Поминальная молитва, бронирование билетов онлайн или по телефону +7(495)649-87-84, 17 мая - 27 июня 2024. Спектакль "Поминальная молитва" в постановке режиссера, народного артиста СССР Марка Захарова (1933-2019) спустя почти четверть века вернулся на сцену Московского театра "Ленком Марка Захарова". Отменять гастроли знаменитого "Ленкома" в Израиле, тем более, показ спектакля "Поминальная молитва".
Пост актера Белого сорвал гастроли «Ленкома» в Израиле
Это история о том, как люди, всю жизнь живущие вместе, могут начать разделять друг друга на своих и чужих, а также о том, что в мире, в котором мы живём, порой невыполнимой задачей становится просто выжить. Приходите в театр Ленком и погрузитесь в удивительную историю, которая не оставит вас равнодушными. Возвращение великих спектаклей — это не просто дань традиции, это та самая живая связь времен, которую мы не имеем права оборвать.
И мы взяли на себя смелость попытаться, попробовать возродить "Поминальную молитву", чем сейчас и занимаемся. Мы понимаем, что в чём-то мы делаем новый спектакль, но только с горинским текстом, в захаровских мизансценах, с декорациями Олега Шейнциса. Всё это мы пытаемся сохранить, но всё равно артисты другие, играют иначе. Задача — не копировать актёров, которые играли в этом спектакле 30 лет назад, а привнести своё.
Марк Анатольевич был неизменным руководителем «Ленкома» с 1973 года. Думается, правы те, кто считает, что все эти годы, «Ленком» держал монополию на отечественный Бродвей, не опасаясь конкурентов: их просто не было. В народе святого Марка называли ключником: согласно поверью он хранил ключи от дождей и в засуху именно к нему обращались за помощью. Начало спектакля «Поминальная молитва» телеверсия 1993 года Марк Захаров был театральным ключником божьей милостью - у него были ключи от зрительного зала. Он чувствовал зал и владел им как мало кто. Да, в последние годы это великолепное умение стало ему изменять. Терял главных друзей-соавторов, это были кровавые потери: ушел драматург Григорий Горин , ушел художник Олег Шейнцис. Он не сдавался, искал новые ключи: брался за Сорокина «День опричника» , скрещивал Дюрренматта с Ануем «Плач палача» ,Чехова с Аристофаном «Попрыгунья». Не все получалось. Последней его по-настоящему большой победой стала «Поминальная молитва» с Евгением Леоновым в главной роли.
Как будто бы театр вообще не в курсе, кто и для каких целей арендует у него площадку. Ну а как же зрители, которые купили билеты? Да, билеты активно покупали, - подтвердила сотрудница Габимы. Но ведь начались протесты… Действительно, протесты начались: пообещал сорвать гастроли уехавший год назад из России в Израиль артист Анатолий Белый. Он опубликовал в соцсетях несколько постов с призывом подписать письмо протеста против гастролей своих московских коллег. Призвал к бойкоту: «Театр Ленком - читай Z-ком хотят привезти на гастроли и играть спектакль Поминальная молитва читай спекуляция на еврейской теме на сцене театра Габима. Кощунство… И самое главное - как сделать так, чтобы этот позор не состоялся? Я правда жду конструктивных ответов и соответствующих действий…» Анатолий Белый, заслуженный артист России, добился своего: гастроли отменили. После этого кинорежиссер Рауф Кубаев написал под его постом: «Когда-то Анатолий Белый снимался у меня в главной роли «Сорок третий номер» , и у нас были теплые отношения. И сейчас я благодарен ему за то, что он ответил на вопрос Довлатова из книги «Зона»: «Мы без конца проклинаем товарища Сталина, и, разумеется, за дело. И все же я хочу спросить — кто написал четыре миллиона доносов?.. Судя по этому доносу имеется в виду пост Белого и многочисленным комментариям в его поддержку, теперь понятно, кто именно написал те самые миллионы доносов.
«Ленком» посвятит Марку Захарову «Поминальную молитву»
Это было незабываемо-прекрасно! С неизменным аншлагом спектакль играли бы и дальше, если бы не внезапная смерть главного исполнителя роли Тевье-молочника — Евгения Леонова. Спектакль отменили, но в кассу не был сдан ни один билет — люди со свечами простояли у театра всю ночь. Ещё четыре года, до 1998-го в роли Тевье выходил на сцену Владимир Стеклов, потом он покинул «Ленком»; одно время роль Тевье репетировал Армен Джигарханян, для него по размеру даже сшили одежду, но что-то пошло не так, и Джигарханян отказался, написав покаянное письмо. И тогда Марк Захаров принял жёсткое, но единственно возможное для него решение — снять «Молитву» с репертуара театра. Как большой режиссёр он придерживался твёрдого убеждения: «Если в труппе нет актёра на роль Гамлета Джульетты, Тевье… , не надо и браться за пьесу». Его часто спрашивали, вернётся ли спектакль на ленкомовскую сцену — ведь сохранились костюмы, большая часть реквизита и даже детали сценографии, — но Марк Анатольевич твёрдо отвечал: «Только, если станет совсем тревожно и грустно». И вообще прошлое должно оставаться в прошлом. Говорят, незадолго до начала сезона Марк Анатольевич попросил своего помрежа Алёну Петровскую разыскать режиссёрские записи по «Поминальной». Возникло ощущение, что он хотел её вернуть.
И это действительно было так: идея возвратить на сцену одну из самых символичных постановок буквально витала в воздухе. Директор театра Марк Варшавер никогда не отказывался от своего убеждения в том, что этот спектакль мог стать таким же долгожителем, как «Юнона и Авось»: «Возвращение великих спектаклей, — это не просто дань традиции, это та самая живая связь времён, которую мы не имеем права оборвать. В основе спектакля — пьеса нашего классика, как мы его называли, — Григория Горина, написанная по мотивам произведений писателя Шолом-Алейхема. Сценографическое оформление выполнил постоянный соавтор Захарова художник Олег Шейнцис. Спектакль пользовался грандиозным успехом. Когда шла «Поминальная молитва», у театра дежурила конная милиция, потому что зрители, которым не хватило билетов, буквально приступом брали театр». После премьеры в 1989 году известный критик Наталья Крымова с большой симпатией написала о том, что Марк Захаров «поставил самый простодушный, а значит, и незащищённый свой спектакль». И вот спустя 23 года спектакль «Поминальная молитва» вернулся на сцену Московского театра «Ленком Марка Захарова» так теперь решили называть театр, которым почти полвека руководил этот великий режиссёр. Говорит Марк Варшавер: «Именно сейчас, в очень непростое время, я посчитал, что необходимо возродить это театральное чудо, которым, по мнению критиков, является «Поминальная молитва», и посвятить её его гениальным создателям и ушедшим любимым артистам.
Работа над восстановлением спектакля продолжалась около полугода. Замечательный актёр, в режиссуре Лазарев себя до той поры и не представлял. А ведь даже восстановление спектакля требует от того, кто отважился повести за собой людей, не только железной воли, но и веры в успех задуманного. Лазарев признавался: «Мы бережно перенесли на сцену каждый жест и каждый вздох, — но сейчас работают другие артисты и за стенами театра — иное время, с совершенно другими ритмами и скоростями». Бюджет «Поминальной молитвы» — 12,5 миллиона рублей, но спектакль восстановлен не на деньги Департамента культуры города. Скажу честно, что последние 16 лет мы не просим у правительства Москвы выделять средства на постановку новых спектаклей. Всё ставим на продюсерские деньги, а внебюджетные средства, которые получаем от продажи билетов, идут на нужды театра — в частности, за городом, в Салтыкове, мы построили четыре дома на шестнадцать квартир, где круглый год могут жить с семьями работники театра». Критики в один голос заявляют: «Сегодняшний спектакль — это праздник актёрского мастерства. Это — настоящий живой шедевр».
Думаю, что все, кто воссоздал «Поминальную молитву», смогли этот спектакль бережно защитить. Детально восстановлена выдающаяся сценография Олега Шейнциса её реконструкцию выполнил художник Алексей Кондратьев , которая раздвигает чёрную коробку сцены где-то за пределами действия до образной, домысливаемой перспективы, до живописной цитаты из первоисточника — произведений Шолом-Алейхема: «Широко раскинулся мир, огромный, просторный, хоть подымись и лети, хоть растянись и плыви! Хореография Светланы Воскресенской восстановлена Антоном Лещинским, в спектакле по-прежнему звучит музыка композитора Михаила Семёновича Глуза. Заново сшито более 130 сценических костюмов, автор их Валентина Комолова, которая много лет служит в театре. По счастью в театре до сих пор работают декораторы, реквизиторы, машинисты сцены, помнящие тот давний спектакль. Так что нынешнюю «Поминальную молитву» тщательно, с любовью, буквально по крупицам собирали всем коллективом. А кроме того, «помощниками режиссёра» стали артисты, которые были заняты в захаровской постановке. Александр Сирин из бедного портняжки Мотла превратился в зажиточного мясника Лейзера-Волфа.
Ленинского комсомола и была завершена в 1989 году. Евгений Леонов приступил к репетиции спектакля, ставшего для него последним, спустя четыре месяца после того, как в июле 1988 года, находясь на гастролях в Гамбурге Германия , перенес тяжёлый инфаркт и последовавшую за ним операцию на сердце [1]. Работая над ролью, Леонов умышленно отошёл от «еврейских шаблонов», интонаций, предлагая на суд зрителя «человека, которого раздолбала жизнь, распяла, уничтожила» [2]. На ряд ролей были утверждены по несколько актёров. Так, роль молочника Тевье кроме Евгения Леонова играл Владимир Стеклов , пришедший в театр в 1989 году [3].
Эту информацию подтвердил « МК » директор театра Марк Варшавер. По его словам, на эту поездку труппа получила средства меценатов, началась активная продажа билетов на спектакль, но внезапно появилась информация о травле «Ленкома», которую спровоцировал бывший артист МХАТа имени Чехова Анатолий Белый. Также Варшавер добавил, что начали поступать угрозы не только театру «Ленком», но и артистам — Олесе Железняк и Андрею Леонову, «имеющим свою позицию в вопросах спецоперации» на Украине. Он подчеркнул, что не может рисковать жизнью и здоровьем около ста сотрудников, именно столько человек должны были лететь в Израиль.
Анатолий Белый в своем аккаунте ФБ опубликовал пост с призывом подписать письмо протеста против гастролей Ленкома. Дорогие израильтяне со стажем, вы мне можете объяснить, что это такое? Габима не знает позиции театра, поддерживающего войну? Продюсеры решили для себя, что деньги не пахнут кровью? И самое главное — как сделать так, чтобы этот позор не состоялся?
В «Ленком» вернулась «Поминальная молитва» Марка Захарова
Билеты на спектакль Поминальная молитва в Ленком. Вся информация о спектакле: описание, фото, видео, рецензии, цитаты. Билеты на спектакль Поминальная молитва продаются онлайн на сайте Премьеру возобновленной «Поминальной молитвы» Марка Захарова представили в театре «Ленком». Поминальная молитва, бронирование билетов онлайн или по телефону +7(495)649-87-84, 17 мая - 27 июня 2024. 19:00театр Ленком. Поминальная молитва.
Афиша на апрель 2024 года
Это 1915 год. Здесь говорят, что пьеса о вечном, постановка тоже будто бы стала вечной. Сергей Степанченко сейчас — Тевье, в прошлой версии играл Менахема. Менахем сейчас — Иван Агапов, в прошлой версии — был женихом одной из дочерей. Плохое мы стараемся забыть. А хорошее, всё очень ценное, сердцу близкое и дорогое, конечно же, запоминается.
И, спектакль, как ни странно, как оказалось, спектакль оказался где-то близко-близко», — пояснил народный артист России Сергей Степанченко. Премьера назначена на 17 марта, но билетов не достать — проданы вплоть до мая. Здесь говорят, тому есть несколько причин, и легендарность постановки — только одна из них. А ещё — звездный состав актеров и злободневность пьесы, где гонение евреев может быть метафорой.
Яркая национальная краска — трактирщик Войцек в исполнении Левана Мсхиладзе — настолько яркая, что несовпадение национальностей исполнителя и героя кажется ошибкой. Намеками-полутонами на социальные и народные корни персонажа убедительно выстраивает роль представителя власти с человеческим лицом Виктор Раков Урядник. Увидев только один из дуэтов, но зная замечательных артистов по другим ролям, могу предположить, насколько удачным оказалось составление пар. Основательность Сергея Степанченко, должно быть, дополняет острую игру Олеси Железняк.
Эмоциональную открытость Андрея Леонова, который уловил и передал главное — отношение Тевье к миру, где горькие слезы бед подслащивают слезами от смеха, где юмор уберегает от надутой патетики и озлобления, уравновешивает крепкая земная природа, какой наделяет свою героиню Анна Большова. По счастью, заигрывание с характерной манерой речи нигде не перерастает в раскрашенную эстрадную репризу. А главная трагическая сцена не обытовлена и не пережата. Это произошло благодаря музыке. Прощальный монолог Голды вырастает в ключевой мелодический лейтмотив. У Шолом-Алейхема уже в завязке первого рассказа наш герой, едучи через лес, поет. В спектакле — нет. Поют Голда и дочери, играют на музыкальных инструментах жители Анатовки, танцуют хасиды на свадьбе, возвещая через танец религиозную радость бытия хореография Светланы Воскресенской.
Драматическая кульминация всеобщего переселения за «черту оседлости», когда евреи символически собирают скарб, складывают элементы декорации наподобие пепелища, не могла бы состояться с такой силой, если бы не женский вокализ, напоминающий нигун — еврейскую молитву-плач. Музыка Михаила Глуза играет в этой постановке особую роль: она не фон, а полноценная участница действия. Музыка авторская, современно аранжированная, но пропитанная традиционной культурой восточно-европейских евреев, будь то исполнительский состав клезмерского ансамбля или характерный звукоряд так называемой «цыганской гаммы». Столкновение традиций, религий, которое разрешается в примирении отца и дочери, Тевье и Хавы, происходит и через музыку, в сочетании еврейских и православных песнопений, которые ставят многоточие в последней сцене. Музыка в продолжение всего спектакля не замолкает, но уходит временами в область шумовой партитуры.
События происходят в двадцатом веке, в местечке под названием Анатовка в то время, когда мир захлестнули антисемитские настроения. Один из жителей этого места, небогатый молочник Тевье, желает помочь своим пяти дочерям удачно выйти замуж, однако его воля не была исполнена: дочери сами выбирают себе женихов вопреки советам отца и традиционной свахи. Старшая дочь отказывается от выгодной партии и связывает свою жизнь с бедным портным, средняя выходит замуж за революционера из Киева, а младшая разделяет судьбу с русским парнем и предаёт свою веру, став, как и муж, православной христианкой.
Отмена спектакля вызвала бурную реакцию со стороны адекватных израильтян — выходцев из Советского Союза. Драматург и публицист, бывший главный администратор Московского театра имени Станиславского Игорь Левитас напоминает, что создание «Поминальной молитвы» стало возможно благодаря евреям: писателю Шолом-Алейхему, драматургу Григорию Горину, режиссёру Марку Захарову, сценографу Олегу Шейнцису, композитору Михаилу Глузу. В том, что гении предвидят в своих произведениях очень многое. Вот прекрасный пример этого: русский театр привозит еврейский спектакль, созданный евреями по мотивам произведений великого еврейского писателя, и попадает под погром. Именно погром, ибо то, что устроила жовто-блакитная мерзота, по-другому и назвать нельзя», — пишет Левитас в социальной сети. Израильская публицистка, бывшая участница сионистского движения в Киеве Нелли Гутина назвала срыв гастролей московского театра «культурной интифадой», сравнив деятельность русофобского лобби в Израиле с аналогичными попытками бойкота израильских артистов в Европе в знак протеста против оккупации палестинских территорий. И при этом они не сталкиваются ни с чем подобным в России», — отмечает бывшая советская диссидентка. По её словам, в Израиле в среде репатриантов образовалась некая коллективная «княгиня Марья Алексеевна», и многие до смешного озабочены тем что она «скажет», что она считает «приличным», а что нет.
Это не мешает тем или иным гражданам выражать поддержку той или иной стороне, но даже те кто всем сердцем находятся на украинской стороне, не могут навязывать всем остальным свою позицию и уж тем более прибегать к харассменту и культурной интифаде», — убеждена Гутина.
«Мерзавцев играл и заигрался». Анатолий Белый отменил «Ленком» в Израиле
Продолжительность спектакля «Поминальная молитва» в театре Ленком 3 часа 20 минут с одним антрактом. Напомним, «Ленком Марка Захарова» должен был в конце октября показать в Израиле спектакль «Поминальная молитва» по мотивам произведения «Тевье-молочник» писателя Шолом-Алейхема. В нем подчеркивается важность именно "Поминальной молитвы": "в нынешнее непростое время показ этого уникального спектакля мог стать значимым культурным событием.
В Израиле перенесли гастроли Ленкома из-за "пособничества русским"
Причём многие пытались купить билеты принципиально после начала травли театра. Отмена спектакля вызвала бурную реакцию со стороны адекватных израильтян — выходцев из Советского Союза. Драматург и публицист, бывший главный администратор Московского театра имени Станиславского Игорь Левитас напоминает, что создание «Поминальной молитвы» стало возможно благодаря евреям: писателю Шолом-Алейхему, драматургу Григорию Горину, режиссёру Марку Захарову, сценографу Олегу Шейнцису, композитору Михаилу Глузу. В том, что гении предвидят в своих произведениях очень многое. Вот прекрасный пример этого: русский театр привозит еврейский спектакль, созданный евреями по мотивам произведений великого еврейского писателя, и попадает под погром. Именно погром, ибо то, что устроила жовто-блакитная мерзота, по-другому и назвать нельзя», — пишет Левитас в социальной сети. Израильская публицистка, бывшая участница сионистского движения в Киеве Нелли Гутина назвала срыв гастролей московского театра «культурной интифадой», сравнив деятельность русофобского лобби в Израиле с аналогичными попытками бойкота израильских артистов в Европе в знак протеста против оккупации палестинских территорий. И при этом они не сталкиваются ни с чем подобным в России», — отмечает бывшая советская диссидентка. По её словам, в Израиле в среде репатриантов образовалась некая коллективная «княгиня Марья Алексеевна», и многие до смешного озабочены тем что она «скажет», что она считает «приличным», а что нет.
В конце обращения актёры и руководство театра добавляют, что считают недопустимым и сожалеют о том, что вопросы гуманитарного и культурного сотрудничества "оказываются в руках агрессивно и хулигански настроенной кучки граждан, выступающих от имени Израиля". Как отметили в телеграм-канале "Закулиска" , не последнюю роль в отмене гастролей сыграл актёр Анатолий Белый, который в прошлом году выступил против военной спецоперации РФ на Украине и эмигрировал в Израиль. Белый назвал выступление артистов, которые поддерживают спецоперацию, на Святой земле "кощунством". Это — подлый поступок подлого человека, которого просто корёжит от злобы и ненависти. Ничего другого про Анатолия Белого сказать не можем", — написали в канале, добавив, что Израиль многое потерял из-за того, что не увидит спектакль "из-за своего нового гражданина". Об отмене гастролей стало известно в начале недели.
Она заключает: «Я просто желаю всем, кто сегодня участвует в травле Ленкома — чтобы им это аукнулось. Чтобы им запретили вообще приезжать в Россию лет на 10 хотя бы. Чтобы у них были пустые залы. Чтобы в конце концов о них забыли. Были публичными людьми, израильскими СМИ — и стали никем». Поздравляем, теперь это ваш гражданин! Нам такое г... Андрей Пряхин Вы в ответе за тех кого приютили!!! Андрей Перевертунов.
В этом обширном письме подчёркнута значимость спектакля «Поминальная молитва», а также то, что в гастроли уже вложены деньги таинственного мецената: «Это была добрая воля друга театра, поклонника великого спектакля». Но эти хорошие намерения «немедленно стали душить грязные ручонки тех, для кого отсутствие памяти, испытанные методы угроз с националистическим душком и визгливым кликушеством, уже, к сожалению, стали разрушительной нормой» — сказано в этом эмоциональном письме, где употребляются такие выражения, как «помойное словоблудие», «местечковая коммунальная кухня», «дворовые склоки», «распоясавшаяся шпана», а израильтяне названы клоунами, иванами, не помнящими родства и тявкающими шариковыми, которые требуют запрета русской культуры. Можно предположить, что после таких наездов Ленком ещё долго не пустят в Израиль — по крайней мере, не в этой, как говорится, жизни. Есть и ещё один нюанс у всей этой истории. В открытом письме «Ленкома» утверждается, что «за несколько дней было продано значительное количество билетов», но сколько именно — не сообщается. Очень может быть, что билетов было продано не так уж и много, и везти спектакль стало просто нерентабельно.
Афиша на апрель 2024 года
Спектакль с такой тематикой в исполнении представителей агрессора выглядит пропагандой. Смотрите видео онлайн «"Ленком" привез в Петербург спектакль "Поминальная молитва"» на канале «Кулинарные Тайны» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 10 июля 2023 года в 18:12, длительностью 00:03:13, на видеохостинге RUTUBE. Напомним, «Ленком Марка Захарова» должен был в конце октября показать в Израиле спектакль «Поминальная молитва» по мотивам произведения «Тевье-молочник» писателя Шолом-Алейхема. Спектакль «Поминальная молитва» о том, как люди разных национальностей, разной веры, десятилетиями жившие в добрососедстве на одной земле, вдруг начинают разделяться на своих и чужих.
Поминальная молитва: Театр Ленком
Но не судьба, теперь гастролей не будет. Это подтвердила руководитель международного отдела Габимы. Как она объяснила: «Ленком» пригласил частный продюсер, который арендовал у Габимы сцену: «Это целиком частная инициатива». К Габиме не имеющая отношения. А отмена это связана с тем, что на данный момент петицию подписали более 8 тысяч человек.
Режиссером спектакля был Марк Захаров. Ко мне подошли артисты наши и говорят, хорошо бы, Марк Борисович, восстановить, тем более у нас все артисты на местах, это будет легче сделать, чем поставить новый спектакль. Это был удивительный спектакль, который шел с большим аншлагом", - добавил Варшавер. Для расширения количества показов директор театра заключил контракты с площадками Москвы, на которых будут идти спектакли из репертуара "Ленкома".
Кроме художественной работы, как рассказал Варшавер, театр проводит и экономические улучшения. Мы перевели 26 молодых артистов на полные ставки.
Зрители несколько часов простояли со свечами. Спектакль сняли с репертуара, режиссер Марк Захаров возвращаться к нему не хотел. Марк Анатольевич никогда не соглашался. Он говорил, два раза в одну воду вставать нельзя. Ну, нельзя, так нельзя.
Но моя логика была другая. И так как я сегодня руководитель этого театра, я встал, сказал, давайте сделаем этот спектакль», — рассказал директор театра "Ленком Марка Захарова" Марк Варшавер. В новой версии не изменилось ничего, кроме актеров. Хотя некоторые из них играли и в старой постановке только других героев. В остальном — мизансцены, придуманные Захаровым, декорации по эскизам Шейнциса, текст — точно по пьесе Григория Горина.
С этим была согласна и правообладатель — Любовь Горина жена автора , присутствовавшая на 1-й премьере «Поминальной молитвы». Главный режиссёр Московского областного театра драмы и комедии в г. Ногинске —Елена Цыплакова: «Для нас это очень радостное событие. Я и директор нашего театра — Юрий Евгеньевич Педенко уже давно мечтали, чтобы у нас была возможность показывать наши спектакли в Москве, потому что в Ногинск приезжает не так много москвичей. Москва — это центр, и мы, наконец, нашли эту площадку — Конгресс-центр, очень хорошее место и по расположению, и по возможности ставить здесь спектакли нашего театра каждый месяц по 1 дню. Сегодня мы первый раз выступаем на этой сцене со спектаклем «Поминальная молитва». Этот спектакль мы очень любим. Он один из очень известных и популярных спектаклей, на который всегда ходит зритель. В нём задействована и представлена почти вся труппа, которая работает в этой постановке с большим удовольствием. Здесь, в этом Центре большой хороший зрительный зал с хорошей атмосферой. Сцена здесь больше, чем в нашем театре, но мы её осваиваем и надеемся, что люди будут приходить сюда с удовольствием и выходить с душевным содержательным наполнением». Поддержать журнал.