Новости кто такие отходники

Кто такие крестьяне отходники. Отходники при Петре 1 это. В конце 1920-х годов (восстановление народного хозяйства) бригады отходников составляли больше 70% всех строителей, по некоторым профессиям — порядка 70%. отх`одник, -а Словарь русского языка Лопатина отходник отходник м. устар.

Отходники современной России

Сами же отходники не допускают мысли о том, что об их существовании кто-то может не знать, настолько привычна и обыденна для них такая жизнь. крестьяне, уходящие (отходящие) из мест постоянного проживания на заработки в города. биржа труда крестьян-отходников на Каланчевской площади в Москве 1861 год – последние новости и актуальные статьи газеты «Солидарность». Но большинство отходников оставляло семью и хозяйство лишь на ту часть года, когда нет полевых работ.

Распространение отходничества. Отхожие промыслы

Людей, уходивших на заработки, называли «отходниками». Отходники, в России 18—19 вв. селяне, уходившие на заработки в районы с относительно высоким уровнем развития пром-сти и с. х-ва. Отходники в Петербурге появились в самом начале XVIII века — ведь город, по приказу Петра Первого, строили именно приезжие крестьяне, в основном из ближних губерний, а кроме этого — из Ярославской и Тверской.

Отходники или вахтовики?

Отходники также играют важную роль в научных исследованиях и формировании исторического знания. Они служат основой для разных исторических исследований, позволяют реконструировать события и развитие общества на протяжении веков. Кроме того, отходники помогают сохранить и передать наследие прошлых поколений будущим поколениям. Они позволяют сохранить историческую память о людях, событиях и культуре прошлого. Таким образом, отходники являются важными источниками информации, позволяющими нам понять прошлое и узнать о жизни и деятельности людей, которые существовали до нас. Основные характеристики отходников Основные характеристики отходников: Неофициальность: отходники являются документами, которые не были признаны официальными или не являются частью широко распространенных исторических источников. Ограниченная циркуляция: отходники обычно не были широко распространены или не были признаны важными достаточно для сохранения и публикации.

Специфические содержание: отходники могут представлять собой конкретные юридические акты, записи, дневники или письма, которые рассказывают о специфических аспектах жизни или исторических событиях. Интерес для исследования: отходники могут быть интересными для исследовательских целей, поскольку они могут содержать информацию, которая не была доступна на основе источников или может раскрывать новые аспекты истории. Источники информации о отходниках: 1. Архивные документы: в архивах хранятся различные документы, содержащие информацию о отходниках. Среди них могут быть списки отходников, протоколы допросов, судебные дела и другие материалы, которые могут помочь понять суть и значение этого понятия в истории. Исторические исследования: множество историков посвятили свои исследования теме отходников.

Их работы могут содержать детальные описания и анализ этого понятия, а также приводить примеры из истории, где отходники играли важную роль. Хроники и летописи: в старинных хрониках и летописях можно найти информацию о лицах, которые были признаны отходниками. Такие документы обычно содержат сведения о событиях, связанных с этой категорией людей. Мемуары и дневники: мемуары и дневники, оставленные людьми, которые были свидетелями или участниками событий, связанных с отходниками, могут содержать интересные и полезные сведения.

Отходники позволяют получить информацию о жизни обычных людей, их материальных условиях и повседневных заботах.

Изучение отходников требует специальных знаний и навыков, таких как археология, антропология и методы датировки. Процесс раскопок и анализа отходников может быть трудоемким и времязатратным, но его результаты могут быть крайне ценными для расширения наших знаний о прошлом. Примеры отходников в истории Отходники — это люди, которые покидают основную группу или организацию и создают свою собственную. История знает множество примеров отходников, которые оказывали значительное влияние на развитие общества и культуры. Некоторые из них: Протестанты — в XVI веке группа христиан реформаторов, отделившихся от католической церкви.

Отходники от католицизма, они стремились отказаться от практик и учений, которые, по их мнению, не соответствовали Священному Писанию. Это привело к возникновению протестантизма, новой ветви христианства, которая оказала огромное влияние на политику и культуру Европы. Переселенцы — это люди, которые добровольно или вынужденно покидали свою родину и оселялись в новом месте обитания. Они часто оставались под влиянием культуры и обычаев своей родины и вносили эти элементы в новое общество. Например, переселенцы из Китая в США в XIX веке принесли с собой свою кухню, язык и традиции, которые со временем стали неотъемлемой частью американской культуры.

Архитекторы — отходники, которые отвергли традиционные стили и подошли к архитектуре с новой философией. Например, Фрэнк Ллойд Райт, один из величайших архитекторов XX века, отверг классический стиль и разработал свой собственный органический подход к архитектуре, который вдохновил многих других архитекторов и оказал огромное влияние на современное зодчество. Художники — многие художники были отходниками от традиционного искусства и пришли к новым формам самовыражения. Например, Пабло Пикассо стал одним из самых влиятельных художников XX века, разработав свой стиль — кубизм, который полностью отклонялся от привычной перспективы и пропорции. Философы — многие философы в истории были отходниками от существующих систем знания и разработали свои философские учения.

Например, Фридрих Ницше отверг моральные и религиозные нормы своего времени и разработал философию воли к власти и «сверхчеловека». Это только некоторые примеры отходников в истории, которые своими идеями и действиями повлияли на ход событий и формирование культуры. Отходники как источник исторической информации Отходники — это письма, записки и другие документы, которые содержат информацию о событиях прошлого, но не предназначены для общего обозрения. Такие документы могут быть неформальными, личными или внутренними, что делает их особенно ценными для историков. Отходники являются важным источником исторической информации, потому что они отражают ежедневные события, мысли и отношения людей прошлого.

В них могут быть сохранины неформальные разговоры, страхи, надежды и другие эмоции, которые не отражены в официальных документах. Они предоставляют историкам уникальную возможность понять прошлые эпохи через глаза обычных людей. Отходники также могут содержать сведения, которые не были зафиксированы в официальных источниках. Например, они могут раскрывать секретные сделки, конфликты или внутренние разногласия в правительствах или организациях. Это позволяет историкам получить более полную и объективную картину прошлого.

Примерами отходников, которые стали важными источниками исторической информации, являются: Личные дневники и записные книжки, где люди описывали свои мысли, эмоции и события, которые они встречали в своей повседневной жизни. Письма и корреспонденция, которые раскрывают информацию о личных связях, политических или бизнес-отношениях. Внутренние документы и заметки компаний или правительственных органов, которые могут содержать сведения о решениях, спорах или инструкциях, которые не были опубликованы. Использование отходников в исследованиях позволяет историкам взглянуть на прошлое не только через призму основных событий и фигур, но и через призму обычных людей и их повседневной жизни. Эти источники могут добавить глубину историческому исследованию и помочь лучше понять историю и ее влияние на современность.

Перспективы использования отходников в исследованиях Отходники — это остатки или отбросы от производства, использованные предметы или материалы, которые были выброшены, утилизированы или оставлены без какого-либо использования.

Варвара Макаревич: Бытовая техника какая-то опять же, наверное, крупная, да? Никита Мкртчян: Закрывать ипотеки. Сергей Бойко: Речь в первую очередь не о машине, а дом, семья, обучение детей к сожалению, у нас же оно на коммерческой основе , проблемы со здоровьем. Автомобиль — это сейчас в принципе достижимая ситуация. Варвара Макаревич: Но все как раз зависит от уровня зарплаты. Сергей Бойко: Понимаете, автомобиль — это не системная цель. А вот благополучие семьи, собственный дом, развитие, профессиональный рост… И здесь возникает как раз проблема, и выгорание наступает тогда, когда, как господин психолог сказал, недовольство собой.

А для человека, которому плюс-минус 30, это очень важный фактор мотивации. Варвара Макаревич: Давайте посмотрим еще одно видео про заработки на Севере. Но, вы слышали, он сказал: «Я бы так не смог. И даже за этими деньгами не поеду». Александр, в связи с чем к вам вопрос. Можно ли как-то заранее протестировать, проверить человека и понять, сможет он или не сможет, подходит ему это или не подходит? Александр Кичаев: Да, есть очень много тестов на уровень потребностей. То есть кому-то важна самореализация.

Кому-то важно вот то базовое, просто просуществовать какое-то время. Кому-то важно, чтобы он расширил свои горизонты: «Вот я увидел Север. Я теперь могу считать, что я закаленный этими ветрами и морозами». То есть эти тесты это определяют — раз. Второе — определяется уровень притязаний, то есть амбиций, на что он способен, чтобы его взять. То есть он будет только месяц или он может и полгода работать? Потому что человека вводишь в проект, а он — раз! Александр Кичаев: Отношение к трудностям — это тоже тестируется.

Варвара Макаревич: Сергей, а остаются ли люди, которые уезжают на сезонные работы, полноценными участниками социальной жизни? Давайте так это назову. Потому что они же, в общем, немножечко как будто выключаются из всех остальных процессов. Или нет? Сергей Бойко: Я думаю, что это проблемный вопрос. Здесь вопрос социализации и десоциализации. С этим лучше разбираются психологи, социологи. В принципе, когда человек выпадает из привычной окружающей среды, он меняет мировоззрение немножко и так далее.

Но сейчас, в принципе, с новейшими технологиями информационного пространства, если у человека есть желание и свободное время после вахты, допустим, после тяжелого труда комбайнера а от этого никуда не денешься включить или выключить какое-то средство доступа к информации, то он это сделает. Кто-то — нет. Ну, с этим тоже надо работать. Это зависит от фирмы, которая обеспечивает… Варвара Макаревич: То есть, на ваш взгляд, это скорее задача и ответственность работодателя? Сергей Бойко: Конечно. Давайте обсудим далее, стоит ли государству регулировать перемещение трудового населения в пределах России. Оставайтесь с нами, не переключайтесь. Денис, вы вначале сказали, что многие люди устроены и работают неофициально.

Можно ли это считать вообще каким-то теневым сектором экономики? И насколько это глобальная проблема? Денис Парфенов: Ну, тут вопрос в терминах. Да, можно теневым, серым, каким угодно его называть. Он является совершенно объективным порождением опять же той экономической структуры, к которой мы пришли после развала Советского Союза, потому что были разорваны традиционные связи очень многие. По целому ряду отраслей и направлений мы так до сих пор и не восстановились — ни в промышленности, ни высокотехнологично, ну и так далее. Поэтому, естественно, люди искали себе применение. Многие нашли его в фирмах и фирмочках людей, которые готовы были брать их к себе, но только на определенных условиях, чтобы не платить соответствующие социальные отчисления.

И люди были вынуждены соглашаться на эти условия. Поэтому мы сегодня имеем такую значительную долю, которая очень неохотно стремится к уменьшению. Здесь опять же все сводится во многом к тому, как вы планируете в целом выстраивать свою экономическую политику. То есть если у вас стоит задача, допустим, хотя бы в какой-то более или менее среднесрочной или долгосрочной перспективе — заметный рост социального благополучия населения, то тогда вы ставите себе определенные цели в части повышения заработной платы, в части улучшения условий труда, в части создания под это определенных отраслей, связанных с жильем, связанных с созданием соответствующей социальной инфраструктуры и прочее, и последовательно выполняете. Вот тогда ваше планирование, ваша работа с рынком труда, в том числе с вахтовиками, в принципе с основной массой населения, тогда это все будет срабатывать. Если же, как сейчас, все пустить на самотек, а еще хуже… К сожалению, наши коллеги из Правительства взяли на вооружение так называемую Концепцию пространственного развития. Уверен, вы о ней слышали. Так она заключается в том, что вообще большую часть населения сконцентрировать в ограниченном количестве агломераций, то есть крупнейших городов и городов-спутников, и это будет точками экономического роста.

А то, что у нас большая часть территории и так уже обезлюдивает… И этому процессу придается теперь официальный статус: «Пустеют? И слава богу. Никто не заплачет, потому что, видите ли, у нас есть в крупных городах рост». Ну, это же порочная практика. Мы увидели по пандемии, что сверхконцентрация населения в крупных населенных пунктах опасна — с эпидемиологической точки зрения. Да и с точки зрения обороны это опасно. Извините, даже 20 или 40 крупных городов атомными бомбами разбомбить гораздо проще. Варвара Макаревич: Я поняла, к этой идее у вас есть вопросы.

Никита, а насколько часто эти внутренние, внутрироссийские трудовые мигранты сталкиваются с ситуациями, когда их обманывают? Они приезжают. Обещали одну зарплату, но ты уже приехал, деваться тебе некуда. Оказывается на месте, что зарплата гораздо меньше или условия другие. И ты все равно работаешь. Обещали одну какую-то позицию — позиция оказывается другой. Настолько ли сезонная работа прямо так хороша и выгодна по сравнению с работой в своем регионе, если можешь приехать и вот так «попасть»? Никита Мкртчян: Ну, существует, конечно, эта проблема, но я бы не сказал, что это проблема только трудовых мигрантов.

У нас эта проблема есть, к сожалению, во всех практически… везде в экономике. Трудовые мигранты в силу того, что они чаще, несколько чаще работают по «серым» и так далее схемам, они с этим сталкиваются тоже чаще. Варвара Макаревич: Они более уязвимые? Никита Мкртчян: Ну, если это российские граждане, то тут уязвимость больше, но не настолько плачевная, как, допустим, граждане наших братских республик. Варвара Макаревич: Из ближнего зарубежья. Никита Мкртчян: Ну, проблема такая есть. В принципе, она скорее, может быть, даже больше отраслевая, потому что строительство — оно в большей степени в такой «серой» зоне, чем другие отрасли, чем промышленность, например. Варвара Макаревич: А можно ли себя как-то обезопасить от таких ситуаций?

Или это опять же невозможно, если это все неофициально? Никита Мкртчян: Ну, сложно сказать. Наверное, нужно иметь дело с проверенными… Не знаю, через друзей устраиваться, через бригадиров знакомых, как-то к работодателю, о котором уже имеешь представление какое-то. Варвара Макаревич: То есть передавать работодателей из рук в руки? Никита Мкртчян: Ну да. Александр Кичаев: В Интернете есть очень много сайтов-отзовиков, где как раз работники пишут отзывы о той компании, где они работали. Варвара Макаревич: То есть стоит заранее подготовиться и провести какое-то исследование? Александр Кичаев: Конечно, промониторить, в Сети посмотреть.

Ребята, никому не советую». И все. Там пытаются зачищать. Есть специальные компании, которые убирают негатив. Но все равно правду не скроешь. Варвара Макаревич: Заговорили про трудовых мигрантов, которые приезжают в Россию. Денис, в связи с этим вопрос: там как-то рынок изменился? Ну смотрите: пандемия, закрытые границы, меньше трудовых мигрантов к нам въезжает.

Вот эти места заняли как раз те люди, которые из своих регионов готовы уезжать в более крупные города и работать? Денис Парфенов: Тут важно, что с чем мы будем сравнивать. Потому что если брать отрезок, допустим, три последних десятилетия, то тенденция была лишь на увеличение массы иностранной рабочей силы. В общем, они достаточно устойчиво заняли целый ряд ниш. В последнее время, да, когда была эта ситуация с пандемией, с закрытием части производств, с определенными проблемами въезда и выезда, да, их стало несколько меньше прибывать в нашу страну, гостей из-за рубежа. Но сказать, что это каким-то образом радикально повлияло опять же на экономическую ситуацию, совершенно не приходится. Более того, у меня, если честно, даже немножко вызывает такую горькую улыбку стенания наших коммерсантов на предмет того: «Ах, как плохо, что мигранты уехали! Теперь-то рабочих рук не хватает, нанять некого».

Сергей Бойко: Наших обманывать так легко нельзя. Денис Парфенов: Хотя вопрос-то в том, что надо просто платить людям нормальные зарплаты — и тогда, пожалуйста, люди из России с удовольствием будут устраиваться на работу прекрасно. Сергей Бойко: Конечно, конечно. Правоохранительные органы… Варвара Макаревич: Сейчас дам возможность сказать. Денис Парфенов: То есть то, что бизнес, владельцы капитала сами недоплачивают людям и просто усиливают эксплуатацию над ними, получается, что теперь сыграло с ними своего рода злую шутку. Но в конечном итоге они все равно в выигрыше, потому что они просто не платят людям зарплату, которую следовало бы платить за этот труд. Варвара Макаревич: То есть российские граждане все-таки не готовы полностью заместить иностранных трудовых мигрантов, правильно? Денис Парфенов: Потому что не платят нормальные зарплаты.

Варвара Макаревич: Поняла. Я просто хотела уточнить. Никита Мкртчян: И моментально, например, увеличить число рабочих на стройках на миллионы нельзя, потому что эти рабочие… Условно, есть строители, строительные специальности, они работают.

Понимание того, что теперь они, по крайней мере, юридически равны со своими бывшими крепостными с трудом внедрялось в сознание помещиков.

Не обладая ни теоретическими ни практическими познаниями в сельском хозяйстве свои хозяйства помещики приводили в упадок. На первых порах имущий класс считал чуть ли не своей обязанностью сохранить прежний уровень жизни. До поры до времени это удавалось. Одновременно с трудом, но нарождался класс свободных людей, обладавших и природной сметкой и опытом сельской жизни.

На первых порах данная категория населения тоже растерялась. Одно дело когда злободневные вопросы гарантированно решались помещиками и крестьянин знал, что он находится как бы под опекой барина -имели место явления иждивенческого характера, другое дело когда опеки не стало. Крестьянину приходилось искать возможность заработать средства не только для содержания своей семьи и выплаты государственных податей, но и вносить выкупные платежи за землю, полученную от помещика, и пока еще не в собственность. У государственных крестьян картина была несколько иной, но искать деньги для выкупных платежей в казну также оказывалось обременительной заботой.

Так волею обстоятельств, вступая в отношения друг с другом, бывший правящий слой и вчерашние крепостные искали пути сближения. Появилась потребность в законодательной регламентации трудовых отношений сельскохозяйственных рабочих. В России начал развиваться капитализм. Пошло бурное развитие промышленности, мануфактур, сферы услуг.

Получило новый толчок такое явление в экономике как отходничество. Добавками к земледельческому хозяйству по месту жительства в наших краях являлись в основном кустарные и земледельческие промыслы в своем регионе. Местные промыслы и работы внутри уезда были наименее оплачиваемыми, но являлись самыми распространенными видами отходничества. Белорусские губернии, а также Смоленская имели наименьшие от среднего уровня показатели обеспеченности землей.

Тут приходилось на душу в среднем четыре десятины. Урожайность зерновых составляла примерно сам три или сам четыре. Местами отходничеств по большей части являлись Москва, Петербург, уходили люди на строительство железных или шоссейных дорог. В общем далеко от дома земляки старались не уходить.

Автор данных строк не нашел внятного объяснения причинам указанного явления. Во всех статистических справочниках и исследованиях приводятся другие, в том числе и хлебопроизводящие губернии за исключением Смоленской и Белорусских. Но кто-то ведь основал Смоленскую волость район в Алтайском крае? Почему именно там оказалась икона Смоленской Божьей матери Одигитрии?

И вообще, как мужики в лаптях и при помощи тачек смогли построить почти десять тысяч километров Транссиба. Впрочем, данная тема к сельским рабочим отношения не имеет. Везде, где хозяйство русского крестьянина не давало необходимых средств к существованию и уплаты податей, способом пополнения данного недостатка являлись промыслы. Промыслы бывали местными, когда крестьяне находили заработок по месту своего жительства, и отходническими, когда ему приходилось искать его вдали от дома.

Местные промыслы условно можно подразделить на: 1 сельскохозяйственные или близкие к сельскому хозяйству, когда крестьяне нанимались на сельхозработы к близко живущим помещикам, или брали в аренду земли для обработки. Кроме того могли подряжаться для выгонки смолы, дегтя, рубки и возки дров, рыбной ловлей, охоты и т. Местные промыслы были распространены повсеместно на всей территории европейской России. Долгая и суровая зима давала мужику время для занятий местными промыслами.

Крестьянам было удобно не покидая родных мест и сохраняя связь с семьей и хозяйством или же покидая свои усадьбы на непродолжительное время иметь некоторый источник доходов. В совершенно в иные условия поставлены отходнические промыслы крестьян. В «отход» уходили люди преимущественно лишние, которым дома ввиду разных обстоятельств не находилось место в период когда все селяне заняты на весенне-летне-осенних работах. На зиму, когда земледельцу вообще нечего делать в доме, эта категория крестьян возвращалась домой.

В течение нескольких месяцев люди проживали в чужом краю, в далеких от привычной среды условиях, общались с чуждыми их интересам людьми. Значение крестьян-отходников для государства было огромно. Таким своеобразным путем перетекала рабочая сила, так необходимая при зарождении капиталистических отношений в места, где впоследствии будут построены заводы, фабрики и данная категория населения переместится в города образуя рабочий класс капиталистической России. С постепенным увеличение городов росло и число крестьян уходивших на промыслы в эти города.

Люди овладевали заводскими профессиями и вскоре становились горожанами. Очень часто крестьяне отправлялись наугад. Не будучи осведомленными о видах работ которыми им придется заниматься, шли имея лишь направление движения. Первое, с чем сталкивались мужики отправляясь в другие регионы империи это необходимость иметь паспорта.

Данная процедура не являлась затруднительной. Имелся лишь ряд ограничений, согласно которым паспорта не могли выдаваться, а выданные документы изымались. По месту жительства крестьяне не наделялись паспортами в обязательном порядке. Их должны были иметь лишь лица покидающие места своего проживания.

Согласно Положению о видах на жительство от 3-го июня 1894 года все паспорта за исключением заграничных носили общее название «видов на жительство». Обязанностью получения вида на жительства обуславливалось оставление места постоянного проживания. Вид на жительство имел двоякое значение: 1 Удостоверение личности. Для работы в пределах своего уезда или вне его, при выезде на расстояние не свыше 50-и верст и на срок до 6-и месяцев, при необходимости могущем быть продленном, вида на жительства не требовалось.

Видами на жительство для крестьян являлись срочные паспортные книжки выдаваемые на 5 лет и годовые паспорта. Государственным Советом 7 апреля 1897 года паспорта выдаваемые сроком на 3 и 6 месяцев отменены. Сельским обывателям паспортные книжки выдавались волостными старшинами. По приговорам сельских обществ в предусмотренных законом случаях виды на жительство у крестьянина могли быть изъяты.

Для волостных писарей, выдача паспортов - золотая пора. На отходнические промыслы направлялось очень много молодежи. Молодость — время, когда хочется рисковать, повидать новые места, одним словом хочется приключений. Выдавая паспорт подростку с припиской в годах, чтобы последнему не иметь дискриминации при найме на работу, писарь имел свой предпринимательский процент.

Если молодые люди не обладали догадливостью, то «штабной» работник не останавливался и перед вымогательством. Таким образом он всегда имел свои двадцать копеек с паспорта. А все дело в том, что работодатели разделяли рабочих на три группы. Полными рабочими считались взрослые мужчины, способные ко всем сельскохозяйственным работам.

Вторую группу составляли так называемые полурабочие, к которым относились все женщины и мужчина в возрасте до 20 лет или старше, но слабосильные. Полурабочие мужского пола подразделялись еще на две категории: 1 от 12,13 до 15 и 16 лет — собственно основные полурабочие; 2 лет полурабочие большей силы, на экономическом языке нанимателей — «три четверти» рабочего, - это работники в возрасте от 16 до 20 лет, способные выполнять все работы полного рабочего за исключением косьбы. К полурабочим относились и работники пожилого возраста — от 55 до 65 лет, служившие в качестве сторожей. Третью группу работников составляли полурабочие малой помощи, то есть дети не моложе 8 лет и не старше 14 лет.

Работники данной группы исполняли обязанности свинарей, телятников, погонщиков у плугов, занятых на прополке. Каждая категория получала за свой труд разное вознаграждение. Вот почему так щепетильны были крестьяне при получении паспортов. Изыскание денег на дорогу.

К весне материальная нужда в деревнях достигала крайних размеров. Но чтобы двигаться в путь нужен запас одежды, продовольствия и наличные деньги. Ничего этого, как правило, у крестьянина-пилигрима не было. В путь брали толокно толченый овес который в дороге распаривали в горячей воде.

Может прихватывали немного картофеля или репы. Большой редкостью путника являлся некоторый запас соленого сала. Выпадала иногда удача, когда находился оборотистый извозчик, набиравший себе пассажиров. По приезде к месту работ, из сумм задатков он покрывал все расходы по перевозке людей и зарабатывал на прогоне пути.

Что касалось средств на дорогу, то без денег обходились две категории работников. Первые — те кому деньги высылали работодатели в виде авансов. Вторые — добирались до намеченной точки прося подаяния — с Христовым именем. Те, кто не мог отправиться в путь с протянутой рукой или не умея в дороге украсть добывали деньги путем продажи живности: овцы, теленка, последнего хлеба, а то и последних пожитков.

Имевшие надельную землю отдавали ее в аренду. Но вот крестьянин не находил денег. Отхожий рабочий занимал у богатого крестьянина, скажем 10 рублей, отдавал в залог десятину земли под посев озимого хлеба, с условием, что если через месяц не вышлет вместо 10 рублей -12 рублей, то к посеву должен выкупить свою землю за 15 рублей. Вот откуда появлялись "кулаки", иногда, кажется, называемые, большими тружениками.

Это разорение. Богатенький мужичок раздавший, к примеру 200 рублей, в любом случае получал барыш рублей сто. Кроме того сдавал в аренду взятые в залог земли. Жестока жизнь в отношении слабых.

Небогат у мужика выбор найти денег. Был еще один кабальный путь. Крестьяне собирали зипуны, шубы, холсты и отправлялись к кому?... К тому самому мужичку — ростовщику.

Мироед со знанием дела осматривает рухлядь и ставил условие: за каждые 10 рублей наличными выкупающий должен будет уплатить по 15 рублей. Это к примеру. Другие облагодетельствовали мужика не беря ничего в залог, но члены семьи заемщика должны скосить и связать, соответствующей сумме долга, озимый или яровой клин. Если мужику не улыбнулось счастье в чужой стороне и он приходил домой с пустыми руками, то вынужден был продать корову или овец, в противном случае семья оставалась без теплой одежды.

Последним способом добывания денег являлся заем у священников, помещиков и местных кулаков. Деньги брались естественно под неслабые, этак процентов под сто двадцать годовых. Способы передвижений крестьян. Расстояния на которые отправлялись пилигримы, даже с нынешних позиций скоростного века, не были маленькими.

Нередко уходили за сотни верст туда, где предполагались сезонные или же постоянные работы. Ввиду беспросветной бедности собравшись в группы большей частью шли пешком. Шли с котомками на плечах где размещался походный скарб и необходимая провизия. Косари несли с собою косы.

Иногда скооперировавшись нанимали подводы, но в телеги укладывались только котомки и продовольствие, сами же крестьяне шли пешком. Владельцы подвод не разрешали никому садиться на телеги и тем самым обременять лошадь. Подводчик брал с мужиков по одному рублю и больше с человека, зато он сам ее содержал. По прибытии к месту работ лошадь продавалась, а мужик-владелец присоединялся к артели.

Дополнительные муки доставляли местные власти по пути следования. Это те же крестьяне — деревенские власти, полиция, которые гнали их с улиц и площадей. В начале XX века, когда уже получило развитие железнодорожное и водное сообщение, данный вид транспорта не привлекал наших путников. Бесплатно, ни железные дороги ни водники пассажиров не возили.

Денег путники не имели, поскольку целью их дальних путешествий являлось как раз заработать денег. Впрочем, будет нечестно сказать, что пути сообщения совсем игнорировались крестьянами. Прогресс проник и в эту отрасль транспорта. Вместо чумацких «шляхов» многочисленные партии мужиков шествовали вдоль железнодорожного полотна и берегов судоходных рек, спокойно наблюдая как мимо них проносились быстроходные поезда или плавно проходили пароходы.

Это все было не про них. Затем на продовольственных и санитарных пунктах вблизи мест работ на вопросы о способе передвижения отвечали, что прибыли по железной дороге. После детального расспроса выяснялось, что действительно прибыли по железной дороге, но только по железнодорожному полотну. Можно себе представить в каком состоянии прибывали люди в те места где находились места производства работ.

Еще один аспект перемещения отходников на дальние расстояния, это вопрос отношения работников железных дорог и пароходств к живому грузу, если мужики предпочли все же ехать, а не идти пешком.. Бесцеремонность с какой обращались к существам в лохмотьях оставивших родные «пепелища» ставила даже последних в тупик. Попадали несчастные в товарные вагоны лишенные каких либо приспособлений для перевозки людей. Всякий раз проезжая железной дорогой на поезде из Москвы до Сургута пытаюсь представить процесс перевозки крестьян посредством «чугунки» на более близкие расстояния в пределах Центрального федерального округа, например.

В те времена так далеко, как нынешние «вахтовики» отходники не ездили. По наблюдениям автора, в настоящее время наиболее квалифицированные рабочие при перемещении из европейской части в Сибирь и обратно используют купейные вагоны. Хотя купейный вагон за Уралом понятие относительное. Правда, были и другие времена, например, 60-е годы.

Однако, плацкартный вагон в любом случае вахтовику обеспечивался.

Что такое отходник в истории

У отходников, как правило, плохое здоровье, они живут потенциально относительно меньше, чем средний гражданин. Большинство отходников хотели бы жить по-другому». При всех своих личных симпатиях и уважении к этим людям, само явление отходничества Евгений Гонтмахер оценивает резко отрицательно — и с социальной, и с экономической точки зрения. Нормальная страна — это страна, где точки роста есть почти везде. Концентрация деловой активности в Москве, Петербурге и в городах с миллионным населением, приводит к обезлюживанию огромных территорий. Если отходничество в России будет нарастать, то это будет означать ее отход от некоего магистрального цивилизованного пути развития». Между тем сегодня налицо именно такие тенденции. В частности, принятой недавно очередной пенсионной реформой государство фактически выталкивает людей из государственной пенсионной системы. Люди не будут обращаться к ней и не станут даже надеяться на нее, поскольку поймут, что не способны заработать стажа, баллов. Мы идем к царским временам, когда пенсионная система была привилегией очень небольшого круга людей, достоянием военных и ограниченного круга квалифицированных рабочих. О том, что нынешняя политика государства ведет не только к разрушению экономики, но и к деградации населения, косвенно свидетельствуют и материалы книги.

В собранных интервью говорится о закрытии школ и больниц, о снижении зарплат из-за притока дешевой рабочей силы из Средней Азии , о том, что неквалифицированная работа на чужбине оплачивается лучше, чем квалифицированный труд дома. Особо напрягаться никто не хочет.

Вахтовики используются во всем мире, в Европе — на международных рейсах водителями, в США и Канаде — на рыболовецких судах, в Южной Корее - на полевых работах, пусть с изнуряющими условиями, но приличной зарплатой. Психологи утверждают, что работа вахтами — это образ жизни. В самом деле, она сопряжена с нервным напряжением — рабочий день по 12 часов, без выходных и праздников, физическое переутомление нарастает. К тому же зачастую условия проживания не комфортны - в вагончиках, питание не всегда достойно организовано. К тому же многих тяготит отсутствие личного пространства, которое, как правило, ограничено койкой. А самое главное, по возвращении после вахты домой возникает проблема адаптации — мужчине нужно решать хозяйственные проблемы, посвящать особенное внимание семье. Часто мужья считают, что приехали отдохнуть после тяжелого труда, а жены — наоборот, требуют особой заботы, недостающей им во время вахты, и помощи в домашних делах. Зачастую такие отношения стали называть гостевым браком.

Иногда они приобретают и более драматические формы, когда вахтовик заводит еще и связи по месту работы. Конечно, у вахтовиков немало проблем. Например, при трудоустройстве появляются жулики, которые пользуются бедственным положением людей. И все-таки, благодаря вахтовикам, растут мосты, новые станции метро, здания, на этих людях держится порядок.

Явление массового ухода крестьян из деревень на заработки было подготовлено царским указом 1718 года, велевшим заменить подворное обложение подушной податью с мужского населения, независимо от возраста. Пик отходничества приходится на 40-е—50-е годы XIX века и пореформенное время. В 1842 году в отходе было по губернии 48639 чел. Отходничество — явление для ярославского крестьянского мира массовое. В Любимском уезде в 1901 году находилось в отходе 12700 человек, что составляло половину трудоспособного мужского и четверть женского населения уезда. Ярославский отход был главным образом столичным, Петербургским и Московским. Но встречались и уникальные случаи: в 1826 году два крестьянина Мологского уезда нанялись в Российско-Американскую компанию для мореплавания.

Против распространенных представлений, отходник в среднем не довозит «большие тыщи» до дому. Заработок на стороне сильно зависит от квалификации и вида деятельности. Строители-плотники за сезон зарабатывают до полумиллиона, исходя из ежемесячной зарплаты в 50 и даже 100 тысяч рублей. Но в пересчете на месяц у них будет выходить 30-50 тысяч. Работающие в промышленности, на транспорте и в строительстве зарабатывают поменьше - от 30 до 70 тысяч, но работают почти круглый год. Менее квалифицированные отходники зарабатывают до 20-25 тысяч, а охранники - до 15 тысяч но надо иметь в виду, что и работают они две недели в месяц. За год получается 300-500 тысяч рублей у квалифицированного отходника и 150-200 тысяч - у неквалифицированного. Этот заработок в среднем выше, чем если бы человек работал в своем городе, где средний заработок не превышает 100-150 тысяч рублей в год. В большинстве малых городов и деревень заработок бюджетника составляет сейчас от 5 до 10-12 тысяч рублей, то есть в год около 100 тысяч, однако найти работу даже на 10 тысяч на месте практически невозможно - все места заняты. Так что отходником быть выгодно. Правда, высококвалифицированным отходником, и то в сравнении со своими соседями-бюджетниками или безработными. Потому что если вычесть расходы, которые принужден отходник нести во время работы, то в итоге получится не столь уж большая сумма. По нашим данным, несмотря на обычно крайне плохие условия жизни отходника на месте его работы, несмотря на его стремление максимально сэкономить заработанное и привезти больше денег домой, при среднем заработке в 35-40 тысяч рублей он вынужден потратить около 15 тысяч рублей в месяц на свое проживание в городе. Обычно жилье стоит около 5 тысяч в областных городах и столицах тратят на жилье почти одинаково, но в столице снимают жилье на 5-10 человек и спят нередко посменно. Примерно столько же тратит отходник на скверное питание «продуктами быстрого приготовления». Транспорт и прочие расходы крайне редкие развлечения забирают у него еще 5 тысяч. Так что домой отходник привозит не 50-70 тысяч, как говорит, а обычно не более 20-25 тысяч ежемесячно. Отходники-охранники при невысоком окладе в 15 тысяч имеют бесплатный ночлег и живут в радиусе до 500 км от столиц, так что и им удается привезти домой до 10 тысяч в месяц. Что же дома у отходника? Здесь у него семья, хозяйство и соседи. Очень важный факт: никто из отходников не собирается переезжать в город или в столицу, чтобы жить поближе к работе. Все они хотят жить там, где живут сейчас. Да и работать они хотят здесь же. Но не удовлетворяются тем, что имеют или могли бы иметь, поскольку потребности этих людей выше наличного предложения. Этой особенностью - более высокими материальными запросами - и отличаются, между прочим, отходники от своих соседей, которые в отход идти не желают. Между прочим, этим же качеством отличались от своих соседей отходники и столетие назад. Зачем им более высокие запросы, чем у соседей? Отходник хочет тратить дополнительные доходы по совершенно определенным статьям расходов семьи. Он желает обеспечивать благосостояние семьи на достойном уровне. Почти у всех отходников основные статьи расходов одинаковы. Их четыре. Это ремонт или строительство дома в том числе строительство нового для взрослых детей. В среднем на ремонт-строительство тратится в год от 50 до 150 тысяч рублей. Во вторую очередь - автомобиль теперь нередко и два , а также трактор, культиватор, грузовик, снегоход и даже квадроцикл. Обычные траты на технику - 50-100 тысяч в год. Транспорт необходим отходнику для работы - многие из них сейчас предпочитают передвигаться бригадой на автомобиле расходы на поезд стали существенно выше, чем раньше. Транспорт является средством дополнительного заработка в межсезонье подработка извозом людей и пиломатериалов, дров и навоза; трактор в малом городе и в селе - это как лошадь в прежние годы - вспахать огород, разгрести снег и проч. Конечно, городскому жителю снегоход и квадроцикл кажутся развлечением это так для него самого , но в провинции этот транспорт помогает людям и в сборе дикоросов грибов и ягод , и в добыче дичины используются в охотничьем промысле. В третью очередь заработанные деньги откладываются на накопления на будущие или текущие затраты семьи, на профессиональное обучение детей и их проживание в городе. Поскольку в большинстве своем дети учатся в областном городе, затраты на обучение составляют также 70-100 тысяч около 30-60 тысяч составляет оплата обучения и до 40-50 тысяч уходит на оплату достаточно дешевого жилья, остальное добавляют сами работающие студенты. Наконец, это развлечение - отпускные траты - многие отходники ежегодно возят жену и детей на заграничные курорты, затрачивая на такое дело в среднем до 80-100 тысяч. Вот на эти четыре основные статьи необходимых и престижных расходов и тратят все заработанное отходники. Структура расходов, таким образом, в семьях отходников может сильно отличаться от таковой в семьях бюджетников или пенсионеров. Поскольку по этому признаку отходники выделяются среди своих соседей, это способствует развитию зависти и недоброжелательного отношения к ним. Так и было в 1990-е годы хотя челноки в большей степени вызывали зависть и недовольство , но в 2000-е доля отходников среди населения сильно выросла, и теперь они скорее стали законодателями мод, на них равняются и стараются не отстать завидующие соседи. В целом же отношения с соседями у отходников обычные, добрые; соседи давно поняли, насколько труд отходника тяжел, зависть переложена жалостью. Да и престижного потребления отходника соседям не видно: рассказы о том, где были и на каких пляжах загорали - это не роскошные автомобили и богатая мебель, воочию завидовать нечему. А вот реальный общественный статус отходника не составляет предмета зависти соседей. Отходник в местном обществе часто не располагает многими ресурсами, к которым допущен бюджетник, особенно бюджетник на государственной службе. В малом городе человек, получающий жалованье на порядок меньшее, чем заработок отходника, располагает существенно большими возможностями доступа к разнообразным нематериальным ресурсам, к власти, к локальным дефицитам, к информации, наконец. Семья отходника пока еще не ощущает дискриминации в сфере общего образования, но уже есть признаки этого, проявляющиеся в доступности услуг здравоохранения, особенно когда речь идет о сложных операциях и редких лекарствах, распределяемых как дефицит. Резче проявляются различия в доступе к «собесовской кормушке»: отходнику труднее получить разнообразные льготы, практически очень трудно оформить инвалидность очень полезная льгота, о которой мечтают многие; потому, в частности, у нас в стране так много «инвалидов». Семьи отходников сталкиваются с большими, чем соседи, трудностями, например, в такой специфической области экономики домохозяйства, как жизнеобеспечение семьи за счет приемных детей: шанс организовать семейный детский дом ниже. Иными словами, в социальном государстве эти люди, по всем признакам ничем не отличимые от остальных, все же оказываются дальше от «кормушки». Причина этого мне видится в «удаленности от государства» людей с таким образом жизни. Ни местная муниципальная власть, ни тем более государственная, не «видят» этих людей ни в качестве трудовых ресурсов, ни в качестве объекта для попечения, достойного общественных льгот. Значительная часть отходников не регистрируют свою деятельность, оказывают услуги, минуя государство. Плоды их труда государство не вкушает. Их перемещения по городам и регионам не могут быть прослежены. Они неконтролируемы, не «прописаны», не «укрепощены». Но так ли нужен государству этот «огромный невидимка»? Он, почти исключенный из социальных государственных программ, находящийся вне государственного контроля экономики, исключен ведь и из политической деятельности. Хотя отходники и участвуют в «электоральном процессе» правда, многие утверждают, что на выборы они не ходят , они по большому счету неинтересны власти как неважные политические субъекты. Много важнее для власти - а особенно для муниципальной - те, кто желает «получать зарплату» и иметь регулярные и стабильные пенсионные перечисления. От них, бюджетников и пенсионеров, зависит благополучие и спокойствие местных чиновников, и на них он и обращает преимущественное внимание. Отходник слишком в стороне от местной власти. Он, вероятно, может быть полезен ей лишь тем, что находится в составе постоянного населения на муниципальной территории и на его душу разверстывается доля дотаций и субсидий, получаемых местной администрацией для обустройства вверенной территории. Вот этим «душевым паем», как учетная демографическая единица, только и полезен отходник. Он, правда, говорят, привозит много денег и тем самым вроде бы стимулирует экономику района, повышая покупательную способность населения. Это обычно единственный аргумент в пользу отходника. Но так ли уж важно это для местной администрации? Тем более что основная трата привезенных отходником денег происходит не в районе, не в своем городе, а опять же в крупных городах - и строительные материалы, и машины он покупает не в своем городе, детей он тоже здесь не учит, и жена в отпуске тратит деньги не здесь. Вот и имеем мы парадокс «невидимости» огромного, хотя и существующего рядом с нами феномена современного отходничества. Но существование отходничества как факта социальной жизни страны заставляет обсуждать не только экономические, но и социальные, и политические последствия, могущие или уже проистекающие из него. В чем могут выражаться эти последствия? По сути наблюдаемая сейчас повсеместно ситуация сегрегационного взаимодействия органов местной власти с разными группами местного населения приводит к нарушению системы взаимосвязей между институтом муниципальной власти и местным обществом. Местная власть ориентируется не на активную часть общества, а на «рентные» группы населения, бюджетников и пенсионеров, которые, с одной стороны, целиком зависят от распределяемых государством ресурсов, но с другой - активно участвуют в электоральном процессе. Группы же активного населения - прежде всего и преимущественно активное самодеятельное население, предприниматели и отходники, - выпадают из поля зрения органов местного самоуправления. Такой глубокий институциональный дефицит детерминирует перекос всей системы управления на местном уровне, оно перестает быть эффективным. Нарушение взаимодействия власти с наиболее активной и самостоятельной частью местного общества закрывает возможности вывода местного публичного управления на тот более высокий уровень, который характеризуется, по общему мнению, таким важнейшим признаком, как включенность в систему институтов гражданского общества. Участие же «рентного» населения никогда не обеспечит развития гражданского общества. Более того, рентополучатели заинтересованы исключительно в распределительных, раздаточных отношениях, а не в отношениях партнерства, безусловно необходимых для выстраивания гражданских инстатутов. Итак, не замечая и старательно избегая тех, кто только и может выступить союзником власти в создании новой политической реальности с развитыми элементами гражданского общества, власть разрушает фундамент общественной стабильности. Первые результаты этого разрушения мы видим в разных формах отчуждения и пренебрежения властью со стороны активной части нашего общества, все явственнее демонстрируемые. Если же говорить о возможных социальных последствиях деления местного общества на активную и пассивную части, то здесь видятся следующие риски. Российское местное провинциальное общество в высокой степени солидарно, имеет значительный потенциал самоорганизации. Большая доля активных самодеятельных людей в нем сама по себе является важным условием стабильности и солидарности. Однако если в такой среде начинает действовать фактор, расщепляющий общество и способствующий возникновению противостояния между группами населения, перспективы общественного развития неблагоприятны. Всего хуже, что таким фактором сейчас выступает институт власти. Разрушающее действие его направлено не только на общественную солидарность, он подавляет и развитие института местного самоуправления. Возникает, таким образом, ситуация, когда отходничество как новый социальный феномен, сформировавшийся для решения задач непосредственного жизнеобеспечения, в условиях вполне рутинных действий социального государства, по природе своей ориентированного на поддержку пассивной части общества, может стать питательной средой для нарастания социальной напряженности и взрастить ростки новых отношений, раскалывающих традиционную стабильность провинциального общества. Благодарности Наши эмпирические исследования современного отходничества финансировались из трех источников. Анализ нарушений в системе взаимосвязей институтов местного общества и власти». Значительную работу по сбору полевого материала в 2009-2012 годах осуществила под моим руководством группа молодых исследователей - Я. Заусаева, Н. Жидкевич и А. Помимо этих основных исследователей в работе по сбору материалов эпизодически принимали участие еще 14 человек, аспиранты и студенты факультета государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ. Я с большим удовольствием выражаю благодарность всем участникам исследования. При нынешней средней зарплате бюджетника в провинции в 200-300 долларов в месяц десятикратно более высокий размер оплаты труда отходника оказывается мощным стимулом, несмотря ни на какие негативные обстоятельства. К тому же люди любят похвастаться и несколько завышают размер заработка, когда делятся с друзьями-приятелями своими успехами. Забавное наблюдение было сделано нами во время поездок: усадьбы многих отходников имеют характерное отличие от усадеб соседей в том, что на дворе у них имеется множество разнообразных построек, и сам дом облеплен пристройками, стены и крыши которых изготовлены из разных материалов. Естественно возникло предположение, что всякий ремонт и новое строительство начинается, когда появляются деньги, а они у отходника нерегулярны, и потому так различны по материалу и конструкциям многочисленные пристройки, сооруженные в разное время. Термин «отходники» появился задолго до того как данное массовое явление стало обычным на просторах Российской империи. Временная, чаще всего сезонная работа предоставляла крестьянам редкую возможность поправить свое финансовое положение и добиться большего для себя и своей семьи. Определение По сравнению с обычными крестьянами, жившими со своего земельного участка, отходниками называли лиц, занимавшихся ремесленным трудом или продававшими свою рабочую силу на стороне. Это отдельная социальная прослойка, возникшая уже в середине XVII века, быстро нарастила число своих членов, и к первой половине XIX века данное явление приобрело массовый характер. Крестьяне-отходники - это люди, которые уходили из деревень и сел и направлялись в города, где только начала развиваться промышленность и была возможность заработка в различных сферах экономики. Кто такие отходники? Первые отходники - это крестьяне, уходившие на сезонную работу в другие места. Неизвестные мастера-ремесленники шли в города вместе со своим незатейливым инструментом и создавали в старинных городах замечательные шедевры каменного и деревянного зодчества. Расширение границ Российского государства требовало постоянного укрепления кордонов и возведения новых городов и укрепленных пунктов. Такие работы требовали постоянного притока рабочей силы, который могли дать только крестьяне-отходники. Это явление особенно проявилось при строительстве новых городов северо-запада нашей страны, в том числе и новой столицы империи - Санкт-Петербурга. Отходники в XVII-XVIII веке Правовой предпосылкой массового ухода крестьян с мест проживания явился указ 1718 года, который заменил подворное налогообложение подоходным налогом Податными считались все лица мужского пола. Натуральные поборы сменились финансовыми обязательствами, а выручить какую-либо сумму в родной деревне было довольно сложно. Возможность заработать на местных заводах и фабриках практически отсутствовала - промышленность только начинала развиваться, а основной толчок экономическому развитию давал приток иностранного капитала. Оборудование для российских заводов и фабрик в основном было импортного производства, основными транспортными магистралями служили моря, реки, проверенные торговые дороги, поэтому крупные предприятия возникали поначалу лишь в Работа отходников была сезонной и регламентировалась внутренними документами - паспортами. Обычно такой паспорт давался крестьянину на год, но существовали и другие удостоверения, срок действия которых был более коротким. Обычно ранней весной отходник уходил в город. Добираться приходилось за многие тысячи километров, зачастую весь путь отходник проходил пешком. По дороге часто приходилась просить милостыню. В городе крестьянин-отходник нанимался работником в частный дом, на предприятие или же выполнял разовые работы за единовременную оплату. Но земля, на которой они работали, по-прежнему оставалась во владении помещиков. Увеличилась доля безземельных крестьян, которые уже не могли прокормить ни себя, ни свои семьи.

Кто были такие отходники?

Сами же отходники не допускают мысли о том, что об их существовании кто-то может не знать, настолько привычна и обыденна для них такая жизнь. Значение крестьян-отходников для государства было огромно. отх`одник, -а Словарь русского языка Лопатина отходник отходник м. устар. Людей, уходивших на заработки, называли «отходниками».

Что такое отходник в истории

Отходники — это жители малых городов и сел, покидающие их ради временной или сезонной работы в крупных городах, региональных центрах и столицах. Такой способ заработка практикуют от 15 до 20 млн россиян, говорится в исследовании «нового отходничества» в современной России, проведенного социологами и экономистами НИУ ВШЭ при поддержке Фонда поддержки социальных исследований «Хамовники». Полевое исследование продолжалось три года. За это время социологи собрали данные о трудовой миграции в 120 муниципалитетах в 16 регионах страны. Стойкие, непьющие и независимые Классический отходник отличается от других типов трудовых мигрантов, например, вахтовых рабочих, шабашников, трансграничных мигрантов. Он ищет работу вне места своего постоянного проживания, работает длительное время, но регулярно возвращается домой, отмечают исследователи.

Отходник мотивирован на обеспечение семье высокого уровня жизни и не имеет намерений переезжать к месту работы. По его оценке, от четверти до трети российских семей в малых городах России — это семьи отходников. В подавляющем большинстве деятельность отходников носит неформальный характер, они не платят налогов, но и не пользуются бесплатным здравоохранением и благами социального обеспечения. Между тем, авторы исследования выяснили, что отходники — одна из самых активных частей российского общества. Типичный отходник — хорошо социализированный, высоко мотивированный к труду, неприхотливый в быту и стойкий к тяжким бытовым условиям мужчина средних лет.

Он общителен, умственно развит, мало пьет, позитивно смотрит на жизнь, имеет несколько детей. В этом смысле нынешнее отходничество мало отличается от того, которое было в конце XIX - начале XX века. Он хочет нормальной жизни для своей семьи. Деньги расходуются преимущественно на обучение детей, на обустройство дома и хозяйственные нужды».

Как выглядит это социальное явление в сегодняшней России? Есть ли угроза для государства в росте количества отходников? Кто эти люди? Эти люди работают чаще всего неофициально, не платят налогов, не пользуются бесплатным здравоохранением, не рассчитывают на пенсию и фактически живут «вне государства». О социальных и экономических корнях этого явления рассказали на состоявшемся 29 октября круглом столе участники проекта, организованного фондом поддержки социальных исследований «Хамовники». Отходничество как феномен русской действительности Отходничеством социологи называют особый вид трудовой миграции, когда один из членов семьи уезжает на заработки в другой город или регион. Оно существовало в России на протяжении нескольких веков и исчезло лишь в советское время. Отхожие промыслы были важным источником дохода крестьян, покидавших на время родные деревни, чтобы наняться на работу в шахту, на стройку, на фабрику, в бурлаки и т. В конце XIX в. В конце 1990-х гг. На протяжении последних десятилетий растет число тех, кто, стремясь вырвать свою семью из нищеты, отправляется в другие города и регионы. Такие люди предлагают себя в качестве охранников и строителей, лесорубов или плотников, продавцов, прислуги, иногда врачей, воспитателей, учителей и водителей. Сегодня можно говорить о том, что в российском обществе существует постоянно растущая прослойка, ее составляет самая активная часть населения — отходники. Изучению ее был посвящен специальный проект «Отходники в малых городах России», организованный и профинансированный фондом поддержки социальных исследований «Хамовники» и осуществленный сотрудниками Высшей школы экономики НИУ-ВШЭ. Исследования в рамках проекта продолжались три года. За это время участники проекта побывали в 16 регионах, наблюдали, интервьюировали по специальной анкете самих отходников, их родственников и соседей. По мнению Юрия Плюснина, современное отходничество — это не какой-то новый феномен, а лишь возрождение того, что существовало и прежде. Хотя для большинства отходников их образ жизни является вынужденным, но среди опрошенных немало было и тех, кто предпочел бы отходные промыслы, даже будь у него возможность сравнительно неплохо заработать и дома. При этом дети, как правило, идут по стопам родителей: дети бюджетников хотят получать деньги в бюджетном секторе, а дети отходников в будущем тоже готовы заняться отходным промыслом. За не очень длинным рублем Основной причиной отхода на заработки является, чаще всего, желание не просто сводить концы с концами, а жить достойно — чуть лучше, чем соседи — и главное, выучить детей. Отправиться всей семьей в отпуск для многих отходников — почти недостижимая роскошь. Большинство из них, и так устав от беспрерывных поездок, отдыхают дома, ходят на рыбалку, встречаются с друзьями. При этом в рублевом эквиваленте запросы отходников довольно скромны. Они готовы работать по месту проживания, если их заработок будет всего в 3-5 раз выше прожиточного минимума, то есть составит 20-25 тыс. Официальная зарплата продавца в магазине в малых городах, как правило, составляет 5-6 тыс. На производстве зарплата немного выше — 10-15 тыс. В реальности отходники зарабатывают в 2 два раза больше того, ради чего готовы оставить на время дом и семью, и в 3-4 раза больше, чем могли бы получить на месте своего проживания. Все это позволяет им чувствовать себя более состоятельными по сравнению со своими соседями. Интересно, что ожидания тех, кто нанимается на неквалифицированную работу — охранниками — значительно выше, чем например, у строителей, а доходы наоборот — ниже. Как предполагают авторы книги, возможно, охранники слишком много смотрят телевизор, и под его воздействием у них формируются завышенные потребности. Цена вопроса, в среднем, составляет: При этом значительную часть заработанных денег отходнику приходится потратить на еду и жилье на чужбине. Типичный отходник — хорошо социализированный, высоко мотивированный к труду, неприхотливый в быту и стойкий к тяжким бытовым условиям мужчина средних лет. Он общителен, умственно развит, мало пьет, позитивно смотрит на жизнь, имеет несколько детей. В отличие от столичных жителей, отходники видят позитив не на Западе, не в опыте других стран, главную ценность для них составляет их семья, собственный дом, хозяйство, маленькое поместье, которое они и обустраивают, их труд неотделим от отдыха, отмечает председатель экспертного совета фонда «Хамовники», ординарный профессор НИУ ВШЭ Симон Кордонский. Это обобщение довольно условно, поскольку среди отходников тоже можно выделить разные категории: по уровню жизни, квалификации и запросам, считает Юрий Плюснин. Низкоквалифицированные охранники, например, не особо мотивированы к труду, в отличие от строителей или дальнобойщиков. Именно последние более альтруистичны, готовы поддержать родственников, соседей, знакомых и именно на эту группу людей может положиться общество. Отходники и государство Отходники сами находят работу — как правило, через знакомых. В большинстве случаев они почти не взаимодействуют с государством: работают неофициально, не платят налогов, не пользуются социальными льготами и бесплатным медицинским обслуживанием, не рассчитывают на бесплатное образование для своих детей и на пенсию для себя. Официальная статистика практически никак не учитывает их, и потому о количестве отходников можно судить лишь приблизительно. Исследователи НИУ-ВШЭ использовали для этого сразу несколько источников: официальные данные по занятости населения, примерные оценки местных жителей, данные из местной прессы и даже информацию из школьных классных журналов, опросов учителей и удивительного документа, который, оказывается, существует — социального паспорта школы. С помощью всех этих методов получилось, что общая численность отходников в масштабах всей страны может составлять 15-20 миллионов семей. Как заявила в апреле 2013 года вице-премьер Ольга Голодец, «из 86 млн граждан трудоспособного возраста только 48 млн работают в секторах, которые нам видны. Где и чем заняты остальные, мы не понимаем». При определенных обстоятельствах она вполне может проявить себя и как политическая сила. Государство пока не замечает отходников и не затрагивает их, но весьма вероятно, что скоро оно все же вплотную ими займется, считает заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений РАН Евгений Гонтмахер. Если в ближайшие годы будет происходить уменьшение рентных потоков в бюджет, то каждый отходник станет объектом охоты. Это будет террор в отношении этой категории, прикрытый разговорами о справедливости. Сейчас все деньги из бюджета уходят на исполнение указов Путина по зарплате. А рано или поздно потекут крыши в школах и больницах. Тогда отходников любыми средствами будут заставлять делиться, в том числе с привлечением силовиков. И никуда им с поместьями не убежать, это не старообрядцы». Отходники и будущее России Целью исследования являлось лишь описание отходничества как явления, давать ему какую-либо оценку не входило в задачи ученых — это сделал Евгений Гонтмахер. По его мнению, отходничество — это вынужденное явление, которое прямо противоречит и потребностям страны, и понятию человека о счастье.

Ярославцы идут в трактирщики. Многотысячные толпы отходников сложно подобрать под единую гребенку - здесь те, кому удается сколотить немалый по крестьянским меркам достаток, и те, кто оседает в тесных фабричных казармах на скудном жаловании, и те, кто перебивается копеечными сезонными заработками на полях и не каждый день знает, что будет есть вечером. А дело это в условиях российской бюрократии было далеко не всегда простым и притом для крестьянского дырявого кошелька довольно затратным. Сроки, на которые проситель документ запрашивал, определяли стоимость - так что выправка билета на длительное время оказывалась делом практически неподъемным. В этом отношении самым практичным народом оказываются киевцы. Сколько нам не приходилось нанимать черниговцев и полтавцев, все они запасаются почему-то непременно полугодовыми паспортами, тогда как киевцы, наученные горьким опытом, ограничиваются месячными билетами, стоящими всего гривенник. Оно и понятно: обходиться такой работник будет дешевле, а зависимость от нанимателя в этом случае будет почти кабальной. Но такая кабала людей не пугала - как не пугала и дальняя дорога, а ведь до пункта назначения, повторим, могли быть сотни верст. Для отходника века минувшего это было часто непозволительной роскошью. Даже там, где маршруты отходников совпадали с железнодорожной сетью, люди часто просто не могли купить себе билет - ведь еще неизвестно, удастся ли вернуться домой в прибытке... Кто-либо из членов артели покупает лошадь и повозку, в которую складываются убогие пожитки... Обыкновенно ежедневные переходы партий, идущих при подводе, не превышают 25 - 30 верст. Весь путь до Каховки из более северных уездов Полтавщины равняется 500 верстам и более, из других мест немного ближе. Идущие при подводе обязательно совершают его пешком, так как владелец воза и лошади, и без того везущей пудов 20, а то и 30 клажи, безусловно не разрешает никому садиться, разве только разрешит это на короткое время какой-нибудь девушке, которая до того подобьется, что идти ей уже положительно невмоготу. И понятно, что если утомительным неделям в пути по пыльным, разбитым дорогам можно было найти альтернативу - то альтернативой пользовались. Тот же самый путь из Малороссии в Каховку, на главную южную биржу крестьянского труда, можно было проделать и по Днепру.

Иными словами, в социальном государстве эти люди, по всем признакам ничем не отличимые от остальных, все же оказываются дальше от «кормушки». Причина этого мне видится в «удаленности от государства» людей с таким образом жизни [31]. Ни местная муниципальная власть, ни тем более государственная, не «видят» этих людей ни в качестве трудовых ресурсов, ни в качестве объекта для попечения, достойного общественных льгот. Значительная часть отходников не регистрируют свою деятельность, оказывают услуги, минуя государство. Плоды их труда государство не вкушает. Их перемещения по городам и регионам не могут быть прослежены. Они неконтролируемы, не «прописаны», не «укрепощены». Но так ли нужен государству этот «огромный невидимка»? Он, почти исключенный из социальных государственных программ, находящийся вне государственного контроля экономики, исключен ведь и из политической деятельности. Хотя отходники и участвуют в «электоральном процессе» правда, многие утверждают, что на выборы они не ходят , они по большому счету неинтересны власти как неважные политические субъекты. Много важнее для власти — а особенно для муниципальной — те, кто желает «получать зарплату» и иметь регулярные и стабильные пенсионные перечисления. От них, бюджетников и пенсионеров, зависит благополучие и спокойствие местных чиновников, и на них он и обращает преимущественное внимание. Отходник слишком в стороне от местной власти. Он, вероятно, может быть полезен ей лишь тем, что находится в составе постоянного населения на муниципальной территории и на его душу разверстывается доля дотаций и субсидий, получаемых местной администрацией для обустройства вверенной территории. Вот этим «душевым паем», как учетная демографическая единица, только и полезен отходник. Он, правда, говорят, привозит много денег и тем самым вроде бы стимулирует экономику района, повышая покупательную способность населения. Это обычно единственный аргумент в пользу отходника. Но так ли уж важно это для местной администрации? Тем более что основная трата привезенных отходником денег происходит не в районе, не в своем городе, а опять же в крупных городах — и строительные материалы, и машины он покупает не в своем городе, детей он тоже здесь не учит, и жена в отпуске тратит деньги не здесь. Вот и имеем мы парадокс «невидимости» огромного, хотя и существующего рядом с нами феномена современного отходничества. Но существование отходничества как факта социальной жизни страны заставляет обсуждать не только экономические, но и социальные, и политические последствия, могущие или уже проистекающие из него. В чем могут выражаться эти последствия? По сути наблюдаемая сейчас повсеместно ситуация сегрегационного взаимодействия органов местной власти с разными группами местного населения приводит к нарушению системы взаимосвязей между институтом муниципальной власти и местным обществом. Местная власть ориентируется не на активную часть общества, а на «рентные» группы населения, бюджетников и пенсионеров, которые, с одной стороны, целиком зависят от распределяемых государством ресурсов, но с другой — активно участвуют в электоральном процессе. Группы же активного населения — прежде всего и преимущественно активное самодеятельное население, предприниматели и отходники, — выпадают из поля зрения органов местного самоуправления. Такой глубокий институциональный дефицит детерминирует перекос всей системы управления на местном уровне, оно перестает быть эффективным. Нарушение взаимодействия власти с наиболее активной и самостоятельной частью местного общества закрывает возможности вывода местного публичного управления на тот более высокий уровень, который характеризуется, по общему мнению, таким важнейшим признаком, как включенность в систему институтов гражданского общества. Участие же «рентного» населения никогда не обеспечит развития гражданского общества. Более того, рентополучатели заинтересованы исключительно в распределительных, раздаточных отношениях, а не в отношениях партнерства, безусловно необходимых для выстраивания гражданских инстатутов. Итак, не замечая и старательно избегая тех, кто только и может выступить союзником власти в создании новой политической реальности с развитыми элементами гражданского общества, власть разрушает фундамент общественной стабильности. Первые результаты этого разрушения мы видим в разных формах отчуждения и пренебрежения властью со стороны активной части нашего общества, все явственнее демонстрируемые. Если же говорить о возможных социальных последствиях деления местного общества на активную и пассивную части, то здесь видятся следующие риски. Российское местное провинциальное общество в высокой степени солидарно, имеет значительный потенциал самоорганизации. Большая доля активных самодеятельных людей в нем сама по себе является важным условием стабильности и солидарности. Однако если в такой среде начинает действовать фактор, расщепляющий общество и способствующий возникновению противостояния между группами населения, перспективы общественного развития неблагоприятны. Всего хуже, что таким фактором сейчас выступает институт власти. Разрушающее действие его направлено не только на общественную солидарность, он подавляет и развитие института местного самоуправления. Возникает, таким образом, ситуация, когда отходничество как новый социальный феномен, сформировавшийся для решения задач непосредственного жизнеобеспечения, в условиях вполне рутинных действий социального государства, по природе своей ориентированного на поддержку пассивной части общества, может стать питательной средой для нарастания социальной напряженности и взрастить ростки новых отношений, раскалывающих традиционную стабильность провинциального общества. Благодарности Наши эмпирические исследования современного отходничества финансировались из трех источников. Анализ нарушений в системе взаимосвязей институтов местного общества и власти». Значительную работу по сбору полевого материала в 2009—2012 годах осуществила под моим руководством группа молодых исследователей — Я. Заусаева, Н. Жидкевич и А. Помимо этих основных исследователей в работе по сбору материалов эпизодически принимали участие еще 14 человек, аспиранты и студенты факультета государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ. Я с большим удовольствием выражаю благодарность всем участникам исследования. Нередко используются термины, сложившиеся в публичной среде. Таковы, например, «гастарбайтеры», «челноки», «шабашники», «вербованные», «вахтовики», «бичи» и, наконец, «отходники». Устанавливаемые самими социологами термины корявее, беднее по содержанию «маятниковые мигранты», например. Интересные замечания относительно формирования в СССР и современной России некоторых видов экономической активности, связанных с трудовой миграцией, приведены в статье: Шварцбурд Ц. Достаточно концептуальные описания трансграничной миграции и отходничества как отдельного вида трудовой миграции приведены, например, в работе: Дятлов В. Более того, в Костромской области мы обнаружили, что эти люди не только знают исходное значение термина «отходничество» — в отличие от большинства социологов и экономистов, — но и помнят, что отходниками были их деды и прадеды. История одного города. Оправдательные документы. Да и по природе своей эти ныне трансграничные, а по сути внутристрановые трудовые миграции родственны. При отходничестве крестьянин становился на время наемным рабочим... Наибольшего развития получило в Центральном промышленном районе, приуральских и северных губерниях ввиду неблагоприятных условий для сельского хозяйства в этих районах и наличия возможностей для внеземледельческих заработков. Из деревень Московской, Ярославской, Костромской, Владимирской губерний в 50-х гг. XVIII в. В 1-й половине XIX в. Однако такие оценки даже для начала XIX века занижены. Отход крестьянства Костромской губернии на заработки. Кострома: Издание Костромского губстатотдела, 1927. Замосковский край в XVII веке. Отхожие промыслы Чухломского уезда. Чухлома, 1926. История русского народного хозяйства. Ростовский уезд Краткий краеведческий очерк. Ростов-Ярославский, 1926. Питерщики-галичане Этнографический очерк. Галич, 1928. В 2-х томах. Том 1. Глава VII. Главные социальные организации крестьянства, городского сословия и дворянства: генезис личности и индивидуализма. Лекция Михаила Давыдова 8 февраля 2010 г. Лекция Михаила Давыдова 8 февраля 2010 в клубе Bilingua. Кострома: Губернская типография, 1913 , ежегодно получало едва ли не на полпорядка-порядок большее число людей. Ледина Кологривского уезда ныне Мантуровский район Костромской области , озаглавленную «Воспоминания Волокоскина» и хранящуюся у директора местного краеведческого музея С. Топорова, который любезно передал мне копию ее; автор описывает работу и быт отходников в конце XIX века; как он еще мальчиком отправлялся зимой вместе с отцом и братом в отход по дальним деревням шить шубы. Кострома, 1914.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий