Польза и вред поста для здоровья и организма. Сложность Великого поста заключается также в том, что он совпадает с пиком авитаминоза – по окончанию зимы в организме истощаются запасы витаминов и минералов, поэтому выдержать 40 дней без привычной белковой и протеиновой пищи не так-то просто.
Пост в пожилом возрасте
Даже если вы равнодушны к христианским традициям, не лишним будет узнать, как организм человека реагирует на отказ от мяса. Статьи Смысл постов для здоровья человека. Человек устроен таким образом, что однообразное существование на любых планах — однообразная эмоциональная жизнь, однообразные физические нагрузки, однообразное питание — приводят к разрушению человека. Пост – это практика, которая связана с широким спектром потенциальных преимуществ для здоровья, включая потерю веса, а также улучшенный контроль уровня сахара в крови, здоровье сердца, работу мозга и профилактику рака. Основанием для поста в этом году станет пророчество, данное Богом епископу Рику Реннеру на 2024 год. Узнать больше информации о церковном посте Даниила Вы можете на которую мы подготовили для вас.
Почему пост — это полезно
Ни в коем случае не заставляйте детей поститься, тем более если они этого не хотят. Вторая - люди с хроническими заболеваниями, которым показаны сбалансированная диета и еда как лекарство. И третья категория - скажем так, люди золотого возраста, особенно те, которые не могли себе позволить питаться сбалансированно. Если до этого у них были "пробелы" в аминокислотах, в правильности питания, сейчас пост может просто навредить и обострить хронические заболевания. И беременным женщинам, конечно, противопоказан пост. Вредно ли целый день не есть вообще? Ничего страшного от разовой истории не будет.
Если у вас нет противопоказаний, проблем со здоровьем, тогда один день, в который вы не употребляете пищу, но пьете воду, вполне допустим. Как подготовиться к посту? Это ответственное мероприятие, оно больше не про тело, а про очищение души. Как выходить из поста? Постепенно вводить продукты, которые были запрещены во время поста. Первыми на вашем столе должны появиться морепродукты и рыба.
Затем постепенно вводите белковые продукты, белое мясо, курицу и красное мясо. На третьем месте яйца.
Материалы по теме Сварить, пожарить или съесть сырыми: как правильно готовить овощи Как пост влияет на организм человека? На протяжении многих лет проводились исследования, которые позволили оценить влияние поста на человека и его здоровье в целом. Большинство опытов показывало положительные результаты. И это неудивительно, так как постящийся вынужден ограничивать себя в привычном питании и отказываться от большинства «вредных» продуктов, присутствующих в его рационе на регулярной основе. Фото: istockphoto. Медики отмечают следующие изменения, которые происходят с человеком во время соблюдения постной диеты: нормализация работы сердечно-сосудистой системы; улучшение функции поясничного отдела позвоночника; снижение процессов закисления ацидоз. Также гастроэнтерологи настаивают на соблюдении поста в целях профилактики и предупреждения рецидива заболеваний пищеварительного тракта. Это актуально при пищевой аллергии, подагре, патологиях печени.
Материалы по теме Кроме того, пост способствует укреплению иммунной системы и улучшению общего самочувствия.
Что есть во время поста? Сейчас пост выдерживать легко, а главное — вкусно! Круг продуктов, составляющих постную пищу, сейчас необычайно широк и разнообразен. Полки в супермаркетах в период поста ломятся от специальных продуктов: начиная от постных кондитерских изделий и заканчивая соевыми сырами, молоком, творогом. Соевый майонез, например, во время поста, раскупается моментально, только надо помнить, что он такой же калорийный, как и обычный, и злоупотреблять им не нужно. Прежде чем приступать к посту, необходимо хорошо продумать свой рацион — распланировать, каким образом вы будете комбинировать постные блюда: например, винегрет с гарниром или тушеные грибы с отварными овощами, постные голубцы, капустные котлеты, овощные и злаковые запеканки — вариантов много, поэтому не нужно бояться, что во время поста вы будете голодать и сидеть на одних лишь кашах. Внимательно и тщательно отбирая пищу для своего постного стола, вы не будете покупать продукты, которые считаются вредными сосиски, колбасы, сладкие йогурты, в которых много добавок и усилителей вкуса, творожки и прочие десерты — не это ли прекрасная возможность дать нашему многострадальному организму отдых от красителей, ароматизаторов и консервантов! Тэги статьи.
Пословица «сытое брюхо к молитвам глухо» явно имеет религиозный подтекст и показывает, насколько важную роль воздержание в пище играет для духовного совершенствования. Именно такое отношение к постам было в прежние времена. Современное общество более прагматично, поэтому многие наши соотечественники рассматривают пост, в первую очередь, как средство оздоровления и похудения. Есть и те, кто относится к постам крайне отрицательно, особенно к Великому посту, длящемуся 7 недель. Такие люди убеждены, что длительный отказ от мясных и молочных продуктов наносит серьезный вред здоровью.
Читать ещё Солярий: вред или польза Убедительные аргументы и достоверные факты есть у обеих сторон, поэтому утверждать однозначно: «Да, вреден»» или «Да, полезен» нельзя. Это зависит от совокупности множества факторов. Рассмотрим подробнее основные моменты, которыми чаще всего оперируют сторонники поста и что по этому поводу думают их оппоненты. На Бога надейся, а сам не плошай! Особенно актуально это в холодное время года, когда организму требуется больше энергии, чтобы поддерживать необходимую температуру тела.
В результате аппетит значительно возрастает и все время хочется есть. Пост помогает избавиться от «излишков» неправильного образа жизни. К перееданию приводят и многочисленные стрессы. Постоянное напряжение негативного влияет на нервную систему и может вызывать серьезное заболевание. Чтобы избежать этого, организм включает специфическую защитную функцию — компенсирует недостаток положительных эмоций едой.
Пост и здесь приходит на помощь.
Пост – вред или польза для организма? Разбирались со специалистом по питанию
Почему нельзя есть мясо? Ответ на этот вопрос достаточно прост. Мясо долгое время у наших предков было деликатесом, добывать его было сложно, а употреблять дано было не каждому, поэтому и ограничения накладывались именно на такие ценные продукты. Наверняка, если бы основы поста придумывались в наше время, когда полки магазинов ломятся от десятков видов макарон, сотен видов печенья и прочих лакомств, не исключено, что ограничивать бы церковь предложила бы ввести пост на углеводы, или сахара. Пост, диета или веганство? Говоря про "пост", мы так или иначе подразумеваем питание. И некоторые из нас, особенно девушки, любят приурочивать очередной этап похудения или диеты к началу поста.
Дескать, и "попощусь", и похудею, и здоровье поправлю. Однако заблуждаться не стоит. И разделять пост, диету и популярное нынче веганство тоже необходимо четко. Диета — это временные ограничения тех или иных продуктов ради достижения приятного отражения в зеркале. Веганство, или вегетарианство — не только отказ от мяса, но во многом идеология. Представители данной культуры уверены в невозможности употребления животной пищи в связи с убийством животных.
Главная цель поста — духовная, а не кулинарная. Можно есть привычную еду, но отказавшись от сериалов в пользу чтения духовной литературы и от походов в бары, чтобы пожертвовать сэкономленные деньги нуждающимся, и при этом быть постящимся человеком.
Ещё он сказал: «О народ! Месяц Всевышнего пришел к вам с благословениями, милостью и прощением, месяц, который превосходит для Бога каждый другой месяц, а его дни, ночи и часы превосходят все остальные дни, ночи и часы. Это месяц, когда Вы обращаетесь к Всевышнему, совершаете благодеяние, ваши души обретают покой в молитвах, а ваш сон - в поклонении. В нем ваши благие дела будут приняты и молитвы услышаны Всевышним... Это лучшие часы - когда Всевышний прощает своих рабов».
Толкование слова «Рамазан» Слово «рамазан» означает «обострение жары». В переводе с арабского оно означает «сжигать». Поскольку в это время прощаются человеческие грехи, этот месяц называется Рамазаном. Исламский Пророк сказал по этому поводу: «Однако яд Рамазана — это яд грехов». Поэтому месяц получил такое название, означающее сожжение грехов. Рамазан - название одного из лунных месяцев, и единственного лунного месяца, упомянутого в Коране. В течение этого месяца были ниспосланы такие священные книги, как Коран, Евангелие, Библия и Псалом.
Значение поста Самым главным воздержанием во время Рамазана считается пост. Верующие с самого рассвета и до заката солнца воздерживаются от еды и воды. По этому поводу в Коране говорится: «... О верующие! Вам предписан день, когда вы должны быть справедливыми». Великий Пророк мир ему и благословение сказал: «Поститесь ради здоровья. Желудок - очаг всех болезней, а пост — наивысшее лекарство».
Многие люди считают пост религиозной обязанностью, не понимая, насколько он полезен для здоровья. Сегодня медицинская наука доказала, что голодание оказывает большое влияние на душевное равновесие и здоровье тела, устранение вредных жиров, регулирование артериального давления, уровня сахара в крови и т. Ученые-медики исследовали все аспекты голодания и пришли к выводу, что оно во всех отношениях приносит пользу для здоровья. Одна группа ученых исследовала роль голодания в восстановлении функций сосудов и мышц, а также влияние поста на здоровье мозга, нормализацию пищеварительной системы, кожу и другие органы. Какова польза голодания в месяц Рамазан для пищеварительной системы?
Есть предположения, что пост может способствовать излечению воспалительных заболеваний кишечника, таких как язвенный колит. Пост улучшает состояние кожи и глаз Вследствие восстановительных процессов в организме постящегося, происходит очищение кожи и глазного яблока. Так замечено, что после поста белки глаз выглядят ясными и яркими. У постящегося повышается чувствительность к инсулину Во время поста в Рамадан чувствительность к инсулину повышается, и это весьма важная особенность. Повещенная чувствительность клеток к инсулину приводит к более лучшему регулированию уровня сахара в крови после принятия пищи , что снижает нагрузку на поджелудочную железу.
Пост способствует понижению высокого кровяного давления Если у постящегося было высокое кровяное давление, оно в подавляющем большинстве случаев приходит в норму. Кровяное давление в голодающем организме снижается, при правильной диете в промежутках между постами. В Рамадан пищеварительная система отдыхает При правильном соблюдении поста в Рамадан , когда человек не переедает во время разговения, пищеварительная система получает столь необходимый отдых.
По словам специалиста, важно правильно комбинировать продукты питания. Еще в каждый прием пищи добавляйте растительные белки: соя, чечевица, горох лущеный, маш, белая фасоль, нут, фисташки, темпе, кунжут, кешью, миндаль, хумус, семена чиа, грецкий орех, киноа, фундук, бабы эдамаме, фундук, тофу, спирулина, шпинат, брокколи, спаржа, авокадо, тыквенный протеин, подсолнечный протеин, гороховый и рисовый протеин, соевые продукты есть противопоказания при некоторых заболеваниях.
Также в каждом приеме пищи должны быть овощи около 200 граммов. Это могут быть супы-пюре с маслом, рагу, соте с растительными маслами, кокосовым маслом. Если добавляете свежие овощи и листовые, вымачивайте их очень хорошо в подкисленной воде и очищайте от кожуры».
Современный врач современному человеку о посте
Пост – вред или польза для организма? Разбирались со специалистом по питанию | Поэтому предлагаем вам учесть несколько пунктов, которые помогут придерживаться постного рациона с пользой для организма, а не наоборот. |
Польза поста для организма и здоровья | В этой статье вы найдете информацию о том, чем полезно постное питание для организма человека, чем полезен пост и как его соблюдать правильно. |
Грибы, растительный белок и пророщенные семена: как с пользой для организма провести пост | Польза поста для здоровья. 1) Отсутствие тяжелой белковой пищи. |
Великий пост - что можно есть постящимся, основные правила соблюдения | традиция ограничений в питании есть во всех религиях, рассказываем о пользе поста с научной точки зрения. |
Диетолог рассказала о пользе поста для организма - Мировые новости | Пост: польза для здоровья. Хотя большая часть клинических исследований, связанных с постом, ограничивается исследованиями на животных, обилие сообщений из первых рук от людей, которые постятся, является замечательным, захватывающим и обнадеживающим. |
Современный врач современному человеку о посте
Рамазан. Польза поста с научной точки зрения | Польза поста для здоровья. 1) Отсутствие тяжелой белковой пищи. |
Диетолог рассказала о пользе поста для организма | Пост приносит пользу организму только в том случае, если рацион на время ограничений подобран правильно. |
Пост. Средство обновления души | Читайте о пользе поста в течение 30 дней для похудения. |
Чем полезен пост для организма? | Верующие соблюдают Великий пост не для здоровья тела, а для духовного очищения. |
Пост – вред или польза для организма? Разбирались со специалистом по питанию
Входить в пост нужно в состоянии полного осознания: понимая, что организм испытает дефицит некоторых аминокислот, микроэлементов и витаминов. Польза поста и как правильно выйти из него. В период поста недостаток витаминов и минералов рекомендуется компенсировать при помощи БАДов. В идеале необходимо пройти достаточно подробную диагностику организма. Пост и здоровье сердца. Наиболее важное преимущество поста заключается в том, что голодание также полезно для здоровья сердца, то есть у человека улучшается работа сердечно-сосудистой системы. Польза поста и как правильно выйти из него. Многие врачи советуют ограничить пост по времени, не 48, а, например, только 20 дней. В целом пост неплох для организма, так как временно прекращается поступление животного белка, который является хоть и полноценным, но все же тяжелым.
Что можно и нельзя есть в Великий пост: три главных правила и подробный календарь
Это мощная духовная практика, позволяющая отвлечь верующего от земных проблем, чтобы он позаботился о своей душе. То, что после поста многие люди чувствовали себя лучше или даже исцелялись, приписывалось снизошедшей на них «божьей благодати» и отпущению грехов. Пословица «сытое брюхо к молитвам глухо» явно имеет религиозный подтекст и показывает, насколько важную роль воздержание в пище играет для духовного совершенствования. Именно такое отношение к постам было в прежние времена. Современное общество более прагматично, поэтому многие наши соотечественники рассматривают пост, в первую очередь, как средство оздоровления и похудения. Есть и те, кто относится к постам крайне отрицательно, особенно к Великому посту, длящемуся 7 недель. Такие люди убеждены, что длительный отказ от мясных и молочных продуктов наносит серьезный вред здоровью. Читать ещё Солярий: вред или польза Убедительные аргументы и достоверные факты есть у обеих сторон, поэтому утверждать однозначно: «Да, вреден»» или «Да, полезен» нельзя. Это зависит от совокупности множества факторов. Рассмотрим подробнее основные моменты, которыми чаще всего оперируют сторонники поста и что по этому поводу думают их оппоненты. На Бога надейся, а сам не плошай!
Особенно актуально это в холодное время года, когда организму требуется больше энергии, чтобы поддерживать необходимую температуру тела. В результате аппетит значительно возрастает и все время хочется есть. Пост помогает избавиться от «излишков» неправильного образа жизни. К перееданию приводят и многочисленные стрессы. Постоянное напряжение негативного влияет на нервную систему и может вызывать серьезное заболевание.
И конечно, люди по-разному подходят к нему: одни пока не определились, как к этому относиться, и решили попробовать, другие из года в год соблюдают пост по христианским канонам, третьи же решают использовать это время для изменения своего образа жизни. Отмечу, что все точки зрения имеют право на существование, ведь пост — это прежде всего огромная духовная работа над собой, преодоление своих обычных желаний и в каком-то смысле тренировка силы воли и веры. Но те, кто считает, что пост — это прежде всего отказ от пищи, ошибаются, особенно те, кто вообще ставит пост в одном ряду с диетой. Итак, плюсы поста: 1. Пост предоставляет так называемое пространство для изменений своего образа жизни, поэтому ограничить себя в еде в этот период легче всего, например отказаться от мучного, сладкого, фастфуда, сладких газированных напитков и алкоголя всего высококалорийного, что влияет на состояние тела , и посмотреть на результат по окончании поста. Для тех, кто давно хотел отказаться от мяса и животной пищи, есть возможность посмотреть на реакцию своего организма в дни поста. Многие удивятся, что отказ от мяса не равен решению проблемы с лишним весом. Тем, кому сложно избежать соблазнов, но выбрал для себя духовный рост, — не посещать в первую очередь увеселительные мероприятия с высококалорийным алкоголем, обильными закусками и тортиками. Некоторые взрослые не понимают, как можно жить без молочных продуктов, которые имеют свойство задерживать воду в организме и тем самым влиять на вес. Пост — хорошее время это проверить. Также это хорошее время для того, чтобы поменять режим питания всей семьи, включая детей, — если в вашей семье существуют православные традиции.
Это, прежде всего, духовное очищение, вместе с которым, конечно, очищается и наше тело, в том числе и от лишних килограммов. Ведь главная задача любого поста — поддержать здоровье как духовное, так и физическое. Во всех религиях во время поста запрещается употреблять в пищу тяжелоперевариваемые продукты животного происхождения. Несколько лет назад американские диетологи пришли к выводу, что чередование приема мясной и вегетарианской пищи является единственно правильной системой питания. Именно при такой чередующей системе укрепляется иммунная и пищеварительная система человека. Пост должен быть вкусным и разнообразным. Смотрите видео!.. Видео по теме В чем ценность поста? Великий пост всегда приходится на весну, в этом году он начинается 19 февраля, а заканчивается 7 апреля.
Почему и нам не следует делать того же? Для выражения заботы о деле Божьем Так же как родитель может поститься и молиться, заботясь о том, чтобы дело Божье совершилось в его ребёнке, так и христиане могут поститься и молиться, чувствуя ответственность за дело Божье в более широком масштабе. Несомненно, мы не сможем поститься непрестанно, но да даст Господь нам время от времени переживать озабоченность о Его труде настолько сильно, чтобы наша обычная забота о еде показалась нам второстепенной по сравнению с Его делом. Для служения нуждам других людей Те, кто думают, что духовные дисциплины воспитывают в человеке наклонности к эгоизму и независимости, должны обратить внимание на то, что говорится в Книге Исайи 58:6-7. Это место является самым лучшим местом в Писании о посте. В нем говорится исключительно о посте, причем Бог подчеркивает связь поста с разделением нужд других людей. Люди, к которым адресуются этим слова, жаловались Господу на то, что они постились и смиряли себя перед Ним, но Он не ответил на их молитвы и посты. Но причина, по которой Бог не услышал их, заключалась в их непослушании. Их жизнь находилась в лицемерном контрасте и несоответствии с их молитвами и постами. И Господь сказал им: Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Исаия 58:3-4 Пост нельзя изолировать от всей остальной жизни. Духовные дисциплины не находятся где-то в одиночестве. Бог не благословит наше применение любой дисциплины, включая и пост, если мы отвергаем Его слово о том, какими должны быть наши взаимоотношения с другими. Что же нам делать? Как же нам поститься по воле Божьей? Господь говорит: Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетённых отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, — одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Исаия 58:6-7 Другими словами, Богу угоден такой пост, в результате которого мы заботимся не только о себе, но и о других. Есть и другие способы поста для разрешения нужд других людей. Многие постятся для того, чтобы дать нищему или в церковь те деньги, которые могли бы потратить на еду в течение периода их поста. Подумайте о такой возможности использовать деньги и время на нужды других людей. Чтобы преодолеть искушение и посвятить себя Богу Пост — это способ преодолеть искушение и с новыми силами посвятить себя Отцу. Попросите христиан дать посту библейскую характеристику, и большинство, возможно, сразу же подумает о сверхъестественном посте Иисуса перед Его искушением в Матфея 4:1-11. Второй стих этого знакомого места говорит нам, что Иисус постился «сорок дней и сорок ночей». В течение этого продолжительного поста Он духовно укрепился и был приготовлен отразить прямое искушение от самого сатаны. Это было самым сильным искушением, если не брать во внимание Гефсиманию. Во время этого поста Он также посвятил Себя Отцу на публичное служение, которое Ему предстояло начать вскоре после этого. Нигде в Писании нам не говорится поститься сорок дней или какой-то конкретный промежуток времени. Но это не значит, что нам нечего взять для себя, глядя на необычное переживание Иисуса. Один из принципов, которому мы учимся из примера Иисуса, такой: пост — это способ преодолеть искушение и с новыми силами посвятить себя Отцу. Чтобы выразить любовь и поклонение Богу Вполне возможно, что вы поститесь, когда вас постигают определённые трудности или вы попадаете в какие-то тяжелые ситуации.
Важный нюанс
- ✅ Не вызывает дефицита витаминов
- Рекомендуем
- КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
- В чем суть поста: в христианстве, исламе, буддизме, в медицине | Вестник Кавказа
- Кому поститься можно, а кому вообще не стоит? Разбираемся в нюансах 3
Что происходит с организмом, когда вы соблюдаете пост: объясняет диетолог
Диетолог рассказала о пользе поста для организма - Мировые новости | Чтобы понять пользу поста для организма, взглянем на него глазами врача-диетолога – Светланы Незвановой, гастоэнтеролога и эксперта по генетике питания. |
Медицинские исследования мусульманского поста | Как провести его с пользой для здоровья, «Комсомолке» рассказала Антонина Стародубова, врач – кардиолог и диетолог, главный внештатный специалист диетолог Департамента здравоохранения города Москвы. |
Священный месяц Рамазан: что происходит с организмом во время поста
Во время поста ускоряется процесс переработки организмом углеводов, что приводит к сокращению сахара и инсулина в крови; жир в жировых складках сжигается ради потребностей организма. Нехватку этого элемента во время поста компенсирует так называемое депо: у организма есть запас железа — оно находится в печени, селезенке, костном мозге. Во время поста ускоряется процесс переработки организмом углеводов, что приводит к сокращению сахара и инсулина в крови; жир в жировых складках сжигается ради потребностей организма. Великий пост. Отлично очищает организм. Мои советы, основанные на собственном опыте, о том, как сделать так, чтобы ваш пост в Рамадан прошёл легко и спокойно А также немного о пользе соблюдения поста не только для души, но и тела. Вегетарианство. Великий пост: польза или вред.
Что можно и нельзя есть в Великий пост: три главных правила и подробный календарь
Отсюда вывод, что месяц поста является прекрасной возможностью приучить себя к здоровому питанию и образу жизни. Пост в Рамадан очень сильно помогает избавиться от вредных привычек и пристрастий. Это и зависимость от курения, от употребления спиртного, и других вредных привычек. В процессе голодания организм избавляется от тяги к никотину, алкоголю, кофеину и другим вредным веществам. До основного приема пищи желательно выпить два стакана воды. Она притупит чувство голода и восполнит недостающую жидкость в организме. Причем, предпочтение нужно отдавать именно воде, а не сокам и каким-либо другим напиткам и уж тем более газированным, которые могут попросту вызвать раздражение слизистой желудка.
Послабления в пост допускаются детям, пожилым, больным, беременным, кормящим, женщинам в послеродовом периоде и путешественникам Ученым удалось раскрыть клеточный механизм, объясняющий связь между голоданием и продолжительностью жизни у людей и других млекопитающих.
Некоторые корнеплоды, бобовые и фрукты содержат достаточно много калорий — например в 100 гр. Неправильно составленный рацион и переедание часто приводят к тому, что многие люди к концу поста не только не худеют, а наоборот — набирают вес. Причем немалый. Временный отказ от мясных блюд и переход на растительный рацион приводит к интенсивному выведению из организма шлаков и токсинов, снижает уровень холестерина в крови. К негативным моментам относят слабость, головокружения и тошноту — это следствие вывода токсинов. Зато в результате улучшается обмен веществ, очищается кровь и лимфа. К концу поста человек ощущает большую легкость во всем теле и испытывает прилив энергии. Противоположное мнение Постная пища неполноценна — в ней отсутствуют важные аминокислоты, отвечающие за обменные функции, кроветворение, иммунную защиту и многое другое. Давно доказано, что недостаток холестерина еще вреднее, чем его переизбыток.
При нехватке в рационе естественных источников холестерина например, яиц , организм сам начинает его вырабатывать. Такой холестерин очень опасен и провоцирует различные болезни. Существенный вред наносят и тепличные овощи, а также зелень, которые выращивают «на нитратах». В надежде избавиться от зашлакованности, человек значительно усугубляет ситуацию ядохимикатами. Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы: Пост не причинит никакого вреда только совершенно здоровым людям — им это действительно на пользу. Если поститься «хочется, но страшно» — в рацион можно в ограниченных количествах вводить рыбу, молочные продукты и яйца. Это не повлияет на положительный результат поста и заодно даст организму все необходимые белки и аминокислоты.
Так же и руки, и ноги должно удерживать от всякого злого дела. Святитель Василий Великий: При телесном посте тело постится от пищи и пития; при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Настоящий постник воздерживается от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Словом, настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла. Митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней: Принцип поста великолепно объяснял святитель Иоанн Златоуст: подсчитай, сколько денег у тебя уходит на скоромный стол. Подсчитай, во сколько тебе будет обходиться постная трапеза без мяса и молока. И разницу отдавай нищим. Если же с началом поста начинаются кулинарные изыски, а в итоге еда становится более дорогой и вкусной - то это извращение самой сути поста. Митрополит Филарет Вознесенский : Конечно, пост не есть только воздержание от телесной пищи. Церковь в дни поста поет: "постящиеся телесне, постимся и духовне... Дадим алчущим хлеб и нищия, безкровныя введем в домы... Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления"... Так, для христианина пост - время воздержания и самовоспитания во всех отношениях. И потому-то надлежащий христианский пост дает верующим такое нравственное удовлетворение. Великий учитель светлого христианского аскетизма, Епископ Феофан Затворник, говорит о посте следующее: "Пост представляется мрачным, пока не вступают в поприще его: но начни и увидишь, что это свет после ночи, свобода после уз, льгота после тягостной жизни"... Игумен Никон Воробьёв : В наступившие дни святого поста приведи себя в порядок, примирись с людьми и с Богом. Сокрушайся и плачь о своем недостоинстве и гибели своей, тогда получишь прощение и обретешь надежду спасения. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, а без этого никакие жертвы и милостыни не помогут тебе. Аще бы восхотел ecи жертвы — дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу — дух сокрушен. Почему искушения во время поста усиливаются Христиане знают, что во время поста всегда усиливаются искушения. Это происходит по нескольким причинам, о которых пишут богодухновенные святые отцы: 1 подвиг поста, очищая нас, выявляет все немощи нашей души, наши грехи и страсти, что должно стать для нас поводом не к отчаянию, а к борьбе с грехом, 2 духи зла ополчаются на христиан за делание, совершаемое ради Христа и спасения, за оставление их путей, - и пост, привлекающий к нам Божию благодать, показывает нам их злобу и коварство. Иоанн Кронштадтский: "Если бывает радость на небесах об одном грешнике кающемся Лк. И как много содействуют этой их радости священники, тщательно, отечески исповедующие своих духовных чад! Но, с другой стороны, для бесов нет печальнее времени, как время поста, потому-то они с особенной силой свирепеют во время поста и с особенной лютостью нападают на священников, содействующих искреннему раскаянию во грехах людей Божиих, и с особенной силой стужают в храме и на дому благочестивым христианам, ревнующим о молитве, посте и покаянии. Kто из благочестивых священников и мирян не знает бесовской ярости, на них устремляемой во время самого совершения Таинства Покаяния? Время Четыредесятницы — время борьбы, подвигов против врагов невидимых, против всяких грехов и страстей, обладающих нами. Таково оно должно быть по смыслу Церкви. Четыредесятница установлена по подражанию нашему Спасителю, давшему нам во всем образ и пример, а Он во время поста был искушаем от диавола и победил его Словом Божиим. Kто истинно постится, тот неизбежно должен терпеть скорбь плоти, упорную борьбу с нею духа и в довершение всего — козни диавола, действующего на нашу душу через разные помыслы, наводящие великую печаль, особенно тем, которые еще не тверды и несовершенны в христианской жизни". На этот вопрос святые отцы отвечают однозначно: христианин, верный сын Церкви Христовой, должен соблюдать посты, помня, что всё в Церкви устанавливается Самим Богом ради нашего спасения. Соблюдение поста христианином — не добродетель, но долг послушания Богу. А кто разумно постится, тот не думает, что он разумно совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили, как постника». Макарий Оптинский: «Соблюдение постов и постных дней необходимо нужно. Он Церковь Свою облек такою властию, что ежели кто преслушает Церковь, буди тебе якоже язычник и мытарь Мф. То токмо одно покаяние может примирить нас с преступлением сим; а когда с презрением делается, то уже я и не могу ничего сказать. Это не есть добродетель, но долг. За добродетель бывает награда, а за неисполнение долга наказание». Однажды одна дама в разговоре со святителем Феофаном Затворником сообщила ему, что она не то в среду, не то в пятницу в пути выпила стакан молока. Святитель ей ответил: «Матушка, ты не стакан молока выпила, а пощечину Матери-Церкви дала! А кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец. Вот оно куда пошло дело-то, а ты говоришь — пустяки, неважная вещь! Феофан Затворник: "Где же это нашли такой устав о посте? Где говорится о посте духовном, там не помянуто, что о телесном нечего хлопотать, можно и без него обойтись, и напоминается только, чтоб не ограничиваться постом телесным одним. Великий пост и Успенский значительны, но из этого нельзя заключить, что прочие посты можно превращать в не посты. Надо быть исправными в церковном уставе вполне, без оговорок. Бедный пост! Сколько он терпит укоров, наветов, гонений! Но вот все, по милости Божией, стоит. Да и как иначе-то? Подпора крепка! Господь постился, апостолы постились, и притом — не мало, но, как говорит о себе апостол Павел, «в пощениих многащи», и все святые Божии держали строгий пост, так что, если б дано было нам обозреть обители райские, мы не нашли бы там ни одного, кто бы чуждался поста. Так и следует. Нарушением поста потерян рай — подъятие строгого поста должно стоять в числе средств к возвращению потерянного рая. Мать наша, Св. Церковь сердобольная, разве мачеха нам? Стала ли бы она налагать на нас такое бремя тяжкое и ненужное? А вот налагает! Верно, нельзя иначе. Покоримся же... Да и все, хотящие спастися, покоряются... Посмотрите вокруг. Мало-мальски у кого западет забота о душе — сейчас начинает поститься и, чем сильнее у него забота, тем строже он постится. Отчего бы это? Кто же отговаривается от поста, верно, тому не дорого спасение. Уж где чрево пишет законы, там бог — чрево. Кому бог — чрево, тот враг Креста Христова. Кто враг Креста, тот враг Христа, Спасителя нашего и Бога". Иоанн Кронштадтский: "Kто отвергает посты, тот забывает, от чего произошло грехопадение первых людей от невоздержания и какое оружие против греха и искусителя указал нам Спаситель, когда искушался в пустыне постясь сорок дней и ночей , тот не знает или не хочет знать, что человек отпадает от Бога именно наичаще через невоздержание, как это было с жителями Содома и Гоморры и с современниками Ноя, — ибо от невоздержания происходит всякий грех в людях; кто отвергает посты, тот отнимает у себя и у других оружие против многострастной плоти своей и против диавола, сильных против нас особенно через наше невоздержание, тот и не воин Христов, ибо бросает оружие и отдается добровольно в плен своей сластолюбивой и грехолюбивой плоти; тот, наконец, слеп и не видит отношения между причинами и последствиями дел. Нужен ли пост, то есть воздержание не только от известных снедей, употребляемых не в пост, по и воздержание от употребления их в большом количестве? Нужен ли пост, как воздержание от удовольствий грубой чувственности? Нужен ли пост, как воздержание от беспорядочных мыслей и движений сердца и неодобрительных поступков? А хочешь ли ты, возлюбленный, наследовать блаженную вечность, или Царство Небесное, которое также несомненно существует, как несомненно то, что мы живем теперь на земле, потому что в этом уверяет нас Сам воплотившийся Бог-Слово, Его пророки, апостолы и все угодники Его? Kак не хотеть! Там по верному и непреложному Слову Божию живут во веки веков праведность и мир и радость во Святом Духе Рим. Если хочешь, то ты непременно должен поститься: так как плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия 1 Kор. Говорят: не важное дело есть скоромное в посте, не в пище пост; не важное дело носить дорогие, красивые наряды, ездить в театр, на вечера, в маскарады, заводить великолепную дорогую посуду, мебель, дорогой экипаж, лихих коней, собирать и копить деньги и прочее; но из-за чего сердце наше отвращается от Бога, Источника жизни, из-за чего теряем вечную жизнь? Не из-за чревоугодия ли, не из-за драгоценных ли одежд, как евангельский богач, не из-за театров ли и маскарадов? Из-за чего мы делаемся жестокосердыми к бедным и даже к своим родственникам? Не из-за пристрастия ли нашего к сластям, вообще к чреву, к одежде, к дорогой посуде, мебели, экипажу, к деньгам и прочему? Возможно ли работать Богу и маммоне, быть другом мира и другом Божиим, работать Христу и Велиару? Из-за чего Адам и Ева потеряли рай, впали в грех и смерть? Присмотритесь хорошенько, из-за чего мы не радим о спасении души своей, столь дорого стоившей Сыну Божию, из-за чего прилагаем грехи ко грехам, впадаем непрестанно в противление Богу, в жизнь суетную, не из-за пристрастия ли к земным вещам, и в особенности к сластям земным? Из-за чего грубеет наше сердце? Из-за чего мы делаемся плотью, а не духом, извращая свою нравственную природу, не из-за пристрастия ли к пище, питью и прочим земным благам? Kак же после этого говорить, что есть скоромное в посте не важно? Это самое, что мы так говорим, есть гордость, суемудрие, непослушание, непокорность Богу и удаление от Него". Амвросий Оптинский: О необходимости соблюдения постов мы можем видеть и в Евангелии, и, во-первых, из примера Самого Господа, постившегося сорок дней в пустыне, хотя Он был Бог и не имел нужды в этом. Во-вторых, на вопрос учеников Своих: почему не могли изгнать беса от человека, Господь отвечал: «за неверствие ваше» Мф. Кроме того, есть в Евангелии указание и на то, что мы должны соблюдать пост в среду и пятницу. Во 2-й главе Марка, когда спросили Господа: «почто ученицы Иоанновы и фарисейстии постятся, а Твои ученицы не постятся; Он отвечал: еда могут сынове брачнии, дондеже жених с ними есть, поститися; приидут же дние, егда отимется от них жених, и тогда постятся в тыя дни» Мк. Отнят же Жених от сынов брачных в среду и пяток, т. Поэтому Святая Церковь и установила освящать сии дни постом. Иоанн Златоуст: «Так как Христос все делал и терпел для нашего научения, то и теперь попускает Он отвести Себя в пустыню и поставить в борьбу с дьяволом… Отсюда познай, сколь великое благо и сколь сильное оружие против дьявола - пост; познай и научись, что, омывшись водами крещения, не должно предаваться удовольствиям, пьянству и обильным яствам, но наблюдать пост. Потому-то и сам Христос постился, - не потому, что Ему нужен был пост, но для нашего научения. Служение чреву было виной грехов, бывших до крещения. Поэтому, как врач, излечив больного, запрещает ему делать то, от чего произошла болезнь, так и здесь Христос после крещения установил пост. И Адама изгнало из рая чревоугодие; оно же во времена Ноя было причиной потопа; оно же и на содомлян низвело огонь. Рассуждение в деле поста Святые отцы учат, что нужно, обязательно соблюдая пост, держаться среднего, умеренного, царского пути, не уклоняясь ни налево, в самовольные послабления, ни направо, в неумеренные подвиги, из которых вместо пользы возникают самомнение, высокоумие, гордость, прельщение нерассудительного и несмиренного подвижника. Пост должен соответствовать и физическим силам христианина, не подрывать здоровье, а разумным ограничением способствовать победе над плотскими и душевными страстями и укреплению смиренного воззрения на себя. Амвросий Оптинский: "Описываешь, как прежде в подобном случае пост тебе помог, и просишь благословить тебе взяться опять за то же, если брань не отойдет. А у тебя пост соединен с высокоумием и преслушанием: какая же может быть от того польза? При слабом твоем здоровье безрассудные и самочинные подвиги могут только до конца расстроить тебя и сделать ни к чему не потребною, а от брани можешь получить облегчение только смиренным покаянием и смиренным призыванием помощи Божией, при послушании и умеренном воздержании. Пост похвален и нужен в свое время и в своем месте: лучше держись умеренного употребления пищи и пития, избегая сытости, которой признак малое отягощение, и, с другой стороны, — излишнего и неуместного воздержания. Обе крайности нехороши и вредны. Умеренность же и среднее из них делает человека более способным к духовному деланию. Готовясь к причастию, должна употреблять кроме болезни пищу без масла; накануне причастия, после повечерия, ничего не вкушается. В другие дни, после всенощной, здоровые и крепкие также не должны ничего вкушать, а слабые и немощные да соображаются с своею немощью: если могут, пусть потерпят, а если не могут, пусть вкушают мало и смиряются за это и за немощных и неисправных себя считают". Макарий Оптинский:... Спрашиваете: как проводить сей святой пост в отношении пищи? Если согласно с Типиконом, то находите, что для N. На сие вам скажу: постановление Церкви всем равно, и в употреблении пищи все обязаны исполнять, и я не смею противоречить уставу. Но надобно иметь рассуждение, которое святые отцы называют "око некое души и светильник". Сие учит человека оставлять безмерие и путем царским шествовать... Если принять и в настоящем деле рассуждение, то найдете, что посвятившим себя на удаление от мира удобнее понести такое постановление. Они ничем внешним не заняты и не обязаны житейскими, а паче еще должностными и важными делами, то хотя и изнемогут и пребывают через то в бездействии, ответа не дадут за опущение. А которые обязаны, да еще важными делами и не терпящими опущения, то надобно сделать и телу снисхождение укреплением пиши в сей пост; я разумею не о рыбе, а о елее, с которым изготовленная пища более укрепляет телесный состав, нежели сухоядение. Дело другое, когда говеете, т. В самых же правилах апостольских и отеческих сказано: "кроме немощи"; и не есть ли это немощь, когда тело изнеможет от поста и неспособно будет к исполнению важных обязанностей? О времени же к употреблению пищи также должны сообразоваться с силою и крепостию тела. Иоанн Кассиан Римлянин: «Касательно образа поста не может удобно соблюдаться одинаковое правило; поелику не у всех тел одинакова крепость, и соблюдается пост силою не одной души, как прочие добродетели. И потому, поелику он состоит не в одном мужестве духа, а соразмеряется и силою тела, то … различны должны быть время, способ и качество питания, именно по неодинаковому состоянию тел или по возрасту и полу; но у всех должно быть одно правило укрощения плоти для воздержания сердца и укрепления духа. Ибо не только качество пищи, но и количество расслабляет душу, возжигая в ней, как и в утучненной плоти, вредоносный, греховный огонь». Феофан Затворник: «Закон постничества такой — в Боге умом и сердцем пребывать с отрешением от всего, всякое угодие себе отсекая, не в телесном только, но и в духовном, творя все во славу Божию и благо ближних, неся охотно и с любовью труды и лишения постнические, в пище, сне, отдыхе, в утешениях взаимообщения, — все в мере скромной, чтоб это в глаза не бросалось и не лишало сил исполнять молитвенные правила». Диадох: «Об изгнании излишнего воздержания, чтоб тело оставалось крепким для подвигов духовных. Как множеством яств обременено будучи, тело наше делает ум каким-то беспечным и неподвижным: так и будучи измождено чрезмерным воздержанием делает созерцательную часть души унылою и несловолюбивою м. Подобает убо образ питания телесного соразмерять с состоянием сил и крепости тела: когда оно здорово, утеснять его, сколько потребно, а когда немоществует, послаблять ему несколько. Подвизающемуся не следует расслабевать телом, но быть в силе, сколько требуется для подвига, чтоб хотя телесными трудами очищалась надлежаще и душа». Игнатий Брянчанинов : "Неумеренный пост, то есть продолжительное излишнее воздержание в пище, не одобряется святыми отцами: от безмерного воздержания и происходящего от него изнеможения человек делается неспособным к духовным подвигам, часто обращается к объядению, часто впадает в страсть превозношения и гордости. Правила поста установлены Церковью с целью вспоможения чадам ее, как руководство для всего христианского общества. При этом предписано каждому рассматривать себя с помощью опытного и рассудительного духовного отца, и не возлагать на себя поста, превышающего силы: потому что, повторяем, пост для человека, а не человек для поста; пищею, данною для поддержания тела, не должно разрушать его". Иоанн Златоуст говорит для тех, кто не может воздерживаться от пищи так строго, как это предписано Уставом Великого поста: "Если слабо у тебя тело, чтобы поститься беспрестанно, то оно не слабо для молитвы и для пренебрежения удовольствиями чрева. Если ты не можешь поститься, то, по крайней мере, можешь не роскошествовать, а это не маловажно и не далеко от пощения и может укротить неистовство диавола. Ибо ничто так не любезно демону, как роскошь и пьянство — источники и мать всех зол. Кто вкушает пищу и не может поститься, тот пусть подает обильнейшую милостыню, пусть творит усердные молитвы, пусть оказывает напряженную ревность к слушанию слова Божия; здесь нисколько не препятствует нам телесная слабость; пусть примиряется с врагами, пусть изгоняет из души своей всякое памятозлобие. Если он будет исполнять это, то совершит истинный пост, такой, какого именно и требует от нас Господь. Ведь и самое воздержание от пищи Он заповедует для того, чтобы мы, обуздывая вожделения плоти, делали ее послушною в исполнении заповедей. А если мы решимся не принимать помощи от поста ради слабости телесной и будем предаваться большей беспечности, то, сами не ведая того, причиним себе величайший вред. Если и при посте оказывается у нас недостаток выше сказанных добрых дел, то тем более покажем мы нерадения о них , когда не будем пользоваться врачевством поста". Феофан Затворник: "С постом! Помоги вам, Господи, провесть его душеспасительно. Не слишком налегайте. Сил недостанет послушание исполнять и правило совершать. Все в меру. На внутреннее больше обращайте внимание и построже разбирайте все, там бывающее, при свете слова Божия с отеческими указаниями. Малая кривость там большою угрожает бедою. Нигде не писано без особой нужды брать на себя слишком большой пост. Пост — внешнее дело. Его надо предпринимать по требованию внутренней жизни. Для вас какая нужда в таком чрезмерном пощении? И так понемногу кушаете. Ту меру, которую установили уже, можно бы и в пост держать. И то у вас постоянно великий пост. Ввиду сего зла пощение ваше не могу назвать добрым. Приведите его в меру. В текущую Пятидесятницу держите стол по уставу или применительно к нему. И на все последующее время облегчите пост. Вам такой совершенно не нужен. Мне вас очень жаль; но говорю так о посте не из жалости, а по уверенности, что вам от него пользы особенной нет, а самопрельщение близко — беда великая и превеликая! Кто против поста? Пост — одно из первых дел монаха и христианина. Но против поста неумеренного нельзя не восставать. Этот пагубен. Только пустую молву возбуждает вне и тщеславие внутрь. Всегда так и бывает. Стань ударять на внешние подвиги, тотчас в гордыню духовную попадешь. А врагу-то и надодь. Ну, матушка, подбавь, подбавь. И матушка из всех сил! Думает, что Богу угождает, а на деле врага потешает и чирей тщеславия раздувает и расширяет. Пишу вам все сие несладкое ради опасности, в коей находитесь. Хочу направить на умеренный пост, который бы держал вас в смиренных чувствах. А то вы не знать куда залетите. Об этом с кем хотите потолкуйте, все то же скажут. Покривить свое внутреннее неразумным внешним не долго, а опять его наладить как следует — не вдруг наладишь. Само же пощение благословенно. Меньше есть да меньше спать — хорошее дело. Все же в меру надо. И к тому же душу должно ограждать глубоким смирением. Со святым постом поздравляю. Благослови вас, Господи, провесть его душеспасительно. Да смотрите, здоровья не расстройте. He покормишь лошадку — не повезет. Конечно, надо желать, чтоб начатое вами никогда не изменялось и обратилось в закон жизни. Подвиги телесные тем сподручны нам, что тело ко всему может привыкнуть. Пока не привыкнет, кричит, а когда привыкнет, замолчит. Вот и предел трудов над телом. Тело — раба послушная, но надо его вышколить. Ну школьте, только в меру. Труд же над душою конца не имеет. Относительно поста действуйте с полною свободою, применяя все к главной цели. Когда приутяжелить, когда приоблегчить можно, смотря по нужде. Пост не цель, а средство. Лучше не связывать себя в сем отношении неизменным постановлением, как бы узами: а когда так, когда иначе, только без льгот и саможаления, но и без жестокости, доводящей до изнеможения". Послабления поста Согласно 69-му Правилу апостолов для «немощных», то есть слабых здоровьем, разрешается послабление поста. Как поясняет святитель Филарет, митрополит Московский, это дозволительно, потому что «немощь сама собою доставляет то, что ищется посредством поста, то есть укрощение чувственности и бездействие плотских страстей. И, следовательно, для немощного не то нужно, чтобы усмирять плоть постом, а то, чтобы оно не сделалось вовсе неспособным служить душе». Многое зависит от степени болезни и крепости здоровья человека. Вот какие советы дает святитель Феофан Затворник: «Кушайте рыбу, когда немощны. Бог благословит. Тут нет греха, когда делается по необходимости, а не по прихоти. А когда станете говеть, тогда воздержитесь, если будете крепки. А если нет, то воздержитесь день-другой перед самым причастием; даже и без этого можно, когда немощь». Никакого нет греха употреблять в пост, когда того требует состояние здоровья". Не должно привязываться даже к святым правилам, а держать себя в отношении к ним с полною свободою, распоряжаясь ими разумно. Не беда, если и еще что прибавите, только не в угоду плоти, а по нужде". И святой Пахомий в уставе написал монахам больным есть мясо, если то нужно для здоровья». В книге «Древние иноческие уставы» описывается следующий случай. В монастыре преподобного Пахомия два монаха, по болезни, дошли до истощения и попросили мяса. Ухаживающие отказали им по той причине, что монахи не должны есть мясо. Когда преподобный Пахомий узнал об этом, то отругал ухаживающих и для восстановления телесных сил больных накормил их мясом.
До момента полного восстановления организма после голодания, рекомендовано полностью отказаться от употребления алкоголя. Исключением может быть натуральное сухое вино, которое допустимо употреблять в объеме не более 100 мл. Продукты, богатые белком лучше употреблять в первой половине дня. Важно помнить, что людям при наличии заболеваний желудочно-кишечного тракта и при расстройствах пищеварения не рекомендовано соблюдать пост, тем более строгий. Особенно актуальна эта рекомендация при гастрите и язвенной болезни желудка. Воздержание от соблюдения поста при заболеваниях пищеварительная системы поддерживается и церковью, так как этот своего рода детокс организма должнен приносить только пользу, а не становится причиной обострения хронических заболеваний. Для того чтобы не столкнуться с негативными последствиями голодания, важно поддержать свой организм. В этом вопросе окажет помощь метапребиотик Стимбифид Плюс, который с помощью естественных механизмов восстанавливает баланс нормальной кишечной и желудочной микрофлоры, помогает ускорить процесс естественного восстановления слизистой оболочки ЖКТ. Крайне важно заботится о состоянии кишечника в любом возрасте. Только здоровый кишечник обеспечивает надежную иммунную защиту организма. Именно поэтому ещё одним важным свойством метапребиотика является его способность поддерживать иммунитет. Это особенно актуально для людей, соблюдающих пост и в условиях пандемии коронавирусной инфекции, лечение которой часто заканчивается развитием диареи. Принимать Стимбифид Плюс необходимо уже с первого дня соблюдения ограничительного питания в Великий пост.
Время оздоровиться. Гастроэнтеролог рассказал, чем Великий пост полезен
Прежде всего, польза поста заключается в очищении организма, вслед за которым уже проявляются другие положительные эффекты, такие как похудение, оздоровление организма, избавление от определенных заболеваний и омоложение. Пост очень полезен для здоровья человека, является хорошей защитой от многих болезней. Пост укрепляет иммунную систему, предотвращает ожирение, защищает организм от опасности скопления ядов в его тканях и клетках, облегчает работу органов пищеварения. Прежде всего, польза поста заключается в очищении организма, вслед за которым уже проявляются другие положительные эффекты, такие как похудение, оздоровление организма, избавление от определенных заболеваний и омоложение. 11 марта начался Великий пост, который продлится до 27 апреля. Как поддержать организм во время воздержания, рассказывает врач высшей категории, эксперт по питанию Марина Астафьева. Пост это очень важное духовное испытание для христианина, постясь, мы не просто очищаем свой организм, а в первую очередь очищаем свою душу покаянием, молитвой, духовными чтениями и размышления. Заболеваемость и смертность строгих и умеренных вегетарианцев отличаются: так, у строгих смертность от заболеваний в среднем выше на 24%, что позволяет сделать вывод о большей пользе для организма умеренного (без полного исключения животных продуктов из рациона).