«Исконное название Масленицы – «Комоедица», а первый блин отдавался комам, т.е. медведям. Многие из вас удивятся, но всем известная поговорка «первый блин комом» вовсе не означает неудачную выпечку. Якобы Ком это бог Велес в образе Медведя, и наши дохристианские предки носили ему блины, отмечая свой весенний праздник.
Первый блин - комам (медведям)!
Блины пеклись с начала празднования, и первый блин отдавали комам. Возвращаясь к упомянутой Далем формулировке «первый блин, да комом», Гурьянова соглашается, что мы понимаем эту поговорку не совсем так, как наши предки, но медведи здесь всё-таки ни при чём. Якобы Ком это бог Велес в образе Медведя, и наши дохристианские предки носили ему блины, отмечая свой весенний праздник. «Ком – это медведь. И когда мы говорим: первый блин комом – немножко изменено окончание. «Первый блин — комам», то есть медведям, которых почитали как хозяев леса (по другой версии, комами называли духи покойных предков). Весной проснувшихся диких животных для безопасности лучше было символически подкормить и «умаслить».
Тамбовчанину, выдавившему глаза своему товарищу, ужесточили наказание
- Русская пословица - ПЕРВЫЙ БЛИН КОМАМ - Дневник Вайлет
- День благословления
- Русская пословица - ПЕРВЫЙ БЛИН КОМАМ - Дневник Вайлет
- Новости по теме
Исконное название Масленицы - Комоедица, а первый блин отдавался комам, т.е. медведям
«Первый блин – комам»: почему на Руси Масленицу посвящали медведям? - | Первый блин комАм ил Масленица-комаедица. Начнем с того, что сама Масленица – это мужчина. |
В Красноярске медведей угостили бутербродами | Существует легенда, что пословица «Первый блин комом» — это изменённая версия более древней пословицы «Первый блин комАм». |
Первый блин - комам…
Если бы медведи в древности звались комами, то праздник комоедицы — праздник поедания медведей самими себя? Полная бессмыслица и против нее восстает логика языка. Да и медведь тоже от медоеда произошел, то есть тем же способом, что и людоед с птицеедом. Образовано, как говорят этимологи, от словосочетания «есть мёд». После фонетических преобразований слово медоед превратилось в медведь, приобретшее в народном сознании схожее, но немного другое значение: ведающий мёд, знающий, где его найти, и все понимающий про его замечательные свойства.
Любил бы горох, как считали крестьяне из-под Борисова, был бы горохоедом, например, или, как мы уже говорили, комоедом. Но все-таки какое сакральное название было до замены? Можно его как-то отыскать, или он навеки скрылось от нас? Авторы реконструкции индоевропейского языка Вячеслав.
В разных языках оно обрело и совершенно разный облик. А вот в германских языках этого самого ркхоса решили называть по цвету его шкуры. А уже в историческую эпоху и само слово медведь стало чуть ли не сакральным, и его тоже иногда избегали произносить, потому что указывало уж очень точно на животное, которого надо бы опасаться. Отсюда появились замены типа Михаил Потапыч, Михаил Иванович, Мишка, косолапый, Топтыгин — те, которые мы хорошо знаем с детства по сказкам о медведях.
От этого слова пошло много выражений и поговорок в русском языке. Например, так как медведи впадают в спячку — появилось выражение «коматозное состояние» и «впасть в кому». Как раз на Масленицу в России просыпаются медведи, которые в это время голодны и очень опасны. На Руси считали необходимым задобрить тотемное животное, поэтому говорили: «первый блин — комам», то есть медведям. Если продолжить это выражение, то второй блин отдавали знакомым, третий — дальней родне, «а четвёртый — мне» — так заканчивается старинная поговорка. День благословления На Руси в Комоедницу считали необходимым благословлять ближних.
А ведь когда что-то не получается с первого раза, мы частенько говорим, мол, «первый блин комом».
На самом же деле, это выражение изначально звучало по-другому: «Первый блин комам». Разница — всего в одну букву. Но она меняет весь смысл! Отсюда происходит известное нам выражение «Коматозное состояние» или «Впасть в Кому», то есть в спячку.
И первые выпеченные хозяйкой блины, относились к берлогам медведей, которые в это время как раз должны были просыпаться после зимней спячки. И, конечно, были сильно голодными. Что касается: почему первые блины отдавались именно медведю? То тут дело в том, что медведя и у древних славян, и у скифов, и у кельтов, почитали как Повелителя леса, а у славян культ медведя воплотился в такое древнее божество, как Велес. Ну а комами медведей прозвали за их неуклюжесть и внешнее сходство с комом бурой земли. Отсюда происходит и известное нам выражение: «коматозное состояние» или «впасть в кому», то есть в спячку. Христианская постная неделя Во время христианской постной праздничной недели, введенной церковниками в XVI веке взамен Комоедицы, которую церковь запретила, категорически нельзя есть мясо. Необходимо тщательно молиться, а по окончании постной недели, в прощенное воскресенье, нужно обязательно попросить прощения у всех своих близких и родственников, за те или иные обиды. А иногда и просто так. Масленица или неделя, предшествующая Великому посту, разделяла в славянском народном календаре два главных сезона — зиму и весну. У славян празднования традиционной Масленицы выпадало на воскресенье за неделю до Великого поста, на так называемое «мясное заговенье», когда в последний раз разрешалось вволю поесть мясо. В этот день на улице устраивали импровизированные семейные пирушки, на которые приглашали, родственников и соседей. Дети и молодежь катались на санках, ели блины, пили водку, водили хороводы и соревновались в различных состязаниях, включая кулачные бои, стенка на стенку. Основной едой в Масленицу были, естественно, блины, как символ солнца, молоко, яйца и рыба. Блины и сковороды вкладывали в руки чучелу Масленицы, а потом его сжигали.
Комоедица – Медвежий праздник славян
В Красноярске медведей угостили бутербродами | «Первый блин – комАм». (т.е. — несут комам-медведям). Масленица наравне с Колядой, Купалой и Таусенем – одно из главных событий в Природе. |
А вы знаете, откуда взялась поговорка «первый блин комом»? | Наши предки говорили так: "Первый блин КОМАМ!", то есть медведям. Такой был обычай первые блины отдавать потапычам. |
О блинах, медведях и «диванных» лингвистах | НТС | Та присказка, что дошла до нас является лишь частью пословицы, причем искаженной, а полностью она звучит так: “Первый блин комам, блин второй — знакомым, третий блин — дальней родне, а четвертый — мне”. |
«Первый блин — комАм»: ставропольцам напомнили историю самого вкусного праздника в году | Это сушёный репник на первое, поскольку медведь питается растительной пищей, на второе овсяный кисель — ведь медведь любит овёс, а на третье — некие гороховые комы. |
Первый блин — комом — Википедия | «Первый блин комам, блин второй – знакомым, третий блин – дальней родне, а четвертый – мне». |
Комоедица: в чем суть праздника и зачем угощать медведей блинами
Языческая Масленица-Комоедица: как праздновали равноденствие наши предки » | «Первый блин — комам, второй блин — знакомым, третий блин — дальней родне, а четвёртый — мне». |
Из зимней спячки вышли калужские медведи – Мансур, Маша и Умка | В древности исходный вариант этой поговорки звучал как «первый блин комам», где "комам" означало медведей. |
Первый блин - комам (медведям)! - Еткульский Муниципальный район | «Ком – это медведь. И когда мы говорим: первый блин комом – немножко изменено окончание. |
Из зимней спячки вышли калужские медведи – Мансур, Маша и Умка | Основной тезис таких текстов одинаков: нужно говорить не «комом», а «комам» — так в старину называли медведей, у которых как раз во время Масленицы заканчивалась спячка, а наши предки подкармливали животных блинами. |
А знаете ли вы? | Существует легенда, что пословица «Первый блин комом» — это изменённая версия более древней пословицы «Первый блин комАм». |
Первый блин – медведю! Традиционный праздник Комоедицы прошёл в Комсомольске-на-Амуре
Исконное название Масленицы – Комоедица, а первый блин отдавался комам, т.е. медведям. Многие из вас удивятся, но всем известная поговорка «первый блин комом» вовсе не означает неудачную выпечку. Владелец сайта предпочёл скрыть описание страницы. Вот и повелось: «первый блин – комам», иными словами – медведям. Полностью же выражение звучит так: «Первый блин – комам, второй – знакомым, третий – дальней родне, а четвёртый – мне».
Из зимней спячки вышли калужские медведи – Мансур, Маша и Умка
Да и медведь тоже от медоеда произошел, то есть тем же способом, что и людоед с птицеедом. Образовано, как говорят этимологи, от словосочетания «есть мёд». После фонетических преобразований слово медоед превратилось в медведь, приобретшее в народном сознании схожее, но немного другое значение: ведающий мёд, знающий, где его найти, и все понимающий про его замечательные свойства. Любил бы горох, как считали крестьяне из-под Борисова, был бы горохоедом, например, или, как мы уже говорили, комоедом. Но все-таки какое сакральное название было до замены? Можно его как-то отыскать, или он навеки скрылось от нас? Авторы реконструкции индоевропейского языка Вячеслав. В разных языках оно обрело и совершенно разный облик.
А вот в германских языках этого самого ркхоса решили называть по цвету его шкуры. А уже в историческую эпоху и само слово медведь стало чуть ли не сакральным, и его тоже иногда избегали произносить, потому что указывало уж очень точно на животное, которого надо бы опасаться. Отсюда появились замены типа Михаил Потапыч, Михаил Иванович, Мишка, косолапый, Топтыгин — те, которые мы хорошо знаем с детства по сказкам о медведях. Но трудно представить себе, сколько еще таких названий-замен было и есть сейчас. В книге «Символика животных в славянской народной традиции» этнолингвист Александр Гура приводит десятки таких замещающих имен для медведя, собранных этнографами-исследователями от Дальнего Востока до Пскова и Смоленска: он, сам, хозяин, старик, дедушко, пакостник, зверина, сарапулька, овсяник, тюфтяник, моська, бирюк, бортовщик, барин, лесник, леший, лешак, лесной архимандрит, черный зверь и так далее и так далее.
На перекрёстках дорог нужно было бросить горсть зерна. Наши предки верили, что умершие родственники непременно явятся на праздник в облике сорок, и оставляли им угощение. На специально подготовленные столы хозяйки ставили блюда с блинами, а после произнесения ритуальных слов люди принимались угощать друг друга.
Обязательным было обращение к богам и предкам, что являлись хранителями рода. Многие ритуалы Комоедицы сегодня напомнили бы нам весёлые гуляния, однако в них был сакральный смысл. Например, в праздник нужно было прыгнуть через костёр. Вспомните сказку о Снегурочке — она растаяла как раз во время этого обряда. Огонь обладал очищающей силой, дарующей энергию человеку. Также следовало умываться талой водой, что считалась волшебной в дни Комоедицы. Древние славяне верили, что во время торжеств рядом с ними присутствуют незримо духи предков и те самые могучие звери, медведи-комы, которым поклонялись. Их силы помогали одержать победу над зимой, а после Комоедицы следовало приступать к земледельческим работам, ведь весна уже была совсем близко.
Комоедица — старинный праздник славян В наше время Комоедицу сменила Масленица, что сумела найти место среди христианских обычаев, но сохранила многие старинные обряды. Конечно, немало ритуалов забылось или изменилось. Но приготовление блинов по-прежнему сопровождает встречу весны.
Олеся Васютина: «Несмотря на то, что мы уже взрослые, столько восторга и упоения смотреть на малышей, которые сегодня из домика нам показались. Владелец эко-фермы впервые нам показал, всем присутствующим на этом замечательном празднике» Для медвежат это первый выход в свет. Повод есть: старинный праздник Комоедица, или Пробуждение медведя. Проводят его в период весеннего равноденствия и связывают с обрядами дохристианской масленицы. Руслан Гаязов, организатор праздника: «Ком — это медведь. И когда мы говорим: первый блин комом — немножко изменено окончание.
Раньше это было «первый блин медведю». Именно ком — медведь, поэтому Комоедица» Считается, что в эти дни изнурительно долгие морозы, наконец, идут на убыль.
Именно так правильно писать, а не "Первый блин комом" ком в смысле шар , ибо на Руси в древности медведей называли комами, к тому же они просыпались к Масленнице и были очень голодными.
Это было очень забавным действием и называлось оно комоедицей, от слов ком медведь и едица есть еду. В дальнейшем слово комоедица превратилось в слово комедия. Кстати, ни Даль, ни Ушаков об этом не пишет.
В Красноярске медведей угостили бутербродами
О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. В Красноярске посетители парка флоры и фауны «Роев ручей» гостили проснувшихся медведей бутербродами с медом и орехами, сообщили в пресс-службе зоопарка. «Первый блин — комам, второй блин — знакомым, третий блин — дальней родне, а четвёртый — мне». Новости. Про медведей и блины. Первый блин комам, второй знакомым, третий дальней родне, а четвертый мне. «Комы пекли женщины, старшие в семье, приносили их в лес и укладывали на пни для пробудившихся медведей. Отсюда и пошла поговорка: первый блин — комам (медведям).
Разместите свой сайт в Timeweb
- День благословления
- Первый блин – медведю. Как отмечали Масленицу в старину | АиФ Крым
- Не комам, а всё же комом
- Усть-Каменогорск – Первый блин - КОМАМ! Медведям то бишь
- Поговорка-то вовсе не о блинах
- Хотите блинов, приходите на Масленицу
Возрождаем традиции - Комоедица - Масленица
Какой такой праздник, удивились мы. Оказалось - Комоедица. Поговорка-то вовсе не о блинах Именно так в былые времена называлась нынешняя Масленица. А комами называли медведей, которых славяне почитали за своих предков. Редкая хозяйка с первой попытки испечёт ровный, ажурный блин. Пробуешь перевернуть, а он предательски сминается.
Это значит, дело идёт как надо и скоро на тарелку полетят тонкие маслянистые солнышки. Мы решили вспомнить исконный смысл поговорки. Наши пра-пра-прадеды начинали встречать весну с угощения медведя. И первый блин символически относили в лес, чтобы мишке было чем подкрепиться после зимней спячки. Но не только блинами богат был праздничный стол.
Считалось, что косолапый - большой охотник до гороховой каши и овсяного киселя. Отведав все эти блюда, крестьяне заваливались на боковую - имитировали сон своего прародителя.
Блины пеклись и поедались в невероятных количествах, но это не имело отношения к чревоугодию и праздничному разгулу. Изначально обильное застолье было неразрывно связано с культом предков. Считалось, что, насыщая себя, люди помогают передать яства и напитки в загробный мир, угощая умерших. Никто не хотел, чтобы его пращуры в праздник оставались голодными, поэтому все ели на Масленицу как никогда старательно. После пира наступало время массовых гуляний, в основе которых, опять же, лежали сакральные принципы. Все затеи, будь то хороводы или обливания талой водой, имели особый смысл и посвящались Велесу, весне и будущему урожаю. Точно так же как на Ивана Купала на Масленицу прыгали через костер и пели песни, посвященные пробуждению природы.
Огромные горки для катания, которые строили для Масленицы, поражали воображение иностранцев Как и в Купальскую ночь на Масленицу парни и девушки искали себе пару. Чтобы в толпе гуляющих свободная молодежь могла друг друга узнать, на руку повязывалась лента или шнурок. Чествовали в этот праздник и тех, кто уже нашел свое счастье и создал семью в минувшем году. Кульминационным моментом Масленицы был обряд пробуждения кома от зимней спячки. Для этого мужчину наряжали в медведя, облачая в шкуру или обвязывая соломой и помещали в «берлогу», построенную из веток. Изображавший зверя притворялся спящим, а празднующие водили вокруг хороводы и пели песни. Пробуждение кома-«хозяина» начиналось после того, как присутствующие начинали бросать в него снежки. Но для начала основного представления на ряженого должна была залезть девушка и попрыгать на нем. Задачей проснувшегося медведя было догнать «обидчицу», бегавшую внутри большого хоровода и шутя «задушить».
Кулачные бои были важной частью празднования Масленицы даже в начале XX века После пробуждения импровизированного медведя начинались массовые игрища.
Показать больше.
Но был ли такой праздник на самом деле, никто не знает. Его история опирается на очень шаткие источники. Возможно, поговорка и правда связана с приношением блинов. Только не медведям, а предкам. Существовали ритуалы, в которых первый блин был предназначен ушедшим родственникам, своего рода данью и приглашением к трапезе.
Поговорка-то вовсе не о блинах
- Что за праздник Комоедица?
- Первый блин комАм - ? (откуда взялась пословица)
- Комментарии
- Театральный фестиваль, эхо БДФ…
- Первый блин комам: в Масленицу медведей северского зоопарка угостят блинами
А вы знаете, откуда взялась поговорка «первый блин комом»?
В семьях пекли блины и относили их на опушку леса, чтобы проснувшиеся от спячки медведи могли полакомиться. Отсюда и поговорка «Первый блин — комам! Рассказал нам об этом ни кто-нибудь, а сам князь! Владимир Листвин знает о славянских традициях очень много и с удовольствием делится этими знаниями с другими. Князь Владимир Ясно Солнышко: «Я хороводник, я люблю русскую культуру, я… Сейчас вот вы видите подготовку к хороводному гулянию. Что ожидать от гуляния? Ожидать много смеха, много шуток и в конце обнимашки!
Первый блин комАм Исконное название Масленицы — Комоедица, а первый блин отдавался комам, то есть медведям. Многие, конечно, удивятся, но всем известная поговорка «первый блин комом» вовсе не означает неудачную выпечку. Да и сами подумайте — в старину на Руси блины пекли в печи, не переворачивая, чему ж там скомкаться? А ведь когда что-то не получается с первого раза, мы частенько говорим, мол, «первый блин комом».
На самом же деле, это выражение изначально звучало по-другому: «Первый блин комам».
Ей же не ликбез по основам русской культуры с детьми проводить, а Масленицу. Нечего отвлекаться на всякие посторонние темы! Причем тут сырная седмица? Масленица — это блины, катанья, игры, пословицы и поговорки, веселье, традиционной разновидностью которого являются кулачные бои не-не, в рамках школьного мероприятия до этого не доходило , ну и, конечно же, ритуальное сожжение чучела Масленицы зимы, Морены — богини смерти и холода.
Чего еще заморачиваться какими-то сырными седмицами, чинами прощения? Школа у нас светская, мероприятия — народные, а религия — личное дело каждого, не надо клерикализировать наши праздники!.. Казалось бы, ах, какая непоследовательность! Ведь если Масленица — праздничный период, привязанный к Пасхе и непосредственно предшествующий Великому посту , логично было бы говорить о нем в этом контексте… Логично? Для кого?
Нет в этом никакой логики для секуляризованного мышления. Тут другая логика и с ней отчасти можно согласиться. Дело в том, что Масленица — весьма своеобразный этно-культурный феномен. Одинаково неправы и те, кто считают ее древним языческим праздником, и те, кто ее воспринимают как праздник православный. Да простит меня Издательский Отдел, но с тех пор, как я впервые взял в руки «Православный церковный календарь» а было это, дай Бог памяти… в 1986 году , у меня всегда вызывает недоумение, что после слов «сырная седмица» в скобках пишется «масленица».
Нет, я могу понять еще, когда пишут в таких же скобках « Первый второй, третий Спас » это все же народное название православного религиозного праздника , а Масленица — она-то с какого перепугу указывается в скобках, как если бы это было всего лишь другое название той же сырной седмицы?.. Нет уж, тут скорее права вышеупомянутая организатор гимназии, с которой я когда-то трудился на одной ниве: Пасха и связанный с ней календарный цикл, в том числе и приготовительные к Великому посту седмицы — это одно, а Масленица — другое. Попробую пояснить. Что мы знаем о Масленице? Что это время веселья, гуляний, игр в том числе и небезобидных, как, например, кулачные бои — из песни, как говорится, слова не выкинешь, можно их не включать в программу, но традицией они предусмотрены, духу праздника вполне соответствуют и всевозможных обрядовых действий, языческих по своему происхождению, пусть даже эта подоплека и не осознается участниками.
Это тот минимум информации о Масленице, который известен каждому человеку с просторов нашего недавно единого Отечества. Если, например, о гаданиях на Святки мы можем сказать, что это — языческие вкрапления, что Святки вовсе не так следует проводить, то о Масленице мы такого сказать не можем. Все правильно: именно так, как выше сказано, и следует проводить Масленицу. Тогда причем тут скобки? Это что — такая благословленная Церковью адаптационная версия сырной седмицы?
Если да, то скобки понятны и оправданы, а если такое времяпрепровождение никак не соответствует ни духу, ни букве церковного устава, тогда, думаю, пора в наборе календаря произвести некоторые изменения, хотя бы с точки зрения грамматики русского языка. Ну, посудите сами, Неделей мясопустной возглавляется сырная седмица, во время которой не только мясо удаляется из рациона, но весь строй жизни постепенно, плавно изменяется в перспективе приближающегося периода покаянного сосредоточения на внутренней жизни. Конечно, мирянин не обязан ежедневно посещать богослужения, но в любом случае жизнь православного человека должна соответствовать тому настрою, который логично следует из богослужебного устава. А теперь давайте сопоставим «устав» Масленицы и устав богослужебный, который может не соблюдаться формально в самом деле, у каждого свои возможности посещения храма , однако, по духу, по мысли своей должен служить стержнем повседневной духовной жизни любого православного христианина вне зависимости от того, мирянин он или монашествующий, в священном сане или нет.
И первый блин символически относили в лес, чтобы мишке было чем подкрепиться после зимней спячки. Но не только блинами богат был праздничный стол. Считалось, что косолапый - большой охотник до гороховой каши и овсяного киселя. Отведав все эти блюда, крестьяне заваливались на боковую - имитировали сон своего прародителя. Вот такая языческая традиция. После этого начинались народные гулянья. Молодёжь выбирала красна молодца, который играл роль медведя. Сначала он притворялся спящим и сколько мог, терпел шутки сверстников, которые всеми способами пытались его разбудить. Когда это надоедало, детина поднимался во весь рост и, недовольно рыча, пытался догнать визжащих девчат, которые кидались от «косолапого» врассыпную. Та, что оказалась в «лапах» лесного зверя, должна была его поцеловать. Только тогда она вновь обретала свободу. Впрочем, ненадолго. Нередко такие вот забавы заканчивались сватовством, а там и свадьбой.
Отгремит Масленица, будем встречать Комоедицу! Почему наши предки провожали зиму всегда в марте?
Первые выпеченные хозяйкой блины, относились к берлоге медведей, которые как раз просыпались от зимней спячки и были жутко голодными. Та присказка, что дошла до нас является лишь частью пословицы, причём искажённой, а полностью она звучит так: «Первый блин комам, блин второй — знакомым, третий блин — дальней родне, а четвертый — мне». Именно так — «комам», через «а». Кто такие эти комы, спросите вы, и почему это они трескают наши блины, да ещё в первую очередь!? В старину культ медведя существовал у многих народов. Медведя и у древних славян, и у кельтов, и у скифов почитали как Повелителя леса, а у славян культ Медведя воплотился в такое древнее божество, как Велес. Кстати правильнее называть культ Бурого, ведь Мед-ведь, ведающий, где мед это ничто иное, как почтительное иносказание.
И вот ученики и педагоги Элистинского лицея прошлись в этот день по всем дням Масленицы под веселую песню «Ой, блины, блины, блины, вот вкусные блины. Мы попали как раз к блинам золовки, потом провожали Масленицу»… А завтра уже провожаем дорогую любимую гостью. В старину, да и сейчас проводят такой ритуал: чучело Масленицы сжигали, а пепел развеивали по хлебному полю в знак удобрения земли для богатого урожая.
Народ в эти праздничные дни не только ел блины с разными добавками и читал предвыборные посты, но и почитывал «преданья старины глубокой». Так, литератор, геолог Виктор Коксадаев прислал нам очень интересную информацию: «Исконное название Масленицы — «Комоедица», а первый блин отдавался комам, то есть медведям. Многие из вас удивятся, но всем известная поговорка «первый блин комом» вовсе не означает неудачную выпечку.
Но был ли такой праздник на самом деле, никто не знает. Его история опирается на очень шаткие источники. Возможно, поговорка и правда связана с приношением блинов. Только не медведям, а предкам. Существовали ритуалы, в которых первый блин был предназначен ушедшим родственникам, своего рода данью и приглашением к трапезе.
Учредитель — Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор Панина Елена Валерьевна.