«Баядерка» – один из самых популярных балетов классического наследия. Балет «Баядерка» − одна из самых знаменитых классических постановок − последний балет-феерия. В основе постановки − романтическая восточная легенда о несчастной любви храмовой танцовщицы (баядерки) Никии и храброго воина Солора. Официальные билеты на балет «Баядерка» в Михайловском театре, а также вся информация: описание, фото, видео, рецензии.
Краткое содержание Балета Баядерка
«Баядерка» – один из самых знаменитых балетов русской императорской сцены. Балет «Баядерка» − одна из самых знаменитых классических постановок − последний балет-феерия. В основе постановки − романтическая восточная легенда о несчастной любви храмовой танцовщицы (баядерки) Никии и храброго воина Солора. Начо Дуато создает свою версию балета, оставляя в неприкосновенности гениальные хореографические фрагменты, созданные Мариусом Петипа и его последователями, сохранившими «Баядерку» для новых поколений. Литературным источником балета «Баядерка» являются драма «Шакунтала» и баллада В. Гёте «Бог и баядерка». Сюжет балета «Баядерка» состоит из трех трагических историй. Баядерка — балет в трёх действиях и пяти картинах с апофеозом балетмейстера Мариуса Петипа на музыку Людвига Минкуса.
WorldPodium в соц. сетях:
- Мариинский театр Шедевр Мариуса Петипа Балет "Баядерка"
- Либретто балета Баядерка
- Марийский государственный академический театр оперы и балета им. Эрика Сапаева
- Балет «Баядерка» |
Балет «Баядерка» – красивая история о вечной любви
Публика была в восторге: красивая музыка и сложная хореография, роскошные костюмы и удивительные декорации, захватывающий сюжет, яркие характеры и немного волшебства. После премьеры спектакль выдержал много постановок, как в России, так и за рубежом, и стал одним из наиболее популярных балетов.
Никия протестует: Солор любит только ее, он поклялся ей в вечной верности. Гордая дочь раджи требует, чтобы Никия отказалась от Солора. Но баядерка готова скорее умереть, чем расстаться с ним. Гамзатти предлагает ей драгоценности. Баядерка с пренебрежением бросает их. Ни за какие сокровища она не расстанется с любимым.
В гневе Никия заносит над Гамзатти кинжал. Подоспевшая невольница удерживает баядерку. Но Гамзатти никогда не отдаст своего жениха… Действие второе Картина третья Во дворце раджи пышное празднество по случаю помолвки Солора и Гамзатти. Баядерка Никия должна развлекать гостей танцами. Она не может скрыть своей скорби и горя. Взор ее устремлен к любимому Солору. Прислужница Гамзатти вручает Никии корзину цветов для освящения помолвки. Отчаяньем наполняется танец баядерки.
Но неожиданно из цветов выползает змея и смертельно жалит ее. Никия понимает, что виновница ее смерти — мстительная дочь раджи. Великий брамин предлагает противоядие, но Никия отвергает его. Баядерка верна своей любви к воину.
В порыве чувств девушка хватает нож и бросается на дочь раджи, от верной смерти Гамзатти спасает верная прислужница. В гневе баядерка убегает из покоев дочери раджи. На следующий день девушки танцуют для Гамзатти в честь ее будущей свадьбы, среди танцовщиц есть и Никия. Гамзатти отправляет в подарок сопернице прекрасную корзину с цветами, на дне которой лежит ядовитая змея. План Гамзатти срабатывает — змея кусает Никию, укус оказывается смертельным. Перед кончиной баядерка обращается к Солору и просит его не забывать о своей клятве в вечной любви. Великий брамин еще пытается спасти девушку, предлагая ей противоядие, но та отказывается, предпочитая умереть. Второе действие Солор не может мысленно отпустить умершую возлюбленную. Чтобы успокоить друга и позволить ему расслабиться, факир Магедавея дает Солору опиум, под действием которого охотник видит подземное царство, где теперь живет Никия. В покои охотника приходят солдаты, чтобы подготовить к предстоящей свадьбе.
Декорации и костюмы Елены Орловой, отличающиеся оригинальностью и легкостью, отражают великолепие востока и атрибуты европейской моды. Хореографические картины, изобилующие музыкой и ритмикой джаза, вальса-бостона, шимми и других американских танцев, органично вплетены в канву сюжета и привносят в постановку экзотическую тональность. В спектакле нет дефицита в движении. Хореограф — постановщик Илья Устьянцев не только учил солистов, артистов балета и хора танцевальной стилистике 20-ых годов прошлого века и индийским танцам, но и разучивал с исполнителями акробатические элементы.
В Михайловском театре — премьера балета «Баядерка» в постановке Начо Дуато
она должна украсить своими танцами процессию. И наконец, в сюжете балета заложены вечные темы и проблемы, актуальные во все времена: любовь и верность, ревность и предательство, преступление и наказание. Действие балета, который впервые показали в Петербурге в 1877 году, происходит в Индии: знатные воины охотятся на тигра; у священного огня совершают ритуал храмовые танцовщицы — баядерки; во главе многолюдного праздничного шествия идет слон. это романтическая история о несчастной любви отважного молодого воина и баядерки. 14 декабря в Пермском театре оперы и балета состоялась знаковая премьера классической постановки легендарного балета Мариуса Петипа «Баядерка».
Баядерка: история о любви
Гамзатти предлагает Никии драгоценности, только бы она уступила ей Солора. В гневе Никия заносит над соперницей кинжал — подоспевшая невольница едва удерживает её. Дочь раджи клянётся: «Баядерка умрёт! Помолвка Гамзатти и Солора. Никия, обязанная по обряду танцевать на этом празднике, не может скрыть своего горя. Но вот ей вручают корзину цветов — и надежда, любовь, радость переполняют её: конечно, это подарок Солора! Внезапно из цветов выползает змея и смертельно жалит баядерку.
Это — месть Гамзатти. Великий брамин обещает противоядие, если Никия забудет Солора, однако она верна своей любви. Умирая, Никия напоминает любимому о его клятве. Действие третье Картина четвёртая Солор безутешен. Его мучит раскаяние. Он забывается сном, и перед ним из мрака возникает царство теней.
Театр покидают сразу трое ведущих артистов Поэтому с декабрьской премьерой «Баядерки» связывались особые надежды как у поклонников балета, так и у театрального руководства. Надежды, стоит признать, оправдались, но при этом во всей полноте обнажили вопрос, на который театральному руководству, а также краевым чиновникам придется рано или поздно дать ответ. Но об этом позже, сперва о самой премьере. Особенностью постановки «Баядерки» стало ее классическое исполнение. На первый взгляд это может не бросаться в глаза, но не для пермяков, которые за последние годы устали от всевозможных современных интерпретаций — как в опере, так и в балете. Поэтому неудивительно, что данный акт многие восприняли как уступку той части поклонников музыкального театра, которая ценит не только безоглядное движение вперед, но и традицию.
Не устану повторять, что противоречия между современными и классическими постановками по большей части являются искусственными. Негатив вызывает не современность как таковая, а то, что она вытесняет классику, тогда как они могут гармонично сосуществовать друг с другом. Скриншот tvkultura. В прошлом году её бурно представили в качестве примы-балерины Пермского театра, однако вместо запланированных четырех выступлений состоялось только одно. Пресс-служба театра, рекламировавшая свое бесценное приобретение, внезапно стала делать вид, что ничего не произошло. Без объяснения причин Осипова пропала из информационного пространства, что, конечно же, вызвало раздражение у публики.
Но в этот раз балерина все-таки приехала, что можно расценивать как желание театра все-таки выполнить, пусть с запозданием, свои обещания. Будем надеяться, что Осипова посетит наш город еще как минимум дважды, что восстановит доверие зрителя к театральным обещаниям. Что же касается самого выступления, то оно было выше всяких похвал, выдающаяся артистка сумела продемонстрировать Перми свою великолепную технику, которой она радует Лондон. Подобные визиты играют важную роль в развитии Пермского музыкального театра, знакомя зрителя с лучшим, что есть в русском балете, способствуют совершенствованию местных артистов. Вместе с Осиповой в премьерном показе «Баядерки» приняли участия другие артисты мировой величины — это балерина Большого театра Мария Александрова и премьер того же заведения — Владислав Лантратов. Возможность Пермского театра приглашать артистов такой величины говорит о его высоком статусе, что также вселяет надежды на светлое будущее.
На один уходит несколько дней плотной работы. Эта декорация иллюстрирует сцену во дворце раджи. Сейчас художники наносят буквально последние штрихи. История, наполненная индийским эпосом, должна иметь соответствующее обрамление. Художник-декоратор Воронежского театра оперы и балета Сергей Алпаев: — В целом работа была напряженной — сложность самого эскиза, обилие деталей, плюс архитектура, расписывается акриловыми красками, на тканевой основе.
Если все сделано согласно технологии и устоявшимся традициям, то бывает служат десять лет, бывает и больше. Сценографию для Воронежского театра оперы и балета создал московский художник-постановщик, академик Российской академии художеств, Дмитрий Чербаджи. По его эскизам создавались не только декорации, но и костюмы. Заведующая мастерской по изготовлению сценических костюмов Воронежского театра оперы и балета Наталья Гребенешникова: — Это всё пришивается вручную, ручная работа на манекен надевается и пришивается. Также на купальник артистка балета надевает эту красивую юбку и получается красота.
Конечно, интересно посмотреть на свою работу. Как только открывается занавес, и они в этих костюмах — гордость! Заведующая мастерской Наталья Гребенешникова показывает платья баядерок.
Это подчеркивают и костюмы. Только в третьей картине первого акта представлен классический гранд па.
Второй акт рассказывает о сне Солора, навеянном дурманом. Помимо картины «Тени», в которую также включены три вариации, во втором акте представлены дуэты Солора и Никии. Весь второй акт можно отнести к традиционному классическому исполнению партий. Это вновь отражают и представленные костюмы. В Летних Балетных Сезонах есть потрясающая возможность увидеть артистов, которые задействованы в ведущих труппах страны.
Так, например, партию Никии исполняла Ольга Сизых. В Национальном Классическом Балете она приглашенная солистка. Ольга — ведущая солистка балетной труппы Музыкального театра им. Станиславского и Вл. Сергей также приглашенный солист для Национального Классического Балета.
Из Википедии — свободной энциклопедии
- Форма поиска
- Критик Александр Максов рассказал о мистике в «Баядерке»
- Билеты на балет «Баядерка» в Кремлёвский дворец в Москве — купить на Яндекс Афише
- Вы точно человек?
Балет Баядерка
Вскоре появляется великий брамин, принесший важное известие. Раджа приказывает всем покинуть зал. Чувствуя, что приход великого жреца связан с предстоящей свадьбой, Гамзатти подслушивает разговор брамина с отцом. Великий брамин рассказывает о любви Солора и Никии. Дугманта разгневан, но решения не меняет: Солор будет мужем его дочери, а баядерка должна умереть. Брамин, надеявшийся уничтожить своего соперника, не ожидал такой развязки. Он напоминает Дугманте, что гибель баядерки навлечет гнев бога Вишну, и настаивает на убийстве Солора. Но раджа непреклонен. Гамзатти приказывает невольнице привести Никию.
Дочь раджи сообщает баядерке о своей скорой свадьбе и приглашает ее танцевать в день торжества. Когда Никия соглашается, Гамзатти подводит соперницу к портрету жениха, и баядерка узнает в нем своего возлюбленного. Никия протестует: Солор любит только ее, он поклялся ей в верности. Гамзатти требует, молит, чтобы Никия отказалась от Солора. Но баядерка говорит, что предпочтет смерть разлуке с любимым. В Ярости Никия обнажает кинжал и бросается на Гамзатти. Подоспевшая невольница едва удерживает ее.
В основе сюжета — всепоглощающая любовь баядерки Никии, верность и измена, искренность и коварство… Воспользовавшись экзотическим сюжетом, Мариус Петипа развернул серию классических танцев, изысканно украшенных элементами восточной пластики «Индусский танец», «Танец со змеей». А фантастическая картина «Тени» из 3-го акта до сих пор остается непревзойденным по красоте и гармонии шедевром и часто исполняется как отдельный концертный номер. На протяжении своей сценической истории хореография балета претерпела неизбежные, порой значительные изменения. Балетмейстеры XX века стремились то восстановить первоисточник, то создать новые версии ускользающего из памяти шедевра Петипа. Почти 130 лет прошло со дня первой постановки балета «Баядерка», но он по-прежнему принадлежит к числу любимых спектаклей у постановщиков и исполнителей.
Среди танцовщиц находится Ники, и многие замечают, что танцует она намного лучше, чем остальные девушки. Кроме этого многие считают, что самым главным украшением является именно эта девушка. За ней бегает великий брамин, который раньше никого и никогда не любил, а теперь он очарован этой девушкой и готов сделать все для того чтобы это чувство оказалось взаимным. Вот только девушка уже любит другого человека и никого впустить в свое сердце больше не сможет. Вельможа, который был послан от Солора, докладывает Ники о том, что ее будет ждать ее любимый после праздника, и ее радости нет предела. Все было бы очень хорошо, если бы брамин не подслушал разговор двух влюбленных. А тем временем Солор предлагает своей любимой сбежать отсюда и быть навсегда вместе. Дальше действия переносятся в храм, где находится раджа Дугмант. У него есть очень красивая дочь, которую он готов выдать замуж, да и муж уже выбран, и им оказался Солор.
В 1977 г. Хотя в России «Баядерка» считалась классикой, на Западе это произведение было практически неизвестно. Первая западная постановка сцены «Королевство теней» была смонтирована Евгенией Федоровой в Муниципальном театре в Рио-де-Жанейро, Бразилия. Премьера имела оглушительный успех и считается одним из важнейших моментов в истории балета. Двигательный импульс - это это основа для описания Петипа движения, вытекающего из самого источника. Он перетекает от простого к сложному, но мы всегда осознаем его источник, глубоко в спине танцора, и его вибрацию, когда она распространяется по расширяющимся дугам вокруг зала. Это танец, который нужно чувствовать, а также видеть, и Петипа дает ему много времени, чтобы пролезть под нашу кожу. Как терпеливый инструктор, он открывает пьесу единственной темой из двух фраз в темпе адажио арабески камбре порт де бюстгальтер , повторяемой снова и снова, пока все танцоры не выйдут на сцену. Затем, в том же темпе, с танцорами, стоящими напротив нас колоннами, он создает набор мягких вариаций, расширяя профиль начального изображения с двух измерений до трех. Позиции развиваются естественным образом за счет рычагов тела - веса, противовеса. Диагонали четко выражены... Хореография считается первым выражением грандиозного симфонизма в танце, предшествовавшим на семнадцать лет виртуозным замыслам Иванова для окончательной "Лебединого озера"... Сюжет "Царства теней" на самом деле не смерть, хотя все в нем, кроме героя, мертвы. Это Елисейское блаженство, и его окружение - вечность. Длинная, медленная, повторяющаяся арабесковая последовательность создает впечатление грандиозного крещендо, которое, кажется, аннигилирует все время. Нет причин, по которым это не может продолжаться вечно... Балет передается из поколения в поколение, как легенды, приобретает патину ритуализма, но «Баядерка» - это настоящий ритуал, стихотворение о танцах, памяти и времени. Кажется, что каждый танец добавляет что-то новое к предыдущему, например, изучаемый язык. Балет отягощается этим знанием, которое вначале было лишь изначальным высказыванием, а в коде оно изрядно взрывается отчетливым великолепием. Первый полнометражный спектакль «Баядерка» был поставлен балетмейстером Натали Конус для Иранской национальной балетной труппы в 1972 году. Для этой постановки партитура Минкуса была оркестрована из фортепианной редукции Робина Баркера. Стокгольм, 2007. Фото Матса Беккера. Польский национальный балет в постановке Натальи Макаровой «Баядерка», Варшава, 2016. Фото Эвы Красуцкой 1974 г. Премьера постановки Макаровой состоялась 21 мая 1980 года в Метрополитен-опера и была показана в прямом эфире на PBS во время прямой трансляции из Линкольн-центра. Макарова исполнила партию самой Никии, но ее заменила Марианна Черкасская из-за травмы в первом акте. Декор был разработан: костюмы от Теони В. Олдридж и освещение Тоширо Огава. Премьера стала триумфом для Американского театра балета, и с тех пор труппа неизменно исполняет ее. В 1989 году Макарова поставила свою версию «Баядерки» для Королевского балета в совершенно неизменной постановке, включая копии эскизов Самаритани для декора и новые костюмы от Иоланда Соннабенд. С тех пор Макарова поставила свою постановку для многих компаний по всему миру, включая Ballet of La Scala которые недавно сняли свою постановку и выпустили ее на DVD , Australian Ballet , Польский национальный балет , Театр в Москве и Шведский королевский балет. Для постановки спектакля Нуриев заручился помощью своего друга и коллеги Нинель Кургапкина , бывшей прима-балерины Кировского балета. Администрация Парижской оперы знала, что постановка «Баядерки» станет последним подношением Нуриева миру, поскольку его здоровье все больше и больше ухудшалось из-за прогрессирующего СПИДа заболевания. Из-за этого культурное управление Парижской оперы выделило на постановку огромный бюджет, причем еще больше средств поступило из различных частных пожертвований. Нуреев призвал итальянского оперного художника Эцио Фриджерио создать декор, а его жену оперного художника Франку Скуарчапино создать балетные костюмы. Фриджерио черпал вдохновение в Тадж-Махале и архитектуре Османской империи , а также в чертежах оригинального декора, использованного в постановке Петипа 1877 года - Фриджерио назвал свои проекты «мечтой о мире» Ориентируйтесь глазами Восточной Европы ». Дизайн костюмов Squarciapino был вдохновлен древними персидскими и индийскими картинами, с замысловатыми головными уборами и шляпами, яркими мерцающими тканями и традиционной индийской одеждой, при этом большая часть материалов поступает из парижских бутиков, импортированных непосредственно из Индии. Театр был заполнен самыми выдающимися людьми балетного мира, а также толпами газетных и тележурналистов со всего мира. Спектакль имел оглушительный успех: Нуриев был удостоен престижной награды Ordre des Arts et des Lettres министра культуры Франции.
Мариинский театр Шедевр Мариуса Петипа Балет "Баядерка"
Тем временем и на Солора у судьбы совсем иные планы. Раджа Дугманта желает, чтобы его дочь Гамзатти стала женой охотника, о чем раджа и сообщает Солору. Молодой человек пытается всячески уйти от этого поступка, но не может твердо настоять на своем решении. После разговора Дугманта и Солора к радже приходит брамин и рассказывает, что видел тайное свидание баядерки Никии и богатого кшатрия Солора. Это известие приводит в ярость отца Гамзатти, он желает совершить убийство непокорной. Брамин напоминает, что жизнь девушки не принадлежит земному миру, мстить за ее смерть станет сам бог Вишну, а потому убить надо Солора. Гамзатти очень рада, что ее мужем станет красавец Солор и решает устроить празднество, она приглашает к себе Никию, чтобы договорить о танцах на следующий день. Во время разговора она показывает баядерке изображение своего жениха, Никия приходит в отчаяние.
В порыве чувств девушка хватает нож и бросается на дочь раджи, от верной смерти Гамзатти спасает верная прислужница. В гневе баядерка убегает из покоев дочери раджи.
Это и была месть Гамзати.
Великий брахман предлагает Никии противоядие, если она останется с ним, но баядерка отказывается, предпочитая смерть жизни с нелюбимым. Интересной особенностью «Баядерки» являются два совершенно разных акта. Первый рассказывает почти всю историю до смерти Никии.
Его отличительной чертой является классическая хореография, но в восточном стиле. Это подчеркивают и костюмы. Только в третьей картине первого акта представлен классический гранд па.
Второй акт рассказывает о сне Солора, навеянном дурманом. Помимо картины «Тени», в которую также включены три вариации, во втором акте представлены дуэты Солора и Никии. Весь второй акт можно отнести к традиционному классическому исполнению партий.
Это вновь отражают и представленные костюмы. В Летних Балетных Сезонах есть потрясающая возможность увидеть артистов, которые задействованы в ведущих труппах страны.
Спектакль, отпраздновавший свой более чем вековой юбилей, и сегодня притягивает, впечатляет, искренне волнует. Недаром по сей день «Баядерка» принадлежит к числу самых любимых спектаклей — любимых и зрителями, и самими исполнителями. Перед тем как углубиться в лес, Солор поручает факиру Магедавее передать баядерке Никии, что он будет ждать ее у храма. Из храма торжественно выходят Великий брамин и жрецы. Начинается праздник поклонения огню.
Факиры и служительницы храма — баядерки — исполняют священные танцы. Среди них украшающая празднество прекрасная Никия. Забыв о сане и связанном с ним обете безбрачия, Великий брамин говорит Никии о своей любви, обещает положить к ее ногам все богатства Индии. Никия отвергает эти домогательства. Она никогда не полюбит его. Вместе с другими баядерками Никия дает факирам воду из священного источника. Магедавея сообщает Никии, что Солор придет к ней.
Никия счастлива. Наступает ночь. Тайное свидание. Солор клянется Никии в вечной любви. Великому брамину удается подслушать разговор влюбленных. Раджа Дугманта — глава княжества — сообщает своей дочери Гамзатти, что она увидит своего избранника. Раджа посылает за женихом.
Это — храбрый воин Солор. Раджа объявляет Солора и свою красавицу-дочь женихом и невестой. Воин поражен красотой девушки. Но воспоминание о баядерке Никии и клятве, данной ей, приводит его в замешательство. Является Великий брамин. Он хочет сообщить радже тайну. Гамзатти подслушивает разговор брамина с отцом.
Великий брамин рассказывает о любви Солора и Никии. Дугманта разгневан на Солора, но не меняет своего решения. Баядерка, решает он, должна умереть. Брамин, надеявшийся уничтожить своего соперника Солора, не ожидал такой развязки. Но раджа неумолим. Гамзатти приказывает невольнице привести Никию. Дочь раджи сообщает баядерке о своей скорой свадьбе и приглашает ее танцевать в день торжества.
Гамзатти намеренно показывает баядерке портрет жениха — Солора.
Гордая дочь раджи требует, чтобы Никия отказалась от Солора. Но баядерка готова скорее умереть, чем расстаться с ним. Гамзатти предлагает ей драгоценности. Баядерка с пренебрежением бросает их. Ни за какие сокровища она не расстанется с любимым. В гневе Никия заносит над Гамзатти кинжал. Подоспевшая невольница удерживает баядерку. Но Гамзатти никогда не отдаст своего жениха… Второе действие 3 картина Сад перед дворцом раджи. Пышное празднество по случаю помолвки Солора и Гамзатти.
Баядерка Никия должна развлекать гостей танцами. Она не может скрыть своей скорби. Взор её устремлён к любимому Солору. Айя вручает Никии от имени Солора корзину цветов. Бурной радости исполнен танец баядерки. Но неожиданно из цветов выползает змея и кусает её. Никия понимает, что виновница произошедшего — мстительная дочь раджи. Великий брамин обещает спасти Никию, если она полюбит его. Но баядерка верна своей любви к воину. Никия умирает.
Солор в отчаянии убегает со свадебного торжества. Третье действие 4 картина Солор безутешен. Его мучает раскаяние. Он повелевает факиру Магедавее отвлечь его от тяжелых раздумий. Под чарами священного танца Солор погружается в мир сновидений. Перед ним из мрака возникают тени. Длинной вереницей спускаются они с горных уступов. Среди них Солор видит Никию… Для Солора нет больше реального мира. Тень прекрасной Никии влечёт его за собой.
Информация
Премьерный балет «Баядерка» стал 12-м спектаклем испанского постановщика Начо Дуато в Михайловском театре. Сюжет балета «Баядерка» состоит из трех трагических историй. Литературным источником балета «Баядерка» являются драма «Шакунтала» и баллада Гёте «Бог и баядерка» (нем.
Новосибирский театр оперы и балета представил новую постановку "Баядерки"
Никия протестует: Солор любит только ее, он поклялся ей в вечной верности. Гордая дочь раджи требует, чтобы Никия отказалась от Солора. Но баядерка готова скорее умереть, чем расстаться с ним. Гамзатти предлагает ей драгоценности. Баядерка с пренебрежением бросает их.
Ни за какие сокровища она не расстанется с любимым. В гневе Никия заносит над Гамзатти кинжал. Подоспевшая невольница удерживает баядерку. Но Гамзатти никогда не отдаст своего жениха… Действие второе Картина третья Во дворце раджи пышное празднество по случаю помолвки Солора и Гамзатти.
Баядерка Никия должна развлекать гостей танцами. Она не может скрыть своей скорби и горя. Взор ее устремлен к любимому Солору. Прислужница Гамзатти вручает Никии корзину цветов для освящения помолвки.
Отчаяньем наполняется танец баядерки. Но неожиданно из цветов выползает змея и смертельно жалит ее. Никия понимает, что виновница ее смерти — мстительная дочь раджи. Великий брамин предлагает противоядие, но Никия отвергает его.
Баядерка верна своей любви к воину.
Они кочевали по всей стране и иногда приглашались в гостиницы для развлечения иностранцев здесь явный отсыл к древнегреческим гетерам. Назывались они накни или кутани. Либретто балета «Баядерка». Первый акт А теперь вернемся к истории, рассказанной нам посредством балетной постановки. В священном лесу кшатрия знатный воин по имени Солор охотится с друзьям на тигра. Желая поговорить с факиром Магедавеем о прекрасной баядерке Никии, живущей при местной пагоде, он отстает от остальных охотников.
В храме, который виден на задней части сцены, тем временем идут приготовления к празднованию Огня. Никия танцует священный танец. Великий брамин претендует на сердце баядерки, но та влюблена в Солора и отвечает ему отказом. С наступлением ночи юноша подходит к храму и ждет Никию. Во время свидания он клянется над священным огнем вечно любить девушку и умоляет ее бежать с ним. Нарушает уединение влюбленных Великий брамин. Разгневанный и отвергнутый, он замышляет отомстить Солору и Никии.
Солор уходит вслед за охотниками, несущими убитого тигра. Второй акт Следующее действие переносит нас во дворец раджи Дугманты. Он объявляет своей дочери Гамзатти, что собирается выдать ее замуж за Солора. Тот пытается противиться навязанному союзу, но тщетно — день свадьбы уже назначен. Появившийся Великий брамин тайно сообщает радже о возникшей любви между Солором и баядеркой. Он настаивает на мести — надо убить воина, поскольку Никию убить нельзя — она принадлежит богу Вишну, ее смерть может навлечь его гнев. И все же, взбешенный Дугманта решает послать танцовщице корзину цветов.
Между стеблями будет скрываться ядовитая змея, ее-то укус и убьет девушку. Подслушавшая этот разговор дочь раджи просит Никию станцевать на завтрашней свадьбе. Показав ей портрет своего суженого и вызвав потрясение Никии, Гамзатти просит также ее покинуть страну, пообещав награду за эту услугу. Но девушка не в силах оказаться от любимого. Разгневанная Никия пытается заколоть соперницу кинжалом, но верная служанка спасает жизнь дочери раджи. Гамзатти тоже рассержена — в ее лице Никия приобрела себе нового врага. В следующей картине начинается праздник.
Раджа Дугманта действует по своему плану — приказав Никии танцевать, по окончании танца он посылает ей цветочную корзину со змеей. Великий брамин предлагает ужаленной и умирающей девушке противоядие, но та предпочитает смерть. Третий акт В заключительном действии либретто балета «Баядерка» повествует, что Солор поглощен грустными мыслями об ушедшей Никии. Он засыпает, и ему снится царство теней, где обитает теперь душа прекрасной баядерки. Приход слуг будит его — они пришли, чтобы подготовить Солора к свадьбе. Тот вынужден идти с ними во дворец. Ему кажется, что его преследует тень Никии, которая обвиняет его в измене.
Во дворце Гамзатти хочет развлечь юношу, но тот весь во власти мрачных видений. Наконец начинается свадьба. Великий брамин соединяет руки будущих супругов. И в тот же момент стены дворца содрогаются от подземного толчка. От начавшегося землетрясения здание рушится — так совершается месть богов Солору за то, что он нарушил клятву. Под развалинами дворца погибают и все присутствовавшие на свадьбе. В апофеозе, уже в царстве теней, на небесах, души Никии и Солора соединяются.
Таково краткое содержание балета «Баядерка». О балете Анализ постановок и отзывы о балете «Баядерка» Минкуса, ставшем шедевром русского театрального искусства и вершиной творчества самого композитора, оставили многие искусствоведы и хореографы. Вот, например, что писала о нем советский музыковед Л. Михеева: Балет и в наши дни не теряет своего очарования. Современный зритель также отзывается с восторгом и почтением о высоком творении выдающихся авторов. Сюжет, понятный любому, задает вопросы, которые не чужды современному зрителю — откликнуться на зов сердца или следовать земным правилам. Шедевру балетной классики, рожденному в Петербурге, понадобилось немало лет прежде, чем уверенно закрепить свои позиции в репертуаре всех мировых театров.
Совет И хотя признание публикой и критиками было получено сразу, он не считался особо уникальным. Только пережив десятилетнее забвение, этот спектакль навсегда войдет в классический балетный репертуар. Дети нашего колледжа не понаслышке знакомы с этим грандиозным балетом — в ноябре 2016 года ученицы 2 6 класса удостоились чести выступить на сцене главного театра города в составе труппы Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета. Они исполнили танец арапчат и приняли участие в танце Ману. История создания Приступая к написанию либретто, Петипа опирался на подсказки своего соавтора — Сергея Худекова, который был уникальной личностью — юрист по образованию, журналист, критик, историк балета, автор четырехтомной «Истории танцев всех времен и народов». Наделенный энциклопедическими знаниями он в нюансах информировал Мариуса Петипа о стилистике и индийском колорите, взяв за основу драму древнеиндийского поэта Калидасы «Сакунтала, или Узнанная по кольцу». Однако, историческо-этнографическое правдоподобие постановки было незначительным.
Петипа не побоялся ставить балет на сюжет, который уже использовался до него другими балетмейстерами — среди них Тальони и даже его родной брат Люсьен. Он был лишь пятым в этой цепочке. Более того первоисточником стал французский балет «Сакунтала», поставленный Люсьеном Петипа в 1858 году, и, как пишет Ю. К моменту её создания Петипа проработал в России 30 лет, став мэтром и хозяином лучшей в мире труппы. Он создавал свой шедевр для главного театра страны, Большого Каменного театра, который находился в Санкт-Петербурге. В то время известный Мариинский театр ещё не существовал, а сцена Каменного театра была намного больше, именно поэтому зрелище должно было быть грандиозным. Музыкальная партитура была написана его другом и постоянным соавтором — австрийским композитором, Людвигом Минкусом.
Что интересно, в музыке нет ничего индийского или восточного, но было все интересное и современное — галоп, вальс, модные ритмы того времени, ритмичная и удобная музыка для артистов и для публики. Для Мариуса Петипа балерина была центром всего, непреходящей ценностью балета. Именно для балерины он создавал свои творения. Баядерку Никию он наделил светлым женским образом, который был наполнен теплом. Её танец — это танец преданности и любви. Хореография Петипа была в высшей степени детализирована, продумана до мельчайших подробностей — каждому персонажу был свойственен исключительно его танец, выражающий определённое настроение, душевные переживания, чувства. Обратите внимание Благодаря его таланту хореографа создано грандиозное grand pas Солора и Гамзатти с головокружительной техникой прыжков и вращений, поставлено немыслимое количество танцев — сольных, ансамблевых, характерных: танец с попугаями, прикрепленными к плечикам балерин, танец с веерами, танец арапчат.
Он также ввел в балет специфические танцы: «Индусский танец», «Танец со змеёй», танец «Тени». Одним из таких является то, что сюжет не заканчивается со смертью главной героини. И хотя она продолжает сюжетную линию всего спектакля, эта сцена может существовать самостоятельно — тот самый тип хореографии, который будут создавать современные деятели балета как, например, Джордж Баланчин и его современники, — настоящий бессюжетный белый балет, который принадлежит 19, 20 и теперь 21 веку. Именно такие «Тени», показанные Кировским балетом впервые в 1956 году на гастролях в Париже, буквально поразили мир. Петипа поручил главную партию русской балерине. А до этого все главные партии танцевали итальянские балерины.
Показанная в том же сезоне постановка «Млада» отражала сильно возросший после окончания войны за освобождение славян интерес общества к славянской культуре. Наконец, балет «Призрак-цирюльник» отдавал дань увлечению зрителей опереточными сюжетами. Настойчивое стремление Петипа ставить балеты на современные актуальные темы, было новой попыткой найти путь к созданию реалистического балетного спектакля. Но эти постановки не достигали своей цели и имели лишь кратковременный успех. В этот период всё внимание Петипа было уже направлено на развитие классического танца. Он насыщал свои балеты многочисленными и разнообразными танцами, добиваясь их предельной выразительности и простоты, широко используя огромные возможности петербургской балетной труппы, обладавшей в то время первоклассными солистками и прекрасным кордебалетом. Большинство этих танцев носило исключительно дивертисментный характер, но они всё же развивали балетмейстерское мастерство постановщика. Петербургская балетная труппа в эти годы после долгого перерыва пополнилась отличными артистами, которые вполне могли соперничать с зарубежными знаменитостями. В 1867 году окончила Петербургскую балетную школу Екатерина Оттовна Вазем 1848-1937 С-32 , уже через год с успехом дебютировавшая в балете «Конёк-Горбунок», а с 1874 года занявшая первое положение в театре. Вазем была очень сильной классической танцовщицей. Высоко развитая техника, отличные внешние данные принесли ей популярность, несмотря на недостаток выразительности и актёрского дарования. После ухода со службы в театре Вазем до конца своих дней чрезвычайно удачно занималась педагогической деятельностью сначала в балетной школе, а затем частным образом. С-33 В 1869 году окончила школу танцовщицей первого разряда Евгения Павловна Соколова 1850-1925. Она дебютировала в «Эсмеральде» и сразу завоевала расположение зрителей. Сценическое обаяние, соединённое с природной грацией и большим актёрским дарованием, позволили ей по праву занять ведущее место в труппе. Несмотря на то, что Соколова не отличалась выносливостью, в тот период она была самой яркой танцовщицей петербургской балетной труппы. Впоследствии Соколова очень плодотворно занималась педагогической и репетиторской деятельностью в театре. В это время начинает свой сценический путь замечательный русский танцовщик Павел Андреевич Гердт 1844 — 1917 С-34. Он окончил Петербургскую балетную школу в 1864 году, но на два года был оставлен в ней для дальнейшего совершенствования и зачислен в труппу на первое положение только в 1866 году. В том же сезоне он дебютировал в балете «Тщетная предосторожность», блестяще исполнить роль Колена. Гердта по справедливости можно назвать крупнейшим русским классическим танцовщиком XIX века. Помимо исключительного владения классическим танцем, он обладал врожденным чувством стиля эпохи и редкой непринужденностью исполнения. При этом танец у Гердта не превалировал над образом и пантомимой. В течение пятидесяти трех лет Гердт достойно занимал первое положение в петербургской балетной труппе и уже в возрасте шестидесяти с лишним лет исполнял роли молодых мужчин. Занятия живописью значительно полагали артисту в создании выразительного грима. Гердт неоднократно выступал как поставщик и регулярно занимался преподаванием мимики и танцев в балетной школе. Ведя курс пантомимы, он, как правило, использовал показ, что, по свидетельству его учеников, невольно заставляло их больше восторгаться мастерством учителя, чем практически совершенствоваться в преподаваемом предмете. В классе поддержки Гердт, помимо прохождения обычных упражнений, часто заставлял учащихся исполнить дуэтные танцы различных периодов развития балета, которые он сам когда-то танцевал или видел. Этот педагогический прием давал очень хорошие результаты и вырабатывал в учениках чувство стиля убежденный противник «затехниченного» танца и хореографической акробатики, Гердт как танцовщик и партнер полностью соответствовал простому и строгому рисунку танцев Петипа и был постоянным первым исполнителем в наиболее совершенных произведениях балетмейстера. С-35 Закончивший училище в 1875 году и определенный на первое положение Платон Константинович Карсавин 1854 - 1922 не сумел сделать карьеры как танцовщик. Зато он занял видное место среди русских хореографических педагогов. С 1882 года, в течение более чем десяти лет преподавая в младших классах Петербургской балетной школы, Карсавин заложил твердые основы русского национального искусства у многих выдающихся балетных деятелей XX века. Тем временем в Москве после отъезда Петипа в 1870 году появился новый балетмейстер-австриец Венцель или, как он сам именовал себя: Вячеслав Рейзингер 1827 - 1892. До своего приезда в Россию он работал в Вене, Праге и Лейпциге. Первая его постановка в Москве — балет «Волшебный башмачок, или Сандрильона» - была удачной. Но, не смотря на это, дирекция не заключила с ним контракт. В 1873 году Рейзингер снова появился в Москве и на разовых условиях стал ставить балет «Кащей» на тему русской сказки. После постановки «Кащея» с Рейзингером в конце 1874 года был заключён контракт. Обосновавшись в Москве, новый балетмейстер в 1875 году создал два балета: «Стелла» и «Ариадна». В них Рейзингер хотел показать зрителю свои новые методы постановки танцев. Взяв за основу изобразительное искусство античности, Рейзингер стремился применить его в балете и ещё в 1873 году, предполагая поставить в Москве свой одноактный балет «Нарцисс и Эхо», говорил, что «написал балет только в одном акте, опасаясь, по условиям, относящимся до костюмов и танцев древнего времени, в нескольких актах утомить публику». Как «Стелла», так и «Ариадна» вызвали кратковременное любопытство зрителя, причём последний спектакль поражал ещё роскошью своей постановки. Он обошёлся дирекции в баснословную по тому времени сумму — 40 тысяч рублей постановка балета «Торжество Вакха» стоила театру всего 800 рублей. Однако эти балеты не стали серьёзным событием. Московская балетная труппа и передовая художественная интеллигенция продолжали поиски новых средств выразительности в танцевальном искусстве, которые и привели к созданию «Лебединого озера», начинающего новый этап в развитии русского и мирового балета. Балет в провинции как самостоятельный вид театрального искусства в этот период прекратил своё существование. Развивавшиеся коммерческие отношения задушили коммерческий балетный театр. Гонясь за повышением прибылей, провинциальные антрепренёры отказывались от таких ненадежных и малодоходных дел, как балет. Дольше других продержались полукоммерческие балетные труппы в Казани и Тифлисе. Но интерес к сценическому танцу в провинции не прекратился. Это подтверждается как участившимися гастролями столичных артистов балета в губернских центрах, так и сохранением танцевальных номеров в операх, опереттах, водевилях и дивертисментах, шедших в провинции. Значительным изменениям в период 60-70-х годов подвергся балетный спектакль. Содержание в нём отошло на второй план; параллельно стремительно развивалась техника танца. К концу 70-х годов балетный спектакль превратился в сплошной танцевальный дивертисмент, в котором отдельные исполнители демонстрировали своё техническое искусство. В этом отношении иностранные балетмейстеры и иноземные исполнители-гастролёры стояли на первом месте. Подобное явление в балете в корне противоречило основным путям развития русского балетного театра и требованиям прогрессивного зрителя к балетному искусству.
Брамин не ожидал такой развязки, он грозит радже карой богов за смерть баядерки, но Дугманта неумолим. Гамзатти подслушала этот разговор и приказывает невольнице привести Никию. Гамзатти рассказывает баядерке о своей скорой свадьбе и приглашает танцевать у неё в этот день. Никия польщена такой честью, но тут Гамзатти, как бы случайно, показывает ей портрет своего жениха. Никия в отчаянии, она протестует. Солор любит только её и только ей будет принадлежать. Гамзатти молит Никию отказаться от Солора, но баядерка скорее готова умереть, чем расстаться с любимым. Гамзатти предлагает Никии драгоценности, только бы она уступила ей Солора. В гневе Никия заносит над соперницей кинжал — подоспевшая невольница едва удерживает её. Дочь раджи клянётся: «Баядерка умрёт! Помолвка Гамзатти и Солора. Никия, обязанная по обряду танцевать на этом празднике, не может скрыть своего горя. Но вот ей вручают корзину цветов — и надежда, любовь, радость переполняют её: конечно, это подарок Солора!