Гибель Валерия Павловича Чкалова.
Как погиб легендарный летчик Чкалов: тайна, о которой спорят уже много лет
С нами связался Игорь Валерьевич Чкалов, правнук Валерия Чкалова, представитель Международного мемориального фонда «Чкалов». Он заявил, что говорит от лица всей семьи. Валерий Павлович Чкалов (1904–1938) известен во всем мире. Биография Валерия Павловича Чкалова. день смерти Героя Советского союза, великого летчика-испытателя Валерия Чкалова. Валерий Павлович Чкалов (1904–1938) известен во всем мире. Валерий Чкалов прожил короткую, но очень насыщенную и яркую жизнь.
Подготовка к полетам
Разрешение было получено. Самолет АНТ-25 под управлением Леваневского отправился в путь в августе 1935 года. Спустя 10 часов полета из двигателя потекло масло, и машину пришлось посадить на ближайшем аэродроме. Причина оказалась проста: в баке было слишком много масла. Пилот сделал вывод, что на одномоторном самолете полет такого масштаба не совершить, а других подходящих машин не было. Георгий Байдуков, который был вторым пилотом при неудачной попытке перелета в Америку, предложил Чкалову вместе покорить маршрут. Бесстрашный испытатель загорелся идеей, поскольку был уверен в возможностях АНТ-25. Сталин не сразу одобрил очередную попытку.
Однако разрешил беспосадочный перелет на Дальний Восток. Полет, получивший название «Сталинский маршрут», совершили Чкалов, Байдуков и Беляков летом 1936 года. Перед вылетом на Дальний Восток на аэродроме «Щелково». Слева направо: члены экипажа АНТ-25 Г. Байдуков, В. Чкалов, А. Беляков и конструктор самолета А.
По возвращении в Москву летчиков встречал сам Сталин. Надпись «Сталинский маршрут» на борту самолета сохранилась и при полете через Северный полюс, который все-таки был одобрен руководством год спустя. Это было непростое испытание для летчиков. Запасы кислорода были ограничены, постоянно присутствовал риск обледенения машины. В какой-то момент лопнула трубка водяной системы охлаждения двигателя. Поломку удалось восстановить только благодаря смекалке и быстроте реакции Чкалова. Они благополучно долетели до Ванкувера, установив мировой рекорд, преодолев 11 340 км за 63 часа 16 минут.
Их встречали как героев.
Последующие события, связанные с И-180, требуют и по сей день тщательнейшего расследования ввиду их загадочности и необъяснимости. Именно эта странная цепь злоключений новой машины не позволила ей заменить "старичка" И-16. Первый полет И-180 закончился катастрофой и гибелью Чкалова. На втором экземпляре самолета 5 сентября 1939 года погиб летчик-испытатель Томас Сузи. Уже в процессе внедрения И-180 в серийное производство, средь бела дня 26 мая 1940 года на ровном месте капотирует опытнейший летчик Степан Супрун. Спустя немногим более месяца, 5 июля, летчик НИИ ВВС Афанасий Прошаков, исчерпав все свои возможности по усмирению штопорящего вверх ногами И-180, спасается на парашюте. Нет, вереница неудач, преследующая Поликарпова, вовсе не была случайной. Его перегоняли с одного авиационного завода на другой, а работы по перспективным машинам всячески дискредитировались руководством авиапромышленности. В 1939 году Поликарпов продолжал развивать схему истребителя под рядный двигатель жидкостного охлаждения: проект нового высотного истребителя И-200 "К" под новый перспективный двигатель АМ-37 был готов к осени того же года.
В октябре Поликарпова направили в составе группы авиационных специалистов в Германию. Цель командировки — изучение немецкой авиапромышленности. Истребитель И-200 был построен и стал впоследствии известен как МиГ-3 — истребитель Микояна и Гуревича. Такое вот тогда было время... Хотя самого худшего не произошло, однако детища своего, как и большей части сотрудников КБ, Поликарпов лишился. Сам конструктор тяжело переживал случившееся. Здесь, на новой территории, Поликарпову предстояло собраться с новыми силами, здесь, несмотря на все неприятности, конструктор смог создать еще целый ряд опытных истребителей, которые, вне всякого сомнения, были передовыми машинами. И-185, проект которого появился в начале 1940 года, мог бы стать лучшим советским истребителем периода Второй мировой войны. Однако эта выдающаяся машина начала летать в такое тяжелое для опального конструктора время, что ему подчас приходилось для обеспечения ее полетов сливать бензин из личного автомобиля... Любопытно: ни один из созданных им самолетов не позволил назвать своим именем, считая, что создание самолета — это заслуга не одного человека, а плод коллективного творчества.
Только после смерти конструктора знаменитый учебный самолет — "небесный тихоход", прославившийся в годы войны, переименовали в ПО-2, то есть "Поликарпов-2". Сегодня конструкторское наследие Поликарпова изучают во всем мире, а тогда всячески дискредитировалось руководством авиапрома, замалчивалось. А почему? Говорили, он ведь — сын священника… Окончил духовное училище, учился в духовной семинарии... А еще Николай Николаевич, придя в авиацию, работал у Игоря Сикорского, который, как известно, уехал в Америку. Хотя сам Поликарпов никуда не уезжал. Много, очень много сделал он для развития нашей авиации. Нельзя винить человека в том, в чем он не виноват: дети не выбирают себе родителей, так же, как и не выбирают страну, где родиться. Важна позиция, занимаемая человеком в зрелые годы, а здесь Поликарпов всегда был на высоте. Теперь можно сказать, что И-180 погиб не по вине запорожских моторостроителей — двигатели М-88 стояли и на ДБ-3, и на ДИ-6.
Те же ДБ-3 пролетали всю войну, Берлин бомбили. ДБ-3 пошел в серию. А И-180 — что он собой представлял? И не в двигателе причина. Вокруг И-180 шла какая-то непонятная игра. Поликарпов явно не хотел спешить, хотя наверняка и на него оказывалось давление со всех сторон. Но как бы там ни было, Поликарпов полетный лист не подписал. Нет, здесь что-то иное. Спешка нужна была кому-то другому. И, наверное, не случайно испытание И-180 поручили именно Чкалову, которого для этого даже из отпуска вызвали.
В тему Отдельная страница жизни — Чкалов — депутат Верховного Совета. Ему удалось сделать многое. Советское правительство подарило Чкалову небольшой самолёт, он летал по всей Горьковской области, помогал людям. По словам Зои Припоровой, после рокового крушения И-180 в кармане гимнастёрки Чкалова нашли записи: детскому дому нужно то-то и то-то… В Дзержинске к депутату обратилась многодетная семья Трофимовых: 8 детей и родители ютились в одной комнатке. Вот что пишет Чкалов руководству завода, где работала мать семейства: «В порядке человечности прошу послать рабочих обследовать комнатушку Трофимовых. Таисья Фёдоровна на сносях, и как ей с такой большой семьёй выйти из положения…».
В этом был весь Чкалов. Ему удалось тогда выбить Трофимовым жильё. Гибель Чкалова Испытания И-180 Чкалов начал 15-го декабря 1938 г. Это был первый полёт нового истребителя конструкции Поликарпова. Полёт готовился в страшной спешке, нужно было успеть до конца года. Стоял морозный зимний день.
Чкалов благополучно взлетел с Центрального аэродрома. Полетное задание предписывало Чкалову совершить первый полёт без уборки шасси с ограничением скоростей по маршруту над Центральным аэродромом, на высоте 600 м. Тем не менее он покинул границы Ходынского поля и пролетел над ближней дачей Сталина, сделав своеобразный подарок ко дню рождения вождя. Уже при заходе на посадку двигатель М-88, не оснащённый лобовыми жалюзи, переохладился и, при попытке изменить режим его работы, заглох. Чкалов пытался дотянуть до аэродрома. Но уже на подходе, видя, что самолёт не перелетит через жилые бараки, где могли быть люди, Чкалов отвернул и врезался центропланом в высоковольтную опору.
Через два часа Валерий Павлович скончался в Боткинской больнице от полученных травм. Похоронен Чкалов в Москве, урна с его прахом лежит в Кремлёвской стене. На месте его гибели на Хорошевском шоссе установлен мемориальный камень. Наконец-то свершилось! В 1924 году стал уже настоящим профессионалом, и не могла не пополниться интереснейшими фактами у такого дерзкого человека, как Валерий Чкалов, биография. Семья его — отец и мачеха Наталья Георгиевна, которая очень старалась заменить мальчику мать, и у неё даже получалось, чрезвычайно переживали за сына.
Он вырос отважным, но бесстрашие его довольно часто становилось безмерным. Например, когда начал служить в ленинградской авиаэскадрилье, практически ежедневно совершал весьма рискованные полёты. Взыскания от начальства множились, но и восхищение его недюжинным талантом возрастало. Случилось, что Чкалова даже осудили за это воздушное лихачество, и он провёл пару месяцев в тюрьме. Однако ничто не помогало. Документа нет, но очевидцы заявляют, что однажды на спор Валерий Чкалов провёл самолёт под Троицким мостом.
Ленинград ахнул и переполнился слухами. Лётчик-истребитель, лётчик-испытатель С 1924 года Валерий Чкалов служит истребителем. В это время он женился на учительнице из Ленинграда Ольге Ореховой, в 1928 году в семье родился первенец — сын Игорь. Но карьера Чкалова в авиации, как ни странно, оказывается под угрозой. Дело в том, что Чкалов отличался не только исключительной отвагой в воздухе, но и откровенной дерзостью и лихачеством. Он исполнял сложнейшие фигуры высшего пилотажа, мог вылететь в любую погоду и нередко производил опасные маневры, которые, впрочем, всегда заканчивались благополучно.
Широко известна и история, когда Чкалов, якобы на спор, пролетел под Троицким мостом в Ленинграде, этот пролет был исключительно опасен, за него получил выговор. В итоге Чкалова отстраняют от полетов и только по ходатайству самого «первого маршала» К. Здесь ему пригодилось умение осваивать разные типы авиатехники и быстро привыкать к особенностям любого самолета. Буквально за два года работы испытателем он совершил свыше 800 вылетов для НИИ. Освоил свыше 30 типов самолетов, многие из которых так и не пошли в серию, другие же широко известны любителям истории и авиации. Чкалов летал даже на воздушном авианосце, тяжелом ТБ-3, к которому подвешивалось несколько истребителей.
Причем ему одинаково легко удавалось справиться с управлением и привыкнуть как к истребителю, так и к тяжелому бомбардировщику. Тогда же он придумывает две новые фигуры высшего пилотажа: восходящий штопор и замедленную бочку. За особые заслуги в испытании истребителей Н.
Приговором военного трибунала Белорусского военного округа от 30 октября 1928 года Чкалов был осуждён по статье 17 пункт «а» Положения о воинских преступлениях и по статье 193-17 УК РСФСР к одному году лишения свободы, а также был уволен из Красной Армии. Отбывал наказание недолго, по ходатайству Я. Алксниса и К.
Ворошилова менее чем через месяц наказание было заменено на условное и Чкалов был освобождён из Брянской тюрьмы. Будучи в запасе, в начале 1929 года Чкалов вернулся в Ленинград и по ноябрь 1930 года работал в Ленинградском Осоавиахиме, где руководил школой планеристов и был лётчиком-инструктором. За два года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов. Перебазирование из обыденного события превратилось в первый в СССР воздушный парад с пролётом над Красной площадью. Совместно со своим старшим товарищем Александром Анисимовым испытывал новейшие самолёты-истребители 1930-х годов И-15 биплан и И-16 моноплан конструкции Поликарпова. Автор новых фигур высшего пилотажа — восходящего штопора и замедленной бочки.
Весной 1936 года Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в правительство с предложением провести такой перелёт, но Сталин указал другой план маршрута: Москва — Петропавловск-Камчатский, опасаясь повторения неудачной попытки Леваневского в августе 1935 года полёт С. Леваневского, Г. Байдукова и В. Левченко по маршруту Москва — Северный полюс — Сан-Франциско был прерван из-за неисправности. Перелёт экипажа Чкалова из Москвы на Дальний Восток стартовал 20 июля 1936 года и продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд в Охотском море. Общая протяжённость рекордного маршрута составила 9375 километров.
Уже на острове Удд на борт самолёта была нанесена надпись «Сталинский маршрут», сохранённая и при следующем перелёте — через Северный полюс в Америку. Оба чкаловских перелёта официально носили это название вплоть до начала «борьбы с культом личности Сталина» и литературных подчисток. За перелёт на Дальний Восток весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина: медаль Золотая Звезда, введённая в 1939 году уже после смерти Чкалова, была вручена только в 2004 году его детям. Кроме того, Чкалову был подарен личный самолёт У-2 сейчас находится в музее в Чкаловске. Об исключительной важности этого перелёта для своего времени говорит то, что И. Сталин лично приехал 10 августа 1936 года на Щёлковский аэродром близ Москвы встречать возвратившийся самолёт.
Чкалов продолжал добиваться разрешения на совершение перелёта в США, и в мае 1937 года разрешение было получено.
Валерий Чкалов: биография
Официально считается, что при посадке экспериментальный самолет зацепился за провода. Точно известно, что после падения Чкалов был жив, его даже успели доставить в больницу. А дальше версии расходятся. Некоторые источники говорят, что летчик умер через несколько минут после госпитализации.
Но были свидетели, которые утверждали, что он прожил еще несколько часов.
Только за конец 1938 и в первые месяцы 1939 гг. Эти тяжёлые потери, как и подавляющее большинство других катастроф и аварий, являются прямым результатом: а преступного нарушения специальных приказов, положений, лётных наставлений и инструкций;. Герой Советского Союза, известный всему миру своими рекордными полётами, комбриг В. Чкалов погиб только потому, что новый истребитель, который комбриг Чкалов испытывал, был выпущен в испытательный полёт в совершенно неудовлетворительном состоянии, о чём Чкалов был полностью осведомлён. Больше того, узнав от работников НКВД о состоянии этого самолёта, т.
Сталин лично дал указание о запрещении т. Чкалову полётов впредь до полного устранения недостатков самолёта, тем не менее комбриг Чкалов на этом самолёте с не устраненными полностью дефектами через три дня не только вылетел, но начал совершать свой первый полёт на новом самолёте и новом моторе вне аэродрома, в результате чего, вследствие вынужденной посадки на неподходящей захламлённой местности, самолёт разбился и комбриг Чкалов погиб. Вблизи места катастрофы самолёта Чкалова установлен памятный камень. Альтернативные версии Высказывались сомнения в истинности официальной истории гибели Валерия Чкалова: якобы непонятно, почему опытный образец боевого самолёта взлетал с Центрального аэродрома на Ходынском поле, то есть с полосы гражданского аэропорта, и как он туда попал. Завод, выпустивший опытный образец И-180, существует и сейчас. Это завод имени Хруничева в Филёвской пойме.
ВПП закрытого и охраняемого заводского аэродрома располагалась там, где сейчас проходит улица Филёвский бульвар расположение заводских корпусов и бульвара весьма характерны и до сих пор не утратили следов планировки бывшего авиапромышленного объекта. Эти сомнения — плод незнания истории авиации: в 1938 году аэродром на Ходынском поле был Центральным аэродромом им. Кроме полётов пассажирских самолётов, он являлся и заводским аэродромом для трёх заводов и нескольких ОКБ. В том числе — и ОКБ Поликарпова. Ныне — это завод имени П. Согласно версии, изложенной дочерью Чкалова, Валерией Валерьевной в фильме телепроекта «Искатели» «Охота на Чкалова», в гибели лётчика виновны НКВД, а также Иосиф Сталин и Лаврентий Берия, сознательно подводившие Чкалова к смерти во время испытательного полёта например, разрешение на вылет неисправного самолёта, срез жалюзи у мотора.
Семья Жена — Ольга Эразмовна Чкалова, урождённая Орехова 1901—1997 , в браке с 1927 года, ленинградская учительница, автор ряда книг и воспоминаний о Чкалове, статей по педагогической тематике. Дочь — Валерия 1935—2013. Дочь — Ольга р. Инженер ВВС. Почётный гражданин Чкаловского района Нижегородской области Постановление Земского собрания Чкаловского района от 26. Внёс большой вклад по пополнению фонда музея В.
Чкалова в г. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Автор ряда статей и интервью, посвящённых своему отцу. Полагал, что причиной гибели его отца было преднамеренное убийство «Отца убрали потому, что он имел большое влияние на Сталина».
Молотову и К. В закрытом письме также признавалось, что истребитель пока находится в «сыром виде», имея 48 дефектов, которые могут грозить катастрофой самолета в воздухе Из письма Л. Берия И. Молотову, К. Ворошилову от 12 декабря [1938 г. Однако это предупреждение осталось без серьезного внимания. В тот же день Валерий Павлович предпринял первую попытку испытать И-180. Вследствие неполадок с двигателем М-88 самолет не смог оторваться от земли, и был отправлен в ЛИС на устранение отмеченных неисправностей. Чкалов в кабине самолета 15 декабря состоялось повторное испытание нового истребителя на столичном Центральном аэродроме имени М. По словам конструктора Н. Поликарпова, присутствовавшего на испытаниях, «…вплоть до последнего разворота, полет мне представлялся совершенно нормальным, судя по поведению самолета. После первого круга В. По-видимому, причина катастрофы выявилась в этот момент» Из показаний по расследованию катастрофы 15 декабря [1938 г. Обломки самолета И-180 после аварии Какого-либо тревожного состояния летчик-испытатель перед полетом не испытывал. Порай в своих объяснениях по поводу катастрофы указывал на тот факт, что настроение у Валерия Павловича было хорошее, он разговаривал с коллегами, смеялся Из показаний по расследованию катастрофы 15 декабря [1938 г. Авария произошла примерно через 10 минут после взлета самолета. Как указывалось в закрытом докладе Л. Берии руководству страны от 15 декабря 1938 г. Магистральная, д. Ворошилову, М. Памятный камень на месте гибели В. Чкалова По оценке комиссии по расследованию катастрофы, «при ударе т. Чкалова выбросило вперед на 10—15 метров вместе с хвостовой частью фюзеляжа, управлением и сиденьем. Передняя часть самолета разбита. Пожара не было» АП РФ. При падении сердце Валерия Павловича еще несколько минут продолжало биться. По дороге в Боткинскую больницу легендарный советский летчик скончался. Алексеева Алексеев Павел Александрович [10. Арестован 18 июня 1941 г. Посмертно реабилитирован в 1955 г. Сталину и В. Молотову соответствующий акт. Основной причиной катастрофы комиссия признала «отказ мотора в результате переохлаждения и ненадежной конструкции управления газом». При этом члены комиссии единодушно пришли к выводу, что В. Чкалов «до последнего момента управлял самолетом и пытался сесть и сел вне площади, занятой жилыми домами» Из акта работы комиссии по расследованию причин катастрофы самолета И-180 от 17 декабря 1938 г. В те дни газета «Правда» писала: «… Погиб великий летчик нашего времени, имя которого являлось синонимом героизма и мужества, Валерий Чкалов был храбрейшим из храбрых. Среди советских летчиков он пользовался громадным уважением как несравненный мастер своего дела. Среди всего советского народа он пользовался широчайшей известностью и любовью как народный герой…». Плакат Гроб с телом Чкалова был выставлен в Колонном зале. В течение 16—17 декабря попрощаться с любимым героем пришло по некоторым данным более полумиллиона человек. В ночь на 18 декабря тело Чкалова было предано кремации, а днем его прах захоронен в Кремлевской стене за Мавзолеем В. Ленина на Красной площади. Имя легендарного советского летчика было увековечено в названии улиц многих городов, населенных пунктов, станций метро. Его именем названы морские и речные суда, школы, остров бывший о. Образ Валерия Павловича Чкалова, его замечательный жизненный путь нашли отражение в кинофильмах, книгах, ему посвящены художественные картины, воздвигнуты памятники, монументы, обелиски и др.
А он, словно дразня ее, решился на новое безумство. Расстояние меж двух деревьев было неприлично мало, но, повернув самолет на 90 градусов, машина протиснулась в узкое пространство. Впрочем, даже сняв погоны, без неба он не остался. В компании таких же рисковых парней Валерий стал испытывать новые модели самолетов. Потому, когда встал вопрос, кто из них полетит в Арктику спасать челюскинцев, ответ был один: Чкалов. Но лучшего пилота страны не отпустили с испытаний. Узнав об этом, Чкалов стукнул кулаком: «Это же мой полет! Моя мечта! Разрешение Чкалову на повторение маршрута Сталин поначалу не дал. Генсек боялся опростоволоситься перед американцами, поэтому Валерий полетел из Москвы на Камчатку. Без пересадки он блестяще справился с задачей. И только тогда всесильный вождь поверил в него, лично приехав на аэродром встречать героя. Последний полет Его главный полет случился 18 июня 1937 года. Поднявшись в небо, тяжелый АНТ-25 набрал высоту и взял курс на Северный полюс. Но сам полюс Валерий проспал, отдыхая по графику в отсеке. Просто торчит из земли кусок ржавой оси». Только через два дня они благополучно сели на аэродроме близ Ванкувера. Американцы встретили их как героев: овации, интервью, встречи. В тот период Чкалов ощутил себя звездой. И, возвращаясь обратно на корабле, ничуть не стушевался, ухаживая за голливудскои дивой Марлен Дитрих. Она же была в шоке от дикого русского. Но куда больше Марлен покоробило, что на пристани ее почти не заметили - все внимание прессы досталось этому невысокому мужчине в форме. Полет в Америку сделал Чкалова кумиром миллионов. Но сам он этого, казалось, не замечал. Самолеты и небо по-прежнему волновали его больше всего.
Женщина раздора. Почему Сталина подозревают в гибели легендарного лётчика Чкалова
Рыцарь пятого океана. К 110-летию со дня рождения советского летчика В.П. Чкалова | Знаменитейший летчик Валерий Чкалов, биография которого в авиации началась с ученика слесаря, уверенно шёл по намеченному пути. |
Валерий Чкалов. Краткая биография летчика-испытателя. Личная жизнь. Причина смерти - Helperia | По-настоящему широко известно имя Валерия Чкалова стало в 1936 году, когда он в компании лётчиков Георгия Байдукова и Александра Белякова совершил беспрецедентный перелёт из Москвы на Дальный Восток. |
Летчик Валерий Павлович Чкалов (история, биография, фото) | Валерий Павлович Чкалов родился 20 января (2 февраля по н. ст.) 1904 года в селе Василёво (ныне Чкаловск) Нижегородской губернии. |
Валерий Чкалов - биография, факты, фото | Гибель Валерия Чкалова. Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полёта на новом истребителе И-180 на Центральном аэродроме. |
Валерий Чкалов - биография, новости, личная жизнь
Чкалов, Валерий Павлович | Советский лётчик Валерий Павлович Чкалов выступает перед избирателями города и области в местной радиостудии. |
Валерий Чкалов: биография, личная жизнь, жена и дети (фото) | Кто заставил Чкалова поднять самолет в воздух, кому могла быть выгодна смерть летчика и правда ли, что незадолго до гибели Чкалов стал сильно раздражать власть? Вениамин Смехов проводит собственное расследование. |
ЧКА́ЛОВ ВАЛЕРИЙ ПАВЛОВИЧ
16 декабря 1938 года все газеты и радиостанции страны передали Правительственное сообщение, в котором говорилось «о гибели великого летчика нашего времени, Героя Советского Союза тов. Валерия Павловича Чкалова при испытании нового самолета». Валерий Павлович Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении испытательного полета нового истребителя «И-180» на Центральном аэродроме в Москве. По-настоящему широко известно имя Валерия Чкалова стало в 1936 году, когда он в компании лётчиков Георгия Байдукова и Александра Белякова совершил беспрецедентный перелёт из Москвы на Дальный Восток. Валерий Павлович Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении испытательного полета нового истребителя «И-180» на Центральном аэродроме в Москве. Валерий Павлович Чкалов — это целая эпоха в истории нашей авиации.
15 декабря - День Памяти Валерия Чкалова, Героя Советского Союза
Валерий Павлович Чкалов с семьей: супруга Ольга Эразмовна, сын Игорь, дочь Валерия. Причиной его трагической гибели стала то ли сверхуверенность в собственной исключительности, то ли упрямое нежелание соблюдать инструкции и указания "сверху". «Сталинский сокол», как называли Валерия Чкалова, за свою короткую жизнь, вместившую всего 34 года, заслужил не только звание летчика-аса. Валерий Чкалов прожил короткую, но очень насыщенную и яркую жизнь. Причиной недовольства Сталина мог стать и отказ Чкалова от должности главы НКВД. 120 лет Валерию Чкалову — биография. Валерий Чкалов родился 2 февраля 1904 года в семье мастера-котельщика в селе Васильево Нижегородской области (ныне — город Чкаловск). Когда Валерию было шесть лет, его мать умерла. Воспитывался он отцом и его второй женой.
Виртуальный хостинг
- Читайте также
- Деликатный сервис
- Валерий Чкалов: биография ::
- Герой Советского Союза Чкалов Валерий Павлович :: Герои страны
Семья Чкалова отреклась от правнучки после ее слов о ядерном ударе по Москве
Накануне интервью дала его 35-летняя правнучка Дарья Богданова, которая заявила, что не прочь нанести ядерный удар по Москве в целях завершения конфликта на Украине. Дарья Богданова Фото: Соцсети В пример девушка привела атомный удар по Японии в 1945 году, который, по ее мнению, привел к завершению Второй мировой войны. Судя по всему, Дарья готова подставить под удар родную маму и бабушку, которые по-прежнему остаются в Москве. Однако, отметила Богданова, она предпочитает, «чтоб долбанули Лубянку и на этом закончили». Представители другой ветви Чкаловых негодуют и уже отреклись от слов родственницы, мол, они за то, что она наговорила, ответственности не несут.
Есть уникальный экспонат — родословная семьи Чкаловых длиной несколько метров. Её подарил нижегородец Алексей Александрович Чкалов, двоюродный племянник лётчика. В тему Отдельная страница жизни — Чкалов — депутат Верховного Совета. Ему удалось сделать многое. Советское правительство подарило Чкалову небольшой самолёт, он летал по всей Горьковской области, помогал людям.
По словам Зои Припоровой, после рокового крушения И-180 в кармане гимнастёрки Чкалова нашли записи: детскому дому нужно то-то и то-то… В Дзержинске к депутату обратилась многодетная семья Трофимовых: 8 детей и родители ютились в одной комнатке. Вот что пишет Чкалов руководству завода, где работала мать семейства: «В порядке человечности прошу послать рабочих обследовать комнатушку Трофимовых. Таисья Фёдоровна на сносях, и как ей с такой большой семьёй выйти из положения…». В этом был весь Чкалов. Ему удалось тогда выбить Трофимовым жильё. Гибель Чкалова Испытания И-180 Чкалов начал 15-го декабря 1938 г. Это был первый полёт нового истребителя конструкции Поликарпова. Полёт готовился в страшной спешке, нужно было успеть до конца года. Стоял морозный зимний день.
Чкалов благополучно взлетел с Центрального аэродрома. Полетное задание предписывало Чкалову совершить первый полёт без уборки шасси с ограничением скоростей по маршруту над Центральным аэродромом, на высоте 600 м. Тем не менее он покинул границы Ходынского поля и пролетел над ближней дачей Сталина, сделав своеобразный подарок ко дню рождения вождя. Уже при заходе на посадку двигатель М-88, не оснащённый лобовыми жалюзи, переохладился и, при попытке изменить режим его работы, заглох. Чкалов пытался дотянуть до аэродрома. Но уже на подходе, видя, что самолёт не перелетит через жилые бараки, где могли быть люди, Чкалов отвернул и врезался центропланом в высоковольтную опору. Через два часа Валерий Павлович скончался в Боткинской больнице от полученных травм. Похоронен Чкалов в Москве, урна с его прахом лежит в Кремлёвской стене. На месте его гибели на Хорошевском шоссе установлен мемориальный камень.
Наконец-то свершилось! В 1924 году стал уже настоящим профессионалом, и не могла не пополниться интереснейшими фактами у такого дерзкого человека, как Валерий Чкалов, биография. Семья его — отец и мачеха Наталья Георгиевна, которая очень старалась заменить мальчику мать, и у неё даже получалось, чрезвычайно переживали за сына. Он вырос отважным, но бесстрашие его довольно часто становилось безмерным. Например, когда начал служить в ленинградской авиаэскадрилье, практически ежедневно совершал весьма рискованные полёты. Взыскания от начальства множились, но и восхищение его недюжинным талантом возрастало. Случилось, что Чкалова даже осудили за это воздушное лихачество, и он провёл пару месяцев в тюрьме. Однако ничто не помогало. Документа нет, но очевидцы заявляют, что однажды на спор Валерий Чкалов провёл самолёт под Троицким мостом.
Ленинград ахнул и переполнился слухами. Лётчик-истребитель, лётчик-испытатель С 1924 года Валерий Чкалов служит истребителем. В это время он женился на учительнице из Ленинграда Ольге Ореховой, в 1928 году в семье родился первенец — сын Игорь. Но карьера Чкалова в авиации, как ни странно, оказывается под угрозой. Дело в том, что Чкалов отличался не только исключительной отвагой в воздухе, но и откровенной дерзостью и лихачеством. Он исполнял сложнейшие фигуры высшего пилотажа, мог вылететь в любую погоду и нередко производил опасные маневры, которые, впрочем, всегда заканчивались благополучно. Широко известна и история, когда Чкалов, якобы на спор, пролетел под Троицким мостом в Ленинграде, этот пролет был исключительно опасен, за него получил выговор. В итоге Чкалова отстраняют от полетов и только по ходатайству самого «первого маршала» К. Здесь ему пригодилось умение осваивать разные типы авиатехники и быстро привыкать к особенностям любого самолета.
Буквально за два года работы испытателем он совершил свыше 800 вылетов для НИИ. Освоил свыше 30 типов самолетов, многие из которых так и не пошли в серию, другие же широко известны любителям истории и авиации. Чкалов летал даже на воздушном авианосце, тяжелом ТБ-3, к которому подвешивалось несколько истребителей. Причем ему одинаково легко удавалось справиться с управлением и привыкнуть как к истребителю, так и к тяжелому бомбардировщику.
Но, Чкалов не был бы Чкаловым, не сумей он «дожать» проект по перелёту в США через Северный полюс, — в конце весны 1937 разрешение, наконец, было получено.
Самолёт с экипажем в составе штурмана Белякова и летчиков Чкалова и Байдукова взлетел на испытанном «АНТ-25» в воздух ранним утром 18 июня, а 20 июня вечером перелет был окончен, самолёт Валерия Павловича благополучно приземлился на военном аэродроме Ванкувера, преодолев положенное расстояние за 63 часа и 16 минут. Скорость полета согласно бортовому журналу составляла в среднем 200 километров в час. Сам полюс Чкалов проспал — не его было дежурство. Друзья не стали будить летчика, за что потом он их долго ругал. Условия этого полёта были значительно более сложными, чем в предыдущий раз — самолет постоянно попадал в циклон, видимость отсутствовала, имелись проблемы с обмерзанием, не хватало запасов кислорода, и маска по очереди переходила от одного члена экипажа к другому.
Однако и люди, и самолет с честью выдержали испытание, за подобный подвиг все участники были награждёны орденами Красного Знамени. Беспосадочные перелёты Арктики в 1937 г. Более того, беглый осмотр самолета показал, что Чкалов вполне мог добраться до Лос-Анджелеса, пробыв в небе еще несколько часов. Летчики после приземления совершили небольшое путешествие по городам Америки, а 27 июня их принимал президент Рузвельт в Белом доме. Он долго пожимал Валерию Павловичу руку и даже поднялся из кресла при помощи помощников, дабы поприветствовать героев стоя.
Через некоторое время через Северный полюс пролетел еще один отечественный самолет под командованием Громова. А следующим тем же маршрутом вылетел Сигизмунд Леваневский, участник операции по спасению челюскинцев. Над Ледовитым океаном его самолет пропал, до сих пор о судьбе экипажа ничего не известно. Он стал всенародным любимцем, фаворитом самого Сталина. По воспоминаниям современников, Иосиф Виссрионович искренне любил «героя-летчика».
После их знакомства «вождь» выделил ему автомобиль с водителем, а потом подарил и личный самолет По-2. Чкалов держал его в одном из ангаров Химкинского авиазавода, катая на нем по выходным своего сына и друзей. Также Сталин потребовал, чтобы Валерий Павлович присутствовал на всех государственных мероприятиях. Медленно, но верно летчик превращался в фигуру политическую. Популярность Чкалова в стране была огромна, когда в декабре 1937 года его выдвинули депутатом Верховного Совета от Горьковского избирательного округа, за него единодушно проголосовало более двух с половиной миллионов избирателей.
За выдающиеся заслуги в феврале 1938 года ему было присвоено звание комбрига. Однако можно сказать с определенностью, что в кругу сталинской «аристократии» прямой и вызывающе резкий Валерий Чкалов всегда выглядел белой вороной. В 1938 году после сессии Верховного Совета Иосиф Виссарионович пригласил летчика к себе. В ходе беседы Сталин прямо сказал, что желает отстранить от должности товарища Ежова и поручить ему почетную должность наркома внутренних дел. Но Валерий Павлович отказался.
У него были совсем иные планы на будущее, он мечтал довести до ума новые истребители, по расчетам превосходящие лучшие образцы немецкой техники, а также доделывал проект «кругосветки», разрабатываемый с верными Беляковым и Байдуковым. К началу 1938 года советский истребитель «И-16» уже не соответствовал требованиям времения. КБ Поликарпова начало готовить ему замену — новейший истребитель «И-180», оснащенный мощным мотором С. Сдать суперсовременный летательный аппарат, хотелось как можно быстрее, желательно ко дню рождения Сталина то есть к 21 декабрю , поэтому все работы шли в страшной спешке. Протестовавшего Поликарпова отстранили от работ по подготовке самолета к вылету.
Первый полёт истребителя «И-180» состоялся 15 декабря 1938 года. Валерий Павлович должен был провести только самое первое испытание, после чего летательный аппарат перешел бы в руки другого лётчика. Поликарпов отговаривал Чкалова лететь, но летчик не согласился. Он благополучно поднялся в воздух и согласно полетному заданию совершил круг над Центральным аэродромом на высоте около 600 метров, а затем, покинув границы Ходынского поля, пошел на второй, с большим удалением, и на высоте в полторы тысячи метров. Когда до посадочной полосы оставалось около 500 метров, двигатель истребителя заглох.
Чкалов попытался дотянуть до аэродрома, но уже в последний момент, очевидно, осознал, что самолёт не перелетит через жилые бараки, в которых могли находиться люди. Столкновение было таким сильным, что летчика выбросило вместе со штурвалом из кабины. Не приходя в сознание, Валерий Чкалов скончался от полученных травм в Боткинской больнице. Ему было всего 34 года. Специальная комиссия, расследовавшая обстоятельства гибели летчика, обнаружила в системах истребителя свыше сорока неустраненных дефектов.
Самолет был допущен к испытаниям в совершенно неудовлетворительном состоянии: карбюратор, винт, мотор — все важнейшие составляющие не могли выдержать нагрузку в воздухе, помимо этого, в летательном аппарате отсутствовала система регулируемого охлаждения. По делу Чкалова арестовали свыше шестидесяти человек. На вопрос о том, кто виноват, официально называли имена директора завода Усачева, главного конструктора Поликарпова и его заместителя, талантливого инженера Томашевича. К сожалению, после этого карьера «короля истребителей» Поликарпова резко пошла на спад — никто, кроме Валерия Чкалова, не умел так хорошо учить его машины летать. Место падения самолёта Чкалова на Ходынском поле в Москве «Чуть в авиации не считается» — любил поговоривать Чкалов и был убежден, что спасение собственной жизни — это последнее, о чем необходимо думать в экстремальной ситуации.
Его образ, жизненный путь, бесстрашие, дерзновенная воля и преданность Родине служили и будут служить вдохновляющим примером для каждого русского летчика. Во время Великой Отечественной войны пилоты брали с собой в полет его фотографию. Чкалов был выдающимся авиатором, и при этом никогда не ставил себя выше других. В США, беседуя с корреспондентами, он обмолвился, что второй пилот Байдуков является летчиком более высокого класса, что именно он смог вести самолет в облаках «вслепую». На подобное признание способен далеко не каждый.
У Валерия Павловича было огромное количество друзей. Его любили и уважали за твердость характера, за прямоту, за отзывчивость и за желание помочь товарищам, когда возникала нужда. Чкалов обожал застолье и гостей. Когда он жил дома, у него могла собраться компания до ста человек. И он умудрялся всех накормить и напоить, причем самыми лучшими продуктами.
Летчик много шутил, любил петь с друзьями бурлацкие песни. Находясь вдалеке от дома, он часто писал супруге письма, массу писем. Они хотели завести шестерых детей, но вышло только троих. Первая дочь родилась в мае 1935 года, ее в честь отца нарекли Валерией. Вторая девочка появилась на свет летом 1939, уже через полгода после гибели Чкалова.
В честь матери ее назвали Ольгой.
Но были свидетели, которые утверждали, что он прожил еще несколько часов. И даже успел что-то рассказать о катастрофе врачам. Но что он рассказал? И почему его слова пропали из уголовного дела? Гибель прославленного летчика породила массу слухов.
Первый в мире беспосадочный перелет через северный полюс, легендарный летчик Валерий Чкалов
Чкалов Валерий Павлович – лётчик-испытатель авиационного завода №39 имени В. Р. Менжинского Народного комиссариата тяжёлой промышленности СССР, командир экипажа АНТ-25 (город Москва). Валерий Павлович Чкалов родился 20 января (2 февраля) 1904 года в селе Василёво Нижегородской губернии (ныне город Чкаловск). Валерий Чкалов Имя: Валерий Чкалов (Valeriy Chkalov). Дата рождения: 2 февраля 1904 года.
ЧКА́ЛОВ ВАЛЕРИЙ ПАВЛОВИЧ
В Брянске Чкалов совершил аварию, был обвинён в воздушном лихачестве и многочисленных нарушениях дисциплины. Приговором военного трибунала Белорусского военного округа от 30 октября 1928 года Чкалов был осуждён по статье 17 пункт «а» Положения о воинских преступлениях и по статье 193-17 УК РСФСР на один год лишения свободы, а также был уволен из Красной Армии. Отбывал наказание недолго, по ходатайству Я. Алксниса и К. Ворошилова , менее чем через месяц наказание было заменено на условное, и Чкалов был освобождён из Брянской тюрьмы. Будучи в запасе, в начале 1929 года Чкалов вернулся в Ленинград и по ноябрь 1930 года работал в Ленинградском Осоавиахиме, где руководил школой планеристов и был лётчиком-инструктором. За два года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов. Перебазирование из обыденного события превратилось в первый в СССР воздушный парад с пролётом над Красной площадью: 45 самолётов летели колонной по три машины в ряд, а во главе шёл бомбардировщик ТБ-3 с бортовым номером 311, управлявшийся экипажем Валерия Чкалова. Совместно со своим старшим товарищем Александром Анисимовым он испытывал новейшие самолёты-истребители 1930-х годов И-15 биплан и И-16 моноплан конструкции Поликарпова.
Автор новых фигур высшего пилотажа - восходящего штопора и замедленной бочки. Весной 1936 года Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в правительство с предложением провести такой перелёт, но Сталин указал другой план маршрута: Москва - Петропавловск-Камчатский, опасаясь повторения неудачной попытки Леваневского в августе 1935 года полёт С. Леваневского, Г. Байдукова и В. Левченко по маршруту Москва - Северный полюс - Сан-Франциско был прерван из-за неисправности. Чкалов, Байдуков и Беляков Перелёт экипажа Чкалова из Москвы на Дальний Восток стартовал 20 июля 1936 года и продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд в Охотском море. Общая протяжённость рекордного маршрута составила 9375 километров. Уже на острове Удд на борт самолёта была нанесена надпись «Сталинский маршрут», сохранённая и при следующем перелёте - через Северный полюс в Америку.
Оба чкаловских перелёта официально носили это название вплоть до начала т. Кроме того, Чкалову был подарен личный самолёт У-2 сейчас находится в музее в Чкаловске. О большой пропагандистской важности этого перелёта для своего времени говорит то, что И. Сталин лично приехал 10 августа 1936 года на Щёлковский аэродром близ Москвы встречать возвратившийся самолёт. Валерий Чкалов и Сталин Чкалов продолжал добиваться разрешения на совершение перелёта в США, и в мае 1937 года разрешение было получено. Старт самолёта АНТ-25 состоялся 18 июня. Полёт проходил в значительно более сложных условиях, чем предыдущий отсутствие видимости, обледенение и т. Протяжённость перелёта составила 8504 километра.
За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени. По просьбе жителей Василёва их посёлок был переименован в Чкаловск. Иосиф Сталин лично предложил Чкалову занять должность руководителя НКВД, но тот отказался и продолжал заниматься лётной испытательной работой. Гибель Валерия Чкалова Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полёта на новом истребителе И-180 на Центральном аэродроме. Полёт готовился в большой спешке, чтобы успеть до конца года. Выпуск самолёта на аэродром назначался на 7 ноября, 15 ноября, затем 25 ноября... Поликарпов протестовал против ненужной гонки при подготовке И-180 к первому вылету, ввиду чего был отстранён от этих работ. Чкалов произвёл рулёжку самолёта по земле, при которой мотор часто глох.
Валерий Чкалов должен был совершить только первый, самый дорогой по оплате, полёт, после чего машина переходила в руки другого лётчика - С.
Вопросов не было. Председатель комиссии сказал, что я свободен. Вот вывод комиссии: «15. Чкалов после нормального полета по кругу на самолете И-180, заходя на посадку, сел вынужденно вне аэродрома на расстоянии 500-600 метров от него, в результате чего произошла гибель летчика и разрушение самолета». Причиной вынужденной посадки назвали отказ мотора в результате его переохлаждения и ненадежной конструкции управления газом. Летчик до последнего управлял самолетом и пытался сесть и сел! Чкалов был еще жив.
Кстати, нам, мотористам, даже не дали посмотреть на то, что осталось от И-180 и его двигателя. Чкалова любили все и сам Сталин, назвавший Валерия Павловича «великим летчиком нашего времени». Комиссия тех лет просто не могла написать иначе. Это понимал и Сталин. Может, именно поэтому не был репрессирован Поликарпов. Супрун говорил мне, что на объяснительной Поликарпова рукой Сталина было написано: «Не трогать! Уже после смерти Сталина дела на них были прекращены. Но только ли технические причины вызвали катастрофу?
Непонятно, зачем понадобилось снимать одну бензопомпу с двигателя, когда механизм шасси потом специально «законтрили»? Значит, освобождать место таким образом для гидравлики, в чем меня убеждал Лазарев, не было необходимости. Если бы летчик мог хотя бы убрать шасси, чтобы уменьшить лобовое сопротивление самолета, все закончилось бы иначе… А с двумя бензопомпами наш двигатель М-88, скорее всего, и не заглох бы. Его докладная не была показана ни одной комиссии. А на второй день его сбросили с электрички. Он умер, не приходя в сознание. Никто до сих пор не знает, куда исчез в тот день бортмеханик самолета И-180 Куракин. А через пять лет после ареста выпустили начальника главка наркомата авиапромышленности Беляйкина, и через день он был убит в своей квартире.
Беляков совершил беспосадочный перелёт из Москвы через Северный Ледовитый океан, Петропавловск-Камчатский на остров Удд ныне остров Чкалова в устье Амура протяжённостью 9374 километров полётное время 56 ч 20 мин. Постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР от 24 июля 1936 года за осуществление героического беспосадочного дальнего перелёта по маршруту Москва — Северный Ледовитый океан — Камчатка — Николаевск-на-Амуре в исключительно трудных условиях Арктики и неизученных районов дальнего Севера, за проявленное при этом выдающееся мужество и мастерство Чкалову Валерию Павловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. Продолжал лётно-испытательную работу в ОКБ Н. Погиб 15 декабря 1938 года в Москве при выполнении первого вылета на опытном истребителе И-180.
Жил в Москве. Урна с прахом установлена в Кремлёвской стене на Красной площади. Комбриг 1938. Награждён 2 орденами Ленина 5.
В августе 1937 года посёлок Василёво был переименован в Чкаловск ныне город , там открыт мемориальный музей В. Имя Чкаловск в 1956—2016 годах носил город Бустон Согдийская область, Таджикистан.
Увидев однажды в небе летящий аэроплан, молодой человек буквально заболел мечтой стать авиатором. На дворе стоял 1918 год. В стране шла братоубийственная Гражданская война. Валерий Чкалов. В 1921 г.
Затем продолжил обучение в Борисоглебской военной авиационной школе летчиков, Московской военно-авиационной школе высшего пилотажа В 15 лет Валерий добровольно вступил в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии РККА и был принят учеником слесаря, затем слесарем по ремонту и сборке самолетов и моторов в 4-й Канавинский авиационный парк г. Нижний Новгород. В эти годы Валерий Павлович постигал азы авиационной науки, считаясь одним из лучших учеников. Чкалов среди товарищей в Борисоглебской школе военных летчиков. Курсант школы военных летчиков В. Чкалов был направлен для дальнейшего прохождения службы в состав 1-й Ленинградской Краснознаменной истребительной эскадрильи имени П. По своим летным качествам Валерий Павлович заметно выделялся среди сослуживцев.
Его неуемный характер требовал новых открытий в искусстве высшего пилотажа. Он мастерски владел практически всеми фигурами сложного пилотирования: «мертвой петлей», «бочками», «штопорами», полетами вверх колесами и т. Часто любовь к риску в воздухе выходила за рамки установленной летной программы, что влекло за собой дисциплинарные взыскания и неоднократные отстранения от полетов. Не отличался В. Чкалов высокой дисциплиной и в быту. В ноябре 1925 г. Несмотря на этот серьезный проступок, ему доверили участвовать в воздушном параде в Москве в честь 10-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции 1927 г.
За блестящее летное мастерство Валерий Павлович получил благодарность и денежную премию в приказе наркома по военным и морским делам СССР К. Летчики эскадрильи. Середина 1920-х гг. В марте следующего года он был переведен в состав 15-й Брянской истребительной авиационной эскадрильи на должность командира звена. На новом месте у В. Чкалов служба не сложилась. Очередной рискованный полет завершился аварией и поломкой машин его звена.
Валерия Павловича обвинили в воздушном лихачестве и многочисленных нарушениях дисциплины. В октябре 1928 г. За отважного летчика, нестандартность и новаторство которого ценили многие советские авиаторы, вступились высокие должностные лица. По ходатайству заместителя начальника ВВС Я. Алксниса и наркома К. Ворошилова тюремное наказание было заменено на условный срок. Однако о восстановлении в армии пока не могло быть и речи.
После освобождения из Брянской тюрьмы Валерий Павлович вернулся в г. Ленинград, где с удовольствием принял предложение работать в Осоавиахиме летчиком-инструктором. По его инициативе в 1929 г. Инструктор школы планеристов В. Чкалов несет планер к месту полетов в Дудергофе под Ленинградом. В ноябре 1930 г. За два года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полетов, освоив технику пилотирования 30 типов самолетов.
Несмотря на высокие показатели в летной практике, в январе 1933 г. Валерий Павлович вновь был уволен с военной службы в запас вследствие личной недисциплинированности. Новатор пилотажного дела Новым местом работы В. Менжинского, куда он был принят на должность летчика-испытателя. Всего через руки советского испытателя прошло свыше 70 различных типов самолетов.
Валерий Чкалов
Гибель Валерия Чкалова. Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полёта на новом истребителе И-180 на Центральном аэродроме. Советский лётчик Валерий Павлович Чкалов выступает перед избирателями города и области в местной радиостудии. Valery Pavlovich Chkalov (Russian: Валерий Павлович Чкалов; IPA: [vɐˈlʲerʲɪj ˈpavləvʲɪtɕ ˈtɕkaləf]; 2 February [O.S. 20 January] 1904 – 15 December 1938) was a test pilot awarded the title Hero of the Soviet Union (1936). Ранняя жизнь[править / править код]. Валерий Павлович Чкалов родился 20 января (2 февраля по н. ст.) 1904 года в селе Василёво (ныне Чкаловск) Нижегородской губернии. Герой Советского Союза Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля (20 января по старому стилю) 1904 года. день смерти Героя Советского союза, великого летчика-испытателя Валерия Чкалова.