Краткий путеводитель по переходу из лагеря чайлдфри к тихим радостям семейственности» Ася Казанцева сообщила в соцсетях, что приняла решение уехать из России после рекомендации «дружественного адвоката». Ася Казанцева считает, что оптимальный возраст — 30-35 лет. Таким образом Ася Казанцева, в числе прочего, дала ответ тем, кого возмутило, что на продажу выставлена одна яйцеклетка – они справедливо указывали на то, что ее, скорее всего, будет недостаточно для получения эмбриона.
В московском метро задержали научную журналистку Асю Казанцеву
Ася Казанцева – современный российский научный журналист, блогер, автор научно-популярных книг. Ася Казанцева (полное имя Анастасия Андреевна Казанцева; род. 5 сентября 1986, Сосновый Бор, Ленинградская область) — российский научный журналист[2], популяризатор науки. Главное сегодня. Биография Аси Казанцевой началась в небольшом городке Сосновый Бор Ленинградской области в 1986 г. Ася была средним ребенком в семье, где, помимо нее, подрастали младшая сестра и старший брат.
Известная журналистка Ася Казанцева покинула Россию. Как она объяснила свой отъезд?
Ася Казанцева объявила, что ждет ребенка, в феврале. В интервью НЭН она рассказала, что не хотела детей, пока не поехала на учебу в магистратуру в Англии, где ощутила одиночество и готовность завести ребенка. Тогда Казанцева сообщила о своем желании бывшему мужу и они проделали процедуру ЭКО, так как ее экс-супруг уже был повторно женат. Научную журналистку отвезли в ОВД для проведения «воспитательной беседы», но быстро отпустили.
Оператор 4 блока Олег Генрих рассказал, как спасся после Чернобыля Как несломленный дзюдоист Дмитрий Носов взял бронзу Олимпиады со сломанной рукой 13 апр.
Например, я знаю, что у меня есть мутация в гене MEFV.
Он связан со средиземноморской лихорадкой, это штука наподобие болезни Альцгеймера, но не в голове, а в животе — когда амилоидные белки накапливаются в стенках внутренних органов и это вызывает приступообразную боль. У отца моего будущего ребёнка такой мутации нет, зато есть рецессивная мутация, связанная с обменом жирных кислот. Потому что известные рецессивные мутации у нас не пересекаются, и ребёнок точно не начнёт ничем таким болеть, в худшем случае — будет носителем.
Но если бы выяснилось, что у нас есть одинаковая рецессивная мутация, то процесс заведения ребёнка был бы более сложным. Нужно было бы делать предимплантационную генетическую диагностику: идти на ЭКО , создавать эмбриончиков, делать им генетический анализ и подсаживать в матку только тех из них, кто не унаследовал опасную мутацию от обоих родителей одновременно. Кроме того, в книге будет часть про репродуктивные технологии.
Потому что с высокой вероятностью когда вы к 40 годам дозреете, яйцеклеток уже не будет. Но вообще книжка начинается с главы «Можно не приходить» — про психологические, экономические и социологические исследования того, нужны ли людям дети в принципе. Общество давит : «Нужно родить ребёночка».
Однако многие становятся несчастными от того, что завели детей. Потому что ребёнок — это очень большая ответственность, нагрузка, деньги, ограничение сил, времени, свободы и так далее. Ввязываться в размножение стоит только тогда, когда вы серьёзно до этого дозрели.
А если не дозрели, то лучше убегать от того, кто пытается завести вместе с вами ребёночка. Пока что это всё, что я могу сказать о книге. О том, как гены и внутриутробное развитие влияют на человека — Действительно ли интеллект человека зависит от интеллекта его родителей?
Они бывают двух разновидностей: Однояйцевые — когда была одна яйцеклетка, её оплодотворил один сперматозоид, но потом на ранних стадиях эмбрионального развития произошло разделение на двух эмбрионов. И из них получились два человека, генетически идентичных. Разнояйцевые — когда в одном и том же цикле у женщины выделились две яйцеклетки, обе оплодотворились и имплантировались.
Получилось два человека, но сходства генетического в них не больше, чем между любыми другими братьями и сёстрами. И смотрите, как он распределён в парах. Например, цвет волос у однояйцевых близнецов будет всегда одинаковым, а у разнояйцевых может быть разным.
Из этого мы делаем вывод, что гены здесь важны. Значит, можно сделать вывод: вряд ли у нас есть ген любви к тому, чтобы красить волосы. Если посмотреть таким образом на любой поведенческий признак, то мы обнаруживаем, что однояйцевые близнецы всегда похожи друг на друга больше, чем разнояйцевые.
Это верно для чувства юмора , политических взглядов, открытости к новому, склонности к курению и тяжести никотиновой зависимости. То же самое и с интеллектом. Уровень интеллекта, равно как и уровень школьной успеваемости, в паре однояйцевых близнецов оказывается существенно ближе друг к другу, чем в паре разнояйцевых близнецов.
Поэтому да, интеллект человека зависит от генов. При этом здесь очень интересная история: влияние генов на него увеличивается с возрастом. В детстве воздействия среды могут быть более эффективными.
Когда такой ребёнок вырастает и избавляется от влияния родителей и учителей, то перестаёт интеллектуально развиваться и начинает сидеть на диване, читать тупые книжки и смотреть тупое кино. Это удивительный, но хорошо описанный феномен. На детей среда влияет сильнее, а взрослые сами создают своё окружение в зависимости от предрасположенностей.
Но здесь следует подчеркнуть, что гены никогда не задают признак абсолютно — тем более такой сложный, как поведенческий. Они задают некоторые предрасположенности, некоторые склонности, некоторую норму реакции. В генах не прописано, что уровень IQ у вас будет 114.
Но прописано, что, скорее всего, он будет чуть выше среднего. А вот 106 или 126 единиц — зависит от того, сколько книжек вы читали, насколько вам повезло со средой и так далее. В мозге активны около 14 000 генов, и все они влияют на отдельные аспекты его работы на клеточном уровне.
Поэтому лучшее, что можно сделать для ребёнка, — это родить его от самого умного человека из всех, кто есть вокруг. Это как? Это также стало известно благодаря близнецовым исследованиям.
Когда их участников опрашивают по спектру политических предпочтений, то выясняется, что у однояйцевых взгляды всегда ближе друг к другу, чем у разнояйцевых. Если первый — консерватор, то и второй чаще консерватор, если первый — либерал, то и второй — либерал. Но здесь влияние генов не такое сильное, как в случае с интеллектом.
Они не явились, жаль, потому что у меня на этот случай были заготовлены две шутки: «Вот, вы видите, какой у них уровень научной аргументации» и «Лучше было бы, конечно, закидывать гомеопатическими яйцами, разведенными до бесконечных пределов». Ася сообщила, что сейчас в приоритете для нее обучение, нежели рождение ребенка: — Я всегда возмущаюсь, когда меня называют биологом. Биолог я по образованию, а по профессии — научный журналист. Я не занимаюсь исследовательской деятельностью, я читаю чужие статьи и адаптирую их для широкой публики. Это занимает все мое время и полностью обеспечивает меня финансово. Последние пять месяцев я писала свою вторую книжку, и остро почувствовала границы собственной некомпетентности. Ощущаю, что учиться мне нужно больше. Это моя версия страха перед биологическими часами: «Ааа, мне уже 29, надо срочно что-то делать! Сейчас я облизываюсь на одну прекрасную магистратуру по нейробиологии в Высшей школе экономики, надеюсь в следующем году поступить. Пока пошла на подготовительные курсы по математике и английскому — на английском будет проходить обучение, а математики много на первом курсе.
Все ужасно сложно, на курсах английского в основном экономисты, и я не понимаю половину текстов. В общем, все это приносит мне огромное удовольствие, мозг закипает и лезет из ушей. Так что если вы боитесь, что вам уже столько-то лет, и вы скоро станете старыми, лучшее, что вы можете сделать — пойти учиться. Во-первых, вы ассоциативно оказываетесь на уровне 18 лет, что приятно. А во-вторых, вас уже никто не заставляет учиться, вы делаете это добровольно и действительно ощутите, какое удовольствие приносит учеба. Ася рассказала о том, можно ли выбрать пол будущего ребёнка. Считается, что мужская Y-хромосома по размеру меньше, чем женская X-хромосома, а потому сперматозоиды с Y-хромосомой передвигаются быстрее и раньше достигают яйцеклетки. И, мол, если подгадать день зачатия, чтоб дать возможность Y-хромосомам «доплыть» до цели быстрей — у вас родится мальчик. Однако есть лишь одно исследование 1979 года, подтверждающее этот эффект. В эксперименте участвовали несколько тысяч религиозных евреек.
Если вы религиозный еврей, то вы не занимаетесь сексом во время критических дней, а затем ждете еще 7 дней, после чего проходите ритуальное очищение, — лишь тогда можно предаваться утехам. Испытуемых разделили на 2 группы: женщины с длинным менструальным циклом и с циклом коротким. В первом случае длинный цикл секс происходил за пару дней до овуляции, во втором короткий цикл наоборот: сначала овуляция, а через пару дней — секс. К людям лазерный сортинг не применяется. Вдруг небезопасно для будущего ребенка, если «сработавший» сперматозоид был предварительно окрашен?
День рождения сегодня отмечает Ася Казанцева
Гарантийный талон Увы, его не существует. Хотя репродуктологи, как кажется со стороны, творят чудеса, они не боги. Асе Казанцевой повезло, у нее прижился первый подсаженный эмбрион. Но важно понимать, что все равно процесс вероятностный. Замораживая яйцеклетки, вы повышаете свои шансы, но не делаете их стопроцентными», — говорит Ася.
Увы, это так, согласна и Елена Младова: «В настоящее время замораживание яйцеклеток одобрено и разрешено к применению в большинстве стран мира. Потому что есть и другие факторы, которые влияют на наступление и вынашивание беременности. Но в любом случае, своевременно заморозив яйцеклетки, вы повышаете шанс на реализацию своей репродуктивной функции». Поделиться с другими Автор это статьи стала мамой в 25, а в 40 задумалась о втором ребенке и отправилась к репродуктологу.
Я как раз из тех женщин, кто, по словам Аси Казанцевой, задумалась о сохранении своих яйцеклеток слишком поздно. И сейчас, в 46 лет, я пишу в своем блоге, что если бы я могла дать главный совет себе 15 лет назад, он звучал бы так: «Аня, заморозь яйцеклетки. Не понадобятся тебе, поделишься с другими». Со мной солидарна и Ася Казанцева: «Распространять знания о заморозке яйцеклеток, конечно, надо, потому что многие в 42 года сокрушаются, что они могли бы, но не подумали».
Перед криоконсервацией Ася, помимо обязательных анализов, получила заключения психиатра и невролога. Они не нужны, если замораживаешь ооциты или эмбрионы для себя, но необходимы, чтобы в будущем иметь возможность передать их в донорские программы. Но если мои оставшиеся яйцеклетки не пригодятся мне, то я смогу их передать, скажем, своим подругам, которые не успели заморозить сами, потом захотели родить детей, и предпочитают понятного и знакомого донора, — говорит Ася и добавляет, что донорские программы ооцитов открывают новые гендерные роли с точки зрения дарвиновской эволюции и передачи своих генов. Теперь такая возможность есть и у женщин.
Странно с точки зрения культуры, но забавно с точки зрения биологии». Вот уже несколько лет российский Репробанк предлагает специальную донорскую программу для молодых женщин «Сохрани для себя, помогая другим». В этом случае одну часть полученных яйцеклеток девушка замораживает для себя, а три четверти жертвует как донорские. Такой вариант подходит в том числе тем, кто не готов платить за процедуру получения и криоконсервации яйцеклеток около 200 тысяч рублей.
Морозить яйцеклетки или нет, делать это только для себя или участвовать в донорских программах, точно также как рожать или оставаться чайлдфри, каждая женщина решает для себя сама. Но важно с самого раннего возраста знать, что есть выбор.
Она же считает, что против нее запущена кампания по дискредитации, запугиванию и выдавливанию из страны, «потому что перед выборами дорогому отечеству хочется максимально зачистить свое информационное пространство от неблагонадежных элементов». Дорогое отечество много делает, особенно в последние годы, чтобы мы все поломались, но время всегда на стороне живых. И мы еще будем счастливы, и у нас еще будет жизнь», — заканчивается пост Казанцевой. В декабре журналистка подверглась травле со стороны депутата Госдумы Андрея Лугового и провластных активистов.
Например, когда я училась в «Вышке» в магистратуре по когнитивным наукам, то все два года обдумывала, как моя книжка будет выглядеть. Потом думала, что расскажу про современные методы исследования мозга. Но в итоге удалось найти компромисс: в книжке «Мозг материален» есть и хардкорная нейробиология, и то, как она влияет на повседневную жизнь. Но это требует усидчивости. При условии, что вы уже понимаете, о чём будете писать.
Тысяча рабочих часов — это полгода, если больше ничем не заниматься. Или ещё дольше, если параллельно зарабатывать себе на жизнь. Какова её предыстория? Сначала в 2019 году я уехала в Бристоль в магистратуру по молекулярной нейробиологии. И думала, что моя следующая книжка будет опять про мозг, при этом ещё более хардкорная, серьёзная и сложная.
Но наступила пандемия, и моя магистратура превратилась в тыкву. В итоге провести лабораторные работы по нейробиологии мы не смогли. Вся эта история и жизнь меня страшно достала. Сыпалось слишком много всего, что нужно было преодолевать. И поэтому приоритеты изменились.
Я внезапно решила, что буду заводить ребёночка. Правомерно ожидать, что, когда у меня заведётся ребёночек, я буду испытывать к нему милоту, и это будет давать мне эмоциональную поддержку и восстановление после всех неприятностей. А ещё это повод для книжки. Я умею зарабатывать много денег за малое количество времени — в основном корпоративными лекциями. Но для того, чтобы так и продолжалось, нужно наращивать свою славу и экспертность.
Аспирантура повышает статус и даёт тему для новой книжки. Ребёнок работает так же. Потому что моя аудитория растёт вместе со мной. У многих, кто меня читает и слушает, либо уже есть деточки, либо они планируются. Почти нет книжек, которые пересказывают именно академические исследования о подготовке к беременности и самой беременности.
У меня есть биологическое образование, которое позволяет понимать статьи, а теперь будет и личная заинтересованность. Или это пока секрет? Первый том будет о том, что происходит с женщиной и ребёнком внутри неё до момента родов. Потому что есть много вещей, которые важны, полезны и при этом не общеизвестны. Например, многие люди не делают генетический скрининг перед тем, как заводить детей.
Но при этом каждый второй человек — носитель той или иной рецессивной мутации. И она может привести к инвалидности ребёнка, если у второго партнёра окажется точно такая же мутация. Такое, конечно, происходит редко, потому что мутации у мамы и папы обычно разные. Но если это всё-таки случается, то последствия очень тяжёлые. А это можно было бы предотвратить малой кровью, если бы люди проверили свои гены перед тем, как заводить детей.
Например, я знаю, что у меня есть мутация в гене MEFV. Он связан со средиземноморской лихорадкой, это штука наподобие болезни Альцгеймера, но не в голове, а в животе — когда амилоидные белки накапливаются в стенках внутренних органов и это вызывает приступообразную боль. У отца моего будущего ребёнка такой мутации нет, зато есть рецессивная мутация, связанная с обменом жирных кислот. Потому что известные рецессивные мутации у нас не пересекаются, и ребёнок точно не начнёт ничем таким болеть, в худшем случае — будет носителем. Но если бы выяснилось, что у нас есть одинаковая рецессивная мутация, то процесс заведения ребёнка был бы более сложным.
Нужно было бы делать предимплантационную генетическую диагностику: идти на ЭКО , создавать эмбриончиков, делать им генетический анализ и подсаживать в матку только тех из них, кто не унаследовал опасную мутацию от обоих родителей одновременно. Кроме того, в книге будет часть про репродуктивные технологии. Потому что с высокой вероятностью когда вы к 40 годам дозреете, яйцеклеток уже не будет. Но вообще книжка начинается с главы «Можно не приходить» — про психологические, экономические и социологические исследования того, нужны ли людям дети в принципе. Общество давит : «Нужно родить ребёночка».
Однако многие становятся несчастными от того, что завели детей.
Ещё одно отличие мозга детей и взрослых заключается в объёме рабочей памяти. Взрослый человек может держать в голове семь единиц информации одновременно — например, ненадолго запомнить номер телефона. Дошкольнику такое не даётся. Чтобы проверить объём их кратковременной памяти, детям обычно устраивают игровые тесты. Например, были: лисичка, котик, пёсик и зайчик.
Лисичку убрали. Четырёхлетний ребёнок должен справиться с этим заданием, так как он может удерживать в памяти до четырёх единиц информации. В шесть лет объём кратковременной памяти увеличивается, и зверёнышей может быть уже шесть. С одной стороны, малышам сложнее удерживать в голове информацию. Поэтому мы до сих пор помним стишки, которые учили в первом классе. Одним интенсивное обучение математике даётся легко и непринуждённо.
Тогда, казалось бы, почему бы и не учить её? Но бывают и жертвы родительских амбиций, в которых запихивают больше, чем им было бы надо. Так нарушается способность к гармоничному развитию. Ребёнок — это гибкое и пластичное существо, он может подстроиться под требования окружающей среды. Его можно заставить выучить школьную программу к девяти годам, но не очень понятно зачем. Потому что выучит он её, скорее всего, некачественно, как дрессированная обезьянка, на уровне «сдать и забыть».
Ведь для того, чтобы информация устаканилась в голове хорошо, требуется не только время на её освоение, но и большие паузы на безделье в промежутках. А по поводу языков — у малышей к ним уникальные способности. Но только в том случае, если дети живут в языковой среде. Их мозг просто перерабатывает большое количество речи и выделяет в ней паттерны и закономерности. Но это совершенно не применимо к изучению языка в классе 2 часа в неделю, потому что там просто не накапливается достаточное количество материала. И изучать неродной язык вне среды стоит только тогда, когда ребёнок стал старше и усидчивее и у него развилась кратковременная память для усвоения новых навыков.
Зря мы обижаемся на родителей за то, что они не отдали нас на английский в раннем детстве. Исследования показывают, что те, кто начал учить иностранный язык в 8 лет, и те, кто занялся этим в 11, к 16 годам оказываются на примерно одинаковом уровне. Скорее всего, хорошего произношения он уже никогда не достигнет, потому что артикуляционные навыки в детстве формируются легко, а во взрослом возрасте — с трудом. По той же причине я, например, картавлю. Но при этом возможно выучить язык так, чтобы его адекватно использовать — читать, писать, проводить переговоры на нём. Учиться смолоду просто более эффективно, но это не означает, что во взрослом возрасте этого делать не нужно.
Например, классическая задача про девять точек, которые надо соединить четырьмя прямыми отрезками, не отрывая карандаша от бумаги. Обычно человек долго бьётся над этой головоломкой , у него ничего не получается, он заходит в тупик. Потом эта задача варится в голове, и в итоге происходит реструктуризация! Тогда оказывается, что эта задача решаема. И человек испытывает эйфорическое чувство — инсайт. Эксперименты в томографе показывают, что в этот момент активируется прилежащее ядро и вентральная область покрышки — зоны мозга, связанные с удовольствием, чувством радости и награды.
Это может привести к появлению новых связей между тем знанием, которое вы загрузили, и тем, которое у вас уже есть. Она вам может даже присниться. В общем, когда человек работает с информацией, то постоянно подспудно её обдумывает. Это хорошо работает, когда человек бездельничает. Бездельничать — важно. И второе гораздо лучше для обработки информации.
Например, если вы читаете Facebook или играете в компьютерную игрушку, то это, конечно, тоже отдых, но не тот, что ведёт к интуитивным озарениям и инсайтам. Он не плодотворен, потому что вы все равно перерабатываете какую-то информацию, пусть и бесполезную, и это мешает вам уложить в голове то, что вы до этого узнали из умной книжки. Например, спать, гулять, принимать душ. Как сделать так, чтобы он как можно дольше оставался молодым? Хорошо спать.
«Не знаю, кем стану, когда вырасту»: интервью с Асей Казанцевой
Биография и личная жизнь Аси Казанцевой, ее парень и интересные факты. Ася Казанцева – современный российский научный журналист, блогер, автор научно-популярных книг. Ася Казанцева – современный российский научный журналист, блогер, автор научно-популярных книг. Ася Казанцева – современный российский научный журналист, блогер, автор научно-популярных книг. Научный журналист Ася Казанцева продает свои яйцеклетки. Ася Казанцева (Асёна, asena, р. 5 сентября 1986) — российский научный журналист, писатель, биолог.
Научная журналистка Ася Казанцева задержана в Москве
Из-за прямохождения это невозможно, поэтому человеческий ребенок всегда рождается в каком-то смысле недоношенным и требует от женщины очень много сил и внимания. И это эволюционно способствовало формированию прочных отношений между мужчиной и женщиной — чтобы мужчина участвовал в заботе о женщине и ее ребенке и тем самым повышал вероятность собственной успешной передачи генов. Отцовское поведение проявляется по-разному. В парагвайском племени аче не принято, чтобы мужчины ухаживали за младенцами, зато они приносят матерям еду.
Если уж я не эмигрировала из России в 2014 году, не очень понятно, что еще должно там случиться с политической ситуацией, чтобы все-таки вынудить меня уехать. И у меня есть довольно отчетливые планы на будущее. Я хотела бы дальше начать сочетать популяризацию с исследовательской деятельностью. Пойти в аспирантуру, потом начать преподавать нейробиологию студентам. Лучше всего первокурсникам, в качестве курса по выбору, чтобы заманивать их в нашу прекрасную область интересов.
Надеюсь, что это можно будет делать в нежно любимой Высшей школе экономики, она вообще очень приветствует разнообразные курсы по выбору. Возьмем, к примеру, память. С одной стороны, мы можем изучать память и обучение в психологических экспериментах, то есть давать людям что-нибудь учить и смотреть, что они запоминают; изучать ложные воспоминания и так далее. Но, с другой стороны, мы можем изучать память на уровне молекул и клеток. Мы можем брать улиточку, учить ее втягивать жабры в опасной ситуации и смотреть, как у нее меняется проводимость синапсов.
Когда улиточка научилась, мы можем ее разбирать, вынимать из нее отдельные нейроны и обучать их. Здесь вообще непонятно, где граница между живым и неживым. То есть нейронам улиточки все равно, что их вытащили. Они продолжают проводить ток, как если бы оставались в ней. И тут есть удивительные молекулярные истории.
У нас есть молекула, которая называется NMDA-рецептор. Это детектор совпадений. Это молекула, которая реагирует на одновременную активность двух нейронных ансамблей. Вот мы сейчас с вами сидим в кафе, и тут играет какая-то песенка. И если вы прислушаетесь к ней, у вас активируется нейронная сеть, связанная с песенкой.
И одновременно у вас активна нейронная сеть, связанная со мной. Вы потом будете слушать эту песенку и вспоминать, как брали у меня интервью. Именно потому, что сработали NMDA-рецепторы, детекторы совпадений, и запустили процесс формирования новых нейронных связей, соединяющих репрезентацию песенки в вашем мозге и репрезентацию меня. Мы конструктивно предрасположены к тому, чтобы запоминать совпадения между событиями. Не только люди, но и вообще любые животные, у которых есть нервная система.
Это, по-моему, довольно офигенно. Мы даже к вере в лженауку склонны как раз потому, что склонны запоминать совпадения между событиями. Человек съел сахарный шарик — выздоровел — сформировал ассоциацию, воспринял совпадение как причинно-следственную связь. Если все это изучать, то можно достичь более глубокого понимания того, как мы воспринимаем и анализируем окружающую реальность. Причем все самые интересные открытия на самом деле происходят не тогда, когда исследователи работают с людьми, а во время изучения животных.
Их меньше защищает этический комитет, и с ними можно делать гораздо более сложные вещи с технологической точки зрения. Самый известный пример — оптогенетика. На поверхности нервных клеток размещают светочувствительные белки, и это позволяет выборочно их включать, выключать и, например, записывать воспоминания на конкретные нейроны. Сейчас есть очень интересные технологии, связанные с использованием живых вирусов. Они мигрируют по нервной ткани, распространяясь между теми нейронами, которые более тесно взаимодействуют друг с другом, и это позволяет выявить границы конкретного нейронного ансамбля, связанного, например, с реализацией материнского поведения.
Я пока не готова рассказывать про это подробно и понятно, потому что сама пока только в самых общих чертах это понимаю. Именно поэтому собираюсь пойти в магистратуру по молекулярной нейробиологии, чтобы меня там заставили во всем разобраться. О новой книге: «Когда я начала писать книжку, предложила Олегу Навальному ее иллюстрировать» В своей новой книге Ася разбирает три темы. Мозг материален. Для наших мыслей, эмоций, решений существуют конкретные нейронные контуры, у всей психической деятельности есть биологический базис.
Мозг пластичен. Наш сегодняшний выбор влияет на то, каким окажется наш следующий выбор завтра. Мозг неоднороден.
Если уж я не эмигрировала из России в 2014 году, не очень понятно, что еще должно там случиться с политической ситуацией, чтобы все-таки вынудить меня уехать. И у меня есть довольно отчетливые планы на будущее. Я хотела бы дальше начать сочетать популяризацию с исследовательской деятельностью.
Пойти в аспирантуру, потом начать преподавать нейробиологию студентам. Лучше всего первокурсникам, в качестве курса по выбору, чтобы заманивать их в нашу прекрасную область интересов. Надеюсь, что это можно будет делать в нежно любимой Высшей школе экономики, она вообще очень приветствует разнообразные курсы по выбору. Возьмем, к примеру, память. С одной стороны, мы можем изучать память и обучение в психологических экспериментах, то есть давать людям что-нибудь учить и смотреть, что они запоминают; изучать ложные воспоминания и так далее. Но, с другой стороны, мы можем изучать память на уровне молекул и клеток.
Мы можем брать улиточку, учить ее втягивать жабры в опасной ситуации и смотреть, как у нее меняется проводимость синапсов. Когда улиточка научилась, мы можем ее разбирать, вынимать из нее отдельные нейроны и обучать их. Здесь вообще непонятно, где граница между живым и неживым. То есть нейронам улиточки все равно, что их вытащили. Они продолжают проводить ток, как если бы оставались в ней. И тут есть удивительные молекулярные истории.
У нас есть молекула, которая называется NMDA-рецептор. Это детектор совпадений. Это молекула, которая реагирует на одновременную активность двух нейронных ансамблей. Вот мы сейчас с вами сидим в кафе, и тут играет какая-то песенка. И если вы прислушаетесь к ней, у вас активируется нейронная сеть, связанная с песенкой. И одновременно у вас активна нейронная сеть, связанная со мной.
Вы потом будете слушать эту песенку и вспоминать, как брали у меня интервью. Именно потому, что сработали NMDA-рецепторы, детекторы совпадений, и запустили процесс формирования новых нейронных связей, соединяющих репрезентацию песенки в вашем мозге и репрезентацию меня. Мы конструктивно предрасположены к тому, чтобы запоминать совпадения между событиями. Не только люди, но и вообще любые животные, у которых есть нервная система. Это, по-моему, довольно офигенно. Мы даже к вере в лженауку склонны как раз потому, что склонны запоминать совпадения между событиями.
Человек съел сахарный шарик — выздоровел — сформировал ассоциацию, воспринял совпадение как причинно-следственную связь. Если все это изучать, то можно достичь более глубокого понимания того, как мы воспринимаем и анализируем окружающую реальность. Причем все самые интересные открытия на самом деле происходят не тогда, когда исследователи работают с людьми, а во время изучения животных. Их меньше защищает этический комитет, и с ними можно делать гораздо более сложные вещи с технологической точки зрения. Самый известный пример — оптогенетика. На поверхности нервных клеток размещают светочувствительные белки, и это позволяет выборочно их включать, выключать и, например, записывать воспоминания на конкретные нейроны.
Сейчас есть очень интересные технологии, связанные с использованием живых вирусов. Они мигрируют по нервной ткани, распространяясь между теми нейронами, которые более тесно взаимодействуют друг с другом, и это позволяет выявить границы конкретного нейронного ансамбля, связанного, например, с реализацией материнского поведения. Я пока не готова рассказывать про это подробно и понятно, потому что сама пока только в самых общих чертах это понимаю. Именно поэтому собираюсь пойти в магистратуру по молекулярной нейробиологии, чтобы меня там заставили во всем разобраться. О новой книге: «Когда я начала писать книжку, предложила Олегу Навальному ее иллюстрировать» В своей новой книге Ася разбирает три темы. Мозг материален.
Для наших мыслей, эмоций, решений существуют конкретные нейронные контуры, у всей психической деятельности есть биологический базис. Мозг пластичен. Наш сегодняшний выбор влияет на то, каким окажется наш следующий выбор завтра. Мозг неоднороден.
Однако, как отмечает Казанцева, при наличии маленького ребенка"даже малый риск тюремного заключения малоприемлем». Об этом она написала в фейсбуке заблокирован в РФ, принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской. Во-первых, комиссия по этике Госдумы пояснила, что в публикации депутатом Луговым моего домашнего адреса она никаких проблем не видит, потому что в России гарантированная Конституцией свобода слова.
Во-вторых, у меня отменились еще две лекции, в Москве и в Казани, потому что очень уж большая пошла волна хейта во всякого рода прокремлевских пабликах и СМИ. Там сообщают, среди прочего, об обращениях обеспокоенных граждан в Следственный комитет по поводу разных моих антивоенных высказываний. Дружественный адвокат, посмотрев на все это, сказала, что если на меня действительно захотят открыть уголовное дело, то найдут за что.
Ваш запрос будет отправлен спикеру напрямую на его рабочий email!
- Научный журналист Ася Казанцева: как «прокачать» мозг в любом возрасте? | АиФ Красноярск
- О будущей книге Аси Казанцевой*
- Счастье в деньгах. Но до предела
- Как зарабатывать на лекциях о мозге $2000 в месяц? Узнали у популяризатора науки
- Дерзкая и умная Ася Казанцева как символ молодого поколения
Научная журналистка Ася Казанцева задержана в Москве
Там сообщают среди прочего об обращениях обеспокоенных граждан в Следственный комитет по поводу разных моих антивоенных высказываний», — пишет Казанцева. По ее словам, адвокат предупредил журналистку о возможности возбуждения уголовного дела. Она же считает, что против нее запущена кампания по дискредитации, запугиванию и выдавливанию из страны, «потому что перед выборами дорогому отечеству хочется максимально зачистить свое информационное пространство от неблагонадежных элементов». Дорогое отечество много делает, особенно в последние годы, чтобы мы все поломались, но время всегда на стороне живых.
В результате многие решают не заводить детей вовсе: все сложно, а на планете нас и так почти 8 миллиардов. Научная журналистка, популяризатор науки и молодая мать Ася Казанцева очень удивилась бы, если бы пять лет назад ей сказали, что она так рано захочет ребенка. Эта ее книга, четвертая по счету, особенная: в ней автор, как всегда, профессионально и увлекательно, рассказывает о недавних исследованиях в области эмбриологии, неонатологии и экстракорпорального оплодотворения; о реальных и мифических рисках для матери и плода; о возможностях и ограничениях современной медицины. Но это не все. Это еще и личная история самого важного решения в жизни и начала большой любви.
Ася Казанцева В 2014 году книга «Кто бы мог подумать! По образованию Ася нейробиолог. С 2008 года работает в научной журналистике. Была редактором научно-популярной программы "Прогресс" на Пятом канале, "Программы на будущее" на Науке 2.
Все это серьезно демотивирует.
У всех людей по ходу обучения накапливаются истории о том, как они все выучили плохо, но сдали хорошо, потому что им повезло, или истории о том, как они тщательно готовились, но им не повезло с экзаменатором, и потому они сдали плохо. Я училась на биофаке СПбГУ, и в его дипломе у меня много несправедливо завышенных и несправедливо заниженных оценок. В Вышке эта ситуация исключена. Здесь итоговую оценку определяет работа в течение всего семестра. На экзамене элемент везения сводится к минимуму, потому что обычно он проходит в формате письменного тестирования по всему курсу.
В Вышке намного более очевидна связь между тем, что человек делает, и тем, какую он оценку получает в итоге Соответственно, не развивается чувство беспомощности «от меня далеко не все зависит, стоит ли вообще что-то предпринимать? Сегодня понятно, что кратковременная память — это усиление проводимости синапсов, долговременная память — выстраивание новых нейронных связей. То есть любое обучение — это настоящие, измеримые анатомические изменения архитектуры мозга. Проблема в том, что скорость обучения ограничена, мозгу требуется время на то, чтобы вырастить эти нейронные связи. Поэтому в том случае, когда вы пытаетесь выучить весь материал непосредственно перед экзаменом, вы лишь небольшую часть из него перенесете в долговременную память и довольно мало из этого будете помнить, когда семестр закончится.
Если вы учите информацию маленькими порциями и после каждой порции ложитесь спать, то во сне ваш мозг благополучно все запоминает, и повышается вероятность того, что информация останется в долгосрочной памяти, даже когда семестр закончится. Это упрощает дальнейшую учебу, потому что все курсы обычно связаны между собой. Чем больше вы запомнили в первом семестре, тем легче вам будет во втором. Стресс и рейтинги Вышка очень гуманна по отношению к студентам, потому что она не собирает весь стресс в конец семестра в сессию, как делают все университеты, а распределяет его равномерно. Что, надо сказать, позволяет впихнуть гораздо больше стресса в процесс обучения.
Дополнительный фактор стресса — это система открытых рейтингов. Люди их смотрят, соревнуются друг с другом и искренне негодуют, когда другие талантливые однокурсники их обгоняют. У меня это проявлялось особенно отчетливо, потому что когда ты достаточно известен, то понимаешь, что любой твой хейтер в интернете может посмотреть, какие низкие у тебя оценочки. Это стимулирует улучшать свою успеваемость. Отчасти это еще и геймификация: люди вовлекаются в соревнование, и поэтому им становится интереснее гоняться за хорошими оценочками.
А поскольку система оценивания в Вышке достаточно объективная и справедливая, то, когда студенты гоняются за оценочками, они оказываются вынуждены гоняться и за знаниями тоже Мемы Мой любимый мем про Вышку — никто никогда не полюбит тебя так, как студенты НИУ ВШЭ любят говорить о том, что они студенты НИУ ВШЭ. Мемы работают так же, как пословицы, афоризмы и цитаты великих людей. Это удобный способ спрессовать большой объем информации и длинную цепь ассоциаций в маленькую забавную картиночку, которую можно быстро переслать друзьям и процитировать в диалоге. Возраст, образование и брак У меня был перерыв в восемь лет между бакалавриатом и магистратурой, поэтому разница между СПбГУ и Вышкой субъективно была огромной. Это как первый и второй брак.
В первый брак вы вступаете по каким-то нелепым соображениям, например, чтобы получить самостоятельность и отделиться от родителей. Вы не очень выбираете, за кого первый раз выходите замуж. Мне лично повезло. У меня был хороший первый муж и первый университет. Однако я от всего этого получала гораздо меньше удовольствия, чем могла бы, потому что не была морально готова ни к отношениям, ни к образованию.
Я не выбирала эти вещи осознанно, просто так получилось. Контраст со вторым разом огромный: во второй раз ты уже понимаешь, куда и зачем пришел, и поэтому любые неприятные мелочи уже не бесят, ты на них особо и внимания-то не обращаешь, фокусируешься на том, что ты здесь осмысленно и добровольно.
Вплоть до ошибок в согласовании слов и написании «-ться». Вероятно, подавшие иск гомеопаты хотели хайпануть, привлечь побольше внимания общественности, чтобы показать, что наших бьют. Но, как это часто бывает, выиграли больше я и журнал «Вокруг света». Мы получили много благоприятной медиаподдержки. Однако мне кажется, вы уделяете слишком много внимания этой истории. Если на вас грозятся подать в суд, значит, вы все делаете правильно.
Onliner , вам должны писать письма с угрозами. Если вам не пишут таких писем, значит, вы что-то делаете не так. Аудиоверсия интервью в нашем подкасте Oh, hi Mars! Текстовое интервью с Асей Казанцевой вышло объемным. Но даже в статье отражено не все, о чем она говорила. Благо у вас есть возможность прослушать аудиоверсию интервью, которая вышла в нашем научно-космическом подкасте Oh, hi Mars! Кто такой популяризатор науки? Ася Казанцева приехала в Минск на выходные в рамках лектория «Массаракш» , где прочитала для минчан лекцию «Как мозг принимает решения?
Заодно девушка подписала для присутствующих экземпляры своей новой книги «Мозг материален». Какие впечатления остались от местной аудитории после лекции? Веселая, заинтересованная и образованная молодежь. И тут возникает когнитивное искажение. Судя по тому, что они приходят на мои лекции, я им нравлюсь. Значит, они автоматически нравятся мне. Такое самосбывающееся пророчество. Аудитория в Минске всегда удивительно многочисленная.
Четвертый раз читаю здесь лекцию, и всегда набивается больше людей, чем мы ожидаем. Эту лекцию мы объявили дня за три-четыре, но не всем хватило сидячих мест. Думаю, это потому, что в Минске меньше развита своя популяризация науки. Onliner из больших знаменитостей, да и тот не выступает. Поэтому в городе большой голод на такие мероприятия. Аудитория долго не отпускает, долго не расходится. Лекторий «Массаракш» проводит много разных лекций, но, насколько я понимаю, пока это не стало элементом массовой культуры города. Тут есть проблема с коммерциализацией: у вас такие большие налоги, что нет возможности делать лекции по билетам, чтобы это хоть как-то отбивалось.
Если у вас есть знакомые политики, то, возможно, стоит пролоббировать более мягкую систему налогообложения для просветительских мероприятий, чтобы они были более рентабельны. Человек с каким бэкграундом должен приходить в эту профессию? Так называлась премия, которую мне дали за первую книжку. Во многом авансом, чтобы инвестировать в меня внимание и деньги, а также чтобы я продолжила заниматься научной журналистикой и в конце концов написала сиреневенькую книжку. Научный журналист — он как морская свинка, которая не имеет ничего общего ни с морем, ни со свинкой. Чаще всего это люди с профильным естественнонаучным образованием. Я оканчивала биофак СПбГУ. Научить биолога писать — это быстрее и проще, чем научить журналиста разбираться в биологии.
Если взять двух свежих выпускников биофака и журфака, дать им задание написать одну и ту же научную новость, то победит биолог. Он понимает научную статью и за полдня пишет текст. Пускай немного корявый, но под руководством редактора со временем он научится писать. А чтобы первоисточник смог понять журналист, ему нужно прочитать несколько учебников. Но если пять лет стараться, страдать, делать много ошибок и позориться, то, конечно, он сможет набрать базовую эрудицию и догнать человека с биологическим образованием. Плюс надо знать английский, потому как это международный язык науки. Если вы не можете читать на нем статьи, это сразу профнепригодность. И желательно обладать теорией разума — способностью ставить себя на место читателя, представлять, что может быть ему непонятно, интересно или смешно.
Во всем мире популяризацией науки занимаются как профессиональные журналисты, которые окончили естественнонаучный факультет, но прекратили заниматься наукой и теперь пишут серьезные статьи, так и ученые, которые занимаются исследованиями, но иногда ходят в народ читать лекции, писать статьи и книжки. Однако при этом среди ученых процент тех, кто хорошо занимается популяризацией, не очень высокий. Потому что они часто не могут представить себе, до какой степени читатель ничего не понимает, полагая, что нуклеотидная последовательность ДНК, которая определяет аминокислотную последовательность белка, — это абсолютная база, школьная программа и любой человек должен понимать такое без пояснений. Это делает их научпоп часто тяжелым для восприятия широкой общественностью. Хотя и это далеко не всегда так. О деньгах в научпопе — Это прибыльная профессия? Особенно в сравнении с наукой. У вас ведь был выбор между двумя этими сферами.
Почему выбрали научпоп? После бакалавриата я ушла работать научным журналистом не только потому, что это было классно. В определенный момент достало жить на 5000 рублей в месяц. Да и эти деньги я могла зарабатывать только параллельно со всякими расшифровками и прочей низкоквалифицированной работой. Понятно, что это был 2008 год и цены были ниже, но тем не менее… Научная журналистика похожа на любой другой шоу-бизнес.
Дерзкая и умная Ася Казанцева как символ молодого поколения
свежие новости дня в Москве, России и мире. Смотри Москва 24, держи новостную ленту в тонусе. Журналистка Ася Казанцева сообщила, что приняла решение уехать в Грузию после отмены ее лекций и публикации депутатом Луговым ее домашнего адреса в Интернете. Сначала А. Казанцева подтверждает, что возраст согласия не имеет прямой связи с ранними беременностями, но потом дает только примеры, подтверждающие, что низкий возраст согласия коррелирует с низким уровнем подростковых беременностей, а поздний – с высоким. Главное сегодня. Ася Казанцева — одна из немногих наших соотечественников, кто умеет изложить науку просто, увлекательно и весело. Мы любим ее прежде всего за эту способность, но не только за нее.
Известная журналистка Ася Казанцева покинула Россию. Как она объяснила свой отъезд?
Статьи и колонки Аси Казанцевой опубликованы в самых разных изданиях. В Москве на станции метро «Пионерская» полицейские задержали научную журналистку Асю Казанцеву. Об этом она сама рассказала «ОВД-Инфо»*. Возраст: 36 лет. Инстаграм: @brain_is_tangible. Все новости о персоне. Популяризатор науки Ася Казанцева о научном подходе к финансовой дисциплине, доходах, необходимых для счастливой жизни, и коронавирусе. Научный журналист Ася Казанцева продает свои яйцеклетки. Популяризатор науки Ася Казанцева назвала незаконной публикацию ее персональных данных депутатом Луговым. Ася Казанцева, известная своими "заукраинскими" настроениями, после отмены своих "научных" лекций в России решила снискать счастья в Грузии.
Почему вы должны меня знать: волонтер-исследователь COVID-19 Ася Казанцева
Регулярно выступает в средствах массовой информации на темы, связанные с популяризацией науки. С 2014 года выступает с публичными и непубличными корпоративными научно-популярными лекциями в Москве и других населённых пунктах России. Достижения 2009 Премия «Наука — обществу» за лучшее видео на тему «Зарисовки об учёных» 2014 Лауреат премии в области научно-популярной литературы «Просветитель» Образование В 2008 году окончила биолого-почвенный факультет СПбГУ В 2013 году занималась исследованиями по программе МАСА в Ариэльском университете в Израиле В 2016—2018 годах училась на магистерской программе по когнитивным наукам «Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию» на факультете социальных наук НИУ ВШЭ Темы выступлений Как спорт влияет на мозг Бросить нельзя продолжать: проблемы курильщиков в XXI веке Психологические исследования счастья и благополучия Как образ жизни влияет на мозг Как написать научно-популярную книгу Память и обучение: как это работает Ошибки понимания. Как мозг нас обманывает Регулярно выступает с научно-популярными лекциями в разных городах России и в других странах.
В интервью проекта «Москва — Россия? Когда выгоднее всего рожать? С точки зрения биологии завести ребенка нужно как можно раньше, поскольку качество яйцеклеток с каждым годом портится, объяснила в разговоре с MSK1.
RU научная журналистка Ася Казанцева. Кроме того, во время беременности и периода грудного вскармливания часики тикают медленнее. RU Но не всегда девушки, рано родившие ребенка, могут похвастаться успешной карьерой. А если и могут, то зачастую они днями пропадают на работе, чтобы обеспечить своих детей всем самым лучшим: платной медициной, хорошим образованием. Отсюда и возникает вечный конфликт социального и биологического факторов. Чем больше ресурсов — эмоциональных, психологических и экономических — у вас есть для него, тем более успешным он будет, — рассказала MSK1.
RU Ася Казанцева. И, кроме того, будет возможность самой не поехать «кукушечкой». Родительское выгорание будет меньше» Ася Казанцева, научный журналист — Есть много экономических исследований о «штрафе за материнство». Это потеря в доходе у женщины, которая родила ребенка, по сравнению с бездетной с теми же навыками. Эта разница выражена слабо, если родить после 30 лет. К этому моменту карьера уже достаточно хорошо выстроена для того, чтобы находить какую-то гибкую занятость и всё успевать, — отметила Казанцева.
Она же считает, что против нее запущена кампания по дискредитации, запугиванию и выдавливанию из страны, «потому что перед выборами дорогому отечеству хочется максимально зачистить свое информационное пространство от неблагонадежных элементов». Дорогое отечество много делает, особенно в последние годы, чтобы мы все поломались, но время всегда на стороне живых. И мы еще будем счастливы, и у нас еще будет жизнь», — заканчивается пост Казанцевой. В декабре журналистка подверглась травле со стороны депутата Госдумы Андрея Лугового и провластных активистов.
В процессе обучения в Израиле Ася Казанцева не раз делилась своими впечатлениями с читателями интернет-журнала «Метрополь» [8]. В 2016—2018 годах училась на магистерской программе по когнитивным наукам «Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию» на факультете социальных наук ВШЭ [9] , о процессе обучения также рассказывала в интервью [10] [11] [12]. На апрель 2019 года живёт и работает в Москве. Научная журналистика и популяризация науки[ править править код ] Мысль стать популяризатором науки пришла к Казанцевой после того, она поняла, что в силу личностных особенностей «учёный из меня не получится, потому что у меня не хватает на это абстрактного мышления » и из-за большой продолжительности научных исследований «в науке, к сожалению, очень большое расстояние между действием и результатом» не сможет стать полноценным учёным [1]. В то время как занятие научной журналистикой «психологически проще и приятнее, чем заниматься настоящей наукой, хотя те, кто ею занимается, очень крутые люди», поскольку позволяет за раз охватывать широкий круг тем и за счёт читателя удовлетворять собственное любопытство, а также писать работы, которые будут быстро публиковаться [1]. Начав с блога в Живом Журнале, Ася Казанцева довольно быстро стала востребованным автором [13]. Сразу после окончания СПбГУ в 2008 году стала работать в сфере научной телевизионной журналистики на Пятом канале , где принимала участие в создании научно-популярной программы « Прогресс ». В качестве продюсера и научного консультанта этой программы получила в 2009 году первую премию «Наука — обществу» за лучшее видео на тему «Зарисовки об учёных» за сюжет «Голубая кровь» [14]. Позже участвовала в проекте «Наука 2. В 2014—2015 годах работала на должности шеф-редактора журнала « Здоровье » [1].