В этом году административно-территориальное деление СССР не менялось, за исключением передачи нескольких районов и городов из одной области Узбекской ССР в другую. 60-х гг. так называемых совнархозов. 4. Административно-территориальное деление Союза ССР. Настоящее издание содержит сведения об административно-территориальном делении союзных республик по состоянию на 1 января 1977 года с учетом изменений, происшедших с 1 января 1974 года.
Тархов С. А. Изменение административно-территориального деления России за последние 300 лет
Так, указами президиума Верховного совета СССР от 11 ноября 1939 года Россия передала Казахстану пять сел в Челябинской области и получила взамен часть Степного района Актюбинской области. Союза советских социалистических республик. СССР. Административно-территориальное. Деление. Союзных республик. на 1 января 1980 года. СССР. Административно-территориальное деление союзных республик. 11197. Название: СССР. Административное деление СССР — деление территории Союза Советских Социалистических Республик (Союза ССР, СССР, Советского Союза).
Административно-территориальное деление
СССР. Административно-территориальное деление союзных республик на 1-е января 1947 года | 76 объявлений по запросу «ссср административно-территориальное деление союзных республик» доступны на Авито во всех регионах. |
Административное деление СССР | 00 $a СССР $h [Текст]: $b административно-территориальное деление Союзных республик, январь 1965 г.: справочник $c Президиум Верховного Совета СССР. |
СССР административно-территориальное деление | Входившие в состав СССР союзные республики стали независимыми государствами с границами, в которых они существовали к моменту обретения независимости. |
Главная страница
Также анализ поможет обосновать территориальные претензии стран и народов на внутренние деления общих территорий или опровергнуть такие. Во время выполнения дипломной работы студентки в короткие сроки освоили создание динамических карт в программе QGIS и выполнили масштабную работу по анализу и визуализации данных. Полина Хотуницкая и Диана Исмаилова показали высокую исполнительность и будут приглашены к участию в других проектах Лаборатории исторической геоинформатики Института Всеобщей истории РАН. Алексей Фролов Руководитель Лаборатории исторической геоинформатики ИВИ РАН Как это было сделано Датасет Нами были подготовлены наборы данных, отражающие изменения границ союзных республик и Мы отразили хронологические периоды, республики, между которыми происходили изменения, причины и территориальные данные административно-территориальные единицы, которые переходили от одной республики к другой. С помощью этого набора данных мы визуализировали изменения на геоинформационной платформе QGIS.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов. В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден. Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе. Это позволяет управлять булевой логикой запроса. Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2.
Первой «жертвой» новой, второй реформы стал Сибирский край. В октябре 1930 г. В 1930—1934 гг. Так, постановлением ЦИК от 10 декабря 1930 г. В ноябре 1931 г. В начале 1932 г. В марте 1932 г. В январе 1934 г. В мае 1934 г. В декабре 1934 г. После двухлетнего перерыва в разукрупнительном процессе в октябре 1932 г. Самостоятельный статус получил Нижне-Амурский округ центр — Николаевск-на-Амуре. В июле 1934 г. После этого Дальне-Восточный край стал делиться на 8 «малых» областей, 1 автономную область и 3 национальных округа. В ноябре 1933 г. Просуществовала она недолго и уже в июле 1934 г. Этот процесс размельчения больших краев и областей особенно активно развернулся в 1934 г. Северо-Кавказский край, образованный в 1924 г. В состав Азово-Черноморского края вошли территории нынешних Ростовской обл. В составе Северо-Кавказского края остались территория нынешнего Ставропольского края, а также почти все автономные области Северного Кавказа: Кабардино-Балкарская, Карачаевская, Черкесская, Северная Осетия, Чечено-ингушская. Нижне-Волжский край в январе 1934 г. Уральская обл. При этом в составе Свердловской обл. В марте 1934 г. В июне 1934 г. Ее разделили на Воронежскую 84 района и Курскую 60 районов области. По состоянию на 15 июля 1934 г. Следующий шаг по разукрупнению краев был произведен в декабре 1934 г. Небольшим шагом назад стало упразднение Читинской обл. Из восточных и северо-восточных районов Горьковского края и западных районов Свердловской обл. В январе 1935 г. Мордовская АО в его составе в конце декабря 1934 г. С упразднением огромной Обско-Иртышской обл. В состав Омской обл. А районы упраздненной Читинской обл. Процесс разукрупнения продолжился и в 1935 г. В январе на стыке трех «больших» областей, Западной, Московской и Ленинградской, была образована еще одна «малая» область — Калининская. В феврале 1935 г. В 1937 г.
В апреле 1918 года власть Рады была свергнута во время переворота, организованного генералом Павлом Скоропадским при поддержке Германии, которую не устраивала политика Рады по национализации земель. Скоропадский принял старинный титул «гетмана Украины», отменил все реформы и установил консервативный режим. Все это вызвало резкое недовольство украинских националистов, а также социалистов и крестьянства. После капитуляции Германии и Австрии в Первой мировой войне, опиравшийся на их поддержку режим Скоропадского пал, позднее снова заработала Рада. Между тем, на Западной Украине, входившей в состав Австро-Венгрии, еще до распада этой империи, в 1918 году, объявили о создании Западно-Украинской народной республики. В ее состав вошли Галиция, Закарпатье и северная Буковина. В ноябре украинские войска заняли Львов, после чего вспыхнула война с Польшей, также претендовавшей на Галицию. К лету следующего года поляки взяли под контроль этот регион. Манифестация после освобождения города от интервентов и белогвардейцев в апреле во время Гражданской войны. Украинская Народная Республика, Одесса. А конце 1918 года новое наступление начала Красная армия. Война продолжалась до 1921 года, когда в марте советские власти и Польша подписали Рижский мирный договор. По нему Польша получила западно-украинские земли и признала Советскую Украину на востоке. По условиям сепаратного Брест-Литовского мира, заключенного в марте 1918 года, большевики уступили Германии часть Беларуси, однако после поражения немцев в Первой мировой войне отказались от данных обещаний. Белорусские националистические движения давно боролись за создание независимого национального государства, особенно заметной эта борьба стала после революции 1905 года.
Изменение административно-территориального деления СССР
Административно-территориальное деление республик, входивших в состав СССР, развивалось по тем же законам, что и в России, характеризовалось одинаковым набором административных единиц, испытывало сходные волны укрупнений и разукрупнений. История, презентация, доклад, проект, конспект. Как изменилось административно-территориальное деление в Советском Союзе по сравнению с Российской империей?
Административное деление
На 1 января 1986 г. Смирнов А. Административно-территориальные изменения в СССР за 1938—1939 годы. На 5 мая 1922 г.
Административно-территориальное деление союзных республик на 1 октября 1938 г. Административно-территориальное деление союзных республик на 1 мая 1940 г. Административно-территориальное деление союзных республик на 1 января 1947 г.
Административно-территориальное деление союзных республик на 1 мая 1949 г. Административно-территориальное деление союзных республик на 1 января 1951 г. Административно-территориальное деление союзных республик на 1 марта 1954 г.
Административно-территориальное деление союзных республик на 1 января 1958 г. Дополнение к справочнику выпуска 1958 года Изменения, происшедшие за период с 1 января 1958 года по 1 января 1959 года. Административно-территориальное деление союзных республик на 1 апреля 1960 г.
Дополнение к справочнику выпуска 1960 года. Изменения, происшедшие за период с 1 апреля 1960 года по 1 июля 1961 года. Административно-территориальное деление союзных республик на 1 января 1962 г.
Административно-территориальное деление союзных республик на 1 апреля 1963 г. Январь 1965 г. Административно-территориальное деление союзных республик на 1 июля 1967 г.
Other versions This map image could be re-created using vector graphics as an SVG file. This has several advantages; see Commons:Media for cleanup for more information. This map image was uploaded in the JPEG format even though it consists of non-photographic data. This tag should not be applied to photographs or scans.
До перестройки отношения между элементами были линейны и строго иерархичны. Территория А отчуждала от субординированной ей территории В произведенный ею продукт и, в свою очередь, передавала его Центру. Центр распределял присвоенный продукт территории А, которая перераспределяла часть полученного из Центра территории В. Естественно, что органы управления территорией В всеми силами пытались отдать А меньшую часть продукции, а получить большую, чем полагалось ей сообразно административному рангу. С началом перестройки линейная структура превратилась в треугольную, отношения в которой стали гораздо более конфликтными.
Логика конфликтов проста: руководствуясь идеологией административного роста, территория А стремилась приобрести статус Центра. Территория В, руководствуясь той же идеологией, стремилась стать территорией первого ранга, непосредственно субординированной Центру. Для давления на территорию А Центр мог применить силовые приемы, такие как экономическая блокада, ввод войск, и т. С другой стороны, для подчинения себе территории А Центр мог стимулировать сепаратистскую активность территории В и создать для администрации А те проблемы, с которыми он сталкивался в отношениях с ней. Последнее оказывалось наиболее эффективным в том случае, если территория В представляет собой национальную автономию. Примерно столь же эффективной оказывалась такая политика, если активность Центра направлялась на инициирование национального движения этнической группы, не имеющей своей государственности в рамках А, но стремящейся к ней. В целом в ходе изменений отношений в иерархии пространство административного торга между уровнями административно-территориального деления имеет тенденцию превращаться в пространство политического торга между новыми политическими субъектами -- бывшими единицами административно-территориального деления. Рассмотрим теперь трансформацию административно-территориального деления СССР в административно-территориальное деление России, учитывая при этом неоднородность РСФСР, то есть его составленность из областей и автономий. Если рассматривать областной аспект административно-территориального устройства СССР, то схема отношений между уровнями будет выглядеть так, как это представлено на рис.
На рис. Отношения между уровнями строго иерархичны, и как говорилось выше, являются отношениями отчуждения-перераспределения. В то же время, возникают союзнические отношения между уровнем республик и крупных столичных областных центров-городов, и между союзным центром и областями.
Украинская ССР 15. Эстонская ССР Интересный факт. Однако в 1956 году Карело-Финская ССР вернулась в статус автономной республики и союзных республик стало 15.
Районы, области, республики СССР (1922 - 1991 г.г.)
Республики СССР | Административно-территориальное деление союзных республик СССР на 1 января 1947 года. |
bom100 • Подробно. Попытки реформы национально-административного деления СССР | Тогда страна активно пересматривала свое административно территориальное деление, было оформлено большинство республик СССР. |
Укрупнить и раздробить: эволюция административно-территориального деления в России | Административное деление. Киевская губерния обр. |
Какие республики входили в состав СССР - Парламентская газета | СССР. Административно-территориальное деление союзных республик. 11197. Название: СССР. |
Административное деление
Украинская ССР в административном отношении делилась на 26 областей и 2 города республиканского подчинения Киев и Севастополь , а Молдавская ССР — на 4 округа: Кишиневский, Бельцкий, Тираспольский и Кагульский просуществовали недолго и 60 районов. К середине 60-х годов сетка областных границ Украины стабилизировалась и остается неизменной до сих пор. В 1991 г. На начало 2000 г. АТД Украины имело следующий вид: 24 области, автономная республика, 2 города государственного значения Киев и Севастополь. Области и АР Крым делились на 490 сельских районов. АТД Молдавии с середины 60-х годов изменялось довольно часто: образовывались и упразднялись районы, городские поселения повышали свой статус. В 1987 г. Молдавская ССР включала 40 районов. В 1998 г. Территория ПМР не подверглась районированию и сохраняет старое советское деление 5 районов и 2 города.
Закавказье До революции 1917 г. АТД Закавказья составляли разномастные единицы: 5 губерний, 2 области, 2 округа. В мае 1918 г. В 1920—1921 гг. Были образованы новые советские республики ССР : Азербайджанская — 28 апреля 1920 г. В соответствии с конституцией СССР 1936 г. К тому времени в двух закавказских республиках появились свои автономные единицы — республики и области. В апреле 1930 г. В июле 1921 г. В составе Азербайджанской ССР уезды, отделенные от основной части республики территорией Армянской ССР, сначала были преобразованы в Нахичеванский край по названию его столицы , а в феврале 1924 г.
Она была создана в июле 1923 г. В 30-е годы многие административные центры Закавказья были переименованы или их написание было дано в иной транслитерации для соответствия произношению топонимов на языках коренного населения. Так, с 1936 г. Цхинвали еще в 1934 г. В результате депортаций 1943—1944 годов ряда северокавказских народов изменились северные границы Грузинской ССР. С этого времени и вплоть до 1957 г. В начале 50-х годов АТД Закавказья было разукрупнено. Две союзные республики — Грузия и Азербайджан — на короткое время получили областное деление, Армения — деление окружное. Граница между ними наследовала направление общего рубежа существовавших некогда Тифлисской и Кутаисской губерний. Также две области Бакинская и Гянджинская с центром в Кировабаде, бывш.
Они в основном копировали очертания дореволюционных губерний, в данном случае Бакинской и Елизаветпольской. Армянская ССР, не видоизменяя свое районное деление, некоторое время подразделялась на три округа: Ереванский, Ленинаканский и Кироваканский. Все перечисленные единицы АТД в итоге оказались недолговечными. Уже к 1955 г. К началу 70-х годов АТД закавказских республик в основном стабилизировалось: в 1987 г. Начало демократических веяний в СССР пагубно отразилось на политической стабильности кавказских республик. В конце 80-х годов требования пересмотра существующей сетки национально-государственного деления выдвинули многие этнические организации. Наиболее острые межэтнические конфликты, связанные с несовершенством советской сетки АТД, — карабахский, абхазский, юго-осетинский. Следствием этого решения стала многолетняя война между армянами и азербайджанцами. В ответ Азербайджан отменил любые формы автономии Нагорного Карабаха, а все армянские топонимы в пределах республики подверглись переименованию: Степанакерт стал именоваться Ханкенди, Мартуни — Ходжавендом, Мардакерт — Агдере, Шаумяновск — Агджакендом, Варташен — Огузом, Куткашен — Габеля; соответственно были переименованы и районы, центрами которых были перечисленные выше населенные пункты.
На момент подписания в мае 1994 г. Свою независимость от Грузии в начале 90-х годов провозгласили Республика Абхазия бывш. Юго-Осетинская АО. На сегодняшний день АТД закавказских государств представлено в следующем виде. В Грузии в результате продолжительной и постепенной реформы районное деление страны заменено краевым. В Армении также отказались от советской сетки районного деления. В ноябре 1995 г. Октемберян , Гехаркуникская Гавар, бывш. Камо , Лорийская Ванадзор, бывш. Кировакан , Котайкская Раздан , Ширакская Гюмри, бывш.
Ленинакан , Сюникская Капан, бывш. Кафан , Вайоцдзорская Ехегнадзор , Тавушская Иджеван. Районное деление до настоящего времени сохранилось лишь в Азербайджане. Это государство в настоящий момент делится на 56 административных районов из них 11 городских районов Баку , при этом сохраняется единственная бывшая АССР — Нахичеванская Автономная Республика. Казахстан Ставший в 1936 г. Напомним, что в конце 1936 г. В дополнение к существующим в январе 1938 г. В марте 1944 г. Таким образом, к 1945 г.
Проводя исторический анализ территориально-правового устройства Российской империи, делаем вывод, что губернско-уездная, волостная система административно-территориального деления имела разветвленное деление на ведомственные: военные, судебные, таможенные округа. Предусматривала распределение населения по национальным признакам, только по месту жительства, к Первой мировой войне на территории России было 56 губерний, 476 уездов и 10 606 волостей. Районы с компактным нерусским населением разбивались между несколькими губерниями. Так, на Украине было 13 губерний, Казахстане — 11, Грузии — 5. Данная система территориального деления тормозила развития промышленности и аграрного сектора по сравнению с развитыми европейскими государствами, которые вступили на путь промышленной революции, она выполняла надзорно-карательные, фискальные функции господствующего класса, тем самым обострились противоречия между населением, проживающим на отведенных территориях. Такие административные деления ни в малейшей степени не отвечали ни экономическим потребностям, ни интересам многочисленных народностей России. И как итог, к правящему классу в обществе стали выдвигаться требования по замене старых полицейско-фискальных административных делений России, установленных еще при Петре I и Екатерине II, новыми делениями, основанными на современной экономической жизни и согласованными, по возможности, с национальным составом населения.
Несмотря на то, что Тувинская АО стала частью Советского Союза на заключительном этапе Великой Отечественной войны, уроженцы этой автономии, а по сути упомянутой независимой Тувинской Народной Республики, принимали участие в этой войне наряду с остальной частью мужского населения СССР. В результате кратковременной войны с Японией август — сентябрь 1945 г. Что касается южной части острова Сахалин, то эти земли до 1905 г. В 1925 г. Из Курской области были выделены Белгородская 23 района и Липецкая области. Причём в последнюю были переданы три района из Курской области, 12 — из Воронежской, девять — из Орловской и, наконец, 10 — из Рязанской. Таким образом, становится понятным, что из прежнего, дореволюционного, административно-территориального деления страны в 1930-х гг. Вышесказанное, кстати сказать, вовсе не означает, что разного рода изменения в административно-территориальном делении имели место только в первые десятилетия установления Советской власти и только на Европейской части Советской России включая сюда Украину и Белоруссию. В Узбекской ССР была восстановлена Наманганская область, существовавшая с марта 1941 по январь 1960 г. В составе Казахской ССР была восстановлена Талды-Курганская область в настоящее время Талдыкорганская область Республики Казахстан , просуществовавшая в период с марта 1944 по июнь 1959 г. Июль 1991г. Последние изменения в административно-территориальном делении и юридическом статусе некоторых территорий Советского Союза имели место накануне его развала, в июле 1991 г. Следует отдельно заметить, что все эти порой необоснованные «пертурбации» советского времени в административно-территориальном делении страны в настоящее время вызывают довольно серьёзные трудности при проведении генеалогических исследований, особенно если речь идёт о территориях в Сибири, на Дальнем Востоке и на юге России.
Однако, они готовились войти в состав ССГ. Согласно данному закону, высшим органом государственной власти на территории Крымской АССР временно до принятия Конституции Крымской АССР и создания конституционных органов государственной власти был признан Крымский областной Совет народных депутатов [6]. Через 4 месяца, 19 июня, упоминание о восстановленной автономии было включено в конституцию Украинской ССР 1978 года [7].
2. Эволюция административного деления в ссср.
Правда, в 1920-е гг. Известны более поздние работы по Эстонии С. Ныммик и О. Курс и Восточной Сибири А. В зарубежных исследованиях по этой проблематике преобладают статические исследования на какую-либо определённую дату , где рассчитываются и анализируются некоторые параметры административно-территориальной системы размер, форма, число составных единиц, число соседних единиц.
Историко-географических исследований в этой области крайне мало. Однако ряд работ выполнен на очень высоком профессиональном уровне по бывшей Чехословакии — работы М. Блажека, Польше — П. Эберхардта, а также по отдельным областям и краям России — местными краеведами, историками и экономико-географами.
Административно-территориальное деление Союза ССР и список важнейших населённых пунктов. С хронологическим перечнем постановлений об изменении границ губерний, областей, республик с 1917 г. Административно-территориальное деление Союза ССР. Административно-территориальное деление Союза ССР на 15 ноября 1930 г.
Изменения, происшедшие за 1 ноября 1931 — 1 июля 1932 г. Административно-территориальное деление Союза ССР на 15 июля 1934 г. Административно-территориальное деление союзных республик. На 1 марта 1937 г.
Гранберга, В. Совет по изучению производительных сил СОПС.
Общая структура Статья 70 Конституции СССР 1977 года[1] гласила: Союз Советских Социалистических Республик — единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик. СССР олицетворяет государственное единство советского народа, сплачивает все нации и народности в целях совместного строительства коммунизма.
Таким образом, Советский Союз состоял из союзных Советских Социалистических Республик, которые, в свою очередь, имели разнообразное административное-территориальное деление.
А в 1930 — 1940 гг. В 1956-1963 гг. Автор отнюдь не выступает за новый передел внутрироссийских границ, так как прекрасно понимает, к каким негативным последствиям это может привести. Тем не менее, следует подчеркнуть, что все прежние переделы, начиная с 1920 гг. А что касается непосредственно Северного Кавказа, то весьма благосклонное отношение «центра» к увеличению территории воссозданных нацавтономий позволило их руководству, что называется, диктовать политику в отношении всего Северного Кавказа. Как следствие, всё чаще там проявлялись факты откровенной русофобии, росло отчуждение между русскими и представителями северокавказских национальностей особенно в Чечено-Ингушетии, в ряде районов Дагестана, Калмыкии. В середине 1950-х - середине 1980-х этот регион, включая Калмыкию, покинуло свыше половины русских и русскоязычных жителей, проживавших там в 1944-1956 гг.
Вот выдержка из доклада Северокавказского федерального округа «Северный Кавказ — русский фактор 2012 г. Эти события наглядно продемонстрировали, что этнизм как фактор присутствует в советской действительности, и его игнорирование сулит самые тяжкие последствия. Не удивительно, что экономика и социальная сфера «экс-русских» районов постепенно приходили в запущение в отличие от других территорий в нацавтономиях. Пожалуй, наиболее яркий пример тому — Черноземельный прикаспийский район Калмыкии, который до середины 1950 гг. Можно сказать, что с конца 1950-х похожие проблемы сопровождают социально-экономическую ситуацию, в частности, северного прикаспийского Дагестана и «Кизлярщины» северо-западного Дагестана , точнее, - территорий, отсоединенных в тот период от Грозненской области и Ставропольского края. По данным исследовательского Фонда «Кумыкский мир» 2012 г.
Подъем алого знамени Необходимость строить государство вокруг победивших идей коммунизма, а не гражданского патриотизма и общего прошлого не вызывала сомнений у 1 673 делегатов, имевших право решающего голоса. В узком зазоре между теми и другими находились пять человек — двое еврейских социал-демократов из партии Поалей Цион, два кавказских левых социалиста и один депутат, выбивавшийся из общего строя: анархист-индивидуалист. Но о возражениях с его стороны ничего неизвестно. Последний миг перед революцией. Керенский пробовал все, чтобы остановить Ленина В сравнении с другими парламентами 1920-х делегаты, голосовавшие за образование СССР, отличались крайней молодостью. Поэтому, когда открыть съезд пригласили бывшего подпольщика Петра Смидовича часто такую честь доверяют самому возрастному , никто не удивился. Но основная роль на съезде все же принадлежала другому большевику, который в 1922 году был, правда, моложе Смидовича. На трибуну взошел 44-летний народный комиссар по делам национальностей Иосиф Сталин, по праву занятия этой должности считавшийся ответственным за баланс интересов в новом союзе. Речь Сталина не имела ничего общего с державной гордостью: восходящий советский лидер бичевал прежнюю Россию, которую назвал "палачом Азии, жандармом Европы", обещал учет ошибок прошлого и исторический реванш — "торжество новой России над старой". Отталкиваясь от этих принципов, Сталин предложил проголосовать за два документа — декларацию об образовании СССР и договор о нем же, заменявший конституцию. В эпоху Ленина волеизъявление было открытым. Вверх поднялись 1 673 руки. Среди тех, кто выступил "за", был делегат от Украины, черниговский крестьянин Гавриил Одинец. Как представителя своей республики его пригласили на трибуну в прошлом Одинец был националистом и сторонником независимости , и он, воспользовавшись случаем, обрушил на присутствовавших,в абсолютном большинстве делегатов России, упреки в адрес ее исторического прошлого. Осудив Екатерину Великую "злейшего врага украинцев" и гетмана Богдана Хмельницкого, при котором Украина вошла в состав Московского царства, делегат нашел теплые слова для западно-украинской Галиции как хранительницы национальных традиций. Но, хоть о старой России Одинец отзывался как о "разбойнике", финал его речи был жизнеутверждающим: в духе времени делегат выразил надежду на благоденствие СССР и присоединение к нему стран по всему миру, включая Польшу с входившей в ее состав Западной Украиной. Раздались аплодисменты. Игра продолжается Когда мимолетный съезд уже завершал свою работу, за дело взялся политик, отсутствие которого в Большом театре бросалось в глаза. Делегатам было известно о болезни основателя Советской России Владимира Ленина, и поэтому они ограничились избранием его почетным председателем.
Доклад: Административное деление СССР
Так, указами президиума Верховного совета СССР от 11 ноября 1939 года Россия передала Казахстану пять сел в Челябинской области и получила взамен часть Степного района Актюбинской области. Территория Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. 00 $a СССР $h [Текст]: $b административно-территориальное деление Союзных республик, январь 1965 г.: справочник $c Президиум Верховного Совета СССР. Тогда страна активно пересматривала свое административно территориальное деление, было оформлено большинство республик СССР. Попытки реформы национально-административного деления СССР.
Укрупнить и раздробить: эволюция административно-территориального деления в России
Столица - Саппоро. Официальные языки - русский и японский. Бывшие автономии[ ] Армянская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Эривань. Официальные языки — русский и армянский. Ликвидирована 4 июля 1955 года в связи с образованием Республики Армения. Туркестанская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Самарканд. Официальные языки — русский, таджикский и киргизский. Ликвидирована 4 июля 1955 года в связи с образованием Туркестанской Федерации. Хивинская — образована 17 марта 1922 года.
Столица — Хива. Официальные языки — русский и узбекский. Бухарская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Бухара. Тувинская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Кызыл. Официальные языки — русский и тувинский. Ликвидирована 4 июля 1955 года в связи с образованием Тувинской республики.
Столица — Ханканди Юго-Осетинская с 1922. Столица — Цхинвали. Сейчас Южная Осетия, де-факто независимое государство Горно-Бадахшанская — c 02.
Несмотря на право сецессии для союзных республик по Конституции СССР 1977 года [2] данные образования не могли выйти из России, так как напрямую указывалось их нахождение в составе РСФСР, конституция которой права выхода не давала. Однако, они готовились войти в состав ССГ. Согласно данному закону, высшим органом государственной власти на территории Крымской АССР временно до принятия Конституции Крымской АССР и создания конституционных органов государственной власти был признан Крымский областной Совет народных депутатов [9].
Не случись этого, успей он одобрить «проект», с полной уверенностью скажу: секретари ЦК, ставшие впоследствии главами независимых государств, бурно аплодировали бы мудрому решению партии» [1335]. Что же должны были представлять эти новые административные единицы? К сожалению, А. Вольский оставил этот вопрос открытым. Но из его воспоминаний явствует, что Ю. Андропов прямо поставил перед ними задачу перекроить карту страны «по типу Штатов» [1336] , что он хотел, чтобы новые административные единицы были «как штаты в США» [1337] и в окончательном варианте эти новые административные единицы прямо называл «штатами» [1338]. Если так, то «советские штаты» должны были иметь свою конституцию и свои законы, т. О том, что подобный проект мог встретить поддержку на местах, свидетельствуют воспоминания Ханса Модрова. Вспоминая о Г. Романове, X. Модров писал: «К началу 80-х годов он предложил концепцию «Интенсификация-90». С ее помощью он хотел для начала обеспечить динамичное развитие Ленинградской области, предоставив ей больше самостоятельности. Я думаю, он хотел поднять ее до ранга союзной республики» [1339]. Однако речь шла не только о создании на территории СССР нескольких десятков «штатов». Как утверждал А. Андропов одновременно «мечтал о межрегиональных рынках» [1340]. Какая же могла быть связь между разделением страны на «штаты» и созданием «межрегиональных рынков»? Получается, что создаваемые в результате административной реформы «штаты» должны были стать субъектами рыночных отношений. Это наводит на мысль, что Ю. Андропов обдумывал возможность введения так называемого регионального хозрасчета. Федоренко, идея «регионального хозрасчета» действительно возникла «в начале 80-х годов» [1341]. Но своими корнями она уходит еще в 60-е годы, когда два новосибирских экономиста Борис Павлович Орлов и Рувин Исакович Шнипер поставили вопрос о необходимости заинтересовать в результатах труда не только предприятия, но и отдельные регионы [1342]. В последующем эта идея разрабатывалась коллективом новосибирских экономистов во главе с Александром Григорьевичем Гранбергом, который в марте 1984 г. И далее: «Я со своими соратниками начинал с региональных и межрегиональных моделей централизованной экономики. Постепенно у нас созревало понимание того, что регион — это не только часть единого народнохозяйственного комплекса, что необходимо устанавливать связь между расходами и доходами на территории, между эффективностью экономики региона и тем, что он получает из центра в виде фондов для развития социальной сферы». Поиски путей решения этой проблемы привели к мысли о необходимости предоставить регионам экономическую самостоятельность, чтобы они могли рассчитывать не на средства из союзного бюджета, а на результаты своей экономической деятельности. Так родилась идея регионального хозрасчета. Не отрицая существования сторонников этой идеи в столице, Н. Федоренко пишет, что ее разработка велась «главным образом за пределами Москвы». Причем «одним из ведущих «теоретиков» в данной области стал эстонский профессор Бронштейн» [1346]. Как мы уже знаем, в конце 1983 г. Горбачевым, когда тот по поручению Ю. Андропова собрал группу экономистов для обсуждения вопроса о планируемой экономической реформе. По воспоминаниям М. Бронштейна, приглашенные М. Горбачевым экономисты были «сторонниками реформирования» экономики «с повышением степени самостоятельности и ответственности» не только «на уровне предприятий», но и «регионов» [1347]. Бронштейн не пишет, как далеко в «повышении степени самостоятельности» отдельных регионов, они предполагали тогда идти. Но нельзя не учитывать, что в кабинете М. Горбачева речь шла «о введении модели нэпа» [1348] , т. Это означало, что рассматривалась возможность предоставления предприятиям полного хозяйственного расчета. Поэтому не исключено, что тогда же рассматривалась и проблема «регионального хозрасчета». Подводя итог этого обмена мнений, М. Бронштейн отмечал: «Вроде бы установилось взаимопонимание» [1349]. Однако между предприятием и регионом существует одно принципиальное различие. Предприятие — это закрытая система, огражденная «забором», имеющая вход и выход, а регион — система открытая.