекции. Эмоциональное отреагирование приносит значительное облегчение детям и поддерживается и психологом, и участниками коррекционной группы. По мнению И. Ялома, отреагирование грусти, травматических переживаний и выражение сильных, важных для индивида эмоций стимулирует развитие групповой сплоченности. Этот механизм в большей степени присутствует при групповой психокоррекции, стимулирует откровенность, проявление скрытых мыслей, желаний, переживаний.

Какие факторы оказывают влияние на выбор метода коррекционного воздействия?

Влияние симптомов на выбор метода коррекционного воздействия. Выбор метода коррекции ответа может оказывать значительное влияние на результаты студентов и на сообщества тестирования. В чем именно состоит психокоррекционное воздействие, с чем связана его эффективность, можно описывать очень долго.

Факторы, определяющие выбор метода коррекционного воздействия при планировании стратегии

Какие факторы оказывают влияние на выбор метода коррекционного воздействия? Психолог и клиент обсуждают правила и содержание психо-коррекционной работы, особенности воздействия психокоррек-ционных методов, предполагаемый результат.
Что влияет на выбор метода коррекционного воздействия ответ - Однако, влияние общественного мнения и среды на выбор метода коррекционного воздействия не всегда положительно.
Факторы, влияющие на выбор метода коррекционного воздействия в ответ Психологи́ческая корре́кция — один из видов психологической помощи (среди других: психологическое консультирование, психологический тренинг, психотерапия); деятельность.
Психокоррекция в рилив-терапии методом проблемных тематических вопросов Сложность выбора метода коррекционного воздействия также заключается в том, что эффективность различных методов может изменяться в зависимости от конкретной ситуации и времени.
Что влияет на выбор метода коррекционного воздействия ответ Выбор метода коррекционного воздействия является ответственным и сложным процессом, который зависит от множества факторов.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий