День памяти Александра Пушкина ежегодно отмечают 10 февраля. Дуэль между Александром Сергеевичем Пушкиным и Жоржем де Геккерном (Дантесом) состоялась 27 января (8 февраля) 1837 года на окраине Санкт-Петербурга. Дата и место смерти. В этом году 29 января (10 февраля) исполняется 180 лет со дня трагической гибели поэта Александра Сергеевича Пушкина.
Дуэль и смерть Пушкина
Ответы : когда А. С Пушкин умер | 10 февраля – День памяти Александра Сергеевича Пушкина, 186 лет со дня его гибели в 37 лет. |
Тайна гибели Пушкина - Мойка 12 | На дату смерти поэта расхождение между Юлианским и Григорианским календарём составляла уже 12 дней! |
Новости и события Российского исторического общества | Пушкинисты говорят, что дуэль и смерть Пушкина явилась результатом стечения неблагоприятных обстоятельств. |
10 февраля - День Памяти Александра Сергеевича Пушкина! | Что привело к гибели Пушкина. |
185 лет со дня гибели Пушкина
Пользует лавровишневой водой с каломелью. Пушкин более или менее спокоен, но есть страх смерти. Небольшой общий жар. Пульс 120, полный, твердый. Усилилось беспокойство. Даль считает, что начало образовываться воспаление. Поставили 25 пиявок на живот. Состояние слабости. Стихла лихорадка, опал живот, кожное испарение. Пульс стал ровнее и мягче.
Дали касторку. Не спит, чувство тоски, боли продолжаются. Частое прерывистое дыхание. Тихо стонет. Сознание сохранено. Пульс падает с каждым часом. Общее изнеможение. Изменилось лицо, остыли руки, ноги теплые. Из-за слабости с трудом говорит.
Чувство тоски. Руки остыли по самые плечи. Частое отрывистое дыхание сменяется протяжным. Состояние забытья, головокружение, путаность сознания. Зрительные галлюцинации. Просветление с ясным сознанием. Сказал: «Трудно дышать». Оценка лечения По мнению ряда авторов, опубликованному в начале XXI века , в ходе лечения поэта ошибок допущено не было [10]. По их мнению, дополнительным подтверждением этого служит следующее обстоятельство: в 1926 году поэт Андрей Соболь застрелился у памятника Пушкину, причинив себе рану, оказавшуюся похожей на ранение Александра Пушкина — в живот с правой стороны.
Несмотря на то, что раненый был немедленно госпитализирован, и ему была оказана квалифицированная помощь, спасти его не удалось. Громбах С. Пушкин и медицина его времени.
В целом, все так, однако жизнь куда сложнее.
Много слухов из ничего По воспоминаниям многочисленных современников и даже самого Александра Пушкина, Жорж Шарль Дантес был чрезвычайно красивым и обаятельным юношей, который нравился буквально всем. Он родился во Франции 5 февраля 1812 года в семье бывшего офицера Немецкого королевского полка. После июльской революции 1830 года у Дантесов начались финансовые проблемы, и молодой Жорж Шарль решил пойти на службу. Несмотря на влиятельных покровителей, среди которых был, например, прусский принц Вильгельм I Фридрих Людвиг, его карьера складывалась не так быстро, как хотелось бы, поэтому Дантес решил перейти на службу в Российскую империю.
Однако еще по дороге произошла встреча, которая во многом предопределила будущие события. Он взял под опеку этого обаятельного юношу, а после решил его усыновить», — рассказал директор Всероссийского музея А. Пушкина Сергей Некрасов. По законам Российской империи усыновителю должно было быть больше 50 лет, а усыновляемому — меньше 18, знакомство людей должно было длиться более трех лет, а сама процедура — не менее года.
Кроме того, биологический отец Дантеса был жив. Казалось бы, усыновление невозможно, однако Луи Геккерн был очень влиятельным человеком, и его новоиспеченное отцовство признали и в России, и в Голландии. Впрочем, все хорошо было только на бумаге, на деле вокруг странной семьи начали ходить слухи. Кто-то полагал, что Дантес — внебрачный сын Геккерна, и таким образом старый барон просто исправляет грехи молодости, другие же считали, что между двумя мужчинами романтическая связь.
На данный момент историки не сомневаются в том, что правы были именно вторые. Кроме того, последние годы своей жизни барон провел в доме Дантеса во Франции», — рассказал Сергей Некрасов. Однако Луи Геккерн и Жорж Шарль Дантес не были готовы к каминг-ауту, поэтому всеми силами старались убедить светский Петербург, что в семье у них все нормально. Именно поэтому, как только барон вывел своего приемного сына в свет, Дантес включил свое уникальное обаяние на полную катушку и начал оказывать знаки внимания многим дамам, причем с некоторыми заходил куда дальше комплиментов.
И она попала в корпус Дантеса. Но пуля попала не в пуговицу сюртука, как это пытаются представить. Венедиктов: Где же там пуговицы сюртука?
Кибовский: В том-то и дело! Нет, пуговица сюртука близко, но написано, что пуля пробила сюртук и попала в пуговицу, которая поддерживает подтяжки… А. Венедиктов: Господи!
Кибовский: …в районе ложки. То есть понимаете, вот здесь, под ложечкой. Венедиктов: В районе локтя.
Кибовский: Да, ближе к локтю. То есть это не пуговицы сюртука. Они действительно были в другом месте, чуть ближе к центру груди, вбок.
То есть у него под сюртуком были подтяжки. Их много раз можно видеть на портретах — например, бесстужевская серия «Декабристы». Это такие широченные большие подтяжки, здесь несколько пуговиц, которые удерживают эту лацбантную систему — без ширинки, говоря нашим языком.
То есть лацбантная система штанов, которая имеет раздвоение. Там такая сложная, непростая конструкция. И здесь действительно пуговица.
Она действительно здесь находилась. Пуля утратила боевую поражающую мощь при прохождении через мякоть руки. Плюс, естественно, пробив ткань сюртука, она ударила в пуговицу.
Дантес получил сильную контузию, но не получил ранение, на которое рассчитывал Пушкин. Но при этом Дантес упал, потому что был серьёзный удар. Вы понимаете, что такое пуля — это даже не современная пуля.
Это свинцовый шарик, который бьёт достаточно серьёзно. Они стрелялись с 10 шагов. Вы понимаете, это же почти в упор.
Он упал. Пушкин сказал: «Браво! Он был уверен, что он Дантеса… А.
Венедиктов: Себе сказал. И дальше вся история нам подробно известна. Но по этой же самой причине возвращаясь к этой картине, которая довольно точна в деталях у меня большие сомнения, что когда Дантес упал раненый, эта роскошная шляпа осталась на голове.
Поэтому когда мы видим, что Дантес стоит такой понурый в этой великолепной шляпе… А. Венедиктов: Но контузия — это тяжёлая история. Конец дуэли.
Кибовский: Да, мне кажется, что ситуация скорее была в том, что когда Дантес упал так оно, возможно, и было по мизансцене , не думаю, что в этот момент шляпа была у него на голове. Но это мы уже можем только догадываться, просто исходя из какой-то поведенческой логики. Хотя, как вы понимаете, здесь довольно трудно говорить.
И вообще у меня есть большие сомнения, была ли шляпа на Дантесе в период, когда они сходились друг с другом. Это довольно неудобная конструкция. К тому же если она с султаном, это довольно тяжёлое… А.
Венедиктов: И ветер. Кибовский: Мне лично кажется, что скорее всего шляпы на нём не было изначально. Может быть, она даже осталась где-нибудь в санях.
Мы можем об этом только гадать. Вообще можно сказать, что, увы, следственное дело и показания Дантеса они, кстати, тоже существуют и Данзаса вот эти мемуары, записанные Онучиным очень в этом отношении скупы. Они не содержат информации, кто в чём был.
Мы можем об этом догадываться только по каким-то таким нюансам, которые нам косвенно подсказывают правила поведения, правила формы одежды. Поэтому та картина, которую вы видели, конечно максимально близка. Венедиктов: Всё-таки в лицее.
Кибовский: На эту тему много картин, но она, на мой взгляд, наиболее близка, потому что остальные содержат какие-то совершенно фантастические вещи, которые просто абсолютно невероятны. Дантес там чуть ли не в кирасе стоит с палашом. То есть как бы парадная форма, во всей красе: в кирасе, в ботфортах со шпорами.
Если бы он таким и оставался, он был бы добрым малым, и больше ничего; я бы не краснел, как краснею теперь, оттого, что был с ним в дружбе, - но его усыновил Геккерен по причинам, до сих пор еще не известным обществу. Геккерен, будучи умным человеком и утонченнейшим развратником, какие только бывали под солнцем, без труда овладел умом и душой Дантеса, у которого первого было много меньше, нежели у Геккерена, а второй не было, может быть, и вовсе. Эти два человека, не знаю, с какими дьявольскими намерениями, стали преследовать госпожу Пушкину с таким упорством и настойчивостью, что, пользуясь недалекостью ума этой женщины и ужасной глупостью ее сестры Екатерины, в один год достигли того, что почти свели ее с ума и повредили ее репутации во всеобщем мнении». Дантес обладал безукоризненно правильными, красивыми чертами лица, но ничего не выражающими, что называется, стеклянными глазами. Ростом он был выше среднего, к которому очень шла полу рыцарская, нарядная, кавалергардская форма. К прекрасной внешности следует прибавить неистощимый запас хвастовства, самодовольства, пустейшей болтовни... Дантесом увлекались женщины не особенно серьезные и разборчивые, готовые хохотать всякому вздору, излагаемому в модных салонах. Уже в 1834 году Дантес встретился с Пушкиным.
Поэт иногда смеялся, слушая его каламбуры, но Дантес был ему противен своей развязной манерой, своим невоздержанным с дамами языком. Дантесу нравилась Наталья Николаевна. Он стал оказывать ей исключительное внимание, а ей, легкомысленной и кокетливой, льстило ухаживание блестящего кавалергарда. Это даже не вызывало ревности Пушкина. Он любил жену и безгранично доверял ей. Не приходится удивляться, что, при царивших тогда в свете нравах, Наталья Николаевна простодушно и бездумно рассказывала мужу о своих светских успехах, о том, что Дантес обожает ее. Дантес между тем открыто ухаживал за женой Пушкина. Злорадные усмешки и перешептывания за спиной Пушкина усиливались.
Он ни на минуту не подозревал жену, но положение его в обществе с каждым днем становилось все более трудным. В ухаживаниях Дантеса поддерживал его приемный отец - голландский посланник в Петербурге барон Геккерен. Это был сластолюбивый старик, всегда двусмысленно улыбавшийся, отпускавший шуточки, во все вмешивающийся. И одновременно контрабандист, превративший дом голландского посольства в Петербурге в международный центр спекулятивной торговли антикварными вещами. Пушкин видел, как росло и крепло увлечение жены Дантесом, знал из ее доверенных и простодушных рассказов подробности их встреч на балах и вечерах, но, убежденный в ее чистоте, до времени лишь наблюдал и не принимал никаких решений. Равнодушным он конечно оставаться не мог. Но до удобного момента откладывал свое вмешательство. Группа светских бездельников занималась тогда рассылкой анонимных писем мужьям-рогоносцам - так шутливо называли мужей, чьи жены изменяли им.
Пушкин получил по почте три экземпляра анонимного клеветнического письма, оскорбительного для чести его самого и жены. Такое же письмо получили в тот день в двойных конвертах, для передачи Пушкину, семь - восемь его друзей и знакомых. Текст всех этих писем был одинаков: «Кавалеры первой степени, командоры и кавалеры светлейшего ордена рогоносцев, собравшись в Великом Капитуле под председательством достопочтенного великого магистра ордена, его превосходительства Д. Нарышкина, единогласно избрали г-на Пушкина коадъютором великого магистра ордена рогоносцев и историографом ордена. Непременный секретарь граф И. На другой день после получения письма, 5 ноября, Пушкин послал вызов Дантесу, считая его виновником нанесенной ему обиды. В тот же день к нему явился приемный отец Дантеса, барон Геккерен, с просьбой отсрочить дуэль на 24 часа, а на следующий день был у него снова и просил об отсрочке уже на две недели. Пушкин оставался непоколебимым, но, тронутый слезами и волнением Геккерена, согласился.
Но через несколько дней выяснилось, что еще до вызова на дуэль Дантес намеревался жениться на сестре Натальи Гончаровой Екатерине Гончаровой. Это новое обстоятельство Дантес и Геккерен довели до сведения Пушкина, но он считал его невероятным. Всем было известно, что Екатерина Гончарова влюблена в Дантеса, но тот был увлечен ее сестрой, женой Пушкина. Геккерен содействовал усилиям друзей Пушкина отстранить дуэль, но Пушкин увидел в этом трусливое стремление Дантеса вообще уклониться от поединка. Такой образ действий был ему противен, он афишировал низость Дантеса и ни на какие компромиссы не шел. Геккерен между тем стал настаивать на необходимости встречи Пушкина с Дантесом, чтобы выяснить, не расценивается ли желание Дантеса жениться на сестре жены Пушкина трусливой попыткой избежать дуэли. Пушкин, однако, от встречи с Дантесом отказался. Ни на какие объяснения не соглашайтесь!
«Не мстить за меня! Я все простил!»
Смерть Пушкина Плетнев вспоминал о том, как за несколько дней до смерти Пушкин, прогуливаясь с ним, завещал ему написать мемуары: «У него тогда было какое-то высоко-религиозное настроение. Для Жуковского наступает новый этап осмысления гибели Пушкина, и это понимание находит свое отражение в статье для журнала «Современник» «Последние дни Пушкина» и в письме Жуковского шефу жандармов графу Бенкендорфу. Большинство жителей постсоветского пространства узнают о гибели Александра Пушкина в школе. Александр Сергеевич Пушкин, известный как "солнце русской поэзии", скончался 29 января (10 февраля) 1837 года от полученного ранения в дуэли. Пушкин скончался днем 29 января (10 февраля) 1837 года, через два дня после дуэли. Столетие со дня смерти Пушкина торжественно отмечалось и в СССР, и в зарубежье, но в основе юбилейных торжеств лежали совершенно разные идеологические доминанты в восприятии наследия великого русского поэта.
В Петербурге прошел день памяти Пушкина
Поэт принял это спокойно, только попросил не сообщать жене. При прощании врач также добавил, что обязан сообщить о дуэли императору, но Пушкина это уже не волновало. После отъезда Арендта к поэту начали съезжаться его друзья: поэт Жуковский, князь Вяземский, историк Тургенев, граф Виельгорский, князь Мещерский, будущий министр внутренних дел Валуев, бывшая фрейлина Загряжская. Они не оставляли поэта до самой смерти, только редко отлучались на короткое время. Через два часа вернулся Арендт — привёз записку от Николая I, наскоро написанную карандашом: "Любезный друг Александр Сергеевич, если не суждено нам видеться на этом свете, прими мой последний совет: старайся умереть христианином. О жене и детях не беспокойся, я беру их на своё попечение". В течении всего дня Пушкина постоянно навещали доктора, но никто не мог облегчить его страданий.
Вечером Пушкин продиктовал все свои долги Данзасу, а потом убедительно попросил не мстить за него — поэт хотел умереть христианином. Ближе к ночи состояние поэта ухудшилось, боль достигла своего апогея, Пушкин хотел застрелиться. Когда поэт остался один в комнате, он позвал слугу и велел ему подать ящик. В нём были пистолеты. Слуга догадался о намерении Пушкина и предупредил Данзаса. Тот поспешил в комнату поэта и отобрал у него оружие, которое Пушкин успел спрятать под одеяло.
Соломонов Наутро о ранении Пушкина знал весь Петербург.
Из-за своего бунтарского характера в 1820 году поэт был сослан в ссылку. Ему грозила Сибирь или Соловки, однако властные друзья заступились за Александра Сергеевича, и он был сослан на юг. Прибыв в Днепропетровск Пушкин сильно простыл и слег с лихорадкой. В это время в Днепропетровске проездом был генерал Николай Раевский с детьми. Семья разыскала поэта и добилась разрешения взять его с собой для лечения в Минеральные воды. В начале июня 1820 года Пушкин вместе с Раевскими выехали из Днепропетровска.
Горький, Д. Благой, С. Бонди, В. Бонч-Бруевич, Г. Винокур, А. Деборин, П. Лебедев-Полянский, Б. Томашевский, М. Цявловский, Д. В то же время были впервые опубликованы неизвестные письма поэта, его юношеские поэмы «Монах», «Тень Фонвизина», не говоря уже о том, что читателю стал доступен полный текст таких произведений, как «Гаврилиада» и «Дневник». Следует отметить, что значение этого издания чрезвычайно велико и для нашего времени: филологам хорошо известно, что оно далеко выходит за рамки собственно пушкиноведения. При его подготовке сформировалась целая школа отечественных текстологов; по принципам прочтения, анализа и публикации вариантов текста именно оно часто служило главным образцом для последующих академических изданий других русских классиков. Очевидно, что послереволюционная русская эмиграция не имела таких широких возможностей и средств для организации пушкинских мероприятий, как это было в Советской России. Её представители не могли вести текстологическую работу с архивными материалами, оставшимися в России, эмиграция никогда бы не смогла бы создать собрание сочинений Пушкина, подобное изданному на родине. Но и она внесла свой неоценимый вклад в изучение богатого наследия поэта, что нашло воплощение не только в пушкиниане зарубежной России, в организации юбилейных мероприятий, но и в таком нереализованном начинании, как сооружение памятника Пушкину в Париже. Разрыв с родиной, сама драма изгнания заставляла по-новому оценить многие великие имена отечественной культуры и среди них имя Пушкина, которое повсеместно воспринимались в качестве неотторжимого символа России и залога её возрождения. Это проявлялось как в публикации многочисленных литературоведческих и биографических исследований, так и в появлении разного рода статей, очерков, заметок о нём. Согласно подсчётам исследователей, представителями первой волны эмиграции было написано около 100 книг о поэте и примерно 1500 работ «малой формы», опубликованных в периодических изданиях без учёта ежедневных газет. Примерно в то же время, что и в Советской России, во Франции эмигрантами был создан руководящий орган для организации пушкинских торжеств, о многогранной деятельности которого оставил воспоминания хореограф и артист балета Сергей Лифарь. Задачи этого органа были изложены в специальном обращении к общественности: «В конце февраля 1935 года в Париже образовался Пушкинский комитет, который поставил себе задачей отметить достойным образом сотую годовщину смерти Пушкина. Пушкинский комитет возложил на Президиум в составе В. Маклакова председатель , И. Бунина, П.
Место дуэли А. Пушкина с Ж. Похожий на описанный бароном памятный знак был зафиксирован корреспондентом той же «Петербургской газеты» в 1881 году: «Под одной из березок, близко к дороге, находился... На поперечной дощечке, представлявшей из себя рамку за стеклом, на белой бумаге помещены были следующие строки: «Не вынесла душа поэта Позора мелочных обид. Восстал он против мнений света Один как прежде... К сожалению, установить точное место трагической дуэли к тому времени было уже практически невозможно. Однако столичные газеты неоднократно обращались к этой теме, и многие исследователи продолжали попытки определить место поединка. Еще в 1858 году Я. Исаков, издатель пушкинских сочинений, обратился с этим вопросом к секунданту поэта К. Они вместе отправились на Черную речку 16 ноября, и Данзас указал по памяти место поединка, отмечая, что «местность кругом значительно изменилась». Тогда же, в 1850-е годы, появились первые зарисовки Черной речки. Самая значимая из них — рисунок художника И. Красицкого с важной пометой: «Место дуэли Пушкина близ Каменданской дачи, по указанию Я. К рисунку был прикреплен кусок бересты — возможно, как считал художник, с дерева, бывшего свидетелем трагического январского события 1837 года. К сожалению, Исаков составил описание и схематический план местности только спустя 22 года, в 1880 году, что не позволяет с уверенностью утверждать об их достоверности. В этой связи городская Дума неоднократно отклоняла вопрос об установке памятного знака на Черной речке. Константин Карлович Данзас. Эти просьбы были удовлетворены, о чем сообщали газеты: «В числе панихид, совершенных в день пятидесятилетней годовщины смерти Пушкина, самое видное место занимала панихида, которая была совершена по инициативе С. На панихиде присутствовал старший сын поэта А. Пушкин, писатели, журналисты… Всего собралось около тысячи человек, приехали воспитанники Александровского лицея во главе с директором Н. Один из членов Петербургской управы сообщал, что земство войдет с ходатайством об отчуждении места поединка и открытии подписки на сооружение памятника или часовни. К сожалению, эти намерения осуществить не удалось, и было принято решение продолжить уточнение памятного места. Хохряков с его оригинала неизвестный художник. Панихида на месте дуэли А. Пушкина пятидесятилетие со дня кончины. Неизвестный фотограф. Памятник на месте дуэли А. На фоне здания ипподрома. В начале 1890-х годов территория за Черной речкой была передана Императорскому Царскосельскому скаковому обществу, началось строительство ипподрома. В 1889 году в журнале «Живописное обозрение» появилось тревожное сообщение: «Место дуэли Пушкина почти забыто, затеряно среди огородов. Вспомнили об этих «пяти березах» только во время пятидесятилетия после смерти гениального писателя и огородили это место. Но увы!
10 февраля - День Памяти Александра Сергеевича Пушкина!
Получив письмо, Геккерн в тот же день объявил Пушкину, что от его имени Дантес делает ему вызов. 14 июля 2019 Нурия Улумбекова ответила: Александр Сергеевич Пушкин умер зимой 1837 года в Санкт-Петербурге. 185 лет назад, 8 февраля 1837 года, состоялась дуэль на Чёрной речке, в результате которой поэт Александр Пушкин был убит в возрасте 37 лет. Новость o смертельном ранении Пушкина застала Лермонтова в Петербурге, в квартире на Садовой улице, которую они снимали с бабушкой.
Главная тема
- Дуэль и смерть Пушкина | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов
- Читайте также
- 185 лет со дня гибели Пушкина
- 10 февраля – День памяти Александра Сергеевича Пушкина. 186 лет со дня гибели поэта (1837)
- День памяти А.С. Пушкина.186-я годовщина со дня гибели поэта
- Дуэль А. С. Пушкина. Неразгаданная тайна
Последние дни Пушкина.
Поводом к дуэли послужил анонимный пасквиль, оскорбительный для чести жены Пушкина Натальи (урожденной Гончаровой) и его получил три экземпляра анонимного послания. В течении всего дня Пушкина постоянно навещали доктора, но никто не мог облегчить его страданий. А в жизни смертельно раненый на поединке кудрявый поэт скончается на третий день.
«Мы все сойдем под вечны своды»: как погиб и где похоронен поэт Александр Пушкин
Романова, но ни этот, ни другие проекты так и не были осуществлены. Проект памятника А. Бровце о в. Катонина в виде усеченной сверху колонны, пересеченной рустом.
В 1936 году корреспондент газеты «Крестьянская правда» сообщал, что место дуэли Пушкина превратилось в «культурно устроенную площадку с зелеными насаждениями, цветочными клумбами, красивыми дорожками». Памятник — усеченная колонна, работы архитектора Е. Катонина, установленный в 1932 г.
Проект памятника на месте дуэли А. Место дуэли Пушкина. Последний день памятника.
Лапиров работал под руководством Е. По этому проекту у Черной речки был воздвигнут высокий гранитный обелиск, увенчанный овальным бронзовым медальоном с профильным портретом Пушкина работы М. Специалист по изучению памятников Пушкину А.
Гдалин в 2001 году утверждал, что «сведений о других участниках этого конкурса разыскать пока не удалось». Пушкин с утра идут приготовления к открытию памятника—обелиска. К 11 утра на пьедестале обелиска закончена вырезка надписи...
Утром с обелиска были сняты леса и надет чехол. Ступени обелиска и площадка вокруг него очищаются от снега. Открытие намечено на 3 часа дня.
В 12 часов к историческому месту явилась экскурсия детей 13-го детского сада». Митинг в честь открытия обелиска на месте дуэли А. Во время Великой Отечественной войны обелиск был поврежден осколками снарядов и отреставрирован в 1949 году гранитчиками завода «Монументскульптура».
В последующие годы реставрационные работы проводились по мере необходимости. В 1963 году оформление мемориального комплекса завершилось установкой двух гранитных стел, возведенных по проекту архитектора А. Лапирова перед обелиском.
На одной из них помещена надпись: «Здесь на Черной речке 27 января 8 февраля 1837 года великий русский поэт Пушкин был смертельно ранен на дуэли». На другой начертаны строки М. Лермонтова: Погиб поэт!
Барельеф работы М. Место дуэли Пушкина на Черной речке. Пушкина поступила металлическая шкатулка, внутри которой заключена земля, взятая на месте дуэли Пушкина — в бывшей Коломяжской роще близ Черной речки.
Даритель шкатулки — П.
Пуговицу эту до сих пор не нашли. Судебный медик В. Сафронов также пришёл к выводу, что пуля попала в преграду больших размеров и плотности. В 1962 году был проведён следственный эксперимент: изготовили манекен рослого кавалергарда, одетого в мундир Дантеса и произвели прицельные выстрелы с учётом условий роковой дуэли. Авторы эксперимента сделали вывод о том, что под мундиром Дантеса существовала защита типа кольчуги.
Некоторые считают, что Данзас фактически предал Пушкина. Ссыльный декабрист Иван Пущин негодовал: «Если бы я был на месте Данзаса, то роковая пуля встретила бы мою грудь…» Раненого Пушкина вначале волоком «тащили» к саням, затем уложили на шинель и понесли. Однако, секундантам это оказалось не под силу. Тогда вместе с извозчиками они разобрали забор из тонких жердей и подогнали сани. На всём пути от места дуэли до саней на снегу протянулся кровавый след. Раненого поэта посадили в сани и повезли по тряской, ухабистой дороге.
По воспоминаниям Данзаса из раны Пушкина кровь лилась «рекой». Однако секундант не взял никаких лекарств и материалов для перевязки в случае ранения. Данзас объяснял это тем, что «был взят в секунданты за несколько часов до дуэли, времени было в обрез, и он не имел возможности подумать о первой помощи для Пушкина». А может быть, Данзас надеялся, что жандармы не допустят проведения дуэли? И именно поэтому не пригласил на дуэль врача, как это было положено по дуэльному кодексу. Данзас знал, как опасна рана в живот.
Он не раз видел, как люди умирали от потери крови в течение часа. Но Пушкин несколько часов оставался без перевязки. Пушкина можно было бы спасти, если бы врачебная помощь была оказана вовремя. Согласно исследованию уральского хирурга Михаила Давидова «Дуэль и смерть А. Пушкина глазами современного хирурга» ошибка Данзаса в том, что Пушкина с места дуэли повезли не в госпиталь, где могли оказать хоть какую-то помощь, а домой. От Чёрной речки до квартиры на Мойке — около семи вёрст.
Пушкина везли полтора часа. По мнению современных медиков, по дороге домой он потерял почти половину объёма крови. На Комендантской даче Пушкина пересадили с саней в карету Геккерна. Это была «медвежья услуга», потому что в карете трясло ещё сильнее, что усиливало мучения раненого. Если бы Пушкина везли на санях, то привезли бы вдвое быстрее и, значит, раненый потерял бы меньше крови. А так раненого поэта привезли домой уже в темноте, к 18 часам.
Данзас в течение трёх! Сначала поехал к Арендту, потом к Саломону; не застав дома ни того, ни другого, оставил им записки и отправился к доктору Персону; но и тот был в отсутствии. Оттуда, по совету жены Персона, Данзас поехал в Воспитательный дом, где, по словам её, он мог найти доктора наверное. Подъезжая к Воспитательному дому, Данзас встретил выходившего из ворот доктора Шольца. Выслушав Данзаса, Шольц сказал ему, что он, как акушер, в этом случае полезным быть не может, но что сейчас же привезёт к Пушкину другого доктора. Шольц пригласил хирурга К.
Задлера, который к этому времени уже успел оказать медицинскую помощь легко раненому Дантесу. В это же время приехал Арендт, он также осмотрел рану. Пушкин просил сказать откровенно: в каком положении он находится, и прибавил, что какой бы ответ ни был, он его испугать не может, но что ему необходимо знать наверное своё положение, чтобы успеть сделать некоторые нужные распоряжения. Уезжая, Арендт сказал провожавшему его в переднюю Данзасу: «Штука скверная, он умрёт». После дуэли Данзаса должны были арестовать, однако ему было разрешено императором не покидать Пушкина до его последнего часа. В продолжение ночи страдания Пушкина до того усилились, что он решил застрелиться.
Позвав человека, он велел подать ему один из ящиков письменного стола; человек исполнил его волю, но, вспомнив, что в этом ящике были пистолеты, предупредил Данзаса. Данзас подошел к Пушкину и взял у него пистолеты, которые тот уже спрятал под одеяло. Пушкин признался, что хотел застрелиться, потому что страдания его были невыносимы. Смерть поэта наступила через 46 часов после ранения. Вскрытие проводили прямо в прихожей. Пулю в теле так и не нашли.
Записей о вскрытии не составили. Так что причина смерти Пушкина до сих пор остаётся загадкой. Лишь через 24 года после смерти Пушкина записки о результатах вскрытия написал по памяти и опубликовал Владимир Иванович Даль, участвовавший в процессе. За секундантство на дуэли Пушкина Данзас был приговорён к повешению. Однако по ходатайству военного и надзорного начальства! На свободу Данзас вышел уже 19 мая 1837 года.
Через два года после дуэли, в 1839 году, был награждён орденом Святого Станислава 2-й степени; в 1840 году к этому ордену была пожалована императорская корона. В 1844 году получил чин полковника, а в 1857 году вышел в отставку с присвоением чина генерал-майора. Сохранилось «Подлинное военно-судебное дело 1837 года» о дуэли Пушкина и Дантеса. Однако там отсутствуют два листа первичных показаний, собственноручно написанных К. Почему исчезли эти листы? Что было в них?
Я не обвиняю К. Этого и нельзя делать за отсутствием прямых улик. Однако косвенные улики говорят не в пользу Данзаса. На основании вышеизложенного, я могу сделать вывод, что дуэль фактически была убийством. Один известный пушкиновед автор толстенной монографии о Пушкине написала комментарий на мою статью «Заговор против Пушкина»: «По всей видимости, Данзас — глава заговора против Пушкина! Организатором мог быть только император».
Жорж Дантес был лишь исполнитель. Дантес вспоминал: «Было предостаточно случаев, когда она могла бы отдать мне всё — и что же?.. Он погиб в борьбе с русской историей, ход которой он пытался изменить. Он потерял веру в друзей. Он потерял веру в возможность создания прочного дома. Ему оставалось — понимание и признание в будущем, а в настоящем — самоуважение, т.
Честь, понимаемая широко. Его честь как подлинного русского дворянина. Его честь как подлинного русского литератора. Его честь как человека долга». Не имея в данный момент возможности комментировать данную публикацию, отмечу, что она, безусловно, нуждается в серьезном анализе. Замечу пока лишь одно: криминалисты исследовали некоторые криминалистические аспекты дуэли Пушкина с Дантесам, и в самое ближайшее время постараюсь познакомить читалей с резульатами этих специальных исследований.
С женою прощался несколько раз и всегда говорил ей с нежностью и любовью. С нами прощался он посреди ужасных мучений и судорожных движений, но духом бодрым и с нежностью. У меня крепко пожал он руку и сказал: «Прости, будь счастлив!
Мы за нею послали. Прощаясь с нею, просил он перекрестить его, что она и исполнила.
Лапиров работал под руководством Е. По этому проекту у Черной речки был воздвигнут высокий гранитный обелиск, увенчанный овальным бронзовым медальоном с профильным портретом Пушкина работы М. Специалист по изучению памятников Пушкину А. Гдалин в 2001 году утверждал, что «сведений о других участниках этого конкурса разыскать пока не удалось». Пушкин с утра идут приготовления к открытию памятника—обелиска. К 11 утра на пьедестале обелиска закончена вырезка надписи... Утром с обелиска были сняты леса и надет чехол. Ступени обелиска и площадка вокруг него очищаются от снега.
Открытие намечено на 3 часа дня. В 12 часов к историческому месту явилась экскурсия детей 13-го детского сада». Митинг в честь открытия обелиска на месте дуэли А. Во время Великой Отечественной войны обелиск был поврежден осколками снарядов и отреставрирован в 1949 году гранитчиками завода «Монументскульптура». В последующие годы реставрационные работы проводились по мере необходимости. В 1963 году оформление мемориального комплекса завершилось установкой двух гранитных стел, возведенных по проекту архитектора А. Лапирова перед обелиском. На одной из них помещена надпись: «Здесь на Черной речке 27 января 8 февраля 1837 года великий русский поэт Пушкин был смертельно ранен на дуэли». На другой начертаны строки М. Лермонтова: Погиб поэт!
Барельеф работы М. Место дуэли Пушкина на Черной речке. Пушкина поступила металлическая шкатулка, внутри которой заключена земля, взятая на месте дуэли Пушкина — в бывшей Коломяжской роще близ Черной речки. Даритель шкатулки — П. Юрьевич — рассказал, что земля была взята на глубине 70 см, где в 1837 году, по его расчетам, находился верхний земельный слой. Шкатулка выполнена из алюминия и с любовью украшена плакетками с изображением А. Пушкина, С. Есенина, А. Чехова и значками 1960-х годов, на которых представлены памятники Пушкину на площади Искусств, И. На крышке шкатулки прикреплены значки с портретами А.
Радищева, Н. Гоголя, И. Тургенева, Ф. Достоевского, Т.