Новости антиордынское восстание в твери год

В 1327 г. население Твери восстало против сборщика налогов баскака Чолхана (на Руси его звали Щелканом), родственника Узбека.

Читайте также

  • 685 лет назад в Твери произошло одно из самых крупных на Руси восстаний против татар
  • Антиордынское Тверское восстание. Кто подавил восстание в твери? -
  • Смотрите также
  • Туралыкова рать: как Золотая Орда подавила восстание в Твери в 1327 году
  • Тверское восстание 1327 года
  • Тверское восстание — Википедия с видео // WIKI 2

Подавление антиордынского восстания в Твери при каком князе

Пока князя тверского не было, московский князь Юрий Данилович атакует Новгород - союзный Твери. Новгородские рати и сын тверского князя с дружиной простояли против московского воинства несколько дней, а затем решили, что Новгород переходит к Москве. В этом был смысл: такой акт - прямой вызов не только Твери, но и всему ордынскому порядку. Монголы сами накажут смутьянов. Хан подтвердил законность правления именно Твери и с татарским воинством, Михаил устремляется на Москву. Под Торжком состоялась битва войска Твери и Москвы, при широком участии татар и новгородцев. В ходе которой Москва была разбита. Так началась почти вековая вражда Москвы и Твери за лидерство, лютая и жестокая, как никогда еще не было на Руси...

В 1326 году, сын Михаила Тверского получил ярлык на великокняжеское правление. Александр Михайлович спокойно правил ровно год. В 1327 году, двоюродный брат хана узбека, по имени Челхан Щелкан пришел в Тверь с войском, выгнал князя из его терема, где поселился сам, а в округе творил разбой и насилие. Жители Твери ужасались творимым бесчинствам и кротости своего князя, умоляли его защитить их, но тот лишь твердил о терпении... По городу ползли слухи, что Щелкан не уйдет, а вскоре всех христиан они заставят обратиться в ислам.

На помощь начал сбегаться народ, зазвонили колокола, множество татар было убито. Оставшиеся спасались бегством.

Согласно сведениям новгородского летописца, приказ убивать татар отдал Александр Михайлович. Отряд Чолхана целый день сражался с местными жителями, а к вечеру, когда силы ордынские ослабли, посол отступил в княжий двор и укрепился там. Тверской князь приказал поджечь двор, чем и предопределил участь Чолхана погибнуть в огне.

А немного он судьею сидел: И вдовы-та безчестити, Красны девицы позорити, Надо всеми наругатися, Над домами насмехатися. Сборник Кирши Данилова.

Древние Российские стихотворения собранные Киршею Даниловым. Бедный народ, уже привыкнув терпеть насилия Татарские, искал облегчения в одних бесполезных жалобах; но содрогнулся от ужаса, слыша, что Шевкал, ревностный чтитель Алкорана, намерен обратить Россиян в Магометанскую Веру, убить Князя Александра с братьями, сесть на его престоле и все города наши раздать своим Вельможам. Говорили, что он воспользуется праздником Успения, к коему собралось в Тверь множество усердных Христиан, и что Моголы умертвят их всех до единого. Сей слух мог быть неоснователен: ибо Шевкал не имел достаточного войска для произведения в действо намерения столь важного и столь несогласного с Политикою Ханов, хотевших всегда быть покровителями Духовенства и Церкви в набожной России. Но люди угнетенные обыкновенно считают своих тиранов способными ко всякому злодейству; самая грубая клевета кажется им доказанною истиною.

Бояре, воины, граждане, готовые на все для спасения Веры и православных Государей, окружили Князя, юного и легкомысленного. Забыв пример отца, великодушно умершего для спокойствия подданных, Александр с жаром представлял Тверитянам, что жизнь его в опасности; что Моголы, убив Михаила и Димитрия, хотят истребить и весь род Княжеский; что время справедливой мести настало; что не он, а Шевкал замыслил кровопролитие и что Бог есть надежда правых. Граждане, усердные, пылкие, единодушно требовали оружия: Князь на рассвете, 15 августа, повел их ко дворцу Михаилову, где жил брат Узбеков. Общее волнение, шум и стук оружия пробудили Татар: они успели собраться к своему начальнику и выступили на площадь. Тверитяне устремились на них с воплем.

Сеча была ужасна. От восхода солнечного до темного вечера резались на улицах с остервенением необычайным. Уступив превосходству сил, Моголы заключились во дворце; Александр обратил его в пепел, и Шевкал сгорел там с остатком Ханской дружины. К свету не было уже ни одного Татарина живого. Граждане умертвили и купцев Ординских.

Сие дело, внушенное отчаянием, изумило Орду. Моголы думали, что вся Россия готова восстать и сокрушить свои цепи; но Россия только трепетала, боясь, чтобы мщение Хана, заслуженное Тверитянами, не коснулось и других ее пределов. Узбек, пылая гневом, клялся истребить гнездо мятежников; однако ж, действуя осторожно, призвал Иоанна Данииловича Московского, обещал сделать его Великим Князем и, дав ему в помощь 50000 воинов, предводимых пятью Ханскими темниками, велел идти на Александра, чтобы казнить Россиян Россиянами. К сему многочисленному войску присоединились еще Суздальцы с Владетелем своим, Александром Васильевичем, внуком Андрея Ярославича. История государства Российского.

В 1327 году приехал в Тверь ханский посол, именем Шевкал Чолхан , или Щелкан, как его называют наши летописи, двоюродный брат Узбека, и по обыкновению всех послов татарских позволял себе и людям своим всякого рода насилия. Вдруг в народе разнесся слух, что Шевкал хочет сам княжить в Твери, своих князей татарских посажать по другим русским городам, а христиан привести в татарскую веру. Трудно допустить, чтоб этот слух был основателен: татары изначала отличались веротерпимостью и по принятии магометанства не были ревнителями новой религии. Узбек, по приказу которого должен был действовать Шевкал, покровительствовал христианам в Кафе, позволил католическому монаху Ионе Валенсу обращать в христианство ясов и другие народы по берегу Черного моря; он же, как мы видели, выдал сестру свою за Юрия московского и позволил ей креститься. Еще страшнее был слух, что Шевкал хочет сам сесть на великом княжении в Твери, а другие города раздать своим татарам.

Когда пронеслась молва, что татары хотят исполнить свой замысел в Успеньев день, пользуясь большим стечением народа по случаю праздника, то Александр с тверичами захотели предупредить их намерение и рано утром, на солнечном восходе, вступили в бой с татарами, бились целый день и к вечеру одолели. Шевкал бросился в старый дом князя Михаила, но Александр велел зажечь отцовский двор, и татары погибли в пламени; купцы старые, ордынские, и новые, пришедшие с Шевкалом, были истреблены, несмотря на то что не вступали в бой с русскими: одних из них перебили, других перетопили, иных сожгли на кострах.

Причины возникновения антиордынского восстания в Твери Антиордынское восстание в Твери, которое произошло в XIV веке, было вызвано неудовлетворенностью населения истолкованием Тверского княжества под властью Монгольской орды. Одной из главных причин, спровоцировавших восстание, было экономическое и социальное неравенство между привилегированным дворянством и простыми крестьянами.

Дворянство наслаждалось привилегиями, такими как освобождение от уплаты налогов, в то время как крестьяне должны были нести все тяготы и обязанности. Это приводило к разрастанию независимой вооруженной силы дворянства, которая испытывала ничем не сдерживаемый властный контроль и произвол над крестьянами. Кроме того, наличие Монгольской орды в регионе означало, что большая часть доходов, полученных от налогообложения, уходила в орденскую казну. Это приводило к дальнейшему ухудшению экономического положения крестьян, которые вынуждены были тяжело работать, чтобы обеспечить себе жизненно необходимое.

В то же время, дворянство и власть Тверского княжества получали независимость и прибыльные позиции за счет налогов населения. Эта несправедливость и эксплуатация вызвали глубокое недовольство у крестьян и мещан. Тверское княжество также страдало от непостоянства и отсутствия централизованного управления во главе с князем Тверским. Это создавало условия для развития частного вооруженного насилия и конфликтов между дворянством, что только усугубляло тяжелое положение населения.

Нехватка сильного правства и неспособность обеспечить защиту прав крестьян привели к дальнейшей мотивации на поднятие восстания. Таким образом, антиордынское восстание в Твери было результатом комбинации экономического, социального и политического неравенства, а также отсутствия сильного централизованного правления. Нарастающие недовольство и угнетение населения, вызванные этими проблемами, привели к массовому сопротивлению и восстанию против орденской власти и дворянства. Главные события и этапы борьбы с татаро-монгольским игом На протяжении многих веков русские земли оказывались под властью татаро-монгольского ига, которое продолжалось с 13-го века до середины 15-го века.

В этот период князья Руси вынуждены были платить дань и подчиняться власти Золотой Орды. Однако, не все были готовы мириться с властью завоевателей и сопротивлялись игу. Первый этап в борьбе с татаро-монгольским игом был связан с восстанием князя Александра Невского в 13-ом веке. Он сумел организовать сильное вооруженное сопротивление и одержал победу над немецкими рыцарями на Чудском озере в 1242 году.

Это победа стала символом национального сопротивления и прославила имя Александра Невского. Второй этап в борьбе с игом связан с деятельностью князя Дмитрия Донского. В начале 14-го века он собрал воинскую дружину, которая одержала победу над Золотой Ордой в битве на Куликовом поле в 1380 году. Эта победа ослабила влияние татар и позволила Руси начать освобождение от ига.

Антиордынское восстание в Твери

Жители Твери проявили единство и силу в борьбе против монгольского ига, что позволило им сохранить культурные и религиозные традиции и прочувствовать себя единым народом. Также результатом восстания стало сокращение контроля ордынской власти над Тверью. Впоследствии, в 1327 году, город был освобожден от ига Монгольской империи. Важным последствием восстания стало и возникновение династии Тверских князей. Успешное сопротивление власти ордынцев привело к подъему влиятельности Твери и ее правителей, которые в последующие годы смогли укрепить свою позицию в России. Таким образом, антиордынское восстание в Твери оказало значительное влияние на историю России, способствуя ослаблению власти ордынцев, формированию национальной идентичности и укреплению позиции Твери в регионе. Распространение: После начала антиордынского восстания в Твери в конце 14 века, новость о борьбе против монгольской оккупации быстро распространилась в других областях Руси. Участники восстания выражали свою ненависть к орденским контролирующим силам и призывали к объединению сил для освобождения от монгольского ига. Антиордынское движение не ограничилось только Тверью.

Идеи восстания нашли отклик во многих городах и областях Руси, и восставшие готовы были присоединять новых сторонников к своей противоречивой революции. Однако, внутренние разногласия, отсутствие единой стратегии и откровенная конкуренция между разными лидерами, пошатнули единство движения и снизили вероятность успешной победы против столь могущественных врагов. Тем не менее, даже с такими ограничениями, антиордынское восстание продолжало найти поддержку среди некоторых слоев населения в разных частях Руси. Это выражалось в открытом или скрытом сопротивлении, гражданском неповиновении и даже насилии. Распространение идей восстания послужило замедлению процесса феодализма и становлению нации, готовой отстаивать свою независимость и свободу от иностранной тирании.

Эта нерешительность князя и стала одной из основных причин антиордынского восстания в Твери, которое отличалось спонтанным характером. Когда оно началось, князь Александр Михайлович не предпринял никаких попыток успокоить народ. Подавление восстания в Твери московским князем Иваном Калитой Согласно одной из версий, шапка Мономаха, традиционный головной убор русских князей и царей, была даром хана Узбека Ивану Калите Узнав о происходящем в Твери, где Щелкан и все его люди уже были перебиты, московский князь решил воспользоваться ситуацией. Он предложил хану Узбеку подавить восстание, и тот согласился, пообещав взамен сделать Ивана Калиту великим князем Владимирским, чего тот и добивался. Получив от Узбека 50 тысяч воинов, Иван Калита с помощью дружины Суздаля разграбил и разорил Тверское княжество, утвердив тем самым своё главенство на Руси.

Суздальскому князю Александру Васильевичу, тоже принимавшему участие в походе на Тверь, достались Владимир и Нижний Новгород. На Тверское княжение ярлык получает Константин Михайлович, а его брат — на Кашинский удел. Самой большой победой Ивана Даниловича при разделении великого княжения стало то, что хан оставил за ним богатый Новгород, где уже сидели московские посадники. Новгородцы, приславшие послов в Орду, сами просили за московского князя. В том же 1328 году хан Узбек передал под управление Москвы ещё три огромных территории с городами Галич, Белоозеро и Углич. Разделение великого княжества на Руси просуществовало на Руси всего три года. После кончины суздальского князя хан Узбек передал его долю в руки Ивана Калиты, исправно платившего дань Орде. Случилось это важное в истории Москвы событие в 1331 году. Теперь величие Твери безвозвратно ушло в прошлое.

Получив главенство среди многочисленных русских князей, Иван Данилович важнейшей своей государственной заботой назвал мир. Он хотел дать Руси покой, обеспечив созидательный труд горожан и селян, прекратить приходы ордынских «ратей». Для того времени трудно даже представить, сколь сложной виделась эта задача. Летописец, сообщая о получении великого княжения Иваном Калитой, писал: «И бысть оттоле тишина велика на 40 лет и пересташа погани воевати Русскую землю и заклати христиан, и отдохнуша и починуша христиане от великиа истомы многыа тягости, от насилиа татарского, и бысть оттоле тишина велика по всей земле». Русь с 1328 до 1368 года получила передышку от ордынских нашествий на 40 лет! Передышка эта стала возможной только потому, что Иван Калита и его сыновья-наследники — Семён Гордый и Иван Красный сумели обеспечить полную и своевременную выплату дани с русских земель. Хан Узбек, правивший 28 лет, и сменивший его Джанибек были удовлетворены этим и не мешали усилению московского князя. Общая характеристика средневековой книги. Характер средневековой культуры С конца 5 века в истории Западной Европы началась новая эпоха-эпоха Средневековья.

На смену рабовладельческой общественно- экономической формации пришел феодальный строй. В жизни народов наступили новые отношения как в области экономики и политики, так и в области культуры. На развалинах завоеванной северными народами западной Римской... День Конституции Российской Федерации 12 декабря До 1977 года этот праздник отмечался 5декабря, в день принятия Конституции 1936 года. Затем праздник был перенесен на 7 октября день принятия новой конституции СССР - «Конституции развитого социализма». Традиция празднования Дня Конституции продолжена в современной России. Земские соборы. Итак, в текущем управлении государством московское правительство пользовалось услугами высших чинов военно-служилого класса, приказных людей - дьяков и подьячих, и выборных от посадских людей и крестьян. В трудные минуты , при решении каких-либо чрезвычайной важности вопросов, московские государи стали созывать советы всей земли - высшее...

События 1327года В 1327 г. Восстание 1327г. Вызвано произволом и насилиями, чинимыми баскаком наместником Чол-ханом, посланным ханом Золотой Орды Узбеком в Тверь для сбора дани. Прибыв в город, Чол-хан изгнал из дворца великого князя Александра Михайловича, воины его отряда стали грабить и оскорблять горожан. Попытки тверичей жаловаться князю не имели успеха: князь "трьпети им веляше" По другой версии Александр возглавил народ. Восстание началось утром 15 августа 1327 в день праздника Успения Богородицы на городском торге. Повод - попытка татар отнять лошадь у дьякона Дудко; на крики дьякона о помощи сбежались горожане. В начавшейся схватке татары стали действовать оружием. В ответ жители Твери ударили в набат, восстание охватило весь город.

По решению веча "по ряду" все татары во главе с Чол-ханом были перебиты, лишь пастухи, которые пасли коней под городом, сумели спастись бегством в Москву и далее в Орду. Для мести восставшим хан Узбек направил в тверскую землю войско во главе с 5 темниками из них особой жестокостью отличался "воевода" Федорчук, отсюда встречающиеся в ист. Великий князь Александр Михайлович был вынужден бежать в Псков, ярлык на владимирское великое княжение перешел к Ивану Калите. Разгром Твери в 1327 был одной из причин начала упадкаТверского княжества и последующего возвышения Москвы. Право сбора дани Золотоордынские ханы рассматривали русские земли как политически автономные, имеющие свою собственную власть, но находящиеся в зависимости от ханов и обязанные платить им дань -- «выход». Кроме «выхода» существовали экстренные выплаты - запросы. Если хану нужны были средства на войну, то он направлял на Русь неожиданный «запрос», который взимался также неукоснительно. Огромные богатства уходили на подарки хану, его родичам, послам, на взятки придворным и подкуп ордынских чиновников. Сбор татарской дани возлагается на русских князей под ответственностью великого князя.

Власть хана по отношению к этим вассальным князьям формально выражалась еще и в том, что эти князья утверждались на своих княжеских столах ханами через вручение им ярлыков. Старший среди князей, или великий князь , тоже получал особый ярлык на великое княжение. С этой целью татары и производили переписи населения.

В 1367г. Его строительство выделяло Москву из всех остальных городов: это была первая каменная крепость на Северо-Востоке. В Соперничество Москвы с Литвой. Очень серьезным соперником Москвы в это время было Великое княжество Литовское и Русское, в состав которого входили западнорусские земли. Русский язык здесь был государственным, большую часть населения составляли православные славяне, «Русская Правда» была в этом государстве действующим законодательством. Литовские князья, как и московские, претендовали на собирание русских земель.

В конце 60- — начале 70-х годов великий литовский князь Ольгерд трижды осаждал Москву, но взять ее не смог, так как Москва была окружена белокаменным Кремлем. Понравилась статья?

Месть за гибель Чол-хана и подавление антиордынского восстания в Твери

  • 3. Восстание в Твери
  • Бунт Твери против Орды
  • Причины и повод
  • Первое русское восстание против Орды

За подавление тверского восстания Иван Калита получил от хана Узбека Новгород и Кострому

В 1327 году в Твери вспыхнуло мощное антиордынское восстание. С помощью московского князя Ивана Калиты оно было жестоко подавлено, Тверь разорена. 15 августа 1327 года в Твери вспыхнуло одно из крупнейших антиордынских восстаний. В 1327 году в Твери вспыхнуло мощное антиордынское восстание.

Даты по истории

Месть за гибель Чол-хана и подавление антиордынского восстания в Твери. Летопись о восстании в твери. В 1327 году в Твери вспыхнуло мощное антиордынское восстание. С помощью московского князя Ивана Калиты оно было жестоко подавлено, Тверь разорена. В 1327 году в Твери вспыхнуло мощное антиордынское восстание. С помощью московского князя Ивана Калиты оно было жестоко подавлено, Тверь разорена. В 1327 г. население Твери восстало против сборщика налогов баскака Чолхана (на Руси его звали Щелканом), родственника Узбека.

Откройте свой Мир!

На тот момент тверской князь Александр Михайлович был великим князем Владимирским и мог надеяться на поддержку других русских князей в борьбе против Орды. Но вместо этого московский князь вместе с ордынским войском принял участие в подавлении восстания. Назовите московского князя, участвовавшего в подавлении восстания.

Вспыхнуло народное восстание в Твери. Началом восстания считается дата 15. По одним из источников, началом восстания была ссора монголо-татар из прислуги Щелкана с дьяконом Дудко. Священнику пришлось защищать свою лошадь, на которую напали недоброжелатели. На защиту священника поспешили многочисленные жители города. Начался погром иноземцев во всем городе, в результате которого был уничтожены все монголо-татары в Твери, включая самого Хана Щелкана. Он был сожжен заживо во дворце Великого князя Александра. Таково было начало восстания, которое имело значительные исторические последствия.

Ход событий Надо отметить тот факт, что между Москвой и Тверью длительное время существовало соперничество за власть. Золотая Орда использовала в своих политических целях вражду между князьями, постоянно обостряя их противостояние. Узнав о погроме татар в Твери, московский князь Иван Калита не мог не воспользоваться ситуацией и отправился в Золоту Орду. Жители Твери выступали против родственника Хана Чолхана и его отряда. Калита же предлагал свою помощь Орде в борьбе против Твери. Хан Узбек поверил московскому князю и выделил войско общей численностью пятьдесят тысяч воинов. Подавление восстания Подавление антиордынского восстания в Твери Иваном Калитой осуществлялось совместно с московским войском, воинами Орды и войском суздальского князя Александра Васильевича, поддержавшего московского князя.

После тверского восстания московский князь Иван Калита поспешил в Орду, чтобы использовать удобный случай и погубить своего соперника. Хан Узбек выделил московскому князю около 50-тысяч воинов «Федорчукова рать» - по имени одного из темников. Огромное войско нагрянуло на Тверское княжество и разгромило его. Эти события лишили Тверское княжество политического главенства. Александр Михайлович вместе с братьями бежал.

Это был карательный поход. Восстание отличилось крайне жестоким характером. Возмущенные, жители Твери убили не только приближенных лиц Щелкана, но и всех с монголо-татарским происхождением. Не пощадили даже купцов. Чолхана с его слугами заперли в княжеском замке и сожгли живьем. Скрыться удалось лишь ордынским пастухам. Они сели на лучших лошадей, доскакали на них до Москвы, а оттуда до Орды. Так поработители узнали о произошедших трагических событиях. Это было крупное поражение Чолхана. А впереди тверчан ждала жесткая расправа московско-ордынскими войсками. Подавление восстания Летописи дают четкий ответ на то, кто подавил народный бунт в Твери. Большую роль в этом сыграл московский князь Иван Калита. Он давно соперничал с Александром Михайловичем. В подходящей ситуации не упустил возможность устранить конкурента. Калита сам поехал к хану Узбеку и уговорил его собрать совместное войско для карательного похода. Тому понравилось такое предложение, и он выделил князю 50 000 воинов с пятью татарскими темниками. По дороге они добавили в поход войско князя Александра Суздальского. Руководил объединенным войском ордынский военачальник Федорчук, исповедовавший христианство. Тверчанам было не под силу победить такое огромное войско. Александр Михайлович нашел убежище сначала в Новгороде, затем в Пскове. А объединенное войско занялось самой настоящей карательной операцией. Они сожгли не только Тверь, но и пригород, близлежащие села. Несколько тысяч людей взяли в плен, все вокруг сжигали. Историки выделяют несколько причины поражения восстания: силы были неравные; другие древнерусские князья не поддержали Александра Михайловича; велись политические распри между Москвой и Тверью. У Александра Суздальского был свой интерес от военного похода на Тверь. Он получил от хана ярлык на княжение во Владимире и Нижнем Новгороде. Через 5 лет Александр умер, и его владениями стал управлять Иван Калита. Итоги и последствия Тверского восстания Во время столкновения тверичи потерпели полное поражение.

Бунт Твери против Орды

За подавление тверского восстания Иван Калита получил от хана Узбека Новгород и Кострому Тверское восстание 1327 года стало следствием недовольства населения Руси гнётом монгольского ига.
Кратко об антиордынском восстании в Твери 15 августа 1327 года в Твери вспыхнуло одно из крупнейших восстаний против золотоордынского ига.
6 причин антиордынского восстания в Твери Антиордынское восстание в Твери (также известное как восстание против Галицко-Волынского княжества) было одним из знаменитых событий в истории России XV.
Восстание в Твери 1327 года: причины, ход событий, итоги и последствия Иван Данилович Калита1 (1325-1340) разромил восстание в Твери, получив за это ярлык на великое княжение.
Туралыкова рать: как Золотая Орда подавила восстание в Твери в 1327 году Под таким названием вошло в историю антиордынское восстание тверитян, возмутившихся в конце лета 1327 года насилием и поборами ханского посла Чолхана (Щелкана, на русский манер).

Антиордынское восстание в Твери в 1327 году и как тверское восстание обернулось пользой для Москвы

Великий князь Александр Михайлович, «видя озлобление людии своих» и не будучи в состоянии «их оборонити», призывал их к терпению «трьпети им веляше». Но народ не смог дольше выносить притеснения Чол-хана и выжидал лишь удобное время для того, чтобы поднять восстание «и сего не трьпяще, тферичи искаху подобна времени» [1627]. На этом заканчивается первая часть летописного текста, посвященного тверским событиям 1327 г. Далее следует описание самого восстания в Твери, отличающееся по стилю от только что рассмотренной вводной к нему части. Как уже указано, данная вводная часть написана каким-то тверским книжником-летописцем, излагавшим события этого времени и привлекшим в качестве одного из источников запись о том, как были перебиты в 1327 г. Прежде чем переходить непосредственно к анализу этой записи, надо ответить на два вопроса, относящиеся к только что изложенному тексту: 1 какова его общая политическая тенденция?

Летописцу присущи антиордынские настроения. Он возмущается поведением Чол-хана, он с большим сожалением относится к жителям Твери. Но это лишь одна из тенденций, проявившихся в его изложении. Другая тенденция выражена в словах великого князя Александра Михайловича — это мысль о необходимости терпения, о бесполезности и даже вредности открытых активных действий против татар. Такая мысль проводится, как увидим ниже, и дальше, в рассказе о событиях в Твери, имевших место вслед за восстанием 1327 г.

Очевидно, определенная часть феодальных кругов Твери выступала в отношении Орды сторонницей мирной тактики, считала, что надо было добиваться от ордынского хана вывода Чол-хана, а не пытаться расправиться с ним. Это — тактика, объективно означавшая осуждение народного движения. Какие реальные данные можно извлечь из текста Рогожского летописца и Тверского сборника о событиях, непосредственно предшествующих восстанию в Твери 1327 г.? Вряд ли можно найти печать реальности в приводимых летописцем рассуждениях золотоордынских татар о необходимости истребления всех русских князей. Это, вероятно, скорее своеобразное обобщение самим летописцем тех актов убийства в Орде ряда русских князей, которые имели место в начале XIV в.

Но, посылая в Тверь Чол-хана, золотоордынский хан, по-видимому, действительно имел в виду укрепить свою власть на Руси. Передача в управление могущественному ханскому баскаку одного из наиболее крупных политических пунктов Северо-Восточной Руси, выступавшего в это время в качестве возможного центра объединения русских земель, преследовала цель усиления золотоордынского влияния на русских князей, установления за их политикой контроля со стороны хана. Весьма правдоподобны сведения летописи о поведении Чол-хана, занявшего великокняжеский дворец и ставшего как бы над великим князем, хотя власть последнего никем не упразднялась. Столь же правдоподобны данные о том, что политика Чол-хана вызвала всенародное негодование «озлобление» , что сначала это негодование проявлялось лишь в форме жалоб князю — легальной форме выражения народом своего недовольства, — затем возбуждение стало накапливаться, и народ лишь выжидал удобного случая, чтобы выступить открыто против притеснителей. Летописный текст позволяет предполагать, что если не было вполне продуманной, организованной подготовки восстания против золотоордынских ставленников, то во, всяком случае то, что произошло в городе 15 августа 1327 г.

Почва для восстания уже имелась, к нему готовились, нужен был лишь сигнал к выступлению, причем таким сигналом могло послужить малейшее столкновение горожан с татарами. Можно сказать, что народ ждал повода для того, чтобы подняться на борьбу, потому что был готов сделать это и знал, что восстание произойдет. Показательна и позиция великого князя Александра Михайловича. Связанный тем, что над ним нависла чуждая власть, он проявляет политическую беспомощность, бездеятельность и устраняется от активного участия в надвигающихся событиях. Его тактика — это тактика выжидания: он воспользуется плодами восстания, если оно будет удачно, но он отведет от себя гнев хана в случае провала движения указанием на то, что он призывал народ к «терпению» и не принял участия в его действиях.

Переходим к рассмотрению самого движения 15 августа 1327 г. Оно началось рано утром, «как торг сънимается». И место восстания «торг» и время начало торговли очень показательны. Как раз там, где бывает больше всего горожан, и в те часы дня, когда замечается их особенный наплыв, должно было произойти решительное выступление против татар, которого многие, вероятно, ждали. Восстание вспыхнуло, казалось бы, по ничтожному поводу.

Один дьякон, по прозвищу Дудко, вел лошадь «кобылицу младу и зело тучну» к Волге, чтобы напоить ее водой, татары отняли лошадь, дьякон закричал: «О, мужи тферстии, не выдавайте! Весь этот рассказ полон непосредственности. Здесь, как почти можно быть уверенным, нет ничего выдуманного. И в этом простом и как бы протокольном описании событий содержится целая концепция восстания, которую не надо привносить исследователю. Вероятно, ни дьякон, спускавшийся к Волге, ни многие из тех, кто вышел в это утро на торг, не знали, что из-за его молодой кобылицы разыграется кровавая драма.

Но призыв дьякона к тверским «мужам» прозвучал как набат и был ими воспринят как таковой именно потому, что все ждали чего-то такого, что должно поднять народ. Народное терпение было настолько истощено, что скрытый гнев мог прорваться в любой момент наружу. К месту «сечи» подходили все новые люди «сътекошася человеци» , началось было смятение «смятошася людие» , но оно быстро сменилось в какой-то мере организованным народным выступлением. Это произошло потому, что зазвучали приведенные в ход чьими-то руками все имевшиеся в городе колокола «и удариша. И далее, судя по рассказу, действует уже не случайная кучка людей, привлеченная криком ограбленного дьякона, а выступает «град», как организация горожан, принявшая определенное решение на вече, как общенародном собрании «и сташа вечем, и поворотися град весь, и весь народ, в том часе събрася…».

Разбираемый текст содержит, во-первых, рельефное противопоставление поведения татар, расцениваемого автором как полнейший произвол «самовластие» , и тверских горожан, дающих этому произволу единодушный отпор. Столь же рельефно показано нарастание событий и переход их в высшее качество. Если дело началось, со столкновения с иноземными насильниками части горожан, заступившихся за своего земляка, и это столкновение грозило перейти в стихийно ширившееся, но беспорядочное побоище, то в ходе движения оно принимает характер общенародного движения, направляемого вечем и проходящего под определенными лозунгами. Эти лозунги, подготовленные, как можно думать, еще раньше, а сейчас выдвинутые на вечевом собрании, призывали к уничтожению всех татар, вплоть до самого Чол-хана. Из приведенных слов ясно, что избиение татар было делом не просто возбужденной, разошедшейся и не знавшей удержу толпы.

Автор описания тверских событий 15 августа 1327 г. И производилась расправа, как можно судить по приведенному тексту, не беспорядочно, а в соответствии с каким-то, хотя и в весьма общих чертах, намеченным планом, «по ряду», т. Этот план, конечно, повторяю, лишь в самых грубых контурах определявший линии восстания, предусматривал, чтобы в конце концов не осталось никого из татар, кто мог бы сообщить в Орду о случившемся «не оставиша и вестоноши». И только пастухи, пасшие конские стада в окрестностях Твери, воспользовавшись наиболее быстроходными конями, ускакали на них в Орду и Москву, принеся туда весть об убийстве Чол-хана «…иже на поли пастуси стадо коневое пасущей, тии похватавше лучшей жеребци, и скоро бежаша на Москву и тамо возвестиша кончину Шевкалову». На этом заканчивается рассказ современника о тверском восстании 15 августа 1327 г.

Другой автор, включивший этот рассказ в текст летописного свода, говорит о последующих событиях на Руси. Из Золотой орды была прислана «на землю Русскую» карательная экспедиция «рать» во главе с пятью «темниками», из которых особенный страх внушал народу «воевода» Федорчук. Множество русских людей было перебито татарами, некоторые взяты в плен, Тверь и города Тверской земли сожжены. Тверской великий князь Александр, «не трьпя безбожныя их [татар] крамолы», бежал с семьей в Псков, «оставль княжение Русское и вся отъчствиа своя». Тогда же в Орде был убит князь Иван Ярославич рязанский.

Сокрушаясь по поводу всех этих несчастий, обрушившихся на Русь, летописец в то же время видит в них результат антитатарского восстания тверских горожан, не послушавшихся своего князя, который «трьпети им веляше». Религиозно-моралистический аспект летописного повествования осложняется определенной политической тенденцией в той его части, где автор говорит о Москве и московском князе Иване Даниловиче Калите. Умалчивая об участии последнего в действиях карательной экспедиции, прибывшей из Золотой орды, летописец пишет: «великыи же Спас, милостивыи человеколюбець господь своею милостию заступил благоверного князя великаго Ивана Даниловича и его град Москву и всю его отъчину от иноплеменник, поганых татар». Из летописного контекста следует, что здесь перед нами не просто молитвенное обращение к господу богу, а определенная политическая формула под религиозной оболочкой. Слова «великий милостивый Спас» указывают на Спасский собор в Твери и олицетворяют Тверское княжество как одну из богом хранимых русских земель.

На мой взгляд, в приведенном выше тексте, если сопоставить его с введением к рассказу о тверском восстании, можно уловить примерно такую мысль: бог наказал за грехи русских людей Тверскую землю; тверичи не захотели терпеть этого наказания и восстали; за это их земля еще раз была предана огню и мечу со стороны иноплеменников; но тем самым Тверь искупила грехи русского народа, приняла на себя весь божий гнев, обрушившийся на нее в лице «Федорчуковой рати», и спасла от возмездия всевышнего другие русские земли и прежде всего Москву. В рассматриваемом летописном тексте мы можем вскрыть и религиозную философию, и политическую концепцию. Мы можем найти в нем и осуждение правда, в спокойно-повествовательном тоне инициативы народа, учинившего избиение татар, и косвенное хотя и весьма завуалированное оправдание действий Ивана Калиты, выступившего вместе с татарскими темниками против своих же соотечественников о чем прямо вообще не говорится. Наконец, чувствуется защита летописцем своего собственного тверского князя Александра Михайловича от возможных обвинений и со стороны Орды — в противодействии ей доказывается его непричастность к антитатарскому восстанию и даже отрицательное к нему отношение , и со стороны русских людей — в измене национальному делу указывается, что он не мог. Наконец, внимание летописца устремляется на деятельность тверских князей Константина и Василия Михайловичей по восстановлению Твери после татарского погрома.

В его повествовании здесь опять звучит мотив о Твери как богохранимом городе, о том, что милость «великого Спаса» распространяется на тех, кто «избыл от безбожных татар» и вернулся «по своим местом». Люди, понесшие наказание и теперь «преставшеот тугы», думают о возведении божиих церквей, «дабы в них молитва опять была»[1628]. Когда и в каких кругах могла сложиться такая концепция восстания 1327 г.? Думаю, что при дворе тверских князей, вскоре после того, как Иван Данилович Калита получил ярлык на великокняжеский стол, а Тверь несколько оправилась от татарского погрома. Политические позиции тверских князей были слабы.

В политическом отношении русские правители для утверждения себя во главе областей получали разрешение в Золотой Орде. В первую очередь это происходило на великом княжении Владимирском, для которого требовался ярлык от хана. В начале ига монголы часто посылали на Русь своих специальных чиновников, называвшихся баскаками. Они занимались собиранием дани.

Другие должностные лица численники переписывали людей, чтобы определять размер подати. В результате монголы активно вмешивались в систему административного управления. В первые годы от русских князей ханы требовали присылки военных сил для участия в походах ордынцев. Все эти обстоятельства в целом вызывали недовольство населения.

Особенно сильно оно появлялось, когда монгольские чиновники приезжали в города и бесчинно вели себя. Летом 1327 года один из представителей монгольской знати Чолхан в летописях его имя пишется по-разному, например, Шевкал приехал в Тверь. В то время правитель этого города Александр Михайлович имел великокняжеский ярлык, то есть был главным князем на Руси. В результате в Твери обосновалось достаточно много монголов.

В течение лета они притесняли местных жителей.

Это произошло зимой 1327-1328. Этапы восстания в Твери 1327 года Восстание носило крайне жестокий характер. Жители Твери, уставшие от произвола ордынцев, расправлялись не только с приближенными Щелкана, но и любыми лицами монголо-татарского происхождения, в том числе купцами. Успели убежать только ордынские пастухи.

Они схватили лучших скакунов, добрались на них до Москвы, а потом до Орды, где рассказали о произошедших трагических событиях. Щелкан вместе со свитой был заперт в княжеской резиденции и заживо сожжен. Накануне во дворце спрятались остатки перебитой дружины хана. Они сгорели вместе с другими ордынцами. Участники и руководители восстания В Тверском восстании принимали участие все жители города и окрестностей независимо от сословного статуса.

Это было действительно народное восстание. По поводу того, кто возглавил восстание, существуют 2 противоположных точки зрения: Князь Александр Михайлович. Согласно этой версии, сам тверской князь из династии Рюриковичей встал во главе повстанческого движения. В некоторых летописных источниках указывается, что он лично поджигал Щелкана в княжеской резиденции. Стихийный характер восстания.

Многие историки полагают, что у восстания не было руководителей. Оно носило стихийный характер и представляло собой форму выражения народного гнева. В пользу этой версии говорит тот факт, что князь Александр не мог не понимать, насколько самоубийственным было восстание против многократно превосходящих сил Золотой Орды. Тверской князь Александр Мизайлович В любом случае, даже если Александр Михайлович не призывал напрямую людей к восстанию, он не оказывал должных мер по его подавлению и его симпатии были на стороне народа.

Эти действия и стали решающими для восстания в Твери против Чолхана. Московский князь Иван Калита , узнав о шатком положении Твери, направился в Орду и стал сторонником монголов, дабы завладеть властью на Руси. Узбек обещал ему титул великого князя, сюда же присоединился Александр Васильевич Суздальский. Впоследствии, в 1328 г.

6 причин антиордынского восстания в Твери

Он выгнал великого князя из дворца и сам в нём поселился. Татары, которые были далеки от цивилизации, тут же вызвали волну негодования у местных жителей. Татарские офицеры пользовались привилегиями и вели себя надменно. Они без спроса присваивали себе чужое имущество и творили другие бесчинства. При этом возник конфликт на религиозной почве. Летописи донесли до наших дней рассказы о притеснениях христиан и зверствах. Местное население любило князя Александра Михайловича и нередко обращалось к нему за помощью. Люди предлагали поднять мятеж против татар и изгнать их из княжества. Однако сам князь понимал бесперспективность такого решения. На помощь ордынцам неминуемо пришло бы огромное войско, и тверское восстание было бы жестоко подавлено.

Народное недовольство Летом начали распространятся слухи о планах Чол-хана узурпировать власть в княжестве, а всех русских обратить в ислам. Более того, люди говорили, будто произойти это всё должно на великий праздник Успения, что добавляло драматичности. Эти слухи, возможно, были и неправдивыми, но являлись естественной реакцией на притеснение христиан. Именно они катализировали ненависть в народе, благодаря чему произошло Тверское восстание 1327 года. Князь изначально уговаривал народ подождать. Историки и сейчас спорят о его роли в этих событиях. Одни считают, что именно он начал организованный бунт, другие же - что он только потом присоединился к нему. В пользу последних говорит рассудительность князя, который понимал, что сопротивление без поддержки других княжеств приведёт к ещё большим бедам. Начало восстания К концу лета в народе все больше назревали бунтарские настроения.

Со дня на день мог произойти мятеж. Точкой кипения было 15 августа. Татары из личной охраны Чол-хана решили присвоить лошадь местного священника. Народ вступился за него, и началась перепалка. Дьякон Дудко, судя по всему, также пользовался личным уважением горожан. А оскорбление церковного человека ещё сильнее разозлило русский народ. В итоге свита была перебита. Весь город узнал о беспорядках. Народный гнев выплеснулся на улицы.

Тверичи кинулись громить татар и других ордынцев. Князь Александр теоретически мог подавить бунт своими силами, однако этого делать не стал и присоединился к народу. Гнев народа Татар били повсюду. Уничтожили в том числе и купцов. Это подтверждает именно национальный характер восстания, а не только религиозный или антиправительственный. Татары массово стали бежать в княжеский дворец, где спрятался и сам Чол-хан.

Впоследствии, в 1328 г. Благодаря Тверскому восстанию Тверь перестала быть угрозой для Москвы.

На Руси сократились междоусобицы , стало спокойнее. Московские правители занимали великокняжеский престол до 1360 г.

Датой восстания против ордынцев стало 15 августа 1327 года. Напуганные выступлением горожан, Чолхан и его свита укрылись в княжеском дворце, где их заживо сожгли. В Твери перебили всех татар и ордынских купцов.

Поводом к восстанию народа в Твери стала попытка татар из свиты Чолхана отобрать лошадь у священника Дудко. Подробное изложение событий восстания можно прочитать в Тверском сборнике и в Рогожском летописце. Некоторые летописцы считали зачинщиком восстания князя Александра. Восстание в Твери в 1327 год. Действия Ивана Калиты Московский князь решил вмешаться в конфликт ордынцев и тверичей.

Его интересовал великокняжеский престол во Владимире. В случае успеха он значительно повышал свой статус относительно других князей. Иван Калита съездил в Золотую Орду к хану Узбеку и предложил помощь в подавлении бунта. Хан дал ему войско из 50 тыс.

Оно стало примером сопротивления и вдохновило многих других князей и народов на борьбу за свободу. Исторический контекст и причины восстания В конце XIV века в Великом княжестве Тверском насчитывалось множество неразрешенных социальных и экономических проблем, которые стали катализаторами антиордынского восстания. Эти проблемы в значительной мере были вызваны внешней политикой Золотой Орды в отношении Тверского княжества. Главной причиной восстания являлась непосредственная экономическая эксплуатация Тверского княжества Золотой Ордой.

Орда требовала от Князя значительные платежи в виде дани и данников, что приводило к истощению ресурсов и населения княжества. Кроме того, ордынцы вмешивались во внутренние дела Тверского княжества, поддерживая конфликты и разжигая недовольство среди знати и простого населения. Второй причиной было усиление централизованной власти Московского княжества, которое стремилось установить контроль над Тверским княжеством. Это вызывало апатию у тверских князей и их знати, которые не видели перспективы своего развития и самостоятельности. Третьей причиной было осадное положение Тверского княжества в связи с постоянными набегами и разорениями ордынцев. Это приводило к бедности населения и обнищанию земель. Вместе с тем, ордынцы вносили насилие, убивали и пленили мирное население. Это все возрастало недовольство и неудовлетворение жителей Тверского княжества властью князя и Золотой Орды.

Таким образом, антиордынское восстание в Твери было результатом непосредственной экономической эксплуатации Золотой Ордой, усиления влияния Московского княжества и осадного положения Тверского княжества. Эти причины вызвали недовольство и разочарование среди населения, что привело к восстанию и его подавлению. Ход восстания и его подавление Антиордынское восстание в Твери было одним из крупнейших и наиболее организованных восстаний в истории Руси. Оно началось в 1327 году после прихода на зачин иностранной династии Ордыгинов на престол Великого княжества Владимирского. Восстание возглавил князь Михаил Тверской, который собрал вокруг себя множество недовольных и негодующих с принятием новой власти. Ход восстания был крайне ожесточенным. Восставшие крестьяне и горожане успешно проводили партизанскую войну против засланных Ордыгинов. Были совершены многочисленные нападения на казаки, городские укрепления и пункты власти Ордыгинов.

§ 2. Народное восстание в Твери в 1327 г.

Разгром повстанцев и последствия 7 великих просветителей Европы Ханская месть Причины и повод Предпосылки. Антиордынское восстание в Твери в 1327 году. Летопись о восстании в твери. 2. причины участия московского князя в подавлении восстания: – соперничество Москвы и Твери за лидерство в русских землях (желание подорвать позиции соперника за лидерство в русских землях); – надежда выслужить у хана ярлык на Великое княжение Владимирское.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий