О жизни святого Патрика известно из его собственных произведений – «Исповеди» (Confessio) и «Послания к воинам короля Коротика». Патрику и другим ирландским святым. Сегодня Патрик — святой заступник Ирландии, покровитель путешественников.
День святого Патрика в Великобритании
День святого Патрика: интересные факты об известном ирландском празднике. Святой Патрик – покровитель Ирландии и Нигерии, большая часть информации о котором почерпнута из его собственных автобиографических произведений. Святой Патрик с помощью трилистника (клевера) объяснял главный принцип христианской веры: он показывал жителям Ирландии, как Бог, Иисус Христос и святой Дух составляют триединство.
Обычаи и традиции
- 1. Почему все пьют в день святого?
- 17 марта - День Святого Патрика: Персональные записи в журнале Ярмарки Мастеров
- Святой Патрик — кто он, за что почитают ирландцы и как попал в Православный календарь
- Использованные материалы
- День святого Патрика: дата
День святого Патрика: что за праздник?
Подробнее о том, как день чествования христианского святого, стал самым хмельным и веселым праздником в современной истории, я вам расскажу в этом посте. Немного истории. Патрик, это христианский святой и покровитель Ирландии, который первым распространил учение Христа в этой стране. Его почитают не только католики, святым Патрик считается также в англиканской, лютеранской, пресвитерианской церквях, и, с недавних пор, в православной церкви. По легенде, Мэвина Сукката, простого английского мальчика, в возрасте 16 лет похитили ирландские пираты, после чего он провел 6 лет в рабстве и поверил в бога. Однажды, ему удалось сбежать на корабле идущем в Галлию современная Франция , но явившийся ему во сне Бог, приказал Мэвину вернуться в Ирландию.
Именно хозяин и дал ему имя Патрик, что означает «знатный, уважаемый человек». В рабстве будущий святой обратился к вере и решился на побег. Патрик прибыл в Ирландию в 432 году и начал заниматься миссионерской деятельностью. До принятия Ирландией христианства жители страны были язычниками. День святого Патрика отмечается 17 марта — предполагается, что именно этот день стал датой его смерти. Почему зеленый цвет и трилистник являются символами праздника? Святой Патрик с помощью трилистника клевера объяснял главный принцип христианской веры: он показывал жителям Ирландии, как Бог, Иисус Христос и святой Дух составляют триединство.
С тех пор клевер и его яркий зеленый цвет стали неотъемлемыми символами Ирландии.
Говорят, что на протяжении многих веков, отправляясь на чужбину, ирландцы высушивали и зашивали в ладанку несколько листочков клевера с родных полей: оберег на удачу. Святой Патрик — креститель Ирландии Первая проповедь Патрика-миссионера прошла в месте его высадки на ирландскую землю у современного города Saul. Крестьянин, прослушавший его проповедь, так впечатлился его словами, что сразу же принял христианство и позволил ему использовать для служб свой амбар. Страна была бедной и отсталой, люди — воинственными и необразованными.
На пути Святого Патрика вставали местные правители, воинственные вожди полудиких лесных племен, а также кельтские друиды, не желавшие отдавать свою паству без боя. Его несколько раз жестоко избивали, грабили, а однажды его даже заковали в кандалы и отправили в тюрьму. Но с каждым днем все больше людей верило слову Святого Патрика, обращаясь в христианство. На своем пути Патрик обретал все больше единомышленников, счет обращенных в христианство шел уже на тысячи. Он основывал монашеские общины, строил церкви, и шел дальше.
Перелом в общественном сознании наступил, когда Святой Патрик основал собор и монастырь в городе Armagh Арма. К тому времени уже больше половины населения страны стало христианами. С тех пор Арма — официальная резиденция духовного лидера ирландских католиков — архиепископа Армского. Первым архиепископом Армским был сам Святой Патрик. Самыми непримиримыми его врагами стали кельтские жрецы — друиды, которые бились за свою паству всеми методами: хитростью, силой, ядом и даже магией.
Но все было бессильно против силы Святого Патрика: он одним движением руки тушил огонь, бился с лучшими воинами на посохах-шилейлах, насылал на армию в горном ущелье снежные бури, читал молитву над кубком с отравленным вином и выпивал его, не моргнув глазом. При этом он был добрым и великодушным по отношению к простым людям. В то время христианство насаждалось на языческих территориях «огнем и мечом», а Патрику удалось обратить Ирландию в христианство без войны — еще и поэтому его так почитают ирландцы. Невероятно, но факт: человек, так много сделавший для христианства и католичества, так и не был канонизирован Католической церковью. Одной из самых любимых ирландцами легенд является та, согласно которой Святой Патрик однажды, разозлившись на змей, что мешали ему молиться на горе Croagh Patrick за ирландский народ, одним взмахом своего посоха сбросил всех гадов в море.
Правда, палеонтологи утверждают, что в пост-ледниковой Ирландии никогда не было змей, но, возможно, они просто плохо искали.
Когда норманны завоевали Британию, они похитили мощи св. Патрика и увезли в свою столицу, которая позже стала называться Даунпатрик графство Даун в Северной Ирландии. Здесь, рядом с собором Даун сохранился надгробный камень, — символ могилы св. Есть ли под камнем мощи — неизвестно, но место почитается как святыня. К нему также идут паломники. В Православной Церкви святого Патрика почитают местно. В Русской Православной Церкви установлено празднование Собора Британских и Ирландских святых, но их имена в календарь не включены.
Отец Георгий Завершинский: «Процесс сбора необходимых материалов о канонизации Патрика и их передачи в Синодальную комиссию идет. Его инициировали прихожане Сурожской епархии, а архиепископ Елисей дал свое благословение. А раз процесс начался, значит, он будет иметь завершение. Ежегодно в нашем приходе совершается паломничество на гору Святого Патрика Croagh Patrick в графстве Майо есть давняя традиция идти туда босиком. Здесь, по преданию, сорок дней и ночей молился об ирландском народе святой Патрик.
В чём смысл Дня святого Патрика? Интересные факты о самом зелёном празднике в году
День Святого Патрика – ирландский праздник. Пышно отмечают его 17 марта, но торжества продолжаются целых пять дней. День святого Патрика: интересные факты об известном ирландском празднике. Фигура Святого Патрика стала символом ирландской истории и культуры, и его праздник, День Святого Патрика, стал одним из самых известных и популярных праздников в Ирландии и за ее пределами. 1 Святой Патрик — это известный святой, почитаемый практически всеми христианскими деноминациями. 2 Патрик Ирландский родился в знатной семье римлян и был украден из неё для продажи в рабство. общий святой как для Православной Церкви (является местночтимым в некоторых Церквях), так и для Католической.
Святой Патрик: жизнь и вымысел
Собор св. Патрика в Дублине Храм возведен к конце XI в. Еще один связанный с ним источник чтится в Клонмеле недалеко от Дублина — известно, что святой жил на этом месте около 2 лет, и крестил язычников именно в этом источнике. Святой Патрик К святыне паломничают не только католики, но и православные Ирландии. И, конечно, даже до наших дней листок клевера, на примере которого проповедник объяснил пастве Триединство Бога — является символом Ирландии. В православии До 2017 г. На так называемую «кельтскую святость», пожалуй, впервые обратил внимание свт. Иоанн Шанхайский. А иеромонах Серафим Роуз писал о Патрике и его сподвижниках, как о простых, но чистых сердцем людях, чьи души «горели ревностью и любовью к Богу».
Святителя о. Серафим называл «огненным Апостолом» Христа. Святитель Патрикий. Православная икона А с 2017 г. Патрика иногда его именуют Патрикием Ирландского. Святитель Патрик. Ныне св. Патрика чтят западные христиане, а с недавнего времени — и православные.
Ее воспевал святой и шедшие с ним клирики во время пути через лес в тогдашнюю столицу Ирландии, Тару, для празднования христианской Пасхи. В дебрях их, как они хорошо знали, ждала засада язычников, устроенная по приказу ненавидевшего святителя короля. Но посланные убийцы так и не смогли увидеть христиан — лишь шедшее мимо стадо оленей.
Томас выдвигает предположение о том, что название первоначально должно было звучать приблизительно как Bannaventa Berniae, — вероятно, это тот же топоним, который позднее дал название англосаксонскому королевству Берниция [Л 3]. Патрик называет себя сыном дьякона по другой версии — сыном декуриона [П 1] diaconus или decurio [Л 3] , римского офицера-чиновника Кальпурния [П 1] [Л 4] [8] , Calpurnius или Calpornios [Л 3] , Куальфарния [Л 13] и внуком священника по имени Потит [П 1] Potitus [Л 3] ; в «Гимне Фиакка» же упоминается, что Кальпурний был сыном Отида, сына Деохайна Одисса [26]. Из косвенных упоминаний в текстах, наподобие упоминания собственной загородной усадьбы для проведения праздников [П 1] , очевидно, что святой происходил из достаточно состоятельной семьи. Есть свидетельства о том, что у него было две сестры [Л 2] [8] [27] одна из них — Дарерка Ирландская [28] ; кроме того, по ряду предположений, при рождении святого звали Магон [27] или Майвин Суккат, Maewyn Succat [29] или Sochet, Succetus [Л 3] , Сохет [Л 13] , где Майвин — имя при крещении, а Суккат — имя при рождении [Л 2] [8].
Предположительное имя матери — Концесса [8] Concessa [П 7] [27] , вероятно, близкая родственница святого Мартина Турского [Л 2]. В хозяйстве его отца были рабы [Л 3]. В своих произведениях Патрик неоднократно упоминает о своей неучёности [П 3] [П 1] и его «Исповедь» написана, по многим свидетельствам, на довольно плохой латыни [Л 2] , в то же время встречаются и упоминания о полученном им хорошем образовании [8] [П 1]. В письме Коротику святой Патрик начинает называть себя ирландцем Hiberionaci sumus [Л 14]. Рабство и обращение к Богу [ править править код ] Когда Патрику было около шестнадцати лет, он из загородной усадьбы своей семьи был похищен и «со многими тысячами» увезён в Ирландию [П 1] вероятно, в Коннахт [Л 4] , где был поставлен пасти овец [П 1] предположительно, в графстве Антрим [15]. Похитителями Патрика предположительно были разбойники-ирландцы под предводительством Ниалла Девяти Заложников [Л 15] , или же пикты и скотты в 380—390-е гг. В «Исповеди», которая является в большой степени христианским апологетическим текстом, это событие осмысляется как наказание за забвение заповедей Господа и игнорирование предостережений священников [П 1].
По словам Патрика, в детстве и юношестве он не знал истинного Бога, но за годы рабства обратился к нему [П 1] , проводил дни и ночи в непрестанных молитвах до сотни в день и немногим меньше ночью [П 1] , и через шесть лет голос в ночном видении сказал ему: «Правильно делаешь, что постишься, ибо скоро вернешься ты в родную сторону», и потом — «Пойди и взгляни — твой корабль ждет тебя» [П 1]. Бегство, второе рабство и избавление от него [ править править код ] Многие из приключений Патрика пересекаются с ветхозаветными странствиями Моисея [Л 13]. После видения Патрик убегает и через двести миль пути обнаруживает корабль, спускаемый на воду. Капитан корабля отказывается взять святого с собой, так как Патрику нечем заплатить, но его в итоге приглашает на борт один из подчинённых капитана. Патрик принимает предложение при условии, что ему не придётся соблюдать обычаи мореходов [П 1]. Корабль отплывает к Британии или к Галлии современной территории Франции. Патрик со своими спутниками после трёх дней плавания двадцать восемь дней движется по пустынной местности [П 1] ; в пути по молитвам будущего миссионера Бог посылает путникам пропитание — стадо свиней.
Кроме того, путешественники находят мёд диких пчёл, но Патрик, считая эту пищу языческой, отказывается от него [П 1]. В ту же ночь на Патрика нападает сам сатана , но Бог помогает ему одолеть его [П 1] Далее в «Исповеди» кратко упоминается второе шестидесятидневное рабство [П 1]. Вероятно, по дальнейшему упоминанию десятидневного поиска людей с некими спутниками [П 1] , нападавшими были местные племена, а не матросы с корабля. В тексте «Исповеди» Патрик упоминает, что всего невзгод на его долю пришлось двенадцать [П 1]. Возвращение в Британию [ править править код ] В конечном итоге Патрик возвращается домой, однако вскоре во сне ему является некий Викториций вероятно, ангел [Л 5] ; Виктор [26] , несущий множество писем, одно из которых было адресовано ему и гласило: «Святой брат, приди к нам, и снова будь с нами» [П 1] «Мы умоляем тебя, приди и обрати нас» [Л 4]. Принятие сана [ править править код ] Статуя святого Патрика на холме Тара Здесь начинается период в жизни святого, слабо освещённый в «Исповеди». Видимо, Патрик становится служителем церкви, вероятно, в Галлии получает сан диакона [8] после обучения у святого Германа [Л 13] и готовится к тому, чтобы стать новым епископом.
Известно, что немалую часть времени после возвращения и до вторичного отправления в Ирландию уже в епископском сане в 432 году [Л 4] он провёл вне Британии. Согласно разным сведениям, Патрик не то несколько лет провёл в Галлии, обучаясь в тамошних монастырях в том числе, в Леринском монастыре [30] , не то уже тогда отправился снова в Ирландию, не то обучался и принял сан в монастыре святого Мартина Турского в галлийском Оксерре [П 1]. Критическим моментом в жизни Патрика стало совещание неких «старейшин» или «старших» seniores по поводу того, достоин ли он епископского сана. У него, очевидно, были противники, которые в конечном итоге одержали верх во всяком случае, в том эпизоде, который описывает Патрик. Среди его обвинителей был его старый друг, которому Патрик рассказывал о своём «тридцатилетней давности» грехе до того, как стать диаконом, и который ранее простил его. Этот грех Патрик совершил, когда ему, вероятно, ещё не было пятнадцати лет, и он «ещё не был достаточно силён» [П 1]. Суд происходит в Британии, в отсутствие Патрика [П 1].
Патрик подчёркивает, что изменился с тех пор, после обращения к Господу и пройденных испытаний, что Бог избрал его проповедовать Евангелие язычникам на «краю земли». Той же ночью у него случается видение, в котором Бог обещал кару его обвинителям [П 1]. На этом месте в повествовании происходит разрыв. Патрик прибывает в Ирландию не то в сане епископа в 431-32 году [2] , не то по указанию явившегося ему ангела [П 1]. В письме Коротику Патрик упоминает, что он является епископом episcopum me esse fateor [П 8] ; вероятно, он был поставлен в сан не папой, а британскими епископами [Л 5] , вероятно Аматорексом [Л 13].
Эти две записи важны тем, что более никаких внешних данных о событиях в Ирландии того времени нет. Разнообразные ирландские анналы, чьи данные про события до VI века чрезвычайно ненадежны, говорят о прибытии Патрика в Ирландию в 432 году о Палладии на тот момент они вообще не упоминают.
Все это стало поводом для активной полемики и большого количества гипотез на тему соотношения фигур Патрика и Палладия. Палладий мог погибнуть, не добравшись до Ирландии, мог погибнуть сразу же после приезда туда в отличие от Патрика он там раньше не был и вряд ли знал язык — латынь там очевидно не была в ходу. В конце концов, его миссия просто могла быть неуспешной. В Confessio о Палладии не сказано ни слова, и Патрик, грубо говоря, всю честь основания в Ирландии приходов и рапространения там христианства присваивает себе. Смерть Ирландские анналы дают две даты смерти Патрика: 461 и 492 годы. Его память празднуется 17 марта. Не известны место кончины и захоронения, более того, нет практически никаких достоверных данных о деятельности Патрика и состоянии ирландской церкви в первые годы после его смерти.
Связь Патрика с монастырем в Армаге , который носит его имя и который, согласно позднейшим житиям, был им основан, также не имеет четкого обоснования. Жития и легенды Деятельность Патрика и его писания вскорости были практически забыты. Авторы первых его житий, созданных уже в VII веке , по-видимому, читали Confessio, но достаточно вольно разбавляли его историями откровенно сказочного содержания. Монастырь в Армаге весьма активно пользовался именем своего легендарного основателя, чтобы стать главным религиозным центром Ирландии что предполагало и большое политическое влияние , но миссионерская деятельность Патрика как таковая была забыта: до VII века не было новых попыток обращения язычников, а когда они начались, то имени «апостола Ирландии» никто не упоминал. Две наиболее популярные легенды, связанные с именем Патрика, говорят о том, что он принёс в Ирландию письменность и что он изгнал оттуда всех змей.
Святой покровитель Ирландии Ирландия хранит память о своем святом. Самый большой собор страны, в ее столице, Дублине, посвящен ему. Собор св. Патрика в Дублине Храм возведен к конце XI в. Еще один связанный с ним источник чтится в Клонмеле недалеко от Дублина — известно, что святой жил на этом месте около 2 лет, и крестил язычников именно в этом источнике. Святой Патрик К святыне паломничают не только католики, но и православные Ирландии. И, конечно, даже до наших дней листок клевера, на примере которого проповедник объяснил пастве Триединство Бога — является символом Ирландии. В православии До 2017 г. На так называемую «кельтскую святость», пожалуй, впервые обратил внимание свт. Иоанн Шанхайский. А иеромонах Серафим Роуз писал о Патрике и его сподвижниках, как о простых, но чистых сердцем людях, чьи души «горели ревностью и любовью к Богу». Святителя о. Серафим называл «огненным Апостолом» Христа. Святитель Патрикий. Православная икона А с 2017 г. Патрика иногда его именуют Патрикием Ирландского. Святитель Патрик. Ныне св. Патрика чтят западные христиане, а с недавнего времени — и православные. Ее воспевал святой и шедшие с ним клирики во время пути через лес в тогдашнюю столицу Ирландии, Тару, для празднования христианской Пасхи.
Когда отмечают праздник?
- 10 малоизвестных фактов о Святом Патрике - самом почитаемом святом в Ирландии
- 1. Почему все пьют в день святого?
- Святой Патрик: кто это, интересные факты о святом
Патрик Ирландский — святой Русской Православной Церкви
Менее верующие отмечают праздник весело и с размахом. В городах Ирландии проходят многочисленные парады, фестивали, концерты и театральные шоу. Артисты исполняют традиционные танцы кейли, а гости мероприятий наряжаются в зеленые костюмы и, конечно, обязательно заглядывают в бар. В некоторых странах, включая США , Великобританию, Китай , Австралию, Италию , Францию и даже Египет , 17 марта главные достопримечательности и реки подсвечиваются зеленым светом. В Бельгии жители играют в ирландские виды спорта например, гэльский футбол и камоги , а в Японии — наряжаются в лепреконов, играют на волынке и танцуют старинный кельтский танец — джигу. Все началось в 1991 году, когда в Москве открылся «Ирландский торговый дом на Арбате» Это был российско-ирландский торговый центр, где можно было купить зарубежные товары, а также выпить пиво «Гиннесс» и попробовать традиционные ирландские закуски. Проект оказался настолько успешным, что спустя год в Москве , как и во многих других мировых столицах, тоже прошел парад в честь святого Патрика. Однако и сейчас у желающих присоединиться к общемировому торжеству есть масса возможностей. В разных городах России 17 и 18 марта проходят тематические концерты и фестивали ирландской культуры, а многие рестораны и бары предлагают специальное меню.
Некоторые пабы не ограничиваются двумя днями и посвящают святому Патрику целую неделю, за которую можно успеть и традиционное рагу попробовать, и послушать ирландский фолк. А для атмосферности приготовить традиционные ирландские блюда: мясное рагу;.
Если встретите таких, знайте: они оделись в лепреконов — ирландских мифологических персонажей, которые считаются хранителями сокровищ. По легенде, если поймать лепрекона в День святого Патрика, он укажет путь к кладу или исполнит три желания. Пиво Раньше в День святого Патрика нельзя было употреблять алкоголь, так как он приходится на Великий пост, однако в честь праздника верующим сделали послабление. Чем популярнее становился праздник, тем охотнее люди позволяли себе расслабиться, и вскоре это превратилось в нечто вроде алкогольного марафона Пить в этот день принято именно пиво, поскольку пивоварение играет важную роль в ирландской культуре и истории.
Традиции Дня святого Патрика Те католики, которые продолжают считать День святого Патрика — небесного покровителя Ирландии — в первую очередь религиозным праздником, 17 марта посещают места, связанные с этим святым. Среди них: монастырь Армаг в Северной Ирландии, по преданию основанный Патриком в 444 году; город Даунпатрик, где, согласно легенде, находится могила святого; замок Кашел — считается, что там Патрик крестил ирландского короля Энгуса. Менее верующие отмечают праздник весело и с размахом. В городах Ирландии проходят многочисленные парады, фестивали, концерты и театральные шоу. Артисты исполняют традиционные танцы кейли, а гости мероприятий наряжаются в зеленые костюмы и, конечно, обязательно заглядывают в бар. В некоторых странах, включая США , Великобританию, Китай , Австралию, Италию , Францию и даже Египет , 17 марта главные достопримечательности и реки подсвечиваются зеленым светом. В Бельгии жители играют в ирландские виды спорта например, гэльский футбол и камоги , а в Японии — наряжаются в лепреконов, играют на волынке и танцуют старинный кельтский танец — джигу.
Все началось в 1991 году, когда в Москве открылся «Ирландский торговый дом на Арбате» Это был российско-ирландский торговый центр, где можно было купить зарубежные товары, а также выпить пиво «Гиннесс» и попробовать традиционные ирландские закуски.
Традиции и обычаи На данный праздник организуется множество интереснейших мероприятий. При этом нельзя сказать, что отмечается торжество всего один день. В большинстве городов Великобритании оно длится как минимум несколько суток. Например, в Манчестере еще за 14 дней до праздника люди уже начинают веселиться, устраивается ирландский фестиваль со множеством ярмарок. К наиболее распространенным мероприятиям на День святого Патрика в Великобритании можно отнести: концерты; фестивали; парады. Многие города устраивают настоящие народные гуляния, на которых можно поучаствовать в конкурсах, посмотреть на выступления ирландских артистов, купить что-нибудь на одном из многочисленных праздничных рынков, попробовать национальные блюда и напитки Ирландии. Кроме того, в праздничный день часто организуются пешие экскурсии по городам, где рассказывают об известных ирландцах, а также показывают места ирландской культуры если они есть в городе.
Популярной является и традиция устраивать танцы кейли группа шотландско-ирландских танцев. Праздничный декор В День святого Патрика и даже за несколько недель до него все города Великобритании начинают зеленеть. Зеленый — это официальный цвет данного торжества. Улицы украшаются лепреконами, воздушными шарами в форме золотых монет.
К нему также идут паломники.
В Православной Церкви святого Патрика почитают местно. В Русской Православной Церкви установлено празднование Собора Британских и Ирландских святых, но их имена в календарь не включены. Отец Георгий Завершинский: «Процесс сбора необходимых материалов о канонизации Патрика и их передачи в Синодальную комиссию идет. Его инициировали прихожане Сурожской епархии, а архиепископ Елисей дал свое благословение. А раз процесс начался, значит, он будет иметь завершение.
Ежегодно в нашем приходе совершается паломничество на гору Святого Патрика Croagh Patrick в графстве Майо есть давняя традиция идти туда босиком. Здесь, по преданию, сорок дней и ночей молился об ирландском народе святой Патрик. В гору Святого Патрика всегда идет много босых паломников со всех концов земли». Открыт для посещения весь год. Желательно заранее заказывать посещения для групп.
Экскурсии не предоставляются, но в книжном магазине продаются путеводители.
Кто такой святой Патрик и почему его день празднуют с лепреконами и клевером
День святого Патрика: яркие фото и видео, подробное описание и отзывы о событии День святого Патрика в 2024 году. Святой Патрик был покровителям Ирландии, который жил в 4-5 веках и приехал в Ирландию из Римской Британии. Согласно одному из преданий, он принес и распространил христианство по всему ирландскому острову и изгнал оттуда всех змей. Пожалуй, самая известная история — о том, как Патрик изгнал из страны змей, невзлюбив их за то, что они однажды помешали ему спокойно молиться за ирландский народ на горе Croagh Patrick. О жизни святого Патрика известно из его собственных произведений – «Исповеди» (Confessio) и «Послания к воинам короля Коротика».
17 марта - День Святого Патрика
Более 60 церквей и соборов Ирландии носят его имя, самый известный из них — собор Святого Патрика в Дублине. ? В 2017 году решением Синода Русской Православной Церкви в наш месяцеслов были включены имена 15 западных святых, среди которых совершенно особе место занимает и святой равноапостольный Патрик, просветитель и первый епископ Ирландии. Патрику и другим ирландским святым. День Святого Патрика отмечается в большем количестве стран, чем любой другой национальный праздник.[16] На современные празднования большое влияние оказали празднования ирландской диаспоры, особенно те, которые развивались в Северной Америке. Пожалуй, самая известная история — о том, как Патрик изгнал из страны змей, невзлюбив их за то, что они однажды помешали ему спокойно молиться за ирландский народ на горе Croagh Patrick. Святой Патрик — покровитель Ирландии и Северной Ирландии, составной части Великобритании, поэтому отмечали 17 марта на национальном уровне серьезно и без кутежа.
17 марта - День Святого Патрика
До принятия Ирландией христианства жители страны были язычниками. День святого Патрика отмечается 17 марта — предполагается, что именно этот день стал датой его смерти. Почему зеленый цвет и трилистник являются символами праздника? Святой Патрик с помощью трилистника клевера объяснял главный принцип христианской веры: он показывал жителям Ирландии, как Бог, Иисус Христос и святой Дух составляют триединство.
С тех пор клевер и его яркий зеленый цвет стали неотъемлемыми символами Ирландии. Именно поэтому жители страны из уважения к своему святому в этот день облачаются во все зеленое. Памятную дату отмечают не только на территории Ирландии, но и в Нью-Йорке , Буэнос-Айресе , Мельбурне и всех городах, где живут ирландцы.
В этот день тех, кто отмечает праздник, можно легко отличить по яркой зеленой одежде и клеверу, вдетому в петлицу.
Поначалу ирландцы, которые в основном, были язычниками, встретили миссионера весьма недружелюбно. Однако, какое-то время спустя проповедь Святого обратила ко Христу одного из местных вождей, который пожертвовал просторный амбар для устройства в нем первого храма. Много легенд связано с именем Святого Патрика, с его миссионерской деятельностью и столкновениях с друидами жрецы. Святой Патрик крестил сотни тысяч человек и основал в Ирландии несколько сот церквей. Считается, что именно он принес письменность в Ирландию, а также изгнал с острова всех змей. По преданию, за твердость веры бог обещал Святому Патрику, что Ирландия уйдет под воду за семь лет до конца света, чтобы избежать горя и бедствий, и что Святой сам будет судить ирландцев в день Страшного суда. Святой умер 17 марта 463 года по другим источникам в 461 году и был причислен к лику Святых до разделения христианской Церкви на Западную и Восточную, поэтому его почитают и во многих православных общинах. С 2017 года поминать Святого будет и Русская православная церковь, но по старому стилю, то есть на 13 дней позже — 30 марта. День Святого Патрика ирландцы начали отмечать как национальный праздник в X-XI веках, причем не только на территории Ирландии, но и в других европейских странах, где была ирландская диаспора.
В том же году был издан закон, предписывающий закрывать бары и пабы 17 марта из-за чрезмерного употребления гражданами алкоголя. Но в 1970-е годы закон был отменен. Символы Традиционными символами этого дня считаются трилистник клевер и сказочные существа лепреконы.
А ещё ирландцы верят, что святой Патрик изгнал всех змей с острова. Однако учёным кажется маловероятным, что змеи вообще существовали на острове с его холодным климатом. Историки считают эту легенду скорее аллегорией: возможно, под "змеями" имелись в виду языческие верования, которые Патрик, как истинный христианин, изгонял. Поздравляют друзей и родных, веселятся, пляшут групповой национальный танец кейли, ходят на церковные службы, а после собираются друг у друга дома или в барах. Долгое время традиционным напитком Дня святого Патрика считался виски, но позже людям понравилось отмечать этот праздник с лепреконами за кружкой эля. С 1903 года этот зелёный день — официально выходной.
Одним из весёлых обычаев является испитие "чарки Патрика" — виски или эля, подаваемых с трилистником в стакане. Такое действие ещё называют "осушить трилистник". В День Патрика церковь даже позволяет употреблять алкоголь, несмотря на то что это время приходится на пост. Также во время этого праздника проводятся шествия. В честь святого Патрика все стараются одеться в зелёный цвет. К одежде крепятся украшения в виде трилистного клевера. Используя форму листка клевера, пекут печенье с изумрудной глазурью и готовят такие блюда, как капуста с беконом и разные виды солёного мяса.
В письме Коротику святой Патрик начинает называть себя ирландцем Hiberionaci sumus [Л 14]. Рабство и обращение к Богу [ править править код ] Когда Патрику было около шестнадцати лет, он из загородной усадьбы своей семьи был похищен и «со многими тысячами» увезён в Ирландию [П 1] вероятно, в Коннахт [Л 4] , где был поставлен пасти овец [П 1] предположительно, в графстве Антрим [15]. Похитителями Патрика предположительно были разбойники-ирландцы под предводительством Ниалла Девяти Заложников [Л 15] , или же пикты и скотты в 380—390-е гг. В «Исповеди», которая является в большой степени христианским апологетическим текстом, это событие осмысляется как наказание за забвение заповедей Господа и игнорирование предостережений священников [П 1]. По словам Патрика, в детстве и юношестве он не знал истинного Бога, но за годы рабства обратился к нему [П 1] , проводил дни и ночи в непрестанных молитвах до сотни в день и немногим меньше ночью [П 1] , и через шесть лет голос в ночном видении сказал ему: «Правильно делаешь, что постишься, ибо скоро вернешься ты в родную сторону», и потом — «Пойди и взгляни — твой корабль ждет тебя» [П 1]. Бегство, второе рабство и избавление от него [ править править код ] Многие из приключений Патрика пересекаются с ветхозаветными странствиями Моисея [Л 13]. После видения Патрик убегает и через двести миль пути обнаруживает корабль, спускаемый на воду. Капитан корабля отказывается взять святого с собой, так как Патрику нечем заплатить, но его в итоге приглашает на борт один из подчинённых капитана. Патрик принимает предложение при условии, что ему не придётся соблюдать обычаи мореходов [П 1]. Корабль отплывает к Британии или к Галлии современной территории Франции. Патрик со своими спутниками после трёх дней плавания двадцать восемь дней движется по пустынной местности [П 1] ; в пути по молитвам будущего миссионера Бог посылает путникам пропитание — стадо свиней. Кроме того, путешественники находят мёд диких пчёл, но Патрик, считая эту пищу языческой, отказывается от него [П 1]. В ту же ночь на Патрика нападает сам сатана , но Бог помогает ему одолеть его [П 1] Далее в «Исповеди» кратко упоминается второе шестидесятидневное рабство [П 1]. Вероятно, по дальнейшему упоминанию десятидневного поиска людей с некими спутниками [П 1] , нападавшими были местные племена, а не матросы с корабля. В тексте «Исповеди» Патрик упоминает, что всего невзгод на его долю пришлось двенадцать [П 1]. Возвращение в Британию [ править править код ] В конечном итоге Патрик возвращается домой, однако вскоре во сне ему является некий Викториций вероятно, ангел [Л 5] ; Виктор [26] , несущий множество писем, одно из которых было адресовано ему и гласило: «Святой брат, приди к нам, и снова будь с нами» [П 1] «Мы умоляем тебя, приди и обрати нас» [Л 4]. Принятие сана [ править править код ] Статуя святого Патрика на холме Тара Здесь начинается период в жизни святого, слабо освещённый в «Исповеди». Видимо, Патрик становится служителем церкви, вероятно, в Галлии получает сан диакона [8] после обучения у святого Германа [Л 13] и готовится к тому, чтобы стать новым епископом. Известно, что немалую часть времени после возвращения и до вторичного отправления в Ирландию уже в епископском сане в 432 году [Л 4] он провёл вне Британии. Согласно разным сведениям, Патрик не то несколько лет провёл в Галлии, обучаясь в тамошних монастырях в том числе, в Леринском монастыре [30] , не то уже тогда отправился снова в Ирландию, не то обучался и принял сан в монастыре святого Мартина Турского в галлийском Оксерре [П 1]. Критическим моментом в жизни Патрика стало совещание неких «старейшин» или «старших» seniores по поводу того, достоин ли он епископского сана. У него, очевидно, были противники, которые в конечном итоге одержали верх во всяком случае, в том эпизоде, который описывает Патрик. Среди его обвинителей был его старый друг, которому Патрик рассказывал о своём «тридцатилетней давности» грехе до того, как стать диаконом, и который ранее простил его. Этот грех Патрик совершил, когда ему, вероятно, ещё не было пятнадцати лет, и он «ещё не был достаточно силён» [П 1]. Суд происходит в Британии, в отсутствие Патрика [П 1]. Патрик подчёркивает, что изменился с тех пор, после обращения к Господу и пройденных испытаний, что Бог избрал его проповедовать Евангелие язычникам на «краю земли». Той же ночью у него случается видение, в котором Бог обещал кару его обвинителям [П 1]. На этом месте в повествовании происходит разрыв. Патрик прибывает в Ирландию не то в сане епископа в 431-32 году [2] , не то по указанию явившегося ему ангела [П 1]. В письме Коротику Патрик упоминает, что он является епископом episcopum me esse fateor [П 8] ; вероятно, он был поставлен в сан не папой, а британскими епископами [Л 5] , вероятно Аматорексом [Л 13]. Расходятся и данные о том, покидал ли он Ирландию вновь после своего возвращения [Л 3] [Л 2]. Миссионерская деятельность в Ирландии [ править править код ] Святой Патрик обращается к королям Ирландии; витраж в Успенском Соборе в Карлоу В «Исповеди» Патрик упоминает о тысячах произведённых им крещений, исповедуется, что вручал подарки королям и судьям в землях, где он бывал особенно часто, но говорит, что сам отказывался от мзды и подарков. Он упоминает, что однажды со своими спутниками две недели сидел в тюрьме в кандалах [П 1]. Первоначальная паства Патрика, судя по упоминаемым в «Исповеди» людям, состояла в основном из молодёжи, женщин и рабов, то есть из довольно маргинальных слоёв общества [П 1] [Л 5]. Анналы четырёх мастеров упоминают, что он основал 600 церквей по другим источникам — церквей было 300 [1] , а принявших от него крещение ирландцев — более 120 000 [1]. В 1991 году С. Шкунаев , ссылаясь на «Житие святого Патрика» авторства Мурьху, предположил, что христианизация Ирландии происходила при поддержке святого Патрика местными аристократами-землевладельцами по модели индийского «восстания кшатриев » [Л 8] , что противоречит «маргинальной» теории христианизации.