Нынешнее выступление Набиуллиной в Госдуме своей благостностью резко контрастирует с тем, о чем глава ЦБ говорила на встрече с журналистами 16 февраля.
Набиуллина: за три года новостройки подорожали почти вдвое
Выступление Эльвиры Набиуллиной на пленарном заседании Государственной Думы, посвященном рассмотрению Годового отчета Банка России за 2023 год: + По. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина на пленарном заседании Госдумы представила годовой отчет деятельности регулятора. Глава российского Центробанка Эльвира Набиуллина заявила в ходе выступления в Госдуме в понедельник о необходимости избегать повышения инфляции, принимая меры по развитию экономики. В четверг, 9 ноября, председатель Центрального банка (ЦБ) Эльвира Набиуллина выступила на совместном заседании комитетов Госдумы по финансовой политике, по бюджету и налогам и по экономической политике. Выступление Набиуллиной в Государственной Думе. Показать еще. 26 классов.
Главное из выступления Эльвиры Набиуллиной на пленарном заседании Государственной Думы
Я рассматриваю увеличение пенсионного возраста как разновидность социального преступления! И никто не ставит вопрос об элиминировании данного закона. Только кандидат в президенты от КПРФ Николай Харитонов ставил в своей предвыборной программе вопрос об отмене пенсионной реформы. Но его предложение «заболтали» - никто не стал акцентировать тему отмены пенсионной реформы. А ведь в стране имелись «социальные» экономисты, которые категорически выступали против повышения пенсионного возраста. Фактически Банк России сделал всё, чтобы сдерживать экономический рост.
Центробанк вносил и вносит основополагающую лепту в торможение экономического роста и в нивелирование качества роста. Все наши новоиспечённые прогнозисты стали утверждать, что нужно увеличить качество экономического роста и развития. А какое качество развития при столь высокой процентной ставке? Она-то и убивает качество развития и структуру инвестиций, соотношение между спекулятивным и реальным сектором. Более того, высокая процентная ставка исключает банки из полноценного воспроизводственно-капиталистического процесса.
И это крайне плохо. Они продолжают играть в капитализм, притом, спекулятивный капитализм, который направляет потоки на определённые кланы, а не на службу народу. Гибельность такой траектории развития разъяснял ещё с середины 1990-ых гг. Сергей Глазьев. Однако Председатель ГД Вячеслав Володин отметил роль Центробанка в стабилизации финансовой системы страны в условиях санкционного давления.
Самые главные удары были направлены именно на банковский сектор. Финансовая система не только выстояла, но и стала еще сильнее. И вот здесь заслуга руководства Центрального банка», — заявил председатель ГД.
Мнение экономиста Набиуллина отметила, что рост цен на нефть и другие факторы также сыграли роль в стабилизации курса рубля.
Однако влияние денежно-кредитной политики было основным, в том числе за счет увеличения привлекательности рубля как средства сбережения. Это значит, что курс рубля пока будет стабильным; Пока высокая ключевая ставка, можно открыть выгодный вклад под высокие проценты. Это можно сделать на нашем сайте здесь ; Также на нашем сайте можно следить за курсом валют в режиме онлайн; Больше финансовых новостей читайте в нашем Телеграм-канале. Кредитная карта «111 дней на любые покупки» 111 дней без процентов, до 1 000 000 Оформить карту Обнаружили ошибку?
Ru» собрала главные заявления главы ЦБ. Главная проблема экономики России Председатель Банка России Эльвира Набиуллина назвала дефицит рабочей силы главной проблемой российской экономики. Такую оценку она дала в ходе совместного заседания комитетов Госдумы по финансовому рынку, по бюджету и налогам и по экономической политике.
Другое Выступление Эльвиры Набиуллиной в Госдуме. Главное 9 ноября председатель Центрального банка ЦБ Эльвира Набиуллина выступила на совместном заседании комитетов Госдумы по финансовой политике, по бюджету и налогам и по экономической политике.
Основные тезисы ее речи — в подборке «Ъ».
Инфляция, ключевая ставка, курс рубля: главные тезисы выступления Набиуллиной в Госдуме
Под угрозой оказываются самые незащищенные группы населения. Спасибо, что читаете «Капитал страны»! При этом с начала года ставка уже поднялась на 3,25 процентных пункта, но это не помешало инфляции продолжить рост. Набиуллина предупредила, что ставка будет находиться на высоком уровне весь 2022 год.
Депутаты заверили: они продолжают политику поддержки центральной власти, в том числе Центробанка. Надо бороться с инфляцией, инфляция — это налог на бедных. Да, высокая ставка опасна для бизнеса, но Россия показывает хорошие темпы развития экономики», — рассказал Свистунов на встрече с журналистами.
Тем не менее даже у лояльного либерально-демократического фланга вопросы к ЦБ появились. И непростые — депутаты недовольны работой ЦБ в новых регионах. О чем спросили Набиуллину В самом начале своего выступления Эльвира Набиуллина отчиталась о работе Центробанка. По ее словам, решение о повышении ключевой ставки действительно было вызвано риском роста инфляции, что особенно сильно ударило бы по наименее защищенным слоям населения. В целом Набиуллина позитивно оценила работу банка и перешла к вопросам депутатов. На рынке новостроек образовался ценовой пузырь», — сразу заговорила о насущной проблеме Ольга Алимова, депутат от КПРФ.
Эльвира Набиуллина напомнила позицию ЦБ, что льготная ипотека должна применяться гражданином единожды для приобретения жилья. Однако банк совместно с Минфином готов рассмотреть варианты адресной целевой ипотеки. По словам Набиуллиной, ЦБ готов поддержать любые методы в борьбе с мошенниками, однако системы антифрод-защиты должны внедряться на уровне банков.
Но в ваших вопросах вы справедливо отмечали, что потенциал, который мы предусматривали, он значительно больше. Что нужно, чтобы наши стимулы были использованы в полной мере? Нам кажется, важно, чтобы они, как это и задумывалось изначально, плотнее сочетались с инструментами господдержки. То есть чтобы проект, который соответствует таксономии Правительства, приоритетно получал субсидии, налоговые льготы, госгарантии. Будем это обсуждать с Правительством. Для финансирования инвестиций нужны длинные ресурсы для финансовых организаций. Для банков — это безотзывные сертификаты, для негосударственных пенсионных фондов — программа долгосрочных сбережений, для инвестиционных фондов — инвестиционные счета нового, третьего типа, для страховых компаний — долевое страхование жизни. То есть в каждом секторе финансового рынка надо удлинять средства, и меры для этого предусмотрены. Мы предлагаем вам обсудить и дополнительные стимулы. По рублевым вкладам от трех лет, то есть по длинным вкладам, а также безотзывным сберегательным сертификатам снизить взносы банков в систему страхования, чтобы они могли по ним предлагать более выгодные условия. И в части длинных денег вкладчиков увеличить лимит страхового возмещения с нынешних 1,4 до 2 млн рублей, а если вклад оформлен долгосрочным безотзывным сертификатом — до 2,8 млн рублей как об этом сказал Президент в своем Послании Федеральному собранию. Мы видим, что рынок капитала снова становится значимым источником ресурсов для реального сектора. Возобновились первоначальные размещения акций; более того, прошлый год по объемам размещений стал самым успешным для внутреннего рынка за 12 лет: за год число активных инвесторов выросло в полтора раза, приток новых денег на рынок ценных бумаг превысил 1,3 трлн рублей. С помощью различных мер мы начали решать проблему активов российских инвесторов, которые были заморожены в иностранной инфраструктуре. По итогам прошлого года восстановлен доступ к активам на сумму свыше 3 трлн рублей. Эти меры затронули не менее 2,5 млн российских инвесторов. И мы продолжаем эту работу также вместе с Правительством. Теперь о расчетах и платежах. Такой рост говорит о доверии граждан к безналичным платежам, об их удобстве и востребованности. Важно, что, несмотря на все жесточайшие санкции, люди не почувствовали никаких трудностей в платежах внутри страны. Развивается вся линейка платежных инструментов — это и карты «Мир», и Система быстрых платежей, и собственные платежные сервисы банков. В Системе быстрых платежей мы снова увидели кратный рост операций. Надо сказать, что переводами через нее пользуется каждый второй житель нашей страны, а оплачивает покупки через СБП каждый третий. Совсем недавно этой системы не было совсем. С начала апреля для банков стал обязательным сервис платежей через СБП между юридическими лицами. В этом году мы расширим возможности оплаты услуг в бюджетную систему. Например, через СБП можно будет оплатить детские сады, билеты в театр. Люди смогут сэкономить на комиссиях, так как все платежи через СБП для граждан бесплатны. В наших планах также введение универсального QR-кода, чтобы люди сами выбирали, через какой банк платить. Обмен финансовой информацией внутри страны перешел в основном в нашу Систему передачи финансовых сообщений. СПФС стала гораздо активнее использоваться и для внешних расчетов. Всего к ней присоединились, к нашей системе, более 160 иностранных участников из 20 стран. Кроме того, мы расширяли корреспондентскую сеть с банками из дружественных стран, продолжали создавать условия для расчетов в национальных валютах. В них теперь производится две трети расчетов за экспорт и импорт. Доллар и евро перестали быть основными валютами в российской внешней торговле. Все это элементы новой, устойчивой к санкциям инфраструктуры трансграничных расчетов. Но еще, конечно, предстоит большая работа с нашими ключевыми партнерами. В августе прошлого года, после того как были приняты необходимые законы, мы начали пилот с реальными цифровыми рублями. Тестируем базовые операции — открытие и пополнение цифровых кошельков, переводы между гражданами, оплату, простые смарт-контракты. Планируем постепенно расширять круг участников пилота и функционал платформы цифрового рубля. По результатам пилотирования определимся со сроками масштабирования цифрового рубля, но это, по нашим оценкам, будет не ранее 2025 года. Уже сейчас со странами, которые создают аналогичные платформы, ведем диалог о возможности трансграничных операций в цифровых валютах центральных банков. Здесь важна не только их техническая, но и политическая готовность. Столь же активно, как платежи, развивается применение финансовых технологий. Мы видим, что устойчиво растет востребованность со стороны людей услуг Цифрового профиля. За прошлый год граждане стали пользоваться этим сервисом в два раза чаще: они оформили более 30 млн кредитов, страховок, других услуг без лишних справок и сложных анкет, пользуясь этой системой. Мы начали обсуждать подходы к регулированию применения искусственного интеллекта. Эта технология быстро проникает во все сферы жизни, и мы хотим, чтобы финансовые организации использовали ее открыто, безопасно и ответственно, на благо клиентам. Уважаемые депутаты, я благодарна вам за постоянное внимание к теме защиты прав и интересов потребителей финансовых услуг, борьбы с мошенничеством. В минувшем году Государственная Дума приняла более десяти законов в этой сфере. Сейчас большое несчастье в Оренбургской области, и мы рассчитываем, что людям поможет закон о кредитных каникулах, который вы приняли в прошлом году. Уже поступили сотни обращений от пострадавших от паводка, на сегодняшний день более 200 кредитных каникул банки успели оформить. Мы рекомендовали банкам рассматривать обращения в упрощенном порядке, понимая, что людям сейчас не до сбора разных справок. Будем внимательно за этим следить и контролировать. Уже работает важный закон о полной стоимости кредита. В этот показатель, очень важный для людей, теперь включаются все дополнительные услуги и платежи, которые раньше оставались за кадром, потому что как бы были добровольные. Увеличился период охлаждения, когда можно вернуть деньги за навязанные услуги.
Как следует из материалов к заседанию, предусмотрен также содоклад главы комитета по финансовому рынку Госдумы Анатолия Аксакова, ответы на вопросы от представителей фракций. Для определения траектории ДКП на прогнозный период до 2025 г. В базовом сценарии ЦБ предполагает, что введенные против российской экономики ограничения сохранятся на прогнозном горизонте, процесс подстройки экономики к ним может занять до полутора лет.
Набиуллина предрекла экономике РФ непростые реформы из-за санкций
О том, как ощущал себя финансовый сектор и как кризисная ситуация продолжает отражаться на экономике России, глава Банка России Эльвира Набиуллина рассказала сегодня в Госдуме, отчитываясь перед депутатами за 2023 год. Подробности годового отчета Эльвиры Набиуллиной в Госдуме – в сюжете РЕН ТВ. Глава российского Центробанка Эльвира Набиуллина заявила в ходе выступления в Госдуме в понедельник о необходимости избегать повышения инфляции, принимая меры по развитию экономики. Выступление главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной в Госдуме.
Дефицит рабочих рук, повышение ставки и пик инфляции. О чем Набиуллина говорила в Госдуме
Набиуллина пояснила, что для ужесточения ответственности необходимо принимать соответствующий закон. Когда мы обсуждали в Думе эту тему, практически депутаты всех фракций поддержали, что нужно усиливать штрафные санкции. Мы видим, что большие штрафы и их угроза — это действенная мера", — заключила глава ЦБ РФ.
О чрезмерной жёсткости политики Банка России заявила позднее «Абзацу» и присутствовавшая на заседании депутат Госдумы Оксана Дмитриева: «Эльвира Набиуллина продолжала настаивать, что повышение ключевой ставки — это борьба с инфляцией, а инфляция — это самое большое зло, от которого страдают предприятия.
При этом она почему-то утверждала, что влияние на торможение экономического роста минимальное, а главный лимитирующий фактор — не средства на инвестиции, а кадры. Такая вот логическая цепочка, имеющая серьёзные противоречия и изъяны. Меня это не убедило».
В этих условиях риски таких проектов должны делить и банки, и сами предприятия, и государство, поэтому, на наш взгляд, должна вырасти роль государственных гарантий. Мы давно обсуждаем и с банковским сектором, что нам надо вернуть в законодательство по-настоящему безотзывные и безусловные госгарантии, на которые могли бы ориентироваться банки. Учитывая потребность именно в долгосрочных ресурсах для структурной трансформации именно нужны долгосрочные ресурсы, а не краткосрочные , конечно, рассчитывать исключительно на банковский сектор невозможно. Банки не могут и не должны быть главным источником длинных денег, а правильнее сказать, долгосрочного финансирования. Нужно увеличивать прямые инвестиции, а не только долговое финансирование. Тем более мы понимаем, что значительная часть предприятий уже и так закредитована. Рост, основанный исключительно на увеличении долговой нагрузки предприятий, который они выдержать не могут, — это путь к кредитному кризису.
Банки дают в долг, они не могут и не должны быть инвестиционными фондами. Но нам критически важны сейчас прямые инвестиции и по-настоящему долгосрочное финансирование. Это как раз развитие рынка капитала, где риск на себя принимают инвесторы, которые вкладывают свои сбережения на длительные сроки, а не банки, которым в каждый момент необходимо обеспечивать ликвидность и возврат депозитов вкладчиков. И речь идет как о долговом финансировании в виде облигаций мы видим, как этот рынок бурно развивался, и сейчас это значительная часть, когда предприятия могут привлекать заемное финансирование , так и о долевом финансировании через размещение акций. Акционерный капитал в форме реинвестированной нераспределенной прибыли компаний или новые размещения — это, конечно, важный фактор для роста бизнеса. Поэтому развитие рынка капитала и долевого финансирования, которое у нас не очень развито, будет одним из приоритетов на ближайшие годы. Для этого важно расширение спроса и предложения на рынке ценных бумаг.
Что касается предложения на рынке ценных бумаг, то пока бизнес это не очень активно использует как инструмент финансирования. Если мы посмотрим на российский рынок капитала, то на нем представлены компании более узкого набора отраслей, чем, например, в структуре российского ВВП. То есть многие компании просто не представлены на рынке акций. И более того, те компании, которые уже размещают акции, в основном пускают небольшой объем акций в свободное обращение. Мы посмотрели по другим странам — в большинстве стран, и в странах развивающихся, конечно, этот объем гораздо больше. То есть нужно принять меры, чтобы стимулировать и число, и объем разнообразных ценных бумаг, доступных для выбора инвесторов, а пока он не очень велик. Набор инструментов, который доступен на российском рынке, тоже должен развиваться.
Поэтому мы много внимания уделяем развитию цифровых финансовых активов. Вчера мы выпустили доклады по децентрализованным финансам и по цифровым финансовым активам, чтобы обсудить перспективы и риски для нашего рынка. Понимая и риски, которые с этим связаны, но и преимущества, для того чтобы нам дальше более активно двигаться по этому направлению. Другая сторона развития рынка капитала — спрос на российские ценные бумаги. И чтобы спрос на ценные бумаги был а в принципе наше население, мы это видели в последние годы, готово инвестировать и вышло на рынок капитала, многие даже называли это бумом розничного инвестора , необходимо восстановление доверия частных инвесторов. Чтобы они продолжали инвестировать после тех шоков, которые рынок капитала тоже в этом году испытал. Поэтому мы сейчас очень активно обсуждаем разные варианты, меры для того, чтобы решить проблему замороженных активов для инвесторов.
С другой стороны, нужно создать те инструменты долгосрочных вложений, которые будут пользоваться доверием инвесторов. Мы поддерживаем идею введения третьего типа индивидуальных инвестиционных счетов — этот инструмент позволит делать инвестиции на горизонте 10 лет. Это, конечно, для предприятий будет важный ресурс. Важно развитие сферы доверительного управления, когда граждане не один на один сталкиваются с фондовым рынком, а передают в управление свои инвестиции профессионалам, профессиональным финансовым посредникам. Требуется и повышение роли институциональных инвесторов, включая негосударственные пенсионные фонды. И в целом должна возрасти роль долгосрочных сбережений граждан в инвестициях. На наш взгляд, этому будет способствовать и система гарантирования негосударственных пенсионных фондов, и создание стимулов для граждан формировать долгосрочные пенсионные накопления, и поддержка корпоративных систем добровольных накоплений.
Еще об одном аспекте хотела сказать. Мы, когда произошли эти шоки, закрыли большой объем информации финансовых институтов. Но для того, чтобы финансовый рынок работал активно и чтобы инвесторы могли принимать инвестиционные решения, конечно, нужен возврат к раскрытию информации финансовыми и нефинансовыми организациями, кроме той информации, которая повышает чувствительность к санкциям. Мы готовимся к тому, чтобы начать давать больше информации, чтобы инвесторы могли принимать решения. Кроме того, мы работаем сейчас над созданием собственных отечественных финансовых и товарных индикаторов, которые требуются для заключения сделок, для принятия инвестиционных решений широким кругом участников. Со стороны внешнеэкономической деятельности критически важны международные платежи и расчеты. По этой системе расчетов и платежей прицельно бьют санкции.
Вторичных санкций, естественно, боятся наши партнеры. Мы выстраиваем отношения на двусторонней основе, стараясь снижать санкционные риски для партнеров. Это очень непросто, потому что есть много индивидуальных нюансов в разных странах, по каждой стране, но это не невозможно. И цифровые валюты, которые мы развиваем у себя, партнеры развивают у себя, тоже могут стать фактором расшивки узких мест. Но основной путь решения проблем с внешнеэкономическими платежами — это укрепление доверия к рублю. Мы видим, когда мы переходим на национальные валюты, партнеры обращают внимание на устойчивость рубля, а устойчивость рубля в их глазах — это низкая инфляция.
Депутаты заверили: они продолжают политику поддержки центральной власти, в том числе Центробанка.
Надо бороться с инфляцией, инфляция — это налог на бедных. Да, высокая ставка опасна для бизнеса, но Россия показывает хорошие темпы развития экономики», — рассказал Свистунов на встрече с журналистами. Тем не менее даже у лояльного либерально-демократического фланга вопросы к ЦБ появились. И непростые — депутаты недовольны работой ЦБ в новых регионах. О чем спросили Набиуллину В самом начале своего выступления Эльвира Набиуллина отчиталась о работе Центробанка. По ее словам, решение о повышении ключевой ставки действительно было вызвано риском роста инфляции, что особенно сильно ударило бы по наименее защищенным слоям населения. В целом Набиуллина позитивно оценила работу банка и перешла к вопросам депутатов.
На рынке новостроек образовался ценовой пузырь», — сразу заговорила о насущной проблеме Ольга Алимова, депутат от КПРФ. Эльвира Набиуллина напомнила позицию ЦБ, что льготная ипотека должна применяться гражданином единожды для приобретения жилья. Однако банк совместно с Минфином готов рассмотреть варианты адресной целевой ипотеки. По словам Набиуллиной, ЦБ готов поддержать любые методы в борьбе с мошенниками, однако системы антифрод-защиты должны внедряться на уровне банков.
Извините, но так надо. Набиуллина готовит россиян к высоким ценам: что нас ждёт
Дефицит рабочих рук, повышение ставки и пик инфляции. О чем Набиуллина говорила в Госдуме | Устанавливая высокую ключевую ставку, Центральный банк защищает реальные доходы граждан, заявила в ходе выступления в Госдуме глава Банка России Эльвира Набиуллина. |
7 тезисов из выступления Набиуллиной в Госдуме | Выступление Набиуллиной в Государственной Думе. Показать еще. 26 классов. |
«Деньги вернут, потери компенсируют»: Набиуллина отчиталась перед Госдумой
Набиуллина Э. По ипотеке. Программы льготной ипотеки, когда вы говорите, что несколько квартир сразу применяются, но сами параметры устанавливаются с правительством, мы обсуждаем, и именно позиция Центрального банка была, мы всегда настаивали, что льготной ипотекой человек должен воспользоваться один раз для покупки одной квартиры. Это была позиция Центрального банка, и есть. Теперь в целом по проблеме. Я разделяю абсолютно вашу озабоченность с тем, что ситуация на рынке ипотеки должна приводить к улучшению доступности жилья, а не ценовым пузырям, потому что выгоды от низких ставок, они не должны съедаться ростом цен, как это происходит. И по сути дела низкий процент, но увеличилась стоимость жилья, и увеличился объём кредитов, и люди тогда должны большие суммы, и это большая долговая нагрузка. И мы видим, что за четыре года вот такой массовой льготной ипотеки средние цены квартир выросли где-то в два раза на первичном рынке, это не увеличивает доступность, а зарплаты и доходы где-то в полтора раза, то есть рост цен на жильё опережает доходы. И поэтому наша позиция, вы помните, и в прошлый раз мы обсуждали, такая, что льготные программы должны быть адресными, адресными и направленными как раз на защиту тех, кто в них нуждается. При этом надо стремиться к тому, чтобы рыночная ипотека была доступной, без льгот.
Я уже приводила пример вот 17-го, 18-го года, когда она начала расти. Для этого как раз нужно уменьшение инфляции. Что касается ситуации застройщиков. Мы тоже смотрим, безусловно, за ней. В принципе они накопили неплохую финансовую подушку, потому что цены росли, и у них прибыль кратно выросла за четыре года. Мы здесь считаем, что у них есть возможность и для сокращения цен на жильё. Они могут это выдержать. При этом проектное финансирование, которое применяют банки, оно как раз позволяет лучше контролировать финансовые потоки. И в целом по ипотеке сейчас работает межведомственная рабочая группа, Минфин отвечает за выработку параметров.
Мы активно участвуем и, конечно, будем готовы это обсуждать, но нам нужно как раз перейти от массовой ипотеки к адресным, помогать тем, кому это нужно. Бабич И. В прогнозах Центрального банка ключевая ставка снизится в рамках полутора-двух лет до 7-8 процентов и будет оставаться примерно в этих значениях, целевые показатели инфляции прогнозируются в рамках 4 процентов на те же периоды. Доходность же выпущенных Минфином облигаций на данный момент составляет 13 с половиной — 13,8 в виде постоянной купонной выплаты сроком погашения в диапазоне 10-17 лет, то есть по некоторым облигациям до 2041 года. По нашим оценкам, это приведёт к огромной дополнительной нагрузке на бюджет и тем самым к необходимости увеличивать налоговую нагрузку на граждан и, возможно, даже к отмене некоторых социальных программ. Как вы считаете, целесообразно ли выпускать бумаги со столь длительными условиями погашения? Может ли Центробанк каким-то образом помочь Минфину уменьшить количество выпускаемых на такой срок облигаций? И как вы считаете, не создают ли такие выпуски… Микрофон отключён. И, конечно, стоимость заимствований, о которой вы говорите, играет важную роль в принятии этих решений.
Но не только это, не только стоимость заимствований, но и необходимость финансирования бюджетных расходов, которые не покрываются его доходной частью или средствами из ФНБ. Насколько мы понимаем, Минфин учитывает рыночную конъюнктуру. Но что касается формирования стоимости заимствований, то, о чём говорили, уважаемый Иван Николаевич, конечно, на это влияют и ожидания будущей инфляции. Вот я напомню, что, когда у нас инфляция была вблизи 4 процентов, то инфляционные ожидания были ниже, были ниже. Ставки ОФЗ были где-то на уровне 8 процентов, а сейчас всё правильно, это 13 процентов и выше. Поэтому наша политика по снижению инфляции, она непосредственно влияет на стоимость заимствований и на их доступность. И, конечно, второй здесь важнейший фактор — это сбалансированность и предсказуемость бюджета. Матвеев М. И я думаю, каждый депутат сталкивался с такими несчастными, плачущими людьми, которые приходят к нему на приём и сами не понимают, как они оказались в такой ситуации, потому что сейчас, в соответствии с законодательством, да, эти микрофинансовые организации могут давать кредиты под 300 процентов годовых, при том, что банковские кредиты даются под 30-40 процентов.
Если вы не хотите вообще убрать с рынка эти микрофинансовые организации, то почему бы не ограничить их процент, ну хотя бы для начала в два раза, допустим, до 150 процентов. Будет ли со стороны Центробанка какое-то движение в этом направлении? Пожалуйста, поясните свою позицию. Я напомню, что с 1 июля 2023 года, то есть еще не прошло года, у нас были снижены потолки для клиентов микрофинансовых организаций, что в день нельзя больше 0,8 процента, а в целом переплата не может составлять 130 процентов. Я скажу, почему это важно, потому что 0,8 процента нельзя просто умножать на количество дней, там получить 292 процента в год, потому что у нас действует вот этот второй ограничитель — 130 процентов от суммы займа, больше не может быть — ни штрафы, ни пени, ни проценты. Будем смотреть, как работает первый этап и, может быть, принимать и вопрос о следующем снижении. Почему здесь нужно действовать аккуратно? Я не раз это говорила, нам важно не допустить того, что если люди не могут взять кредиты ни в банках, ни в микрофинансовых организациях, они идут на черный рынок к черным кредиторам, которые, к сожалению, еще есть, а там никакой защиты нет, никаких ни потолков, ни лимитов и так далее. Мы при этом ужесточаем требования к микрофинансовым организациям для того, чтобы у них не было стимулов давать кредиты по повышенным ставкам, мы также устанавливаем лимиты для высокорискованных заемщиков, повышены резервы по кредитам с высокими ставками для того, чтобы и ставки снижались.
И, кроме того, мы создали, сейчас создаем условия для того чтобы те клиенты, которым раньше банки отказывали, где меньше процентная ставка, могли получать и кредиты в банках. Раньше они были вынуждены всегда идти в микрофинансовые организации, сейчас мы для банков выделили отдельную категорию людей, у которых доходы или показатель долговой нагрузки может быть достаточно высоким — 60 процентов плюс, чтобы они могли брать кредиты до 100 тысяч до одного года. И вот эти наши изменения вступили в силу с апреля 2024 года. Ну и на полях хотела заметить, что в микрофинансовых организациях хотя люди берут кредиты, растёт эта доля, но объём пока 400 миллиардов рублей кредитов физическим лицам тогда, как в банках они получили кредитов на 14 триллионов рублей. То есть по сопоставлению этих двух типов кредиторов для наших граждан. Кумин В. Я думаю, что сегодня в последующих выступлениях прозвучит много добрых слов в отношении Центрального банка и справедливых. Но мы хлеб отбирать не будем у других, а как оппозиция, ответственная оппозиция заострим несколько острых вопросов, на наш взгляд, стоящих перед ЦБ, которые необходимо решать. Сразу хочу сказать, что мы готовы совместно решать указанные ниже вопросы и готовы вместе работать конструктивно.
Первый и, конечно, центральный вопрос для экономики — это ставка, которую пришлось поднять во второй половине года. Я бы охарактеризовал это словом — холодный душ для экономики. То есть мы находимся сейчас под холодным душем. Понятно, что есть объективные причины, Эльвира Сахипзадовна говорила о них в своём выступлении, но я хотел бы сказать о субъективной причине, которой, как нам кажется, не должно быть. Вот представьте себе июль месяц, министр Решетников выступает публично о том, что ему не нравится курс 60, а он бы хотел, чтобы для экспортёров было комфортно и было 80-90. Что начинают в этой ситуации делать граждане олигархи наши? Они начинают делать ставки, как это обычно. Я вот, например, знаю одну компанию, не буду называть её, которая имела корпоративный долг ноль, а после заявления министра в течение полутора месяцев его довела до 10 миллиардов долларов в рублях по фиксированной ставке 7 процентов. При этом, придерживая валюту, не возвращая её сюда, в страну.
А дальше там, где 80-90, там и 100, потому что не одна эта компания так делала, а многие компании. И, слава богу, вовремя это остудили указом президента, в котором, я знаю, Центральный банк принимал участие, но в принципе эта ситуация недопустима. И поэтому здесь встаёт вопрос важнейший координации действий Центрального банка и правительства: как мы будем выходить из-под холодного душа? Потому что, как справедливо указала Счётная палата, если продлится два года, то очень снизится процент накопления нормы капитала, и, соответственно, это противоречит всем принципам, которые изложил президент в Послании и в своей программе. Выходить… естественно, стоять под холодным душем долго — это можно себе там всё отморозить. Поэтому здесь мы предлагаем несколько мер, которые должны быть услышаны, наверное. Первое, как я говорю, координация. И здесь не всё пока гладко, потому что, например, как мы и предполагали, проект таксономии так называемой не заработал, как сказал Анатолий Геннадьевич — «маловато». Три года продолжается дискуссия насчёт банковских гарантий безотзывных, государственных гарантий.
Три года! В этот раз Центральный банк изложил на рабочей группе свою позицию. Мы, например, её поддерживаем. Там всего три пункта, что гарантия должна быть платной, гарантия должна учитывать рейтинг и приоритетность, значит, выдачи, и третье — она должна быть срочной, то есть нельзя её сразу предъявить, а можно, например, предъявить через пять лет по окончании срока действия проекта. Разумные предложения, нормальные предложения. Правительство молчит и ничего по этому поводу не сообщает, воз и ныне там. В ситуации высокой ставки это просто недопустимо. И, конечно, нужен контроль за вывозом капитала. Вот Центральный банк продляет уже несколько раз меру, которая гласит, что человек может перевести на свои счета 1 миллион долларов в месяц.
Вот я рисую портрет такого человека. Я не могу понять, кому нужно переводить 1 миллион долларов США в месяц за рубеж на свои счета. Я понимаю, человек поехал в поездку, оплатил 15, 25 тысяч долларов, но не миллион долларов. Мне кажется, меру надо сократить, она бесполезная, а вместо этого, мы вот рады, что Ольга Васильевна очень занялась так называемым антидроппингом, и вывели крупного игрока, который этим занимался с рынка, и все это знали прекрасно, в трансграничных делах, это большая победа и хорошее достижение. И мы хотим всё-таки, чтобы вы ещё обратили внимание, что он не один, что есть ещё компания такая же с гражданами США во главе. Мы это в запросе в Центральный банк указали в вопросах, мы надеемся получить ответ. Это… С этим нужно беспощадно бороться, это главная мера, потому что эти дропперы трансграничные, они переводят деньги. Вот это вот самый, так сказать, серьёзный вывод капитала, и с этим мы готовы, так сказать, с вами совместно принять меры, чтобы бороться. Значит, да, по санкциям, которые ввели на компанию… на карты «Мир».
Встал, конечно, вопрос центральный о том, что нужны QR-коды и нужен единый QR-код, Ольга Николаевна, и здесь как бы мы вас полностью поддержим. И мы считаем, что его надо ввести, потому что у нас и по внутренним расчётам превратились кассы, как, знаете, холодильник, который, так сказать, накрыт там этими, так сказать, как они называются, наклейками, да, магнитиками: вот «Тинькофф», вот «Сбер», вот ещё что-то. Ну, смешно уже это становится. Поэтому, конечно, мы ждём закон о едином QR-коде. И мы хотели просить, чтобы вы поборолись с так называемыми параллельными рынками, о них шла речь.
Эти законопроекты готовятся ко второму чтению, обсуждаем мы новые инициативы для защиты потребителей. Вы часто обращаете наше внимание на те или иные недобросовестные схемы продаж финансовых продуктов. Мы с ними боремся и видим определенный результат, в том числе по снижению числа жалоб.
Жалобы на мисселинг на недобросовестные продажи сократились в два раза в прошлом году. Ну весь наш опыт последних лет говорит о том, что нужно все-таки повышать штрафы за нарушение прав потребителей финансовых услуг, чтобы нарушать было экономически невыгодно. Сейчас во многих случаях это не так, особенно, например, если банк крупный, и для него миллион рублей - это копеечный штраф, не материальный штраф. Миллионы нарушений, мы выявляли такие случаи, и всего миллион, миллион рублей штрафа. И, на наш взгляд, штраф за обман потребителей, за нечестное обогащение, он должен быть кратно повышен, вплоть до одного процента от капитала, если банк не устраняет нарушения. У нас применяются такие штрафы в сфере антиотмывочного законодательства, на наш взгляд, они сработали хорошо, деньги банки считать умеют. Мы также вместе с вами обсуждаем и регулирование рассрочки. Этим рынком граждане активно пользуются, он развивается очень быстро, и за прошлый год он практически удвоился.
Мы отдаем должное удобству рассрочки, но видим недостаточную прозрачность этого сервиса. И здесь нужно найти баланс. Мы считаем, что вся платная рассрочка, когда гражданин платит за эту рассрочку, должна быть в виде кредита или займа, потому что по сути это кредит и есть, и права потребителя должны быть защищены не хуже, чем права заемщиков в банке. При этом, конечно, разумно сохранить и пространство для небанковских операторов бесплатной рассрочки, но отрегулировать их деятельность таким образом, чтоб потребитель все-таки видел все важные условия рассрочки и мог адекватно их оценить, и общая долговая нагрузка для него не стала неподъемной. Хочу отметить, что в этот раз, при обсуждении нашего отчёта, было меньше вопросов по доступности ОСАГО, но всё же эта тема остаётся в центре общего внимания, есть изменения к лучшему. И если в 2022 году полисы подорожали, хотя и не так сильно, как запчасти, то в прошлом году по самой массовой категории подорожания не было. Средняя, средняя стоимость полисов на легковые автомобили, которые используются в личных целях, оставалась на уровне 7 тысяч 400 рублей. То есть реальная цена с учётом инфляции даже снизилась.
Одновременно в четыре раза сократились жалобы на отказы в оформлении полисов. Вы помните, какая это была большая проблема. Это и результат наших надзорных мер за страховыми компаниями, и эффект от перестраховочного пула, куда страховщики отдают, передают потенциально - убыточные полисы. И крайне важные меры по снижению мошенничества с ОСАГО, которые у нас сейчас принимают региональные рабочие группы, и пользуясь тем, что дистанционно представители регионов здесь есть, хотела бы тоже на это обратить внимание, хотя число регионов с высокими рисками в этой сфере, в сфере мошенничества, сократилось более чем вдвое: с двенадцати до пяти. И перед тем как переходить к завершению, скажу о том вопросе, который вставал на встречах с фракциями, как политика Центрального банка может повлиять на борьбу с бедностью, на снижение неравенства помимо того, что обсуждается с правительством по налогам, по бюджетной поддержке. Возвращусь к тому, с чего начала - это снижение инфляции. Инфляция - это налог на бедных, они больше всего страдают от роста цен, которые съедают и так небольшие их доходы. Это усиление защиты людей от чрезмерной закредитованности.
И я об этом тоже говорила, здесь мы готовы принимать все необходимые меры. Это борьба с мошенничеством на финансовом рынке, так как люди с невысокими доходами оказываются наиболее уязвимыми. Это меры поддержки граждан, которые оказываются в сложных жизненных ситуациях - это кредитные каникулы. Ну вот предстоит решить вопрос комплексного урегулирования задолженности, когда человек берёт кредит сразу в нескольких банках и не может договориться о реструктуризации. Надо развивать финансовые продукты специально для людей с невысокими доходами, такие как социальный счет и социальный вклад. Я напомню, что законопроект об этом разработан в соответствии с рекомендациями Государственной Думы по итогам нашего отчета еще за 2021 год, когда ставки были низкие. Людям с небольшими доходами эта инициатива гарантирует возможность получать достаточно высокие проценты и на остаток по карте в пределах до 50 тысяч рублей, и по вкладу на такую же сумму, а кроме того, делать платежи без комиссий в сумме до 20 тысяч рублей в месяц. И по предварительным оценкам этой дополнительной поддержкой могли бы воспользоваться более 8 миллионов человек.
И, конечно, специальные программы финансовой грамотности, которые снижают риски людей, помогают им правильно ориентироваться на сложном финансовом рынке, использовать возможности финансового рынка для сбережения своих доходов, для приумножения их. Завершая, хочу поблагодарить Государственную Думу, потому что очень много из того, что я сказала, это результат нашей с вами совместной работы. Взвешенная макроэкономическая политика, здоровая и устойчивая финансовая система, законодательство, которое поощряет инновации и защищает потребителей - это работает только вместе. В прошлом году Государственная Дума приняла 57 важных для нас законов, и мы здесь работаем во взаимодействии с правительством, чтобы наши меры создавали условия для устойчивого роста и экономики, и уровня жизни людей. Прошлый год невозможно оценивать в отрыве от 2022 года. За эти два года экономика прошла через кризис и набрала мощный импульс для роста. Вместе с вами мы будем и дальше работать над тем, чтобы финансовый рынок создавал опору для дальнейшего роста экономики, обеспечивал её ресурсами для развития. Я хочу поблагодарить за совместную работу, Центральный банк очень ценит эту совместную работу, мы открыты к диалогам, спасибо за те идеи и предложения, которые от вас поступают, за вопросы, которые вы задаёте и заставляете нас их решать.
И благодарю за внимание. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты, готова ответить на ваши вопросы. Я даже сэкономила немного времени. Спасибо, Эльвира Сахипзадовна. Алимова О. Те же банки, а не застройщики, забирают себе государственные субсидии и ипотечные ставки. Застройщики находятся на проектном финансировании, и чтобы сохранить привычные доходы, создают искусственный дефицит предложений. Почти 50, более даже 50 процентов новостроек стоят пустыми, что объективно ведёт к росту цен.
Теперь к этому добавился рост банкротств подрядчиков, которым выкручивают руки, заставляя кредитоваться под огромные проценты и выполнять требования банков. Таким образом, на рынке новостроек у нас, с одной стороны, образовался ценовой пузырь, с другой стороны, застройщики, потеряв подрядчиков, будут постоянно сдвигать сроки сдачи объектов, что, конечно же, не устроит и тех людей, которые желают приобрести квартиры, банки останутся с плохими активами. Какие мены может предложить... Микрофон отключён. Набиуллина Э. По ипотеке. Программы льготной ипотеки, когда вы говорите, что несколько квартир сразу применяются, но сами параметры устанавливаются с правительством, мы обсуждаем, и именно позиция Центрального банка была, мы всегда настаивали, что льготной ипотекой человек должен воспользоваться один раз для покупки одной квартиры. Это была позиция Центрального банка, и есть.
Теперь в целом по проблеме. Я разделяю абсолютно вашу озабоченность с тем, что ситуация на рынке ипотеки должна приводить к улучшению доступности жилья, а не ценовым пузырям, потому что выгоды от низких ставок, они не должны съедаться ростом цен, как это происходит. И по сути дела низкий процент, но увеличилась стоимость жилья, и увеличился объём кредитов, и люди тогда должны большие суммы, и это большая долговая нагрузка. И мы видим, что за четыре года вот такой массовой льготной ипотеки средние цены квартир выросли где-то в два раза на первичном рынке, это не увеличивает доступность, а зарплаты и доходы где-то в полтора раза, то есть рост цен на жильё опережает доходы. И поэтому наша позиция, вы помните, и в прошлый раз мы обсуждали, такая, что льготные программы должны быть адресными, адресными и направленными как раз на защиту тех, кто в них нуждается. При этом надо стремиться к тому, чтобы рыночная ипотека была доступной, без льгот. Я уже приводила пример вот 17-го, 18-го года, когда она начала расти. Для этого как раз нужно уменьшение инфляции.
Что касается ситуации застройщиков. Мы тоже смотрим, безусловно, за ней. В принципе они накопили неплохую финансовую подушку, потому что цены росли, и у них прибыль кратно выросла за четыре года. Мы здесь считаем, что у них есть возможность и для сокращения цен на жильё. Они могут это выдержать. При этом проектное финансирование, которое применяют банки, оно как раз позволяет лучше контролировать финансовые потоки. И в целом по ипотеке сейчас работает межведомственная рабочая группа, Минфин отвечает за выработку параметров. Мы активно участвуем и, конечно, будем готовы это обсуждать, но нам нужно как раз перейти от массовой ипотеки к адресным, помогать тем, кому это нужно.
Бабич И. В прогнозах Центрального банка ключевая ставка снизится в рамках полутора-двух лет до 7-8 процентов и будет оставаться примерно в этих значениях, целевые показатели инфляции прогнозируются в рамках 4 процентов на те же периоды. Доходность же выпущенных Минфином облигаций на данный момент составляет 13 с половиной - 13,8 в виде постоянной купонной выплаты сроком погашения в диапазоне 10-17 лет, то есть по некоторым облигациям до 2041 года. По нашим оценкам, это приведёт к огромной дополнительной нагрузке на бюджет и тем самым к необходимости увеличивать налоговую нагрузку на граждан и, возможно, даже к отмене некоторых социальных программ. Как вы считаете, целесообразно ли выпускать бумаги со столь длительными условиями погашения? Может ли Центробанк каким-то образом помочь Минфину уменьшить количество выпускаемых на такой срок облигаций? И как вы считаете, не создают ли такие выпуски... И, конечно, стоимость заимствований, о которой вы говорите, играет важную роль в принятии этих решений.
Но не только это, не только стоимость заимствований, но и необходимость финансирования бюджетных расходов, которые не покрываются его доходной частью или средствами из ФНБ. Насколько мы понимаем, Минфин учитывает рыночную конъюнктуру. Но что касается формирования стоимости заимствований, то, о чём говорили, уважаемый Иван Николаевич, конечно, на это влияют и ожидания будущей инфляции. Вот я напомню, что, когда у нас инфляция была вблизи 4 процентов, то инфляционные ожидания были ниже, были ниже. Ставки ОФЗ были где-то на уровне 8 процентов, а сейчас всё правильно, это 13 процентов и выше. Поэтому наша политика по снижению инфляции, она непосредственно влияет на стоимость заимствований и на их доступность. И, конечно, второй здесь важнейший фактор - это сбалансированность и предсказуемость бюджета. Матвеев М.
И я думаю, каждый депутат сталкивался с такими несчастными, плачущими людьми, которые приходят к нему на приём и сами не понимают, как они оказались в такой ситуации, потому что сейчас, в соответствии с законодательством, да, эти микрофинансовые организации могут давать кредиты под 300 процентов годовых, при том, что банковские кредиты даются под 30-40 процентов. Если вы не хотите вообще убрать с рынка эти микрофинансовые организации, то почему бы не ограничить их процент, ну хотя бы для начала в два раза, допустим, до 150 процентов. Будет ли со стороны Центробанка какое-то движение в этом направлении? Пожалуйста, поясните свою позицию. Я напомню, что с 1 июля 2023 года, то есть еще не прошло года, у нас были снижены потолки для клиентов микрофинансовых организаций, что в день нельзя больше 0,8 процента, а в целом переплата не может составлять 130 процентов. Я скажу, почему это важно, потому что 0,8 процента нельзя просто умножать на количество дней, там получить 292 процента в год, потому что у нас действует вот этот второй ограничитель - 130 процентов от суммы займа, больше не может быть - ни штрафы, ни пени, ни проценты.
До этого ЦБ шесть лет подряд был убыточным, в 2016 году получил прибыль в 43,7 миллиарда рублей. Профильные комитеты Госдумы по финансовому рынку, по бюджету и налогам, по экономической политике, по контролю на совместном заседании в понедельник рекомендовали нижней палате парламента принять годовой отчет Центрального банка за прошлый год к сведению, дав ему ряд рекомендаций. В частности, они считают "крайне важным" Банку России совместно с правительством продолжить поддерживать инвестиционную активность. При этом в связи с усилением санкционного давления против РФ усилия и кабмина, и ЦБ "должны быть направлены на повышение устойчивости российской экономики и финансового сектора", считают комитеты.
Но чтобы затормозился маховик инфляции, чтобы экономика переварила рекордный объем уже созданного за 12 месяцев кредита, ключевая ставка некоторое время будет высокой. Но хочу вас заверить, что это залог нормального, стабильного развития в будущем», — заключила глава ЦБ.
«Пик инфляции позади». О чем глава ЦБ заявила во время отчета в Госдуме
Выступление главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной в Госдуме. В четверг в Госдуме с ежегодным отчётом о работе Центробанка выступит Эльвира Набиуллина. LIVE: Выступление Набиуллиной в Государственной Думе. Об этом на пленарном заседании Государственной Думы заявила глава Центробанка Эльвира Набиуллина. На пленарном заседании Госдумы РФ выступила председатель Центрального Банка РФ Эльвира Набиуллина. Об этом заявил 15 ноября «Известиям» депутат Госдумы, член комитета по МСП (малому и среднему предпринимательству) Алексей Говырин, комментируя доклад главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной о денежно-кредитной политике.
Набиуллина назвала навязывание банками финансовых услуг позорным явлением
Анализ её выступления в Госдуме. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина на пленарном заседании Госдумы представила годовой отчет деятельности регулятора. Банковская система России крепко стоит на ногах, быстро реагируя на появившиеся из-за санкций вызовы, заявила председатель ЦБ РФ Эльвира Набиуллина в понедельник, выступая в Госдуме.
Инфляция, ключевая ставка, курс рубля: главные тезисы выступления Набиуллиной в Госдуме
Реакция на кризис Набиуллина отметила, что российская экономика вступает в "непростой период структурных изменений", связанных с санкциями. При этом, несмотря на последствия пандемии и санкции, банковская система РФ "крепко стоит на ногах" и способна выдерживать серьезные удары, пусть запас прочности и распределен неравномерно. Читайте также ЦБ вновь разрешил банкам продавать наличную валюту В ЦБ заявили, что не будут снижать инфляцию "любыми методами" Набиуллина заявила, что ЦБ на фоне санкций может распоряжаться примерно половиной резервов Чтобы помочь банкам, ЦБ ввел ряд беспрецедентных по охвату послаблений: во избежание сокращения капиталов позволил зафиксировать курс и стоимость ценных бумаг, отказался от требований по макронадбавкам по всем видам кредитов для поддержания возможностей кредитования. Позитивный эффект ожидается и от госпрограмм субсидирования с расширением до 0,9 трлн рублей лимита кредитования системообразующих предприятий. ЦБ в условиях кризиса будет следить за инфляцией, но не станет снижать ее любыми методами, чтобы не мешать адаптироваться бизнесу: из-за проблем с цепочками поставок импорта цена конечной продукции неизбежно будет расти. Кризис также потребовал от ЦБ пересмотреть свой подход к будущему банка "Открытие". Банк должен был быть продан, однако подпал под международные санкции, и это потребовало коррекции планов регулятора по выходу из капитала кредитного учреждения. Международные операции Некоторые нерезиденты, рассказала глава ЦБ, пытаются продать свой бизнес в РФ и вывести деньги, используя процедуру возврата ценных бумаг.
Она назвала основной проблемой российской экономики нехватку рабочей силы, допустила еще одно повышение ключевой ставки до конца года и констатировала прохождение пика инфляционного давления. Ru» собрала главные заявления главы ЦБ. Главная проблема экономики России Председатель Банка России Эльвира Набиуллина назвала дефицит рабочей силы главной проблемой российской экономики.
Причем это происходило на резко возросших оборотах. К вечеру они почти удвоились — 184,7 млрд руб. Похожая ситуация с долларом: 138,5 млрд руб. В этом месяце нефтяникам предстоит уплата налога на дополнительный доход НДД , и высокий курс, либо рекомендации чиновников могли побудить их начать продажи раньше обычного. При сохранении такой тенденции рубль может укрепиться до 99,5 за доллар, ожидали они.
Подписаться на Банки. Но чтобы затормозился маховик инфляции, чтобы экономика переварила рекордный объем уже созданного за 12 месяцев кредита, ключевая ставка некоторое время будет высокой.