и внешнеполитических начинаний. 16 января исполнилось 477 лет от венчания на царство первого русского царя – Ивана Грозного (1530-1584 гг.). В этот очень значительный для нашей истории день в 1547 года в Успенском соборе Кремля впервые состоялась данная торжественная церемония. 2022-01-29 475-летие венчания на царство и первой свадьбы Царя Иоанна IV Грозного. В этот же день в 1547 году русский государь Иван IV, известный также как Иван Грозный, впервые венчался на царство. При венчании на царство Борис Федорович Годунов (3 сентября 1598 г.) использовал нетрадиционную клятву, пообещав разделить со своими подданными последнюю сорочку, если ему не удастся покончить с царившей в государстве нищетой.
466 лет назад произошло первое венчание на царство на Руси
Венчание на царство Ивана Грозного в 1547 г. Вскоре после венчания на царство Иван Васильевич решил жениться. Официальный титул царя на Руси появился 16 января 1547 года, после венчания на царство Ивана IV Грозного. Читайте также Венчание на царство Венчание на царство Начало царствования Николая II ни у кого не вызывало волнений и страхов: положение в России было спокойнее и стабильнее, чем когда-либо.
Новости и события Российского исторического общества
Также митрополит Дионисий впервые дал в руки царю символ верховной царской власти скипетр — щедро изукрашенный самоцветами и увенчанный символической гербовой фигурой жезл, выполненный из драгоценных материалов. Шапкой Мономаха принято было венчать на царство каждого нового русского царя. Первая шапка Мономаха была так названа в честь византийского императора Константина Мономаха, который и подарил головной убор князю Владимиру. До сих пор доподлинно неизвестно, кто изготовил этот уникальный шедевр ювелирного искусства. По одной версии — это венец творенья византийских ювелиров, по другой — родина шапки Мономаха Средняя Азия, а по третьей - она пришла с Ближнего Востока. В итоге этот атрибут стал символов власти древнерусских князей, а впоследствии - царей.
Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Федором Борисовичем Годуновым не были совершены из за кратковременности его царствования. В мае 1606 года патриарх Игнатий вопреки протесту архиепископа Гермогена совершил миропомазание и венчание на царство Марины Мнишек, жены Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, которая отказалась от крещения и причащения по православному. Летом 1682 года состоялось венчание на царство двух братьев соправителей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича впоследствии Петра I.
Два из этих браков не подтверждаются исторической наукой и вызывают разногласия в научном сообществе. Однако ближе к концу жизни Иван Грозный, будучи очень богобоязненным человеком и страдая от тяжелых болезней, признавал за собой блуд и раскаивался в грехах. Во время покаяния он упоминал многочисленные связи с женщинами и незаконнорожденных детей.
Первый и самый долгий его брак 13 лет с Анастасией Захарьиной-Юрьевой был заключен 3 февраля 1547 года, сразу после венчания Ивана IV на царство. Шестнадцатилетний государь встретил Анастасию на смотре невест и выбрал ее не по политическим мотивам, а из-за искреннего интереса к девушке. У супругов родилось в браке шестеро детей. Великая княгиня Анастасия благотворно влияла на настроение и характер Ивана Грозного. Летом 1560 года царица тяжело заболела и умерла, предположительно — была отравлена. Тридцатилетний Иван Васильевич тяжело переживал утрату, его нрав сильно ухудшился, а методы управления государством стали заметно жестче.
Единственный сын, рожденный в этом браке, умер в младенчестве. После трагедии напряженные отношения между супругами лишь ухудшились, царь охладел к княжне Черкесской. Она умерла в 1569 г. Следующей избранницей Ивана Грозного стала Марфа Собакина из семьи коломенских дворян. После свадьбы девушка прожила всего две недели. Считается, что была отравлена.
По религиозным канонам церковь не могла одобрить четвертое венчание, и тогда Иван Грозный заявил, что предыдущий брак не был консумирован из-за нездоровья новобрачной, а потому не считается действительным. Через месяц состоялась очередная церемония: супругой царя стала Анна Котловская. Брак продлился полгода, после чего царицу постригли в монахини и сослали в Тихвинский Введенский монастырь. Неизвестно, существовала ли в действительности пятая невеста царя Мария Долгорукая. Есть мнение, что это вымышленный персонаж, сведения о котором появились лишь в XIX в. Однако слава Синей Бороды прочно закрепилась за Иваном Грозным.
По легенде, он женился тайно, без благословения церкви и отправился с 14-летней супругой в Александровскую слободу. В первую брачную ночь он выяснил, что Мария — не девственница, и приказал ее утопить.
Но в этот раз храм был специально богато украшен. Надевание барм, креста и шапки Мономаха предварял обмен речами между царем и митрополитом. Царь объявлял о воле венчаться, а митрополит открыто выражал согласие с этим намерением. Ещё одним новшеством было возложение на государя цепи из «аравийского золота» после пения Херувимской песни.
Но самые значительные священнодействия впервые в рамках церемонии венчания на царство совершались после причащения духовенства. Царя приглашали к Царским вратам для миропомазания и причастия. По окончании литургии царь посещал Архангельский собор кремля, где молился и поклонялся праху предков. Коронация Федора Ивановича отличалась чрезвычайной пышностью. Так, например, скипетр, врученный во время коронации, стоил 7000 тогдашних фунтов стерлингов. Его за эту цену приобрели ещё Иван IV.
Торжества продолжились грандиозным обедом в тронном зале и военным праздником на Девичьем Поле, с участием более 70 000 воинов. По случаю коронации царем были уменьшены налоги, освобождены все военнопленные, многим заключенным объявлена амнистия. Значительное число вельмож было пожаловано в бояре и другие знатные чины, духовенству были розданы богатые подарки. Одновременно царь получил богатые дары как от своих, так и от иностранных подданных.
Дело не доходило до подписания мирного договора. Польша требовала не только Смоленск, но и Новгород с Псковом, как старые владения литовского княжества. Полякам палец в рот не клади, откусят не только руку, но и голову попытаются оторвать. Москва тоже не сдавалась, требовала обратно все русские земли, попавшие под польское владычество. Мазуров приводит сведения: «В Польше начиная с XV в.
Следовательно, приднепровские земли, как и остальные, ранее входившие в состав Великого Киевского княжества, должны принадлежать Польше. Это служило теоретическим обоснованием к захвату Польшей земель на востоке» [2]. Стороны никак не могли договориться, переговоры заходили в тупик, дипломаты с помпой уходили и возвращались через некоторое время за стол переговоров. И тут возник новый спор из-за титула. Иван Грозный, возвышаясь над титулом Великого князя до равновеликого королям, получал дополнительный аргумент к требованию возврата русских земель. Уже не Великий князь, а царь объявляет себя правопреемником разрозненных русских земель, и этот статус обязывал поляков эти земли ему вернуть. А Польша этого делать не хотела. Черкасов в роли Ивана IV в фильме С. Эйзенштейна «Иван Грозный».
Отрывок с процедурой венчания на царство. Вот что писал Р. Скрынников о венчании на царство: «О коронации 16-летнего внука Ивана III бояре не сразу известили иностранные государства. Лишь через два года польские послы в Москве узнали, что Иван IV «царем венчался» по примеру прародителя своего Мономаха и имя он «не чужое взял». Выслушав это чрезвычайно важно заявление, послы немедленно потребовали представления им письменных доказательств. Но хитроумные бояре отказались, боясь, что поляки, получив письменный ответ, смогут обдумать возражения, и тогда спорить с ними будет тяжело» [3]. Колкостям поляков вторил и В. Кобрин: «Почему Иван IV прародительским чином называл титул царя, которого на самом деле не носили его предки? Основанием была популярная легендарная повесть «Сказание о князьях Владимирских».
В ней рассказывалось, что византийский император Константин Мономах, родной дед киевского князя Владимира Всеволодовича Мономаха, прислал внуку свой царский венец — «шапку Мономаха» и все права на царский титул. Нужды нет объяснять, что тот головной убор, который называли шапкой Мономаха, на самом деле — золотая тюбетейка среднеазиатской работы, опушенная соболем и увенчанная уже в Москве крестом»[4], задевая дедушку Грозного, отмечает, что «Иван III употреблял его только в сношениях с Ливонским орденом и некоторыми немецкими князьями». Напрашивается вывод: историки — совершенно не объективы и предвзято относятся к Грозному.
ИОАНН ГРОЗНЫЙ
Титул царя свидетельствовал о самодержавном характере власти его обладателя. Кроме того, царский титул государя позволял России занять существенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. До 1547 г. Наименование главы Русского государства царем уравнивало его по титулатуре с западными монархами, так как титул «царь» соответствовал латинским титулам императора и короля. Венчание на царство Ивана Грозного было схоже с венчанием великим князем Иваном III своего внука Дмитрия, но церемониал был расширен и усложнен. Прежде всего, изменения касались состава регалий, куда наряду с бармами и Шапкой Мономаха, был включен возлагавшийся на будущего государя «крест честной животворящий», то есть крест, содержавший, как считали, частицу того самого Креста, на котором был распят Иисус Христос.
А 3 февраля сыграли свадьбу с Анастасией Захарьиной-Романовой. Союз с такой женщиной если и не смягчил сразу буйный характер царя, то подготовил его дальнейшее преображение. На протяжении тринадцати лет брака царица оказывала на Ивана смягчающее влияние, родила ему сыновей. Но ряд крупных пожаров в Москве весной - летом 1547 года прерывают столь торжественно начавшееся царствование Ивана IV.
Он рос среди явлений боярского самоуправства. Придворные интриги, сцены произвола, какими ознаменовалась борьба боярских партий, были первыми впечатлениями Ивана». Из электронной копии раритетного издания 1914 года «Царь Иван Васильевич Грозный и его время», хранящегося в фонде Президентской библиотеки, узнаем, что «Иван еще в очень юные годы прочитал чуть ли не всё, что тогда можно было прочитать: книги священного писания, церковную и римскую историю, русские летописи, творения св. Во всем, что он читал, Иван выискивал такие места, где говорилось о величии царской власти, о беззаконных слугах, о неверных рабах, — все это молодой государь применял к своему положению и глубоко затаивал в сердце недовольство против тех, кто заставлял его испытывать унижение». В 1543 году 13-летний князь сделал свой первый серьезный шаг, учинив расправу над своими обидчиками, боярами Шуйскими, а через четыре года объявил двору о своем желании жениться, но прежде «исполнить древний обряд предков его и венчаться на Царство».
Таким образом, Иван Васильевич желал принять титул, который до него не был официально признан. Правда, титул царя в то время немного уже утратил свое величие благодаря тому, что многие татарские князья, бывшие уже большой частью данниками московского князя или простыми правителями его областей, также именовали себя царями. Но этот титул носили и византийские императоры, а они ведь были государями той великой Восточной империи, которую думали снова восстановить в новой столице православного мира», — дает пояснение К. Валишевский в работе «Происхождение современной России; Иван Грозный», изданной в 1912 году.
При этом в России в отличие от Европы и Византии обряд проводился после венчания, а не до. И, по версии некоторых историков, таким образом русский царь уподоблялся не царям Израилевым, а самому Христу. Иван Грозный внес и собственные коррективы в византийские традиции: так, пришедший из Византии термин «самодержец» изначально говорил о независимости правителя. При Грозном же значение слова было расширено — помимо независимости от внешних сил, он стал означать неограниченную власть правителя в стране.
По договору, заключенному с русским посольством, Владислав должен был принять православие и прибыть в Москву для возведения на престол. Специально для коронации своего сына Сигизмунд III заказал у ювелиров «Московитскую корону» — венец, увенчанный 255-ю драгоценными камнями: жемчугом, сапфирами, изумрудами и рубинами. На Руси же от имени царя Владислава Жигимонтовича даже начали печатать монеты. Однако Владислав православие так и не принял и в Москву не прибыл. Корона же после смерти его отца была разобрана на драгоценности, большая часть из которых попала к германским курфюрстам Гогенцоллерам, после чего следы их затерялись. По легенде, один из камней, входивших в «Московитскую корону», резной сапфир, был позднее подарен императору Николаю Павловичу и до сих пор хранится в Оружейной палате.
Венчание на царство Ивана Грозного. О вкладе семьи Марии Темрюковны в признание царского титула
Изображение визуализировано благодаря фотосъёмке в узкополосном диапазоне спектра длина волны 730 нм с последующей обработкой Одержимый своими амбициями, он безжалостно уничтожал «крамолу», «измену», казня не согласных с ним бояр во время печально знаменитой «опричнины». А жизнь самого первого русского царя оказалась такова, что ему не было дано оставить по себе наследника, который бы правил многие годы. Последний из Рюриковичей Это царь Феодор Иоаннович, правление которого продолжалось только с 1584 по 1598 гг. Венчание его на царство ничем не отличалось от того, которое проходил отец.
Новшества появились для следующего царя, Бориса Годунова — уже не Рюриковича, лишь одного из бояр, брата царской жены, волею судеб оказавшегося правителем страны. Вероятно, желая утвердить свою власть, новый царь ввел в число ее символов круглый шар, увенчанный крестом — «державу». Увы — удержаться у власти это ему совсем не помогло.
Падения царя Бориса открыло эпоху, именуемую Смутой. А на престоле богоданных государей стали оказываться случайные люди. Лжедмитрий Его венчание на царство можно признать самым скандальным — так, что историки XIX в.
Ведь после того, как был соблюден восходящий к Ивану IV чин и состоялся пир, новый царь был… в ту же ночь убит заговорщиками, недовольными его связями с Польшей, женитьбой на католичке Марине Мнишек. Венчание на царство первого из династии Романовых — Михаила Первый правитель из династии Романовых, он был венчан в 1613 г. Михаил Феодорович.
К этому времени чин царского венчания усложняется, а государи начинают причащаться в алтаре, вместе со священнослужителями. А сын Михаила, царь Алексий, получит Святые Тайны после Патриарха — и раньше других священнослужителей. Это станет первым знаком усиления царской власти, которая постепенно будет «подминать» под себя церковную.
Детали: Феодоровская — икона Божией Матери, пред которой первый из династии Романовых, Михаил согласился стать царем Императоры Младший сын Алексея Михайловича, Петр I, сам венчанный по древнему чину, отменит Патриаршество.
Поэтому, для того чтобы представить себе размеры владения, я нашел на карте те села и деревни Деревской пятины, которые в конце XV — середине XVI века принадлежали Лукьянчиковым: они располагались между современными Малой Вишерой, Любытиным, Боровичами и Крестцами. Так вот, размеры этих владений сравнимы с территорией, которую сейчас занимает Окуловский район современной Новгородской области.
Новгородская земля делилась на пять пятин, далее на станы, а станы — на погосты. В более мелких селах, чем погосты, храмы были очень редко. Для их постройки нужно было иметь не только определенный душевный склад, но и немалые средства.
Если же храм удавалось построить, то священник был, как правило, приходящий. Если даже священник все-таки был, то свой причт отсутствовал. Но в селе Подгорье, где жили сначала Захар Лукьянчиков с женой, а потом его дети Сила и Яков со своими семьями и слугами, к середине XVI века ими было построено целых два храма — холодная неотапливаемая церковь Покрова Пресвятой Богородицы и теплая церковь Живоначальной Троицы.
При этом Лукьянчиковы содержали своего священника — Мартиана, церковного дьяка Матвея, проскурницу Соломониду и церковного сторожа Олешу. Как выглядели эти храмы, неизвестно, так как они не сохранились. Но неподалеку — в селе Передки Бежецкой пятины — в 1531 году была выстроена церковь Рождества Богородицы, которая сохранилась и перенесена в Новгородский музей деревянного зодчества «Витославицы».
Можно предположить, что построенные Лукьянчиковым храмы выглядели схожим образом. Но вернемся к потомкам Захарии Чета, вместе с которыми Сила Лукьянчиков был внесен в число 1000 лучших людей Московского царства. Положение во гроб - Агриппины Годуновой 1570-1580-е гг.
В 50-е годы XVI века была составлена другая важная книга — «Государев родословец», в который вносились преимущественно княжеские и боярские фамилии с их родословиями. Сама эта книга не сохранилась, но на основе ее в XVII веке была составлена так называемая «Бархатная книга». Так вот, в ней род Сабуровых, Годуновых, Пильемовых, Пешковых и Вельяминовых писан первым после княжеских родов.
Это говорит об очень благосклонном отношении Рюриковичей к потомкам Захарии Чета. Для того чтобы понять, какое место они занимали в то время и каков был их круг общения, обратимся к духовному завещанию окольничьего, воеводы и тысячника Семена Дмитриевича Пешкова-Сабурова, который в 1560 году постригся в монахи Троице-Сергиевой лавры с именем Сергий, перед этим и составив завещание. Кто же упоминается в этом завещании в числе лиц, с которыми Семен Пешков имел какие-то отношения?
Это Гаврила Андреевич Тыртов, который в 1543 году был русским послом в Крыму. Брат Петра Ивановича окольничий Федор Иванович — крупный политический деятель и писатель, дипломат. Он играл ведущую роль в руководстве внешней политикой Русского государства в 1530-е годы, переписывался с митрополитом Даниилом, преподобным Максимом Греком, в своих сочинениях цитировал Овидия и Аристотеля.
Благодаря ему мы можем с ней ознакомиться. Напомню, что Захария Чет приехал в Кострому именно из Галицко-Волынской земли, и, как мы видим, его потомки продолжали общаться с земляками спустя 250 лет. Приказчиками по завещанию Семена Пешкова были его родственники: Андреян Микулич Ангелов — келарь Троице-Сергиевой лавры, потомок византийских императоров, и князь Григорий Андреевич Булгаков, известный не только своими государственными делами, но и своими мастерскими, в которых создавались удивительные произведения золотого лицевого шитья.
Свою духовную Семен Пешков вместе с князем Булгаковым и келарем Ангеловым отнес лично святому митрополиту Макарию, который ее прочитал и заверил. Это была элита Русского царства. Что неудивительно: старшая ветвь потомков Захарии Чета уже третье столетие служила Рюриковичам.
А в середине столетия выдвинулась на видные позиции и младшая ветвь — Годуновы. Причем выдвинулась очень быстро и целым родовым коллективом. В свою очередь, выдвижение на первый план Годуновых произошло благодаря двоюродному брату будущего царя Бориса Годунова — Дмитрию Ивановичу Годунову родился не позднее 1545 года — умер в 1606 году.
Его обычно считают дядей Бориса Федоровича, но это не так — он был именно братом и после ранней смерти родителей Бориса и Ирины стал их опекать. Думается, не случаен тот факт, что свою службу Дмитрий Годунов начал именно при его дворе: напомню, что при переходе имени с одного человека на другого было принято считать, что вместе с именем переходят и права этого человека. Поэтому раз князь Юрий Васильевич Молодой наследовал права на престол сына Соломонии Сабуровой Юрия Старшего , вполне логично было придать ему в услужение ее родича — Дмитрия Годунова.
Нужно отметить еще два знаменательных факта. Брат Ивана Грозного князь Юрий Васильевич был женат на княгине Ульяне Дмитриевне Палецкой местночтимая вологодская святая ; а ее двоюродными братьям были князья Палецкие, которые упоминаются в духовной грамоте Семена Пешкова Сабурова. Связи Рюриковичей и Сабуровых были очень тесными.
Во-вторых, после смерти князя Юрия Васильевича многие Годуновы перешли на службу к царевичу Федору Ивановичу — младшему сыну Ивана Грозного. До смерти своего старшего брата Ивана Ивановича он не был наследником престола, и ему был выделен земельный удел. Если раньше младшим братьям правящего Рюриковича в удел выделялся Углич, то Федору был выделен Суздаль — город, где родился сын Соломонии Сабуровой.
Все это говорит о том, что отношение к Сабуровым и возвышение Годуновых непосредственно связывалось царем Иваном Грозным с памятью о первом браке его отца Василия III. Ипатьевский монастырь. Карьера Дмитрия Ивановича Годунова была блестящей: он стал постельничим царя Ивана это одновременно секретарь, охранник, ближний человек царя , затем окольничим и боярином.
Двор Дмитрия Ивановича находился в Кремле — напротив Никольских ворот, рядом с подворьем Симонова монастыря. Поражает широта его натуры: он был государственным деятелем, энциклопедически образованным человеком, тонким знатоком, ценителем и заказчиком произведений искусства. У многих потомков Захарии Чета хранились родовые архивы и библиотеки.
Так, Семен Дмитриевич Пешков Сабуров упоминает в своем завещании документы, которые лежат «на Москве на Троецком дворе в городе в казне… в сундуке малом в ларьчеке в железном». У Дмитрия Ивановича Годунова была обширная библиотека. У Бориса Годунова был каллиграфический почерк.
А ведь царь Иван Грозный очень уважал и приближал к себе образованных людей. Не случайно то, что многие потомки Захарии Чета принимали участие в описании и картографировании русских земель. Сергий Радонежский - Ирина Годунова - 1570-80 гг.
К 1560 году стараниями Годуновых вместо деревянного собора в их родовом Ипатьевском монастыре был построен каменный Троицкий собор. В 1564 году к нему был пристроен храм Рождества Богородицы, и в то же самое время Дмитрием Годуновым была оформлена каменная родовая усыпальница, в которой был захоронен даже сам основатель монастыря — Захария Чет, живший 250 лет назад, и около 40 его потомков, включая сына Александра убит в 1304 г. На их гробницы были положены шитые и украшенные именные покровы.
Сохранилась «Переписная книга Ипатьевского монастыря» 1595 года, из которой мы узнаем, что над гробницами стояла икона пророка Захарии Серповидца — это, безусловно, святой покровитель Захарии Чета. Троицкий собор был взорван в 1649 году — при царе Алексее Михайловиче Романове. В следующем 1650 году произошел пожар в другом сабурово-годуновском монастыре — Суздальском Покровском.
В 1756 году, при его внучке — императрице Елизавете Петровне, были «упразднены» усыпальницы потомков Захарии Чета в Ипатии. Таким образом, в правление Романовых, а затем и при советской власти методично уничтожалось наследие Сабуровых и Годуновых. Кому и зачем это понадобилось, мы обсудим в одной из следующих статей.
С именем Дмитрия Ивановича Годунова связано множество произведений лицевого шитья, иконописи, ювелирного искусства. На рубеже 70—80 годов из ее же мастерской вышла пелена «Положение во гроб», которая была отдана в Костромской Богоявленский Анастасиевский монастырь, основанный преподобным Никитой Серпуховским. Именно в этом монастыре хранилась чудотворная Федоровская икона Божией Матери.
Это не единственный пример почитания этой иконы среди потомков Захарии Чета — в этот же храм подавал за упокой самого себя Семен Дмитриевич Пешков Сабуров в завещании было принято писать, где должны поминать завещателя после его смерти. В правление государя Ивана Грозного Дмитрий Годунов был не единственным представителем рода, из мастерских которого выходили прекрасные произведения лицевого шитья.
А еще есть легенда, что тело Марфы было не тронуто тлением, словно она умерла только что. И лишь через несколько минут после вскрытия гроба останки почернели и превратились в прах. На нем он объявил, что после гибели трех жен собирался «посвятить себя житию иноческому», однако «дерзнул на четвертый брак», видя «государство в бедствиях». Четвертый раз венчаться было запрещено, однако царь заверил всех, что Собакина никогда не была ему настоящей женой: из-за болезни он так и «не разрешил» ее девства. Церковники, с трудом удержавшись от того, чтобы объяснить царю, что он и есть причина «бедствий», признали брак с Марфой не идущим в зачет, и позволили Ивану выбрать новую супругу. Ею стала Анна Колтовская — «вице-мисс» смотра невест, на котором победила Собакина.
На царя наложили трехлетнюю епитимью, а народу строго-настрого наказали: никаких венчаний в четвертый раз! Это только для государя, и то в силу рокового стечения обстоятельств! О причинах такого поведения историки спорят до сих пор. Одни говорят, что Колтовскую ненавидели бояре, которые и добились ее ссылки. Другие утверждают, что она постоянно конфликтовала с опричниками, тем самым восстановив их против себя. Третьи же объясняют всё просто: Анна быстро надоела царю, и он от нее избавился. Не исключено, что Марию вычеркнули из жизни Ивана Грозного как супругу не только незаконную ведь венчаться четвертый раз было нельзя , но и недостойную. Свадьбу устроили скромную, большинство гостей были из числа близких Грозного.
Тихая, пугливая Васильчикова больше походила на монашку, чем на царицу. Выходов в свет она не любила, отчаянно боялась сглаза, на людях всегда появлялась в плотном окружении боярышень. Судя по всему, она надоела Грозному почти сразу: через несколько месяцев после свадьбы покровитель Анны Василий Умной и двое братьев царицы дали вклад в Троице-Сергиев монастырь по 50 рублей каждый, что было явным свидетельством приближающейся опалы. Примерно через год супружеской жизни Грозный отправил Анну в монастырь, где она и умерла. До сих пор непонятно, существовала ли Мелентьева, или ее упоминания появились в хрониках стараниями фальсификаторов истории. Тем не менее, она часто фигурирует в произведениях искусства, посвященных Ивану Грозному. Мужем Василисы считают приближенного царя Мелентия Иванова, который заслужил расположение государя своей готовностью исполнять любые приказы. Как-то Иван решил заехать к любимчику в гости — и был поражен красотой Василисы.
Затеянные по этому поводу пышные богослужения призваны были поднять престиж монарха и его нового правительства» [13]. При этом, Грозный, «…получив от них искомый акт о признании царем, он уклоняется от повтора церемонии венчания в присутствии специально приехавших константинопольских архиереев. Отказался даже от благословения на том основании, что те при проезде через Литву прикладывались к католическому кресту» [14]. Окончательно вопрос с титулом царя будет закрыт в 1575 году при помощи племянника Марии Темрюковны, известного как Симеон Бекбулатович.
Портрет Симеона Бекбулатовича кисти неизвестного польского художника. У них родился сын Саин-Булат. Грозный, чтобы поставить точку в вопросе венчания на царство, должен был унаследовать царский титул от чингизида. Золотой Орды в то время уже не было, но оставалось политическое понятие чингизида и правило, что править может только чингизид.
В 1575 году Грозный отрекся от престола в пользу племянника Марии Темрюковны. Он правил в Московском государстве год, Грозный соблюдал принятые уничижительные формы обращения подданного к своему царю, при этом Иван Васильевич реальные бразды правления государством из своих рук не отпускал. Два портрета Симеона Бекбулатовича. В 1576 году Симеон Бекбулатович отрекся от престола в пользу Грозного, этим решили проблемы в оспаривании царского титула царя перед Западом и всеми недовольными, тем самым окончательно возвысив Московию, подняв от уровня княжества на уровень государства, которым правит самодержец.
В 1575 году Марии Темрюковны уже не было в живых, она была отравлена в ходе заговора, но Грозный продолжал поддерживать отношения с ее родными. Вот таким образом при помощи родни покойной жены из Кабарды был решен важнейший геополитический вопрос, как для царя, так и для Московского государства. Список использованной литературы и ссылки на источники: [1] Мазуров В. Правда и ложь об Иоанне Грозном.
Василий III. Иван Грозный. Правда об Иване Грозном. Грозная опричнина.
Исторический очерк. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный. Славянский разлом. Украинско-польское иго в России.
Великий князь всея Руси из рода Чингизидов.
Венчание на царство великого князя Московского и Всея Руси Ивана IV Васильевича (1547)
Православный взгляд. Царь Иван Грозный , смотреть онлайн | Венчание Ивана IV на царство имело для русских людей и глубокий религиозно-мистический смысл. |
Жены Ивана Грозного: трагическая судьба всех цариц | Венчание на царство Ивана IV было исключительно церковным торжеством. |
На Руси состоялось первое венчание на царство
16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство великого князя Ивана IV. Чин венчания Иоанна IV на Царство не сильно отличался от того, как венчались его предшественники. Венчание на царство Ивана Грозного в 1547 г.
ИОАНН ГРОЗНЫЙ
Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Федором Борисовичем Годуновым не были совершены из за кратковременности его царствования. 2022-01-29 475-летие венчания на царство и первой свадьбы Царя Иоанна IV Грозного. Известно, что Иван IV венчался на царство не получив благословения патриарха Константинопольского и, следовательно, незаконно согласно средневековым канонам. Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. 1547г. венчание на царство 14-летнего Ивана 4 Грозного.
16 января / 29 января
ИОАНН IV ВАСИЛЬЕВИЧ | Этот кризис не был преодолён и после венчания на царство Ивана IV Васильевича Грозного (16.1.1547). |
Этот день в истории: 1547 год — первое венчание на царство на Руси | Сразу после венчания на царство Иван IV устроил смотр невест: какой же это государь без жены? |
Выбор Ивана Грозного: Сабуровых-Годуновых на царство! | Митрополит Макарий благословляет Ивана Грозного во время венчания на царство. |
Венчание на царство Ивана Грозного. О вкладе семьи Марии Темрюковны в признание царского титула | Церемонию венчания на царство Ивана Грозного разработал митрополит Макарий – один из ближайших советников молодого государя. |
ЭКСКЛЮЗИВ! Венчание на царство Ивана Грозного в Казанском Кремле
Согласно сведениям источников, сам Иван IV осознавал себя как верховный носитель власти именно по православному учению. Например, в известной переписке с Андреем Курбским он подробно излагает свое понимание царской власти согласно с Библией. Обряд венчания Венчание на царство первого царя проходило в Успенском соборе Кремля шестнадцатого января 1547 года. Он приложился к иконам, ему пропели многолетие, глава русской православной церкви благословил его.
Служился молебен, читались молитвы. На амвоне были устроены два возвышенных места, покрытых золотой тканью для московского князя и главы русской православной церкви. Перед амвоном стоял аналой с знаками царского достоинства: Животворящим Крестом, бармами, венцом.
Митрополит Макарий возложил на московского правителя Ивана Васильевича Животворящий Крест, бармы, венец, которыми, как повествуют летописи, венчал ефесский митрополит на царство Владимира Мономаха. Ивану IV пропели еще раз многолетие. Он слушал Литургию.
Последствия и значение для Руси Венчание Ивана Васильевича с принятием титула царя означало создание особой духовной связи между народом и царем. Новый титул имел важное значение в изменении международного положения Московского государства.
Причины, по которым девушка умерла, так и остались неизвестными. Через полгода государь снова женится, на этот раз его выбор пал на Анну Колтовскую. В этом браке детей не было, и спустя год после венчания, четвертая царская жена оказалась в монастыре, где в итоге и скончалась.
Пятую законную супругу Ивана Грозного звали Мария Долгорукая, и судьба ее оказалась еще печальнее, чем предыдущих женщин. Царь утопил ее в пруду сразу после первой ночи, потому что девушка не сохранила девственность. В 1575-м монарх снова принял решение жениться. Девушку звали Анна Васильчикова, но в царицах она проходила недолго, ее насильно отправил в монастырь, предположительно за измену мужу. В 1582 году она родила наследника Дмитрия.
После смерти Ивана Грозного, новый царь сослал Марию в Углич, и там ее силой заставили принять монашеский постриг. В истории России она осталась матерью Лжедмитрия, правление которого получило название Смутного времени. Смерть Иван Грозный умер 28 марта 1584 года в Москве. Это случилось за игрой в шахматы. Причиной смерти стали разросшиеся остеофиты, из-за которых он стремительно терял подвижность.
Кроме серьезного недуга смерть могла быть спровоцирована нервными потрясениями и нездоровым образом жизни. Ему было всего 53 года, а внешне он был похож на древнего старца. Это и стало причиной смерти в столь раннем возрасте. Ивана Грозного похоронили рядом с сыном Иваном. Местом захоронения стал Архангельский собор московского Кремля.
После погребения государя, появились слухи, что его смерть не была естественной, и что он был отравлен Борисом Годуновым, который взошел на трон после Фёдора Иоанновича, сына Ивана IV. Гробница Ивана Грозного Версия о насильственной смерти долго будоражила умы историков и ученых, пока в 1963-м не было принято решение вскрыть гробницу Ивана Грозного и провести исследование. К великому разочарованию придерживающихся версии насильственной смерти, останки царя не подтвердили наличие в них мышьяка, поэтому разговоры об убийстве монарха сошли на нет. Со смертью Ивана Грозного Россия погрузилась в Смутное время.
Если не сложно, то поминутно посчитать: сколько времени в понедельник, во вторник, в среду, в четверг, в пятницу, в субботу я уделил вопросам, имеющим какое-то отношение к Небесному Царству. Почему это важно сделать на следующей неделе? Потому что после Пасхи это будет уже очень сложно. Сейчас какой-то огонёк теплится, если мы постимся, читаем и молимся усиленно. Участвуя в Богослужениях, рассуждая о глубоком, о важном, мы пытаемся что-то понять, вместить.
Но очень скоро на это не будет времени. Потому что будет не до этого... Как завёл тенор, как замечательно подтянул бас, как красиво звучала эта мелодия. А какой вам больше распев нравится? А вы знаете, мне по сердцу Валаамский монастырь. Как они поют, какие красивые мужчины! А какие замечательные женщины вот в том монастыре! Такие они милые, такие вдохновленные! А дальше, после этого, будет ещё ниже.
Понаблюдайте, посмотрите. А потом, если захотите, с духовником обсудите...
Валишевский пишет: «Было сделано все, чтобы придать ему как можно больше блеска и торжественности. При огромном стечении народа, при торжественном звоне колоколов церковь и трон как бы сочетались во едином этом торжестве: епископы, священники, монахи возносили к Богу молитвы и просили его, чтобы он укрепил нового царя духом справедливости и истины, а бояре в это время осыпали трон дождем золотых монет, что являлось эмблемой изобилия тех благ, которых ему желали». Решение 17-летнего князя стало началом эпохи становления Российского государства.
Оно является временем полнейшего переворота в государственном строе России, а именно окончательного превращения раздробленной на мелкие удельные княжества Руси в Московское государство. Линд в издании 1900 года «Иоанн Грозный» из фондов Президентской библиотеки. Приняв в 1547 году в свои руки государственное управление, царь Иван Васильевич занялся его преобразованием. Были проведены реформы военной службы, государственного управления, в том числе внедрены элементы самоуправления на местном уровне, состоялся первый Земский собор. Изменения коснулись и судебной системы — в 1550 году был издан царский судебник, который не только описывал устройство суда в России и порядок его производства, но и включал новые законы касательно гражданских и уголовных дел.
По повелению самодержца был составлен церковный судебник, известный также под названием «Стоглав», с его электронной версией можно ознакомиться на портале Президентской библиотеки.
466 лет назад произошло первое венчание на царство на Руси
Венчание на царство Иоанна IV свт. Венчание на царство российских правителей (с начала XVIII века — коронация) темой отдельной выставки стало в первый раз. Инфоурок › История России ›Презентации›Венчание на царство Иоанна Грозного и его реформы. Грозный, чтобы поставить точку в вопросе венчания на царство, должен был унаследовать царский титул от чингизида. В 1576 году император Максимилиан II, желая привлечь Грозного к союзу против Турции, предлагал ему в будущем престол и титул «всходного [восточного] цесаря».
2022-01-29 475-летие венчания на царство и первой свадьбы Царя Иоанна IV Грозного
Восстание против Глинских Убийства, интриги и насилия, окружавшие его, способствовали развитию в нем подозрительности, мстительности и жестокости. Склонность мучить живые существа проявлялась у Ивана уже в детстве, и приближенные одобряли ее. Одним из сильных впечатлений царя в юности были "великий пожар" и Московское восстание 1547 года. Наибольшее опустошение произвел пожар 21 июня 1547 года, продолжавшийся 10 часов. Выгорела основная территория Москвы, сгорело 25 тысяч домов, погибло около 3 тысяч человек. В бедствиях обвинили стоящих у власти Глинских. По городу разошелся слух, что бабка царя Анна Глинская, оборотясь птицей, летала по городу, "вымала сердца человеческие да клала в воду, та тою водою, ездячи по Москве, да кропила", от чего и был пожар.
Другой слух, подогревший страсти, - о походе на Русь крымского хана.
Никиты «сам же государь пел на заутрени и на литургии». В совр. Леонид Кавелин считал, что И. Льву VI Мудрому. По мнению Н. Парфентьева , в произведениях И. Петру на подобен «Коими похвальными» «царя Иоанна, деспота россииского».
Логгина Шишелева. Их перечень представлен в обобщающей публикации С. Фомина 1999. Однако научно обоснованной является атрибуция только тех произведений, к-рые включены в изд. Это тропарь и кондак на перенесение мощей святых блгв. Михаила Всеволодовича Черниговского и боярина его мч. Феодора 14 февр. Петру , митр.
Московскому 21 дек. Текст тропаря и кондака на перенесение мощей Михаила Черниговского опубликован по списку 1-й пол. Текст канона Ангелу Грозному воеводе издан по сборнику 1-й пол. Карельское собр. Михаилу Л. Тексты стихир митр. Авторство И. В нотированных рукописях XVII в.
Тропарь и кондак на перенесение мощей св. Михаила Черниговского и боярина его Феодора, а также канон Ангелу Грозному воеводе не нотированы, но при каноне выставлены указания на ирмосы, по образцу к-рых сочинены тропари канона. Среди прибавлений к службе Сретения Владимирской иконы, созданных во 2-й пол. Петру см. Славник «Денесе собори рустии» с ремаркой «Творение царево». Стихир «творения» И. В списке РНБ. Стихиры той же текстовой редакции без заголовка об авторстве выявлены в 14 рукописях: кон.
О1-512; 1-й пол. Стихирарь» , РНБ. Певческий сборник, писанный Логгином Шишеловым в Троице-Сергиевом мон-ре в сер. Первый цикл составлен на память митр. Петра и содержит на «Господи, воззвах» 3 «ины стихиры» на подобен 2-го гласа «Киими похвальными венцы» «Кыми похвалеными венецы увяземо», «Кыми пророческими пении венчаемо», «Кыми духовеными пении воспоимо» - Л. Николаю Мирликийскому 6 дек. Богородицы во храм и весьма близко повторяющий ее форму, т. Второй цикл стихир с именем И.
До недавнего времени об атрибутивных пометах И. Леонидом Кавелиным Сведения о слав. Спириной, и сведения архим. Леонида были подтверждены. Указания на авторство царя, имеющееся как перед стихирами на «Господи воззвах», так и перед стихирами на литии, в последнем случае должно быть отнесено не только к 1-й стихире «Отче преблаженне святителю Петре, аще и гробо твои молчите» 1-го гласа - Л. Атрибутивные пометы при стихирах митр. Петру «Кыми похвалеными... Те же стихиры без атрибутивных помет выявлены в 10 рукописях: ГИМ.
Петру «Отче преблаженне... О1-238, без атрибуции - в списках БАН. Славник «Денесе собори рустии... По тексту, опубликованному Д. Лихачёвым , В. Копыловой уточнены ирмосы, по которым осуществлялся распев канона Ангелу Грозному воеводе. В стихирах на подобен определяется тот же принцип распева по образцу стихир «О дивное чюдо» Владимирской иконе и «Кыми похвальными... В связи с этим в большей части произведений, атрибутируемых И.
При этом выделяется особая группа самогласных песнопений, в к-рых авторство как творческий акт создания напева представляется более выраженным. За последние годы выявлены материалы для доказательства авторства напевов и других рус. В отличие от атрибуции песнопений царю Алексею Михайловичу , основанной на прямом указании: «творение роспева… и положение знамени» - и на его автографе ГИМ. Руди, пер. Алексеева, коммент. Алексеева, Т. Описание слав. Стихиры, положенные на крюковые ноты: Творение царя Иоанна, деспота Российского: По ркп.
ПДПИ; Т. Платонову: ученики, друзья и почитатели. Очерки по истории музыки в России. Образцы древнерус. История рус. Тропарь и кондак на пренесение честным мощем кн. Михаилу Черниговскому, «творение Иоанна, богомудраго царя, самодержца Российскаго»: К пробл. Эпоха Ивана Грозного…: [Аннот.
Воронова: Альбом из 2 грампластинок. Песнопения рус. Свердловск, 1991. О значении идеи наследования «истинно православного христианского самодержавства» для развития духовного творчества рус. Выдающиеся рус. Челябинск, 2005. Малоизвестная певч. Челябинск, 2006.
Клеймо Тихвинской иконы Божией Матери. Однако портрет первого рус. В 60-х гг. В композиции на юж. Насыщенная яркими конкретными деталями сцена не могла не восприниматься современниками как иллюстрация эпизода из «Повести о болезни и смерти вел. Василия III», описывающей трогательное прощание вел. Однако композиция не выходит за рамки канонического сюжета прощания христианина с семьей, а изображение отрока не индивидуализировано и не наделено знаками царственности. Из материалов Стоглавого Собора 1551 известно, что И.
Этот образ представлен в левом нижнем клейме на «Четырехчастной» иконе 1547-1551 из Благовещенского собора Московского Кремля: в нижнем регистре написаны святые в молении, перед ними - коленопреклоненные люди «живы суще», среди к-рых выделяется юноша в узорчатой шубе и шапке с меховой оторочкой. Исследователи предполагают, что т. При этом представленная фигура - обобщающий образ государя как одного из «земнородных», без конкретизации. Болезнь царя Иоанна IV в 1553 г. Имеется больше оснований связывать с И. Государь представлен в царском узорчатом платье, в шубе с бармами и в княжеской шапке, в окружении свиты и народа, возносящих молитвы Пресв. Надпись в клейме, вероятно, воспроизводит древнюю: «Великiй князь Iаннъ Васiлiевичъ име велiю вр къ Преч с т[о]м [б]раз[] иже на Тихфин, повел при церкви иноческом чин вселитися». Клеймо интерпретируется как моление И.
Сорокатый В. Храмовое строительство и иконостасы Вел. Новгорода в сер. Стоящий впереди молодого государя монах с окладистой бородой предположительно его отец вел. Василий III, в иночестве Варлаам, почитавший тихвинскую святыню. Икона и рама к ней, созданные для великокняжеского домового храма вскоре после венчания И. Тихвинская икона из Благовещенского собора неоднократно воспроизводилась, напр. Изображение паломничеств на р.
Тихвинку вел. Василия III и И. Чуванова кон. XVI - нач. Внимание к царскому костюму и регалиям характерно и для миниатюр из Лицевого летописного свода 70-х гг. По сведениям Д. Ровинского, миниатюрный портрет И. Черткова: «...
В росписи 1561 г. Владимира Мономаха были изображены вел. Василий III и И. Иконописный портрет. XIX - нач. Национальный музей Дании, Копенгаген По сведениям Ровинского, перечисленные изображения относятся к репрезентативному типу портретов рус. На ней изображено воинское шествие от горящего города к вратам Нового Иерусалима. Войско возглавляет арх.
Михаил, за ним следует всадник в доспехах и шлеме с алым стягом. В центре посреди войска представлена фигура в имп. Некоторые исследователи 20-80-х гг. В лит-ре 90-х гг. Квливидзе, В. Сорокатый возобладала иная т. Константина Великого библиографию вопроса см. Фрагмент композиции «Древо государей российских».
Роспись Преображенского собора Новоспасского мон-ря фреска снята со стены в 40-х гг. ГИМ Среди изображений И. Оплечный образ И. По мнению Е. Овчинниковой, все 3 портрета созданы в 30-х гг. Белецкий датировал портрет И. В последнее время ученые М. Красилин, А.
Горматюк и др. На портрете у И. Особый тип средневек. Один из примеров - фреска «Древо государей российских» на своде галереи Преображенского собора Новоспасского мон-ря в Москве 1689 , созданная артелью костромских иконописцев. Иконографическим источником послужила роспись галереи Благовещенского собора Московского Кремля 60-е гг. В росписи Новоспасского мон-ря свод галереи полностью отдан изображению древа государей. Княжеские и царские персоны заключены в овальные обрамления, образованные вьющимся побегом; И. На нем царское платье с золотой каймой и поясом, украшенными драгоценными камнями, шуба на меховом подбое распахнута, круглая княжеская шапка с меховой оторочкой расписана крупными цветами.
Несмотря на то что внимание мастеров сосредоточено на одежде и регалиях, они попытались индивидуализировать облик царя: у него сухощавое вытянутое лицо с подчеркнутыми скулами, маленькими глазами, тонким носом, густыми волосами и длинной бородой с проседью. Первый рус. По колористическому решению, типу и орнаменту одежд образ И. Портрет из «Царского Титулярника». Матвеева как историко-генеалогический и дипломатический документ был составлен Царский Титулярник, или Большая государственная книга. Титулярник открывает традицию офиц. Иллюстрации к нему - поясные портреты рус. Изображение И.
В отличие от т. Портреты И. На миниатюре из синодика Новоиерусалимского Воскресенского монастыря с изображением родословного древа русских князей и царей, выполненного при участии царевны Татианы Михайловны в 1676-1682 гг. Родословное дерево рус. Композиция повторялась позднее, напр. УИХМ К этой же традиции исторической персонографии относятся неск. Один из них сер. Изображения в этой серии принадлежат к типу инвентированных вымышленных портретов, сопровождаются подписями с титулами государей и историческими сведениями о правителях.
В портрете И. На плечах И. Некоторые детали одежды горностаевый мех, зубчатый венец указывают на то, что создатели портрета ориентировались не только на Титулярник, но и на западноевроп. Оба портрета датируются 2-й пол. Даен М. Вероятно, в одну из династических серий входил некогда и небольшой поясной портрет И. Фрагмент росписи парадных сеней ГИМ. Артель Ф.
Серия рельефных инталий на зеленой сибир. Брюса нюрнбергским мастером И. Доршем ГЭ. Еще один цикл портретных медалей рус. Иванова создан в 1768-1772 гг. Екатериной II. В 1774-1775 гг. Шубин по заказу императрицы выполнил для Чесменского дворца под С.
Еготова, с 1851 в залах нового музейного здания К. Тона; повторения в Петровском путевом дворце и в здании Сената в Кремле. В сравнении с портретами первых Рюриковичей, представленных в рыцарских доспехах и шлемах с перьями, портрет И. Такое изображение свидетельствует о том, что личность И. Две серии бюстов рус. Шопена в С. Ростовой образ И. Роспись Грановитой палаты Московского Кремля.
Палехские мастера. В 1882 г. Филимонова было решено возобновить роспись Грановитой палаты Московского Кремля украшена стенописью в кон. Следуя схемам и описаниям Ушакова, мастера создали портреты российских государей в стилистике живописи эпохи историзма. Монументальная фигура И. Димитрия Донского, вел. Лицо И. На царе платье с каймой, расшитой жемчугом, и узорчатый плащ, скрепленный на груди овальной фибулой, на голове царский венец с 2 ярусами «городцов», отдаленно напоминающий Казанскую шапку; у И.
Очевидно, палешане использовали в качестве образца портрет И. Фрагмент гравюры. Никитина из собрания Ф. Юсупова, ГРМ; см. По указанию президента АХ А. Оленина акад. Уткин в 1832 г. Сказания кн.
Условные портреты И. Краткое ист. Российская история с 63 портретами вел. Петра I» П. Пикара 1717, РНБ , «Вел. Голышева во Мстёре ГЛМ , и др. Образцом для мн. Штенглином с оригинала И.
Бельского в 1742 г. Ровинский указал 80 гравированных портретов И. Антокольского , с Судебником в руке, фантастические по сюжетам, лубочные и т. Гравюра из кн. Iohannis Basilidis... Так, Энтони Дженкинсон, представитель англ. Oртелия «Зрелище земного мира» Лондон, 1562; экз. В верхнем левом углу карты помещено изображение И.
Две гравюры из коллекции Ровинского дают представление о том, как оценивали личность рус. На заглавном листе редкой кн. С правой стороны от государя стоят 3 боярина, слева - клирики с книгами и четками, рядом с ними изображены иконы Божией Матери, Иисуса Христа и святителя в зап. На гравюре из кн. Слева и справа от него царские палачи, один из которых отсекает преступнику голову, виселица, колесо и человек, посаженный на кол, толпы мужчин и женщин, приговоренных к смерти. Скульптор М. Еще один упоминаемый Ровинским «листок» с аналогичным портретом хранится в Австрийской национальной б-ке в Вене: И. Ни один из прижизненных портретов И.
Однако зап. Василия III с подписями, в которых изображенный именуется как И. Ровинский признает оригинальными 2 портрета. Первый профильный поясной портрет гравирован на дереве Гансом Вейгелем в 1563 г. Экземпляр портрета, раскрашенный в манере старинных нем. Ioannis Basilidis magni Moscouae ducis vita Witebergae, 1585; экз. Изменения внесены в костюм: поверх кафтана надето расшитое цветами оплечье, нет золотой цепи; черты лица острее и соответствуют человеку более зрелого возраста.
Левина, А. Клевицкого, диакона Р. Галиева, Л. Долгановой и других именитых и талантливых композиторов. Мы ждем юных гостей на занятиях по программам: «Быль о русской старине» для детей 6-8 лет , «Путешествие к европейскому двору» для детей 7-8 лет «Из жизни царского двора» для детей 9-10 лет , «Окно в Европу» для детей 10-11 лет , «Наследие глубокой старины» для детей 11-12 лет , «Беседы об искусстве» для детей 8-10 лет. Дорогие родители, просим внимательно ознакомиться с программами перед выбором темы занятий для своего ребенка, и соблюсти рекомендации методистов по возрасту. С 25 марта по 6 мая каждый понедельник ждем взрослых посетителей на лекционный цикл, посвященный знаменитым российским коллекционерам — М. Погодину, князю Н. Юсупову, графу Н. Румянцеву, графам Мусиным-Пушкиным и многим другим. Завершает лекционный цикл экскурсия по выставке. Билеты — в продаже на сайте и в кассах музея. Программа для детей 10-12 лет «С чего начинается музей» Приглашаем юных посетителей на программу к выставке «Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века».
Несмотря на то, что большая часть экспонатов происходит из Музеев Кремля, многие из них никогда не выставлялись. Речь идет прежде всего о тканевом убранстве коронационных торжеств — ценнейшей коллекции, отреставрированной в последние 20 лет: к примеру, фрагменты гигантского бархатного балдахина и подлинный коронационный настольник скатерть. Другая коллекция исключительной важности — коронационное облачение 11 российских императоров, из которой прежде показывали лишь отдельные экземпляры. Эти костюмы и ткани действительно уникальны, такого собрания, по словам куратора, «нет ни в одном другом российском музее, да и редко в каких зарубежных музеях сохранились подобные предметы». На выставке также представят облачение высших церковных иерархов и парадные костюмы придворных, серебряную посуду, знаменитый фарфоровый сервиз, созданный по эскизам Федора Солнцева к коронации Николая I — впервые в огромном многообразии форм и дополнений. Особое место отводится царским регалиям: здесь венец, скипетр и держава Большого наряда Михаила Романова 1613 , шапка Мономаха с единственного в русской истории совместного венчания на царство Ивана V и Петра I 1682 , коронационные венцы Екатерины I 1724 , Анны Иоанновны 1730 , держава Петра II 1727.
Венчание на царство великого князя Московского и Всея Руси Ивана IV Васильевича (1547)
А после венчания на царство Иван Грозный стал не только царем – потому что титул царя воспринимался в средневековом мире как титул императорский. Венчание Ивана IV на царство имело для русских людей и глубокий религиозно-мистический смысл. Инфоурок › История России ›Презентации›Венчание на царство Иоанна Грозного и его реформы. Венчание на царство Ивана Грозного в 1547 г. В России обряд венчания на царство был максимально приближен к византийскому оригиналу.