Правительствующий сенат в Российской империи высший государственный орган, подчиненный императору.
Сенат и коллегии в Российской империи презентация
5 марта 1711 г. | Ответ на вопрос "В Древнем Риме: государственный совет, высший орган власти ", 5 (пять) букв: сенат. |
Правительствующий Сенат Российской империи. К 310-летию создания - Российское историческое общество | высший государственный орган, подчинённый императору и назначаемый им. Учреждён Петром Великим как высший орган государственной власти и законодательства. |
Органы власти и управления Российской империи в 20-70-е годы XVIII в. | Правительствующий сенат — это высший государственный орган исполнительной, законодательной и судебной власти в Российской империи, подчинённый непосредственно императору и им назначаемый. |
Учреждён Сенат | В России до 1917 г. — высший распорядительный, исполнительный и судебный орган, подчиненный императору [5 букв]. |
Правительствующий Сенат Российской Империи
Сенат — высший государственный орган законодательной, исполнительной и судебной власти Российской империи, подчинённый императору и назначаемый им, был учреждён Петром I 22 февраля (5 марта по новому стилю) 1711 года. Как назывался высший государственный орган в России с 1711 по 1917 год подчиненный императору? Сенат — высший государственный орган законодательной, исполнительной и судебной власти Российской империи, подчинённый императору и назначаемый им, был учреждён Петром I 22 февраля 5 марта по новому стилю 1711 года. Сенат — высший государственный орган, подчиненный императору. Учреждён Петром Великим 19 февраля (2 марта) 1711 года как высший орган государственной власти и законодательства. 22 февраля (5 марта) 1711 г. в Петербурге по указу Петра I был учреждён Правительствующий Сенат — высший орган государственной власти и законодательства, подчинённый императору.
Правительствующий Сенат Российской Империи
Еще значения в кроссвордах для слова "СЕНАТ". Высший государственный орган, учрежденный Петром 1. 5 марта (22 февраля по старому стилю) 1711 года по указу Петра I был учреждён Правительствующий Сенат — высший орган государственной власти и законодательства, подчинённый императору. Как высший административный орган в государстве он ведал всеми отраслями государственного управления, осуществлял надзор за правительственным аппаратом и должностными лицами всех уровней. Пожаловаться. Этот день в истории: 5 марта 1711 года указом Петра I учреждён Правительствующий Сенат — высший государственный орган, подчиненный императору. Правительствующий (в 1726–1730 годах – Высокий) Сенат в 1711–1917 годах в зависимости от внутриполитических обстоятельств был высшим органом государственной власти, подчинённым монарху.
Правительствующий Сенат Российской Империи
В первое десятилетие своего существования Сенат, в области гражданского права сдерживаемый авторитетом Соборного уложения 1649 года , в области административного права пользовался широко законодательною властью. В апреле 1714 года состоялось запрещение приносить государю жалобы на несправедливые решения Сената, чем вносилось совершенно новое для России начало; до того времени государю можно было жаловаться на каждое учреждение [8]. Запрещение это было повторено в указе 22 декабря 1718 2 января 1719 года, причём за принесение жалобы на Сенат установлена была смертная казнь [8]. С 1711 по 1714 год местом пребывания Сената была Москва , но иногда на время, в целом или в лице нескольких сенаторов, он переезжал в Петербург , который с 1714 года стал постоянным его местопребыванием; в Москву с тех пор Сенат переезжал только временно, в случае поездок туда Петра на продолжительное время [8]. В Москве осталась часть сенатской канцелярии под названием «канцелярия сенатского правления». Целью этих контор было облегчение сношений Сената и коллегий с Московскими и провинциальными учреждениями и производство мелких текущих дел. Сенат в эпоху Верховного тайного совета и Кабинета 1726—1741 [ править править код ] Учреждённый 8 19 февраля 1726 года Верховный Тайный Совет как при Екатерине I [15] , так и в особенности при Петре II фактически осуществлял все права верховной власти, вследствие чего положение Сената, особенно по сравнению с первым десятилетием его существования, совершенно изменилось [16]. Хотя степень предоставленной Сенату власти, в особенности в первое время правления совета указ 7 18 марта 1726 года [17] , формально не потерпела решительно никаких изменений, а круг предметов его ведомства иногда даже расширялся, но общее значение Сената в системе государственных учреждений очень быстро изменилось уже в силу одного того, что Верховный тайный совет стал над Сенатом. Немалый удар значению Сенату был нанесён и тем, что наиболее влиятельные сенаторы перешли в Верховный совет.
В числе этих сенаторов были президенты трёх первых коллегий военной — А. Меншиков , морской — Ф. Апраксин и иностранной — Г. Головкин , которые становятся до некоторой степени равными Сенату [16]. Ещё важнее была та дезорганизация, которая была внесена Верховным тайным советом во все учреждения Империи. Генерал-прокурор Ягужинский , враг партии, образовавшей Верховный тайный совет, был назначен резидентом в Польшу, и должность генерал-прокурора фактически упразднилась; исполнение её было поручено обер-прокурору Воейкову , не имевшему никакого влияния в Сенате; в марте 1727 года была упразднена должность рекетмейстера. В это же время мало-помалу исчезают и должности фискалов. После той коренной ломки, которой подверглись местные учреждения Петра 1727—1728 , губернское управление пришло в полное расстройство.
При таком положении дел центральные учреждения, в том числе и стоявший во главе их Сенат, утратили всякую действительную силу. Почти лишённый средств надзора и местных исполнительных органов, ослабленный в своём личном составе Сенат продолжал, однако, нести на своих плечах тяжёлый труд мелкой текущей правительственной работы. Титул Правительствующий ещё при Екатерине был признан «неприличным» сенату и заменён титулом «Высокий». Верховный совет требовал от Сената отчётов, запрещал ему производить расходы без разрешения, делал Сенату выговоры, грозил штрафами [18]. Когда замыслы верховников потерпели неудачу и императрица Анна Иоанновна вновь «восприяла» самодержавие , указом 4 15 марта 1730 года Верховный Тайный Совет был упразднён, и Правительствующий сенат восстановлен в прежней силе и достоинстве [19]. Число сенаторов было доведено до 21, причём в состав Сената вошли самые выдающиеся сановники и государственные деятели. Через несколько дней была восстановлена должность рекетмейстера; Сенат снова сосредоточил в своих руках всё управление. Для облегчения Сената и освобождения его от влияния канцелярии он был разделён 1 12 июня 1730 года на 5 департаментов [20] ; задачей их была предварительная подготовка всех дел, которые решаться должны были по-прежнему общим собранием Сената [3].
На самом деле разделение Сената на департаменты не осуществилось. Для надзора над Сенатом Анна Иоанновна сначала думала ограничиться еженедельным представлением ей двух ведомостей, одной — о решённых делах, другой — о делах, которые Сенат без доклада императрице решить не может. Признано было, однако, необходимым восстановить должность генерал-прокурора [16]. Через кабинет восходили к императрице доклады всех учреждений, в том числе и Сената; из него объявлялись высочайшие резолюции. Постепенно участие императрицы в постановлении резолюций уменьшается [21] ; 9 20 июня 1735 года указы, подписанные тремя кабинет-министрами , получают силу именных [22]. Хотя компетенция Сената формально изменена не была, но фактически подчинение кабинет-министрам весьма тяжело отразилось на Сенате даже в первый период существования кабинета до 1735 года , когда он занимался по преимуществу делами иностранной политики [16]. Позже, когда кабинет начал простирать своё влияние и на дела внутреннего управления, постоянные непосредственные сношения кабинета с коллегиями и даже с сенатской канцелярией помимо Сената, понукания за медленность, требования отчётов и реестров решённых и нерешённых дел, наконец, крайнее уменьшение состава сенаторов одно время в Сенате бывали только двое, Новосильцев и Сукин , личности с самою нелестною репутацией довели Сенат до небывалого падения [23]. После указа 9 20 июня 1735 года [22] фактическое господство кабинет-министров над Сенатом приобретает законную основу, и на доклады Сената резолюции кладутся уже от имени кабинета.
После смерти Анны Иоанновны 17 28 октября 1740 года в кабинете были поочерёдно полновластными хозяевами Бирон , Миних и Остерман. Поглощённому борьбою партий кабинету было не до Сената, значение которого поэтому в это время несколько повышается, что выражается, между прочим, в появлении «общих рассуждений» или «генеральных собраний» кабинета с сенатом. В марте 1741 года эта должность была упразднена, но разрешение приносить всеподданнейшие жалобы на Сенат осталось в силе. Сенат при Елизавете Петровне и Петре III [ править править код ] 12 23 декабря 1741 года, вскоре после вступления на престол, Императрица Елизавета издала указ об упразднении кабинета и о восстановлении Правительствующего сената перед тем опять именовавшегося Высоким в его прежней должности [3]. Сенат не только стал верховным органом империи, не подчинённым никакому другому учреждению, не только являлся средоточием суда и всего внутреннего управления, снова подчинив себе военную и морскую коллегии, но нередко совершенно бесконтрольно осуществлял функции верховной власти, принимая меры законодательного характера, разрешая своею властью административные дела, раньше восходившие на утверждение монархов, и присвоив себе даже право самопополнения. Иностранная коллегия осталась, однако, неподчинённою Сенату. Должность генерал-прокурора, которую при Елизавете почти всё время занимал ничем не примечательный князь Трубецкой, отнюдь не подавляла Сенат, хотя и приобрела уже большое значение в общем строе внутреннего управления, так как через генерал-прокурора шла большая часть докладов императрице даже по Св. Синоду [25].
В 1756 году Сенату было подчинено запорожское казачье войско [26]. Учреждение Конференции при Высочайшем дворе 5 16 октября 1756 года сначала мало поколебало значение Сената, так как конференция занималась преимущественно делами иностранной политики; но в 1757—1758 годах начинается постоянное вмешательство конференции в дела внутреннего управления. Сенат, несмотря на свои протесты, оказывается вынужденным отвечать на запросы конференции, исполнять её требования. Устраняя Сенат, конференция начинает непосредственно сноситься с подчинёнными ему местами [27]. Пётр III , вступив на престол 25 декабря 1761 5 января 1762 года, упразднил конференцию, но 18 29 мая 1762 года учредил совет , по отношению к которому Сенат был поставлен в подчинённое положение [28]. Дальнейшее умаление значения Сената выразилось в том, что военная и морская коллегии снова были изъяты из его ведения. Свобода действий Сената в области внутреннего управления была сильно стеснена запрещением «издавать указы, кои в некоторый закон или подтверждение прежних служат» 1762. Сенат при Екатерине II и Павле I [ править править код ] По вступлении на престол императрицы Екатерины II Сенат снова становится высшим учреждением в империи, ибо совет прекращает свою деятельность.
Однако роль Сената в общей системе государственного управления существенно изменяется: Екатерина сильно уронила её ввиду того недоверия, с которым она относилась к тогдашнему Сенату, проникнутому традициями Елизаветинского времени [29]. В 1763 году последовало разделение Сената на 6 департаментов: 1-4й в Санкт-Петербурге и 5-6 в Москве [3]. I департамент занимался внутренними и политическими делами, II — судебными, III — делами по губерниям, находившимся на особом положении — Малороссии , Лифляндия , Эстляндия , Выборгская губерния, Нарва , IV — делами военными и морскими. Из московских департаментов V ведал делами административными, VI — судебными. Все департаменты были признаны в равной силе и достоинстве. По общему правилу, все дела решались в департаментах «единогласно» и лишь за разногласием переносились в общее собрание сенаторов. Эта мера весьма тяжело отразилась на политическом значении Сената: его указы стали исходить не от собрания всех сенаторов что напоминало парламент в его классическом смысле в государстве, а лишь от 3 — 4 лиц, считаться с которыми было гораздо легче. Генерал-прокурор и обер-прокуроры получили гораздо большее влияние на решение дел в Сенате при каждом департаменте, кроме I, с 1763 года был свой обер-прокурор; при I департаменте должность эта была учреждена в 1771 году, а до тех пор её обязанности исполнял генерал-прокурор [28].
В деловом отношении разделение Сената на департаменты принесло громадную пользу, в значительной мере устранив ту невероятную медленность, которой отличалось сенатское делопроизводство. Ещё более чувствительный и осязательный урон значению Сената было нанесён тем, что от него мало-помалу были отняты дела, предоставлявшие действительную государственную важность, и на его долю остались лишь суд и заурядная административная деятельность. Резче всего проявилось устранение Сената от законодательства. Прежде Сенат являлся нормальным законосовещательным органом; в громадном большинстве случаев ему же принадлежала и инициатива принимаемых законодательных мер. При Екатерине все наиболее крупные из них учреждение губерний, жалованные грамоты дворянству и городам и т. Даже от участия в работах Уложенной комиссии Сенат был совершенно отстранён [28] ; ему предоставлено было только, подобно коллегиям и канцеляриям, избрать в комиссию одного депутата. За Сенатом при Екатерине осталось пополнение мелких пробелов в законах, не имеющих политического значения, причём по большей части Сенат представлял свои предположения на утверждение верховной власти. Екатерина, по-видимому, весьма мало доверяла талантам тех, кто заседал в тогдашнем Сенате, прекрасно понимала полную зависимость Сената от его канцелярии и неспособность его при неуклюжих формах его делопроизводства к энергичной, активной работе.
При вступлении на престол Екатерина нашла, что Сенат довёл многие части управления до невозможного беспорядка; нужно было принять самые энергичные меры для его устранения, а Сенат оказывался совершенно к тому непригодным. Поэтому те дела, которым императрица придавала наибольшее значение, она поручала отдельным лицам, пользовавшимся её доверием, — главным образом генерал-прокурору князю Вяземскому , благодаря чему значение генерал-прокурора усилилось до небывалых раньше размеров. Фактически он был как бы министром финансов, юстиции, внутренних дел и государственным контролёром. Во второй половине царствования Екатерины она стала передавать дела и другим лицам, из которых многие соперничали с князем Вяземским по степени делового влияния. Появились целые ведомства, начальники которых непосредственно, минуя Сенат, докладывали императрице, вследствие чего ведомства эти стали совершенно независимыми от Сената.
Духовная коллегия позже была переименована в Святейший правительствующий Синод и выведена из-под юрисдикции Сената с непосредственным подчинением царю Слайд 12 В 1720 г. Каждая коллегия состояла из президента, вице-президента, трех-четырех коллежских советников и четырех коллежских асессоров заседателей , а также включала штат вспомогательного персонала переписчиков, делопроизводителей, регистраторов и т.
Глава Сената - "око государево". Стоял во главе прокуроров и фискалов. Коллегия 1 Группа должностных лиц, образующих административный, совещательный распорядительный орган. Кунсткамера нем. Мануфактура лат. Существовали с середины XVI в. Меркантилизм лат.
В 1720 годах на правах коллегии был образован Главный магистрат, управлявший городским населением. В 1721 году учреждена Духовная коллегия или Синод — рассматривались дела церкви. Абсолютная монархия! Изменения в социальной сфере:.
Высший государственный орган, подчинённый императору и назначаемый им. Учреждён Петром1 в 1711г
Правительствующий сенат в Российской империи — высший государственный орган законодательной, исполнительной и судебной власти Российской империи, подчинённый императору и назначаемый им. Учреждён Петром Великим 19 февраля (2 марта). высший государственный орган в России в 1711-1917 гг., подчинённый императору; учреждён Петром I как высший орган по делам законодательства и государственного управления. В России до 1917 г. — высший распорядительный, исполнительный и судебный орган, подчиненный императору. В России до 1917 г. — высший распорядительный, исполнительный и судебный орган, подчиненный императору. гг., подчинённый императору; учреждён Петром I как высший орган по делам законодательства и государственного управления; с первой половины XIX в. Сенат — высший государственный орган России, подчиненный Императору (с XVII по XX век).
Правительствующий Сенат Российской Империи
Правительствующий сенат, высший государственный орган, подчиненный императору. высший государственный орган, подчинённый императору и назначаемый твлял надзорные функции за деятельностью государственных учреждений. 1711 Г. по 1917 г. – высший государственный орган, подчиненный императору. Прави́тельствующий сена́т в Российской империи — высший государственный орган законосовещательной, исполнительной и судебной власти Российской империи.
Высший орган государственной власти подчиненный императору
The relationship between the section height and section width of a tire expressed as a percentage of section width. Отношение ширины изображения к высоте. Относительное удлинение - термин из области аэродинамики и определяемый длиной профиля, крыла или паруса, разделенной на ширину. The ratio of width to height for the frame of the televised picture. Относительное удлинение The ratio of width over height of an image, 43 for a standard tv image, 169 for wide screen.
Схема органов власти Сперанского. Разделение властей Сперанского схема. Схема реформы государственного управления Сперанского. Проект реформ м. Сперанского схема. Схема управления Император Сенат Синод. Сенат высший судебный орган при Александре 1. Схема Верховной власти. Высшая Верховная власть. Структура федеральных органов исполнительной власти РФ. Структура исполнительной власти РФ схема. Структура федеральных органов исполнительной власти схема. Система исполнительной власти в РФ схема. Структура органов власти Российской империи. Органы государственной власти в Российской империи 1906. Структура государственной власти Российской империи. Органы гос власти в начале 20 века в России. Система органов государственной власти по проекту м. Высшие органы государственной власти по проекту Сперанского. Структура гос власти по проекту Сперанского. Структура органов власти по Сперанскому. Схема управления России в начале 20 века. Схема политическая система Российской империи в начале 20 века. Схема государственного управления Российской империи в начале 20 века. Органы Верховного управления в первой половине 19 века. Органы подчинённого управления первой половины 19 века. Органы управления. Система органов государственной власти Конституции 1993. Структура органов гос власти РФ схема. Структура высшей государственной власти в Российской Федерации. Структура высших органов гос власти в РФ. Структура нижней палаты парламента РФ. Составьте схему: «структура правительства РФ». Федеральное собрание парламент РФ структура. Федеральное собрание парламент РФ схема. Высшие органы власти и управления при Петре 1. Система органов власти при Петре. Схема центральных органов власти при Петре 1. Правительство РФ высший исполнительный орган государственной власти. Правительство РФ исполнительная власть. Структура Сената при Петре 1 состав. Структура Сената при Петре 1 схема. Структура Сената при Петре. Сенат 18 века структура. Система управления государством при Петре 1. Схема системы управления после реформ Петра. Схема управления государством при Петре 1. Иерархия власти при Петре 1. Схема органов гос власти после революции 1905 года. Органы государственной власти после революции 1905 года схема. Государственное устройство России после 1905. Органы власти Российской империи. Структура органов власти РФ 2022. Схема органов государственной власти РФ. Структура государства РФ Разделение властей. Схема президент РФ В системе органов государственной власти. Органы власти причалександре 1. Органы власти при Александре 1. Система государственного управления после Петра 1. Схема государственного устройства при Петре 1. Реформы органов власти и управления Петра 1. Схема управления при Петре 1. Схема управления России в 19 веке. Схема гос управление 19 века. Схема управления Российской империи 19 века. Схема управления России в начале 19 века. Система органов государственной власти после революции 1905 года. Система органов государственной власти 1905 - 1907. Высшие органы гос власти в 1905 года. Система органов государственной власти 1906. Конституционная монархия в России после революции 1905. Схема управления России после революции 1905. Высшие органы государственной власти после революции 1917. Федеральное собрание статьи. Полномочия органов государственной власти РФ. Федеральное собрание Российской Федерации схема. Федеральное собрание таблица.
Постоянные отлучки Петра I из страны мешали ему заниматься текущими делами управления. Что за орган заменил Боярскую думу при Петре I после 1804 г? СенатВслед за организацией губерний в 1711 г.
Пётр I во время своих постоянных отлучек, часто мешавших ему заниматься текущими делами управления, неоднократно вручал дела нескольким избранным лицам, от которых требовал, чтобы они, не обращаясь к нему ни за какими разъяснениями, вершили дела, как им дать ответ в день судный. Сначала такие полномочия носили характер временного личного поручения; но 19 февраля 2 марта 1711 года они были возложены на созданное при этом учреждение, получившее имя Правительствующий Сенат. Основанный Петром Сенат не представлял ни малейшего сходства с иностранными учреждениями того же имени и отвечал своеобразным условиям русской государственной жизни того времени. Степень предоставленной Сенату власти определялась тем, что Сенат был учрежден вместо его царского величества собственной персоны. В указе 2 13 марта 1711 года Пётр говорит: «мы определили управительный Сенат, которому всяк и их указам да будет послушен, как нам самому, под жестоким наказанием, или и смертью, смотря по вине». При отсутствии в то время разделения дел на судебные, административные и законодательные и ввиду того, что на разрешение монарха, которого заменял Сенат, постоянно восходили даже самые незначительные дела текущего управления, круг ведомства Сената не мог получить сколько-нибудь определённых очертаний. В указе, изданном несколько дней после учреждения Сената, Пётр определяет, что по отбытии его Сенату следует делать: «суд имеет нелицемерный, расходов напрасные отставить; денег как можно больше собрать; дворян собрать молодых; вексели исправить; а соли стараться отдать на откуп; торг китайский и персидский умножить; армян приласкать; учинить фискалов».
Термины при Петре I. ЕГЭ по истории.
Реформа — преобразование, изменение, переустройство в какой-либо сфере общества. Меркантилизм — политика, направленная на преобладание вывоза товаров из страны над ввозом с целью концентрации средств внутри страны. Гвардия — отборная, привилегированная часть войск. В России создана Петром I в 90-х гг. XVII в. Империя — монархическое государство во главе с императором, имеет колониальные владения. Синод — в России в 1721—1917 гг. Занимался вопросами духовной жизни и церковного управления после отмены патриаршества. Крепостная мануфактура — мануфактура, обслуживаемая трудом крепостных крестьян и работников.
Паспортная система — совокупность правил, определяющих порядок выдачи, обмена и изъятии паспортов как единых документов. Учреждена указом Петра I от 24 января 4 февраля 1722 года «Табель о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных. Фискалы — должность, учреждённая Петром Великим. Прокурор — главный судебный представитель обвинения.
Таким образом к Сенату отошло «писание в чины», то есть назначение на все военные и гражданские должности, заведование всем служилым сословием , ведение ему списков, производство смотров и наблюдение за неукрывательством от службы. В 1721—1722 годах разрядный стол был преобразован сначала в разборную канцелярию , также состоявшую при Сенате, а 5 16 февраля 1722 года назначен при Сенате герольдмейстер , ведавший при посредстве герольдмейстерской конторы служилое сословие [3]. При Сенате состоял обер-фискал впоследствии генерал-фискал с четырьмя помощниками, в каждой губернии — провинциал-фискал с тремя помощниками, во всяком городе — один или два городовых фискала. Несмотря на злоупотребления, с которыми неразрывно связано существование таких тайных надсмотрщиков до 1714 года не подвергавшихся взысканию даже за ложный донос , фискалы, несомненно, принесли пользу, являясь орудием надзора над местными учреждениями [8]. Когда прекратились постоянные отлучки Петра, вызвавшие учреждение Сената, вопрос о закрытии его не возник [8]. При всё более теряющих своё значение приказах Сенат стал местом, где производились все важнейшие дела управления, суда и текущего законодательства. Значения Сената не подорвало и учреждение 1718—1720 коллегий , несмотря на то, что их регламенты, заимствованные из Швеции, где коллегии были высшими учреждениями в государстве, не определяли отношения коллегий к Сенату, который иностранные руководители реформы — Генрих Фик и другие — предполагали, по-видимому, упразднить. Наоборот, с учреждением коллегий, куда отошла масса текущих мелких дел, значение Сената только повысилось. По указу 1718 года «о должности Сената» все президенты коллегий по самому званию были сделаны сенаторами [8]. Этот порядок просуществовал недолго; медленность сенатского делопроизводства заставила Петра признать в указе 12 23 января 1722 года, что президенты коллегий не имеют времени, чтобы нести сверх того и «непрестанные» труды сенатора. Кроме того, Пётр нашёл, что Сенат как высшая инстанция над коллегиями не может состоять из лиц, которые сидят в коллегиях. Современники указывают ещё и на то, что президенты коллегий, будучи такими сановниками, как тогдашние сенаторы, совершенно подавляли своих «советников» и тем уничтожали всякое практическое значение коллегиального решения дел. Вновь назначенные президенты вместо прежних, оставшихся сенаторами, были людьми несравненно менее вельможными. Рекетмейстер весьма скоро приобрёл огромное значение как орган надзора за делопроизводством в коллегиях и за ходом правосудия [3]. Из всех учреждений, когда-либо состоявших при Сенате, наиболее практическое значение имел институт прокуратуры , появившийся также в 1722 году [9]. К учреждению прокуратуры Пётр пришёл не сразу. Недовольство его сенатом сказалось учреждением 27 ноября 8 декабря 1715 года должности генерал-ревизора , или надзирателя указов. Назначенный на эту должность Василий Зотов оказался, однако, слишком слабым, чтобы влиять на сенаторов и предупреждать вольные и невольные нарушения ими указов. В 1718 году он был приставлен к податной ревизии, и должность его сама собою упразднилась [14]. Постоянные распри между сенаторами вновь заставили Петра поручить кому-либо наблюдение за ходом сенатских заседаний [8]. Избранное 13 24 февраля 1720 года им лицо — Анисим Щукин — оказалось непригодным для этих обязанностей; будучи в то же время обер-секретарём Сената, Щукин сам находился у него в подчинении. Через несколько дней после смерти Щукина 28 января 8 февраля 1721 года Пётр поручил надзор за благочинием сенатских заседаний помесячно переменявшимся штаб-офицерам гвардии. Во главе прокуратуры стоял генерал-прокурор как начальник сенатской канцелярии и как орган надзора за сенатским присутствием с точки зрения не только благочиния во время заседаний, но и соответствия сенатских решений Уложению и указам. Помощником генерал-прокурора в Сенате был обер-прокурор. Находясь в непосредственных отношениях с государем, генерал-прокурор сблизил Сенат с верховной властью; вместе с тем надзор его в значительной степени упорядочил производство дел как в самом присутствии Сената, так и в его канцелярии, и сильно поднял его деловое значение. С другой стороны, однако, генерал-прокурор лишил присутствие Сената его прежней независимости; будучи во многих случаях по закону равен всему Сенату, генерал-прокурор фактически нередко преобладал над ним [3]. В последние годы царствования Петра, когда он по окончании Северной войны стал больше прежнего обращать внимание на дела внутреннего управления, чрезвычайные полномочия, которыми был наделён Сенат, потеряли свой смысл. Уменьшение власти Сената сказывалось главным образом в области законодательства. В первое десятилетие своего существования Сенат, в области гражданского права сдерживаемый авторитетом Соборного уложения 1649 года , в области административного права пользовался широко законодательною властью. В апреле 1714 года состоялось запрещение приносить государю жалобы на несправедливые решения Сената, чем вносилось совершенно новое для России начало; до того времени государю можно было жаловаться на каждое учреждение [8]. Запрещение это было повторено в указе 22 декабря 1718 2 января 1719 года, причём за принесение жалобы на Сенат установлена была смертная казнь [8]. С 1711 по 1714 год местом пребывания Сената была Москва , но иногда на время, в целом или в лице нескольких сенаторов, он переезжал в Петербург , который с 1714 года стал постоянным его местопребыванием; в Москву с тех пор Сенат переезжал только временно, в случае поездок туда Петра на продолжительное время [8]. В Москве осталась часть сенатской канцелярии под названием «канцелярия сенатского правления». Целью этих контор было облегчение сношений Сената и коллегий с Московскими и провинциальными учреждениями и производство мелких текущих дел. Сенат в эпоху Верховного тайного совета и Кабинета 1726—1741 [ править править код ] Учреждённый 8 19 февраля 1726 года Верховный Тайный Совет как при Екатерине I [15] , так и в особенности при Петре II фактически осуществлял все права верховной власти, вследствие чего положение Сената, особенно по сравнению с первым десятилетием его существования, совершенно изменилось [16]. Хотя степень предоставленной Сенату власти, в особенности в первое время правления совета указ 7 18 марта 1726 года [17] , формально не потерпела решительно никаких изменений, а круг предметов его ведомства иногда даже расширялся, но общее значение Сената в системе государственных учреждений очень быстро изменилось уже в силу одного того, что Верховный тайный совет стал над Сенатом. Немалый удар значению Сенату был нанесён и тем, что наиболее влиятельные сенаторы перешли в Верховный совет. В числе этих сенаторов были президенты трёх первых коллегий военной — А. Меншиков , морской — Ф. Апраксин и иностранной — Г. Головкин , которые становятся до некоторой степени равными Сенату [16]. Ещё важнее была та дезорганизация, которая была внесена Верховным тайным советом во все учреждения Империи. Генерал-прокурор Ягужинский , враг партии, образовавшей Верховный тайный совет, был назначен резидентом в Польшу, и должность генерал-прокурора фактически упразднилась; исполнение её было поручено обер-прокурору Воейкову , не имевшему никакого влияния в Сенате; в марте 1727 года была упразднена должность рекетмейстера. В это же время мало-помалу исчезают и должности фискалов. После той коренной ломки, которой подверглись местные учреждения Петра 1727—1728 , губернское управление пришло в полное расстройство. При таком положении дел центральные учреждения, в том числе и стоявший во главе их Сенат, утратили всякую действительную силу. Почти лишённый средств надзора и местных исполнительных органов, ослабленный в своём личном составе Сенат продолжал, однако, нести на своих плечах тяжёлый труд мелкой текущей правительственной работы. Титул Правительствующий ещё при Екатерине был признан «неприличным» сенату и заменён титулом «Высокий». Верховный совет требовал от Сената отчётов, запрещал ему производить расходы без разрешения, делал Сенату выговоры, грозил штрафами [18]. Когда замыслы верховников потерпели неудачу и императрица Анна Иоанновна вновь «восприяла» самодержавие , указом 4 15 марта 1730 года Верховный Тайный Совет был упразднён, и Правительствующий сенат восстановлен в прежней силе и достоинстве [19]. Число сенаторов было доведено до 21, причём в состав Сената вошли самые выдающиеся сановники и государственные деятели. Через несколько дней была восстановлена должность рекетмейстера; Сенат снова сосредоточил в своих руках всё управление. Для облегчения Сената и освобождения его от влияния канцелярии он был разделён 1 12 июня 1730 года на 5 департаментов [20] ; задачей их была предварительная подготовка всех дел, которые решаться должны были по-прежнему общим собранием Сената [3]. На самом деле разделение Сената на департаменты не осуществилось. Для надзора над Сенатом Анна Иоанновна сначала думала ограничиться еженедельным представлением ей двух ведомостей, одной — о решённых делах, другой — о делах, которые Сенат без доклада императрице решить не может. Признано было, однако, необходимым восстановить должность генерал-прокурора [16]. Через кабинет восходили к императрице доклады всех учреждений, в том числе и Сената; из него объявлялись высочайшие резолюции. Постепенно участие императрицы в постановлении резолюций уменьшается [21] ; 9 20 июня 1735 года указы, подписанные тремя кабинет-министрами , получают силу именных [22]. Хотя компетенция Сената формально изменена не была, но фактически подчинение кабинет-министрам весьма тяжело отразилось на Сенате даже в первый период существования кабинета до 1735 года , когда он занимался по преимуществу делами иностранной политики [16]. Позже, когда кабинет начал простирать своё влияние и на дела внутреннего управления, постоянные непосредственные сношения кабинета с коллегиями и даже с сенатской канцелярией помимо Сената, понукания за медленность, требования отчётов и реестров решённых и нерешённых дел, наконец, крайнее уменьшение состава сенаторов одно время в Сенате бывали только двое, Новосильцев и Сукин , личности с самою нелестною репутацией довели Сенат до небывалого падения [23]. После указа 9 20 июня 1735 года [22] фактическое господство кабинет-министров над Сенатом приобретает законную основу, и на доклады Сената резолюции кладутся уже от имени кабинета. После смерти Анны Иоанновны 17 28 октября 1740 года в кабинете были поочерёдно полновластными хозяевами Бирон , Миних и Остерман. Поглощённому борьбою партий кабинету было не до Сената, значение которого поэтому в это время несколько повышается, что выражается, между прочим, в появлении «общих рассуждений» или «генеральных собраний» кабинета с сенатом. В марте 1741 года эта должность была упразднена, но разрешение приносить всеподданнейшие жалобы на Сенат осталось в силе. Сенат при Елизавете Петровне и Петре III [ править править код ] 12 23 декабря 1741 года, вскоре после вступления на престол, Императрица Елизавета издала указ об упразднении кабинета и о восстановлении Правительствующего сената перед тем опять именовавшегося Высоким в его прежней должности [3]. Сенат не только стал верховным органом империи, не подчинённым никакому другому учреждению, не только являлся средоточием суда и всего внутреннего управления, снова подчинив себе военную и морскую коллегии, но нередко совершенно бесконтрольно осуществлял функции верховной власти, принимая меры законодательного характера, разрешая своею властью административные дела, раньше восходившие на утверждение монархов, и присвоив себе даже право самопополнения. Иностранная коллегия осталась, однако, неподчинённою Сенату. Должность генерал-прокурора, которую при Елизавете почти всё время занимал ничем не примечательный князь Трубецкой, отнюдь не подавляла Сенат, хотя и приобрела уже большое значение в общем строе внутреннего управления, так как через генерал-прокурора шла большая часть докладов императрице даже по Св. Синоду [25]. В 1756 году Сенату было подчинено запорожское казачье войско [26].
Органы государственного управления России при Александре 1. Александр 2 система органов власти и управления. Термины при Петре 1. Термины история России 8 класс. Термины по истории. Термины по истории 8 класс. Правительствующий Сенат Российской империи. Правительствующий Сенат при Александре 2. Правительствующий Сенат Александр 1. Ветви власти высшие органы в Российской Федерации. Три ветви власти в РФ схема. Высшие органы власти РФ 3 ветви. Назовите высшие органы законодательной и исполнительной власти в РФ. Иерархия судов при Петре 1. Схема организации власти в Российской империи при Петре 1. Структура тайной канцелярии при Петре 1. Схема управления Россией при Петре 1. Система гос управления Российской империи. Схема органы власти России в 19 веке. Структура органов государственной власти 19 век Россия. Органы власти в России во второй половине 19 века схема. Центральные органы власти в начале 19 века в России. Система органов государственной власти в России в начале 18 века. Схема гос власти Сперанского. Схема высших органов Сперанского и их взаимодействие. Высших органов государственной власти по проекту Сперанского. Конституционный проект Сперанского ветви власти. Федеральные органы государственной власти. Система высших органов гос власти. Органы государственной власти в структуре правительства РФ. Схема высших органов власти Италии. Схема организации государственной власти после реформ Александра 1. Высшие государственные органы Италии. Схема высших государственных органов Италии. Император Обер прокурор Синода схема. Структура Святейшего Синода при Петре 1. Святейший Синод при Петре 1 структура. Обер прокурор Сената при Петре 1. Формы государства формы правления форма гос устройства. Формы территориального устройства государства таблица. Форма государства государство территориальное устройство. Формы государства форма правления организация высших органов власти. Исполнительная законодательная и судебная власть схема. Законодательная власть в РФ 3 ветви власти. К исполнительной ветви власти в РФ относятся:. Структуры органов законодательной, исполнительной. Судебной власти,. Высшие органы государственной власти России 19 веке. Система органов государственной власти в России в начале 19 века. Система гос органов Российской империи 19 века. Органы власти и управления российского государства в 1 четверти 18 в.. Органы власти и управления Российской империи первой четверти 18 века. Органы власти и управление Российской империи Император. Органы власти и управления в 1 четверти 18 века. Система государственного управления в России в 18 веке. Государственный аппарат Российской империи. Государственное управление Российской империи. Органы власти в первой четверти 18 века. Высшие органы власти в России схема. Высшие органы гос власти схема. Схема высших органов гос власти РФ. Органы судебной власти России схема. Структуры высших органов судебной власти в РФ. Судебная власть структура высших судов РФ. Структура судебной власти в РФ схема. Органы государственной власти РФ таблица. Высшие органы государственной власти в РФ таблица. Органы государственной власти РФ по Конституции 1993 года. Преобразования Петра 1 схема управления. Схема реформа местного управления при Петре 1. Реформа системы управления при Петре 1. Структура органов власти по плану Сперанского. Реформы Петра 1 система государственного управления при Петре 1. Реформы органов гос управления при Петре 1. Схема государственного управления после реформ Петра 1. Реформы управления Петра 1 схема. Система органов государственной власти в РФ 2022.
5 марта 1711 г.
Степень предоставленной Сенату власти определялась тем, что он был учрежден «вместо его царского величества собственной персоны» в отсутствие царя. Созданный с целью дублировать власть царя, Правительствующий Сенат вскоре становится органом, координирующим работу других государственных учреждений. До самой смерти Петра Правительствующий Сенат являлся высшим органом по делам законодательства и управления, надзорной инстанцией по отношению к подчиненным ему коллегиям. В 1722 году Сенат был реорганизован, и работа его упорядочена.
На протяжении веков значение, роль и функции Сената менялись в соответствии с указаниями царствующих особ и реформами управления страной, но Сенат всегда оставался главным государственным органом России. Об учреждении Сената, его работе и о том, как он менялся, можно узнать на выставке.
В основе экспозиции — подлинные документы из фондов отдела официальных и нормативных изданий РГБ, изданные в важнейшие периоды деятельности Сената с 1711 по 1917 год. С этой даты Россия официально стала империей, что явилось свидетельством её новой роли в международных делах. Сразу же новый титул русского царя признали Пруссия и Голландия, ещё через два года — Швеция, остальные страны также признали титул, но уже не при жизни Петра.
В 1720 г. Создать новые органы управления было мало. Необходимо было также следить за тем, чтобы они функционировали должным образом. Взяточничество, казнокрадство, кумовство и просто невежество процветало среди служащих, и Пётр I пытался если не искоренить, то хотя бы ограничить эти неприглядные явления. В 1711 г. Пётр I учредил должность фискалов во главе с обер-фискалом для борьбы со злоупотреблениями. В их обязанности входило доносить в Сенат о случаях казнокрадства, взяточничества, нарушения общественного порядка, неправового суда и других преступлениях. Если фискал уличал виновного, то половина штрафа шла в его пользу, а вторая — в казну. При этом фискалы обладали фактически неограниченными полномочиями и даже не несли ответственности за ложные доносы. Фискал — чиновник, выполнявший надзорные функции за деятельностью государственных органов, в обязанности которого входило доносить о проступках и преступлениях государственных служащих. Сенат, который в отсутствие царя был фактически независимым органом, вскоре тоже был поставлен под надзор. В 1722 г. Во главе находился генерал-прокурор, должность которого занял Павел Иванович Ягужинский 1683—1736 ; император назвал его «оком государевым». Он следил, чтобы постановления Сената не противоречили действовавшим законам. Ему были подчинены также фискалы и прокуроры, при помощи которых он осуществлял контроль над всем административным аппаратом государства. Прокуратура — надзорный орган, основная цель которого заключалась в наблюдении за точным и абсолютным соблюдением закона государственными органами. Прокурор — чиновник, в обязанности которого входил надзор за деятельностью государственных органов. Павел Иванович Ягужинский. Гравюра Д. Герасимова с утраченного прижизненного портрета работы И. Таннауэра Узнать больше Важную роль в управлении государством играла тайная полиция. Она была представлена Преображенским приказом и Тайной канцелярией, которые существовали параллельно и занимались расследованием государственных преступлений «Слово и дело государево». В их ведении находились заговоры на жизнь и здоровье государя, а также измена, участие в бунтах и восстаниях. Прикрепление дворянства к государственной службе Создание новых органов управления требовало большого количества образованных чиновников. В России, однако, чиновничий аппарат был в зачаточном состоянии: чиновников было мало, а уровень образования большинства был крайне низок. Дворянство было наиболее образованным сословием, среди которого можно было находить подходящие кадры. Представители благородного сословия между тем не желали идти на государственную службу, которую они презирали, предпочитая ей военную. Многие же вовсе уклонялись от всякого участия в государственных делах, живя на доходы от своих поместий. Пётр I решил вопрос с кадрами, как и другие вопросы, в свойственной ему решительной манере. В 1714 г. Наследником выступал только старший сын, что оставляло всех остальных детей без наследства. Дочерей выдавали замуж, а младшие сыновья вынуждены были поступать на военную или гражданскую службу, чтобы содержать себя. Кроме того, Указ о единонаследии окончательно ликвидировал различия между вотчинами и поместьями. Прежде дворяне владели поместьями только на условиях службы, теперь они превратились в частную собственность дворян. Таким образом, разница между боярским и дворянским землевладением исчезла. Каждый дворянин, достигший 15-летнего возраста, определялся на гражданскую или военную службу.
В царскую эпоху был совещательным органом при царе, в эпоху Республики руководил внешней политикой Рима, декретировал воинские наборы, определял численность войска, назначал триумфы, принимал важные решения по административному управлению Италией. До реформ Гая Гракха 20-е гг. В крайних обстоятельствах сенат имел право выносить решение о введении в государстве чрезвычайного положения senatus consultum ultimum. О словаре Словарь-справочник «Политическая наука» — научно-справочный словарь, раскрывающий содержание категорий и понятий современной российской и мировой политической науки. В словаре приведены основные термины и определения, используемые в политической науке, отражающие ключевые проблемы политической системы общества, сведения о политических режимах, принципах избирательной системы, о государстве и власти, о политических партиях и общественно-политических движениях, политических теориях и идеологиях, о политических кризисах и геополитике. Словарь будет интересен широкому кругу читателей, интересующихся современной политикой. Античный мир. Словарь-справочник сенат от лат. Функции с. Заседал с. Постановление с. В период ранней Империи с. Лисовый, К. Термины, названия и имена в словаре приведены с оригинальной, греческой или латинской транскрипцией. Многие словарные статьи снабжены библиографическими указателями, что облегчает поиск информации для читателей, желающих узнать о том или ином явлении более подробно. Словарь адресован самому широкому кругу читателей, но будет также полезен и специалистам-историкам и культурологам. Высший орган государственного управления в Древнем Риме. Высший суд - административное учреждение в России. О словаре Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков — справочный словарь, содержащий устойчивые слова и выражения, встречавшиеся в русскоязычной литературе периода 18-19 веков — времени, когда русский язык претерпевал существенные изменения и происходило замещение слов новой лексикой. Словарь включает более 7 тысяч слов и выражений, а также более 500 иллюстраций, помогающих читателю лучше понять контекст. В словарных статьях приведена информация о происхождении выражения, а также — цитаты из художественной литературы, в которой это выражение употреблялось.
Словарь основных понятий по истории России
Вместе с тем, у сената были широкие полномочия, так как он являлся высшим органом следующих властей: судебной; законодательной; исполнительной. Вокруг сената группировались прочие государственные органы и учреждения. Примером этому может служить появление должности фискалов, выполняющих контролирующую функцию.
Правительствующий сенат Дворянское собрание Государственную думу Правительствующий сенат в Российской империи — высший государственный орган, подчиненный императору.
Учреждён Петром Великим 22 февраля 1711 года как высший орган государственной власти и законодательства. Пётр I во время своих постоянных отлучек, часто мешавших ему заниматься текущими делами управления, неоднократно в 1706, 1707 и 1710 годах вручал дела нескольким избранным лицам, от которых требовал, чтобы они, не обращаясь к нему ни за какими разъяснениями, вершили дела, как им дать ответ в день судный.
Венский договор 6 августа 1726 года - договор между Священной Римской и Российской империями. Он стал основой внешней политики России и Австрии. В поддержании мира в Европе. Россия заняла прочное место в европейской политике. Верховный тайный совет — высшее государственное учреждение в России в 1726-1730г. Имея совещательный характер, фактически решал все дела. Он контролировал коллегии, роль Сената была ограничена.
Распущен в 1730 году Анной Иоанновной. Высокий Сенат- высший государственный орган, подчинённый императору и назначаемый им. Осуществлял надзорные функции за деятельностью государственных учреждений.
Схема государственного управления Российской империи в начале 20 века. Органы Верховного управления в первой половине 19 века. Органы подчинённого управления первой половины 19 века. Органы управления. Система органов государственной власти Конституции 1993. Структура органов гос власти РФ схема. Структура высшей государственной власти в Российской Федерации.
Структура высших органов гос власти в РФ. Структура нижней палаты парламента РФ. Составьте схему: «структура правительства РФ». Федеральное собрание парламент РФ структура. Федеральное собрание парламент РФ схема. Высшие органы власти и управления при Петре 1. Система органов власти при Петре. Схема центральных органов власти при Петре 1. Правительство РФ высший исполнительный орган государственной власти. Правительство РФ исполнительная власть.
Структура Сената при Петре 1 состав. Структура Сената при Петре 1 схема. Структура Сената при Петре. Сенат 18 века структура. Система управления государством при Петре 1. Схема системы управления после реформ Петра. Схема управления государством при Петре 1. Иерархия власти при Петре 1. Схема органов гос власти после революции 1905 года. Органы государственной власти после революции 1905 года схема.
Государственное устройство России после 1905. Органы власти Российской империи. Структура органов власти РФ 2022. Схема органов государственной власти РФ. Структура государства РФ Разделение властей. Схема президент РФ В системе органов государственной власти. Органы власти причалександре 1. Органы власти при Александре 1. Система государственного управления после Петра 1. Схема государственного устройства при Петре 1.
Реформы органов власти и управления Петра 1. Схема управления при Петре 1. Схема управления России в 19 веке. Схема гос управление 19 века. Схема управления Российской империи 19 века. Схема управления России в начале 19 века. Система органов государственной власти после революции 1905 года. Система органов государственной власти 1905 - 1907. Высшие органы гос власти в 1905 года. Система органов государственной власти 1906.
Конституционная монархия в России после революции 1905. Схема управления России после революции 1905. Высшие органы государственной власти после революции 1917. Федеральное собрание статьи. Полномочия органов государственной власти РФ. Федеральное собрание Российской Федерации схема. Федеральное собрание таблица. Министерства 1802. Государственное управление Александра 1. Министерства 1802 года.
Реформы государственного управления Александра 1. Система управления при Александре 1 схема. Органы государственного управления России при Александре 1. Александр 2 система органов власти и управления. Термины при Петре 1. Термины история России 8 класс. Термины по истории. Термины по истории 8 класс. Правительствующий Сенат Российской империи. Правительствующий Сенат при Александре 2.
Правительствующий Сенат Александр 1. Ветви власти высшие органы в Российской Федерации. Три ветви власти в РФ схема. Высшие органы власти РФ 3 ветви. Назовите высшие органы законодательной и исполнительной власти в РФ. Иерархия судов при Петре 1. Схема организации власти в Российской империи при Петре 1. Структура тайной канцелярии при Петре 1. Схема управления Россией при Петре 1. Система гос управления Российской империи.
53. Правительствующий Сенат в системе Государственной власти Российской империи.
5 марта (22 февраля) 1711 г. указом Петра Алексеевича был учреждён Правительствующий Сенат, высший государственный орган в Российском государстве по делам законодательства и государственног. Ответ на вопрос "В Древнем Риме: государственный совет, высший орган власти ", 5 (пять) букв: сенат. Ответ на вопрос "В Древнем Риме: государственный совет, высший орган власти ", 5 (пять) букв: сенат. Правительствующий сенат [1] в Российской империи — высший государственный орган, подчиненный императору. высший государственный орган, подчинённый императору и назначаемый твлял надзорные функции за деятельностью государственных учреждений.