Новости лфз сетка кобальтовая

Эта роспись родилась на Ломоносовском фарфоровом заводе (ЛФЗ) в 1944 году и стала его фирменным узором. Наверняка многие знают фарфоровые сервизы Ломоносовского фарфорового завода, расписанные знаменитой «кобальтовой сеточкой». Эта нежно холодная роспись «родилась» в 1944 году, а к концу 50-х стала фирменным узором предприятия. Первая фарфоровая посуда с орнаментом "Кобальтовая сетка" появился вскоре после снятия блокады в 1944 году.

Кобальтовая сетка лфз история создания

Председатель совета директоров Императорского фарфорового завода Галина Цветкова, семья которой владеет предприятием, заявила, что ей неизвестно о зарубежных контрактах на поставку готовых изделий. Что делать, если его здесь не производят? Но вся кобальтовая сетка делается у нас на заводе, мы даже расширили количество рабочих мест для росписи. Это бренд, и даже не сомневайтесь в происхождении , — заявила она корреспонденту «Фонтанки». Генеральный директор завода Татьяна Тылевич была еще более категорична. Мы готовы вам показать производство, 1200 сотрудников, все работает и действует, — заверила топ-менеджер. Польские и китайские корни Тем не менее, как видит «Фонтанка» по документам, из-за границы приходят уже изделия с декором.

Например, чашки с блюдцами и чайники с кобальтовой сеткой поставляет польский завод Porcelain Kristoff из городка Валбжих у польско-чешской границы. Контракт за подписью гендиректора ИФЗ Татьяны Тылевич гласит, что польский завод должен производить изделия по спецификациям и рисункам, представленным петербургским предприятием. Относительно недавно он продлен до 31 декабря 2020 года. В инвойсе от 9 ноября 2017 года подарочный чайный набор по форме соло с декором «кобальтовая сетка» проходил по цене 18,21 евро. По нынешнему курсу это чуть больше 1300 рублей. В магазине он продается по цене почти в 3,5 раза дороже — 4437 рублей.

А наборы из чашки и блюдца с тем же узором варьируются от 5,29 385 рублей до 6,38 евро 465 рублей. В магазинах чашку и блюдце можно найти в 4—5 раз дороже. При этом в интервью «Деловому Петербургу» в 2017 году сама Тылевич признавала, что предприятие работает с польским заводом.

Фарфоровые сокровища В изменениях фарфоровой моды прослеживается история страны. Условно искусствоведы выделяют несколько эпох: фарфор, что был выпущен до 1917 года, в переходный период — начало 20-х годов XX века, затем в период с середины 20-х по конец 30-х, в годы войны, в послевоенные годы — 50-е — 70-е годы, и позднесоветский период. Дореволюционного фарфора, рассказывает Анастасия Жукова, на рынке немного просто в силу хрупкости посуды: до наших дней дошли единичные предметы. Хрупкость вообще ставит фарфоровые изделия в особое положение в рейтинге антикваров. Лучше сохраняются чайные пары, потому что их в наборе несколько, и одна пара, пусть и с трещинками или сколами, но выживет.

То же и с тарелками. Поэтому они доступнее по цене, чем другие предметы. Хуже всего сохраняются чайники — у них отбиваются носики, появляются сколы на крышках, быстрее стирается позолота. Высоко ценятся единичные предметы — сахарницы, молочники, конфетницы". Трещины и сколы на предмете опускают цену сразу в два-три раза. Иногда владельцы идут на реставрацию — дефекты можно заделать так, что их совсем не будет заметно, но на цену предмета это повлияет незначительно: дело в том, что после реставрации из посуды нельзя есть — материалы для заделки трещин ядовиты. Зато декоративную функцию такой фарфор будет выполнять прекрасно. Цену определяет не только возраст, сохранность, наличие ручной росписи, количество позолоты и тонкость работы, но и редкость или принадлежность к определенной эпохе.

После революции 1917 года российские фарфоровые заводы были национализированы и переименованы, но по факту ассортимент их продукции не изменился: на местах оставались старые мастера, которые отливали посуду в дореволюционных формах или использовали уже отлитые — неокрашенную посуду, которую фарфористы называют бельем. Предметы переходного периода ценятся особо высоко, потому что на классической буржуазной посуде появились советские клейма, а внешне ничего не поменялось. Такой фарфор — большая редкость". Но вскоре революционные идеи отразились и в фарфоре. Половина чашки Малевича и агитпосуда В 1920-е годы в стране становятся популярными пролетарские идеи домов-коммун, которые пропагандировали приучение людей к коллективизму и освобождение от тягот бытового домашнего труда, в том числе и приготовления пищи. Появляются заведения общепита, и для них не подходят старые, буржуазные формы посуды. Надпись украшала все предметы посуды: тарелки, чашки, чайники, молочники. Тогда же появился агитфарфор — его часто путают с номенклатурным.

На нем появились лозунги, утвержденные самым Лениным: "Царствию рабочих не будет конца", "Кто не работает, тот не ест", "Пролетарии всех стран, объединяйтесь", "Земля — трудящимся". После революции художественным руководителем Государственного фарфорового завода в Петрограде так переименовали Императорский завод стал художник Сергей Чехонин — ученик Ильи Репина. Все предметы: чашки, чайник, тарелки — были выполнены в форме полусфер и прямоугольников; эта посуда воплощала идеи супрематизма. Ведь если во время чаепития человек пьет с одной стороны чашки, то другая попросту не нужна. Чуть позже ученик Малевича супрематист Николай Суетин создал другой сервиз, ставший культовым среди ценителей искусства во всем мире, — "Бабы", на предметах которого появились авангардные образы деревенских женщин. Авангардная агитационная посуда так и не пошла в массы — в основном ее производили на экспорт, и почти сразу же за ней стали охотиться коллекционеры. Сегодня подобных образцов осталось совсем немного, и каждый предмет оценивается в миллионы рублей. Более 50 лет он был главным художником Дулевского фарфорового завода и создал новый стиль в этом направлении искусства.

Если раньше мастера старались подчеркнуть тонкость и изящество фарфора, то Леонов, напротив, сделал ставку на броскость и яркость. Он использовал в своих эскизах народные мотивы, цветочные узоры, позолоту и орнаменты, напоминающие аппликацию. Именно за эту цветастость и схожесть с русскими ситцами фарфор Леонова стали называть ситцевым.

Виноградова, который сделал сервиз для императрицы Елизаветы Петровны в восемнадцатом веке. Какая из версий отображает истину сейчас не знает никто так, как авторов и свидетелей появления узора уже нет в живых. Самое удивительное то, что сервиз из фарфора производства ЛФЗ с рисунком в виде перекрещивающегося узора сине-кобальтового оттенка был награжден главной медалью на Брюссельской Всемирной выставке в 1958 году.

Эти сервизы к тому времени уже выпускались в Ленинграде в течении десяти лет и специально не готовились к выставке.

О том, как она ждёт своего читателя, как бывает рада побывать у вас в гостях, как устаёт стоять без движения на полке... Не заставляйте книгу скучать, приходите в библиотеку почаще! Рада приветствовать Вас!

Это информационно-познавательный блог школьного библиотекаря. Блог рассказывает обо всём интересном, что происходит вокруг, а также о книгах, чтении, библиотечных блогах, о нашей библиотеке и о других библиотеках страны и мира. Здесь Вы можете узнать много нового и полезного, подобрать интересные книги для чтения, посмотреть видеоролики, прогуляться по занимательным ссылкам. Не покидайте блог, не узнав для себя чего-то нового!

Подсказочка Для поиска интересующей Вас статьи или темы, Вы можете воспользоваться строкой поиска, либо ярлыками, либо архивом блога. А можете обратиться к страницам вверху блога, которые систематизируют материалы по назначению. Комментарии и вопросы приветствуются.

«Кобальтовая сетка»: история и особенности рисунка

Конечно, более частые поставки своей продукции Императорский завод делал для императорских семей. На сегодняшний день ИФЗ изготавливает тонкий фарфор, в него входят фарфоровые сервизы, различные статуэтки, а также именно на этом производстве изготавливают костяной фарфор, которого нигде в мире больше нет. Все изделия раскрашиваются и расписываются вручную, после чего покрываются золотым напылением. Тут есть и своя печать, которая символизирует, что изделие — не подделка, а настоящий ломоносовский фарфор, и его не спутать ни с каким другим. Сегодня можно найти даже стеклянные бокалы, на которые нанесён рисунок «кобальтовая сетка». Костяной фарфор Такой фарфор можно назвать королевским, его выпуском занимается Императорский завод. Он представляет собой тонкий материал, прекрасно звенит и имеет идеально белый цвет. Костяным его именуют из-за входящей в его состав обожжённой муки костей крупного рогатого скота. Костяной фарфор используют для изготовления чайных сервизов, кофейных наборов, всевозможных статуэток и многого другого. Все работы по производству изделий проходят практически вручную, ручки для кружек и другие мелкие изделия собираются и склеиваются руками мастеров. Рисунок на изделия также наносится вручную, за исключением некоторых моментов, когда используют пульверизатор.

Такие изделия, как тарелки, блюдца изготавливают путём прессования материала и затем его обжига. Узор в наши дни На сегодняшний день этот сине-золотой рисунок не теряет своей популярности. Но права на такой фарфор и изделия из него есть только у Ломоносовского фарфорового завода. Эту посуду используют для торжественных встреч и чаепитий, а, например, ваза для салфеток будет прекрасно смотреться на столе в качестве украшения.

Она, как и многие блокадники, умерла вскоре после войны, так и не узнав, что ее рисунок стал символом русского фарфора. Как же возник узор «кобальтовая сетка»? Также одним из праздничных сервизов ИФЗ, который поставлял фарфор к императорскому двору Николая I, был «Кобальтовый сервиз». Этот сервиз был повторением более известного своего предшественника с одноименным названием. Его в свое время изготовили на Венской мануфактуре по специальному заказу Австрийского императора Иосифа II. Такой подарок монарх решил преподнести российскому императору Павлу Петровичу и его супруге великой княгине Марии Федоровне, гостившим у него. Чтобы расположить к себе наследника российского престола Иосиф II и решил преподнести в виде презента роскошный фарфоровый сервиз. Образцом же, по которому на Венской мануфактуре создавали «Кобальтовый сервиз», стал другой сервиз — произведение Севрской мануфактуры, который в 1768 году Людовик XV подарил датскому королю Христиану VII. Венский сервиз был украшен золотой ажурной росписью «cailloute» франц. Павел I по достоинству оценил роскошный подарок Иосифа II, о чем говорит то, что отправляясь на войну со Швецией, он завещал его своей теще. Однако с войны император вернулся в добром здравии и продолжил владение «Кобальтовым сервизом». В 1890 году «Кобольтовый сервиз» с маркой Венской мануфактуры в полном комплекте был отправлены в Зимний дворец. В Гатчинском дворце осталась часть сервиза, та, что была выполнена на ИФЗ. Сегодня от знаменитого сервиза, сделанного в Вене до нашего времени сохранилось 73 предмета. Сравнивая «Кобальтовую сетку» Яцкевич и роспись сервиза «Собственный», эксперты считают сходство очень отдаленным — сеточка художницы более замысловатая, выполненная подглазурным кобальтом. В местах пересечения синих линий сетка украшена звездочками 22-х каратного золота, что придает росписи еще большее благородство и элегантность.

По одной из версий, эту мысль ей навеяли рисунки мастеров XVIII века, в том числе и работы самого основателя фарфорового производства Дмитрия Виноградова. Сегодня императорский костяной фарфор, тарелки, сервизы, чашки, кофейники с кобальтовой сеткой знают во всем мире: декор стал таким же узнаваемым, как, например, «рыбья чешуя» на знаменитых английских сервизах марки Herend. Престижность и узнаваемость изделий ИФЗ, в сочетании с вполне демократичной ценой, делают их популярными и любимыми не только в России, но и за ее пределами. Великолепный императорский фарфор, а также сервизы и отдельные элементы посуды производства легендарных европейских марок, вы всегда можете приобрести в нашей компании.

К сожалению, Анна Яцкевич не дожила до триумфа своего узора. Она, как и многие блокадники, умерла вскоре после войны, так и не узнав, что ее рисунок стал символом русского фарфора….

Императорский Фарфоровый завод: "Кобальтовая сетка"

ИФЗ/ЛФЗ Комплект чайный "Кобальтовая сетка", 3 предмета На донышке стоял штамп – ЛФЗ – Ломоносовский Фарфоровый Завод.
Посуда с росписью "кобальтовая сетка" ЛФЗ. Цена от 3708р. От Императорского Фарфорового завода (бывшего ЛФЗ). Декор "Кобальтовая сетка" на новой форме. Оказывается "Кобальтовая сетка" была создана в середине 18 века.
Кобальтовая сетка лфз история создания чайная пара лфз кобальтовая сетка с позолотой 3.
[кобальтовая сетка] в категории фарфор, фаянс, керамика В 1958 году в Брюсселе проходила Всемирная выставка, где Ломоносовский фарфоровый завод (ЛФЗ) представил самые лучшие свои творения. Сервиз с «кобальтовой сеткой» для выставки специально не готовился.
Блокадная сетка. Это логотип завода — ЛФЗ.

"Кобальтовая сетка" — визитная карточка Ломоносовского фарфорового завода.

1 151 объявление по запросу «сервиз кобальтовая сетка лфз» доступны на Авито во всех регионах. Фарфор «Кобальтовая сетка», ставший «лицом» санкт-петербургского Императорского завода, сегодня представлен не только в классическом варианте, но и в нескольких современных интерпретациях. Наверняка многие знают фарфоровые сервизы Ломоносовского фарфорового завода, расписанные знаменитой «кобальтовой сеточкой».

Как появилась знаменитая "кобальтовая сетка" ЛФЗ

И тогда появился кобальтовый вариант, который и стал со временем визитной картой сначала ЛФЗ, а впоследствии Императорского фарфорового завода. Это делалось для того, чтобы большие осколки стекла не могли нанести серьезные ранения людям. Сама художница пережила блокаду и потеряла многих родственников и друзей за этот период войны. Вторая версия повествует, что этот узор повзаимствован у русского мастера Д.

За набор на шесть персон — 6 чашек с блюдцами, 6 тарелок побольше, глубокую тарелку, чайник, сахарницу и молочник — готовьтесь заплатить 33 тысячи. За абсолютно новый набор без дефектов просят 25 тысяч рублей. Чайный сервиз авторства Евы Штрикер, Дулёво, 1930-е годы — 135 тыс.

Чайный сервиз великолепной формы авторства Евы Штрикер Цайзель — мечта ценителей и коллекционеров. И она может стать явью для того, кто готов выложить за посуду 135 тысяч рублей. Всё-таки 1-й сорт с красным клеймом, а не китайская штамповка. Такие тарелки, блюда, фруктовницы изготавливали на ЛФЗ в 1950—1970 годы. Большая часть сервиза в прекрасной сохранности, со следами использования — лишь несколько тарелок. Красное клеймо завода стоит на всех предметах.

В 2016 году сервиз удостоен награды «Гордость отечества». Интересный факт: «Кобальтовая сетка» мелькала во множестве кинофильмов. Например, вы могли видеть в «Осеннем марафоне» сервиз на столе у семейства Бузыкиных.

Он символизирует достаток и успех. Достаточно зайти в любой фирменный магазин и сразу станет понятно — продукции столько, что глаза разбегаются. Но это не значит, что чашки с нашего завода должны только стоять за стеклом.

Мы хотим изменить жизнь молодых людей, чтобы им было не все равно из чего с утра пить чай или кофе. Сейчас завод не ставит целью производство только музейных экспонатов. Помимо сервизов, которые предназначены на подарки президентского уровня, есть самая обычная посуда, которая ежедневно нужна в быту в любом доме.

Это тарелки для микроволновки, духового шкафа, столовые приборы, да даже обычные чашки и тарелки. Представители завода подарили всем участникам пресс-конференции возможность почувствовать себя художником Фото: Андрей ГАШЕВ Конечно, никто не зацикливается на классике. На заводе придумывают новые стили и коллекции.

К примеру, недавно ИФЗ специально для поклонников рок-культуры выпустили коллекцию «Рок-фарфора». В создании этих бокалов участвовали музыкальные легенды: лидер группы «Машина времени» Андрей Макаревич, Эдмунд Шклярский из «Пикника» и Борис Гребенщиков. Есть сервизы для детей, есть для любителей цветочного декора, есть даже для поклонников мультфильма «Ежик в тумане».

Надо знать: «кобальтовая сетка» на сервизах появилась в память о блокаде Ленинграда Знаменитый узор ленинградского фарфора появился вскоре после снятия блокады в 1944 году. Сетчатый узор символизировал заклеенные крест-накрест окна блокадных домов и скрещённые лучи прожекторов, подсвечивавших вражеские самолеты на подлете к осаждённому городу.

сервиз кофейный кобальтовая сетка лфз

Как появилась знаменитая «кобальтовая сетка» ЛФЗ - Интересное и необычное Наверняка многие знают фарфоровые сервизы Ломоносовского фарфорового завода, расписанные знаменитой «кобальтовой сеточкой».
Кобальтовая сетка купить в интернет-магазине в Москва «Кобальтовая сетка» — визитная карточка Ленинградского фарфорового завода и символ советского фарфора.
Кобальтовая сетка. Самый известный узор ленинградского фарфора, визитная карточка ЛФЗ. Первая фарфоровая посуда с орнаментом "Кобальтовая сетка" появился вскоре после снятия блокады в 1944 году.

Как питерские сервизы стали лучшими в мире: 275 лет Ломоносовскому фарфоровому заводу

Фарфоровые скульптуры П. Каменского с точки зрения истории и антропологии интересуют даже ученых. Ведь детально прорисованные черты каждого народа России, элементов костюма чрезвычайно достоверны. Фарфор дореволюционного Николаевского периода клеймили монограммой с указанием года создания изделия на фотографии : Послереволюционный фарфор Новая власть, сметая остатки имперской России, сохранила производство, но поставило перед теперь уже Государственным фарфоровым заводом ГФЗ задачу — служить установлению социалистической власти. Кроме агитационного фарфора, создавались чайные наборы, несущие революционную эстетику. К разработке форм привлекались знаковые фигуры того периода — К. Малевич его чайник-паровоз и получашки — на фото , В. Кандинский, К. Раритеты авторской работы представлены в музеях, частных коллекциях. На аукционах антиквариата встречаются супрематические работы Малевича, авангардные фарфоровые агитки А. Щекотихиной-Потоцкой на фото.

Клейма раннего советского периода — это либо серп и молот, либо made in Russia для экспортного исполнения. Легендарный Ломоносовский В 1925 г молодая советская республика отмечала юбилей Академии наук — 200-летие. Не обошли вниманием и фарфоровую отрасль. Главное предприятие страны, выпускающее продукцию из белого золота, получило имя М. А про человека, непосредственно имеющего отношение к славе русского фарфора, Д. Виноградова, так и не вспомнили. В этом же году Страна Советов представила лучшие образцы ленинградского фарфора на международном уровне. Парижская выставка стала триумфом целого ряда художников, получивших персональные награды. Теперь уже Ломоносовский фарфор начал завоевывать мир. Кобальт с золотом На фото — чайная пара, гордость и визитка предприятия.

Та самая кобальтовая сетка, о которой упоминалось выше. Создательница узора работала на ЛФЗ еще с довоенного времени.

Виноградовым в 1750-х годах, возможно мотивы сервиза Венской фарфоровой мануфактуры, хранившиеся в фондах заводского музея. Некоторые источники указывают, что это ассоциации с переклеенными крест на крест блокадными окнами ленинградских домов. Потребовались пять лет труда технологов и мастеров завода чтобы решить и преодолеть все технологические проблемы и тонкости подглазурной росписи кобальтом. В 1950 году ученица Анны Яцкевич - О.

Сетчатый узор символизировал заклеенные крест-накрест окна блокадных домов и скрещённые лучи прожекторов, подсвечивавших вражеские самолеты на подлете к осаждённому городу. Сервиз с «кобальтовой сеткой» получил золотую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году, хотя специально к экспозиции он не готовился.

Обуховской Обороны, 151. На заводе работал выдающийся ученый Качалов, Николай Николаевич 20 июня 1883, Санкт-Петербург - 19 июня 1961, Ленинград , химик-технолог, специалист в области оптического стекла, один из первых отечественных разработчиков технологии его варки и основатель теории его холодной обработки шлифовки и полировки , организатор науки и производства, организатор художественного стеклоделия. В течение более чем 60 лет на заводе работал виртуоз русского традиционного стиля Алексей Воробьевский. С 2002 года завод является собственностью главы «Уралсиба» Николая Цветкова. В 2005 году по решению акционеров был вновь переименован в «Императорский фарфоровый завод». Кобальтовая сетка Среди множества декоров фарфора и разнообразных узоров, одним из самых знаменитых и узнаваемых является «кобальтовая сетка». В 1958 году «Кобальтовая сетка» - простой и элегантный узор, покорила мир. В этом году состоялась Всемирная выставка в Брюсселе, где Ломоносовский фарфоровый завод представил свои лучшие создания, в том числе и предметы, украшенные этой росписью. Сервиз с «Кобальтовой сеткой» для выставки специально не готовился, он просто входил в ассортимент завода, и тем неожиданнее стала для ЛФЗ награда - за узор и форму сервиз получил золотую медаль. Сама же Анна Адамовна Яцкевич 1904-1952 , выпускница Ленинградского художественно - промышленного техникума 1930 г. Работала на ЛФЗ с 1932 по 1952 г. О триумфе своей росписи в Брюсселе она, к величайшему сожалению, так и не узнала. История создания сервиза связана с карандашом, которым художница Анна Яцкевич нанесла на фарфор свой знаменитый узор. Кстати, Анне Яцкевич принадлежит и другой вклад в развитие фарфорового завода - она автор знаменитого логотипа ЛФЗ 1936 г. Продукция С 2005 года ИФЗ ориентируется на выпуск высокохудожественных авторских произведений класса «люкс» под брендом «Императорский фарфор». Примечания Ссылки March 5th, 2018 , 05:40 am Не все знают, что храня в своих шкафах и сервантах ленинградскую фарфоровую посуду со знаменитым узором «Кобальтовая сеточка», мы храним память о блокадных днях Ленинграда... Узор «Кобальтовая сетка» знаменит и узнаваем во всём мире. Это изысканное сочетание глубокого синего и белоснежного используют для сервизов, чайных пар, обеденных наборов. Однажды, возвращаясь вечером домой, Анна увидела странную картину : скрещенные прожектора противовоздушной обороны отразились от заклеенных крест-накрест окон, образовав красивый геометрический узор в виде сетки. Каким был победный 1945 год для Анны Яцкевич? Город приходил в себя после войны. Люди возвращались к мирной жизни. Хотелось верить, что всё страшное, все потери остались в прошлом. Что не вернется уже сковывающий руки зимний холод, что жизнь будет сытая, безбедная, главное — мирная. У каждого за плечами осталось своё кладбище из близких людей. Наверное, и Анна, набрасывая знаменитую «сетку», знала, что не сможет забыть свои потери, близких, умерших во время блокады, окна, заклеенные крест-накрест… Золотые звездочки — это их души, застывшие навсегда в темном морозном небе. А может быть, надежда на лучшее, ведущая за собой. В 1945 году возобновила свою работу художественная лаборатория ЛФЗ. Скромная, незаметная Анна Адамовна продолжала трудиться.

Надо знать: «кобальтовая сетка» на сервизах появилась в память о блокаде Ленинграда

Кобальтовая сетка лфз Сравнивая «Кобальтовую сетку» Яцкевич и роспись сервиза «Собственный», эксперты считают сходство очень отдаленным – сеточка художницы более замысловатая, выполненная подглазурным кобальтом.
История одного узора Коллекция Кобальтовая сетка Императорский фарфоровый завод.
История знаменитого узора «Кобальтовая сетка» от ИФЗ: Идеи и вдохновение в журнале Ярмарки Мастеров Блокадная сетка Императорский (Ленинградский; Ломоносовский) фарфоровый завод. Среди множества декоров фарфора и разнообразных узоров, одним из самых знаменитых и узнаваемых во всём мире является ленинградская «Кобальтовая сетка».

Императорский Фарфоровый Завод Кобальтовая Сетка

Популярные модели с рисунком Кобальтовая сетка в продаже. Официальный дилер производителя Императорский фарфоровый завод с 2010 года. Продажа фарфора напрямую от производителя с гарантией качества 3 года.

Она жила на набережной реки Фонтанки в одном из дворов-колодцев — типичных для города на Неве. Мать и сестра умерли от голода, а Аня выжила. Она камуфлировала корабли, прижавшиеся к Невской набережной возле завода. Да-да, делала их невидимыми для врага — с помощью обыкновенных красок по фарфору. Все-таки Анна была немножко волшебница… Темноволосая, худенькая до прозрачности, удивительная фантазерка, даже в эти страшные дни она могла увидеть красоту в обыкновенном.

И в заклеенных крест-накрест окнах ей виделись геометрические формы. Позже они превратятся в самый известный узор Ломоносовского фарфорового завода, ставший его знаком, его фирменным стилем. Каждый знает этот простой и элегантный рисунок — «Кобальтовая сетка». Тонкие перекрещенные диагональные линии создают многомерную композицию; каждое пересечение венчается крошечной золотой звездочкой. Форма чайного сервиза «Тюльпан» была разработана художником Ломоносовского фарфорового завода Серафимой Яковлевой, а узор «Кобальтовая сетка» — Анной Яцкевич. Конечно, мастера не знали, что создают шедевр, на многие десятилетия определивший фирменный стиль ЛФЗ. Каким был победный 1945 год для Анны Яцкевич?

Город приходил в себя после войны. Люди возвращались к мирной жизни. Хотелось верить, что все страшное, все потери остались в прошлом. Что не вернется уже сковывающий руки зимний холод, что жизнь будет сытая, безбедная, главное — мирная. У каждого за плечами осталось свое кладбище из близких людей. Наверное, и Анна, набрасывая знаменитую «сетку», знала, что не сможет забыть свои потери, близких, умерших во время блокады, окна, заклеенные крест-накрест… Золотые звездочки — это их души, застывшие навсегда в темном морозном небе. А может быть, надежда на лучшее, ведущая за собой.

Научный сотрудник Эрмитажа Н. Щетинина вспоминает: «Сервиз появился в конце 1944 года. Он стал своеобразной квинтэссенцией предыдущих поисков и достижений, новых тенденций в развитии искусства фарфора… Первую пробу автор сделала кобальтовым карандашом. Но так кобальт ложился неровно, не получалось равномерно наполненных цветом линий. Было решено наносить рисунок кистью… В 1950 году ученица А. Яцкевич, О. С Долгушина, под ее руководством исполнила окончательный вариант росписи сервиза, который и внедрили в производство».

Именно этот сервиз и представлен в витрине советского зала отдела Государственного Эрмитажа «Музей фарфорового завода». Кто-то усматривал в «Кобальтовой сетке» мотивы знаменитого сервиза «Собственный» времен императрицы Елизаветы Петровны. Золоченая сетка с пурпурными незабудками и правда хороша. Но «Собственный» несет другую энергетику. Праздничный, дворцовый, парадный. Царский пышный двор далек от питерской сдержанности, морозной простоты «Кобальтовой сетки». Там течет в горах непокорная речка Бзыбь.

Домой Анна приезжала, дочерна загоревшая, напитавшаяся южным солнцем. И вновь принималась за работу. Расписывала громадные вазы портретами вождя народов и мотивами Московского метрополитена. Придумывала узоры для сервизов. Именно она, кстати, еще до войны, изобрела легкий и изящный вензель «ЛФЗ », на долгие годы ставший его логотипом. Своей семьи Анна Адамовна так и не создала. Но у нее была любимая племянница — Муза, которая тоже посвятила жизнь работе на заводе.

После одного из своих отпусков на речке Бзыбь Анна Яцкевич заболела и в мае 1952 года на 48-м году жизни скончалась. СССР со своими работами занимал там целый павильон. Были широко представлены и изделия Ленинградского ордена Трудового Красного Знамени фарфорового завода имени Ломоносова. Сервиз «Кобальтовая сетка» произвел фурор и был удостоен «Золотой медали». Иметь «сеточку» почетно в любом доме и сегодня. Годы идут, а «Кобальтовая сетка» живет. Она появляется все в новых модификациях, на самых разных фарфоровых изделиях.

Если долго вглядываться в простой и лаконичный узор, то кажется, будто тебе открываются неведомые геометрические миры — как в калейдоскопе. Они складываются в разные картинки, встречаются и разбегаются, пересекаются вновь… Кажущаяся простота геометрического рисунка скрывает целый мир и целый Космос — для каждого свой. Наверное, в этом и заключается подлинный гений художника. Эта нежная холодноватая роспись «родилась» на Ломоносовском фарфоровом заводе Ленинграда сегодня он называется Императорским в 1944 году, а сегодня стала его фирменным узором. То ли луч прожектора как-то по-особому осветил их, то ли вечернее солнце, только геометрический узор вдруг показался Анне красивым и строгим, и она придумала роспись фарфора. В 1943 году стала возобновлять свою работу художественная лаборатория. Но теперь вы стоите на пути к счастью, чего я Вам искренне желаю.

И в 1952 году на сорок восьмом году жизни умерла. И началось его триумфальное шествие по стране. У Анны Адамовны есть и ещё один рисунок, пожалуй, не менее известный, чем «кобальтовая сетка», только иначе. Рисунок блокады: история «Кобальтовой сетки» Императорского фарфорового завода Своеобразным символом блокадного Ленинграда стала легендарная «Кобальтовая сетка». Сервизы в бело-синей стилистике впервые появились в 44 году и стали визитной карточкой Императорского фарфорового завода. Узор придумала ленинградская художница Анна Яцкевич именно в годы блокады. Дмитрий Копытов расскажет, как появилась идея рисунка.

Один и тот же незатейливый рисунок на чашки, чайники и блюдца Валентина Семахина наносит уже почти 40 лет. Каждый день вручную расписывает по 80 предметов из фарфора. Монотонная работа женщине совсем не надоела. Живописец с гордостью рассказывает: её сервизы сейчас украшают кухни по всему миру. Визитная карточка Императорского фарфорового завода — синяя «Кобальтовая сетка» на посуде впервые появилась в 1944-м. Сервиз из 5-ти предметов в холодный, но притягательный, северный цвет раскрасила ленинградская художница Анна Яцкевич. В заводском музее сохранились несколько её фотографий.

Александр Кучеров, советник генерального директора Императорского фарфорового завода: «Это снимок 1945 года. Я считаю, что боевой орден Красного Знамени — это очень высокая оценка её труда». Боевой орден хрупкая от природы, интеллигентная женщина получила, конечно, не за новый вид росписи фарфора. Все 900 дней блокады она провела в родном Ленинграде, на заводе. Ехать вместе с коллегами на Урал в эвакуацию отказалась. Приближала Победу. Был протянут кабель к нему, на нём теплилась жизнь.

Его надо было замаскировать. Растянули сети, развели краски фарфоровые, его замаскировали. Он был закрыт. Ни один снаряд не попал на территорию завода. Он слился с невской водой». Страшные годы удалось пережить лишь благодаря любимой работе. И книгам.

Заводскую библиотеку эвакуировать не успели. Собранная в стопки литература так и осталась лежать в заснеженных железнодорожных вагонах. Каждый день на санках Анна Яцкевич привозила книги обратно. В 43-м, после прорыва блокады, на заводе вновь открыли художественную лабораторию. А ещё спустя год на фарфоровой посуде появилась первая «Кобальтовая сетка». Александр Кучеров, советник генерального директора Императорского фарфорового завода: «Сказать, что именно легло в основу этого рисунка не может никто. Возможно, это было навеяно и окнами блокадного города, поскольку здесь жила её мама, здесь жила её сестра, которые в 1942 году умерли, она их похоронила.

Возможно, это перекрещивание этих бумажных лент». Бумажными лентами в Ленинграде заклеивали окна, чтобы стёкла не трескались и не вылетали от бомбёжек. На кадрах блокадной хроники видно: белые кресты тогда появились почти на всех центральных улицах города на Неве. Есть и другие версии появления «Кобальтовой сетки», тоже связанные с блокадой. Наталья Бордей, руководитель пресс-службы Императорского фарфорового завода: «Существует теория, что художник Анна Яцкевич ходила в блокадные годы на Неву зимой долбить прорубь в реке, чтобы иметь под рукой воду на случай пожара на заводе. Впервые похожая сеточка на чайниках и чашках завода появилась ещё при императрице Елизавете Петровне. Орнамент создан мастером Дмитрием Виноградовым.

Но полоски тогда были розовыми. За «Кобальтовую сетку» фарфоровый завод получил несколько престижных медалей. Сейчас в бело-синей стилистике здесь изготавливают уже более ста видов посуды. С 70-х годов о необычном русском орнаменте узнал весь мир. В посольстве России в Париже до сих пор гостей угощают именно из сетчатой посуды. Свой привычный синий цвет кобальт приобретает после обжига при температуре больше тысячи градусов. После первого наносят так называемые мушки из золота.

Правда, блестеть оно начинает не сразу. Александра Горохова, живописец-штамповщик Императорского фарфорового завода: «Эта лужица черная — это золотосодержащий препарат, 12-процентное золото. После обжига начинает сверкать, до обжига внешний вид неприглядный». Подделать технологию сложно, хотя умельцы из Китая несколько раз пытались. Секрет в том, что роспись подглазурная, ручной работы. У её автора, Анны Яцкевич, после войны совсем не осталось наследников. Племянница, которая тоже работала на фарфоровом заводе, умерла вскоре после самой художницы.

Но их дело живёт до сих пор. И тысячи обладателей легендарных сервизов с кобальтовой сеткой считали и считают эту посуду своеобразным символом ленинградской Победы. Та женщина пережила Блокаду и была из традиционной для Северной Столицы категории добрых людей, которые незнакомому человеку и дорогу покажут, и в свой дом впустят, и накормят, и чаем угостят. Случилось так, что я был тем самым незнакомцем, которого сначала вели за руку, показывая кратчайший путь к достопримечательностям, а потом пригласили к столу. И вот там-то, на скромной кухне обычной питерской коммуналки, я впервые в жизни увидел необычную чайную пару — чашку и блюдце. Их украшал простенький узор из синей сетки с вкраплениями золотых брызг. Они были изящны, невесомы и полупрозрачны на просвет.

Я подносил чашку ко рту и на фоне окна видел, что она вся светится изнутри. Иногда эта аббревиатура истолковывалась советскими гражданами как Ленинградский Фарфоровый Завод. А ведь он далеко не прост, как кажется на первый взгляд. Это не просто узор ленинградского фарфора и его знаменитый бренд — это символ памяти о Блокаде, символ памяти о героическом подвиге жителей окружённого, голодного, холодного, но не сдавшегося Ленинграда. Этот геометрический орнамент является художественным образом заклеенных крест-накрест оконных стёкол. Бумажными лентами заклеивали окна, чтобы стёкла не трескались и не вылетали от бомбёжек. Данный узор — это также аллегория перекрёстного света прожекторов противовоздушной обороны.

А золотые «мушки» или «жучки» на нём — это сполохи разрывов зенитных снарядов. Узор, который называется «Кобальтовая сетка», в годы войны придумала ленинградская художница Анна Яцкевич. Она все 900 дней блокады провела в родном городе. Молодая женщина, похоронившая умерших от голода сестру и мать, отказалась уезжать в эвакуацию. Она осталась на заводе и сражалась с врагом по-своему: кисточкой и красками. Анна Яцкевич занималась камуфляжем кораблей. Так, например, при помощи красок по фарфору она создала маскировочную сетку, которой укрыли миноносец «Свирепый», стоявший у набережной Невы недалеко от завода.

Это же как надо владеть своим искусством, чтобы с помощью красок и кисточек для фарфора делать огромные корабли малозаметными для врага! Есть мнение, что мысль об узоре-сетке художнице Яцкевич навеял старинный сервиз, который в середине XVIII века создал для императрицы Елизаветы Петровны сам Дмитрий Виноградов, сподвижник Ломоносова и основатель производства фарфора в России. Был похожий сервиз и у царя Николая I — его изготовили по заказу австрийского императора. Однако сходство в этих родственных росписях несколько отдалённое. Разница не только в общей геометрии орнамента, но и в деталях на перекрестьях линий. Вместо цветочков как на старинных блюдах Анна Яцкевич изобразила золотые «мушки». И потом, во времена Елизаветы Петровны сетчатые орнаменты были других оттенков — розовыми и золотыми, и соответственно, с другим химическим составом красок.

Можно предположить, что Дмитрий Виноградов подсмотрел этот узор в Западной Европе, а тамошние мастера опирались на опыт своих старых гончаров. На самом деле этот рисунок столь древний, что уже и не установить, кто первый его придумал. Перекрестье линий во многих странах мира и во все времена наносили ещё на простую глиняную посуду. Да чего уж там, каждый из нас в детстве рисовал нечто подобное, не подозревая, что повторяет древние рисунки. Художница Анна Яцкевич рассказывала своим сотрудникам о создании «Кобальтовой сетки» так: заклеенные крест-накрест окна ленинградских домов однажды привлекли её внимание, и то ли луч прожектора как-то по-особому осветил их, то ли отблески вечернего солнца, только геометрический узор вдруг показался Анне красивым и строгим, и она придумала роспись фарфора. Первый сервиз из 5-ти предметов с нежно-холодным, каким-то немного северным, удивительно притягательным орнаментом появился вскоре после полного снятия Блокады — в 1944 году. Форму чайной посуды нового сервиза для освобождённого города создала ещё одна работница ЛФЗ — скульптор Серафима Яковлева.

В 1958 году в Брюсселе прошла Всемирная выставка, где Ломоносовский фарфоровый завод представил самые лучшие свои творения. Сервиз с «Кобальтовой сеткой» для выставки специально не готовился, ведь с момента его создания прошло уже 14 лет, и он просто входил в ассортимент завода. Но неожиданно именно он получил золотую медаль. К сожалению, Анна Адамовна Яцкевич не дожила до международного триумфа своего узора. Она, как и многие блокадники, умерла вскоре после войны, так и не узнав, что её рисунок стал символом советского фарфора… В 2005 году детищу основоположника русского порцелана Дмитрия Виноградова — заводу в Невском районе Петербурга — вернули исконное название — «Императорский фарфоровый завод». Он продолжает традиции старых мастеров и по-прежнему выпускает посуду со знаменитой «Кобальтовой сеткой». Она является знаменитой на весь мир визитной карточкой предприятия.

Что ещё интересно: вся изящная продукция завода расписывается его мастерами вручную. Ушлые китайцы несколько раз пытались произвести подделки, но у них вышло коряво — ибо повторить ручную подглазурную роспись кобальтом и золотом крайне сложно, времязатратно и трудозатратно. Эти кропотливые усилия — не для массового производства. Тысячи обладателей легендарных сервизов с кобальтовой сеткой могут гордиться — их посуда является символами стойкости ленинградцев и нашей Великой Победы. Фарфор «Кобальтовая сетка» Узор в виде кобальтовой сетки — не редкость в декоре, но только Императорский фарфоровый завод сумел превратить его из вспомогательного элемента в символ эпохи, приносящий мировую славу. Изящный геометрический рисунок с позолотой сегодня покрывает самые популярные сервизы и отдельные столовые предметы, выпускаемые предприятием. Их ценят не только за красоту и высочайшее качество, но и за тесную связь с историей государства, а также лёгкие ностальгические нотки, неизменно присутствующие в каждом изделии с маркировкой ИФЗ.

Рождение легенды «Кобальтовая сетка» представляет собой диагонально пересекающиеся линии, в местах соединения которых прорисованы каплевидные «жучки» с отводкой золотом. Декор выглядит утончённо и празднично, придавая фарфоровой посуде черты дворцового стиля. Однако родился аристократичный орнамент совсем не в «галантном веке», а в один из самых тяжёлых периодов «города на Неве», когда его жители задыхались кольце немецкой блокады.

Придать изюминку любой сервировке, сделать ее более стильной поможет линейка столового стекла от Императорского фарфорового завода. Обновленная серия включает в себя бокалы для различных напитков, а также креманки. Обновление серии "Кобальтовая сетка" Дизайн сочетает в себе ненавязчивую классику форм с изящным декором, поэтому станет безупречным дополнением как к традиционным коллекциям, так и к креативным новинкам от «Императорского фарфора».

Бумажными лентами заклеивали окна, чтобы стёкла не трескались и не вылетали от бомбёжек. Данный узор — это также аллегория перекрёстного света прожекторов противовоздушной обороны. А золотые «мушки» или «жучки» на нём — это сполохи разрывов зенитных снарядов. Узор, который называется «Кобальтовая сетка», в годы войны придумала ленинградская художница Анна Яцкевич. Она все 900 дней блокады провела в родном городе. Молодая женщина, похоронившая умерших от голода сестру и мать, отказалась уезжать в эвакуацию. Она осталась на заводе и сражалась с врагом по-своему: кисточкой и красками. Анна Яцкевич занималась камуфляжем кораблей. Так, например, при помощи красок по фарфору она создала маскировочную сетку, которой укрыли миноносец «Свирепый», стоявший у набережной Невы недалеко от завода. Это же как надо владеть своим искусством, чтобы с помощью красок и кисточек для фарфора делать огромные корабли малозаметными для врага! Есть мнение, что мысль об узоре-сетке художнице Яцкевич навеял старинный сервиз, который в середине XVIII века создал для императрицы Елизаветы Петровны сам Дмитрий Виноградов, сподвижник Ломоносова и основатель производства фарфора в России. Был похожий сервиз и у царя Николая I — его изготовили по заказу австрийского императора.

Визитная карточка

  • Знаменитая "кобальтовая сетка" ЛФЗ
  • Как питерские сервизы стали лучшими в мире: 275 лет Ломоносовскому фарфоровому заводу
  • Истоки и история Императорского фарфора
  • Все заводы
  • Рисунок блокады: история «Кобальтовой сетки» Императорского фарфорового завода

«Кобальтовая сетка»

Кобальтовая сетка Ленинградского фарфорового завода. В 1958 году состоялась Всемирная выставка в Брюсселе, где Ломоносовский фарфоровый завод представил свою продукцию, в том числе и предметы, украшенные росписью "Кобальтовая сетка". Санкт-Петербург, завод переименован в Императорский Фарфоровый завод, а сервизы с кобальтовой сеткой и сегодня выпускают и они являются украшением коллекции продукции завода. "Кобальтовая сетка" является одним из самых знаменитых и узнаваемых брендов Императорского фарфорового завода. Наверняка многие знают фарфоровые сервизы Ломоносовского фарфорового завода, расписанные знаменитой «кобальтовой сеточкой».

В Галерее современного фарфора открылась выставка «Кобальт навсегда!»

Кофейник "Кобальтовая сетка" (без золочения), фарфор, деколь, Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ), СССР, 1970-1990 гг. Сегодня Императорский фарфоровый завод продолжает выпускать сервизы с знаменитым рисунком: набор на шесть персон стоит 40 тыс. рублей. В 1958 году состоялась Всемирная выставка в Брюсселе, где Ломоносовский фарфоровый завод представил свою продукцию, в том числе и предметы, украшенные росписью "Кобальтовая сетка". Сервиз с «Кобальтовой сеткой» для выставки специально не готовился. Кобальтовая сетка. Визитная карточка Императорского Фарфорового Завода. Эта роспись родилась на Ломоносовском фарфоровом заводе (ЛФЗ) в 1944 году и стала его фирменным узором.

Надо знать: «кобальтовая сетка» на сервизах появилась в память о блокаде Ленинграда

Действительно, кобальтовая сетка точно переносит нас в эпоху фижм, париков и дворцовых переворотов. Чашка и блюдце. Императорский фарфоровый завод ИФЗ ЛФЗ. Сравнивая «Кобальтовую сетку» Яцкевич и роспись сервиза «Собственный», эксперты считают сходство очень отдаленным – сеточка художницы более замысловатая, выполненная подглазурным кобальтом.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий