пность взаимосвязанных социальных групп, составляющих внутреннее строение общества, называют. В совокупности социальные группы образуют социальную структуру общества. Общество – самая большая социальная группа. В больших социальных группах также выделяют: интеллигенцию, военных, представителей физической или интеллектуальной трудовой деятельности.
Что такое социальная группа
- Тест с ответами на тему: “Социальная структура общества” - Ответы класс!
- Обществознание. 10 класс
- Совокупность больших социальных групп составляющих общество называют
- Привет! Нравится сидеть в Тик-Токе?
Тест по обществознанию 9.кл.
Верны ли следующие суждения о межнациональных конфликтах? Межнациональные конфликты могут возникать на бытовом уровне. Российское законодательство предусматривает ответственность за разжигание межнациональной розни. Верны ли следующие суждения об этносах? Племена, народности, нации — это виды этносов. Членов любой этнической общности объединяет единство языка, верований и гражданства.
Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях?
Нет такого ядра — нет и самой группы. В то же время состав индивидов, входящих в «хвост» группы, непрерывно меняется вследствие того, что каждый индивид занимает множество социальных позиций и может переходить с одной позиции на другую ситуативно, из-за демографического движения возраст, смерть, болезнь и т. Реальная группа имеет не только свою структуру или конструкцию, но и свою композицию а также декомпозицию. Композиция лат. Композиция группы — это сочетание её элементов, образующих гармоническое единство, которое обеспечивает целостность образа её восприятия социального гештальта как социальной группы. Композицию группы обычно определяют через индикаторы социального статуса.
Декомпозиция — противоположная операция или процесс разделения композиции на элементы, части, показатели. Декомпозиция социальной группы осуществляется путём проекции на различные социальные поля и позиции. Нередко композицию декомпозицию группы отождествляют с набором демографических и профессиональных её параметров, что не совсем верно. Здесь важны не сами по себе параметры, а в той степени, в какой они характеризуют статусно-ролевую позицию группы и выступают в качестве социальных фильтров, позволяющих ей осуществлять социальное дистанцирование, чтобы не слиться, не быть «размытой» или поглощенной другими позициями. Что касается членства в группе конкретного индивида как элемента композиции, то действительно он сталкивается с окружающим миром, который окружает его и позиционирует его как члена группы, то есть его индивидуальность в этой ситуации становится «несущественной», в нём как в личности, как члене группы, видят прежде всего целую группу.
Следующий «виток» истории — формационный, связанный с формированием современных форм организационно-хозяйственной жизни — таких, как собственно экономика и политика, основанных на рыночных и плановых механизмах регулирования, и появлением таких социальных общностей как классы , вначале как экономические, позже как политические, в конечном счёте — социальных классов. Современная тенденция проявляет себя таким образом, что на различных пластах «социальности» формируется новый социокультурный социально-коммуникационный тип связи — основа нового информационного общества и его социальных сообществ. В своём онтогенезе в процессе социализации человек повторяет социогенез — включается, овладевает и наращивает на уже имеющийся, накопленный «пласт» новый «пласт» способов его взаимосвязи с другими людьми. Общности разных видов и типов — это формы человеческого общежития, совместной жизнедеятельности людей, отличающихся в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов, и благодаря этому — более или менее одинаковыми свойствами во всех или некоторых аспектах жизнедеятельности условий и образа жизни, сознания, психологических черт. Для социальных общностей характерно не только наличие общих объективных характеристик, но и по сравнению с другими человеческими множествами осознание своего единства через развитое чувство общей связи и принадлежности. Восприятие и осознание этой связи реализуется как биполярность «мы — они» через оппозицию «свои» — «чужие». Люди одновременно являются членами различных общностей, с разной степенью внутреннего единства. Поэтому часто единство в одном напр. Часто под социальной общностью понимают классификацию людей. Классификация — это объединение людей на основе ряда общих признаков, их совпадения, повторяемости и здесь не важно как их определяют — существенными, значимыми — скорее всего для самого классификатора. В то время как социальная общность — форма реальной коллективной жизнедеятельности людей, которая представляет собой объединение , основанное на объективно заданном способе взаимосвязи, при котором они проявляют солидарные действия как целерационально, осуществляя калькуляцию выгод «мы» перед «другими», так и стереотипно, аффективно и ценностно-рационально — рутинно, с чувствами и верой в это. Признаки схожести и различия выступают поэтому вторичными по отношению к ним. Социальные общности могут классифицироваться по различным основаниям — формирующиеся в сфере общественного производства классы, профессиональные группы и т. Нередко неверная классификация социальных общностей оборачивается тем, что к последним относят тех, кто таковыми не является — социальные категории, практические группы и социальные совокупности как различные агрегатные состояния человеческого множества. Такие человеческие множества принято подразделять на мнимые псевдо общности, контактные квази общности диффузные группы и групповые общности практические группы. В классификации социальных общностей выделяются социально-поселенческие, территориальные, демографические, матримониальные семейно-брачные , этнические, конфессиональные религиозные , профессиональные, производственные, культурно-образовательные, досугово-коммуникативные, статусно-ролевые, социально-классовые и другие виды социальных общностей. Социальные классы Классовая стратификация характерна для открытых обществ. Она существенно отличается от кастовой и сословной стратификации. Эти отличия проявляются в следующем: классы не создаются на основе правовых и религиозных норм, членство в них не основано на наследственном положении; классовые системы более подвижны, и границы между классами не бывают жёстко очерчены; классы зависят от экономических различий между группами людей, связанных с неравенством во владении и контроле над материальными ресурсами; классовые системы осуществляют в основном связи внеличностного характера. Главное основание классовых различий — неравенство между условиями и оплатой труда — действует применительно ко всем профессиональным группам как результат экономических обстоятельств, принадлежащих экономике в целом; социальная мобильность значительно проще, чем в других стратификационных системах, формальных ограничений для неё не существует, хотя мобильность реально сдерживается стартовыми возможностями человека и уровнем его притязаний. Классы можно определить как большие группы людей, отличающиеся по своим общим экономическим возможностям, которые значительно влияют на типы их стиля жизни. Наиболее влиятельные теоретические подходы в определении классов и классовой стратификации принадлежат К. Марксу и М. Вебер определил классы как группы людей, имеющих сходную позицию в рыночной экономике, получающих сходное экономическое вознаграждение и располагающих сходными жизненными шансами. Классовые разделения проистекают не только от контроля за средствами производства, но и от экономических различий, не связанных с собственностью. Такие источники включают в себя профессиональное мастерство, редкую специальность, высокую квалификацию, владение интеллектуальной собственностью и проч. Вебер дал не только классовую стратификацию, считая её лишь частью структурирования, необходимого для сложного по устройству капиталистического общества. Он предложил трёхмерное деление: если экономические различия по богатству порождают классовую стратификацию, то духовные по престижу — статусную, а политические по доступу к власти — партийную. В первом случае речь идёт о жизненных шансах социальных слоёв, во втором — об образе и стиле их жизни, в третьем — о владении властью и влиянии на неё. Большинство социологов считает веберовскую схему более гибкой и соответствующей современному обществу. Понятие «социальная структура» применяется как в представлениях об обществе как о социальной системе, в которой социальная структура обеспечивает внутренний порядок соединения элементов, а окружающая среда устанавливает внешние границы системы, так и при описании общества через категорию социального пространства. В последнем случае под социальной структурой понимается единство функционально... К очевидным социальным конструктам относятся игра, религия, язык, деньги, титулы, образование, правительства, корпорации и другие институты. Социальная организация общества от позднелат. Социальный или общественный институт — исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации совместной жизнедеятельности людей, существование которой диктуется необходимостью удовлетворения социальных, экономических, политических, культурных или иных потребностей общества в целом или его части. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил. Упоминания в литературе В этих условиях культура обеспечивает задачи упорядочивания всех социальных общностей людей, их разграничения между собой и манифестации их отличий друг от друга. Это вторая группа важнейших социальных функций культуры, в рамках которых культура поддерживает необходимую структурированность социальных общностей всех уровней локализации. Именно эта дифференцирующая функция культуры создает то, что мы называем локальным своеобразием культур — национальным, религиозным, социальным и пр. А локальное своеобразие в свою очередь закрепляется в культурных традициях, наследуется и воспроизводится в их рамках [комплексный обзор этой проблемы представлен в работе: 314]. Следует заметить, что в большинстве случаев такая социальная дифференциация людей, выраженная в специфических формах их культур, основывается именно на возможности свободного коммуницирования, которая сравнительно высока внутри такой общности и резко снижается за ее границами. Андрей Флиер, Избранные работы по теории культуры В отличие от других, парадигма «социального порядка» и «интегративная» социальная парадигма Д. Тернер и Дж. Ритцер ставят задачу выявить, на каких сторонах и чертах процесса институционализации в первую очередь основываются синтетические решения теоретической проблемы порядка. Проблема порядка — это вопрос об условиях, при которых формируются, поддерживаются, изменяются и разрушаются различные образцы социальной организации, скрепляющие общество. Общество — это социальный организм, сложное целое, состоящее из взаимосвязанных противоречивых комплексов, связанных прямыми и косвенными опосредованными связями социальных общностей, институтов, коллективов, групп. Оно включает относительно самостоятельные элементы, каждый из которых реализует целостный жизненный цикл и находится в постоянном взаимодействии со всеми другими субъектами социального процесса. Коллектив авторов, Социология. Учебное пособие, 2014 Переход от анализа форм трансформационной активности к выделению типов ее макросубъектов возможен лишь при высоком уровне обобщения. Речь здесь должна идти о субъектах относительно небольшого числа укрупненных типов активности, т. Правда, крупные социальные общности категории, группы, слои , объединенные сходными взглядами, интересами и, главное, стремлением к солидарному действию, пока еще только формируются: их очертания очень расплывчаты, интересы слабо артикулированы, общие цели не осознаны. Это предтечи тех солидарностей и идентичностей, которым лишь предстоит сложиться в процессе формирования гражданского общества. Но, несмотря на свою незрелость, они привлекают большое внимание ученых.
Для этого ключевые фразы введите в строку поиска, нажав на кнопку, расположенную вверху страницы. Воспользуйтесь также подсказками посетителей, оставившими комментарии под вопросом. Последние ответы Рпп22 27 апр. За это его поругали, но вместо того чтобы сказать что нибудь плохое учителю в лицо ученик обязан сдержать свой гнев. Если Вам н.. Приведи те пример ситуации когда человек сдержал свой гнев? James0Wayne 27 апр. Но причинивший боль человек, даже не извинился. Аркадию было жутко больно и неприятно.
Социальные общности, группы, их типы.
в трех сосудах 32 литра машинного масла в массовом в масло второго сосуда составляет 35% массы масла первого сосуда а масса масла третьего сосуда составляет 5 седьмых массы второго сосуда Сколько литров масла в каждом сосуде. Какая из названных социальных групп выделена по профессиональному признаку? Большие социальные группы – это совокупности людей, существующие в масштабе всего общества: классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. Совокупность взаимосвязанных социальных групп, составляющих внутреннее строение общества, называют.
Социальная структура общества. Стратификация общества
Роды объединялись в кланы. Клан - группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Как пережитки первобытного времени они остались в некоторых районах Шотландии, у индейцев Америки, в Японии и Китае. Несколько кланов, объединившись, составляют племя. Племя - более высокая форма организации, охватывающая большое число родов и кланов. Племена обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией вождь, племенной совет , общими церемониями. Их численность доходила до десятков тысяч человек.
В ходе дальнейшего культурного и экономического развития племена преобразовывались в народности, а те - на высших стадиях развития- в нации. Народность - этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность. Народность по численности превышает племя, кровнородственные связи не охватывают всю народность, их значение не так велико. Нация - автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык, религия.
Нация возникает в период преодоления феодальной разобщенности и зарождения капитализма. В этот период складываются достигшие высокой степени зрелости политические организации, внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, собственная литература, искусство. Нации более многочисленны, чем народность, и насчитывают десятки и сотни миллионов человек. На почве единых территории, языка и экономики формируется единый национальный характер и психический склад. Возникает очень сильное чувство солидарности со своей нацией. Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет. Итак, в истории сложились следующие этнические общности: племя, народность и нация.
Предпосылкой формирования этноса является общность территории, что создаёт условия для тесного общения и объединения людей. Однако, затем образуются диаспоры рассеяние , хотя этносы сохраняют свою идентичность. Другим важным условием формирования этноса является общность языка. Но наибольшее значение имеет единство духовной культуры, ценностей, норм, образцов поведения, традиций и связанных с ними социально-психологических особенностей сознания. Интегральным показателем сформировавшейся этнической общности является этническое самосознание- чувство принадлежности к определённому народу. Этносы самовоспроизводятся путём внутренних браков и через социализацию и создание национальной государственности. Таким образом, общество-это взятые в устойчивых, регулярных и институциализированных связях и взаимодействиях индивиды.
Они объединены единой системой социальных институтов и общностей, обеспечивающих удовлетворение жизненных интересов людей. Социальная организация в современном обществе - это наиболее распространённый и важный тип социальных общностей и групп, составляющих базис структуры современного общества.
Социальные явления — это явления взаимодействия людей, осуществляемые в социальном пространстве: непосредственно... Эти отношения преимущественно основаны на связях, существующих между членами общества благодаря разным видам общения: в первую очередь визуальному или невербальным связям, которые включают в себя как внешний вид, так и телодвижения, жесты , лингвистическому устная речь , аффективному, а также языкам, построенным в результате развития сложных обществ экономических, политических и т. Массовое сознание — феномен, который является объектом изучения многих наук — психологии, социальной философии, социологии, политологии для того, чтобы обозначить шаблонное и деперсонализированное сознание рядовых граждан развитого индустриального общества, формирующегося под воздействием средств массовой информации и стереотипов массовой культуры, а также для обозначения одной из форм дотеоретического миропонимания, которая основана на сходном жизненном опыте людей, включенных в однотипные структуры...
Социальный порядок — это максимально обобщенное понятие, организованности общественной жизни, упорядоченности социального действия и всей социальной системы. Социальная эволюция — «процесс структурной реорганизации во времени, в результате которой возникает социальная форма или структура, качественно отличающаяся от предшествующей формы» Классен 2000: 7. Частным случаем социальной эволюции является социальное развитие. Основы общей теории социальной эволюции были заложены Гербертом Спенсером ещё до разработки Чарлзом Дарвином общей теории биологической эволюции. Большинство подходов 19-го и некоторые — 20-го века исследуют эволюцию человечества в целом...
Точка зрения — жизненная позиция, мнение, с которой субъект оценивает происходящие вокруг него события. Малая группа — немногочисленная по составу социальная группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Особой характеристикой в определении понятия малой группы является её включённость в социальный мир, поэтому американский психолог Роджер Браун к важным признакам малой группы относит осознание её существования другими лицами, находящимися... Политическое участие англ. Норма от лат.
Детерминация лат. Социокультурный подход — методологический подход на базе системного подхода, сущность которого состоит в попытке рассмотрения общества как единства культуры и социальности, образуемых и преобразуемых деятельностью человека. Это единство, согласно принципам системного подхода, образует целое, свойства которого не выводимы из характеристик частей. Сама личность при социокультурном подходе рассматривается как связанная с обществом как системой отношений и культурой как совокупностью ценностей и норм... Этциони не отрицает неоклассическую парадигму, но пытается включить её в деонтологическую парадигму, синтезировать их.
Неоклассическая парадигма является утилитарной потребностной , рационалистической и индивидуалистской. Она представляет индивидов, как стремящихся максимизировать полезность максимально обеспечить свои потребности... Социальная совокупность англ. Упоминания в литературе продолжение Оригинальная модель коммуникации, названная экоантропоцентрической и распространяемая на все виды коммуникативной деятельности была предложена Т. Науменко, Философия массовой коммуникации, 2013 В размышлениях о ценностях необходимо принимать во внимание тот факт, что само это понятие многозначно.
Прежде всего следует учитывать, что ценность — это специфическое социальное отношение, посредством которого потребности и интересы конкретного индивида или социальной группы переносятся на мир различных материальных и духовных феноменов, не всегда рассматриваемых с точки зрения утилитарного назначения этих явлений. Ценность не является жестко зафиксированной: она может изменяться в движении от эпохи к эпохе, от страны к стране и от человека к человеку. Поэтому то, что для одного индивида имеет большую ценность, для другого — малую, для третьего — никакую. При всей своей подвижности и изменчивости ценности способны выступать в качестве целей жизни и основных способов, средств их достижения, являясь тем самым регуляторами, детерминирующими мотивацию личности, ее поведение и деятельность[75]. Бабосов, Человекомерность социальных систем, 2015 Прежде чем перейти к более подробному рассмотрению социальных групп, уточним термин «социальная общность».
Он употребляется в двух значениях, и оба вы встретите в литературе. В широком смысле он выступает синонимом социальной группы вообще. В узком смысле социальными общностями называют только территориальные группы. Социологи определяют этим термином совокупность людей, у которых есть общее и постоянное место жительства, которые взаимодействуют, обмениваются услугами, зависят друг от друга и совместной деятельностью удовлетворяют общие потребности. Социальные роли содержат образцы возможного поведения в рамках той или иной социальной общности, которыми пользуются индивиды или группы индивидов для достижения социальных целей[523].
В рамках различных социальных организаций происходят постоянные ролевые конфликты между индивидами, группами, коллективами; возможно совпадение двух или более ролей в одном субъекте, что приводит к конфликтам в самом человеке например, роли судьи, родителя, члена той или иной этнической, религиозной, корпоративной общности могут по-разному ориентировать человека в конкретной жизненной ситуации и спровоцировать внутриролевой конфликт [524]. Антонов, Право и общество в концепции Георгия Давидовича Гурвича, 2013 Объективное социальное группирование населения даёт и воспроизводит реальную социально-групповую структуру общества. Элементы этой структуры — граждане, социальные группы, социальные общности, социальные слои — являются реальными носителями дифференцированных интересов. Именно имманентная внутренняя, органическая принадлежность им тех или иных социальных проблем и интересов делает каждый из первичных элементов социальной структуры потенциальным субъектом социально-политических взаимодействий. Реальным субъектом социальной политики каждый из таких субъектов может стать, а может и не стать — в зависимости от того, разовьются ли соответствующие его интересам субъекты-представители и станет ли социальная группа организованно действовать с помощью своих субъектов-представителей.
Ракитский, Наука о социальной политике: методология, теория, проблемы российской практики. Том I. Энциклопедические статьи по проблемам социальной политики, 2017 Природа накладывает свой отпечаток на виды и способы хозяйственной деятельности, профессиональную структуру общества, типы жилища, одежду, образ жизни людей и т. Она в существенной мере определяет мировоззрение и мировосприятие народа, проявляясь в его общественной психологии, архетипах, мифах, сказках, фольклоре, обрядах, празднествах. Социокультурное окружение — это государства, этносы, их культуры, с которыми данная социальная общность взаимодействует и на идущие извне вызовы экономические, политические, военные, духовные находит и дает ответы.
Эти ответы могут иметь форму творческой ассимиляции приходящих привносимых извне верований, рациональных теорий, стилей искусства, законодательных систем, социальных институтов, технических новшеств и т. То же происходит и относительно вызовов, порождаемых второй группой факторов, обусловленных внутренними противоречиями общества демографическими, политическими, религиозными, культурными и др. После их разрешения социум обретает внутреннюю устойчивость, динамизм и увеличивает свой адаптационный потенциал в ситуациях разновекторного давления. Габрусь, История философской мысли Беларуси, 2014 Человек в социальной структуре занимает особое место. Он является ее основным, изначальным элементом, Без него не может быть социальных связей и взаимодействий, социальных отношений, социальных общностей и групп, социальных институтов и организаций.
Таким образом, человек — субъект и объект общественных отношений. Социологию человек интересует, прежде всего, как продукт развития общества. Поэтому для нее важно понятие «личность». Личность — конкретное выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества. Это понятие вводится для выделения неприродной, социальной сущности индивида.
Членов любой этнической общности объединяет единство языка, верований и гражданства. Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях? Этноцентризм часто становится причиной крупномасштабных конфликтов и войн. Расовая и национальная нетерпимость представляют собой бытовую разновидность этноцентризма. Кирилл и Николай узнали, что Михаил пригласил к себе в гости на празднование Нового года всех одноклассников, кроме них. Кирилл просто прекратил всякое общение с Михаилом, а Николай попытался через друзей узнать о причинах поступка Михаила. Сравните два способа поведения в межличностном конфликте: уход от конфликтной ситуации и привлечение посредников. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:1 осознание противоречия интересов2 поиск пути выхода из конфликта3 выход без уступок и отстаивания своих интересов4 участие третьей стороныЧерты сходства Черты различия17.
Нередко композицию декомпозицию группы отождествляют с набором демографических и профессиональных её параметров, что не совсем верно. Здесь важны не сами по себе параметры, а в той степени, в какой они характеризуют статусно-ролевую позицию группы и выступают в качестве социальных фильтров, позволяющих ей осуществлять социальное дистанцирование, чтобы не слиться, не быть «размытой» или поглощенной другими позициями.
Что касается членства в группе конкретного индивида как элемента композиции, то действительно он сталкивается с окружающим миром, который окружает его и позиционирует его как члена группы, то есть его индивидуальность в этой ситуации становится «несущественной», в нём как в личности, как члене группы, видят прежде всего целую группу. Функции социальных групп[ править править код ] Существуют различные подходы к классификации функций социальных групп. Американский социолог Н. Смелзер выделяет следующие функции групп: Социализации: только в группе человек может обеспечить своё выживание и воспитание подрастающих поколений; Инструментальную: состоит в осуществлении той или иной деятельности людей; Экспрессивную: состоит в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении и доверии; Поддерживающую: состоит в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях. Социальные группы в настоящее время[ править править код ] Особенностью социальных групп в странах с развитой экономикой в настоящее время является их мобильность, открытость перехода из одной социальной группы в другую. Сближение уровня культуры и образования различных социально-профессиональных групп приводит к формированию общих социокультурных потребностей и тем самым создает условия для постепенной интеграции социальных групп, систем их ценностей, их поведения и мотивации. В результате можно констатировать обновление и расширение самого характерного в современном мире — среднего слоя среднего класса [7]. По прогнозной оценке С. Лэша и Джона Урри Lash S.
Тренировочные задания ОГЭ по обществознанию 10 линейки ФИПИ с ответами. Социальная сфера
Класс — большая социальная группа, различающаяся по её роли во всех сферах жизнедеятельности общества, которая формируется и функционирует на основе коренных социальных интересов. Большая социальная группа. Профессиональные социальные группы. Под социальной структурой общества понимают 1) любые изменения в социальном положении человека 2) совокупность принятых в обществе. Информация. Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. социальные институты, социальные общности и социальные группы признаки типологии, социальные общности объединенные на основе единого языка особенностей культуры и психологии называют, как называется свойство социальной общности которое обусловлено. Информация. Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Содержание
- Задание 10 ОГЭ по обществознанию с ответами: социальная сфера. ФИПИ
- Тест по обществознанию 9.кл.
- Навигация по записям
- Социальные группы - Обществознание
- Что мы узнали?
Тренировочные задания ОГЭ по обществознанию 10 линейки ФИПИ с ответами. Социальная сфера
Большие социальные группы в современном российском обществе представлены следующими группами. 1. Б - 3. В - 1. Г - 2. Д - 2. 18. Семья, этнос. Семья - социальная группа, которая основана на браке или кровном родстве, связанная ведением общего хозяйства и взаимопомощью. В совокупности социальные группы образуют социальную структуру общества.
Социальные группы и общности
В первую очередь это правящая политическая и экономическая элита. Традиционно сюда входят все руководители властных структур и политических партий, верхнее звено государственной бюрократии, а также те, кто имеет крупный капитал. Данная группа появляется в итоге акционирования одних из наиболее крупнейших промышленных и финансовых корпораций. Их главный интерес состоит в том, чтобы любыми способами попытаться сохранить и в дальнейшем укрепить статус, который был получен. При этом группа не обладает уверенностью постоянстве современного строя, вследствие чего полностью ориентирована на разрешение более ближайших задач.
Нация — автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения.
У них не обязательно должен быть общий язык, религия. Нация возникает в период преодоления феодальной разобщенности и зарождения капитализма. В этот период складываются достигшие высокой степени зрелости политические организации, внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, собственная литература, искусство. Нации более многочисленны, чем народности, и насчитывают десятки и сотни миллионов человек. На почве единых территории, языка и экономики формируется единый национальный характер и психический склад. Возникает сильное чувство солидарности со своей нацией.
Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет. На рубеже ХХ в. В отличие от толпы, психическое единство которой создается физическим контактом, публика представляет собой духовную общность: индивиды физически рассредоточены, но духовно связаны друг с другом. В основе лежит сходство мнений. По мнению Г. Тарда, публика — продукт нового времени.
Однако подлинный расцвет публики начинается с появлением газет, а позже — радио и телевидения. Технические средства информации, общедоступное среднее и высшее образование превратили публику в самую многочисленную форму объединения людей. Если в толпе личность нивелируется, то в публике она получает возможность самовыражения. Благодаря средствам массовой информации сотни миллионов людей могут активно участвовать в политических и культурных событиях, выражать свое мнение. Миллионы долларов тратятся промышленными компаниями на рекламу, обследование рынка, телевизионные кампании и поддержку того или иного кандидата. Все они адресованы публике.
Толпой называют любое кратковременное скопление людей, которых собрал в одном месте общий интерес. У толпы нет групповой структуры в виде системы статусов и ролей, нет единых норм и привычек поведения, нет предшествующего опыта взаимодействия. Когда интерес, собравший людей вместе, исчезает, толпа рассеивается. В толпе люди ведут себя не как близкие и знакомые, а как посторонние. Французский ученый Густав Лебона 1841 — 1931 гг. Группа людей, собравшихся в одном месте, воодушевленных общими чувствами, готова следовать за любым лидером, особенно если он обладает какими-то способностями психологического воздействия Гитлер.
Отличительные качества толпы — анонимность, психическое заражение, внушение и подражание. Ход мыслей в толпе направляется общим настроением и чаще всего подчиняется низменным инстинктам. Чем дольше человек пребывает в толпе, тем слабее проявляется рациональный контроль, тем сильнее восприимчивость ко всякому злу. Другая особенность — физическое соприкосновение людей и скученность. Чрезмерная плотность вызывает вначале психологический, а затем физический дискомфорт. Типичный пример — давка.
Члены групп помогают друг другу правильно оценивать свои поступки и воспринимать свое «я». Некоторые члены групп вынуждены идти на внутренний конфликт и соглашаться с ее идеями, которые сами не поддерживают. В группе человек ощущает, что причастен к общему делу, и более уверен в себе.
Положительные У членов группы формируются социальные ценности, каждый учится следовать нормам. В группах правит мнение большинства. Ради общей цели ее члены могут пожертвовать интересами отдельных людей.
Люди внутри групп развивают коммуникативные навыки: учатся говорить, слышать и слушать.