Об этом в интервью телеканалу РБК заявил декан экономического факультета МГУ и учредитель Института национальных проектов Александр Аузан. Об этом «Правмиру» рассказал российский экономист, специалист по институциональной экономике и декан экономического факультета МГУ Александр Аузан. Аузан Александр Александрович — декан экономического факультета МГУ им. Ломоносова, д. э. н., профессор, завкафедрой прикладной институциональной экономики экономического факультета МГУ. Главный редактор «Афиши Daily» Трифон Бебутов обсудил с экономистом и деканом экономического факультета МГУ Александром Аузаном. доктор экономических наук, декан экономического факультета МГУ, член Комиссии Президента РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России, президент Института национального проекта «Общественный договор», один из основателей группы.
США готовы вернуться к полному выполнению ДСНВ
- Наднациональное достояние. Главные научные награды 2023 года
- Декан экономфака МГУ назвал главную угрозу 2024 года
- Необходимая защита
- Александр Аузан возглавил правление Федерации креативных индустрий - Российская газета
Экономист МГУ раскрыл, как Россия победит изоляцию Запада
Важно не распыляться, пытаясь заместить все и сразу. Нужно определить главные направления. Поставки в Россию новых скоростных поездов «Сапсан» приостановлены. Тем не менее в некоторых сферах эта зависимость может оказаться критической, а попытки классического импортозамещения — провальными. По крайней мере исторических примеров удачного закрытия экономики и следующего за этим опережающего развития нет. Обычно происходит наоборот. Примерами неудачного импортозамещения могут «похвастать» страны Латинской Америки. Во второй половине прошлого века Бразилия, Аргентина, Чили и Мексика пытались развивать отечественных производителей, закрывая внутренние рынки путем ввозных пошлин и прочих барьеров.
В итоге получили «потерянное десятилетие» в 80-х годах и деградацию экономики. Границы пришлось открыть, но при этом зафиксировать увеличившееся отставание от развитых стран. Чрезмерные государственные инвестиции — к дисбалансу бюджета. Из-за неэффективности экономики не росли доходы населения, — перечисляют проблемы в Институте экономики роста им. Впрочем, есть шанс, что российское правительство учтет негативный исторический опыт других стран и постарается не допустить похожих ошибок. По крайней мере хочется на это надеяться. Даже если санкции скоро снимут, важные для развития страны технологии надо освоить как можно быстрее.
Не закрывайтесь, а развивайтесь Большинство экспертов считают, что в закрытой экономике развиваться не получится. Отставание от технологически развитых стран будет только расти. Отсутствие удачных кейсов в мировой истории. Особенно, если мы говорим, что отечественная продукция должна быть более дешевой и качественной, — сетует Михаил Виноградов подробнее см. Нам нужна международная кооперация. Причем не с ограниченным числом партнеров, а со всем миром. За 15 — 20 лет Китай из полуаграрной страны стал второй экономикой мира.
У нас стартовые позиции лучше. Есть богатейшие природные ресурсы и человеческий капитал. Мы можем пройти этот путь лет за 12. Тем более сейчас не экономический, а геополитический кризис. Мы не Куба, на нас вечные санкции не наложишь. Если будут позитивные изменения, которые воспримет мир, санкции каскадно начнут сниматься, — считает Георгий Остапкович.
Декан экономического факультета МГУ им. Ломоносова, заведующий кафедрой прикладной институциональной экономики экономического факультета МГУ им. Ломоносова, член Правительственной комиссии по проведению административной реформы, Президиума Экспертно-консультативного совета при Председателе Счетной палаты РФ по вопросам стратегического управления и развитию государственного аудита, научный руководитель Института национальных проектов, один из основателей группы экономистов «СИГМА», общественный деятель, публицист, член различных коллегиальных органов управления. Сторонник мер по развитию «человеческого капитала» в России. В 1979 году окончил экономический факультет МГУ имени М.
Мы поговорили с Александром Аузаном о том, как культура, влияя на институты, тормозит модернизацию, могут ли технологии изменить это и почему рассматривать образование как рынок — плохая идея. Мария Михантьева Статья открыта для подписчиков и в гостевом доступе У меня есть пароль.
Согласно Положению о Почетном докторе СПбПУ, это звание присваивается выдающимся деятелям науки, образования и культуры, а также ведущим специалистам из России и зарубежных стран, которые внесли значительный вклад в развитие передовых областей знаний и науки. Их деятельность способствовала стратегическому развитию университета, расширению направлений сотрудничества Политеха и повышению его авторитета на международном уровне. Он внес существенный вклад в развитие новой институциональной экономической теории, опубликовал более сотни научных работ, в том числе четыре монографии. В настоящее время входит в состав Экономического совета при президенте РФ, Правительственной комиссии по проведению административной реформы, Общественного и Экспертного совета по контрактным отношениям при Минэкономразвития России. Андрей Иванович также отметил, что вместе с Московским государственным университетом Политех создал зеркальные лаборатории: на экономическом факультете МГУ организована лаборатория «Цифровые технологии в промышленности», в Политехе — лаборатория «Экономика цифровой промышленности».
Аузан А.А.. Книги онлайн
Она тоже предлагает социально-демократический контракт, но, я бы сказал, что он не существует без активности снизу, развитых гражданских обществ, реакций, связки политических партий с большими социальными группами интересов. Третий вариант контракта идет от цифровых платформ. Alibaba китайская, но в основном они по происхождению американские. Думаю, схватка гигантов будет решаться на поле конкуренции цифровых платформ". Рентной экономике "сложные мозги" не нужны Кайрат Келимбетов задал очередной вопрос: "Вы говорили, что важно использовать возможности цифровой глобальной трансформации, чтобы преодолеть эффект колеи и перейти в новое состояние, где мы не догоняем технологическое развитие развитых стран, а можем оказаться в одной ситуации благодаря хорошему академическому и образовательному потенциалу.
Человеческий капитал — это задача не только университетов, министерства, но и всего общества. Как мы должны построить новую образовательную систему, которая тоже испытала шок с точки зрения теста на онлайн-технологии. Чему учиться, какие навыки будут востребованными в ближайшие 10-15 лет? Александр Аузан: "Мне думается, система образования сейчас столкнулась с двойным кризисом.
Первый связан с тем, что ее институты устроены неправильно, и таково положение вещей уже много лет. В Советском Союзе была поговорка: процесс образования есть борьба между системой образования и природной одаренностью человека. Система стала выигрывать в этой борьбе. К сожалению, во многом она дает ухудшающий отбор, причем именно в странах с экстрактивными институтами и рентной экономикой.
Такой экономике "сложные мозги" не нужны, она начинает их не запрашивать, а выпихивать. Поэтому мы страдаем от того, что наши студенты, исследователи, ученые, инженеры работают в других странах. Образование стали трактовать как рыночную услугу. Но понимаете, какая штука, как экономист, я могу сказать, что это очень странный рынок.
Потому что там асимметрия информации, олигополии, специфичные активы. Иными словами, простой рыночный механизм там работает чрезвычайно плохо. По моему разумению, нужно переходить к модели, которую я называю инвестиционной. Это инвестиции в человеческий капитал.
Нужно считать, не что у вас будет через семестр, а что у вас будет через десять лет, ведь человеческий капитал дает эффект через десять лет. И строить эту модель, вы правы, нужно не в рамках министерства образования. Поскольку для того, чтобы построить, надо начинать с начальной школы, соединяться с университетами, которые глобально конкурентоспособны, а не все обладают таким свойством в наших странах, и с компаниями, которые конкурентоспособны. Они заинтересованы в конкурентоспособных мозгах на поддержке в виде новых работающих, занятых".
Ставка на правое полушарие "Второй кризис образования — и тут ответ на вопрос, чему надо учиться, — состоит в том, что мы вступили и вступаем с все более высокой скоростью в эпоху искусственного интеллекта, — продолжил Александр Аузан. Он будет поедать профессии только так. Какие профессии? Те, которые основаны на алгоритмах: делай раз, делай два, делай три.
А очень много профессий, которым мы учим в университетах, основаны на алгоритмах, — все аналитики, включая финансовых, юристы, психоаналитики и т. А нам с вами куда деваться? Преимущество естественного интеллекта в том, что у нас есть правополушарное мышление, есть интуиция, которой нет у искусственного интеллекта, пока, по крайней мере. Чему, мне кажется, стоило бы поучиться у Китая и китайской истории.
Конфуций предложил экзамен для чиновников, где они должны были показать владение каллиграфией, стихосложением и т. До начала прошлого века этот экзамен был обязательным. И нынешние эконометрические исследования показывают, что наиболее успешны те регионы страны, где этот экзамен был введен. Нам нужно будет мировое образование перестраивать — и очень быстро — на поддержку правополушарного мышления.
Аналитические способности держать надо, но не они будут главными. А математика важна, потому что это язык цифровой экономики". Почему Стругацкие актуальны В завершение беседы спикер дал совет, какую литературу полезно читать. Александр Аузан: "Что почитать — это непростой вопрос.
В положениях, которые будут выноситься на защиту, говорится, что к компетенциям высших управленческих кадров относятся стратегическое мышление, командное взаимодействие, персональная эффективность, гибкость и готовность к изменениям, навыки создания партнерств и социальная ответственность. Ключевыми компетенциями, наиболее востребованными для «первых лиц» организаций, являются: «умение быстро адаптироваться к новым условиям», «умение видеть возможности в сложной, неопределенной среде», «обладание навыками антикризисного управления», «способность к критическому мышлению», а также «умение самовосстанавливаться и управлять психоэмоциональной нагрузкой». В диссертации отмечается, что «личный вклад автора» состоит в анализе опыта реализации конкурса «Лидеры России». Практическая значимость работы в том, что результаты могут быть использованы органами власти и организациями для формирования системы отбора управленческих кадров разного уровня. Рекомендации же по использованию новых подходов к отбору и продвижению госслужащих позволят внести изменения в систему управления трудовыми отношениями в сторону большей прозрачности. В первой главе диссертации говорится о высших управленцах как «части человеческого и социального капитала», о феномене лидерства, о компетенциях, в том числе российском и зарубежном опыте, понятии «управленческого таланта», подходах к формированию компетенций руководителя-лидера. Во второй главе рассказывается про отбор управленческих кадров в бизнесе, а также в органы госвласти за рубежом и в России. Портрет «Лидера России» В третьей главе о конкурсе «Лидеры России» Комиссаров обобщает итоги этого конкурса за 2019—2021 гг.
В этой главе он анализирует данные, которые получены в результате проведения «Лидеров России» на разных этапах конкурса. К его ценностям Комиссаров отнес создание условий для самореализации талантливых управленцев, развитие управленческих компетенций, работу с наставниками. А к тому, что нужно исправить, — в частности, появление «профессиональных конкурсантов», «сравнительно небольшое и не увеличивающееся участие женщин в конкурсе» и проч. В диссертации описано, кто основные участники конкурса.
Эффект Левши достигается, когда страна получает конкурентное преимущество за счет профилирования на создании нестандартной продукции, массовое производство которой может быть размещено и за рубежом. А вот после рецессии начнется процесс глобализации, новый виток, прилив», — подчеркнул экономист.
По словам Аузана, если Россия будет находиться в изоляции во время этого «нового витка», это станет крупным ударом по ее экономике, который затронет многие поколения. И входить не привычными каналами, не через обычные западные ворота, а через очень сложные закрытые рынки арабских стран и Китая », — рассказал экономист.
Интервью Александр Аузан «Измерение качества образования — фантастически сложная задача» Александр Аузан — доктор экономических наук, декан экономического факультета МГУ им. Осенью 2021 года на сайте Forbes в рамках совместного проекта с изданием Arzamas вышла серия его колонок «Культурные коды экономики».
В РАНХиГС впервые в истории сменился ректор
- Декан экономического факультета МГУ Александр Аузан стал Почетным доктором СПбПУ
- Краткая биография и общественная деятельность
- Сообщи о фактах коррупции
- Угрозы-2024: обвал на рынке недвижимости, падение рубля, задыхающаяся экономика / Аузан - YouTube
- «Социально-авторитарный контракт»: экономист из МГУ описал Россию при новой Конституции
- В РАНХиГС впервые в истории сменился ректор
Экономист МГУ раскрыл, как Россия победит изоляцию Запада
Научную работу Комиссаров писал на кафедре управления организацией экономического факультета МГУ. В рамках II Владикавказского экономического форума прошла лекция декана экономического факультета МГУ Александра Аузана, который рассказал о влиянии сильных и слабых сторон российского общества на развитие инновационной экономики в стране. -Релокация квалифицированных специалистов за рубеж в 2022 году привела к потере Россией части человеческого капитала, его восполнение может занять семь-десять лет, считает декан экономического факультета МГУ имени Ломоносова Александр Аузан.
Александр Аузан «Измерение качества образования — фантастически сложная задача»
Профессор, декан экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, заведующий кафедрой прикладной институциональной экономики, научный руководитель Института национальных проектов. Александр Аузан, декан экономического факультета МГУ, в колонке для порассуждал про образование, пределы цифровизации и о том, почему апокалиптические прогнозы обычно не сбываются. Россия не сможет стать процветающей страной в ближайшее время, поскольку ее народ разделен, а все вопросы в государстве решаются силой, заявил декан экономического факультета МГУ Александр Аузан.
Александр Аузан: В России «две страны в одной»
Давайте, доктор, развейте мысль — тащмайор записывает. Следующая цитата: «с июня 2018 года распался брак между властью и народом». Видимо, опять с неким «настоящим народом», «людьми». А «народ» — это те, предводительнице которых Путин чайный сервиз подарил.
Если в этом смысле, то да — распался. Дальше доктор начал явно противоречить сам себе. Потому что сначала повторил за Кудриным, что «январское послание Путина самое дорогое — от 3 до 4 триллионов рублей», а потом заявил, что «нужно раздавать деньги в размере 2 триллиона в год, это не много».
Нацпроекты не нужны, а вот «деньги с вертолёта» — это то, что доктор прописал. И, конечно, отдельный хит, это ««в России кризис конкуренции» и «правительство принимает решения, которые имеют тяжёлые противоконкурентные последствия». А в этом, дорогой доктор, нет ничего страшного.
Потому что кроме внутренней конкуренции есть ещё и внешняя, конкуренция не между компаниями в рамках одной страны, а конкуренция между компаниями разных стран. И поскольку у нас огромное количество компаний борется за рынки на мировом уровне начиная с аграрных и заканчивая рынками вооружений , то конкуренция никуда не девается, она просто принимает другие формы. Ой, этого в либеральной методичке не написано и, боюсь, в МГУ, при таком-то декане факультета экономики, этого тоже не преподают — а стоило бы!
Ну и, собственно, самое вкусное, ради чего я и затеял всю эту полемическую статью, я приберёг напоследок. В конце интервью доктор Аузан констатирует, что «с 2014 года Россия уверенно стала на курс государственного капитализма». Вот только там, где Роджерс радуется по этому поводу, доктор Аузан в высшей степени недоволен.
И стращает, что «угроза в том, что госкап может стать слишком сильным и непреодолимым в будущем». Не может, а обязательно станет. Что, безусловно, дико не нравится различным Кудриным, Чубайсам и прочим «получателям премии Гайдара».
Сегодня мы уже ясно и чётко видим, что рыночный фундаментализм довёл США и ряд стран ЕС до края пропасти. С огромными долгами, с галопирующей инфляцией, с пузырями на фондовых рынках, с армиями безработных. И наглядно демонстрирует, что рыночный фундаментализм с его «laissez-faire» совершенно не способен адекватно реагировать на современные кризисы.
И валится, условно, «от первого чиха». А наиболее подготовлены к кризисам самым разным оказываются как раз страны с сильным госкапитализмом, типа Китая и России. В завершение журналист спрашивает декана Аузана, что будет дальше?
И тот отвечает, что «будут новые требования к человеку». Вот тут я согласен.
В «новой глобализации» может, по словам Аузана, поучаствовать и Россия. На цивилизационную изоляцию страна не обречена, хотя угроза того, что ситуация может пойти по такому пути, есть, заявил он. Аузан высказал мнение о том, что России мог бы пригодиться характерный для неё «феномен Левши», то есть свойственная жителям России способность «хорошо делать нестандартные вещи». При этом их тиражированием могли бы заниматься уже другие, те, кто хорошо справляется именно с массовым производством, приводит РКБ слова декана.
Инглхарт и Вельцель положили на карту данные всемирных опросов о ценностях, в которых участвовало более 100 стран. Группировали их по ценностям, но в северо-восточном углу скопились страны с самым высоким уровнем жизни и с самым высоким валовым продуктом на душу населения. Оказалось, что ценности влияют на экономический результат. Мы видим как конфуцианская цивилизация успешно продвигается без военных столкновений. Секрет в том, что такие страны смогли преодолеть эффект колеи. Когда вырываешься из этой колеи, развитие начинает происходить стремительно. Подробнее об эффекте колеи можно послушать в подкасте. Как будут конкурировать цивилизации Если мы посмотрим на исламскую цивилизацию, то она давно пытается военным путем противостоять доминирующей западно-христианской. Имеет ли она результаты? Если говорить о карте мировой конкуренции, по-моему, нет. Хантингтон предсказывал, что активность исламской цивилизации резко упадет в 20-е годы, потому что меняется структура населения: с падением доли малообразованной молодежи падает агрессивность. Опыт конкуренции цивилизаций будет осознаваться как то, какие инструменты здесь успешные, а какие нет. С моей точки зрения, военные инструменты неуспешные, но риск столкновения по главной линии конкуренции сейчас между Китаем и США высокий. Волнообразность глобализации, о которой Александр Александрович говорил ранее, означает, что вероятно после нескольких лет рецессий, тренды развернутся, и пойдет сближение. Но как нам участвовать в этом сближении, когда закрыты основные западные ворота? На этот вопрос еще предстоит найти ответ, ведь движение через очень закрытые китайские и арабские рынки — это бег с препятствиями.
Образовался офлайн и онлайн. Конечно, онлайн — прекрасное средство демократизации образования, когда можно послушать лекции и стэнфордского профессого, и оксфордского, и из Сорбонны. Очень здорово! Но офлайн несет другую силу — это театр, где есть энергетика, разговоры в коридоре. В Coursera вы этого не найдете. Кинематограф не убил театр, а превратил его в элитное, довольно дорогостоящее и размножающееся развлечение, даже занятие, очень важное. Две руки: онлайн заведует демократизацией, а офлайн — углублением и комплексностью понимания. Они будут приходить в равновесие, конкурируя и сменяя друг друга. Цифровизация приведет к тому, что мы сначала зайдем далеко в одну сторону, потом начнем возвращаться, понимая, что теряем что-то очень важное, и что, оказывается, для того чтобы хорошо воспринять лекцию, нужно встать, почистить зубы, одеться, прийти в некий социум, с кем-то поговорить, и тогда ты собрал сам себя, сосредоточился и готов учиться.
Общество профессионального потребления
- Содержание
- Необходимая защита
- Экономист рассказал, что поможет России при новой глобализации
- Александр Аузан: «В этом мире нет совершенства, зато в нем есть разнообразие» — Учёба.ру
- Слушайте подкаст там, где удобно
Аузан А.А.. Книги онлайн
А в каких экономических условиях сейчас находится третий сектор в целом? Можно ли говорить, что есть нехватка или неравномерное распределение средств? С моей точки зрения, в этом направлении деятельности деньги не главное. Здесь деньги следуют за людьми, в отличие от бизнес-проектов, когда вы не можете запустить работать бизнес-структуру, не имея средств. В секторе гражданских организаций все начинается с человеческой активности. Если есть действующие люди, то они потом, может быть, подтянут деньги. А может быть будут реализовывать свои проекты без денег. Хотя, это не значит, что у таких организаций нет денежных проблем: они однозначно бывают. Причем хочу заметить, что избыточные деньги для организации некоммерческого типа гораздо большая проблема, чем их недостаток.
Потому что такого рода профицит приводит к коррозии человеческих отношений в гражданских организациях. Появляется головная боль: как эти деньги удержать, не отдать, освоить. Поэтому не деньги центральный вопрос, а люди. Кстати, про людей. Вы говорите в своих лекциях, что человеческий капитал — это важнейший актив социально-экономического развития. Как вы можете оценить людей, работающих в НКО с точки зрения качества человеческого капитала? Я попробую ответить на ваш вопрос, но сразу оговорюсь: я не знаю нынешнего состояния человеческого капитала в гражданских организациях. Подробнее Во-первых, человеческий капитал — всегда один из ключевых вопросов в России.
Сейчас у нашей страны есть три актива мирового значения, если не говорить про недра: военный, территориальный и человеческий потенциал. Вот это три точки, из которых идут разные дороги в разное будущее России. Я всегда был сторонником того, что нужно делать ставку на человеческий капитал в вопросе будущего страны. Для меня это — страна умных людей, которые живут не сырьем, а умом и талантом тех, кто здесь рождается и живет. Теперь, если говорить про сектор гражданских организаций. В 80-90-е годы, когда я жил и работал в этой сфере, появлялись первые некоммерческие организации России, основателями многих НКО были люди совершенно исключительные с точки зрения их образования, кругозора, моральных качеств. Например, Людмила Михайловна Алексеева — археолог по образованию, окончила исторический факультет Московского государственного университета, а после — внесла огромный вклад в правозащиту. Людмила Алексеева.
Причем один из любимых учеников. Рогинский был не только редким знатоком истории, он понимал, как исторические события влияют на смыслы в обществе. Поэтому у истока многих движений и организаций стояли люди высокообразованные. А вовлекались в их работу нередко студенты и аспиранты, то есть люди с большим потенциалом. Кто-то из этих людей остался в секторе, кто-то ушел. Поэтому не могу вам ответить на вопрос о нынешнем состоянии. Но думаю, что любые новые начинания возникают от людей исключительных. Иначе эти идеи живут относительно недолго и довольно бесславно заканчиваются.
Но все же, кроме человеческого капитала важны средства для работы. Как вы оцениваете тенденцию, что сектор все чаще работает за счет средств бюджета? Опять же, мне легче говорить про свой опыт. В 90-е годы, когда мы развивали Международную конфедерацию обществ потребителей КонфОП , то хотели иметь возможность самостоятельно находить средства на работу. Например, подписка на журнал «Спрос» и консультации юристов должны были приносить деньги на деятельность организации. Знаете, в чем была проблема? Люди говорили: «Вы — молодцы. И пусть вам государство поможет.
Профессор говорит, что именно университет привел его к занятию проблемами прав потребителя. В учебниках процесс распределения заканчивается выдачей зарплаты, там не учитываются распределение ролей в семье. Аузан посвятил этому свою кандидатскую диссертацию. Именно шокирован, потому что мне страшно было стоять в очередях, поэтому я старался этого не делать, я всегда боялся, что мне нахамят. И вот во мне сидело настолько прочно, что мне хотелось как ученому создать такую систему, которая работала бы против этих вещей. Она бы их каким-то образом отодвигала от человека, облегчала бы ему жизнь», — рассказывает профессор. С 1992 года Александр Александрович работает в Международной Конфедерации обществ потребителей.
В конце ноября прошлого года президент России Владимир Путин на III Конгрессе молодых учёных заявил, что Запад рассчитывал на то, что Россия не сможет избавиться от зависимости от его технологий, но РФ довольно быстро слезает с этой «технологической иглы». Российский лидер подчеркнул, что избавление России от зависимости не просто возможно, а продвигается довольно быстрыми темпами. Он также отметил, что у российских производителей приборов появился рынок сбыта, что будет экономическим стимулом. Президент также назвал главные элементы технологического суверенитета России, которые имеют критическое значение для развития страны.
Пусть эти учителя и решают, что есть качественное образование. Правда, это ущемляет молодых преподавателей, потому что их яблоня еще не выросла и плодов не принесла. Идеальных решений тут нет.
Предположим, каждый десятый преподаватель окажется в топе. Этим людям мы скажем: вы хорошо работаете не потому, что вам платят или вас контролируют, а потому, что вы плохо работать не умеете, поэтому вы и будете решать, как следует организовать образовательный процесс. По сути, это так называемая тенура, по-английски tenure, бессрочный контракт с университетом для избранных профессоров.
В июне вступил в силу Закон о просветительской деятельности поправки к Закону об образовании. О чем свидетельствует внимание государства к этой сфере? Самая сложная, на мой взгляд, проблема институционального развития — это так называемый эффект колеи, path dependence problem.
Он возникает из-за резонанса формальных и неформальных институтов. Вы видите, что законы нехороши, начинаете их менять и обнаруживаете, что сделать это мешает культура. В целом культура принимает инновации, за исключением того, что имеет так называемый инвазивный эффект.
Просвещение необходимо, чтобы страна менялась через трансформацию, а не через революцию. Но резонанс проявляется в том, что вам из официальных учреждений начинают грозить пальцем: «Не трогай скрепы, отойди». Этот резонанс неудачных законов и инерции все время заталкивает нас в колею и тормозит развитие всей страны.
Скажем, цифровизация колоссальное влияние оказывает на то, как мы живем, выстраиваем отношения, принимаем решения. Изменения пока противоречивые. Скажем, память у новых поколений почти полностью ушла во внешний агрегат, в голове держится мало.
Зато появилась способность делать несколько дел одновременно, и если научиться делать их одинаково хорошо, эти поколения будут конкурентоспособнее, чем предыдущие. Цифра сильно меняет этот мир, создает в нем новые институты, в том числе и неформальные. Но что-то меняется, а что-то нет.
Мы с Российской венчурной компанией и Институтом национальных проектов три-четыре года назад начали замерять, что меняется в отношении людей к технологиям. Выяснилось, что в целом культура их принимает за одним исключением — того, что имеет так называемый инвазивный эффект. Телемедицина — хорошо, но робот пусть не лезет внутрь моего организма».
Александр Аузан возглавил правление Федерации креативных индустрий
Декан экономического факультета МГУ Александр Аузан стал Почетным доктором СПбПУ | Александр Александрович Аузан — декан экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, доктор экономических наук, создатель и руководитель кафедры прикладной институциональной экономики, научный руководитель Института национальных проектов. |
Доверие как основа для роста. Экономист Александр Аузан прочитал лекцию в МАИ | В рамках II Владикавказского экономического форума прошла лекция декана экономического факультета МГУ Александра Аузана, который рассказал о влиянии сильных и слабых сторон российского общества на развитие инновационной экономики в стране. |
Декан экономфака МГУ Аузан готовит «смену пораженцев» для сдачи России
Александр Александрович Аузан — доктор экономических наук, декан экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, член совета директоров крупных российских компаний. Россия не сможет стать процветающей страной в ближайшее время, поскольку ее народ разделен, а все вопросы в государстве решаются силой, заявил декан экономического факультета МГУ Александр Аузан. Таким мнением поделился декан экономического факультета МГУ Александр Аузан. Об этом декан экономического факультета Московского государственного университета Александр Аузан рассказал Ольге Орловой, ведущей программы «Гамбургский счет» на Общественном телевидении России.